Славянский праздник деды. День всех усопших верных (День памяти)

Осенние Деды! Думаю о приближающейся Навьей Седмице, начинают дрожать коленки. То ли от страха, то ли от предвкушения желанного опасного приключения. Время общения с Духами Предков. Оглядываюсь вокруг и понимаю. Многие даже и не заметят этих особых дней, продолжая равнодушно двигаться в череде серых будней. Славянские традиции для них мертвы.

А в «Северной сказке» не проходят мимо таких событий, ведь праздники древних славян – особая форма гармонии Вселенной. Время, когда границы между мирами стираются и наступает единение, открываются двери в иную реальность. Мы постепенно учимся пользоваться возможностями, которые даются нам предками. Мы гадаем на Славянских Резах Рода, ведь это наша история и наши традиции.

Семь дней Коло Сварога в конце октября-листопада, что дадут нам время настроиться на перемены. Одна неделя, на стыке осени - зимы, когда истончаются границы миров. Время, по славянским традициям, остановиться, почувствовать помощь Духов Предков, безмолвной чередой встающих за спиной. Любимая бабушка, дед по материнской линии, с которым не удалось посмеяться, отцовская матушка, строгий дед – глава когда-то большой семьи… Мои Пращуры. Некоторые думают - это просто потемневшие фотографии в старом альбоме? Скоро Осенние Деды. Следуя живым славянским традициям, я проведу обряд поминовения Предков, попрошу помощи, поддержки - и предсказаний на будущее. Таков праздник древних славян - Осенние Деды.

Что открывают нам славянские традиции?

Славянские традиции просты и глубоки. Следуй их природным ритмам, и мир вокруг станет понятнее, надёжнее, радостнее. И много уже людей вокруг душой почувствовали это. Здоровье, чистота и мудрость – слова, которые приходят на ум при встрече с ними. Простое признание того, что человек подобен Богу. Душа его бессмертна, а возможности огромны. Например, выход за границы обыденности, способность увидеть жизнь за пределами жизни. Праздники древних славян – вот способ открыть двери в другие миры. Говорить, подобно Богам, с миром Прави и миром Нави. Приглашать к себе своих Предков, говорить с ними, советоваться, гадать о будущем, слышать ответы.

А еще славянские традиции ─ это простые способы укреплять свой Род, свою семью, воспитывать здоровых, чистых и умных детей. Праздновать Осенние Деды, рассказывать своим детям о самых известных далеких предках, о недавно умерших, создавая тем самым связь времён и поколений. Вспоминать Предков хорошим словом, и никогда – плохим. И делать это торжественно, в свой положенный час, за праздничным столом, каждый год.

Простота славянских традиций

И вот что сделаю я. В выходные почищу - намою дом, чтобы Душам, что придут на поминальный праздник, было приятно видеть - все у меня хорошо в хозяйстве. Что порядок и лад царят в моей семье. Все будет чисто, намыто, радостно. В понедельник подготовлю продукты для особых поминальных блюд.

Много готовить не буду, но обязательно испеку блины. Сделаю сладкую кутью из зерен пшеницы с мёдом и изюмом. Приготовлю канун из меда, пресного коржа и мака, чтобы отлить первую ложку для Дедов, и черпать по одной ложке, передавая чашу по кругу в печальном обряде, как требует это древний славянский праздник.

Как сделать праздник древних славян?

Соберу всех вокруг нашего праздничного стола. Стоит свеча, расстелена белая скатерть, специальный прибор для предков, праздничные одежды, взволнованные лица, семейный праздник Осенние Деды. Старший мужчина нашей семьи откроет входную дверь. Зажжет свечу и, в лучших славянских традициях, обойдёт с ней вкруг дома. Прошепчет обережные слова, что достались нам из глубины веков.

По славянской традиции освятим требу, подержав её над огнем свечи. Принесём её в дар, положив на приготовленную тарелку. Начнём нашу трапезу. Ритуальный ужин, когда мы будем вспоминать о смешных и грустных событиях с нашими родственниками, говорить с ними, рассказывать о своей жизни, советоваться. И мы обязательно услышим ответ. И обязательно нам станет легче, понятнее и спокойнее. И дети поймут важное, почувствуют ответственность наследников Рода. И, если верить славянским традициям, Предки наши получат силу для новых воплощений в своих потомках.

И вот наступает время старинных гаданий

Закончен ужин. Поминальная еда, ложки, вилки остаются на столе. Дети занялись своими разноцветными делами. Время ритуала старинного гадания. Достану свои славянские Резы Рода. Мне нравятся те, что в колоде. Вгляжусь в лики Богов и Богинь. Рванусь душой к той, где Род, создавший этот мир.

О Род, наш мир родивший. Давно ль это было, иль недавно, но взгляни на меня сейчас, как смотришь ты на светлое небо, на щедрую землю, на ясные звёзды. Пусть Боги славянские, божественные Первопредки, откликнутся на мой зов, ответят на мой вопрос.

Не буду сейчас думать, какой вопрос задам Богам в первый день праздника древних славян Осенних Дедов. По славянским традициям, что ведут меня по жизни, крепко взяв за руку, будет у меня до 27 октября время, чтобы беседовать с Богами.

По славянской традиции вспомнить Сварога Небесного, Первопредка славян. Поздороваться с Макошь – Покровительницей. И, пока открыты двери между мирами в Навью Седмицу, позволить Душе своей вечной обогатиться знанием того, что было и будет вновь.

Обратитесь к родным Богам. Закройте двери в другой мир на исходе седьмицы. Подобно первому дню, обойдите дом со свечой с обрядовой просьбой. Соберите остатки поминальной еды, вынесите во двор, отдайте птицам. Потушите свечу. Осознайте происходящее.

Соблюдайте славянские традиции!

Осенние Деды! Время общения с Духами Предков. Неделя для того чтобы подумать о прошлом и будущем, укрепить свою Душу, порадоваться за то хорошее, что произошло в жизни.

Издательство «Северная сказка» поможет вам в этом. Мы долгое время собирали, сохраняли и старались приумножить древние, почти забытые, знания наших предков, чтобы потом передать их будущему поколению. Славянские мифы и легенды, волшебство славянской магии - все легло в основу сохранения древней истории. Тех крупиночек бытия наших предков, которые сегодня недостойно потеряны в серости современности. Мы с радостью помогаем всем тем, кто хочет поддерживать связь со своим родом, осуществить это желание.

Поэтому в честь праздника приглашаем всех желающих пройти бесплатное гадание на желание и увидеть, как же сохраняется эта удивительная связь с Богами. Попробуйте с помощью нашей ведающей Ма-коши обратиться к своим предкам и получить от них помощь. С 21 по 28 октября, ровно в Навью неделю, время, когда гадания только приветствуются, вы можете и получить на него ответ. Ведающая Ма-кошь будет отвечать на ваши вопросы ежедневно с 21.00 до 22.00, онлайн гадая на Славянских Резах Рода. Присоединяйтесь!

Вот то, что даёт нам здоровье, силу и мудрость на нашем Пути! С праздником, славяне!

Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка»

«Осенние деды» празднуются с 21- 28 октября. В Эти ДНИ начинается посещение погостов, поминовения своих родных, наших общих славянских предков, пращуров. Деды - души (духи) предков, улетевших в Ирий. Об умершем говорили, что он «пошел до дедов» или «гуляет с дедами». А вот современный американский праздник Хэллоуин (Halloween) — является такой своеобразной христианской смесью чествования злых духов и поклонения всем святым и поэтому кроме временной составляющей ничего общего с древним праздником почитания предков не имеет.

Осенние Деды! Думаю о приближающейся Навьей Седмице, начинают дрожать коленки. То ли от страха, то ли от предвкушения желанного опасного приключения. Время общения с Духами Предков. Оглядываюсь вокруг и понимаю. Многие даже и не заметят этих особых дней, продолжая равнодушно двигаться в череде серых будней. Славянские традиции для них мертвы.


Семь дней Коло Сварога в конце октября-листопада, что дадут нам время настроиться на перемены. Одна неделя, на стыке осени - зимы, когда истончаются границы миров. Время, по славянским традициям, остановиться, почувствовать помощь Духов Предков, безмолвной чередой встающих за спиной. Любимая бабушка, дед по материнской линии, с которым не удалось посмеяться, отцовская матушка, строгий дед - глава когда-то большой семьи… Мои Пращуры. Некоторые думают — это просто потемневшие фотографии в старом альбоме? Скоро Осенние Деды. Следуя живым славянским традициям, я проведу обряд поминовения Предков, попрошу помощи, поддержки - и предсказаний на будущее. Таков праздник древних славян - Осенние Деды.
Славянские традиции просты и глубоки. Следуй их природным ритмам, и мир вокруг станет понятнее, надёжнее, радостнее. И много уже людей вокруг душой почувствовали это. Здоровье, чистота и мудрость - слова, которые приходят на ум при встрече с ними. Простое признание того, что человек подобен Богу. Душа его бессмертна, а возможности огромны. Например, выход за границы обыденности, способность увидеть жизнь за пределами жизни. Праздники древних славян - вот способ открыть двери в другие миры. Говорить, подобно Богам, с миром Прави и миром Нави.

Приглашать к себе своих Предков, говорить с ними, советоваться, гадать о будущем, слышать ответы.
А еще славянские традиции ─ это простые способы укреплять свой Род, свою семью, воспитывать здоровых, чистых и умных детей. Праздновать Осенние Деды, рассказывать своим детям о самых известных далеких предках, о недавно умерших, создавая тем самым связь времён и поколений. Вспоминать Предков хорошим словом, и никогда - плохим. И делать это торжественно, в свой положенный час, за праздничным столом, каждый год.


Этот праздник (как и Радуница) связан с распространенным культом предков. Деды отмечали: перед масленой неделей, во вторник на второй неделе после Великодня (Радуницы); в субботу перед неделей святой Троицы; перед летним праздником Петра и Павла; а также осенью.
Осенние Дзяды в древности отмечались в третью субботу после Покрова (14 октября).
В этот день поминали всех предков независимо от их места захоронения. В доме убирались, вся семья мылась, женщины готовили различные блюда. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы предки могли заходить и садиться за стол. Перед тем как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов.
Простота славянских традиций
И вот что сделаю я. В выходные почищу — намою дом, чтобы Душам, что придут на поминальный праздник, было приятно видеть - все у меня хорошо в хозяйстве. Что порядок и лад царят в моей семье. Все будет чисто, намыто, радостно. В понедельник подготовлю продукты для особых поминальных блюд.
Много готовить не буду, но обязательно испеку блины. Сделаю сладкую кутью из зерен пшеницы с мёдом и изюмом. Приготовлю канун из меда, пресного коржа и мака, чтобы отлить первую ложку для Дедов, и черпать по одной ложке, передавая чашу по кругу в печальном обряде, как требует это древний славянский праздник.
Как сделать праздник древних славян?
Соберу всех вокруг нашего праздничного стола. Стоит свеча, расстелена белая скатерть, специальный прибор для предков, праздничные одежды, взволнованные лица, семейный праздник Осенние Деды. Старший мужчина нашей семьи откроет входную дверь. Зажжет свечу и, в лучших славянских традициях, обойдёт с ней вкруг дома. Прошепчет обережные слова, что достались нам из глубины веков. По славянской традиции освятим требу, подержав её над огнем свечи. Принесём её в дар, положив на приготовленную тарелку. Начнём нашу трапезу. Ритуальный ужин, когда мы будем вспоминать о смешных и грустных событиях с нашими родственниками, говорить с ними, рассказывать о своей жизни, советоваться. И мы обязательно услышим ответ. И обязательно нам станет легче, понятнее и спокойнее. И дети поймут важное, почувствуют ответственность наследников Рода. И, если верить славянским традициям, Предки наши получат силу для новых воплощений в своих потомках.
И вот наступает время старинных гаданий
Закончен ужин. Поминальная еда, ложки, вилки остаются на столе. Дети занялись своими разноцветными делами. Время ритуала старинного гадания. Достану свои славянские Резы Рода. Мне нравятся те, что в колоде. Вгляжусь в лики Богов и Богинь. Рванусь душой к той, где Род, создавший этот мир.
- О Род, наш мир родивший. Давно ль это было, иль недавно, но взгляни на меня сейчас, как смотришь ты на светлое небо, на щедрую землю, на ясные звёзды. Пусть Боги славянские, божественные Первопредки, откликнутся на мой зов, ответят на мой вопрос. Не буду сейчас думать, какой вопрос задам Богам в первый день праздника древних славян Осенних Дедов. По славянским традициям, что ведут меня по жизни, крепко взяв за руку, будет у меня до 27 октября время, чтобы беседовать с Богами. По славянской традиции вспомнить Сварога Небесного, Первопредка славян. Поздороваться с Макошь - Покровительницей. И, пока открыты двери между мирами в Навью Седмицу, позволить Душе своей вечной обогатиться знанием того, что было и будет вновь. Обратитесь к родным Богам. Закройте двери в другой мир на исходе седьмицы. Подобно первому дню, обойдите дом со свечой с обрядовой просьбой. Соберите остатки поминальной еды, вынесите во двор, отдайте птицам. Потушите свечу. Осознайте происходящее.

Соблюдайте Cлавянские традиции!

Осенние Деды! Время общения с Духами Предков. Неделя для того чтобы подумать о прошлом и будущем, укрепить свою Душу, порадоваться за то хорошее, что произошло в жизни.

Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Каждое блюдо подавалось парно в четном количество (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие.Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах - их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно.

Рассмотрим подробнее представление наших пращуров по данной теме.

Вот как описывается смерть и жизнь в «Велесовой книге»:
«Смерти мы не боимся, так как сейчас есть жизнь земная, а есть жизнь высшая, вечная. И ту вечную добыть хотим, так как земная против нее ничто. Мы на земле как искры, и те искры исчезнут во тьме, яко и не было нас никогда…

Так слава наша пойдет к матери Славе и пребудет в ней до конца концов земных и иных жизней. Это у нас с вами по свойски не боятся смерти, потому как мы потомки Славные, и Дажьбог породил нас - корень наш Корова Земун (Дажьбог сын Роси и Перуна, Рось дочь Гвидона-Дона, Гвидон сын Макоши (Даны) и Велеса, а Велес сын Рода -Сварога и Земун, так же в соответствии со славянской астрологией наше Ярило-Солнце входит в созвездие Зимун (Небесная Корова или по современному Малая Медведица)). И вот мы коровичи - и Скифы, Анты, Русы, Борусины и Сурожцы. Так мы с пением идем в небо во Сваргу синию….И знаем, аки Правь есть с нами, а Нави не боимся. Так как Навь не имеет силы против нас. Поэтому молимся Богам о помощи в трудах ратных наших и течем на рать к славе воинской. И та Перуница летит до нас и ту ругу дает, полную воды живой для жизни вечной героям нашим, от мечей вражеских главы свои отсеченные утративших. Такие смерть не имеют, и ныне же жизнь у них вечная…. …Как умрешь, ко Сварожьим лугам отойдешь и там Перуница (богиня Дива, жена Перуна) речет: « То никто иной - Руш (рус) гордый и не грек, и не варяг, он славянского славного рода, он пришел сюда воспевая матерь Сва (сва это по древне русски—небесная, одно из имен богини Лады) нашу, до твоих лугов, о великий Сварог!» И Сварог небесный промолвит: «Ты ступай-ка, сын мой, до красоты той вечной! Там увидишь ты деда и бабу. О, как будет им радостно, весело вдруг увидеть тебя! До сего дня лили слезы они, а теперь они могут возрадоваться о твоей вечной жизни до конца концов! Той красе ты ещё не внимал, ибо вои (воины) Ясуни (Света) имеют иные места, нежели греки (здесь скорее всего имеется ввиду грешные). И имеют славу иную и так иди до Ирия нашего и смотри красоту ту прекрасную, и деревья и луга с травами пахучими, и жатву в полях собирай, ячмень, пшено, просо, до закромов Сварожьих, то блага иные, яко на земле вы были во прахе и в болезнях все, и в страданиях, ныне ж будут мирные дни»….. И омытые идем на заре, поднимаемся со славою и там идем, яко то Матерь Сва (богиня Лада часто принимает образ птицы) бьет крылами охватывая всех, и сияет возженным светом до нас всякое перо её - червленое, синее, мореное, желтое, серебренное, златое, белое, и так светит, как только солнце- царь умеет, когда по кругу Суне (солнце) идет. И то сияние до седьмой красы, как завет о богах наших. Так узрим, как мгновенно отсекают жизнь старую нашу от новой, так точно, как рассекают дрова в домах огнищанских…. …..А в ночи Велес (славянский бог мудрости, встречает души умерших у врат в другие миры) идет в Сварге по молоку небесному (Млечный путь), и идет в чертоги свои, и к заре приводит нас (души умерших) до врат Вырия. И там мы ожидаем, чтобы начинать петь песни и славить Велеса от века до века и хоромы (храм) его, которые блестят огнями многими и становимся агнцами (огнями) чистыми….



И течет та река времени сын мой, растрачиваясь, и нынче вечны предки наши. И увидим Пращуров своих и матерей которые уже в Сварге, и там стада свои пасут, и жатву свою жнут, и жизнь имеют, и ждут нас. Там нет ни Гунов ни Эллинов. Правь, княжит там, и та Правь есть истина, так как Навь (темная Навь-Пекло) совлечена ниже Яви (не в смысле пространства, а энергетически), и это дано Свентовитом и пребудет так во веки веков….. …..И так речем славу Богам, которые суть - отцы наши, а мы - сыны их. И будем достойны их чистотой телес и душ наших, — которые никогда не умрут. И не умирают они в час смерти наших тел. И падшему на поле брани Перуница (богиня Дива) давала выпить Воду живую. И выпивший её отправлялся к Сварге на белом коне. И там Перунько его встречал и вел во благие свои чертоги. И там он прибудет то время, пока достанет себе новое тело, и так живет, радуясь и творя славу за нас ныне, и присно, и от века до века…»
Некоторые особенности празднований. Во всех славяно- арийских землях существуют праздники в честь мертвых. После смерти делались третины, девятины, сорочины и поминки сопровождались пирушками. На праздник Радоницы (гробки) в Саксонии, Лаузице, Богемии, Силезии и Польше шли на кладбище в час рассвета и там приносили жертвы усопшим. Франки тоже совершали подобное торжество, и в память усопших проводили представления и песнопения. Радоницу ещё называют «навий день», так как усопшие уходят согласно Вед славяно-арийцев в мир Нави. В России в Радоницу на кладбище приносят лепешки, пироги, крашеные яйца, вино и поминают с пиршеством покойников. Потом льют на могилку вино из рюмок, и оставив на могиле 2-3 яйца, очищенных на половину, и ещё чего ни будь на долю покойника, уходят. Так как театрализованные представления в старину давались в основном в память усопших отсюда и пошло название С-ко-моро-х (Се Который Морене Хвалит покойника). Праздник памяти ушедших душ «Осенние деды», проводится 1-2 ноября. У шотландцев и германцев в это время зажигают поминальные огни (засидки) и считают их огнями мира и спокойствия покойников. В Дании и Персии тоже в это время ублажали тени усопших принося на гробницы вино, мед, масло, яйца, плоды и цветы и совершали три-зну (Познавание третьего бога С-три-бога отвечавшего за мир Нави). На тризне проводились ристалища(бои) , показывались сцены из жизни усопших, как они сражались. В Литве и Беларусии перед наступление поминального или задушного дня для покойников готовится целая пирушка там делают стол с различными блюдами и напитками и вызывают души усопших, зажигая вино и лен и по цвету пламени судят о явлении душ говоря при этом: «Чего потребуешь душечка, чтобы попасть на небо?» Иногда пир устраивают не на кладбище, а дома тогда по окончании его хозяин берет полотенце и укладывает его на открытое окно ставит рюмку с вином или стакан воды и кладет по кусочку всех кушаньев и оставляет на ночь.
Празднование «Осенних дедов» в Беларусии : Несоблюдение обычая поминать и оставлять пищу для Дедов, считающихся хранителями рода, может вызвать недовольство и всевозможные беды. «Нельзя не отмечать дедов,— говорили белорусы,— один раз не отметишь — и уже у тебя скотина издохла”. С христианизацией обряды поминания Предков превратились в родительские субботы (до шести раз в год) и в таком виде существуют до сих пор. Дмитриевская суббота — отмечают на третьей неделе после Покрова. Обряды поминания проводятся несколько раз в год. Для каждого обряда установлен промежуток времени в 10-14 дней, в течение которого его следует провести, но при этом обряд всегда проводится в субботу.У белорусов Восеньскiя Дзяды до сих пор проводят «без слёз”- это праздник семейный, домашний, обязательным является присутствие в доме всех членов семьи. Лишь в некоторых западных районах Беларуси известны случаи, когда люди ходили сами навещать предков на кладбище. Это весной, на Радуницу принято навещать умерших на кладбище, а на Дзядов приглашают предков к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство. Перед Дзядами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда, обязательным считалось на столе присутствие мясных блюд, а также горячих, «чтобы пар шёл”. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы души предков могли беспрепятственно заходить и садиться за стол. Хозяин зажигал свечу и приглашал всех предков на ужин. Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Колюще-режущих предметов на столе быть не должно — кушали ложками, которые время от времени оставляли на столе, чтобы Предки могли ими воспользоваться. Каждое блюдо подавалось парно (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие. Поминальный стол начинали обычно с обрядовой каши, а перед тем, как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов, которую обычно размещали на подоконнике. Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода.
Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах — их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно. Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам. На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне. В 1990-е гг. осенние Деды, приуроченные ко 2 ноябрю, на некоторое время стали официальным нерабочим днем. Сегодня, несмотря на то, что день 2 ноября снова объявлен рабочим, осенние Деды широко бытуют среди сельских и городских жителей.
Название праздника у других славянских народов.

Украина: Дiдова субота; Белоруссия: Дзяды; Литва: Ilges; Латвия: Velines (обряд в честь богини вечности Веллоны); Дания: Sial

По просьбе моей любимой кумы Оксаны Абубекировой пишу этот пост. Долго вынашивала, сводила во едино разные кологодные календари и как всегда у меня родилось свое мнение по данному вопросу:) ПОДЧЕРКИВАЮ, ЧТО ДАТЫ ПРАЗДНИКОВ И ВРЕМЯ ПОЧИТАНИЯ ПРЕДКОВ ОСЕНЬЮ - ЭТО МОЕ СВЕДЕНИЕ ВОЕДИНО НЕСКОЛЬКИХ КОЛОГОДНЫХ КАЛЕНДАРЕЙ (АСОВА, ОБЩИНЫ СТАРОВЕРОВ СВАРОЖИЧ, КАЗАКОВА И АНАЛИЗ СКАЗОК БУРОГО МЕДВЕДЯ).
Осенние Деды - это время почитания Предков перед закрытием Сварги на бессолнечный период. Деды - это Духи Предков улетевших в Сваргу, души Святых предков и Праведников. Длиться он меньше чем Весениие Деды, когда Сварга открывается, и почитаются, или вспоминаются или отмаливаются не только Деды, но и и заложные покойники - умершие насильственной, не своей смертью, утопленники, самоубицы и т.д. и т.п. Но Предкам - Дедам нашим важно почитание и воспоминание их перед бессолнечным периодом, да и нам внукам Богов важно совершить последние Славления, что бы зиму пережить душевное тепло и свет солнечный в сердце сохраняя, безопасно, тепло и уютно.
Осенние деды начинаются в ближайшую субботу к 1 славеня, он же эвелисень,он же грудень (22 октября), т.е. в этом году 24 сентября. В этот день хорошо делать поминальную Тризну - варить кисель, кутью, печь блины, для нерожденных или мертворожденных детей - оладушки, предлагать пищу Богам и Предкам, ставить на стол лишние приборы и класть лишние ложки(есть всё ложками - все ложки обязательно класть горкой вверх, что бы нечисть не поселилась в них) и оставлять накрытый стол на ночь. Важно утром поблагодарить Богов и Предков и попросить их вернуться в свое время и Простарнство.
Начинаясь в ближайшую субботу к 1 славня Осенние Деды, проходят через Макошье - последняя пятница октября - Параскеева пятница в Христианстве - в этом году выпадает на 30 октября. В этот день хорошо почитать женщин Рода, молиться женским Богиням и делать медитации и поклоны Проматерям Рода.
Далее 31 октября - время, когда границы между Мирами сильно истощены и ближе к Нави, чем к Прави уже - та самая переходная точка от Белобога к Чернобогу, от Богов Прави к Богам Нави. В этот день впервые начинают рядиться, что бы обмануть нечисть. И этот день празднуется во многих культурах - Самхейн, Хеллоуин. В этот день так же очень хорошо делать поминальную Тризну.
И в этот же период Сварожки - Сварожья Седьмица. Начинается она с осеннего Макошья и длиться 7 дней - в этом году соответственно с 30 октября по 5 ноября. Праздник - Деда Богов Сварога. Каждый день седмитцы посвящен соответсвующему Духу-покровителю. 1 день (30 октября)- Семарглу, прошу заметить, что это не противоречит Славленью Макоши - Богини судеб. Женщина берегиня своей семьи, своего Рода и криница силы, которая отвечает за силу берегини - это шестая синяя чакра, которой покровительствует Семаргл. Так, что одно другое только дополняет. 2 день (31 октября) - Яриле, 3 день (1 ноября) - Велесу, 4 день (2 ноября) - Перуну, 5 день (4 ноября) - Дажьбогу, 6 день (5 ноября) - Сварогу, 7 день (6 ноября) - Крышню. В эти дни хорошо славить соответствующих Богов, в день Перуна молиться за души войнов Рода.
Хорошо на весь период Осенних Дедов взять какое либо благое дело и делать его каждый день во Славу Рода. Что можно делать - молиться Роду, Славить Богов, кланяться Роду, делать кукол - кукла всегда между человеком и Богом, писать поминальные писанки - сорококлинки синего цвета, кормить птиц, животных, делать благотворительные пожертвования и все это во Славу Рода.
Помним, что какун праздника был очень важен, и самые мощные обряды и ритуалы женские делались в канун Праздника. Поэтому предлагаю завтра в канун Осенних Дедов написать свое намерение на этот период, какое дело в качестве аскезы берете на период с 24 октября по 6 ноября, и как вы будете жить по завершению этого периода, важно осознавать для чего все это делается. 6 ноября так же важно письменно завершить период Осенних Дедов, поблагодарить Богов и Предков и написать пожелание своему Роду. Очень много и подробно об практиках почитания Предков есть в Женской Санге http://womansanga.ru/ , но там на ведический индийский манер - перекладываете на наше славянское. Очень хорошо русские славянские обычаи дает Анна Вокина

«Осенние деды» празднуются 1-2 ноября. Это день поминовения своих родных, наших общих предков, пращуров. Дедов - душ предков, улетевших в Вырий. Об умершем говорили, что он «пошел до дедов» или «гуляет с дедами». А вот современный американский праздник Хэллоуин (Halloween) — является такой своеобразной христианской смесью чествования злых духов и поклонения христианским святым и поэтому кроме временной составляющей ничего общего с древним праздником почитания предков не имеет. Рассмотрим подробнее представление наших пращуров по данной теме.

Вот как описывается смерть и жизнь в «Велесовой книге»:

«Смерти мы не боимся, так как сейчас есть жизнь земная, а есть жизнь высшая, вечная . И ту вечную добыть хотим, так как земная против нее ничто. Мы на земле как искры, и те искры исчезнут во тьме, яко и не было нас никогда

Так слава наша пойдет к матери Славе и пребудет в ней до конца концов земных и иных жизней. Это у нас с вами по свойски не боятся смерти, потому как мы потомки Славные, и Дажьбог породил нас - корень наш Корова Земун (древнее название нашей галактики Небесная Корова или по современному Млечный путь). И вот мы коровичи (то есть жители нашей галактики) - и Скифы, Анты, Русы, Борусины и Сурожцы. Так мы с пением идем в небо во Сваргу синию (после смерти идем в другие миры нашей галактики)….

И знаем, аки Правь есть с нами, а Нави не боимся. Так как Навь не имеет силы против нас. Поэтому молимся Богам о помощи в трудах ратных наших и течем на рать к славе воинской. И та Перуница летит до нас и ту ругу (круга- кружка с круглой ручкой, а руга посудина без ручки) дает, полную воды живой для жизни вечной героям нашим, от мечей вражеских главы свои отсеченные утративших. Такие смерть не имеют, и ныне же жизнь у них вечная….

…Как умрешь, ко Сварожьим лугам отойдешь и там Перуница (богиня Дива, жена Перуна) речет: « То никто иной - Руш (рус) гордый и не грек, и не варяг, он славянского славного рода, он пришел сюда воспевая матерь Сва ("сва" это по древне-русски—небесная) нашу, до твоих лугов, о великий Сварог!» И Сварог небесный промолвит: «Ты ступай-ка, сын мой, до красоты той вечной! Там увидишь ты деда и бабу. О, как будет им радостно, весело вдруг увидеть тебя! До сего дня лили слезы они, а теперь они могут возрадоваться о твоей вечной жизни до конца концов ! Той красе ты ещё не внимал, ибо вои (воины) Ясуни (Света) имеют иные места, нежели греки (здесь скорее всего имеется ввиду грешные люди). И имеют славу иную и так иди до Ирия нашего и смотри красоту ту прекрасную, и деревья и луга с травами пахучими, и жатву в полях собирай, ячмень, пшено, просо, до закромов Сварожьих, то блага иные, яко на земле вы были во прахе и в болезнях все, и в страданиях, ныне ж будут мирные дни»…..

И омытые идем на заре, поднимаемся со славою и там идем, яко то Матерь Сва бьет крылами охватывая всех, и сияет возженным светом до нас всякое перо её - червленое, синее, мореное, желтое, серебренное, златое, белое, и так светит, как только солнце-царь умеет, когда по кругу Суне (солнце) идет. И то сияние до седьмой красы, как завет о Богах наших. Так узрим, как мгновенно отсекают жизнь старую нашу от новой, так точно, как рассекают дрова в домах огнищанских….

…..А в ночи Велес (славянский Бог мудрости, встречает души умерших у врат в другие миры, отсюда и ещё одно название праздника "Велесова ночь") идет в Сварге по молоку небесному (Млечный путь), и идет в чертоги свои, и к заре приводит нас (души умерших) до врат Вырия. И там мы ожидаем, чтобы начинать петь песни и славить Велеса от века до века и хоромы (храм) его, которые блестят огнями многими и становимся агнцами (огнями) чистыми….

И течет та река времени сын мой, растрачиваясь, и нынче вечны предки наши. И увидим Пращуров своих и матерей которые уже в Сварге, и там стада свои пасут, и жатву свою жнут, и жизнь имеют , и ждут нас.…..

…..И так речем славу Богам, которые суть - отцы наши, а мы - сыны их. И будем достойны их чистотой телес и душ наших, — которые никогда не умрут . И не умирают они в час смерти наших тел . И падшему на поле брани Перуница (богиня Дива) давала выпить Воду живую. И выпивший её отправлялся к Сварге на белом коне. И там Перунько его встречал и вел во благие свои чертоги. И там он прибудет то время, пока достанет себе новое тело, и так живет, радуясь и творя славу за нас ныне, и присно, и от века до века… ».

Некоторые особенности празднований.

У всех народов существуют праздники в честь мертвых. У славян после смерти делались третины, девятины, сорочины и поминки сопровождались пирушками. На праздник Радоницы (гробки) в Саксонии, Лаузице, Богемии, Силезии и Польше шли на кладбище в час рассвета и там приносили жертвы усопшим. Франки тоже совершали подобное торжество, и в память усопших проводили представления и песнопения. Радоницу ещё называют «навий день», так как усопшие уходят согласно Вед в мир Нави. В России в Радоницу на кладбище приносят лепешки, пироги, крашеные яйца, вино и поминают с пиршеством покойников. Потом льют на могилку вино из рюмок, и оставив на могиле 2-3 яйца, очищенных на половину, и ещё чего ни будь на долю покойника, уходят.

Праздник памяти ушедших душ «Осенние деды», проводится 1-2 ноября. У шотландцев и германцев в это время зажигают поминальные огни (засидки) и считают их огнями мира и спокойствия покойников. В Дании и Персии тоже в это время ублажали тени усопших принося на гробницы вино, мед, масло, яйца, плоды и цветы и совершали три-зну (приобщение к зна ниям третьего бога С-три-бога отвечавшего за мир Нави). На тризне проводились ристалища(бои), показывались сцены из жизни усопших, как они сражались. В Литве и Беларусии перед наступление поминального или задушного дня для покойников готовится целая пирушка там делают стол с различными блюдами и напитками и вызывают души усопших, зажигая вино и лен и по цвету пламени судят о явлении душ говоря при этом: «Чего потребуешь душечка, чтобы попасть на небо?» Иногда пир устраивают не на кладбище, а дома тогда по окончании его хозяин берет полотенце и укладывает его на открытое окно ставит рюмку с вином или стакан воды и кладет по кусочку всех кушаньев и оставляет на ночь.

Празднование «Осенних дедов» в Беларусии

Несоблюдение обычая поминать и оставлять пищу для Дедов, считающихся хранителями рода, может вызвать недовольство и всевозможные беды. "Нельзя не отмечать дедов,— говорили белорусы,— один раз не отметишь — и уже у тебя скотина издохла”.

С христианизацией обряды поминания Предков превратились в родительские субботы (до шести раз в год) и в таком виде существуют до сих пор. Дмитриевская суббота — отмечают на третьей неделе после Покрова. Обряды поминания проводятся несколько раз в год. Для каждого обряда установлен промежуток времени в 10-14 дней, в течение которого его следует провести, но при этом в соответствии с христианскими канонами обряд всегда проводится в субботу.

У белорусов Восеньскiя Дзяды до сих пор проводят "без слёз” - это праздник семейный, домашний, обязательным является присутствие в доме всех членов семьи. Лишь в некоторых западных районах Беларуси известны случаи, когда люди ходили сами навещать предков на кладбище. Это весной, на Радуницу принято навещать умерших на кладбище, а на Дзядов приглашают предков к себе домой , чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство.
Перед Дзядами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда, обязательным считалось на столе присутствие мясных блюд, а также горячих, "чтобы пар шёл”. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы души предков могли беспрепятственно заходить и садиться за стол. Хозяин зажигал свечу и приглашал всех предков на ужин. Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Колюще-режущих предметов на столе быть не должно — кушали ложками, которые время от времени оставляли на столе, чтобы Предки могли ими воспользоваться. Каждое блюдо подавалось парно (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие.

Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах — их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно.

Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам.

На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне. Украина: Дiдова субота; Белоруссия: Дзяды; Литва: Ilges; Латвия: Velines () возможно в честь Велеса); Дания: Sialuda.

ОСЕННИЕ ДЕДЫ (НАВЬЯ СЕДМИЦА) — череда Святодней, предшествующих Осеннему Макошью, седмица поминовения Предков (с 21 по 27 Листопада -октября), проведения тризн и иных поминальных обрядов. Проводы душ Предков в Ирий — до будущей весны.

День поминовения своих родных, наших общих славянских Предков, Пращуров. Деды - души (духи) Предков, улетевших в Ирий. Об умершем говорили, что он «пошел до дедов» или «гуляет с дедами».

Отмечается в субботу (шесток), близкую к 21 октября (Жёлтень), на 27 день после Радогощь и за 7 дней до Макоши.

Конец октября для Славянских народов — это один из переломных моментов года, который знаменует встречу осени с зимой, наступление холодного и мрачного времени. Всякая нечисть врывается в мир Яви, чтобы испытывать людей на силу духа.

ОСЕННЕЕ МАКОШЬЕ (ОСЕННИЕ МОКРИДЫ) 28 листопада (октября) — Святодень, когда Мать Сыра Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны. О сию пору им приносят требы и просят у них прощения за «всё, чем досадили» им в завершающемся году. Так же Святодень сей посвящён Матери Макоши — Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей всего сущего. В этот день жрицы Макоши моют и расчёсывают Кудели Судеб — распрямляют спутавшиеся нити, а так же предрекают будущее.

Для этого в чару с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят: как легли чиры?
По ним и прорекают судьбу.

В пору двоеверия на Руси отмечали Осенье Макошье, как день Параскевы Пятницы, почитаемой в народе Земляной и Водяной Матушкой.

В славянской мифологии Макошь, Мать-Сыра Земля, иногда поминается в мужском роде Мокос/Мокошь. Соотносить его с Велесом и называть мужем Макоши совершенно безосновательно. Именно праздник, посвященный ему, и празднуется 21-ого октября,как антипод апрельскому Дню Макоши.

Мокос есть противоположность Макоши, ее темный лик. С 14-ого октября по 4-ое ноября в христианской традиции проходят празднования, посвященные Божьей Матери (начиная с Покрова Божьей Матери и заканчивая днем Казанской Божьей Матери). Разбирая духовные стихи, можно увидеть, что как выражение всеобщего материнства, образ Богородицы сливается иногда или сближается с Матерью-Сырой Землей.

С Покрова начинались осенние свадьбы. Никаких сомнений, что Богоматерь это христианская переработка языческого божества Макоши/Мокоса.

В След за ДЕДАМИ наступает ВЕЛЕСОВА (МАРИНА) НОЧЬ — чародейная ночь (31 листопада-октября на 1 груденя-ноября), когда Белобог окончательно передаёт Коло года Чернобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь. Следующий день (1 груденя-ноября) иногда называют Мариным днём.

Подробнее о ДЕДАХ.

Почитание мёртвых, старательная подготовка и точно проведённый обряд - всё это делалось с целью порадовать души предков. Люди просили у Дедов поддержки в трудные времена. Деды и сами приходили и приходят на помощь в нужное время.

Тогда же предсказывали погоду - коли отдохнут на дедовой неделе родители, то будет оттепель, и всей зимушке - зиме быть с мокрыми теплинками. С 21-ого октября (8 октября по старому стилю) начинается ледостав, засыпает Мать-Сыра Земля (Макошь), а точнее вся жизнь уходит с ее поверхности в глубины (это же касается, по народным поверьям, и душ предков).

Во все поминальные дни запрещалось выполнять любые виды хозяйственных работ, кроме кормления домашних животных и приготовления пищи.

К празднованию активно готовились.

Делали это с той целью, чтобы душам, которые приходили на ужин, было ладно и ничто не мешало, а так же, чтобы показать предкам, сколь хорошо поддерживается порядок в хозяйстве, которое перешло к ним по Роду.

В это время поминают всех членов рода, которых уже нет на Этом Свете. «Живы родители - почитай, умерли - поминай».

Обычно в дни «дедов» люди идут к могилам родных, чтобы почтить их памятью. Подаётся поминальная еда, которая должна быть горячей (для того, чтобы духи могли вдыхать поднимающийся пар от пищи, приготовленной в их честь).

Для торжественной встречи Дедов на родной земле необходимо было предложить душам предков вкусную еду и питьё. У бедняков стол на «Деды» был практически такой же, как и в будни. В семьях побогаче кололи годовалого кабанчика, резали тёлку или овцу. Престижным для хозяйки считалось выставить как можно больше мясных блюд — от 5 до 15 и более. Обязательным было их нечётное количество.

В числе обязательных поминальных блюд: блины, а так же первая ложка со всякого явства.На Осенние Деды готовили такие блюда, как канун, поливка, молоко, клёцки, яичница, каша. Их ели с блинами вместо хлеба. Рядом с обязательными блюдами уместны деликатесы, которые были любимы Дедами.

Кутья - традиционное обрядовое блюдо на поминках - варили из цельных зерён пшеницы, гречки, её считали символом бессмертия и вечной жизни.

Канун - обрядовая еда, с которой начинали поминки. Для приготовления кутья в воду с разведённым медом (сыту) крошили специально испечённый пресный хлеб, баранки, пирог. Могли добавить тёртый мак. Первую ложку кануна отливали на стол для покойника (и Дедов). Затем участники поминального стола черпали по одной или три ложки из общей миски, передавая её по очереди один одному, после чего миску убирали, тушили поминальную свечку и продолжали поминки.

За поминальным столом нельзя ставить ноги на перекладины в столе, потому что в это время там, подобно птицам на ветви, отдыхают души умерших родичей и свояков, и неосторожным движением ног можно их обидеть - в результате этого ноги начнут преть, трескаться, судорожно сгибаться.

Несоблюдение обычая поминать и оставлять пищу для Дедов, считавшихся опекунами рода, могло вызвать их недовольство навлечь и всяческие беды, так как считалось, что покойники будут мстить своим родным, наказывая их болезнями, засухой, мором и другими несчастьями, если те должным образом не справили праздник Дедов и не оставили для душ поминального ужина.

Предание:

Начинали праздник чаще всего тогда, когда подходило время зажигать огонь. Одевались по-праздничному, доставали белую скатерть. Перед тем как сесть за стол, открывали все двери, чтобы души умерших могли свободно войти. Хозяин или старший по возрасту зажигал свечку, ставил её возле иконы или на стол и читал молитву («Отче наш», «Богородица», «Верую», «Ангел господень»).

Поминальный стол начинали обычно с кутьи или кануна, которые брали по три раза из общей миски. Прежде чем попробовать каждое обрядовое блюдо, ложку клали в отдельную посудину и ставили на подоконник — для душ умерших. То же назначение имели отдельные тарелка и чарка, чтобы душа, угостившись, помогала оставшимся на земле и в хозяйстве, и в жизни вообще.

В народе была сильна вера в то, что души предков незримо присутствуют в доме. Никто не начинал есть, пока не отложил в дедовскую посудину ложку еды или не отлил водки в отдельную чарку.

Посадив гостей за поминальный стол, хозяин брал в одну руку свечку, завёрнутую в блин, в другую — буханку хлеба и обносил три раза вокруг стола, вспоминая умерших родственников.

Восклицания-приглашения Дедов имели разные оттенки. «Праведные родители! Идите к нам ужинать. Идите сами, и ведите с собой малых детушек, и тех, кому не к кому идти!» Или: «Святые деды, зовём вас: идите к нам! Есть здесь всё, что бог дал, чем хата богата. Просим вас: летите к нам!»

Ужин начинали с кутьи. Затем хозяин дома поднимал чарку, поминал покойников, желал всем присутствующим дожить до следующих «Дедов».

Зачерпнув еду из миски, клали ложку или вилку на стол, чтобы в короткий перерыв ими могли воспользоваться невидимые Деды. Ложку необходимо было класть выемкой не вниз, а вверх, иначе покойники перевернутся в могилах лицом вниз.

Застолье проходило достаточно напряжённо: все молчали или поминали умерших добрым словом и никогда — плохим. Сидели за столом долго. Каждый должен был обязательно попробовать все блюда, чтобы не обидеть Дедов. Разговоры шли исключительно о предках рода.

За трапезой вспоминали лучшее о своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордится не одно поколение этого рода. Говорили только о Дедах — их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминали их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном Предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно.

Если на свет залетал мотылёк, в нём видели божьего посланца. Скрип калитки, звон стекла в оконных рамах, шуршание последних листьев на дереве воспринимались как знаки невидимого присутствия предков.

После окончания ужина все расходились, пожелав неземным гостям: «Святые Деды! Ели и пили, идите к себе».

Поминальный стол, как правило, не убирали, оставляя еду, ножи, ложки, чтобы души предков, которые придут ночью, могли воспользоваться приглашением. Часть еды выносили домашнему скоту, часть — птицам, оставляли на крыше своего дома или несли на реку, озеро или пруд и выливали для подкрепления тех душ, которые расстались с телом через воду.

Если кто-то из семьи желал увидеть Дедов, он должен был выйти в сенцы и, достав солому из окошечка над дверьми, поглядеть сквозь него в комнату. Но все знали, чем это закончится. Смельчак, который отважился это сделать, обязательно умрёт в том же году.

На следующий день после поминального ужина отправлялись в гости к родичам, которые жили далеко. Семья принимала к обеду (около одиннадцати часов) или полднику (около четырнадцати часов). Гостевание в Дмитриевку не ограничивалось остатками дня, а порою тянулось до трёх дней (в зависимости от взаимоотношений хозяев с гостями).

С днём Осенних Дедов связан ещё один интересный обычай - вписывание и выписывание с семейной хроники членов семьи. Новорождённых вписывали, а умерших выписывали. Хроники эти вели на балках хаты в святом углу. На балках вырезали имена с датами рождения и смерти родичей. Имена тех, кто ещё жив, имеют даты рождения, а напротив оставлено место для вписывания даты смерти.

В этот день особенно прославляется Сварог Небесный, как прапредок всех Славян, а также Род Всевышний, как источник жизни.

В пору двоеверия на Руси субботу перед Дмитрием Солунским (26 листопада-октября) называли Дмитриевскими Дедами и посвящали поминовению умерших родителей. Согласно легендам, в этот день Дмитрий Донской положил справлять тризны по воинам, павшим на Куликовом поле. Кузьминскими Дедами называли поминальную субботу перед днём Святых Космы и Дамиана (1 груденя-ноября), а Михайловскими Дедами называлась суббота перед днём Михаила Архангела (8 груденя-ноября).

Осенние Деды праздновались дома и проходили без слёз. «Дзяды» — семейный праздник, и от всех членов семьи требовалось обязательное присутствие в родном доме. Те, кто находился в отьезде, спешили домой. В этот день поминали всех членов рода, которых уже нет на Этом Свете.

У белорусов Восеньскiя Дзяды — праздник семейный, домашний. В этот день поминали всех предков независимо от их места захоронения. Перед Дзядами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда. Зажегши свечку, хозяин приглашал всех предков на ужин.

Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы предки могли заходить и садиться за стол. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода.

Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах — их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела.

Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно. Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам.

Люди просили у Дзядов поддержки в трудные времена. Дзяды и сами приходят на помощь потомкам в нужное время. Во все поминальные дни запрещалось выполнять любые виды хозяйственных работ, кроме кормления домашних животных и приготовления пищи. На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне.

Местные пастухи, зная, в какое время готовится еда, шли по селу и, останавливаясь у окна каждого дома, громко спрашивали: «Эй, хозяйка! Ты пекла блины? Прислали Деды по блины, свинки за солонинкой, овечки за яичком, бараны за солью, а коровки за сыром». После этого хозяйка выносила пастуху то, что он так забавно просил.

После Дедов быстро приходит Зима, покрывая Землю матушку снежным покровом… Так снова происходит вечный коловорот Живоявленя.

ВЕЛИК ДНИ почитания Предков в русской Традиции:

1) Зимние святки: от Коляды (25 стужня \ декабря) до Водокреса (6 сеченя \ января).

2) Вешние Деды: неделя перед Вешним Макошьем (9 травня \ мая).

3) Осенние Деды: неделя перед Осенним Макошьем: (28 листопада \ октября).

Место проведения обряда:
Обычно Предков поминают либо на их могилах, либо у себя дома. Можно делать это и в любом другом подходящем месте — главное, чтобы никто и ничто не мешало обряду.

Для обряда нужны:
Свеча, блюдце для требы, треба (блин, кусок хлеба, печенье и т.п.). Желательна — обрядовая страва (пища): блины, кутья, кисель.

Ход обряда:
Прежде всего — примите меры предосторожности (особенно — если Вы находитесь дома, а не на кладбище), так как соприкосновение с Иным Миром опасно и может повлечь за собой не только положительные, но и отрицательные последствия. Для этого — произнесите обережные слова. Например:

Чур-чурила, стар-престар
Ты ходи-ходи похаживай
Ты води-води поваживай
Ты гляди-гляди поглядывай
Всяко зло от мя отваживай
Чур, чур, чур!
Гой!

Это — обращение к Чуру (Предку). Современные родноверы под словом «Чур» понимают либо Предка либо Бога оберегания и границ.

После этого — не худо речь и какой-нибудь обережный заговор. К примеру, такой:

Чёрно-вочёрно, чёрно-нечисто
Спропади пропадом яко вовсе не бымши
Возвернись окрутом яко не обратимши
Веще слово рёк коло оберёг!
Веще слово рёк коло оберёг!
Веще слово рёк коло оберёг!
Гой!

Зажгите свечи, сопровождая возжигание Огня соответствующими словами. Например:

Огнь Сварожич, Неба сыне
Небоземь воссоедини!
Гой!

Затем — призовите умерших родичей: можно приглашать как конкретных Предков (называя их по имени), так и всех Пращуров вообще. Вот традиционное обращение к Дедам:

Святые Деды, зовём вас!
Святые Деды, летите до нас!

Освятите требу (подержав её над Огнём). Принесите её в дар Предкам (положив на блюдо). Теперь можно приступать к поминальной трапезе. Во время (и после) еды можно говорить с Пращурами, рассказывать им о своей жизни, спрашивать совета. Они услышат. И, быть может, Вы даже услышите их ответ.

Во завершение обряда обратитесь к Дедам с просьбой уйти обратно в Иной Мир.

Святые Деды, вы сюда прилетели
Пили и ели
Летите ж теперь к себе!

Потушите свечи (лучше всего — пальцами, в знак уважения к Огню). Если Вы дома — вынесите блюдо с требой на улицу и оставьте там, если на кладбище — оставьте его на могиле.

Всё старательно чистили, мылись, прибирали рабочий инструмент, протирали иконы, завешивали их чистыми полотенцами.
Мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ Предков.

Делали это для того, чтобы душам, которые приходили на ужин, было чисто и ничто не мешало и чтобы показать предкам, как хорошо поддерживается порядок в хозяйстве, которое перешло к ним по наследству.

Чистота во всех её проявлениях способствует приходу дедов.

В это же время открывают сезон домашних мастериц, начинают мять и встряхивать лен, готовя его для пряжи. Женщины выносят вытрепаный лен на показ, устраиваются «льняные смотрины».
Так начиналась зимняя половина года.

Новости Партнеров