Народная игрушка в жизни дошкольника.

(Коллективная работа)

Образовательная область: «Художественное творчество».

Программные задачи:

  1. Расширять и закреплять знания о характерных особенностях росписи народной игрушки.
  2. Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы в рисовании, лепке, аппликации.
  3. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета.
  4. Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и свой город.
  5. Учить работать по подгруппам.

Материал: Игрушки (дымковской, филимоновской, городецкой, семеновской) росписи, рушники; пластилин, штампики, цв. бумага, клей, матрёшка, одежда для матрёшек.

Ход занятия:

Дети заходят в зал под русскую народную музыку.

Здравствуйте люди добрые, гости дорогие!

Слушайте, слушайте, слушайте

Как у нас было на святой Руси.

То не соколы слетались,

То мастера собирались

Солнце красное вставало,

Их с работаю встречало.

Ну что же ребята, встретили гостей. А пора их и позабавить: песнями, плясками, игрушками.

Дети вы любите играть с игрушками? Игрушки ваши сделаны из самых разных материалов.

А когда-то давным-давно дети играли с игрушками, сделанными из глины и дерева.

Славилась Россия чудо мастерами. Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили Своему искусству молодых учили.

За высокими горами, синими морями есть страна волшебных мастеров. В

этой стране очень любят делать игрушки. Вы хотите попасть в эту страну?

Поедим мы туда на волшебных качелях- каруселях.

Станем детки в хоровод

Карусель веселая нас ждет э

(Игра «Карусель».)

Дети становятся в хоровод и берутся за ленточки.

Ели, ели, ели, ели завертелись карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два. Вот и кончилась игра.

Добро пожаловать в страну волшебных мастеров.

Дети берут на себя роль мастеров.

Давно известно всем на свете

Искусство русских мастеров

В них красота родной природы

И мудрость древняя веков.

В этой стране мастера любят детей. И поэтому делают только игрушки и расписывают самыми теплыми цветами краса.

Давайте познакомимся с мастерами, и послушаем, что они нам расскажут о своих игрушках.

Знакомьтесь, мастер Дымковской игрушки.

Село Дымково уже много лет славиться своими глиняными игрушками. Фигурки с начало лепят, затем белят, а после этого расписывают.

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом.

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо - сказки

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно- расписные.

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Спасибо тебе мастер дымковской игрушки.

Знакомьтесь мастер Городецкой игрушки.

Издавна городецкие умельцы делали игрушки из дерева и так красиво их

расписывали, сказочные розаны, купавки, ягодки.

Что с ними не могли сравниться никакие заморские диковинки.

Коль на досочке девица

Иль удалый молодец

Чудо - конь и чудо - птица

Это значит - Городец.

Спасибо тебе мастер городецкой игрушки.

Знакомьтесь, мастер филимоновской игрушки.

Эти игрушки трудно спутать с другими игрушками. Они имеют вытянутую форму и яркую окраску. Делают игрушки из глины.

Ты откуда пришла к нам такая

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей, расписная.

Для игры и забавы детей.

Чудо - игрушки

Разноцветные зверушки

Не желает медведь реветь,

Желает свистеть.

Спасибо тебе мастер филимоновской игрушки.

Дети посмотрите, а в этой мастерской какое диво чудное, расписное. Отгадайте, что это такое:

Алый, шелковый платочек Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука

В деревянные бока,

А в нутрии секреты есть

Может три, а может шесть.

Разрумянились немножко

Это русская - (матрешка).

Украшен наряд ее цветами с сияющими лепестками и ягодами разными,

спелыми и красными. В моей мастерской матрешки из Полхов - Майдана,

городка Семенова Сергеева - Пасада.

Матрешка - русская красавица.

В нарядах разных хороша

Хранит секрет и улыбается,

Любовью, озаряя нам сердца.

В стране народных мастеров происходят чудеса.

Дети закружились и в матрешек превратились.

Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к вам пришли матрешки,

Ложки деревянные, матрешечки румяные.

Мы матрешечки сестрички

Мы толстушки невелички,

Как пойдем плясать и петь

Вам за нами не успеть.

Какие из вас веселые матрешки получились. Но одна из ваших подружек очень грустная.

Показываю большую нарисованную матрешку.

Не расписана игрушка, хоть скромна, но хороша. В этой маленькой матрешке. Чудо - мастера душа.

Давайте мы превратимся в народных умельцев и распишем матрешку.

Предлагаю я, ребята, в мастерскую вам пройти. Все для вас уже готово, сможете здесь все найти.

У каждого из вас на столах лежит разноцветный материал для украшения одежды. Вы должны подумать, как можно украсить одежду с помощью этого материала и распределить между собой работу. Которую вы будите выполнять.

Нужно взяться вам за дело

Украшать матрешек смело

Выбирай любой узор,

Что бы радовал он взор.

Дети выполняют задание (украшают). С помощью налепов из пластилина украшают рукава, с помощью аппликации платок, с помощью штампиков фартук. Как работы готовы прикрепляют к матрешке.

Расписали вы на диво, очень ярко и красиво. Матрешка всюду славиться. Она нам очень нравиться.

Все части одежды прикрепляются к матрешке.

Матрешку расписали, а подружек нашли?

Мы веселые сестрицы

Неваляшки - рукавицы

Начинаем мы плясать.

(Варежковый театр матрешек.)

Дети надевают матрешку на ручку и пляшут под русскую народную пляску.

Велика Россия наша

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Тише дудки, тише домры. До свиданья, люди добры.

Надежда Чувашова
Народная игрушка в образовательном процессе ДОУ

Народная культура несет в себе ценнейший опыт воспитания, опыт передачи этнокультурных традиций от старших поколений - младшим. Одним из важных педагогических инструментов была народная рукотворная игрушка . С целью изучения игровой биографии родителей, их отношения к игрушке как средству воспитание было проведено эмпирическое исследование. Оно показало что, родители не видят ценности народной рукотворной игрушки . Поэтому необходима соответствующая работа по информированию родителей проживания ситуации рождения рукотворной игрушки . Исходя из этого была составлена программа дополнительного образования для детей и их родителей по изготовлению игрушек "Мастерская народной игрушки ". Цель ее - создание условий для социальной адаптации детей средствами народной игрушки , укрепление детско-родительских отношений. Особенность программы заключается в содержании курса, в интеграции различных областей знаний, использовании педагогических технологий, опирающихся на традиции народной педагогики через творческую деятельность детей и взрослых. В соответствии с календарными народными праздниками происходит изготовление игрушек из различных материалов (текстиля, ниток, бумаги, теста, глины) . В совместном творчестве используются отдельные фольклоры народов России и Урала колыбельные песни, заговоры,сказки, хороводы, заклички, обряды славления. Значительное место в программе отведено изготовлению народной куклы : обрядовой, обереговой, игровой, так как в куле закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому"коду" служат общечеловеческие ценности. Это - продолжение рода, здоровье, любовь, труд, жизнь.

В результате планомерной, систематической деятельности отмечается положительная динамика развития воспитанников, легкая степень адаптации ребенка к условиям детского сада. В отношениях с родителями наблюдается внимание, доброжелательность, интерес к деятельности ДОУ, образовательному процессу , открытость в общении. Возрастает проявление педагогической культуры, которая выражается в более бережном и ответственном отношении к своему ребенку и его воспитанию.

Таким образом , в ходе совместной деятельности педагога, детей и родителей положительно решались задачи духовного воспитания, социальной адаптации воспитанников.

Публикации по теме:

Игровые технологии в образовательном процессе ДОО Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Участие родителей в образовательном процессе группы Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №370» г. Перми Утверждаю: заведующий МАДОУ «Детский сад.

Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» Садриева Наиля Фаукатовна Воспитатель детского сада №36 Введение В мире.

Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе ДОУ Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения.

Интеграция в образовательном процессе ДОУ Интеграция в образовательном процессе ДОУ является одним из важных направлений для реализации ФГОС ДО. Интегрированное направление в процессе.

Экскурсии – важный вид деятельности в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид деятельности, которые дают возможность в естественной.

Мнемотехника - как технология в образовательном процессе Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают.

Патриотическое воспитание в детском саду. Средняя группа

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через технологию ознакомления с народной игрушкой»

Кокурина Лариса Анатольевна.воспитатель, МДОУ №38, городской округ Шуя, Ивановская область.
Описание: Данный проект будет полезен как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям. Материал написан для детей среднего дошкольного возраста, но в зависимости от возраста детей, его можно усложнять или упрощать.
Актуальность.
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически во всех видах детской деятельности.
Новизна
Проект ориентирован на вступившие в силу новые федеральные образовательные стандарты (в части умения ребенка работать в материальной и информационной среде) дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет:
- активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Цель проекта : Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников в процессе знакомства с народной игрушкой.
Задачи.
1. Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)
2. Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
3. Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения. Развивать сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
4. Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
В процессе реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:
Дети:
устойчивый интерес к игрушкам, куклам;
изготовление кукол своими руками;
проявление доброты, заботы, бережного отношения к игрушкам;
возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с игрушками;
создание выставок из детских работ.
Родители:
обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
Этапы работы над проектом:
1этап подготовительный.
На этом этапе было проведено анкетирование родителей. Цель: выяснить знания о народной игрушке, о значение ее в воспитание ребенка.
Родителям были предложены анкеты на тему «Как мы играем с ребенком» и «Игрушки в жизни малыша». Анализ анкетирования показал, что современный родитель ориентирован на игрушки западных стран. Они приобретают игрушки по желанию и требованию своих детей. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.. Всего 5 % родителей приобретают народные игрушки (матрешки, дудочки, свистульки), никто из родителей не изготавливает игрушки сам для своего ребенка, многие отметили что у них нет знаний и фантазии для изготовления игрушек самим.
В ходе наблюдений и бесед было выявлено, что
Высокий уровень знания о народной игрушке и имеют всего 5% родителей. Они используют в воспитании и развитие своих детей народную игрушку
Средний уровень имеют 50%. Родители знают о народных игрушках, но их значимость для развития ребенка не используют.
Низкий уровень 45%. Родители приблизительно знают о народных игрушках.
С детьми на этом этапе была проведена беседа "Любимые игрушки"
Также детям были представлены наглядные изображения народных игрушек. Им предлагалось ответить на вопросы, что изображено на картинках и зачем нужны эти предметы и хотелось ли детям их иметь у себя дома.
Проанализировав полученные данные выяснилось, что дети любят играть в современные игрушки, которых сейчас много на прилавках, что большинство детей не имеют представления о том, какими игрушками играли раньше, как и во что можно играть с народной игрушкой. В ходе наблюдений и бесед было выявлено, что:
Высокий уровень знания о народной игрушке имеют всего 2% детей
Средний уровень имеют 20%
Низкий уровень 78%
2 этап проекта.
Практический этап, который направлен на реализацию поставленной цели и задач.
Формы и методы работы с родителями:
1. привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством;
2. помощь родителей в изготовлении альбома «Моя любимая игрушка»;
3. участие в выставке «Народная кукла»
4. мастер – класс «Кукла Пеленашка»
Формы и методы работы с детьми, которые я использовала в своей работе.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Организация сюжетно-ролевых игр «В гости к Маше», «Колыбельная для Пеленашки», «Семья»
2. Театрализованные игры с использованием народной куклы. Обыгрывание потешек с использованием куклы «Зайчик - на пальчик»
3. Игровые ситуации «Куклы водят хоровод»
4. Проблемные ситуации «Кукла поломалась» , «Кукла заболела», «Как поделить игрушку», «Наши игрушки пропали. Во что же нам играть?».

Познавательное развитие:
1. рассматривание иллюстраций с народными игрушками;
2. непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в прошлое куклы»;
3. обследование игрушек.
4. исследование материалов, из которых они сделаны.
5. Создание в группе коллекции лоскутков.
6. Беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Какое значение имеет каждая кукла», «В какие куклы играли наши бабушки», беседа о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках, о матрёшке.
7. Просмотр презентации «Игровые куклы»
8. Знакомство с народными традициями празднования Масленицы, с обычаями и традициями встречи весны на Руси.

Художественно – эстетическое развитие
1. Аппликация «Русская матрёшка»;
2. Лепка «Весёлая неваляшка»;
3. Рисование «Весёлая неваляшка»;
4. Изготовление кукол Пеленашки; Кувадки, Столбушки, Мартинички (куколки из ниток) и других кукол.
5. Лепка дымковской игрушки «Птичка»;
6. Роспись дымковской игрушки «Конь» «Юбка дымковская барышня»
7. Заучивание и слушание народных песенок, колыбельных
8. Слушание пьесы Чайковского «Новая кукла»

Речевое развитие:
1. Заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;
2. Чтение и заучивание стихов: М. А. Пожаровой «Свернута из тряпки кукла у Параши», Г. Заславской «Есть иголка у меня» А. Барто «Кукла»
3. Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
4. Просмотр мультфильма «Приключение Буратино»
5. Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»; описательных рассказов об игрушках.
6. Составление рассказов из опыта на тему: «Как мы отмечали Масленицу»
7. Сочинение сказки про куклу Бабочка
8. Речевая игра «Придумай кукле имя»

Физическое развитие
1. Утренняя гимнастика «Игрушки », «С куклой»
2. Пальчиковая игра «Наша куколка гуляла»
3. Подвижные игры «Догони куколку», догонялки с куклами
4. Игры малой подвижности «Найди куклу»
3 этап проекта.
Итоговый и заключительный этап, на котором были
1. Отслежены результаты работы;
2. Организована выставка;
3. Оформлен альбом «Моя любимая игрушка»;
4. Оформлена папка-передвижка.
5. Создан мини-музея «Народная игрушка»
В ходе реализации данного проекта достигнуты определённые результаты:
1. создана предметно – развивающая зона «Наши игрушки»;
2. сформированы устойчивые знания и интерес к происхождению куклы;
3. создан устойчивый интерес к бережному отношению игрушки;
4. сделаны игрушки для обыгрывания в театре своими руками;
5. установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта
6. В своих играх дети стали больше использовать народную игрушку,
Уровень отношения к народной игрушке у родителей

В конце проекта низкий уровень снизился с 45% до 2%
Количество родителей, которые стали более активно использовать народную игрушку в воспитании и развитии своих детей увеличился с 5 % до 44%
Средний уровень стал 54 %, а в начале проекта был 50%

Уровень усвоения знаний по теме проекта у детей

В конце проекта низкий уровень снизился с 78 % до 22
Количество детей с высоким уровнем увеличилось с 2% до 35%
А со среднем уровнем стало 43%, а было 20%.
Практическая значимость заключается в том, что проанализировав работу по проекту, можно утвердительно сказать, что перед педагогами открывается возможность попробовать свои силы в личностно-ориентированном подходе в организации воспитательно-образовательного процесса, который позволяет решить следующие задачи по развитию и воспитанию детей:
1. умение творчески подойти к любому делу;
2. развитие познавательной активности;
3. знакомство детей с народным декоративным творчеством, с национальным изобразительным и музыкальным искусством;
4. приобщение детей к народным праздникам и традициям.

Консультация для родителей детского сада «Народная игрушка в жизни дошкольника»

Данная работа будет интересна педагогам и родителям для приобщения к народно-прикладной культуре через игрушку,используя логические задания для детей, теоретический материал для взрослых.
Цель: Приобщение родителей к декоративно – прикладной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи:
- Формировать интерес и желание к народным традициям, к культуре своего народа.
- Воспитывать духовные традиции в жизни своего ребенка.
- Развивать познавательную сферу ребенка через логические задания.
Оборудование: выставка народных игрушек, альбом с иллюстрациями, детские подделки.
«Кто не знает своего прошлого - тот не имеет будущего» (Народная мудрость)
Воспитать сознательного гражданина и патриота означает сформировать в ребенке комплекс определенных знаний, личностных качеств и черт характера:
- патриотическую направленность, гражданскую ответственность и мужество,
- уважение к родителям, своей родословной, традиций и истории родного народа,
-дисциплинированность, трудолюбие, творчество, заботу о природе и экологию родной земли;
- уважительное отношение к культуре, верований, традиций и обычаев нашего народа.
Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным духом, образом жизни и мышления. Для этого необходимо вернуться к нравственным традициям воспитания детей: стремление к добру и красоте, справедливости и правды. Ведь ребенок не рождается нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде, в каких условиях живет, какое получает воспитание. Христианская педагогика советует, как можно раньше учить стремиться к Правде и Добру, избегать и стыдиться зла и неправды, а значит воспитывать детей на началах справедливости и милосердия. Для этого взрослым надо показывать красоту природы, слушать духовную музыку, читать художественные литературные произведения, знакомить с декоративно- прикладным искусством. Поэтому родители должны стать примером для малышей, делать добро самим и направлять детей на такие же проявления, как вежливость, сострадание, милосердие. Воспитывать духовные ценности надо с первого года жизни. Дети познают все через игру и игрушки.
ИГРУШКА. Взрослые привыкли покупать в магазинах и супермаркетах, а раньше изготовление игрушек было замечательным ремеслом рукодельниц.
Весной дети с особым старанием мастерили разноголосые свистульки, украшая их художественными рисунками.


Девочки умело плели венки, делали пасленовые куклы. Под осень, когда с поля собирали овощи, дети мастерили забавные маски. Вынимали мякоть из тыквы, вырезали глаза, нос и рот, а внутрь вставляли свечу. Вечером, как сползали сумерки, выходили на улицу. В древности народный календарь брал свое начало с весны. Давно люди начали считать яйцо символом жизни, прихода весны. Поэтому наши предки обожали его, расписывали разными яркими красками. Так возникло замечательное искусство - писанки. В расписывании яиц всегда принимали участие и дети.


На писанках изображали различные линии, точки, символизирующие бесконечность мира. В каждой сельской семье, родители мастерили для детей куклы, волчки, волчки с катушки прялки, погремушки. Лучшим гостинцем для детей с базара или ярмарки, были цветные конфеты или пряники в виде петушков, рыбок, белочек, жаворонков.


Взрослые создают условия знакомства детей с народной игрой и игрушкой.
Воспитание юной души – настоящее искусство, которое строилось на идеи добра. А добро, проявляется с первыми проблесками сознания, с первыми представлениями и мыслями об окружающем мире. Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера и интеллекта.


Анкета для родителей:
1.Чем занимаются дети в свободный час?___________________________
2.Какими игрушками они играют?_________________________________
3.Какие народные игрушки Вы знаете? ________________
4.Есть ли у Вас дома народные игрушки? Какие? _______________
5.Какие народные праздники связанные с народными игрушками? ____
6.Чем отличаются игрушки? __________________
7.Каких мастеров Вы знаете? _________________
8.Какие народные игрушки Вы бы хотели приобрести? _____________
9.Какие с детьми игрушки с природного материала? С теста? С пластилина делали вместе?___
10.Есть ли желание принимать участие в детских выставках? Народных праздниках?
Задания для детей.
1.Помоги птичке дойти до колоска.


2.Сколько игрушек нарисовал художник?


3.Найди отличия на свистульках.


4. Дорисуй узор на игрушке.


5.Какая игрушка здесь лишняя?Из какого материала она сделана?


6. Внимательно посмотри и посчитай все игрушки.


Предлагаю посмотреть выставку детских работ.

Наверное, многим знакомо высказывание, так часто встречающееся в разных печатных источниках: «Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…». И сразу же сама задаю вопрос:

– Наверное, тогда, когда оно разнообразное и интересное, и, конечно же, когда рядом с тобой твои друзья, любимые игрушки и интересные игры, в которые ты можешь играть с игрушками и друзьями.

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно, что игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что он не только играет, но может ориентироваться в окружающем мире, знакомится с чем-то новым и ранее неизвестным. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре происходит решение собственных задач. Во время игры ребенок выполняет разные задания, находит предметы или обменивается ими, придумывает новые сюжеты собственных игр и многое другое, применяя свой уже имеющийся жизненный опыт и используя при этом самые разные предметы.

Вот поэтому игрушка в игре имеет большое значение для обучения и развития ребенка. Ребенок и игрушка – это одно неразделенное целое в осуществлении той или иной игры или игровых действий.

Игрушка для ребенка – это самый главный предмет, необходимый для познания мира, который окружает его. И, конечно же, прежде чем отобрать игрушки для игры, очень важно для нас, родителей и педагогов, знать какую положительную или отрицательную ценность несет в себе та или иная игрушка. В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги, часто задумываемся над этим, нам очень важно знать, какие игрушки находятся рядом с нашими детьми.

Сейчас, по истечении многих лет, мы видим, как изменились игрушки и, в зависимости от них, игры детей. Чем старше становятся дети, тем чаще слышишь от них о компьютерных играх, современных электронных игрушках. Но, несмотря на значительное место, занимаемое игрушкой заводского изготовления, произведения народных мастеров-игрушечников России, выполняемые из традиционных материалов – дерева, ткани и глины – вызывают большой интерес у современных детей, особенно старшего дошкольного возраста. У детей часто возникают вопросы познавательного характера о прошлом своего народа, о народных праздниках и, конечно же, об игрушках:

– Почему же так случилось, что многие люди забыли о своем прошлом?

– И можем ли мы узнать о нем?

– Какими игрушками играли дети в прошлые времена?

– Отличались ли они от современных игрушек?

Задавали дети и другие вопросы, и, конечно же, хотели узнать о народных игрушках еще больше.

В культуре русского народа всегда особое место занимала игрушка. Сегодня возрождается интерес к русскому народному творчеству. Взрослые все активнее приобщают детей к национальной культуре. Приобщение к ней детей является средством формирования у них патриотических чувств.

Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Начиная с младших групп детского сада, мы знакомим детей с этим видом народного промысла. Дети осваивают отдельные элементы, а далее технику росписи и начальные этапы лепки народной игрушки, с удовольствием разрисовывают также и заготовки – силуэты, лепят и расписывают готовые фигурки, регулярно выставляются детские работы на выставки. Постепенно подводим детей к осмыслению понятия «народная игрушка», знакомим с историей возникновения и мастерами, создававших ее.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа, и очень жаль, что большинство детей не знакомы с народной культурой, национальными традициями.

Наш педагогический коллектив решил углубленно знакомить детей с истоками русской культуры, и, в первую очередь, с русскими народными игрушками. В каждой возрастной группе педагоги стали организовывать работу по приобщению детей к истокам русской культуры, где принимали участие педагоги, дети и родители.

Педагогический проект, который мы организовали в нашей подготовительной группе, назвали «Значение народной игрушки в жизни современных детей», он был рассчитан примерно на три календарных месяца. Прежде всего, было проведено родительское собрание на тему: «Дети и игрушки», где были рассмотрены вопросы разного характера:

– Любимая игрушка моего ребенка.

– Всегда ли я покупаю игрушку по первому требованию ребенка.

– Всегда ли игрушки моего ребенка соответствуют данному возрасту.

– Я покупаю ребенку только развивающие игрушки.

– Как я играю вместе с ребенком с его любимыми игрушками.

– Помогает ли игрушка моему ребенку в общении с другими детьми; в получении и расширении новых знаний.

– Нужно ли знакомить ребенка с народной игрушкой, историей ее создания, отличием от других игрушек и т.п.

– Все ли игрушки несут нравственную ценность для ребенка.

На родительском собрании особое внимание было уделено приобщению детей к истокам русской народной культуры, а именно воспитание устойчивого интереса к народной игрушке как одному из видов народного декоративно-прикладного искусства русского народа. После проведения такого собрания-беседы, во время которого родители делились своим опытом, знаниями, многие родители сделали для себя выводы, что неправильно использовали или выбирали те или иные игрушки для полноценного развития ребенка.

У родителей был вызван большой интерес к теме собрания, и они с удовольствием решили присоединиться к нам педагогом. Главная задача родителей заключалась в том, чтобы они помогали находить материал в соответствии с данным разделом нашего проекта. А именно – рассматривание с детьми картинок с изображением тех или иных игрушек или сами игрушки; беседа с детьми о том, с какими игрушками дети были ознакомлены в детском саду; чем они отличаются друг от друга и т.п.; посещение музеев нашего города, где тоже можно узнать о народных игрушках.

Перед тем, как была организована совместная деятельность «Педагоги – дети – родители», был составлен перспективный план проведения различных мероприятий по ознакомлению с народной игрушкой.

В группе было проведено несколько детских проектов по расширению знаний о старейших народных художественных промыслах России, по изготовлению игрушек. Очень захотелось подвести итог тому, с чем дети знакомились в течение нескольких лет, посещая наш детский сад, и, прежде всего, мы составили план, по которому началось ознакомление:

1. История создания народной куклы и изготовление кукол.

2. «Русская матрешка – любимая игрушка».

3. «Дымковская ярмарка».

4. «Филимоновские свистульки».

5. «Каргопольское чудо».

6. Выставка детских работ «Сделали игрушки сами – своими руками».

Народная русская игрушка своими корнями уходит в глубокую древность. Вначале детям было рассказано о том, как возникли первые игрушки, и знакомство начали с куклы. Ведь изначально куклы не были игрушками и дети узнали, что первобытные люди создали изображения богов-кумиров, идолов, истуканов, чтобы чувствовать себя спокойнее. Это и были самые первые куклы.

Сначала они облегчали жизнь первым людям, потом спасали множество человеческих жизней, служили оберегами от болезней, добрыми утешителями и воспитателями детей – игрушками, а также яркими сувенирами – игрушками для взрослых. И с самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства. Куклы – обереги или амулеты, спасавшие от беды и приносящие счастье, были у разных народов. Их любили, берегли, передавали по наследству.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Кукол дарили друг другу даже в знак любви и дружбы. К началу 19 века русская кукла окончательно стала игрушкой для ребенка. Когда дети узнали об истории создания народной куклы, в группе начался процесс изготовления кукол своими руками, дети изготовили более шестидесяти кукол разного смыслового назначения, каждый ребенок сам выбирал, какие куклы он будет делать и почему именно эти. Здесь были и куклы-пеленашки, и куклы-кувадки, и куклы-погремушки, и куклы-мартинички. Итогом работы была обширная выставка в фойе детского сада.

Детям так понравилось узнавать все новое, что они с большим удовольствием продолжали знакомиться с другими видами народных игрушек.

Задача создания такой работы с детьми – это развивать у детей устойчивый интерес к произведениям искусства, к традициям, обычаям, быту; знакомить с различными игрушками, начиная от старинного оберега и заканчивая современной игрушкой, а также с их историей и с процессом изготовления игрушек собственными руками; прививать детям любовь, эстетический вкус и бережное отношение к игрушке. Ведь не зря говорят: «Пока живы народные традиции и обычаи народа, жив народ». Совместная работа педагогов, детей и родителей помогла выполнить поставленную задачу и еще больше сплотить коллектив нашей группы.

Краткосрочные проекты по ознакомлению детей с народными игрушками