Особый период детства особенности развития и воспитания детей раннего возраста. Раннее детство Дро в период раннего детства

Ранний возраст охватывает период от года до трех лет. Это период формирования всех свойственных человеку психофизических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Следует учитывать особенности, свойственные детям раннего возраста.

Особенности периода раннего детства:

1. Для физического и нервно-психического развития детей первых лет жизни характерен быстрый темп, а также скачкообразность и неравномерность развития: - интенсивно увеличивается рост и вес ребенка; - усиленно развиваются все функции организма; - к году ребенок овладевает ходьбой, на 2-ом и 3-ем г. совершенствуются основные движения; - ребенок делает большие успехи в овладении речью (к году – 10 – 12 слов, к 2 г. – 200 – 300 слов, к 3 г. – до 1500слов в активном словаре).

2. Еще одной особенностью раннего возраста является повышенная психическая и физическая ранимость организма, низкая сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей.

3. В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь между физическим и психическим развитием: крепкий, здоровый ребенок меньше подвержен заболеваниям, более вынослив, бодр и весел, что положительно сказывается на психическом развитии. Незначительные нарушения в состоянии здоровья приводят к ухудшению в самочувствии, что, в свою очередь, вызывает раздражительность, вялость, быстрое утомление, капризы. Все это в результате приводит к замедлению, ухудшению психического развития.

4. В раннем возрасте дети отличаются неустойчивостью эмоционального состояния и незавершенностью формирующихся умений и навыков. Эта особенность требует постоянного упражнения в тех или иных навыках, приучения ребенка посредством многократного повторения к правилам поведения.

5. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Это проявляется в неумении детей ждать, импульсивности и непосредственности. Формирующиеся умения и навыки требуют упражнения, иначе они быстро распадаются.

6. Одной из важнейших особенностей раннего возраста является высокая пластичность функций мозга и психики, т.е. всей нервной системы в целом. Условные рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней, они достаточно быстро формируются и становятся привычками, которые могут быть как хорошими, так и вредными (сосать палец, засыпать только при покачивании, бодрствовать на руках у взрослого и т.п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание – дело сложное и вредное для нервной системы ребенка.

7. В раннем детстве проявляется высокая эмоциональность детей. Эмоции играют огромную роль в развитии ребенка. Дети искренне и глубоко переживают как положительные, так и отрицательные эмоции. Следует оберегать ранимую психику малышей от нежелательных слишком сильных (даже положительных) воздействий окружающей среды. Необходимо обеспечить организацию жизнедеятельности детей таким образом, чтобы поддерживать хорошее, уравновешенное настроение детей.

8. Еще одной особенность раннего возраста является индивидуальный темп развития личности ребенка. Дети раннего возраста требуют особого внимания и индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания.

9. У детей раннего возраста еще очень небольшой жизненный опыт, очень ограниченный круг представлений об окружающем мире, не сформированы умения и навыки. Без целенаправленного и планомерного воздействия со стороны взрослого невозможно полноценное развитие личности ребенка раннего возраста. Ведущая роль взрослого в развитии ребенка раннего возраста является важной особенностью в развитии детей раннего возраста.

Значение раннего детства в жизни человека трудно переоценить. Это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.сей нервной системы в целом. яется высокая пластичность функция мозга и психики, т.е. збуждения преобладают над процессами торм

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Прич­­­­­­­­­­­­ём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Психологи считают, что первые три года –это самый важный период в развитии ребёнка. В этот период закладывается основание всей будущей жизни. Уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях – всё это восходит к самому раннему детству, к отношениям малыша с родителями. Этот период имеет решающее значение для формирования личности, важно знать что представляет собой ребёнок этого возраста.

В период от 1 до 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растёт и прибавляет в весе, развивается его речь и память. Ребёнок начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познаёт его. В этот период огромное значение для малыша имеет игра.

От рождения до года.

· Познаёт мир через ощущения

· Полностью зависим

· Сосредоточен на себе

· Воспринимает звуки, зрительные образы, тон разговора(ласковый или сердитый)

· Быстро растёт и изменяется

· Играет сам с собой

· Узнаёт людей и реагирует на них.

· Учится хватать

· Другие моторные навыки: учится ползать, сидеть, стоять

· К концу года начинает ходить.

От года до двух лет.

В два года ребёнок перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. В подвижные игры для детей двух лет можно включать прыжки, бег, бросание мяча и скатывание его с горки.

· Ходит всё увереннее

· Требует внимания к себе

· Познаёт мир через ощущения

· Внимание быстро рассеивается

· Полностью может концентрироваться только на одной вещи

· Восприятия конкретны, воображение ещё не развито(думает только о том что видит)

· Слабая координация движений

· Нет «тормозов» его трудно остановить

· Решителен

· Любопытен,жаждет исследовать мир

· Подражает взрослым

· Непослушен

· Любит постоянный распорядок дня, чувствуя себя так безопасней

· Сосредоточен на себе

От двух до трёх лет.

В три года ребёнок называет правильно четыре основных цвета и несколько оттенков.Ориентируется в семи цветах спектра (знает чёрный белый цвета) находит по образцу, по просьбе взрослого.

· По-прежнему сосредоточен на себе.

· Любопытен

· Координация движений ещё не совершенна.

· Активен.

· Исследователь, интересуется окружающим миром.

· Играет большей частью один.

· Импульсивен, действует по первому пробуждению.

· Склонен проверять «границы дозволенного».

· Становится все более независимым.

· Любит учиться.

· Ему не надоедает повторять одно и то же.

· Нелогичен.

· Возникает чувство прекрасного.

· Подражает взрослым.

· Внушаем.

· Сравнивает себя с другими.

· Развивает самосознание.

· Формируется словарь (у трех летних он уже довольно большой)

Быстрый темп развития ребенка раннего возраста имеет ряд особенностей. Прежде всего – это скачкообразность развития. Скачкообразность отражает нормальный закономерный процесс развития организма ребенка, и наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей.

Быстрый темп развитие ребенка обусловлен быстрым установлением связи с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакции. Поэтому очень важно как можно больше повторять, закреплять новые навыки, учить малыша делать что – либо новое самостоятельно. Это лучше закрепит полученные знания.

Самоценность раннего детства – в остроте восприятия окружающего мира, особом мире чувств и представлений.

(Н.С. Ежкова)

Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Его правомерно выделяют в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: Раннее детство – особый период в развитии ребёнка.

Подготовила Яковлева В. Н

Воспитатель ГБДОУ №43

Г.Санкт-Петербург. Колпинский район

Раннее детство – особый период в развитии ребёнка.

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Что представляет собой ребёнок раннего возраста?

Психологи считают, что первые три года –это самый важный период в развитии ребёнка. В этот период закладывается основание всей будущей жизни. Уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях – всё это восходит к самому раннему детству, к отношениям малыша с родителями. Этот период имеет решающее значение для формирования личности, важно знать что представляет собой ребёнок этого возраста.

Основной особенностью периода раннего детства является наиболее интенсивный темп развития всех органов и систем.

В период от 1 до 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растёт и прибавляет в весе, развивается его речь и память. Ребёнок начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познаёт его. В этот период огромное значение для малыша имеет игра.

От рождения до года.

Лучший способ узнать ребёнка- понаблюдать за ним и прислушаться к нему. Полезно знать об общих чертах детей этого возраста:

  • Познаёт мир через ощущения
  • Полностью зависим
  • Сосредоточен на себе
  • Воспринимает звуки, зрительные образы, тон разговора(ласковый или сердитый)
  • Быстро растёт и изменяется
  • Играет сам с собой
  • Узнаёт людей и реагирует на них.
  • Учится хватать
  • Другие моторные навыки: учится ползать, сидеть, стоять
  • К концу года начинает ходить.

От года до двух лет.

В два года ребёнок перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. В подвижные игры для детей двух лет можно включать прыжки, бег, бросание мяча и скатывание его с горки.

  • Ходит всё увереннее
  • Требует внимания к себе
  • Познаёт мир через ощущения
  • Внимание быстро рассеивается
  • Полностью может концентрироваться только на одной вещи
  • Восприятия конкретны, воображение ещё не развито(думает только о том что видит)
  • Слабая координация движений
  • Нет «тормозов» его трудно остановить
  • Решителен
  • Любопытен,жаждет исследовать мир
  • Подражает взрослым
  • Непослушен
  • Любит постоянный распорядок дня, чувствуя себя так безопасней
  • Сосредоточен на себе

От двух до трёх лет.

В три года ребёнок называет правильно четыре основных цвета и несколько оттенков.Ориентируется в семи цветах спектра (знает чёрный белый цвета) находит по образцу, по просьбе взрослого.

  • По-прежнему сосредоточен на себе.
  • Любопытен
  • Координация движений ещё не совершенна.
  • Активен.
  • Исследователь, интересуется окружающим миром.
  • Играет большей частью один.
  • Импульсивен, действует по первому пробуждению.
  • Склонен проверять «границы дозволенного».
  • Становится все более независимым.
  • Любит учиться.
  • Ему не надоедает повторять одно и то же.
  • Нелогичен.
  • Возникает чувство прекрасного.
  • Подражает взрослым.
  • Внушаем.
  • Сравнивает себя с другими.
  • Развивает самосознание.
  • Формируется словарь (у трех летних он уже довольно большой)

Быстрый темп развития организма – особенность раннего возраста.

Быстрый темп развития ребенка раннего возраста имеет ряд особенностей. Прежде всего – это скачкообразность развития. Скачкообразность отражает нормальный закономерный процесс развития организма ребенка, и наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей.

Быстрый темп развитие ребенка обусловлен быстрым установлением связи с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакции. Поэтому очень важно как можно больше повторять, закреплять новые навыки, учить малыша делать что – либо новое самостоятельно. Это лучше закрепит полученные знания.

В чём уникальность раннего детства?

Самоценность раннего детства – в остроте восприятия окружающего мира, особом мире чувств и представлений.

(Н.С. Ежкова)

Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Его правомерно выделяют в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Период раннего детства уникален тем, что именно в этот временной отрезок ребенок развивается столь стремительно как ни когда в последующие годы жизни.


В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития. Первые представления о себе возникают у ребенка к году.

Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.

К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.

Половая идентификация

К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.



Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

Возникновение самосознания

К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

Усвоение языка

Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.

Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.

При усвоении языка дети всех народов проходят стадии односоставных, двусоставных и полных предложений. Во всех существующих на земле языках есть правила грамматики, синтаксиса, семантики. Поначалу дети предельно обобщают правила.

Умственное развитие

Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у "ходячих" детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года.

5 стадия – третичные круговые реакции (1 – 1,5 лет) – экспериментирование с предметами. Цель экспериментов – в них самих: малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену рефлекторному поведению приходит истинно мыслительная деятельность: ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.

6 стадия (1,5 – 2 года). Появление символического мышления, то есть способности по запечатленным в мозгу психологическим образам (символам предметов) воспринимать их в тот или иной момент. Теперь ребенок может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предметами. Ребенок становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок. Физические действия способствуют успешной работе мышления.

Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отдаленность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: "Я центр вселенной", "Весь мир вращается вокруг меня".


Базовая потребность возраста

Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений.

Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение "я", усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.

Пивовар В.А., воспитатель детского сада №17
г. Алексеевки Белгородской области

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году) , усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.

Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200-300, а к трем - до 1500 слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма - низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии - они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления - важные задачи педагогики раннего детства.

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни, - сосательный - на положение для кормления. Раннее образование условных рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать) , так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.) . Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание - дело крайне сложное и вредное для деятельности нервной системы. Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание.

Результаты целенаправленного воспитания проявляются уже в два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает потребность в еде в строго определенное время; выспавшийся и сытый, он спокоен, при общении со взрослыми проявляет радость.

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей - их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

  • соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;
  • правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;
  • проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;
  • создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.

Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Но содержание, приёмы и методы реализации этих задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста.

Они определяются возрастными особенностями малышей.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

Знание особенностей развития детей раннего возраста помогает педагогам и родителям правильно осуществлять воспитание детей.

Работы Н.М. Щелованова дали возможность определить и научно обосновать принципы воспитания на основе особенностей развития детей раннего возраста.

Изучая историю создания учреждений для детей раннего возраста, мы говорили о работах Н.М. Щелованова, который установил основные закономерности, этапы и особенности развития высшей нервной деятельности в период раннего детства. Работы Н.М. Щелованова дали возможность определить и научно обосновать принципы воспитания, разработать систему общественного и семейного воспитания детей раннего возраста, а также хорошее знание хода развития детей поможет педагогам, родителям найти оптимальные подходы к ним.

Одной из особенностей периода раннего детства является быстрый темп физического развития.

Давно установлено, что основной особенностью периода раннего детства является наиболее быстрый темп физического развития – т.е. увеличение веса, роста ребенка, формирование функций всей его органов и тканей. Наряду с быстрым нарастанием веса и роста детей в первые 3 года жизни происходит и быстрое развитие массы мозга, изменяется его морфологическое строение.

Вторая особенность периода раннего детства – это тесная связь между физическим и нервно-психическим развитием. Недостаточное внимание нервно-психическому развитию детей в частности, отрицательно влияет на физическое развитие, что может быть одной из причин гипотрофии.

Третья особенность – это относительно низкая сопротивляемость и большая ранимость организма ребенка. На состояние здоровья детей влияют изменения температуры воздуха, нарушение в режиме дня, гигиеническом уходе и кормлении. Любые изменения в методике проведения тех или иных моментов изменяют возбудимость нервной системы, что отрицательно сказывается на здоровье маленьких детей, особенно в первые годы жизни.

Четвертая особенность периода раннего детства – это большая зависимость развития детей от воздействий взрослых. Ребенок рождается крайне беспомощным, не имея почти никаких готовых форм поведения, он без взрослого просто не сможет выжить. Дети в этом возрасте как доказали Н.М. Аксарина, В.Н. Аванесова, Г.М. Лямина, М.И. Лисина и др. нуждаются в значительно более частом непосредственном обучающем руководстве взрослого.

Пятая особенность – характерной особенностью периода раннего детства является высокая пластичность всего организма, и в первую очередь пластичность высшей нервной деятельности. Высокая пластичность помогает детям обучаться всему от взрослого. Всякое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка.


Шестая особенность – большое значение в развитии и поведении ребенка имеет эмоциональное состояние ребенка и его эмоциональное отношение к окружающему. Все поведение маленького ребенка, его действия, устойчивость внимания, работоспособность, зависят в основном от того, нравится это ему, интересно, доставляет удовольствие или нет. Только то, что ребенок воспринимает охотно, с интересом, дает хороший результат. Характерной чертой является лабильность их эмоционального состояния, изменчивость. В результате самых ничтожных поводов бодрое состояние ребенка может смениться плачем и наоборот, еще не высохли слезы, он уже снова улыбается. Очень велика внушаемость и тонкая дифференцировка эмоций окружающих.

Дети рано улавливают характер взаимоотношений между близкими, чувствуют настроение окружающих и легко им заражаются. Стоит заплакать одному – могут заплакать все, если мать или воспитатель укладывая ребенка спать, чем-то взволнована, то и ребенок не может долго уснуть.

Седьмая особенность – ребенок рождается с врожденной сенсомоторной потребностью – т.е. с потребностью получать различные раздражения и с потребностью в разнообразной двигательной активности. Ограничение движений ребенка (гиподинамия) бедность и однообразие впечатлений от окружающего ведут к резкому отставанию в психическом развитии.

Восьмая особенность – очень рано, уже с первых месяцев формируются потребность в общении со взрослыми, которая быстро становится такой же сильной, как и органические потребности. Без частого общения со взрослым нельзя обеспечить эмоционально-положительное состояние детей этого возраста, неизбежны нарушения возбудимости, нельзя достигнуть своевременного психического развития и формирования нравственных качеств личности.

Девятая особенность – для детей раннего возраста характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений, навыков. Ребенок способен на сравнительную устойчивость внимания, но в то же время он легко отвлекается по самым незначительным поводам (приход постороннего во время интересного занятия).

Десятая особенность – неустойчиво и очень лабильно физическое и психическое состояние ребенка. Дети раннего возраста легко заболевают при незначительных ошибках в уходе и при недостаточном удовлетворении их органических потребностях. Легко нарушается и состояние возбудимости их нервной системы. Детям в этом возрасте нужен более частый отдых в течение одного отрезка бодрствования в виде более частой смены разных видов деятельности.

Одиннадцатая особенность – процесс развития скачкообразен и неравномерен. Резко, в 1,5-1 г. 6 м. удлиняется работоспособность (удлиняется период бодрствования, дети днем спят 1 раз), также увеличивается количество произносимых слов. В 2 года 8-10 месяцев – скачкообразен переход к качественно новому виду игры – переход от игры воспроизведения окружающих действий к ролевой игре. Темп и значение разных линий развития в различные периоды жизни неодинаковы. На каждом возрастном этапе есть свои «ведущие», т.е. наиболее значимые линии развития. Например, 7-8 м. – ползание, 1г. 6 м – 1 г. 9 м. – овладение способностью обобщать предметы по существенным признакам, 2 г. – речь и т.д.

Двенадцатая особенность периода раннего детства – это то, что реакция детей имеет более длительный латентный период, т.е. время от начала действия раздражителя до ответной реакции ребенка. Задавая детям вопрос, или предлагая произвести какое либо действие нужно помнить, что ответная реакция наступает не сразу, а лишь через некоторое время.

Знание данных особенностей периода раннего детства необходимо как педагогам, так и родителям.

С какого возраста нужно начать воспитание и почему?

Воспитание нужно начинать с появления первых условных рефлексов.