Во сколько лет ребенок сидит. Когда ребенок начинает присаживаться самостоятельно? Так когда дети начинают сидеть

Умение сидеть – один из ключевых навыков, которыми овладевает ребенок до года. Все родители ждут этого момента с нетерпением – малыши получают возможность проявить самостоятельность, наблюдать и исследовать мир с нового ракурса, дотягиваться до недоступных ранее предметов, а папы и мамы гордятся достижениями наследника. Важно позаботиться о дополнительных мерах безопасности для крохи, проследить за своевременностью приобретения нового навыка и при необходимости помочь малышу.

Содержание статьи:

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть?

В современной педиатрии не существует жестких сроков и норм в физическом развитии малышей. Все детишки индивидуальны, поэтому молодым мамам не стоит тревожиться и постоянно сравнивать своего кроху с другими карапузами.

Опытные врачи на вопрос, когда ребенок начинает сидеть, отвечают, что для каждого малыша этот срок будет разным и зависит он от готовности костной и мышечной систем.

Усредненные показатели для детей первого года жизни:

  • 6 месяцев – сидение с поддержкой;
  • 7 месяцев – сидение без поддержки;
  • 7,5-9 месяцев – свободное самостоятельное сидение и умение лечь из положения сидя.

У активных и физически более крепких детей эти сроки могут сдвинуться на 1-1,5 месяца раньше; у слабых, недоношенных, очень худеньких или чрезмерно полных малышей – на 1-1,5 месяца позже. Волноваться не о чем: оба этих варианта входят в нормальный диапазон показателей детского развития.

Как определить готовность ребенка сидеть

Позвоночник новорожденных не приспособлен для вертикальных положений и позволяет детям занимать только горизонтальные позиции. Естественные изгибы, отвечающие за нормальную осанку при сидении, стоянии или ходьбе, – лордозы и кифозы – формируются постепенно.

У грудничков до полугода позвоночник еще не подготовлен, мышцы слабые, поэтому раннее присаживание грозит смещением позвонков и искривлением осанки. Если родители поспешат с усаживанием крохи, пристегивая его ремнями в коляске или автокресле, обкладывая со всех сторон подушками, то от нагрузки могут пострадать не только неокрепший позвоночник, принявший на себя вес ребенка, но и сдавленные внутренние органы.

Прежде чем решиться присаживать грудничка, следует внимательно присмотреться к его общему развитию. Если малыш упитанный, спокойный, флегматичный, не любит переворачиваться, мало двигается, то не нужно присаживать такого неторопливого кроху ранее 6 месяцев – ему нужно основательно подготовиться к такому важному событию. А вот шустрого, энергичного и активного карапуза можно начать присаживать после 5 месяцев – аккуратно, всего на несколько минут и если ребенку нравится этот процесс.

Признаки готовности ребенка к присаживанию:

  • Грудничок легко приподнимает голову и уверенно держит ее.
  • Ребенок ловко в обе стороны.
  • Малыш сам приподнимается на ручках в положении лежа на животе.
  • Кроха пытается приподняться самостоятельно и может присесть, ухватившись за пальцы взрослого.

Возможность совершать такие движения подтверждает, что ребенок достаточно окреп и после осмотра педиатром вы можете понемногу начинать присаживать малыша.

Как и когда правильно присаживать и сажать ребенка

Если малыш готов начинать сидеть, подтягивайте его за ручки до положения сидя, держите полусидя у себя на коленях или ненадолго подкладывайте крохе подушку под спинку в коляске, чтобы он находился в наклонном положении. Обязательно следите, чтобы шея и спина малыша были выпрямлены, ножки разведены в форме буквы V с опорой на боковую поверхность, он не должен горбиться.

Не торопитесь нагружать позвоночник крохи, лучше стимулируйте его к ползанию, укрепляющему мышцы спины. Если ребенок сел самостоятельно ранее полугода, не препятствуйте этому, не замедляйте естественное развитие крохи, но не позволяйте находиться в положении сидя или полусидя больше часа в день – отвлеките малыша игрушкой, подержите на руках. Обязательно позаботьтесь о мерах безопасности и оградите место, где сидит ребенок.

Надолго сажать ребенка можно только после того, как он научится хорошо – в положении на четвереньках отсутствует досрочная чрезмерная нагрузка и позвоночник формируется правильно. 7-9 месяцев – средний безопасный для позвоночника срок для усаживания детей, который называют ортопеды, а главный критерий готовности к самостоятельному сидению – малыш сидит без заваливания на бок или спинку.

Самостоятельные попытки сесть ребенок сможет предпринять после того, как научился переворачиваться и подтягиваться с помощью рук. Затем следует «боковое присаживание»: малыш поворачивается на бочок, опирается на одну руку и опускается на попку. Первое время он будет заваливаться назад или на бочок, позже научится сидеть ровнее с опорой на ручки, а потом садиться из положения лежа, напрягая брюшные мышцы.

Если у ребенка нет патологий опорно-двигательной системы, он правильно развивается, но все равно плохо удерживает туловище вертикально, то возможно снижение мышечного тонуса. Такой малыш сядет чуть позже, укрепить мышцы помогут массаж и занятия .

Половые различия

По наблюдениям педиатров, девочки обычно пытаются сесть немного раньше мальчиков, но садятся чуть позже. Независимо от пола не стоит присаживать детей раньше 5-6 месяцев, использовать переноски-«кенгуру», в которых малыши сидят, обкладывать заваливающихся крох подушками или часами катать полугодовалых деток сидя в коляске – это приведет к деформациям позвоночника.

Родители девочек часто беспокоятся об опасности раннего сидения для юных дам. К полугоду мышцы спины и пресса у малышек достаточно укрепляются и их можно начинать присаживать. В более раннем возрасте это вредит позвоночнику. Кроме того, у девочек, которых рано начинают присаживать, могут деформироваться кости таза, что может в дальнейшем привести к долгим и мучительным родам.

А вот загиб матки от раннего присаживания девочек – не более чем устаревший миф: матка и придатки надежно защищены природой в малом тазу и данная особенность обычно является врожденной. В целом для девочек правило такое же, как и для мальчиков: насильно усаживать нельзя, но если малышка села сама, то ничего страшного в этом нет, главное – не позволять ей сидеть подолгу и более часа в день.

Как подготовить ребенка к сидению?

Усаживать ребенка преждевременно нельзя, все должно происходить естественно, а вот подготовить его к сидению вполне возможно и даже нужно. Для ускорения процесса, укрепления мышечного корсета педиатры, неврологи и ортопеды рекомендуют с 3 месяцев делать малышу легкий массаж конечностей, спины и ягодичной области, ежедневно проводить простую гимнастику со сгибанием-разгибанием рук и ног и по возможности записать его в бассейн для занятий плаванием.

В возрасте 3,5-4 месяцев в желательно включить дополнительные упражнения для укрепления мышц спины, шеи и брюшного пресса, необходимых для сидения:

«Неваляшка»

Малыш лежит на спине. Мама протягивает ему указательные пальцы, ребенок обхватывает их протянутыми ручками и пытается сесть. Спинка крохи приподнимается на 450, брюшные мышцы напрягаются, ребенок с помощью мамы удерживается в этой позиции 10-20 секунд и возвращается в исходное положение. Повторить 3-5 раз. Угол подъема при подтягивании со временем нужно увеличивать.

«Самолетик»

Малыш лежит на животике. Мама поднимает ребенка, поддерживая одной рукой под грудью, а другой – под ножками. Ноги крохи упираются в грудь мамы, мышцы спины и ягодиц напряжены, головка приподнята. Положение фиксируется на 3-5 секунд и малыш возвращается на столик, а потом упражнение повторяется.

С 7 месяцев можно добавить такие упражнения:

  • Подтягивания не за две, а за одну ручку до положения сидя.
  • Покачивания на четвереньках вперед-назад.
  • Вращения для тренировки косых брющных мышц. Малыш сидит, мама одной рукой фиксирует его ножки, а другой обхватывает кисть ребенка, вложив большой палец в его ладошку, и за ручку раскачивает кроху в стороны и по кругу.

Заниматься физкультурой нужно на твердой поверхности, например, пеленальном комоде или столе, не натощак, но не раньше, чем через час после кормления, малыш должен быть бодрым и в хорошем настроении. Начинать занятия следует тонизирующим массажем, а завершать – расслабляющим.

Стимулировать малыша и подготовить его к сидению помогут также:

  • Покачивания на фитболе со сгибанием и разгибанием ножек.
  • Ежедневное выкладывание на животик для укрепления мышц пресса. Перед малышом на расстоянии чуть дальше вытянутой руки можно положить яркую игрушку, чтобы ребенок потянулся к ней – это стимулирует и к ползанию, и к сидению.
  • Подвешенные над кроваткой кольца, к которым ребенок будет тянуться, а ухватив, попытается сесть.

Сроки и нормы: когда стоит обратиться к врачу?

Раннее сидение

Если малыш с удовольствием подтягивается на ручках, любит находиться в позиции полулежа на руках – это еще не означает его готовности к сидению, а лишь демонстрирует хорошее физическое развитие ребенка. Если ребенок в 5 месяцев смог сесть действительно самостоятельно – это тоже вариант нормы, но не нужно его к этому подталкивать, лучше максимально отвлекать на другие занятия и виды физической активности, ведь даже при крепких мышцах позвоночник еще недостаточно подготовлен к вертикальной нагрузке.

Неумение сидеть в 7-8 месяцев

До 8-8,5 месяцев ребенок не сидит на вполне «законных» основаниях. В среднем умение сидеть без поддержки формируется примерно к 8-9 месяцам. Не принуждайте малыша принимать неудобную и вредную для здоровья позу, лучше займитесь с ним плаванием, массажем и укрепляющей мышцы зарядкой. Если нет даже попыток присесть, проконсультируйтесь с неврологом для исключения задержки моторного развития.

Неумение садиться в 9-10 месяцев

Если 9-10-месячный карапуз не сидит и не пытается сесть сам, нужна обязательная консультация ортопеда и невролога, которые выяснят причину проблемы и при необходимости назначат лечение.

Если малыш достаточно активный, умеет переворачиваться, пытается ползти, но сидеть пока не научился, то, возможно, он пока просто не готов к сидению и рекомендации могут ограничиться курсом массажа и ЛФК у специалиста.

Все детки неповторимы и каждый проходит уникальный путь развития. Подготавливать ребенка к сидению при помощи массажа и гимнастики можно уже с 3 месяцев. Четких половых различий в обучении навыку сидения не существует, важны физическое развитие и психологическая готовность малыша.

Если кроха начал сидеть раньше 5-6 месяцев – это свидетельствует о его активном физическом развитии, но поощрять досрочное сидение не стоит. Неумение и нежелание 10-месячного малыша сидеть – сигнал для консультации у специалиста, однако и абсолютно здоровые дети могут сесть даже в год. Не торопите события, занимайтесь зарядкой и плаванием, и ребенок скоро порадует вас умением сидеть и другими достижениями.

Примерные сроки когда малыш начинает самостоятельно садиться, от чего они зависят и как на них повлиять, роль массажа и примеры упражнений для укрепления мышечного каркаса и позвоночника.

Время, когда ребёнок начинает сидеть сам, очень индивидуально. Многим папам и мамам хочется, чтобы их малыш быстро и правильно развивался, а опережающие достижения сверстников начинают вызывать беспокойство, особенно у молодых родителей.

Но не стоит ставить свои желания выше здоровья ребёнка. Есть определённые нормы развития детей, которые подтверждены знаниями специалистов в этой области. А вопрос, с какого времени малыш должен сидеть самостоятельно, очень серьёзный, ведь от этого зависит будущее здоровье ребёнка.

Примерные сроки

Позвоночник родившегося младенца не может находиться в отвесном положении - мышцы его тела ещё не развиты. Поэтому медики не рекомендуют специально усаживать кроху, он должен это сделать сам. Если малыш достаточно развит, то он обязательно сядет самостоятельно.

Постепенно растущий ребёнок развивает мышцы шеи и учится держать голову. С каждой неделей у него появляются новые навыки, вскоре дети учатся переворачиваться на спину. Следующим шагом будет умение садиться.

В среднем, попытки сесть начинаются в 5 месяцев. По поведению малыша понятно, что ему хочется это сделать, ведь когда ты сидишь, можно увидеть гораздо больше предметов! В этом случае, некоторые родители берут кроху за ручонки и тянут на себя, а он пытается сесть. При этом вряд ли он не может сделать это самостоятельно, хотя некоторым детям удаётся сесть из полулежачего положения.

    Ребёнок в 5–6 месяцев будет постоянно падать в разные стороны при попытке сесть. Не надо паниковать - это нормально. Не следует постоянно помогать крохе, он должен самостоятельно пытаться удержаться. Главное - позаботьтесь, чтобы место, куда заваливается грудничок, было безопасным.

    К 6 месяцам у многих детей мышцы становятся крепче, и они непродолжительное время сидят сами, периодически заваливаясь на бок или спину. Постепенно пребывание в таком положении становится более продолжительным и составляет около часа в день.

    В семимесячном возрасте многие дети сидят самостоятельно, но всё равно непродолжительное время, ведь мышцы спины пока слабо развиты.

    В 8–9 месяцев большинство детей уже сидят хорошо. Они могут менять положение тела самостоятельно, например, сесть из лежачего положения и лечь обратно.

Родители должны помнить, что это приблизительные нормы. Каждый малыш развивается в этом возрасте очень индивидуально, поэтому расхождение с нормой на несколько месяцев не считается нарушением. Замечено, что даже в одной многодетной семье у каждого ребёнка все достижения индивидуальны и могут отличаться на несколько месяцев, будь то мальчик или девочка.

Можно ли сажать ребёнка специально

Каждая мама хочет, чтобы её малыш развивался быстрее, и когда ребёнок начинает садиться, родители получают значительное облегчение.

Большинство детей в 5 месяцев уже могут держать спину если помочь им сесть. Некоторые родители торопятся поскорее обложить кроху подушками, думая, что это поможет закрепить результат. Особенно представители старшего поколения очень любят давать подобные советы. Но нужно проявлять максимум терпения и ждать, когда ваш малыш будет готов.

Специально усаживая малыша раньше того момента, пока он сам начнёт это делать, можно серьёзно навредить его позвоночнику. Если ребёнок не садится самостоятельно, значит спина ещё недостаточно окрепла и не готова к этой нагрузке. Но даже если кроха сел в 5–7 месяцев самостоятельно, нельзя фиксировать его в положении «сидя» подушками!

Как можно понять, что время, когда ребёнок должен самостоятельно сидеть, ещё не наступило? Грудничок падает на бок, его спинка во время сидения округляется. Не следует специально сажать детей раньше семимесячного возраста.

Раннее сидение - большая нагрузка на позвоночник, а он у грудничков ещё мягкий, хрящи могут с лёгкостью сдвинуться с места. Подобная спешка в дальнейшем чревата искривлением позвоночника, деформацией костей таза и другими негативными последствиями.

Роль массажа в сидении малышей

Вроде пришло время, малыш должен удерживаться в вертикальном положении самостоятельно, но никак не может этого сделать. Родители начинают тревожиться и выяснять, во сколько месяцев дети начинают сидеть у друзей, родителей и специалистов.

Даже если грудничку исполнилось полгода, а он не способен выполнить это действие, ничего страшного. Необходимо ждать, когда позвоночник станет крепче.

Ребёнку исполнилось 8 месяцев, но и в этом возрасте нет сдвигов? Пришло время ему помочь и начать делать массаж. Ведь когда малыш малоподвижен, все его мышцы находятся в расслабленном состоянии, поэтому им нужно помочь стать более крепкими. Особенно это относится к детям с дистонией.

Записаться на детский массаж можно в своей поликлинике, можно обратиться к хорошим частным специалистам, или выполнять процедуру самостоятельно. Важно воздействовать на область шеи, локтевые суставы и область спины.

Существуют несколько правил массажа:

    На руках не должно быть ничего постороннего, их нужно помыть.

    В процессе массажа нужно обязательно общаться с малышом, чтобы процедура вызывала у него только положительные эмоции. Движения рук должны быть мягкими, не вызывающими болевых ощущений. Нельзя надавливать на позвоночник.

    Делать массаж следует не ранее, чем через 30 минут после еды, кроха не должен быть голодным.

    Если малыш болеет, у него поднялась температура, плохие анализы мочи или кала, процедуру необходимо отложить до момента выздоровления или выяснения причин.

Массаж включает поглаживание, разминание и растирание, проводится в течение 20–30 минут. Выглядит техника примерно так (хорошо, если вы найдёте специалиста, который покажет вам технику):

    Положите кроху на живот и гладьте спинку снизу вверх и в обратном направлении;

    Затем, начинайте подушечками пальцев делать движения в виде спирали в разных направлениях вдоль рёбер. Выполняем данные манипуляции по 5–8 раз;

    Разминание делаем в направлении от поясницы к шее на боковых мышцах спины 3–5 раз;

    В конце поглаживаем спинку грудничка.

Когда ребенок начинает сидеть, следует понаблюдать за ним: в правильном варианте его голова должна быть слегка наклонена вперёд, а верхняя часть позвоночника и область шеи распрямлена. Руки являются опорой, поясница немного согнута, ноги разведены. Если он садится как-то иначе, значит этот навык ещё не сформирован.

Упражнения для укрепления мышц

Если малыш и в 9 месяцев не может сесть самостоятельно - это не повод для паники, но консультация с врачом не будет лишней. Он определит, нет ли каких-либо проблем со здоровьем.

Кроме этого, каждая мама должна знать несколько упражнений, способных помочь крохе. Например, такие:

    Малыш лежит на спине, возьмите его за ручки, он будет пытаться садиться. Несколько секунд удерживаем его в таком полулежачем положении. Повторяем упражнение. Можно поднимать то за одну, то за другую руку по очереди, очень аккуратно.

    Поверните сидящего ребёнка спиной к себе. Руками подоприте локти малыша. Он должен тянуться за предметами, доставать их и возвращаться в исходное положение.

    Посадите ребёнка к себе лицом. Держите его за ручки и раскачивайте из стороны в сторону. Можно напевать какую-нибудь детскую песенку.

    Упражнение «шагание» укрепляет мышцы. Держите малыша за подмышки, он начнёт передвигать ногами рефлекторно.

    Из положения лёжа подведите ножки/ручки ребёнка к стене - он начнёт отталкиваться. Эти упражнения укрепят мышцы ног, рук и спины.

    Тонус мышц улучшит упражнение «восьмёрка»: перемещайте кроху по водной поверхности в виде этой цифры. Также полезны приседания в воде.


Водные процедуры очень полезны - все мышцы малыша хорошо тренируются, а нагрузка на область позвоночника совсем небольшая. В ванной можно выполнять целый комплекс упражнений, а если возможно, то лучше записаться в бассейн.

Хорошо тренирует мышцы малыша катание на большом мяче, на спинке и на животике. Крохе очень понравятся такие упражнения, особенно если с ним постоянно разговаривать.

Если кроха хорошо ползает, а сидеть ещё не умеет, то не следует паниковать даже в 9 месяцев. Многие родители очень волнуются по этому поводу, а нужно просто немного помочь малышу. Главное, чтобы не было проблем с костно-мышечной системой или каких-либо неврологических нарушений. В своё время он сядет без посторонней помощи.

Постепенно учите кроху сидеть на детском стуле. Начать надо с нескольких минут, потом время увеличиваем. Наклон сиденья должен быть не больше 40–45 градусов.

Мальчики и девочки: есть ли разница

Вопрос о том, когда садятся мальчики, а когда девочки, вызывает много споров. В среднем, навык сидения у девочек формируется немного позже. Независимо от пола ребёнка, необходимо подождать, когда он начнёт сидеть сам.

Когда-то врачи считали, что если девочку сажать в четырёхмесячном возрасте, то у неё сформируется изгиб матки. В настоящее время доказано, что подобные нарушения появляются не по этой причине, но торопиться всё равно не следует. Девочку можно начать присаживать в 5 месяцев, а если в возрасте полугода она сама будет делать такие движения, то это нормально.

У мальчиков этот процесс можно начать немного раньше. Мышечный корсет будущего мужчины начинает укрепляться после 4 месяцев. Если малыш делает хорошую опору на руки и пытается сесть, ему следует немного помочь.

В целом, пол не влияет на то, в каком возрасте ребёнок начинает сидеть. Ребёнок садится по достижении определённого физического развития.

Для облегчения ухода за малышом в наше время существует немало приспособлений. Но родители должны знать, какие предметы помощи в определённом возрасте грудничка могут оказаться вредными.

    Не рекомендуется использовать до 6 месяцев детские столики и автомобильные кресла без лежачего положения. Сегодня на рынке представлено множество моделей автокресел под любой возраст. Главное, чтобы малыш лежал или полулежал, но не сидел в нём;

    Детская сумка «кенгуру» очень удобна для пап и мам, но её тоже не следует использовать для детей до полугода. Она будет отрицательно воздействовать на неокрепший позвоночник;

    Если вы носите малыша на руках, то нужно слегка прижимать его к себе, чтобы он как бы лежал на вас. В таком положении нагрузка на позвоночник будет минимальной.

Все нормальные родители хотят, чтобы их дети были здоровыми и крепкими. Здесь важно помнить, что многое зависит от их отношения к ребёнку. Любые промахи в развитии крохи в самом раннем возрасте могут обернуться впоследствии серьёзными проблемами. Теперь вы знаете во сколько месяцев ребёнок начинает сидеть и чего нельзя делать, чтобы не навредить. Поэтому будьте внимательнее к здоровью своих детей!

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

Записала Юлия Зиберт

Попытки самостоятельно сидеть – это очередной шаг ребенка к освоению вертикального образа жизни и повод для гордости родителей. Необходимо помнить, что все дети развиваются индивидуально. Говорить о том, что малыш должен уметь что-то делать в четко определенный срок, не вполне корректно. Временные рамки, в которых нормальный ребенок должен научиться сидеть, довольно широки: от 6 до 9 месяцев, с отклонениями в пределах 1–1,5 месяцев.

Нужно ли присаживать малыша?

Всех родителей интересует, развивается ли их ребенок в соответствии с нормами и когда он должен освоить различные навыки. Среди прочих возникает вопрос, во сколько месяцев можно присаживать детей и как помочь им обрести новое положение, не навредив здоровью.

Позвоночник новорожденного предназначен для горизонтального положения. В нем нет еще естественных изгибов, необходимых для прямохождения взрослому человеку. Они формируются с течением времени и обеспечивают нормальную осанку. Подвижные дети, способные самостоятельно переворачиваться, крутить головой, совершать разнообразные движения ногами и руками, постепенно укрепляют мышцы и позвоночник. Они учатся сидеть сами, без помощи родителей. Ускорение родителями этого процесса, раннее присаживание (потому что ребенок подруги «с четырех месяцев вовсю сидит»), чревато нарушениями работы двигательной системы, костей, мышц и некоторых внутренних органов в стадии формирования и развития.

Примерные сроки

Попытки принять вертикальное положение малыш совершает начиная с 5 месяцев. У него уже достаточно сформирован интерес к окружающему миру, он хорошо умеет держать голову, удерживает в руках предметы, рассматривает их, переворачивается на живот из положения лежа. Умение сидеть, как и любой другой навык, формируется последовательно. Если наблюдающие ребенка педиатр, ортопед и невролог не находят у него каких-либо серьезных нарушений, в 6–6,5 месяцев малыш будет сидеть короткое время, неуверенно, с поддержкой . Мышцы спины и брюшного пресса уже достаточно хорошо развиты у детей в этом возрасте. Но при сидении они нуждаются в опоре на обе руки или на одну из них, быстро теряют равновесие и заваливаются набок.

К 7 месяцам вырабатывается навык сидения без опоры на руки. Ребенок способен сидеть более длительное время, удерживая равновесие; садится из положения лежа на животе при помощи рук.

К 8–9 месяцам навык совершенствуется. Ребенок может сидеть довольно долго, садится из положения лежа, ложится из положения сидя, сохраняет равновесие при повороте головы и корпуса в стороны. Но даже годовалый ребенок может, садясь, помогать себе рукой. Постепенно мышцы живота, таза и бедер укрепляются и необходимость в помощи рук проходит.

Некоторые дети осваивают ползание, стоят у опоры и совершают первые шаги по кроватке или манежу раньше, чем начинают садиться. Это также является нормой. Перейти в сидячее положение из позы на четвереньках достаточно удобно, и происходит это само собой.

Все части тела при сидении должны находиться в правильном положении. Родителям следует следить, чтобы голова ребенка была слегка наклонена вперед, подбородок опущен, шея и верхняя часть позвоночника разогнуты. Руки поначалу служат в качестве опоры, находятся впереди; в 7–8 месяцев заняты предметами игры. Поясница согнута. Тазобедренные суставы согнуты и обеспечивают небольшой наклон туловища вперед. Ноги разведены, развернуты наружу; основной упор делается на боковую поверхность ноги. Стойкое нарушение положения хотя бы одной части тела является поводом обратиться к детскому ортопеду или неврологу.

Недоношенный, маловесный ребенок или, наоборот, крупный, неактивный карапуз самостоятельно сядет несколько позже, так как мышечный корсет у него может быть вялым. Детский врач назначит массаж, а родителям рекомендуется проводить укрепляющую гимнастику, заниматься на резиновом мяче, давать ребенку возможность плавать в ванне или в бассейне.

Упражнения для укрепления мышечного корсета

Довольно легко определить, на что следует направить комплекс упражнений. Если ребенок не держит спинку прямо, округляет ее - значит, у него слабые мышцы спины; если заваливается назад, нужно укреплять пресс; падает набок - требуют внимания боковые мышцы:

  1. 1. Чтобы тренировать спину, нужно поставить ребенка на твердую поверхность спиной к себе, крепко держа за ножки и легко поддерживая за живот. В таком положении слегка надавить на спинку ребенка, чтобы он наклонился вперед. Удержав наклон 2–3 секунды, надо подтолкнуть малыша рукой под живот, чтобы он выпрямился.
  2. 2. Упражнения для мышц живота выполняются из положения лежа на спине. Правая рука тянется к левой ноге, а левая рука к правой. Во время этой гимнастики малыша нельзя фиксировать в сидячем положении более чем на 4–5 секунд.
  3. 3. Боковые мышцы укрепляются в процессе круговых движений. Для этого малышу, лежащему на спине, нужно дать свои большие пальцы в руки, немного приподнять над поверхностью (30–45 градусов) и раскачивать его вправо-влево и вперед-назад. Делать это нужно не торопясь и плавно. Резкие движения принесут дискомфорт и даже ухудшение самочувствия.

Чего следует избегать?

Ошибочным является мнение некоторых родителей, что ребенок ленится и нужно его поторопить: присаживать, а то и усаживать в подушки, чтобы привыкал к новому положению тела. Если малыш не начинает садиться сам, это означает, его мышечная система и скелет еще не готовы к этому этапу. Любые попытки усадить ребенка, который еще не умеет сидеть, и удержать его в этом состоянии приведут к серьезным проблемам с позвоночником и деформациям тазовых костей в дальнейшем. Нельзя пока возить его в коляске с вертикальной спинкой, носить в переносках и рюкзаках в положении сидя (только полулежа), усаживать в стульчик или на руки дома, в поликлинике, в автобусе. Можно держать малыша на своих коленях в положении полулежа, лицом или спиной к себе. Торопливость родителей в этом процессе воздействует и на психоэмоциональное состояние малыша. Вертикальное положение, пока еще непривычное и неудобное, вызывает у многих детей страх и неуверенность, не случайно они плачут и стараются принять привычную позу.

Чем позднее ребенок начинает сидеть, тем полезнее для его позвоночника. А вот лежание на животе и ползание необходимо всячески поддерживать. Когда ребенок лежит на животе, нужно на небольшом расстоянии перед ним класть интересный предмет или любимую игрушку, до которой он будет стараться доползти. Если подвесить над кроваткой яркие, привлекательные кольца, то ребенок будет тренироваться сам: время от времени пытаться ухватиться за них и тянуть к себе, тем самым приподнимаясь.

Если ребенок сел самостоятельно не достигнув полугодового возраста, ему можно находиться в сидячем положении не более одного часа в день, ведь мышцы и позвоночник еще не готовы пока к таким нагрузкам. Эффект новизны от непривычных ощущений тела приводит к пониманию, что сидя интереснее наблюдать за всем, что происходит вокруг. Научившись сидеть с опорой, малыш будет стремиться как можно чаще занимать это положение. Возвращать ребенка в горизонтальное положение не только бесполезно, но и нежелательно: это может замедлить естественное развитие. Если родители замечают, что, научившись сидеть, ребенок младше 6 месяцев проводит в этом положении продолжительное время, его нужно отвлечь, подержать на руках, походить с ним, посмотреть в окно.

Попытки ребенка сесть самостоятельно в 3-4 месяца считаются крайне ранними сроками и могут быть связаны с гипертонусом мышц. Требуется консультация невролога.

Когда малыш сидит еще неуверенно, заваливаясь набок или назад, не рекомендуется каждый раз поправлять его. Постепенно мышцы окрепнут, и он перестанет падать. Не следует обкладывать кроху подушками, так как ему будет очень трудно сменить позу, когда захочется.

Садятся ли мальчики раньше девочек?

Возраст, в котором ребенок научится сидеть (ползать, стоять, хлопать в ладоши), от пола не зависит. Значение имеет только физическое развитие и психическая готовность малыша к новому этапу развития. Можно встретить мнение, что мальчиков можно учить садиться раньше девочек. Вне зависимости от пола, присаживать и мальчика, и девочку младше полугода вредно. Выявлена зависимость между ранним присаживанием детей и развитием сколиоза, нарушением осанки в более старшем возрасте.

У девочек, которых родители начали сажать до того момента, когда ребенок сделает это сам, впоследствии выявляются нарушения развития тазовых костей. Деформированные кости могут создать проблемы, когда через много лет придет пора рожать: родовые пути окажутся перекрыты и роды будут долгими и более мучительными. А вот загиб матки как результат раннего присаживания девочек - это миф. Исследования показывают, что отклонение матки - это не патология, а особенность строения женского организма, которая возникает из-за воспалительных процессов в малом тазу либо является генетически обусловленной.

Если мальчик или девочка в 7 месяцев, как и в 5, плачет, не хочет сидеть на твердом или на руках у взрослого, старается лечь, то это означает только одно - ребенок сам не ощущает готовности увидеть мир из нового положения. Может быть, он сначала будет ползать и даже вставать, и только потом освоит сидение. Это находится в пределах возрастной нормы, и повода для беспокойства нет, если педиатр не находит у ребенка задержки психического развития, а сам малыш умеет переворачиваться, время от времени предпринимает попытки ползти или встать на колени. Рекомендуется проконсультироваться со специалистом, который определит, имеет ли место задержка моторного развития. Как правило, помогают физические упражнения, массаж и водные процедуры.

Все параметры, в которые должны «укладываться» показатели ребенка, ориентированы на среднестатистических детей. Каждый малыш уникален, поэтому его индивидуальное развитие пойдет своим путем.

Когда ребенок начинает сидеть, а чаще всего это происходит в возрасте примерно шесть месяцев, он совершает первый шаг в освоении вертикального пространства . Сев малыш открывает для себя гораздо больше возможностей увидеть окружающий мир: теперь он сможет наблюдать за мамой, смотреть в окно, дотягиваться до игрушек.

О том, что важно знать об этом важном периоде маме любопытного карапуза, мы расскажем в нашем сегодняшнем материале.

Сроков не будет

Чаще 6-8 месяцев - возраст, когда мышцы ребенка уже окрепли для того, чтобы малыш мог сидеть без посторонней помощи.

Обратите внимание, если малыш начинает садиться сам , значит его костная и мышечная система - готовы . Некоторые детки начинают попытки принять вертикальное положение еще в 4-5 месяцев. Особенно им это удается на поверхности, которая немного приподнята, например, родительские колени или автолюлька.

К 5-6 месяцам карапуз постепенно осваивает такие процессы как переворот и подтягивание на руках и тогда его попытки сесть становятся уже все более уверенными. В 6-6,5 месяцев кроха опирается на руку и, может быть еще не совсем уверенно, держит тело, а в 7 месяцев уже может сидеть с прямой спиной.

Важно помнить : все вышесказанное - усредненные показатели , каждый ребенок развивается индивидуально. Однозначного ответа на вопрос «Когда ребенок начинает сидеть» не существует. Некоторые детки начинают раньше ползать и стоять, чем сидеть. Торопить события и переживать не стоит.

Торопиться не надо

Мы много раз говорили о том, что всему свое время, но часто родители очень хотят, словно день победы, приблизить заветный миг , когда ребенок начинает сидеть, вставать или ходить. И делают для этого все… Чаще всего, все, что не нужно.

Конечно, очень хочется гордиться достижениями своего любимого малыша, но усаживать его в кровати, обкладывая со всех сторон подушками, чтобы кроха не заваливался на бок - вредно . Да, ребенку приятно находиться в одной плоскости с родителями, но если он не может удерживать туловище сам, это значит, что его мышцы спины еще слабы и не могут справиться с поставленной родителями задачей.

Педиатр Сергей Васильев рассказывает : «У крупных, полных, недоношенных малышей и деток с маленьким весом мышцы могут быть вялыми и процесс сидения они освоят немного позже. При слабости мышц малыш будет сидеть с круглой спиной, при слабости мышц пресса - станет падать назад, при слабых боковых мышцах - завалится на бок. Примерно до 13-14 месяцев ребенок может помогать себе рукой, а потом мышцы укрепляются на столько, что ребенок сможет сесть с помощью одних лишь мышц живота, таза и бедер».

Поэтому считаем нужным повториться еще раз: способность сидеть самостоятельно , с достаточно прямой спиной, не опираясь на подушки, зависит от крепости мышц . А она приходит лишь с возрастом - в 6-8 месяцев .

Работаем над укреплением

Ускорить процесс укрепления мышц малыша помогут не наши любимые подушки, а и . Мы предлагаем вам освоить три упражнения , делая которые, малыш сможет как можно быстрее самостоятельно принять вертикальное положение.

Тренируем пресс . Положите малыша на спину и аккуратно стимулируйте малыша сесть, подтягивая крест-накрест его руку к ноге (правую руку к левой ноге и наоборот). Рукой фиксируйте ножки малыша над коленями, слегка прижимая их к поверхности, на которой он лежит. Важно: во время этих упражнений не давайте ребенку сидеть самостоятельно. Он должен «висеть, подтянувшись на ваших руках.

Вращаемся . Теперь давайте тренировать боковые мышцы крохи. Для этого посадите малыша, дайте ему свой большой или указательный палец в руки и в таком положении раскачивайте ребенка вперед-назад, вправо-влево, делайте круговые движения.

Делаем наклоны . Приступаем к тренировке мышц спины, а для этого ставим ребенка ножками на стол, спиной к себе. Одной рукой обхватите его ножки, а другой - поддерживайте за животик. Легонько надавливайте на спинку малыша, побуждая его наклониться вперед. Затем подтолкните рукой под животик, чтобы он выпрямился.

А как можно?

Сложно представить себе малыша, который не хотел бы как можно быстрее научиться сидеть, ведь так гораздо более доступным становится такой интересный большой мир.

Сигналом того, что мышцы шеи и груди достаточно окрепли чтобы держать тело в вертикальном положении с помощью дополнительной опоры служат такие умения малыша :

  • спокойно поднимает грудную клетку лежа на животе;
  • умеет переворачиваться в обе стороны;
  • пытается подтянуться из положения «лежа на спине».

Малыша, не умеющего сидеть самостоятельно, можно высаживать в стульчике или коляске, если есть возможность сделать угол наклона спинки 30 градусов (например, с помощью подушки).

Важно понимать, что поверхность, на которую будет опираться карапуз, должна быть не вертикальная, а наклонная ! Пытаться посадить малыша с еще слабой спинкой вертикально, прямой путь к развитию раннего сколиоза или других заболеваний позвоночника.

Не стоит торопить ребенка сидеть, поверьте, рано или поздно он освоит умение самостоятельно, а мы можем помочь ему лишь путем и .

Будьте счастливы и здоровы!