Проект что такое новый год средняя группа. Педагогический проект с детьми средней группы «Скоро, скоро к нам придет долгожданный Новый год
Организация: МДОУ Крутоярский детский сад
Населенный пункт: Рязанская область, п. Крутоярский
Тип проекта:
познавательно - творческий
Участники проекта:
дети средней группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Продолжительность проекта
краткосрочный (2 недели)
Цель проекта:
приобщение детей к русской национальной культуре через знакомство с новогодним праздником и его традициями.
Задачи проекта:
Дети:
- Знакомство детей с историей возникновения новогоднего праздника в России.
- Формирование у детей познавательного интереса к русским национальным традициям (встречать Новый год с елкой, Дедом Морозом, Снегурочкой, песнями)
- Развитие речевых навыков детей, желание заучивать стихотворения.
- Развитие фантазии и творческих способностей детей, через продуктивные виды деятельности.
- Воспитание интереса и уважения к народным традициям встречи Нового года, активно участвовать в подготовке к празднику.
- Создание праздничной и сказочной атмосферы, радостного настроения
Родители
:
Привлечение родителей к активному участию в жизни группы и подготовке к Новогоднему празднику
Педагоги:
Организация и создание предметно – игровой праздничной среды, проведение Новогоднего праздника
Проблема:
В преддверии Нового года, разговаривая с детьми, выяснилось, что они мало знают об этом празднике. Дети совершенно не знают историю происхождения этого праздника, его традиции и обычаи. Так возникла идея провести этот проект, чтобы дети могли стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, могли полностью окунуться в предновогоднюю атмосферу эмоций и впечатлений, а так же узнать народные традиции празднования Нового года.
Актуальность темы: Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети мало знают историю происхождения русских праздников, их традиции и обычаи. Родители не привлекают детей к изготовлению или выбору подарков, а дают уже всѐ готовое. А как детям узнать, сколько ждать Новый год, какие подарки дарить, как вести себя на празднике, чем один праздник отличается от другого? Наш проект поможет детям и родителям стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.
Ожидаемый результат
- Дети познакомятся с историей возникновения праздника и новогодними традициями русского народа
- У детей обогатиться словарный запас по теме, дети выучат стихи о празднике
- Дети научатся проявлять фантазию и творчество при создании новогодних поделок, рисунков.
Распределение деятельности по этапам проекта
Реализация проекта рассчитана на _2_ недели: с «15» _декабря_ по «28»
этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Деятельность родителей |
1.подготовительный |
Определение темы проекта. Формулировка цели и задач проекта. Составление плана мероприятий. Подбор бесед, физкультминуток, пальчиковых игр, разработка НОД. |
Участвуют в определении знаний по теме проекта |
Познакомить родителей с темой проекта. Вовлечь родителей в проектную деятельность. |
2.основной |
Проведение бесед, НОД, дидактических игр, пальчиковых гимнастик, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта; организация чтения художественной литературы, стихов. Разучивание песен, просмотр мультфильмов. Консультирование родителей «Новый год и дети» |
Участвуют в мероприятиях в рамках проекта |
Участвуют в подготовке к новогоднему празднику, украшению группы. |
3.заключительный |
Новогодний утренник. |
Участвуют в определении знаний о Новом годе на заключительном этапе; Участвуют в утреннике «В гости к елочке» |
Посещают выставку творческих работ детей, а так же новогодний утренник. |
План работы над проектом
День |
Утро |
Вечер |
1.день |
Беседа «Новогодние традиции». Цель: Знакомить детей с традициями встречи Нового года в России. Занятие по ФЭМП «Снеговик». Цель: Формирование элементарных математических представлений. |
Пальчиковая гимнастика «Елочка». Цель: развитие мелкой моторики пальцев и рук. |
2.день |
Дидактическая игра « Сделай снеговика» Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания. НОД Аппликация «Елочка в снегу» Цель: Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки. |
Просмотр мультфильма «Дед мороз и лето». Цель: доставить детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться впечатлениями. |
3.день |
Чтение сказки «Мороз – красный нос». Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Учить внимательно слушать, выделять главную мысль. НОД по развитию речи: «Зима». Цель : Учить детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами. |
Подвижная игра «Зимние забавы». Цель: Учить детей повторять слова за воспитателем и выполнять действия согласно тексту. |
4.день |
Дидактическая игра «В лесу родилась елочка» Цель : уточнить и расширить словарь по теме. НОД по ФЦКМ «Новый год». Цель: Расширять представление об окружающем мире. |
Просмотр мультфильма «Тимошкина елка». Цель: Доставлять детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться впечатлениями. |
5.день |
Чтение стихотворений: «В лесу родилась елочка» Р. Кудашова; «Елка» К. Чуковского. Цель: Познакомить детей с творчеством. Учить внимательно слушать стихи, заучить стихотворения. НОД по рисованию «Поможем снеговику найти друзей». Цель: продолжать учить детей рисовать предмет, состоящий из нескольких кругов. Закрепить навыки рисования по контуру, не выходя из него. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорции. |
Работа в книжном уголке: отгадывание загадок о зиме. Цель: Учить детей слушать внимательно и отгадывать загадки. Украшение группы. |
День |
Утро |
Вечер |
1.день |
Беседа «Праздник – это весело». Цель: Продолжать знакомить с таким праздником, как Новый год; развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, активизировать словарь; воспитывать умение выслушивать рассказы сверстников. Занятие по ФЭМП на тему: «Путешествие к зимушке-зиме». Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия. |
Дидактическая игра «Сложи елочку». Цель : научить правильно выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину, закрепить словарь по теме. Разучивание песен: «Маленькая елочка», «Шел по лесу Дед Мороз». |
2.день |
Занятие по лепке на тему: «Снегурочка танцует».
Цель: Вызвать интерес к сказочному герою, стремление передать его в лепке. |
Просмотр мультфильма «Снегурочка». Цель: Доставить детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться впечатлениями. |
3.день |
Чтение сказки «Снегурочка». Цель: познакомить детей с новой сказкой. Учить внимательно слушать, выделять главную мысль. Консультация для родителей: «Новый год и дети». Пальчиковая игра «Снежок». Цель: Развитие мелкой моторики рук и пальцев. |
Подвижная игра: Здравствуй, зимушка-зима!». Цель: Учить выполнять действия согласно тексту. |
4.день |
Коллективная работа воспитателя и детей: «Новогодняя елка из ладошек». Цель:Приучать детей к самостоятельной подготовке материала для аппликации. Привить желание создавать поделки своими руками. Развитие чуства формы. Привитие умения работать с ножницами. Создание новогоднего настроения! Пальчиковая игра: «Прогулка». Цель: Развитие мелкой моторики рук и пальцев. |
Дидактическая игра: «Что на елке, а что (кто) под елкой? ». Цель: закрепить понимание предлогов на и под, активизировать словарь по теме. |
5.день |
Новогодний утренник. |
Программное обеспечение
- Н.Г. Зеленова «Мы живем в России» Москва 2007
- З.А.Ефанова «Комплексные занятия в средней группе» Волгоград 2012
- Д.Н.Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет» Москва 2013 год
- О.Н.Иванищихина, Е.А.Румянцева «Развитие связной речи детей» средняя группа Волгоград 2014 год.
Тип проекта: среднесрочный (с 3.12. по 30.12.)
Целевая аудитория:
дети, родители, воспитатели.
Формы организации проекта:
дидактические и словесные игры;
Рассматривание иллюстраций;
беседы;
подвижные игры;
дыхательная гимнастика.Продукты
проекта
:
Выставка поделок «Сундучок Деда Мороза» .
Новогодний праздник «Новый год у ворот» .
Ожидаемый результат.
Дети:
Обогащение знаний детей о Новогоднем празднике;
Осознание детьми доброго, заботливого отношения людей друг к другу и настроения во время праздника – Новый год;
Получили новые знания о празднике Новый Год как об одном из русских народных праздников; расширили представления о возможностях создания украшений для интерьера и ёлки своими руками; приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.
Педагоги:
Подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, репродукциями картин русских художников, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений;
Родители:
Проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта;
Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ д/с «Сказка» д. Сухоноска
Проект для детей средней группы
«Новый год у ворот»
Воспитатели: Пескова А. М.
Соболева А. Г.
2018 год
Актуальность и значимость.
Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков представляют прекрасные возможности в воспитании нравственности. Поэтому основная идея проекта основывается на формирование любви и привязанности к своей культуре, своему народу через рациональное использование общенародных праздников, основанных на музыкальном фольклоре, устном народном творчестве, традициях и обычаях.
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится даже с Днем рождения. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: а почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт? Разобраться в этих вопросах поможет поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Мы встречаем Новый год»
Цель нашего проекта не только познакомить детей с традициями празднования нового года, но и подарить ребенку праздник и подарки, настоящее Новогоднее Волшебство!
Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. Проект ориентирован на детей дошкольного возраста и позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника
Задачи проекта:
Разобрать понятие праздник – Новый год, выделить его характерные особенности, традиции.
Вызвать желание у детей и родителей участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление поделок).
Привлечь родителей как активных участников жизни группы к подготовке к Новогоднему празднику.
Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
Укрепить детско – родительские отношения. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Создать новогоднее настроение.
Тип проекта: среднесрочный (с 3.12. по 30.12.)
Целевая аудитория:
дети, родители, воспитатели.
Формы организации проекта:
познавательные занятия; эксперименты;
дидактические и словесные игры;
Рассматривание иллюстраций;
беседы;
подвижные игры;
дыхательная гимнастика.
Оборудование и материалы:
набор для детского художественного творчества.
иллюстрации о празднике Новый год;
ёлка, новогодние украшения;
подбор художественных произведений;
Формы работы с родителями:
Привлечение родителей к совместной деятельности и творчеству в группе:
создание предновогоднего настроения - украшение группы, украшение окон в группе, изготовление новогодних игрушек, снежинок в домашних условиях совместно с детьми.
участие родителей с детьми в групповой выставке «Сундучок Деда Мороза»
«Безопасный Новый год»
Папка – передвижка: «Новый год»
Информация в родительский уголок: «Устройте детям веселые зимние каникулы», «Новый год и дети», «Из истории празднования Нового года», «Игрушки – самоделки на ёлку»
Подготовка костюмов к новогоднему празднику.
Этапы реализации проекта
Этапы | Совместная деятельность педагога с детьми | Работа с родителями |
1 этап. Подготовительный 3.12.. – 7.12. | 1. Определение темы проекта; 2. Формулирование цели и задач проекта; 3. Составление плана реализации основного этапа проекта; 4. Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта; | Информирование родителей о задачах и содержании проекта. Выставка совместных с детьми поделок «Сундучок Деда Мороза » |
2 этап – практический. (непосредственная деятельность по проекту 10.12. | 1. Рисование «Снегурочка» Ц: развивать у детей умение изображать Снегурочку в шубке. 2. Составление рассказа по картинкам «Вот уж скоро Новый год» Ц: Обобщить представления детей о празднике. 3. Решение проблемных ситуаций: «Все дороги в лесу и в поселке замело, как Дед Мороз приедет на праздник, как он доберется до нас..?» Ц: развивать детское мышление и фантазию. 4. Лепка из соленого теста «Новогодние игрушки» Ц: Познакомить детей с новым материалом, способствовать возникновению желания лепить игрушки для украшения группы. 5. Чтение стихотворений о ёлке . Сутеев «Ёлка. 6. Дых./и. «Подуй на снежинку» 7. Подвижные игры: «Льдинки, ветер и мороз», | Мастер – класс: «Игрушки – самоделки » |
11.12. | 1. Конструирование «Новогодние фонарики» Ц: Побуждать детей конструировать новогодние фонарики из бумаги. Развивать ловкость движений пальцев рук. Вызвать чувство радости от конечного результата. 2. Б еседа «Что такое Новый год» 3. Чтение худ. лит. «Снегурочка» И. Гурина 4. Просмотр мультфильма «Дед мороз и лето» 5.П/и «Снежки». | Оформление папки – передвижки: «Новый год». |
12.12. | 1. Беседа «Где живет Дед Мороз» 2 Аппликация «Гирлянда». 3. Чтение худ. лит. «Снеговик и его друзья» А. Мецгер 4. Просмотр мультфильма «Снеговик-почтовик» 5.Словесная игра «Отгадай и назови» 6. Строительные игры: строим дом Деда Мороза. 7. П/и «Времена года» | Подбор материалов для оформления группы к новому году. |
13.12. | 1. Рисование «Еловая ветка» 2. Просмотр мультфильма «Каникулы в простоквашино» 3. Заучивание стихов: на новогоднюю тематику: З. Александровой «Ёлочка» 4. П/и. «Снег кружится»,»
3.С/р. и. «Гости скоро к нам придут - срочно накрываем стол!» | Консультация «Готовимся к Новому году». |
14.12. | 1. Речевые игры: «Я начну, а вы заканчивайте». Ц: Продолжать учить подбирать качественные прилагательные. 2.Дых./и. «Подуй на снежок» 3.П/ и: «Два Мороза», «Мы снежинки, мы пушинки» 4. Чтение худ. лит. «Зимовье зверей» 5. С/р и. «Новогодний почтальон» 6. Наблюдение за снежинками Ц: Формировать у детей умение видеть красоту окружающей природы; знакомиться со свойствами снега.. | Информация: «Что подарить ребенку на новый год. И как это лучше сделать» |
17.12. | 1.Презентация «Где живет Дед Мороз?» 2. Игровая ситуация «новогодние пригласительные, открытки и подарки Деда Мороза» 3. Драматизация сказки «Рукавичка» 4. Чтение худ. лит. «Снежный хоровод» О. Корнеева 5. П/и. «Снежная карусель» 6. Украшение участка к новогоднему празднику. 7. Рассматривание знакомых и незнакомых книг в книжном уголке на новогоднюю тематику. | Консультации для родителей на родительском собрании на тему: «Безопасный Новый год» |
18.12. | 1.Конструирование из бумаги «Зимняя сказка» 2.Чтение худ. лит. Н.Носов «Как мы ходили за ёлкой» 3. Слов./и. «Что в мешке у Деда Мороза» 4. Подвижные игры: «Снежинки и ветер». 5. Просмотр мультфильма «Снегурочка» 6. Игровая ситуация «Семья готовится к празднику» 7.Разучивание песен и стихотворений на новогодний утренник. | Памятка: «Правила пожарной безопасности при украшении елки» |
19.12. | 1.Беседа «Почему на Новый год наряжают ёлку?» 2.П/и. «По снежному мостику» 3. Речевые игры: «Придумай слово». Цель: учить образовывать однокоренные слова. 4.Чтение худ. лит. «Снегурочка» 5. Лепка: «Шарики, хлопушки весёлые игрушки» 6. Проблемная ситуация «Кто из любимых сказочных героев придёт на праздник?» | Консультация: «Что подарить ребенку на новый год?». |
20.12. | 1. Лепка «Снеговик» 2.Чтение худ. лит. Л. Воронкова «Как ёлку наряжали» 3.Дых./и. «Снегопад» 4. Ситуативный разговор: «Все дороги в лесу и в городе замело, как Дед Мороз приедет на праздник» 5. Беседа «Откуда пришла Новогодняя ёлка» 6. Рассказывание по картине «Вот это снеговик». Повторение песен и стихотворений на новогодний утренник. | Стенгазета «Опасный огонек» Ц: помощь в подборе материала |
21.12. | 1. Театр «Новогоднее приключение зайчика» 2. Чтение худ. лит. «Помощники Деда Мороза О. Корнеева 3. П/и. «Снежиночки - пушиночки» 4. Речевые игры: «Поможем зиме» Цель: Продолжать учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным. 5. Отгадывание загадок. 6. Экскурсия к новогодней елке в парке. | Изготовление поделок на выставку: «Сундучок Деда Мороза» |
24.12. | 1. Беседа «Елочные украшения» 2. Заучивание стихов: И. Сурикова «Белый снег пушистый». Цель: Развивать у детей память, дикцию, интонационную выразительность. 3. Слов./и. «Скажи наоборот» 4. Д/и «Угадай, чего не стало на ёлке» 5. Дискотека «Новогодняя» (детские песни о празднике..) | Оформление выставки «Сундучок Деда Мороза» |
25.12. | 1.П/и. «Найди снегурочку» 2. Театрализованная игра «В гости ёлочка пришла» 3. Речевые игры: . «Придумай слово». Цель: учить образовывать однокоренные слова. 3. Чтение худ. литературы Л.Воронковой «Таня выбирает ёлку» 4. Коллективное изготовление приглашения на новогодний утренник. 5. Д/и «Составь фигуру». Украшение группы новогодними узорами» 6. Просмотр мультфильма «Тимошкина ёлка» | Информация: «Из истории празднования Нового года», |
26.12. | 1.Беседа «Когда наступает Новый год» 2. Чтение худ. лит. «Морозко» 3. Музыкальные этюды: «Снежинки» 4. Конструктивно-модельная деятельность «Вырастали ёлочки в лесу» - из геометрических фигур. 5. И/у «Концерт для кукол» Ц: упражнять в выразительном чтении новогодних стихотворений. 6.Рисование «Ёлка для лесных жителей» Ц:упражнять в умении рисовать ель красками с постепенно удлиняющимися ветками 7. Отгадывание загадок про зиму. | Информация: «Устройте детям веселые зимние каникулы», |
27.12. | 1. П/и. «Берегись заморожу!» 2. Драматизация сказки «Рукавичка» 3. Инструктаж по ОЖ детей. 4. И/у «Научи Незнайку» Ц: закреплять умение сгибать квадраты по диагонали, совмещая углы. 5. Подвижные игры: «На ёлку», р. н. игра «Снежная баба», «Мороз – красный нос». 6. Просмотр мультфильма «Когда зажигаются ёлки». 7. Повторение песен и стихотворений на новогодний утренник. | Информация: «Новый год и дети» |
28.12. | 1. Просмотр мультфильма «Сказка про Новый год» 2. Новогодний праздник «Новый год у ворот» 3.«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!». Ц: знакомство с празднованием Нового года, заучивание колядок. 3.Д/и «Составь фигуру». Украшение группы новогодними узорами» 4.Просмотр мультфильма «Невеселые петарды» (Смешарики) | Помощь в подготовки к новогоднему утреннику. |
3 этап. Заключительный. 29.12. | Выставка работ по проекту «Сундучок Деда Мороза» | Участие родителей в жизни детского сада. |
Продукты проекта :
Выставка поделок «Сундучок Деда Мороза» .
Новогодний праздник «Новый год у ворот» .
Ожидаемый результат.
Дети:
Обогащение знаний детей о Новогоднем празднике;
Осознание детьми доброго, заботливого отношения людей друг к другу и настроения во время праздника – Новый год;
Получили новые знания о празднике Новый Год как об одном из русских народных праздников; расширили представления о возможностях создания украшений для интерьера и ёлки своими руками; приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.
Педагоги:
Подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, репродукциями картин русских художников, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений;
Родители:
Проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта;
Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Комплекс дыхательных упражнений.
- 1. «Подуем на снежинку».
Вырезанную из бумаги снежинку опустить на стол. Ребёнок, сидя за столом, дует на снежинку, наблюдая за её движением по столу.
- 2. « Подуй на снежок»
Дети дуют на кусочки ваты через трубочки.
- 3. "Снегопад".
Оборудование: "снежки" из ваты.
Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Подвижные игры.
«СНЕЖКИ»
Цель: Развитие общей и мелкой моторики.
Педагог предлагает детям поиграть в снежки: «Смять большой лист бумаги получился снежок, а теперь попади в цель (на ковре лежит обруч)».
« СНЕЖНАЯ КАРУСЕЛЬ»
Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают руки,
После небольшого отдыха игра возобновляется.
«ПО СНЕЖНОМУ МОСТИКУ»
Цель:
развитие равновесия, обучение прыжкам.
Материал:
снежный вал.
Ход игры:
ребёнок поднимается на снежный вал и проходит по нему до конца, сохраняя равновесие. Дойдя до конца вала, спрыгивает с него и поднимается на вал ещё раз. Если ребёнок боится идти один, взрослый помогает ему.
«СНЕЖИНОЧКИ-ПУШИНОЧКИ»
Цель:
развитие умения действовать согласованно, внимательно слушать команды.
Ход игры:
играющие движутся вокруг снеговика, поворачиваясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.
Взрослый говорит:
Снежиночки – пушиночки
Устали на лету,
Кружиться перестали,
Присели отдохнуть!
Играющие останавливаются, приседают. Отдохнув немного, они возобновляют игру.
«НАЙДИ СНЕГУРОЧКУ!»
Цель:
развитие внимания, памяти.
Материал:
кукла «Снегурочка»
Ход игры: взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет её на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы её поискали. Когда ребёнок найдёт Снегурочку, он играет и танцует с ней.
«БЕРЕГИСЬ, ЗАМОРОЖУ!»
Цель:
развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры:
все играющие собираются на одной стороне площадки, и взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!» - говорит он. Дети быстро бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в доме.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Беседа «Где живет Дед Мороз»
Загадка про Деда Мороза
У избы побывал –
Все окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил.
Дети: Мороз.
Рассказ воспитателя:
Ребята а вы знаете где живет Дед Мороз?
Ответы детей: Да, нет, не знаем.
Попробуйте догадаться, в жарких странах может жить Дед Мороз?
Ответы детей:
А в море, океане может жить Дед Мороз?
Ответы детей:
А как вы думаете, где Деду Морозу будет хорошо, комфортно жить?
Ответы детей: скорей всего, где холодно.
Правильно ребята, Дед Мороз живет на севере в старинном русском городе, который называется Великий Устюг. Этот город расположился на реке Сухоне.
Дом Деда Мороза большой и построен из дерева, можно сказать, что и не дом вовсе, а настоящий терем. Этот дом волшебный, гостеприимный и уютный. В нем очень много комнат. Для подарков, которые присылают Деду Морозу с разных уголков страны, есть отдельная просторная комната. Есть комната специально для хранения нарядов Деда Мороза. А их у него очень много, есть и шубы, и летние кафтаны и лыжный костюм. Самая большая комната – это комната желаний. Когда гости заходят в эту комнату и под звук колокольчика загадывают желание. Обо всех желаниях Дед Мороз узнает, когда ложиться спать. У него есть кровать с большой и маленькой периной. Подушек на ней семь, ровно столько, сколько дней недели, на понедельник маленькая, а на воскресенье самая большая. Конечно, всем бы было интересно узнать, в какой именно комнате Дед Мороз хранит подарки для детей. Но этого никто не знает. Это тайна за семью печатями.
В конце декабря Дед Мороз покидает свой дом в Великом Устюге и направляется в Москву, чтобы зажечь первую новогоднюю елку.
В период новогодних и Рождественских праздников дед Мороз не сидит на месте. В Великом Устюге Дед Мороз любит устраивать приемы гостей и народные гуляния. Дед Мороз всех помнит и непременно принесет каждому подарок под елочку в новогоднюю ночь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рассказ об истории возникновения Нового года в России
Как хороша новогодняя елка!
Как нарядилась она – погляди!
Платье на елке зеленого цвета,
Яркие бусы блестят на груди
Елка у нас высока и стройна,
Вечером вся засверкает она
Блеском огней, и снежинок и звезд,
Словно павлина раскрывшийся хвост!
Елка в кармашки свои золотые.
Спрятала множество разных сластей
И протянула к нам ветки густые,
Словно хозяйка, встречает гостей.
Дерево лучше нигде не найдешь!
С елкой хорошей и праздник хорош!
О.Высотская
А все же, откуда появилась традиция отмечать праздник и наряжать елку? Новый год считается одним из самых любимых и веселых праздников. Мы ждем пушистого белого снега, нарядную и украшенную елку и Дедушку Мороза со Снегурочкой. Однако, не всегда наступление Нового года праздновали 1 января.
Наши далекие предки, восточные славяне, отмечали этот праздник весной – 1 марта, когда природа просыпается ото сна и оживает. А мы сейчас в этот период мы празднуем Масленицу.
После этого, период Нового года стали отмечать по православному церковному календарю – 1 сентября. В этот день царь задаривал своих слуг шубами, серебром и деньгами. В домах устраивались застолья – пекли пироги, блины, варили кисель.
1 января, праздновать Новый год в России начали в 1700 году – по указу царя Петра 1. Именно он приказал запускать в этот день фейерверки, стрелять из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни, а также украшать дом ветками можжевельника и сосны.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Почему на Новый год принято украшать ёлку?
Люди не хотели ставить дома елки. Этот обычай царю Петру 1 пришлось вводить силой. А если не находил дома елки, сурово наказывал хозяина.
Сначала, их устанавливали не внутри дома, а во дворе, крепили на ворота и крыши. А уже позже появился обычай ставить новогоднюю елку, украшенную фонариками, цветами, лентами, конфетами и даже яблоками.
Обычай, наряжать под Новый год елку пришел к нам из Европы. Когда-то жители германских племен считали ель символом жизни и вечной молодости. Они были уверенны в том, что елка способна защитить дом от злых духов. Поэтому ее почитали, развешивали на ее ветках украшения и произносили заклинания. Все это происходило прямо в лесу. Затем елку стали устанавливали только в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии и т.д. Только позже елка появилась в домах простых людей.
Так, постепенно россияне привыкли к обычаю наряжать елку под Новый год и делают это теперь с огромным удовольствием. А в наше время никто уже и не представляет себе новогоднего праздника без красавицы-елочки…
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Когда наступает Новый год.
Оказывается, новогодний праздник – самый древний из всех существующих праздников. При раскопках древнеегипетских пирамид археологи нашли сосуд, на котором было написано: «Начало нового года». А древние римляне придумали обычай дарить новогодние подарки и веселиться всю ночь напролет. Пожелание «С Новым годом, с новым счастьем!» - сохранившееся с древних времен магическое заклинание, чтобы призвать удачу, счастье, благополучие и отогнать беду.
В Древней Руси Новый год связывали с весной – началом зарождения нового урожая – и отмечали 1 марта. В ХIV веке Московский церковный собор постановил считать началом нового года 1 сентября согласно греческому календарю. И только в 1699 году царь Петр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом запретил отмечать Новый год 1 сентября и велел украшать двор, улицу, дом сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками. И чтоб это украшение стояло до 7 января.
В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет. Первым пустил ракету Петр I. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление нового года. А затем началось празднование по всей Москве.
Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
Вид проекта: творческий
Сроки реализации: краткосрочный проект (3 недели).
Участники проекта:
Воспитатели
Родители
Актуальность: Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети мало знают историю происхождения русских праздников, их традиции и обычаи. А как детям узнать, сколько ждать Новый год, какие подарки дарить, как вести себя на празднике, чем один праздник отличается от другого? Проект поможет детям и родителям стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.
Цель проекта: формировать понятие «праздник», его характерные особенности и значение в жизни людей на примере Нового года.
Задачи проекта:
Разобрать понятие праздник - Новый год, выделить его характерные особенности: атрибутика, отношение и настроение людей, правила поведения, традиции.
Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление пособий, поделок, фотогазеты про Новый год).
Привлечь родителей как активных участников жизни группы к подготовке к Новогоднему празднику.
Предполагаемый результат:
Обогащение знаний детей о Новогоднем празднике
Осознание детьми доброго, заботливого отношения людей друг к другу и настроения во время праздника - Новый год
Активное участие детей и родителей в подготовке к Новому году
В группе встал вопрос, как узнать, сколько дней осталось до Нового года, что нам необходимо сделать. Так появился «Календарь ожидания Новогоднего праздника»
2 Реализация проекта «Новый год»
Подготовительный этап:
1. Определение темы проекта;
2. Формулирование цели и задач проекта;
3. Составление плана реализации основного этапа проекта;
4. Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта;
Основной этап: Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых
Тематические занятия и беседы «Что такое Новый год», «Правила поведения на празднике », «Какой подарок я хочу на Новый год», «Как украсить дом к Новому году», просмотр презентации «Скоро Новый год».
Дидактические игры «Кто, где живёт», «Укрась ёлку»
Описательные загадки про живую и неживую природу зимой (про зверей, сезонные явления, зимние осадки)
Словесные игры «Отгадай и назови», «Что в мешке у Деда Мороза », «Скажи наоборот»
Подвижные игры «Заморожу», «Замри» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери», «Семья», «Детский сад», «Магазин игрушек» Чтение художественной литературы. . Рассказы, сказки и загадки о зиме и новогоднем празднике.
Познавательные сказки о зимней природе.
Просмотр мультфильмов: «Снеговик-почтовик», «Снегурочка», «Сказка про Новый год», «Дед Мороз и лето», «Когда зажигаются ёлки». Книги для чтения, рассматривания и обсуждения: «Когда это бывает», «Что такое Новый год», «Снегурочка», «Зимовье зверей», стихи про Новый год
Художественно-эстетическое развитие.
Оригами «Снегурочка»
Открытка к Новому году
Варежка Деда Мороза
Пластилинография «Снежинка»
Коллективная работа «В новогоднем лесу»
Рисунки и аппликация на новогоднюю тематику Взаимодействие с семьей.
Конкурс «Новогодняя игрушка»
Украшение группы Завершающий этап Новогодний праздник «Новогодняя почта».
Чудинов Валерий Алексеевичродился в 1942г., профессор кафедры культурологии и менеджмента в Государственном университете управления, доктор философских наук, кандидат физ.-мат. наук. В 1967 г. окончил физич. ф-т МГУ, владеет немецким и английским языками. Имеет более 120 публикаций. Научные интересы - славянская мифология и палеография. С 2002 г. - председатель комиссии по истории культуры Древней Руси Совета по истории культуры при Президиуме РАН.
Последние печатные монографии: Священные камни и языческие храмы древних славян. 2004, 619 стр. Руница и тайны археологии Руси. 2003, 425 стр. Загадки славянской письменности. 2002, 527 стр.
Основные достижения: Дешифровал славянское докирилловское слоговое письмо - руницу ударение на первом слоге и прочитал к настоящему времени более 2 000 надписей. Доказал наличие трех собственных видов письменности у славянских народов - кириллицы, глаголицы и руницы. Наличие трех собственных видов письменности у славянских народов - явление беспрецедентное в истории культуры и показывает наличие у славян высочайшей духовной культуры в древности....
Проект в старшей группе на тему: «Что такое Новый год»Краткосрочный(14.12.-28.12.2017г
Манвелян Ануш Рафиковна
Проект в старшей группе на тему: » Что такое Новый год «
Название проекта: «Что такое Новый год».
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели (14.12. – 28.12.2017г.)
Цель проекта:
формирование у детей понятие «праздник», его характерные особенности и значение в жизни людей на примере Новогоднего торжества. Создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала старших дошкольников.
Задачи:
1. Формировать познавательный интерес дошкольников к изучению
истории возникновения новогоднего праздника, его традиций и
обычаев.
2. Познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года в разных странах мира.
3. Развивать творческие способности детей при подготовке к празднику через изготовление поделок, разучивание танцев, стихов, чтение сказок, рассказов, рассматривание картин и иллюстраций.
4. Обогащать активный словарь детей по теме.
5. Развивать творческие способности детей через разнообразные
виды деятельности.
6. Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости
за результаты собственного и общего труда.
7. Привлечь родителей как активных участников жизни группы к
подготовке к Новогоднему празднику.
8. Формировать навыки праздничной культуры.
Организация проекта: создание условий в группе для активной творческой деятельности детей; индивидуальная и подгрупповая работа с детьми; организация бесед и совместной игровой деятельности воспитателя с воспитанниками.
Актуальность: Новый год – особый праздник, который с особым трепетом вспоминают взрослые, и который с особым нетерпением ждут дети. Трудно найти человека, который остался бы равнодушным к предпраздничной суете, яркой иллюминации или принаряженной елке. Но зачастую, у взрослых, погруженных в предпраздничные заботы, не хватает времени для общения с детьми. Данный проект позволит родителям вспомнить, как важно для детей общение, особенно в преддверии праздника. Совместная исследовательская работа, позволит детям включиться в предпраздничную подготовку, прочувствовать семейные традиции, узнать семейные новогодние истории, что несомненно сблизит взрослых и детей, кроме того обыгрывание новогодних историй, подготовка и изготовление новогодних украшений, создаст атмосферу праздника и волшебства.
План реализации проекта
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Привлечь специалистов для реализации разделов проекта.
4. Сбор и накопление различного (методического и технического материала).
5. Включение в план – схему организованной — образовательной деятельности, игр и других видов деятельности.
6. Разработка домашних заданий.
7 . Итог проекта: Новогодний праздник.
Планирование работы с детьми в рамках проекта
1) 3 неделя декабря.
— Беседа «День рождение Деда Мороза».
— Беседа «Как праздновали Новый год на Руси в старину».
Бесед «Откуда елка к нам пришла?»
Беседа «Как празднуют Новый год России сейчас».
Беседа «Как встречают Новый год в других странах».
— Изготовления открыток для деда Мороза.
— Рисование «Дедушка мороз».
Рисование «Снегири»
— Чтение сказки «Мороз Иванович».
— Музыкально-дидактические игры: «Дед Мороз»
— Рассматривание различных художественных произведений о деде Морозе, в том числе сказка «Морозко» с объемными картинками.
— Подвижная игра «Два мороза».
— Изготовление ёлки из бумаги.
— Рисование «Что такое Новый Год».
— Разучивание стихотворения: К. Чуковский «Елка».
— Разучивание песен о Новом годе….
— Создание поделок «Раз снежинка, два снежинка»
— Рассматривание новогодних открыток с изображением ёлок.
Хоровод на прогулке «Маленькой ёлочке холодно зимой».
2) 4 неделя декабря
— Беседа о новогодних игрушках.
— Аппликация «Снеговик».
— Беседа с детьми
«Снегурочка — кто она?
Украшение окон вытынанками.
— Подвижная игра «Снежки».
Работа с родителями:
Полученные результаты:
«Зачем стали украшать новогоднюю красавицу ёлку»?
— Ситуативная беседа на тему: «Какие игрушки будут на нашей ёлке?.
Изготовление гирлянды для украшения группы.
— Рисование акварелью «Украшаю ёлку»
— Аппликация «Снеговик».
— Беседа с детьми
«Откуда пошла традиция дарить подарки на новый год»?
«На дворе снежок метет — это к нам зима идет».
«Снегурочка — кто она?
— Вырезание снежинок из бумаги, рисование их на альбомных листах.
Украшение группы на зимнюю тему.
Украшение окон вытынанками.
— Подвижная игра «Снежки».
— Разучивание стихов о новогоднем празднике.
Выставка поделок «Зимние узоры»
— Подготовка детей, воспитателей и родителей к проведению новогоднего утренника.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «История возникновения празднования Нового года».
2. Изготовление новогоднего оформления группы.
3. Участие в выставке поделок.
Полученные результаты:
Дети знают о том, как зародилась традиция празднования нового года на Руси, о происхождении главных персонажей – деда Мороза и Снегурочки; когда день рождение у деда Мороза, в каком городе «живет» и как выглядит его дом; почему наряжают ель или сосну; как и чем можно наряжать новогоднюю ёлку; зачем дарить подарки; какие символы нового года существуют и что они означают.
Дети могут составлять описательный рассказ о празднике.
Дети знают подвижные игры со словами и с удовольствием в них играют.
Дети совместно с родителями приняли активное участие в выставке «Зимние узоры».
Source: nsportal.ru