Методы быстрого запоминания: феномен памяти. Методы быстрого запоминания информации

Всем приходится периодически что-то запоминать и заучивать. Школьникам как никому известно, насколько нелегко это бывает. Особенно накануне сложных контрольных и экзаменов вроде ГИА и ЕГЭ. Кажется, надо уложить в голове все выученное за 9 или 11 лет. Задачка не из легких!

Все мы от природы наделены способностью запоминать, помнить и воспроизводить информацию в нужный момент. Но не все реализуют этот потенциал в полной мере. Кто-то легко держит в памяти телефонные номера всех родственников и таблицу Менделеева в придачу. А у кого-то нужные формулы после контрольной сразу улетучиваются из памяти.

У меня для вас хорошие новости: память можно и нужно тренировать. Как мышцы нарастают после регулярных упражнений, так и человеческий мозг поддается тренировкам. Способы, которые помогут вам запоминать эффективно, вы и найдете в этой статье.

Что такое память и какой она бывает

Не будем углубляться в дебри нейробиологии и то, как там в мозгу нейроны обмениваются «рукопожатиями» с помощью синапсов и как наши впечатления передаются с помощью нервных импульсов и «записываются» в коре головного мозга.

Лучше скажем о том, что ученые вычислили: на самом деле человеческий мозг ничего не забывает. Просто не все из полученных за жизнь впечатлений он может выудить с пыльных антресолей памяти, чтобы внимательно изучить в нужный момент и по первому требованию.

Еще скажем про то, что память бывает краткосрочной (вот прямо сейчас вы читаете и какое-то время помните все, что написано в этом абзаце) и долгосрочной (вы всю жизнь помните свое имя). Какая-то информация, например, впечатления о самом счастливом дне в вашей жизни, без всякого труда проходит цепочку сложных преобразований и как будто сама собой оседает в долгосрочной памяти. Но многое из того, что должно быть в ней сохранено, приходится запоминать долго и мучительно. Как стихи и отрывки из поэм учили помните? Вот то-то же.

Еще память можно подразделить на такие виды:

  • наглядно-образная;
  • словесно-логическая;
  • двигательная (она же кинестетическая и моторная);
  • эмоциональная.
  1. Чтобы запомнилось легче, должно быть интересно.
  2. Осмысливать эффективнее, чем зубрить.
  3. Если дать себе установку на запоминание, запомнишь больше и легче.
  4. Закрепление на практике сильно улучшает запоминание.
  5. Контекст важен (связывайте узнанное новое с уже известным старым через ассоциации).
  6. Новая информация «перекрывает» похожую старую.
  7. Учить лучше порциями, сравнимыми с объемом кратковременной памяти (небольшими, в общем).
  8. Лучше запоминается информация из конца и начала текста/сообщения и т.п.
  9. Повторение улучшает запоминание.
  10. Незаконченное и незавершенное запоминается лучше. Прове…

Касательно последнего пункта у меня такое соображение: наш внутренний компьютер подвисает на незавершенных процессах. Вроде как задача не завершена и поэтому пока не может быть закрыта.

Способы запоминания – делаем это эффективно

Кто смотрит американские юмористические сериалы, тот наверняка вспомнит чудаковатого Шелдона Купера из «Теории большого взрыва» и его эйдетическую память. В разной мере ею обладают все люди. И если применять приемы эйдетизма, можно на самом деле запоминать больше и проще.

Как это сделать? Можно задействовать образную память и запоминать с помощью ассоциаций. К примеру, так можно учить стихи: стараться во всех деталях, в том числе в цвете и звуке, представлять себе каждую строфу. С помощью метода аналогий (ассоциаций) можно повысить эффективность запоминания на 40-50%. Находите ассоциации, не обязательно логичные, в своем прошлом опыте. Обычно такие вещи происходят бессознательно и тогда мы говорим, мол, «все это напоминает мне о…». Но использовать такой механизм запоминания и сознательно под силу каждому.

У людей по-разному настроены механизмы восприятия: сходив в кино, визуалы лучше запомнили лица актеров и как герои одеты, аудиалы – главную тему саундтрека, а кинестетики – были поручни у кресел гладкие или шершавые. Поэтому и акценты на способы запоминания надо делать разные.

Аудиалам легче запомнить то, что они услышат. Используйте диктофон (в своем телефоне или отдельный), чтобы записать на уроке объяснения учителя. Или начитайте их дома сами. Используйте аудиокурсы и подкасты. Все это можно слушать в промежутке между остальными занятиями и с пользой потратить время на дорогу до школы.

Для визуалов эффективным будет задействовать зрительную память : запомните, как выглядела страница в учебнике, заломан ли у нее уголок, в каком абзаце написана нужная информация. В нужный момент постарайтесь начать именно с этих воспоминаний и сам текст всплывет в памяти следом.

На 60% повысить эффективность запоминания информации может способ, который условно назовем «метод Симонида» : стараясь запомнить что-то, «привяжите» это к внешним обстоятельствам. В каких условиях и в каком месте вы запоминаете, что находится вокруг, что происходит в этот момент. Постарайтесь сосредоточиться на мысленном образе своего класса, где учитель объяснял вам урок, например. Или включите легкую и не отвлекающую музыку дома, когда что-то учите. Чувственные образы и эмоции помогут запоминанию и, главное, последующему воспроизведению.

Еще один способ немного похож на предыдущий, только профит от него выше – до 80%. Назовем его так – «раскладываем по полкам ». Суть в том, чтобы привязать информацию (например, иностранные слова или даты к экзамену по истории) к окружающим предметам или воображаемому интерьеру.

Например, оглянитесь на свою комнату и мысленно представьте ее: дата крещения Руси пускай «хранится» под настольной лампой, новое английское слово – под ковриком для мышки и т.д. Бросая взгляд на эти предметы, делайте контрольное упражнение – вспоминайте, что где «лежит». Для каждой последующей темы вам понадобится новая картинка. Кстати, так и таблицу Менделеева можно заучить. Расположите элементы с привязкой к объектам на пути из дома до школы и каждый день проверяйте, все ли на месте.

Упрощает запоминание информации ее пересказ . Не зубрите параграф, лучше прочитайте и выделите для себя основное, ключевые моменты. И перескажите все своими словами. Пускай будет не так складно. Но то, что вы осмыслили, вы запомните гораздо вернее чем то, что мучительно зубрили, не понимая смысла.

Задействуйте моторную память . Проще говоря, пишите и рисуйте, а не только читайте. Вот вам несколько вариантов:

  • составляйте конспекты – самое основное, что сможете потом пересказать;
  • составляйте структурные схемы (блок-схемы, схемы порядка слов в предложении на иностранном языке, схематическое изображение человеческого мозга или строения клетки для биологии и т.п.);
  • рисуйте таблицы для сравнения и классификации;
  • составляйте краткий план ответа на вопрос с тезисами;
  • пишите карточки с терминами, датами и именами исторических личностей, иностранными словами;
  • подготовьте литературный дневник к экзамену по литературе (можно выписать цитаты, имена ключевых персонажей);
  • пишите новые иностранные слова на самоклейках и развешивайте по дому – везде, где они будут часто попадаться на глаза;
  • выписывайте математические, физические и химические формулы на отдельные карточки.

В этом плане шпаргалки тоже хороши. При условии, что вы готовите их сами. В это время вам приходится структурировать и обобщать информацию. Все это благотворно складывается на запоминании. Кстати, готовые шпаргалки лучше оставить дома.

А еще так можно учить стихи – перепишите стихотворение от руки и учите по своему варианту. Так запоминается лучше, чем из книги.

Повторение – мать учения

Известная народная мудрость имеет вполне научное обоснование: чем больше повторяешь, тем лучше запоминаешь. Только повторять нужно правильно. Для начала бегло просмотрите материал, просто прочитайте и уловите суть. Например, с поверхностного ознакомления можно начать изучение грамматики иностранного языка. Так у вас будет каркас, на который потом будут надстраиваться детали и подробности.

Чем легче материал, тем больший его объем можно запомнить за раз. Более сложным вещам нужно время, чтобы «улечься». Поэтому повторение так эффективно. Причем если вы начнете повторять без перерыва, толку будет мало. Зато можно добиться качественного и количественного скачка, если повторять спустя время. И делать это хорошо по определенному графику.

Так, можете использовать следующий алгоритм:

  • учите что-то;
  • спустя примерно 20 минут повторяете;
  • в тот же день через 6-8 часов повторяете снова;
  • и еще раз повторяете на следующий день;
  • в дальнейшем можно возвращаться к беглому повторению спустя несколько дней, неделю и т.д.

Для повторения материал стоит разбить на удобные для воспроизведения без перенапряжения фрагменты. Например, на параграфы, строфы. А повторять в тот же день последний раз лучше незадолго до того, как соберетесь ложиться спать. Дело в том, что даже когда мы не занимаемся активным запоминанием, суперкомпьютер в нашей черепной коробке все равно ведет обработку данных. И пока вы спите, его ничего не отвлекает.

Кстати, есть такой научный термин, как реминисценция . Суть в том, что спустя время удается вспомнить и воспроизвести больше, чем удавалось сразу после заучивания. Но это не сработает, если только зубрить, не вникая в смысл. Наоборот, вызубренное со временем помнится все хуже и хуже.

Заключение

Используйте разные техники запоминания, подходите к делу творчески и комбинируйте приемы. Например, пишите конспекты под легкую, приятную музыку, рисуйте схемы и обклейте дом записками на самоклейках. Или используйте технику с размещением полезных сведений в воображаемом интерьере и одновременно старайтесь делать картинку как можно более живой и осязаемой.

Каждый может использовать свою память эффективно, если приложит немного усилий. Память можно тренировать так же, как тренируют мышцы. Например, изучение иностранных языков этому очень способствует.

Ешьте полезные для памяти продукты: чеснок, орехи, морскую капусту, лимоны, виноград и т.д.

И не забывайте писать нам комментарии: какие способы запоминания вы обычно используете? Может быть, мы забыли про что-нибудь рассказать? Конструктивная критика приветствуется.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Всем приходится периодически что-то запоминать и заучивать. Школьникам как никому известно, насколько нелегко это бывает. Особенно накануне сложных контрольных и экзаменов вроде ГИА и ЕГЭ. Кажется, надо уложить в голове все выученное за 9 или 11 лет. Задачка не из легких!

Все мы от природы наделены способностью запоминать, помнить и воспроизводить информацию в нужный момент. Но не все реализуют этот потенциал в полной мере. Кто-то легко держит в памяти телефонные номера всех родственников и таблицу Менделеева в придачу. А у кого-то нужные формулы после контрольной сразу улетучиваются из памяти.

У меня для вас хорошие новости: память можно и нужно тренировать. Как мышцы нарастают после регулярных упражнений, так и человеческий мозг поддается тренировкам. Способы, которые помогут вам запоминать эффективно, вы и найдете в этой статье.

Что такое память и какой она бывает

Не будем углубляться в дебри нейробиологии и то, как там в мозгу нейроны обмениваются «рукопожатиями» с помощью синапсов и как наши впечатления передаются с помощью нервных импульсов и «записываются» в коре головного мозга.

Лучше скажем о том, что ученые вычислили: на самом деле человеческий мозг ничего не забывает. Просто не все из полученных за жизнь впечатлений он может выудить с пыльных антресолей памяти, чтобы внимательно изучить в нужный момент и по первому требованию.

Еще скажем про то, что память бывает краткосрочной (вот прямо сейчас вы читаете и какое-то время помните все, что написано в этом абзаце) и долгосрочной (вы всю жизнь помните свое имя). Какая-то информация, например, впечатления о самом счастливом дне в вашей жизни, без всякого труда проходит цепочку сложных преобразований и как будто сама собой оседает в долгосрочной памяти. Но многое из того, что должно быть в ней сохранено, приходится запоминать долго и мучительно. Как стихи и отрывки из поэм учили помните? Вот то-то же.

Еще память можно подразделить на такие виды:

  • наглядно-образная;
  • словесно-логическая;
  • двигательная (она же кинестетическая и моторная);
  • эмоциональная.
  1. Чтобы запомнилось легче, должно быть интересно.
  2. Осмысливать эффективнее, чем зубрить.
  3. Если дать себе установку на запоминание, запомнишь больше и легче.
  4. Закрепление на практике сильно улучшает запоминание.
  5. Контекст важен (связывайте узнанное новое с уже известным старым через ассоциации).
  6. Новая информация «перекрывает» похожую старую.
  7. Учить лучше порциями, сравнимыми с объемом кратковременной памяти (небольшими, в общем).
  8. Лучше запоминается информация из конца и начала текста/сообщения и т.п.
  9. Повторение улучшает запоминание.
  10. Незаконченное и незавершенное запоминается лучше. Прове…

Касательно последнего пункта у меня такое соображение: наш внутренний компьютер подвисает на незавершенных процессах. Вроде как задача не завершена и поэтому пока не может быть закрыта.

Способы запоминания – делаем это эффективно

Кто смотрит американские юмористические сериалы, тот наверняка вспомнит чудаковатого Шелдона Купера из «Теории большого взрыва» и его эйдетическую память. В разной мере ею обладают все люди. И если применять приемы эйдетизма, можно на самом деле запоминать больше и проще.

Как это сделать? Можно задействовать образную память и запоминать с помощью ассоциаций. К примеру, так можно учить стихи: стараться во всех деталях, в том числе в цвете и звуке, представлять себе каждую строфу. С помощью метода аналогий (ассоциаций) можно повысить эффективность запоминания на 40-50%. Находите ассоциации, не обязательно логичные, в своем прошлом опыте. Обычно такие вещи происходят бессознательно и тогда мы говорим, мол, «все это напоминает мне о…». Но использовать такой механизм запоминания и сознательно под силу каждому.

У людей по-разному настроены механизмы восприятия: сходив в кино, визуалы лучше запомнили лица актеров и как герои одеты, аудиалы – главную тему саундтрека, а кинестетики – были поручни у кресел гладкие или шершавые. Поэтому и акценты на способы запоминания надо делать разные.

Аудиалам легче запомнить то, что они услышат. Используйте диктофон (в своем телефоне или отдельный), чтобы записать на уроке объяснения учителя. Или начитайте их дома сами. Используйте аудиокурсы и подкасты. Все это можно слушать в промежутке между остальными занятиями и с пользой потратить время на дорогу до школы.

Для визуалов эффективным будет задействовать зрительную память : запомните, как выглядела страница в учебнике, заломан ли у нее уголок, в каком абзаце написана нужная информация. В нужный момент постарайтесь начать именно с этих воспоминаний и сам текст всплывет в памяти следом.

На 60% повысить эффективность запоминания информации может способ, который условно назовем «метод Симонида» : стараясь запомнить что-то, «привяжите» это к внешним обстоятельствам. В каких условиях и в каком месте вы запоминаете, что находится вокруг, что происходит в этот момент. Постарайтесь сосредоточиться на мысленном образе своего класса, где учитель объяснял вам урок, например. Или включите легкую и не отвлекающую музыку дома, когда что-то учите. Чувственные образы и эмоции помогут запоминанию и, главное, последующему воспроизведению.

Еще один способ немного похож на предыдущий, только профит от него выше – до 80%. Назовем его так – «раскладываем по полкам ». Суть в том, чтобы привязать информацию (например, иностранные слова или даты к экзамену по истории) к окружающим предметам или воображаемому интерьеру.

Например, оглянитесь на свою комнату и мысленно представьте ее: дата крещения Руси пускай «хранится» под настольной лампой, новое английское слово – под ковриком для мышки и т.д. Бросая взгляд на эти предметы, делайте контрольное упражнение – вспоминайте, что где «лежит». Для каждой последующей темы вам понадобится новая картинка. Кстати, так и таблицу Менделеева можно заучить. Расположите элементы с привязкой к объектам на пути из дома до школы и каждый день проверяйте, все ли на месте.

Упрощает запоминание информации ее пересказ . Не зубрите параграф, лучше прочитайте и выделите для себя основное, ключевые моменты. И перескажите все своими словами. Пускай будет не так складно. Но то, что вы осмыслили, вы запомните гораздо вернее чем то, что мучительно зубрили, не понимая смысла.

Задействуйте моторную память . Проще говоря, пишите и рисуйте, а не только читайте. Вот вам несколько вариантов:

  • составляйте конспекты – самое основное, что сможете потом пересказать;
  • составляйте структурные схемы (блок-схемы, схемы порядка слов в предложении на иностранном языке, схематическое изображение человеческого мозга или строения клетки для биологии и т.п.);
  • рисуйте таблицы для сравнения и классификации;
  • составляйте краткий план ответа на вопрос с тезисами;
  • пишите карточки с терминами, датами и именами исторических личностей, иностранными словами;
  • подготовьте литературный дневник к экзамену по литературе (можно выписать цитаты, имена ключевых персонажей);
  • пишите новые иностранные слова на самоклейках и развешивайте по дому – везде, где они будут часто попадаться на глаза;
  • выписывайте математические, физические и химические формулы на отдельные карточки.

В этом плане шпаргалки тоже хороши. При условии, что вы готовите их сами. В это время вам приходится структурировать и обобщать информацию. Все это благотворно складывается на запоминании. Кстати, готовые шпаргалки лучше оставить дома.

А еще так можно учить стихи – перепишите стихотворение от руки и учите по своему варианту. Так запоминается лучше, чем из книги.

Повторение – мать учения

Известная народная мудрость имеет вполне научное обоснование: чем больше повторяешь, тем лучше запоминаешь. Только повторять нужно правильно. Для начала бегло просмотрите материал, просто прочитайте и уловите суть. Например, с поверхностного ознакомления можно начать изучение грамматики иностранного языка. Так у вас будет каркас, на который потом будут надстраиваться детали и подробности.

Чем легче материал, тем больший его объем можно запомнить за раз. Более сложным вещам нужно время, чтобы «улечься». Поэтому повторение так эффективно. Причем если вы начнете повторять без перерыва, толку будет мало. Зато можно добиться качественного и количественного скачка, если повторять спустя время. И делать это хорошо по определенному графику.

Так, можете использовать следующий алгоритм:

  • учите что-то;
  • спустя примерно 20 минут повторяете;
  • в тот же день через 6-8 часов повторяете снова;
  • и еще раз повторяете на следующий день;
  • в дальнейшем можно возвращаться к беглому повторению спустя несколько дней, неделю и т.д.

Для повторения материал стоит разбить на удобные для воспроизведения без перенапряжения фрагменты. Например, на параграфы, строфы. А повторять в тот же день последний раз лучше незадолго до того, как соберетесь ложиться спать. Дело в том, что даже когда мы не занимаемся активным запоминанием, суперкомпьютер в нашей черепной коробке все равно ведет обработку данных. И пока вы спите, его ничего не отвлекает.

Кстати, есть такой научный термин, как реминисценция . Суть в том, что спустя время удается вспомнить и воспроизвести больше, чем удавалось сразу после заучивания. Но это не сработает, если только зубрить, не вникая в смысл. Наоборот, вызубренное со временем помнится все хуже и хуже.

Заключение

Используйте разные техники запоминания, подходите к делу творчески и комбинируйте приемы. Например, пишите конспекты под легкую, приятную музыку, рисуйте схемы и обклейте дом записками на самоклейках. Или используйте технику с размещением полезных сведений в воображаемом интерьере и одновременно старайтесь делать картинку как можно более живой и осязаемой.

Каждый может использовать свою память эффективно, если приложит немного усилий. Память можно тренировать так же, как тренируют мышцы. Например, изучение иностранных языков этому очень способствует.

Ешьте полезные для памяти продукты: чеснок, орехи, морскую капусту, лимоны, виноград и т.д.

И не забывайте писать нам комментарии: какие способы запоминания вы обычно используете? Может быть, мы забыли про что-нибудь рассказать? Конструктивная критика приветствуется.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Здравствуйте, дорогие читатели!

У вас есть проблемы с памятью? Вам тяжело запоминать цифры и события? Тогда вам поможет мнемотехника. Вы не знаете, что это? Тогда я познакомлю вас с этим понятием, и вы будете помнить все и всегда.

Хотите? Знакомьтесь: мнемоника — приемы запоминания числовых сочетаний, событий, слов на основе ассоциаций.

Мнемоника как средство запоминания возникла еще в древности. Греки первые заметили, что память человека напрямую связана с его органами чувств. Чем больше впечатлений получает человек, тем ярче воспоминания. Следовательно, чтобы что-то запомнить, надо подключить различные ассоциации.

Чтобы память надолго сохранила некоторые слова или цифры, надо заменить факты и объекты на понятия и представления, имеющие кинестическое, визуальное и аудиальное представление. Иными словами, мы заменяем в уме сухие факты более яркими и впечатляющими образами.

Мнемотехника дает удивительные результаты. Вы сможете запомнить сотни номеров телефонов, правила по грамматике, анекдоты, планы-конспекты и т.д. Хотите попробовать? Тогда начнем.

Запоминаем числа с помощью мнемоники

Если вам нужно выучить большое количество цифр (автомобильных номеров, телефонов, математических действий), можете выбрать один из понравившихся методов запоминания с помощью мнемоники.

  • Цифробуквенный код. Техника основана на том, что каждому из чисел от 0 до 9 присваивается буква, соответствующая названию цифры, например: 1 – р (раз), ноль – н и т.д. Чтобы запомнить большое число, надо разбить его на пары цифр и каждой присвоить букву. Затем с этими буквами образуются слова: 58-53 (ПВ-ПТ – ПаВлин ПоТерялся). Лучше всего придумать несколько предложений или связный текст, тогда запоминание пойдет гораздо лучше.
  • «Вешалка». Эта необычная методика, заключающаяся в том, что на каждое слово придумывается созвучный или ассоциативный ряд. Затем с этими словами сочиняется история или сказка. Для простоты запоминания можно использовать рифмы, например: один – господин, два – голова и т.д. Иногда цифры представляют как одну кривую из кнопок на телефоне.


  • Совмещение образов и цифр. Данная методика обращается к форме написания числа. Например, один похож на шест или карандаш, ноль – на солнце и т.д. Затем найденные образы соединяются в какую-нибудь интересную запоминающуюся историю.
  • Метод О Брайена . Похож на предыдущие и состоит в присваивании каждой цифре образа какого-нибудь известного человека.

Используйте только один метод! Не пытайтесь задействовать сразу все! Это очень сложно и не продуктивно. Методики предназначены для кратковременного запоминания.

Они хороши, если нужно быстро подготовиться к экзамену или другому ответственному мероприятию. Выучить всю физику или математику с помощью этого метода у вас не получится. Хотя, кто знает?

Изучение иностранных языков с помощью мнемоники

Одной из самых больших проблем при изучении иностранных языков является запоминание слов. К сожалению, традиционная зубрежка не всегда дает плоды. Чтобы не только запомнить звучание и значение слова, но и уметь в нужный момент беседы вспомнить его и применить на практике, используйте следующий алгоритм запоминания:

  1. Создайте образ на основе слова.
  2. Свяжите образ со значением слова по ассоциации.
  3. Извлеките в нужный момент из памяти образ и восстановите звучание слова.


Обратимся к примеру заучивания английских слов по технике мнемоники, поскольку этот язык сегодня наиболее востребован в международном общении.

Приведем пример: owl в английском языке означает «сова». Оно созвучно с русским словом «аул», которое означает «восточные поселения». Представьте, что сова облетает аул. В нужный момент восстановите этот образ, и звучание придет к вам само собой.

Подобные «запоминалки» лучше создавать самостоятельно. Так они будут откладываться в памяти, поскольку были придуманы вами.

Однако если у вас не хватает фантазии и времени для обдумывания каждого слова, можно использовать готовые техники. Образы уже придуманы за вас: вы только применяете их на практике.

Многие современные преподаватели мнемотехники утверждают: если овладеть приемом в совершенстве, можно запоминать по 100 слов в час. Реально ли это?


Отзывы на различных форумах от людей, посещавших семинары мнемотехники, говорят, что методика действительно работает. Однако к ней надо приспособиться и настроить мозг. Не каждый из нас готов, глядя в словарь, выдумывать какие-то нелепые истории, а затем их запоминать!

Приемы запоминания исторических фактов с помощью мнемоники

Кто из нас не страдал от того, что ему необходимо готовить билеты по истории на экзамен, а запомнить все даты и события не представляется возможным? Это потому, что вы не использовали технику мнемоники для подготовки к экзамену по истории. Здесь можно объединить сразу несколько способов.

Для начала нужно понять, что история – это не просто даты, а именно их определенная последовательность. Чтобы запомнить их по порядку, надо составить ряд ассоциаций.

Обратимся к примеру. Предположим, что перед нами стоит задача освоить дату гибели Византии – 1453 год.

  1. Составляем число-буквенный код. Для этого каждой цифре присваиваем букву. Путь будет 4-чщ, 5-пб, 3-кх. Придумываем с ними слово, скажем, ЩеПКа. Можно взять другие обозначения, создав их самостоятельно.
  2. Далее кодируем по созвучию. Византия созвучна с пластиковой картой «виза».
  3. Как упоминание об империи представляем императорскую корону.


Соединяем все элементы в своем воображении. Пусть это будут номер карты в углу и ее тип – корона.

В нужный момент представьте себе карту и расшифруйте этот образ. Поверьте, сделать это будет легко.

Работает ли мнемоника?

Многие, посмотрев на цепочку ассоциаций, которые им предстоит осуществить, скажут, что это слишком сложно. Для запоминания единственной даты или ряда чисел приходится выдумывать целые истории.

Сначала этот процесс кажется трудоемким, так как требует напрягать воображение, а делаем мы это в повседневной жизни не так часто. Но после нескольких тренировок запоминание пойдет само собой.


Мнемонические цепочки действительно работают. Дело в том, что наша память предпочитает хранить не сухие факты и ничего не значащие слова и числа, а образы. Сегодня этот научный факт доступен всем, но мы им не пользуемся для своего блага.

В древности у египетских жрецов существовала так называемая «наука образности». Это было тайное учение, бережно хранимое от обычных людей. Почему образ так важен для нас?

Если вы внимательно проследите за своим ходом мыслей, то поймете, что думаете вы не словами или цифрами, а образами. Если слово ассоциируется с представлением, вы легко его запоминаете, оно даже может вызвать у вас определенные чувства.

То же самое с числами. Даже людей, окружающих нас, мы воспринимаем как некие созданные ими образы.

Почему бы для запоминания не создать образ самому? Постепенно вы привыкнете к такому ходу мыслей и не сможете без него существовать. Мнемоника станет вашим лучшим помощником.

Сегодня эту науку даже преподают в некоторых школах. Не напрасно. Может быть, мы сможем вырастить поколение с необычными способностями. А вот для быстрого счета используют другую методику — .

В современном мире ежедневно человек сталкивается с различными объемами информации, планами, задачами. Множество людей выступают перед другими людьми, в ходе которого должны красиво и правильно излагать мысли, направлять или вести людей, заниматься обучением и при этом вызывать интерес. Увы, не каждому из нас под силу моментально и качественно вносить в память необходимые данные. Но к счастью, существуют техники для запоминания любого объема и сложности информации. Данные методы называются мнемоника, что в переводе с древнегреческого означает искусство запоминать.

Так, в результате развития памяти мы имеем возможность не только плавно и обстоятельно излагать информацию, т.е. обладать навыками ораторства, но также обладать искусством профессионально ее запоминать, при этом объем и сложность данных может быть любая.

Возможно, в это трудно поверить. Но мы знаем один главный секрет для успешного – это изменение каких-либо данных в картинки (образы), а потом воспроизведение ее в памяти.

Существует множество техник, но в этой статье мы рассмотрим методику запоминания от Цицерона, а также приведем несколько простых, но действенных методов запоминания из мнемотехники.

Причины плохой памяти

Прежде, чем переходить к практической стороне, необходимо понять, что лежит в первопричине плохо развитой памяти.

Отметим, что память у каждого человека разная, и она является избирательной, т.е. для кого-то легко будет запомнить таблицу умножения, прочтя ее один раз, но при этом имя знакомого тот же человек забывает практически сразу. Другие люди эффективно применяют зрительный вид памяти, но простые правила русского языка вспоминают со скрипом. Отчего так происходит?

Существует 5 причин нарушения памяти:

  1. Сниженный или отсутствующий интерес. Это наиболее популярная причина. Сложно вспомнить то, что не интересно и не вызывает желание развиваться в этой области. Для того чтобы запомнить какую-то информацию, необходимо затратить силы и время. Если человек не любит поэзию, то упражнения по заучиванию стихов, будет равносильно подвигу.
  2. Низкая концентрация, невнимание, отсутствие навыков управления вниманием. Сегодня огромный поток информации льется каждый день на человека. Ввиду этого мы вникаем в данные поверхностно, не понимая сути и, порой, не стремясь реализовать полученную информацию на практике. И это становится привычкой. Кстати, одновременное исполнение нескольких задач также влияет на нашу продуктивность.
  3. Отсутствие навыков запоминания. Хорошая память не дается нам от рождения, это навык, который нужно развивать. Ниже будут представлены методики, которые позволят развивать эту способность.
  4. Низкий уровень кислорода, авитаминоз, неправильное питание. Вывод напрашивается сам – принимать только здоровую еду, систематически заниматься физическими нагрузками и прогулки на свежем воздухе.
  5. Депрессивное состояние. Это стало бичом современного человека. И при таком самочувствии вряд ли получится не то что запомнить новую информацию, но и воспроизвести старую. Поэтому рекомендуем приобщиться к активной жизненной позиции и уметь переживать такие состояния.

Теперь можно переходить непосредственно к упражнениям для лучшего запоминания информации. Безусловно, мы представим лишь некоторые методики, которые заработали популярность за счет их эффективности. Однако еще раз подчеркнем, что каждый человек индивидуален, поэтому нужно осознанно и внимательно отвечать на вопросы тестов и подбирать комплекс упражнений. Только при таком подходе результат будет эффективным.

Прогулка по «Римской комнате», или методика Цицерона

Известность Цицерона распространялось по древнему Риму и миру со скоростью света. Его талант ораторского искусство до сих пор ставят в пример современникам. Он обладал уникальным талантом – выступал перед огромнейшей аудиторией, не используя полсказки, записи и иные материалы. Однако был ли это дар или же кропотливый труд над развитием навыков запоминания?

Именно его методику мы рассмотрим в следующих разделах, т.к. он является самым древним методом запомнить любую информацию. Если вы овладеете им, то сможете легко удерживать даты, цифры, слова, фразы и иную информацию. Однако стоит помнить, что главным условием достижения результата – систематический труд, т.е. заниматься нужно каждый день.

Смысл методики

Методы запоминания от Цицерона обладают конкретным смыслом, заключающийся в создании матрицы образов, которые помогают запомнить большие объемы данных, а не только один фрагмент. Первое, что нужно сделать, это сформировать систему, в которой будут строиться образы.

Презентация на тему: "Основы метода ассоциаций"

Этой системой может быть что угодно:

  • помещение;
  • участок;
  • тропинка;
  • знакомая обстановка и т.п.

Если работа происходит с комнатой, то следует мысленно вспомнить все предметы, которые находятся в ней. Желательно в упорядоченном характере. К примеру, по движению часовой стрелки или от одной стены до другой. Не стоит усложнять задание при создании системы для ассоциаций, выбирайте то помещение, что вами хорошо изучено, тогда следующие уровни не вызовут затруднений.

Некоторые авторы предлагают создание кардинально нового помещения, т.е. человек мысленно создает новое жилище, делает планировку и расставляет мебель. Это будет являться плодом вашей фантазии, а значит справится с задачей вам будет легче.

Работая с системой образов «тропинка» можно формировать множество образов, т.к. у такого пути нет конца. В этом случае, Вам нужно по мере движения по системе, перебирать предметы, которые будут встречаться: хижины, камни, люди, цветы, лавки, животные и др.

В качестве системы можно выбрать абсолютное любое удобное место, важное условие – корректно выполнить разбивку на отдельные образы.

Перед началом практики, необходимо четко определиться со схемой, по которой вы будет обходить выбранную систему. Движения не должны быть хаотичными – вы должны упорядочить обход комнат, чтобы не испортить все, что так долго «собиралось».

Важный момент: выберите определённую последовательность движения и задайте тем предметам, что есть в системе ключевые фрагменты речи выступления или презентации.

После того, как Вы создали систему, наполнили ее предметами и задали ключи, следует несколько раз обойти систему (комнату, дорогу…) и воспроизвести заданные критерии. Это же необходимо сделать непосредственно перед презентацией. Цицерон перед каждым выступлением также обходил комнаты и воспроизводил образы.

По истечению определенного времени, каждый кто использовал данную технику, сможет активизировать свою память в нужный момент, прибегая к удобной матрице образов.

Пример использования

Давайте рассмотрим на наглядном примере, как использовать методику Цицерона по запоминанию информации.

  1. Возьмем десять слов, необходимые для запоминания (цифры, события, тезисы выступления, иностранные слова). К примеру, это будут следующие слова: штора, открытка, птица, сметана, упаковка, рот, фен, бубен, книга, динамик. Нужно задать их на конкретные предметы выбранной системы (например, комната). Далее, приступаем к следующему уровню задания.
  2. Возьмите лист, карандаш и запишите все объекты, находящиеся в комнате. Не важно сколько их будет. Главное, что они создают «ниши» для нашей матрицы. Помимо этого, следует запомнить их местонахождение и в каком порядке они находятся. Приблизительный список предметов в комнате: окно, диван, шкаф, телевизор, пуф, торшер, кресло, этажерка, полка, рояль, печь, палас и другое.
  3. Третьем этом является соединение слов из п.2 с местами со списком тезисов для запоминания.

Мнемотехники для быстрого запоминания

Методы запоминания по Цицерону хороши, но существуют и другие приемы мнемотехники:

  1. Рифмуйте данные. Создание стихотворной формы позволяет легче воспринимать информацию и, соответственно, воспроизводить её.
  2. Создавайте фразы из начальных букв информации.
  3. Связка. Данная техника предполагает установление связи полученных данных с эффектным образом. К примеру, нужно запомнить имена присутствующих на собрании –представьте, что каждый из них герой какой-то сказки. Для более детальной связки, наделите персонажей каким-то прилагательным. Например, «кот в сапогах» - огромный кот в кедах.
  4. Зацепки. Суть метода в замене цифровых значений на предметы. Допустим, 0 – ручка, 2 – кот, 3 – баран и т.д.

Какой именно метод подойдет именно Вам, вы не сможете узнать, пока не попробуете. Выберите оптимальный вариант и тренируйтесь каждый день.

Невзирая на технику, которую вы выберете, важно вникнуть в суть метода и применять его так часто, как можно. Профессионала сферы мнемоники поделились секретами работы по методу Цицерона:

  • Нужно применять только интересные связи, насыщенные эмоциями. Помните, что обыденное и неинтересное быстро забывается. Используйте парадоксы, сатиру и юмор при создании собственной матрицы.
  • Применяйте эротические образы. Не секрет, что именно такие образы особенно ярко поступают в наш мозг в виде сигналов. Кстати, маркетологи уверяют, что рекламные плакаты с красивой сексуальной девушкой воспринимаются и запоминаются лучше.
  • Изменяйте характеристики объектов на тропе/помещении/местности. К примеру, окно пусть будет воздушным, а стул – колючим.
  • Парадоксируйте характеристики объектов. Не кладите пижаму в шкаф, а засовывайте шкаф в пижаму.
  • Все ориентиры на себя: тетрадь несите в кармане, привяжите телевизор к руке.
  • Изменяйте форму и размер предметов. Как в примере со шкафом и пижамой.

В результате у вас должен получится следующий мысленный путь (повесть), как пример:

Открыв окно, я обратила внимание на ШТОРУ, застрявшую в створке окна. Далее, я заметила раскиданные ОТКРЫТКИ на диване, они были влажные. На шкафу стояла абрикосовая СМЕТАНА, в ней сидела ПТИЦА. На телевизоре лежала УПАКОВКА, а в ней сидел щенок, который разевал РОТ. К лапе его был привязан ФЕН, стоящий на БУБНЕ. На пуфе стояла маленькая КНИГА с изображением полуобнаженной эротической брюнеткой, в ногах которой стоял ДИНАМИК.

Для успешного воспроизведения по методу Цицерона, следует еще раз сделать обход выбранной системы и убрать вышеупомянутые объекты. Просто? Конечно. Однако здесь требуется вдумчивое изучение тех слов, что вы уже запомнили. Затем, проделайте самостоятельно, не используя подсказки. Мы верим, что у Вас всё получится!

Преимущества работы с памятью


Главными достоинствами вышеперечисленных методов является простота и оперативность усвоенной информации.

Спусти несколько практик, человек сможет полноценно использовать выбранную схему и совершенствовать свою память. Помимо прочего, эти методики позволяют запоминать информацию любого типа при подготовке к презентации, лекции, тренингу, семинару и даже при международном выступлении.

Если вы уже знаете ту аудиторию, перед которой нужно выступить, то она может стать отличной матрицей для создания образов. При этом легкость обусловлена тем, что нет необходимости запоминать большой объем ассоциаций, который может рухнуть по причине отсутствия какой-то детали. К примеру, при необходимости вспомнить конкретную фразу, человек может легко её воспроизвести, вспомнив, к чему он привязал фен, а, следовательно, закончить мысль.

Конечно, есть и другие методы запоминания стихом, цифр и дат, но о них мы будем вести речь в других разделах нашего познавательного и развивающего портала.

Человеческий мозг использует только 10% своих способностей, остальная часть потенциала мозга остается незадействованной. Человек, у которого хорошая память и который может запоминать огромное количество бессвязной информации, не использует никаких секретов по раскрытию остальных 90% способностей мозга.

Практическое применение мнемотехник

Достаточно тренировать свою память ежедневно по 15-20 минут. Использовать проверенные мнемотехники для запоминания.

Современный мир компьютерных технологий и информации требует огромного количества запоминания точной информации. Это могут быть пароли электронной почты, цифровой код программы или файла. В этом случае просто необходимо точно запоминать и воспроизводить числовую и буквенную информацию.

Также требуется запоминание стихов и текстов по школьной литературной программе. Стихи являются хорошей тренировкой для памяти, увеличивают словарный запас рифмованных слов, развивают творческие способности.

Имея натренированную память, можно выучить не один иностранный язык за короткое время.

Приемы мнемотехники позволят вам увеличить объем новых иностранных слов в двое. Изучив английский язык, можно с легкостью использовать его, как матрицу для запоминания слов немецкого или другого языка.

Немного информации о самом механизме памяти

Память человека имеет достаточно изученные границы. Психологи выяснили, что память делится на оперативную, долговременную и кратковременную. С сенсорных рецепторов восприятия (зрения, слуха) в кратковременную память поступает отпечаток реального мира. С помощью целенаправленного внимания информация запечатлевается, распознается и сравнивается в оперативной памяти. В оперативной памяти, как и в кратковременной удерживается ограниченное число элементов, семь плюс-минус два элемента на 30 секунд.

Затем информация кодируется в когнитивные структуры(смысл) или подвергается перекодированию и отправляется в долговременную память, где хранится всю жизнь.

Чем лучше и эффективнее кодирование информации, тем дольше она помнится и тем быстрее извлекается из этого хранилища. Содержимое кратковременной памяти постоянно меняется, новые элементы вытесняют старые. Временное стирание уже обработанной информации в ходе мышления является защитной функцией мозга от постоянно поступающих сенсорных стимулов из внешнего мира.

Если бы не происходило стирание старых следов информации, то мозг был бы сильно перегружен. И по этой причине объем памяти никогда не меняется. Иногда происходит накладывание одной информации на другую, и информация смешивается, например, при бесперерывном просматривании разных текстов. При этом могут возникать ошибки запоминания. Отсутствие пользования той или иной заученной информации ведет к её абсолютному стиранию. Часто мысленное её повторение наоборот ведет к постоянному стимулированию соответствующих нейронных связей в мозге.

Существуют различные приемы мнемотехники, позволяющие эффективно использовать все возможности памяти.

Школьные методики запоминания учебного материала основывались на многократном повторении. Такое механическое заучивание требовало много времени при низких результатах. А неполное понимании материала вело к тому, что он быстро разрушался и стирался в памяти. Поэтому одно из правил прочного запоминания – это осмысление запоминаемой информации.

Быстрому усвоению новой информации способствует уже знакомая информация, которая имеет какое-либо отношение к ней. Например, если человек изучает медицину или психологию, то новые сведения о болезнях или психических расстройствах лягут в тот же самый контекст поблизости. Информация ассимилируется в те же самые ячейки памяти, что и прежде освоенные знания.

Такое быстрое освоение новой информации обусловлено тем, что в нашем сознании уже имеются готовые обобщения – понятия, нужный набор ассоциаций, на которые нанизываются другие.

Необходимо четко систематизировать свои занятия по тренировке памяти. Если вы изучаете иностранный язык, повторные занятия не должны идти с большим разрывом во времени. Если вы один раз занимаетесь два дня подряд, а потом отдыхаете пять дней, то новая информация будет забываться и стираться из памяти быстрее чем будет нарабатываться новая. Тем самым уровень развития памяти будет оставаться низким. Поэтому заниматься нужно каждый день по 15-20 минут.

Для лучшего понимания информации старайтесь организовать её в логичную структуру по типу дерева. Более общее знание (слово, понятие) можно использовать, как ствол дерева, а далее от него по принципу веток приращивать более конкретные. Если вы учите слова, старайтесь объединить их в одно семантическое поле. Или по степени абстрактности (например, дата основания Вологды 1147 год – Вологда, основание, дата, 11 47).

Естественный язык нашего сознания

Любой символьный язык (язык математики, язык родной речи) является искусственно созданной системой коммуникации. Ребенок, который не умеет читать и писать до какого-то времени, запоминает все с помощью картинок – образов. Поэтому самым естественным для человеческого сознания является образ. Это тот самый непосредственный код для запоминания.

Наше сознание воспринимает всю информацию в образной форме. Образ предметов, цифр, слов появляется в нашем сознании намного быстрее чем включаются понятийные структуры и мышление. Удержанный образ в памяти на какой-либо стимул, без наблюдения самого реального объекта называется представлением .

Таким образом, мнемотехники для запоминания направленны на:

  • максимальное развитие образного мышления;
  • создание устойчивых опорных ассоциаций;
  • увеличение времени концентрации сознания(внимания).

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок по основам мнемотехник по индивидуальной программе

Тренировка внимания

Упражнение 1.
Сведите ладони рук вместе, оставив между ними расстояние в 1 сантиметр. Через некоторое время между ладонями появиться ощущение тепла. Старайтесь сконцентрироваться на этом ощущении, остановив течение мыслей. В этот момент ни о чем не думайте.

Упражнение 2.
Упражнение на внимание с помощью дыхания. Устройтесь поудобнее в кресле. Дыхание должно быть ровным и спокойным. Затем старайтесь следить за ритмом своего дыхания. Медленно наблюдайте момент вдоха, выдоха.

Упражнение 3.
Другой метод помогает в тренировке внимания. Необходимо сконцентрироваться на всем образе своего тела. Мысленно пройдитесь по телу: как лежат и расслаблены руки, какие ощущения в ногах. Постарайтесь ощутить тепло своего тела с ног до головы.

Манипуляция с образами. Основные приемы мнемотехник

Основные приемы мнемотехники основаны на визуализации запоминаемой информации. При чтении, чтобы запомнить весь текст, старайтесь каждое слово перевести в картинку в своем воображении. С помощью мыслительных действий попробуйте рассмотреть полученный образ со всех сторон. Например, представьте себе книгу. Мысленно переверните её другой стороной. Рассмотрите какого она цвета, по толщине.

Зрительные образы можно соединять между собой. Связь между ними запоминается мозгом, и при необходимости вспомнить всю цепочку образов, достаточно вспомнить один из ключевых. В этом случае мозг выдаст на стимул весь запомнившийся в образах материал.

Прием наложения образов

Существует методика создания матрицы наложением образов. Создается связка, которая позволяется вспомнить слабые связи между стимулом и запоминаемой информацией. Такой мнемонический прием используется для изучения иностранных слов. В этом случае накладываются образы разных модальностей – визуальный и акустический.

Прием увеличения и уменьшения образов

Необходимо взять более сложный образ и поместить туда более простой. Сложный образ при необходимости можно уменьшить. Например, представить себе градусник, рассмотреть его детально: деления, цифры, ртутный столбик. Увеличиваем ртутный столбит и на него можно повесить ведро. Затем все мелкие детали свернуть обратно до нормальных размеров.

Прием трансформации образов

Воображаемые предметы можно также трансформировать. Утолщать, удлинять. Добавлять разные детали. Это необходимо для того, чтобы можно было использовать их повторно.

Создание искусственных ассоциаций

Соедините несколько разных образов в одну картинку, которую можно запомнить, как один элемент. Одновременно можно соединить от 3 до 5 образов вместе.

Естественные ассоциации

Естественные ассоциации создаются мозгом в повседневной жизни. Все объекты, которые мы видим в своем окружении уже создают между собой определенную связь. Обстановка хорошо изученной комнаты, или известный путь от дома на работу через парк может стать опорной ассоциацией к запоминанию нужной информации, нанизывая её на предметы обстановки. Чтобы воспроизвести данную информацию, необходимо вспомнить знакомую местность или комнату.

Символизация

Символизация – это метод для запоминания абстрактных слов, которые сложно представить визуально. Используйте известные символы:

  • символ мира — голубь;
  • символ смерти — череп;
  • и так далее.

Для создания символов можно прибегнуть к свободным ассоциациям. Далее можно использовать обобщенный образ (символ) для нанизывания более мелких и конкретных ассоциаций, увеличивая семантическое поле.

Запоминание числовой информации

Для этого заранее подготавливается готовая матрица образов. На которые будут соответствовать цифрам. К примеру:

  • 1 – карта;
  • 2 – стакан;
  • 3 – птица.

Но эффективнее использовать для обозначения цифр их графический образ и схожесть с другими предметами. Допустим:

  • 0 – можно обозначить как часы, глобус, которые имеют круглый контур напоминающий данную цифру.
  • 1 – свеча, карандаш, гвоздь;
  • 2 – лебедь, шахматный конь;
  • и так далее.

Эйдетика

От слова «эйдос» — образ. В основе этой методики запоминания лежит не только образное восприятие мира, как в детстве, но и присоединения психического материала. У ребенка больше развито любопытство и чувство удивление всему новому. Поэтому особо новая и интересная информация больше всего стимулирует нейронные связи.

События, которые сопровождаются чувством радости запоминаются наиболее ярко. Поэтому стремитесь, чтобы ваши ассоциации были как можно интереснее.

Целесообразно на основе запоминаемого материала (например цифр) придумать необычную историю, которая объединить все искусственные ассоциации вместе.

При запоминании иностранных слов попробуйте представить, какие ощущения у вас вызывает это слово. Звучание этого слово. Ребенок всю окружающую информацию запоминает эмоциями, внутренними ощущениями, а не логикой. Получения положительных эмоций от образов отражается и на химическом уровне высвобождением гормона удовольствия(эндорфина).Происходит закрепление материала в структуре мозга.

Свое воображение можно дополнить рисунком, нарисовав то, о чем говориться в стихотворении.

Сложные и длинные слова и цифры необходимо аналитически расчленять. Двухзначные цифры можно складывать, получая новое число – код для хранения в памяти числа. Например, чтобы запомнить иностранное слово spring можно его расчленить на sp – ring получается в слове «весна» имеется ещё и слово «кольцо». Для запоминания числа 315 можно получить новое число 3+1+5 = 9, таким образом необходимо уже запомнить не три числа, а одно.

В целом, использование мнемотехник первое время для вас будет некоторой дополнительной мыслительной работой, но это именно то, что нужно — в итоге вы будете формировать те мыслительные образы, которые сможете успешно запоминать. Со временем и с улучшением навыков, применение мнемотехник будет даваться просто, а результат будет более гарантированным. Как мы отмечали выше, залог успеха в регулярных тренировках. Тренируйтесь для достижения успеха.