Семинары практикумы по здоровьесберегающим технологиям. «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Семинар для воспитателей

"Здоровьесбережение- приоритетная задача развития и воспитания ребенка в ДОУ"

Подготовила : Голоскокова Елена Евгеньевна, воспитатель

Выступили:

1. Тесля Н.А., воспитатель

« Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ»

2. Ковалева С.М. , педагог-психолог

«Создание комфортных условий для сохранения психического здоровья дошкольников- задача здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

3. Кириченко Т.В. , музыкальный руководитель

«Музыкотерапия»

4. Иващенко Е.Н., музыкальный руководитель

«Больше петь-меньше болеть»

« Логоритмика, как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников»

6. Прядеина Т.Г., воспитатель

«Сказкотерапия»

Цель семинара: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности воспитателей.

Задачи:

Дать определение понятию здоровья.

Закрепить представления воспитателей о здоровом образе жизни.

Сформировать представление о здоровьесберегающих технологиях. Определить рамки возможного использования здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста.

Познакомить участников семинара с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Форма проведения: Круглый стол с элементами практикума “Я здоровье берегу - сам себе я помогу!”

Материал: Игрушка- солнышко, листы бумаги, фломастеры, магнитная доска, маркер, костюмы к сказке, сундучок с зеркалом

План проведения семинара:

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами хотели бы провести семинар по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Сл.1

Знакомство-приветствие Сл.2

Начать нашу встречу мне хотелось бы со знакомства. А чтобы мы получше познакомились друг с другом, давайте поиграем. Тот, у кого в руках солнышко, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ - НАСТОЙЧИВАЯ, Марина - миролюбивая и т.д.

Итак, мы с вами познакомились поближе, и можем начать работу нашего семинара.

Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме круглого стола с элементами практикума

2. Немного практики

Начнем наш семинар с рубрики “Про здоровье”. Сл.3

Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека). Сл.4

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то ведущий ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место - здоровье, 2 место- семья и т.д.)

Сл.5

Здравствуйте! - говорим мы друг другу при встрече, не задумываясь, что это не просто приветствие, а пожелание здоровья. Ведь здоровье - это и есть сокровище, самое ценное в нашей жизни. Говорят: "Здоровье-это еще не все. Но без него все остальное - ничто!"

Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.

Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.

А как Вы заботитесь о своем здоровье? Как вы думаете, что способствует укреплению здоровья? Какие факторы вредят здоровью? Вы, верно, отвечаете, а теперь предлагаю проверить, насколько активно вы сами заботитесь о своем здоровье и способствуете его укреплению.

Упражнение "Я работаю над своим здоровьем".

Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный - не двигаетесь.

Я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;

Я ежедневно совершаю прогулки перед сном;

Я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом;

Я периодически провожу разгрузочные дни;

У меня отсутствуют вредные привычки;

Соблюдаю режим дня;

Я правильно питаюсь;

Я эмоционально уравновешен;

Я выполняю профилактику заболеваний.

Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем "здоровье"? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни.

Ведь наши родители отдают нам своих детей в надежде, что мы не только сохраним, но и укрепим здоровье их детей.

А вот, что говорят дети на тему здоровья

Видеофильм с размышлениями детей о здоровье

3. Теоретическая часть

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности.

Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ? Попробуем разобраться в понятиях.

СЛАЙД № 6

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Итак: СЛАЙД № 7

Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки, необходимые для ведения здорового образа жизни. Решать эту задачу и призваныздоровьесберегающие технологии.

Что включает в себя система здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в ДОУ нам расскажет Тесля Н. А.

Выступление. Тесля Н.А.«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ»

Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор современных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания и оздоровления с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития каждого ребенка.

В нашем ДОУ разработан пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих работу по здоровьесбережению воспитанников в детском саду.

Программно-методическое обеспечение здоровьесберегающего пространства в ДОУ

осуществляется с учетом основной комплексной общеобразовательной

программы «Детство» разработанной авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А.И.Герцена во главе с Т.И.Бабаевой, В.И.Логиновой и переработанной в соответствии с ФГОС в 2014г.

Активно используются в практике работы следующие программы и методические пособия: СЛАЙД № 8

Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;

Система оздоровления дошкольников «Здоровячок» Т. С. Никаноровой, Е. М. Сергиенко;

«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева Б.Б. Егорова;

Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика» М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.

4. Обмен опытом

Сегодня мы поделимся опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду.

Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация.

Выступление. Ковалева С.М. , педагог-психолог «Создание комфортных условий для сохранения психического здоровья дошкольников- задача здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

О влиянии музыки на организм человека расскажет музыкальный руководитель

Выступление. Кириченко Т.В. «Музыкотерапия»

Ученые давно выяснили, что пение полезно для духовного и физического состояния человека. Когда человек поет, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе. Подробнее об этом нам расскажет…

Выступление. Иващенко Е.Н., музыкальный руководитель «Больше петь-меньше болеть»

Выступление. Голоскокова Е.Е., воспитатель «Логоритмика,как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Любители сказок тоже реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы слушающие каждый день на ночь сказки значительно реже болеют ОРВИ!

Выступление. Прядеина Т.Г.«Сказкотерапия»

Обыгрывание педагогами Сказки «Репка»

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

5 Этап - рефлексия "Здоровье- самая большая ценность"

А теперь прошу заглянуть в сундучок, где находится что-то очень ценное. Педагоги по очереди заглядывают и видят свое отражение в зеркале. Вы сами для себя, ваше здоровье и есть ваш клад, ваше сокровище. Берегите его.

Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает. Поскольку отношение к выступающим может быть разным, разными бывают раздающиеся аплодисменты. Сегодня вы активно работали, так давайте наградим себя аплодисментами.

Изобразите аплодисменты, которые можно было бы определить, как: снисходительные, деликатные, подбадривающие, бурные.

Наш семинар подошел к концу. Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.

МАДОУ города Нижневартовска ДС №88 «Одуванчик» город Нижневартовск.

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Семинар – практикум для педагогов

«Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Цель здоровьесберегающей технологии — обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Здоровьесберегающие технологии можно разделить на:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
(динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз;
дыхательная гимнастика, физкультурно-оздоровительная работа, массаж, психогимнастика);
технологии обучения здоровому образу жизни: (физкультурные занятия);
коррекционные технологии: (технологии музыкального воздействия - используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр., сказкотерапия, технологии воздействия светом - правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка).

Существует 10 золотых правил здоровьесбережения.

Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра! (Это касается всех нас, не только детей).

Но детский сад — не лечебное учреждение. Наша с вами задача не заменить поликлинику, а проводить систематическую профилактическую работу, направленную на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей.

Педагогический тренинг «Уровень педагогического мастерства»

Воспитатели называют формы работы, направленные на оздоровление физическое развитие детей, а ведущий на фланелеграфе составляет эту схему, используя заранее приготовленные таблицы.

Педагогам предлагается оценить себя по каждому разделу схемы, используя цветные квадраты, обозначающие уровни педагогического мастерства:

Зеленый – хорошие знания, нет затруднений;
желтый – слабо, недостаточно знаю, не всегда получается;
красный – внимание – беда, не знаю, не получается.

В результате наглядно видно, какая из проблем вызывает затруднения у большинства педагогов.

Рефлексивно-ролевая игра

«Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровыми»

— Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр.

Участники игры объединяются в следующие группы:

«Воспитатели»
«Специалисты»
«Родители»
«Администрация»

Участникам каждой группы необходимо в письменном виде определить те причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым, а затем это обсудить.
В каждой группе должна быть копилка упражнений, направленных на всестороннее развитие каждого ребенка и группы детей в целом.

Наша основная задача — сохранить и укрепить физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Практическая работа по этим направлениям организуется с учетом возрастных особенностей детей, что позволяет повысить ее эффективность и оказать положительной влияние на состояние здоровья и динамику их физической подготовленности.
Кроссворд «Здоровье – это движение!»

Записываем ответы по порядку по горизонтали.

1. Основной и любимый вид деятельности детей (игра).
2. Гимнастический предмет для совершенствования талии (обруч).
3. Кружок физического воспитания (секция).
4. Один из видов движения (метание).
5. Гимнастические танцы под музыку (аэробика).
6. Один из способов пробуждения организма (гимнастика).
7. Один из видов профилактики заболеваний (закаливание).
Должно получится слово по вертикали.
8. То, что предотвращает заболевание (профилактика).

— Здоровье — самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.
— Сегодня мы много говорили о здоровье, о здоровье наших детей. А сейчас я предлагаю вспомнить о собственном здоровье. Все мы прекрасно понимаем, как важно беречь свое здоровье. Но делаем ли мы что-то для того, чтобы сохранить его на долгие годы? Давайте ответим на несколько вопросов теста и узнаем, как мы относимся к своему здоровью.

Тренинг «Моё здоровье»

1. Ваш любимый напиток?
2. Как вы относитесь к жирной пище?
3. Если вас одолела бессонница, вы:
4. Если у вас нет жалоб, ходите ли вы к врачам?
5. Если что-то заболело, сразу ли вы обратитесь к врачу?
6. Дружите ли вы со спортом?
7. Принимаете ли вы лекарства?
8. Если у вас дурное настроение, вы:

— Сейчас мы выполним с вами психотехническое упражнение, с помощью которого можно снять усталость, обрести внутреннюю стабильность и почувствовать уверенность в себе.

Упражнение называется «Внутренний луч».

— Приметите удобную позу, сядьте удобно. (Включается спокойная музыка).
— Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность — спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью и своей профессией.
— И теперь вместе, не открывая глаза, произносим «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»

«Немного о серьезном в шутку». Сказка «Красная шапочка!»

— Бабушка, бабушка, а почему у тебя такое морщинистое лицо?
— Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.
— Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
— Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.
— Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
— Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.
— Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
— Это потому, моя деточка, что по утрам никогда не делала зарядку.

Если ты не хочешь выглядеть, как эта бабушка, веди здоровый образ жизни!

— В.А.Сухомлинский говорил: «Забота о человеческом здоровье, о здоровье ребенка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, не свод требований к режиму, питанию, труду и учебе. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил».

Детский сад должен стать садом, где ребенка научат с ранних лет заботиться о своем здоровье. А это зависит от нас, взрослых, мы подаем пример своим поведением ибо ребенок, как банк, что в него вложишь, то и получишь. А прежде чем научить кого-то что-то делать, надо научиться это делать самому. Ведь каждый из нас знает, что своё здоровье или близких тебе людей нельзя купить ни за какие деньги. Оно сохраняется или приобретается ежедневным трудом. Давайте же человеческую ценность – «здоровье» поставим из всех своих приоритетов на 1-ое место. И давайте это важное дело не оставлять на понедельник, а начнем прямо сейчас, неважно утро это, день или вечер.

Презентация на слайдах «Я здоровым быть могу – сам себе я помогу»

Новый день начинайте с улыбки и утренней зарядки.
Соблюдайте сами режим дня и требуйте этого у своих детей.
Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
Любите своего ребенка – он ваш. Уважайте членов своей семьи, они – ваши попутчики.
Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
Личный пример по здоровому образу жизни – лучше всякой морали.
Используйте естественные факторы закаливания, чтобы быть здоровыми.
Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка – совместная игра с родителями.
Успехов всем нам в сохранении и улучшении своего здоровья. Будьте молоды и жизнерадостны, как и ваши воспитанники.

Использованная литература

1. Сыромятникова Л.М. Педагогические советы в дошкольном образовательном учреждении: Функции. Содержание. Планирование. Методы. Традиционные и нетрадиционные формы. – М.: «Планета», 2011.
2. Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2011.
3. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
4. Педагогические советы / авт.-сост. И.М.Бушнева. – Волгоград: Учитель, 2012г.

Цель семинара-практикума : освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.

Задачи:

  • Дать определение понятию здоровья.
  • Познакомить участников семинара-практикума с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, посредствам развивающей среды по физическому воспитанию.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

План проведения программы:

Тема: «Давайте познакомимся».

Ход проведения.

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня я проведу с вами семинар по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ. И вы станете участниками мероприятия, в процессе которого получите советы и рекомендации, а так же поучаствуете в практическом занятии по изготовлению нестандартного оборудования.

Начать нашу встречу мне хотелось бы со знакомства. У меня есть детские ладошки. Это дети подготовительной группы приветствуют Вас в нашем детском саду. Предлагаю превратить их в визитные карточки. В центре ладони написать свое имя, как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались, а на пальцах пропишите 5 лучших качеств характеризующих вас.

Предлагаю приколоть визитку на грудь.

Итак, мы с вами познакомились, и можем начать работу нашего семинара. Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме телевизионной передачи “О самом главном!” то есть о здоровье.

Самое ценное в жизни у человека - это здоровье, и его не купишь ни за какие деньги!

От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% здоровье зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то на другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье.

Сегодня мы поговорим о сохранении зрения, осанки, профилактике плоскостопия и о расслаблении. Это составляющие нашего здоровья и ЗОЖ.

1 составляющая здоровья: «Охраняем зрение».

Огромное количество информации ребенок получает зрительно. Но, к сожалению, зрение современных детей очень перегружается. Ведь ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывания ребенка за компьютером и у телевизора. Не улучшают зрение и игры с мелкими деталями в сотовых телефонах и новомодных переносных приставках. Поэтому как никогда остро встает вопрос о профилактике зрительных заболеваний. Необходимо ежедневно выполнять комплекс специальных упражнений для профилактики близорукости.

Комплекс гимнастики для профилактики близорукости.

А сейчас я предлагаю посмотреть и выполнить гимнастику для глаз. (включить видео с рыбками)

2 составляющая здоровья: «Тренируем стопу». Плоскостопие приносит ребенку много неприятностей. Лечить плоскостопие труднее, чем предупредить, поэтому главное внимание нужно уделять профилактике данного заболевания. Для профилактики плоскостопия применяем нестандартное оборудование изготовленное родителями и педагогами. Упражнения для профилактики плоскостопия включаются во все виды деятельности, используем разные виды ходьбы: ходьба на носках, на пятках, по ребристой доске, по канату, на внешней стороне стоп, с перекатом с пятки на носок, катание палки ступнями и пальцами ног, а затем захват и подъем пальцами ног мелких предметов. Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют. И сейчас предлагаю вам пройти по дорожке здоровья, по которой наши дети ходят босиком каждый день на утренней зарядке.

Гости 2-3 раза проходят по выложенным на полу массажным дорожкам.

  1. Правильная и красивая осанка - ключ к здоровью. Поговорим сегодня о том, какие физические упражнения способны сделать осанку красивой, как правильно выполнять эти упражнения.

Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата начинается у нас со знакомства с эталонами осанки. Фея Осанка и Осан Осаныч знакомят детей с 5 правилами сохранения правильной осанки. Дети путешествуют на королевский бал к Фее Осанки. Очень интересно проходили те упражнения в парной гимнастике, где родителям и детям необходимо было согласовывать свои действия, прислушиваться друг к другу.

Наши дети контролируют осанку во время физкультурных занятий без напоминания. И сейчас я предлагаю вам упражнение для красивой осанки.

Игровое упражнение

4 составляющая здоровья: «Учимся расслабляться». Переутомление, нервное напряжение вредит нашему организму. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!» Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание). Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.

Я предлагаю вам встать и выполнить вместе со мной мимическую зарядку.

Мимическая зарядка.

Здесь живет Хмурилка (нахмуриться, указательные пальцы возле сведенных бровей)

Здесь живет Дразнилка (упр-е «Буратино», показ языка)

Здесь живет Смешилка (указательные пальцы на щеках, улыбнуться)

Здесь живет Страшилка (глаза широко открыть, руки вперед, пальцы растопырить, рот открыть)

Это носик - Бибка (указательные пальцы на кончике носа)

Где твоя улыбка? (улыбка).

Здесь живет Хмурилка (массируют точки на лбу между бровями)

Здесь живет Дразнилка (массаж точки на крыльях носа)

Здесь живет Смешилка (массаж точки под нижней губой и подбородком)

Здесь живет Страшилка (широко раскрывая рот, вытащить язык, при этом потягивать мочки ушей сверху вниз,)

Это носик - Бибка (поочередно подушечками указательных пальцев касаться кончик носа)

Где твоя улыбка? (подушечками указательных пальцев массировать точки в углах рта).

Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Предлагаю немного расслабиться.

(видеоролик «Правила здоровья»)

Мы поговорили о составляющих здоровья. И сейчас с помощью викторины выявим главного знатока по здоровьесбережению.

Викторина (да, нет)

Болгарский перец полезен для суставов ? Полезен, в нем много витамина С, а этот витамин стимулирует выработку коллагена.

Многие полагают, что спать на животе не полезно. Это действительно так. Лучшей является для сна поза на боку. Если вы спите на животе, то часто пережимаются сосуды шеи, будетдавление внутри брюшной полости , желудочный сок будет забрасываться в пищевод.

Молоко полезно пить на ночь? Полезно, оно улучшит сон.

Телевизор можно смотреть в темноте ? Не следует смотреть телевизор в темноте, глаза устают.

Препараты черники влияют на зрение? Польза черники — это вымысел.

Подушка из синтепона может вызвать головную боль? Может.. Синтепон не держит форму и мышцы шеи оказываются напряженными всю ночь.

Дыхательная гимнастика улучшит иммунитет ? Помогает, так как улучшает ток крови и лимфы.

Физическими упражнениями лучше заниматься вечером? Лучше заниматься физкультурой утром.

Гранатовый сок полезен при анемии? В нем нет железа , это миф.

Полезно ли для здоровья стоп постоянно носить обувь на плоской подошве ? Не полезно. Обувь на плоской подошвевредит стопе, особенно у людей с избыточным весом.

Правда ли, что при плоскостопии противопоказан массаж стопы? Массаж полезен .

Узкие джинсы могут вызвать боли в ногах ? Могут, так как они пережимают подкожные нервы, они могут нарушать кровообращение.

Черная смородина улучшает состояние суставов? Улучшает, в смородине много витамина С.

(педагоги отвечают на вопросы, за правильный ответ получают фишку).

(включается музыка передачи “О самом главном!”).

Вы условно разделены на 4 группы и я предлагаю вам изготовить нестандартное оборудование для зрения, осанки, плоскостопия и расслабления. Для вас приготовлено оборудование схемы, а также вы можете применить свою выдумку и смекалку.

«Сухой дождь» - шатер из разноцветных атласных лент, закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом.

Проходя через такой “дождь”, три-четыре раза в течение занятия “шустрики” заметно успокаиваются, а “мямлики”, наоборот, - активизируются. Разноцветные “струи” стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства своего тела в этом пространстве. За “струями” можно спрятаться от внешнего мира.

Сенсорная тропа для ног или как мы ее называем «Дорожка здоровья», на которой закреплены разные по фактуре “кочки”, изготовленные из различных материалов, делает хождение по дорожке увлекательным. Ходьбу по ней использую для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения лучших ощущений, дети ходят по дорожке босиком.

  1. Следующая рубрика. О ценности здоровья для человека. Упражнение “Воздушный шар

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место - здоровье, 2 место- семья и т.д.

Ведущий: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение - улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.

(включается музыка передачи “О самом главном!”)

Наша передача “О самом главном» подошла к концу.

Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.

Документы для скачивания:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Барабинского района Новосибирской области « Детский сад комбинированного вида №7 « РАДУГА»

Семинар – практикум

для родителей на тему:

«Здоровьесберегающие

технологии»

Выполнила воспитатель:

Игнатова

Татьяна Олеговна

Цель:

    Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством педагогического просвещения.

    Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.

    Формирование навыков сотрудничества детей и родителей;

Следовать их эмоциональному сближению

Форма провидения:

Семинар – практикум на тему «Здоровьесберегающие технологии»

Оборудование :

    аудиозапись;

    карандаши;

    воздушные шары;

    перловая крупа.

Ход мероприятия :

Уважаемые родители, здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о здоровье наших детей.

«Здоровье ребенка превыше всего,

Богатство земли не заменит его,

Здоровье не купишь, никто не продаст.

Его берегите, как сердце, как глаз!»

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые и физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

Главная цель детского сада – совместно с семьей помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребенку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека.

Занятия физкультурой укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер, способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе.

Арсенал видов физической культуры очень широк:

    Утренняя зарядка;

    Физкультминутка;

    Дыхательная гимнастика;

    Гимнастика для глаз;

    Простые приемы массажа тела;

    Подвижные игры;

    Пальчиковая гимнастика и др.

Главное, чтобы это нравилось ребенку.

В ребенке может укорениться лишь то, что сформировано в семье, а значит, основной успех является личный пример родителей.

Занятия физическими упражнениями с мамой и папой доставляют детям большое удовольствие, а для родителей это прекрасная возможность пообщаться с ребенком.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Дует ветер нам в лицо: - Дети машут руками к себе

Закачало деревцо - Руки вверх – наклоны

Ветерок все тише, тише - Постепенно приседают

Деревцо все выше, выше…

Ветер тихо клен качает,

Вправо – влево наклоняет

Раз – наклон, два – наклон,

Зашумел листвою клен. - Выполняют движения в соответствии с текстом

    Самомассаж «Грибной дождик»

Дождевые капли, - Хлопают правой ладонью по левой

Прыгайте в ладошке! - Также хлопают по правой ладони

Дождевые капли, - Пошлепывают ладошками по ногам от лодыжке вверх

Вымойте мне ножки!

Дождевые капли, - Стучат правой рукой по левому плечу сзади

Бейте по спине! - Левой рукой стучат по правому плечу

Дождь грибной,

Подрасти и мне! - Вытягивают обе руки вверх,

выпрямляя спину.

    Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, улучшает работу мозга и развивает мелкую моторику.

А сейчас мы предлагаем вам изготовить тренажер для пальчиковой гимнастики.

(Родители берут подносы и заполняют воздушные шары перловой крупой).

Эти шарики берем,

Ими ручки разомнем.

Меж ладошками кладем

И ладошки разомнем.

Вверх и вниз его катаем,

Свои ручки развиваем!

(Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями; массаж ладоней круговыми движениями вверх, вниз).

    Гимнастика для глаз

Целью проведения зрительной гимнастики – является формирование у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Упражнения для глаз улучшает кровоснабжение глазных яблок, способствует быстрому снятию зрительного утомления.

    Посмотрите далеко,

Вытягивают руки вперед, смотрят на ладони

Посмотрите близко,

Подносят ладони близко к глазам

Посмотрите высоко,

Поднимают руки вверх

Посмотрите вниз.

Опускают руки вниз.

    Пролетает самолет,

Посмотреть вверх

С ним собрался в полет,

Отвести руки, проследить взглядом

Правое крыло отвел – посмотрел,

Левое крыло отвел – поглядел.

Я мотор завожу

Встать на носочки, проследить глазами по волнистой линии;

И внимательно гляжу.

Поморгать и прикрыть глаза.

Поднимаюсь ввысь, лечу

Возвращаться не хочу!

    Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться справиться с волнением и раздражительностью.

Дыхательные упражнения просто не обходимы детям, страдающие простудными заболеваниями, бронхитами. Хорошо развивает несовершенную дыхательную систему, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Упражнение «Пузырики».

Сделать глубокий вдох через нос, надуть «щеки – пузырики» и медленно выдыхать через чуть приоткрытый рот. Повторить 2-3 раза.

Упражнение «Летят мячи».

Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадости. Бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Таким образом, чтобы наши дети были здоровы и научились осознанному отношению к своему здоровью, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни.

А сейчас, хотелось бы поблагодарить всех родителей, которые присутствовали и принимали участие.

Цель семинар (мастер-класса) : освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.

Задачи: занятия:

  • Дать определение понятию здоровья.
  • Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, посредствам развивающей среды по физическому воспитанию.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

План проведения программы:

1. Вступительное слово заведующей

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами хотели бы провести семинар (мастер-класс) по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Начать нашу встречу нам хотелось бы со знакомства. А чтобы мы получше познакомились друг с другом, давайте поиграем. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ, Марина – миролюбивая и т.д.

(знакомство-приветствие).

Итак, мы с вами познакомились, и можем начать работу нашего семинара.

Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме телевизионной передачи “Я здоровье берегу - сам себе я помогу!” (включается музыка).

2. Начало программы

Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.

Ведущий: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.

Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.

Сегодня мы поделимся опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду. Сейчас я предлагаю посмотреть комплекс гимнастики после сна во второй младшей группе, воспитатель Яковлева Наталья Сергеевна. Первую часть вы увидите на экране. Это подъем детей. Продолжение этой гимнастики вы увидите здесь, в музыкальном зале.

(показ видеоролика подъема детей после сна во второй младшей группе и практический показ с детьми).

Часть 1.“Наши технологии”:

Об использовании здоровьесберегающих технологий расскажет старший воспитатель Владимирова Л.И.

Какое нетрадиционное оборудование для физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ можно сделать из различного материала расскажет воспитатель Яковлева Н.С. Приложение 1.

О влиянии музыки на организм человека расскажет музыкальный руководитель Хасанова С.В. Приложение 2.

Часть 2. “Практика”

Практическое занятие с педагогами – комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования проведет воспитатель Яковлева Наталья Сергеевна и музыкальный руководитель Хасанова Синария Вагизовна.

Профессия педагога относится к группе риска, т.к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. А сейчас мы вам предлагаем несколько несерьезных советов для серьезных педагогов.

Несерьезные советы.

Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю.

Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного масла.

Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи!

Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком.

Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить.

Если вы не уверены в свежести вашего дыхания – не дышите.

Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне.

Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой.

Если хочешь похудеть, ешь голый у зеркала.

Свежекупленный сыр будет храниться гораздо дольше, если не съесть его в первый же день.

Ваше платье прослужит вам долгие годы, если ваш муж получает маленькую зарплату.

Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть.

Кто в радости живет, того и кручина неймет.

От радости кудри вьются, в печали секутся.

Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.

Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ!

Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.

Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие” - хорошее настроение.

И в заключение нашего семинара мы переходим к рубрике “Релаксация”.

Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация.

(видеоролик “Когда тебе грустно”).

Наша передача “Я здоровье берегу, сам себе я помогу подошла к концу.

Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.

Протокол семинара(мастер-класс). Приложение 3.

Используемая литература