Возрастные особенности детей 2 3 лет кратко. Возрастные особенности детей

Татьяна Нерез
Возрастные особенности детей 2–3 лет

Каждый ребенок уникален и развивается по своему, выбирая свой, собственный путь и темп развития.

Но есть нечто общее, позволяющее дать характеристику детям.

Это – возрастные особенности .

Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей , которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста .

Помимо того, что период раннего детства один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов , в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста . Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие, значительно раньше отмечается кризис трёх лет.

Малыши 2-3 лет в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключится с одной деятельности на другую, соответственно доминантой становится процесс возбуждения и как следствие - неустойчивое эмоциональное состояние.

Взаимосвязь физического и психического развития – это общая закономерность, присущая любому возрасту , но в раннем детстве она проявляется особенно ярко , потому что в этот период происходит становление всех функций организма.

Именно в раннем возрасте учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка, например : ухудшение здоровья отражается

на отношении к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения : речевые, двигательные, социальные.

Яркая специфика психофизиологических и индивидуальных различий (особенно в раннем возрасте важно учитывать индивидуальные, психофизиологические различия – уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание).

Этому возрасту свойственно удовлетворение ребёнком естественных психофизиологических потребностей :

Сенсомоторной потребности;

Потребность в эмоциональном контакте;

Потребности во взаимодействии и общении со взрослыми : игровое и деловое общение в 1,5 года-3 года.

Специфичностью проявления нервных процессов у ребенка - это :

Легкость выработки условных рефлексов, но при этом же сложность их изменения;

Повышенная эмоциональная возбудимость;

Сложность переключения процессов возбуждения и торможения;

Повышенная эмоциональная утомляемость.

Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается, в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов.

На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7-8 см, прибавка в весе составляет 2-2,5 кг. Дети активно овладевают разнообразными движениями, учатся управлять своим телом : при беге и ходьбе; при наклонах и подъёмах; они учатся новым движениям : прыгать с высоты; подниматься и спускаться по лестнице; скакать на одной ноге. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий . Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей , оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников.

Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей надо постоянно иметь в виду : следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.

В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Особенность его заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Дети «мыслят руками» : не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

У детей 2-3 лет совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий : осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету.

На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей , они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм.

Под влиянием общения с взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стихи и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.

Понимание речи продолжает развиваться в ходе совместной с взрослыми предметной деятельности. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Количество понимаемых слов значительно возрастает . Интенсивно развивается активная речь детей . Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями, речь становится средством общения ребенка со сверстниками.

Игра является ведущим видом деятельности в раннем и дошкольном возрасте . Через игру малыши знакомятся с предметным миром : изучают качества предметов и действия, которые можно осуществить с этим предметом.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности : рисование, лепка, конструирование. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий.

С формированием культурно-гигиенических навыков у малышей появляется чувство опрятности и желание быть чистым и красивым. Формирование навыков самообслуживания : в этом возрасте дети уже могут самостоятельно одевать и снимать некоторые предметы одежды, кушать без посторонней помощи. Необходимо поощрять инициативу малыша к самостоятельности и будьте всегда готовы, чтобы помочь ему, если у него что-то не получилось.

Общение детей с взрослыми постоянно обогащаются и развиваются. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями, и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.

Малыши учатся выражать свои эмоции, как положительные, так и, как и любой человек, могут выражать отрицательные эмоции! Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.

Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

Наша задача – научить выражать эти эмоции приемлемым способом . Для этого нам потребуется много времени и терпения. А так же неоднократное повторение малышу как следует вести себя.

Помните! Что главной фигурой в жизни ребёнка по - прежнему остаётся – взрослый!

Дети раннего возраста – очаровательные существа. Они любознательны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними – одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность, ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается.

Что для этого нужно? Прежде всего – обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Будет ли жизнь и деятельность радостной для ребёнка, или наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых.

Поэтому нужно нести нашим детям позитивную информацию и стараться во всём служить хорошим примером!


Все папы и мамы с интересом наблюдают, как подрастают их чада. До года темпы развития грудничков просто стремительные, а после двух лет они постепенно начинают замедляться. Тем не менее, детишки продолжают обзаводиться новыми навыками, и именно по фактам их наличия или отсутствия и можно судить об уровне развития малыша.
Возраст после двух лет одновременно характеризуется всё новыми достижениями ребёнка и является сложным периодом, когда он демонстрирует строптивое непослушание, которое обусловлено его страстным желанием быть самостоятельным, отыскать себя в большом и интересном мире.

Что должен уметь 2-3-летний ребёнок?

Вполне очевидны те умения, которые 2-3-летние дети должны приобрести в плане физического развития. В этом возрасте они уже могут самостоятельно делать следующее:

  • аккуратно есть;
  • обуваться, одеваться и раздеваться, пользуясь лишь небольшой помощью взрослых;
  • пользоваться носовым платком;
  • контролировать свои физиологические отправления, вовремя садясь на горшок.

Если говорить о социальном и эмоциональном развитии, то дети этого возраста выглядят весьма активными. В общении с близкими они демонстрируют яркие эмоции, их интересуют игры, мультфильмы, музыка. Дети уже твёрдо усвоили значения таких слов, как «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». К этому периоду относится характерный «кризис трёх лет» - малыши капризничают особенно сильно, не слушаются родителей, упрямятся при попытках как-то ограничить их свободу выбора и действий.
Как правило, 2-3-летние дети могут:

  • выполнять простые просьбы взрослых;
  • использовать воображение для сюжетных игр;
  • лепить из пластилина, рисовать, собирать пазлы и кубики, пользоваться конструктором;
  • общаться на простейшем уровне с ровесниками;
  • распознавать качества предметов (цвет, форму, температуру, вес и т. д.).

В отношении навыков речевого развития можно отметить следующие успехи:

  • понимание и усвоение бытовых выражений;
  • разучивание простейших потешек, песенок и стишков;
  • уверенное складывание простых фраз, состоящих из 4-5 слов;
  • постепенное вытеснение облегчённых форм слов правильно произносимыми;
  • введение в речь местоимений и наречий, предлогов и прилагательных.

Эмоциональное развитие

В два-три года ребёнок сильно эмоционален, но его эмоции пока ещё нестабильны, поэтому его довольно легко отвлечь от одного эмоционального состояния и переключить на другое. Эмоциональное равновесие можно восстановить с помощью ритмической стимуляции - так называются игры со взрослыми, состоящие из подбрасываний, ритмических покачиваний, поглаживаний и т. п. С помощью этих игр можно также заниматься интеллектуальным развитием малышей.
Ребёнок в этом возрасте легче учится тому, что ему интересно, и большим воздействием на него обладает человек, пользующийся его доверием. Поэтому успех детского обучения сильно зависит от отношений, сложившихся у воспитателя с каждым его подопечным. По этой причине огромное значение имеет период адаптации малыша к дошкольному учреждению, и способность воспитателя установить в группе эмоционально комфортную атмосферу.
Детям в 2-3 года свойственна импульсивность, неосознанность мотивов, их чувства и желания зависят от ситуации. Малышам легко передаётся эмоциональное состояние других детей. Но в это же время начинает проявляться и произвольность поведения, развиться которой помогает речь и манипуляции предметами. Дети начинают проявлять чувства стыда и гордости, у них формируются элементы самосознания, идентификация с полом и именем.

Раннее развитие детей - тема, интересная большинству современных родителей, которые хотят дать своему малышу как можно больше знаний и помочь ем...

Развитие речи

Активная речь ребёнка интенсивно развивается. Дети осваивают к трём годам базовые грамматические структуры, выстраивают простейшие предложения и способны в разговоре употребить большинство частей речи. Активный словарь малыша разрастается до 1000-1500 слов. К трём годам ребёнок общается со сверстниками в основном с помощью речи.
Наблюдается прогресс и в понимании чужой речи: с малышом можно говорить, употребляя не только настоящее время, но и прошлое, и даже частично будущее. Благодаря этому одно действие можно словесно прекратить, другое вызвать, третье предупредить.
К трём годам малыши уже различают все звуки родной речи, однако, произносят их с искажениями, поскольку правильное их произношение ещё не отработано. Они смягчают многие звуки, по-разному одни и те же звуки звучат в разных сочетаниях. В этом возрасте многим детям не удаётся выговаривать «л», «р», «ж», «ш», щ», «ч». Трудные звуки они часто пропускают, перестанавливают или заменяют. Зато у своих сверстников недостатки произношения дети уже подмечают и делают им замечания. Взрослым же важно при общении с детьми этого возраста самим не искажать свою речь.

Игровая деятельность

У 2-3-летних детей появляются новые виды деятельности: игры, конструирование, рисование.
Главными в игре становятся действия, приближённые к реальности и совершаемые с игровыми предметами. Примерно в 2,5 года действия распространяются на предметы-заместители.
Детишки обожают играть со строительными материалами, им по плечу сделать довольно сложные объекты: гараж, забор, дорогу и после с ними играть. Желательно, чтобы у малыша были разные строительные наборы: из разных форм, тематические «Ферма», «Весёлый городок», крупные варианты «Лего».
Ребёнку становятся доступными новые виды деятельности, такие как лепка и рисование. Он усваивает, что с помощью карандаша или пластилина можно многое изобразить, поэтому к трём годам у него получаются шарики, дождик, дорожки, он лепит лепёшки, колечки, палочки. В процессе работы ребёнок вырабатывает отношение к окружающим его явлениям и людям, поэтому его поведение становится более разнообразным.

Воспитание детей 2-3 лет

Активизируется деятельность ребёнка, у него возникают свои желания, часто отличные от намерений родителей. Уговоры и, тем более, тактика принуждения оказываются уже неэффективными, в то время как желания малыша всё более очерчиваются. Теперь от родителей больше требуется уважение к праву чада на выбор, предоставление ему больших возможностей для самовыражения. А «не те» интересы нужно умело поворачивать в нужное русло. У малыша просыпается самолюбие, появляется потребность в похвале, зарождается самостоятельность. Он из кожи вон лезет, чтобы похвастаться своими умениями, хочет выглядеть достойным и способным в глазах взрослых.
В этом возрасте очень важно поддерживать мотивацию познания и исследования окружающего мира, для чего нужно сформировать интересную среду для развития, отставив детям свободу деятельности в этой среде. Нужно поддерживать попытки малыша наблюдать за чем-то интересным и помочь ему увидеть в этом самое существенное, а также ответить на неизбежно возникающие вопросы . Даже если от ребёнка нет вопросов, его к ним нужно ситуативно подталкивать.
Особый акцент следует сделать на развитие памяти и внимания, упорства в решении сложных задач, усидчивости. Всем известна непоседливость 2-3-летних детей, но если их, не принуждая, чем-то заинтересовать, то этим путём можно добиться впечатляющих результатов. Направляя в нужное русло пока ещё бесцельную фантазию малыша, тем самым можно будет формировать навыки работы интеллекта. Научившись видеть в собственных действиях логику, малыш начнёт больше самого себя уважать.

Наглядно-действенная форма мышления становится основной - проблемные ситуации, возникающие перед ребёнком, он разрешает через реальное взаимодействие с предметами. Важно не «вдалбливать» в ребёнка факты, а воспитать в нём мотивацию для будущего самосовершенствования.
Поскольку 2-3-летние дети искренне открыты окружающему миру, то очень важно не отбить у них стремление познавать новое и учиться, наоборот, нужно всячески пестовать любовь к этому. Таким образом, взрослые могут подготовить плодородную почву для семян будущих знаний. Навыки и способности малыша нужно активно формировать. В два года у ребёнка развивается логическое мышление и мелкая моторика. В три года важнее становятся развитие логики, освоение синтеза, причинно-следственной зависимости. Каждый из этих навыков становится камешком в интеллектуальном базисе малыша, ведь гармоничная личность не должна развиваться в одном направлении. Если в этот период что-то упустить в воспитании ребёнка, то уже в школе у него могут возникнуть проблемы.

Всем привет! Дети растут настолько быстро, что мы порой не успеваем отследить, когда появился тот и иной навык. Что умеет ребенок в 2 года? Как развивать и совершенствовать новые умелки?

Совсем недавно мы отпраздновали 2 года ребенка. Этот день был посвящен только интересам ребенка. Торжественная часть проходила в семейном кругу (поздравления, подарки, торт, задувание свечи. Кстати, свечу Максим задувал сам), потом мы посетили игровую комнату, где ребенок вдоволь наигрался с незнакомыми игрушками.

Развитие ребенка в этом возрасте стремительное, но родители должны помогать малышу в этом. Чем больше времени мы проводим за занятиями со своими детьми, тем быстрее они развиваются. Но не стоит забывать про игры – это основной род занятий ребенка, в процессе которого он не перестает развиваться. В 2 года у ребенка активно развивается познавательная активность, продолжают совершенствоваться психические процессы, обучается ребенок в основном, повторяя все за взрослыми.

Возрастные особенности детей 2 лет

К 2 годам ребенок уже хорошо изучил окружающую территорию и считает ее своей, отлично понял расстановку сил в семье, поэтому кого-то слушается с полуслова, а кого-то нет.

2-летки на очень любят и плохо справляются с переменами. Например, если малыш увлечен игрой, нельзя его резко отвлекать и переключать на другое занятие. Подождите, пока он сам переключится, или делайте это плавно. Например, положите рядом книжку или начните рисовать в поле зрения ребенка.

В этом возрасте необходимо учить ребенка играть со сверстниками. Пусть это не всегда получается, но находиться в компании малышей – это уже огромный плюс.

Ближе к 3 годам начнется период «Я сам».

Физическое развитие ребенка в 2 года

Какой должен быть рост и вес ребенка в 2 года по статистике, смотрите в статье «

  • хорошо получается подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила;
  • хорошо бегает;
  • перешагивает через препятствия на своем пути;
  • умеет прыгать;
  • встает на подставку высотой до 20 см от пола;
  • пинает мяч, кидает его и пробует его ловить с небольшого расстояния;
  • умеет крутить педали на велосипеде;
  • танцует под музыку;
  • появляются первые попытки кувыркаться через голову;
  • хорошо управляет губами (вытягивает их в трубочку, улыбается во весь рот).

Умственное развитие. Что умеет ребенок в 2 года?

  • знает и различает от 2 до 8 цветов;
  • должен уметь сопоставлять цвета (красный с красным, синий с синим и так далее);
  • покажет цвет, который Вы попросите;
  • копирует действия взрослого;
  • может нарисовать овал;
  • собирает пирамидку, не учитывая размер колечек;
  • может построить башню из кубиков;
  • выставляет игрушки в ряд;
  • различает основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
  • сопоставляет формы и размеры (круг помещает в форму круга, квадрат – в форму квадрата, маленькие предмет – в большой предмет);
  • показывает требуемые предметы на картинке;
  • складывает разрезанные пополам картинки в одну;
  • использует игрушки по назначению (стучит молотком, кормит игрушки, катает машинки);
  • играет в прятки;
  • листает книжки, рассматривает иллюстрации;
  • открывает дверь, повернув ручку;
  • некоторое время может играть самостоятельно;
  • может выполнить последовательность из 3-4 действий. Например, встань, сходи в комнату, принеси книжку, сядь на стул);
  • понимает, что на плите горячая посуда и еда;
  • появляются первые попытки считать, пусть даже не по порядку.

Эмоциональное развитие ребенка в 2 года

  • большую часть дня ребенок уравновешен;
  • проявляет недовольство, психует, кричит, если ему что-то не нравится или не получается;
  • упрямится, настаивает на своем, невзирая на протест родителей;
  • не хочет общаться с незнакомыми людьми.

Речь ребенка в 2 года

  • словарный запас превышает 100 слов (включая такие слова как «мяу», «бух», «ой» и так далее);
  • общается с другими детьми (подходит к ним, трогает их, берет за руку, может толкнуть – это тоже вариант общения);
  • просит помощи у родителей;
  • понимает значения высказываний «на столе», «под столом»;
  • называет и показывает на пальцах свой возраст;
  • говорит или пытается говорить свое имя;
  • знает и называет все свои части тела;
  • некоторые дети в 2 года умеют разговаривать короткими предложениями из 2-3 слов, но чаще в этом возрасте ребенок еще не разговаривает предложениями или плохо говорит. «».

Обслуживание себя. Гигиена

  • самостоятельно ест с помощью ложки и пьет из стакана (« »);
  • чистит зубы («»);
  • вытирает пыль тряпкой, помогает маме во время уборки;
  • снимает рукавички;
  • снимает и надевает обувь на липучке;
  • расстегивает и застегивает замки, пуговицы, липучки на одежде;
  • снимает и надевает носки, штаны, колготки;
  • самостоятельно садится на горшок.

Внимательно проанализировав список умений ребенка в 2 года, я с облегчением вздохнула. Максим, конечно же, умеет не все. Например, в 2 года он не умеет:

  • рисовать овал;
  • плохо различает цвета, но пытается их сопоставлять;
  • с трудом спускается и поднимается по лестнице, даже, держась за перила;
  • не умеет говорить предложениями даже из 2 слов;
  • плохо получается самостоятельно кушать ложкой, но старается, пытается освоить этот навык;
  • снять вещи с себя может, а надеть нет;
  • горшок освоил не на 100%, бывают промахи днем, а за ночь и вовсе подгузник полный.

По остальным пунктам я с гордостью ставлю галочки, мы это умеем. Но не стоит забывать, что каждый ребенок развивается согласно индивидуальному графику. Перечисленные нормы – это все возможные умения деток в возрасте 2 года, это вовсе не означает, что ребенок должен уметь делать все! Он обязательно освоит все навыки, но чуть позже. Например, в 2,2 года или в 2,5 года. Для маленького ребенка 2 – 4 месяца – это огромный срок, вагон времени! Поэтому, дорогие мамочки и папочки, отставьте панику, а идите заниматься с ребенком!

Строительные блоками, кубики, мозаики, вкладыши и другое оборудованием для развития мелкой и крупной моторики, пространственного видения.

Тренировка тонкой пальцевой моторики — мощное физиологическое средство, стимулирующее: развитие речи; обострение тактильных возможностей ребенка; - тренировку мускульной памяти, внимания, координацию движений; развитие воображения, самовыражения, творческих способностей, эмоционального мира;

Настольно-печатные игры, мозаика, игры-головоломки, сборные игрушки, конструкторы; - принадлежности для сюжетно-ролевых игр (домашняя утварь, транспортные средства, медицинское и другое оборудование, прилавки и кассы); - книги и дидактические материалы.

Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому, что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.

Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети «играют «рядом, но не вместе».

Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма эффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.

Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят

Вам как его родителям важно: . Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре. . Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова. . Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.

Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить. . Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.

Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются. .

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным возрастом - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
 Изменение позиции ребенка - новая позиция «Я - САМ», возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда - со сверстниками).
 Для кризиса 3 лет характерны следующие особенности в поведении:

1. Негативизм - ребенок негативно реагирует не на само действие,
которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия - сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

2. Упрямство - это реакция ребенка, который настаивает на чем - то
не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

6. Интересная характеристика кризиса 3 лет - обесценивание. Что 
обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. Ребенок может, например,
 , отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя.

Помните, что, как и всякая революция, этот период не длится вечно, и исход его зависит не только от вашего ребенка, но и от зрелости вашей позиции.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 2-3 лет"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (ясли-сад) № 10 «Алёнушка» муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым

Памятка для родителей

Возрастные особенности детей 2-3 лет

г.Красноперекопск 2016

В раннем возрасте дети активно овладевают собственным телом, имеют достижения в психическом и физическом развитии, которые сопровождаются чувством удовлетворенности собой, своими достижениями.

Раннее детство - период бурного речевого развития. Интенсивно развиваются активный и пассивный словари. К двум годам дети понимают почти все слова, которые произносят взрослые, называя предметы своего окружающего мира. К двум годам количество слов у детей достигает - до 200-300, а к трём - до 1500 слов.

В развитии психических функций детей 2-3 лет доминирует восприятие. Дети этого возраста максимально связаны с наличной ситуацией, всё их поведение импульсивно. В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое

Мышление у детей 2-3 лет - наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети усваивают способы действий с разнообразными предметами.

У детей 2-3 лет развиты ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения, которые развиты за счёт предметной деятельности.

Примерно к 2 годам у детей начинается первичная форма самосознания. Признаком этого самосознания является узнавание себя в зеркале. Далее дети называют себя по имени, а ближе к трём годам появляется местоимение «Я».

Игровая деятельность для детей 2-3 лет имеет существенное значение для развития, определяя их продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии. В сюжетно-ролевой игре дети 2-3 лет копируют многообразные виды обращения людей с предметами в различных социальных ситуациях, усваивают предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение. Дети с помощью сюжетно-ролевых игр подготавливаются к участию в общественной жизни.

Окружающая ребенка среда должна быть простроена таким образом, чтобы поощрять стремление ребенка к самовыражению, игровой деятельности.

С этой целью необходимы различные материалы для игр:

– строительные блоками, кубики, мозаики, вкладыши и другое оборудованием для развития мелкой и крупной моторики, пространственного видения.

Тренировка тонкой пальцевой моторики - мощное физиологическое средство, стимулирующее: развитие речи; обострение тактильных возможностей ребенка; – тренировку мускульной памяти, внимания, координацию движений; развитие воображения, самовыражения, творческих способностей, эмоционального мира;

Этот период в жизни ребенка требует разнообразных игрушек, необходимы:

настольно-печатные игры, мозаика, игры-головоломки, сборные игрушки, конструкторы;
– принадлежности для сюжетно-ролевых игр (домашняя утварь, транспортные средства, медицинское и другое оборудование, прилавки и кассы);
– книги и дидактические материалы.

Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому, что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.

    Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.

    Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.

Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети «играют «рядом, но не вместе».

Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2-3 года может реагировать на неудачи весьма эффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.

Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят

Вам как его родителям важно:
Понимать, что энергичный и активный ребенок - это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре. Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова. Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.

Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить. Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.

Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.

Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
 Изменение позиции ребенка – новая позиция «Я – САМ», возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками).
 Для кризиса 3 лет характерны следующие особенности в поведении:

1. Негативизм – ребенок негативно реагирует не на само действие,
которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

2. Упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем – то
не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

3. В переходный период может появиться строптивость. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.

4. Разумеется, ярко проявляется тенденция к самостоятельности:
ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса приводит к своеволию, что вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

5. У некоторых детей конфликты с родителями становятся
регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми.

6. Интересная характеристика кризиса 3 лет – обесценивание. Что 
обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. Ребенок может, например,
 , отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя.

Помните, что, как и всякая революция, этот период не длится вечно, и исход его зависит не только от вашего ребенка, но и от зрелости вашей позиции.

Муниципальное бюджетное дошкольное

Образовательное учреждение «Детский сад № 166»

Доклад на тему:

«Возрастные особенности ребенка 2-3 лет»

Воспитатель: Аллямова Эльмира Рашитовна

Иваново 2015 год

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 2 – 3 лет

Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже может справиться самостоятельно.

Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.

Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов. Чтобы не выдвигать ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, надо знать о характерных возрастных особенностях.

В возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.

Теперь ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи.

На третьем году ребенок может самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Иногда дети 2-3 лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т.д. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз - проявите твердость, если ребенку стало скучно - своевременно усложните требования к нему. Не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать "маленьким", беспомощным, вернуть то время, когда мама принадлежала только ему.

Третий год в жизни ребенка называют кризисным (кризис 3 лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не буду!" Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять.

Без умения договориться с ребенком, ваша жизнь может стать очень трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера. Ребенок со сломленным "я", возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего "крыла", будет искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но в пределах разумного.

Активно развивается речь ребенка. Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все еще с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а тактично поправлять ребенка.

В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка 2-3 лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию.

Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало, - глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись, - поверхностен и он будет. Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.

К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети - зеркало взрослых. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

Называние цвета (желтый, красный, синий, зеленый),

Выделение величины (большой, поменьше, маленький),

Называние формы (круг, квадрат, треугольник),

Расположения предмета в пространстве (близко, далеко, высоко, низко, спереди, сзади);

Сравнение по цвету, форме, размеру;

Координация движений рук и зрения;

Формирование понятий «много», «мало», «один».

Нам взрослым важно:

Понимать, что энергичный и активный ребенок - это естественно, хотя и утомительно. Поэтому вам нужно по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы будете его партнером по игре.

Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

Предоставлять возможности для самых разных игр с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года малыш нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужно доброжелательное сотрудничество.

Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. Понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через постоянное исследование нового.

Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке - закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком изобразить действия некоторых из них, и т. п.