Развитие моторики у детей 6 7 лет. Игры, развивающие мелкую моторику разными способами

Ряд исследований таких ученых, как Л.С. Выгодского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева были направлены на доказательство того, что дети 6 лет и дети 7 лет приходят в школу с разным багажом знаний и у шестилеток в основе данного багажа отсутствуют новообразования, присущие детям семи лет. Именно в период от 6 до 7 лет проявляются очень заметные, прогрессивные изменения психофизиологических функций, сенсорной сферы, личностных новообразований.

Большие изменения претерпевает такой процесс, как восприятие , оно становится более целенаправленным, управляемым и планомерным, легче устанавливаются ребенком взаимосвязи между речью и мышлением. Ведущим при ознакомлении с окружающим становится именно зрительное восприятие.

Все более отчетливо отслеживается формирование произвольности таких процессов, как память и внимание . Связано это не только с психофизиологическими процессами созревания, но и с тем, что дошкольник, при соответствующей подготовке старается использовать специальные приемы сосредоточения и запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала, планирующие функции речи.

Что качается анализа процессов мышления дошкольников 6 и 7 лет, изучение которых отражены в трудах Г.Г. Кравцова, И.Л. Семаго Д.Б. Эльконина и др., то можно выделить следующие изменения:

Переход от эгоцентризма к децентрации, что позволяет объективнее воспринимать действительность, мышление становится внеситуативным;

Формирование новых способов умственных действий, опора при решении задач на словесно-логические рассуждения, освоение определенных действий при различных подходах к решению проблемных ситуаций;

Возрастает планомерность мышления, практические действия становятся итогом предварительного обдумывания, обсуждения;

Познавательная активность становится более упорядоченной, проявляются осознанные стремления проявить свои знания. попробовать свои силы;

Отчетливо прослеживаются индивидуальные особенности мышления: гибкость, самостоятельность, пытливость .

Еще один процесс, неотъемлемый от детского сознания – воображение, тоже претерпевает серьезные изменения именно к семилетнему возрасту. Оно все более приобретает произвольный характер. Ребенок старается сначала создать замысел, а затем планомерно его реализовать. В игре ребенка, благодаря развитому воображению все больше элементов замещающей деятельности и предметов-заместителей, уже нет необходимости в наглядной опоре для создания сюжетов и образов.

Эмоционально-волевая сфера ребенка так же претерпевает серьезные изменения именно к 7 годам. И здесь психологи отмечают массу противоречащих явлений. С одной стороны может ярко проявляться кризис 7 летнего возраста, который Л.С. Выгодский описывает такими признаками, как утрата детской непосредственности, наивности, появление манерности, вертлявости, натянутости с скрытности в отношениях .


В то же время такие ученые, как А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько отмечают, что к 7 годам чувства ребенка становятся более осознанными, разумными, внеситуативными. В основе мотива поведения уже лежат не внешние запреты, а усвоенные нравственные и эстетические нормы.

Вообще, что касается такой характеристики, как произвольность, формирование которой у дошкольников прослеживается, как в психических познавательных процессах, так и в эмоционально-волевой сфере, то она в большей степени присуща именно детям 7 лет, нежели шестилеткам. Это подтверждают методики и проведенные по ним исследования Н.И. Гуткиной. Она отметила, что при выполнении таких задач, как работа по образцу, сенсомоторная координация – семилетние дети всегда справляются лучше, чем дети более младшего возраста, хотя их познавательная активность и мотивационная готовность могут быть и на одном уровне .

Еще один компонент школьной зрелости, который можно рассматривать, как часть психофизиологическго развития, но по причине, что в учебном процессе большую роль играет успешное овладение письмом – этот компонент принято диагностировать отдельно – это уровень развития мелкой моторики руки. Это вопрос глубоко изучался в теоретическом и практическом амспекте в отечественной психологии такими специалистами, как Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер.

Всегда психофизиологическая незрелость сопровождается слабым развитием мелкой моторики руки, это наглядно подтверждают такие методики, как ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Иирасека, тест Бендер. Однако низкий уровень развития мелкой моторики руки может встречаться и у детей имеющих высокие интеллектуальные показатели и нормальный уровень развития процессов саморегуляции. Причиной в этом случае может являться:

В дошкольном детстве было уделено недостаточное внимание таким важным видам деятельности, как рисование, лепка, вырезание ножницами, пренебрежение пальчиковыми играми и пальчиковой гимнастикой;

Астенический тип личности, слабый тип ВНД, в результате чего пальцевые мышцы не имеют достаточной силы – ребенок старается выполнять задания связанные с письмом, но быстро утомляется истощается.

Ведущей рукой ребенка является левая рука, но дошкольника активно переучивали в правшу

Исследования Н.И. Гудкиной, Т.Б.Филичевой, Л.В. Занкова указывают так же на то, что при одинаковых системах упражнений для развития мелкой моторики руки для детей 6 и 7 лет, более старшие дети имеют более высокий уровень развития мелкой моторики, процесс овладения упражнениями в такой группе идет успешнее, а положительная динамика выше.

Таким образом психологическая наука имеет большой ряд доказательств того, что дети семи лет в силу более зрелого уровня психомоторного развития, развития психических познавательных процессов, мелкой моторики руки имеют и более высокую степень готовности обучения к школе.

Юлия Сергеевна Кравцова
Упражнения для развития мелкой моторики рук у детей 6–7 лет

"Истоки способностей и дарований

детей находятся на кончиках их

пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли"

В. А. Сухомлинский

Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит к развитию негативного , тревожного состояния ребенка в школе. Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Предлагаю вашему вниманию несколько методических рекомендаций в игровой форме к упражнениям на развитие руки ребенка , которые я использовала на подготовительных курсах с будущими первоклассниками. Задания способствуют развитию точности , быстроты движения, развивают глазомер , воображение, речь ребенка). Учащиеся с интересом выполняют задания в игровой форме, развивая мелкую моторику руки .

1. Коврик для куклы

Предложите ребенку сделать коврик для куклы, украшенный геометрическим орнаментом. Например, в середине большой круг, сверху - 4 квадрата, снизу - 4 треугольника, справа - 2 квадрата, слева - 3 прямоугольника.

Варианты заданий :

Составить узор самостоятельно

Раскрасить узор элементами букв, семью цветными карандашами (по указанию учителя, самостоятельно выбрав цвета) .

2. Самолеты за облаками

Игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим.

Родители дают задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет, другое - светлое (самолет виден хорошо) .

Варианты заданий :

Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, машины на дорогах и т. д.

Игра развивает точность , быстроту движения, глазомер

Мишени могут располагаться на разных концах листа и на разном расстоянии друг от друга. Карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой. Можно попасть близко от цели, но лучше - в центр.

4. Узнай, кто я?

Игра развивает амплитуду движения , точность

Ребёнку дается альбомный лист. Скажите ребенку, что в точках, нарисованных на листе, кто - то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки) .

5. Волшебный лес

Игра развивает воображение , речь

Ребёнок получает карточку, на которой сделаны незаконченные изображения. Детям предлагается дорисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю.

Варианты заданий :

Изобразить волшебное море, волшебную поляну и т. д.

6. Вниз по реке

Игра развивает точность , быстроту движения, глазомер

Ребенку предлагается карточка. Он должен провести свой кораблик так, чтобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки.

Варианты заданий :

Дать указания, к какому берегу ближе провести кораблик

Самостоятельно придумать, как изобразить реку.

Публикации по теме:

Для развития мелкой моторики рук и упражнения в счете, я придумала вот такой простой тренажёр из бусинок. Цель: помощник в решении простейших.

Авторские стихотворные упражнения для развития мелкой моторики Авторские стихотворные упражнения для развития мелкой моторики с использованием различных предметов.

Игры и упражнения для мелкой моторики рук Игры и упражнения для мелкой моторики рук. 1. Пальчиковые бассейны представляют собой открытые емкости (чаще пластмассовые лотки, заполненные.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев В возрасте от 2 до 6 лет самое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики Уже с десяти месячного возраста активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движения больше пальцев с достаточной амплитудой. Так, малышам.

Консультация для воспитателей и родителей «Упражнения по развитию мелкой моторики» У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук,.

Развитие мелкой моторики для детей с ДЦП Детский церебральный паралич - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих.

Данный материал будет полезен как для воспитателей, учителей начальных классов, а так же для родителей будущих первоклассников. Процесс овладения письмом - длительный и трудоемкий.

Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит к развитию негативного, тревожного состояния ребенка в школе. Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Предлагаю вашему вниманию несколько методических рекомендаций в игровой форме к упражнениям на развитие руки ребенка, которые я использовала на подготовительных курсах с будущими первоклассниками. Задания способствуют развитию точности, быстроты движения, развивают глазомер, воображение, речь ребенка). Учащиеся с интересом выполняют задания в игровой форме, развивая мелкую моторику руки.

Представленный материал предназначен для детей 6-7 лет.

1. Коврик для куклы

Предложите ребенку сделать коврик для куклы, украшенный геометрическим орнаментом. Например, в середине большой круг, сверху - 4 квадрата, снизу - 4 треугольника, справа - 2 квадрата, слева - 3 прямоугольника.

Варианты заданий:

Составить узор самостоятельно

Раскрасить узор элементами букв, семью цветными карандашами (по указанию учителя, самостоятельно выбрав цвета).

2. Самолеты за облаками

Игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим.

Учитель дает задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет), другое - светлое (самолет виден хорошо).

Варианты заданий:

Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, машины на дорогах и т.д.

3. Тир

Мишени могут располагаться на разных концах листа и на разном расстоянии друг от друга. Карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой. Можно попасть близко от цели, но лучше - в центр.

4. Узнай, кто я?

Игра развивает амплитуду движения, точность

Ребенку дается альбомный лист. Скажите ребенку, что в точках, нарисованных на листе, кто - то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки).

5. Волшебный лес

Игра развивает воображение, речь

Каждый ученик получает карточку, на которой сделаны незаконченные изображения. Детям предлагается дорисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю.

Варианты заданий:

Изобразить волшебное море, волшебную поляну и т.д.

6. Вниз по реке

Игра развивает точность, быстроту движения, глазомер

Ребенку предлагается карточка. Он должен провести свой кораблик так, чобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки.

Варианты заданий:

Дать указания, к какому берегу ближе провести кораблик

Самостоятельно придумать, как изобразить реку.

Методическая разработка занятия

«Развитие мелкой моторики руки» для детей 6 -7 лет

Время занятия: 35 минут.

Цель: выявление уровня подготовки ребёнка к школе через упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет.

Оборудование: цветные гелевые ручки, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия

    Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!

    Подготовка детей к работе на основном этапе.

Учитель читает детям загадку:

Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (ШКОЛА)

Учитель: Правильно, это школа. Но сегодня мы отправимся в путешествие в лесную школу. Зверята собрались на лесной полянке и готовятся к первому классу. Они хотят многому научиться, чтобы в лесу всем жилось счастливо, и каждая «зверюшка» нашла бы своё место в лесной семье. Дятел мечтает стать врачом, крот – шахтёром, белка – поварихой, а медвежонок – пчеловодом. (На доске появляется картинка.)

Учитель: А вы хотите в школу? (Ответы детей).

Учитель: Поднимите руки, кто готов к путешествию?

Учитель: Нам для путешествия нужны силы. Давайте проведём разминку для рук.

Комплекс игр с мячом «Разминка»
Мячик сильно посжимаю И ладошку поменяю

Здравствуй, мой любимый мяч! – Скажет утром каждый пальчик

Танцевать умеет танец На мяче мой каждый палец

Поверну, а ты проверь - Сверху правая теперь!

Мячик пальцем разминаю, Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Поиграю я в футбол И забью в ладошку гол.

Сверху левой, снизу правой Я его катаю – браво.

    Этап первичной проверки понимания изученного.

Учитель:

Ранним утром ей не спится:

Очень хочется трудиться.

Вот и мёду принесла

Работящая (пчела).

Задание 1. Обвести по контуру. ( Необходимо нарисовать дорожки по пунктиру цветными гелевыми ручками ).

Учитель: Помоги пчёлке добраться до цветка. Нарисуй дорожку по пунктиру цветными гелевыми ручками, не отрывая руки от бумаги.

Задание 2. Повторить рисунок. ( Предложите ребёнку нарисовать справа точно такие же фигуры простым карандашом ).

    Физминутка.

Апельсин Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем) Много нас, (пальцы растопыриваем) А он один. (показываем только один палец) Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику) Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик) Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик) Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик) Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик) А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены) Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем) Разбегайтесь, кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

    Этап применения знаний и способов действий.

Задание 3. Штриховка фигур. ( Предложите ребёнку закончить штриховку фигур простым карандашом ).

Задание 4. Раскрась картинку. ( Предложите ребёнку раскрасить картинку цветными карандашами ).

    Рефлексия.

Учитель: Всё ли у вас получилось? Вы довольны своей работой? (Ответы детей).

Учитель: Прочитайте, что говорят вам лесные жители на прощание. МОЛОДЦЫ!!!

Система оценивания работ детей

ВЫСОКИЙ уровень подготовки – (всего 9-12 баллов) по 3 балла за каждое задание;

СРЕДНИЙ уровень подготовки – (всего 5-8 баллов) по 2 балла за каждое задание;

НИЗКИЙ уровень подготовки – (всего 1-4 баллов) по 1 баллу за каждое задание.

Критерии оценивания

    Правильная концентрация внимания ребёнка.

    Умение следовать инструкции педагога.

    Распределение мышечной активности и точность движений кисти и пальцев при работе с карандашом на листе бумаги.

    Аккуратность при выполнении работы.

    Заштриховывает фигуры в соответствии с образцом ровными параллельными линиями, не выходит за контур .

    Обводит фигуру (узор) точно по контуру (по пунктиру), не отрывает карандаш от бумаги.

    Раскрашивает аккуратно, не выходит за контур рисунка, использует карандаши разных цветов.

    Развитие синхронизации движений мелких мышц обеих рук (координация).

    Развитие кинестической основы движений мелкой моторики рук - смена движений кистей и пальцев рук по образцу (гибкость).

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.


Маркелова Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: с.Акшуат Барышского района Ульяновской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет"
Дата публикации: 28.09.2017
Раздел: начальное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Акшуат муниципального

образования «Барышский район» Ульяновской области

Развитие мелкой моторики рук

у детей 6-7 лет

методическая разработка

Маркелова В.Н.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет. Методиче-

ская разработка. / В.Н. Маркелова /. Ульяновск, с. Акшуат. -

Представленная

методиче ская

р а з р а б от ка

посвящена

проблеме

подготовки

обучению

раскрывает

наиболее

эффективные

В разработке включены материала из опыта работы

Маркеловой Валентины Николаевны, учителя начальных

Барышского

Ульяновской области.

© МБОУ СОШ с. Акшуат Барышского района

Ульяновской области

© Маркелова В.Н.

Введение……………………………………………………4

1. Пальчиковые упражнения………………………………6

2. Кинезиологические упражнения……………………...24

3. Игры ………………………………………………….25

Заключение…………………………………………….….29

Список литературы……………………………………….30

Введение

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как

обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном

возрасте,

правильно

подготовить

случайно

развития

человечества

подчёркивается

возможность

развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью

которого

проходило

первобытных

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки

способностей и дарований детей находятся на кончиках их

пальцев».

Представленная

методиче ская

р а з р а б от ка

посвящена

проблеме

подготовки

обучению

раскрывает

наиболее

эффективные

развития мелкой моторики руки.

Актуальность данной работы в том, что подготовка

к письму - один из самых сложных этапов подготовки

систематическому

обучению.

дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки,

несовершенна

координация

движений,

закончено

окостенение

запястий

несовершенна

нервная регуляция движений.

Основной целью дошкольных занятий детей 6-7

интеллектуальным

развитием

развитием

подготовка

овладению

механизмы,

необходимые

овладения

накопления

ребенком двигательного и практического опыта, развития

силы и точности мелкомоторных действий через систему

пальчиковой

гимнастики,

развития

координированности

двигательных действий правой и левой конечностей через

штриховальные

упражнения,

развития

пространственной

ориентировки на листе бумаги.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем

развивается

овладевает

двигательными

умениями

навыками,

развивается

координация

движений.

Формирование

движений

происходит при участии речи. Обычно ребёнок, имеющий

развития

моторики,

логически

достаточно

внимание, связная речь.

1. Пальчиковые упражнения

развитию

моторики

желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10

ежедневно.

Систематические

упражнения

т ренировке

движений

о к а з ы в а ю т

стимулирующее влияние на развитие речи.

Приведём

упражнений,

могут быть использованы с детьми.

1) Пальчиковая гимнастика (на занятиях выполняем

гимнастику с детьми перед началом работы в прописях, на

каждом занятии выбираем 2-3 упражнения)

«Кулачки-ладошки» (пальцы обеих рук с силой

сжимать в кулак и разжимать 10-12 раз)

Упражнение «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.(поочерёдное разгибание пальцев

из кулака, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять. (сгибание пальцев в кулак,

начиная с мизинца).

Упражнение «Семья». (Прикасание каждого

пальца по очереди к большому пальцу).

Раз, два, три, четыре,

Кто живёт в моей квартире?

Папа, мама, брат, сестра

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щенок, щегол и я.

Вот и вся моя семья!

Упражнение «Наперегонки»

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки. (шагающие движения кончиками

указательного и среднего пальцев по столу обеими руками)

"Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с

Раз, два, три, четыре, пять.

(руки вниз, встряхнуть кистями).

Наряду с подобными играми можно использовать

разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

"Кольцо"

кончик большого пальца правой руки поочередно

касается кончиков указательного, среднего,

безымянного пальцев и мизинца;

то же упражнение выполнять пальцами левой руки;

те же движения производить одновременно

пальцами правой и левой руки.

"Пальцы здороваются"

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев

по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с

большим, затем указательный с указательным и т.д.

2) Самомассаж кистей и пальцев рук (выполняем после

пальчиковой гимнастики 2-3 упражнения).

Растирание ладоней шестигранным карандашом с

постепенным увеличением усилий.

Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

Растирание боковых поверхностей сцепленных

Разминание, затем растирание каждого пальца

вдоль, затем поперек.

Грецкий орех положить между ладонями, делать

круговые движения, постепенно увеличивая нажим

и темп. Можно выполнять упражнение с двумя

грецкими орехами, перекатывая один через другой,

одной рукой, затем другой.

Разминание кисти правой руки пальцами левой и

наоборот, затем поочередное растирание.

3) Пальчиковые игры.

"Пальчиковые

инсценировка

либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость,

исчезает

скованность

движений,

дальнейшем

облегчит

приобретение

"Пальчиковые

эмоциональны

увлекательны.

"пальчиковых

повторяя

движения

взрослых,

активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются

ловкость,

управлять

движениями,

к о н ц е н т р и р о в а т ь

в н и м а н и е

деятельности. «Рассказывание»

неизменно

вызывает

повышает

эмоциональный тонус.

Тема: «Звук и буква «А». Апельсин

Движения

Мы делили

Плавные движения

поочерёдно руками в

стороны, ладонью вверх.

апельсин,

«Круглые» пальцы, как

будто обхватили апельсин.

Много нас,

Развести руки в стороны.

а он один.

Показать один палец.

Эта долька-

Плавное движение рукой в

сторону, ладонь вверх.

Фигура из пальцев «Ёж».

Эта долька-

Плавное движение рукой в

сторону, ладонь вверх.

для стрижа,

Фигура из пальцев «Птица».

Эта долька-

Плавное движение рукой в

сторону, ладонь вверх.

для утят,

Фигура из пальцев «Утята».

Эта долька-

Плавное движение рукой в

сторону, ладонь вверх.

для котят,

Фигура из пальцев «Котята».

Эта долька-

Плавное движение рукой в

сторону, ладонь вверх.

для бобра,

Фигура из пальцев «Бобёр».

А для волка…кожура.

Фигура из пальцев «Волк».

Он сердит на нас- беда!

Пальцы напряжены, сгибаем

и разгибаем их.

Разбегайтесь, кто куда!

«Бежим» по рукам

пальцами.

Чтобы с волком помириться,

Пожимаем себе ладони.

Плавные движения

поочерёдно руками в

стороны, ладонью вверх.

Тема: «Звуки «Б-Бь», буква «Б». Бабочка

И.п.: голова, руки и плечи опущены, спина расслаблена.

Спал цветок и вдруг

проснулся,

Руки через стороны вверх -

Больше спать не захотел.

Руки через стороны вниз -

Шевельнулся, потянулся,

Руки вверх, смотрим на

пальцы, встаём на носочки.

Взвился вверх и полетел.

Плавные движения руками.

Солнце утром лишь

проснётся,

Вверх поднимаем «круглые»

Бабочка кружит и вьется.

Плавные взмахи руками.

Тема: «Звуки «В-Вь», буква «В». Воробей

Воробья врачи спасли,

Фигура из пальцев «Птица».

В вертолёт его внесли.

Круговые движения кистью

сначала одной, потом другой

Вертолёт вертел винтами,

Круговые движения кистями

обеих рук.

Волновал траву с цветами.

Плавные движения руками

над головой.

Тема: «Звуки «Г-Гь», буква «Г». Гуси

Шлёпают гуськом

Гусак с гусаком.

Поочерёдно похлопываем

ладонями по тыльной стороне

Смотрят свысока

Гусак на гусака.

Фигура из пальцев «Гусак».

Ой, щиплет бока

Гусак у гусака.

Щипаем поочерёдно тыльные

стороны кистей.

Тема: «Звуки «Д-Дь», буква «Д». Дождик.

Лейся дождик веселей,

Руки опускаем сверху вниз,

«стряхивая» капли.

Мы с тобою дружим.

Обнимаем себя.

Хорошо нам бегать

Босиком по лужам.

Как зелёные лягушки,

Мы попрыгаем по лужам.

Присели и прыгаем, как

Руки прямые вверх.

Напрыгались,

Руки вниз.

Голова, плечи, руки

опущены, спина расслаблена.

Побежим сушиться к маме.

Бег на месте.

Тема: «Звук и буква «Е». Ежиха с ежатами.

Под цветком

Фигура из пальцев «Цветок».

ежиха- мать

Фигура из пальцев «Ёж».

Принялась ежат купать.

Плавные движения руками

перед собой.

Кап- кап капает роса

Руки опускаем сверху вниз,

«стряхивая» капли.

На мордашку,

Погладить себя по щекам.

на глаза.

Погладить себя по глазам.

Не поймёт ежиха- мать,

Развести руки в стороны.

Как им спинки отмывать?

Потираем ладошки.

Тема: «Звук и буква «Ё». Ёжик в бане.

Ёжик в бане вымыл ушки,

Фигура из пальцев «Ёж», трём

ладонями уши.

Шею, кожицу на брюшке.

Трём ладонями шею, живот.

И сказал еноту ёж:

Фигура из пальцев

«Енот»(собака) и «Ёж».

Ты мне спинку не

Трём ладошки.

Тема: «Звук и буква «Ж». Жук.

Я увидела жука

Фигура из пальцев «Жук».

На большой ромашке.

Рисуем большой круг руками

Подержу его в руках,

Руки вперёд, ладони вверх.

А потом в кармашке.

Руки на пояс.

Ой, упал, упал мой жук

Наклоны вперёд.

Нос испачкал пылью.

Вытираем носик.

Посажу его на сук,

Подняться на носки, руки

Пусть расправит крылья.

Плавные взмахи руками.

Тема: «Звуки «З-Зь», буква «З». Зарядка .

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Ходьба на месте.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Руки в стороны: согнуть,

выпрямить.

Весело шагать,

Ходьба на месте.

Руки поднимать,

Поднимаем руки вверх 5 раз.

Приседать и вставать,

Приседания 5 раз.

Прыгать и скакать.

Прыжки 5 раз.

Тема: «Звуки «Л-Ль», буква «Л». Ливень .

Ливень, ливень льёт везде.

Руки опускаем сверху вниз,

«стряхивая» капли.

Рады птенчики в гнезде:

Фигура из пальцев «Птенчики

в гнезде».

Мама дома посидит,

Фигура из пальцев «Птица».

Никуда не улетит.

Плавные взмахи руками.

Тема: «Звук и буква «Й». Кому - что?

Фигура из пальцев «Кошка».

Руки перед собой, ладони

Фигура «Ковшик».

Имитация походки медведя.

сладкого медка,

Рисуем круг руками -

«бочонок».

Руки перед собой, ладони

Плавные движения руками

над головой.

козлёнку,

Фигура из пальцев «Коза».

Руки перед собой, ладони

Показать, как пьём.

Фигура из пальцев «Ёж».

А тебе я книжку дам,

Руки перед собой, ладонями

к себе, большие пальцы

отведены в сторону.

Если прочитаешь сам.

«Игра глазками»: переводим

глаза от одного большого

пальца к другому и обратно,

голову держим прямо.

Тема: «Звуки «Х-Хь», буква «Х». Хорёк

Этот маленький хорёк

Нагнуться.

Очень шустрый был зверёк.

Выпрямиться, руки на пояс.

Он с утра уже успел

Совершить немало дел:

Руки в стороны, сгибаем и

разгибаем.

По тропинке пробежаться,

Бег на месте.

И на дерево забраться,

Руки перед собой согнуты в

локтях, «взбираемся» на

И по веткам поскакать,

Прыжки на месте.

И от мишки убежать,

Имитация походки медведя.

И в речной воде поплавать,

Руки перед собой: «плывём».

И поглубже понырять,

Приседания.

Шубку вычистить и лапки,

Погладить себя по телу, по

Рыбку к завтраку поймать.

Волнообразное движение

рукой перед собой.

Очень шустрый был зверёк

Руки на пояс.

Этот маленький хорёк.

Присесть.

Тема: «Звуки «Л-Ль», буква «Л». Корабль

Вёз корабль карамель,

Волнообразные движения

перед собой сначала правой,

потом левой рукой.

Наскочил корабль на мель.

Прыжок вперёд.

И матросы три недели

Пальцы широко расставлены,

рисуем на теле полоски -

«тельняшку».

Карамель на мели ели.

Рука согнута в локте перед

собой. Круговые движения

кистью сначала одной, потом

другой руки.

Тема: «Звуки «М-Мь», буква «М». Мороз

Я мороза не боюсь,

Руки на пояс, качаем головой

С ним я крепко подружусь.

Обнять себя руками.

Подойдёт ко мне мороз,

Ходьба на месте.

Тронет руки,

Гладим себя по рукам.

Тронет нос.

Дотронуться до носа.

Значит надо не зевать,

Развести руки в стороны.

Топать, прыгать и скакать.

Прыжки на месте.

Тема: «Звуки «Н-Нь», буква «Н». Бабушка Ненила

Бабушка Ненила

По воду ходила.

Ходьба на месте.

Полны вёдра набрала

Круг руками снизу вверх.

И домой их понесла.

Круг руками сверху вниз.

Всю посуду перемыла.

Руки прямые перед собой,

движение «тарелочки».

Каши внукам наварила,

Круговые горизонтальные

движения руками перед собой:

«мешаем кашу».

Пол в избе подмела

Наклониться вперёд, движения

руками из стороны в сторону.

И присела у окна.

Присесть.

Тема: «Звук и буква «О». Новый дом

Ох, ох, что за гром!

Руки к щекам, наклоны в

Муха строит

Фигура из пальцев «Муха».

новый дом.

Фигура из пальцев «Дом».

Молоток: стук- стук.

Стучим кулачком по ладошке

одной рукой, потом другой.

Помогать идёт петух.

Руки за спиной, шаги с

высоким подниманием ног.

Тема: «Звуки «П-Пь», буква «П». Чистюли

Ох, испачкалась одежда,

Мы её не берегли.

Руки к щекам, наклоны в

Обращались с ней

небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Руки за спину, топаем ногами.

Надо нам её спасти.

Руки в стороны.

И в порядок привести.

Руки на пояс.

В тазик воду наливаем,

Порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрём,

Постираем, прополощем,

Отожмём её, встряхнём.

Выполняем соответствующие

движения.

А потом легко и ловко

Всё развесим на верёвках.

Встали на носочки,

потянулись.

А пока одежда сушится,

Мы попрыгаем,

покружимся.

Прыжки на месте.

Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р». Семейная зарядка .

Осенью, весною,

Летом и зимой

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Ходьба на месте.

Встанем прямо по порядку,

Каждый делаем зарядку:

Встали прямо, спина прямая,

свели лопатки.

Мама руки поднимает,

Руки вверх-вниз.

Папа бодро приседает,

Приседания.

Повороты вправо- влево

Делает мой братик Сева.

Руки на поясе, делаем

повороты всем корпусом.

Я сама бегу трусцою

Бег на месте.

И качаю головою.

Наклоны головой в стороны.

Тема: «Звуки «С- Сь», буква «С». Хвастуны

Тень- тень, потетень,

Хлопки руками.

Выше города плетень.

Руки вверх, встать на носки,

потянуться.

Сели звери под плетень,

Присесть.

Похвалялися весь день.

Руки к щекам, наклоны

головой в стороны.

Похвалялася лиса:

Фигура из пальцев «Лиса».

Всему свету я краса!

Наклон вперёд, развести

руки в стороны.

Похвалялся зайка:

Фигура из пальцев «Заяц».

Поди, догоняй-ка!

Прыжки на месте.

Похвалялися ежи:

Фигура из пальцев «Ёж».

У нас шубы хороши!

Погладить себя по телу.

Похвалялся медведь:

Могу песни я петь!

Имитация походки медведя.

Тема: «Звуки «Т- Ть», буква «Т». Доброе утро

Доброе утро!-

Руки в стороны.

птицы запели.

Фигура из пальцев «Птица».

Добрые люди встали с

Руки вверх, встать на носки,

потянулись.

Прячется вся темнота по

Наклоны в стороны,

прикрываем глаза поочерёдно

правой и левой рукой.

Солнце взошло

Снизу вверх поднимаем

«круглые» руки.

и идёт по делам.

Ходьба на месте.

Тема: «Звук и буква «У». Музыканты

В руки дудочку беру,

Туру- туру- туру!

Имитируем игру на дудочке.

Созываю детвору,

Манящие движения руками.

Туру- туру- туру!

Имитация игры на дудочке.

Поиграю на баяне,

Гали-гали-гали!

Имитация игры на баяне.

Потанцуйте, зайки, с нами,

Прыжки на месте.

Гали-гали-гали!

Имитация игры на баяне.

Я на скрипочке играю,

Тили-тили-тили!

Имитация игры на скрипке.

Скачут зайки на лужайке,

Прыжки на месте.

Тили- тили- тили!

Имитация игры на скрипке.

А потом на барабане,

Бам- бам- бам!

Имитация игры на барабане.

В страхе зайки разбежались

по кустам!

Бег на месте.

Тема: «Звуки «Ф- Фь», буква «Ф». Фонтан

Может, здесь, а может, там

Повороты в правую и левую

стороны, отводим руку в

Есть один большой фонтан.

Встать на носки, руки вверх,

потянуться.

Надо долго прошагать,

Чтоб фонтан тот отыскать.

По тексту

И лицо своё умыть,

По тексту

Зубы тщательно почистить,

По тексту

Уши дочиста отмыть.

По тексту

Не забыть себя обрызгать

Руки сверху вниз опускаем,

«стряхивая» капли.

Той волшебною водой.

Руки снизу вверх поднимаем,

«стряхивая» капли.

И тогда,кто был малышкой,

Присесть.

Станет вдруг большой-

Встать на носочки, руки

вверх, потянуться.

Вы всё сделали, как надо.

Руки на пояс.

Сядем, будем ждать чудес.

Присесть.

Ой! Смотрите- ка, ребята,

Вы растёте до небес!

Медленно поднимаемся

вверх, встаём на носочки,

руки вверх.

Тема: «Звуки «Х-Хь», буква «Х». Бедолага

Сердце так и гложет страх!

Ладони приложить к груди на

уровне сердца.

Медленно приседаем.

Встать руки в стороны.

Ох, беда уже близка!

Руки к щекам, наклоны в

Вот и ждёт меня доска!

Рисуем руками

прямоугольник.

Притворюсь-ка я, что глух!

Руками прикрываем уши.

Хоть бы в классе свет потух! Медленно приседаем,

прикрывая глаза руками.

Руки вперёд.

Руки вверх.

Руки в стороны.

«Круглые» руки вверх.

Руки вперёд.

Не вызвали!

Руки вниз, плечи, спина

расслаблены.

Тема: «Звук и буква «Ц». Цветы

Наши нежные цветки

Щепоть руки смотрит вверх,

руки перед собой согнуты в

Распускают лепестки.

Медленно раскрываем

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Плавные движения кистями

вправо- влево.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Медленно соединяем пальцы

в щепоть.

Тихо засыпают,

Опускаем кисти вниз, руки

согнуты перед собой в

Головой качают.

Качаем кистями, руки перед

собой согнуты в локтях.

Тема: «Звук и буква «Ч». Чайник

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

«Круглые» руки перед собой

разводим в стороны.

Больше греться не хочу.

Руки к щекам, качаем головой.

Крышка громко зазвенела:

Руки вверх, имитация- «звеним

колокольчиком».

«Пейте чай, вода поспела!» Руки в стороны с наклоном

Тема: «Звук и буква «Щ». Щётки

Этой щёткой

Плавное движение левой

рукой в сторону, ладонью

чищу зубы,

Правой рукой- имитация

движения «чистим зубы».

Этой щёткой-

Плавное движение левой

рукой в сторону, ладонью

Наклон вперёд, дотронуться

руками до пола.

Этой щёткой

Плавное движение левой

рукой в сторону, ладонью

чищу брюки,

Гладим руками по ногам.

Все три щётки

Показать три пальца перед

мне нужны.

Ладони приложить к груди.

Тема: «Звук и буква «Ш».

Мы по лесу шли, шли, шли,

Ходьба на месте с высоким

подниманием ног.

Только шишку нашли.

Бег на месте.

И лягушку повстречали.

Фигура из пальцев-

«лягушка».

Лягушка-попрыгушка глазки

на макушке.

Присесть, руки на полу перед

собой, прыгаем как лягушки.

Прячьтесь от лягушки,

комары и мушки.

Бег на месте.

Тема: «Буквы «Ь,Ъ». Ручеёк

Вьётся недалечко

реченька- река.

Плавные, волнообразные

движения перед собой сначала

левой, потом правой рукой.

Маленькая речка,

Меньше ручейка:

Руки согнуты в локтях,

ладонями с силой давим друг

на друга (2 раза).

Ни поплыть,

Руки перед собой - «плывём».

Ни нырнуть,

Присесть

Только ножки

окунуть чуть- чуть!

Потряхиваем поочерёдно

Тема: «Звук и буква «Ы». Пузырь

Надувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

«Круглые»руки перед собой

разводим в стороны. Вдох

Да не лопайся!

Выдыхаем через нос,

«круглые» руки медленно

скрещиваем перед собой,

постепенно обнимая себя

Тема: «Звук и буква «Э». Я могу!

Кто, скажите, сможет, дети,

повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

Это тоже я могу!

Вправо- влево разведу.

Это тоже я могу!

И, как птица, полечу.

Это тоже я могу!

Головою поверчу.

Это тоже я могу!

А потом присяду, встану.

Это тоже я могу!

И нисколько не устану.

Это тоже я могу!

Я попрыгаю немного.

Это тоже я могу!

И пешком пойду в дорогу.

Это тоже я могу!

Если надо, побегу.

Это тоже я могу!

Всё на свете я могу!

Дети повторяют движения за

взрослым, сопровождая их

словами: «Это тоже я могу».

Тема: «Звук и буква «Ю». Непоседа

Юра очень утомился-

Руки к щекам, наклоны

головой в стороны.

Целый день юлой крутился!

Кружимся на месте.

Юра только сел на стул,

Фигура из пальцев – «стул»;

присесть, встать.

Ножки свесил

Потряхиваем поочерёдно

И заснул.

Руки вниз, плечи опущены,

спина расслаблена.

Тема: «Звук и буква «Я». Яблоко

Вот так яблоко!

Рисуем руками круг.

Оно соку сладкого полно.

Поглаживаем руками живот

круговыми движениями.

Руку протяните,

яблоко сорвите.

Подняться на носки, руки

вверх, потянуться.

Стал ветер веточку качать,

Плавные движения руками

над головой.

И трудно яблоко достать.

Развести руки перед собой.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

Прыжки с поднятыми руками.

Вот так яблоко!

Рисуем руками круг.

Оно соку сладкого полно.

Поглаживаем руками живот

круговыми движениями.

2. Кинезиологические упражнения

Кинезиология

развитии

умственных

способностей

определенные

двигательные

упражнения.

упражнения

позволяют

н е й р о н н ы е

ул у ч ш и т ь

м е ж п о л у ш а р н о е

взаимодействие,

является

развития

интеллекта.

Кинезиологические

упражнения,

развивающие

межполушарное взаимодействие, можно использовать во

время отдыха на любом занятии.

Упражнения.

1. «Кулак - ладонь» . Обе руки лежат на столе или на

коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно

кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять

Движения

усвоения

ускорять,

сжатия-разжатия

производились

попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

2. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью

вниз, левая - на другом колене ладонью вверх.

Одновременная смена: теперь правая - ладонью вверх, а

левая - ладонью вниз. По мере усвоения - движения

ускорять.

Мы играли в ладушки-

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

3. "Ищет птичка". Поочередное соединение всех пальцев

с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог

пальцы одной руки соединяются с большим в следующем

порядке: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 1-5, 1-4, 1-3, 1-2.

Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

Смена рук.

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков!

4. «Лягушка» (кулак - ребро - ладонь). Три положения

руки на столе или на колене последовательно сменяют друг

друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз:

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

5. «Лезгинка». Левая ладонь повернута к себе, пальцы в

кулак, а большой - в сторону. Правая рука прямой

ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом -

одновременная смена положений рук.

Вертишейки, вертихвостки

Не хотят носить обноски -

Им бы праздничные блестки

Да высокие прически!

6. «Шапка размышлений».

Данное упражнение позволяет быстро включиться в

работу, улучшает внимание. Растираем ладошки до

образования “ теплого комочка”, одеваем комочек на

голову, и крутим мочки уха. Упражнение выполняется 3

7. «Ленивые восьмерки». Данное упражнение

активизирует структуры, обеспечивающие запоминание.

Дети рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости “

восьмерки” по 3 раза каждой рукой, а затем повторяют эти

движения обеими руками.

3. Игры

1) Игры с бусинами, пуговицами (можно использовать на

игровых занятиях при парной и групповой работе)

Нанизывание: пуговицы, бусы, рожки и макароны,

сушки, картонные кружочки.

Выкладывание картин из пуговиц.

Выкладывание букв, силуэтов.

Сортировка по заданному признаку(по цвету,

размеру, форме).

Цепочки из цветных скрепок.

Заполните просторную коробку пуговицами:

Опустите руки в коробку;

Поводите ладонями по поверхности;

Перетирайте пуговицы между ладонями;

Пересыпайте их из ладошки в ладошку;

Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую,

квадратную, гладкую и пр.

2) Игры с пластилином

Картины из пластилина

Объемные изделия

Д о щ е ч к и,

п о к р ы т ы е

п л а с т и л и н о м,

выкладывания

использоваться

различные материалы: горох, фасоль, семена тыквы,

арбуза, вишневые и сливовые косточки, различной

величины пуговицы, палочки.

3) Вырезывание ножницами

Силуэтное вырезывание.

Симметричное вырезывание.

Вырезывание различных фигурок из старых

открыток, журналов.

Вырезывание снежинок.

4) Рисование, раскрашивание

Обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно

стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь,

плоскую игрушку и т.д.

Рисование по опорным точкам;

Дорисовывание второй половины рисунка;

Рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

5) Работа с бумагой.

Плетение.Развитию точных движений и памяти

помогают плетение ковриков из бумажных полос.

Оригами- складывание корабликов, фигурок зверей

из бумаги.

Игры с бумагой (дать ребенку скомканный лист

фольги и предложить):

Разгладить его пальцами, чтобы он не морщился

Разгладить его одной рукой

Разгладить его двумя большими пальцами, затем

указательным и т.д.

6) Графические упражнения. Штриховка. (можно

использовать при работе с прописями)

Штриховка

важнейших

упражнений.

Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую

уверенность штриха, что когда они приступят к письму в

тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много

писавшего.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними

должно быть 0,5 см.

Выполняется на нелинованной бумаге.

7) Игры с крупами (данные упражнения предлагаю

родителям для занятий с детьми дома)

Прячем ручки в крупу

Пересыпаем крупу

Дождь, град

Покорми птичек

Найди игрушку

Игра «Золушка»

«Отгадай, какая крупа в мешочке»

Нарисуй домик, солнце и т.д.

Развитие мелкой моторики в быту (для занятий дома)

Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире.

Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от

скорлупок). Очищать фисташки.

Собирать с пола соринки. Помогать собирать

рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы,

бусинки).

Лепить из теста печенье.

Открывать почтовый ящик ключом.

Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а

так же разуваться и раздеваться. Учиться

самостоятельно надевать перчатки. Пробовать

зашнуровывать кроссовки.

Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.

Начищать обувь для всей семьи специальной

Заключение

Таким образом, используя предложенные

упражнения и игры на занятиях в школе и дома, родители и

педагоги решают сразу несколько задач:

во-первых, занятия положительно влияют на

общее интеллектуальное развитие ребёнка;

во-вторых, точное динамичное выполнение

упражнений для рук, туловища, головы

совершенствуют движения артикулярных органов:

губ, языка, нижней челюсти;

в-третьих, упражнения и игры готовят к

овладению навыком письма, что в будущем

поможет избежать многих проблем школьного

обучения.

Список литературы

Аксёнова М. Развитие тонких движений пальцев рук у

детей с нарушением речи.// Дошкольное воспитание

№ 9.1990. - с.62.

Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Упражнения для занятий

с детьми, имеющими трудности при обучении письму.

Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для

развития речи дошкольников. ООО Издательство

Калинина Н.В., Разинкина А.В. Подготовка

дошкольников к обучению каллиграфии:

воспитателю, родителям.- Ульяновск: ИПК ПРО,

Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. ООО

Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург, 2002.

Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Издательский

ДОМ «Кристалл». Санкт-Петербург, 2000.

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Пальчиковая

гимнастика». Москва, АСТ. Астрель, 2002.