Нравственное воспитание в доу с учетом фгос. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях фгос до

Если школьный стандарт предполагает направления развития ребенка – личностное развитие и предметное развитие, то в дошкольном стандарте оставили только одно – личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. В детских садах ребенок впервые сталкивается с так называемым «общественным» взрослым (воспитателем), с которым ему нужно выстраивать отношения. Моральные основы человеческой личности закладываются ещё в раннем детстве. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, нередко происходит в наши дни. Сегодня многие родители больше озабочены карьерой и материальным достатком, чем нравственно духовным воспитанием детей дошкольного возраста. Конечно, подобная смена приоритетов во многом обусловлена реалиями современной жизни, которая за два последних десятилетия изменилась коренным образом, но это не оправдывает родителей, не уделяющих должного внимания развитию в детях высоких моральных качеств. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.

Рузвельт

Дошкольное образование согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» направленно на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Если школьный стандарт предполагает направления развития ребенка – личностное развитие и предметное развитие, то в дошкольном стандарте оставили только одно – личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. В детских садах ребенок впервые сталкивается с так называемым «общественным» взрослым (воспитателем), с которым ему нужно выстраивать отношения.

Главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие детей, а не подготовка к школе.

Моральные основы человеческой личности закладываются ещё в раннем детстве. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, нередко происходит в наши дни. Сегодня многие родители больше озабочены карьерой и материальным достатком, чем нравственно духовным воспитанием детей дошкольного возраста. Конечно, подобная смена приоритетов во многом обусловлена реалиями современной жизни, которая за два последних десятилетия изменилась коренным образом, но это не оправдывает родителей, не уделяющих должного внимания развитию в детях высоких моральных качеств. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.
Основой правильного духовно нравственного воспитания детей дошкольного возраста является их высокая эмоциональная отзывчивость. Чувства и поступки маленьких детей отличаются искренностью, при этом малыши склонны к подражательству, то есть в тех или иных ситуациях дети поступают так, как, на их взгляд, повели бы себя взрослые, являющиеся для них авторитетом. В то же время способность предварительно анализировать последствия своих поступков и контролировать собственное поведение не относится к числу врождённых качеств и развивается у детей постепенно. Поэтому, чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить.
Мышление дошколят отличается предельной конкретностью, поэтому они нуждаются в помощи для осознания общих моральных принципов, таких как справедливость, доброта, заботливость, вежливость и т.д., являющихся основой нравственного воспитания детей. Родители, как и воспитатели дошкольных учреждений, должны постоянно отслеживать, правильно ли дети воспринимают основные моральных установки и соотносят ли с ними свои и чужие действия и поступки. Формальные знания, когда общие представления о правильном отношении к окружающим не трансформируются в конкретные поступки, могут навредить не меньше, чем отсутствие стройной системы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми является для ребенка одним из наиболее значимых мотивов межличностного поведения в старшем дошкольном возрасте. Другим не менее важным мотивом выступает стремление к самоутверждению. В сюжетно-ролевых играх детей оно реализуется в том, что ребенок стремится взять на себя главную роль, руководить другими, не боится вступить в соревнование и во что бы то ни стало стремится в нем одержать победу

Не следует думать, что нравственное воспитание в школе способно в полной мере восполнить пробелы, допущенные в семье и дошкольном учреждении. Объём информации, который обрушивается на ребёнка буквально с первого дня обучения, настолько велик, что на планомерное духовно нравственное воспитание у современных учителей зачастую не остаётся ни времени, ни возможностей.
Родителям необходимо помнить, что дошкольное нравственное воспитание детей должно сочетаться с предельным уважением их личного достоинства. Обоснованная требовательность к детям не должна заслонять любовь к ним. Родители и воспитатели дошкольных учреждений должны учитывать индивидуальные черты характера детей, их возможности, уже сложившийся небольшой нравственный опыт. Формирование основ нравственного поведения ребёнка не должно сопровождаться подавлением его инициативы, нивелированием индивидуальности.
Дошкольное нравственное воспитание детей требует от родителей систематических усилий. Невозможно заложить правильные основы достойного человека, занимаясь этим лишь от случая к случаю. В наше время родителям особенно важно найти разумный баланс между воспитанием детей и другими своими заботами.


Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы

Социально – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Материальные ценности преобладают над духовными, и мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными.
В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Дошкольный возраст наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности - значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. У них формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им.
Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Художественная литература, давая познание действительности, расширяет кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, отклик, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей. Но самое главное, основная функция художественной литературы – это формирование у людей глубоких и устойчивых обобщенных «теоретических» чувств, побуждающих их продумывать, выкристаллизовывать свое мировоззрение, определяющих это мировоззрение, превращающих его в действенную силу, направляющую поведение личности. Знакомясь с художественной литературой, дошкольники узнают о таких нравственных понятиях, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, сочувствие, сострадание. Размышляя о нравственном воспитании средствами художественной литературы, русские методисты В. Виноградов и А. Балталон писали, что «Нравственное воспитание детей совсем не достигается путем рассуждения с ними о морали и добродетели... Нравственно-воспитательная задача при прочтении состоит в том, чтобы заставить детей насколько можно живее и полнее переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых героев. Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении детей, то воспитательная цель уже достигнута даже в том случае, если после чтения не последует никакой беседы на моральную тему».
Художественное слово является действенным средством воспитания моральных качеств личности. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Решая задачи развития морально-нравственных качеств, важно использовать как классическую русскую, так и современную литературу. Эти произведения задевают душу ребёнка, у него зарождается сопереживание, сочувствие герою. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. И у них начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости.
Для того, чтобы реализовать воспитательные возможности книги, необходимо создать определенные условия. В семье, прежде всего, должна быть эмоциональная атмосфера заинтересованности деятельностью малыша, желание читать ему, беседовать о прочитанном, развивать способность воспринимать рассказы, сказки, стихотворения как искусство слова. Нравственное развитие детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое, его качествах.
В период, когда ребенок только еще слушатель и зритель книги, роль взрослых особенно значительна и важна. Выбрать книгу, увлечь ею, развить способность целостного эмоционально-образного восприятия, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность художественных образов, вызвать эмоциональную отзывчивость – ответственная задача родителей. Важно знать склонности, интересы ребенка, его индивидуальные особенности.
Немаловажное значение имеет отбор книг для чтения: идейная направленность книги (например, моральный облик героя); высокий художественный уровень, литературная ценность (критерием художественности является единство содержания произведения и его формы); доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей (при отборе книг учитываю особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт); занимательность сюжета, простота и ясность композиции; конкретные педагогические задачи.
Например, рассказы В. Сухомлинского «Камень», «Красногрудые снегири», способствуют воспитанию чувства любви и гордости к родной стране.
Воспитать бережное отношение к природе, к животным. Заботиться о них и защищать от уничтожения помогут такие художественные произведения как: Э. Шим «Не смей», М. Пришвина «Ребята и утята», К. Паустовского «Кот-варюга», Н. Носова «Живая шляпа», Л. Толстого «Птичка», Н. Сладкова «Разноцветная земля», М. Пришвина «Лесные хоромы», И. С. Тургенева «Воробей», З. Александровой «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили».
В формировании умений заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь помогут рассказы Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы», Т. А. Шарыгиной «Три дочери», Л. Воронковой «Ссора с бабушкой», В. Сухомлинского «Если бы у меня был ковёр-самолёт», «А сердце тебе ничего не приказало?»
Произведения В. Осеевой «Просто старушка», «Хорошее», Е. Пермяк «Чужая калитка», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Маршака «Если вы вежливы», А. Барто «Любочка» способствуют формированию элементарного уважения к окружающим, умению спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.
Формировать у ребенка чувство гордости. Дать представление о своих достоинствах и недостатках. Способствовать процессу саморазвития личности помогут рассказы Н. Носова «Заплатка»; Е. Пермяк «Первая рыбка»; В. Осеевой «Сыновья».
Развивать способность самостоятельно преодолевать свои недостатки, испытать чувство стыда - рассказы Н. Носова «Огурцы»; В. Осеевой «Почему»; К. Ушинского «Играющие собаки»; Я. Тайц «По ягоды»; Л. Толстого «Косточка».
Детские рассказы Л. Толстого «Котенок» и «Лгун», Ищенко «Максимка- пограничник», Б. Житкова «На льдине» помогут понять свою зависимость от окружающих людей и обстановки. Сформировать чувство долга и ответственности перед другими и самим собой.
Художественная литература - одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности детей. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций дошкольников. Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка, так чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по приобщению детей к художественной литературе, будет способствовать социально-нравственному воспитанию детей.

Литература:
1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС/ Р. С. Буре. М.: «Мозайка-Синтез», 2015.
2. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм.// Дошкольное воспитание. – 2006. №10. С. 82-85.
3. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2013.
4. Николаева И. А. Семья как социокультурная среда развития ребенка [Электронный ресурс]
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Духовно-нравственное воспитание детей и родителей

Нам всем хорошо известно, что основой духовно - нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи, образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Где духовность понимается как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни и др. Как приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг и др. По определению академика Б. Т. Лихачева, духовность – это нравственно – эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни. Нравственность представляет собой сложное социально – психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиции, «контролирующих» потребности и мотивы и определяющих интересы личности, ее духовный облик и образ жизни. Нравственность « задает» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность можно определить как осознанное и выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе. Мораль – это традиционная содержательная форма общественного сознания и отношений, одобряемая и поддерживаемая общественным мнением. Культура – это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей.
Сегодня как никогда актуально просвещение семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания. К педагогу - психологу родителей приводят самые разнообразные проблемы: сложности адаптации ребенка в ДОУ или школе; трудности в обучении или в общении с взрослыми и сверстниками; нарушение поведения, деятельности, внимания, памяти; повышенная утомляемость ребенка, двигательная расторможенность, страхи и другие невротические состояния. Очень много обращений по поводу развода родителей, ухудшения психического состояния ребенка в последующие за разводом месяцы, внутренняя жизнь ребенка сопровождается в это время мучительными переживаниями, возникает множество психологических проблем, а уже имеющиеся проблемы обостряются. Большая доля нарушений в развитии и поведении детей, как показывает профессиональная практика, имеет духовно – нравственные корни. Утрачивается традиционное восприятие родительства и детства, треть детей рождается вне брака, в то время как 20 лет назад у нас в России рождался один ребенок из двадцати. В большинстве случаев эти дети получают меньше заботы, меньше материальных благ; часто - меньше любви. Культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками. А сыну (дочери) нужна безусловная любовь, внимание. Дети должны чувствовать, что они нужны и желанны. А без понимания и учета особенностей общения с детьми в каждой конкретной ситуации не возможен духовный прогресс ни для нас, ни для детей. Проблемы детей – это наши проблемы, и начинаются проблемы именно дома, в семье. А значит, и могут быть решены, там же. Важнейшей задачей родителей должно быть полноценное и гармоническое развитие ребенка, обогащение его внутреннего мира и сохранения эмоционального равновесия. Воспитывать – значит тратить свое время, свои душевные силы, а вовсе не деньги. Воспитывать – значит соучаствовать в жизни своего ребенка день за днем, значит жить его мыслями и переживаниями. Воспитывать – значит своим примером формировать модель поведения. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Для воспитания детей – самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью. «Мать праведная – ограда каменная, отец сына не на худо учит». «Сын отцу подражает, а дочь мать повторяет». А что усваивает ребенок, испытывающий дефицит тепла, участия, искреннего интереса к нему? Будет ли он чуток к другим: воспитателям, учителям, сверстникам, одноклассником? Или будет жить по закону джунглей – каждый сам за себя! Тем более что « откупаясь» от своего дитяти дорогими подарками и развлечениями, родители укрепляют в нем эгоцентризм, набирающий к школьным годам поистине шокирующие размеры. Так вот, с одной стороны, душевная черствость, а с другой, избалованность и вседозволенность приводят к ужасающим ситуациям и дают свои ужасающие плоды.
Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут всё без труда.
Слова порой запутаны, пример же никогда.
Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если всё мне показать, я выучу урок
Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму, КАК ты живёшь, по правде или нет.

Конечно, от нас специалистов зависит многое. Но от родителей – еще больше. Без вашего участия и без вашей помощи ни один самый замечательный специалист не решит проблем вашего ребенка. Не боитесь обращаться за помощью. Но и сами будьте готовы приложить усилия в преодолении имеющихся проблем, принять обоснованное, взвешенное решение, помочь специалистам в развитии, обучении, коррекции проблем вашего ребенка. Да обращение к психологу с каждым днем становится все больше и больше. Стали чаще обращаться отцы. Развелись, и жена не разрешает встречаться с ребенком. Четыре месяца мать не появлялась дома. Я с 3-х летним ребенком остался один. Понимаю, что отсутствие матери рассматривается как отрицательный фактор, искажает развитие объективных отношений, потребность в привязанности, собственный образ. . . , нарушается формирование «ядра личности». Сейчас сын находится с бабушкой, ходит в садик Я - отец, стараюсь сохранить спокойствие в семье и привить сыну духовные ценности. А сколько детей сирот, лишенных попечения родителей нуждаются в психологической помощи. У них резко снижена возможность новых привязанностей к взрослым, резко ограничено развитие способности устанавливать близкие и диалогичные отношения. Таких детей сразу видно. Их характерная особенность опереться на другого человека; несформированность образа «Я», что проявляется в неумении представить свои качества, тем более оценить их. Еще одна важная характеристика – амбивалентное, двойственное отношение к себе: с одной стороны, низкая дифференцированность, низкая степень осознанности своего Я, с другой - полная идеализация. Неустойчивая самооценка сочетается со стремлением к власти, значимости, превосходству. Однако, при условии оптимальных, доверительных усилий общения на игротеке со сверстниками и взрослыми возможности развития становятся реальными. Ребенок о себе, хотя и большими усилиями говорит: «Я – супер солнышко, со мной всем хорошо».
Оставить малыша на произвол судьбы – есть страшный грех, ума затмение. Помочь ему в беде хоть чем - нибудь – редчайший шанс, души спасенья. В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании, вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счёт информирования родителей об успехах и проблемах ребёнка, в лучшем случае – за счёт психолога – педагогического просвещения родителей. На консультациях, «Игротеке для всех», Семейном клубе, мы развиваем активное нравственное сознание ребёнка и родителей, учим взрослых реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении сына (дочери), не раздражением и жестоким обращением, а наоборот, увеличением терпения и любви, мудрым наставлением, сердечным участием. Верим, что духовно – нравственное воспитание детей и родителей является самым насущным содержанием нашей работы.

Так вот, благодарить тоже нужно уметь. Если вы просто так, в фоновом режиме скажите себя: «Я благодарна этой жизни за всё, что со мной происходит», но при этом в вашей голове будут проноситься ещё с десяток мыслей, то такая «благодарность» вряд ли вам поможет.
Поэтому, в первую очередь мы будем учиться благодарить. Представьте леску, на которую вы нанизываете красивые жемчужины, и как они превращаются в прекрасное жемчужное ожерелье, которое вы вначале надеваете с утра и снимает на ночь. Но постепенно вы начинаете его забывать снять и носите по несколько дней, а через время вы становитесь с ним одним целым. И вот вы и красивое жемчужное ожерелье неотделимы друг от друга, и смотря на вас, люди видят только красоту, и уже не важно, придает ли вам эту красоту нежное сияние жемчуга, или это ваша изящная шея подчеркивает всю красоту и первозданность жемчуга.
Так и с благодарностью. Мы будем надевать каждую благодарность вначале на леску, которую будем носить с собой. Иногда, пока никто не видит, мы будем примерять наше ещё пока незаконченное ожерелье на ночь, или днем перед зеркалом. Иногда вы будете забывать его надеть, вам будет лень и вы будете находить массу причин и отговорок, почему сегодня не хотите даже думать о вашем ожерелье из благодарностей.
Но постепенно, нанизывая жемчужину за жемчужиной, оно начнет становиться всё красивее и привлекательнее для вас. И вот наступит какой-то момент, когда надев его, вы просто забудете его снять, или не захотите. И каждый день будете любоваться этим ожерельем утром в зеркале. А в течение дня, когда у вас начнет портиться настроение, или будет казаться, что всё идет совсем не так, как вы хотели, а то может и совсем всё плохо, вы будете словно невзначай прикасаться к ожерелью из благодарностей и ваши дела сразу начнут казаться вам не такими уж и плохими. И мир начнет переливаться и улыбаться вам сиянием красок.
Леской в нашем варианте будет красивая тетрадь или дневник, а жемчужинами – каждый момент в жизни и за день, за который стоит поблагодарить эту Вселенную.
Итак , давайте начнем нанизывать первые жемчужины благодарности на ваше прекрасное ожерелье. Возьмите ручку и красивую тетрадь (а может, это будет просто чистый лист бумаги), и начните записывать все то, что вы воспринимаете как само собой разумеющееся.

Валентина Чичерина
Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС

Выступление на педагогическом часе

Тема : «Духовно-нравственное воспитание дошкольников

в свете требований ФГОС »

Воспитатель МАДОУ г . Нижневартовска ДС №29 «Ёлочка»

1 слайд :

«Духовно - нравственное воспитание дошкольников

Главной целью воспитательной деятельности дошкольников является формирование личности , а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек - это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т. д.

Часто наблюдая за поведением детей в повседневной жизни мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами : Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей ?

Назрела необходимость пересмотра основ . Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания .

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л . Н. Толстой : «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

* первичное приобщение детей, их родителей, педагогов к непреходящим духовно -нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества;

* организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспитания в семье и дошкольной Организации , формирование активной педагогической позиции родителей;

* формирование социальной активности детей дошкольного возраста .

5 слайд Социокультурные истоки

«СОЦИОКУЛЬТУРА» - вся духовная и материальная культура, выработанная человечеством. Её ценности составляют сущностную сторону образования подрастающего поколения.

Создается база духовно -нравственного и гражданско-патриотического образования (обучения, воспитания , развития и оздоровления) подрастающего поколения россиян (не только русских, но и татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей, удмуртов, аварцев, лезгин, ингушей, чеченцев, якутов и многих других народов российского общества).

6 слайд Духовно -нравственные ценности и образы-идеалы традиционной культуры :

Традиционное отношение русского народа к родной земле, как к родной матери, кормилице, главной святыне, которую необходимо беречь, охранять, защищать;

Бережное отношение к родной природе,

Проживание календарных народных и православных праздников;

Традиционное отношение русского народа к производительному труду на родной земле, как к самому почетному делу и главному источнику жизненного благополучия;

Традиционное отношение к матери, почитание предков, к семье, к людям, воплощенное в образах идеалах человека, среди которых особую ценность составляют образы русской красавицы, героя русского богатыря, добрых матушки и батюшки, дружных сестер и братьев);

традиционное представление о красоте человека, неразрывно связанное с его нравственными добродетелями (добротой, отзывчивостью, трудолюбием, милосердием, нестяжательством и т. д., отраженными в православии.

7 слайд Гендерный подход к социализации через содержание «Истоки»

Дети получают дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью : мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина.

Дошкольники узнают о традиционно мужских и женских видах труда, овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых.

8 слайд Система ценностей истоков :

Ценности родной культуры;

Ценности деятельности человека;

Социокультурные ценности;

Ценности внешнего мира, составляющие природно-культурное пространство России;

Ценности внутреннего мира человека ;

Нравственные ценности;

Ценности сохранения и укрепления родных православных традиций.

9-10слайды Книги для развития детей от 3 до 7 лет

11 слайд Книги для развития для детей 3-4 лет «Доброе слово» , «Добрый мир» , «Добрая книга»

Книга «Доброе слово» направлена на приучение ребенка к добру и укреплению его в добре, которое происходит через доброе слово и доброе дело.

Через книгу «Добрый мир» дети узнают о том, что добрый мир – это мир, в котором, прежде всего, мы сами проявляем доброе и заботливое отношение ко всему окружающему.

«Добрая книга» учит детей добрым делам. Она пробуждает в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает стать ребенку добрым

12 слайд. В возрасте 5-6 лет целями воспитательной программы являются :

Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость) ;

Дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей;

Создание условий для формирования правильной самооценки.

13 слайд Задачи духовно нравственного воспитания в условиях перехода на ФГОС ДО

1. Формирование начал патриотизма и гражданственности.

2. Формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе.

3. Понимание своих национальных особенностей.

4. Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.

5. Уважение к своей нации.

6. Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

7. Уважение к представителям других национальностей

8. Формирование положительных доброжелательных взаимоотношений

14 слайд Система и последовательность работы по духовно-нравственному воспитанию реализуется в следующих блоках :

Моя семья

Мой детский сад

Моя малая Родина

Страна столица, ее символика

Мой город

Правила, по которым мы живем

Пути реализации задач духовно- нравственного воспитания .

Одним из главных факторов результативности процесса духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является педагог как носитель духовных ценностей . "Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания , как бы хороша она ни была, – пишет К. Д. Ушинский, – не перешедшая в убеждение воспитателя , останется мертвой буквой, не имеющей ни какой силы в действительности… Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя , стоящего лицом к лицу с воспитанником : влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу , которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников ".

16слайд Создание развивающей среды

Создание развивающей среды

Развивающая среда должна быть наполнена материалами согласно возрастных особенностей воспитанников и способствует выполнению задач образовательной деятельности.

17 слайд В развивающей среде нашей группы, создан центр по духовно-нравственному воспитанию . Он объединил темы и материалы к ним : «Семья» , «Детский сад» , «Родной город и наш край» , «Страна Россия» , «Москва – главный город России» , «Русское народно-прикладное творчество» . Развивающая среда наполнена настольными играми : «Семья» , «Мой родной дом» , «Детский сад» , «Девочки и мальчики» , «Славянская семья» , «Моя Родина Россия» , «Собери герб города» , «Символика России» и другие. Созданы альбомы «Мама, папа, Я и мой любимый Нижневартовск» , «Россия родина моя» , «Народов дружная семья» . Среда оснащена серией книг по данным темам, включая книги духовные «Святое рождество» «Жития святых» , «Детская библия» и другие. Учтен региональный компонент, находятся макеты, куклы ханты, альбом «Северные узоры, символика ханты-мансийского края. Настольные игры «Что такое хорошо и что такое плохо?» , «Эмоции» , дидактический материал «Я и другие» позволяют знакомить детей с правилами, по которым мы живем.

18 слайд. В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению , которое посещает ребёнок, но и семье.

Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей . Огромное значение имеет пример взрослых : воспитателя , родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо» . Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности , созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей

19слайд. Основой гражданского общества является семья, и именно в семье решаются проблемы, которые столь остро стоят сегодня перед Россией. Семья России - словосочетание необычайно трепетное. В нем - и сила земли русской, и щедрая гордость за нашу многонациональную Родину, мудрость времен и преемственность поколений. В любой семье есть свои традиции, преемственность духовных и моральных ценностей, устоев и норм поведения. В семье формируется понимание плохо и хорошо, добро и зло, правильно и неправильно, справедливо и наоборот. От того как воспитываются дети в семье , с каким багажом отца или матери, дедушки или бабушки, дяди и тети помогают вступить во взрослую жизнь, какие знания закладываются в них, зависит жизнь не только отдельного человека или его семьи, но и общества в целом. Обычно и в семье, и в школе на первое место ставится изучение основ наук. А на последующее - наука о том, как стать человеком, т. е. как быть благородным и добросердечным. Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание – это посев зерна : чем лучше природная почва, тем богаче урожай. Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект , но так и не добиться этого эффекта, потому что ребёнок не научился «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие.

20 слайд Пути реализации раздела «Семья» . В начале деятельности с родителями был проведен «Тест на выявление взаимоотношений с родителями. Примерные вопросы : Висят ли дома семейные фотографии? Хотелось бы вам воспитывать детей так , как воспитывали вас ? Праздники и семейные обеды у родителей прекрасная традиция? Двор отчего дома вызывает у вас легкую ностальгию? И т. д. предполагается один из ответов «Семья для вас – одна из приятных составляющих жизни» . Родители изготовили вместе с детьми флаги, гербы, дерево жизни семьи с целью изучения родословной.

21 слайд. Создание семейного альбома с участием родителей «Папа, мама, Я и мой любимый Нижневартовск» в котором фотографии семей, любимые места в Нижневартовске, где любят бывать дети. Фотографии с занятиями детей в детском саду и профессиями сотрудников детского сада. К фотографиям подобраны стихи. Детям очень нравится смотреть его, фотографии периодически обновляются.

22 слайд. Для того, чтобы ближе познакомиться с семьями, их занятиями, традициями семьи, были сделаны портфолио семьи.

23слайд. Из архива семьи Маматовых. Семейные традиции.

24 слайд. Участие в конкурсах к Дню защитника Отечества, одним из пап были нарисованы портреты пап воспитанников , изготовлена газета с поздравлениями для пап «Самый лучший папа» , в которой приняли участие мамы воспитанников . Газета заняла место в городском конкурсе в номинации «Приз зрительских симпатий»

25 слайд. Оформление стенгазет «Наши любимые мамы» к Дню матери, «Самый лучший папа» к Дню защитника Отечества, изготовление открыток

26 слайд Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к своим близким, отцу, матери, дедушке, бабушке, к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду и городу.

27 слайд. В развивающей среде имеется фотоматериал по городу Нижневартовску, фотографии детей в любимых местах в городе. Развивающая среда отражает события, как бабушки с дедушками приехали в город, у них появились родители наших детей, у них появились тоже дети (связь поколений) и как семьи проживают в городе Нижневартовске (часть стенда занимает изображение города) . С воспитанниками была проведен КВН : «Мой любимый северный край» , в котором они могли показать свои знания о городе и крае, в котором живут. При ознакомлении с городом используются средства ИКТ (просматриваются презентации о городе и крае, от начала его существования и по сей день). Имеется библиотека книг : «Мой любимый Нижневартовск» , Откуда нефть пришла?». Воспитанники с интересом проводят опыты с нефтью. Интеграция проходит во все разделы программы. Дети с удовольствием рисуют улицы города, памятные места, изготавливают поделки, связанные городом с его традициями, подобран материал в информационный центр для родителей . При участии родителей была сделана фотогазета «Мой любимый Нижневартовск» , «Поздравляю любимый город» .

28 слайд. Знакомимся с Россией. По данному разделу обогащаем знания детей о столице России, президенте, многообразие разных народов, символике, красоте природы. Воспитывая чувство любви и гордости за нашу страну. С этой целью были созданы альбомы «Народов дружная семья» , «Я люблю тебя Россия» . Разучивались хороводные игры, песенки, народные игры. Все происходящие события отражены в альбоме «Я люблю тебя Россия» . Имеются в наличии настольные игры : «Символика России» , «Наша Родина» , «Костюмы разных национальностей» , ширмы в информационном центре для родителей и воспитанников , использование презентаций, викторин «Я горжусь тобой Россия!»

29 слайд. Организован толерантный праздник с участием родителей, ярмарка, Новый год, рождественская сказка «Морозко»

30 слайд. Знакомство с русским народным творчеством

31 слайд. К разделу «Правила по которым мы живем» был создан стенд «Права и обязанности детей» , подобран дидактический иллюстрированный материал на тему : «Я и другие» , «Эмоции» , «Что такое доброта» , «Что такое хорошо и что такое плохо» , «Домик настроений» . Проигрывание разных ситуаций, решение проблемных ситуаций содействует обогащению опыта, как вести себя в определенных ситуациях. Дети знают правило : «Относись к другим так, как хочешь, чтоб относились к тебе» .

32 -33слайд Работа в данном направлении имеет свои результаты. Частично на слайде представлены наши достижения. Материал был систематизирован по разделу «Семья» и был представлен на окружной конкурс «Семья – основа государства» . Воспитанники группы принимали участие в конкурсах и являются победителями в конкурсах : «Моя любимая мамочка» , «Профессии моих родителей» , «Мечтаю стать» , «Мы дети нефтяников» , «Мой папа самый лучший» , «Рождественская открытка» , «С кем дружит елочка» ; победителями в викторинах : «Я, мои друзья, и моя семья : правила доброжелательного общения» , «Я Россией своей горжусь!» . Воспитанники принимали участие и имеют дипломы победителей в городском конкурсе : «Любимый город» , в конкурсах, посвященных Дню Победы, Дню защитника Отечества. Работу в данном направлении целесообразно продолжать дальше при тесном взаимодействии родителей.

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А. С. Макаренко

Духовно-нравственное воспитание в наших руках !

35 слайд Спасибо за проявленное внимание и терпение!

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

МКДОУ «Мещовский детский сад

В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…».

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Особенное место в духовно-нравственном развитии занимает воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей . Образовательная программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации…». В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком.

Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе , особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д.). Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Одним из жанров, влияющих на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, многовариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора и, конечно же, побуждает ребенка найти выход из данной ситуации.

В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает восхищение мастерством человеческих рук, уважительное отношение к труду и людям труда. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного воспитания и развития детей.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени, являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители – главные ответственные за воспитание своих детей.

Задача, стоящая перед педагогом, из огромного количества впечатлений, который получает ребенок, отобрать наиболее доступные ему: о природе и о мире животных дома (детского сада, родного края); о труде людей, традициях, общественных событиях и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать и любить. Воспитатель должен продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что является наиболее характерным для данной местности или данного края.

Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.

Литература

1. О понимании духовности в современном обществе / Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.

2. Давыдова: Книга для чтения по истории православной культуры. – М.: Издательский дом «Покров», 2004.

3. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: , . – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 248 с.

4. , Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 96 с.

5. Ковалева маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.

6. Маханева -патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2005. – 72 с.

7. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / Авт.-сост. . – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.

8. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / Авт.-сост. , . – Волгоград: Учитель, 2013. – 103 с.

9. , Стульчик воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации . – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.

10. Ривина дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.

11. Соломенникова творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.