Нравственное воспитание. Понятие нравственного воспитания

Контрольная работа по предмету: «Этика»

студентки заочного отделения

группы ПС – 3 № 07555 курс 2

вариант 05

Бабич Ирины


Нравственное воспитание

Введение

1. Сущность нравственного воспитания.

2. Структура и функции нравственного воспитания.

3. Методы нравственного воспитания.

Литература


Введение

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.

Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание.

Исследуемая проблема нашла отражение в исследованиях таких философов античности как: Пифагор, Демократ, Аристотель.

Пифагор говорил, что главное для человека «наставить душу к добру и злу». Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб». .

Ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».


1. Сущность нравственного воспитания.

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»

И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»

«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

«Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.»

«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

Жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,

Выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.


2. Структура и функции нравственного воспитания.

Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного воспитания через гуманность.

«Гуманность» – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку.

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.»

Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам.

По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович «Нравственность » - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»

И.С. Марьенко «нравственность - неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе и т.д.»

«Нравственные нормы » - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

«Воспитание » - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.

«Нравственное воспитание» - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание личности» - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления.


Основные задачи нравственного воспитания:

1. Формирование нравственного сознания;

2. Воспитание и развитие нравственных чувств;

3. Выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность :

Жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,

Выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.

В процессе формирования всесторонне развитой личности главное место принадлежит нравственному воспитанию.

Нравственное воспитание - воспитательная деятельность школы и семьи, целью которой является формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участие в практической деятельности.

Результаты нравственного воспитания характеризуются понятиями "мораль", "нравственность", "моральное сознание", "моральные чувства", "моральные убеждения", "моральная направленность" и проч.

Мораль - система идей, принципов, представлений, норм, оценок, правил поведения и деятельности, которые регулируют гуманные отношения между людьми. Опирается она не на нормы права, а в силу личностного убеждение, общественное мнение, авторитет отдельных личностей.

Нравственность - воля к действию и самое действие в соответствии с нормами морали.

Другими словами, нравственность есть реализация личностью своих моральных установок, принципов, то есть моральной практикой.

Моральное сознание - выражение идеального должного, на которое ориентируется человек.

Она может быть общественной (моральные взгляды и оценки групп) и индивидуальной (моральные взгляды и оценки индивидов).

Ее соотнесение с действительностью происходит не непосредственно, а через моральные предписания и оценку деятельности людей.

Моральные чувства - устойчивые переживания в сознании человека, которые обусловливают ее волевые реакции, отношение к себе, другим людям, явлений общественного бытия.

Вместе с моральным сознанием моральные чувства являются основой нравственных убеждений личности.

Моральные убеждения - пережитые и обобщенные нравственные принципы, нормы.

На основе моральных убеждений реализуется нравственная направленность личности.

Моральная направленность - устойчивая общественная позиция личности, которая формируется на мировоззренческой основе, мотивах поведения и проявляется как свойство личности в разных условиях.

Методологической основой нравственного воспитания является этика.

Этика - наука о морали, ее природу, структуру и особенности происхождения и развития моральных норм и соответствующих отношений между людьми в обществе.

В современной цивилизации обозначились западноевропейская и американская моральные системы. В соответствии с западноевропейской моральной системой ради достижения даже "большого добра" недопустимо "меньшее зло" (скажем, помогать товарищу, передав ему шпаргалку), сторонники американской (она доминирует на постсоветских просторах) считают приемлемым сочетание добра и зла.

В нравственном воспитании следует опираться на гуманистическую идею, по которой человеку от природы присуще стремление к добру, правде и красоте. Воспитания учащихся, по мнению 0. Вишневского, должна обеспечить формирование у них таких нравственных ценностей:

а) абсолютно вечные ценности. Это общечеловеческие ценности, имеющие универсальное значение и неограниченную сферу применения (добро, правда, любовь, честность, достоинство, красота, мудрость, справедливость и др.);

б) национальные ценности. Они являются значимыми для одного народа, однако их не всегда разделяют другие народы. Например, чувство национализма понятное и близкое только порабощенным народам и чужое тем, которые никогда не теряли своей независимости. К таким ценностям относятся патриотизм, чувство национального достоинства, историческая память и т. п;

в) гражданские ценности. Основываются на свойственном для демократических обществ признании достоинства людей. Ими являются права и свободы человека, обязанности перед другими людьми, идеи социальной гармонии, уважения к закону и т. п;

г) семейные ценности. К ним относятся нравственные основы жизни семьи, отношения поколений, законы супружеской верности, заботы о детях, память о предках и др.

Моральные отношения в семье накладывают отпечаток на всю жизнь человека, поскольку их влияние связано с сильными переживаниями, формируют основы нравственных отношений человека к обществу, труду, других людей.

Ценности личной жизни имеют значение прежде всего для человека, определяют черты ее характера, поведение, стиль частной жизни и др.

Содержание нравственного воспитания учащихся обусловлен требованиями общества к формированию всесторонне развитой личности, уровнем его нравственности. Учитывая это, задачей нравственного воспитания в школе является формирование национального сознания и самосознания учащихся, стремления жить в гармонии с природой, сознательной дисциплины, долга и ответственности, уважения к закону, к старшим, женщины.

Формирование национального сознания и самосознания предполагает воспитание любви к родной земле, своему народу, готовности к труду во имя Украины, освоение национальных ценностей (языка, территории, культуры), патриотизм, что способствует утверждению национального достоинства, привлечения учащихся к практическим делам, формирование чувства достоинства и гордости за свою Родину.

В воспитании национального достоинства большое значение имеет правдивое освещение истории культуры и образования народа, возвращение к культурным ценностям прошлого, открытие неизвестных страниц исторического наследия.

Патриотические чувства укрепляет героико-патриотическое воспитание, призванное производить глубокое понимание гражданского долга, готовность стать на защиту Родины, овладевать военными знаниями, изучать боевые традиции и героические страницы истории народа, его вооруженных сил.

Подчеркивая важность формирования чувства национального в человеке, К. Ушинский писал: "Есть только одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народность. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое влияет много сильнее убеждения, восприятие только умом, или за привычку, укоренившуюся страхом наказаний. В злодее, в котором потухли все благородные человеческие чувства, можно еще доискаться искры любви к отечеству: поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека. Есть примеры ненависти к родине, но сколько любви бывает иногда в этой ненависти!"

Воспитатель должен четко видеть процесс становления национального сознания ребенка, глубоко понимать содержание ключевых понятий ("национальный", "патриотизм", "национализм", "гражданственность" и тому подобное).

Развитие национального сознания личности, по наблюдениям А. Вишневского, охватывает следующие этапы:

1. Этническое самосознание личности, которое является первоосновой, корнями патриотизма. Етнизация ребенка начинается с раннего периода жизни в семье, с маминой колыбельной, бабушкиной сказки, участия в народных обычаях и обрядах, из народной песни, причастности к народному творчеству. В раннем детстве формируется культ родного дома, семьи, предков, родного села, города. Фундаментальное значение в процессе етнізації имеет родной язык, усвоению которой до определенного времени не должны мешать другие языки.

2. Национально-политическое самосознание личности. Приходится оно в основном на подростковый возраст и предполагает осознание ребенком себя как части нации, своей причастности к ней как политического феномена, что имеет или занимает определенное место среди других наций. Важными моментами этого этапа национального воспитания является восстановление исторической памяти, формирование чувства национального достоинства.

3. Общественно-государственное самосознание личности. Предусматривает формирование правильного понимания явлений патриотизма и национализма, воспитание уважения к национально-культурным ценностям других народов, привитие чувства национальной, расовой, конфессиональной толерантности.

Большие возможности для формирования национального самосознания заложены в неписаных законах рыцарской чести, которые предусматривают: воспитание любви к родителям, родному языку; верность в любви, дружбе, товариществе; готовность защищать слабых, заботиться о младших, в частности детей; благородное отношение к девушки, женщины, бабушки; непоколебимую верность идеям, принципам народной морали и духовности; отстаивание свободы и независимости личности, народа, государства; заботу о развитии народных традиций, обычаев, обрядов; бережное отношение к родной природе, земле; - содействие в строительстве храмов, учебно-воспитательных и культурных учреждений; целенаправленное развитие собственных физических и духовных сил, воли, возможностей своего организма, умение всегда и везде поступать благородно, обнаруживать другие добродетели.

Важным в нравственном воспитании является празднование дат народного календаря - системы исторических дат, событий, наблюдений за окружающей средой, народных праздников, других торжеств, которые отмечают течение года. Он является энциклопедией знаний о жизни людей, их быт, образ жизни, воспитательную мудрость, природные явления.

После обретения Украиной независимости в жизни и быту народа утверждаются такие торжества, как День независимости Украины (24 августа), День Конституции Украины (28 июня), День соборности Украины (22 января), Праздник казацкой славы (2-5 августа) и др. Народный календарь пополняется общенациональными праздниками: День знаний, День матери, День отца, День семьи. Предусматривает он и региональные торжества по случаю определенных исторических событий, посвященные специфическим видам трудовой деятельности (например, проводы на полонины в Карпатах).

Есть в народном календаре даты, связанные с религиозными праздниками: День Андрея, День Николая, Сочельник, Рождество, Крещение, Сретение, Пасха, Ивана Купала, Покрова Матери Божией и тому подобное.

Составной народного календаря является семейный календарь, который охватывает важные даты, вехи жизни семьи, каждого ЕЕ члена (дни рождения членов семьи, юбилеи свадьбы родителей, бабушки и дедушки).

Эффективность нравственного воспитания учащихся зависит от следующих факторов:

Создание в учебном заведении психологического климата уважения моральных норм, правил человеческого общежития;

Соответствие содержания нравственного воспитания его цели и уровню нравственного развития школьников;

Рациональное соотношение между словесными и практическими методами воспитательного воздействия, что обеспечивает единство нравственного сознания и поведения;

Своевременное принятие воспитательных мероприятий, акцентирование внимания на предупреждении аморальных явлений в ученическом коллективе;

Особенно важно, чтобы декларируемые педагогом моральные принципы подтверждались его моральной практикой, которая бы отвечала самым высоким критериям нравственности.

Наталия Полякова
Нравственное воспитание детей

Нравственное воспитание – это основной стержень общей системы всестороннего развития личности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека. Формирует облик его личности,определяет его систему ценностей характер сторон процесса формирования личности ребенка. В дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований . Формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания . Основные задачи воспитания - формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, формирование чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других наций, к сверстникам, их родителям и другим людям. У ребенка в дошкольном возрасте появляется способность анализировать свои поступки, и оценивать поступки других детей . Так у ребенка появляются предпосылки рефлексивного мышления. Развитие рефлексивного мышления – это воспитание у ребенка умение чувствовать сердцем другого ребенка. Нужно научить ребёнка ставить себя на место других людей, уметь радоваться чужим успехам, научиться переживать свои неудачи.

У ребенка-дошкольника значительно увеличиваются требования предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде) . Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию , мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к умению организовывать свое поведение. Предпосылки развития личности, сложившиеся в раннем детстве, создают основу для новых путей воздействия на ребенка со стороны окружающих. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.

В дошкольном возрасте приобретается сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя. личностью еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона - это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его независимость от изменения внешних обстоятельств.

В результате нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Одна из серьёзных проблем нашего времени недостаток духовности, творить добро считается слабостью. Поэтому необходимо с дошкольного возраста развивать у детей понимание культурного наследия.

Воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами национальных культур, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Особую роль в приобщении к народной культуре играют народные праздники как средство национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей и педагогов , объединенных совместными действиями. Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В нашем дошкольном учреждении осуществляется специальная воспитательная работа , направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека , без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое : способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в итоге овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе. Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом- формирование определенного набора нравственных качеств , а именно :

Гуманности; -трудолюбие; -патриотизма; -гражданственности; -коллективизма. Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. в ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В законе РФ «об образовании» ст. 18п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания , требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка , потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса. Родители- это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Роль родителей в организации учебной деятельности детей , значение примера в воспитании , меры по укреплению здоровья детей , воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей . В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников . Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям педагогов. Наше дошкольное образовательное учреждение в течении многих лет проводить планомерную целенаправленную работу с родителями под девизом : «Создание единого образовательного пространства «детский сад-семья» . В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные задачи : 1. Повышение педагогической культуры родителей. 2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания . 3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей и педагогов , объединенных совместными действиями. Оптимальным для нравственного воспитания в нашем детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников : осенью-«Праздник осени» ; «Веселая карусель» . Зимой – «Новый год» , «Новогодний серпантин» , «Защитники Отечества» , «Ай да масленица» . Весной- «Наши любимые» , «Встреча весны- Сороки» , «Перелетные птицы» , «Никто не забыт и ничто не забыто» . Дети со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе. Основные формы приобщения детей к культурному наследию : -познавательные беседы; - творческая продуктивная и игровая деятельность детей ; -экскурсия в библиотеку, целевые прогулки по улицам нашего города.

В результате совместных действий педагогов и родителей ребенок начинает овладевать различными формами выражения, собственных переживаний, устанавливается гуманные отношения между сверстниками, эмоциональная отзывчивость и опора на собственные чувства. Данный процесс рассматривают с разных точек зрения : нормы поведения в разных ситуациях (в транспорте, обществе, за столом) ; моральные нормы по отношению к людям; духовная составляющая; патриотические чувства; личностные качества. Воспитание морального облика , нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила , принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике.