Эмоций как вашему ребенку так. Как научить ребенка адекватно выражать свои эмоции

Дети выражают эмоции открыто. Они смеются так заразительно, что окружающие не могут сдержать улыбку. Бурно радуются, когда им впервые что-то удается. В гневе швыряют вещи, капризничают, если не получают желаемое, рыдают, когда больно. Не все взрослые знают, как реагировать на этот спектр эмоций.

Мы понимаем, какой ущерб невольно нанесли нам родители, - они желали нам всего лучшего, но пренебрегали нашими чувствами, потому что не научились управлять собственными. Потом мы сами становимся родителями и осознаем, какое непростое дело нам предстоит. Как реагировать на эмоции детей, чтобы не навредить? Проблемы, над которыми они плачут, кажутся нам смешными. Когда детям грустно, хочется их обнять, когда они злятся - накричать на них. Порой хочется, чтобы дети перестали так остро переживать. Мы заняты, нет времени их утешать. Мы не научились принимать свои эмоции, нам не нравится испытывать грусть, гнев и стыд, и мы хотим уберечь от них детей.

Люди с высоким эмоциональным интеллектом умеют управлять эмоциями и вовремя освобождаться от них

Правильнее не запрещать себе эмоции, а позволить себе глубокие чувства, прислушиваться к своим ощущениям и адекватно на них реагировать. Лесли Гринберг, профессор психологии из Йоркского университета и автор книги «Эмоционально-ориентированная терапия: учим клиентов разбираться с чувствами», считает, что секрет - в эмоциональном интеллекте.

Люди с высоким эмоциональным интеллектом умеют управлять эмоциями и вовремя освобождаться от них. Именно этому должны научить родители. Три упражнения, которые помогут развить эмоциональный интеллект у детей.

1. Назовите и объясните эмоцию

Помогите ребенку описать ситуацию и эмоции, которые она вызывает. Посочувствуйте. Детям важно знать, что их понимают. Объясните, что испытывать такие чувства нормально.

Например, старший сын отобрал у младшего игрушку. Младший бьется в истерике. Вы можете сказать: «Ты плачешь, потому что брат отобрал у тебя машинку. Тебе грустно из-за этого. На твоем месте я бы тоже расстроилась».

2. Разберитесь в собственных чувствах

Как вам хочется отреагировать на переживания ребенка? Что это говорит о вас и о ваших ожиданиях? Ваша личная реакция на ситуацию не должна превращаться в реакцию на чувства ребенка. Постарайтесь этого избегать.

Например, ребенок в гневе. Вы тоже злитесь и хотите накричать на него. Но не стоит поддаваться порыву. Остановитесь и подумайте, почему ребенок так себя ведет. Вы можете сказать: «Ты злишься, потому что мама не разрешает это трогать. Мама так поступает, потому что любит тебя и не хочет, чтобы ты поранился».

Затем подумайте, почему приступ детского гнева вас разозлил. Вам показалось, что ребенок отвергает вас как родителя? Вас раздражает крик и шум? Это напомнило вам о какой-то другой ситуации?

3. Научите ребенка выражать эмоции адекватно

Если ему грустно, разрешите поплакать, пока грусть не пройдет. Возможно, эмоции будут накатывать волнами несколько раз. Если ребенок злится, помогите выразить гнев словами или физической активностью: попрыгать, побегать, сжать подушку. Вы можете сказать: «Я понимаю, что ты злишься. Это нормально. Ненормально бить брата. Как ты можешь выразить злость другим способом?»

Эмоциональный интеллект защитит от зависимостей во взрослой жизни

Обучая ребенка эмоциональному интеллекту, вы повышаете качество его жизни. Он будет уверен, что его чувства важны, а умение выражать их поможет строить близкие дружеские, а затем и романтические отношения, эффективнее сотрудничать с другими людьми и фокусироваться на заданиях. Эмоциональный интеллект защитит его от зависимостей - нездоровых способов справляться с переживаниями - во взрослой жизни.

Иногда возникают ситуации, когда ребенку следует тихонько себя вести, не бегать, не прыгать, не кричать. Но у него не всегда получается выполнять все эти требования. Родителям важно научить своих крошек управлять эмоциями.
Слишком эмоциональным людям очень тяжело жить в обществе. Что уж говорить про маленьких детишек, когда некоторым взрослым тяжело сдержать себя. Случаются иногда такие моменты, что ребенок начинает слишком капризничать от того, что ему что-то не купили, он становится неуправляемым от невыполненных желаний. Поэтому еще с малых лет ребятам необходимо учиться контролировать свои эмоции.

Не запрещайте, а направляйте

Когда ребенок еще совсем маленький, ему очень сложно справиться со своими эмоциями, которые накрывают его как будто морские волны. Главная родительская задача – помочь малышу овладеть эмоциями. Самых больших трудностей родителям доставляют негативные эмоции карапуза, которые проявляются криками, слезами или физической агрессией. Когда возникают такие истерики, мамы и папы просят своих малышей успокоиться и не капризничать. Но такой подход к решению проблемы совсем не дает результатов. Ведь подумайте сами, что даже взрослые люди не могут мгновенно успокоиться по чьей-то просьбе. Кроме этого, запрет на проявление негативных эмоций также отрицательно влияет на ребенка. Позднее свою агрессию он может выплеснуть на животное или другого человека. Еще хуже, если она выплеснется на самого ребенка в виде депрессий или психосоматических заболеваний. По этим причинам не следует запрещать ребенку проявлять свои негативные эмоции, а лучше учите его направлять их на мирные цели.

Реакция родителей на детский плач

Как действовать мамам и папам у которых ребята злятся или плачут от обиды? Родителям просто необходимо признать право малышей на проявление этих чувств. Несмотря на то, что причинами для плача послужили совсем глупые и незначительные ситуации. Ведь такие ситуации, как потерянная самая любимая игрушка, ссора с друзьями или неудачная попытка что-то сделать самому, являются пустяковыми для родителей, а для малышей – это самое большое горе. Никогда не следует говорить своему ребенку, что хорошие детки не вредничают или мальчишки никогда не плачут. Такие фразы только прививают ребенку стыд к проявлению своих чувств, и он начинает скрывать их от взрослых.

Сочувствуйте

Даже если ваш ребенок злится или грустит, он должен знать, что его любят и он не одинок. Сделайте так, чтобы малыш понял, что вы всегда рядом.
Обязательно эмоции ребенка необходимо называть словами. Тогда он не будет кричать и лить слезы, а просто скажет, что он расстроен или чем-то рассержен. Если же ваш малыш уже бурно проявляет свои эмоции, не стоит спрашивать причины возникновения такой ситуации. Пусть он «проревется» и «побушует». Когда ребенок успокоится, с ним можно будет уже поговорить о случившемся.

Учитесь просить прощения

Самым лучшим примером в этом будут близкие и родные люди – мама и папа. Для того чтобы ребенок научился правильно проявлять свои эмоции, он должен видеть хороший пример своих родителей. Для ребенка очень важно знать, что его отрицательные эмоции не будут вызывать негативных реакций у мамы и папы. Если родители достойно переносят бурные эмоции своего чада, он начинает понимать, что негативные эмоции не несут вреда ни ему, ни окружающим людям. Такое поведение помогает ребенку быть более уверенным в своих силах.
Но взрослые люди не железные. Родители также могут взорваться эмоциями. Если вы немного прикрикнули на ребенка, немедленно попросите у него прощения за это. Таким примером вы научите его справляться со своими эмоциями, а если он не прав, просить прощения у тех, кого обидел.

Эти упражнения помогут снизить тревожность и научат ребенка управлять своими эмоциями:

УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК»

Есть хорошее развлечение - рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Эта игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т.к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому лучше использовать модификацию данной игры.

Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце ласковым мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь, сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

УПРАЖНЕНИЕ «АПЕЛЬСИН»

Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребенка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет его в руку и начнет выжимать сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд). «Разожми кулачок, откати апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая… мягкая… отдыхает...».

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточно одного раза (с левой и правой рукой).

УПРАЖНЕНИЕ «СДВИНЬ КАМЕНЬ»

Ребенок лежит на спине. Попросите его представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая… мягкая… отдыхает...». То же самое проделывается с левой ногой.

УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕРЕПАХА»

Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите ребенка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря - по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая… Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (ребенок сильно напрягает спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и так же напрягает шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5-10 секунд).

УПРАЖНЕНИЕ «РАССЛАБЛЕНИЕ В ПОЗЕ МОРСКОЙ ЗВЕЗДЫ»

Это упражнение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления. В нашей группе «Штаны на лямках» мы публиковали и другие упражнения для расслабления - посмотрите. Желательно такие упражнения выполнять под музыку.

Ребенок ложится расслабленно в позе морской звезды. Попросите его закрыть глаза и представить место, где он любит отдыхать, где он всегда себя хорошо и безопасно чувствует. Это может быть реальное место или вымышленное. Затем пусть он представит, что находится в этом месте и делает в этом месте то, от чего он испытывает радость и удовольствие (в другом варианте – то, что хочется).

Продолжительность упражнения 1-2 минуты. В конце упражнения попросите ребенка открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вздохнуть и встать.
----

То, насколько мы умеем контролировать свое эмоциональное состояние, влияет и на наше самочувствие, и на взаимоотношения с окружающими. Не секрет, что вспыльчивому, не сдерживающему свой гнев человеку гораздо сложнее обрести близких друзей, создать семью и вообще найти свое место в социуме.

Это, конечно же, не значит, что детей с малых лет нужно учить скрывать свои негативные переживания. Нет, любые чувства должны быть выражены, иначе они будут наносить вред человеку и на психическом, и на физическом уровне. Задача родителей – научить ребенка управлять своими эмоциями , научить его выражать свои переживания в социально приемлемой форме.

Так, накопившуюся злость и гнев можно выразить, например, в игре, в результате чего вред никому не будет нанесен, а польза для освободившегося от негативных переживаний будет огромной.

Ниже приводятся игры, которые помогут ребенку научиться управлять своими эмоциями , как позитивными, так и негативными. Играть в них можно в семейном кругу или с друзьями ребенка. В таких играх очень важно, чтобы ребенок не ощущал запрета на выражение своих отрицательных переживаний, не ожидал, что это будет осуждено или осмеяно.

Учим управлять эмоциями с помощью игр:

ИГРА «ПРИНЦЕССА НЕСМЕЯНА»

Среди играющих выбирается один водящий. Он будет принцессой Несмеяной. В соответствии с ролью его задача – постараться не засмеяться ни при каких условиях. Остальные игроки – клоуны. Они стараются всеми возможными способами рассмешить принцессу Несмеяну. Единственное условие: до Несмеяны нельзя дотрагиваться, т.е. щекотать водящего запрещено.

Эта игра не только полезна для того, кто играет роль Несмеяны, так как учит его управлять эмоциями, но и для остальных игроков, так как дает неограниченные возможности для проявления их фантазии и нестандартного мышления. Также в этой игре дети учатся уходить от стереотипов в общении (если Несмеяна не реагирует на «смешные» рожицы, значит, нужно придумать что-то еще).

ИГРА «СЕРДИТЫЕ ТИГРА И ВЕСЁЛЫЕ МЕДВЕЖАТА»

Перед началом игры нужно выделить место, которое будет обозначать логово тигра. Для этого можно использовать обруч или простую веревку, сложенную на полу в форме круга. Если игроков несколько, то для каждого нужно приготовить «логово» или сделать его достаточно большим для того, чтобы туда поместились несколько детей.

По команде ведущего игроки превращаются в сердитых тигров (при этом они должны находиться в своем логове). Тигры изображаются так, как их представляют себе играющие. При затруднениях можно показать, что у тигров есть острые когти (напряженные согнутые пальцы), острые зубы, а еще когда они сердятся, то у них напряжены все мышцы и они громко рычат.

По следующей команде ведущего игроки превращаются в добрых и веселых медвежат. Они выходят из логова тигра и «оказываются» на лесной поляне, где можно отдыхать, играть и веселиться. Такие превращения из тигров в медвежат и обратно можно повторить несколько раз.
----Подобные игры очень хорошо учат детей контролировать свое поведение и управлять эмоциями .

«Спокойствие, только спокойствие!», контролировал любую ситуацию веселый и находчивый Карлсон…Как же оставаться в хорошем расположении духа, если ребенок постоянно капризничает, кричит, рвет, бьет и даже дерется? А ваши доводы о том, что так делать нельзя остаются неуслышанными и даже незамеченными…

Почему подобное происходит? Как научить ребенка контролировать свои эмоции ? Благодаря какой оказии ребенок сможет овладеть столь необходимыми навыками?

Человек способен проявлять эмоции с первых минут своей жизни. С их помощью малыш общается с окружающим его миром. И через них же окружение, в свою очередь, учит его реагировать на события. Если мама испугалась внезапно возникшей громкой музыки, ребенок, прочитав на ее лице испуг, зальется громким плачем, испугавшись вместе с ней.

Если маминой реакцией на внезапный громкий звук будет улыбка, ребенок улыбнется в ответ. Таким способом мама учит кроху огорчаться и радоваться, тревожиться и оставаться спокойными, раздражаться, удивляться, получать удовольствие.

Дети учатся реагировать на разные события таким же образом, как реагирует взрослые, находящиеся рядом. Для того, чтобы научится что-то регулировать, необходимо четко понимать, чем именно мы собираемся управлять.

Родители должны научить своего ребенка различать эмоции. Самый легкий способ выучить новое слово - это услышать его в контексте.

Итак, учимся учить:

  • Общаясь с ребенком, называйте свои и его эмоции.
  • Рассказывайте о том, какие бывают эмоции и чувства, как на них нужно реагировать.
  • Нарисуйте на бумаге рожицы с различными эмоциями: радость, грусть, удивление и. т. д. Изобразите примеры на своем лице. Предложите ребенку отобразить их самостоятельно. Устройте викторину с угадыванием эмоций.
  • Играйте с ребенком, изображая поведение животных (как рычит злой волк, прыгает трусливый зайчик, радуется котенок и т.д.).
  • Подберите фильмы где, по вашему мнению, персонажи проживают разные эмоциональные состояния. Вместе смотрите их, читайте рассказы, сказки, стишки, и анализируйте поведение героев.

Эмоциональная сфера влияет на взаимоотношения с окружающими. Взрослому человеку бывает сложно стать хозяином своих эмоций, научится управлять ими. Маленькому ребенку, психика которого еще не сформирована, этот навык дается еще тяжелей. Именно поэтому, важно научить ребенка экологично безопасно проявлять свои эмоции.

Для начала, примем утверждение о том, что нет плохих или хороших эмоций. Эмоции могут быть приятными и неприятными. Почему? Разве может что-то плохое приносит пользу?

Страх, например, может предупредить об опасности. Неудовлетворенность, гнев заставляют что-то менять в жизни в лучшую сторону, побуждая к действию, помогают двигаться к цели. В конце концов, это совершенно нормально испытывать весь разнообразный спектр эмоций.

Благодаря эмоциональной насыщенности человек способен ощутить всю полноту жизни с ее яркими красками, теплыми, светлыми, а иногда, и холодными оттенками. Другое дело поведение, вызванное этими эмоциями. Вот оно то и может быть хорошим или плохим. Отделяйте эмоции от поведения.

Ошибка многих родителей состоит в том, что они с успехом поощряют положительные эмоции и чувства, но, одновременно, неприемлемыми считают отрицательные эмоциональные проявления ребенка.

Дети, желая соответствовать ожиданиям родителей, начинают скрывать свой страх, злость, гнев. Затаенные, спрятанные и накопившиеся негативные эмоции обычно приводят психическому перенапряжению и расстройству.

Существует закономерность: если у ребенка сильное эмоциональное перенапряжение — его познавательная потребность падает. Происходящее вокруг его не интересует. Чтобы такого не происходило, необходимо давать выход всем эмоциям, спускать их. Чтобы не нанести вреда малышу, сильные переживания не должны выражаться импульсивно.

Существует ряд мягких способов ослабить напряжение, вместе с тем они помогут ребенку научиться выражать свои эмоции:

  • Слушайте ребенка. Гораздо легче рассказать взрослым о своих неприятностях, если они действительно слушают.
  • Концентрируйте внимание малыша на положительных эмоциях, это поможет ему, в будущем, легко находить повод для радости.
  • Фиксируйте и закрепляйте позитивную «солнечную, светлую эмоцию» с помощью приятных воспоминаний.
  • Учите ребенка управлять эмоциями с помощью игр:
  1. Представьте себя роботом, которого только что включили. Изо всех сил напрягите руки и ноги. Внезапно робота отключили от блока питания – резко расслабьтесь (в эти моменты дети, обычно, падают на пол).
  2. Разрешите ребенку позлиться и поколотить подушку.
  3. Устройте сражение бумажными снежками. Их можно изготовить, смяв ненужную газету.
  4. Предложите ребенку вспомнить весёлые, интересные моменты из жизни, вспоминая которые он будет улыбаться. Затем — грустные истории. Проговорите о смене его состояния. Обязательно зафиксируйте «светлую эмоцию».
  5. Прорисуйте с ребенком грустные, злые, напуганные, удивленные, веселые, счастливые линии.

Случается, что ребенок, как умеет «спускает пар». Если вы вернулись домой, а на пороге вас встречает обессиленная бабушка и любимое чадо, колотящее кулаками и пятками пол, с нарастающим желанием продолжать начатое. Главное – спокойствие.

Возьмите лист бумаги, блокнот и карандаш. Опуститесь к ребенку и предложите показать на бумаге, как он злится. Нарисовать картинку того, что он сейчас чувствует. Если ребенок не отозвался на такое предложение, начните рисовать сами, говоря о том, что чувствуете вы.

Помните: в спокойном состоянии нам легче контролировать свои эмоции и чувства.

Помочь себе восстановить хорошее эмоциональное состояние вы сможете в считанные минуты:

  • Закройте глаза.
  • Сделайте глубокий вдох и еще более глубокий выдох. Повторите три таких дыхательных цикла.
  • Вспомните позитивные моменты своей жизни (много и долго не вспоминайте, остановитесь на первом, который припомнили). Сконцентрируйтесь на этом воспоминании.
  • Все позитивное из головы переместите в область груди.

Хорошо, если ваши воспоминания, будут связаны с ребенком. Уделяйте время эмоциональному развитию своего малыша. Здорово, если у вас обоих будет опыт проживания ярких, запоминающихся историй, окрашенных палитрой приятных, вкусных, зажигательных эмоций.


Детская эмоция - такая яркая, зачастую непредсказуемая, удивительно глубокая - ставит нас, взрослых, в сложную ситуацию, и мы не знаем, как правильно реагировать. Не знаем, как объяснить ребёнку, что с ним происходит и как этим управлять.

Как нам, взрослым, реагировать на детские эмоции? Тем более, если большинство из нас не могут ни управлять своими эмоциями ни принимать их. Но чтобы чем-то управлять, это надо осознать, чтобы понимать, с чем имеешь дело. Нас этому не учили. Нас учили эмоции контролировать и подавлять. И эти же знания мы транслируем своим детям. Знания, которые в XXI веке, скорее навредят, чем помогут.

Реальность требует от человека развитого эмоционального интеллекта.

Что такое эмоциональный интеллект? Как научить детей эмоциональному интеллекту?

Начните с себя

Дети нас копируют, подражают нашему поведению, зачастую, эмоционально - они наше отражение, усиленное в несколько раз.

Что делать? Разрешите себе испытывать эмоции, отслеживайте свои чувства. Развитый эмоциональный интеллект поможет научиться управлению своим эмоциональным состоянием и своевременно освобождаться от негатива. Чем лучше это будет получаться у вас, тем легче вам будет научить этому вашего ребенка.

Научите ребёнка отслеживать свои эмоции и называть их.

Что делать? Пока ребенок маленький, вы сами вслух можете проговаривать его эмоции, которые в настоящий момент, по вашему мнению, испытывает ребёнок. И, конечно, слушайте, что он будет отвечать. Тогда, подрастая, ребёнок сам начнет называть эмоции, которые он испытывает.

Простой пример. Ребенок пришел в слезах. Что делает мама? Она начинает спрашивать: «Почему ты плачешь?» «Тебе больно?», «Ты обижен?», «Тебе грустно?».

Помните, что ребёнка за проявление эмоций не ругают, а поддерживают! Ребёнок имеет право на эмоцию и на её выражение.

Хорошо, если вы будете сами рассказывать о своем эмоциональном состоянии, если ребенок интересуется. «Да, я расстроена» «Я переживаю», «Я разозлилась».

УПРАЖНЕНИЕ «Угадай эмоцию».

Найдите картинки, на которых люди разного возраста (взрослые и дети) выражают эмоции. Лучше, если это будут фотографии, а не иллюстрации. Расскажите «истории» об этих людях. Почему они смеются, плачут, боятся. Когда ребенок подрастет, пусть он вам расскажет свои истории по фотографиям.

Важно помнить, что осознание и проговаривание эмоции снижает её переживание в несколько раз не только у детей но и у взрослых.

УПРАЖНЕНИЕ «Угадай эмоцию» №2.

Покажите ребёнку картинки, на которых изображены портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств. Ребёнок должен разложить их по стопочкам. В первую -изображения тех детей, которые празднуют, веселятся. Во вторую - тех, кто нуждается в поддержке. В последнюю - тех, кто злится. Ребёнок должен назвать признаки, по которым он сделал свой выбор.

УПРАЖНЕНИЕ «Тренируем эмоции».

Это упражнение хорошо развивает способность понимать эмоциональное состояние другого человека. Предложите ребёнку поиграть в превращения.

Пусть он станет грозовой тучей, злой/ым волшебницей/ком, хищником на охоте.

Пусть покажет сердитого взрослого человека, ребёнка; злого человека.

И под конец пройдитесь по приятным эмоциям. Пусть зажмурится, как котёнок на солнышке.

Пусть представит себя красивым цветком / могучим дубом. Пусть улыбнётся, как радостный ребёнок или так, как будто увидел чудо.

Главная родительская ошибка - детей заставляют подавлять свои эмоции. «Плакать нельзя!». Когда эмоция не пережита, подавлена, она остается у человека «в теле». Со временем ребенок вырастает, а его тело хранит все подавленные в его жизни эмоции, они оказываются заблокированы в нём.

Следующий важный этап работы с детской эмоцией - научиться находить её локализацию в теле.

Что делать? Когда вы вслух проговариваете эмоции, которые может в настоящий момент испытывает ребенок или он сам вам об этом рассказывает, надо у него спросить: “А где у тебя эта злость/обида/ грусть?» Пусть покажет рукой, пальцем, опишет, как она отражается в теле - теплом, холодком, покалыванием.

Так ребенок научится осознавать свое тело. Для того, чтобы снижать её негативное действие на себя. Для этого достаточно физически расслабить место, где локализуется эмоция с помощью упражнений или дыхания.

УПРАЖНЕНИЕ на расслабление «Вертер» (по имени робота из фильма «Гостья из будущего»).

Ребенок представляет, что он робот. Стоит прямо. И начиная с кончиков пальцев ног начинает напрягать и расслаблять мышцы, поднимаясь всё выше, до макушки. Пальчики, коленки, ноги, живот, спину, плечи, руки, ладошки (сжать в кулаки, потом расслабить), шею, голову. В конце напрячь все тело и расслабить.

Это упражнение можно делать лежа, оно улучшает сон.

УПРАЖНЕНИЕ для расслабления мышц №2 «Снеговик»

Предложите ребёнку пофантазировать и стать на какое-то время большим, красивым, белым снеговиком, которого только что слепили ребята. Он стоит очень устойчиво на своих маленьких ножках. Шло время. Стало пригревать солнышко и снеговичок «поплыл». ребёнок должен показать, как снеговик будет таять: в первую очередь подтает (расслабляется) голова, потом «поплывёт» спина, руки и ноги и снеговик окончательно растает. Ребёнок «растекается» на полу, как лужица, которая осталась после снеговика.

Не забывайте хвалить, подбадривать и поддерживать ребёнка во время игр-упражнений.
Получив навык управления своим эмоциональным состоянием в детском возрасте, ваш ребёнок, взрослея, с каждой пережитой эмоцией будет становится сильнее, его устойчивость в стрессе и внутренняя сила будет расти. Он сможет в режиме реального времени превращать свои негативные эмоции в свою жизненную силу, не идти у них на поводу, а наоборот, управляет ими.

Уверенность в том, что его чувства важны, а умение выражать их, а не подавлять, поможет ему построить отношения с окружающими и быстрее достигать своих целей. Плюс к этому, развитый эмоциональный интеллект - надежная защита от «взрослых» зависимостей и вредных привычек.

В теории - это правило понятно, но что делать на практике? И как в данном случае сдерживать свои эмоции родителям?

Как? Учимся сами и учим своих детей двум очень важным правилам .

1. Называть свои эмоции словами .

И взрослый, и ребенок должны понимать, что происходит у них внутри. Если внутренняя буря понятна ему самому, значит, перенести ее будет гораздо проще.

Леночка, знаешь, каким словом называется то, что сейчас с тобой происходит? Это огорчение. Ты сегодня целый день огорчаешься.

Миша, ты злишься. Я забрала у тебя машинку, тебе это не нравится и ты разозлился.

2. Контролировать свои действия под влиянием эмоций.

Выполнение второго пункта становится возможным только после того, как будет выполнен первый.

Леночка, даже когда ты сильно огорчена, драться все равно нельзя. Другой человек тоже огорчается. Ему становится плохо, он сердится и грустит.

Миша, даже если ты очень зол, нельзя замахиваться и кричать на маму. Мне становится обидно, я расстаиваюсь и обижаюсь.

Важный нюанс : если первый шаг (называние эмоции) не пройден или не освоен, то действие ребенка под влиянием эмоций взрослый может остановить словами и действиями .

Теперь показываем на примере , как это работает.

Ребенок на площадке. Вы останавливаете его, если надо, держите его руки и говорите, что он очень сердит. Очень сильно сердит! Называние делает ему понятным происходящее у него внутри .

Следующий этап - объяснение .

Даже когда ты сильно сердит, бить других нельзя. Говорим спокойно и уверенно.

Так происходит торможение внешних, несоциальных действий, которые происходят под влиянием неконтролируемых эмоций.

Если у нас получится вложить в своих детей хотя бы эти два правила , их жизнь изменится к лучшему .

А это значит, что независимо от наших душевных сил и возможностей мы смело можем считать себя прекрасным родителями .

Что, впрочем, будут подтверждать наши дети всей своей жизнью и адекватным поведением

А как вы справляетесь с бурным проявлением детских эмоций?