Герб беларуси



«Гэтая праца - гімн адвечнаму імкненню нашых продкаў да прыгожага, няўтольнай празе праз тканы і вышыты ўзор выказаць сваё разуменне жыцця, свету, космасу, хваласпеў умелым рукам, светлай, добрай, паэтычнай душы нашай сялянкі».
(М.С. Кацар - Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка)

Красно-белые символы на одежде или, скажем, тетрадках сейчас уже мало кого удивят. Белорусский орнамент как-то очень быстро захватил молодежь, став очень популярым. Начали открываться магазины с вышиванками, чашками, ручками, на которых изображена подобная символика. Все чаще встречаются автомобили с таким рисунком на стекле. Белорусский орнамент привлекает, завораживает и вызывает гордость.

Недавно я увидела девушку с татуировкой орнамента. Когда спросила, что он обозначает, она ответила, что это солнце, но точно не уверена, что еще обозначает этот символ, ей просто хотелось показать принадлежность к белорусской культуре.

Эта случайная встреча натолкнула меня на мысль: а ведь мы действительно мало знаем об истории символов и образов, которые когда-то были хорошо знакомы нашим предкам. И я решила окунуться в тему глубже: поговорила со специалистами-этнографами, перечитала в Национальной библиотеке горы книг. При серьезном изучении оказалось, что в свое время для белорусов символ орнамента был неотъемлемой частью жизни.

Нужно понимать, что каждый символ обозначал что-то особенное и выполнял свою функцию. Наблюдения за окружающей природой помогали мастерам переносить на свои изделия формы веточек, цветов, деревьев и даже вазонов, которые стояли в каждом деревенском доме. О самых интересных символах мы сегодня рассказываем.

Узоры жизни

Вышивают эти мотивы тогда, когда нужно просить Бога, чтобы человек пришел в чувство (рис. 1).

Когда у женщины нет детей, изображают такой символ. Чтобы выразить идею расцвета природы, жизни, вышивают символ Солнца (рис. 2), который помещается в символ Земли (рис. 3). Этот узор широко известен в белорусском ткачестве. Когда-то его можно было увидеть в каждом крестьянском доме, поскольку он считался чудодейственным. Называют его по-разному: Жизнь, Весна, Ярило. Это один из древнейших символов, в котором зашифрована тайна жизни.

Урожай и плодородие

В дохристианские времена главными богами считались бог Солнца и богиня Мать-Земля. От них зависела вся жизнь на Земле. Они любили друг друга, имели детей - Ярило и Весну. От Ярило и пошло все добро: рожь, ячмень. Образ его в народном воображении олицетворял пробуждение природы после зимнего сна. Ярило воплощен во многих узорах. Один из них изображает его на коне (рис. 4).

Еще один важный символ урожая - Жытняя Баба (рис. 5). Ее делали из снопа, перевязывали его полотенцем, поливали водой и ставили под иконами. Женщины считали, что Жытняя Баба вылечивает от женских болезней, помогает при родах. Кто ценит ее, тот всегда имеет хороший урожай.

Изображали на ткани и Каплю (Дождь) (рис. 6). Говорили в народе: «Будет дождь идти - будет хлеб расти».

Образ Матери

Образ матери (рис. 7) с ребенком характерный для искусства всего мира, но у белорусов пользуется особенной любовью. Наши предки прославляли женщину-мать (рис. 8), украшая ее символом многие свои изделия.

Наивысшее воплощение любви, доброты и красоты - мать и ребенок (рис. 9), которые воодушевляли мастеров и художников всех времен и народов. Этот образ очень любили белорусские ткачихи и вышивальщицы.

Любовь

Очень интересно то, как молодые девушки выражали свои чувства через вышивку. Были узоры, обозначающие любовь, которая начиналась (рис. 10), любовь в расцвете (рис. 11) и любовь без взаимности (рис. 12). Женщины рассказывали, что все, что они пережили и увидели, они вышивали на покрывалах и полотенцах. Когда девушка влюблялась в юношу, она вышивала полотенце с голубем и голубкой. Он узнавал об этом и приезжал свататься.




Когда в браке не было детей, бабушки советовали женам вышивать Мать-Родительницу и Святое Древо (рис. 13). Не знаю, было ли связано это с вышитыми символами, но у женщин переставал болеть живот, они рожали детей, и семья была счастливая.

Праздники

Наши предки чтили традиции. Праздник был неотъемлемой частью жизни любой деревни. Каждое событие отражалось в вышивке. Популярностью пользовались купальские мотивы (рис. 14), Масленица (рис. 15), свадьба. Кстати, в народе Масленица и Купалинка - родные сестры, поэтому часто изображались вместе.

Образы языческой мифологии

Эта тема наиболее популярна сейчас среди молодежи. Изображения богов все чаще является мотивом для созданий коллекции одежды, сувениров. Если поездить по деревням Брестской области, то можно увидеть на крышах домов и на калитках узоры солнца, месяца и т.д. Сейчас такие изображения выполняют чисто декоративную функцию.

Древо жизни

У многих народов в древности бытовал культ священного древа жизни. Символ вечности, бесконечности. Популярным был этот символ и у древних христиан. Особенно почитали дуб как символ мощи и непокорности. Священные дубы были центрами языческих капищ. Ствол и ветви деревьев украшали рушниками. Еще недавно в народе бытовало поверье, что нельзя срубать старинные дубы, чтобы не навлечь на себя несчастье.

Русалка

Трагичная, неразделенная любовь девушки воспета в художественном творчестве многих народов Европы и связывается обычно с образом русалки (рис. 16). У белорусов есть такая легенда о русалках: жила
в Несвиже красивая девушка. Увидел ее пан и соблазнил, а затем уехал в Варшаву на учебу. Пошла девушка к озеру и с горя утопилась. Ее часто видели ночью - она стала русалкой. А через год вернулся домой пан. Пошел однажды к озеру. Завлекла его девушка в воду, защекотала и утопила. Сейчас в Несвижском парке около замка Радзивиллов стоит памятник русалке.

Наряду с Купаллем у нас есть праздник Русалле. Когда-то он был связан с аграрной магией, верой в русалок, которые распоряжались водной стихией и обеспечивали урожай. Был это и праздник девушек, в котором сочетались энергия молодости и трагизм несчастной любви, радость и печаль, обрядовая магия и обычное веселье.

Символы защитников семьи

Женщины вышивали рядами символы, которые охраняли семью и защищали от всех бед.

Вот один из таких примеров (рис. 17). В первом ряду Параскева-Пятница с венчальными коронами по сторонам, опекунша женщин, матерей. Она дает сильную семью, здоровых, послушных детей, обеспечивает согласие и любовь в семье. Во втором ряду - узор Солнца, которое согревает и освещает Землю и все живое на ней. Символ Матери - Земли-кормилицы - защита от нечистой силы, болезней. Узор Перуна охраняет от беса, чертей. Наконец, Жыжаль должен обеспечить тепло в доме, уберечь от дурного глаза. Эти и подобные символы были оберегами семьи.

Папараць–кветка Еще один национальный белорусский цветок - конечно, «папараць–кветка». Папоротник, как известно, цветет только в легендах. И только в ночь на Ивана Купалу. Заметить цветок, по логике, несложно - он горит, как огонь. А вот найти и сорвать проблематично. Нечистая сила мешает. Сорвал - начнешь понимать язык птиц и зверей, видеть сквозь землю клады. Чуць толькi Купальскае свята Наблiжыцца з ночкай сваей, Як папараць–кветкай заклятай Чаруе няшчасных людзей... - утверждал Янка Купала. О мистическом цветке писали Винцент Дунин–Марцинкевич и Юзеф Крашевский, Владимир Короткевич и Михась Чарот. А уж сколько «папараць–кветак» в нашем быту - от ресторана до котлеты... 7 июля В ночь с 6 на 7 июля (у католиков и у славян - с 23 на 24 июня) отмечалось Купалье (Купалле, Ян, Иван) , которое являлось своеобразной кульминацией летних событий в народной жизни. Иван Купала является одним из самых почитаемых праздников у белорусов и в настоящее время. Купалле - истинно языческий праздник в честь летнего солнцестояния. Аналоги его существуют почти во всех странах мира. Во время летнего солнцестояния расцвет природы достигает своего апогея: колосится на полях пшеница, гречка и просо, расцвели лен и картошка, закончился приплод у животных. Поэтому наши предки в эти дни старались отблагодарить Матушку - Природу за хороший урожай, охоту, удой и отел у домашних животных. Люди совершали жертвоприношения и празднованием Ивана-Купалы показывали единение с природой. девушки занимались гаданием: опускали венки в реку и, следя за движение венка, делали выводы о своей дальнейшей судьбе. С Купальем связывают удивительную легенду о цветке папоротника (папараць-кветка) , на который нисходит огонь Перуна, и ровно в полночь папоротник зацветает на несколько мгновений огненным цветом. Нужно поймать этот момент, и тогда все желания обладателя цветка папоротника сбудутся, он будет знать обо всем, что происходит в мире. В легендах говорится, что в купальскую ночь растения разговаривают между собой, деревья переходят с места на место, а реки светятся волшебным светом. Есть поверье, что в эту ночь проводят гулянья всевозможные волшебники и ведьмы, воруя лошадей, отбирая молоко у коров. Чтобы защититься от нечистой силы, хозяева вешали над входом домом крапиву или острые предметы, о которые нечистая сила могла бы порезаться: иглы, серпы. К утру молодежь купалась в реках, качалась по утренней росе, встречала восход солнца, в честь которого и праздновалось Купалье. Говорили, что в купальское утро солнце «играет» - двоится, троится и переливается разными цветами. Документальный фильм из цикла 1000 миров "В ночь на Ивана Купала". В фильме показан языческий праздник летнего солцнестояния, ночь на Ивана Купала, русские неоязычники споминают старинные русские обряды, связанные с языческим богом солнца Ярило, ведьмина ночь, цветок папоротника, обливание водой, прыжки через костер и венки на воде - все это праздник Ивана Купала.

Развитие изобразительного искусства Белоруссии происходило в тесном контакте с искусством России, Украины, Польши и Литвы, что, несомненно, носило прогрессивный характер.


Основными видами прикладного искусства были резьба по дереву и кости, керамика, ткачество и обработка металлов.


Традиционный белорусский орнамент по преимуществу геометрический. В средневековой Белоруссии славились мастерством резчики по дереву и камню, создавшие особый стиль - так называемую "белорусскую резьбу" - пышный растительный орнамент, в который вплетаются стилизованные изображения птиц и зверей. Иконостасы и царские врата православных храмов часто были настоящими произведениями искусства, свидетельствующими о талантливости белорусского народа.



Видное место в декоративном искусстве Белоруссии занимало производство изразцов для облицовки зданий. На сохранившихся керамических плитках XIV-XV веков можно увидеть скачущего всадника с обнаженной саблей и оленя с олененком. Изображение всадника близко гербу Великого княжества Литовского, получившего в последующие столетия распространение в геральдике, так и в изобразительном искусстве Белоруссии и Литвы.


Часто встречаются керамические плитки, украшенные цветами и растительными побегами. Излюбленными цветочными мотивами были василек и виноградная лоза.



Такие керамисты XVII в., как П.И. Заборский, Степан Иванов, прозванный Полубесом, Игнатий Максимов, были известными мастерами своего времени и работали не только у себя на родине, но и в русском государстве: сначала на строительстве Воскресенского храма в Ново-Иерусалимском монастыре, затем в Оружейной палате Московского Кремля. Замечательный керамический пояс Воскресенского собора, выполненный Степаном Полубесом, был украшен орнаментом, прозванным в народе "павлиний глаз". Декоративное убранство этого собора, оказало большое влияние на изразцовый декор зданий Москвы последних лет XVII в.


Искусство художественной обработки металлов получило распространение не менее, чем художественная керамика. Здесь в основном использовались изображения цветов и растительных побегов.





В XVIII в. в Уречье была основана мануфактура по изготовлению бытового и художественного стекла. Она выпускала украшенную алмазной гранью и гравировкой посуду и зеркальные медальоны с гравировкой, которые служили украшением парадных залов. Декор зеркал с гербами магнатов соединял в себе черты средневековья и элементы барокко. Уреческое стекло получило известность далеко за пределами Белоруссии - в Польше, Литве, России.


Очень популярными во второй половине XVIII - первой половине XIX в.стали протканные золотом и серебром шелковые так называемые слуцкие пояса. Этим названием они обязаны месту своего изготовления - Слуцку. В те времена их именовали "персидскими кушаками".





Орнаментальные композиции слуцких поясов, как правило, слагались из трех частей: узкой каймы, украшенной стилизованным растительным орнаментом, охватывающей пояс со всех сторон; основного поля пояса, оформленного несколько более спокойными орнаментальными формами и расчлененного довольно часто поперечными полосами, и двух прямоугольных клейм, расположенных по концам пояса, украшенных обычно одним, двумя вазонами, либо медальонами с цветами или крупными букетами, звездами, иногда геометрическими фигурами.





Мотивы флоры первоначально были заимствованы с Востока, но постепенно близко знакомые белорусским мастерам цветы - василек, колокольчик, кашка - заменили эти узоры. Пояса ткали двусторонними, когда их прокатывали на особых станках, блеск золотых и серебряных нитей еще более усиливался. Этот блеск в сочетании с яркостью узора, чистотой тонов - алого и синего, орнажевого и голубого - придавал слуцким поясам одновременно и нарядность и строгость. На углах пояса обычно ткались названия города и имя мастера, вначале латинскими буквами, позже кириллицей.


Будучи предметом мужской одежды, слуцкий пояс дал жизнь широко вошедшим в XIX в. в русский, а затем и европейский женский костюм тонким шерстяным шалям. Их узоры повторяли все элементы слуцких поясов.





Среди ремесленных изделий первой половины XIX в. выделяются ткацкие изделия, ковры с растительным орнаментом, близкие по технике исполнения к украинским безворсовым килимам. В настоящее время выпускаются ворсовые ковры с белорусским геометрическим узором и декоративными мотивами слуцких поясов.


Для ткачества характерной особенностью является использование натурального цвета материала: сурового тона льняной нити, коричневых оттенков шерстяной пряжи. Излюбленными сочетаниями цветов в окрашенных тканях стали сочетания красного с синим цветом, красного с фиолетовым, зеленого с желтым. В орнаментике преобладают геометрические мотивы (обычно вариации ромба и квадрата).





На протяжении нескольких столетий в изобразительном искусстве Белоруссии были созданы произведения большой художественной ценности. Они свидетельствуют об удивительной одаренности белорусского народа.


Основные источники:

Л.В. Фокина, "Орнамент", серия: Высш.обр.,- Изд-во: Феникс, 2007г. - 208с.

Кацар М.С. "Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка / Белорусский орнамент": Ткачество. Вышивка


Символика белорусского орнамента



Всевозможные предметы с белорусским орнаментом нынче очень популярны. Дизайнеры не упускают возможности поддержать этот модный тренд. Более подробно о белорусском стиле можно прочитать в

Узоры и орнаменты – особенный вид народного творчества, тесно связанный с термином «декор», призванный не только украшать предметы и одежду, но и представляющий собой целую сложную структуру.


Простой белорусский орнамент

Белорусский орнамент отличается богатством колорита и множеством разновидностей форм узоров. В последнее время он стал очень популярен не только у людей в возрасте, но и среди молодежи.


Белорусский народный орнамент очень колоритен, и известен далеко за пределами республики

Схемы узоров применяются не только в дизайне интерьеров, но и в оформлении одежды.


Платье с вышитыми белорусскими национальными узорами


Белорусский орнамент активно используют дизайнеры со всего мира

Активно развивается тенденция на нанесение татуировок с национальными узорами. Среди молодежи это считается особым проявлением патриотизма и производится, чтобы акцентировать принадлежность к своей национальности. При этом делают такие татуировки не только в Белоруссии – в других странах эта услуга также популярна.

Особенности белорусских узоров

Яркими отличительными чертами орнаментов Белоруссии можно назвать преимущественное использование различных геометрических фигур:

  • квадрат;
  • ромб;
  • четырехугольник;
  • полосы и их детали.


Белорусский орнамент — прекрасный способ украсить интерьер

В некоторых случаях осуществлялось плавное перетекание фигур в растительные мотивы. Что характерно для белорусских узоров – это отсутствие в них символов смерти. Для белорусов орнамент – это своего рода оберег, который должен содержать в себе только положительное. Разумеется, надобности в создании оберегов с изображениями горя, смерти или боли не было.


Национальный орнамент Белоруссии – это неизменный белый фон с красными изображениями на нем. Считается, что только у этой национальности получилось сохранить неизменным первоначальный вид узоров, существовавших еще со времен древнеславянских племен. Белый цвет признанно обозначает чистоту и открытость, а огненно-красный изображает кровь, солнце и, соответственно, жизненную силу. Черный цвет начали применять с конца позапрошлого века, но в мизерных количествах. Другие цветовые гаммы при этом не использовались.


Разнообразие белорусских узоров поражает

Богатство колорита обычно достигается с применением разных техник (шитье при помощи шнурков или дощечек), а также специальным расположением простых деталей узора с их определенным ритмом.


При этом использование фигур, не связанных в орнаментальные ряды, было редким явлением. Мотивы в изображении орнамента.


Разнообразные фигуры белорусского орнамента

Разнообразие форм символов обусловлено широким ассортиментом мотивов, предпочитаемых народами Белоруссии:

Геометрический мотив – самый популярный вид. Включает в себя:

  • круги;
  • звезды;
  • ромбы;
  • точки;
  • ленты;
  • линии, прямые, ломаные или зигзагообразные;
  • шестиугольники;
  • кресты.


Схема для вышивки узоров

Растительный мотив – встречается чуть реже. Преимущественно состоит из:

  • цветов, особенно акации и лотоса;
  • листьев;
  • плодов, чаще всего винограда.


Растительный мотив белорусских узоров


Белорусские рушники с вышитыми виноградными гроздьями

Анималистический мотив – состоит из изображений, стилизованных под животных или детали их фигур.


Мифические животные на белорусском орнаменте


Анималистический мотив белорусских узоров

Животные могут быть как реальными, так и вымышленными, мифическими.

Символика белорусского орнамента и ее толкование

Разновидностей орнамента может быть множество. Каждый имеет свое определенное значение, чем и обусловлено их применение для разных целей:

  • Древо жизни — традиционно символизирует священное древо жизни – символ бессмертия и вечной жизни.


Известным сюжетом является библейская история Адама и Евы, сорвавших запретный плод с древа жизни, за что их изгнали из Рая. Христианская культура дает этому вектору именно такое толкование. Помимо этого белорусы, как и остальные славянские народы, почитали деревья.


Древо жизни вышитое крестом

Особым уважением пользовался дуб, олицетворяющий силу и могущество. Этим деревьям поклонялись, а рубить их было запрещено. Все это объясняет популярность использования орнамента в украшении вышитых и тканых изделий.


Фотоальбом с вышивкой «Древо жизни»

  • Ярило на коне — ярило – древнеславянское божество солнца и плодородия.


Платье с орнаментом «Ярило на коне»

Считалось, что Ярило олицетворяет собой жизненные силы природы и помогает росту урожая. Вектор изображает бога Ярило, восседающего на коне. Копье в руках божества символизирует оружие, при помощи которого он победил кровожадного змея. Все это нашло отражение в белорусских легендах. А если провести параллель между славянскими верованиями и христианством, Ярило предстанет перед нами в образе Георгия Победоносца.


Ярило в белорусских вышивках

  • (в древнеславянской мифологии) – богиня плодородия и урожая. В белорусских легендах можно прочесть множество упоминаний о ней. Это кукла, сделанная из пшеницы и ржи специально для осеннего празднования, во время которого положено отблагодарить солнце, землю и дождь за богатый урожай. Название вектора обусловлено термином «жить» – то есть «жизнь». Частое использование узора на тканых изделиях, рушниках, покрывалах и одежде можно объяснить особым почитанием и поклонением этому божеству.


  • Символ пробуждения природы веснойв основе создания орнамента лежит белорусская легенда о приближении солнца к земле, при котором вся природа пробудилась от зимней спячки. Суть сказания была доступно и колоритно изложена в элементах этого вектора. Можно проследить связь этого узора с божеством Ярилой и Древом жизни – каждый из них олицетворяет жизнь, а Весна – это и есть новая жизнь природы.


Ярило и Древо жизни

  • Символ солнца — древние верования обожествляли и солнце. Было принято просить у него помощи, как у божества. У славян Солнце возглавляло пантеон богов, находясь на его вершине. Божество имело несколько разных наименований: Хорас, Даждьбог или Сварог.


  • Единение солнца и земли — еще один вектор, изображающий воссоединение земли и солнца. Белорусские легенды поддерживают образ единения этих природных сил как тепло, жизнь, хороший урожай. Символ очень часто используется при вышивке полотенец, рушников, покрывал.


  • Священное дерево встреч — изображение имеет значение своего рода пожелания живым от усопших. Чтобы их родные и близкие, внуки и дети не нуждались ни в чем, были здоровыми, а урожай радовал изобилием.


  • Символ предков — узор олицетворяет в своем роде молитву, прошение к Богу, за умерших родных и близких. Чтобы они оказались в Раю, земля была пухом, а солнце обогревало их.


Символика предков

  • Символ ребенка — вектор нередко использовался в качестве оберега для маленьких детей. Считалось, что он как талисман ограждает дитя от любых невзгод, несчастий и дурного глаза.


  • Символ матери — мать – начало всего живого. Самый популярный вектор у народов Белоруссии. Несмотря на то, что образ матери и ребенка использовался у многих народов, белорусы относятся к нему с особым трепетом. Скорее всего, это вызвано частыми нападениями на мирный белорусский народ, страдавший от вражеских набегов. И единственным способом выжить стала женская возможность рожать – создавать новые жизни. Поэтому орнамент входит во многие схемы, украшая большинство изделий из ткани.
  • Символ молодой девушкибереза — интересный по своему содержанию вектор. Изображает поникшую березу в центре – словно женщину после замужества. По бокам от нее изображены две молодые незамужние девушки.
  • Символ Берегини — значение вектора можно узнать из славянской мифологии. Берегиня – богиня семейного очага, рукоделия, хозяйства. Также она покровительствует воде.


  • Символ крепкой семьи — орнамент часто вышивался на рушниках, которые было принято относить в церковь, к иконе Божьей матери. Вектор, символизирующий солнце Особенно популярным было изображение солнца – основного божества древних славян. Узор несет в себе жизнь, новое начало и активно используется в тканых и вышитых изделиях различного рода.


Белорусский рушник на свадьбу

  • Узор, символизирующий богатство — у белорусского народа одним из популярных пожеланий является пожелание богатства и достатка. Чтобы нива давала обильный урожай, а в доме было изобилие во всем. В том числе это означает и большое потомство.


  • Молодые венчающиеся — орнамент изображает двух венчающихся – парня и девушку. Венчание – священный обряд, существующий у всех славянских народов. Часто белорусы украшали такими узорами обрядные рушники.


Белорусские узоры – самобытные колоритные элементы, уникальные своим древним происхождением, а также оригинальным видом. Их применение не теряет популярности с давних пор и по сей день. Ношение узоров стало особым видом патриотизма, проявляемого к своей стране.

Белорусская история полна трудной борьбы за независимость. Своей символикой государство официально обзавелось совсем недавно, в период обретения суверенитета после распада СССР. До этого главным флагом считался советский. На данный момент используется штандарт с более чем шестидесятилетней историей, а также существует неофициальная версия с бело-красно-белым полотнищем, которая используется оппозицией и националистами.

Современный государственный флаг

Полотнище, являющееся символом суверенитета республики, имеет прямоугольную форму и состоит из двух прямоугольных полос. Цвета, которые в себя включает белорусский флаг - красный и зеленый. Верхняя полоса красная и занимает две трети ширины полотнища, а нижняя, зеленая, составляет одну треть. Возле древка вертикально расположена полоса с национальным красно-белым орнаментом, она занимает 1/9 длины. Ширина относится к длине так же, как 1 к 2. Флагшток окрашивается в золотистый цвет. Для церемониальных шествий или торжественных дат для него также используется ромбовидный наконечник с пятиконечной звездой, выполненный из желтого металла. Точно такая же звезда изображена на государственном гербе Республики Беларусь.

Когда используется национальная символика?

Использование флага регламентировано сводом правил. Так, на резиденции президента, на административных зданиях министерств и национальных собраний, а также государственных комитетов штандарт должен находиться постоянно. Это касается также зданий судов и местных исполнительных органов. Здания дипломатических и консульских представительств в других странах определяют правила использования национального символа в индивидуальном порядке. Кроме того, флаг должен использоваться на помещениях для голосования в дни референдумов или выборов, на пограничных пунктах и в на морских и торговых кораблях, на спортивных сооружениях в дни чемпионатов и первенств республиканского или международного масштаба. Использовать красно-зеленое полотнище также можно на церемониях и торжествах государственных и общественных органов, учреждений, предприятий и организаций. В семейные, трудовые и народные праздники украсить свой дом или автомобиль флагом может любой гражданин страны.

История возникновения

В январе 1919 был создан манифест о создании Социалистической Советской Республики Белоруссии. 3 февраля была признана независимость возникшего государства и принята его Конституция, утверждающая флаг и герб. Символика того времени была напрямую связана с коммунистическими идеями. Поэтому белорусский флаг представлял собой красное полотнище, в левом углу которого располагались золотые буквы С.С.Р.Б. или полная расшифровка названия страны. 27 февраля было принято решение о создании буферного государства, Литовско-Белорусской ССР. Флаг Белоруссии в этот период представлял собой алое полотнище. Когда Литбел прекратила существование и БССР вошла в была принята новая Конституция. Новые флаг и герб Белоруссии были похожи на уже существующие. Так, главный государственный символ являлся красным полотнищем с золотыми буквами «БССР» у древка. Конституцией от 1937 года на него были добавлены красная звезда и серп с молотом.



Приход к современному варианту

В пятидесятых вышло новое конституционное постановление. Согласно ему был принят красно-зеленый флаг Белоруссии, фотографии которого во многом похожи на его современную версию. Отличие в том, что в верхнем левом углу советского варианта были изображены серп, молот и пятиконечная звезда. Их можно было вписать в квадрат стороной в одну шестую ширины полотнища. Острый конец серпа должен был точно приходиться на середину верхней стороны такого квадрата, а рукоятки инструментов - упираться в нижние углы. была размером с окружность с диаметром в одну двенадцатую ширины флага. Как и у всех предыдущих, а также у современного, флагов, соотношение ширины и длины составляло один к двум.

Символика используемых цветов

Как и для других народов, для белорусов оттенки полотнища имеют большое символическое значение. Красная полоса ассоциируется с солнцем и кровными узами, символизирует братство и борьбу за правое дело. Такой цвет является знаком счастья и высокого положения. В прежние времена знать носила красные шапки и сапоги как знак особого отличия. Кроме того, использование красного означает победу и высокое предназначение. Зеленый цвет указывает на тесную связь с природой. Он ассоциируется с лесами и полями, которыми покрыта большая часть территорий. Зеленая полоса является роста, благополучия и мира. Такие цвета флага Белоруссии и их сочетание призваны дать наиболее полное представление о культурных ценностях и традициях страны. является символом свободы, стремление к которой является еще одним важнейшим гражданским качеством белоруса.



История орнамента

Красно-белая полоса у древка напоминает о традиционных народных ремеслах. Орнамент белорусского флага был выбран из множества вариантов и конституционно утвержден в советский период. Вариант, который используется и по сей день, был создан в 1917 году обычной крестьянкой Матреной Маркевич из деревни Костелище, которая находится в Сенненском районе. Его основной идеей является то, что трудолюбие и мастерство служат предпосылкой счастья. По сути, орнамент является фрагментом вытканного вручную полотенца на традиционном для Беларуси станке. Подобные полотенца, называемые белорусами «рушники», широко распространены в народном хозяйстве и чаще всего украшаются именно красной вышивкой по белому льняному фону.

Символизм орнамента

Каждый элемент бело-красной полосы, украшающей флаг Белоруссии возле древка, имеет свое особое значение. В центре расположен ромб с отходящими от него «крючками», также называемыми «веслами» или «рогами». Эти детали символизируют движение и вечность. Сам по себе ромб является символом богини Плодородия. Это своеобразное изображение засеянного поля. Вокруг него расположены знаки, которые должны призывать удачу и богатый урожай, а также способствовать исполнению праведных и добрых желаний. Маленькие ромбы означают «хлебы», пищу, которая важна и для духа, и для тела. Через такие символы орнамент, который использует флаг Белоруссии, отражает культуру и историю

народа, его создавшего.

Бело-красно-белый флаг

Современные белорусские националисты нередко используют вместо созданной в советские времена версии флага бело-красно-белое полотнище. Этот символ был создан Клавдием Дуж-Душевским в начале двадцатого века. Есть версии, что в древние времена именно под таким полотном войско шло за победой в Грюнвальдской битве, некоторые историки считают его прообразами флаг Святого Георгия и герб «Погоня». Тем не менее документально это не подтверждается. Первые официальные упоминания связаны с выпускником Петербургского института Дуж-Душевским, к которому обратились белорусские националисты во время февральской революции 1917 года. Он и создал несколько проектов, из которых был выбран именно бело-красно-белый флаг Белоруссии, который использовался различными студенческими и повстанческими организациями. Во время Великой Отечественной войны таким полотнищем пользовались коллаборационисты, поэтому в наши дни оно имеет несколько отрицательное значение.