«Кровные узы». Соперничество между сестрами и братьями, которое закончилось ужасной трагедией

В мире полно братьев и сестер, которые ненавидели друг друга, а потом со временем у них возникла прочная связь, основанная на любви. Чувства гнева, угрозы, ревности и обиды очень часты и понятны. Ни один родитель не может их устранить, но есть способы помочь ребенку лучше справиться с ними.

ПОЯВЛЕНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО

Для младенца нужно делать больше, потому что он в этом нуждается, но в глазах другого ребенка это выглядит нечестно. Как бы вы ни старались, он считает, что это несправедливо.

Я была совершенно не готова к его гневу, обращенному на меня. Я так много думала о том, что моему сыну нужна помощь, когда родились близнецы, — думала, что их нужно будет защищать. Я не понимала, что в защите буду нуждаться я сама!

Я думала, что трений не будет, потому что он был настолько меньше их и потому что они явно обожали его, но проблема начала вылезать по-другому. Они никогда не вымещали ничего на нем, но моя младшая дочь стала сильно цепляться, ей отчаянно хотелось побыть маленькой, она даже говорила, что хочет, чтобы ей отрезали руки и ноги, чтобы она стала меньше. Моя старшая дочь стала просто помешана на аккуратности.

Марина К.

Появление новорожденного может с ног на голову перевернуть жизнь ребенка. Переходные периоды и перемены беспокоят детей (см. «Как справляться, когда трудно»), а это и есть самый настоящий переходный период.

Как это будет выражаться, зависит в большой степени от возраста и темперамента ребенка, но есть общая жестокая тенденция, что очень маленькие дети могут вымещать свое разочарование на новорожденном — тыкать его, щипать и дергать за волосы.

Более старшие дети, которые понимают, что причинять боль младенцу нехорошо, могут обратить свой гнев на родителей, старших братьев или сестер, а иногда и на самих себя. Им порой тяжело проконтролировать любящее объятие, которое может превратиться в слишком крепкую хватку. Проблемы со сном, плаксивость во время еды и возврат к более ранним проблемам с туалетом и истерикам — все это обычные вещи, и почти все это со временем проходит.

Подготовьте вашего ребенка к жизни с новорожденным, и это поможет уменьшить его шок и ваш стресс.

ПОДГОТОВЬТЕСЬ КАК СЛЕДУЕТ

Все, что я помню, — это моя мама, которая держит это в руках, и оно занимает мое место. Я была младшей из семи детей, и меня называли «малышка Малони». Моя мама сказала: «Иди сюда, ты можешь подержать его» -а мне совсем не хотелось, и я так и сказала. В том утро со мной поздоровалась продавщица и сказала: «А ты уже не малышка Малони!» И я настолько смешалась! Я подумала: а кто я? Я малышка Малони, я не изменилась...

Бриджит Триси, координатор Родительской сети

Поговорите с ребенком о том, на что станет похожа его жизнь, когда появится новорожденный, о взлетах и падениях и о том, как он, возможно, будет себя чувствовать. Позвольте ему обсудить то, что его беспокоит и задать вопросы. Самое главное: попытайтесь объяснить, что такое любовь и что ваша любовь к нему не уменьшится, когда появится другой ребенок. Многие малыши думают о любви как о чем-то конечном, почти как о пироге, разрезанном на куски. Если появится новорожденный, чей кусок он возьмет? Уверьте его, что ваша любовь к нему растет каждый день, и никто ее у него не отберет.

Дайте время приспособиться. Эмоциональное потрясение, вызванное появлением брата или сестры, редко достигает пика при рождении. Большинство семей обнаруживает, что оно возрастает позже, когда проходит ощущение новизны и до ребенка доходит, что этот новорожденный не вернется обратно.

Смиритесь с тем, что невозможно изменить чувства вашего ребенка, просто сделайте ситуацию более управляемой и менее болезненной.

Если вам тяжело понять негативные чувства вашего ребенка, подумайте над сказкой, которую рассказывали многим родителям во многих вариантах: «Мужчина приходит домой к своей любимой жене и говорит: «Дорогая, я тебя очень люблю, и жить с тобой так хорошо, что я решил взять себе вторую жену. Она скоро будет здесь, она будет спать там, где спала ты, и мы будем одной большой счастливой семьей. Разве это не будет замечательно?!»

Принять нового и нежеланного члена семьи может быть очень тяжело. Если вы будете ругать ребенка за его обиду на новорожденного, это не уберет его чувства, а наоборот, подольет масла в огонь. Вместо этого положите конец любому поведению, которое может нанести вред новорожденному, не скупитесь на похвалы ребенку за хорошее поведение (см. «Как стимулировать хорошее поведение») и покажите ему, что вы понимаете, как он себя чувствует (см. «Работа с чувствами»). А еще посмотрите на то, что скрыто. В частности, старшие дети могут и не проявлять своих чувств, но внутри они будут все же пытаться со всем этим разобраться.

Используйте любые методы, чтобы ваш ребенок чувствовал, что его любят. Родители предлагают некоторые советы:

1. Не держите новорожденного на руках, когда ваш ребенок впервые увидит вас двоих после родов.

2. Попросите родственников не направляться прямо к новорожденному, когда они придут в гости, а сначала поприветствовать старшего и поиграть с ним.

3. Подскажите близким друзьям принести маленький подарок для ребенка вместо (или кроме) подарка для новорожденного. Маленькие дети в особенности могут принять подарок «от новорожденного».

4. Вовлеките ребенка в ежедневный уход, насколько это позволяет его возраст, способности и наклонности. Поднося пеленки и толкая коляску, ребенок однажды может переполниться гордостью, а затем принять это как должное.

5. Шутите с ним про новорожденного: как мало он умеет делать, какие смешные гримасы строит. Трудно чувствовать угрозу от чего-то, над чем смеешься.

6. Сделайте альбом фотографий и памятных моментов, когда ребенок был новорожденным. Рассказывайте ему истории о том, что он делал и как вы себя чувствовали, как вы впервые взяли его на руки, когда он первый раз улыбнулся — так он поймет, что у него тоже было это особенное время.

7. Не давите, называя ребенка «большим братиком», «большой сестричкой». Дети иногда обижаются, когда их личность переплетается с новым ребенком и зависит от нее. Они по-прежнему те, кем были, и спасибо вам за это.

8. Подумайте о том, что любит делать ваш ребенок и чем вы могли бы заняться вместе, когда кормите младенца, чтобы старший не чувствовал, что его отталкивают. Возможно, это будет особенная книга, которую вы посмотрите, особенное видео или любимое блюдо.

9. Как можно четче придерживайтесь прежнего режима и привычек. Возможно, с вашей точки зрения совершенно разумно настаивать, чтобы ребенок вытерся сам, потому что у вас заняты руки, но ребенок может почувствовать, что его отвергают.

10. Проводите время, пусть недолгое, вместе без новорожденного, чтобы вы могли выслушать ребенка, чтобы он почувствовал, что он особенный, что его любят, и чтобы он знал, что он незаменим.

СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЖДУ БРАТЬЯМИ И СЕСТРАМИ

Соперничество — это нормально. Многие дети дерутся и совершенно нормально вырастают. Это становится проблемой, только если ребенок доминирует и это продолжается в течение довольно долгого отрезка жизни. Но не будем забывать, насколько полезно для ребенка иметь братьев или сестер. У него появляются свои друзья и свои личные переживания, но они есть другу друга.

Кэрол Энн Холли, инспектор здравоохранения и преподаватель клинической практики

Взрослые не должны предпринимать попытки останавливать конфликты между детьми; эти попытки бесполезны, потому что конфликты существуют. Вместо этого конфликты принимаются и детям показывают, . как их разрешать без насилия.

Комиссия «Дети и насилие»

Дети, в особенности братья и сестры, часто ужасно обращаются друг с другом. Конфликты совершенно нормальны, это часть отношений между братьями и сестрами; поэтому не перегружайте себя обвинениями, если ваши дети ссорятся и дерутся. Тем не менее, если вы уменьшите частоту ссор и поможете детям разрешить споры, это улучшит качество жизни всех членов семьи.

Уделите время каждому ребенку. Это трудно, учитывая загруженность, но это очень эффективный способ принимать во внимание потребности и переживания каждого ребенка и помогает им чувствовать уважение к себе и свою ценность. Вы можете почитать одному, пока другой спит, пойти вместе в магазин -все, что угодно, что даст вам возможность поговорить наедине или просто получить удовольствие от общества друг друга.

Примите чувства детей в отношении друг друга, но подумайте над тем, как эти чувства выражаются. Побуждайте их выражать свой гнев или ревность словами, а не кулаками или другим антисоциальным поведением (см. «Работа с чувствами»).

Легко думать о соперничестве между братьями и сестрами как о ненормальном поведении. Это может сводить с ума, но это совершенно нормально. Мне 32 года, и я сама мама, но мой 35-летний брат обладает способностью сильно раздражать меня, причем быстрее, чем кто-либо из моего окружения. И я думаю, что мы оба все еще смотрим на то, какое количество заботы, времени и внимания дают нам наши родители, просто чтобы удостовериться, что нас замечают.

Насколько это возможно, позволяйте братьям и сестрам улаживать конфликты самим (см. «Как стимулировать хорошее поведение» и «Эффективная дисциплина»). Если вы будете вмешиваться или, что еще хуже, становиться на чью-либо сторону, когда дети могут сами разрешить вопрос, это отнимет у них возможность научиться разрешать свои споры и стимулирует их к борьбе за вашу благосклонность.

Но если вы будете побуждать их сотрудничать, ожидая, что они постоянно будут всем делиться, это также может породить чувство враждебности, которое фактически воспрепятствует развитию отношений (см. «Ребенок отказывается делиться»). В конечном итоге, если вы будете устанавливать для братьев и сестер правила, касающиеся всего, то в результате они начнут общаться не друг с другом, а через родителей, и повзрослев также.

Братья и сестры

Исследование звонков на «Детскую линию» показало, что 14 % детей, звонящих по поводу отношений в их семье, обсуждали свои проблемы в отношениях с братьями и сестрами.

Около 6 % звонивших считали, что их родители предпочитают им сестру или брата.

В соперничестве между братьями и сестрами есть много положительного. Для ребенка это хороший способ почувствовать собственную силу и научиться вести себя с другими — делиться, давать и брать. От жестоких сторон в соперничестве между братьями и сестрами не скроешься, но в этом и заключается правда жизни. Проблема возникает тогда, когда мы не даем детям почувствовать этот негатив или не позволяем до конца пережить происходящее. Именно подавление чувств часто наносит вред и фактически приводит к большому количеству конфликтов.

Пэт Эллиот, психотерапевт и консультант по вопросам потери близких

Обращайте внимание на сценарии в поведении. Споры — это нормальная и здоровая вещь. Но один ребенок, привычно доминирующий или даже запугивающий другого — это не норма. Если вы видите, что возникают такие сценарии, попытайтесь помочь каждому ребенку выработать иные способы поведения.

Родители не всегда эффективно преодолевают зависть и ревность между братьями и сестрами. И все же, если вы не понимаете, например, что вашего третьего ребенка запугивает старший брат или сестра, или ничего не делаете по этому поводу, вы плохо справляетесь со своими родительскими обязанностями. Основное, что нужно внушить: в семье все ценны и со всеми обращаются с уважением. Дети часто не жалуются, когда их в семье запугивают, потому что они знают, что их не услышат, или понимают, что родители предпочитают им других детей. Вы должны контролировать то, что вы как родители делаете, и быть честными на этот счет. Нам всем нужно работать над тем, чтобы ладить друг с другом и признавать, что мы разные.

Д-р Дороти Роув, психолог и писательница

Будьте реалистичны. Признайте, что от ребенка очень легко ожидать поведения, которое еще не соответствует его возрасту. Нереалистичные надежды родителей несправедливы и иногда жестоки, если ребенка критиковать за то, что он им не соответствует.

Уважайте индивидуальность каждого ребенка. Пытайтесь изо всех сил избегать сравнений.

У меня близнецы, и на одном школьном мероприятии моя дочь была в центре внимания, читала историю и сидела посреди сцены. Задачей ее брата-близнеца было позвонить в колокольчик. Один раз. Мне хотелось плакать от обиды за него. Но когда я потом увидела их обоих, он сиял от гордости и говорил: «Ты меня видела? Ты меня видела? Я звонил!» Он знал, что его сестра умеет читать, а он не умеет, но его мысли больше занимало то, что он сделал хорошо. Беспокоит то, что, если бы он этого не сказал, я была бы полна сочувствия к нему и сказала бы: «Не обращай внимания, дорогой». А он этого не хотел, он хотел похвалы за то, чего он добился, а не сочувствия из-за то, чего не сделал.

Если пытаться помочь детям справиться с их различиями, обращаясь с ними одинаково, результат часто получается обратный. Невозможно уделять детям одинаковое количество времени, да и не следует этого делать. В разных обстоятельствах и на разных стадиях их развития у них будут разные потребности, и вы будете реагировать на них неправильно, если будете всегда пытаться все делить на равные части.

Я поняла из своего опыта, что «одинаково» — это не всегда справедливо и не всегда помогает. Я раньше обращалась со своими детьми одинаково, и это не приносило результатов: счастлив был только тот, чьи потребности мне удавалось удовлетворять. Я удивлена тому, что делала это так долго, потому что помню, как была ребенком и как мне хотелось, чтобы со мной обращались не так, как с сестрой, но я совершенно забыла об этом, когда стала мамой. Правила применяются ко всем одинаково, но я люблю их всех по-разному в равной степени.

Бриджит Триси, координатор родительской сети

Допускайте выражение любви так же, как и конфликты, и действуйте соответственно. Полезно предоставить каждому ребенку физическое пространство для игры, чтобы его не прерывали и не отвлекали братья или сестры. Возможно, один ребенок может поиграть в одной комнате, другой — в другой, или у каждого будет свой уголок. Дайте им также возможность быть вместе: играть, драться, решать свои вопросы и получить удовольствие от общества друг друга.

 %20on%20line%2045
%0A
%0ANotice :%20Undefined%20variable:%20get%20in%20/var/www/vospit/data/www/сайт/cache/blocks/templates/block_value_4.php %20on%20line%2045
%0A/main/otnoshenya_mezhdu_detmi?print=yes&request_url=&id="> Версия для печати

Смотрите также по этой теме:
Старшие и младшие дети в семье. Часть 1 ()
Старшие и младшие дети в семье. Часть 2 (Екатерина Бурмистрова, психолог )
Почему дети ссорятся и как с этим бороться (Карл Е.Пикхарт )
Взаимоотношения между маленькими братьями и сестрами (Дорис Бретт )

Стоит лишь собраться всей семьей, и можете быть уверены: этот момент почти наверняка наступит. Старшая сестра сделает замечание – тем самым тоном, который вас бесил еще в глубоком детстве. Неуклюже пошутит младший брат, а мама восторженно чмокнет его в щеку... И не успеем мы и глазом моргнуть, как детская ревность, обиды и огорчения наполнят нас, словно бы мы перенеслись в машине времени на много лет назад.

Счастье уникальности

Наше детское соперничество с братьями и сестрами никогда не проходит бесследно. «Роль брата или сестры в формировании личности очень важна, важнее, чем битва за обладание материнской любовью, – пишет французский психолог Марсель Руфо (Marcel Rufo). – Наличие другого позволяет – через схожесть и различие – лучше определить себя»*. Но сделать это нелегко, ведь соперничество между братьями и сестрами разыгрывается не один на один. Эти отношения всегда подразумевают третью сторону – родителей – и стремление выделиться, отличиться перед ними. И от их позиции зависит многое.

А родительская позиция редко бывает объективной. «Во всех семьях есть любимчики – папины, мамины или общие, – отмечает Марсель Руфо. – Знаю, говоря это, я могу шокировать многих: родители хотят быть справедливыми во всем, и в особенности в распределении любви. И тем не менее я настаиваю на сказанном». И дело совсем не обязательно в том, что родители явно предпочитают одного из детей. Их могут любить одинаково сильно, но не одинаковым образом. Слишком многое зависит от того, родились ли они в счастливые или тревожные времена, от того, первенец это или долгожданная дочка после трех мальчиков, от того, похож ли ребенок на безалаберного дядюшку или на утонченную бабушку-поэтессу. Дети чутко улавливают разницу в отношении к себе и, не зная причин, воспринимают ее как проявление неравенства. А потому стараются изо всех сил быть похожими на брата или сестру – или любой ценой отличаться от них – вместо того, чтобы раскрываться и быть счастливыми в своей собственной уникальности.

Соперники или сообщники?

Соперничество, изначально заложенное в отношениях между братьями и сестрами, может осложняться многими обстоятельствами, например, разводом. «Уход из семьи отца или матери может увеличить ту ответственность, что лежит на плечах у старшего, – констатирует Марсель Руфо. – Девочка компенсирует отсутствие матери, а мальчик берет на себя часть власти ушедшего из семьи отца». Свои сложности переживают семьи с детьми от разных браков. Особый случай – тяжелая болезнь одного из детей, который автоматически перетягивает на себя все внимание и заботу. Любая из этих ситуаций обостряет соперничество и заметно ослабляет другой необходимый элемент братско-сестринских отношений – сообщничество. Стоит ли удивляться, что семейные встречи превращаются в разбирательство: мы припоминаем друг другу давние обиды в надежде хотя бы сейчас восстановить справедливость.

Но и тогда, когда отношения братьев и сестер выглядят безоблачными, не стоит обольщаться. Вполне возможно, что соперничество в этом случае разыгрывается уже совсем на другой сцене. Скажем, женщина способна раз за разом вступать в любовные отношения с женатыми мужчинами только для того, чтобы противостоять сопернице – как в детстве противостояла сестре. А мужчина может исступленно конкурировать с коллегами, добиваясь признания начальника, – как добивался внимания отца, который больше общался с другим сыном. Даже выбирая спутников жизни, мы нередко ищем сходства с братьями и сестрами или, напротив, выраженного отличия.

Можно ли уберечь от тягот и опасностей соперничества собственных детей? Вряд ли, да это и не нужно. «Зависть – двигатель любой конкуренции, – подчеркивает Марсель Руфо. – Тот, кто завидует или ревнует, мучается от успехов другого и хочет одержать над ним верх, что означает стать лучше». Так что, видя ссору детей, не стоит вмешиваться слишком рано: надо дать им возможность самим постоять за себя. Иначе дети могут «застыть» в определенных ролях: девочка, которая хочет доминировать, мальчик, который не может за себя постоять без мамы… А ведь через пять минут, возможно, они бы пришли к согласию. «Соревнование между детьми необходимо, но оно должно быть конструктивно, – уверен Марсель Руфо. – Для этого нужно больше обращать внимания на те качества, которые отличают детей друг от друга, стараясь их развить, и относиться к каждому ребенку в соответствии с его возрастом и особенностями личности». Иными словами, мы не только должны любить детей действительно по-разному, но сами и принимать это.

* М. Руфо «Братья и сестры, болезнь любви» (У-Фактория, 2006).

Упражнение:

Устройте свой театр

Ролевая игра, которую используют в своей практике гештальт-терапевты, позволяет разобраться в своих чувствах… без свидетелей.

1. Найдите время, когда вы дома в одиночестве. Пройдитесь из комнаты в комнату, освободитесь от мыслей (сосредоточьтесь на дыхании, это помогает расслабиться). Когда почувствуете спокойствие и готовность начать, оглядитесь вокруг. Выберите одну вещь, которая будет «играть» вашу роль, и вторую, которая будет представлять вашего брата или сестру. Действуйте спонтанно, не размышляя, берите то, к чему рука «сама потянется».

Теперь подыщите для них подходящее место. Например, одну можно положить на полку, другую – на пол или в кресло. Продолжайте действовать интуитивно, без раздумий. Таким способом вы активируете правое полушарие мозга (эмоции, образы, творчество).

Представьте, что эти вещи заговорили. Что они скажут друг другу?

Если вы чувствуете, что в детстве с вами плохо обращались, давили на вас, несправедливо вас обвиняли, даже презирали, пусть первая вещь – ваш персонаж – прямо «скажет» об этом. А затем представьте, что слышите ответ второго персонажа – брата или сестры.

2. Причина соперничества между братьями и сестрами часто лежит в том, что каждый ребенок пытается быть единственным, кого любят родители (а также в том, что родители относятся к детям по-разному). Поэтому вы можете разыграть диалог своего персонажа с родителями (одним или обоими), которых представляет какой-нибудь третий предмет. Упреки, критические замечания, требования объяснений, жалобы, гнев… Выскажите открыто все, что у вас накопилось, – вслух, громко, не подвергая свои слова никакой цензуре.

3. Когда все высказано и «пьеса» закончена, вы можете проанализировать ее.

Каков размер и характер персонажей? В какое место вы их поместили? Какими словами (упреками, объяснениями) они обменивались? Какой вырисовывается сценарий?

Спросите себя: в каких ситуациях или отношениях (с кем?) вы действуете по этому сценарию в своей нынешней жизни? В чем плюсы и минусы такого образа действий для вас? Какие преимущества вы могли бы получить, если бы поступали иначе?

В заключение запишите по пунктам, что вы хотели бы изменить в своих нынешних отношениях с другими (например, научиться говорить «нет», передавать ответственность, брать на себя инициативу, чаще радоваться).

Об этом

Глубокий и горький фильм о том, как много скелетов хранят шкафы даже самых благополучных с виду семей. И о том, как встреча под родительским кровом способна разжечь пожар давно, казалось бы, угасших страстей. (DVD, Екатеринбург Арт, 2004).

Анна, 30 лет, преподаватель английского языка

«Мы удивились, обнаружив, что у нас много общего»

«В детстве родители часто просили сестру посидеть со мной, отвести в детский сад, погулять. Ольга старше на девять лет и, как послушная девочка, не могла отказать. Но ей было тяжело со мной, и я это чувствовала. А еще мне кажется, она меня побаивалась – я была непредсказуема, могла расплакаться, если что-то было не по-моему. К тому же родители уделяли мне больше внимания, а сестра, которая тогда была уже подростком, обижалась и ревновала. Мы часто спорили, Ольга могла меня шлепнуть, иногда мы дрались подушками.

Еще один камень преткновения – внимание окружающих. Я обожала быть в центре, ничего не стеснялась, держалась непринужденно... Помню такой эпизод: на свой день рождения сестра позвала друзей. Мама просила меня не мешать и не ходить в комнату, где был праздник. Но мне очень хотелось, и я, конечно же, вошла, начала танцевать, приставать ко всем, лезть на колени… Получилось, что праздник у сестры, а все занимаются только мной. Сейчас я очень хорошо понимаю, как ей могло быть обидно!

Когда мне исполнилось 15 лет, родители решили отправить нас вдвоем отдыхать. Оля сопротивлялась как могла, но, на мой взгляд, вопреки ее ожиданиям, поездка оказалась удачной. Нас сблизили общие впечатления, эмоции, мы удивились, обнаружив, что у нас много общего.

Взрослая жизнь сплотила нас еще больше. У нас родились дети с разницей в девять месяцев, за последние полтора года мы потеряли трех родных и очень близких нам людей. Я бесконечно благодарна сестре за то, что она заботилась о маме в последние месяцы ее жизни: я жила за городом и не могла часто приезжать… Все наши конфликты давно забыты, ревность и соперничество ушли в прошлое, уступив место невероятной близости, которую мы обрели, когда наконец узнали друг друга».

Записала Юлия Варшавская

1 год назад

К олумнист BeautyHack Ольга Белоусова - об основных проявлениях и причинах вражды между родными братьями и сестрами.

*Сиблинги, сибсы - это родные братья и сестры, у которых общие родители.

«Я видела, каким огорченным был мой ребенок, когда узнал, что у него появится братик или сестричка. Будто на него свалилось осознание: теперь я не один. Похоже, он уже ненавидел еще не родившегося малыша».

Войну всегда начинает старший. Потому что именно он чувствует себя ущемленным, потому что именно на него перекладывается (по большой глупости) часть родительских функций. Потому что именно с рождением младшего брата или сестры заканчивается его беззаботное детство и начинается период ответственности, приглядывания и необходимости делиться.

Ревность. Все начинается именно с нее.

Столкнувшийся с данной проблемой ребенок, дезориентирован и полон сомнений: «что, если меня перестанут любить?». Ведь теперь внимание родителей, бабушек и дедушек устремлено только на маленького человечка, а наш юный воин остается где-то в стороне. И, как вы понимаете, чем ярче был его «звездный» статус до рождения сибса, тем сильнее и откровеннее будет его ревность после.

Здесь и начинается совсем не братская любовь: делятся сферы влияния, используются как осознанные, так и бессознательные способы восстановления утраченного статуса. Слишком эпично? Не думаю. Перед вами три основные стратегии соперничества братьев и сестер.

Стратегия первая: собственно соперничество.

Здесь много про агрессию. А где агрессия, там и страх. Поэтому все злобные высказывания и действия проистекают именно из него. Но в данном случае мало знать исток этих проявлений; важно дать ребенку четкую и адекватную обратную связь:

- «Я понимаю, что ты зол, но мне/братику/сестричке больно»;

- «Как только почувствуешь, что расстраиваешься/обижаешься/злишься, ты можешь рассказать мне об этом, и мы обязательно что-нибудь придумаем» - эти слова необходимо говорить обоим детям;

Очень важно напоминать малышам про недопустимость физической агрессии в семье: «как бы ты не был зол, никто не заслуживает, чтобы его били».

Стратегия вторая: регрессия.

В условиях сиблингового соперничества регрессия означает соскальзывание старшего ребенка на более ранний уровень развития. Она представляет собой повторное использование младенческих навыков: ребенок может утратить контроль над функционированием кишечника или мочевого пузыря, требовать, чтобы его кормили родители, хотя он давно уже ест сам и даже вилкой. Эту стратегию ребенок использует бессознательно. Его психика подсказывает очень логичный вариант: «если я начну вести себя как маленький, родители снова будут рядом только со мной».

Стратегия третья: активное привлечение внимания.

Этот путь, в целом, лежит в основе любого поведенческого нарушения: от разовой истерики до тревожного расстройства. Каждый из детей выбирает наиболее приемлемый способ привлечения к себе внимания родителя. Кто-то может активно стремиться заполучить похвалу, кто-то начнет часто болеть, а кто-то - капризничать. Однако вы можете заметить: «Я уделяю своему ребенку даже слишком много внимания». Справедливости ради стоит учесть, что любое взаимодействие (вне зависимости от характера) включает внимание. Поэтому, если эта ситуация актуальна в вашей семье, значит вы даете ребенку скорее не то, в чем он нуждается, а то, что кажется вам правильным.

По сути, вся эта война очень напоминает чаши весов, на одной из которых лежит гораздо больше, чем на другой. Так что в первую очередь определите, где недовес и доложите туда. Однако дети, понятное дело, не чаши. И пока вы «взвешиваете» любовь на одну, другая может возмутиться и начать требовать свою «порцию». Будьте тонкими и внимательными, ориентируйтесь на свои ощущения; как только впервые у вас возникнет мысль, что вы достигли относительного баланса, начинайте «класть» поровну.

А что делать тем родителям, которые еще только ждут ребеночка, но уже чувствуют напряжение по этому поводу у старшего? Попытайтесь прочувствовать сами и объясните ему, что его положение с рождением малыша останется неизменным, а еще, в придачу, появится много интересных дел, которые он, большой человечек, уже успешно выполняет. Разве не здорово, если он покажет младшему сибсу, что к чему?

И последнее: конкурирование родных братьев и сестер неизбежно, и в большей степени это вопрос времени. Но только в ваших руках возможность сделать этот процесс максимально легким, чтобы в долгой семейной поездке было время полюбоваться фигурками из облаков.

Текст: Ольга Белоусова

Добрый день. у меня проблемы с сестрой. такое ощущение, что я соперничаю с ней. Мне 26 лет, личная жизнь у меня не удалась. у меня не было парня никогда. я от этого мучаюсь. Хотела бы любить и быть любимой, или хотя бы завести себя постоянного сексуального партнера, без любви , основываясь на симпатии, но даже этого нет. считаю себя симпатичной. объективно многие так думают. я даже проводила соц опрос в интернете, как то давно. занимаюсь спортом, танцами, много читаю, помимо основной профессии (бухгалтер) я учусь на визажиста. мне это нравится. веду активный образ жизни. добрая веселая, общительная, верная как в любви и дружбе . с общением проблем у меня нет. но из за того, что меня никто не любит. я становлюсь злой. последние года 3 я стала думать про мужчин плохо. у меня убеждение, что меня никто не полюбит никогда. со мной не знакомятся в жизни. смотрят бывает, не более. в интернете нормальные знакомятся редко. в основном озобоченые. я на такое даже не отвечаю. раньше остро переживала по этому поводу. сейчас я смерилась, что у меня так будет всегда. приняла как факт, легче жить стало. но порой думаю, зачем я вообще родилась. заниматься любимыми делами, путешествовать, общаться, это хорошо. но есть еще потребность в любви . как у всех людей. она не удовлетворена. я размышляю: а если и мной познакомится парень, то стоит его познакомить с сестрой, он тут же сбежит. у меня есть много причин так думать. с детства я ее не особо любила. родители навязывали ее мне. не пойдешь гулять если ее возьмешь и т.д часто получала из за нее. дрались. всегда мечтала избавиться от нее. было ощущение, что родители любили ее больше. мы выросли. она начала привлекать внимание парней, еще в 15 лет. так как вызывающе одевалась и ярко красилась. помню, пришла ко мне в универ. попросила принести мне что то. парень с которым у нас завязывались отношения. резко переключился на нее. было обидно. было задето мое самолюбие. всегда на нее много внимания обращали, меня доставало постоянно слышать, какая она классная. задавая себе вопрос, почему я ее не люблю. именно за это. за то, что она нравится больше, чем я. познакомили с другим парнем. поехали отдыхать. они всю дорогу флиртовали. хотя у нее был парень. а на меня он лишь иногда смотрел. тоже задело самолюбие. 3ий парень. был ее знакомым. вроде, проявлял внимание ко мне. но тоже флиртовал с ней. я принципиально не стала с ним общаться. такое отношение терпеть не собиралась. потом пару раз встретились случайно. начали общаться. но я была холодная с ним. он начал интересоваться, как там моя сестра: я психовала и говорила: позвони да спроси, что ты у меня спрашиваешь постоянно? постоянно на ее стороне был. что бы не произошло. а потом спрашивал, почему он мне не нравится. с другим парнем познакомилась. на улице. вечером он мне позвонил. трубку сняла сестра. потом, когда я подняла трубку он мне говорит: твоя сестра судя по голосу стерва, да? еще что то спросил по поводу нее. а ответила: может ты с ней пообщаешься тогда? после звонил еще раз. я сказала, чтоб больше не звонил. для меня это принципиально. если интересуется моей сестрой сразу идет куда подальше. у меня сестра знает, что все считают ее лучше. она меня не воспринимает как соперницу. у нее поведение такое, будто она королева этого мира. я общалась с ее мужем. вернее он всегда общался. она начала ревновать. потом он приставать начал. я отшила. теперь он обо мне не лестно отзывается. говорит: что у нее какая то часть тела лучше, чем у меня. я отвечаю: не страшно, с улыбкой. а она довольная. что он меня оскорбляет. я не даю ей спуску. она меня пытается обойти. я ее в ответ. она из таких девушек, которой ничего не стоит изменить (мужу изменяла), кого то отбить. она радуется, когда ее хвалят. и напрямую говорит, что она лучше. хотя в жизни она ничего не умеет, как только крутить задницей перед парнями. было дело, сидели пили чай с парнем. она подошла и ногу поставила на стул. естественно он обратил внимание. я ей грубо сказала, что то. не помню. она вышла замуж, живет у нас. хотя у них есть квартира. она не живет дома. потому что скучно... а почему я должна страдать? жить в одной комнате с ее мужем, ребенком, собакой? я могу, конечно уехать. но почему должна я? у меня семьи нет. я могу позволить себе жить с родителями. как мне перестать с ней соперничать? я думаю, что личная жизнь у меня не клеится из за нее. гормоны сильнее психологии. можно 10 лет разбираться почему так происходит. но парни всегда реагируют на внешность . они слабые. их соблазнить не составляет труда. поэтому я боюсь любить. если я действительно полюблю и он меня предаст, это будет удар

Ответы психологов

Милая, здравствуйте!

Очень много негатива Вы собрали за свои 26 лет. Весь Ваш центр внимания сосредоточен на сестре. (Это забирает у Вас огромное количество душевных сил и нет развития сферы, связанной с отношениями).

Вы очень болезненно воспринимаете любую информацию, в которой речь идет о сестре.

Вот пример:


с другим парнем познакомилась. на улице. вечером он мне позвонил. трубку сняла сестра. потом, когда я подняла трубку он мне говорит: твоя сестра судя по голосу стерва, да? еще что то спросил по поводу нее. а ответила: может ты с ней пообщаешься тогда?

Даже парень, который назвал Вашу сестру стервой, вызвал у Вас гнев. (Хотя он ее и не видел).

Вы сейчас в таком возрасте, когда можете строить свою личную жизнь свободно, не вмешивая, при этом, ни кого из своих родственников.

Но рамка Вашего понимания ситуация настолько узкая, что самостоятельно из нее выйти Вам сложно.

Обратитесь лично за консультацией, в ходе которой Вы обретете независимость от сестры, сможете выключить режим сравнения себя с сестрой и откроете перспективы для построения своего женского счастья.

Что касается мужчин.

К ним у Вас масса недоверия и категоричности. Над этим тоже стоит поработать.

В формате он лайн ответа можно выявить проблемные зоны. Все остальное - в процессе очной работы с Вами.

Всего Вам доброго!

С уважением,

Снегирева Инна Владимировна, психолог Астана

Хороший ответ 7 Плохой ответ 1

Здравствуйте, внимательно прочла ваше письмо и предлагаю вам построить наш диалог через ответы на ключевые фразы из письма:

занимаюсь спортом, танцами, много читаю, помимо основной профессии (бухгалтер) я учусь на визажиста. мне это нравится. веду активный образ жизни. добрая веселая, общительная, верная как в любви и дружбе . с общением проблем у меня нет.

Судя по перечисленным вами Интересам- вы достаточно разносторонний человек, у которого много увлечений и это могло бы быть показателем богатого внутреннего Содержания ,если бы не одно Но...

В вашем описании себя много противоречий - с одной стороны вы добрая,веселая,общительная,а с другой -вы злая,обидчивая и завистливая. Одно противоречит другому. Наполненный до краев человек,умеющий получать радость от всех своих увлечений и действий всегда привлекателен для общества . У вас же именно в этом вопросе возникают трудности.в основном с мужчинами. Отсюда можно сделать одно предположение- все,чем вы увлекаетесь не всегда делаете для себя.а больше для того,чтобы получить восхищение или одобрение со стороны.

я становлюсь злой. последние года 3 я стала думать про мужчин плохо. у меня убеждение, что меня никто не полюбит никогда. со мной не знакомятся в жизни.

У вас уже есть некое жесткое убеждение ,что вас никто не полюбит и никогда не познакомятся. Как вы думаете- с такими твердыми убеждениями разве можно вообще получить что то иное? Помните фразу из мультфильма " Приключения капитана Врунгеля" -как ты лодку назовешь. так она и поплывет". Было название "Победа" и после того,как первые две буквы отвалились, лодка стала называться "Беда" и на самом деле герои мультфилма на этой лодке встречали множество преград и неудач. Так и вы,с о своим убеждением ,что все будет плохо обязательно , ну никак не можете иметь шанс чтобы было по другому. У вас уже предвзятое отношение как к себе, так и ко всем окружающим.

сейчас я смерилась, что у меня так будет всегда. приняла как факт

Эта фраза подтверждает все то,что я написала выше- если человек считает,что ему никакие лекарства не помогут,такого человека лечить бесполезно. Внутренний настрой на лучшее, играет очень большую роль,потому что каждую свою мысль или утверждение мы заряжаем своей энергией - или со знаком минус- отрициательной,или со знаком плюс-положительной.

всегда мечтала избавиться от нее. было ощущение, что родители любили ее больше.

Ваша детская ревность и чувство недолюбленности и стало первопричиной того,что вы и до сих пор считаете себя хуже своей сестры. Во первых, вы лишаете себя удовольствия иметь хорошие отношения с родной сестрой, во вторых, вы своим постоянным сравнением и обидой закрываете себе дорогу быть Уникальной и Неповтормой. Вы сами в это не Верите.

резко переключился на нее. было обидно. было задето мое самолюбие.

Любой мужчина или парень имеет право выбирать для себя общение и даже имея уже отношения с девушкой, опять же продолжает иметь право общаться с теми,с кем ему хотелось бы. Вы же,любое внимание к вашей сестре рассматриваете как предательство и предъявляете очень высокие требования к своим парням. Вы уже изначально диктуете им свои условия, и.... это напрягает человека и ему уже в отношениях с вами некомфортно. Не вы не нравитесь парням, а ваше поведение и ваше отношение к ним. Измените свое внутреннее состояние , измениться и ваши взаимоотношения.

я сказала, чтоб больше не звонил. для меня это принципиально. если интересуется моей сестрой сразу идет куда подальше.

Ваше отношение к мужчинам оставляет желать лучшего- вы хотите Любви со стороны мужчин, а разве вы сами можете дать ту самую Любовь , о которой мечтаете? Вы Любовь требуете и тут же устанавливаете свои правила -только смотреть на меня, с моей сестрой даже не сметь разговаривать по телефону,любой вопрос о моей сестре-расстрел на месте и расставание мгновенное -без объяснения причин. С вами нелегко общаться, потому что ваши правила очень ограничивают свободу других . Ведь парни не могут быть виноваты,что вы с детства не Любите свою сестру, что вы считаете ее лучше себя, и что вам больно от любого внимания к ней. Они об этом -НЕ ЗНАЮТ! Может тогда вам всем сразу написать инструкцию как всем с вами вести надо изначально.?

у нее поведение такое, будто она королева этого мира

У вашей сестры поведение -настоящее, она такая,какая есть, не заморачивается,ничего не требует,живет своими желаниями,пусть даже не всегда правильными и этим она и привлекательна. С ней- легко в общении , и это единственное ваше различие. Ни внешняя красота, ни внутреннее содержание здесь ни при чем. С ней-легко, она не диктует условия никому,как с ней нужно вести себя,а вы- диктуете . Кому же это понравится?

я могу, конечно уехать. но почему должна я?

Вся ваша жизнь построена на постоянном сравнении и соперничестве с сестрой. Если даже ее Любили в детстве ваши родители больше чем вас, разве она в этом повинна? Она их об этом не просила и не может нести Ответствнность за поведение своих родителей. Да,иногда такое бывает,что родители делят своих же детей на папиных и маминых,на Любимых и менее Любимых,тем самым нанося психологическую травму одному из детей. Но... . вы можете сейчас выбирать - или вы всю оставшуюся жизнь так и будете лить слезы по поводу недолюбленности себя,или.... вы наконец то поймете,что вы можете эту Любовь дать себе сами и здесь можете совершенно не ставить себе ограничения. Вы до сих пор не научились Любить себя и получать удоволстьвие от самой себя и своей жизни.

но парни всегда реагируют на внешность . они слабые. их соблазнить не составляет труда. поэтому я боюсь любить. если я действительно полюблю и он меня предаст, это будет удар

Это еще одно ваше ошибочное убеждение. Неужели вы не слышали такой крылатой фразы как " Такая страшненькая,а замужем" , " Ни кожи ни рожы,а смотри у нее жених" . Так можно было бы продолжать долго,но думаю и этих двух фразз достаточно,чтобы увидеть,что ваша убежденность в том,что все парни смотрятт только на внешность совершенно не убедительна и не имеет к Реальности никакого отношения.

Любовь совершенно свободное состояние и там не может быть ни предательства ни чего то другого. Люди могут,по своему желанию,быть вместе,если оба этого хотят, но.. . могут и расстаться,если что то изменилось в их отношениях. Каждый раз вопсринимать это как предательство ,по меньшей мере - глупо и наивно.

Даже в институте бракосочетания предусмотрено право на развод, больше того,в любой религии ,как православной,так и в мусульманской тоже есть право получить разрешение на развод. Тогда по вашему,получается,что везде заранее предусмотрено предательство? Как то никак не идет с заповедями Божьими не так ли? Есть только Свобода Выбора и есть право Выбора и это прекрасно. Вам же стоит обратить внимание на свои многочисленные жесткие установки ,в которых вы живете сами и стараетесь в эти же рамки поставить каждого, кто к вам приближается.

И самое главное- научитесь Любить себя и если для вас непонятно как,то стоит с этим вопросом посетить психолога и уже вместе с ним начать разбираться во всех своих и детских обидах и в самооценке и отношении к себе. Измените свои ошибочные убеждения,изменитесь сами,а соответственно измените свои взаимотношения с окружающим миром-в том числе и с сестрой,и с мужчинами. Всего хорошего.

Бекежанова Ботагоз Искракызы, психолог Астаны

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

Фрейд считал, что конкурентная мотивация человеческого поведения связана с эдиповым комплексом и потребностью в родительской любви и одобрении. По мнению Адлера, соперничество между братьями/сестрами важнее эдипова комплекса. Эта тема встречается во многих мифах и легендах, ее можно назвать старейшим из драматических конфликтов. Соперничество лежит в основе всех героических сюжетов: у великих героев должен быть и великий соперник: Лекс Лютор у Супермена, Шутник у Бэтмена, Зеленый гоблин у Человека-паука, профессор Мориарти у Шерлока Холмса… Даже у Бога есть соперник – Сатана, величайший и сильнейший из ангелов. Хотя в данной главе мы будем анализировать тему соперничества в кино именно с точки зрения отношений между братьями, основные элементы этой архетипической темы можно использовать в работе над любым сценарием, не обязательно рассказывающем о взаимоотношениях между братьями или сестрами.

К востоку от рая

В западной культуре наиболее яркое выражение тема соперничества между братьями получила в библейской истории двух первых сыновей Адама и Евы, Каина и Авеля. В Библии [Исход 4:16] рассказывается о том, как Каин убил своего брата Авеля и в наказание был изгнан Богом. «И пошел Каин от лица Господня, и поселился в стране Нод на восток от Едема». Каин и Авель соперничают не за любовь Адама и Евы, а за любовь Бога – отца всего сущего. Поэтому и рассматривать их соперничество следует не как ссору двух реальных братьев, а как архетип, символ вечного соперничества братьев за любовь родителей. Джон Стейнбек переписал историю Авеля и Каина в своем романе «К востоку от рая», экранизированном Элиа Казаном в 1955 г. Главные герои фильма: Кэл (Джеймс Дин) и Арон (Ричард Давалос) – братья, соперничающие за любовь отца Адама (Рэймонд Мэсси).

Плохой ребенок/хороший ребенок

Кэл – «плохой» сын, а Арон – «хороший», так же как Каин был «плохим», а Авель – «хорошим». Такое четкое противопоставление плохого ребенка и хорошего ребенка символизирует дуальность персоны и тени в нашем «Я». В более широком смысле это олицетворение добра и зла в каждом человеке, в мире и в самой природе. Конфликт между «хорошим» и «плохим» сыном в кино часто отражает дихотомию герой/злодей. Герой во всем хорош, а злодей – безнадежно плох.

В фильме «К востоку от рая» зло связывается с сексуальностью и эгоизмом в людях. Добро сродни невинности и внутренне присущей доброте других людей. В этом смысле Кэл и мать братьев «плохие», а Арон и отец – «хорошие». Когда Кэл встречает мать и узнает, что она ушла от его отца, чтобы иметь возможность жить собственной жизнью, эта встреча помогает ему лучше понять самого себя и, соответственно, стать сильнее. Он убеждает брата встретиться с матерью, но осознание того, что их мать жива, оказывается слишком тяжелым ударом Арона. Он не в состоянии понять, как можно бросить своих детей ради того, чтобы содержать бордель. В конце концов, из рая изгнан именно Арон, хороший сын, потому что его видение мира основано на Библии, а не на реальности.

Родительские любимчики

Причина конфликта между братьями – борьба за родительскую любовь. Один из детей считает себя хорошим, а второй – плохим именно потому, что родители любят первого и порицают второго. Ребенок думает: «Раз папа меня любит, значит, я хороший». Или, соответственно: «Наверное, папа меня не любит, потому что я плохой». И дети пытаются соответствовать этим ролям – причем на протяжении всей своей жизни. Внешне соперничество может выражаться в самых разнообразных формах, но конфликт сохраняется – соперничество за родительскую любовь.

Часто конфликт между детьми осложняется тем, что отец больше любит одного ребенка, а мать – другого. В таком случае конфликт между матерью и отцом распространяется на детей, которые продолжают его в своих отношениях. Кэл в фильме «К востоку от рая» чувствует, что отец не любит его, и страдает из-за того, что ему отведена роль «плохого сына». Но встретив мать, он начинает спокойнее воспринимать отношение отца: он понимает, что больше похож на мать и что она больше любит его. Это помогает ему примириться с самим собой и попытаться поладить с отцом – и в этом главная идея фильма.

Смена ролей: соперник/наставник

Поскольку родители – главные наставники, то очевидна связь между родителями и братьями/сестрами, а следовательно, и связь между архетипическими фигурами соперника и наставника. Поэтому в фильмах нередко бывший соперник героя становится его союзником и/или наставником. Такой сюжет отражает вполне реальную ситуацию в жизни, когда старший брат или сестра занимают место родителей, если они умирают, бросают детей или еще по каким-то причинам не могут или не хотят исполнять свои обязанности. Эта тема получила развернутую трактовку в пяти фильмах «Рокки».

1. В «Рокки» (Rocky, 1976) Мики (Берджесс Мередит), наставник Рокки (Сильвестр Сталлоне), вдохновляет его на борьбу с его соперником Аполло (Карл Визерс).

2. В «Рокки-2» (Rocky II, 1979) Рокки одерживает победу над своим соперником.

3. В «Рокки-3» (Rocky III, 1982) Клаббер Лэнг (Мистер Ти), убивший первого наставника Рокки, становится его новым соперником. А бывший соперник Рокки Аполло теперь превращается в его наставника.

4. В «Рокки-4» (Rocky IV, 1985) Рокки становится наставником Аполло, решившего вернуться на ринг (таким образом, бывшие соперники в какой-то момент играют роли наставников друг для друга). Аполло погибает от рук Ивана Драго (Дольф Лунгрен), и последний, соответственно, оказывается новым соперником Рокки. А его наставником теперь становится бывший наставник Аполло Бак (Тони Бертон).

5. В «Рокки-5» (Rocky V, 1990) Рокки – наставник молодого бойца Томми. Но Томми вскоре уходит к новому наставнику – Дюку, который раньше был наставником Рокки и Аполло. Теперь Рокки приходится соперничать с Дюком (за роль наставника) и Томми (на ринге).

Ролевые трансформации в этих фильмах демонстрируют, как легко архетипы соперника и наставника могут менять своих хозяев. У двух этих образов в фильме схожая функция – и наставник, и соперник в конечном итоге должны вдохновлять героя на борьбу, подталкивать его к успеху.

Соперники в любви

Соперничество за любовь девушки часто становится еще одним элементом соперничества между братьями. Так, в фильме «К востоку от Рая» Кэл и Арон оба пытаются завоевать любовь Абры (Джули Харрис). Соперничество братьев одновременно раскрывает и внутренний конфликт девушки: она любит нежного и доброго «хорошего» сына, но вместе с тем испытывает влечение к сексуальному и загадочному «плохому парню».

Потребность в одобрении

Основная причина соперничества между братьями – потребность в любви, внимании, одобрении родителей. В фильмах психологический конфликт, лежащий в основе соперничества между братьями, обычно выражаются через борьбу за какую-то внешнюю цель . Но эта видимая цель служит только символическим выражением внутреннего бессознательного мотива, который движет братьями: желание родительского одобрения. Часто соперничество за внешнюю цель связано с разрешением морального конфликта между плохим и хорошим братом.

Кэл хочет заработать денег, чтобы помочь отцу, который обанкротился. Он надеется таким образом добиться одобрения отца и занять место Арона, любимого сына. Он придумывает, как можно быстро разбогатеть на военных спекуляциях. Арон же уверен, что война аморальна и всякий, кто на ней наживается, – тоже. Внешняя цель, деньги, неотделима от морального конфликта между братьями из-за разных представлений об этике войны.

Ключевое значение имеет сцена, в которой Кэл приносит отцу заработанные деньги. Он хочет сделать Адаму сюрприз, но тот отказывается от подарка Кэла, как Бог отверг приношение Каина. Отказавшись от подарка одного сына, Адам в той же сцене символически принимает подарок от второго: он радуется новости о помолвке Арона и Абры. И, как отказ Бога принять жертву от Каина и готовность принять ее от Авеля ведет к братоубийству, так и отказ Адама от подарка Кэла вызывает гнев Кэла и стремление уничтожить брата. Центральная тема обоих сюжетов – отчаянная потребность ребенка в любви и одобрении родителей.

«Дуэль под солнцем»

В эпическом вестерне Кинга Видора «Дуэль под солнцем» (Duel in the Sun, 1946) соперничество между двумя братьями, Джесси (Джозеф Коттен) и Льютом (Грегори Пек), развивается на всех шести описанных выше уровнях:

1. Джесси – хороший сын: добрый, внимательный, вежливый, высоконравственный. Льют – плохой: жестокий, злой, непослушный, распущенный.

2. Джесси – любимчик матери (Лиллиан Гиш), Льют – отца (Лайонел Берримор).

3. Оба брата влюблены в одну и ту же девушку, полукровку красавицу Перл (Дженнифер Джонс).

4. Братья стремятся завоевать отцовскую любовь и одобрение.

5. Внешняя причина соперничества – конфликт из-за строительства железной дороги, проходящей через принадлежащие семье земли.

6. Моральный конфликт связан и со строительством дороги, и с отношением братьев к Перл. Джесси поддерживает строительство, поскольку верит, что железная дорога пойдет на пользу Техасу. Льют – против, потому что железная дорога помешает их отцу и дальше владеть огромными участками земли. Джесси относится к Перл с уважением и теплотой, Льют же груб и эгоистичен. Он спит с ней, но не готов предложить ничего, кроме физической близости, потому что она «полукровка».

Классическая тема соперничества братьев, нашедшая отражение прежде всего в библейской истории Каина и Авеля и ставшая основным объектом анализа Альфреда Адлера, предлагает классическую модель для сценария – поскольку ни один фильм немыслим без соперничества между героями.

Основывается эта модель на противостоянии «хорошего» и «плохого» сыновей. Эта дихотомия подобна дуальности героя-мстителя, в которой каждый великий герой неотъемлем от столь же великого злодея.

Классическая трактовка темы соперничества между братьями предполагает, что родители больше любят одного из них. Конфликт между братьями может оказаться еще более напряженным и неоднозначным, если мать выбирает себе любимчиком одного ребенка, а отец – другого.

Фигура соперника по природе своей схожа с фигурой наставника: оба эти персонажа побуждают героя добиваться успеха. И поскольку функции этих персонажей тесно связаны, часто бывший соперник становится наставником, и наоборот.

Еще один элемент формулы соперничества – борьба за объект любви.

И наконец, почти всегда соперничество означает стремление добиться какой-то внешней цели – выиграть матч, одержать победу на выборах, получить какой-то приз.

Достижение цели нередко бывает связано с необходимостью решить моральную проблему, которая позволяет ярче продемонстрировать различия между хорошим и плохим братом. Например, хороший брат стремится победить на выборах, чтобы помочь своему городу, а плохой – чтобы заключить сделку с нечестным нефтяным магнатом.

Упражнения к главе 13

1. Назовите три фильма, посвященных классической теме соперничества между братьями/сестрами.

2. Присутствуют ли в отношениях соперничающих героев в этих фильмах элементы, описанные в настоящей главе?

3. Вспомните три фильма, где тема соперничества братьев/сестер представлена менее буквально: соперники не братья или сестры, они не соревнуются за родительскую любовь, у них нет общего объекта любви, их нельзя однозначно назвать хорошими или плохими.

4. Присутствуют ли в этих фильмах какие-то из элементов, описанных в настоящей главе?

5. Проанализируйте тему соперничества в следующих фильмах: «Что случилось с Бэби Джейн?», «Преступления и проступки», «Семейка Тенненбаум».

6. У вас есть братья или сестры? Проанализируйте свои отношения с ними и подумайте, присутствует ли в ваших отношениях какой-то элемент соперничества. Подумайте, как соперничество с братом или сестрой могло повлиять на ваши собственные поступки и цели в жизни.

Соперничество братьев/сестер в вашем сценарии

1. У большинства киногероев есть соперник – хотя это необязательно должен быть брат/сестра героя. Это может быть даже какой-то второстепенный персонаж. Шейн в одноименном фильме встречает соперника в самом начале, подравшись с ковбоем в салуне. Конфликт с «второстепенным» соперником предвещает решающее столкновение в конце фильма с Уилсоном – главным соперником героя. Соперничество дает герою возможность продемонстрировать такие качества, как сила, ум, храбрость, смекалка. В вашем сценарии есть хотя бы одна сцена, в которой герою противостоит какой-нибудь соперник?

2. Соперничество за любимого человека – эта сюжетная линия присутствует почти во всех фильмах, не только романтических. Соперничество добавляет конфликт и напряжение романтической линии сюжета. У вашего героя есть соперник, с которым ему приходится сражаться за объект любви?

3. В противостоянии соперников обычно присутствует моральный аспект. Например, Шейн стремится защитить фермеров, а его соперник Уилсон встает на сторону злодея – богатого скотовода. В чем заключается моральный конфликт между героем и его соперником в вашем сценарии?

4. Герой с комплексом превосходства? Если да, подумайте, как сделать его характер более интересным, раскрыв комплекс неполноценности, стоящий за сверхкомпенсационным поведением.

5. Подумайте, сможет ли эпизод, в котором ваш герой оказывается беспомощным, добавить напряжения сюжету.