Конфликты подростков и родителей. Что делать? Психологические причины конфликтов подростков с родителями

Оптимальным вариантом общения считается покойное, доброжелательное отношение к ребенку как равному. Важно, чтобы родители любили ребенка и могли поддержать в тяжелый для него период, но одновременно с этим они должны проявлять твердость в некоторых вопросах и терпение, отказывая в некоторых просьбах.

Умеренность в сочетании с разумной строгостью - это оптимальное отношение к подростку.

Важно, чтобы родители понимали специфику поведения своих детей и знали обо всех их проблемах, когда дети с ними сталкиваются. Если знать особенности возрастной психологии, поставив себя на место ребенка, родителям будет проще найти оптимальный выход из самых сложных ситуаций.

Особенности подросткового возраста

Есть определенные особенности подросткового возраста, которые могут быть причинами конфликтности со взрослыми или ровесниками:

  • попытки проявления взрослости . На фоне происходящих физических и психологических изменений у подростка он пытается показать всем свою взрослость, возникают новые потребности и желания. Однако, зачастую нет никакой возможности удовлетворения своих вновь возникших потребностей, что порождает конфликты дома или в школе. Так, хочется свободы, вседозволенности и общения с друзьями, а родители заставляют исполнять определенные домашние обязанности. Либо возникают первые любовные чувства и интимные потребности, но предмет его обожания не отвечает взаимностью. Это приводит к конфликту внутри личности, что способствует провокации конфликтов из-за неудовлетворенности самим собой.
  • упрямство в смеси с негативизмом , когда подросток начинает игнорировать требования или просьбы родителей, делает назло или прямо противоположное. Такое поведение, демонстрация непослушания для него является попыткой самоутвердиться. Иногда это рассматривают как одну из подсознательных попыток защитить нервную систему от чрезмерных изменений.
  • ярое стремление все делать самостоятельно . Один из основных мотивов, который движет подростком – это желание отделиться от родителей. Это признак того, что в его развитии все происходит своевременно и правильно, полноценно. В общении с своими родителями он определяет грани дозволенного ему, постепенно расширяя их в стороны, таким образом определяя, до какой степени родители готовы пойти на уступки и где стоит уже остановиться.
  • стремление отстоять свои права как продолжение предыдущего пункта. Ребенок ощущает изменения, которые связаны с его взрослением, это дает ему пищу для размышлений о том, что можно уже использовать определенные привилегии, отведенные взрослым. Наиболее часто отстаивание прав касается времени укладывания спать и возвращения с улицы, от друзей, попытки ходить в те места, которые они считают нужными и общаться с теми людьми, которые им интересны, без указки родителей.
  • предпочтительное общение со сверстниками . Знакомые и друзья в этот период для ребенка становятся наиболее важными людьми в жизни, являются своего рода идеалами и примерами для подражания. Подростки сбиваются в группки, где есть один или несколько лидеров, которые становятся авторитетами для всех остальных. И они смещают с авторитетного места родителей, важным становится не их мнение, а признание внутри группы и со стороны ее лидера. Хотя родители и переживают за подобные компании, но это в целом не плохо, таким образом подростки учатся социализации и общению во взрослой среде. Важно, чтобы они не переходили рамки закона и морали.
  • попытки искать себя и определять свои возможности . Подростки пробуют разные виды деятельности, спорта или творчества, определяя свои способности и возможности. Зачастую это толкает их на необоснованный и чрезмерный риск, а также на вызывающее поведение в отношении ровесников и родителей. Чрез них они бросают вызов самим себе.
  • рефлексия, особенно внимание к собственной личности . Дети постепенно начинают сосредоточиваться на своих чувствах, мыслях, анализируют свое поведение и поступки, эмоции и отношение к окружающему, этические и моральные качества, а также реакции на различных людей и события. Они определяют структуру своей личности, сравнивая ее с другими людьми, составляют о себе самих определенное мнение, сравнивая его с идеальным образом. Если обнаруживаются идеальные качества, это повысит самооценку, а вот иногда самоанализ идет необъективно, и тогда собственная оценка существенно занижается, что ведет к проблемам поведения и общения ребенка.
  • внимание ко внешности, создание «оболочки» . Уделяя очень большое внимание своей внешности и одежде, прическе и стилю внимание, они пытаются скрыть определенные комплексы, самими же ими культивированные – большой нос, кривые ноги, некрасивую попу и т.д. Подростки обычно судят о человеке по внешности, пока еще не умея понимать привлекательность внутреннюю, поэтому им важно как их «встретят по одежке», именно таким образом пока подростки завоевывают авторитет среди сверстников.
  • сильное влечение к противоположному полу . Появление симпатий и первой любви, интерес к противоположному полу подстегивается половыми гормонами. Подростки осваивают взрослые роли и половое поведение, учатся построению отношений. Они влюбляются, но переживают по поводу взаимных чувств, переживают за возможности быть отвергнутыми, и не знают, как правильно вести себя в таких ситуациях. Подобные чувства приносят подросткам целую палитру переживаний, что выливается в особенности поведения и общения с друзьями и родными.

Основы конфликтного поведения: проблемы подростков

Нередко основой конфликтов и аномального поведения являются определенные проблемы подростков, завязанные на физиологии и психологи их возраста. Так, резкие гормональные всплески могут не лучшим образом отражаться на самочувствии, приводят к и недомоганиям , излишней эмоциональности, что может провоцировать их резкие высказывания и поведение.

Ощущение тревоги , уровень которой у подростков повышен, может приводить к вспышкам эмоций. Они переживают о том, как их примут в коллективе сверстников, насколько они будут значимыми для окружающих. Важно! Постоянная тревога может стать причиной и .

Стыдливость и страхи , которые связаны с ломкой голоса, изменениями тела, боязнью совершения глупых поступков и неправильно сказанных слов, фраз. Они боятся выглядеть маленькими, сказать что-то неуместное или глупое, смешно выглядеть.

Злость и агрессия , связанные с изменениями гормонального фона, нарастания у мальчиков уровня тестостерона. Это провоцирует проблемы в общении с родителями, если в отношении них демонстрируется злость и негативизм. Попытки отделения от близких людей могут быть болезненными, и подпитываются еще и внутренними конфликтами в душе подростка. Отсюда резкие ответы, грубость и агрессия.

Наличие неуверенности в себе и то, что ребенок сам себе не нравится, подстегивает конфликтность и агрессию, может провоцировать разлад в общении с родителями и друзьями, приводит к проблемам с учебой. Наличие критики и претензий, замечаний родителей приводит к убежденности в том, что он ничтожность, и он боится, что об этом узнают друзья.

Проблемы с успеваемостью , общей трудоспособностью за счет ростового скачка, если рост скелета опережает все остальные ткани и системы. Кора мозга может страдать от временного дефицита кровообращения, что приводит к снижению успеваемости и утомляемости, общим неудовлетворительным состоянием.

Отклонения от средних сроков физического и полового развития . Если ребенок внешне существенно отличается от сверстников, он может стать объектом нападок и насмешек окружающих. Важно, чтобы он понимал – это индивидуальные особенности, а не его пороки, явление это временное и исправимое.

Гормональные изменения и физические особенности приводят к эмоциональным всплескам, они делают ребенка непослушным, эмоциональным и взрывным. Нередко такое поведение у родителей вызывает непонимание и агрессию уже с их стороны, чтобы сохранить лидерские позиции и усмирить обнаглевшего отпрыска. И тогда вспыхивают нешуточные конфликты, когда проблемы одних натыкаются на непонимание других.

Конфликты подростков с родителями

Подростковый возраст это своего рода период плавного отделения ребенка от родителей, обособления его как отдельной личности. Психологи нередко его называют вторым «перерезанием пуповины». Процесс это небыстрый и непростой, нередко он сопровождается конфликтами, спорами и определенными разногласиями, что связано с разными точками зрения на окружающую действительность. Бояться этого не нужно, так как наличие конфликтов также определяет развитие личности и ее формирование в подростковом возрасте, помогает проявить новые качества у ребенка. В ходе конфликтов подросток учится выстраивать отношения с людьми, чье мнение отлично от его собственного, помогает отстоять свою точку зрения и мнение, позицию по определенным вопросам.

Обратите внимание

Исходом спора можно выбирать в общении с родителями, а на их примере – затем и окружающими, несколько вариантов – это сотрудничество, компромиссы, уступки или же полное избегание любого выяснения отношений.

Все конфликты между родителями и подростками в идеале должны сводиться к компромиссам, когда обе стороны уменьшают списки своих требований и уступают, либо же включается вариант сотрудничества – стороны решают вопросы и совместно без разногласий гасят конфликт. Но на практике не всегда просто добиться понимания с каждой из сторон, так как позиция подростка и родителей диаметрально противоположны. Поэтому, подрастая, дети стараются добиться большей свободы и прав, а родители, стараясь оградить их от неприятностей и опасностей, урезают эти права и свободы. Это нередко ложится в основу конфликтов. В результате это может грозить криками и скандалами, выяснением отношений и обидами.

В чем суть конфликтов?

В борьбе за предоставление свободы подростки, которые видя физические свои изменения, пытаются перенять взрослые модели поведения и считают, то они уже могут вести себя как взрослые, переходя те запреты, что наложили родители. Они могут употреблять алкоголь и курить, поздно приходить домой. Родители реагируют на это негативно, стараясь ограждать ребенка от слишком рано наступившей взрослости. Это будет основой конфликта. Психологи советуют в этой ситуации дать подростку ту свободу и права, до которых он уже дорос и к которым он готов. Их можно отпускать позднее, если они приходят вовремя, они могут приводить друзей домой, если готовы поддерживать после их визитов порядок, но нужно объяснить ребенку – нарушение договора влечет отмену свободы. Кроме того, важно определиться с тем, что подросток усвоил те запреты, которые строго не должны нарушаться (это социально и физически опасные действия – алкоголь, курение и наркотики, опасные для жизни действия). Тогда такая относительная свобода ребенка будет безопасной.

Хамство, грубость к родителям, непослушание

В своем поведении подростки проявляют непослушание и пытаются обесценивать авторитет родителей, они грубят и резко отвечают в ответ. Причинами такого поведения может быть несколько явлений. Прежде всего, подростки пытаются отделиться, и с эмоциональной точки зрения проще держать дистанцию с тем человеком, с которым у тебя не очень хорошие отношения.

Кроме того, в воспитании родители придерживаются определенного стиля, они дают подростку ограниченный объем свободы, не верят в его таланты и силы, не поддерживают и даже унижают его достоинство. В таком случае приступы агрессии будут естественными попытками защиты своей самооценки, а она в этом периоде уязвимая и беззащитная. Важно пояснять ребенку, что хамство с грубостью в общении недопустимы, важно договариваться с родителями и учиться искать общий язык.

Проблема недостаточного внимания родителей и вседозволенности

Для подростков важна поддержка и уверенность в том, что его любят и при необходимости он может рассчитывать на поддержку со стороны родителей по любым вопросам. Но при этом он должен четко знать границы дозволенного и слово «нельзя», помимо того, что ему можно. Полная безнаказанность подростков приводит к проблемам, нарушение общепринятых норм и тотальное непослушание переходят в привычное для него поведение. Помимо этого, на фоне неустойчивой психики и стрессов, проблем в жизни, при дефиците внимания со стороны родителей это может провоцировать различные или аморальные поступки.

Постоянные требования приобретения материальных ценностей

Приобретение вещей не хуже, чем у других подростков могут помочь ему влиться в группу, чтобы стать в ней своим. Подростковая среда активно использует гаджеты и различные виды одежды для придания себе статусности, отражает принадлежность к определенной группировке или субкультуре. Для многих детей попадание в определенную «касту» становится чуть ли не самоцелью, и родители не могут переубедить детей в том, что внешнее и материальные ценности не так важны в жизни. Понимание этих вещей приходит по мере возраста и опыта. Важно говорить с ребенком о том, что его желания понятны и родители о них знают, но пока у них нет возможности их осуществления. Можно предложить в качестве компромиссного решения накопление определенной суммы на желаемую покупку.

Проблемный круг общения, неподходящие друзья

Далеко не всегда те друзья, которые обладают в глазах подростка значимостью и авторитетом, могут заслужить одобрение со стороны родителей. Стоит говорить своему подростку о своем отношении к данному человеку при наличии определенных, подкрепленных доказательствами аргументов. Это совершенно не означает того, что подросток будет прислушиваться к сказанным словам, но он будет точно знать о том, что у кумира есть недостатки. Важно также попробовать альтернативные варианты – это попытаться изменить круг общения за счет лагерей или спортивных секций, посещения студий или мастер-классов. Важно создавать такие условия, чтобы подросток обзаводился новыми знакомыми и друзьями , пополнял опыт общения и учился лучше разбираться в людях.

Проблемы со школьной успеваемостью

В средней школе и старших классах может быть сложнее в плане обучения, и не каждый из подростков может освоить программу на отличные отметки. Важно также учитывать возрастные особенности и гормональные изменения, которые могут вести к нарушению кровообращения головного мозга и невротическим расстройствам. Дети обоих полов в это время могут страдать снижением успеваемости или нарушениями памяти, у них снижается активность мышления . У подростков мальчиков возможно ухудшение отношений с учителями в силу непослушания и вызывающего поведения. Можно улучшать успеваемость можно за счет мотивирования ребенка на поступление в определенный ВУЗ и если этого недостаточно, важно помогать за счет занятий с репетитором.

Проблемы неаккуратности и отказ от выполнения домашней работы

Нередко все внимание подростков концентрируется на процессе общения с ровесниками и оценке того, как они выглядят внешне, при этом порядок в собственном доме или комнате в сферу их интересов не входит, что относится к серьезной проблеме родителей. Важно напоминать подростку, что общее о нем впечатление складывается и из оценки его отношения к вещам и порядку в собственном жилище, а также вводить привычку к поддержанию порядка везде.

Нередко также проблемой родителей становится радикальная смена внешнего вида и имиджа, что может быть не по вкусу родителям.

Обратите внимание

Пирсинг, татуировки, радикальный цвет волос или стрижки - это способ выразить себя, утвердиться в своей среде и произвести впечатление, нравиться самому себе. Важно относиться к этому с уважением, без категоричности.

Чем помочь родителям, поиск мотивации

В подростковом возрасте хорошо помогает в налаживании общения с подростком правильная мотивация. Это стимулирует учебу и помощь по дому, выполнение определенных обязанностей. По мнению психологов, можно использовать разные варианты мотивации:

  • Финансовые мотивации с выделением четко оговоренных сумм на расходы
  • Покупки определенных вещей, но с учетом реальных финансовых возможностей родителей (техника, путевки, книги и т.д.)
  • Определенные права и свободы, разрешение походов в клубы или гости с ночевкой.
  • Взаимное выполнение взятых на себя обязательств, о которых заранее стоит договориться с подростком. При этом нужно строго придерживаться взятых на себя обязательств как в сторону расширения свобод, если условия договора соблюдаются, так и в сторону их урезания, если подростки нарушают свое слово. Важно также четко проговаривать все нюансы, почему вы в нарушении договора поступаете именно так.

Важно использовать различного рода бонусы и получение привилегий для положительного подкрепления, награды за положительное поведение. Лишение этих бонусов и будет наказанием за проступки . Нельзя применять физические наказания и различные способы морального унижения, не стоит смеяться над желаниями подростка.

Важно спокойно объяснить неправоту и какие ощущения и чувства были вызваны его поведением, но длинные нотации подростки не воспринимают. Нельзя кричать и допускать крика от подростка в обратную, важно отложить беседу ненадолго для успокоения и осмысления проблемы.

Проблема конфликтов подростков со сверстниками

В переходном возрасте возникает необходимость в расширении границ общения, появлении друзей и подруг. С ними дети проводят все свободное время, они постепенно учатся построению отношений, любви и дружбе. Подобные навыки будут затем во многом определять дальнейшую жизнь. Именно конфликты со сверстниками могут быть самыми неприятными в жизни подростка, они возникают не редко. И важно не просто общаться с ровесниками, а занять среди них определенное положение, обладать определенным статусом – лидерским, на какой-либо доминирующей позиции. Чем выше собственная самооценка ребенка и его возможности, тем на более высокие позиции он хочет претендовать.

Иногда на лидерские роли в группе претендует сразу несколько подростков, в силу чего не редкими становятся конфликты, если интересы пересекаются и входят в конфронтацию. События могут развиваться в дальнейшем исходя из особенностей воспитания, складывающегося стиля общения в семье, уровня агрессивности и темперамента. Высокий интеллектуальный уровень приводит к меньшей конфликтности подростков, они могут договариваться и находить компромиссы. Те подростки, которые не достигли своего в данной группе, могут уйти на вторые роли или пробуют добиться желаемого в другой группе.

Буллинг в подростковой среде

Нередко причинами конфликтов становится буллинг – это постоянные насмешки, травля ребенка из-за определенных отличий от остальных. Это обычно спокойные и тихие дети, которые не могут за себя постоять, оказав обидчикам сопротивление. Причинами травли могут быть различные ситуации, даже мелкие проблемы. Это могут быть внешняя непохожесть на остальных, специфика развития, отраженная во внешности, сильно отличающиеся от всех остальных увлечения или семейная ситуация, успехи в учебе или наоборот, неуспеваемость.

Подобные виды конфликтов могут перерастать в физическое насилие или имеют характер морального прессинга. Зачастую решение подобных конфликтов непростое, важно учить ребенка отстаивать свои интересы и формировать его уверенность в себе, помогать осваивать навыки обороны. Конфликты гасятся, когда обидчики получают достойный отпор или переключают свое внимание на других, исчезают из группы. А вот беды, наказания агрессора обычно дают только обратный эффект, и если конфликт затягивается, важно вмешательство родителей.

Не мене острой будет и конкуренция за место в группе . Так обычно конфликтуют сильные личности в борьбе за внимание противоположного пола, внимание взрослых или статус в среде ровесников. Обычно конкуренция обладает позитивными эффектами в отношении личности подростков, и психологи рекомендуют не вмешиваться в подобные проблемы, давая им выяснить отношения самостоятельно. Нередко подростки намеренно противопоставляют себя остальным детям коллектива, чтобы отливаться от всех и выделяться.

Основная проблема у подростков - это проблема взаимоотношений с родителями. В подростковом возрасте ребенок переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии и уважении.

Подростки начинают отдаляться от родителей, противостоять им. Ребенок становится грубым и резким, часто критикующим родителей. Родители, зачастую, просто не готовы к такой перемене ребенка, что в последующем оборачивается конфликтными ситуациями.

Выделяют основные типы конфликтов между подростками и родителями:

По мнению психологов, причиной конфликтов между родителями и детьми является неустойчивость родительского восприятия . Родители не считают подростка взрослым, подросток, наоборот, считает, что уже вырос и имеет право принимать самостоятельные решения. Ребенок начинает требовать к себе уважение, однако все равно иногда ведет себя как ребенок. Подростки очень противоречивы. Взрослые не понимают, как объяснять элементарные вещи своим детям, от этого начинают нервничать и срываться на детях.

Еще одна причина конфликта - диктатура родителей . Формы этого конфликта разнообразны, но в общем диктатура в семье - это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков.

Конечно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать решения, которые позволят подростку психологически расти, т.е. разрешать подростку иногда делать то, что на его взгляд правильно, советоваться с ним, позволять принимать ему участия в семье.

По мнению психологов, старшие должны сочетать, и требовательность, и доверительное отношение, и уважение по отношению к подросткам. Иначе ребенок может начать вести себя агрессивно по отношению к родителям.

Родители, которые заставляют ребенка вести себя, так как они хотят, скорее всего, столкнуться с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда ненавистью. Ребенок из-за диктатуры родителей может потерять чувство собственного достоинства, он будет чувствовать себя униженным.

Подросток может вырасти циником и эгоистом в том случае, если родители игнорируют интересы подростка, лишают его права голоса, которых не интересует его мнение. Конечно, может обойтись и без таких тяжких последствий, но то, что в будущем ребенок будет не таким, каким ожидали родители, это точно. Так как положительной стороны у такого воспитания нет.

Родитель с подростком, так же, часто конфликтуют из-за территории. Некоторые родители очень назойливы по отношению к ребенку, лезут ему в душу. У взрослеющего человека обязательно должна быть личная территоия, куда «посторонним вход запрещен». Исследования показали, что в семьях, где родители уважают границы своего ребенка, конфликтов и ссор значительно меньше.

Для разрешения конфликтов, связанных с территорией подростка, вводят некоторые простые правила общения:

* не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина,

* не трогать личные вещи,

* не подслушивать телефонные разговоры.

Необходимо давать свободу подростку в выборе одежды, музыке, друзей и т.д.

Подростков часто раздражает, когда их родители чересчур опекают. И это следующий тип конфликтной ситуации - чрезмерная опека и забота.

Можно сказать, что это скрытый конфликт. На первый взгляд, мало ссор между родителями и детьми, однако дети в таких семьях зачастую пользуются своим положением и превращаются сами в диктаторов. Такие дети обычно введут себя, как маменькины сыночки и дочки, в семьях, где их очень ждали, где он был последней надеждой на счастье.

В подростковом возрасте маменькины дети часто срываются и восстают против взрослых. Причем, форма протеста может быть разной. Это уже зависит от индивидуальности.

Причиной конфликтов может стать, если родители делают не так как хочется подростку. Если родители, например, купили не такой телефон, как захотелось ребенку. Ребенок начинает гнобить и унижать родителей.

Но, обычно, такие дети в семье главные, а в обществе не реализуются, так как никто под них не хочет подстраиваться, никто не хочет делать так, как им хочется. Такие дети становятся замкнутыми и необщительными. Исследования, показали, что чрезмерная опека чаще губит человека, чем проблемы.

Еще один тип конфликтной ситуации - родительская авторитетность.

Родители в таких случаях требуют от ребенка совершенства. Они хотят, чтобы ребенок делал все безукоризненно, учился на одни пятерки, убирался все до блеска, одевался так, как нравится им. За непослушания, они наказывают ребенка своим неуважением. Проводят воспитательные беседы, не давая отставать свое мнение.

Это приводит к двум типам конфликтов:

1. Ребенок начинает в подростковом возрасте вести себя холодно с родителями. Если в его семье случаются какие-то проблемы, он не сочувствует, ведут себя эгоистично и равнодушно.

2. Ребенок чувствует себя бездарным. Он понимает, что делает все не так, хотя очень старается. Появляются мысли о бессмысленности в существовании.

Так же одной из скрытых конфликтных ситуаций является мирное существование.

В данном случае, в семье все занимаются собой. Родители своими проблемами, не трогают ребенка, позволяя делать ему все, что хочется. В какой-то момент ребенок просто начинает понимать, что семье нет до него дела, что никто не интересуется его делами.

И вот, когда в семье случается что-нибудь нехорошее, где потребуется участие ребенка, ребенок не будет испытывать никакого интереса к происходящему, ему будет просто безразлично то, что происходит в его семье.

Конфликты между родителями и подростками будут всегда. Так, как подростковый возраст очень трудный и для подростка и для родителей. Тут и играет роль, разница в возрасте. Родители не понимают, почему ребенок слушает именно такую музыку, почему он ест, например, фаст фуд, почему дружит ни с тем, с кем бы дружили они. Нужно понимать, что подростковый возраст очень изменчивый. Ведь все равно ребенок, когда вырастет, скорее всего, перестанет слушать ту музыку, которую слушал в подростковом возрасте, есть фаст фуд, или одеваться, как-то странно на ваш взгляд.

Как известно, конфликт не возникает «на пустом месте». Всегда имеет место быть причина его появления. Выделим основные причины зарождения конфликта от лица подростка:

  • - кризис переходного возраста;
  • - стремление к самостоятельности;
  • - требование большей автономии, что наблюдается во всем: от выбора одежды, до помещения - личного пространства;
  • - привычка конфликта, воспитанная поведением взрослых;
  • - хвастовство или показная храбрость перед сверстниками или авторитетами.

Теперь выделим причины возникновения конфликта от лица взрослого (родителя):

  • - нежелание признать, что ребенок стал взрослым;
  • - боязнь выпустить ребенка из «гнезда», неверие в его силы;
  • - проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
  • - борьба за собственную власть и авторитет;
  • - отсутствие понимания между взрослыми в вопросах воспитания ребенка;
  • - не подтверждение родительских ожиданий.

Для более детального и полного рассмотрения причин возникновения конфликтов, обратимся к исследованию, который был проведен социологами.

На основе проведённого исследования можно выделить следующие причины конфликтов между родителями и подростками:

  • 1. «Непонимание, разные взгляды на жизнь»: эту причину конфликтов с родителями подростки поставили на первое место. Указанная причина намного опередила все остальные. И это не случайно, ведь она может иметь «тройное происхождение»: социокультурное (как отражение конфликта поколения, «отцов и детей»), социально-психологическое (как отражение полововозрастных особенностей людей), социально-ролевое (как отражение представлений родителей о собственных правах и обязанностях, а также о правах и обязанностях своих детей). В подростковом возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, своего «Я». Подростка начинают волновать проблемы нравственных норм, ценностей, смысла жизни. Переживания эти часто глубоко спрятаны и непонятны взрослым. Дети этих проблем еще не видят, взрослые так или иначе разрешили их и больше не замечают. И подросток становится одиноким в своих исканиях. Как показывают данные опросов, подростки значительно чаще взрослых людей чувствуют себя одинокими и непонятыми. Вместе с осознанием своей уникальности и неповторимости приходит потребность в интимности, в том, чтобы передать кому-либо свои мысли и чувства и быть понятым. Взрослые часто бывают не готовы к интимно-личностному, равноправному общению с подростками. Дети для них остаются в статусе детей, и перевести их в статус взрослых родители не спешат. Взаимоотношения в рамках уже усвоенных детских ролей перестают удовлетворять подростков. Причем, для них недостаточным становится не только репертуар ролей, не только ограниченные возможности наличных ролей, но и во многом безличный характер выполняемых ролей. Это понятно, личность ребенка еще только формируется, индивидуально-личностные составляющие роли очень слабо прорисовываются, а подросток уже считает себя личностью и хочет, чтобы окружающие считали так же. Он принципиально не хочет скрывать свое «Я» под маской роли. Эта ситуация часто приводит к следующему: подросток «перегибает» палку в стремлении к индивидуально-личностным проявлениям, формально-ролевое поведение взрослых при этом он воспринимает как ложь, фальшь, неискренность, стремясь к открытым отношениям, подросток еще не умеет соблюдать меру и уместность личностного и ролевого поведения, переход ко взрослости предполагает в той или иной мере отдаление подростков от родителей. Это обусловлено тем, что роль взрослого включает в себя самостоятельность и независимость, отсюда возникает стремление к отдалению и независимости от родителей у подростка. Родители уже успели забыть свои подростковые трудности и часто не в силах понять поведение своих детей, поэтому подростки ищут понимания за пределами семьи, в среде своих сверстников-товарищей «по несчастью». Особенностью возраста является то, что подростку зачастую легче открыть душу сверстнику или даже чужому человеку, чем родителям. Поэтому, для сохранения доверительных отношений очень важны такт и выдержка родителей. Если родители сумеют терпеливо и сочувственно отнестись к трудностям подростка, то конфликты во многом сглаживаются. Характерные в этом возрасте жалобы подростков на непонимание со стороны родителей во многом обоснованы. Родители, особенно в экономически нестабильное время озабочены тем, как обуть-одеть-накормить своих детей, духовная связь с ними при этом часто уходит на второй план. Многие родители заняты карьерой, самоутверждением, своими «взрослыми» проблемами. Между тем, растущим, осваивающим социальный мир детям, в первую очередь необходимы поддержка, понимание, мудрый совет своих родителей;
  • 2. «Несправедливость родительских требований»: Если общение, на основе взаимопонимания не получается, то оно неизбежно принимает рутинный характер. И, чем больше родители «нажимают» на формально-ролевые обстоятельства жизни детей (поведение, успеваемость), тем суше становятся их взаимоотношения. Детско-родительские отношения по своей природе интимны и не терпят формальностей. Тем печальнее, когда между родителями и детьми появляется невидимая стена непонимания и отчуждения. В этих условиях даже справедливые и обоснованные требования родителей субъективно воспринимаются как несправедливые. А если эти требования еще высказываются в категорической форме, что часто и делают родители, не замечая, что «ребенок» уже готов к равноправному общению, то тем более трудно согласиться с такой «справедливостью». А родители достаточно часто бывают и справедливы, и разумны в своих требованиях и ограничениях. Бывают ситуации, когда родители вполне понимают детей, но вынуждены отказывать в их неразумных или чрезмерных запросах и желаниях. В этом случае, в слова «они меня не понимают» подростки вкладывают иной смысл. И на самом деле это подростки не понимают своих родителей. Не понимают, что те, обладая большим жизненным опытом, ограждают их от соблазнов и опасностей «взрослого» мира;
  • 3. «Моя успеваемость»: эта причина отражает не только естественное для этого возрастного периода поведение, сколько меру выполнения школьниками своей социальной функции - роли учащегося. Частота конфликтов школьников с родителями по поводу успеваемости примерно в 2,5 раза выше, чем с учителями. Это естественно, так как для родителей успехи их детей более значимы, чем для учителей. Часто родители хотят в детях реализовать то, что у них в свое время не получилось, компенсировать жизненные неудачи: «Вот мне не удалось получить высшее образование, так пусть хоть мой сын (дочь)...». Отсюда более ревностное и придирчивое отношение к успеваемости своего ребенка. Однако же, родители, которые видят свою первоочередную функцию в контроле за успеваемостью своего чада, иногда осуществляют непосредственный контроль только за оценками, а не за знаниями;
  • 4. «Мой плохой характер»: нужно, конечно, учитывать, что и родителям трудно со своими чадами, особенно, когда они вроде бы уже не дети, но и еще пока не взрослые. Подростки на пороге взрослости активно ищут себя: они то требуют к себе отношения, как к автономной личности, имеющей право свободно выбирать друзей и время возвращения вечером домой, то «впадают в детство», не желая брать на себя ответственность, например, за ведение домашнего хозяйства, то шокируют родителей псевдовзрослым поведением - курением или употреблением спиртных напитков. От такого поведения родители часто оказываются в панике, не зная, что им делать и как воспитывать своих детей. Они пытаются отгородите своих детей от опасностей и соблазнов противоречивого мира, накладывая разнообразные запреты. Следует все же отметить, что родители часто перегибают палку в стремлении контролировать жизнь своих детей. Родители здесь проявляют непоследовательность: готовя ребенка ко взрослой жизни, они не могут принять проявления самостоятельности детей буквально в преддверии зрелости. Возникает впечатление, что родители даже как бы противостоят этому. Подросток, между тем, может, а значит, и должен проявить самостоятельность. И если родители излишне регламентируют его поведение, деятельность, общение, то они часто сталкиваются с характерной реакцией подросткового возраста - реакцией эмансипации. Она неизбежна там, где присутствует мелочная опека, чрезмерный контроль, пренебрежительное отношение к интересам подростка. Излишняя зажатость подростка может привести не только к игнорированию указаний родителей, она может распространиться на общепринятые стандарты поведения на духовные ценности;
  • 5. «Мои вредные привычки»: По данным В.И. Журавлева (1995), в поведении подростков просматриваются следующие негативные черты: курение - 50%, употребление спиртных напитков - 44%, распущенность в половой жизни - 10%, наркомания - 6%. Следует отметить, что вредные привычки обусловлены не только желанием казаться взрослым, но и стремлением найти компенсацию своим неудачам. «Самолечение» алкоголем и наркотиками хоть на время, но снимает эмоциональное напряжение;
  • 6. «Мало помогаю по хозяйству»: такая причина возникновения конфликтов тоже достаточно распространена. Это, конечно, претензии со стороны тех родителей (сами юноши и девушки вряд ли так думают), которые хотят воспитать своих детей трудолюбивыми и хозяйственными, да и самим разгрузиться от домашних дел. Но, по-видимому, имеют в этом стремлении не очень хороший результат. Выросшие дети, сызмальства привыкшие к опеке пап и мам, не спешат взвалить на свои хрупкие «детско-взрослые» плечи груз хозяйственных забот;
  • 7. «Мой внешний вид (прическа, одежда)»: как упоминалась ранее, юноши и девушки в подростковом возрасте требуют автономии касательно внешнего вида, испытывают желание выделяться среди других, быть не такими, как все. Родители же, в свою очередь, не всегда разделяют таких стремлений, видя, в первую очередь, проявление несерьезности детей, а не выражение собственной индивидуальности и принадлежности к определенной неформальной социальной группе;
  • 8. «Из-за моей компании»: причина, в общем, естественная - родители опасаются дурного влияния улицы. Но зачастую сами родители, не сумев наладить отношения с выросшими детьми, способствуют их стремлению найти недостающую им равноправность и искренность в общении за пределами семьи. В кругу сверстников юноши и девушки также удовлетворяют потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Обо всем этом необходимо помнить родителям, перед тем как укорить своего ребенка за «плохую», по их мнению, компанию.

Подростковый возраст – трудное время и для детей, и для родителей, и для педагогов. И не известно еще, кому труднее. На мой взгляд, тема конфликта вообще, и подросткового в частности, неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Именно в это время становления личности ребенок становится «трудным». Как правило, подросткам присущи предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости.

С подросшим ребенком уже нельзя общаться «по старинке». Если легко диктовать свои требования послушному малышу, то подросток воспринимает такие советы, как давление, которому он с удвоенной силой сопротивляется. Повзрослевший ребенок борется за свободу с отчаяньем юношеского максимализма: скандалами, сигаретами, алкоголем, уходом из дома, однако ему нужна не столько сама свобода, сколько признание права самому принимать решения. Таким образом, проблема конфликтов в подростковом возрасте была и остается всегда актуальной. В процессе работы мною изучено и проанализировано огромное количество материалов по теме, но, к сожалению, в рамках данной работы, не представляется возможным привести всю информацию о подростковых конфликтах, поэтому я постаралась остановиться лишь на основных. Цель данной работы: всестороннее изучение, обобщение и анализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы.

1. Конфликт: теоретические основы

Сегодня в литературе существуют самые различные определения конфликта.

По словарю Даля: «Конфликт (лат. conflictus - столкновение), предельно обострённое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями».

А.Г. Здравомыслов определяет: «Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями». Можно привести и другие определения конфликта, важнее сформулировать его общее понятие. В этом плане «всякий конфликт - есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей, основанное на отрицательных эмоциях». Сущность конфликта - это межгрупповое или межличностное противоборство, основанное на осознанном каждой из сторон противоречии. Это столкновение принципов, мнений, оценок, характеров или эталонов поведения людей. Конфликт в своём развитии проходит несколько этапов: возникновение, становление, зрелость, преобразование.

Каждый этап предполагает свою логику поведения педагога. Возможны следующие варианты психолого-педагогической коррекции конфликта: компромисс (взаимные уступки), привлечение объективных «судей», переключение внимания, «взрыв», отделение деловой и эмоциональной сторон конфликта, отсрочка.

Существуют основные типы и причины, по которым подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, приводящие к конфликту:

Внутриличностный конфликт - столкновение примерно равных по силе, но противоположных по направленности потребностей, мотивов, интересов, влечений и т.п. у одного и того же человека. Проявляется в неустойчивости настроения, повышенной ранимости и т.п. Если внутриличностный конфликт носит затяжной характер, то его проявления принимают форму отклонений в поведении, снижении результатов деятельности; возможно возникновение на его почве невроза. Такого рода конфликты нередки в детском и особенно в подростковом возрасте, когда произвольность поведения ещё недостаточна для безболезненного выбора между несовместимыми внутренними тенденциями. Такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также со стрессом. Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя. Этот конфликт в большей мере свойственен подростку, переживающему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризисов

Педагогу следует проявлять повышенное внимание к отклонениям в поведении детей, поскольку симптомы неблагополучия могут довольно явно свидетельствовать о его причинах, т.е. внутренний конфликт всегда проявляется внешне. Чтобы вернуть ребёнку эмоциональное благополучие, ему необходимо помочь осознать, какие из его внутренних тенденций вошли в противоречие; восстановить пошатнувшуюся самооценку пли утвердить её на новой основе; привести уровень притязаний в соответствие с индивидуальными возможностями.

Межличностный конфликт - ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон. Противоречие в межличностных отношениях - явление естественное, поскольку не существует двух абсолютно одинаковых людей, чьи интересы, взгляды, склонности и настроения полностью совпадают. Несовпадение мнений, оценок и т.п. может быть разрешено в доброжелательном споре, в котором обе стороны стремятся прийти к согласию. Если же они заинтересованы только в отстаивании своей позиции любой ценой, противоречие неизбежно перерастает в конфликт.

В педагогической практике, вопреки провозглашавшемуся ранее мнению, имеется ряд оснований для возникновения конфликта. В личности растущего человека происходят определённые изменения, которые могут ускользать от внимания педагога и не учитываться в обучении и воспитании. Серьёзные изменения могут происходить с коллективом, членом которого является ребёнок. Т.о., в учебно-воспитательном процессе возможно несовпадение личных целей, задач, педагогических методов и индивидуальных особенностей учащихся, что нередко приводит к конфликту между учителем и учеником. Это становится причиной потери учащимся познавательного интереса, возникновения неуверенности в своих силах, отрицательного отношения к школе, порождает активное внутреннее торможение у ребёнка, которое может быть расценено как умственная отсталость. Такой конфликт иногда провоцирует ребёнка на поиски иной среды общения, в которой удовлетворяется потребность к защищённости, ощущении своей полноценности.

Конфликт между отдельными детьми чаще всего бывает вызван неспособностью одной или обеих сторон преодолеть свой эгоцентризм. При педагогически целесообразном вмешательстве в такой конфликт он может способствовать успешному формированию личности, положительным изменениям в поведении ребёнка, консолидации сил коллектива.

Конфликт между личностью и группой - может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе…несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы.

Возможно возникновение межгруппового конфликта, когда в качестве противостоящих сторон выступают группы, преследующие несовместимые цели и своими действиями препятствующие друг другу.

2. Проблема конфликта в подростковом возрасте

Подростковый возраст, который считается от 12 до 17 лет - трудный период полового созревания и психологического взросления. В это время в самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста.

Это время быстрых перемен и трудных исканий. Одновременно подростки сталкиваются с многочисленными психологическими проблемами: они становятся независимыми от родителей, учатся правильно строить свои отношения со сверстниками, вырабатывают для себя комплекс этических принципов, развиваются интеллектуально, приобретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. И это далеко неполный перечень перемен в их жизни.

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Орловский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психолого-педагогической технологии

Реферат по курсу

«Основы психологии семьи и семейных отношений»

«Конфликты родителей и подростков: причины, содержание, функции»

ВЫПОЛНИЛА:

студентка 43 группы

Борюк Я.Ю.


Введение

1. Стили отношений в семье

2. Понятие конфликта, его позитивные функции. Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей. Особенности подростковых конфликтов, их типы

3. Причины конфликтов родителей и подростков

Заключение

Список используемой литературы


Введение

В последние годы научный интерес к проблеме конфликта значительно возрос. В немалой степени это объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. Разнообразные конфликтные ситуации являются неизбежным порождением сложного и противоречивого процесса социального взаимодействия, что ставит как общество в целом, так и каждого конкретного человека перед необходимостью их решения.

Способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.

Особенно важным с этой точки зрения является подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и потому - наиболее конфликтный. В многочисленных исследованиях подросткового периода подчеркивается его критический, переходный характер, когда ломаются и перестраиваются прежние отношения ребенка к самому себе, к окружающим и к миру в целом. Эти кардинальные изменения порождают неизбежные конфликты развивающейся личности, как с другими людьми, так и с самим собой. Приобретаемый подростком опыт успешного или неуспешного общения служит основанием для усвоения разных по конструктивности способов решения конфликтных ситуаций.

Одним из важнейших аспектов указанной проблемы является вопрос о конфликтах подростков с родителями. Множество тонких наблюдений и описаний такого рода конфликтных ситуаций дает художественная литература. Однако, как ни парадоксально, именно эта сторона взаимоотношений подростков менее всего представлена в специальных психологических исследованиях. Значительно полнее отражена проблема конфликтов подростков со сверстниками, а также с учителями.

Причины возникновения конфликтов подростков с родителями возрастную специфику и не одинаковы у младших и старших подростков: у младших подростков конфликты с родителями возникают существенно по поводу учебной деятельности, у старших - по поводу общения. Способы поведения в конфликтных ситуациях с родителями более конструктивны у старших подростков, по сравнению с младшими. Родительские отношения, основанные на утверждении силы и отсутствии любви к ребенку, чаще провоцируют подростково-родительские конфликты, чем отношения, построенные на уважении и доверии к ребенку.

Мелкие и крупные конфликты, ссоры подростков с взрослыми – постоянные источники напряжения, стресса – и для тех, и для других. В семье накапливается напряжение, оно усиливается, раскручивается, Выход становится найти все труднее и труднее. Происходит то, что психологи называют кто “заколдованным психологическим кругом”, а кто - “чертовым колесом”. В быту же говорят просто – “Зациклился”.

А это значит, что и родители, и подростки постоянно напряжены, делают много ошибок, постоянно срываются. Возникает стресс детско-родительских отношений и как следствие его – болезни, нарушения. Перечислим главные пусковые механизмы этого стресса. Во-первых, борьба, в процессе которой должно выясниться, кто же все-таки из нас главный и с чьими мнениями и вкусами все же надо считаться в первую очередь. Другими словами, – борьба самолюбий, борьба за самоутверждение, власть. Во-вторых, вечный вопрос о том, кто доложен кому навстречу идти и кто с кем считаться – дети с родителями или с родителями с детьми. И наконец, в-третьих – взаимные обвинения и упреки.


1. Стили отношений в семье

Частота возникновения и характер поведения подростков в конфликте с родителями связаны с существующим в семье типом родительского отношения: типы отношений, основанные на утверждении силы и лишении ребенка любви, чаще провоцирует подростково-родительские конфликты, чем отношения, построенные на уважении и доверии к подростку.

В литературе принято выделять два основных стиля отношений в семье, а значит и два стиля воспитания и социализации: "авторитарный" (традиционный) и "свободный" (современный). Обновление жизни в различных обществах сопровождается переходом от традиционного стиля к современным образцам семейного воспитания.

Авторитарный стиль отношений к детям в семье основан на жестком соблюдении интересов родителей, беспрекословной власти старших, подчинении их воле. Авторитаризм в воспитании игнорирует права и свободы личности, индивидуальные особенности ребенка, проявление инициативы "снизу", подавляет самостоятельность человека. Такой способ воспитания вызывает детский страх и подавляет инициативу, порождает протест и конфронтацию в семье, приучает к показному поведению, приводит к падению авторитета родителей в глазах детей. А.С.Макаренко характеризовал "авторитет подавления" как "самый страшный сорт авторитета".

Свободный стиль отношений к детям ориентирован на потребности ребенка. Процесс воспитания характеризуется: 1) большей дозволенностью по отношению к спонтанным желаниям ребенка; 2) более свободным выражением любви и привязанности к детям со стороны родителей; 3) увеличением роли психологических методов воздействия и уменьшением или полным устранением физических наказаний, брани или угроз.

Свободный (современный) стиль семейного воспитания приводит к появлению в обществе "современных" детей. Тесные семейные связи и прямой контроль за детьми в родительском доме частично замещаются активностью ребенка вне семьи и возросшей ориентацией на группы сверстников. П. Бюхнер, Г.-Г. Крюгер и М. Дюбуа в своей работе "Современный ребенок" в Западной Европе" пишут: "Дестандартизация уклада жизни сопровождается ослаблением поддержания нормативных традиций семейной жизни и проведения досуга и усилением ориентации на ценность самореализации в противовес исполнению обязанностей перед другими".

Влияние семьи на социальное и духовное становление подростков трудно переоценить, поэтому интерес социологов к детско-родительским взаимоотношениям не случаен. Разрушение семейных связей, отсутствие любви в отношениях между родителями и детьми - одна из главных причин неполноценной социализации личности. Дети, лишенные социализирующего воздействия семьи, оказываются наименее подготовленными к взаимодействию с другими людьми. Степень их социальной свободы незначительна.

Дестабилизирующее влияние на функционирование семьи как социального института оказывают структурные изменения, происходящие в обществе: экономический кризис, тяжелый переход к рыночным отношениям, безработица, введение платных медицинских и образовательных услуг, в том числе в системе государственных образовательных учреждений, - все это снижает способность большинства семей удовлетворять насущные потребности детей.

Сегодня специалисты отмечают, что далеко не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье. "Каждого седьмого подростка беспокоят отношения с родителями, 12% опрошенных ребят регулярно конфликтуют с ними, у 59% конфликты возникают иногда".

Исследователи утверждают, что семья в современной России уже не может дать детям полноценные уроки нравственной и здоровой жизни, так как: 1) многие семьи заражены аномией и девиантным поведением; 2) даже культурные и нравственно здоровые родители потеряли четкие ориентиры относительно ценностей и норм, к которым следует стремиться.

2. Понятие конфликта, его позитивные функции. Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей. Особенности подростковых конфликтов, их типы

Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт - это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к конфликтам на позитивное.

Конфликт имеет много определений:

· под конфликтом в психологии понимается столкновение различных мотивов.

· конфликт - столкновение, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства и переживания.

Позитивные (конструктивные) функции конфликта выполняют ряд задач:

· адаптируют человека (группу) к новым условиям, в которых они оказались

· определяет источник разногласия и позволяет устранить его

· выявляя и устраняя противоречия, освобождает группу от этих факторов, стабилизируя ее,

· сплачивает членов группы и ориентирует их на защиту ее единства,

· помогает убрать внутреннюю напряженность,

· помогает найти подходящие средства влияния на другого,

· позволяет членам группы раскрыть лучшие качества своей личности в группе, завоевать авторитет в ней.