Консультация для педагогов "экологическое воспитание дошкольников летом". Консультация на тему" экологическое воспитание детей в доу в летний период"

Отинова Катерина Алексеевна,

Воспитатель,

МАДОУ «ЦРР Детский сад №100»

Г. Пермь

Экологическое воспитание детей раннего возраста в летний период

Начало экологической культуры необходимо прививать с раннего детства. Экологическое воспитание детей заключается в формировании гуманного и бережного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, их труду, к себе, как части природы. Маленький ребенок - исследователь, у которого к трем годам обнаруживается целенаправленный интерес к окружающему миру. Наблюдения на прогулке в любое время года обогащают его представления об объектах живой и неживой природы. Но именно летом, когда дети больше времени проводят на свежем воздухе, задачи экологического воспитания становятся наиболее актуальными. Кроме того, важно помнить, что у детей раннего возраста мышление носит конкретный характер, вот почему так важно, чтобы первое знакомство с объектами или явлениями по возможности происходило в естественной обстановке. Летняя оздоровительная работа с детьми дает возможность подводить детей к первым «открытиям» в процессе разнообразных игр с песком и водой, «султанчиками», «вертушками», помогает формировать в сознании юных первооткрывателей систему причинно-следственных связей.

Программа «Истоки», по которой работаю, предусматривает работу по экологическому воспитанию. Организуя познавательно-исследовательскую деятельность с малышами летом на прогулочном участке, решаю следующие программные задачи:

Воспитание познавательного интереса к окружающему миру, развитие любознательности;

Учить наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;

Воспитание бережного отношения к окружающему;

Воспитание эстетических чувств;

Развитие речевой активности;

Развитие двигательной активности

Вместе с детьми мы радуемся наступлению лета. Беседуем и наблюдаем за сезонными явлениями (светит солнце, облака или нет на небе, идет дождь, дует ветер). Когда дождь застал нас на прогулке, мы не спешим в группу, а любуемся этим природным явлением. Обращаю внимание малышей на то, что дождик нужен всем растениям, деревьям, кустам, чтоб они могли жить, а еще он умывает травку, листочки, цветы.

Обращаем внимание на то, что летом высокая трава, цветут цветы, на деревьях и кустарниках много зеленых листьев. Проводим дидактическую игру «Покажи, где кустик, а где дерево», «Найди отличия». Рассматриваем с детьми части дерева, изучаем на ощупь структуру его коры, любуемся яркими цветами на клумбах.

На высоком эмоциональном подъеме проходят наблюдения за различными насекомыми: муравьями, жуками, гусеницами, дождевыми червяками, которых на время помещаю в стеклянную в банку. Важно обращать внимание детей на то, какие насекомые маленькие и на бережное отношение к ним. Объясняю так же о том, что бывают насекомые-вредители.

Наблюдая за птицами, дети с удовольствием берут на себя роль «воробьев», «ворон», подражают их пению. Развитию двигательной активности способствуют разнообразные подвижные, хороводные, логоритмические игры. Стимулом для речевой активности является повторение и разучиваем стихов, пальчиковых игр на экологическую тематику, отгадывание загадок.

Обязательно беру с собой на прогулку восковые карандаши, гуашь (основные цвета), баночки-непроливайки, воду, несколько кисточек, листы бумаги, влажные салфетки (вытирать детям руки). Для детей, которые любят больше раскрашивать, чем рисовать, запасаюсь раскрасками на экологическую тематику – животные, насекомые, растения и т.д. Их можно найти в интернете, важно, чтобы рисунки для раскрашивания были крупными.

Впечатления, полученные детьми во время наблюдения или обследования объектов живой природы, они с огромным удовольствием воплощают в своих рисунках прямо на прогулочном участке- у нас для этого оборудован удобный стол с лавочками по периметру. Можно организовать сотворчество с воспитателем и создать какую-нибудь коллективную работу. Детям очень нравится!

Формированию экологической культуры способствуют игры с элементами экспериментирования с водой, песком и природным материалом.

Игры с водой. Цель: закрепить первоначальные представления о свойствах воды

(прозрачная, течет, льется) – поливаем из лейки цветы, а так же сформировать знания о том, что на солнце вода нагревается и может высыхать, если ее мало. Можно провести эксперимент: в начале прогулки в одну формочку налить немного воды, а в другую - больше и оставить их на солнце. В конце прогулки обратить внимание детей на то, что произошло с водой в формочках.

Игры с песком. Цель: учить способам обследования материала (сжать сухой песок в руке и ссыпать с ладони; сжать в ладонях влажный песок и убедиться в том, что он пристает к рукам; по показу воспитателя пересыпать сухой песок из формочки с помощью воронки, сита; развивать умение определять по цвету влажность песка и различать свойства сырого и влажного песка; активизировать словарь - «сухой», «мокрый». Развитию художественно-эстетического восприятия у детей помогает выкладывание фигур из природного материала на сыром песке- «полянке». Мы используем скорлупки грецких орехов, чтобы получился цветок, гриб. Сосновые шишки мы заранее раскрашиваем цветной гуашью и дети «высаживают цветы в клумбы». Из нераскрашенных шишек и тонких прутиков у нас получаются жуки. Так можно провести коллективную работу «Полянка» и всем вместе полюбоваться на ее красоту.

Игра «Какие предметы держатся на воде?» Цель: изучать свойства легких и тяжелых предметов; развитие дыхательной активности.

В качестве предметов для экспериментирования используем набор различных материалов: щепка или деревянная лодочка, пластмассовая игрушка-рыбка или уточка, металлическая рыбка, резиновый шарик, кусочек коры дерева, бумажный кораблик, камушек. В процессе игровых действий опытным путем устанавливаем свойства предметов. Огромный восторг вызывает у детей задание подуть на воду и направить плавающие предметы в определенную сторону.

Традиционными для нас и наших детей являются беседы по «Экологическим заповедям». Заповеди построены по принципу «нельзя», «нужно» или «можно».

Приведу примеры некоторых «Заповедей»

Нельзя разбрасывать мусор. (фантики, бумажки, пустые бутылки, скорлупу от семечек и др.) на пол, дороги, газоны. Почему? От мусора все вокруг становиться грязным.

Нельзя пугать птиц в городе, в лесу. Почему? Все птицы полезны. Они защищают растения от вредных насекомых.

Нельзя бегать там, где гуляют собаки. Почему? Собаки бегут за теми, кто бегает, и могут укусить. Нужно ходить мимо собак спокойно. Собаки за тобой не побегут.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Почему? Растения начинают болеть и могут погибнуть. Можно использовать для игры, только опавшие ветки. Так ты не сделаешь им больно.

Нельзя срывать цветы на клумбах. Почему? Цветы – украшение улиц, города, ими все любуются. Можно собирать цветы, которые выросли в своем саду, огороде. Почему? Украсишь комнату своими цветами и сохранишь цветы на клумбах.

Нельзя топтать цветы на клумбах . Почему? Притоптанные растения и цветы погибают. Нужно ходить и бегать только по дорожкам.

Чередование разных видов деятельности во время прогулки позволяет эффективно решать поставленные задачи экологического воспитания.

Родители – активные участники образовательного процесса. Предлагаемые игровые ситуации позволят сделать пребывание ребенка на даче, во дворе познавательным, ярким, поможет воспитать желание познавать и любить мир.

    Наблюдение радуги после дождя

    Показать увеличительное стекло, рассмотреть через него божью коровку

    Рассмотреть чашечки лютиков, колокольчиков

    Понаблюдать за подсолнухом, поворачивающим головку вслед за солнцем

    На даче понаблюдать, как открываются утром на солнышке одуванчики и закрываются – «ложатся спать» - вечером.

Полученные в детстве знания и навыки поведения будут служить основой экологического сознания взрослого человека. Всегда нужно помнить, что впечатления раннего детства остаются с ребенком на всю жизнь, уходя в долговременную память.

Литература:

    Т.И. Вотинова Сборник «Экологические заповеди для детей» Пермь,. 2009

    Л.Павлова. Раннее детство: воспитание любознательности. Дошкольное воспитание № 12, 2006

    Е.Н. Соляник. Развивающие игры для детей раннего возраста. С.- Петербург, 2010

Пудова Эльвира Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №6 г.Чебоксары Чувашской Республики
Населённый пункт: г. Чебоксары Чувашской Республики
Наименование материала: Консультация для воспитателей ДОУ
Тема: Экологическое воспитание дошкольников в летний период
Дата публикации: 01.10.2017
Раздел: дошкольное образование

« Экологическое воспитание дошкольников в летнее время»

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое

значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в

природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям

дошкольном

возрасте.

поменять

мировоззрение,

изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно

своевременно развивать

экологическое

сознание маленькой личности.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное

значение,

проходит

интенсивный

духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного

детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного

роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования

физических и психических возможностей, начало становления личности. В

этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания,

экологической культуры.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные

впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,

т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,

закладываются начальные элементы экологической культуры. Дошкольное

ответственный

формирования

правильного

отношения

окружающему

миру. Детский

является

непрерывного

экологического

образования.

педагогами

формирования у

дошкольников

экологической культуры.

Ф о р м и р о в а н и е

э к о л о г и ч е с к о й

в о с п и т а н н о с т и

дошкольников предполагает решение следующих задач:

Расширять представления о растительном и животном мире;

Развивать

наблюдать,

анализировать,

сравнивать,

выделять

характерные,

существенные

признаки

элементарные выводы;

Уточнять

представления

взаимосвязи

признаков

закономерностей в окружающем мире;

Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в

различать

растения

расположению

форме листьев, цветам, плодам.

Как построить работу с детьми в летний период, чтобы им было

интересно проводить летние месяцы в детском саду?

Воспитатель может использовать различные формы и методы для

решения этих задач: главное увлечь детей в удивительный мир природы,

раскрыть его многообразие, ответить на многие вопросы, интересующие

Основными формами работы с детьми летом являются прогулки,

экскурсии,

викторины,

праздники

календаря, краткосрочные

проекты, экологические

лекарственных

опытнических грядках и цветниках.

К прогулкам, экскурсиям предъявляются определенные требования, которые

надо соблюдать (количество сопровождающих, время, маршрут, наличие на

наблюдаемом участке ядовитых растений, грибов, дорог и т.д).

Методы и приемы , используемые в летний период, - наблюдения,

развернутые

рассказы,

отгадывание

краткосрочные и долгосрочные проекты и др.

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в

режимные

экологического

воспитания

наибольшее

значение

утренние

завтрака),

приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий

в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время

после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на

участке - они особенно важны для общения детей с природой ближайшего

окружения.

Ребята знакомятся с такими с такими растениями, как крапива,

тысячелистник,

подорожник,

рассматривают

муравьев,

Воспитатель

проявление жизни природы, в частности растений, во всей ее полноте. Для

проводится

наблюдений

составляется летний

календарь

природы, который позволяет систематизировать и обобщить увиденное.

Но планируемые мероприятия требуют определенной подготовки.

Работу с детьми надо построить так. Чтобы ребенок с интересом

рассматривал

грибочек,

интересом

грядке. Такое увлечение не пройдет бесследно: он не сломает напрасно ветку,

не убьет напрасно шмеля или муравья, не обит птицу. Организуя наблюдения

за насекомыми, червяками, воспитатель учит детей преодолевать чувство

страха, брезгливости.

Во время экскурсий, пеших прогулок можно рассказать о целебных

свойствах знакомых растений, например, подорожника, мать и мачехи, иван-

чая, клевера и т.д., из которых получат чай, настой, сироп, масло, порошок.

Экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие

сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.

Непосредственные наблюдения дают возможность представить, как

происходит развитие растений и насекомых, увидеть гармонию в природе.

наблюдений

очарование

природных

детства, родины, они сохранили в своей памяти на всю жизнь. Во время

необходимо

постоянно

напоминать,

охранять

природу, заботиться о ней- так как в раннем возрасте формируются основы

экологического воспитания.

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за

ежедневно

рассматривают

уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде

определяют степень тепла и холода.

При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок

начинает

понимать,

переживает

доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое.

Какие экологические игры можно провести сейчас с детьми?

Летняя скорая помощь

Во время прогулки надо замечать больные места. Сломанная ветка? Стоп!

Нужно подлечить ее, подвязать. А если разрушен муравейник? Что можно

предпринять? Ведь в муравейнике маленькие детки. Вспомним сказку В.

Муравьишка

Понаблюдаем

муравьев.

прогулки

подводим итог

мы сегодня помогли? Кто

скажет нам спасибо?

Понаблюдаем за комарами. Их многие не любят, но что будет, если они

исчезнут?

останутся

Прочитаем

стихотворение Т. Смертиной «Откуда пришли комары?».

З а в е л и «Календарь

полезных

заполняем его

рисунками-

воспоминаниями о прекрасных моментах: полянка цветов, красивая бабочка,

причудливая веточка и т. д. Туда же зарисовываем те события, в которых мы

участвовали, придумаем рассказы, сказки.

Заведите Красную книгу скорой помощи. Фотографируйте интересные

моменты. В конце лета сделаем выставку фотографий, рисунков.

важности методе сравнения! Постоянно сравнивайте себя с

природой: нам больно - и ей больно, нам радостно - и ей радостно.

Животные бывают веселые и грустные. Тоже могут помогать друг другу.

Предложите ребенку представить себя березкой, птичкой, поющей песенку,

сломанным цветком, перевернутым жучком, землей, усыпанной мусором, и т.

Проводите с детьми опыты: какие растения растут лучше (там где земля

поливается, удобряется), какие нужно поливать чаще (герань, бальзамин), а

какие реже (алоэ), почему? Ведем зарисовки, сделали огород на окошке.

Наблюдаем за рябиной, за его цветением. Беседуем о том, какую пользу

приносят

кустарники?

растения

приготовления

лекарственных отваров лучше рвать в лесу? Беседуем о том, откуда берутся

шрамы у деревьев.

подведем итог

наблюдениям,

побеседуйте

полезного узнали, сделали. Дети вместе с родителями готовят материал к

выставке « Что нам лето принесло».

Часто использую произведения. Например:

«Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Л. Н. Толстого,

«Синичкин календарь» («Июнь», «Июль», «Август») В. В. Бианки, «Азбука

леса» Н. И. Сладкова, рассказы Е. И. Чарушина про медвежонка, «Разные

колеса», «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок» В. Сутеева

Смотрите

беседуйте

экологической тропе поможет беседа о растениях, животных птицах.

экологическом

образовании

дошкольников

практическая,

исследовательская

деятельность

природных

условиях,

проводите опыты с водой и пеком. Выращивайте отдельные экземпляры

растений в огороде, на окне так дети познают их характер и потребности на

разных стадиях роста и развития. Круглый год выращиваем овощи: летом на

грядках, в остальное время на окне. Дети очень гордятся результатами своего

А главное – это вырастить хоть одно, но собственное растение. Также

организовать

экологической

назначение

экологической тропы для дощкольников не сколько информационное, сколько

деятельностно-игровое.

стремиться

выглядело

идеально - убирать сухие листья, уничтожать сорняки. Экологическая тропа

аптекаский

метеоплощадку,

альпийскую горку, цветочные «часы», старый пенек и т.д.

Также можно вести в группе краткосрочных проекта:

«Огород на подоконнике » , « Что такое лето?», «Гербарий растений нашего

Таким образом, прогулку можно превратить в увлекательное

путешествие, в наглядный рассказ о том, как красив и удивителен зеленый

м и р. Опыт

приобретенные

дошкольниками летом, помогут

воспитателю сделать жизнь детей содержательнее и интереснее.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Малахит» города Чебоксары Чувашской республики

Консультация для педагогов

« Экологическое воспитание дошкольников в летнее время »

Выполнила: воспитатель

Консультация для педагогов

«Экологическое воспитание дошкольников летом»

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитание дошкольников. Прививать любовь к природе надо с раннего возраста. Малыш восторгается при виде цветка, бабочки, и в тоже же время может бездумно раздовить бегущего по тропинке муравья.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, всё живое, что окружает нас? В.А.Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём, что то новое для себя, чтобы каждый его шаг был путишествием к истокам чудес в природе.

Привлекая детей к тесному общению сприродой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как добрата, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

Систиматические наблюдения учат детей быть внимательными. В летний период, дети наблюдают за солнцем. "Солнце разбудило своими лучами траву, цветы, бабочек, птиц." Оно греет землю, помогает расти всему живому.

Когда начинаются летние грозы, дети боятся грома, нужно доступно объяснить им это явление природы, через беседу, чтение рассказов, стихов.

Много радости принисут детям наблюдения за насекомыми: бабочками, кузнечиками, шмелями и т.д.

Так же детям очень нравится наблюдать за растениями. Отличать одно растение от другого, ребёнок может научиться не только по цветам, но и по листьям, по стеблю. Иными словами постепенно он запоминает всё большее число признаков одного и того же предмета.

В солнечный день можно детям показать, как работают "цветочные часы". В шесть часов утра просыпается одуванчик, через час полевой осот, в восемь-вьюнок. В пасмурную пагоду ход часов нарушается. В дождь они совсем останавливаются. Необходимо с детьми по размышлять вместе над этими явлениями, попробывать связать это с наблюдениями за жизнью насекомых.

Большая роль в экологическом воспитании играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В любом городе, посёлке есть интересные для наблюдения объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе исследовательской деятельности.

Походы и экскурсии летом с детьми в природу, дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме облаков.Так же в летний период проводят праздники и досуги, чтобы вызвать у детей положительные имоции на природное содержание.

Летом с дошкольниками можно собрать гербарий, и в течение учебного года его рассматривать. Предложить детям провести опыт: какие растения растут лучше, за которыми ухаживают, поливают, удобряют, или за которыми не ухаживают. Экологическая тропа помагает в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.

У каждого ребёнка есть место, где он любит играть, лес, парк, двор. В прочем, любой уголок природы можно сделать экологической тропой. Предложить детям стать скорой помащью для природы. Вместе сделать сумку скорой помощи. Положить туда воду, тряпочки, бинт, хлеб, зерно. Идя с детьми по экологической тропе, найдя сломанную веточку, предложить её подвязать. Пройдя около муравейника попросить детей не разрушать его. В конце прогулки обязательно подвести итоги полезных дел. В конце лета с детьми нужно подвести итоги наблюдения, провести беседу о том, что полезного узнали и сделали. Провести игру "Что нам дарит природа летом?"

Экологическое воспитание проходит через весь воспитательно-познавательный процесс в летний период. Воспитатели учат детей беречь и любить природу.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период».
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
Расширять представления о растительном и животном мире;
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы;
Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;
Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе;
Учить различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, форме листьев, цветам, плодам.
Как построить работу с детьми в летний период, чтобы им было интересно проводить летние месяцы в детском саду?
Воспитатель может использовать различные формы и методы для решения этих задач: главное увлечь детей в удивительный мир природы, раскрыть его многообразие, ответить на многие вопросы, интересующие детей.
Основными формами работы с детьми летом являются прогулки, экскурсии, викторины, праздники летнего календаря, краткосрочные проекты, экологические игры, сбор лекарственных трав, работа на опытнических грядках и цветниках.
К прогулкам, экскурсиям предъявляются определенные требования, которые надо соблюдать (количество сопровождающих, время, маршрут, наличие на наблюдаемом участке ядовитых растений, грибов, дорог и т.д).

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни
Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы или на опытнических грядках, цветниках, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке - они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.
Прогулки и наблюдения в летний периодКаждая прогулка содержит:-наблюдения, которые формируют конкретные знания, развивающие мышление, интерес и любовь к природе, чувство красивого;-дидактические игры и эксперименты, которые позволяют закрепить знания об окружающем мире у ребёнка, дают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с внешней средой;-подвижные игры, которые помогают снять умственное напряжение от занятий, воспитывают моральные качества;-художественное слово, которое помогает детям познавать мир, развивает любознательность.-трудовое воспитание, которое помогает овладеть навыками и умениями. Содержание и формы организации труда зависят от погоды и времени года.Летом открываются новые возможности для ознакомления детей с природой: в природе происходит много изменений. Увеличивается время пребывания детей на участке (до 3,5-4 часов), поэтому необходимо заранее продумывать деятельность взрослых и детей на прогулке. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспитателям следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу родного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения.Замечательным отдыхом в летний период, а также способом познания окружающего мира и себя в нём, станут для детей прогулки–походы, экскурсии, целевые прогулки. Естественные природные условия подарят дошкольникам массу впечатлений и будут способствовать совершенствованию движения. Каждой прогулке-походу, целевой прогулке и экскурсии предшествует предварительная работа с дошкольниками. Так, воспитатель не только проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимую информацию, овладевают специальными терминами, но и активизирует знание правил дорожного движения на случай, если маршрут прогулки-похода пересекает автомобильные дороги. Перед проведением прогулки-похода, экскурсии, целевой прогулки дошкольникам сообщается цель предстоящей деятельности, с тем, чтобы вызвать у них интерес. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят.Начиная со второй младшей группы, проводят целевые прогулки с выходом за пределы участка детского сада: к водоёму, на луг и т.д. (В нашем детском саду мы не выходим за пределы территории д-сада, но можно провести прогулки по территории). На этих прогулках малышей знакомят с яркими природными явлениями. На прогулках воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представление о которых складывается длительное время. Один из видов занятий по ознакомлению детей с природой – экскурсия. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явление природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям. Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные задачи. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается использованием различных приёмов (вопросы, загадки, стихи, обследовательские действия, игровые приёмы). Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением. Полезно в процессе наблюдения использовать детскую художественную литературу. По окончанию основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных и самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях или животных, кроме того, решать задачи бережного отношения к природе.Наблюдения за живой природой. 1. Наблюдения за растениями. На деревьях и кустарниках – пышная и зелёная листва. Дети рассматривают листья различных деревьев, отмечают, что они разные по форме, размеру; различают и называют кусты и деревья. На лугах, опушках лесов, парках, садах – множество различных цветов. Луговые цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, пижма, колокольчик. Садовые: пион, флокс, гладиолус, настурция, роза, астра, георгин. В лесу много ягод (съедобные – земляника, черника, малина, голубика; ядовитые – волчье лыко, вороний глаз, паслён, бузина) и грибов (съедобные и несъедобные). Люди заготавливают сено, собирают урожай овощей, фруктов и ягод. Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений детей о растениях. Можно рассказать о целебных свойствах знакомых растений, из которых получают настой, чай, сироп, масло, порошок. Некоторые целебные травы можно посадить на участке, организовав фитоогород или фитогрядку.Формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности. 2. Наблюдения за животными. Продолжать работу по ознакомлению с животными. Закреплять представления, полученные детьми весной. Животные заботятся о детёнышах, учат добывать пищу, прятаться от врагов. Взрослому нужно объяснить детям, что у птиц и зверей наступает ответственная пора – выхаживание потомства. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют. Воспитанникам следует объяснить, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны.
3. Наблюдения за птицами. Летом дети продолжают наблюдать за птицами. Обращают внимание на то, как быстро летают птицы, отлавливая насекомых, отмечают как часто прилетают они к гнезду с кормом для птенцов. Воспитатель рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. Можно предложить найти доказательство полезности птиц (посмотреть кору деревьев, поискать гнездо птицы, подумать и сказать, как и чем она кормит птенцов). Обследуя деревья, дети встретятся со следами разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков. Ребята сами сделают вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет». Надо предупредить дошкольников, что гнёзда птиц трогать нельзя, иначе они перестанут жить в них. В июле воспитатель обращает внимание детей на то, как постепенно стихает пение птиц.4. Наблюдения за насекомыми. Появляется много насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, муравей, муха, жук, комар, стрекоза. Бабочка, мотылек, любоваться ими всем вместе, рассматривать строение их тел с помощью лупы. Дать понятие «хрупкая», мотылек - «живой красивый цветок». Любуясь вместе с детьми бабочками, взрослый может рассказать им, почему крылья бабочек имею разную окраску. Оказывается, она помогает насекомым скрываться от врагов. У бабочки павлиний глаз на крыльях большие пятна (глаза). Когда подлетает птица, бабочка раскрывает крылья, чем пугает птицу. Зелёного кузнечика трудно заметить на зелёной траве, однако его хорошо слышно издалека. Чем же он «поёт»? На правом надкрылье у него находится специальная перепонка. А на левом – толстая жилка с мелкими зубчиками. Когда левое надкрылье трётся о правое, получается стрекочущий звук. Предложить детям послушать стрекотание кузнечика, понаблюдать, как скачет и прячется в траве. Вызвать у детей доброе отношение к этому безобидному существу. Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться и оберегать живые существа, не причинять им вред. Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» - мухи, осы. Однако в природе нет ничего лишнего. Объясните детям, что мухи уничтожают гниющие растительные и животные останки, являясь санитарами. Осы приносят пользу, поедая вредных насекомых, в том числе и комнатных мух. Необходимо формировать у детей бережное отношение к насекомым. Наблюдения за неживой природой. 1. Сезонные и погодные явления. Солнце светит ярко. Дожди редкие, тёплые, иногда – ливневые, с молнией, громом и градом. Во время наблюдений за дождём детей подводят к пониманию причин разного характера осадков зимой и летом, их зависимости от температуры воздуха. Воспитатель учит детей не бояться грозы, но соблюдать осторожность, не прятаться под высокими деревьями во время грозы. Интересно наблюдать утреннюю и вечернюю росу, туман, объяснять причину их образования. В начале лета бывает прохладно, погода часто меняется. С середины июня становится жарко. Показывать и уточнять: погожий денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей. Прослушивание стихов способствует красочному восприятию и подводит детей к понятию - лето красное. Показать яркое сезонное явление - радугу. Старшие дети учатся по отдельным признакам определять состояние погоды. Середина лета наступает в июле, с момента цветения липы. Июль – самый жаркий месяц года, часто бываю ливни, грозы. В водоёме тёплая вода, можно купаться. В августе происходит спад лета. Дни стоят тёплые, но солнце уже не печёт так сильно, как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы. Вода в водоёмах остывает. Для того чтобы показать детям, что летом бывает самый длинный день, продолжают наблюдения за временем восхода и захода солнца, которые проводятся в разные сезоны. На прогулках наблюдают за высотой стояния солнца. В подготовительной группе, определяя высоту солнца, можно понаблюдать за тенью от предметов, от самих детей утром, когда солнце ещё не взошло высоко, и днём, когда солнце почти над головой, измерить длину тени. Для наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещённая солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. На основе знакомства с народными приметами дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояния погоды.2. Вода, песок, глина, камешки, ракушки.Даются детям под контролем взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов уточняются, углубляются и закрепляются в процессе организованных наблюдений и самостоятельной деятельности детей. Самыми актуальными и любимыми играми в летний период являются игры с водой и песком.3. Наблюдения за трудом взрослого. Продолжать работу, включая детей в выполнение трудовых действий воспитателя. Побуждать детей принимать участие в сборе урожая.4. Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки. Отметить, что на улицах можно увидеть поливальные машины, много машин легковых и грузовых. Отметить, что надо быть осторожным. Еще раз поговорить о светофоре. В процессе наблюдений воспитатель должен учить детей видеть очарованье природных уголков своего родного края, чтобы аромат цветов детства, родины они сохранили в своей памяти на всю жизнь. Во время занятий необходимо постоянно напоминать, что нужно охранять природу, заботиться о ней - так в раннем возрасте формируются основы экологического воспитания.Раскрывая признаки неживого (не растёт, не живёт, не дышит), воспитатель сравнивает объекты неживой и живой природы: все животные, растения требуют ухода – они растут, живут.Игры на прогулке. Летом игра занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала - песка, воды, шишек, веток, желудей, камешков и т. д. - способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного сюжета. Тематика игр летом значительно богаче и разнообразнее. Особенно важно летом использовать игру для создания у детей хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости, ведь в этом залог здоровья, хорошего отдыха и полноценного развития ребенка.Важной предпосылкой для организации игровой деятельности является создание среды. На групповых участках создаются условия для всех видов игр. Размещая на участке различные сооружения и приспособления для игр, необходимо оставить просторную площадку для свободной деятельности детей, подвижных игр и игр с моторными игрушками. С большим удовольствием дети играют в сюжетно-ролевые игры в уютных беседках, под навесами, в домиках. Хорошо иметь на групповых участках несложные конструкции – самолет, ракета, автобус и др. Особого оборудования и места требуют игры с водой и песком - песочница с навесом и крышкой, емкости для воды, игрушки для игры с песком. Песок требует систематического ухода: его нужно ежедневно вскапывать, поливать, очищать от мусора. Дети любят играть «в театр». Для этого хорошо иметь ширму с красивыми яркими занавесками и место, где можно разместить ширму и столик для игрушечных декораций и персонажей. Летом особенно важно следить за чистотой игрушек и материалов – их необходимо ежедневно мыть.Организуя игровую деятельность детей в течение дня, следует учитывать погоду. В жаркую погоду дети должны играть в более спокойные игры. Проводить их нужно в затененных местах участка. В это время хороши игры с водой, пускание мыльных пузырей, настольные игры. В пасмурные дни должно быть больше подвижных спортивных игр. Важно вызывать интерес детей ко всем видам игр, так как разнообразие игр и их разумное сочетание способствуют разностороннему развитию.В течение всего лета дети с удовольствием принимают участие в предлагаемых взрослым подвижных играх, которые несут в себе огромный эмоциональный потенциал и укрепляют здоровье малышей.Труд.В летний период детям предлагают выполнять трудовые действия разной мотивации: -помощь взрослому (поможем дворнику полить цветник) -забота о каком-либо живом существе (покормим птиц, кроликов)-сооружение построек с целью развертывания сказочных сюжетов (по сказке «Теремок» и т. д.)-украшение участка (красивые флажки, цветы и т.д.) -работа на огороде (полив, прополка, рыхление)-работа в цветниках (полив, прополка, рыхление, сбор семян)Воспитателям также важно донести до родителей информацию о широких возможностях провести лето с ребенком интересно и полезно, при этом сохранив его здоровье и оставив яркие впечатления от прошедшего отдыха. Беседуя с родителями воспитанников, необходимо показать, что лето – это подходящее время для развития и воспитания детей и важно не упустить те возможности, которое оно предоставляет. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут ребенка и в родном городе, и за его чертой, и в зарубежных поездках. Поэтому необходимо подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми, в процессе которого так важно замечать необычное в простом. При этом нужно не только увидеть интересное явление, но и суметь объяснить его ребёнку, сохранить в памяти малыша на всю жизнь, как яркое воспоминание детства.Данные формы работы позволяют формировать у детей навыки поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять, воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде, знакомить с достопримечательностями родного города.
Литература:
1. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. –М.: ТЦ Сфера, 2004
3.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
3. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.
4. Материалы Интернет-сайтов
5. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В. Сотникова. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
6. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005.
7. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М.: Мозаика - Синтез, 2008.
8. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика - Синтез, 2004
9.Дерягина Л.Б. Лепим куличики, пускаем кораблики: Развивающие игры с песком и водой. СПб.: Издательский дом «Литера», 2006
10.Материалы с интернет-сайтов.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период».

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:

    Расширять представления о растительном и животном мире;

    Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы;

    Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;

    Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе;

    Учить различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, форме листьев, цветам, плодам.

Как построить работу с детьми в летний период, чтобы им было интересно проводить летние месяцы в детском саду?

Воспитатель может использовать различные формы и методы для решения этих задач: главное увлечь детей в удивительный мир природы, раскрыть его многообразие, ответить на многие вопросы, интересующие детей.

Основными формами работы с детьми летом являются прогулки, экскурсии, викторины, праздники летнего календаря, краткосрочные проекты, экологические игры, сбор лекарственных трав, работа на опытнических грядках и цветниках.

К прогулкам, экскурсиям предъявляются определенные требования, которые надо соблюдать (количество сопровождающих, время, маршрут, наличие на наблюдаемом участке ядовитых растений, грибов, дорог и т.д).

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы или на опытнических грядках, цветниках, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке - они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.

Прогулки и наблюдения в летний период Каждая прогулка содержит: -наблюдения, которые формируют конкретные знания, развивающие мышление, интерес и любовь к природе, чувство красивого; -дидактические игры и эксперименты, которые позволяют закрепить знания об окружающем мире у ребёнка, дают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с внешней средой; -подвижные игры, которые помогают снять умственное напряжение от занятий, воспитывают моральные качества; -художественное слово, которое помогает детям познавать мир, развивает любознательность. -трудовое воспитание, которое помогает овладеть навыками и умениями. Содержание и формы организации труда зависят от погоды и времени года. Летом открываются новые возможности для ознакомления детей с природой: в природе происходит много изменений. Увеличивается время пребывания детей на участке (до 3,5-4 часов), поэтому необходимо заранее продумывать деятельность взрослых и детей на прогулке. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспитателям следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу родного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения. Замечательным отдыхом в летний период, а также способом познания окружающего мира и себя в нём, станут для детей прогулки–походы, экскурсии, целевые прогулки. Естественные природные условия подарят дошкольникам массу впечатлений и будут способствовать совершенствованию движения. Каждой прогулке-походу, целевой прогулке и экскурсии предшествует предварительная работа с дошкольниками. Так, воспитатель не только проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимую информацию, овладевают специальными терминами, но и активизирует знание правил дорожного движения на случай, если маршрут прогулки-похода пересекает автомобильные дороги. Перед проведением прогулки-похода, экскурсии, целевой прогулки дошкольникам сообщается цель предстоящей деятельности, с тем, чтобы вызвать у них интерес. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят. Начиная со второй младшей группы, проводят целевые прогулки с выходом за пределы участка детского сада: к водоёму, на луг и т.д. (В нашем детском саду мы не выходим за пределы территории д-сада, но можно провести прогулки по территории). На этих прогулках малышей знакомят с яркими природными явлениями. На прогулках воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представление о которых складывается длительное время. Один из видов занятий по ознакомлению детей с природой – экскурсия. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явление природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям. Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные задачи. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается использованием различных приёмов (вопросы, загадки, стихи, обследовательские действия, игровые приёмы). Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением. Полезно в процессе наблюдения использовать детскую художественную литературу. По окончанию основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных и самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях или животных, кроме того, решать задачи бережного отношения к природе. Наблюдения за живой природой. 1. Наблюдения за растениями. На деревьях и кустарниках – пышная и зелёная листва. Дети рассматривают листья различных деревьев, отмечают, что они разные по форме, размеру; различают и называют кусты и деревья. На лугах, опушках лесов, парках, садах – множество различных цветов. Луговые цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, пижма, колокольчик. Садовые: пион, флокс, гладиолус, настурция, роза, астра, георгин. В лесу много ягод (съедобные – земляника, черника, малина, голубика; ядовитые – волчье лыко, вороний глаз, паслён, бузина) и грибов (съедобные и несъедобные). Люди заготавливают сено, собирают урожай овощей, фруктов и ягод. Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений детей о растениях. Можно рассказать о целебных свойствах знакомых растений, из которых получают настой, чай, сироп, масло, порошок. Некоторые целебные травы можно посадить на участке, организовав фитоогород или фитогрядку. Формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности. 2. Наблюдения за животными. Продолжать работу по ознакомлению с животными. Закреплять представления, полученные детьми весной. Животные заботятся о детёнышах, учат добывать пищу, прятаться от врагов. Взрослому нужно объяснить детям, что у птиц и зверей наступает ответственная пора – выхаживание потомства. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют. Воспитанникам следует объяснить, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны.

3. Наблюдения за птицами. Летом дети продолжают наблюдать за птицами. Обращают внимание на то, как быстро летают птицы, отлавливая насекомых, отмечают как часто прилетают они к гнезду с кормом для птенцов. Воспитатель рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. Можно предложить найти доказательство полезности птиц (посмотреть кору деревьев, поискать гнездо птицы, подумать и сказать, как и чем она кормит птенцов). Обследуя деревья, дети встретятся со следами разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков. Ребята сами сделают вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет». Надо предупредить дошкольников, что гнёзда птиц трогать нельзя, иначе они перестанут жить в них. В июле воспитатель обращает внимание детей на то, как постепенно стихает пение птиц. 4. Наблюдения за насекомыми. Появляется много насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, муравей, муха, жук, комар, стрекоза. Бабочка, мотылек, любоваться ими всем вместе, рассматривать строение их тел с помощью лупы. Дать понятие «хрупкая», мотылек - «живой красивый цветок». Любуясь вместе с детьми бабочками, взрослый может рассказать им, почему крылья бабочек имею разную окраску. Оказывается, она помогает насекомым скрываться от врагов. У бабочки павлиний глаз на крыльях большие пятна (глаза). Когда подлетает птица, бабочка раскрывает крылья, чем пугает птицу. Зелёного кузнечика трудно заметить на зелёной траве, однако его хорошо слышно издалека. Чем же он «поёт»? На правом надкрылье у него находится специальная перепонка. А на левом – толстая жилка с мелкими зубчиками. Когда левое надкрылье трётся о правое, получается стрекочущий звук. Предложить детям послушать стрекотание кузнечика, понаблюдать, как скачет и прячется в траве. Вызвать у детей доброе отношение к этому безобидному существу. Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться и оберегать живые существа, не причинять им вред. Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» - мухи, осы. Однако в природе нет ничего лишнего. Объясните детям, что мухи уничтожают гниющие растительные и животные останки, являясь санитарами. Осы приносят пользу, поедая вредных насекомых, в том числе и комнатных мух. Необходимо формировать у детей бережное отношение к насекомым. Наблюдения за неживой природой. 1. Сезонные и погодные явления. Солнце светит ярко. Дожди редкие, тёплые, иногда – ливневые, с молнией, громом и градом. Во время наблюдений за дождём детей подводят к пониманию причин разного характера осадков зимой и летом, их зависимости от температуры воздуха. Воспитатель учит детей не бояться грозы, но соблюдать осторожность, не прятаться под высокими деревьями во время грозы. Интересно наблюдать утреннюю и вечернюю росу, туман, объяснять причину их образования. В начале лета бывает прохладно, погода часто меняется. С середины июня становится жарко. Показывать и уточнять: погожий денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей. Прослушивание стихов способствует красочному восприятию и подводит детей к понятию - лето красное. Показать яркое сезонное явление - радугу. Старшие дети учатся по отдельным признакам определять состояние погоды. Середина лета наступает в июле, с момента цветения липы. Июль – самый жаркий месяц года, часто бываю ливни, грозы. В водоёме тёплая вода, можно купаться. В августе происходит спад лета. Дни стоят тёплые, но солнце уже не печёт так сильно, как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы. Вода в водоёмах остывает. Для того чтобы показать детям, что летом бывает самый длинный день, продолжают наблюдения за временем восхода и захода солнца, которые проводятся в разные сезоны. На прогулках наблюдают за высотой стояния солнца. В подготовительной группе, определяя высоту солнца, можно понаблюдать за тенью от предметов, от самих детей утром, когда солнце ещё не взошло высоко, и днём, когда солнце почти над головой, измерить длину тени. Для наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещённая солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. На основе знакомства с народными приметами дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояния погоды. 2. Вода, песок, глина, камешки, ракушки. Даются детям под контролем взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов уточняются, углубляются и закрепляются в процессе организованных наблюдений и самостоятельной деятельности детей. Самыми актуальными и любимыми играми в летний период являются игры с водой и песком. 3. Наблюдения за трудом взрослого. Продолжать работу, включая детей в выполнение трудовых действий воспитателя. Побуждать детей принимать участие в сборе урожая. 4. Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки. Отметить, что на улицах можно увидеть поливальные машины, много машин легковых и грузовых. Отметить, что надо быть осторожным. Еще раз поговорить о светофоре. В процессе наблюдений воспитатель должен учить детей видеть очарованье природных уголков своего родного края, чтобы аромат цветов детства, родины они сохранили в своей памяти на всю жизнь. Во время занятий необходимо постоянно напоминать, что нужно охранять природу, заботиться о ней - так в раннем возрасте формируются основы экологического воспитания. Раскрывая признаки неживого (не растёт, не живёт, не дышит), воспитатель сравнивает объекты неживой и живой природы: все животные, растения требуют ухода – они растут, живут. Игры на прогулке. Летом игра занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала - песка, воды, шишек, веток, желудей, камешков и т. д. - способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного сюжета. Тематика игр летом значительно богаче и разнообразнее. Особенно важно летом использовать игру для создания у детей хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости, ведь в этом залог здоровья, хорошего отдыха и полноценного развития ребенка. Важной предпосылкой для организации игровой деятельности является создание среды. На групповых участках создаются условия для всех видов игр. Размещая на участке различные сооружения и приспособления для игр, необходимо оставить просторную площадку для свободной деятельности детей, подвижных игр и игр с моторными игрушками. С большим удовольствием дети играют в сюжетно-ролевые игры в уютных беседках, под навесами, в домиках. Хорошо иметь на групповых участках несложные конструкции – самолет, ракета, автобус и др. Особого оборудования и места требуют игры с водой и песком - песочница с навесом и крышкой, емкости для воды, игрушки для игры с песком. Песок требует систематического ухода: его нужно ежедневно вскапывать, поливать, очищать от мусора. Дети любят играть «в театр». Для этого хорошо иметь ширму с красивыми яркими занавесками и место, где можно разместить ширму и столик для игрушечных декораций и персонажей. Летом особенно важно следить за чистотой игрушек и материалов – их необходимо ежедневно мыть. Организуя игровую деятельность детей в течение дня, следует учитывать погоду. В жаркую погоду дети должны играть в более спокойные игры. Проводить их нужно в затененных местах участка. В это время хороши игры с водой, пускание мыльных пузырей, настольные игры. В пасмурные дни должно быть больше подвижных спортивных игр. Важно вызывать интерес детей ко всем видам игр, так как разнообразие игр и их разумное сочетание способствуют разностороннему развитию. В течение всего лета дети с удовольствием принимают участие в предлагаемых взрослым подвижных играх, которые несут в себе огромный эмоциональный потенциал и укрепляют здоровье малышей. Труд. В летний период детям предлагают выполнять трудовые действия разной мотивации: -помощь взрослому (поможем дворнику полить цветник) -забота о каком-либо живом существе (покормим птиц, кроликов) -сооружение построек с целью развертывания сказочных сюжетов (по сказке «Теремок» и т. д.) -украшение участка (красивые флажки, цветы и т.д.) -работа на огороде (полив, прополка, рыхление) -работа в цветниках (полив, прополка, рыхление, сбор семян) Воспитателям также важно донести до родителей информацию о широких возможностях провести лето с ребенком интересно и полезно, при этом сохранив его здоровье и оставив яркие впечатления от прошедшего отдыха. Беседуя с родителями воспитанников, необходимо показать, что лето – это подходящее время для развития и воспитания детей и важно не упустить те возможности, которое оно предоставляет. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут ребенка и в родном городе, и за его чертой, и в зарубежных поездках. Поэтому необходимо подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми, в процессе которого так важно замечать необычное в простом. При этом нужно не только увидеть интересное явление, но и суметь объяснить его ребёнку, сохранить в памяти малыша на всю жизнь, как яркое воспоминание детства. Данные формы работы позволяют формировать у детей навыки поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять, воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде, знакомить с достопримечательностями родного города.

Литература:

1. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. –М.: ТЦ Сфера, 2004

3.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004

3. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.

4. Материалы Интернет-сайтов

5. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В. Сотникова. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.

6. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005.