2 я младшая группа живое неживое. Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «живая и неживая природа весной»

Тема: Живая и неживая природа.

1. Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа»

Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

2.

Цель: Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.

3. Опыт. Гром и молния

Цель: С помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление - гром и молнию.

Развивающая среда: объекты природы и «неприроды» (например, кусочек гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов природы и «неприроды». Два воздушных шарика для опыта.

Содержание

1. Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает? Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Почему вы относите тот или иной объект к природе? А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)

А машина есть в природе? (Нет, потому что она сделана руками человека; а вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек, - это уже природа. Человек их только приручил, сделал их домашними, они и без него существовали в природе.)

Природа - это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» - это все то, что сделано руками человека.

Воспитатель: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу».

Вертолет похож на стрекозу. Подводная лодка - на кита... (Дети продолжают этот ряд.)

Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой – неживую природу.

Дети расставляют и объясняют: живая природа - это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.

Воспитатель приглашает детей на волшебную поляну:

К нам в гости пришел старичок-лесовичок. Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе, а какие - нет. Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено. Если природа, то поясняют, какая (живая или неживая). Если неприрода, то почему они так думают (потому что сделано руками человека).

2. Игра «Живая и неживая природа»

Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.

А что собой представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (Человек – сам часть живой природы и одновременно существо мыслящее.)

Докажите, что человек – часть живой природы. Как он связан с живой и неживой природой? (Человек движется, растет, развивается, умирает и размножается – значит, он часть живой природы. А поскольку человек - сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух!)

Человека называют царем природы. Правильно ли это? Почему человека так называют? (Дети высказывают свои соображения.)

Воспитатель дополняет ответы детей. Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

На Земле он всех умней,

Потому и всех сильней!

Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания.

Человеку надо бережно относиться к природе.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?

(С. Кирсанов)

Во время прогулки предложить детям найти как можно больше объектов природы и «неприроды», живой и неживой природы, еще раз подчеркнуть, чем они отличаются. Поиграть в игры:

1. Педагог по очереди называет разные объекты. Если объект относится к природе, дети поднимают руки, если нет – не поднимают. Для усложнения игры воспитатель может делать «обманные» движения.

2. Игра с мячом проводится по аналогии с известной игрой «съедобное-несъедобное». Педагог называет объекты живой и неживой природы и бросает детям по очереди мяч. Если назван объект живой природы, ребенок ловит мяч, если неживой – бросает.

3. Игра «Угадай, что в мешочке». Раздать детям мешочки, в которых лежат шишки, камешки, сухие ветки, кусочки кирпича. Предложить каждому ребенку на ощупь определить, что относится к природе, а что к «неприроде».

Закончить прогулку можно стихотворением В. Орлова:

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружится возле Солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не пугаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

3. Воспитатель спрашивает детей, наблюдали ли они интересное природное явление - гром и молнию (грозу), читает стихотворение «Гроза» Ф. Тютчева:

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

А раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Почему бывают грозы? (В одном месте воздух сильно нагрелся, в другом – остыл.) В какое время года чаще бывают грозы? (Чаще летом. ) Бывают ли грозы в пустынях? (Нет сухой воздух.) Где грозы бывают почти каждый день? (В тропиках, где очень жарко, влажно.) Что такое молния? (Электрические разряды.) Что такое гром? (На месте вспышки молнии образуется пустота и тотчас она заполняется воздухом – мы слышим гром.)

3. Опытническая деятельность

Воспитатель предлагает детям на опыте познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводится в темной комнате. Понадобится два надутых продолговатых шарика. Шарики натрите шерстяной варежкой или шарфом. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры – как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание – как гром.

В свободное время дети отражают свои впечатления в изодеятельности.


«Проект по опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе»
Подготовил воспитатель МБДОУ «Детский сад №306» г.о. Самара
Клименкова Наталья Вениаминовна.
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица)
Актуальность: Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.Цели проекта: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента
Задачи:
Формировать у детей мышление, фантазию, воображение
Развивать с помощью наглядных средств (условных знаков, символов, моделей, схем) познавательный опыт
Развивать экспериментирование как, эффективный метод познания окружающего мира
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать
Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира
Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни
Тема проект: « Лаборатория неживой природы» Тип проекта: информационно-исследовательскийДлительность проекта: долгосрочныйУчастники: воспитанники второй младшей группы, родители, воспитатели.
Проблема: Как познакомить детей с неживой природой? Так как ребёнку дошкольного возраста сложно добывать знания самостоятельно, творчески мыслить, делать выводы. Познавательные и умственные способности развиты недостаточно.
1 этап реализации
План работы по реализации проекта
Тема Содержание
1 неделя «Вода»
1.Ознакомление с водой Игра "Сквозь сито"
Рассказ воспитателя о воде.
Чтение стихов о воде. Просмотр мультфильмов «Секреты воды» 2011г. «Опыты с водой» Фиксики-советы. Галилео. Эксперименты. Подвижная игра «Песчинки» (под музыку в ритме вальса).
2 неделя «Воздух»
Ознакомление с воздухом "Игра с соломинкой" Просмотр мультфильмов. «Воздух для вдохновения».Смешарики.Чтение сказки «Добрый воздух».
4 неделя «Температура»
Ознакомление с температурой (теплом) Игра «Тепло-холодно»; "Чудесный мешочек" Ситуация общения «Что бывает горячим, а что холодным?»
Рассматривание обсуждение: знакомство с термометром.Творческая мастерская: «Разноцветные бабочки» Цель: Дать представления о тёплой и холодной цветовой гамме.
4 неделя «Песок»
Ознакомление с песком. «Песочные струйки» «Чудесные фигурки»«Солнечная сказка на песке». Занятие по песочной терапии
5 неделя «Глина»
Ознакомление с глиной Чтение сказки Ф.Кривин «ГЛИНЯНАЯ СКАЗКА»; Рассказ воспитателя о глине и о глиняных игрушках. Рассматривание игрушек. Просмотр презентации «Всё о глине»
6 неделя «Свет»
Ознакомление со светом Рассказ воспитателя для чего нужен свет. Чтение: «Сказка про лучик».
Итоговое занятие: «Чей опыт познавательней».
Родители совместно с ребёнком показывают опыт.
Работа с родителями Изготовление родителей совместно с детьми книжек самоделок. Фотовыставка. Консультации для родителей по теме: «Неживая природа»
Цели проекта: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования; обогащение представлений малышей об объектах неживой природы; развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы; развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности; создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий. Задачи проекта: -расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;-знакомить с различными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);-развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; воздух - его давление и сила; песок - состав, влажность, сухость-расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода для удовлетворения своих потребностей;-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;-развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
2 этап работы над проектом

Исследуемый объект или явления
Название мероприятия(опыта, эксперимента)
Цель опыта
Материал, оборудование
1. Вода 1. "Узнаем, какая вода"
Выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется. Две одинаковы емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водойнабор мелких цветных предметов.
2. "Вода - волшебница"
Продолжить выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах вкус). Три одинаковые емкости с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе;10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей.
2. Воздух 3."Что в пакете?"
«Масса воздуха»
Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.
Доказать, что воздух имеет массу. Полиэтиленовые пакеты.
Закрепляем два одинаково надутых шарика на стержне, уравновешиваем их. Иголкой проколем один из шариков, то есть выпустим воздух. Увидим, что равновесие изменилось.
3.
Температура
5."Горячо-холодно"
Ситуация общения «Что бывает горячим, а что холодным?»
Научить определять на ощупь температуру воды, предметов.
Расширять представления о температуре как свойстве окружающих предметов и веществ.
Ёмкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся: на солнечной стороне, в тени; предметы, лежащие под лучами солнца; предметы, лежащие в тени.Иллюстрации по теме, детская энциклопедия
4. Песок 6. «Песочные струйки"
Наблюдение «Следы на песке».
Вспомнить с детьми свойство песка - сыпучесть.
Познакомить со свойствами влажного песка. Развивать мышление и воображение, коммуникативные способности, интерес к художественному слову. .Пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.
5. Глина 7."Узнаем, какая глина" Знакомство со свойствами глины (размокает, мнется, бьется). Кусок глины; емкости(ведерко);вода.
6. Свет 8."Что в коробке?"
Наблюдение «Гори-гори ясно!»
Самостоятельное экспериментирование со светом и тенью. Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарь).
Дать представление о том, что Солнце – самая близкая к нам звезда, имеет форму шара, является источником тепла и света. Развивать любознательность, мышление, умение вест диалог с педагогом, интерес к художественному слову.
Расширять представления о возможностях теневого театра. Развивать воображение, мелкую моторику. Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарь.
Белый фон, фонарик.
7. Итоговое занятие 9. «Чей опыт познавательней». Родители совместно с ребёнком показывают опыт.

Литература:
1. Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / Бережная Н.Ф. // Дошкольная педагогика. - 2006. - №4. - С. 56 - 59. 2. Грабенко, Т.М. Игры с песком, или песочная терапия / Грабенко Т.М.// Дошкольная педагогика. - 2004. - № 5. - С.26 – 293. Кривин Ф. «Глиняная сказка»
4. Масленникова О.М., Филепенко А.А. «Экологические проекты в детском саду».
5. Сказка «Добрый воздух» Ирис Ревю
6. Стихи о воде. МаршаловаТ.; ИзвозниковТ.; АндрееваМ.-Доглядная; КрынинаО.; НекрасовН. 7. Стихи про песок: Шамрова Е.; Балдина К.; Кашлев С.
8. Экологические сказки о воде./ ВахрушеваЛ.В. //Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие- М.:ТЦ Сфера,2011.


Приложенные файлы

Как нарисовать природу просто и понятно для детей дошкольного и младшего школьного возраста – ответ на этот запрос в данной статье.

Здравствуйте! Я рада всем гостям моего Экологического клуба «Ручеек». Это вторая статья, посвященная занятиям по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста. Она расскажет о том, как ребенок будет делать первую страничку своей рукотворной книги.

Как нарисовать природу и в процессе рисования познакомить детей с окружающим миром? Как простые техники рисования помогут закрепить детям их познания о живой и неживой природе?

Педагоги, работающие с маленькими детьми дошкольного и младшего школьного возраста, возможно, задавали себе и эти вопросы.

Рисовать природу — простые техники рисования восковыми мелками.

Рисовать маленькие дети очень любят и используют для этого любые материалы, которые им доступны. Поэтому я решила построить занятие о живой и неживой природе, используя эту тягу детей к рисованию. Восковые мелки – это тот инструмент, которым дети с удовольствием рисуют. В процессе рисованияможно легко и наглядно показать значение компонентов неживой природы для живых существ. Об этом второе занятие в программе «Мир вокруг нас».

Как нарисовать природу, видео:

Рисуем неживую природу.

Неживую природу рисуем,используя несколько очень простых техник, хорошо знакомых каждому ребенку:

  • круговые движения мелком;
  • широкие движения боковой поверхностью мелка;
  • прерывистые линии;

Если ребенок больше любит рисовать цветным карандашом или фломастером, пусть использует их. Круговые движения и прерывистые линии получатся хорошо.

Рисуем живую природу.

Представителей живой природы я предлагаю рисовать настолько просто, насколько это возможно. Например, птицу рисуем в полете – две расположенные под широким углом небольших дуги.

Дерево растет из земли, поэтому ствол дерева мы рисуем снизу вверх, а от ствола растут веточки с листочками. Крона дерева изображается круговыми движениями.

Взаимосвязь живой и неживой природы.

С природой живой и неживой ваш ребенок познакомился в первом видео-уроке программы «Мир вокруг нас». Смотрите это занятие

Второе занятие – это закрепление и повторение полученной информации именно в процессе рисования.

Неживая природа на рисунке изображается в первую очередь. Ведь все компоненты неживой природы – почва, вода, воздух и солнце – являются условиями для жизни живых существ.

Итак, живую и неживую природу ребенок легко изобразил восковым мелком, используя простые техники рисования. Ознакомление с окружающим миром состоялось, и ваш ребенок создал первую страничку своей рукотворной книги «Мир вокруг нас». И вновь его сопровождал его новый друг – маленький тигренок Амба.

Вы можете прислать по электронной почте отсканированный рисунок вашего ребенка. Все работы будут размещены в рубрике «Наше творчество», которая будет создана, как только я получу первый рисунок.

До встречи на – «Место Земли во Вселенной».

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе.

Познавательное развитие – исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование.

Тема: «Волшебный песок»

Цель: Развивать познавательные и речевые умения по выявлению качеств, свойств и отношений объектов окружающего мира, освоению простых способов экспериментирования с песком и водой. Поддерживать детское любопытство, развивать игровые умения.

Содержание: выявление и использование в практической деятельности свойств песка, в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде.

Область по ФГОС. «Познавательное развитие»,

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: кинетический и обычный песок, формочки для песка, индивидуальные подносы, пульверизаторы, мелкие мячи и массажные по количеству детей, рукавичка, мелкие животные, елка, изображение Песочного человека, влажные салфетки.

Предварительная работа : игры с кинетическим и обычным песком, чтение сказки «Рукавичка».

Ход:

Из-за ширмы с изображением песочного города раздается голос Песочного человека: «Ребята, я жду вас у себя в песочном городе. Приходите быстрее, будем вместе играть».

Воспитатель: Как же нам отыскать дорогу в песочный город. Давайте поищем, может Песочный человек оставил нам подсказку. Попробуйте догадаться, какую? (Дети находят следы).

Воспитатель: Чьи это следы? Как они здесь появились?

Дети: Песочный человек прошёл по песку.

Воспитатель: Как вы думаете, куда ведут следы? Можно ли по ним найти домик Песочного человека?

Ответы детей.

Давайте отправимся по этой дороге и посмотрим, куда они ведут. (Дети пальчиками идут по песку). Что у нас получается?

Дети: У нас тоже получаются следы.

Воспитатель: Но здесь, следы обрываются, а до песочного замка еще далеко. Что же делать?

Дети: Надо построить дорогу.

Воспитатель: Давайте сделаем песочную дорогу, помогайте мне. (Раздает детям бутылочки с песком, дети насыпают дорогу).

Воспитатель: Как хорошо песок сыплется! Почему?

Дети. Потому, что песок сухой.

Воспитатель: Дорогу построили. Движемся дальше. (Дети пальчиками «идут» по песку). Дети, вы видите следы? И я не вижу? А что случилось. Дорогу мы построили, а следов на ней не видно?

Дети: Песок сухой, следов не видно.

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы получались следы?

Дети: Надо песок полить.

Воспитатель: Берите лейки, польем песок водой. Каким он стал?

Дети: Песок влажный, мокрый.

Воспитатель: Попробуйте, можно теперь следы видны? Получается? Тогда продолжаем наше путешествие к Песочному человечку. (Дети идут по песку пальчиками). Доходят до песочного замка (изображение на ширме).

Педагог надевает на руку изображение Песочного человека.

Дети здороваются с Песочным человеком!

На столе красивая коробка.

Песочный человек: Ребята, я так долго вас ждал и теперь хочу поиграть с вами? (Педагог раздает всем по мячу)

Песочный человек: Давайте покатаем мячик в руках. Какой он? А, теперь покатаем по песку. Каким стал песок?

Дети: Ровный, гладкий.

Песочный человек: А, у меня еще для вас есть мячи. (Раздает массажные мячи)

Воспитатель: Давайте покатаем мячик в руках. Какой он? А, теперь покатаем по песку. Какой он стал? На что похоже?

Ответы детей.

Педагог неожиданно кидает на стол варежку, в которой спрятаны мелкие игрушки зверей из сказки «Рукавичка».

Песочный человек: Ой, кто- то варежку потерял. Это не моя, а, может ваша? Да, там кто-то пищит. (Вытаскивает животных)

Ребята, почему эти животные забрались в варежку?

Дети: Чтобы им тепло было. У них не было домика и они стали жить в варежке.

Песочный человек: А, вы узнали из какой они сказки?

Дети: Из сказки «Рукавичка»

Песочный человек: Как вы думаете, нравится им жить в рукавичке? А, чем мы можем им помочь?

Дети: Построить домики для животных.

Песочный человек: Выбирайте, для кого вы хотите построить домик? Ваня? Настя? И т.д.

Дети выбирают себе животное и строят для них дома.

Песочный человек: Красивые у всех дома получились. Давайте поиграем. Пусть ваши животные оставят следы возле своего дома, а я буду отгадывать, кто в каком домике живет.

Песочный человек отгадывает, иногда ошибается, дети исправляют.

На другом столе стоит емкость с обычным песком, в котором зарыты сюрпризы, в центре елочка.

Песочный человек: Весело в прятки поиграли, можно и погулять отправиться.

Дети выходят со своими животными на полянку. Звучит песенка, дети выполняют движения - имитацию.

Песочный человек: Вот, как весело стало зверятам в лесу.

Все мы весело играли

И немножечко устали.

Посмотрели на часы,

Нам уже пора идти.

Воспитатель: Ребята, а как нам найти дорогу в детский сад?

Дети. Надо идти по своим следам и придем в детский сад.

Воспитатель. Давайте тогда попрощаемся с Песочным человеком.

Дети. До свидания, Песочный человек. До свидания, звери. До новых встреч.