Занятия психолога в сенсорной комнате. Конспекты занятий в темной сенсорной комнате

Семененко Елена Юрьевна педагог-психолог МБОУ лицей №3 имени академика В.М. Глушкова город Шахты Ростовской области

Что нам дают занятия в сенсорной комнате

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. В последние годы существенно возрос интерес к здоровью специалистов различных областей. Интерес к нему связан с той ролью, которую оно играет в процессе формирования и развития личности а, следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Особенно заставляет обратить на себя внимание здоровье будущего поколения. Обладая врожденной защитой, ребенок очень чутко реагирует на происходящие в обществе изменения в системе внутри семейных отношений и социально культурного общества, в которое он попадает в первые годы своей жизни. В связи с кризисным состоянием современного общества увеличивается число заболеваемости и инвалидности детей в ранние годы. Школьное детство – короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, т.к. развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом сокращение свободного времени родителей из-за дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребенку.

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в лицее. Поэтому лицей может оказывать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.

    Актуальность вышеизложенной проблемы здоровья детей и поиска системы методов предупреждения заболеваний и укрепления здоровья побудила нас использовать занятия в темной сенсорной комнате, которая у нас появилась в этом учебном году.

В ней было установлено следующее интерактивное оборудование:

    Панно «Звездное небо» — когда дети рассматривают ковер со звуками журчащей воды и пением птиц, происходит релаксационное воздействие; концентрируя внимание на изображение, слушая звуки природы – а это способствует развитию аудио – и визуальных представлений.

    Пуфики и кресла с гранулами – сидение напольное с пенополистирольными гранулами (поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела, а легкие гранулы оказывают мягкое, приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет мягкого точечного массажа).

    «Детский уголок с пузырьковой колонной» это оборудование эффективно для стимуляции зрительных и тактильных ощущений (зеркало помогает визуально увеличить пространство), музыка и легкий свет оказывают терапевтическое воздействие – успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие.

    Стол для рисования песком – развитие моторики, воображения учащихся

    Сухой бассейн – возможность расслабления мышц спины, шеи, что очень важно для

В зависимости от целей и задач занятий с детьми в сенсорной комнате, я применяю дополнительное оборудование: различные игрушки и материалы. Например, мягкая игрушка несет успокаивающую, стабилизирующую функцию, а мягкую подушку в народе называют подружкой.

Необходимые материалы для занятий: бумага (А4), ватман, рулон обоев (по 2 метра), краски, кисти и цветные карандаши на каждого, мяч 2-х размеров, свечи, журналы с картинками, пластилин, персонажи кукольного театра.

Музыкальное обеспечение: записи с лирической, романтической, ритмической музыкой.

В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. В этой комнате с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между психологом и детьми. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятная музыка – все это создает ощущение покоя и умиротворенности. В связи с этим возникла необходимость создания комплексных занятий, целью которых является создание условий для коррекции психо-эмоциональных проблем детей школьного возраста.

Структура занятий состоит из следующих этапов:

    Разогрев детей, то есть упражнения и игры, направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния детей.

    Создание проблемной ситуации по теме занятия посредством использования игрового или сюрпризного моментов, инсценировки, зачитывание художественных текстов или рассказывание сказки либо истории.

    Дискуссия по проблеме с индивидуальными высказываниями детей, где я являюсь организатором дискуссии и подвожу детей к необходимости обобщения сказанного, то есть к решению проблемы.

    Рисование по теме (с диагностической, профилактической или коррекционной целью).

    Игры, направленные на развитие общения, интеллекта и эмоциональной сферы детей; проигрывание значимых для детей ситуаций с их участием, с целью коррекции нарушений в сфере межличностных отношений; игры на формирование адекватной самооценки, на гармонизацию личности ребенка.

    Заключительная часть – расслабляющие упражнения.

Приведем пример занятия:

Занятие №1.

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, коррекция страхов, тревожности, повышение самооценки, уверенности в себе.

Структура занятия.

Упражнение «Приветствие – Мое имя». (Дети сидят по кругу. По кругу передаю мяч.)

Инструкция. Ребята, когда окажется у вас в руках мяч, назовите свое имя (Я – Ваня), какой я? (Одним словом ответить на вопрос.)

Этюд «изобрази чувство». Упражнение «Чего я боюсь». (Рисование и уничтожение страха.)

Релаксационное упражнение (в сенсорной комнате с использованием панно «Живая вода»), свет приглушается, звучит музыка.

Рефлексия. Ритуал прощания (дети стоят по кругу).

Работа с рисунком на этих занятиях необходима, так как, особенность этой работы заключается в том, что ребенок после окончания рисования дает свой работе какое-то название и рассказывает о ней. И, конечно, рассказывает о своих чувствах (Как ты думаешь?, Чувствуешь? Можно ли что-то изменить в рисунке и как? Что можно сделать, чтобы рисунок стал добрее, лучше? Тебе нравится? Ты сделал, как хотел? Что получилось, а что – нет?). Я организую деятельность так, чтобы ребенок осознал проблему и нашел путь к позитивному изменению.

Занятия проводятся в темной сенсорной и светлой комнате индивидуально и с подгруппой (4-5 детей).

В конце всего цикла занятий проводится выставка некоторых детских работ, проводится итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе работы.

Занятия в сенсорной комнате необходимы детям чрезмерно утомляемым, эмоционально истощенным, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым, с высоким уровнем тревожности, с нарушениями поведения, с задержками психического и речевого развития, а также страдающим психосоматическими заболеваниями.

Еще одно направление для занятий в сенсорной комнате – тревожность. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность. В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности. (Прихожан А.М.).

В сенсорной комнате работа проводится в следующем направлении:

    релаксационные упражнения для детей, которые снижают тревожное состояние, агрессивность, идет обучение саморегуляции;

    использование стимулирующих упражнений, направленных на активизацию и развитие у детей сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;

    использование упражнений на развитие общения (это имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развитие его самооценки и становления как личности).

На занятиях, которые проходят с детьми в сенсорной комнате, используется арт-терапию. Арт-терапия – это ключик к детской душе, это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем. Еще К.Г. Юнг утверждал, что изобразительная деятельность является внутренней потребностью человека.

Известный арт-терапевт М.Наумбург отмечает, что наиболее важные мысли и переживания человека, прежде всего, проявляются в виде образов. Согласно многочисленным исследованиям отечественных педагогов и психологов детский рисунок является своеобразным аналогом речи. В частности, Л.С. Выготский называл детское рисование графической речью. Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.

Психокоррекционные сказки помогают мягко влиять на поведение ребенка.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческой способности расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. «Сказки обладают свойствами будить воображение, приоткрывать дверь в непознанное, украшать нашу жизнь и объединять людей с друг другом». Форма метафоры, в которых созданы сказки, истории, притчи наиболее доступна для восприятия ребенком. Это делает ее привлекательной для работы направленной на коррекцию. Кроме того, сказка, фантазия развивает личность, создает невидимый мост между ребенком и взрослым. «Мы можем почувствовать в сказках радость, одиночество, тревогу, беспокойство, уверенность, отчаяние, грусть, брошенность, сострадание, любовь, надежду, обиду и многие другие чувства». В сказках дети проецируют на героях свои реальные взаимоотношения, существующие в жизни, чувства, которые мы испытываем в связи с этим. Сказкой можно врачевать детские проблемы, строить мосты взаимопонимания.

Релаксационные упражнения проводятся на каждом занятии, они способствуют расслаблению мышц тела и ясности мышления, являются лучшим способом борьбы со стрессом, они помогают справиться со многими болезнями и сохранить здоровье, остроту и живость ума. Релаксация позволяет контролировать эмоции: подавлять грусть и смущение, делать чувственные удовольствия более острыми. Она несет мир, красоту и спокойствие. Если ребенок сосредотачивается на каких-либо предметах, он расслабляется и концентрирует внимание на объекте, звуках, запахах, тактильных ощущениях. Расслабление – это, по сути дела, физическое явление. Удобное сидение и спокойное эмоциональное состояние. Звуки спокойной музыки не вызывают неприятных ощущений. Вслушивание в звуки – самое простое упражнение, оно требует гораздо меньших затрат энергии даже чем дыхание. Дети стараются зафиксировать в сознании момент появления нового звука, наслаждаются особенностью звука. Много красивых вещей находится рядом с нами: цветущий куст, таинственные узоры звезд на ночном небе, яркая свеча, волшебные птицы, красивый водопад и т. Иногда глазные мышцы расслабляются настолько, что взгляд рассеивается и, при этом могут расслабиться и мышцы лица. Иногда мы фантазируем или придумываем различные ассоциативные связи. Например: бабушка и ее сад, где росли цветы, купание в реке или глядя на облака, в которых мы видим очертания животных.

Занятия в темной сенсорной комнате показывают, какой мощный лечебный, профилактический и коррекционный потенциал содержит ее оборудование.



Все приведенные занятия имеют следующую структуру: ритуал начала занятия; релаксация, которая позволяет детям расслабиться и снять мышечное напряжение; ритуал окончания занятия.
Игровые задания являются одновременно и развивающими, и терапевтическими: они развивают психические процессы и формируют психологически здорового ребенка.

Занятие №1
«Знакомство с волшебной комнатой»

Цели:
- развивать когнитивную сферу детей;
- активизировать произвольное внимание, умственные способности;
- развивать проприоцептивную и тактильную чувствительность, мелкую моторику;
- формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо - моторную координацию;
- развивать органы чувств и вестибулярный аппарат;
- закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов;
- формировать навыки саморегуляции.
Материалы и оборудование: напольные тактильные дорожки; сухой бассейн; балансировочная доска; мячики-веселки; аквалампа; растение-фонтан; куб «Твизлер»; запутанные спиральки; центр тактильности; центр спокойных игр; центр, развивающий активность; проектор направленного света; зеркальный шар; легкие квадраты; мягкое напольное покрытие; аудиокассета.

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Игра «Приветствие»:

Ребята, наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите: «Здравствуйте!»
2.
- А теперь мы с вами отправимся в путешествие… Начнется оно вот с этого большого водопада. (Рассматриваем пейзаж на фотообоях.) Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. А рядом еще один водопад – маленький (растение – фонтан). Подойдите к нему поближе и послушайте, как журчит вода, сбегает по уступам горы. (Слушают шум воды.)
- А какие маленькие яркие птички живут в нашем лесу, как звонко они щебечут! (Звучит аудиозапись «Голоса леса».)
- Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте снимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. (Ходьба по сенсорным напольным дорожкам.) Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Наш путь начинается с этой большой зеленой полянки, затем – по дну лесного озерка, по камешкам…- и дальше в лес по тропинке, по мостику. (По ходу воспитатель спрашивает детей об их ощущениях.)
- Что чувствуют ваши ножки?
- А теперь мы пойдем по волшебному лесу, где времена года сменяют друг друга каждые несколько шагов. Идти надо след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду. Руки расставьте в стороны. Смотрите внимательно, по какому времени года вы проходите, и называете его.
3.
- Теперь надевайте обувь и переходите на эту разноцветную полянку. (Звучит спокойная фоновая музыка.)
- Двое ребят будут играть с игрушками на этой панели (центр, развивающий активность), а двое – скатывать шарики по этой спиральке: один кидает шарик, а другой ловит его на выходе. Слушайте внимательно, где находится шарик, чтобы не упустить его. Делайте это поочередно.
- Подойдите к этой спиральке. Кидайте шар, внимательно за ним наблюдайте и ловите на выходе (запутанная спиралька).
(Через несколько минут дети меняются местами.)
4.
- Ребята, тот из вас, кто поиграл на этой полянке, может переходить на следующую.
5.
- Кто хочет поиграть с игрушками на этой панели? Пожалуйста! А кто будет рассматривать драгоценные материалы в нашем сундучке?
6.
- А по лабиринтам попутешествовать кто хочет?
(По ходу игры воспитатель спрашивает об ощущениях, предлагает меняться местами.)
7.
- Ребята, вот еще один сундучок! Давайте посмотрим, что в нем находится. (Открывает.)
- Что это?
- Правильно, это квадратики из разной ткани. Выбирайте, кому, какой нравиться. Подбросьте свои платочки как можно выше; понаблюдайте, как они падают вниз.
- А сейчас надо не просто подбросить платочки, но и постараться, чтобы они подольше не опускались на пол. Для этого надо дуть на них – вот так! (Показ.)
(Далее педагог предлагает подбросить платочки несколько раз. Включая аквалампу.)
8. Подойдите поближе, посмотрите: какая интересная лампа! Называется она аквалампа – значит, водяная лапма. А что же там плавает?
- Какого цвета шарики?
(Предлагает каждому понаблюдать за шариком определенного цвета.)
- Обратите внимание, как изменяется цвет воды. Какой цвет воды вам нравиться больше?
- Приложите ладошки правой руки к стеклу. Что чувствуют ваши ладошки? (Дети говорят о своих ощущениях.)
9.
- Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу!
Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое напольное покрытие). А кто – то может и на этом островке (мягкий островок).
(Звучит релаксационная музыка.)
- Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор, направляет его на зеркальный шар.)
- Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным.
Дышится легко и свободно.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.

Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.
Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.
10. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками».
- Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними: «До свидания!»
Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, - и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.

Занятие № 2
Игра «Помощь друзей»

Цели:
- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления;
- развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов;
- развитие умения передавать ощущения в вербальной форме;
- стимуляция поисковой и творческой активности;
- создание положительного эмоционального настроя.
Материалы и оборудование: подсветка «веселки»; растение – фонтан; центр спокойных игр; двойная спиралька; центр тактильности; сухой бассейн; игра «Легкие квадраты».

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Игра «Приветствие».
- Ребята, представьте себе, что у вас грустное настроение. Какое у вас при этом выражение лица? Покажите!
- Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица! Давайте попробуем поднять друг другу настроение. Давайте скажем каждому, что в нем нам нравится. Говорить будем по очереди, и каждый услышит о себе что-нибудь хорошее. (Игра «Комплименты».)
- Ну что, улучшилось ваше настроение? Давайте поприветствуем наших «веселок» и улыбнемся им так же, как они улыбаются нам.
3.
- Подойдите к волшебному замку (растение – фонтан). Внимательно посмотрите на замок и природу вокруг него. Как вы думаете, кто живет в замке?
- Твой герой злой или добрый?
- А что нужно сделать, чтобы он стал добрее?
- Посмотрите на водопад, который сбегает с гор. Давайте послушаем шум воды. (Слушают шум воды.)
4.
- Переходим на зеленую полянку. Тут вы можете поиграть с этими спиральками. (Двойная и одинарная спиралька.) Внимательно наблюдайте и слушайте, где находится шарик, и ловите его на выходе.
5.
- Давайте внимательно посмотрим вот на эту панель (центр спокойных игр). По очереди ощупайте игрушки и скажите, какая игрушка на ощупь вам нравится больше остальных, а какая – не нравится и почему.
6. Упражнение «Море из шариков» (сухой бассейн):
- А сейчас мы будем плавать в море из шариков. Давайте все перевернемся на животик и поплывем.
- А теперь перевернемся на спинку. Продолжаем плыть.
- А теперь спокойно полежим на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря…. (4-5 минут.)
- Вот и закончилась наша игра.

Занятие № 3

Цели:
- развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания;
- развитие конструкторских способностей;
- продолжение развития глазомера;
- развитие координации «глаза - рука»;
- закрепление знания цветов спектра;
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие воображения.
Материалы и оборудование : игры «Собери квадрат», «Надень кольцо»; аквалампа; мягкое напольное покрытие; напольные тактильные квадраты; подсветка «веселки».

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Приветствие «веселок».
2.
- Ребята, мы сейчас пройдем по нашим лесным тропинкам. Сегодня мы будем называть цвет дорожки, по которой проходим. (Напольные сенсорные дорожки.)
3.
- Подойдите к этому столу. Мы будем из частей собирать вот такой квадрат. Будьте внимательны – и у вас все получится. Игра называется «Собери квадрат».
4.
- Теперь поиграем вот с этими игрушками. Игра называется «Надень кольцо». Когда вы надеваете кольцо, то говорите, какого оно цвета. Посмотрим, кто у нас самый меткий, кто быстрее других наденет все кольца (водяные игрушки).
5.
- Мы поиграем в игру «Найди цвет». Я буду показывать цвет, например красный, а вы – искать в этой комнате все предметы красного цвета. И так мы будем искать, и называть все цвета.
6.
- Теперь ложитесь на наш мягкий диван, повернитесь лицом к волшебному аквариуму и наблюдайте за тем, как в нем меняется вода. Как только вода сменит цвет, вы называете его.
7.
- Перевернитесь все на спинку. Лягте поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте – на берегу моря. Чудесный летний день! Голубое небо, теплое солнце…Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все ваше тело: лоб, лицо, спину, живот, ручки и ножки. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным, послушным. Вам тепло и приятно. Лучики солнышка ласкают ваше тело. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Мы открываем глаза – мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.
8. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:
- Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»

Занятие № 4
«Давайте представим…»

Цели:
- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
- продолжение обучения умению определять свое настроение;
- обучение способам поднятия настроения;
- развитие смелости и уверенности в себе, преодоление робости;
- саморегуляция психического состояния.
Материалы и оборудование: зеркало; колпаки клоунов; мягкое напольное покрытие; аквалампа.

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Приветствие «веселок».
- Давайте представим, что мы с вами – обезьянки. Подойдите к зеркалу и покажите мне без слов: веселую обезьянку, грустную, удивленную, плачущую, смеющуюся, испуганную, поющую, радостную.
- Ну, как? Улучшилось у вас настроение? Покажите свое настроение.
3. Далее психолог читает стихотворение:
Бывает чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Хорошее настроение.

4.
- А сейчас мы с вами окажемся в цирке. Выйдем на эту зеленую поляну и станем клоунами. Становимся парами, лицом друг к другу. Клоуны справа будут веселыми. Изобразите это настроение на своем лице. А теперь веселые будут стараться развеселить грустных так, чтобы они заулыбались и всем стало весело.
5.
- Теперь клоуны поиграют в игру «Веселая зарядка».
(Звучит бодрая, веселая музыка. Психолог моделирует ситуацию, а дети изображают соответствующие действия.)
- Для того чтобы машина заработала, надо завести мотор.
- Спящий человек похож на выключенную машину.
- Тело устает за день, и ему нужен отдых.
- Но впереди новый день и много интересных дел и приключений. Надо подготовить себя к ним: включить, «завести» свое тело. Давайте все дружно попрыгаем!
- Каждый из вас – хозяин своего тела. Вы – проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки.
- А теперь вы - упавшие на спину божьи коровки. Удастся ли вам перевернуться на живот без посторонней помощи?
- А сейчас вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть-чуть – и полетим!
- Тянемся вверх, как жирафы.
- Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными.
- А теперь мы – матрешки. Покачаемся из стороны в сторону.
- А ну-ка запустим самолет! Крутим пропеллер изо всех сил.
- Ребята, вы получили большой заряд бодрости и уверенности в себе на весь день. До новой встречи!
6. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 5
«Будьте внимательны!»

Цели:
- продолжение развития психических процессов: произвольного внимания, его устойчивости и переключаемости; умственных способностей; памяти, воображения, восприятия;
- формирование умения соотносить речевую форму описания предметов с графической;
- развитие тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи;
- развитие координации «глаз – рука»;
- продолжение обучения умению управлять своим телом, расслабляться, освобождаться от перенапряжения.
Материалы и оборудование: напольные тактильные квадраты; центр спокойных игр; куб «Твизлер»; балансировочная доска; аквалампа; игра «Легкие квадраты»; напольное мягкое покрытие.

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Приветствие «веселок».
- Ребята, давайте пройдем по нашим лесным тропинкам. Идем медленно, не спеша, слушаем пение птиц, журчание ручейка в лесу.
(Звучит аудиозапись «Голоса леса».)
3.
- Выходим с вами на полянку. (Центр спокойных игр.)
- Посмотрите внимательно вот на эту панель, на игрушки и предметы, которые на ней расположены. Каждый из вас выберет себе предмет, но не говорит, что он выбрал. Остальные должны догадаться по описанию, что это, и назвать предмет. (Игра «Опиши предмет».)
4.
- А сейчас мы с вами будем переходить через пропасть по волшебным канатам. Я каждому назову цвет какната, по которому он будет перебираться на противоположную сторону пропасти.
Воспитатель поощряет тех, кто быстрее выполнил задание.
5.
- Продолжим мы свой путь через этот волшебный лес, где через каждые 4 шага времена года сменяются. Идти надо по тем стопам, которые нарисованы, и называть времена года, по которым вы проходите. Не забудьте о том, что спинка должна быть прямой, а руки разведены в стороны.
6.
- А теперь, ребята, ложитесь на наш мягкий диван. Мы будем наблюдать за шариками в волшебной лампе. Каждый выбирает свой цвет шарика и наблюдает за ним. (Упражнение «Танец шарика».)
7. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:
- Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»

Источник www.medical-group.ru

Конспекты отдельных занятий в сенсорной комнате

Все приведенные занятия имеют следующую структуру: ритуал начала занятия; релаксация, которая позволяет детям расслабиться и снять мышечное напряжение; ритуал окончания занятия. Игровые задания являются одновременно и развивающими, и терапевтическими: они развивают психические процессы и формируют психологически здорового ребенка.

Занятие №1 ʼʼЗнакомство с волшебной комнатойʼʼ

Цели: - развивать когнитивную сферу детей; - активизировать произвольное внимание, умственные способности; - развивать проприоцептивную и тактильную чувствительность, мелкую моторику; - формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо - моторную координацию; - развивать органы чувств и вестибулярный аппарат; - закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи; - развивать коммуникативные навыки; - формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов; - формировать навыки саморегуляции. Материалы и оборудование: напольные тактильные дорожки; сухой бассейн; балансировочная доска; мячики-веселки; аквалампа; растение-фонтан; куб ʼʼТвизлерʼʼ; запутанные спиральки; центр тактильности; центр спокойных игр; центр, развивающий активность; проектор направленного света; зеркальный шар; легкие квадраты; мягкое напольное покрытие; аудиокассета.

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Игра ʼʼПриветствиеʼʼ:

Ребята͵ наши ʼʼвеселкиʼʼ улыбаются нам. Οʜᴎ очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите: ʼʼЗдравствуйте!ʼʼ 2. - А теперь мы с вами отправимся в путешествие… Начнется оно вот с этого большого водопада. (Рассматриваем пейзаж на фотообоях.) Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. А рядом еще один водопад – маленький (растение – фонтан). Подойдите к нему поближе и послушайте, как журчит вода, сбегает по уступам горы. (Слушают шум воды.) - А какие маленькие яркие птички живут в нашем лесу, как звонко они щебечут! (Звучит аудиозапись ʼʼГолоса лесаʼʼ.) - Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте снимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. (Ходьба по сенсорным напольным дорожкам.) Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Наш путь начинается с этой большой зелœеной полянки, затем – по дну лесного озерка, по камешкам…- и дальше в лес по тропинке, по мостику. (По ходу воспитатель спрашивает детей об их ощущениях.) - Что чувствуют ваши ножки? - А теперь мы пойдем по волшебному лесу, где времена года сменяют друг друга каждые несколько шагов. Идти нужно след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду. Руки расставьте в стороны. Смотрите внимательно, по какому времени года вы проходите, и называете его. 3. - Теперь надевайте обувь и переходите на эту разноцветную полянку. (Звучит спокойная фоновая музыка.) - Двое ребят будут играть с игрушками на этой панели (центр, развивающий активность), а двое – скатывать шарики по этой спиральке: один кидает шарик, а другой ловит его на выходе. Слушайте внимательно, где находится шарик, чтобы не упустить его. Делайте это поочередно. - Подойдите к этой спиральке. Кидайте шар, внимательно за ним наблюдайте и ловите на выходе (запутанная спиралька). (Через несколько минут дети меняются местами.) 4. - Ребята͵ тот из вас, кто поиграл на этой полянке, может переходить на следующую. 5. - Кто хочет поиграть с игрушками на этой панели? Пожалуйста! А кто будет рассматривать драгоценные материалы в нашем сундучке? 6. - А по лабиринтам попутешествовать кто хочет? (По ходу игры воспитатель спрашивает об ощущениях, предлагает меняться местами.) 7. - Ребята͵ вот еще один сундучок! Давайте посмотрим, что в нем находится. (Открывает.) - Что это? - Правильно, это квадратики из разной ткани. Выбирайте, кому, какой нравиться. Подбросьте свои платочки как можно выше; понаблюдайте, как они падают вниз. - А сейчас нужно не просто подбросить платочки, но и постараться, чтобы они подольше не опускались на пол. Для этого нужно дуть на них – вот так! (Показ.) (Далее педагог предлагает подбросить платочки несколько раз. Включая аквалампу.) 8. Подойдите поближе, посмотрите: какая интересная лампа! Называется она аквалампа – значит, водяная лапма. А что же там плавает? - Какого цвета шарики? (Предлагает каждому понаблюдать за шариком определœенного цвета.) - Обратите внимание, как изменяется цвет воды. Какой цвет воды вам нравиться больше? - Приложите ладошки правой руки к стеклу. Что чувствуют ваши ладошки? (Дети говорят о своих ощущениях.) 9. - Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу! Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое напольное покрытие). А кто – то может и на этом островке (мягкий островок). (Звучит релаксационная музыка.) - Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор, направляет его на зеркальный шар.) - Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает всœе ваше тело: лоб, лицо, шею живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным. Дышится легко и свободно. Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Дышится легко, ровно, глубоко. - Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потянуться, улыбнуться, всœем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день. 10. Ритуал окончания занятия. Прощание с ʼʼвеселкамиʼʼ. - Ребята͵ давайте улыбнемся ʼʼвеселкамʼʼ и попрощаемся с ними: ʼʼДо свидания!ʼʼ Вспоминайте наших ʼʼвеселокʼʼ и улыбайтесь, как они, - и тогда у вас всœегда будет хорошее настроение.

Занятие № 2 Игра ʼʼПомощь друзейʼʼ

Цели: - развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления; - развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов; - развитие умения передавать ощущения в вербальной форме; - стимуляция поисковой и творческой активности; - создание положительного эмоционального настроя. Материалы и оборудование: подсветка ʼʼвеселкиʼʼ; растение – фонтан; центр спокойных игр; двойная спиралька; центр тактильности; сухой бассейн; игра ʼʼЛегкие квадратыʼʼ.

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Игра ʼʼПриветствиеʼʼ. - Ребята͵ представьте себе, что у вас грустное настроение. Какое у вас при этом выражение лица? Покажите! - Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица! Давайте попробуем поднять друг другу настроение. Давайте скажем каждому, что в нем нам нравится. Говорить будем по очереди, и каждый услышит о себе что-нибудь хорошее. (Игра ʼʼКомплиментыʼʼ.) - Ну что, улучшилось ваше настроение? Давайте поприветствуем наших ʼʼвеселокʼʼ и улыбнемся им аналогично тому, как они улыбаются нам. 3. - Подойдите к волшебному замку (растение – фонтан). Внимательно посмотрите на замок и природу вокруг него. Как вы думаете, кто живет в замке? - Твой герой злой или добрый? - А что нужно сделать, чтобы он стал добрее? - Посмотрите на водопад, который сбегает с гор.
Размещено на реф.рф
Давайте послушаем шум воды. (Слушают шум воды.) 4. - Переходим на зелœеную полянку. Тут вы можете поиграть с этими спиральками. (Двойная и одинарная спиралька.) Внимательно наблюдайте и слушайте, где находится шарик, и ловите его на выходе. 5. - Давайте внимательно посмотрим вот на эту панель (центр спокойных игр). По очереди ощупайте игрушки и скажите, какая игрушка на ощупь вам нравится больше остальных, а какая – не нравится и почему. 6. Упражнение ʼʼМоре из шариковʼʼ (сухой бассейн): - А сейчас мы будем плавать в море из шариков. Давайте всœе перевернемся на животик и поплывем. - А теперь перевернемся на спинку. Продолжаем плыть. - А теперь спокойно полежим на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря…. (4-5 минут.) - Вот и закончилась наша игра. 7. Ритуал окончания занятия. Прощание с ʼʼвеселкамиʼʼ: - Ребята͵ давайте улыбнемся ʼʼвеселкамʼʼ и скажем им: ʼʼДо свидания!ʼʼ

Конспекты отдельных занятий в сенсорной комнате - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Конспекты отдельных занятий в сенсорной комнате" 2017, 2018.

Для эффективной работы с детьми, мы подготовили конспекты занятий в сенсорной комнате для специалиста. Важно понимать, что указанные примеры занятий можно видоизменять и корректировать с учетом специфики посетителей сенсорной комнаты, их потребностей, развития и самое главное, целей применения терапии. использование указанного оборудования допускает замену на аналогичное. Полный перечень предлагаемого к работе оборудования для сенсорной комнаты смотрите в нашем .

Все приведенные занятия имеют следующую структуру:

  1. ритуал начала занятия
  2. релаксация, которая позволяет детям расслабиться и снять мышечное напряжение
  3. ритуал окончания занятия

Игровые задания являются одновременно и развивающими, и терапевтическими: они развивают психические процессы и формируют психологически здорового ребенка.

Цели:

  • развивать когнитивную сферу детей
  • активизировать произвольное внимание, умственные способности
  • развивать проприоцептивную и тактильную чувствительность, мелкую моторику
  • формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо – моторную координацию
  • развивать органы чувств и вестибулярный аппарат
  • закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи
  • развивать коммуникативные навыки
  • формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов
  • формировать навыки саморегуляции

Материалы и оборудование:

  • напольные тактильные дорожки
  • сухой бассейн
  • балансировочная доска
  • мячики-веселки
  • аквалампа
  • фонтан с водой
  • запутанные спиральки
  • центр тактильный
  • центр спокойных игр
  • центр, развивающий активность
  • проектор световых эффектов
  • зеркальный шар
  • легкие квадраты
  • мягкое напольное покрытие
  • музыкальная система

Ход занятия

Часть 1

Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»:

– Ребята, наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите: «Здравствуйте!»

– А теперь мы с вами отправимся в путешествие… Начнется оно вот с этого большого водопада. (Рассматриваем пейзаж на фотообоях.) Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. А рядом еще один водопад – маленький (растение – фонтан). Подойдите к нему поближе и послушайте, как журчит вода, сбегает по уступам горы. (Слушают шум воды.)

– А какие маленькие яркие птички живут в нашем лесу, как звонко они щебечут! (Звучит аудиозапись «Голоса леса».)

Часть 2

– Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте снимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. (Ходьба по сенсорным напольным дорожкам.) Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Наш путь начинается с этой большой зеленой полянки, затем – по дну лесного озерка, по камешкам…- и дальше в лес по тропинке, по мостику. (По ходу воспитатель спрашивает детей об их ощущениях.)

– Что чувствуют ваши ножки?

– А теперь мы пойдем по волшебному лесу, где времена года сменяют друг друга каждые несколько шагов. Идти надо след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду. Руки расставьте в стороны. Смотрите внимательно, по какому времени года вы проходите, и называете его.

Часть 3

– Теперь надевайте обувь и переходите на эту разноцветную полянку. (Звучит спокойная фоновая музыка.)

– Двое ребят будут играть с игрушками на этой панели (центр, развивающий активность), а двое – скатывать шарики по этой спиральке: один кидает шарик, а другой ловит его на выходе. Слушайте внимательно, где находится шарик, чтобы не упустить его. Делайте это поочередно.

– Подойдите к этой спиральке. Кидайте шар, внимательно за ним наблюдайте и ловите на выходе (запутанная спиралька).

(Через несколько минут дети меняются местами.)

Часть 4

– Ребята, тот из вас, кто поиграл на этой полянке, может переходить на следующую.

Часть 5

– Кто хочет поиграть с игрушками на этой панели? Пожалуйста! А кто будет рассматривать драгоценные материалы в нашем сундучке?

Часть 6

– А по лабиринтам попутешествовать кто хочет?

(По ходу игры воспитатель спрашивает об ощущениях, предлагает меняться местами.)

Часть 7

– Ребята, вот еще один сундучок! Давайте посмотрим, что в нем находится. (Открывает.)

– Что это?

– Правильно, это квадратики из разной ткани. Выбирайте, кому, какой нравиться. Подбросьте свои платочки как можно выше; понаблюдайте, как они падают вниз.

– А сейчас надо не просто подбросить платочки, но и постараться, чтобы они подольше не опускались на пол. Для этого надо дуть на них – вот так! (Показ.)

Часть 8

Подойдите поближе, посмотрите: какая интересная лампа! Называется она аквалампа – значит, водяная лапма. А что же там плавает?

– Какого цвета шарики?

(Предлагает каждому понаблюдать за шариком определенного цвета.)

– Обратите внимание, как изменяется цвет воды. Какой цвет воды вам нравиться больше?

– Приложите ладошки правой руки к стеклу. Что чувствуют ваши ладошки? (Дети говорят о своих ощущениях.)

Часть 9

– Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу!

Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое напольное покрытие). А кто – то может и на этом островке (мягкий островок).

(Звучит расслабляющая музыка.)

– Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор, направляет его на зеркальный шар.)

– Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным.

Дышится легко и свободно.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

– Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.

Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

Часть 10

Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками».

– Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними: «До свидания!»

Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, – и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.

Цели:

  • развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления
  • развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов
  • развитие умения передавать ощущения в вербальной форме
  • стимуляция поисковой и творческой активности
  • создание положительного эмоционального настроя

Материалы и оборудование:

  • подсветка «Веселки»
  • растение – фонтан
  • центр спокойных игр
  • двойная спиралька
  • центр тактильный
  • сухой бассейн
  • игра «Легкие квадраты»

Ход занятия

Часть 1

Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие».

– Ребята, представьте себе, что у вас грустное настроение. Какое у вас при этом выражение лица? Покажите!

Часть 2

– Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица! Давайте попробуем поднять друг другу настроение. Давайте скажем каждому, что в нем нам нравится. Говорить будем по очереди, и каждый услышит о себе что-нибудь хорошее. (Игра «Комплименты».)

– Ну что, улучшилось ваше настроение? Давайте поприветствуем наших «веселок» и улыбнемся им так же, как они улыбаются нам.

Часть 3

– Подойдите к волшебному замку (растение – фонтан). Внимательно посмотрите на замок и природу вокруг него. Как вы думаете, кто живет в замке?

– Твой герой злой или добрый?

– А что нужно сделать, чтобы он стал добрее?

– Посмотрите на водопад, который сбегает с гор. Давайте послушаем шум воды. (Слушают шум воды.)

Часть 4

– Переходим на зеленую полянку. Тут вы можете поиграть с этими спиральками (двойная и одинарная спиралька). Внимательно наблюдайте и слушайте, где находится шарик, и ловите его на выходе.

Часть 5

– Давайте внимательно посмотрим вот на эту панель (центр спокойных игр). По очереди ощупайте игрушки и скажите, какая игрушка на ощупь вам нравится больше остальных, а какая – не нравится и почему.

Часть 6

Упражнение «Море из шариков» (сухой бассейн):

– А сейчас мы будем плавать в море из шариков. Давайте все перевернемся на животик и поплывем.

– А теперь перевернемся на спинку. Продолжаем плыть.

– А теперь спокойно полежим на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря…. (4-5 минут.)

– Вот и закончилась наша игра.

Часть 7

Цели:

  • развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания
  • развитие конструкторских способностей
  • продолжение развития глазомера
  • развитие координации «глаза – рука»
  • закрепление знания цветов спектра
  • снятие эмоционального напряжения
  • развитие воображения

Материалы и оборудование:

  • Игры «Собери квадрат», «Надень кольцо»
  • аквалампа
  • мягкое напольное покрытие
  • напольные тактильные квадраты
  • подсветка «Веселки»

Ход занятия

Часть 1
Часть 2

– Ребята, мы сейчас пройдем по нашим лесным тропинкам. Сегодня мы будем называть цвет дорожки, по которой проходим. (Напольные сенсорные дорожки.)

Часть 3

– Подойдите к этому столу. Мы будем из частей собирать вот такой квадрат. Будьте внимательны – и у вас все получится. Игра называется «Собери квадрат».

Часть 4

– Теперь поиграем вот с этими игрушками. Игра называется «Надень кольцо». Когда вы надеваете кольцо, то говорите, какого оно цвета. Посмотрим, кто у нас самый меткий, кто быстрее других наденет все кольца (водяные игрушки).

Часть 5

– Мы поиграем в игру «Найди цвет». Я буду показывать цвет, например, красный, а вы – искать в этой комнате все предметы красного цвета. И так мы будем искать, и называть все цвета.

Часть 6

– Теперь ложитесь на наш мягкий диван, повернитесь лицом к волшебному аквариуму и наблюдайте за тем, как в нем меняется вода. Как только вода сменит цвет, вы называете его.

Часть 7

– Перевернитесь все на спинку. Лягте поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте – на берегу моря. Чудесный летний день! Голубое небо, теплое солнце…Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все ваше тело: лоб, лицо, спину, живот, ручки и ножки. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным, послушным. Вам тепло и приятно. Лучики солнышка ласкают ваше тело. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Мы открываем глаза – мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

Часть 8

Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:

– Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»

Цели:

  • формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях
  • продолжение обучения умению определять свое настроение
  • обучение способам поднятия настроения
  • развитие смелости и уверенности в себе, преодоление робости
  • саморегуляция психического состояния

Материалы и оборудование:

  • зеркало
  • колпаки клоунов
  • мягкое напольное покрытие
  • аквалампа

Ход занятия

Часть 1

Ритуал начала занятия. Приветствие «веселок».

Часть 2

– Давайте представим, что мы с вами – обезьянки. Подойдите к зеркалу и покажите мне без слов: веселую обезьянку, грустную, удивленную, плачущую, смеющуюся, испуганную, поющую, радостную.

– Ну, как? Улучшилось у вас настроение? Покажите свое настроение.

Часть 3

Бывает чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Хорошее настроение.

Часть 4

– А сейчас мы с вами окажемся в цирке. Выйдем на эту зеленую поляну и станем клоунами. Становимся парами, лицом друг к другу. Клоуны справа будут веселыми. Изобразите это настроение на своем лице. А теперь веселые будут стараться развеселить грустных так, чтобы они заулыбались и всем стало весело.

Часть 5

– Теперь клоуны поиграют в игру «Веселая зарядка».

(Звучит бодрая, веселая музыка. Психолог моделирует ситуацию, а дети изображают соответствующие действия.)

– Для того чтобы машина заработала, надо завести мотор.

– Спящий человек похож на выключенную машину.

– Тело устает за день, и ему нужен отдых.

– Но впереди новый день и много интересных дел и приключений. Надо подготовить себя к ним: включить, «завести» свое тело. Давайте все дружно попрыгаем!

– Каждый из вас – хозяин своего тела. Вы – проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки.

– А теперь вы – упавшие на спину божьи коровки. Удастся ли вам перевернуться на живот без посторонней помощи?

– А сейчас вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть-чуть – и полетим!

– Тянемся вверх, как жирафы.

– Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными.

– А теперь мы – матрешки. Покачаемся из стороны в сторону.

– А ну-ка запустим самолет! Крутим пропеллер изо всех сил.

– Ребята, вы получили большой заряд бодрости и уверенности в себе на весь день. До новой встречи!

Часть 6

Ритуал окончания занятия.

Цели:

  • продолжение развития психических процессов:
    • произвольного внимания, его устойчивости и переключаемости
    • умственных способностей
    • памяти
    • воображения
    • восприятия
  • формирование умения соотносить речевую форму описания предметов с графической
  • развитие тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи
  • развитие координации «глаз – рука»
  • продолжение обучения умению управлять своим телом, расслабляться, освобождаться от перенапряжения

Материалы и оборудование:

  • напольные тактильные квадраты
  • центр спокойных игр
  • балансировочная доска
  • аквалампа
  • игра «Легкие квадраты»
  • напольное мягкое покрытие

Ход занятия

Часть 1

Ритуал начала занятия. Приветствие «веселок».

Часть 2

– Ребята, давайте пройдем по нашим лесным тропинкам. Идем медленно, не спеша, слушаем пение птиц, журчание ручейка в лесу.

Часть 3

– Выходим с вами на полянку (центр спокойных игр).

– Посмотрите внимательно вот на эту панель, на игрушки и предметы, которые на ней расположены. Каждый из вас выберет себе предмет, но не говорит, что он выбрал. Остальные должны догадаться по описанию, что это, и назвать предмет. (Игра «Опиши предмет».)

Часть 4

– А сейчас мы с вами будем переходить через пропасть по волшебным канатам. Я каждому назову цвет каната, по которому он будет перебираться на противоположную сторону пропасти.

Воспитатель поощряет тех, кто быстрее выполнил задание.

Часть 5

– Продолжим мы свой путь через этот волшебный лес, где через каждые 4 шага времена года сменяются. Идти надо по тем стопам, которые нарисованы, и называть времена года, по которым вы проходите. Не забудьте о том, что спинка должна быть прямой, а руки разведены в стороны.

Часть 6

– А теперь, ребята, ложитесь на наш мягкий диван. Мы будем наблюдать за шариками в волшебной лампе. Каждый выбирает свой цвет шарика и наблюдает за ним (упражнение «Танец шарика»).

Часть 7

Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:

– Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»

Г. Г. Колос “Сенсорная комната в дошкольном учреждении” – Практические рекомендации

Конспект занятия в сенсорной комнате для детей старшего дошкольного возраста «Прогулка в волшебный лес» педагог-психолог МДБОУ ДС № 71 «Почемучка» г. Старый Оскол Белгородской обл., Щепетнова Елена Николаевна Цель занятия: Развитие психоэмоциональной сферы детей. Задачи:

    В оспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

    Развивать навыки саморегуляции и релаксации, для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, создание необходимых условий для восстановления душевного равновесия.

    Формировать умение обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышающие эмоциональную устойчивость ребенка.

    Развивать у детей уверенность в себе.

    Повышать сплоченность группы.

Форма проведения занятия: групповая, 5-7 человек.

Продолжительность занятия: 25-30 минут.

Оборудование: сенсорная тропа, ф ибероптический ковер «Звездное небо» - «Млечный путь» (т олстая мягкая плотная чёрная ткань , поверхность которой «испещрена» цветными светящимися точками. Ковер располагается на стене или полу сенсорной комнаты) , мягкое напольное покрытие, пуфы, проектор, зеркальный шар, аудиозаписи со звуками леса, пения птиц, жужжание жука, кваканье лягушки, журчание ручейка, шума воды, музыка Ф.Шопен «Весенний вальс», музыкальный центр.

I часть. Вводная

Организационный момент занятия, приветствие.

" Пирамида любви".

(Звучит музыка Ф.Шопена «Весенний вальс»)

Дети сидят в кругу.

Психолог: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло своих рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».

Психолог: А сейчас я предлагаю вам отправиться на прогулку в волшебный лес.

II часть Основная.

Игра-имитация «Послушай и угадай» (использование сенсорной тропы )

По тропинке в лес пойдем,

Шагают друг за другом.

Лужу мимо обойдем,

Обходят воображаемую лужу.

Перепрыгнем ручеек,

Прыгают.

Посмотрели мы налево,

Стоят, смотрят налево.

Посмотрели мы направо,

Смотрят направо.

Посмотрели вверх на солнышко,

Смотрят вверх, встали на носочки.

Посмотрели вниз натравку.

Смотрят вниз, наклонились.

Ах, как красиво!

Удивились.

Психолог: И вот мы с вами пришли в лес. Садитесь поудобнее. Давайте послушаем звуки леса. (Прослушивание кассеты с записью звуков леса. Дети слушают пение птиц, жужжание жука, кваканье лягушки, журчание ручейка) .

Психолог: Итак, мы с вами находимся в волшебном лесу, и я предлагаю вам продолжить наш путь. Мы пойдём по зелёной мягкой травке, она приятно ласкает нам ножки. А теперь под ногами песок, он становится всё горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Ой! Вдруг выпал снег. Мы идём по мягкому и пушистому, но холодному снегу. И снова всё изменилось в лесу. Теперь мы идём по осеннему лесу, у нас под ногами шуршат осенние листочки. Закройте глаза, прислушайтесь… Что вы слышите? Ответы детей.

- Мы пришли на другую полянку. Здесь живут светлячки (включается фибероптический ковер «Млечный путь» ). Светлячки умеют менять цвет (дети проговаривают, какого цвета светлячки – красные, синие, зеленые, желтые). Давайте соберем их в кулачки и заберем с собой (дети имитируют собирание, прикладывают кулачки к уху и «слушают», как светлячки жужжат; при этом проговариваем, что когда светлячки довольны, то они жужжат тихо и нежно, а когда сердятся, то громко и грозно – эмоции удовольствия и злости).

По сенсорной тропе дети вместе с психологом двигаются к водопаду.

Психолог: Вот мы с вами подошли к большому водопаду (Рассматриваем пейзаж на фотообоях.) Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. (Слушают шум вод ы .)

III часть. Релаксация.

Психолог: Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу! Наступила ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое напольное покрытие ). А кто-то может и на этом островке (мягкий островок - пуфик ). Но сначала, давайте выпустим наших светлячков. Раскрываем ладошки…

(3вучит релаксационная муз ык а . )

- Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Выключается свет , в ключается проектор и направляется на зеркальный шар .)

- Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею, живот, спину, руки, ноги... Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным.

Дышится легко и свободно. Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.

Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать!

IV часть. Завершающая.

Рефлексия, прощание.

Психолог : Наступило утро. Ребята, пора возвращаться домой! Наши приключения продолжатся совсем скоро. Мы познакомимся с другими жителями леса и сказками.

Дети двигаются по сенсорной тропе со словами:

До свиданья, старый лес,

Полный сказочных чудес!

По тропинкам мы гуляли,

На полянке поскакали.

Подружились мы с тобой,

Нам теперь пора домой.

Рефлексия. Обсуждение с детьми, что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.

До свиданья, дети! Мне было очень приятно с вами путешествовать по волшебному лесу!