Рисование в старшей группе детского сада «Космея» пошагово с фото. Конспект непосредственно-образовательной области в старшей группе Рисование цветущие сады старшая группа

Светлана Жижина
Цветущий яблоневый сад. Нетрадиционные способы рисования (открытое занятие в старшей группе)

Цветущий яблоневый сад .

Нетрадиционные способы рисования .

(открытое занятие в старшей группе )

Программное содержание занятия :

Закрепить умение рисовать методом «тычка» и «выдувания» ;

Закрепить с детьми способ получения розового цвета ;

Закрепить знания детей о деревьях;

Помочь детям познать окружающую действительность, развивать чувство прекрасного;

Формировать творческие способности детей в создании выразительных образов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Демонстрационный материал : иллюстрация с изображением цветущих яблонь , веточка цветущей яблони , мольберт, чистый лист бумаги, кисть, краски, палитра, готовый образец задания, магнитола с записями спокойной музыки.

Раздаточный материал : листы бумаги с изображением стволов яблонь , нарисованных техникой выдувания , кисти (две для рисования и одна клеевая на каждого ребенка, палитры, стаканы с водой, салфетки.

Предварительная работа : беседы о временах года, различных садовых деревьях, в том числе яблони ; рассматривание иллюстраций; чтение русской народной сказки «Молодильные яблоки » ; выполнение стволов яблонь техникой выдувания ; рисование методом «тычка» .

Место проведения : группа .

Ход ЗАНЯТИЯ.

Вступительная часть. Дети сидят на ковре полукругом. Воспитатель : Ребята, сегодня у нас занятие по сюжетному рисованию . Но прежде ответьте мне, пожалуйста, какое время года сейчас идет?

Ответы детей : Весна.

Воспитатель : А как называется месяц?

Ответы детей : Май.

Воспитатель : Верно, молодцы. А вы знаете, что весной, в мае особенно пышно деревья покрываются листвой и цветут . Скажите, пожалуйста, какие плодовые деревья вы знаете?

Ответы детей : Вишня, слива, яблоня , груша.

Воспитатель : Правильно, молодцы. Вы назвали много плодовых деревьев, но рисовать мы будем только одно. Это – яблоня , и не просто, а цветущая .

Основная часть. Дети проходят к рабочим столам и рассаживаются на свои места. Воспитатель : ребята, перед вами листы бумаги со стволами яблонь , которые мы рисовали на предыдущем занятии . А кто помнит, каким нетрадиционным способом мы это делали ?

Ответы детей : Стволы выдували через трубочку.

Воспитатель : Правильно, методом «выдувания» . А сегодня мы будем рисовать яблоневый цвет и листья деревьев методом «тычка» . Но для начала давайте вспомним особенности строения яблони . Какая она?

Ответы детей : Красивая, с ровными длинным стволом. Густые ветки только на верху и т. д.

Воспитатель : Верно. Яблоня – это плодовое дерево с высоким ровным стволом, ветки кроны у яблони густые , но не прямые. Ребята, обратите на это внимание. Именно такие яблони на ваших листах .

А сейчас давайте рассмотрим цветы яблоньки . Какого они цвета ? (воспитатель обращает внимание детей на ветку яблони и на иллюстрации ).

Ответы детей : Белые, розовые.

Воспитатель : Правильно. Как вы думаете, на белой бумаге будут заметны белые соцветия ?

Ответы детей : Нет, не будет видно.

Воспитатель : Поэтому мы будем рисовать розовым цветом . А для того, чтобы получить этот цвет , что нам необходимо сделать?

Ответы детей : Смешать несколько цветов .

Воспитатель : А что нам понадобится для смешивания красок?

Ответы детей : Палитра.

Воспитатель : Верно, палитра. А какие краски нужно смешать, чтобы получился красивый розовый цвет .

Ответы детей : В белую краску нужно добавить красную.

Воспитатель : Вы правы.

Воспитатель показывает, как нужно смешивать краски. Дети следом тоже самое делают самостоятельно. Воспитатель в это время помогает и советует детям.

Воспитатель : И так, у всех получился нужный цвет , и мы можем приступать к работе.

Воспитатель просит одного ребенка показать правила рисования «тычком» на образце.

Воспитатель :Ребята,прежде чем приступить к рисованию ,давайте подготовим наши ручки.

Проводится пальчиковая гимнастика :

Пальчик толстый и большой в сад за яблочком пошел ,

Указательный с порога указал ему дорогу,

Средний пальчик самый меткий - он сбивает яблоки с ветки ,

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает.

Воспитатель : А теперь приступайте к работе, будьте аккуратны и внимательны.

Дети индивидуально выполняют практическое задание. Во время самостоятельной практической деятельности детей в группе звучит музыка .

Воспитатель : (когда дети выполнили задание) Ребята, вы закончили рисовать яблоневый цвет , а пока краска подсыхает, приглашаю вас на физкультминутку.

Физкультурная минутка : "Фрукты".

Будем мы варить компот. Маршировать на месте.

Фруктов нужно много. Вот. Показать руками - "много".

Будем яблоки крошить ,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок.

Варим, варим мы компот, Повернуться вокруг себя.

Угостим честной народ. Хлопать в ладоши.

Воспитатель : Молодцы! Весело отдохнули. А пока мы веселились, наши цветы подсохли , и мы можем продолжать работу. Рассаживайтесь на свои места.

Воспитатель : Давайте вспомним, что мы рисовали ?

Ответы детей : Яблоневый цвет .

Воспитатель : Верно, а что еще вместе с цветами появляется в мае на яблонях ?

Ответы детей : Листья.

Воспитатель : Правильно. Вот сейчас мы их будем рисовать . А как вы думаете, каким способом можно их нарисовать ?

Ответы детей : Способом «тычка» .

Воспитатель : Правильно. Листочки мы нарисуем «тычком» (воспитатель напоминает детям на образце, как нужно правильно рисовать методом «тычка» ). Но я вас хочу предупредить, что не нужно брать много воды на кисть, от этого рисунок получится размытым. Скажите, пожалуйста, какой оттенок имеют листья яблони ?

Ответы детей : Светло-зеленый.

Воспитатель : Верно. Молодцы. Приступайте к работе (звучит музыка) .

Дети выполняют задание.

Воспитатель : Ребята, я вижу, что вы уже справились с работой. Поэтому предлагаю перейти к следующему этапу. Чего не хватает на наших рисунках?

Ответы детей : Земли, травы, неба и т. д.

Воспитатель : Совершенно верно. Сейчас вы все возьмете толстые кисти и дополните свои рисунки необходимыми элементами и деталями.

Дети приступают к работе (снова звучит музыка) .

Итоговая часть. Воспитатель : Давайте посмотрим, что же получилось у каждого из вас? Какие вы все молодцы! Все справились! Ребята, давайте вспомним, какими способами мы рисовали на сегодняшнем занятии ?

Ответы детей : Методом «тычка» .

Воспитатель : Ребята, у меня остался для вас последний вопрос : когда яблони отцветут , что появляется на них осенью?

Ответы детей : Яблоки .

Воспитатель : Правильно. А что можно приготовить из яблок ?

Ответы детей : Пирог, компот, сок.

Воспитатель : Вы все правы. И мне очень хочется угостить вас яблочным соком . Спасибо за занятие и угощайтесь на здоровье!

Дети угощаются яблочным соком .

Текущая страница: 10 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Занятие 97. Рисование по замыслу «Красивые цветы» (По мотивам народного декоративного искусства)

Программное содержание. Закреплять представления и знания детей о разных видах народного декоративно-прикладного искусства (городецкая, гжельская роспись и др.). Учить задумывать красивый, необычный цветок. Закреплять умение передавать цвета и их оттенки (смешивая краски разных цветов с белилами, используя разный нажим карандаша). Развивать творчество, воображение. Закреплять технические навыки рисования разными материалами.

Методика проведения занятия. Показать детям изображения красивых цветов (репродукции, открытки) в изделиях народного искусства и в картинах художников. Вспомнить приемы рисования, предложить ребятам показать их (то, что не смогут дети, показывает педагог). В процессе работы поощрять яркость, красочность, необычность цветка. Полюбоваться получившимися красивыми цветами, вместе с детьми сделать из рисунков фриз.

Материалы. Цветные карандаши или гуашь (по выбору воспитателя), бумага в форме квадрата размером 15х15 см (на каждого ребенка).

Рассматривание декоративных цветов на посуде, тканях, платках, репродукциях.

Занятие 98. Рисование «Дети танцуют на празднике в детском саду»

Программное содержание. Отрабатывать умение изображать фигуру человека в движении. Учить добиваться выразительности образа (хорошо переданные движения, их разнообразие; нарядные платья пляшущих). Закреплять приемы рисования карандашами, умение использовать при закрашивании нажим на карандаш разной силы. Развивать эмоционально положительное отношение к созданию изображений.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми о плясках на празднике (или о том, какие пляски готовятся к празднику). Уточнить движения рук и ног танцующих детей, которые ребята смогли бы передать в рисунке. Предложить сначала нарисовать основное в фигуре простым карандашом, а затем раскрасить цветными карандашами. Напоминать о возможности получения оттенков цвета при разном нажиме на карандаш. Поощрять передачу разнообразных движений. По окончании работы все рисунки рассмотреть, выбрать удачные: где хорошо переданы движения фигур, изображены самые веселые танцы, нарядные дети.

Материалы. Альбомные листы, простой (графитный) карандаш, цветные карандаши (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Подготовка к празднику весны и труда, участие детей в праздничном утреннике.

Занятие 99. Лепка «Сказочные животные»

Программное содержание. Продолжать формировать умение детей лепить разнообразных сказочных животных (Чебурашка, Винни-Пух, мартышка, слоненок и другие); передавать форму основных частей и деталей. Упражнять в сглаживании поверхности смоченными в воде пальцами; в лепке предметов по частям и из целого куска. Развивать воображение и творчество.

Методика проведения занятия. Предложить детям назвать сказочных животных, которых они знают (Тяни-Толкай, Чебурашка, Винни-Пух, черепаха Тортилла и др.), выяснить, как они выглядят, какие они (добрые, умеют дружить, защищают слабых). Предложить подумать, какое сказочное животное каждый из них хочет вылепить, вспомнить, как оно выглядит. Обратить внимание детей на выставку игрушек и иллюстраций, изображающих сказочных животных. Предложить детям подумать, как нужно разделить кусок глины, чтобы вылепить все части фигурки. В процессе работы подходить к детям, помогать в случае затруднений (предложить еще раз рассмотреть игрушку, иллюстрацию; вспомнить, как можно вылепить ту или иную часть; обратить внимание на соотношение частей по величине, их расположение).

По окончании лепки каждый ребенок ставит свою работу на общую картонную подставку. Рассмотреть с детьми все фигурки, предложить назвать особенно понравившихся животных.

Материалы. Игрушки, иллюстрации, изображающие сказочных животных. Картонная подставка. Глина, доска для лепки, стека, розетка с водой (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Чтение сказок, театрализованные постановки, игры-драматизации.

Занятие 100. Рисование «Салют над городом в честь праздника Победы»

Программное содержание. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу дома или кремлевскую башню, а вверху – салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре. Учить образной оценке рисунков (выделяя цветовое решение, детали). Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Методика проведения занятия. Предложить детям нарисовать салют в честь праздника Победы. Поговорить о том, как красиво взлетают вверх огни салюта, вычерчивая нити и образуя разноцветные сверкающие россыпи. Предложить показать руками направление полета огней салюта, продумать композицию и начать рисовать салют над городом: над домами или над кремлевской башней. В процессе занятия показать тем детям, которые будут испытывать затруднения, возможные способы рисования салюта.

Материалы. Бумага темно-серая или синяя, гуашь разных цветов, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения в дни праздников (с родителями). Рассматривание картин, иллюстраций в книгах.

Занятие 101. Аппликация «Весенний ковер»

Программное содержание. Закреплять умение создавать части коллективной композиции. Упражнять в симметричном расположении изображений на квадрате и полосе, в различных приемах вырезывания. Развивать эстетические чувства (композиции, цвета, ритма) и эстетическое восприятие.

Методика проведения занятия. Предложить детям всем вместе создать весенний ковер. Посоветовать наклеить на полоске цветок нарцисса, а по бокам листочки; на квадратах – цветы мать-и-мачехи (цветы могут быть и другие, характерные для той или иной местности) и листья. Каждый ребенок выполняет аппликацию на одной выбранной им форме). Предложить детям вспомнить, как можно быстро вырезать несколько одинаковых частей. В процессе работы добиваться более точного вырезывания формы цветов (листья мать-и-мачехи круглые с надрезами, лепестки нарциссов овальные с заострением на одном конце). Добиваться красивого расположения и аккуратного наклеивания.

Лучшие работы вместе с детьми расположить на большом квадрате, подчеркнуть, что ковер получился очень красивый.

Материалы. Бумажные квадраты размером 16х16 см, полосы 10х16 см, бумага для фона бледно-желтого или бледно-зеленого цвета, большой квадратный лист для ковра, белая и желтая бумага двух оттенков для цветов и зеленая для листьев, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание цветов на прогулке, букетов в группе, декоративных композиций ковров, тканей.

Занятие 102. Рисование «Роспись силуэтов гжельской посуды»

Программное содержание. Учить детей расписывать посуду, располагая узор по форме. Развивать эстетическое восприятие произведений народного творчества, чувство ритма. Закреплять умение рисовать акварельными красками, готовить на палитре нужные оттенки цвета. Развивать эмоционально положительное отношение к гжельским изделиям.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми несколько предметов гжельской посуды, выделить элементы узора. Предложить ребятам подумать, как они будут расписывать посуду.

Уточнить расположение узора на форме. Напомнить о необходимости ритмично располагать узор (на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).

Все расписанные силуэты рассмотреть с детьми; отметить красивые узоры, аккуратное ритмичное расположение элементов.

Материалы. Силуэты гжельских изделий, вырезанные из бумаги. Краски акварель, палитра, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание росписи гжельской посуды (уточняя элементы узора, их расположение на форме).

Занятие 103. Лепка «Красная Шапочка несет бабушке гостинцы»

Программное содержание. Учить детей создавать в лепке образы сказочных героев. Закреплять умение изображать фигуру человека, передавать характерные особенности и детали образа. Упражнять в использовании разнообразных приемов лепки, в умении укреплять фигуру на подставке. Учить образной оценке своих работ и работ других детей. Развивать воображение.

Методика проведения занятия. Предложить детям вспомнить сказку Ш.Перро «Красная Шапочка». Поговорить о том, как девочка шла к бабушке, в чем она несла гостинцы.

Уточнить, спрашивая детей, последовательность и приемы лепки.

Все готовые работы рассмотреть. Предложить детям выбрать фигурки, выполненные наиболее выразительно, и объяснить свой выбор.

Материалы. Глина (пластилин), доска для лепки, стека (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Чтение сказки Ш.Перро «Красная Шапочка», просмотр диафильма.

Занятие 104. Рисование «Цветут сады»

Программное содержание. Закреплять умение детей изображать картины природы, передавая ее характерные особенности. Учить располагать изображения по всему листу (ближе к нижнему краю и дальше от него). Развивать умение рисовать разными красками. Развивать эстетическое восприятие, образные представления.

Методика проведения занятия. Прочитать детям стихи о весне. Предложить нарисовать картины цветущей весны. Уточнить, спрашивая детей, какие деревья и кусты можно изобразить; ответы дополнить. Предложить подумать над композицией рисунка (как положить лист бумаги, как разместить изображение по всему листу).

По окончании работы все рисунки рассмотреть, отметить красоту цветущей весны в рисунках, разнообразие решений.

Материалы. Листы бумаги чуть больше альбомного, краски акварель и гуашь, палитра, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулках, экскурсиях. Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций.

Занятие 105. Лепка «Зоопарк для кукол» (Коллективная работа)

Программное содержание. Развивать воображение, творчество. Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности животных. Развивать мелкую моторику рук в процессе лепки при создании образа животного. Воспитывать желание и вырабатывать умение создавать необходимые атрибуты для игр. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата.

Методика проведения занятия. Спросить у детей, каких животных они знают, какие животные живут в зоопарке. Сказать: «У наших кукол нет зоопарка, а им очень хочется, чтобы у них был игрушечный зоопарк. Вы уже лепили разных животных. Давайте слепим нашим куклам животных для их зоопарка».

Для того чтобы слепить любое животное, дети должны знать, что общего у всех животных, чем они похожи. Если они будут испытывать затруднения, задать наводящий вопрос, какой формы самая большая часть животного. Предложить вспомнить, как они лепили мишку, котенка, зайчика и других. Уточнить особенности тела и других частей разных животных, которых будут лепить ребята. В процессе лепки обращать внимание на использование разнообразных приемов лепки, передачу пропорций, характерных деталей. Напомнить об использовании стеки для обозначения некоторых деталей.

Все вылепленные детьми фигуры составить на общую подставку, рассмотреть, отметить выразительные решения. Сказать детям, что, когда фигурки животных подсохнут, их можно раскрасить, и у кукол будет свой зоопарк.

Материалы. Глина (пластилин), стека, доска для лепки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельностями. Чтение рассказов и сказок о животных. Беседа о посещении зоопарка. Рассматривание иллюстраций. Игры детей (сюжетно-ролевые, театрализованные).

Занятие 106. Рисование «Бабочки летают над лугом»

Программное содержание. Учить детей отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе; передавать колорит того или иного явления на основе наблюдений. Развивать цветовое восприятие. Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией. Закреплять умение рисовать акварелью. Учить сочетать в рисунке акварель и гуашь; готовить нужные цвета, смешивая акварель и белила. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве.

Методика проведения занятия. Тема рассчитана на два занятия.

Спросить у детей, какое сейчас время года. Предложить рассказать, что они видели на прогулке (много цветов, бабочек). Вспомнить, каких красивых бабочек они видели (махаон, лимонница, аполлон, адмирал и т.д.). Сказать, что дети будут рисовать, как бабочки летают над лугом. На отдельном листе бумаги у доски показать, как рисовать крылья бабочек одним слитным движением. Вызвать к доске ребенка для показа, приема рисования бабочки. Предложить использовать акварель вместе с белилами. Уточнить, спрашивая детей, как можно приготовить розовую, голубую, светло-серую краски, используя белила. Напомнить о возможности рисовать белилами цветы, узоры на крыльях бабочек и т.п. В процессе рисования стимулировать использование разнообразных цветов и оттенков, приемов украшения крыльев бабочек.

На занятии дети рисуют луг, на котором растут разные цветы. На втором занятии (оно должно быть спланировано в этот же день – сдвоенное занятие, либо в последующие дни с небольшим перерывом) дети рисуют бабочек.

Обращать внимание на применение различных приемов рисования кистью в зависимости от задач изображения: всем ворсом при покрытии цветом широких плоскостей (трава, небо), при рисовании широких линий; концом кисти делать тонкие линии: травинки, стебельки, лепестки и т. п.

На втором занятии можно предложить нарисовать бабочку (основные части без деталей) сначала простым (графитным) карандашом, а затем раскрасить ее и нарисовать детали (маленькую головку, усики и др.).

По окончании рассмотреть все рисунки. Отметить, какие яркие, нарядные бабочки летают над лугом. Предложить детям выбрать понравившиеся рисунки, рассказать о них.

Материалы. Альбомные листы, краски акварель, палитры, гуашь – белила, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулке цветущего луга, летающих над ним бабочек. Рассматривание иллюстрации с изображением бабочек.

Занятие 107. Аппликация «Загадки»

Программное содержание. Развивать образные представления, воображение и творчество. Упражнять в создании изображений различных предметов из разных геометрических фигур, преобразовании фигур путем разрезания по прямой по диагонали на несколько частей. Закреплять умение составлять изображение по частям из разных фигур, аккуратно наклеивать.

Методика проведения занятия. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них на столе в конверте лежит цветная бумага разной формы. Из этих деталей нужно выполнить картинку, кто какую захочет. Спросить детей, как можно разрезать эти фигуры, чтобы получить другие и такой же формы, но меньше. Каждый листок бумаги можно разрезать пополам (прямо, по диагонали): получаются маленькие треугольники, квадраты, полукруги, четверть круга. Из этих частей, ничего не вырезая, надо составить и наклеить задуманный предмет (животное, человека и др.).

Помогать детям, задавая наводящие вопросы, уточнить представления о задуманном, приемах выполнения.

Желательно, чтобы ребенок создал изображение, используя только геометрические формы. Это должна быть не декоративная, а предметная композиция (форма передается сложением геометрических фигур).

Все изображения рассмотреть, предложить детям выбрать наиболее интересные работы, объяснить свой выбор.

Материалы. Наборы цветной бумаги: прямоугольник 5х7 см, 3 квадрата 5х5, 2 круга диаметром 5 см, клей, салфетка, кисть для клея, ножницы, бумага формата А4 белого цвета для наклеивания изображения (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения, чтение произведений художественной литературы, разнообразные игры. Конструирование из разных видов конструкторов, создание поделок из бумаги.

Занятие 108. Рисование «Картинки для игры „Радуга“»

Программное содержание. Учить детей создавать своими руками полезные вещи. Развивать эстетические чувства: чувство цвета, пропорции, композиции. Формировать желание создавать коллективно полезные и красивые вещи. Учить радоваться созданному, рассматривать и оценивать коллективную работу.

Методика проведения занятия. Провести накануне занятия беседу о цветах в рамках ознакомления с окружающим (на занятии, на прогулке или в свободное время с подгруппами детей и индивидуально).

Начать занятие с чтения стихотворения о радуге. Предложить детям нарисовать картинки для дидактической игры «Радуга». Спросить у ребят, где и когда можно увидеть радугу, каких цветов дуги в радуге. Рассмотреть с детьми иллюстрации (фотографии, репродукции картин), уточить последовательность цветов в радуге.

Ребятам, успешно осваивающим рисование, предложить нарисовать радугу на белом листе бумаги формата А4, предварительно протерев бумагу влажным ватным тампоном. Сказать, что радугу нужно рисовать крупно, во весь лист. Предложить всем детям назвать предметы, последовательно на все цвета радуги, и нарисовать по 2–3 картинки с предметами одного цвета, распределив детей по цветам радуги так, чтобы на каждый цвет дети создали 2–3 картинки. Напомнить, что рисовать нужно аккуратно.

В процессе работы подходить к детям, напоминать о правильном расположении изображения на листе, аккуратном использовании материалов; в случае необходимости оказывать помощь.

По окончании работы разложить все рисунки на сдвинутых столах: маленькие листочки разложить в ряды, в соответствии с порядком цветов в радуге. Рассмотреть с детьми рисунки, предложить назвать изображенные предметы, соотнося их с цветами полос радуги.

Материалы. Иллюстрации с изображением радуги. Краски акварель, листы бумаги формата А4 (4–5 листов), листы бумаги 10х10 см для рисования предметов (4–5 листов на каждый цвет радуги), банка с водой, кисти, салфетки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Знакомство с окружающими предметами, явлениями природы. Дидактические игры на развитие чувства цвета.

Занятие 109. Рисование «Цветные страницы»

Программное содержание. Учить детей задумывать содержание своего рисунка в определенной цветовой гамме и выдерживать это условие до конца. Добиваться образного решения намеченной темы. Закреплять приемы рисования акварелью, гуашью; учить разбавлять краски водой, добавлять белила для получения оттенков цвета. Развивать воображение и творчество.

Методика проведения занятия. Предложить детям нарисовать цветные страницы, о которых говорится в произведении С. Маршака «Разноцветная книга».

Спросить, какие еще могут быть цветные страницы. Предложить каждому ребенку придумать свою цветную страницу. Поощрить самостоятельность. Добиваться разнообразия в решении темы.

Готовые рисунки выставить на доске, объединив по цвету. Предложить детям рассказать о своих рисунках, дать их оценку. Отметить проявление самостоятельности и творчества.

Материалы. Альбомные листы, краски акварель и гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Чтение произведения С. Маршака «Разноцветная книга». При наблюдениях, рассматривании иллюстраций обращать внимание детей на передачу той или иной картины при ограниченной цветовой гамме.

Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества

Критерии оценки уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества

Изобразительная деятельность детей имеет большое значение не только для развития их творчества, формирования у них художественно-творческих способностей, но и для всестороннего воспитания, развития, подготовки к школе. Это становится возможным лишь в том случае, если воспитатель обеспечивает правильное руководство изобразительной деятельностью. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности того или иного ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень освоения им изобразительной деятельности в тот или иной возрастной период. Разработаны критерии и показатели оценки уровня овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества. Критерии мы объединили в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая – при анализе процесса деятельности; обе группы тесно связаны между собой и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты. Для более глубокого анализа изобразительной деятельности необходимо использовать обе группы критериев.

Такой анализ может производиться в научных целях, чтобы охарактеризовать уровень способностей детей, выявить слабые звенья в овладении изобразительной деятельностью. Для оперативного анализа и оценки достаточно анализа продуктов детской деятельности и выполнения диагностического задания с кругами.

Изобразительная деятельность как деятельность художественно-творческая, основывающаяся на изобразительном искусстве, передающем действительность в образной форме, не может оцениваться только на основе количественных показаний. Для оценки художественных произведений большое значение имеют эмоционально-эстетические и интеллектуальные качественные показатели, эмоционально-интеллектуальный опыт. Такой подход относится и к оценке продуктов детского художественного творчества. Это неизбежно входит в количественную оценку на основе выделенных показателей и их числовых значений (анализ продуктов деятельности, анализ процесса деятельности) и требует словесной характеристики созданных изображений и процесса их создания. Такой подход необходим и к оценке результатов диагностического задания с кругами, которое детям представляется как решение творческой задачи, придумывание и создание своего образа предмета.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 46 «Совенок»

Конспект открытого занятия по ИЗО

«Цветущий сад»

3 старшая группа

Воспитатели: Нищетова Д. С.

15.05.2017г, Сходня.

Цели:

Образовательные :

    закрепление знания о времени года, о признаках весны;

    закладывание основ экологического воспитания;

    познакомить детей с процессом "Где яблоня прячет семена?";

    учить рисовать цветущие плодовые деревья;

    развивать умение дополнять рисунок необходимыми элементами (тучка, солнышко, дождик, почки, наблюдательность, умение рисовать;

    закреплять умение изображать картины природы, передавая характерные особенности времени года, рисовать раскидистое дерево в цвету (ствол, сучки, ветки).

    Учить располагать изображения по всему листу (ближе-крупнее, дальше-меньше) рисовать разными материалами.

Развивающие :

    развивать связную речь - отвечать на вопросы полными ответами при рассматривании картин "Цветущие деревья";

    развивать творческую активность, эстетическое восприятие, представлению.

Воспитательные:

    воспитание любви и бережного отношения к природе;

    эстетического и художественного вкуса.

Оснащение и материалы:

демонстрационные картины "Цветущий сад", "Где яблоня прячет свои семена?", тетрадь "Школа семи гномов", гуашь, кисти, баночки с краской, листы бумаги.

Предварительная работа: на прогулке обратить внимание детей на признаки весны. (Набухают почки, из них появляются клейкие пахучие листочки. Растёт молодая травка. Расцветают одуванчики, Цветут фруктовые деревья - яблони, груши, сливы и вишни. Появляются бабочки, пчёлы, насекомые. Птицы прилетают с тёплых краёв). Поиграть с детьми в подвижную игру "Волшебный клад". Цель - уточнить знания детей о деревьях, кустах и цветущих растениях, развить пространственную ориентацию. Ход игры: Воспитатель объясняет задачу: "Найти волшебный квадрат можно, только отыскав записки, спрятанные в разных местах". Дети ищут. Чтение стихотворений о весне и цветущих деревьях:

Деревья расцвели весной, манят дивной красотой.

Хочу войти в цветущий сад, вдохнут цветочный аромат.

Нежный запах голову кружит, а на цветах уже пчела жужжит,

Нежным солнечным теплом согреты: сад и я, и дом.

Как мой садик свеж и зелен!

Распустилась в нем сирень,

От черемухи душистой

И от лип кудрявых тень.

А. Плещеев

Ход занятия :

Воспитатель: Создайте организационный момент, для этого попросите детей встать около доски и обратить внимание на картины, помещённые на ней. Спросите детей, что изображено на них, в какое время года это происходит.

Вся природа расцветает весной. С первым весенним теплом на ветках набухают почки. Из почек появляются первые листочки. И уже очень скоро крона деревьев окрашивается в ярко-зелёный цвет, а яблони в саду превращаются в огромный букет белых и бледно-розовых цветов. Цветов на яблоне так много, что даже не видно листьев.

(Картина использовалась и для лепки)

Сады весной прекрасны: они покрыты буйным белым или розовым цветом цветущих и издающих невероятно вкусный запах фруктовых деревьев.

Изумителен цветущий яблоневый сад. Вот он стоит, счастливый, богатый, роскошный! И легкая прохлада овевает его. Сад вспыхнул пенным пожаром бело-розовой массы цветов. На коре деревьев бусы росы переливаются на солнышке. А под деревьями - свежая зелень трав, усыпанная легкой метелью нежно-розовых, снежно-белых лепестков.

Черемуха. Кружит голову душистым ароматом, буйствует белоснежной красотой. Кажется, не может быть зрелища более завораживающего.

Символ наступающего лета – обыкновенная сирень. Сиреневый сад, весь усаженный пышными кустами всех оттенков цветов - великолепными сочетаниями белых, сиреневых, лиловых, пурпурных, розовых, алых. Воздух, напоенный, удивительно нежным и сильным ароматом.

А сейчас, ребята, мы все вместе составим рассказ о том, что происходит с нашей яблонькой потом и где наша яблонька прячет свои семена.

Физмннутка «Деревцо»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)

Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)

Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание)

Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами "вырастим свой цветущий сад". при помощи бумаги и красок.

Дети приступают к рисованию цветущих деревьев. Оценка работ детей – выставка

«Цветущий сад»

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию.

Цель: учить детей рисовать дерево в технике выдувания, направляя струю воздуха снизу вверх и в сторону. Развивать воображение, фантазию. Поощрять использовать приобретенные ранее умения и навыки рисования палочкой, скомканным бумагой, кисточкой для клея, штампиками (на выбор), воспитывать любовь к родному краю, восхищение красотой природы и желание передать свои впечатления в рисунке.

Материал: трубочки для коктейлей, тонкая бумага, штампики, палочки, кисточки для клея, рисовальные кисточки, гуашевые краски разных цветов, тонированная бумага, аудиозапись «Звуки весеннего леса», иллюстрации цветущего сада с одуванчиками в траве.

Ход занятия

Дети, я поделюсь с вами своей радостью. Сегодня я увидела в нашем саду дивную красоту, которая пленила мое сердце и мне очень хочется, чтобы и вы прониклись моим настроением и почувствовали то, что почувствовала я. В саду случилось чудо - расцвели яблони.

Еще совсем недавно какими они были? (- Голыми).

Какая тогда была пора? (- Зима). Да, зимой деревья, кусты и цветы спали, и снились им сны как и вам ночью. Как вы думаете, что снилось деревьям? О чем они мечтали? (- Дети фантазируют: деревьям снились теплая весна, пение птиц, ветерок, играющий листьями, веселый дождик).

Деревья мечтали о весне. Это было так:

Спали деревья в тумане синем,

Ветер качал их ветви,

Снились деревьям во сне том волшебном

Листья зеленые и цветы.

Дети, а в зеленой траве загорелось множество желтых пушистых цветов. Догадались, о каких цветах речь?

Да, об одуванчиках (дети рассматривают живые одуванчики, иллюстрации цветущего сада с одуванчиками в траве). Какие они? На них так приятно, смотреть они...

Они такие яркие, по цвету... Если к ним осторожно прикоснуться, они... Если понюхать... На что они похожи... (на солнышко, кружочки, фонарики...)

Рассмотрим цветущие деревья. Какого цвета, формы ствол, цветы, листочки? На что похожи цветы, веточки. Давайте и мы с вами нарисуем мечты деревьев, которые им подарила волшебница-весна. Нам пригодится трубочки - рисовать ими деревья. А скомканную бумагу, кисточки, палочки и штампики помогут украсить его пышным цветом. А одуванчики можем нарисовать пальчиком.

Показываю, как направлять струю воздуха через трубочку снизу вверх, чтобы получился ствол дерева, и в сторону, чтобы вышли веточки. Дети рисуют в сопровождении записи весеннего леса.

Прислушайтесь... Листья тихонько шелестят, будто яблоня говорит: «Разве я не красавица? Посмотрите, как восторженно смотрят на меня люди? А сколько пчел, шмелей, бабочек прилетают ко мне за сладким нектаром.

Спросите ее: «Яблонька, а почему у тебя сломана веточка? Ты подарила ее кому-то?»

Нет, это непослушный мальчик изувечил меня. Сломанная веточка быстро завянет и ее выбросят, а если меня не ломать, я еще долго буду цвести и дарить людям радость, приятные ароматы, яблоки, а насекомым сладкий нектар. Когда захотите кому-то показать мой цвет, лучше нарисуйте его и подарите свои рисунки родным или друзьям.

Дети, одуванчики тоже для своей, или чьей-то прихоти не рвите, не укорачивайте им жизнь. Пусть они растут в травке, а мы ими полюбуемся.

Разбрасываю по полу желтые кружочки, предлагаю детям представить, что это сад, побегать по нему, стараясь не наступить на «цветы».

Дети рассматривают работы, подводят итог.

Работы детей.

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

в старшей группе

по художественно-эстетическому развитию
«Цветут сады»

Воспитатель:

Готовкина Эльвира Анатольевна

Елец-2015 г.

Цель: С помощью нетрадиционных способов рисования учить детей создавать весеннюю композицию из цветущих деревьев.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить дополнять изображение яблоневого сада цветами, полученными методом «тычка» и «выдувания»;
  2. Упражнять в получении розового цвета смешиванием красок.
  3. Формировать навыки использования рациональных приемов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях)
  4. Закреплять умение любоваться красотой весенней природы,
  5. Закреплять знания детей о частях деревьев, их расположении.

Развивающие:

  1. Развивать умения детей создавать композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли.
  2. Развивать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.
  3. Развивать творческие способности детей в создании выразительных образов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей самостоятельность, терпеливость, усидчивость, аккуратность, бережное отношение к окружающей природе, умение видеть прекрасное.

Демонстрационный материал: иллюстрация с изображением цветущих яблонь, веточка цветущей яблони, мольберт, чистый лист бумаги, кисть, краски, палитра, готовый образец задания, аудиозаписи спокойной классической музыки.

Раздаточный материал: листы тонированной бумаги с изображением стволов яблонь, нарисованных техникой выдувания, кисти (две для рисования и одна клеевая на каждого ребенка, палитры, стаканы с водой, салфетки.

Предварительная работа: Наблюдение природы весной, беседы о временах года, различных садовых деревьях, в том числе яблони; рассматривание иллюстраций цветущих деревьев, кустарников, цветов; чтение пейзажной лирики: Т. Карелиной «Я люблю, когда цветут сады», С. Батыря «Цветущий сад», В. Шарипова «Сирень цветет в саду»; выполнение стволов яблонь техникой выдувания; рисование методом «тычка».

Ход ОД:

Вступительная часть.

Дети сидят на ковре полукругом.

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, какое время года сейчас?

Ответы детей: Весна.

Воспитатель: А как называется месяц?

Ответы детей: Май.

Воспитатель: Да, правильно. Ребята, посмотрите, какое замечательное утро приветствует нас сегодня! Солнце пытаясь «ослепить» нас своими яркими лучами, словно играет с нами в жмурки. Деревья с распустившейся листвой машут нам своими ветвями, приглашая на прогулку. Земля, поросшая травой, так и зовет нас порезвиться на ее мягком, зеленом ковре. А все потому ребята, что вся природа радуется весне и пытается донести до нас все чудеса этой замечательной поры. Сейчас я вас познакомлю с еще одним из уникальнейших явлений чудесницы весны, которое описывает Николай Некрасов:

Как молоком облитые

Стоят сады вишневые

Тихонько шумят…

Н. Некрасов

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (Ответы детей). А как вы понимаете выражение «молоком облитые»?

Рассматривание репродукции по картине А. Герасимова «Яблоневый сад».

Воспитатель: Что привлекает вас в этой картине? (Ответы детей)

Воспитатель подводит итог высказываниям: Голубизна неба, множество белых соцветий, зеленая трава – все это сливается в радостный гимн расцветающей природе. А сейчас давайте послушаем замечательные стихотворения о цветущих садах.

Дети декламируют отрывки стихотворений Ю. Кул, С. Батыря:

Я люблю, когда цветут сады

Как красиво! Все в цветах смотри!

Словно невеста, яблоня стоит

В белоснежном убранстве весны.

Цветущий сад. Здесь яблони и вишни.

Вокруг летают пчелы и шмели.

Здесь – шорох веток, запах от нектара,

И розовато-белые цветки.

Воспитатель. Ребята, а как мы называем картину, на которой художник изображает нашу природу с ее лесами, полями, реками, озерами, садами? (Ответы детей).

При затруднении напомнить – чтением отрывка стихотворения М. Яснова

Если видишь на картине

Нарисована река

Или ель и белый иней,

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется… (пейзаж).

Воспитатель: Давайте, ребята, и мы с вами нарисуем пейзажи цветущих садов.

Основная часть.

Дети становятся полукругом у мольберта, на котором нарисовано несколько деревьев, полученных выдуванием через трубочку.

Воспитатель: Ребята, перед вами рисунок со стволами яблонь, которые мы рисовали на предыдущем занятии. А кто помнит, каким нетрадиционным способом мы это делали?

Ответы детей: Стволы выдували через трубочку.

Воспитатель: Правильно, методом «выдувания». А сегодня мы будем рисовать яблоневый цвет и листья деревьев методом «тычка». Но для начала давайте вспомним особенности строения яблони. Какая она?

Ответы детей: Красивая, с ровными длинным стволом. Густые ветки только на верху и т. д.

Воспитатель: Верно. Яблоня – это плодовое дерево с высоким ровным стволом, ветки кроны у яблони густые, но не прямые. Ребята, обратите на это внимание. Именно такие яблони на ваших листах.

А сейчас давайте рассмотрим цветы яблоньки. Какого они цвета? (воспитатель обращает внимание детей на ветку яблони и на иллюстрации).

Ответы детей: Белые, розовые.

Воспитатель: Правильно, мы будем рисовать белым и розовым цветом. А для того, чтобы получить розовый цвет, что нам необходимо сделать?

Ответы детей: В белую краску нужно добавить красную.

Воспитатель: А что нам понадобится для смешивания красок?

Ответы детей: Палитра.

Воспитатель вызывает ребенка для показа, как нужно смешивать краски. Воспитатель при необходимости помогает и советует детям.

Воспитатель просит одного ребенка показать правила рисования «тычком» на образце.

Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к рисованию, давайте подготовим наши ручки.

Проводится пальчиковая гимнастика :

Пальчик толстый и большой в сад за яблочком пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу,

Средний пальчик самый меткий - он сбивает яблоки с ветки,

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает.

Воспитатель: А теперь приступайте к работе, будьте аккуратны и внимательны.

Дети индивидуально выполняют практическое задание. Во время самостоятельной практической деятельности детей в группе звучит музыка.

Воспитатель: (когда дети выполнили рисование тычком) Ребята, вы закончили рисовать яблоневый цвет, а пока краска подсыхает, приглашаю вас на физкультминутку.

Физкультурная минутка «Фрукты».

Будем мы варить компот. Маршировать на месте.

Фруктов нужно много. Вот. (Показать руками – «много» )

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. (Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок )

Варим, варим мы компот,

Повернуться вокруг себя.

Угостим честной народ. (Хлопать в лад оши)

Воспитатель: Молодцы! А пока мы упражнялись, наши цветы подсохли, и мы можем продолжать работу. Рассаживайтесь на свои места.

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы рисовали?

Ответы детей: Яблоневый цвет.

Воспитатель: Верно, а что еще вместе с цветами появляется в мае на яблонях?

Ответы детей: Листья.

Воспитатель: Правильно. Вот сейчас мы их будем рисовать. А как вы думаете, каким способом можно их нарисовать?

Ответы детей: Способом «тычка».

Воспитатель: Правильно. Листочки мы также нарисуем «тычком» (воспитатель напоминает детям на образце, как нужно правильно рисовать методом «тычка»). Но я вас хочу предупредить, что не нужно брать много воды на кисть, от этого рисунок получится размытым. Скажите, пожалуйста, какой оттенок имеют листья яблони?

Ответы детей: Светло-зеленый.

Воспитатель: Верно. Молодцы. Приступайте к работе (звучит музыка).

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, я вижу, что вы уже справились с работой. Поэтому предлагаю перейти к следующему этапу. Чего не хватает на наших рисунках?

Ответы детей: Земли, травы, неба и т. д.

Воспитатель: Совершенно верно. Сейчас вы все возьмете толстые кисти и дополните свои рисунки необходимыми элементами и деталями.

Дети приступают к работе (снова звучит музыка).

Итоговая часть.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же получилось у каждого из вас? Какие вы все молодцы! Все справились! Ребята, давайте вспомним, какими способами мы рисовали на сегодняшнем занятии?

Ответы детей: Методом «тычка».

Воспитатель: У нас получились красивые пейзажи, которые могут стать весенним подарком для ваших близких. Нарисованные вами цветущие сады будут радовать вас в течении долгого времени, даже тогда, когда в природе они уже отцветут.

Сады цветут! И столько в них любви –

В бушующем, кипящем белоцветьи…

В них серенады свищут соловьи

О скором, долгожданном.