Увлечение подростков. Что модно, а что не очень? Как определиться с профессией

Подростковый мир – тайна за семью печатями практически для всех родителей, хотя – вот парадокс – все мы проходили через этот этап в своей жизни. Почему же нам так сложно понять собственных детей? Неужели мы, взрослые, просто напрочь забываем собственный опыт

Как реагировать на увлечения?

Трезво оценить степень их вредности и полезности, но в основном политика здесь – не мешать. Влиять на ситуацию имеет смысл лишь в том случае, если подросток чрезмерно увлекается своим хобби, когда ради него забрасывается даже учеба и общение со сверстниками, или же если увлечение настораживает вас своей странностью или асоциальным содержанием.

Топ модных увлечений!
1. На первом месте, по наиболее популярным увлечениям подростков, стоят компьютерные игры. Конечно, с появлением и развитием компьютеров во всем мире, компьютерные игры приобрели большую популярность, сохраняя лидерство вот уже более чем 15 лет. А с появлением интернета, компьютерные игры вышли на новый уровень.

2. Второе место по популярности среди увлечений у подростков занимает целая группа физических игр и тренировок. Это звучит немного абстрактно, но мы так и не смогли определить, что является наиболее популярным сегодня: футбол, паркур или баскетбол у мальчиков, и танцы, гимнастика или бег – у девочек.

3. Третьим увлечением у подростков являются свидания. Да-да, не удивляйтесь, что именно свидания заняли третье место. Сейчас, подростки как никогда раньше стали быстрее взрослеть, и начинать бегать друг за другом. Но помимо обычных свиданий, стали популярны и онлайн свидания, с использованием интернета. Такие свидания обычно проводятся после того, как подростки возвращаются из лагерей домой, в разные города.

Что перестало быть,модным, ?

Наряду с популярными увлечениями, некоторые подростковые увлечения потеряли свою актуальнось и стали носить более отпугивающий, нежели привлекающий характер:
«Умелые руки». Когда-то такие кружки и клубы были очень популярны, как и само увлечение. Но теперь, с развитием компьютером и интернета, подростки больше предпочитают заниматься творчеством в Сети.
Еще одним увлечением, утратившим популярность стали интеллектуальные игры. Если раньше, еще несколько лет назад приходилось каждый год набирать по несколько десятков команд, то сейчас ежегодно набирается еле-еле одна.

Видео YouTube

Разделяйте со своим ребёнком его подростковые интересы!

«Родители должны с самых ранних лет интересоваться увлечениями ребенка, не дожидаясь проблем, которые наступают в подростковом возрасте, - советует Анна Мухина, психолог, руководитель отдела карьерного консультирования центра „Гуманитарные технологии“. - Как правило, трудности возникают, если родители очень поздно начинают понимать, что ребенок - личность со своими интересами и идеалами, отличными от их собственных».

Решить эту проблему или по крайней мере сгладить конфликт поможет совместный досуг. Чем больше времени вы проводите с ребенком, тем лучше узнаете его интересы и увлечения, а значит, и подростковый возраст проходит легче, и проблемы интересов не возникает. Родители в таком случае сохраняют свой авторитет. «Если вы хотите действительно понять своего ребенка, не пожалейте времени на то, чтобы вникнуть в его хобби. Если нужно, прочитайте „Гарри Поттера“ и посмотрите „Властелина Колец“, чтобы иметь хотя бы минимальное представление об увлечениях подростка, - рекомендует Анна Мухина. - Кстати, родителям не нужно замыкаться только на своих детях, не помешает расширять кругозор и интересоваться новыми веяниями и молодежными суб-культурами».


Не стоит забывать и о том, что подростковый возраст - это время личностной эмансипации. Зачастую в такой период ребенку просто необходимо отстаивать свою правоту и чувствовать причастность к той или иной протестной культуре. Психологи часто сравнивают эти проблемы переходного возраста с детскими болезнями типа кори или свинки. Этим должен переболеть каждый, чтобы избежать осложнений в будущем.

«Если у родителя возникает интерес к увлечению ребенка, почему бы не последовать этому интересу? Важно помнить про то, что подросток очень чувствителен к честности, - рассказывает Елена Милованова, психолог Центра поддержки растущего поколения „Перекресток“. - Если вы искренне обсуждаете с ним его увлечения, интересуетесь тем, что с ним происходит, увлеченно спрашиваете его мнение и уважительно к нему относитесь - это шаг к тому, чтобы поддерживать доверительные отношения с подростком».

Человек в любом возрасте может иметь хобби и получать от него удовольствие. Любые интересные занятия для подростков и взрослых людей считаются полезным времяпрепровождением, если только не связано с вредом для здоровья или для окружающих. Польза хобби в том, что это один из способов самореализации наряду с карьерой. На работе мы не всегда можем реализовать полностью свои желания, т. к. часто занимаемся не тем, чем хотим, а тем, что позволяет добывать средства к существованию в желаемых объемах. Именно хобби дает возможность не ставить крест на по-настоящему любимом деле, а также нивелировать стресс и усталость от не столь желанных, но необходимых в жизни занятий.

«Самая хорошая работа – это высокооплачиваемое хобби»Генри Форд

Если для взрослого человека хобби является делом однозначно второстепенным, которого может и не быть вовсе, то хобби для мальчика 13 лет будет восприниматься им гораздо серьезнее. Дело в том, что подросток находится в активном поиске себя, у него формируются интересы, раскрываются способности и предрасположенности. Он готовится сделать выбор, определить свою идентичность: кто я, чем я занимаюсь. На такой благодатной почве могут возникать ложные ценности, ребенок может предпочесть опасное направление или с головой уходить в первое попавшееся занятие, иногда в ущерб учебе и другим важным делам, может переоценивать свои способности или с презрением относиться к ценным и перспективным направлениям развития. Все это типичные симптомы переходного периода, лучшее лекарство от них – время. Однако, уделив внимание процессу обретения хобби ребенком, родители могут многое сделать для его будущего.

Важно ли иметь хобби

Трудный период потому и называется трудным, что связан с рисками попадания подростка под дурное влияние. Психология ребенка в подростковом возрасте характерна резкой сменой авторитетов. Он уже не воспринимает родителей, как непогрешимый источник любых знаний, а все сказанное ими – как непреложную истину. Подросток оспаривает все, что узнал ранее, пробует все, что отвергал или чего боялся прежде. К чему приведут пробы – вот главный вопрос.

Меньше всего шансов получить негативный опыт у ребенка, который чем-то занят и находится в поле зрения взрослых, то есть имеет дополнительное занятие, помимо основной учебы. Это занятие должно быть добровольным, чтобы подросток не засматривался на слоняющихся без дела сверстников, а был поглощен процессом и получал от него удовольствие. Постарайтесь заинтересовать ребенка, предложив ему интересные хобби для подростков 14–15 лет.

Что дает подростку хобби:

  • выход энергии;
  • творческую самореализацию;
  • опыт и навыки (в зависимости от занятия, это может быть профессиональный навык, жизненный, социальный или эмоциональный опыт и т. д.);
  • возможность проводить свободное время с пользой;
  • общество сверстников, объединенных полезным увлечением.

Простые идеи для интересного хобби

Чтобы предложить лучшее хобби для подростка, от которого он точно не откажется, нужно определить интересное ему направление. Стоит оговориться, что такие «интересные направления», как компьютерные игры, интернет или модная субкультура, лучше отложить подальше: их можно перетерпеть, но точно не следует поощрять. Однако даже в играх и субкультурах можно найти отголоски интересов детей – просто присмотритесь к ним внимательнее. Например, эмо: основная их «фишка» – это работа с внешностью. Ребенок, активно создающий свой имидж, может оценить курсы дизайнеров или модельеров.

«Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга»Цицерон

Компьютерные игры ориентированы на вид деятельности (стрелялки, гонки, ролёвки, стратегии, квесты-бродилки и т. д.). Обычно ребенок выбирает игру, дающую то, чего недостает в жизни. Любитель стрелялок оценит спортивную стрельбу или страйкбол, «гонщику» понравится картинг, верховая езда или велоспорт, любитель ролёвок оценит сценическое искусство, например, актерские курсы ВГИКа или занятия в театральной школе «Бенефис» . Важно проявлять внимание к мелочам и не бояться предлагать хобби для подростков девочек и мальчиков.

Необычные хобби

Если вы из тех, чьи представления о хобби ограничиваются охотой, коллекционированием марок и вышиванием крестиком, приготовьтесь, вас ждет настоящий хит-парад неожиданностей. Эти три удивительных увлечения доказали всему миру, что хобби человека не ограничивается ничем, кроме пределов его собственной фантазии.

  1. Шар из краски. Все началось с того, что декоратор М. Кармайкл в 1977 году решил покрасить бейсбольный мяч. Сегодня число слоев краски приблизилось к 23000, а сам шар весит более 1.5 тонны. Несмотря на странность хобби, у него появилось множество подражателей во всем мире.
  2. Карточные дворцы. Б. МакЛейн всю жизнь занимается карточным строительством, уже в 5 лет он построил первый пятиэтажный дом. Главным его достижением стало строительство точной копии королевского высотного комплекса по заказу правительства Саудовской Аравии. На всю композицию ушло 4351 колода карт, длина комплекса 15,3 м, высота – 3,5 м, стоимость заказа – 1,5 миллиона долларов.
  3. Резьба по грифелю. Американский художник Д. Гетти прославился вырезанием миниатюрных фигур и композиций на грифеле простого карандаша. Самая сложная его работа – две части одного карандаша, связанные цепочкой, выполненной из цельного грифеля без склейки. Это настоящая цепь, отличающаяся от обычной железной цепи только размерами и материалом исполнения. Трудно поверить, что ее звенья никогда не разъединялись.

Самые популярные хобби в России и мире

Топы популярных хобби современных подростков мира и отдельных стран отличаются друг от друга незначительно. Более того, это почти всегда один и тот же список, в котором меняются лишь порядковые номера занятий. Это происходит из-за растяжимости понятия «хобби»: для одних это второе дело жизни, для других – просто вариант досуга. Так, многие люди относят к хобби чтение книг, прослушивание музыки, туризм, уход за комнатными растениями и прочее. Возникает неравноценность: один человек мастерски вырезает фигурки из карандашного грифеля, а второй – поливает столетник, но хобби есть у обоих. Так в список хобби и увлечений для подростков России и мира входят следующие наиболее популярные направления:

  • путешествия;
  • чтение;
  • танцы;
  • кулинария;
  • кройка, шитье, вязание и прочее рукоделие;
  • занятия спортом;
  • охота и рыбалка;
  • коллекционирование редкостей (от марок и монет до шедевров мировой живописи и старинного оружия);
  • выращивание растений и уход за домашними животными;
  • литературное творчество (стихи, рассказы, статьи для личного блога и т. д.).

Несмотря на то что перечисленные подростковые хобби весьма банальны и обобщены, каждое из них может стать основой для выделения гораздо более узкого направления.

Подростковый возраст – возраст психологического взросления. Именно в этот период внутренний мир ребенка претерпевает серьезные изменения. Ребенок ищет новых друзей, у него меняются интересы и увлечения. На данном этапе главная задача родителей заключается в том, чтобы правильно оценить полезность нового хобби подростка. Нередко именно в переходном возрасте дети попадают под влияние асоциальных личностей.

Поэтому родители должны постоянно держать руку «на пульсе» событий, знать: что волнует ребенка, чем он увлечен, с кем общается, какие новые интересы у него появились. Вот о хобби, которые могут заинтересовать ребенка в подростковом возрасте, мы и поговорим сегодня. Но для начала давайте определимся – хорошо ли иметь хобби?

Для подросткового возраста, по мнению психологов, характерна частая смена интересов. И это вполне закономерно, ведь ребенок экспериментируют, пытается «найти себя». Кто-то из известных педагогов сказал, что подростковый возраст без хобби все равно — что детство без игр. Иногда родителей пугает наличие слишком большого количества самых разных увлечений у ребенка. Но бояться этого не стоит, ведь подросток находится в поиске. Психологи считают, что любое хобби очень полезно для его всестороннего развития. Конечно, мы не имеем в виду опасные или криминальные увлечения. Хобби – это своего рода мост в большой мир. Наличие интересного занятия в возрасте 13-17 лет – это один из способов самовыражения.

Но что делать родителям, если их ребенка абсолютно ничего не интересует. Все попытки его увлечь и заинтересовать чем-либо – закончились полным провалам. Что предпринять? Главное, не опускать руки. Предложите несколько вариантов самых необычных хобби. Возможно, одно из нижеперечисленных увлечений не оставит вашего ребенка равнодушным.

Эбру

Эбру – древняя техника, позволяющая рисовать на воде. Оттиск с водной поверхности в один прием переносится на бумагу или ткань.

Необычная техника была привезена в Европу из Стамбула в XVI веке. Методик выполнения такого необычного рисунка есть несколько. Одной из самых распространенных считается Баттал эбру. Она самая простая. С ее помощью создать графический рисунок сможет даже новичок. На подготовленную поверхность воды разбрызгивается краска, затем рисунок переносится на ткань или лист бумаги. Уникальная техника эбру позволяет создавать не только абстрактные полотна, но и затейливые орнаменты.

Квиллинг

Рукоделие всегда считалось очень увлекательным занятием, способным заинтересовать не только подростков, но и всех членов семьи.

По мнению детских психологов, процесс бумагокручения (квилинга) очень полезен для подростков. Благодаря такому необычному хобби, ребенок сможет не только развивать свои творческие способности, но и тренировать память и внимание. Поделки, выполненные в технике квиллинг, отличаются необыкновенной красотой и необычностью.

В последние годы особой популярностью в нашей стране стали пользоваться поздравительные квиллинг-открытки. Это хобби не требует особых затрат. Наборы для бумагокручения можно приобрести в интернете.

Канзаши

Это хобби может заинтересовать девочек. Ведь канзаши это ничто иное, как заколка для волос. Но заколка необычная. В классическом варианте — это палочка сакуры или магнолии, украшенная на конце экзотическими цветами. Цветы изготавливаются из дорогой материи – шелка, органзы, атласа. Если раньше канзаши предполагало использование только натуральных материалов, то в двадцать первом веке палочки стали изготавливаться из пластика. Это хобби способно приносить неплохие доходы подростку, так как заколки канзаши пользуются огромным спросом у представительниц прекрасного пола.

Декупаж

В переводе с французского «декупаж» означает «вырезать». При помощи декупажа можно любую вещь превратить в самое настоящее произведение искусств. Эта очень древняя техника декорирования, ее применяли китайские крестьяне еще в XII веке.

Декупаж заключается в нанесении аппликаций на любую поверхность. Рисунок для декорирования вырезается из бумажных салфеток, журналов или со специальных карт. Затем он дорабатывается и ламинируется. Создается впечатление, что вещь украшена художественной росписью или инкрустацией.

Рисование песком

Песочная графика – уникальное хобби, позволяющее совершать интересные открытия и развиваться творчески. Вот уже более десяти лет это хобби занимает лидирующие позиции в списке увлечений известных людей. Песочная графика выполняется на подсвеченном стекле (специальном столике) посредством самых разных сыпучих материалов. Это может быть кварцевый песок, молотый кофе или обычный чистый речной песок.

Данное хобби развивает образное мышление, успокаивает и снимает психологическое напряжение, развивает моторику обеих рук, улучшает координацию движений. Во время рисования можно медитировать под специальную музыку.

Больших затрат это хобби не требует, достаточно прибрести специальный стол для рисования с подсветкой и песок. Конструкция стола довольно проста, поэтому его можно изготовить самостоятельно. Картины рисуются руками, поэтому приобретать кисти или карандаши не нужно.

Мыловарение

Полезное и довольно интересное хобби – изготовление мыла своими руками. Основу, отдушки, формы и красители для мыла ручной работы можно без проблем приобрести в многочисленных специализированных онлайн-магазинах. Это хобби в двадцать первом веке стало очень модным. Мыловарение увлекательное занятие, позволяющее почувствовать себя настоящим парфюмером. В интернете проводятся мастер-классы по изготовлению «мыльных» шедевров. Самодельное мыло в красивой упаковке – экзотический подарок для друзей и близких.

Карвинг

Искусство художественной резки пришло в Европу из Юго-Восточной Азии. Безусловно, для того чтобы создать красивый овощной или фруктовый букет требуется определенное мастерство. Но при желании научиться карвингу несложно. Для этого хобби не нужно иметь специальных инструментов. Большую часть фруктовых или овощных шедевров можно изготовить при помощи обычного ножа. Конечно, в продаже имеются и специальные инструменты для профессиональных мастеров. Для карвинга подходят практически все овощи и фрукты: тыква, картофель, огурцы, редис, яблоки, апельсины, дыни, лимоны и т.д.

Правополушарное рисование

По мнению психологов, правополушарное рисование является идеальным хобби для зажатых и неуверенных в себе подростков. Ученые считают, что левое полушарие нашего мозга отвечает за разум, логику, символы. Правое – за чувства, эмоции. Люди, как показывает практика, больше доверяют левому полушарию, тем самым, загоняя себя в определенные творческие рамки. Правополушарное рисование выводит на первый план интуицию и вдохновение. Подобному методу художественного самовыражения можно обучиться всего лишь за один день. Это хобби гарантирует хорошее настроение и эмоциональный подъем. Подростки приобретают уверенность в своих силах, они начинают воспринимать жизнь позитивно.

Амигуруми

Не стоит думать, что вязание игрушек крючком (амигурами) может заинтересовать лишь представительниц прекрасного пола . Ничего подобного. В Европе этим хобби увлечено довольно большое количество мужчин. Немного терпения, ловкости, усердия и забавная вязаная игрушка готова! Кстати, основоположниками этого искусства стали японцы. В переводе «амигурами» означает «завернутое, вязаное». В интернете можно найти мастер-классы, которые проводят опытные рукодельницы. Маленькие, яркие игрушки, связанные своими руками, станут прекрасным украшением сумочек, рюкзаков, мобильных устройств. По мнению психологов, это хобби позитивно сказывается на психике подростков.

Мехенди

Новое и очень необычное хобби «техника Мехенди» стремительно набирает популярность в нашей стране. Мехенди – нанесение временных татуировок с использованием хны. Эта индийская техника позволяет беспрепятственно совершенствоваться в искусстве рисования всевозможных орнаментов. Рисунок (временное тату) можно достаточно часто менять. Хобби – раскрывает творческий потенциал подростка, учит его терпению и усидчивости.

Скалолазание

Это активный отдых и прекрасное для подростков. Обучение скалолазанию должно проходить под руководством опытного инструктора. Тренировочные занятия по этому виду спорта проводятся в специально оборудованных залах – скалодромах. Как правило, в таких залах есть разные тренировочные стенды.

Катание на роллерсёрфе, сегвее

Это увлекательное хобби предполагает покупку двухколесного скейта. Скейт для девочек носит название роллерсёрф. Для представителей сильного пола прекрасно подойдет доска «рипстик». Эти модели выпускаются в любительском, полупрофессиональном и профессиональном вариантах. Есть детские модели. Катание на роллерсерфе заинтересуют подростков, обожающих скорость.

Сегвей – внешне напоминает колесницу и является самобалансирующимся электрическим средством передвижения. Это спортивное увлечение заинтересует всех любителей необычной езды.

Прыгание на джампере

Хобби для любителей острых ощущений. Джампер – приспособление, позволяющее совершать фантастические прыжки и самые разные акробатические трюки. Конечно, это увлечение требует постоянных тренировок и немалых финансовых средств. Чтобы стать умелым бокером, необходимо приобрести качественный и надежный джампер, шлем, специальные защитные накладки. Ведь без падений научиться сложным акробатическим трюкам – вряд ли удастся. Но, как показывает жизнь, любителей адреналина это не останавливает.

Скейтборд, лонгборд

Массу удовольствия доставит подросткам и катание на скейтборде и лонгборде. Скейтборд – роликовая доска, установленная на небольшие колеса. Чтобы научится кататься на доске и выполнять сложные трюки потребуются многочасовые тренировки. Освоение определенных техник катания требует от подростка хорошей физической подготовки.

Лонгборд – отличается от скейтборда своими качественными характеристиками. Это сравнительно новый вид спорта. Роликовая доска лонгборд позволяет достигать самые высокие скорости и выполнять более сложные акробатические трюки.

Роликовые лыжи

Это приспособление позволяет любителям лыжного спорта не бросать своих занятий даже летом. Чтобы кататься на роликовых лыжах, снег не нужен. Они изготавливаются из полиуретана или каучука.

Выбор модели зависит от условий катания. Лыжи оборудованы четырьмя колесами. Платформа отличается хорошей устойчивостью. Катание на роликовых лыжах является международным видом спорта. Этот снаряд используется в летнем биатлоне. В 2000 году прошел первый чемпионат мира по гонкам на роликовых лыжах.

Некоторые экстремальные занятия могут стать в какой-то степени полезными, но только в том случае, если соблюдается техника безопасности и за тренировками следит опытный наставник. Но часто подростки настолько самоуверенны, что откровенно играют со смертью. Какие бы причины ни толкнули ребят идти на риск, в лучшем случае, они попадают в больницу, в худшем – становятся инвалидами или погибают. Впрочем, поклонников адреналина это не останавливает. И они придумывают новые способы пощекотать себе нервы: спускаются под землю, забираются на крыши, прыгают с высоты и ездят на электричках.

Руфинг

Руфинг - прогулки по крышам.

Руферы - эдакие Карлсоны нашего времени, которых со страшной силой тянет на крыши. Вооружившись фотоаппаратом или обычным телефоном с камерой, руферы готовы сутками бродить по чердакам и крышам городских многоэтажек и снимать виды, открывающиеся с высоты. Здесь они якобы ищут красоту, покой и вдохновение. Но руфинг заслуженно относится к самым опасным развлечениям подростков. Во-первых, проникновение на крышу незаконно, а значит, в случае чего вам придется забирать чадо из отделения милиции. Во-вторых, даже самые мирные развлечения на высоте пятиэтажного (и более) дома безобидными не назовешь. Соскользнула нога, споткнулся, испугался громкого звука и неудачно отшатнулся в сторону... Лучше не рисковать и заранее обсудить с подростком опасное хобби .

Альтернатива: полет на параплане, на воздушном шаре или на самолете с опытным инструктором.

Скайуокинг

Скайуокинг - покорение самых высоких точек в городе без специального снаряжения.

Скайуокеры, как и руферы, любят высоту. Даже само название этого увлечения дословно переводится как «хождение по небу». Скайуокеры забираются на самые высокие объекты: крыши небоскребов, башни, мосты. Это им нужно для того, чтобы сделать крутые фотографии и насладиться ощущением свободы и полета. Именно это чувство - ну и, конечно, желание поразить сверстников - заставляет отчаянных молодых людей подниматься на высоту нескольких сотен метров без страховки и снаряжения. Стоит ли говорить, как опасны такие подъемы и какому риску подвергают себя тинейджеры?

Альтернатива: полет на воздушном шаре, скалолазание , прыжок с парашютом с инструктором

Диггерство

Диггерство - спуск и изучение подземных коммуникаций (шахты метро, бомбоубежища и так далее)

Кто-то считает диггеров современными археологами и искателями сокровищ. Однако, к сожалению, в большинстве своем современные подростки лезут в подземелья не из любви к истории и археологии. Ребятам не хватает адреналина, да и перед товарищами хочется «понтануться». Подземки, бомбоубежища и шахты манят безрассудных тинейджеров, как магнит. Это же настоящий триллер с эффектом присутствия! А недавно диггерство и вовсе вышло на новый уровень: сейчас можно заказать экскурсию по городским подземельям. Опытный диггер проводит любителей острых ощущений по относительно безопасным путям, чтобы почувствовать всю мрачную прелесть подземелий. Но даже с ним никто не застрахован от обрушений, да и доверять таким экскурсоводам не всегда можно – в таких местах очень легко заблудиться. Однажды подобная «прогулка» чуть не закончилась трагедией: проводники бросили своих клиентов в подземельях и скрылись.

Альтернатива: изучение истории, поездка в археологический лагерь.

Сталкерство

Сталкерство - посещение и изучение заброшенных мест.

Недалеко от диггеров ушли так называемые сталкеры. Им также близка «романтика» заброшенных мест, но, в отличие от диггеров, они посещают еще и наземные локации: недостроенные здания, глухие деревни, неработающие заводы.

Вдохновленные компьютерной игрой (S.T.A.L.K.E.R) и жаждой приключений, подростки часто залезают туда, куда ходить не следовало бы. Военные склады, закрытые объекты, промышленные предприятия… Человек, попавший туда незаконно, становится правонарушителем. Некоторые особо безбашенные тинейджеры даже пробираются на территорию Чернобыльской зоны. Стоит ли говорить, как рискованно там находиться?

Однако опасностей у юных сталкеров хватает и в общедоступных местах - от ветхих конструкций, готовых рухнуть под самым незначительным весом, до бомжей и бродячих собак.

Альтернатива: туристические походы - пешие и на байдарках, изучение истории.

МИА «Россия сегодня»

Зацепинг

Зацепинг – проезд вне салона электрички или трамвая (на крыше, на подножке).

Вам наверняка доводилось видеть, как подростки едут на электричке, зацепившись за поручни и другие выступающие части поезда. Это зацеперы – безрассудные ребята, которые в силу разных причин предпочитают ездить снаружи, а не внутри.

Это экстремальное увлечение возникло в начале прошлого века, когда ездить вне салона поезда людей заставляла нужда: переполненные трамваи и поезда, а также высокие цены на билеты превращали обычных людей в зацеперов. Сейчас ситуация изменилась, однако подростки упорно испытывают судьбу, цепляясь за выступающие части электрички, забираясь на подножки и даже на крышу.

Основная опасность, которая подстерегает зацеперов, это, конечно, падение на рельсы под колеса движущегося составу. Соскользнут руки или ноги, оторвется поручень - и все может закончиться очень трагично. Ежегодно в России фиксируется несколько десятков таких несчастных случаев. Также беспечные подростки гибнут от удара током. В основном эта участь ожидает тех, кто любит ездить на крыше.

Альтернатива: любые кружок или секция , способные увлечь ребенка и охладить его тягу к опасным развлечениям.

Планкинг

Планкинг – это модный флешмоб, который прельщает своей доступностью. Его суть заключается в том, чтобы лечь в необычном месте лицом вниз и заснять это на фото или видео.

Лег лицом вниз, вытянул руки по швам, дал товарищу сфотографировать себя и выложил это в Интернет - поздравляем, ты планкер!

Родиной планкинга можно считать Англию, но в Россию он пришел из Австралии , где это увлечение пользуется огромной популярностью. Названий у планкинга множество: «паркур для ленивых», «притворись мертвым», «на животе».

Где только не лежат современные планкеры! На коленях у друзей, на скамейках и бордюрах, в торговых центрах и даже в полицейских участках! Но несмотря на абсурдность и комичность этого хобби, оно может привести к трагическим событиям. Ради эффектных кадров планкеры выбирают самые необычные и экстремальные места. По Сети гуляют фото с «планкой» на поручнях в метро, на выступающих элементах памятников и на рельсах.

Были случаи, когда экстремальщики, желая поразить зрителей, располагались на балконных ограждениях и на краю крыши. К сожалению, такое лихачество не всегда заканчивается благополучно.

Альтернатива:

Бейскламбинг и бейсджампинг

Бейскламбинг – подъем на большую высоту без страховки.

Бейсджампинг – прыжки с высоты в несколько сотен метров со специальным парашютом.

Думаете, никто не станет рисковать жизнью без крайней нужды? Бейскламберы опровергают это утверждение. Их хобби - лазать без страховки по отвесным стенам и мостам. Не менее экстремальное развлечение придумали себе бейсджамперы - они прыгают со специальным парашютом с отвесных скал и других возвышенностей.

Основное отличие бейсджампинга от парашютного спорта - в высоте, с которой совершается прыжок. У бейсджампера остается гораздо меньше времени на раскрытие парашюта и группировку тела в полете, поэтому риск совершить ошибку, запутаться в стропах или не успеть раскрыть парашют более велик.

Хуже всего, что бейсджампинг в России распространен лишь на обывательском уровне - специализированных школ почти нет. Основные правила передаются из уст в уста, а значит, весь успех бейс-прыжка зависит не только от способности «ученика», но и от того, повезет ли ему с «учителем».

Альтернатива: полет на параплане, прыжок с парашютом под руководством опытного инструктора.

Паркур

Паркур – «рациональное» перемещение и преодоление попадающихся на пути препятствий (стен, лестниц и так далее). Сочетает в себе множество довольно сложных и опасных трюков: кувырки, прыжки с опорой на руки.

Прародитель акрострита - знаменитый паркур - является одним из самых популярных хобби современной молодежи. Но, несмотря на множество опасных элементов и трюков, которые предполагает паркур, назвать это увлечение абсолютно вредным нельзя.

Так же как любители акрострита, трейсеры (люди, занимающиеся паркуром) много времени проводят в спортивных залах и на тренировочных площадках, развивая выносливость и оттачивая ловкость. Со временем они становятся гораздо крепче и спортивнее своих сверстников, отдающих предпочтение безопасным увлечениям вроде компьютерных игр и уличных тусовок. Однако родительское волнение за ребенка-трейсера вполне оправданно.

Паркур - травматичный и опасный вид спорта, особенно если подросток экспериментирует в одиночку или с друзьями-дилетантами. Невозможно встретить паркурщика, у которого не было бы ни одного перелома или растяжения. Наиболее частые травмы : перелом пальцев и запястий, разрыв сухожилий, повреждение голеней, пяток и ключиц.

К счастью, смертельных случаев среди трейсеров мало, и в основном они связаны с чрезмерными амбициями подростков. Тинейджеры хотят «все и сразу» и, насмотревшись видео с трюками профессионалов, спешат повторить их без предварительной подготовки. Эта проблема решаема: сейчас функционирует множество школ, где опытные тренеры обучают подростков паркуру - правильному и относительно безопасному.

Альтернатива: танцы, легкая атлетика, спортивная гимнастика.

«Собачий кайф»

«Собачий кайф» - намеренное перекрытие доступа кислорода к мозгу для получения «кайфа».

Назвать «собачий кайф» хобби или увлечением даже язык не поворачивается, но, к сожалению, у этого явно суицидального поведения есть последователи. Многим подросткам пристрастие к этому дикому развлечению стоило жизни, а кого-то подтолкнуло к поиску более сильных и смертоносных источников «опьянения». Хуже всего, что эта зараза распространяется не только среди старшеклассников, но и в средней и даже в начальной школе! Игра на грани жизни и смерти распространена как в интернатах, так и во вполне благополучных школах. Дети делают это в компаниях и поодиночке. Средний возраст - от 12 до 19 лет.

Идея проста: сначала подросток повышает давление частым (собачьим - отсюда и название) дыханием, после чего «придушивает» себя веревкой сам или это делают его товарищи. Затем веревка убирается - и от прилива крови к мозгу подросток испытывает чувство легкости и эйфории.

Понять, что ребенок подсел на «собачий кайф», можно по поведению и внешним изменениям. Следы на шее, красные белки глаз, необычные поступки, жалобы на головные боли - все это может стать сигналом беды. А уж если в личных вещах ребенка вдруг попадаются такие странные предметы, как веревки, шейные платки, собачьи поводки – то стоит бить тревогу!

Альтернатива: объяснить, что удовольствие можно и нужно получать безопасными и законными способами, и увлечь ребенка интересным и полезным хобби (танцы, спорт, рисование и так далее).

Успех воспитательной работы с подростками, как известно, во многом зависит от умения правильно направить их интересы. В чем же своеобразие интересов в подростковом возрасте?

В процессе изучения основ наук расширяется кругозор подростка, область его интересов становится значительно более широкой по сравнению с интересами младшего школьника. Интересы младшего школьника в основном вращаются вокруг узко конкретного содержания его жизни, связаны по преимуществу с его деятельностью в школе и дома. С расширением круга знаний, обогащением жизненного опыта у подростков появляются новые, самые разнообразные интересы, развиваются и углубляются, в частности, познавательные, общественно-политические интересы и устремления.

Интересы подростка отличаются большей устойчивостью по сравнению с интересами детей младшего школьного возраста. Часто приходится наблюдать, как какой-нибудь интерес сохраняется у школьника в течение всего- подросткового возраста, углубляясь и Обогащаясь содержанием, и впоследствии сохраняется на всю жизнь. Наряду с этим для подростка характерна большая любознательность в соединении с активностью, которые часто приводят к неустойчивости и разбросанности интересов, периодически сменяющимся стремлением заниматься то одним, то другим или многими делами одновременно. Семиклассник Гера В. упорно старается записаться одновременно в кружки «Умелые руки», драматический, филателистический, в волейбольную и туристическую спортивные секции. Кроме этого, он состоит членом авиамодельного кружка при Доме пионеров. Его одноклассник Петя Ю. не отличается такой разбросанностью-он состоит членом всего одного кружка, но зато область его интересов очень часто меняется: в течение года он последовательно «менял» кружки: географический, художественного слова, волейбольный, пока, наконец, не остановился (надолго ли?) на шахматном. Об одном из таких подростков остроумно писала школьная газета:
То амебы, то Алехин, То поэзия, то спорт. Больше сотни увлечений За один лишь только год!

И наличие одновременно многих интересов, и частая смена их в равной степени нежелательны. Хотя это и диктуется часто свойственным подростку жадным стремлением познать больше, но приводит обычно лишь к удовлетворению поверхностного любопытства. Поэтому правильно поступают те учителя и родители, которые сдерживают такую «любознательность». В частности, во многих школах ученикам запрещается состоять более чем в двух кружках, а также часто переходить из кружка в кружок без уважительных причин. Школа и семья должны всемерно содействовать развитию стойких интересов. При многообразии интересов (что в разумных пределах не только допустимо, но и необходимо) надо особо выделять и воспитывать основной, жизненный, «стержневой» интерес.

Интересы в подростковом возрасте часто приобретают форму увлечений, причем таких, которые буквально захватывают подростков в ущерб всем прочим занятиям. Если шахматы - то десятки партий в день, если чтение - то бессонные ночи за книгами, если уж увлечение техникой - то до самозабвения. Таков семиклассник Алексей Р. Читая интересную книгу, он затыкает уши и весь отдается чтению. Его зовут обедать - он не идет и отвечает резкостью. Из-за увлечения чтением он нередко опаздывает в школу. У него отнимают книгу - не помогает. Зачастую он засиживается за чтением книги до поздней ночи, и его не могут уложить спать. Таким же было его увлечение фотографией. Учение было заброшено, целые дни он снимал, проявлял, печатал. Увлекается он и футболом, убегает на стадион с уроков и готов сидеть там целыми днями. Конечно, с подобной формой проявления интересов мириться не следует.

Интересы в этом возрасте становятся более осознанными. Подросток часто сознательно направляет и поддерживает их. В этой связи возникают и опосредствованные интересы (чтореДко встречается в младшем школьном возрасте) - подросток может с увлечением заниматься тем, что еще недавно казалось ему неинтересным и скучным, если это имеет отношение к объекту его интереса. Например, интересуется он моделированием кораблей или самолетов, а для этого нужно иметь представление о теории устойчивости корабля, аэродинамической теории, для чего, в свою очередь, надо хорошо знать математику и физику и уметь производить довольно сложные вычисления. Вот и заинтересовался подросток математикой, которую еще вчера «терпеть не мог».

Наконец, интересы подростка отличаются большей активностью, действенностью, чем интересы младшего школьника. Подросток не просто чем-то интересуется, к чему-то неравнодушен; он стремится удовлетворить свои интересы в деятельности. Не просто интересоваться техникой, а сооружать модели, приборы, конструировать, не просто интересоваться, агротехникой, а работать на опытном участке, выращивать растения, не просто быть футбольным «болельщиком», а самому играть в футбол.

Остановимся более подробно на некоторых видах интересов подростка.

Важнейшее значение имеют познавательные интересы подростка, направленные на познание явлений природы и общественной жизни. Они развиваются в процессе изучения основ наук.

В отличие от учебных интересов младшего школьника познавательные интересы подростка начинают определяться уже самим содержанием знаний, а не только различными привходящими моментами (как-то: внешняя занимательность, способ обучения и т. д.). Интересы, сформировавшиеся в процессе обучения, становятся важнейшими мотивами приобретения новых знаний. В подростковом возрасте познавательные интересы выходят за рамки школьных программ. Подростки начинают читать и изучать научно-популярную литературу, посещать популярные лекции, принимают активное участие в различных кружках, в туристических походах. Познавательными интересами, как правило, определяется и распространенное в подростковом возрасте стремление к коллекционированию растений, насекомых, геологических пород, почтовых марок, старых монет. Коллекционирование следует поощрять, давая ему правильное направление, чтобы оно не выродилось в простое «собирательство», в бесполезное накопление тех или иных экспонатов.

Не следует резко и бестактно пресекать естественный интерес подростков к сбору предметов, даже когда он и приобретает нежелательные формы.

В одной из школ к учителю физики стали обращаться шестиклассники с просьбой пояснить назначение различных частей машин, станков, оборудования, которые они, оказывается, специально собирали. Учитель вместо того, чтобы удовлетворить их любознательность, запретил подросткам собирать «хлам» и приставать к нему с несерьезными вопросами. В другой школе учитель истории высмеял подростков, которые сообщили ему, что собирают в окрестностях Москвы «археологические находки».

Совсем иначе поступил учитель истории другой школы. Узнав, что шестиклассники собирают марки, но делают это без всякой цели и системы, он познакомил школьников с задачами и организацией филателистического дела, рассказал историю почтовой марки, показал, как"природа, история и экономика страны находят свое отражение на рисунках марок. Коллекционирование марок приняло в этой школе правильное направление и дало новый толчок развитию познавательных интересов: учащиеся стали особенно интересоваться географией, экономикой и историей различных стран, марками которых они располагали.

Одна из читательниц журнала «Семья и школа» рассказывала, как ей удалось превратить бесцельное стремление к сбору растений у своих детей-подростков в сознательное коллекционирование с познавательной целью. В этом помогла ей книга Н. Верзилина «По следам Робинзона». Эта книга вызвала большой интерес к наблюдению и коллекционированию растений еще и потому, что она умело ориентировала читателей-подростков на непосредственные наблюдения.

Обычный сорняк - мокрица приобрел в глазах подростков новое значение после чтения этой книги. Оказывается, это - «растительный барометр». По его цветам можно предсказать погоду. Если до девяти часов утра венчик цветка не поднимается и не раскрывается, то днем будет дождь. Учащиеся узнали,., что это растение можно употреблять в пищу в сыром виде как салат, варить из него щи.

По цветку одуванчика стали определять время. Корзиночки цветка в ясную погоду открываются в шесть часов утра, закрываются в три часа дня. Ребята стали собирать цветы мать-и-мачехи, зная, что это лекарственное растение, хорошо помогающее при кашле.

Познавательные интересы подростков весьма избирательны., Одни учебные предметы в связи с этим их очень интересуют, к другим они относятся равнодушно. На возникновение и развитие у подростка интереса к различным учебным предметам большое влияние оказывает личность учителя, а также способ и форма подачи им учебного материала. Известны факты, когда уважение к учителю переносится и на его предмет. Нам приходилось наблюдать очень яркий случай. В V-VII классах одной из школ преподавал очень хороший географ, остроумный и жизнерадостный человек. И он сам, и его предмет были очень популярны в школе. Географию все учащиеся считали самым интересным предметом.

В следующем учебном году географ не работал в этой школе. Пришла в школу новая учительница химии, большой мастер своего дела. К географии быстро охладели, но.химия стольже быстро стала любимым предметом семиклассников. На следующий год - снова перемены: сменилась учительница химии, по« явился новый учитель русского языка (этот предмет считался среди подростков «скучнейшим»). Учитель оказался не только превосходным знатоком своего предмета, но и отличался особенной любовью к нему. Любопытно было наблюдать, как быстро его предмет завоевал популярность, и с каким интересом подростки занимались грамматическим анализом предложений. А химия - та вновь стала в глазах школьников заурядным предметом. Все это было настолько ярко выражено, что учителя шутили: «Была «эпоха» географии, потом - химии, теперь настала «эпоха» русского языка!»

Большое значение в развитии интересов к учебным предметам имеют успехи, достижения или, наоборот, неудачи подростка в изучении предмета. Успехи, обычно связанные с радостными переживаниями, повышают интерес к предмету, неудачи (особенно частые неудачи) в значительной степени снижают интерес.

Нам рассказывали об одном подростке, который не интересовался иностранным языком, не любил его, как он говорил сам. Но положение резко изменилось, когда ему была дана возможность пережить несколько раз радость успеха. Учитель несколько раз добился хорошего выполнения задания этим подростком и очень серьезно, тепло, в присутствии класса отметил его успехи. Сейчас этот подросток кончает институт иностранных языков.

Значительно реже встречаются случаи, когда неуспех, неуда* ча вызывали бы интерес к соответствующему предмету. Если после ряда неудач подросток начинает усиленно заниматься предметом, то это чаще объясняется не возникновением интереса к нему, а самолюбием. Интерес же может возникнуть позже.

Исследования показали, что возникновению и развитию познавательных интересов у подростков способствуют такие учебные задания, которые требуют умственного напряжения, само^ стоятельного, активного размышления. Занимательное и развлекательное, а также легкое и Простое может, конечно, вызвать интерес, но интерес этот не будет носить подлинно познавательного характера. О вреде такого обучения, связанного с злоупотреблением внешней занимательностью, говорил еще К. Д. Ушинский.

В наибольшей степени познавательный интерес у подростков возникает тогда, когда изложение учителем материала построено в виде развернутого описания деятельности исследователя, прокладывающего новые пути в науке, открывающего новое, причем поиски нового связаны с борьбой, преодолением трудностей. Борьба за решение новых задач в науке для младшего подростка должна быть показана конкретно на доступных его пониманию фактах. Для подростка старшего возраста может иметь место более отвлеченное, более обобщенное описание. Таким способом удавалось возбудить познавательный интерес подростков к учению Павлова, Мичурина, Циолковского, к исследованиям Менделеева, Ломоносова, Миклухо-Маклая. Конеч-* но, большую роль играет и умение учителя убедительно показать значение того или иного научного открытия, его общественную ценность. (Исследование Н. Г. Морозовой.)

Важное значение имеет и такой характер сообщения подросткам новой темы, который пробуждал бы у детей интерес к знаниям. Например, учительница зоологии ленинградской школы № 217 Э. Д. Ягудина перед началом изучения в VII классе темы «Происхождение птиц» вывешивает таблицу с изображением ящерицы и орла и предлагает учащимся установить черты сходства этих, казалось бы, совершенно различных по внешнему виду животных. После того как учащиеся с ее помощью найдут сходные черты (размножение с помощью яйца, отсутствие желез на теле, что вызывает его сухость, наличие рогового покрова в чешуйках ящерицы и на клюве, когтях и перьях орла), учительница говорит: «Это сходство ие может быть случайным, оно говорит о родстве птиц и пресмыкающихся. Очевидно, от пресмыкающихся и произошли птицы. О происхождении птиц и пойдет речь на этом уроке». Такой прием введения в новую тему вызывает у подростков интерес, желание узнать то, что еще неизвестно. Известны и другие средства, стимулирукидие развитие познавательного интереса, такие, как введение элемента новизны, опора на прошлый опыт подростков, вовлечение их в творческую работу на уроке, а также экскурсии, лабораторные работы и так далее.

Значительно развиваются в подростковом возрасте читательские интересы. Содержательная сторона читательских интересов подростка определяется в какой-то мере, его возрастными особенностями. В книгах особенно интересует подростка яркий, занимательный сюжет, напряженное, динамически развертывающееся действие. Он предпочитает книги, где описывается деятельность отважных героев, людей сильной воли, мужественных в борьбе с трудностями, книги, где много действия, борьбы, приключений. Это характеризует не только мальчика-подростка (как это принято думать), но и девочку, но, конечно, первых в несколько большей степени. «Молодая гвардия» Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Полевого, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Чапаев» Фурманова, «Два капитана» Каверина- это любимые книги не только юношей и девушек, ной старших подростков. Советский подросток любит также читать книги о жизни и подвигах своих сверстников. Книги: «Судьба барабанщика» и «Тимур и его команда» Гайдара, «Дорогие мои мальчишки» Кассиля, «Улица младшего сына» Кассиля и Поляновского, «Четвертая высота» Ильиной, «Сын полка» Катаева, «С тобой товарищи» Прилежаевой очень популярны среди подростков. Особое место среди таких книг занимают «Повесть о сыне» Е. Кошевой и «Повесть о Зое и Шуре» Л. Т. Космодемьянской.

Наряду с этим подросток любит книги с научно-фантастическим и приключенческим сюжетом, книги о путешествиях, где его привлекает смелое предвидение грядущих успехов науки и техники, необычные приключения, загадочные происшествия. Такие романы Жюля Верна, как «Дети капитана Гранта», «80 ООО километров под водой», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан», некоторые рассказы и романы Джека Лондона, Г. Уэллса, Конан-Дойля, Дюма, Майи Рида, а также книги о путешествиях Пржевальского, Миклухо-Маклая, Ли-вингстона, Ф. Нансена, Т. Хейердала, научно-фантастические романы Обручева, Беляева интересовали и будут интересовать целые поколения подростков. Наконец, подростка привлекают книги о жизни исторических личностей - Петра I, Суворова, Кутузова. Повышается в подростковом возрасте и интерес к научно-популярной литературе.

О большой силе эмоционального воздействия литературных произведений могут свидетельствовать некоторые высказывания подростков.
«Прочитал «Повесть о настоящем человеке». Досадно, что книга кончилась! Я стал как бы старше после прочтения этой книги, начал внимательно присматриваться к людям, к окружающей жизни». (Ученик VI класса В. А.)
«Книгу о Зое и Шуре Космодемьянских я почти выучил наизусть. Какие это были люди!» (Ученик VII класса Н. П.)

«У меня головы не выходит образ капитана Гаттераса из одноименного романа Жюля Верна. Какая удивительная целеустремленность! Человек идет к цели и весь наполнен только ею». (Ученица VII класса Р. И.)

«Даже слезы выступили на глазах, когда прочитал о гибели Д"Артаньяна». (Ученик VII класса П. С.)

Интерес подростка к острой, занимательной фабуле, напряженному действию с неожиданными поворотами событий приводит иногда к нездоровому увлечению малохудожественной литературой.

Свойственное большинству подростков нетерпеливое стремление следовать за развитием сюжета часто приводит к весьма характерному для них способу чтения - всецело поглощенный динамическим развитием сюжета, борьбой, действиями героя или героини, подросток пропускает, как досадные помехи, замедляющие действие, описания природы, действующих лиц, различного рода рассуждения, историко-географические сведения и т. д. Он желает скорее узнать, «чем кончится дело», и все эти описания и рассуждения воспринимаются подростком как нечто «скучное» и «неинтересное».

Мы специально наблюдали, как подростки читают такие разнохарактерные произведения, как «Тарас Бульба» Гоголя, «Дети капитана Гранта» Жюля Верна, «Белеет парус одинокий» Катаева. В большинстве случаев оказывалось, что они напряженно следили за основной сюжетной схемой произведения, судьбой геров (и хорошо, во всех деталях запоминали это). Как правило, бегло просматривались (или даже совсем пропускались) и плохо запоминались художественные описания быта запорожских казаков («Тарас Бульба»), многие описания природы и геогра-« фических исследований («Дети капитана Гранта»), описания моря, шумного города («Белеет парус одинокий»).

Читательские интересы подростков не должны выпадать из поля зрения воспитателя. Воспитатель, во-первых, должен заботиться о правильном подборе литературы для подростков, о воспитании у них вкуса в этом отношении, о создании хорошо подобранной домашней библиотечки ученика, учитывая прежде всего идейную и художественную стороны произведения, а также доступность его подростковому возрасту. Дело в том. что подросток еще не подготовлен к восприятию и пониманию ряда серьезных произведений классиков художественной литературы. К таким произведениям, всю глубину содержания которых трудно самостоятельно осмыслить учащимся VI-VIII классов, относятся «Война и мир» Л. Толстого (не говоря уж об «&нне Карениной» и «Воскресении»), «Гроза» А. Островского, «Отцы и дети» Тургенева, многие произведения Горького. Учитель должен помогать даже пятнадцатилетним мальчикам и девочкам понять такие классические произведения, как «Евгений Онегин», «Горе от ума» или «Герой нашего времени». Преждевременное чтение вредно еще и тем, что может создать у подростка предубеждение против тех или иных не понятых им высокоценных произведений. К сожалению, иногда учителя (и чаще родители) не учитывают в должной мере этих соображений и даже поощряют слишком раннее знакомство с классиками.

На страницах журнала «Семья и школа» О. Левина описала такую сценку:
В библиотеку приходит мать.
- Скажите, у вас есть «Хождение по мукам» А. Толстого и «Тысяча и одна ночь»? Мой сын нигде не может достать этих книг.
- А;сколько лет Вашему сыну?
- Четырнадцать. Он учится в шестом классе.
- Не считаете ли вы, что ему еще рано читать эти книги?
- Нет, что" вы! Мой мальчик читает все. Он даже «Угрюм-реку» Шишкова читал.
- А вы сами-то читали «Угрюм-реку»?
- Нет, не читала.

Учитель, родители должны рекомендовать подростку полезные, доступные его возрасту книги (но чтобы эта рекомендация не носила характера «навязывания»), в частности книги, соответствующие основному интересу подростка, с целью его углубления. Тактично и осторожно следует показать бесполезность или даже вредность той или иной книги, ее слабые художественные достоинства, примитивный сюжет. Реже над% прибегать к прямым запретам (запрещение часто приводит к обратному результату- возникает и усиливается интерес к такой книге).

Если интерес к чтению приобретает форму страсти (подросток бессистемно читает одну книгу за другой), нужно сдерживать его от такого слишком «азартного» чтения. Прочитывая чрезмерно большое количество книг, подросток не успевает обдумывать их содержание, приучается к поверхностному чтению.

Важно следить, чтобы чтение подростка не превращалось в торопливое поверхностное «скольжение» по страницам в погоне за внешней занимательностью. Надо обращать его внимание на художественную ценность описаний природы, быта, портретов людей, на высказываемые автором мысли. Нужно чаще вовлекать подростка в беседы по поводу прочитанных им книг, обмениваться с ним мнениями, помогая правильно понять и оценить идею произведения, те или иные его стороны.

То, что говорилось по поводу читательских интересов подростка, целиком относится и к весьма распространенному в этом возрасте интересу к кинофильмам. Кино, будучи очень серьезным фактором воспитания, может принести большой вред, если подросток смотрит кинокартины в неограниченном количестве и без контроля со стороны воспитателей за соответствием их содержания возрастным возможностям школьника. Сила воздействия на подростка кинокартины вследствие большей яркости, наглядности в ряде случаев превосходит силу воздействия литературы. Нездоровые увлечения низкопробной кинопродукцией (в свое время это был пресловутый «Тарзан», теперь - «Парижские тайны», «Железная маска») или фильмами для взрослых приобретают в подростковом возрасте иногда характер своеобразной «эпидемии». Многие из подростков смотрят такие фильмы по нескольку раз. Например, мы знали подростков, которые смотрели «Парижские тайны» по 6-8 раз! Подобные фильмы, как неоднократно отмечалось, вызвали среди подростков волну нездорового подражания. «Мне нравится, когда в кино показывают смелых и находчивых героев. Мне нравятся драки и приключения, как в «Мушкетерах»,- говорит пятиклассник.

Наряду с этим в старшем подростковом возрасте появляются и более серьезные киноинтересы:. «Больше всего люблю фильмы, которые заставляют думать о жизни, размышлять»; «Люблю фильмы о наших сверстниках. Но хороших таких картин мало. У нас в классе большинство ребят гораздо умнее и интереснее, чем герои в кино»,-говорят восьмиклассники («Материалы лаборатории психологии воспитания Института психологии АПН РСФСР»).

Родителям и учителям необходимо регламентировать посещение кинотеатров школьниками. Кино не должно поглощать много внимания, отвлекать ученика от его основных обязанностей. Д. С. Макаренко считал, что наиболее разумная норма посещений кинотеатров школьниками не более 2-3 раз в месяц. По данным же обследования, проведенного лабораторией психологии воспитания Института психологии АПН РСФСР, оказалось, что городские подростки в среднем смотрят по 2-3 фильма в неделю.

При частом посещении киио и неразумном подборе кинофильмов у школьников вырабатывается дурная привычка поверхностно воспринимать содержание фильма, бездумно «глазеть», по выражению А. С. Макаренко, на экран. Это предупреждается строгим регулированием количества посещений, тщательным подбором фильмов (в соответствии с возрастом школьников), а также организацией обсуждений, обмена мнениями, предварительных и последующих бесед и т. д.

Необходимо упомянуть и об общественно-политических интересах, которые в подростковом возрасте достигают заметного развития, хотя в основном характеризуют более старший возраст. Развитие общественно-политических интересов связано не только с повышением общего кругозора подростка, но прежде всего с более активным участием его в общественно-политической жизни. Подросток начинает активно интересоваться событиями общественной жизни, внешней и внутренней политикой, международным положением, борьбой трудового народа за мир во всем мире.

Подросток обычно с интересом читает газеты, в первую очередь «Пионерскую правду». Старшие подростки читают «Комсомольскую правду», а также некоторые другие газеты, хотя язык газет (кроме детских и для молодежи) понятен и доступен не всем подросткам. Они обычно с большим интересом участвуют в политинформациях, любят высказывать свои собственные суждения по общественно-политическим вопросам (и далеко не всегда эти суждения являются примитивными или наивными), знают имена многих политических деятелей, дела и подвиги борцов ЗА мир.

Весьма характерным для подростка, преимущественно мальчиков, является резко возрастающий интерес к технике. Здесь половые различия выражены довольно часто. Разумеется, технические интересы свойственны и девочкам-подросткам (и в немалой степени), но в основном они все-таки характеризуют подростка-мальчика.

Развитие интересов к технике связано с быстрым ростом производства, научным прогрессом, огромным значением техники, в жизни нашей страны, широкой популярностью людей - творцов техники. Подросток довольно глубоко для своего возраста интересуется новейшими достижениями технической мысли в нашей стране: развитием радиолокации, телевидения, замечательными воздушными кораблями, ракетной техникой. Надо было видеть необычайно увлеченных подростков, которые толпились на Выставке достижений народного хозяйства в Москве в те дни, когда там были экспонированы макеты космических кораблей, с каким жаром обменивались они впечатлениями, обнаруживая недюжинные познания!

Подростки любят читать такие журналы, как «Знание - сила», «Техника - молодежи» (рассчитанные на читателей более старшего возраста), посещают научно-популярные лекции и доклады, подбирают собственные библиотечки по техническим вопросам.

Интерес к технике отличается ярко выраженной действенностью. Подростки охотно занимаются в кружках авиамодельных, электротехнических, радио, стремятся строить довольно сложные механизмы и действующие модели машин, участвуют в работах по радиофикации школы, по оснащению физического кабинета.

Очень часто интерес к технике возникает и развивается в процессе игр, связанных с решением технических задач: соору-. жением плотин, шлюзов, ветродвигателей, мостиков, плотов, пещер и т. д. Такие игры увлекают младших подростков и очень полезны для развития технической мысли.
Гидролог Г. Д. Савостии рассказывает о том, как у него впервые возник интерес к его будущей специальности, к технике.

«Началось это все, на первый взгляд, с пустяка. Любимым занятием младших подростков было,- рассказывает Герман Данилович, - возиться в ручьях. В деревне, где я рос, за нашим домом была канава, в которой и проходили наши игры. Мы любили делать запруды и в образовавшемся водоеме пускать наш «флот». Здесь я впервые познакомился со шлюзованием: наша шумная игра привлекла соседа, он учился в Москве и приехал в деревню на каникулы. Он заинтересовался нашей игрой и дал совет сделать отвод от нашего главного «водохранилища» и на нем установить щиты, которые можно поднимать. Мы так и сделали. Образовалась водяная мельница. Мы усовершенствовали ее, обложив кирпичами и камнями. Здесь же установили маленькое водяное колесо, которре-вращалось, вызывая наш восторг. Затем перекрыли маленький ручей и там поставили большие колеса. Вот с этих игр и возник у меня устойчивый интерес к гидросооружениям. Кажется пустяк, а определил мой жизненный путь».

Такие игры полезны тем, что ставят подростка перед определенной технической задачей, определенным вопросом, заставляют его думать и искать ответ.

Ошибку делают те учителя и родители, которые на все вопросы дают ответы сами. Следует не столько отвечать на вопрос подростка, сколько указывать источник, где можно найти ответ. Не следует забывать и о том, что поставленный вопрос может остаться без ответа, следовательно, необходимо через некоторое время проверить, как искал подросток ответ, нашел ли он его, правильно ли ответил.

Интерес к технике относится к числу таких, которые нужно всемерно развивать, создавая для этого благоприятные условия. Широкая сеть хорошо оборудованных и обеспеченных квалифицированными руководителями кружков, детских технических станций, организация экскурсий на предприятия, выставки, популяризация соответствующих книг, встречи со специалистами- все это содействует указанной цели. Разумеется, и дома следует помочь подростку найти удовлетворение своим желаниям и стремлениям, он должен, по возможности, иметь свой уголок, инструменты и материалы для поделок. Не следует пренебрежительно относиться к познаниям и умениям подростка в области техники, к его «возне» со старыми часовыми и велосипедными механизмами, к его попыткам самостоятельно починить электрический утюг, электрическую плитку, провести электрический звонок.

Наконец, интерес к спорту также принадлежит к числу интересов, характерных для подростка. В этом возрасте большим уважением пользуется сила, ловкость, а следовательно, и спорт как средство приобретения этих качеств. Подросток любит спортивные игры (футбол, хоккей, волейбол), которые привлекают его яркими проявлениями силы, ловкости, находчивости, смелости. Он знает фамилии многих десятков спортсменов, составы команд, результаты многих спортивных встреч. Почти у каждого подростка есть свои любимые команды, успехи и неудачи которых он глубоко переживает. Интерес к спорту также носит действенный характер. Подростки охотно занимаются лыжным и конькобежным спортом, шахматами.

Увлечение спортом имеет и свои теневые стороны. Во-первых, оно часто так захватывает подростка, что отодвигаются на задний iyiaH все другие дела, а во-вторых, часто имеют место несистематические занятия спортом с нарушением режима, что вредно отражается на здоровье. В своем стремлении скорее приобрести силу, выносливость и ловкость подростки иногда увлекаются спортом до такой степени, что это начинает приносить им вред: поднимают тяжести, занимаются утомительным бегом, продолжительным плаванием и тому подобным.

В одной из школ старшие подростки увлекались «соревнованиями» по поднятию пудовой гири. Поднять такую гирю над головой одной рукой считалось у них «сдать экзамен на аттестат силача». Некоторые поднимали такую гирю до изнеможения. И это делалось в таком возрасте, когда заметно сказывается возрастная сердечная недостаточность.

Такой же характер носит часто и игра в футбол, продолжающаяся часами. В другой школе массовое увлечение футболом приняло столь пагубные формы, что пришлось специально пригласить для беседы заслуженного мастера спорта (личность для юных футболистов сверхавторитетная!), который убедил (не без труда) подростков в том, что при игре в футбол важен режим, правильные тренировки, врачебный контроль.

Развивать у подростка интерес к спорту, конечно, необходимо. Но воспитатель должен, помнить указания А. С. Макаренко: этот интерес, во-первых, не должен превращаться в пассивный интерес созерцателя-«болельщика», а В0_-втогшх, не должен становиться основным и даже единственным содержанием жизни подростка, В подростковом (обычно старшем) возрасте начинают складываться профессиональные интересы. Это связано не только с тем, что старший подросток, по мере того как он приближается к возрасту жизненно-трудового самоопределения, начинает задумываться о своем будущем, но и с тем конкретным фактом, что после окончания VIII класса многие учащиеся идут непосредственно в сферу материального производства или поступают в техникумы, специальные училища и на курсы. Если интересы младших подростков обычно еще не связываются в их сознании с выбором профессии, то у старших подростков на основе научных, технических и прочих интересов часто уже формируются профессиональные интересы. Если младший подросток интересуется собственно техникой, то старший подросток уже начинает интересоваться профессией инженера и техника.

Приведем несколько высказываний 15-летних подростков (материалы Н. И. Крылова), из которых видно, что, говоря о своих интересах, старшие подростки часто связывают с этим свои намерения в отношении будущей профессии, причем намерения эти приобретают нередко очень определенную форму- конкретного планирования своего будущего пути.

«Большую часть свободного времени я посвящаю радиотехнике. В дальнейшем я выберу профессию радиоинженера. После окончания VIII класса я поступаю на радиотехническое производство и иду в IX класс школы рабочей молодежи1, а потом поступлю в институт». По отзывам учителей, этот малЬчик очень интересуется радиотехникой, успешно занимается по физике и знания его гораздо шире и глубже программного материала, много читает радиотехнической литературы. «Я очень люблю работать на токарном станке, мастерить что-нибудь из металла. Я хочу получить профессию токаря-фрезеровщика». Школьник очень успешно работает в школьных мастерских, в свободное время помогает преподавателю готовить станки и инструменты к очередным занятиям. «Я хочу на будущее выбрать себе профессию педагога. Люблю возиться с малышами, заниматься с ними. В этом году летом я поеду работать вожатой в пионерский лагерь. После окончания VIII класса буду поступать в педагогическое училище, а если не примут - пойду туда после окончания X класса». «Я выбрал себе профессию механика. После окончания школы буду работать в нашем колхозе. Для меня самым интересным занятием является изучение машины. Я умею водить трактор и автомашину»,-рассказывают ученики.