Насильно сыт не будешь: почему нельзя заставлять ребенка есть через силу. Как уговорить ребенка поесть — советы мамам

ФОТО Pavel Kryukov СТИЛЬ Liliya Simonyan

Серьезно переживать или злиться из-за зелени я не могу - в детстве я сама не была образцовым ­примером по части питания. Табуированных продуктов в доме было два - кефир и печенка. Обоим вход в квартиру был заказан - я не переносила даже самого факта присутствия их в холодильнике и грозилась уйти из дома вместе с домашним животным. Так и говорила: «Либо я и кошка Соня, либо печень». С субпродуктом отношения до сих пор не сложились, а вот без кефира я сегодня не могу прожить и дня - бывает, даже разыскиваю его в русских магазинах за границей. Вздыхаю и спрашиваю себя: сколько литров кисломолочной вкуснятины в свое время я упустила? И главный вопрос: как так вышло и почему?

Сила привычки

«Молоко? Буэ-э-э!», «Опять эта противная каша !», «Фу, косточки!», «Я же говорила, что не люблю яблоки !». Свои «пунктики» в рационе есть почти у каждого ребенка. По статистике абсолютный фаворит в списке детских «гадостей» - лук. Его во всех смыслах слова не переваривают до 71 % детей в возрасте 4–7 лет (к 17 годам их остается только 40 %). Под категорию «запрещенки» традиционно попадают «вонючий» сыр, «мерзкие» яйца, «склизкие» вареные овощи и большинство продуктов , богатых альбумином: молоко, яичный белок, говядина, бобовые, гречка. Два гастрономических счастливчика, которых миновала участь быть отвергнутыми, - молочный шоколад и макароны.

Явление «это хочу - то не буду» в диетологии обозначают термином «избирательный аппетит», а его представителей называют капризными едоками. Исследователи компании L.O.Leal уверяют, что 65 % детей на планете - страшные привереды в еде, отвергающие целые категории продуктов (мясо, овощи или фрукты). И это абсолютно нормальный переходный этап взросления. Своего пика состояние самоограничения достигает в 6–7 лет и постепенно сходит на нет к подростковому возрасту, уступая место экспериментам с новыми блюдами и напитками. При этом более капризными в отношении еды оказываются именно мальчики, а не девочки.

Ученые до конца не знают, как и почему у ребенка формируются собственные представления о том, как должна выглядеть и пахнуть «правильная» еда. Один из факторов - наследственность. Если вы в детстве были малоежкой, существует большая вероятность того, что и ваш ребенок будет воротить нос от конкретных продуктов.

Важный момент: вкусы в еде начинают формироваться еще до нашего рождения. Уже на 17-й неделе беременности рецепторы эмбриона довольно хорошо развиты - он отличает сладкое от соленого, горькое от кислого. Вкус околоплодных вод меняется каждые четыре часа в зависимости от того, что съела мама. Ребенок начинает привыкать к специфике тех или иных продуктов и в будущем ест их с большим удовольствием. Логическое продолжение тренировки рецепторов - грудное вскармливание. Если младенца кормили грудью не меньше года, в будущем он будет меньше капризничать за столом. При условии, конечно, что сама мама в это время не сидела на послеродовой диете.

Кстати, дети неспроста наотрез отказываются от лука или оливок. В этот момент у ребенка срабатывает эволюционный механизм самосохранения - не отравиться чем-нибудь ядовитым. В каменном веке ребенок рано лишался присмотра родителей и, чтобы потенциально не съесть опасное растение, избегал любой пищи, имеющей горький привкус. Этот механизм со временем трансформировался в тотальное отторжение всего горького и обожание сладкого, которое даже у взрослых продолжает ассоциироваться с неподдельным удовольствием.

Важный момент - интуиция . Например, ребенок может отказываться от определенных продуктов при некоторых видах дисбактериоза или плохом состоянии зубной эмали - как бы заранее предохраняя себя от нежелательных болевых ощущений. Не списывайте со счетов детскую интуитивную заботу о здоровье.

Каша - состояние души

В некоторых случаях пищевая избирательность может свидетельствовать о жестком самоконтроле ребенка. Понаблюдайте за малышом: если цветная капуста рождает в нем чувство тревоги - это может быть неосознанная попытка сына или дочери обратить на себя внимание, рассказать близким о страхах и желаниях. Или наоборот - с помощью отказа от гречки с молоком или бабушкиных пирогов ребенок стремится закрепить свою автономию и показать власть над родителями (звучит демонический детский смех). Других способов самоутвердиться у него пока нет. Это необходимый этап пребывания в оппозиции чрезмерной родительской опеке. Самый простой способ найти общий язык за столом - предлагать юному бунтарю блюда на выбор. Он сможет и характер проявить, и нормально поужинать.

ФОТО Pavel Kryukov СТИЛЬ Liliya Simonyan

Детей с сенсорным вектором развития (это те, кто любит обниматься, им нужно все обязательно потрогать) могут раздражать продукты определенной текстуры и температуры. Чаще всего это блюда с кусочками, бесформенная пища или та, что подсознательно напоминает выделения слизистой организма («Сами ешьте эти сопли!»). Малыши, которые по жизни любят глазами (представители зрительного вектора), всегда реагируют на внешний вид блюда. Обычный рис может показаться им слишком скучным и унылым, а вот выложенный в форме японских островов Хоккайдо и Хонсю ребенок станет уплетать за обе щеки и заодно подучит географию. Одно из объяснений, почему дети так сильно любят макароны , - их гораздо интереснее есть, чем какую-нибудь манную кашу . Проявляйте креатив, украшайте блюда. Ребенок не ест банальные овощи кубиками в супе? Нарежьте их треугольниками или звездочками. Или купите «тематические» тарелки с рожицами, которые можно дополнить с помощью продуктов: выложить из зеленого горошка бороду, из пюре - волосы, а из маслин - глазки.

У избирательного аппетита есть несколько подвидов. Самая популярная разновидность - неофобия. Это когда ребенок в какой-то момент отказывается от еды, даже к ней не прикоснувшись, просто потому, что она ему незнакома. Родителям кажется такое поведение абсурдным («Как можно отказываться от того, что ты даже не попробовал?!»), в то время как именно неофобию проще всего объяснить все тем же древним инстинктом самосохранения: ребенок не хочет рисковать, боится ввести в организм продукт, который ему чужд. Более того, полноценный отказ от продукта можно считать засчитанным, если его отвергли как минимум 15 раз! Вопрос в другом: хватит ли у родителей и бабушек терпения, нервов и запаса валокордина, чтобы предлагать ненавистное блюдо снова и снова?

Ложки в сторону

В большинстве случаев проблема избирательного аппетита надуманная и однозначно обусловлена факторами воспитания. В борьбе с капризами все средства хороши? Вот уж нет, бороться с нехочухами нужно по всем диетическим и психологическим правилам. Помните гиппократов принцип - «Не навреди»?

Первое. Никогда не кормите ребенка насильно и не заставляйте доедать все, что лежит в тарелке, - станете причиной детских проблем с пищеварением и психикой. Начинает топать ногами, плакать, капризничать? Объявите, что обед закончен, - в следующий раз съест столько, сколько захочет. Не настаивайте, если малыш не принимает определенный фрукт или овощ, а вам он кажется запредельно вкусным и полезным. Оставьте за ребенком право от души ненавидеть один-два конкретных продукта - в конце концов, с его мнением вы тоже должны считаться.

Второе, популярное. Не развлекайте малыша за столом. Сказки, ложки-самолетики и вилки-паровозики, мультики на айпаде не помогают, а мешают - ребенок чисто механически открывает рот и совершенно не понимает, что именно ест. У него формируется вредная пищевая привычка, способная обернуться избыточным весом в будущем.

Третье. Не давайте ребенку баловаться едой. Как только малыш начинает выбрасывать помидоры на пол, как это делают на испанском празднике Томатина, или художественно размазывает кашу по стульчику - включайте команду: «Отставить тарелку!»

Четвертое. Порочная практика - использовать еду в качестве повода к вознаграждению. Например, вы обещаете сыну: «Съешь овощи - получишь десерт». Это приводит к тому, что еда, доставшаяся в награду, приобретает еще большую привлекательность, при этом совершенно не стимулируя ребенка в перспективе есть больше овощей.

Пятое. Дети - маленькие обезьянки, которые повторяют то, что делают взрослые. В том числе и за столом. Поэтому, прежде чем упрекать ребенка в том, что он чего-то не ест, загляните в свою тарелку.


Очень часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда ребенок отказывается от еды частично или полностью. Особенно эта проблема беспокоит бабушек. Взрослые переживают, что малыши не едят ничего кроме конфет (пряников, печенья, сока и т.д.). На самом деле, корень проблемы чаще всего находится не в здоровье ребенка, а в неправильном режиме и воспитании. Если вы хотите, чтобы малыш с удовольствием поедал суп, просил добавки и уминал по несколько котлет с картофельным пюре, нужно правильно выстроить пищевое воспитание, о котором мы сегодня поговорим.

Вот некоторые правила, которые помогут накормить вашего ребенка правильно, вкусно и разнообразно.

  1. Не заставлять! Во-первых, никакого принуждения. Нельзя заставлять ребенка есть, ни в коем случае. С самого рождения организм испытывает голод, как только в крови заканчиваются питательные вещества, принятые с предыдущим приемом пищи. То есть, организм сам говорит о том, когда и сколько ему нужно. Ни в коем случае не заставляйте ребенка кушать, не пляшите перед ним с ложкой каши и уж, тем более, не кормите его насильно. Это может вылиться в серьезные психологические проблемы, которые перейдут с малышом во взрослую жизнь. Еда – это удовольствие и способ насыщения, но никак не наказание.
  2. Режим. Установите режим дня и питания. После того, как ребенок переходит с грудного вскармливания на общий стол, он должен питаться примерно в одно и то же время.
  3. Никаких перекусов! Исключите конфеты, печенье и другие сладости, особенно в перерывах между основными приемами пищи. Не стоит удивляться, что малыш отказывается от супа, если он час назад съел шоколадку.
  4. Чтобы у ребенка появился аппетит – он должен потратить энергию, которая поступила в организм с предыдущим приемом пищи. Для этого он должен двигаться. В идеале, на свежем воздухе. Гуляйте с ребенком не менее двух часов, особенно перед самым обедом. После такой прогулки малыш с удовольствием съест всю тарелку маминого супа. При этом позволяйте ребенку бегать, прыгать, лазать. Не берите на прогулку печенья и конфет, приготовьте суп заранее, чтобы после прихода суметь быстро накормить голодное чадо.
  5. Отказ от сладких напитков. Компоты и соки также можно считать едой, ведь в них много сахара. В промежутках между приемами пищи от сладких напитков лучше отказаться – только чистая вода. А компот предложите в качестве десерта после супа и второго блюда.
  6. Детский сад. Нормальному питанию, как ни странно, способствует детский сад. Очень многие родители признаются, что их капризные и разборчивые в еде детки начинают нормально питаться только в садике. На это есть несколько причин. Во-первых, там жесткая дисциплина – все приемы пищи строго в определенное время. Во-вторых, в промежутках никакого печенья и конфет – им просто неоткуда взяться. В-третьих, играет роль коллектив – если все вокруг с аппетитом кушают, ребенок тоже начнет повторять за сверстниками. Поэтому, если ваш ребенок плохо ест, нужно попробовать отдать его в сад, если, конечно, позволяет возраст.

Вопрос «Как заставить ребенка есть» - в корне неправильный. Нельзя его заставлять, нужно пробудить у малыша интерес к еде, важно, чтобы он почувствовал голод. Тогда и приготовленные блюда покажутся гораздо вкуснее. Но что делать, если ребенок предпочитает питаться выборочно?


как варить перепелиные яйца для ребенка

Действительно, проблема сбалансированного питания стоит очень остро. Многие дети не любят есть мясо, кто-то отказывается от овощей, третьи не признают фрукты. Однако врачи утверждают, что рацион ребенка должен быть разнообразным. Каждый день он должен есть что-то мясное, что-то молочное, какой-то фрукт и овощ, обязательна и крупа. Это обеспечит малыша нужным количеством витаминов. Что же делать, если ребенок отказывается от мяса или вовсе не любит овощи?

  1. Многие детки не едят лук ни в каком виде. Однако если его мелко порезать и поварить не менее двух часов в бульоне, он растворится практически полностью, малыш его даже не заметит.
  2. В детских садах картошку режут достаточно мелко, чтобы один кусочек мог поместиться в детский ротик. Но и в этом случае воспитатели признаются, что суп едят не все. А вот если раздавить картошку прямо в супе, детки съедают блюдо с гораздо большим удовольствием.
  3. Довольно редко можно встретить ребенка, который любит мясо. Во-первых, мясо по своей структуре довольно жесткое. Чтобы малыш с удовольствием его поел, нужно готовить из мяса котлеты и тефтели. Причем прокручивать его через мясорубку нужно 2-3 раза, чтобы блюдо получилось очень мягким. Добавьте в фарш немного жира и лука для сочности, готовьте котлеты на пару, подавайте их горячими, сразу после приготовления. От такого лакомства малыш точно не откажется.
  4. Чтобы ребенок с удовольствием поедал фрукты и овощи, из них можно вырезать форму звездочек, человечков, животных и другие фигуры. Вообще, креативная подача блюд очень важна для ребенка, интерес обычно подогревает аппетит.
  5. Некоторые мамы признаются, что дети не хотят есть фрукты и овощи в целом виде, но с удовольствием уплетают их кусочками. То есть, нужно нарезать груши, персики, яблоки, бананы и другие фрукты небольшими кусочками, положить в миску и дать ее ребенку. Иногда безумный восторг вызывает самостоятельное использование вилки. Старайтесь давать ребенку вилку с неострыми концами, чтобы малыш не поранился.
  6. Если ребенок отказывается от еды, попробуйте давать ее в разном виде. То есть, иногда годовалые малыши отказываются от пищи просто потому, что не хотят есть привычное пюре из-под блендера. Гораздо больше им нравится блюда с небольшими твердыми кусочками. Это называется педагогический прикорм, когда новые продукты в рацион ребенка вводятся из маминой тарелки.
  7. Готовьте для ребенка вкусно! Иногда родители заморачиваются на правильном питании для ребенка, хотя сами не придерживаются установленных правил. Если малыш в полгода с удовольствием поест брокколи, то не удивляйтесь, что он откажется от зеленой массы в три года. Приготавливая пюре, добавьте масла, немножко молока и соли – то есть, чтобы малышу было действительно вкусно.
  8. Кстати, накормить ребенка мясом проще, если это куриная ножка. Многие дети, почему-то очень их любят.
  9. До трех-пяти лет не вводите в рацион ребенка промышленные сосиски, чипсы, кетчупы и тому подобные сомнительные продукты питания. Поймите, мамин суп редко выиграет бой против сосисок, поэтому от такой пищи лучше оградиться заранее. Чем позже ребенок узнает, что это такое, тем лучше.
  10. Если ребенок напрочь отказывается от овощей, можно схитрить и приготовить их них сок. То есть, смешайте сок моркови и яблока, подайте малышу с трубочкой или вовсе перелейте в упаковку от покупного сока. Часто дети, не видя процесс приготовления, с удовольствием пьют свежевыжатые соки. Но помните, для ребенка младше трех лет сок нужно разбавлять водой.
  11. Можно воспользоваться и таким приемом. Купите малышу красивую тарелку, на дне которой нарисованы сказочные герои или мультипликационные персонажи. Скажите ребенку, что он должен скорее съесть суп, чтобы поздороваться с любимым другом.
  12. Не готовьте каши чрезмерно приторными – многие дети этого не любят. Добавляйте сахар умеренно, обязательно украсьте вкус щепоткой соли. В манную кашу можно добавить ванилин или корицу. Не допускайте образования комочков – вы можете сформировать отвращение к манной каше на всю жизнь. А вот вкусно приготовленную кашу дети съедят с большим удовольствием.

И еще. Если ребенок не хочет есть, не заставляйте и не уговаривайте его. Не хочешь есть – не надо, поешь суп попозже. Но будьте непоколебимы – не предлагайте никакой альтернативы, иначе ребенок будет постоянно манипулировать вами в плане еды. Заранее поговорите со старшими домашними. Утром вы должны сказать в голос – каша готова, кто будет? Если все взрослые домочадцы, в том числе и старшие дети с удовольствием побегут на кухню, малыш просто не сможет остаться в стороне! Положите ребенку немного, чтобы он мог осилить порцию и насладился вкусом блюда.

Если же ребенок отказывается от любой еды и это сопровождается такими симптомами, как боли в животе, рвота, диарея, слабость, изжога – то нужно как можно скорее показаться врачу. Это может быть признаком отравления или гастроэнтерологического заболевания.


как приучить ребенка пить воду

Отдельно хотелось бы сказать о детях-малоежках, которые находятся на грудном вскармливании. Часто мамы жалуются, что малыши не очень интересуются прикормом, что постоянно сосут грудь, хотя в ней ничего нет. На самом деле, многим женщинам только кажется, что в груди нет молока или его очень мало. Для позднего срока кормления (после года) характерна ситуация, когда грудь сильно не наливается, но молоко в ней все равно вырабатывается. Это говорит о том, что малыш наедается. Если вы хотите переводить кроху на общий стол, нужно задуматься о полном или частичном отлучении от грудного молока, когда вы будете предлагать ребенку грудь только после пробуждения и перед сном.

Стоит ли заставлять ребенка есть, если он болеет? Многие женщины старшего поколения уверены, что стоит, ведь у малыша «не будет сил бороться с болезнью». Однако это в корне неправильно. Есть такое понятие – лечебное голодание. Это значит, что в острый период многих заболеваний еда только усугубит состояние малыша, ведь организм не в силах переваривать пищу, все его ресурсы направлены на борьбу с болезнью. Особенно нельзя заставлять ребенка есть при простуде и пищевых отравлениях. Можно предложить ему легкий бульон или отварной рис только в том случае, если он сам попросит кушать. Но это правило не касается водного режима. Как при отравлении, так и при ОРВИ нужно пить много и чем больше, тем лучше. Этим вы не только защитите дитя от обезвоживания, но и поможете ускорить выздоровление.

Отношение человека к еде и пищевое поведение закладываются в детстве. Если вы не хотите в будущем видеть ребенка тучным, с большим количеством комплексов и болячек на фоне ожирения, нужно привить ребенку здоровое отношение к еде. Расскажите подростку, что его организм – не мусорный бак, куда можно забрасывать все подряд от газировки до орешков и чипсов. Не заставляйте ребенка доедать все, что на тарелке – это неправильно. Есть нужно столько, сколько хочется, не более. Организм гораздо хуже реагирует на переедание, чем на голод. Мы - это то, что мы едим. И если ребенок захочет есть, он непременно вам об этом скажет, не заставляйте детей кушать. От голода и истощения в благополучных семьях еще никто не умирал!

как приготовить яблочное пюре для грудничка


Взрослея, малыш проходит через важные этапы развития. Сначала он держит бутылочку своими руками, но вскоре уже наступает время учить карапуза есть самостоятельно без помощи взрослых. Для мамы это сложный и ответственный процесс, поэтому ей пригодятся полезные советы и уроки по самостоятельному приему пищи.

Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, в каком возрасте малышу пора давать ложку. Это зависит от уровня развития и от любознательности самого ребенка. Одни дети хватают ложку уже в полугодовалом возрасте, хотя еще толком не могут ее удержать, другие - отказываются от столовых приборов до 2-х лет. Есть и такие малыши, которые начинают кушать самостоятельно лишь в 3-4 года.

Однако затягивать с обучением не нужно. Чем раньше ребенок начнет есть без помощи взрослых, тем проще будет маме. К тому же, эти навыки очень пригодятся в детском садике.


Специалисты советуют учить ребенка держать ложку с возраста 9-10 месяцев. В таком случае к 1,5 годам он сможет уверенно орудовать столовыми приборами.

Понаблюдайте за малышом, убедитесь, что ребенок «созрел» для ложки и чашки. Только, если он готов, можно начинать обучение. Если он уже интересуется едой, берет кусочки пищи и тянет их в рот, пытается выхватить ложку из маминых рук - он созрел для того, чтобы кушать самостоятельно. Конечно, мама накормит быстрее, да и поначалу малыш будет разбрасывать еду по всей кухне. Однако этот этап все равно придется пройти всем родителям. Поэтому лучше не упускать момент.

Когда малыш начинает тянуться за ложкой, он уже готов попробовать кушать самостоятельно. Если вы все сделаете правильно, уже через несколько месяцев ребенок научится пользоваться столовыми приборами. Как бы вам не было дорого ваше время, как бы ни хотелось сохранить кухню в чистоте - не упускайте момент! Если кроха требует ложку - дайте ему ложку. И далее - действуйте по инструкции.

Читаем также: Как научить ребенка есть ложкой - 10 простых советов

Чтобы родителям было проще учить ребенка самостоятельному кормлению, специалисты разработали подробную инструкцию:

  1. Постелите на стол клеенку, а ребенку наденьте слюнявчик.
  2. Зачерпните ложку каши из детской тарелки и съешьте, причмокивая от удовольствия и изображая восторг.
  3. Отдайте ложку карапузу. Пока он не может ее удержать, зажимайте его ладошку своей рукой, помогайте зачерпывать еду и подносить ко рту. Помогайте, пока ребенок не сможет держать прибор самостоятельно.
  4. Когда ручки малыша окрепнут, научите его, как правильно держать ложку - не в кулаке, а пальцами.
  5. Давая ребенку ложку, сами берите другую. Пока ребенок учится кушать сам, помогайте ему другой ложкой. То есть, одна ложка - ему, одна - вам.

Первое время кроха будет просто играть с ложкой - помешивать кашу в тарелке, размазывать ее по лицу и столу. Дайте ему время, чтобы привыкнуть к столовым приборам. Если вы устали от того, что ребенок постоянно переворачивает посуду, поставьте на стол тарелку с присоской.


Таким же образом можно научить карапуза пользоваться вилкой и чашкой-непроливайкой (учимся пить из кружки). Начинайте с маленьких порций, убедившись в заинтересованности ребенка, и никогда не показывайте своего негодования по поводу испачканной одежды и мебели.

Для ребенка нужно подобрать специальную посуду и столовые приборы. Главные требования - безопасность и яркий дизайн, который будет стимулировать интерес карапуза к обучению. Для сервировки стола родителям потребуются:

  • Тарелка из пищевого термостойкого пластика. Она должна быть яркой, желательно с изображением персонажей любимых мультиков вашего чада. Чтобы их увидеть, карапуз быстро съест всю кашу. Хорошо, если у тарелки будет присоска для крепления к столешнице и наклонное дно - из него удобно зачерпывать еду;
  • Чашка-непроливайка из нетоксичных материалов. Рекомендуется выбирать модель с двумя ручками - такую карапузу удобнее держать. Проследите, чтобы у чашки был силиконовый или мягкий пластиковый носик без заусенцев, иначе малыш рискует поцарапать десны. Дополнительным преимуществом будет наличие резиновой подставки, которая придает посуде устойчивость;
  • Ложка анатомической формы, выполненная из безопасного пластика. Чтобы она не выпадала из детской ладошки, у нее должна быть округлая нескользящая ручка;
  • Вилка изогнутой формы, изготовленная из нетоксичного пластика. Выбирайте изделие с закругленными зубцами, чтобы ребенок не поранился;
  • Удобный детский стульчик. Тот, который идет в комплекте со столиком, не подойдет. Ребенок должен сидеть за одним столом с взрослыми, чтобы наблюдать, как они едят, и подражать им;
  • Непромокаемый слюнявчик. Многие дети сопротивляются кормлению и срывают с себя нагрудники. Поэтому лучше подобрать цветной слюнявчик с героями мультфильмов. Хорошо, если он будет изготовлен из мягкого и гибкого пластика, а нижний край изделия будет слегка загнут вверх - так вся пища останется в нагруднике и не запачкает одежду.

Читаем также: Какую посуду нужно купить для ребенка в первую очередь

Дети бывают разные. Многие тянутся к ложке, воспринимая ее как очередную игрушку. Есть и такие, которые наотрез отказываются брать в руки столовые приборы. В любом случае нельзя принуждать малыша есть самому. Родительское давление приведет к тому, что у малыша сформируется негативное отношение к приему пищи.

Если ребенку уже исполнился год, а он все еще отказывается взять ложку, попробуйте пойти на хитрость:

  1. Покормите ребенка сами, дайте ребенку расслабиться, а через пару дней повторите попытку.
  2. Попросите братьев или сестер малыша показать ему, как они ловко орудуют ложками.
  3. Организуйте детский праздник - в компании друзей ребенок сможет отработать навыки.

Хотя принуждение недопустимо, надолго откладывать обучение самостоятельному кормлению тоже не стоит. Этот навык важен для общего развития ребенка и для его социальной адаптации.

Маленький ребенок не сможет вести себя за столом, как аристократ. Однако родителям под силу приучить его есть аккуратно и соблюдать правила гигиены. Просто выполняйте следующие условия:

  • Учите ребенка на личном примере , как держать ложку и вилку, как есть, пить из чашки, вытираться салфеткой;
  • Мойте руки перед едой - себе и малышу. Это должно стать его привычкой;
  • Соблюдайте режим питания. Ешьте только на кухне и в определенное время. Это важно для аппетита и крепкой нервной системы ребенка;
  • Ешьте в спокойной обстановке. Не позволяйте малышу смотреть мультики, баловаться и отвлекаться за обедом;
  • Повторяйте ритуалы: мама моет ребенку руки, сажает его на стул, повязывает слюнявчик, ставит на стол тарелку с едой. Все действия важно пояснять, чтобы малыш понял их смысл (важность ритуалов);
  • Украшайте стол и блюда - это стимулирует аппетит. Стелите на стол свежую скатерть, ставьте салфетницу, красиво выкладывайте блюда на тарелки;
  • Собирайтесь за одним столом всей семьей. Сделайте обеды и ужины в кругу близких людей вашей семейной традицией. Садитесь за стол в хорошем настроении, во время еды не спешите и тщательно прожевывайте все кусочки. Так вы сможете насладиться вкусом блюд и окажете помощь своему пищеварению;
  • Не поднимайте еду, которая упала на пол. Приучите малыша к тому, что нельзя поднимать пищу с пола. То, что упало, может отправиться в миску собаки или кошки, но только не в тарелку человека;
  • Постепенно давайте ребенку новые приборы и посуду. Когда крохе всего 1 год, ему хватает тарелки и чашки-непроливайки. Однако к 2-м годам ему уже требуется своя вилка, чайная и столовая ложки, кружка, как у взрослых;
  • Соблюдайте порядок и правила этикета. Приучайте малыша быть аккуратным за столом, вытираться салфетками, когда он испачкается. Делайте замечания ребенку, если он качается на стуле, балуется с едой, кладет локти на стол или берет что-то из чужой тарелки. Пусть вся семья соблюдает правила хорошего тона - и для вашего сына или дочки они станут естественными.

Читаем также: Правила поведения детей за столом. Уроки этикета и хороших манер

Учить малыша кушать самостоятельно сложно, и вначале многие родители допускают ошибки. Используйте опыт других мам и пап - и вы существенно ускорите и облегчите воспитательный процесс.

  1. Не торопите ребенка, когда он ест. Фразы наподобие «жуй быстрее, мне нужно мыть посуду» должны пропасть из вашего лексикона. Еду важно тщательно разжевывать, чтобы она хорошо переварилась, а для этого требуется время. Кроме того, сам прием пищи - это прекрасная возможность маме пообщаться с малышом, подарить ему свою заботу.
  2. Не прерывайте обучение. Если вы начали учить свое чадо пользовать ложкой, продолжайте гнуть свою линию. Не поддавайтесь лени, не ищите отговорки. Объясните всем членам семьи, что отныне малыш будет кушать без их помощи.
  3. Не заставляйте ребенка брать ложку. Если он сыт, болен или просто капризничает, оставьте малыша в покое. Урок по самостоятельности всегда можно перенести.
  4. Не ругайте малыша за то, что он испачкался едой, даже если он баловался. Это временные трудности, ведь скоро кроха научится есть, как взрослые. Ваша агрессия напугает ребенка, и у него пропадет вся мотивация на обучение.
  5. Не позволяйте включать телевизор во время еды. Мультфильмы и любые передачи отвлекают малыша, а ведь ему нужна концентрация, чтобы научиться пользоваться ложкой.
  6. Не накладывайте в тарелку огромную порцию. Лучше дайте ребенку меньше каши, а потом положите добавку, если он попросит.
  7. Не поддавайтесь на детский шантаж. Малыши пытаются управлять своими родителями с помощью капризов. Так, ребенок, который уже прекрасно орудует ложкой и вилкой, может заявить, что будет есть сам только котлету, но не суп. Это значит, что малыш не голоден, поэтому смело убирайте тарелку.
  8. Не заставляйте ребенка съедать всю порцию. Он ест столько, сколько нужно его организму для нормальной работы. Если ваш малыш отодвинул тарелку - значит, он сыт, пусть там и осталась треть порции.
  9. Не используйте двойные стандарты. Если в поездке вы разрешаете ребенку сладкое на обед вместо супа, то дома должно быть точно так же. Если на своей кухне вы закрываете глаза на то, что малыш вытирает испачканное лицо о скатерть, не делайте ему замечаний и в гостях.

Главный совет для родителей, чьи дети начали осваивать ложку, - не паниковать, если обучение затягивается. Со временем малыш обязательно научится кушать самостоятельно.

Не забывайте: сноровка приходит с опытом. Лучше всего подбирать такие виды еды, которые лучше пристают к ложке. Помните: начинать учиться кушать при помощи вилки и ложки и пачкать при этом все вокруг – это нормально!


Уважаемая Татьяна, обращаюсь к вам за помощью. У меня растет сын Илья, летом ему исполнится 5 лет, он - мой второй ребенок. Когда он был маленьким у нас постоянно были проблемы с аппетитом, в процессе поиска как его накормить, появилась бутылка с манной кашей, которая впоследствии заменила чуть ли не все его питание. В 4 года отдала его в сад, где он уже более полугода, там он отказывается от еды. Дома я кормлю его с ложки, но он с удовольствием ждет бутылку с кашей. Я понимаю, что все это выглядит нелепо, но это наша действительность. Прошу вас, дайте совет, как менее травматично для него убрать бутылку - он с ней засыпает в том числе, и как заставить сесть за стол и самому стать есть. Заранее благодарю за ответ.

Татьяна Егорова

Яна, добрый день!

Ситуация у вас непростая, и чтобы решить две задачи (убрать бутылочку и заставить сына есть самостоятельно) вам потребуется много терпения, твердости и последовательности в действиях. Если Илья здоров (умеет жевать твердую пищу, может есть и другую еду помимо манной каши или по крайней мере, ел что-то кроме нее), вы можете попробовать отучить от бутылочки.

Как я поняла, вы не решались ранее дать ему возможность есть самому и с детства эта инициатива в еде была только с вашей стороны. Был упущен благоприятный период, когда ребенок, помимо молока, интересуется и остальной пищей на столе взрослых и начинает сам тянуться к ней, хватая пищу руками. В этот период (от 9-10 мес до 1,5 лет примерно) малыш обычно начинает стремиться есть самостоятельно. Сначала - хватать кусочки со стола, держать их в ручке и подносить ко рту, пить из чашки и т.д. Если мама вкладывает ему ложку в ручки и поощряет его усилия - кроха в дальнейшем принимает эту инициативу на себя.

Следующий момент, о чем необходимо знать - не нужно заставлять ребенка есть . Вообще. Уважайте сына, его выбор. Чтобы сформировалось правильное пищевое поведение: чувство голода -> активный поиск еды -> поглощение пищи , надо, чтобы ребенок, во-первых, хотел есть и во-вторых, мог добраться до еды сам .

Как это сделать? Откажитесь от уговаривания и приставания к ребенку с ложкой: «Ну съешь еще… еще разочек…за маму, за папу…». Просто поставьте еду на стол (в соответствии с режимом), позовите Илюшу кушать и начинайте всей семьей завтрак (обед, ужин). Если он не идет - ничего страшного, будет есть в следующий прием пищи. Причем никаких перекусов, кроме воды, не давайте. Важно сформировать у него чувство голода и активный поиск пищи.

Я думаю, основную идею вы уловили. Теперь, что касается непосредственно вашей ситуации.

Есть два способа.

Первый - быстро покончить с бутылочкой . Как это лучше сделать?

1 этап - Подготовка

Сначала поговорить с сыном, похвалить его, какой он теперь стал большой, научился всему: сидеть, ходить, бегать, играть и т.д. (можно свой рассказ подкрепить его детскими фотками). И если раньше ему была нужна бутылочка, то теперь он вполне может от нее отказаться. Ваш тон должен быть доброжелательным и уверенным. Внушение можно проводить ежедневно , как вами, так и папой (ведь мужчина в семье для сына может обладать веским авторитетом, который обязательно нужно использовать) мимоходом намекая на то, как замечательно быть большим и самостоятельным. А большие бутылочку не кушают…

2 этап - Расставание

После нескольких дней «подготовки» договориться с сыном «отметить» расставание с бутылочкой.

Пообещайте сладости (что он любит), новую игрушку, о которой он мечтает и назначьте час икс: «Давай устроим праздник! Ты знаешь, в детском саду шести- и семилетки прощаются с садиком и уходят учиться в школу, потому что они уже выросли и стали большие. Так и мы с тобой для бутылочки уже выросли, давай с ней попрощаемся? У нас будет что-то вкусненькое и подарки!»

В этот знаменательный день всей семьей отпразднуйте расставание с бутылочкой. Даете ее сыну, перевязанную бантиком (для торжественности), разрешаете попить в последний раз и пусть он ее отдаст вам, а вы скажете, что отвезете бутылочку одной малышке, очень маленькой, которая еще не умеет ползать (или придумайте другой благовидный предлог, чтобы он ее не смог потом вернуть себе). Вручите подарки, которые для него очень желанны, сходите куда-нибудь на веселое детское мероприятие, где ему точно понравится (в парк на аттракционы, попрыгать на батуте, пойти в цирк, в детский развлекательный центр и т.п.).

Фотографируйте сына весь этот день, а вечером похвалите его за мужество и доброту, что он позаботился о малышке. Если он будет просить «обратно» - не поддавайтесь на уговоры, напомните о веселом празднике, выразите восхищение его решением и взрослостью, отвлекайте игрой (можно разрешить позже укладываться спать, заняться увлекательным делом, попить что-то другое перед сном - сок, воду или компот из чашки, к примеру).

Через недельку привязанность ослабнет . Естественно, больше никакой бутылочки вы не покупаете и забываете о ней напрочь.

Второй и более мягкий способ - десенсибилизация - это своего рода процесс медленного угасания сформировавшейся нежелательной привычки. Проводится поэтапно и постепенно до тех пор, пока не ослабнет привязанность ребенка к чему-то (к бутылочке).

1 этап - Еда только за столом

Вы постепенно вводите новые правила пользования бутылочкой с интервалом в 3-5 дней: сначала - непосредственно перед сном (не засыпать с ней), потом есть бутылочку только на ужин (до сна - полчаса-час), потом бутылочкой пользоваться только за столом - так вы потихоньку приучите сына есть исключительно за столом и в составе всей семьи (пока что в качестве основной еды - любимая манка).

Если сын не может заснуть без бутылочки - постепенно отучайте от нее методом уменьшения порций , а на ужин старайтесь давать ту же бутылочку с обычным объемом еды. Чуть позже вместо бутылочки для засыпания предложите другую ассоциацию, связанную со сном (интересная книжка, любимая машинка и т.п. что ему нравится) . Поговорите с сыном, объясните, что он уже большой, а бутылочка - для самых маленьких.

Выражайте вслух позитивную уверенность, что он уже не нуждается в ней, приведите смешные примеры про себя: «Представь, что мама пошла спать с бутылочкой в обнимку?! А папу с манной кашей во рту и в постели?!» Доводите идеи до абсурда, чтобы самому сыну стало смешно. Пусть вся семья поддержит вас в этом объяснении и периодически хвалит Илью, какой он уже стал большой мальчик и выражает уверенность, что он вполне без нее обойдется. Без нравоучений, ругани и насмешек. Только позитивное отношение к проблеме (у многих деток трудности с расставанием, но они все справились - и ты справишься!), добрый юмор и т.д. Так постепенно у Ильи должно наступить угасание привязанности к бутылочке перед сном .

2 этап - Бутылочка + тарелка

Далее вам нужно переключиться на тарелку, т.е. всю пищу есть только из тарелки. Вы можете так же постепенно двигаться в этом направлении - предложите сыну бутылочку с меньшей порцией каши. Доводите каждый день ее объем до минимума (200 мл - 180 мл - 150 мл - 100 мл и т.д.) А рядом - поставьте тарелку с манной кашей. Цель - переключить потребление любимой пищи из бутылочки на ту же еду из тарелки .

И ничего страшного, если он, выпив всю бутылочку с меньшей порцией, не дотронется до тарелки с кашей. Все будет со временем. Проголодается - захочет. Как только он обнаружит, что еды в бутылке что-то уж очень мало - обратите его внимание на тарелку. Он может доесть уже из тарелки. Если будет протестовать и требовать из бутылки - не идите у него на поводу. Скажите, что бутылочка «устала, хочет отдохнуть», придумайте сказку для отвлечения. Первое время кормите его из ложки (из тарелки). Попробуйте этот процесс растянуть не более недели.

3 этап - Только тарелка

Как только бутылочка опустеет, можно оставлять ее пустую рядом и ставить полную порцию тарелки с манной кашей. Далее вы можете «забыть» поставить бутылочку на стол. Теперь ваш Илья полностью перешел на еду с тарелки. Это уже победа!

4 этап - Приучаемся есть самостоятельно

Чтобы благополучно добраться до заветного финиша - запаситесь снова терпением. Одни мамы с похожей проблемой: «Как заставить ребенка есть самостоятельно» решали просто: поставить еду - не ест? - убираем до следующего раза. Опять не хочет, хотя и не ел ничего? - снова убираем и т.д. И голодный ребенок перестает выпендриваться, начинает есть сам.

Другие отправляли своего к многодетной подруге погостить три денечка или на недельку, в семье которой вопрос: «не буду кушать» даже и не поднимается. И «нехочуха», глядя на детишек, аппетитно сметающих все крошки со стола, сам невольно заражается пищевым азартом.

Какой путь выбрать, решать вам. Вы также можете в этом этапе воспользоваться методом десенсибилизации - постепенно приучить пользоваться ложкой, вилкой самостоятельно. Например, вы с ним вместе обедаете. Предложите друг друга покормить одновременно: он - вас, а вы - его. Как научится ловко владеть ложкой - предложите почитать ему интересную книжку, а он будет сам есть ложкой. Ту же манную кашу (любимую легче всего). Так вы придумываете любые неожиданные поводы, добиваясь и поощряя его умение кушать самостоятельно. Как только научится и привыкнет - опять же, постепенно перестаете читать ему во время еды.

Конечно, метод десенсибилизации очень длительный и все зависит от характера ребенка, выдержки мамы. Самое важное в нем - не отступать на пути искоренения вредной привычки .Дадите слабинку - процесс отучения придется снова повторить .

Точно так же постепенно приучайте помимо манной каши, есть другую пищу.

Как только Илья научится самостоятельно справляться с разнообразной едой дома – отпадет проблема с едой и в садике.

Все у вас получится!

Вас что-то беспокоит в ребенке? Вы можете задать вопрос психологу .

Подпишитесь на RSS чтобы своевременно получать все обновления блога.

comments powered by HyperComments

Как заставить ребенка кушать? Ну хоть ты тресни! Он совсем ничего не ест и есть не хочет!
В детском саду воспитатели жалуются на то, что ребенок отказывается кушать. И били его и ругали - ничего не помогает. Как его заставить есть? Доктора говорят, что кормить надо, надо заставлять, иначе больным вырастет. Даже не знаю что делать...

Правильно ли заставлять ребёнка есть? К чему приводит насильственное кормление в детстве?

Большинство из нас имеют негативные воспоминания, связанные с насильственным кормлением в детстве. Многие помнят,как еще в детских садах их насильно кормили рыбьим жиром, поили вареным молоком с пенкой, заставляли есть печенку, солянку, вареный лук и множество других блюд, которые вызывали отвращение.

Оправдано ли было такое кормление?

На протяжении всего этапа развития человечества пища являлась главной нехваткой человека и ее добыча играла решающую роль. Именно добавочное желание к пище управляло человеком и толкало его из пещеры - на развитие, на охоту и изобретение дополнительных орудий труда: копий, стрел, колеса, а сегодня компьютеров и айфонов, способствуя технологическому прогрессу. Другими словами, единственное желание к пище управляло нами на протяжении тысяч лет.

Как заставить ребенка кушать? (фото:prokarapuza.ru/kakuyu-kashu-luchsh e-vvodit-v-vide-prikorma/)


П оследние несколько десятков лет мы впервые вышли из под прямого управления природой. Голод нас не беспокоит, пища уже не является главной проблемой человека, все супермаркеты набиты до отказа, рестораны и кафе находятся чуть ли не на каждом шагу, в любой момент можно удовлетворить свое желание поесть. Пища перестала иметь особую ценность в глазах человека, мы насытились ею и ожирение стало массовой проблемой среди взрослых и детей. Некогда важный элемент нашей жизни стал занимать второстепенное значение. К чему ведет лишнее потребление пищи?

Наши бабушки и дедушки выросшие в те давние военные и пост военные времена до сих пор имеют особое отношение к пище, сытые, накормленные внуки для многих бабушек так и остаются приоритетной целью. Такой взгляд на проблему устарел и сегодня он не работоспособен. С наступлением новой, кожной фазы развития , роль пищи в нашей жизни изменилась. Сегодня природа не управляет нами через пищу,как это было ранее, у каждого человека появилось свобода выбора и воли, и уже наши желания, а не голод толкают человека на работу. Нам сегодня мало быть сытыми, мы хотим испытывать психологическое удовлетворение. Поэтому, если раньше пища была на вес золота и детей заставляли съедать все целиком, то сегодня в ней нет недостатка, и оправдания такому действию нет.

Психология питания

Насильственное кормление приносит колоссальный вред психическому человека. Самое первое добавочное желание у человека было желание к пище и от того как человек принимает и распределяет пищу,выстраиваются все его отношения в обществе. Ощущая голод, мы хотим его утолить, а утоляя, мы наполняем наше желание и испытываем от этого удовольствие. Если этот процесс проходит естественным путем, то он успешно фиксируется в психике ребенка и переносится и на другие области жизни.


Насильственное кормление (Фото:www.mk.ru/upload/iblock_mk/475/66/d 6/a7/DETAIL_PICTURE_673266_71611708.jpg)


Б удучи взрослым, человеку будет проще реализовывать другие желания, испытывая при этом наслаждение, как это было в процессе питания когда-то в детстве. Наоборот, заставляя ребенка есть против его желания, мы нарушаем программу природы, которая способствует наиболее благоприятному развитию. Вместо удовольствия, пища начинает ассоциироваться со страданием. Прием пищи, единственная нехватка человека перестает ассоциироваться с удовольствием и ребенок закрепляет это чувство у себя в психике. Уже взрослым, он может испытывать проблемы с получением и других благ от жизни, потому что не может точно определить где его ожидает наибольшее удовольствие. В итоге берет не свое, не то, что для него уготовлено в жизни - и ошибается.

Как заставить ребенка кушать - отрывки из детства

Вспомните пролитые слезы над манной кашей, количество часов, просиженных на кухне наедине с полупустой тарелкой. Сколько ненависти к нелюбимым блюдами и мучителям, которые заставляли все это есть? И это все формирует наше отношение к пище, одной из главных нехваток человека. Маленький ребенок получает самые сильные психологические травмы именно от насильственного кормления. Если вы задаетесь вопросом о том, как заставить ребенка кушать, то - это ошибка, заставлять его есть насилием. Это ведет к неполноценному развитию.

Большинство современных родителей перекармливают своих детей. Еще в раннем возрасте до 3 лет они стараются заткнуть их крики, слезы или другие проблемы кормлением. Не зная базовых потребностей своего ребенка и той пищи, которая ему предпочтительна, они тем самым приносят вред. Самый лучший способ - это прислушиваться к желаниям вашего ребенка, а не слухам и рекламе.

"Ложечка за маму, ложечка за папу" - сегодня это не пройдет. Сегодня у детей гораздо больший объем психического, объем желаний, который уже не наполнить только пищей, нужны другие формы наслаждений. В прошлой фазе развития была необходимость в крепком и сильном теле, потому что преобладал физический труд. Сегодня предпочтителен труд интеллектуальный. Нарушая баланс насильственным кормлением, мы отнимаем у ребенка способность развиваться и адаптироваться в будущем. Неправильно будет копировать отношение к еде наших бабушек и дедушек. Те времена давно прошли, ребенку должна нравится потребляемая пища, если есть возможность, то ему можно дать альтернативу выбора.

Насили в кормлении (фото:www.ansar.ru/uploads/imagesb/2012/0 3/10acb584.jpg)


Общие советы:

Лучше недоедать, чем передать. Пища должна ассоциироваться с удовольствием. Оставляя желудок немного пустым, на 10-20% мы тем самым сохраняем в себе желание к пище, желание к действию.

Мы должны испытывать благодарность за пищу. От пищи мы получаем второе по величине удовольствие, по этой причине множество людей добирают свою неудовлетворенность от жизни именно через нее. В стрессе людей тянет потреблять жирную пищу, так как она ослабляет работу мозга, постоянное жевание тоже говорит о стрессе, неспособности решить стоящие перед собой проблемы. Чаще всего ожирением страдают самые не адаптированные слои населения, люди которые попросту не могут реализовать себя и получить удовольствие. А удовольствие - это то, что движет человеком, приходится довольствоваться пищей.

С громадным предложением вкусностей на каждом шагу очень трудно отказаться от соблазна что- либо перекусить, тогда когда мы не голодны, и все-таки стоит пытаться избежать этого соблазна. Дети очень часто стремятся повторить пример взрослых, очень часто потребляя лишнию пищу в виде чипсов, конфет и шоколадок. Потребление пищи отнимает у нас желание и влечение к жизни, наполняет его самым естественным путем, не прилагая никакого усилия для развития. В современный век у нас есть гораздо больше возможностей получать удовольствие более высокого порядка.

Правильное отношение к пище желательно формировать с детства, и не заставлять ребенка кушать если он не хочет. А если вы выросли на этом опыте? Всегда есть возможность изменить свое отношение к пище. Всегда можно почувствовать глубокую благодарность внутри себя, ограничить себя в лишнем потреблении, ощутить настоящий голод и потом наполнить его. Даже будучи взрослым, мы вновь можем поставить себя под управление природой, что за собой повлечет лучшую реализацию в жизни и как следствие большее удовольствие от нее. Для того чтобы не переносить свои предпочтения и желания на ребенка, необходимо отличать его по векторам, понимать его желания и предпочтения к пищи. Таким образом вы вырастите здорового и полноценного ребенка, способного наполнять свои желание в будущем.

Послушный ребенок, беспрекословно поедающий все, что ему предлагают на завтрак, обед и ужин, – заветная мечта всех родителей. Увы, но полностью воплотить ее в жизнь вряд ли удастся. И все же наивные взрослые продолжают задаваться вопросом: как заставить ребенка есть?

Зри в корень

Прежде всего необходимо ответить на принципиальный вопрос: почему ребенок плохо ест? Мотивы нежелания вашего чада питаться правильно подскажут, в каком направлении двигаться, чтобы привить ему здоровую тягу к еде. Специалисты уверяют, что чаще всего причины расстройства пищевого поведения носят психологический характер. Это может быть попытка привлечь внимание к своей персоне, протест против частых ссор родителей, излишняя избалованность или, напротив, спартанские методы воспитания и т.д. Иногда малыш испытывает непреодолимый дискомфорт за столом из-за того, что ему постоянно делают замечания (как правильно держать вилку или ложку, вести себя за столом). В результате процесс приема пищи неизменно ассоциируется с негативом.

Очень часто ребенок не хочет кушать, потому что ему попросту невкусно. Дело не в отсутствии у вас кулинарного таланта, а в том, что гастрономические пристрастия детей бывают чересчур избирательными. Нелюбовь к овощам, кашам, супам и прочим полезным блюдам выражается в постоянных капризах. Задаваясь вопросом, как научить ребенка кушать, стоит обратить внимание и на собственные неосмотрительные поступки.

Стремление побаловать ребенка конфетами и пирожными в качестве перекусов чревато отсутствием аппетита во время основной трапезы. Если вы не выработали четкий режим дня и ребенок поздно ложиться спать, то утром он вполне предсказуемо откажется от положенного завтрака. И будет прав, ведь при таких условиях организм не настроен на потребление пищи.

Случается и так, что ребенок мало кушает, потому что отвлечен куда более занимательным действом. Например, мультиками, чтением книг или другими представлениями, которые устраивают старшие, чтобы потешить чадо хлебом и зрелищами. Эта пагубная практика заставляет ребенка связывать процесс поглощения еды с развлечениями. И если они исчезают, вместе с ними пропадет интерес к еде.

Тактика мирного завоевания


Заставлять ли ребенка есть, зная причину частых отказов? Ни в коем случае, предостерегают психологи. Агрессивные способы вроде принуждения, запугивания или шантажа только усугубят проблему. Методы должны быть миролюбивыми и последовательными.

  • Разобраться с психологическими проблемами в семье подчас не в состоянии даже сами родители. В этом случае докопаться до сути поможет специалист. В остальном вы вполне можете обойтись собственными силами. Помните, что обеденный стол – это свободная от конфликтов зона, где все наслаждаются едой и общением. Создайте непринужденную и радостную атмосферу и ни в коем случае не ругайте ребенка, заставляя его испытывать чувство вины.
  • Чтобы привить детям любовь к определенным продуктам, потребуется большой запас терпения и творческий подход. Ребенок не любит творог? Сделайте сырники необычной формы и придумайте для них смешное название. Из ненавистной морковки можно вырезать причудливые фигурки, на тарелке с кашей нарисовать джемом забавную рожицу, из картофеля приготовить цветное пюре, а из мяса и риса – забавных ежиков.
  • Как приучить кушать ребенка, если он злоупотребляет перекусами и вредными сладостями? В первую очередь замените их яблоками, грушами или . Определите постоянное время и количество приемов пищи. Чтобы быть здоровым, ребенок должен питаться 5-6 раз в сутки, разумеется, небольшими порциями. А конфеты, шоколадки и прочие сладости приберегите для окончания обеда или ужина.
  • Максимально разнообразьте . Готовьте каши, супы, мясные и рыбные блюда с овощными гарнирами для основных трапез. Для второго завтрака или полдника сделайте небольшой сэндвич или булочку с теплым молоком. Со временем детский организм настроится на правильный режим, и будет охотно принимать пищу.
  • Если у вас подрастает малыш-«сова», к нему потребуется особый подход. После позднего пробуждения желудку нужно некоторое время, чтобы прийти в себя. Поэтому для начала взбодрите ребенка каким-нибудь активным развлечением. А перед завтраком дайте ему стакан фруктового сока – это поможет пробудить аппетит.
  • Нередко ответом на вопрос, почему ребенок стал плохо есть, является недомогание малыша. В этом случае сердобольные родители пытаются с удвоенной силой накормить изголодавшееся чадо. Но при болезни отказ от еды является естественной реакцией. Организм направляет все ресурсы на борьбу с заболеванием, и сил для переваривания пищи не остается. В такие дни больному малышу нужно давать легкую пищу вроде бульона, овощей, фруктов или натуральных йогуртов.

Чтобы понять, как заставить ребенка кушать, в первую очередь важно осознать, что насильно делать этого нельзя. Ребенок должен испытывать добровольное желание и здоровый аппетит, и тогда практически любая еда будет в радость. Вам остается подготовить для этого благодатную почву.

Хотя все родители хотят, чтобы их дети ели здоровую, разнообразную пищу, дело в том, что многие дети разборчивы, когда дело доходит до еды. Они склонны ныть, плакать или просто отказываться кушать, когда приготовленная еда им не нравится. Важно не поддаваться на такого рода поведение, если вы хотите, чтобы ваши дети ели и наслаждались широким выбором продуктов. Эта статья покажет вам, как заставить ваших детей есть практически все – просто прочитайте Шаг 1 ниже, чтобы начать.

Шаги

Часть 1

Развитие хороших привычек

    Понимайте важность развития хороших привычек. Дети учатся с раннего возраста и на них очень легко влиять путем постоянного использования и внедрения хороших привычек. Как только у ваших детей войдет в привычку быть любознательными и пробовать новые продукты, вы поймете, что гораздо легче расширить их кругозор и вкусовые рецепторы.

    Настаивайте на том, чтобы ваши дети ели за столом. Одна из лучших привычек, которой можно научить ваших детей, заключается в том, что они всегда должны сидеть за столом во время еды. Не позволяйте им есть пищу перед телевизором или в одиночку в их комнатах.

    • Пусть ваши дети знают, что если они хотят вообще поесть, они должны сидеть за столом. Скажите им, что они не могут вернуться к просмотру телевизора или пойти играть на улицу, пока они не съели всю еду, которая стоит перед ними.
    • Если они отказываются от еды, оставьте их сидеть за стол на некоторое время, а затем отпустите их. Тем не менее, не предлагайте им перекусить или приготовить другой еды вместо этой. Они должны знать, что они будут голодать, если они не съедят пищу, которую вы поставили перед ними.
  1. Ешьте, не отвлекаясь. Время приема пищи должно стать возможностью для семьи сидеть и разговаривать друг с другом. Не оставляйте телевизор или радио включенными в фоновом режиме, или не давайте вашему ребенку играть с мобильным телефоном или в видеоигры во время еды.

    • Как только ваш ребенок примет тот факт, что никакие отвлекающие факторы не разрешены во время приема пищи, они будут более склонны прийти и сесть за стол и быстро съесть их тарелку еды.
    • Избегая отвлекающих факторов за столом, также предоставляет вам хорошую возможность, чтобы пообщаться с вашим ребенком, задать ему вопросы о школе, о его друзьях и его жизни в целом.
  2. Вырабатывайте рутину. Создание четкой рутины, когда дело доходит до еды и закусок, – хорошая идея, так как ваш ребенок будет знать, когда настанет время приема еды и будет достаточно голоден, чтобы съесть все, когда придет назначенное время.

    • Например, вы могли бы предложить вашему ребенку кушать три раза в день и плюс два перекуса. Помимо этих заранее обговоренных приемов пищи, не позволяйте ребенку ничего больше есть – давайте ему только попить.
    • Это гарантирует, что ваш ребенок проголодается и будет готов кушать, когда придет время приема пищи, независимо от того, что вы приготовите.
  3. Добавляйте новые продукты наряду со старыми любимыми продуктами. При внедрении новой пищи в рацион, подавайте ее вместе, по крайней мере, с одним из любимых блюд вашего ребенка. Например, попробуйте подать брокколи с картофельным пюре, или немного салата вместе с куском пиццы.

    • Подача новой пищи вместе со старыми любимыми блюдами поможет вашему ребенку принять новые продукты и больше увлечет их сидеть за столом, в первую очередь.
    • Для детей, которые более устойчивы, можно создать правило, которое позволит им съесть только их любимую пищу (например, пиццу), если они ели только пищу нового типа (например, салат).
  4. Уменьшайте количество закусок, которые ест ваш ребенок. Если ваш ребенок довольно придирчивый с едой, попробуйте уменьшить количество закусок, которые он ест в течение дня. Это, мы надеемся, создать аппетит и желание разнообразной диеты.

    • Ребенок, который ест слишком много закусок между приемами пищи, вероятно, не будет голодным с наступление времени приема пищи и, следовательно, не будет готов съесть что-то новое.
    • Ограничьте количество закусок до двух или трех в день, и попытайтесь сделать их здоровее, например, кусочки яблока, йогурт или горсть орехов.

    Часть 2

    Веселиться во время приема пищи
    1. Попробуйте сделать прием пищи веселым и интерактивным. Время приема пищи должно быть веселым и интерактивным. Это не должно быть стрессом, или всегда заканчиваться детским плачем или жалобой на то, что они не хотят есть. Прием пищи должен быть приятным опытом для всех за столом.

      • Сравнивайте вкус различных пищевых продуктов (рыба соленая, сыр сливочный, и т.д.), говорите о разнообразии цветов (морковь оранжевая, брюссельская капуста зеленая, свекла фиолетовая, и т.д.) или попросите ребенка угадать вкус определенной еды, опираясь лишь на ее запах.
      • Также можно попробовать подать еду интересным способом. Например, вы могли бы выложить личико на тарелке вашего ребенка, используя спагетти для волос, фрикадельки для глаз, морковку для носа и кетчуп для рта.
    2. Готовьте вместе. Включайте вашего ребенка в процесс приготовления пищи и обсудите причины, почему вы положили определенные продукты вместе, с точки зрения сочетания вкусов и цветов. Участие в процессе приготовления сделает вашего ребенка более любопытным, чтобы проверить готовый продукт.

      • Еще один замечательный способ, чтобы заинтересовать вашего ребенка и поощрить его участие в процессе приготовления пищи, это позволить ему выращивать или выбрать себе еду. Например, вы могли бы попробовать вырастить ваши собственные помидоры и дать ребенку ответственность – поливать их каждый день и проверять, созрели ли помидоры.
      • Также можно попробовать привести вашего ребенка на ферму и позволить ему самостоятельно собирать яблоки, ягоды и т.д. Ребенок будет более взволнованным, в желании съесть их.
    3. Предложите награду. Если ваш ребенок не хочет попробовать определенную пищу, попробуйте предложить небольшой приз. Если он пообещает съесть все на своей тарелке, вы могли бы вознаградить его небольшим десертом после еды, или, отвести их в какое-нибудь хорошее место, например парк или в гости к другу.

    4. Следите за тем, что вы говорите детям. Одна ошибка, которую совершают многие родители, заключается в том, что они говорят своим детям, что если они будут есть определенную пищу, то они будут большими, здоровыми и сильными.

      • В то время как это может быть эффективным способом заставить ребенка поесть, это превращает процесс приема пищи в нечто, что ребенок «обязан» делать, а не то, что ему должно нравиться делать.
      • Вместо этого попробуйте сосредоточиться на всех фантастических и разнообразных вкусах, которые может предложить пища. Научите детей получать удовольствие от приема пищи и принимать возможность попробовать новые продукты. Как только ваш ребенок проявит интерес к еде и будет пробовать новые продукты, он будут готов съесть почти все, что вы положите перед ним!

    Часть 3

    Обеспечение правил во время приема пищи
    1. Установите некоторые строгие правила во время приема пищи. Строгие правила обеспечат распорядок для ваших приемов пищи и помогут вам расширить вкусовые рецепторы вашего ребенка. Например, одно из самых важных правил, которое вы можете установить это: каждый должен съесть то, что подается, или, по крайней мере, попробовать его. Не разрешайте ребенку отказаться от определенной пищи, если он даже не пробовал ее.

      • Убедитесь, что ваш ребенок знает, что не будет никакой замены блюда, если он не съест то, что перед ним.
      • Если вы поддадитесь на слезы и крики ребенка, вы не сможете достичь вашей цели. Будьте терпеливы и тверды в ваших правилах, и результаты, в конечном счете, последуют за ними.
    2. Будьте хорошим примером для ваших детей. Дети смотрят на своих родителей по многим причинам, в том числе, чтобы увидеть, что они едят и как они относятся к определенному типу пищи.

      • Если вы не едите определенный тип пищи или корчите лицо, в то время как вы едите то, что вам не нравится, как вы можете ожидать, что ваш ребенок будет это есть? Пусть ваш ребенок знает, что правила приема пищи, распространяются на всех, а не только на него.
      • Таким образом, вы должны стараться быть хорошим образцом для подражания, съедая то же самое, что и ваш ребенок ест.
    3. Не давите на ребенка, заставляя его поесть. С точки зрения приема пищи, вы как родитель решаете, что приготовить, когда подавать еду и где ее подавать. После этого, это касается лишь ребенка, собирается он это съесть или нет.

      • Если ваш ребенок выбирает не есть то, что вы приготовили ему, не заставляйте его есть – это только заставит ребенка больше сопротивляться и впоследствии расстроит вас. Тем не менее, вы не должны предлагать приготовить ребенку его любимую еду вместо этой, так как это значительно уменьшит его желание попробовать нечто новое.
      • Не разрешайте ребенку есть снова до следующего приема пищи. Это научит его быть менее требовательным, к тому, что он ест – «голод – лучший повар», как говорится.
    4. Будьте терпеливы. Ваш ребенок не научится принимать и наслаждаться новыми продуктами за ночь. Интересоваться новой едой – это привычка, которая должна быть сформирована, как и любая другая привычка. Будьте терпеливы и не сдавайтесь в вашем стремлении научить вашего ребенка, как и почему они должны есть здоровые и разнообразные продукты.

      • Не забудьте дать ребенку достаточно времени, чтобы принять новую пищу. Не просто дать ему попробовать еду один раз, а затем смириться, если ваш ребенок говорит, что ему это не нравится.
      • Подавайте эти продукты как часть блюда, по крайней мере, три раза, прежде чем сдаться – иногда детям требуется время, чтобы принять новую пищу и понять, что она на самом деле им нравится.
    5. Не наказывайте ребенка, если он отказывается от еды. Не наказывайте ребенка, если он отказываются от определенной пищи – это может заставить их быть еще более не расположенным к ней.

      • Вместо этого спокойно объясните ребенку, что ему ничего не дадут поесть до следующего приема пищи, и что он будет очень голодным, если ничего не съест сейчас.
      • Подчеркните, что это собственное решение ребенка голодать – он не наказан. Если вы упорно продолжите пользоваться этой техникой, ребенок, в конечном итоге, сдастся и съест все, что перед ним.