Сценарии фольклорный праздник в детском саду традиции. Фольклорный праздник в детском саду методическая разработка (средняя группа) на тему

Русский фольклор - кладезь народной мудрости: песни, пословицы, поговорки, загадки, декоративное искусство. Его притягательную магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством.

Своими корнями русские обрядовые праздники уходят в глубь язычества и составляют огромный пласт русской культуры. Поклонение богу Воды, Земли, Огня, Солнца, Дождя и просьбы к ним о плодородии земли и об урожае - вот основная суть ритуальных действий и обрядов. Силы природы почитали так: «Огонь - царь, Вода - царица, Земля - матушка, Небо - отец, Ветер - господин, Дождь - кормилец, Солнце - князь, Луна - княгиня».

При проведении фольклорных праздников детям будет интересно, если они примут участие в непосредственной их подготовке: своими руками сделают простейшие музыкальные инструменты (погремушки, свистульки), смастерят что-либо для «ярмарки», украсят зал, придумают свои костюмы.

При разучивании русских народных песен желательно по возможности не обращаться к инструменту, поскольку по своей устной природе музыкальный материал легче воспринимается и запоминается именно с голоса.

Проведение Масленицы, Троицы возможно на открытом воздухе.

День Воздвижения

14.09-27.09 (по старому календарю)

В старину говорили «Смекай баба про капусту на воздвиженьев день», «У доброго мужика на воздвижень день и пирог с капустой». С этого дня начинались девичьи вечеринки - капустные. Девушки в богатых уборах ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В каждом доме накрывают столы с закусками. Девушки, входя в дом, поздравляют хозяев с хорошим урожаем, а вечером вместе с юношами водят хороводы. В домах и на дворе звучат шуточные песни, прибаутки, озорные приговорки. Приглашение на капустные вечорки с давних времен было знаком расположения, приязни. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам.

К нам наехали капустны вечера

На конях, на соболях, на лисицах, горностаях.

Уж вы, кумушки, подруженьки мои,

Вы придите поработать у меня,

Пособите мне капусту порубить,

Пособите-ка ее мне усолить.

Игры-хороводы на капустные вечорки

1. «Сиди, Яша».

Дети водят хоровод вокруг сидящего мальчика и поют.

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Погрызи орехи

Для своей потехи.

При последнем слове Яшу раскручивают, предварительно завязав глаза.

Свои руки приложи,

Имя правильно скажи.

Яша подходит к любому игроку, дотрагивается до него и угадывает имя. Отгадавшего сажают на место Яши. Игра продолжается вновь.

2. «Плетень» («Вейся, капустка»).

Дети выстраиваются в ряд, берутся за руки. Ведущая ведет ряд, подходя под руки стоящей последней пары, те поворачиваются. Ведущая проходит под руки второй пары, те тоже поворачиваются, и так до конца. В конце у каждого левая рука перекинута через плечо. Когда плетень завит, его начинают развивать.

(Завивая, поют.)

Вейся ты, вейся,

Капустка моя.

Вейся ты, вейся,

Виловая моя.

Вечор на капустке,

Вечор на виловой,

Частый сильный дождик.

(Развивая, приговаривают.)

Развивайся ты, капустынька,

Развивайся ты, виловой кочешок,

Не женись ты, милый женишок.

Если женишься, покаешься,

Со мной, девицей, расстанешься.

Святки

Святки, святочные вечера - так традиционно назывались праздничные дни от Рождества Христова (7-18 января). Всем действием этого праздника придавался магический характер, и в прошлом они были направлены на урожайность будущего года. Шествие ряженых, щедрование, колядование, обсыпание дома злаковыми - все это древние ритуалы язычества.

В святочные вечера молодежь обходит дома, устраивает посиделки, где слушают страшные сказки, перекидываются загадками, гадают, водят хороводы с выбором невесты. Песни, танцы прерывались приходом ряженых. Любимая маска - медведь, показывающий, как бабы ходят по воду, как глядятся в зеркало, как ребятишки воруют горох.

Иной раз врывалась целая ватага «нечести» в белых рубахах со страшными масками (старуха в лохмотьях с горшком на голове, кикимора и т. п.) Их прогоняли. Считалось, что после рождения Христа дьявол скитается по земле, терзая души людей. Для того, чтобы он не вселился в человека, надобно прятать лицо под маской, как бы «подделываться» под дьявола.

Святочные игры

1. «Хождение с козой».

В игре участвуют: коза, поводырь и группа девчат и ребят. Они входят в избу, спрашивают: «Позвольте козе в хате поскакать?» После согласия хозяйки водили козу в коридоре и пели.

Станьте в ряду, я козу веду,

На горе коза с козлятами,

Под горою волки с волчатами.

Ухватил волк козу за бочок,

А волчата погнались за козлятами.

Дурная коза, неразумная,

Пошла бы в лесок, нарвала бы снопок,

И сама ела, и деток кормила.

У нас парни все стрельцы,

Хвалились козу застрелить,

Не попали в бок, а попали в рог.

Упала коза.

Коза падает, парни ставят ее на ноги.

Как пошел наш козел

Да на ножечках,

Где коза топ-топ,

Там жита много копн.

Где коза ногой, там жито горой.

Где коза рогом, там жито стогом.

Где козе хвостом, там жито кустом.

Подойди поближе, поклонись пониже.

Коза кланяется, а девчата с ребятами выпрашивают подарки.

Чем они тебя пожалуют?

Или мерою овса,

Или сверху колбаса,

Да еще кусок сальца,

Чтобы наша коза весела была.

Молодежь забирает подарки и с песнями уходит.

2. Игра в фанты.

3. Игра «А мы просо сеяли»

Две группы встают друг против друга, взявшись за руки, поют поочередно. В определенный момент по одному переходят в другую группу.

Масленица

Справлялась за семь недель до Пасхи. Люди верили, что могут одержать победу Весны над Зимой, празднуя Масленицу. Отсюда и особое значение символов, используемых в ходе праздников: образ Солнца в виде катящегося горящего колеса, в виде блинов, каждый из которых похож на маленькое солнце. На Масленицу гуляют семь дней, за каждым закреплены определенные действия:

понедельник - Встреча;

вторник - Заигрыш;

среда - Лакомка, разгул;

четверг - Разгуляй, четверток широкий;

пятница - Тещины вечера;

суббота - Золовкины посиделки;

воскресенье - Прощеный день.

Открывали Масленицу дети, сооружавшие снежные горы и произносящие приветствие: «Звал-позывал честной семик широкую Масленицу к себе в гости во двор: душа ль ты моя Масленица, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

В понедельник делают из тряпок женскую фигуру, одетую в девичий наряд, в руках у нее блин и помазок.

Всю неделю - катанье с гор на лошадях, кулачные бои, возведение и взятие снежного города, конские бега.

Центральная фигура праздника - сама Масленица, ее усаживали в сани и возили с песнями:

Масленица-пышка,

На улицу вышла,

На гору катиться,

С ребятами драться.

Дорогая наша гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная.

В воскресенье Масленицу сжигали:

Прощай, Масленица-вертушка,

Настает великий пост,

На деревне все приемы -

Подают селедки хвост.

Ух, ты, Масленица, обманщица,

Говорила 7 недель, а остался один день.

Масленица загорела,

Всему миру надоела.

Масленица, прощай -

На тот год опять приезжай!

Вербное воскресенье

С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба и особенно ее распустившиеся почки и сережки считались целебными, наделенными особой силой. Поэтому существовал обычай: маленьких детишек шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, постегивали посильнее: «Верба - хлест, бей до слез, верба синя бьет несильно, верба красна бьет напрасно, верба бела бьет за дело».

На вербное воскресенье принято устраивать ярмарки. Часть их называли детскими, потому что можно было купить всевозможные сладости, игрушки, свистульки, трещотки, пищалки.

На вербных базарах проходили различные выставки, выступления бродячих артистов, балаганы.

Вербные игры

1. Наборная хороводная.

Использовалась для набора в хоровод. Водящий идет и пятнает сидящих, те встают и берутся по очереди за руки, двигаясь друг за другом.

2. Игра «А мы просо сеяли».

Две группы встают друг против друга, взявшись за руки, поют поочередно. При выкупе одна из девушек переходит в другую группу.

3. Хороводная игра «Мак».

Все стоят кругом - внутри сидит Ермак.

Дети (поют):

Маки, маки, маковицы,

Золотые головицы.

Встанем все вот так

Дети. Ермак, Ермак, посеял ли мак?

Ермак. Только посеял.

Дети. Ермак, Ермак, всходит ли мак?

Ермак. Всходит.

Дети. Ермак, Ермак, цветет ли мак?

Ермак. Цветет.

Дети. Ермак, Ермак, зреет ли мак?

Ермак. Зреет.

Дети. Ермак, Ермак, поспел ли мак?

Ермак. Поспел.

После этого дети подходят к Ермаку и щиплют его.

4. Горелки.

Все встают парами в ряд. Водящий кричит: «Горю-горю, на камушке стою».

Все (поют).

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло,

Стой по доле, гляди на поле,

Ходят грачи, да едят калачи.

Глянь на небо - птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два - не воронь,

Беги, как огонь.

Первая пара разбегается, соединяются в конце ряда, водящий ловит, если кого поймает, тот «горит» - становится водящим.

Пасха

Пасха - праздник праздников, торжество. Название происходит от слова «пейсах», «прехождение», «избавление» - все человечество избавляется от рабства дьяволу, дарует жизнь и вечное блаженство.

В церкви провозглашают воскресение Иисуса Христа, звонят в колокола.

Лидия Чарская

Земля и солнце,

Поля и лес -

Все славят Бога:

«Христос воскрес».

В улыбке синих

Живых небес

Все та же радость -

Христос воскрес.

Вражда исчезла,

И мрак исчез,

Нет больше злобы -

Христос воскрес

Как дивны звуки

Святых словес,

В которых слышно -

Христос воскрес.

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев.

В зеленеющем уборе

Млеют темные леса,

Небо плещет точно море,

Море точно небеса.

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков

И в зелени уж ближний лес.

Христос воскрес, Христос воскрес.

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес,

Христос воскрес, Христос воскрес!

Сергей Есенин

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Скрылась за рекою

Бледная Луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

Яков Полонский

Весть, что люди стали мучать Бога,

К нам на север принесли грачи.

Потемнели хвойные трущобы,

Тихие заплакали ключи.

На буграх каменья обнажили

Лысины, покрытые в мороз.

И на камни стали капать слезы

Злой зимой очищенных берез.

И другие вести горше первой

Принесли скворцы в лесную глушь -

На кресте распятый, всех прощая,

Умер Бог, спаситель наших душ.

От таких вестей сгустились тучи,

Воздух бурным зашумел дождем,

Поднялись - морями стали реки

И в горах пронесся первый гром.

Третья весть была необычайна -

Бог воскрес и смерть побеждена

Эту весть победную примчала

Богом воскрешенная весна,

И кругом леса зазеленели

И теплом дохнула грудь земли.

И, внимая трелям соловьиным,

Ландыши и розы зацвели.

Праздник Пасхи длится неделю, которая наполнена различными играми, развлечениями, хождениями в гости. Все поздравляют друг друга, христосятся, то есть целуются, выражая общую радость и всеобщее прощение, а также обмениваются крашеными яйцами, которые, по поверьям, наделяют людей здоровьем, силой, красотой, плодородием.

В. Хрущева

Чудесное яичко

Говорит сестре зайчонок:

Посмотри, яичек разных

Приготовил я немало,

Золотых, цветных, алмазных.

Подставляй скорей передник,

Их снесешь ты милым детям

Всех прилежных добрых крошек

Мы с тобой сейчас наметим.

В ночь святую под подушку,

Не зевай, смотри, сестричка,

Тихо каждому положишь

Ты чудесное яичко.

Яйцо является символом возрождения, а окрашенное в красный цвет знаменует возрождение человечества кровью Иисуса Христа.

Основным пасхальным развлечением являлись игры с яйцами.

1. Катание яиц.

Делается простой деревянный или картонный желоб, вокруг него освобождается ровное пустое место, на котором раскладываются выигрыши (игрушки). Играющие по очереди подходят к катку и катят свое яйцо. Предмет, до которого дотронется яйцо, и выигрывает катящий.

2. Прятание яиц.

Дети делятся на команды. Яйца из картона, пластика прячут. Каждая из команд старается найти как можно больше яиц в отведенное время.

3. «Чоканье»яйцами.

Тупыми или острыми концами яиц стучать друг о друга. Выигрывает тот, чье яйцо не треснет.

В пасхальную неделю на улице разворачиваются массовые гулянья: водят хороводы, устраивают балаганы с кукольными спектаклями-комедиями, на центральной площади вешают большие качели:

На святой неделюшке

Повесили качелюшки -

Сначала покачаешься,

Потом и повенчаешься.

Вознесение

Празднуется через 40 дней после Пасхи. В этот день пекут пироги с зеленым луком - «лук от семи недуг».

Ночь под Вознесение - соловьиная, когда соловьи поют громче и звонче.

Вознесение - переход к лету, об этом в народе сложили поговорки.

К Вознесеньеву дню все цветы весенние расцветают.

Цвести весне до Вознесения.

Дошла Весна-красна до Вознесения, тут ей и конец.

И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придет Возне- сеньев день - прокукует кукушкою.

Придет Вознесеньев день -

Сбросит Весна-красна лень,

Летом обернется,

За работу в поле возьмется.

В народе считается, что роса на Вознесение - целебная: «Если над вознесенскою росою пошептать слово заветное, да дать больному выпить, то всякое лихо как рукой снимет».

Троица

Весенне-летний праздник, связанный с расцветом молодой растительности, называли русальной неделей или зелеными святками Центральным днем празднества был Семик - 7-й четверг после пасхального воскресенья, а последний день семицкой недели - Троица, праздник почитания предков и прославления расцветающей природы. Символом этого расцвета была березка.

Люди украшали жилища зеленью, ветвями срубленных берез, цветами, посыпали полы душистой травой.

В семицкий четверг девушки украшали березку (срубленную или на корню) в девичьи наряды, лентами, бусами, цветами. Около наряженного дерева молодежь устраивала праздничную трапезу. Каждая участница приносила угощение, береза как бы принимала участие в этом. Затем процессия, возглавляемая самой красивой девушкой, брала березу и шла на хлебные поля, чтобы передать

земле ту растительную силу, которую они вкусили от обрядовой пищи. После обхода березку забрасывали в ржаное поле.

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая,

Стоишь ты, березонька,

Посредь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые.

Под тобой, березонька,

Трава шелковая,

Близ тебя, березонька,

Красны девушки.

В семик поют,

Под тобой, березонька,

Венки плетут.

Березу, символ праздника, называли «гостенкой», «кумушкой», «венком». Про нее загадывали такую загадку:

С одного дерева, да 4 угодья:

Первое - от темной ночи свет,

Второе - некопаный колодец,

Третье - старому здоровье,

Четвертое - разбитому связь.

(Ответы: 1 - лучина, 2 - березовый сок, 3 - веник для бани, 4 - оплетение лозой горшка.)

Действительно, изба долгое время освещалась березовой лучиной. При ее свете девушки пряли в долгие зимние вечера, пели протяжные песни, слушали бабушкины сказки.

Березовый веник все хвори выгоняет в русской бане, и старым, и малым душу веселит, а тело радует. Им хлещут себя.

На Троицу девушки плели венки из цветов и зелени на голову.

Изготовление венков имело магический смысл. Украшая себя зеленью, девушки приобщали себя к жизненной силе, заключенной в растительности. Свивание, сплетение в венок лозы, хмеля, цветов, листьев являлось также символом брака.

В последний день «зеленых святок» девушки бросали свои венки в реку с целью гадания, как и куда поплывет венок:

Утонет - разлука с любимым, смерть;

Заплывет на противоположную сторону - выйти замуж на чужую сторонушку.

Цель:

  • сделать зону психологического удобства;
  • развивать творческие способности детей;
  • удовлетворить физические, интеллектуальные потребности;
  • приобщить к народным традициям.

«Долог день до вечера, коли делать нечего»

Зал украшен предметами русского быта, народного творчества. В центре зала – русская изба: в углу бутафорская русская печь, на окнах резные занавески, на столах самовар, глиняная посуда.

Детей встречает Хозяйка (ведущая), одетая в русский костюм. Прихорашивается, в окно выглядывает.

Хозяйка : Зимний вечер темен, долог.

Насчитаю сорок елок.

То на лавке посижу,

То в окошко погляжу…

Позову-ка я ребят на посиделки.

Будут пляски, будут песни.

Эй, подруженьки-подружки,

Веселушки-хохотушки!

Эй, ребята-молодцы,

Озорные молодцы!

Приходите поплясать,

Зимний вечер скоротать.

(из-за дверей раздается звук бубенцов, смех и пение).

Входят девочки в русских сарафанах .

Хозяйка : Проходите, проходите!

Давно вас поджидаю.

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше голову-головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

На цвет водицу встряхивает.

Хоровод «Со вьюном я хожу» рус. нар. мел.

(раздается стук)

Хозяйка: Проходи, честной народ,

Не пыли, дорожка.

Добры молодцы идут

Поплясать немножко.

Входят мальчики в русских костюмах, здороваются, кланяются. Встают напротив девочек.

Мальчик: Что-то пляска не видна?

Девочка : Нет, неверно, вот она!

Мальчик : Плясуны не хороши!

Девочка: Сам пойди, да попляши!

Мальчик : Мы присядем, ногу в бок!

Девочка: А мы ногу на носок!

Мальчик: Топотушками пойдем!

Девочка : А мы сядем отдохнем!

Мальчик: С вами мы плясать пойдем!

Девочка: Лучше после отдохнем!

Общая пляска (рус нар мел.)

(дети рассаживаются по местам, все занимаются каким либо делом: вышивают, сматывают нитки, мальчики «плетут сети, вырезают деревянные фигурки» и т. д.)

Хозяйка: В старину люди после трудового дня собирались вместе на веселые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Тихо жужжала прялка. С шуткой, песней да весельем и работа спорится.

Девочка: Игла-барыня, княгиня.

Весь мир нарядила.

Нарядила, обшила,

Сама нагая ходила.

Девочка: Она тонка, да длинна,

Одноуха, остра,

Одноуха, остра

Всему миру красна!

Девочка: Хвостик нитяной

Тяну-тяну за собой.

Сквозь холст он проходит

Конец себе находит.

Хозяйка: Какова пряха,

Таково на ней рубаха.

Хозяйка: Федул, что губы надул?

Мальчик: Кафтан прожег (показывает рубаху с дырой)

Хозяйка: Починить можно?

Мальчик: Да иглы нет.

Хозяйка : А велика ли дыра?

Мальчик: Остались ворот, да рукава.

Хозяйка: Ты пирог ел?

Мальчик: Нет, не ел.

Хозяйка: А вкусный был?

Мальчик: Очень! (поглаживает живот)

Хозяйка: Где песня льется,

Там легче живется.

Запевай песню шуточную,

Шуточную, прибауточную.

Песня «Во кузнице» рус. нар. мел.

(мальчики поют, девочки – шумовой оркестр )

Под веселую музыку входит Коробейник с подносом, на подносе подарки: ленты, расчески, зеркальце…

Коробейник : Здравствуйте, лебедки! Здравствуйте, молодки!

Ребята-молодцы, веселые удальцы!

А тари, тари, тари.

Куплю Маше янтари,

Останутся деньги -

Куплю Маше серьги

Останутся пятаки -

Куплю Маше башмаки.

Останутся грошики -

Куплю Маше ложки.

Останутся полушки -

Куплю Маше подушки.

Хозяйка: Ой, ой, проходи, да на нас посмотри, что принес, покажи.

Коробейник: Да принес я много чего, хочу одарить вас своими подарками.

Но сначала покажите, какие вы ловкие.

На игру вы выходите,

Свою ловкость покажите.

Удальцов я одарю,

Что принес им, подарю.

Русская народная игра «Гори ясно»

(Коробейник одаривает детей ленточками, свистульками и т. д. )

Девочка: Как у наших у ворот собирается народ.

Девочка : Где веселый народ, тут и наш хоровод.

Инсценирование песни «Как у наших у ворот» рус нар. мел.

(молодец на «коне», девица у ворот стоит)

Хозяйка: Круглолицы, белолицы

Славно танцевали,

А теперь я хочу,

Чтоб все вы поиграли.

Русская народная игра «Горшки»

Хозяйка: Сядем рядком,

Да поговорим ладком!

Ну-ка, кто пословицы да скороговорки

Мастак рассказывать:

«Долог день до вечера, коли делать нечего.»

Дети: (по очереди )

  1. Кто труд любит, спать не будет.
  2. Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
  3. Глаза страшатся, а руки делают.
  4. Всяк годится, да не на всякое дело.
  5. Кто мало говорит, тот больше делает.
  6. Плохи дела, где сила без ума.

Хозяйка: Ну-ка, красные девицы, позабавьте добрых молодцев!

Танец с платочками рус. нар. мел.

Хозяйка: Молодцы, я за это подарю вам песню русскую, раздольную.

Помню, как певали в избах. Красота! Женщины, сидя у кудели

пели или девушки за селом, или же пока не засветлело

мужчины – за праздничным столом.

Взрослые, которые тоже сидят тут же в русских сарафанах поют песню.

Песня «Ой, со вечора, с полуночи» рус. нар мел.

(раздается стук)

Входит цыганка.

Цыганка: Здравствуйте, дорогие мои. Увидела огонек, да и зашла.

Да вы, милые, не бойтесь меня.

С добром пришла, вам правду скажу,

О будущем расскажу.

Хозяйка: Заходи, заходи, коль с добром пришла,

Мы гостям все рады!

Цыганка подходит к детям и гадает по руке, например: («Вижу, вырастешь ты большим, будешь хорошим врачом. Все тебя уважать будут» и т. д.)

Цыганка: А за ласку вашу, я спляшу для вас.

Цыганский танец.

Цыганка: Хорошо у вас, тепло и весело, да надо мне идти..

До свидания. (уходит)

Хозяйка: Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,-

Маму, дочка, слушайся.

Инсценировани е песни «Пошла млада за водой» рус. нар. мел.

(Солисты - Ваня и Таня, дети - с музыкальными инструментами )

Мальчик: Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Частушки.

(девочки с платочками, мальчики – руки на поясе)

Девочка: Говорят, они придут,

Говорят, появятся.

Двери отворяются

С улыбочкой являются.

Мальчик: Разрешите в этом доме

Разрешите поплясать.

Я не буду сильно топать

Только буду припевать.

Девочка: Говорят, я боевая

В девках не остануся.

Ох, и горюшко тому,

Которому достануся.

Мальчик : Разрешите мне сплясать,

Разрешите топнуть.

Неужели в этом доме

Половицы лопнут.

Девочка: Я частушку на частушку

Как на ниточку вяжу.

Ты подсказывай, подружка,

Если я не докажу.

Мальчик: Плясать пошел

Сапоги дерутся.

Шаровары коротки

Девки засмеются.

Девочка: Что ты, Ваня, плохо пляшешь,

Как ворона на колах.

Все равно не перепляшешь,

Разорвись хоть пополам.

Мальчик: Ах, пятка-носок,

Выковыривай песок.

Ах, бей-топочи,

Что бывало – то молчи.

Девочка: У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа-

Косолапы женихи.

Мальчик: Ах, топни нога,

Топни, правенькая.

Я не вырасту большая-

Буду маленькая.

Девочка: Ох, частушки хороши,

Их поем от всей души.

Но вы тоже не зевайте,

А смелее подпевайте.

Мальчик: На окошке два цветочка:

Голубой, да аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Хозяйка: Кто с платочками пляшет,

Да на балалаечке играет,

Тому скучно не бывает.

Общий веселый танец.

Хозяйка приглашает всех гостей и детей пить чай с пирогами.

Св-во о публикации в СМИ Серия А 0002233 ШПИ 62502666132250 дата отправки 16.11.2013г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Введение

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Детский сад – это культурно-социальная плацента для каждого дошкольника, где формируется и отрабатывается его социальный опыт. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность. В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя и самореализуется.

Стандартизация в системе образования нормирована приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Такого стандарта в России ещё не было. И с каждым годом он всё шире и шире открывает для себя двери в Российскую образовательную систему. А с 1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.

ФГОС ДО это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатывается и сама Программа. Это делают сами дошкольные учреждения. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья). Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды: Обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание детей, так же высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей и всего общества.

Культурно образовательная среда дошкольника является фундаментом для Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступенях начального общего образования (п.19.6. ФГОС), в основе которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. В связи с этими поставлена задача ориентировать проект «Народные фольклорные праздники в жизни малышей» на решение главной проблемы современного общества утрату нравственных интересов и общечеловеческих ценностей.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло? Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. И одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Актуальность

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Народные фольклорные праздники в жизни малышей». Для тог, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые. Интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.

Объектом исследования данный проект предусматривает процесс приобщения всех детей нашего дошкольного учреждения.

Предметом данной проектной деятельности является путь приобщение детей к народной культуре.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
  2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
  3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
  4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
  5. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
  6. Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
  7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
  8. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха, формирует исполнительской культуру, мотивирует на творчество.

Ожидаемые результаты:

  • устойчивый интерес к культуре русского народа;
  • знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно –

прикладного искусства;

  • создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Аннотация проекта

Проект «Народные фольклорные праздники в жизни малышей» представляет внутренний нормативный документ и является немаловажным для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду «Ромашка». Основная идея проекта – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, дошкольного детства. Проект основан на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. В его основе лежит ознакомление детей с детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен).

Этапы реализации проекта

I. Организационно-подготовительный

  • Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
  • Определение цели и задач проекта;
  • Подбор литературы, пособий, атрибутов;
  • Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

II. Основной

  • Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
  • Совместная деятельность
  • Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

  • Обобщение результатов работы;
  • Анализ деятельности.

Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

Постановка проблемы

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.

Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Опираясь на методическое пособие для педагогов «Народный календарь и дети» С.Черноскутовой, фольклорный материал книги методические рекомендации и программу Э.Г.Чуриловой, авторскую технологию А.И.Бурениной, я рассчитываю, на положительную динамику решения проблемы в ходе реализации проекта.

План мероприятий

Этап Мероприятия Сроки Ответственный
Организационно-подготовительный Анкетирование воспитателей

Анкетирование родителей

Наблюдения

Май-сентябрь Музыкальный руководитель,

воспитатели

Основной Октябрь Музыкальный руководитель
Консультация для воспитателей «Роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста» Ноябрь Музыкальный руководитель
Семинар – практикум для воспитателей «Использование музыкального фольклора в воспитании детей» Декабрь Музыкальный руководитель
«Мастер – класс» для родителей «Народная музыкотерапия» Февраль Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Семинар – практикум для родителей «Знакомьте малышей с фольклором» Март Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Круглый стол с участием родителей «Роль народного фольклора в Апрель Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Культурно - досуговое мероприятие «Ярмарка» Май Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Рефлексивно-диагностический Анкетирование воспитателей

Анкетирование родителей

Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей

Наблюдения

Май Музыкальный руководитель,

воспитатели

План мероприятий с детьми

Название

мероприятия

Форма проведения Предварительная работа Материал Направление
Осеница – царица Праздник Беседа о осенних праздниках, о народных приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр. Костюмы, музыкальные инструменты
Рождественские Посиделки Музыкальная

гостиная

Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями. Иллюстрации с изображением

ряженных

Колядки Развлечение Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен.

Организация и проведение русских народных игр и забав.

Костюмы

ряженных,

шумовые музыкальные

инструменты

Эх, да Масленица! Русские гулянья Разучивание рождественских колядок, русских народных игр Костюмы

ряженных,

шумовые музыкальные

инструменты

Физическое развитие
Вербное воскресение Проведение русских народных игр «Верба - вербочка» Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе. Веточки

вербы, народные

Художественно-эстетическое развитие
Пасха Праздник Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание Пасхальных яиц. Костюмы,

музыкальные

инструменты макет горки,

пасхальные яйца,

Социально-личностное развитие
Троица все зеленью покроется Праздник Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен. Демонстрац.

материал

Познавательно-речевое развитие

Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно – правовой ресурс:

  • согласование проекта с администрацией детского сада;
  • утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов.

2. Материально – технический ресурс

  • приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в группах детского сада.

3. Информационный ресурс:

  • подбор методической и познавательной литературы по теме;
  • сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационное:

  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  • Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л.Князева, М.Д.Маханева, 2001г.).
  • Система работы по формированию культуры здорового образа жизни «Наша традиция - быть здоровыми!"» (Карепова Т.Г., Жуковин И.Ю.).
  • Программа «Школа этнической социализации» (Л.В.Суровяк, Новосибирск, 2004г.).
  • Фольклорная арт-терапия (Л.Д.Назарова, С-Петербург, 2002г.).
  • Авторские разработки педагогов и методиста МДОУ «Ромашка» Рая О. Н. О.Н., Рудаковой Л.Г. , Токмаковой О. Е.

Финансовое:

Реализация проекта осуществляется за счет бюджетных ассигнований МБДОУ «Ромашка» (покупка методической литературы, оборудования и др.), а также силами волонтерской деятельности педагогов ДОУ, и родителей воспитанников ДОУ (сбор экспонатов для музея, изготовление наглядных и дидактических пособий и др.).

Материально-техническое:

Реализация проекта требует оформления мини-музея, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников.

Кадровое:

Разработку и реализацию проекта обеспечивают штатные работники ДОУ:

  • старший воспитатель, педагог-психолог Скрипочка В.Е.;
  • воспитатели высшей квалификационной категории Рая О.Н. Рудакова Л. Г.

В результате реализации проекта:

  • дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором;
  • у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности;
  • воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Риски и пути преодоления рисков

Конечно же, при апробации проекта нужно учитывать, что возникнут определённые трудности и риски.

Хочется отметить проблемы, с которыми мы столкнулись:

  • содержание ряда занятий не в полной мере выстроены с учетом возрастных

особенностей детей дошкольного возраста;

  • в содержании одного занятия включено два и более произведения, что

тяжело для восприятия детей;

  • музыкальному руководителю приходится готовиться к каждому занятию основательно его перерабатывать и вносить изменения;
  • не достаточно методической базы, готовясь к занятию, необходимо было найти и просмотреть большой объем литературы, подготовить большой наглядный материал, иллюстрации, картины.

Но все эти проблемы можно преодолеть с помощью взаимодействия педагогического коллектива и родителей. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.

Особо значимым является период дошкольного детства, период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом.

Взаимодействие со специалистами и родителями:

Внедрение проекта проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей. Так же проводятся беседы с родителями, их участие помогает дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Стратегия работы с родителями воспитанников предполагает

  • информирование родителей о целях, задачах и результатах проектной деятельности;
  • проведение проблемно-ориентированного анализа для сопоставления

достигнутых результатов с прогнозируемыми.

Модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строится как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в вопросах духовно-нравственного воспитании ребенка.

Педагогический коллектив в этом направлении решал следующие задачи:

  • объединил усилия педагогов и родителей;
  • создал атмосферу общности интересов в процессе организации проектной деятельности.

С целью ознакомления родителей с проектной деятельностью используются активные формы работы. Тесное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогическое просвещение родителей осуществляются на занятиях: «Школы для родителей». Для родителей выпускаем информационные стенды: «Народный праздник в жизни ребёнка», «В кругу семьи», «Православные праздники».

Таким образом: постоянная работа с семьей, позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно- нравственного воспитания в семье и детском саду Работа детского сада в данном направлении соответствует запросам родителей, которые хотят видеть своих детей духовно, психически и телесно здоровыми.

Необходимые условия реализации программы:

Специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.

Проект «Народные фольклорные праздники в жизни малышей» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности. В целом проект в своём развитие имеет прогресс так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученные знания в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Также ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Список используемой литературы

  1. Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
  2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
  3. Дзержинская, И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение, 1985 - 160c., нот.
  4. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 2004,. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
  5. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
  6. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.
  7. Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
  8. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.
  9. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994.
  10. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями. Ж. 1 сентября 2013.
  11. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008 №6.
  12. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  13. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.

«Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации…»

М.П. Мусоргский

Наш детский сад в своей работе с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре и искусству ставит перед собой цель – знакомство с музыкальным фольклором. Достижение этой цели осуществляем как на музыкальных, так и на других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми и их родителями.

Главной задачей музыкального воспитания является возрождение к народному искусству, к народным традициям и обычаям. А так же любовь к родному краю, Родине, народу.

Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек всё равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.

Значение культуры нашего народа, умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию, могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребёнок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведёт его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни прошлого – тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.

Так уже стало традицией проведение «Калядок», «Масленицы», «Троицы – девичий праздник», «Пасхальные перезвоны», «Посиделки» и др. На таких праздниках дети исполняют русские народные песни: игровые, плясовые, разнообразные танцы. Задорные мелодии данных произведений радуют своим весельем, жизнерадостным характером. Они очень просты по своему построению, отличаются чётким ритмом.

Ценность фольклорного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей нескольких поколений. Подготовку к празднику можно осуществлять в виде проектной деятельности детей и взрослых. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребёнка, делает процесс познания увлекательным и доступным, а общение дошкольника с окружающими более интересным и содержательным. Немаловажным является и то, что фольклорно-праздничный проект заканчивается ярким, красочным, эмоционально-насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринуждённой и весёлой форме.

Ожидание праздника и подготовка к нему являются составной частью годового ритма и образом движения в будущее. Жизнь ребёнка наполняется радостью и смыслом. Он испытывает уверенность в завтрашнем дне. Процесс подготовки даёт возможность включить в педагогический процесс разные виды детской деятельности. Планирование совместной работы педагогов, детей и родителей происходит на родительских встречах, также совместно воспитателей и специалистов следующим образом:

– информация о целях, смысле и содержании праздника, эмоциональная отзывчивость;
– обсуждение и изготовление подарков для детей;
– разучивание песен и хороводов;
– установление сроков мероприятий, выбор ответственных, дополнительная информация.

Активное участие педагогов, детей и их родителей в подготовке к празднику включает в себя: традиционные игры и хороводы, украшение зала, подготовка подарков.
Эмоциональная и духовно-нравственная атмосфера праздника создаётся общим настроением и активностью всех участников. Это атмосфера общности, духовного единения и хлебосольства. Родители вовлекаются во все дела и игры, а не являются гостями на чужом пиру, скромно сидящими в стороне. Приобретая опыт и совместные переживания детей и взрослых, становятся базой для поддерживания народных традиций в семье и детском саду.

Этапы проведения праздника

Можно выделить четыре этапа в проведении праздника, которые имеют духовную и эмоциональную окраску.

1. Создание атмосферы праздника на основе совместной деятельности детей и взрослых. Виды деятельности: украшение зала, подготовка праздничного стола, выступление в спектакле или небольшой роли на празднике, изготовление подарков, поделок, сюрпризов.
2. Совместные игры. Они могут проводиться как в зале, так и на улице, в зависимости от праздника. Игры могут быть в общем кругу при роле педагога, так и небольшие аттракционы, за каждый из которых отвечает взрослый. Этот этап включает музыкально-ритмические композиции, которые проигрываются ежедневно в течение всего периода подготовки праздника.
3. Праздничная трапеза. Трапеза – праздник внутри праздника, который сопровождается хоровым пением, шутками, загадками. Важно обратить внимание на то, как оформлен стол. Использовать угощение в соответствии с данным временем года и характером праздника.
4. Спектакль-сказка или утренник по специально подготовленному сценарию. Этот элемент праздника, который включает в себя представление детям о народном празднике и связанных с ним обычаях. Показать родителям исполнительские возможности детей, закрепить с детьми народные игры, выразительному исполнению своих ролей.

(Праздничный календарь: Осенины, Рождество и масленица, Пасха, Троица)

Основным принципом воспитания на Руси являлось посильное включение ребёнка во все виды деятельности семьи: через общение, через труд, через празднично-игровые ситуации. Но большинству семей в налаживании подобных отношений необходима помощь. Как её можно оказать? Современное дошкольное воспитание может ненавязчиво ступить в сотрудничестве с родителями через возрождение семейного празднования народных праздников.

В национальных праздниках предстают красота родной природы и любовь к земле, чувство справедливости и совестливости, творчество, задушевность и хлебосольство. Традиционные праздники могут стать основой духовно-нравственного становления личности, основой культуры здоровья, жизненным стержнем современного родителя-горожанина, возвращающегося к истокам русской христианской культуры.

Сценарий фольклорного праздника

Часть зала оформлена в виде русской избы: посередине стол, на нем самовар, чугунки, плошки. По бокам деревянные лавки. В углу скамья, на ней прялка. Дети и родители одеты в русские народные костюмы.

На середину зала выходят Хозяюшка и Хозяин горницы.

Хозяин и Хозяюшка (кричат ): «Красны девицы, да добры молодцы! Приглашаем Вас позабавиться да потешиться, пошутить, посмеяться. Мы с Вами будем петь, играть, водить хороводы, какие водили наши бабушки и дедушки, когда были молодые».

Хозяин:

Гость на двор – хозяину радость.
Кого почитают – того и величают.
Красному гостю – красное место.
Будьте как дома, присаживайтесь.

(Родители и дети проходят и присаживаются на лавки под народную мелодию)

Хозяюшка: В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась. И мы сегодня все вместе собрались на посиделки. Как наши дедушки и бабушки любили песни петь, так и мы споем русскую народную песню. (Исполняют песню « Как у наших у ворот»)

Хозяин: Издавна русский народ славился трудолюбием.

Хозяюшка: Много сложено поговорок и пословиц о труде. А вы, гости дорогие, знаете ли такие пословицы и поговорки?

(Гости называют пословицы: «Дело мастера боится», «Без дела жить – только небо коптить», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Есть терпенье – будет и уменье» и т.п.)

Хозяин:

«Делу время – потехе час».
Говорят, что без частушки
Нет и жизни никакой.
Мы частушки-хохотушки
Пропоем со всей душой!

(Гости поют частушки)

Хозяюшка: Народные танцы существуют у всех народов. И у русского народа есть свой танец – русский хоровод. «Водить хоровод, – что уж тут сложного, – подумаете вы. Но водить хоровод – это не просто ходить кругами под музыку, это ещё и петь, танцевать и исполнять интересные роли. Хороводные движения бывают простыми и сложными. И сегодня мы все вместе будем водить хоровод. (Водят хоровод «А я по лугу»)

Хозяин:

На море – океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зелёный,
Под ним стол золоченый,
На столе бык печеный.
Садись, кушай,
Мою сказку слушай…

Вслушайтесь в слово «сказка». Сказка сказывается, рассказывается. Передавали сказки бабушки своим внукам, а те вырастали – и рассказывали своим внукам. Так и становились сказки народными.

Любит народ своих героев, любит и знает. А мы вам предлагаем сегодня показать одну из сказок. Например, «Теремок».

(Родители и дети распределяют между собой роли, подбирают необходимые атрибуты и инсценируют сказку. В качестве фона используется народная музыка, которая выражает характер каждого сказочного героя. В заключение сказки все герои играют на народных инструментах, выражают радость, настроение).

Хозяин: Народная мудрость гласит: «В тесноте, да не в обиде»

Хозяюшка: Любил русский народ веселые, озорные игры затеять. И, уж какие только игры не придумывали!

(Хозяюшка предлагает встать парами и поиграть в игру «Ручеек»)

Хозяин загадывает загадку:

«Овечка-ярочка соскочила с лавочки,
Соскочила с лавочки, копытца яблочком
Вся мохнатенькая, сама усатенькая.
Днем спит и сказки говорит,
А ночью бродит, на охоту ходит» (Кошка)

А знаете ли вы, откуда взялись загадки? Какую интересную и долгую жизнь прожили на земле до встречи с вами? Родились загадки давным-давно, в те времена, когда топор за богатство считался. Много бед подстерегало тогда человека: ударит молния в дерево, забушует лесной пожар, волки нападут на стадо…
Наши предки думали, что и дерево, и трава, и всякая тварь лесная – все понимают человеческий язык. И для того, чтобы природу обмануть, а друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый язык. Вот из этой тайной речи и родились когда-то загадки.

(Гости загадывают друг другу загадки)

Хозяюшка: «Ну, какой же вечер без игры в кольцо?!» Колечко, колечко, выйди на крылечко» (игра «Колечко»)

Хозяин: «У кого тут хмурый вид, снова музыка звучит»

(Хоровод «На горе то калина», Хозяюшка уходит из горницы)

Хозяин:

Кумушка-кума, где живешь?
Кумушка-кума, что так долго не идешь?

Хозяюшка:

Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эй, чай, чай, чай
Уж ты, кумушку встречай!

Хозяин и Хозяюшка (вместе):

Тары-бары-растабары,
Посидим у самовара

(Хозяин и Хозяюшка приглашают всех гостей к столу)

Рогачева Т.Н., воспитатель МДОУ Д/с №17 с.Пушкарное Белгородская обл.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа.
  2. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора.
  3. Содействовать пониманию национального колорита музыки, танцев, песен русского народа.
  4. Развивать выразительность речи, выразительность образа в пении, в танце, развивать память, внимание, воображение, творчество.
  5. Дать возможность детям почувствовать радость на празднике, возможность видеть красоту русской народной одежды.
  6. Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

Оборудование:

Кукла, завернутая в пеленку; кукла в рубашке, топор, два ведра, веревочка, палка-конь, гармошка, четыре плоскостные фигуры балалайки, трещетка, деревянные ложки, колокольчики.

Предварительная работа:

Выполнена воспитателем:

Посещение музея «Русская изба».

Чтение потешек, песенок, стихов, закличек и сказок.

Заучивание скороговорок, пословиц.

Слушание народной музыки.

Разучивание танцев, хоровода «Черный ворон».

Выполнена музыкальным руководителем:

Разучивание русской народной песни «Со вьюном я хожу» и русской народной песни

Белгородской области «Ой, ниточка тоненькая».

Разучивание танца «Хоровод».

Работа с фольклорным оркестром.

Выполнена родителями: Всем детям сшили русские народные костюмы.

(Роли матери и отца играют взрослые)

На фоне остановки русской избы «плачет» (фонограмма) маленький ребенок в люльке.

Мать: поет и берет ребенка на руки.

Баю, баюшки-баю,

Баю деточку мою.

Гули, гули, прилетайте,

Мою Настю покачайте!

Уносит куклу.

Мать: (возвращается) А время идет.

Отец: (выходит с большой куклой, мать берет куклу, ставит на пол.) (фонограмма детского лепета) .

Мать:

Дыбочек, дыбок

Скоро Настеньке годок.

Дыбок, дыбок, целый годок.

Иди к папе (уносит куклу папа) .

Настенка: выходит маленькая девочка с игрушкой.

Мать: А время идет.

Отец: А наша Настенька растет.

Мать: Поскорее подрастай, да к работе поспевай.

Отец уводит Настеньку.

Настя: выход «взрослой» Насти. Хлопочет по дому.

Мать: Посмотри-ка, а наша доченька Настенька совсем взрослая стала, красавица, коса ниже пояса, рукодельница, работница.

Отец: А бойкая, бедовая вся в тебя! (звучит фонограмма - крики петуха, мычание коров, коз …)

Отец: Берет топор и уходит.

Мать: Пора уже скотину кормить, коров доить.

Две девушки идут с ведрами коров доить.

Тит: (выходит и ложится на пол) Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону!

Девушка: Тит, иди молотить.

Тит: Не могу, живой болит.

Девушка: Тит, иди кашу есть!

Тит: Где моя большая ложка?

Мать: Люди добрые, какие вы пословицы знаете о труде и лени, скажите ленивому Титу?

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Мала пчела, да и та работает.

Всякое дело мастера боится.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидиться.

Труд человека кормит, а лень портит.

(Звучит фонограмма топота копыт.) Выезжает на коне Миша.

Девушка: Куда Миша едешь? Куда погоняешь?

Миша: Сено косить.

Девушка: На что тебе сено?

Миша: Коров кормить.

Девушка: На что тебе коровы?

Миша: Молоко доить.

Девушка: На что тебе молоко?

Миша: Малых детушек поить.

Девушка: Не тот хорош, что лицом пригож, а тот хорош, что на дело гож! (Миша уезжает.)

Мать: Солнышко поднялось, и нам пора на крестьянскую работу, сено косить, огород полоть.

Дети встают. Под фонограмму исполняют танцевальную сцену «Крестьянская работа».

Мать: Так уже повелось на Руси, работали и песни пели. (Дети поют на два голоса русскую народную песню «Со вьюном я хожу»)

Мать: Ну, что, девицы-работницы и молодцы-работники, домой пора, наработались, устали. Ой, смотрите божья коровушка. Дети говорят закличку:

Божья коровушка,

Полети на облышко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница!

Дети уходят за колонну и берут гармонь и балалайки.

Мать: На улице темнеет. Сейчас молодые на гулянье пойдут. Где-то там и наша Настенька гуляет!

Под фонограмму дети исполняют танцевальную сцену «деревенское гулянье», состоящую из одного общего танца и двух парных танцев.

Настя: Сейчас в избе приберу, (быстро убирает) да и гостей позову (высовывается в окно) , кричит: «Эй, подруженьки подружки, веселушки хохотушки, эй, ребята молодцы, озорные удальцы, приходите поплясать, да и вечер скоротать!»

(В избу заходят девушки.)

Мать: Милости просим, гости дорогие, проходите да садитесь на лавки. (Девочки занимаются рукоделием) .

Мальчики с гармошкой, балалайками перед окном.

Паренек: Дома ль, Настя-Душенька, дама ль девицы красавицы?

Девушки: (Прихорашиваются, улыбаются) Часть девушек бежит к окну и кричат: «Мы туточки! Заходите к нам на посиделки.»

Мальчики: Кланяются: «Здравствуйте».

Мать: Проходите, да на лавки садитесь, посмотрите на наших рукодельниц, да на красоту девичью. Все вы молодцы, работники хорошие, да и наши девицы красавицы в работе славятся. Весь день трудились, а вечером можно и повеселиться. Делу время - потехе час. А ну, споем нашу белгородскую народную «Ой, ниточка тоненькая». (Дети поют на два голоса) .

Паренек:

Сядьте рядышком на лавке,

Вместе с нами посидите,

Загадайте нам загадки,

Кто смышленей, поглядите.

Мать:

Цветное коромысло

Над рекою повисло. (радуга)

Сверкает, мигает

Стрелы посылает. (молния)

Белая вата

Поплыла куда-то. (облако)

Его просят, его ждут

А как придет, прятаться начнут.

Мать: А скажите-ка:

Кого боится мышка,

Кто за ней бежит вприпрыжку? (кошка)

А еще чего боится мышка? (мышеловки)

Поиграем в мышеловки.

Паренек:

Здравствуй, Митенька, дружок,

Здравствуй, Васенька, дружок,

Расскажите, где вы бывали,

Расскажите, что вы видали?

Митенка:

Где я только не бывал,

Что я только не слыхал,

Побывал я во всей небывальщине,

Повидал я всю неслыхальщину.

Что лошади в галошах,

Коровы в сапогах,

Что петух в печи,

Пироги печет,

А кошка на окошке

Рубашку шьет.

Васенка: :

Я увидел и услышал

В деревеньке одной,

Что курица бычка родила,

А поросенок яичко снес,

Что на дубу свинья пасется,

И в бане парится медведь.

Мать: Пока мы с вами беседовали, а к нам черный ворон прилетел, просится в калитку. (Выходит мальчик в костюме ворона. Хоровод под фонограмму «Черный ворон») .

Мать: Забегайте-ка быстрее в горницу, да усаживайтесь, да послушаем, кто на язык у нас остер, какие скороговорки вы знаете и как быстро проговариваете.

Дети:

Ри-ри на ветках снегири.

Синичка, синичка воробью сестричка.

Сеня в лесу встретил лису.

Три сороки тараторки, тараторили на горке.

У нас в печурочке золотые чурочки.

Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки.

Колпак под колпаком.

Паренек:

Эй, берите ложки,

Эй, берите дудки,

Эй, берите колотушки,

Эй, берите бубенцы,

Будем, будем играть

И всех потешать!

Исполняют на «народных» инструментах «Калинку».

Паренек: Много игр на посиделках наших. Играем, шутим, поем, пляшем!

2 паренек: В играх не зевай. Смелость, ловкость проявляй!

Мать:

Делу время, потехе час

Поиграем мы сейчас,

Кто веревочку найдет,

Тот к этой девушке подойдет

Игра «Фанты»

Мать: Эй, веселые молодцы и красные девицы, а ну частушки запевайте.

Девочки: : Станем девицы рядком. Да частушки пропоем.

Мальчики: Да и мы, пожалуй, встанем. От подружек не отстанем.

Мальчики:

Эй, девчонки хохотушки,

Запевайте-ка частушки

Запевайте побыстрей,

Чтобы было веселей.

Девочки: :

Мы частушек много знаем,

Все частушки разные

Вы хорошие ребята,

А ладошки грязные.

Мальчики:

Мы Пушкарские ребята

Мы нигде не пропадем,

Если надо мы попляшем,

Если надо мы споем.

Девочки: :

Ваши ноги косолапы

В такт они не топают,

Посмотрите-ка на наши,

Как задорно шлепают.

Если б не было воды,

Не было бы кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки.

Девочки: :

Мы девчата боевые,

Мы девчата хоть куда,

И работаем на славу

И веселые всегда.

Мальчики:

Просим вас не зазнаваться

Женихи мы хоть куда,

Наши щеки розоваты,

И улыбка весела!

Девочки: :

Все ребята зазнаются

Я жених и я жених

Трали вали и так дале,

И чихали мы на них.

Купил Милке перстенек,

Милка доброй стала,

Позабыл купить платок,

Милка нос задрала.

Уж я топну ногой, да притопну другой,

Выходи ко мне, Ванюша!

Попляши-ка ты со мной!

Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку,

Стану русскую плясать,

А потом вприсядку!

Меня мама родила

Думала хорошая,

Развернула, посмотрела

Кнопочка курносая.

На окошке два цветочка,

Голубой, да аленький,

Я парнишка боевой,

Не смотри, что маленький!

По деревне мы пошли,

Коленьку увидели,

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела!

Извини меня, подружка,

Что к тебе я не пришел,

Штаны папины большие,

А свои я не нашел.

На гулянье собирался,

Мамка супу налила,

А с гулянья возвратился,

Подзатыльников дала.

Мальчики:

Девочки, беляночки,

Где вы набелилися?

Девочки: :

Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли плохо ли,

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую.

Мать: Небось, устали частушки петь. Садитесь со мной, и будет вам сказочка: Жили-были два павлина, вот и сказки половина. Жили-были два гуся - вот и сказка вся. Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Настенка: Надо бы каждому молодцу, дать с огорода по огурцу.

Мать: Да пока, вы сказку слушали, огурцы на огороде зайцы скушали.

Настенка: Значит, нам ничего не осталось?

Мать: Коль не вышло с огурцами, угощу я вас блинами (выносит блины) .

Песня «Ой, блины»

Вот хозяюшка идет, идет, идет

Самовар с собой несет.

Не красна изба углами,

А красна, пирогами.

Мать: Приглашаю вас отведать наше угощенье! Ведь чай пить, не дрова рубить.

Самоварптица жар

Кран открывается

Чай наливается.

Ах, какой самовар!

Из него валит пар!

Чай попьем, посидим,

И про чай поговорим!

Мать: Поговорим, поговорим, я буду начинать поговорку о чае, а вы заканчивать.

Чай пить - приятно жить.

Чай пить - не дрова рубить.

Чай пьешь - здоровье бережешь.

Чай усталость всю снимает - настроенье поднимает.

Выпьешь чайку - позабудешь тоску.

Холодно - пей чай.

Жарко - пей чай.

Устал - пей чай.

Мать:

Ах ты, русская душа,

До чего ты хороша!

В хороводе отличись!

И весельем зарядись!

«Хоровод» - танец

Мать: Ну, вот и домой вам пора. А завтра рано утром просыпайтесь. И на работу собирайтесь. «Делу время, потехе час!»