3 подготовка ребенка к детскому саду. Подстройтесь под режим детского сада

Если ваш ребенок в этом году впервые идет в сад, то лучше подготовиться к этому заранее. Тем детям, которые уже ходили в ясли и разлучались с родителями, будет немного проще. А более «домашние» мальчики и девочки переживают подобные перемены довольно остро. Поэтому родителей может ждать ор «я туда не пойду», «хочу к маме!» и далее по списку.

Чтобы ребенок не цеплялся за вашу руку с криками, шантажом и истериками, предлагаем почитать советы психологов и опытных родителей, которые уже прошли данный этап (и очень этому рады).

Правило 1. Заранее переходите на правильный режим.

Чтобы ваш малыш не выглядел как зомби, вам нужно заранее приучить его к тому, что ложиться и вставать теперь нужно будет раньше. А если у вас в семье нет дневного сна, то объясните ребенку, что такое «тихий час» и почему злая воспитательница будет заставлять его целых 60 минут лежать в кровати вместо бега и игр.

«Мы вводили все постепенно. Летом перед садом (3 годика) начали ложиться строго в одно время, но вставали как попало. В августе к бабушке в деревню увезли, дали задание будить ровно в семь. Ну, в деревне с этим легче, там к этому моменту уже все встают))) Из-за того, что сна стало меньше, дневной сон сам собой пришел. Оставалось только еду перевести на нужное время, но это уже только в садике пришло. Сначала все время говорила, что она голодная, я уж думала ее там не кормят вообще)))».

«Помню, когда мой сын был маленький, я пыталась укладывать его спать днем собственным примером. Он ложился на диван, а я рядом с ним. В результате я засыпала, а он благополучно слезал с дивана и продолжал играть в свои игрушки, не мешая мне спать. Ни в какую не хотел спать днем. Но надо сказать, это никак не отражалось на его самочувствии вечером. Все дети разные».

Правило 2. Расскажите о плюсах и минусах садика.

Врать о том, что садик - это рай с кучей игрушек, вкусной едой и дружелюбными детьми - не нужно. Ребенок вас быстро раскусит, как только ему дадут запеканку или кабачки. Поэтому расскажите честно, что да - игрушки есть, да и деток много, и что могут возникнуть трудности. И тут же поясните, как преодолеть: что делать, если его кто-то обидит, если он захочет в туалет в тихий час и так далее.

«Проблема была в следующем - боялся отпроситься в туалет. Вообще не ходил, проблемы естественно от этого пришли быстро. Сначала вообще не понимали, потом воспитательница заметила, что он не ходит. Стали разговаривать, но никак не могли воздействовать. Думали уже забирать, а тут как-то раз - и пошел, громко всем об этом объявив. И все. С тех пор не боится».

«Бабушка у нас про садик так рассказала, он думал там детей насильно мучают, игрушки отбирают, какой-то образ концлагеря вообще… Орал, не хотел идти, визжал… Уговорили один день сходить. Попробовал и удивленно говорит: „Мам, а там даже кормят!“. И смех, и грех… Бабушке потом по голове настучали».

Правило 3. Забирайте ребенка вовремя.

Когда ребенок уже пошел в сад, следите за собой и всегда забирайте ребенка вовремя. В каждом садике есть один-два «пугальщика» (иногда им оказывается и воспитатель!), которые при вашем опоздании подойдут к ребенку и скажут что-то вроде: «А тебя мама бросила, никто за тобой не придет, будешь тут в кладовке жить!». А страх быть брошенным - главный у малышей. Поэтому всегда предупреждайте во сколько вы придете и даже в случае землетрясения старайтесь приходить точно в срок.

«Мой сын (5 лет 9 мес) постоянно боится нас потерять. По дороге в сад по сто раз спросит, а точно мы его заберем. В течение дня задает этот вопрос воспитателям. Дома, находясь в своей комнате, постоянно кричит „мама ты где?“. Услышав мой голос минут пять занимается своими делами, а далее вопросы повторяются».

«Моего очень напугала дурная воспиталка. Я опоздала на минут 20, по работе задержали, а она Варе сказала: „У меня рабочий день закончился. Я уйду, а ты с уборщицей сиди“. Та - в слезы, а я предупредила же! После этого моя жутко боялась ходить, думала ее оставят там».

Правило 4. Познакомьтесь с воспитательницей.

И вам, и вашему малышу будет легче, если вы познакомитесь с воспитательницей заранее. Помните, что это женщина будет следить за вашим чадом, кормить его и одевать на прогулку. Так что убедитесь в том, что это человек с опытом нахождения нужных колготок и убеждением в невероятных вкусовых качествах пюре.

«Я почему-то думала, что лучше познакомить ребенка с воспитателем именно дома. То есть самой с ней познакомиться, пригласить в гости (если получится), дома познакомить с ребенком, а потом уже ему сказать, что эта тетя работает в детском саду и он к ней пойдет».

«Олежа ходил на рисование в д.с., не хотел - мы заставили. Зато знал ребят, бывал в здании и видел восп. Так что незнакомых людей уже не боялся, нормально воспринял все. Лучше так, или в ясли сначала, у нас просто возможности не было по очереди».

Правило 5. Научитесь правильно воспринимать слезы и прощаться.

Поймите, что слезы при расставании - это нормально. И что, несмотря на них, с ребенком все-таки придется разлучиться до вечера. Не позволяйте шантажировать вас и не затягивайте утром прощание. Попросите воспитателя понаблюдать, сколько еще после вашего ухода ребенок будет капризничать и сокращается ли это время. В большинстве случаев малыш затихает, как только взрослые ушли, потому что понимает, что плач не помог и зачем тогда реветь, если можно пойти играть.

«Знаете, по опыту скажу, что мальчики реагируют гораздо острее на расставание с мамой, нежели девочки) И плакать дольше могут. Но в целом привыкают всегда. Масла в огонь подливает подход матери к ребенку, как к младенцу. То есть это когда мама всячески, жалея его, носит на ручках, тискает, продолжает делать все за ребенка (кормит с ложечки, одевает, обувает и т. д. ). Вот именно „зацелованные“ детки очень тяжело адаптируются, потому что в саду уже не так все радужно у них, как дома».

«Первую неделю ходил нормально, потом понял, что садик навсегда и начал с утра, глядя на других детей, плакать. Договаривались, приходила забирать вечером с очередной игрушкой, постепенно привык. На адаптацию ушло примерно месяц-два. Потом бывали периоды „не хочу в садик“, но уже без слез просто договаривались, что заберу пораньше. :)».

Правило 6. Не ругайте, а хвалите.

И напоследок, не ругайте малышей за излишнюю активность или раздражительность вечером после сада. У них стресс, это все равно что вы бы вдруг поменяли работу таксиста на ставку преподавателя философии. Хвалите их за самостоятельность и храбрость, почаще расспрашивайте что у них было в саду и вообще - проводите побольше времени вместе!

«Нужно ребенка заинтересовать. Чтоб он ждал похода в садик. Здесь у всех индивидуально. Моя очень любит сладкое, но я ее этим не балую. Завтра возьму с собой инжир или казинаки, или, даже, конфеты „коровка“ и только в садике сделаю ей сюрприз. По дороге в сад можно насобирать травки, листочков и подарить воспитательнице. Сделайте поход в сад целой церемонией, которую ребенок будет ждать все выходные. Ведь для ребенка - это самое важное - внимание родителей. Думаю, поможет».

ДАРИТЬ ЛИ ДЕТЯМ ДОРОГИЕ ПОДАРКИ?

«Сегодня отвела в садик. Так, ребята! Даже не пискнула. Еще дома начала говорить, что в сад не пойдет. Я ей одела любимое праздничное пальто, по дороге мы собрали цветов, она их нюхала, договорились, что подарим воспитательнице. Во дворе садика я ей сказала, что ни у кого корме нее нет таких цветов и она самая крутая. И она уже сама не знала, почему не хотела идти. Внутри еще пошли посмотрели рыбок и зашли в группу. Разделась без проблем. Я ей быстро дала цветы, сухофрукты, поцеловал и она сама пошла в группу»

Удачи вам и вашему детсадовцу!

Начинаем готовиться заранее, как и сказала психолог в нашем саду. Взяла я эту инфо с сайта нашего садика, надеюсь, окажется кому-то полезной.

... пришло время отдавать РЕБЕНКА в детский сад. Что ждет вашего кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть... Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь на 4-5 лет детский сад станет частью вашей жизни, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка. Поэтому очень важно, сможет ли ваш малыш успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом — задача не только воспитателей. В первую очередь — это забота мамы и папы.

Подготовка к детскому саду

Готовиться к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения садика.

Особенно тяжело вливаются в коллектив детского сада застенчивые, пугливые дети. Если ваш ребенок сторонится незнакомых людей, на детской площадке боится отпустить вас, подойти к другим детям, даже самая хорошая воспитательница не спасет его от дезадаптации, ведь для таких детишек стресс от посещения детского садика будет во много раз усиливаться раз от раза. Постарайтесь расширить круг общения ребенка — чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Если вы пришли на детскую площадку, покажите малышу, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого ребенка в игру или спросить разрешения поиграть вместе.

Учите ребенка знакомиться — сначала вы будете спрашивать детей, как их зовут, и представлять им своего стеснительного кроху, но рано или поздно он начнет брать с вас пример. Попробуйте на прогулках организовать игры для детишек — пусть это будет даже самая обычная игра в мяч — главное, чтобы малыш увидел, что играть вместе с другими детьми может быть очень весело. Запишитесь, если у вас есть такая возможность, в детский клуб или центр развития. В нашем садике есть группа кратковременного пребывания.В такие группы набирают детей 2-3 лет, и они приходят туда 2-3 раза в неделю на 2-3 часа вместе с мамой. Идеальный вариант — если в такой группе с ребенком будет заниматься воспитатель, который в дальнейшем будет вести ясельную группу.

Познакомитесь с режимом дня детского садика, в который вы планируете ходить, и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша. Этот режим примерно одинаков для всех детских садов и может отличаться где-то на полчаса. Обычно в 8.30 в садиках дети завтракают, с 9 до 10 утра с ними проводятся занятия, затем примерно до 11.30 дети гуляют, около 12 часов обед, в 12.30&-13.00 — сон до 15.00-15.30. После пробуждения детей ждет полдник, затем они опять выходят на прогулку (в теплое время года) или играют в группе. Ужин начинается около 5 часов.

Неработающей маме, конечно, дома довольно сложно организовать точно такой же режим, но приученному к нему ребенку будет действительно гораздо легче привыкать к саду. Особенно тяжело приходится крохам во время сна, если дома их днем не укладывали спать. Поэтому очень важно, чтобы с 13 до 15 малыш привыкал находиться в кровати. Если он не может заснуть — приучайте его просто спокойно лежать. Чаще всего в садиках воспитатели не уделяют персональное внимание "неспящим" детям (то есть их все равно заставляют тихо лежать). Если ваш кроха отказывается лежать в кроватке, то время, в течение которого вам придется забирать своего малыша до сна, может сильно затянутся.

Учите малыша играть! К сожалению, современные дети все меньше умеют заниматься этой естественной для них деятельностью. Они не умеют играть самостоятельно, строить игровой сюжет, и вся их игровая деятельность сводится к простым манипуляциям с игрушками (постучать, покидать, поломать). Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей. Вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры (куклы, домики, больница и т.д.), они учат ребенка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром.

Играйте с ребенком в "детский сад", рассказывайте ему о детском садике. О том, что если мама и папа работают, то они отводят своих деток в детский сад, туда, где много других ребят, где есть интересные игрушки, веселые занятия. Расскажите, что в садике дети едят и спят, там у каждого есть кроватка, шкафчик, полотенце. Пусть ваши игрушки станут "детками", которых привели в садик, а ваш малыш как заботливая воспитательница будет кормить их обедом и укладывать спать. Если вы будете регулярно говорить о садике и играть в него — больше вероятность того, что кроха начнет ходить туда с радостью, и конечно он уже будет знать, что это за место и чем там занимаются.

Читайте и рассказывайте ребенку стихи, сказки и приучайте его внимательно слушать. Пусть даже сначала кроху будет хватать лишь на пару минут. Старайтесь постепенно увеличивать время чтения, развивая у малыша произвольное внимание.

Играйте в игры на подражание — "попрыгаем, как зайчики", "полетаем, как воробушки", "походим, как мишки". Умение повторять действия взрослых пригодятся ребенку и на физкультурных, и на музыкальных занятиях, во время подвижных игр с воспитателем.

Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Если на момент поступления в детский сад ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, садиться на горшок, он будет чувствовать себя в группе более уверенно. Если вы знаете, что в скором времени ребенок начнет посещать детский сад, снимите с него памперс (пусть даже на первых порах вам придется носить с собой запасную одежду и постоянно вытирать лужи). Приучайте малыша к горшку (унитазу) — обычно в ясельках есть и то, и другое. Нужно, чтобы он, по крайней мере, спокойно относился к высаживанию.

Дайте малышу в руки ложку, покажите, как нужно ей правильно пользоваться. Объясните, что нельзя играть за столом, есть во время просмотра телевизора. Что уж греха таить — многим мамам гораздо проще включить ребенку мультики и, пока он, открыв рот, их смотрит, вливать туда суп. Но если ребенок привыкнет так есть, в садике он будет ходить постоянно голодным. Конечно, на первых порах воспитатели будут его докармливать, но детей много, а время завтрака, обеда и ужина ограничено режимом.

Собираясь на прогулку, не торопитесь одеть ребенка — пусть он попробует справиться сам, даже если это займет больше времени. Спокойно помогайте малышу во время одевания, объясняйте, как правильно надеть сандалии, колготки, футболку. Работая в яслях, я часто вижу, как мамы и папы, приводя детей в садик или забирая, переодевают их, хотя их малыши уже давно умеют делать это сами и на прогулку одеваются самостоятельно.

Укрепляйте здоровье ребенка. Многие дети (можно сказать, большинство), которые до начала посещения садика почти не болели, начинают там часто болеть. Причина этого — и новые вирусы, с которыми ребенок сталкивается, приходя в садик. Всего вирусов ОРВИ более 200 разновидностей, и если организм вашего ребенка еще с ними не сталкивался — он, скорее всего, заболеет, но тяжесть болезни будет зависеть от силы его иммунитета — у одних детей все выльется в недельный насморк, а у других — в отит, бронхит, пневмонию. Стресс, который ребенок переживает в новых условиях, сам по себе тоже снижает защитные силы организма.

Самый просто способ укрепить иммунитет — это не снижать его, пытаясь держать ребенка в тепличных условиях. Если вы слишком тепло одеваете ребенка даже дома, даете ему только теплое питье, стараетесь с ним поменьше бывать в общественных местах, чтобы он не болел, то в детском саду вы получите как раз обратный эффект. Одевайте ребенка всегда по погоде (если на улице плюс 18ºС, колготки ему уже не нужны), ходите в гости, не бойтесь давать сок из холодильника. Дома ребенок может ходить босиком и в одних трусиках, если температура в комнате около 20 градусов. Старайтесь как можно больше времени проводить на улице. Если вы готовы уделять систематическое внимание закаливанию ребенка — начинайте постепенно приучать его к обливаниям холодной водой, запишитесь с ним в бассейн.

Здравствуй, детский сад!

Если вы все делали правильно, то к началу посещения садика малыш уже будет знать, что такое детский сад, зачем он будет туда ходить. И хотя воспитатели и говорят, что для садика ребенку уметь ничего не нужно (всему научим), все-таки ребенку будет лучше, если он уже будет уметь самостоятельно пользоваться ложкой и горшком, принимать активное участие в одевании, мытье рук. Будет готов к общению со сверстниками (хотя бы на уровне: поздороваться, попросить игрушку), не будет стесняться обращаться за помощью к воспитателю и будет положительно настроен на посещение детского сада.

На мой взгляд, приводить ребенка в садик лучше летом (конец июля — август или в самом начале учебного года), наихудший — конец осени, зима, начало весны — на этот период приходится наибольшая заболеваемость гриппом и ОРВИ. Муниципальные садики, как и другие образовательные учреждения, занятия проводят с сентября по май, поэтому желательно, чтобы до начала учебного года ребенок уже привык к садику, тогда он сможет принимать активное участие в занятиях вместе с другими детьми.

Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально — ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Меняется и поведение детей после садика — часто родители жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение. Некоторые дети могут даже "регрессировать" — они начинают хуже разговаривать, мочатся в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они уже прекрасно умеют делать это самостоятельно.

В это период родителям нужно постараться ограничить нагрузку на нервную систему ребенка — свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху — телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться. Ни в коем случае не ругайте его за то, что он снова "впал в детство", стал хуже себя вести — отнеситесь к этому с пониманием.

Как долго может протекать адаптационный период? Это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Деткам — интровертам привыкать к садику сложнее, чем детям-экстравертам, дети с ослабленным здоровьем (даже если им нравится в садике) часто болеют, что тоже отрицательно сказывается на продолжительности адаптации. Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше.

Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период?

Самое главное — ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего — ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик — это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же чувства будут передаваться и ему.

Заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. Расскажите о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия), о методах воспитания, принятых в вашей семье — обо всем том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень поможет в дальнейшей работе с вашим ребенком, поможет найти к нему индивидуальный подход.

Обговорите с воспитателем режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка. Кто-то уже через неделю остается на сон, кто-то в течение месяца ходит с плачем только до обеда.

В любом случае первые дни ребенка приводят в садик на 1,5-2 часа. Если воспитатель разрешает, можете посидеть с малышом в группе, чтобы резкое расставание с мамой не стало для него сильным стрессом. Как один из вариантов — ребенка приводят на час — полтора на прогулку, затем он начинает оставаться в группе до обеда. Конечно, в идеале привыкание к садику должно быть постепенным, и следовать вы должны желаниям ребенка: сначала вы полгода ходите в кратковременную группу вместе с ним, затем около двух недель приводите на прогулку, затем еще две недели он приходит с утра на два часа. Потом в течение 2-3 недель малыш остается только до обеда, затем еще неделю-две вы забираете его сразу после сна.

Примерно такое же время должно занять привыкание к полднику и ужину. Хорошо, если ребенок сам проявляет инициативу остаться покушать (поспать, поиграть) вместе с ребятами, однако на практике такой режим адаптации очень редко устраивает родителей, и уже через неделю-две они просят оставлять ребенка на полный день. Но для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться.

Но некоторые режимные моменты затягивать не рекомендуется. Не стоит устраивать долгое прощание перед группой, это может вылиться в настоящую истерику. Твердо и уверено скажите малышу, что сейчас вы оставите его и придете за ним на прогулке (после обеда, сна). И сразу уходите. Можете договориться о "прощальном ритуале", например, что обязательно помашете ему в окошко.

Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка).

Дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать о маме (платочек, фотографию). Можно дать ему с собой "ключ от квартиры", без которого вы не попадете домой, пока не заберете его из садика.

Если у ребенка трудности с укладыванием на сон, договоритесь с воспитателем о том, чтобы она разрешила брать с собой любимую игрушку для засыпания.

Придумывайте, как мотивировать ребенка для похода в садик, например, в садике ему нужно будет обязательно поздороваться с черепахой, посмотреть, как кормят рыбок, а может быть, в садике по нему будут очень скучать любимая машинка или кукла?

Дома играйте в "детский сад", пусть игрушки возьмут на себя роли "деток" и "воспитателей", это поможет не только вам узнать, как воспринимает новое место ваш ребенок, но и поможет ему отреагировать неприятные эмоции и напряжение.

Постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации, исключение — болезнь с температурой. Насморк не является поводом для отказа от похода в садик.

Не обсуждайте при ребенке моменты, которые вас не устраивают в детском саду, не говорите при нем плохо о воспитателях.

Говорите малышу, как вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что ходит в детский сад. Расскажите об этом вашим родственникам и друзьям, и пусть он слышит, как вы им гордитесь!

Об успешности адаптации будет свидетельствовать нормализация эмоционального состояния крохи, однако это не означает, что он будет радостно бежать в детский сад. Ребенок имеет полное право не любить ходить в детский садик, грустить и плакать при расставании с вами. Однако ребенок, адаптировавшийся к детскому саду, принимает для себя необходимость его посещения.

Нравится

Татьяна Гераськина
Как подготовить ребенка к детскому саду.

Как подготовить ребенка к детскому саду.

Подготовить ребёнка к детскому саду - очень ответственное занятие. Готовить ребенка к детскому саду желательно за несколько месяцев до начало посещения садика. Итак, что же необходимо знать, готовя ребенка к детскому саду?

Начинаем адаптацию ребенка.

Детские сады начинают комплектацию ясельных групп осенью, в сентябре. А это период природного похолодания, когда и в помещениях достаточно зябко. На этот период приходится наибольшая заболеваемость гриппом и ОРВИ. Образовательные учреждения проводят занятия с сентября по май, поэтому желательно, чтобы до начала учебного года ребенок уже привык к садику. Тогда он сможет принимать активное участие первых дней. Ребенок, идущий в сад, конечно же, адаптируется к новым условиям, но это связано с большими психологическими нагрузками, которые снижают защитные силы организма. Поэтому начинать адаптацию к детскому саду лучше всего в теплое время года: в мае – июне. Это замечательное время для начала подготовки к детскому саду. На улице тепло, мы легко одеваем детей. Малышам легко одеваться самостоятельно, справляться с пуговичками и застежками, липучками и шнурками. Постепенно, по мере приближения осени, мы будем одевать детей теплее, увеличивать количество одежды, но это постепенная нагрузка. Очень важно, что в теплое время года дети много проводят на улице: играют в подвижные игры, возятся в песочке. Это снижает эмоциональную нагрузку от большого коллектива, раскрепощает ребенка. Намного сложнее адаптироваться сразу в группе, где в силу ограниченности пространства намного острее воспринимается общий шум.

Когда отдавать ребенка в детский сад?

Родителей волнует вопрос возраста, в котором лучше отдавать ребенка в детский сад. Декретный отпуск составляет три года. Многие мамы тянут с садом чуть ли не до последнего дня выхода на работу. Что из этого получается? А ничего хорошего! Мама сама после трех лет замкнутой жизни с трудом привыкает к работе. Причем, полный рабочий день – 8 часов, а домашней работы меньше не стало. Как же все успеть! А у ребенка – свои сложности. Трехлетний возраст очень неблагоприятен для начала адаптации, потому что накладываются дополнительные факторы всем известного «кризиса трех лет», что делает более проблематичным переход к детсадовской жизни. С психологической точки зрения, идеальный возраст для адаптации – 1год 8 месяцев, когда в развитии ребенка отмечается прогресс, и малыш настолько понятлив, что приступаем к его планомерному обучению и развитию. Кроме того, маме до выхода на работу еще больше года и у нее достаточно времени для спокойной адаптации ребенка к детскому саду. Самое главное - ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего - ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик - это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо - эти же чувства будут передаваться и ребенку. Он сразу «считает» ваше состояние и переработает его в ежедневную нервотрепку.

Готовим ребенка к общению.

После того, как вы приняли окончательное решение пойти в сад, сразу же начинайте готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми.. Постарайтесь расширить круг общения ребенка - чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Все время наблюдайте, как малыш себя ведет: стесняется или конфликтует, уединяется или дерется, или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Учите ребенка знакомиться - сначала вы будете спрашивать детей, как их зовут, и представлять им своего стеснительного кроху, но рано или поздно он начнет брать с вас пример. Попробуйте на прогулках организовать игры для детишек - пусть это будет даже самая обычная игра в мяч - главное, чтобы малыш увидел, что играть вместе с другими детьми может быть очень весело. Запишитесь, если у вас есть такая возможность, в детский клуб или центр развития. Важно, чтобы начало посещений детского сада не было первым опытом общения со сверстниками и первого самостоятельного пребывания без родителей.

Готовим ребенка к режиму.

К детсадовскому режиму необходимо подготовиться также заблаговременно. Познакомитесь с режимом дня того детского садика, в который вы планируете ходить, и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша. Этот режим примерно одинаков для всех детских садов и может отличаться где-то на полчаса. Обычно в 8.30 в садиках дети завтракают, с 9 до 10 утра с ними проводятся занятия, затем примерно до 11.30 дети гуляют, около 12 часов обед, в 12.30&-13.00 - сон до 15.00-15.30. После пробуждения детей ждет полдник, затем они опять выходят на прогулку (в теплое время года) или играют в группе.

Неработающей маме, конечно, дома довольно сложно организовать точно такой же режим, но приученному к нему ребенку будет действительно гораздо легче привыкать к саду. Особенно тяжело приходится малышам во время сна, если дома их днем не укладывали спать. Поэтому очень важно, чтобы с 13 до 15 малыш привыкал находиться в кровати. Если он не может заснуть - приучайте его просто спокойно лежать. Если ваш ребенок отказывается лежать в кроватке, то время, в течение которого вам придется забирать своего малыша до сна, может сильно затянутся.

Перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2 – 3 месяца. Отправляться ко сну лучше сразу после программы «Спокойной ночи, малыши!», в 21.00. Рекомендуем просмотры телепередач на ночь заменить чтением книг. Это должен быть постоянный ритуал, а малыши любят постоянство и к этому времени быстро заснут.

Ваш малыш подрос и уже готов к первому и такому важному шагу в своей жизни – к детскому саду. Процесс адаптации достаточно сложен как для ребенка, так и для родителей. В большинстве случаев мамы впервые отдают малыша в сад, а сами тихо плачут под дверью, слыша рыдания своего чада. И чувствуют себя предательницами. Однако общение со сверстниками, интересные занятия, коллективные прогулки и увлекательные игры – это незаменимая часть детской жизни, которую мама при всем своем желании обеспечить не может. Да и выход на работу никто не отменял. Поэтому, нужно принять детский сад, как должное, и сделать процесс адаптации ребенка максимально комфортным и безболезненным.

Как подготовить детский организм к садику

Самая главная задача заключается в том, чтобы защитить ребенка от предстоящих болезней и максимально укрепить его иммунитет. Безусловно, редко найдется ребенок, который не будет болеть в первые месяцы хождения в сад. Но таким образом организм закаляется, учится противостоять вирусам и инфекциям. Чтобы малыш болел как можно реже, а вирус протекал легко и без последствий, нужно заранее укреплять детский иммунитет.

  1. Чтобы малыш был защищен от болезней естественными силами организма, он должен питаться правильно. С пищей он должен получать все необходимые ему витамины. В рационе ребенка каждый день должны быть молочные продукты, мясо, крупы, овощи и фрукты.
  2. Для укрепления здоровья нужно гулять с ребенком каждый день не менее трех часов. Лучше, если это будет две прогулки – одна с утра, вторая после сна.
  3. Если до похода в детский сад у вас есть еще пара месяцев, можно начать закаливать ребенка. Для этого нужно купать или обливать малыша водой, каждый день снижая температуру на один градус. Показывайте как должно происходить закаливание на собственном примере.
  4. Очень полезно ходить босиком. Это не только укрепляет иммунитет, но и препятствует развитию плоскостопия. Ходите босиком по гальке, песку, асфальту, траве.
  5. Пейте больше напитков, содержащих витамин С. Это чай с малиной и лимоном, отвар шиповника. Очень полезно малышам пить чай с имбирем и медом. Стакан горячего молока с медом перед сном не только отгонит все болезни, но и эмоционально успокоит малыша.
  6. Можно перед садиком пропить курс витаминов. Это могут быть поливитаминные препараты или рыбий жир.

Как эмоционально подготовить ребенка к детскому саду

Первый поход в детский сад — это, безусловно, стресс. Здесь для малыша все незнакомо – новая обстановка, чужие дети и взрослые. А самое главное, здесь нет мамы. Нет того безопасного мира в виде мамы, который всегда был рядом. Поэтому очень важно психологически подготовить малыша к детскому саду. Заранее разговаривайте с ним и рассказывайте о его новой группе. Скажите, что скоро малыш будет посещать детский сад, что там будет много новых игрушек, ребятишек и увлекательных занятий. Скажите, что там он будет рисовать, лепить из пластилина, петь и танцевать. Создайте вокруг предстоящего похода в сад приятную ауру. Пусть малыш будет в предвкушении от предстоящего события.

Когда вам придется оставить ребенка в саду, обязательно скажите ему, что вы за ним вернетесь. Есть некоторые мамы, которые говорят: «Будешь плохо себя вести, оставлю тебя в садике» или «Не балуйся, а то сейчас в сад пойдешь!». Это в корне неправильно с педагогической точки зрения. Не надо ассоциировать сад с наказанием. Вы должны взрастить любовь к этому месту, которая, впоследствии, станет реальной.

Обычно детей отдают в сад не раньше, чем в два года. К этому возрасту малыш должен обладать некоторыми навыками.

  1. Малыш должен уметь самостоятельно кушать. Не по всем правила этикета, конечно же, но хотя бы часть пищи должна попадать в рот. Ничего страшного, если двухлетний малыш разливает часть супа на пол, воспитатели яслей к этому привыкли. Главное научить своего ребенка кушать, чтобы он не остался голодным. Малыш старше трех лет должен уметь опрятно кушать и пользоваться вилкой. Объясните ребенку, что есть нужно аккуратно, не разговаривая во время еды и не набивая полный рот пищей.
  2. Ребенок в два года хотя бы через раз должен ходить на горшок. И, желательно, самостоятельно проситься. Если малыш еще не умеет этого делать, вам придется носить в сад памперсы. Но лучше всего, конечно, заранее научить ребенка хотя бы жестами показывать, что он хочет на горшок. Детки старшего возраста должны уметь пользоваться туалетной бумагой.
  3. Чтобы ребенок не болел, его нужно приучить к гигиене. Перед едой и после прогулки воспитатели отправляют малышей мыть руки. Очень хорошо, если ребенок умеет делать это самостоятельно.
  4. Развивайте речь малыша. Прекрасно, если ребенок может говорить и в состоянии рассказать, что с ним происходило.

Как еще подготовить ребенка

Перед походом в сад нужно обойти всех узкоспециализированных специалистов. Это окулист, невропатолог, хирург, дерматолог, ортопед. Они смотрят на общее состояние ребенка и дают заключение. Также ребенку нужно сдать кровь, мочу и кал на анализы. Помимо этого перед походом в сад вы должны проверить свой календарь прививок – все ли этапы вакцинации вы прошли. Ведь своевременная прививка может защитить ребенка от многих заболеваний. К тому же, риск заражения в детском саду очень велик.

За месяц до начала посещения детского сада ребенка нужно подстраивать под определенный график. Старайтесь пораньше поднимать малыша с утра, чтобы он привык к ранним подъемам. А для этого нужно укладывать ребенка не позже девяти часов вечера. Принимайте пищу и ложитесь в обеденное время спать примерно в то же время, как это делается в саду. Если малыш не спит днем, нужно объяснить ему, что послеобеденное время – это время тихих игр. Что в это время нужно тихонько лежать в кровати, рассматривать все предметы вокруг или считать на пальцах.

Долгие месяцы подготовки прошли, и сегодня вы ведете малыша в сад. Вот несколько рекомендаций, которые нужно выполнить, чтобы максимально безболезненно адаптировать ребенка.

  1. С утра не кормите ребенка. Будет лучше если он, проголодавшись, позавтракает в новой обстановке. Если ребенок попросил кушать, можно дать ему печенье или вафлю. Кашу он поест в группе.
  2. Перед выходом из дома смажьте нос ребенка оксолиновой мазью. Это рекомендуется делать первые две недели, пока детский организм не привыкнет.
  3. Придя в группу, выберете кровать и шкафчик для малыша. Акцентируйте на этом внимание ребенка – скажите, что этот шкафчик с яблочком его, туда он должен складывать свою одежду и обувь после прогулки.
  4. Первые дни лучше оставлять ребенка на несколько часов. Сначала на час, потом на два и т.д. Через неделю или несколько дней можно оставить малыша на тихий час.
  5. Заранее поговорите с воспитательницей. Расскажите о некоторых нюансах домашнего пребывания малыша. Возможно, он засыпает, только если почесать ему спинку.
  6. Обязательно обменяйтесь с воспитательницей номерами телефонов. Договоритесь, во сколько вам нужно прийти.
  7. После того, как вы забрали ребенка, спросите у него, чем он сегодня занимался, какие игрушки ему понравились, с кем подружился. Акцентируйте внимание на положительных моментах.
  8. По вечерам отложите все дела в сторону и проводите больше времени с малышом. Возможно, ему не хватает вас и вечером он захочет больше тактильного контакта. Обнимайте, целуйте малыша, валяйтесь с ним на кровати. Покажите, что вы любите его по-прежнему.

Детский сад – это неотъемлемая часть жизни большинства детей. И только от родителей зависит, как пройти этот непростой путь адаптации к саду. Готовьте ребенка к детскому саду и ходите туда с удовольствием!

Видео: адаптация ребенка в детском саду