Все о 10 месячном малыша. Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте

На десятом месяце детки крайне подвижны и активны. Многие уже встают на ножки и даже пробуют делать первые шаги. В этом возрасте можете заметить стремление к самостоятельности и проявление индивидуальности у ребенка. В статье мы рассмотрим особенности развития десятимесячного малыша. И узнаем, что должен уметь ребенок в этом возрасте.

Физиологические характеристики

За счет активности и движений темпы увеличения веса ребёнка слегка снижаются по сравнению с предыдущими месяцами. В этом возрасте малыш уже проявляет характер. Он может активно двигаться и лепетать или, наоборот, быть спокойным и сосредоточенно чем-то заниматься.

Физиологическое изменение и развитие ребенка в 10 месяцев проявляется в том, что у грудничка уже могут вырасти несколько зубиков. Как правило, это два верхних и два нижних центральных резца. Однако не стоит беспокоиться, если зубов еще нет. Они могут не появляться вплоть до годика.

Десятимесячный ребенок уже не лежит и не спит большую часть времени. Он активно двигается и ползает, самостоятельно садиться, играет, встает на ножки и начинает ходить. Поэтому он может слегка потерять, сохранить или прибавить совсем незначительную массу. Мальчик в среднем набирает 100-600 грамм. Девочка может прибавить 100-500 грамм.

Длина тела, наоборот, увеличивается примерно на полтора сантиметра. Средний рост и вес малыша составляет 8-11 кг и 67-76 сантиметров. Кстати, чем выше малыш, тем он быстрее прибавляет в массе тела. Как вычислить конкретный вес и рост ребенка в 10 месяцев, смотрите .

Режим дня

В возрасте десяти месяцев малыши спят около восьми часов ночью и трех часов днем. Количество дневного сна сокращается до двух, каждый из которых длится 1,5 часа. В этом возрасте ребенок кушает пять раз, при этом большую часть рациона составляет прикорм. Тогда как на грудное вскармливание или смеси приходится только два приема пищи. Ночные кормления уже полностью исключаются. Малыш должен спать целую ночь.

Для каждого ребенка характерен свой режим. Кто-то любит вставать попозже, кто-то кушать побольше. Однако важно выстроить один график и соблюдать его каждый день. Это приучит малыша к дисциплине. Устойчивый график положительно скажется на здоровье и развитии крохи.

Соблюдение режима укрепит иммунитет и психику малыша. Ребенку будет легко вставать, адаптироваться в обществе, пережить стресс. Он не будет уставать и переутомляться. Это, безусловно, пригодится, когда он пойдет в детский сад и школу. Примерный режим для детей в десять месяцев содержит таблица ниже.

6:00-7:00 Подъем, гигиенические процедуры и первый завтрак
7:00-10:00 Массаж, гимнастика или зарядка, прогулка
10:00 Основной завтрак
10:30-12:00 Первый дневной сон
12:00-14:00 Развивающие занятия и игры, при желании прогулка
14:00-15:30 Обед и игры
15:30-17:00 Второй дневной сон
17:00-18:00 Период бодрствования, активные игры
18:00 Ранний ужин
18:30-22:00 Спокойные игры и занятия, купание, массаж, прогулка
22:00 Второй ужин, подготовка ко сну и ночной сон


Основные навыки и умения

  • Понимает большинство фраз, которые обращены к нему, может выполнить несложные действия и просьбы. Например, ребенок должен уметь находить предметы и указывать на называемые вещи, ищет спрятанное изделие и т.д.;
  • Огорчается или даже злится, если что-то не получается сделать самостоятельно;
  • Проявляет недовольство и реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты и похвалу, просьбы “дай” и “возьми”;
  • Пугается от громкого шума или неизвестных звуков;
  • Самостоятельно поднимается на ноги и стоит у опоры. Некоторые малыши могут самостоятельно пройтись около стенки;
  • Садится из положения стоя без поддержки и опоры, хорошо ползает на четвереньках;
  • Берет и держит предметы в обеих руках, хватает вещи двумя-тремя пальчиками при помощи щипков. Одной рукой может держать ложку, двумя – чашку;
  • Переступает ножками, держась за опору, пытается приседать в кроватке, встает и ходит внутри нее, держась за бортики;
  • Слезает с дивана, кресла или кровати и забирается обратно;

  • Закрывает и открывает дверцы шкафа, тумбочки, выдвигает ящики в столе или комоде;
  • Подражает звукам, жестам и поведению взрослых или животных; повторяет слоги;
  • Узнает и реагирует на знакомые мелодии, различает звуки телефона, телевизора, будильника и т.д.;
  • Играет с игрушками по назначению. Например, катает машинки, строит пирамидку, бросает мяч и так далее. Малыш может сам себя занять игрой примерно на полчаса;
  • Умеет использованием одного предмета достать другой. Например, пододвинуть палочкой игрушку;
  • Осознанно разбрасывает игрушки и кидает вещи;
  • При общении использует простые жесты. Машет рукой для приветствия или прощания, обнимает, протягивает руки и т.д.;
  • Произносит простые слоги и короткие слова. Речь ребенка эмоционально окрашена. Особенно у малыша получаются повторяющиеся слоги, которые выстраиваются в слова, типа “мама”, “папа”, “баба” и пр.;
  • Умеет привлекать к себе внимание при помощи лепета, голоса, жестов.


Питание детей в 10 месяцев

Кормить ребенка в десять месяцев нужно пять раз в день. Для младенцев на ГВ грудное молоко становится дополнением к основной пище. Оно составляет до 25-30% ежедневной нормы объема еды. Деткам на искусственном вскармливании вместо грудного молока дают молочную смесь. За одно кормление малыш должен съесть примерно 200 грамм пищи.

Кормить грудным молоком или молочной смесью нужно в первый, самый ранний, завтрак, и в последний поздний ужин перед сном. При введении новых продуктов не забывайте делать паузу и следить за малышом. Ведь у грудничка может возникнуть пищевая аллергия и другая негативная реакция.

Разрешенные продукты и блюда Норма в сутки Норма за один прием пищи
Грудное молоко или молочная смесь 400 мл 200 мл
Каши (гречка, овсянка, рис, кукурузная каша) 180-200 грамм
Фруктовое пюре 100 грамм 50 грамм
Яичный желток ½ штуки ½ штуки
Овощное пюре или суп-пюре 150-200 грамм
Мясное или рыбное пюре 50-80 грамм
Сок фруктовый или компот из сухофруктов 50 мл 100 мл
Растительное или сливочное масло 5 грамм
Кефир 100 мл 200 мл
Творог 50 грамм 80-100 грамм
Печенье 30-50 грамм

Отдельное внимание обратите на приготовление пищи. Продукты должны быть свежими, качественными и только после термической обработки. Сырые овощи и фрукты нельзя давать деткам до года. Кроме того, в блюда детям до года нельзя добавлять соль и сахар, специи и приправы.

Детям до трех лет запрещены маринады и соленья, покупные колбасы и сосиски, морепродукты и полуфабрикаты, кетчуп, майонез и различные соусы, грибы и жареные блюда. Компоненты нужно тушить, варить, запекать или готовить на пару. Приготовленное блюдо измельчайте и давайте в виде пюре, в том числе и супы.

Развитие и уход за ребенком

Важными в жизни малыша остаются гигиенические процедуры и купание, прогулки, физическое и умственное развитие. Гулять с малышом нужно два-три раза в день. Купание должно быть ежедневным, при этом время процедуры можно увеличить до получаса. Желательно каждый день делать массаж и проводить зарядку или гимнастику. Это укрепляет мышцы, усиливает иммунитет, поднимает настроение.

В качестве физических упражнений используйте приседания и стимулируйте ходьбу с поддержкой, сгибайте и разгибайте ножки, ручки ребенка. Чем больше малыш двигается, тем быстрее он начнет ходить . Каждое занятие выполняйте до 15 минут, чтобы сохранить интерес крохи к упражнениям.

Постоянно разговаривайте с ребенком, пойте песенки и учите потешки, носите кроху на руках, даже если тот уже ползает или пытается ходить. Все это положительно влияет на психическое и умственное развитие малыша, на эмоциональное состояние. Эксперты советуют уделять ношению на руках не менее часа в день. Причем делать это нужно не только маме, но и папе и другим близким родственникам, которые часто находятся с крохой.

Не забывайте постоянно целовать и обнимать малыша. Как показывает практика, при постоянном телесном и позитивном контакте в раннем возрасте детки вырастают более спокойными и уверенными в себе, психически и эмоционально устойчивыми. Они меньше капризничают и меньше стесняются, легче адаптируются и находят друзей, проще переносят стресс и разлуку с родителями.

В процессе игр и занятий отвечайте на лепет и поддерживайте разговор, употребляйте простые слова и предложения, говорите медленно, четко и понятно.

Используйте различные развивающие игры и занятия. В процессе не давайте больше двух-трех игрушек или предметов за раз, так как малыш не сможет сосредоточиться. Периодически меняйте игрушки и предметы на другие.

Игры и занятия с малышом

  • Научите малыша показывать части тела. Это можно выполнить перед зеркалом или сидя друг напротив друга. В десять месяцев он уже может знать, где находится носик, глазки, ушки, ручки, ножки. Причем может показывать и на себе, и на маме;
  • В десять месяцев можно начинать занятия по рисованию и лепки. Ребенку достаточно одного-двух небольших фломастера или баночек пальчиковых красок и кусочек пластилина. А вот целые большие наборы сейчас ни к чему, иначе кроха все просто раскидает. Из пластилина можно слепить колбаску или шарик, можно рисовать легкие фигуры и раскрашивать;
  • Каждый день уделяйте время чтению и рассматриванию картинок в книжках. Читайте короткие сказки, выбирайте книги с яркими и красочными иллюстрациями;
  • Развивать детскую моторику помогут различные крупы, макароны, горох или фасоль. Рассыпьте предметы на подносе, чтобы кроха перебирал их пальчиками. Можно порисовать на песке или муке;
  • Аккуратно нацепите на одежду малыша легкие пластиковые прищепки. Пусть он снимает и отцепляет их. Это тоже развивает моторику пальчиков;
  • Пусть ребенок бросает и катает мячик. Хоть он еще не умеет ловить предметы, такие действия развивают пространственное мышление и ловкость;
  • Используйте ползание через препятствия. Попросите ребенка проползти под стулом, перелезть через обруч и так далее. В конце “трассы” придумайте какой-нибудь приз. Например, поставьте игрушку. Можно попросить ребенка догнать движущуюся машинку;
  • На глазах ребенка запакуйте игрушку, а затем попросите распаковать бумагу. Аккуратно развернуть он не сможет, но сможет разорвать. Такие действия развивают зрительное и сенсорное восприятие, укрепляет моторику рук;
  • Попросите малыша рассортировать предметы по размеру или по цвету. В возрасте десяти месяцев дети уже различают многие цвета и узоры. Причем малыши хорошо видят на любом расстоянии. А полноценное цветовосприятие формируется у детей уже в восемь месяцев. Изучайте цвета с использованием любимых фруктов и цветов, используйте эмоциональную привязку и ассоциации.

Предоставьте ребенку пространство для ползания. При этом следите за безопасностью и чистотой в помещении. И помните, если у малыша что-то не получается, это не повод ругать кроху. Крик, ругань может испугать ребенка, и у того отпадет желание что-либо делать. А более подробный календарь развития ребенка по месяцам до года вы найдете по ссылке /.

10 месяц жизни ребенка - это интересный период как в жизни малыша, так и в жизни его родителей, наполненный неповторимой романтикой познания окружающего мира.

В этом возрасте в развитии ребенка по всем ведущим линиям – сенсорной, социальной, речевой, моторной – наблюдаются качественные изменения. По-прежнему ведущей остается предметная деятельность (ознакомительная игра), в которой намечается новое:

ребенок начинает интересоваться не только самим предметом, но, в большей мере, тем, что с ним можно делать;
в действиях младенца появляется тенденция к созиданию.

В возрасте 10 месяцев внимание ребенка привлекает игра взрослого с кубиками, пирамидками, шариками, кольцами. И чем чаще крохе показывают различные вариации с давно знакомыми ребенку предметами, тем больше он получает сенсорной информации об их свойствах: шарик катится, а кубик стоит, конус можно поставить на основание, но нельзя удержать на вершине и т.д.

Если раньше, находясь на руках родителя, малыш смотрел на его лицо, то теперь, обретя некоторую автономность, сидя на ковре или стоя у опоры, ребенок наблюдает , прежде всего, за руками взрослого: как тот действует с теми или иными игрушками.

Постепенно ребенок отходит от беспорядочного манипулирования. Все чаще и чаще вы видите такую картину: вот он поставил кубик на кубик, шарики прикатил к дырочке, колечко положил рядом с другим и т.п.

Строим пирамидки

Если раньше малыш только разрушал то, что складывала для него мама, то на 10-м месяце кроха улавливает созидательный смысл ее действий и начинает повторять их так, чтобы и у него что-то получилось. Такая созидательная направленность, начавшаяся в конце 9-го и на 10-м месяце жизни, будет становиться все более выраженной.

Это необходимо для развития мышления и речи , ведь перед ребенком появляется продукт его усилий, который имеет название – башенка, пирамидка, лесенка, дорожка и т.п.

Игра с предметами

Другой важный аспект – понимание речи. Ребенок начинает понимать фразу из двух слов: название предмета и действия с ним. Например: «Дай ручку!», «Помаши ручкой. Пока!», «Покажи, где собачка?», «Пей молочко», «Ешь кашку», «Собери шарики» и т.п.

Для овладения пониманием речи ребенку необходимо образование связи между предметом и словом, обозначающим его. Вот почему предметная деятельность приобретает особое значение для речевого развития ребенка , являясь по содержанию ориентировочно-исследовательской, а по форме – ознакомительной игрой. В процессе этой игры ребенок усваивает названия предметов и действий с ними.

При игре с игрушками также появляются новации – показы сюжетов развернутых действий: куколка нарядилась и спела песенку; петушок походил, поклевал зернышки, прокукарекал; собачка танцевала на задних лапках, потом легла и т.п. Все эти показы эмоциональны и сопровождаются краткими речевыми пассажами: «Ляля топ-топ! Ля-ля-ля!», «Собачка ав-ав!» и др.

Вы замечаете, что ребенок с интересом наблюдает за действиями домашних: бабушка шьет, дедушка стучит молотком, сестренка поет – все что-то делают. Их действия взрослый обозначает словом, и малыш внимательно вглядывается в происходящее. У 10-месячного ребенка интенсивно формируется понимание, но и в развитии активной речи происходят значительные позитивные изменения.


К 10–11 месяцам жизни у ребенка наблюдается более сформированная способность к речевому подражанию. Теперь кроха вслед за взрослым сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (уточка), «ку-ка» (петушок) и т.п.

Однако далеко не все звуки речи одинаково хорошо удаются крохе. И вы замечаете, что во время переклички малыш легко произносит те звуки, которые еще раньше появились в лепете: «м», «б», «в», «п» (губно-губные). Их звучание связано со смыканием и размыканием губ на выдохе, что на первых порах возникает спонтанно.

Ребенок издает звуки , близкие к правильно артикулируемым – по-другому он пока не может. Но важно, что в этот момент включается физиологический фактор: малыш слышит себя, подражает сам себе. В процессе этих повторений происходит коррекция произношения. Следовательно, отрабатываются алгоритмы тех фонем, которые ребенок слышит и неоднократно повторяет. Их артикуляция удается малышу быстрее.

Как правило, к 9 месяцам ребенок уже правильно произносит губно-губные «м», «п», «б», «в», а к 10–11 месяцам – губно-зубные «т», «д»; сонорные «н», «л». И вы слышите примерно такие речевые рулады: «ба-ба-ба», «а-ля-ля», «нэ-нэ», «дя-дя-дя», «та-та», «та-ка», «ав-ава» и т.п.

Но еще не скоро появятся в детской речи звуки «р», «ш», «ч», «з», «ц», «щ», потому что они требуют более сложного произношения. Как отмечают специалисты, для большинства трудных фонем должна образоваться своя система обратных связей на более высоком уровне развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Становится понятным, почему 1 год жизни ребенка называют подготовительным этапом речевого развития: нужно время, чтобы даже легкие речевые звуки (фонемы) малыш начал артикулировать. Ведь фонемы – единицы речи, из которых формируются слова!

Общее развитие ребенка

Задачи общего развития малыша, которые стоят перед родителями, направлены на правильную организацию его жизни:

  • обеспечьте ребенку достаточную двигательную активность: возможность перемещаться в пространстве (ползание) и вставать на ножки у опоры (у кресла, у дивана и др.), двигаться приставным шагом вдоль опоры;
  • обогащайте предметные игры малыша введением разнообразных действий с одним и тем же пособием («шароброс», пирамидка, матрешка, кубики и т.п.);
  • развивайте у вашего чада устойчивость и целенаправленность действий с предметами;
  • уделяйте особое внимание созидательным действиям ребенка, в результате которых появляется «продукт» – башенка, каталка из колечек, деревянная матрешка и др.;
  • обогащайте игровое общение малыша не только с мамой, но и с близкими, разыгрывая ситуации с использованием предметов домашнего обихода, игрушками и др.;
  • продолжайте совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • поддерживайте в малютке интерес к другим детям, учите ребенка играть рядом с другими малышами.

Развитие речи ребенка

Задачи развития речи ребенка следует выделить особо:

  • наполняйте жизнь ребенка яркими впечатлениями при знакомстве с окружающим миром – природой и социумом (теплое солнышко, зеленая травка, воркующие голуби, поливальная машина, праздничные флаги, клумба осенних цветов и т.п.);
  • называйте все предметы, явления, события, попадающие в поле зрения малыша;
  • говорите эмоционально, но не многословно, не торопясь; стройте предложения из двух слов – подлежащее, сказуемое (предмет и действие с ним). Употребляйте простые обороты речи, понятные ребенку;
  • продолжайте развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослыми и детьми;
  • расширяйте понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого (его пассивный словарь);
  • в процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формируйте активный словарь малыша (т.е. самостоятельное употребление им слов);
  • побуждайте ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете малыша;
  • поощряйте кроху к произношению первых лепетных слов: «ма-ма», «ба-ба», «пa-пa» и т.п.

Малышу интересны не только электронные игрушки с меняющимися модулями света, цвета, звука, но и самые простые хозяйственные предметы: бидончик, в который малыш набирает шарики; дуршлаг, в котором много дырочек и др. Эти предметы отличаются от игрушек, но не менее интересны для малютки, потому что действия с ними доступны и зрительно (визуально) просты.


Развивающая игра «Кто что делает?»

Задачи игры

  1. Продолжать обогащать социальный опыт ребенка, организуя познавательные и речевые контакты со взрослыми из его ближайшего окружения (отец, бабушка, сестра и др.), повышать интерес к ним.
  2. По договоренности с домашними разыграть ситуации действий с предметами домашнего обихода.
  3. Практиковать понимание фраз из 2 слов: название предмета и действия с ним («Что делаешь?» – «Варю кашку», «Чиню машинку» и др.).

Материал для игры

Предметы домашнего обихода (ситечко, корзиночка, деревянные ложки, расписанные под хохлому, дуршлаг, бидончик и др.), пирамидка, предметные картинки (3–4 шт.): кукла, машинка, мишка, зайчик, петушок и др.

Мама вместе с ребенком идет к бабушке на кухню. Бабушка ласково встречает малыша, называет по имени. Мама, держа ребенка на руках, глядя на бабушку, медленно и выразительно спрашивает: «Что ты делаешь?» Бабушка отвечает: «Я варю кашку. Кашку для Сашеньки (имя ребенка)».

Бабушка показывает бидончик, дуршлаг, корзиночку. Дарит ребенку корзиночку, в которую он будет собирать шарики. Мама предлагает малышу помахать бабушке ручкой: «До свидания! Пока! (разученное действие) Мы идем к дедушке!»

Дедушка ласково встречает ребенка. Ему задается тот же вопрос: «Что ты делаешь, дедушка?» Дедушка отвечает, что собирает пирамидку для Сашеньки. Мама опускает малыша на ножки около стула, на котором разложены колечки. Мама и ребенок наблюдают за действиями дедушки. Малыш расстается с дедушкой, мама предлагает помахать ручкой: «До свидания! Пока!» (разученное действие) и, взяв каталку, они идут посмотреть, что делает сестренка (тетя, брат). Вся сцeнкa повторяется. Сестра рассматривает картинки и показывает их малышу, называет изображения. В конце игры-занятия мама и малыш играют на ковре. Собирают шарики в корзиночку, возят каталочку, подбирают игрушки к картинкам (кукла, мишка, петушок). Мама озвучивает действия ребенка: «Сашенька складывает шарики», «Сашенька катает каталочку», «Сашенька смотрит на картинки» и т.д.

Речевое общение с домашними следует повторять с разными аксессуарами, находя новые игровые поводы.

Развивающая игра «Собачка»

Задачи игры

  1. Использовать прогулку с малышом для ознакомления с животными, живущими рядом с человеком, в частности, с собакой. Обратить внимание ребенка на внешние признаки, повадки, голосовые реакции. Ввести звукоподражание («ав-ав»).
  2. Продемонстрировать эмоционально-доброе отношение к животному, но не допускать приближения ребенка к нему (наблюдение проводить с расстояния 3–4 м, младенец находится на руках взрослого).

Взрослый обращает внимание ребенка на собачку: «Соба-а-ачка! Ав-ав!» и, держа ребенка на руках, следует за животным, обходит вокруг, давая возможность обозревать собачку с разных сторон: «Вот какая соба-а-ачка, ав-ав!» Далее мама описывает животное: «У собачки хвост, лапы, ушки. Как собачка лает?» – Отвечает: «Ав-ав! Ав-ав!» Обращается к ребенку: «Скажи: ав-ав! ав-ав!»

В заключение читает стихотворение Н. Комиссаровой «Собачка»:

К нам пришла собачка,
Добрая собачка,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
Ав-ав! Ав-ав!

Пальчиковая игра «Но-но! Нельзя»

Задачи игры

  1. Разучить с ребенком условное «запрещающее» движение пальцем руки (погрозить), соединив его с пониманием фразы: «Но-но! Нельзя!»
  2. Ввести это запрещающее движение в игровой показ с сюжетными игрушками. Использовать фольклор для маленьких.

Материал для игры

Сюжетные игрушки среднего размера (30–40 см): собачка, зайка, киска, поросенок Хрюша.

Мама удобно устраивает малыша на стульчике за детским столиком. Садится напротив ребенка. Под столиком располагает игрушки. Вначале мама старается привлечь внимание ребенка: называет по имени, ласково гладит его ручки, улыбается.

Затем читает:

К нам пришла Жучка,
Хвостик закорючкой,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
(Л. Н. Павлова)

С этими словами взрослый выводит на столик собачку. Собачка крутится, бегает по поверхности столика и начинает лаять на взрослого, потом на ребенка (звукоподражание «ав-ав!» выполняет взрослый).

Мама строго говорит: «Но-но!» (грозит указательным пальцем собачке). «Не лай! Нельзя!» Затем подходит к ребенку и выполняет это действие его пальчиком (пассивное движение).

Несколько раз повторяет фразу: «Но-но! Нельзя!», сопровождая ее запрещающим жестом ручкой малыша.
Затем то же игровое действие выполняет с киской, запрещая собачке лаять на кошечку. При этом взрослый ручкой ребенка повторяет запрещение со словами: «Но-но! Нельзя!»:

Ты, собачка, не лай!
Нашу киску не пугай!
(по мотивам русского фольклора)

Затем приходит зайка. Сценка повторяется. Мама старается перевести в активное движение уже понятый ребенком запрещающий жест с междометием «Ho-но!» Взрослый дополняет «Нельзя!»

Ты собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Нельзя! Не лай!
Зайку, зайку не пугай!

Ты, собачка, не лай!
Хрюшу (Тепу, Мышку, Лиску и др.) не пугай!

В конце игры-занятия все зверушки собираются перед ребенком, мама пересаживает их в тележку и вывозит на ковер.

Развивающая игра «Кукла танцует»

Задачи игры

  1. Продолжать практику речевой переклички на основе разученных слогов «ла», «ля». Связать лепетное слово «ляля» с демонстрацией куклы: ляля (кукла) танцует («ля-ля-ля!»).
  2. В ходе занятия постараться, чтобы малыш понял смысл фразы «кукла танцует» («Ляля ля-ля-ля!»).

Мама сажает ребенка напротив себя так, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Затем произносит: «Ля-ля-ля». Замолкает. Дает возможность ребенку откликнуться, повторяет звукосочетание еще раз. Если малыш откликнулся, мама подхватывает: «Ля-ля-ля!» Если ребенок молчит, она повторяет еще и еще этот речевой пассаж. Как правило, малыш откликается, вступает в перекличку, повторяя за мамой: «Ля-ля-ля!» Она показывает куколку, которая начинает танцевать: «Ляля (кукла) ля-ля-ля!» (танцует). Эту сценку мама эмоционально обыгрывает, несколько раз повторяет, что «Ляля танцует».

Развивающая игра «Озорные колечки»

Задачи игры

Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действиях с предметами: простейшее соотношение части с целым. Понимать фразу из двух слов: «Сними колечко!», «Дай колечко!»

Материал для игры

Кольца одного размера и цвета (4–5 шт.), нанизанные до конца стержня.

Взрослый располагает перед ребенком стержень горизонтально, держа за один кончик. Наклоняет стержень к ребенку.

Малыш сидит за столом или на ковре. Ему предлагается снять колечко. Первое снимает взрослый, показывая, как выполнить это действие, и объясняет: «Колечко! Сняли колечко!» Затем ребенок начинает снимать одно колечко за другим, а взрослый облегчает ему эту задачу, наклоняя стержень к его рукам.

Когда малыш снимет все колечки, мама эмоционально говорит: «Нет колечек!» (разводит руки). Ребенок может повторить этот жест и даже произнести: «Не-е-ту!»

Ребенок в любом возрасте должен развиваться гармонично. Современная педиатрия концентрирует внимание на умственном развитии малыша - этой концепции придерживаются зарубежные ученые, в то время как отечественные педиатры всегда считали более важными физические показатели ребенка. Истина лежит где-то посередине.

Каждый малыш растет по-своему, слегка отставая или опережая норму. Однако существуют показатели, характеризующие «золотую середину».

Навыки и умения малышей зависят в первую очередь от их индивидуальных темпов развития. Однако сравнить имеющиеся показатели с нормой все же стоит

Социальные умения и навыки

Ребенок 10 месяцев хорошо ползает, способен преодолевать препятствия. Некоторые малыши минуют стадию ползания, сразу становясь на ножки - в таком случае учить его ползать уже не стоит, ведь все это вписывается в существующие нормы развития. Малыш приобретает социальные навыки:

  1. Прислушивается к речи окружающих, повторяет звуки и простые слова. Ребенок знает смысл многих слов, соотносит их с предметами. Слово «мама» ассоциирует с мамой, знает, как зовут его самого.
  2. Мальчики становятся более самостоятельными и предприимчивыми. Они стараются все исследовать, не обращая внимания на недовольство старших. Девочки, напротив, стремятся заслужить похвалу, выполняя то, чему их учат.
  3. Ребенок активно копирует взрослых, повторяет их жесты и движения. В этот период надо быть очень внимательным, иначе ребенок может получить привычку, от которой его трудно будет отучить. Зато его можно научить новым играм - например, он будет охотно катать машинку или баюкать куклу, если увидит, как это делают родители. Но сам он так играть не научится, новую игру надо показать.
  4. Ребенка 10 месяцев больше интересуют мелкие игрушки и предметы, чем крупные. При этом развивается моторика рук, что положительно влияет на умственное развитие. За ребенком надо внимательно следить, так как он может засунуть игрушку себе в нос или в рот, проглотить ее.
  5. Малыш начинает интересоваться другими детьми, с удовольствием играет с ними на детской площадке, хотя для детского сада он еще маловат.

Прикосновения, улыбки и жесты - дополнительные способы общения 10-месячного карапуза с другими малышами и взрослыми

Физические параметры

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Возраст 10 месяцев - время закреплять полученные ранее знания, а также продвигаться вперед на пути развития. Для успешных занятий с малышом родителям стоит учесть некоторые особенности периода.

На 10-м месяце малыш немного медленнее развивается физически. Спит он по-прежнему 12–14 часов, прибавляет в месяц около 400 грамм. Все лучше делает то, чему научился раньше, а вот новых навыков приобретает меньше.

К началу 11 месяца малыш должен уверенно садиться без посторонней помощи, вставать и стоять, ходить, держась ручками за мебель и за стены. Он может легко переворачиваться со спинки на животик и ползти. Те детки, которые ползать не любят, все же могут добраться таким способом до интересующей их игрушки. Если ребенку ползать не нравится, не стоит настаивать - малышу может нравиться передвигаться на четвереньках, при этом он уже отрывает коленки от пола.

В 10 месяцев самое время начать учить ребенка ходить, однако лучше всего поддерживать его при этом под мышки. Ножки малыша достаточно окрепли, и он может сделать свои первые шаги. В это время пора подумать о покупке удобных ботиночек. Обувь должна быть чуть-чуть больше реального размера ножки - так, чтобы большой пальчик не упирался в стенку. Обувь без задника приобретать не стоит, она не может фиксировать неустойчивую еще ножку. Правильный выбор поможет малышу выработать здоровую походку, от чего зависит будущее состояние позвоночника.


Первая пара обуви малыша должна быть не только умилительной, но еще и практичной, удобной, мягкой

Психическое и речевое развитие

Малыш в 10 месяцев не только копирует взрослых, подражая их жестам и мимике, он проявляет свой собственный вкус, особенно в еде, настаивает на своем. Часто родители видят в этом только каприз ребенка, а ведь он учится отстаивать собственную независимость.

  • Малыш знает названия большинства предметов в доме, может показывать на них в ответ на произнесенное слово. Он узнает на картинках игрушки, машинки, зверей, с удовольствием рассматривает книжки.
  • Часто детки в этом возрасте реагируют на музыку. Им нравится, держась за опору и стоя на ножках, «приплясывать» в такт мелодии - одни раскачиваются, другие пытаются приседать или просто кивают головкой. Полезно развивать эту склонность, а еще можно выбрать мелодию, которая нравится ребенку, и давать ему ее слушать.
  • К 11 месяцу ребенок начинает произносить осмысленные звуки, например, «ма», «дай», «ам». С малышом уже можно разговаривать «по-настоящему», получать ответы на простые вопросы. Ребенок может показать, какое ведерко или какую лопатку он хочет взять на прогулку, какую надеть ему кофточку. Очень важно дать ребенку возможность сделать выбор, принять решение.

В свой 11 месяц ребенок вступит, уже умея есть и пить из посуды, хлопать в ладошки, махать ручкой маме или папе, собирать пирамидку и складывать кубики один на другой (см. также: ). Он способен выполнить простейшую просьбу взрослого: дать игрушку, поднять ручку или ножку при одевании.

Малыш умеет не только это. Он может уже заниматься сразу с двумя предметами: ложечкой набирает кашу в тарелке, палочкой подвигает кубик, собирает пальчиками мелкие предметы со стола. Родителям стоит помочь крохе познать окружающий мир, придумывая интересные игры и тренировки.

Маленький исследователь

Детки в этом возрасте становятся не такими неуклюжими, лучше владеют своим телом. Ребенок 10 месяцев легко хватает игрушку, подвешенную над кроваткой. Малышу нравится обследовать все доступные места, находить разные предметы и играть ими - находки нравятся ему гораздо больше, чем собственные игрушки.

Для нормального психического развития ребенка важно время от времени совершать такие открытия. Поэтому лучше подготовить для малыша будущие находки, положив в удобных местах яркие книжки, нарядные полотенчики или просто красивые коробочки. Пусть ребенок найдет то, что подготовит мама, а опасные предметы стоит убрать повыше, чтобы уберечь малыша от травм. Желательно не забывать и об электрических розетках - на них стоит поставить заглушки, чтобы малыш не мог с ними играть.

Если крохе попадет в руки сложная игрушка, он будет стараться открыть ее, чтобы посмотреть, что внутри. То же относится и к предметам, не предназначенным для игр.

Не стоит забывать, что 10-месячный ребенок тянет в рот все, что найдет. Следовательно, если малыш играет мелкими предметами, нельзя оставлять его без присмотра, зато можно дать ему яблоко или морковку, которые он с удовольствием будет грызть.

Так что же ребенок должен уметь?

Малыш может:

  • садиться и сидеть без посторонней помощи, играть в игрушки;
  • может сидеть на горшке и знает, для чего он предназначен;
  • ползать, ползти в выбранном направлении;
  • держась за что-нибудь, вставать на ножки;
  • ходить, когда его держат;
  • подражать жестам и мимике, произносить осмысленные звуки;
  • играть с игрушками, выполняя несложные действия: качать куклу, надевать кольца на пирамидку, складывать кубики;
  • залезать на невысокую кровать и слезать с нее;
  • выполнять простые просьбы взрослых: показывать маму, делать «ладушки»;
  • пить из чашки, набирать в ложку кашу из тарелки;
  • знать названия домашних предметов, узнавать на картинках игрушки и животных;
  • поднимать игрушки двумя руками и бросать их, выкидывать из кроватки;
  • понимать, что ему говорят, в том числе слова «нет» и «нельзя», если взрослые употребляли их в разговорах с ним;
  • смеяться вместе со взрослыми;
  • откликаться на свое имя, издавая звуки или поворачивая головку;
  • брать пальчиками мелкие предметы, вкладывать мелкое в крупное;
  • играть с другими детьми;
  • осуществлять несложный выбор – какую лопатку взять на прогулку.

Если родителей беспокоит, правильно ли развивается их ребенок, имеет смысл посмотреть видео школы доктора Комаровского. Этот популярнейший в наши дни специалист ответит на многие вопросы, волнующие мам и пап.

Многие родители, в особенности мамы, сталкиваются с проблемой, чем занять своего ребенка в 10 месяцев? Ведь лучше развить навыки малыша, чем просто дать игрушки и ждать чуда. Многие детки в возрасте 10 месяцев уже умеют ползать, стоять у опоры, сидеть, поворачиваться, наклоняться, и даже делать свои первые шаги, и их в этом возрасте можно много чему научить.

В этом возрасте ребенок будет тянуться к новому познанию нашего мира, а это означает, что настала пора развивать карапуза, и чтобы это было не так скучно для него, лучше всего заниматься с ребенком развивающими играми.


Малыш в 10 месяцев активно изучает мир

Такие игры для вашего малыша в возрасте 10 месяцев, разовьют мелкую и крупную моторику рук, которая в дальнейшем поможет вашему малышу быстро и ловко справляться, к примеру с конструктором или мозаикой. Мелкая моторика развивает в ребенке в основном мышечные, нервные, а так же костные системы, но самая основная это зрительная система. Мелкая моторика это разнообразность мелких движений, которая поможет скоординировать движения малыша. В будущем это может отразиться на почерке вашего ребенка и на других действиях, которые требуют точность, аккуратность и ловкость, такие как шитье, вязание, лепка.

Также, у вашего малыша будет развиваться умственная активность, это позволит вашему ребенку в дальнейшем быстрее научиться говорить.

В 10 месяцев ребенка можно занять любыми подручными средствами

Вот некоторые игры, в которые ребенок с удовольствием будем активно играть.

Игры с продуктами

За основу можно взять макароны, фасоль или любую крупу. Посадите ребенка в детский стульчик для кормления, высыпьте на его стол фасоль или макароны, и вы увидите, как умело ваш ребенок будет перебирать ручками, складывать в чашку, а так же активно выбрасывать все содержимое из нее. С мелкими крупами, такими как гречневая или манная, лучше всего играть в ванной, так как убрать ее будет проблематично.

Совет для родителей: Игры с крупами, конечно же, очень полезные, так как развивают ребенку мелкую моторику рук, но не стоит оставлять малыша одного, лучше всего в это время играть вместе с ним.


Также, ребенка можно занять не только крупами, а, к примеру, листьями капусты. Посадите малыша на ковер, дайте ему эти листочки от капусты, и вы увидите, как он будет с удовольствием рвать их на мелкие кусочки, пробовать на вкус, разбрасывать по кухне. Это занятие сможет дать вам 10-15 минут свободного времени.

Игры с кухонной посудой

Готовя на кухне так же можно занять ребенка игрой со звонкими предметами, к примеру, дать кастрюлю и ложку. Он будет бить ладошками, стучать ложкой по кастрюле, издавая звонкие шумы. Для него это будет очень весело и займет малыша на время. Также для игры можно использовать дуршлаг, просто проденьте через дырочки яркую ленту и дайте малышу, предварительно показав ему, что нужно ленточки вытащить из дуршлага. Ребенок усердно будет пытаться вытащить эти яркие ленточки. Можно проделать такое же самое с большой корзиной: продеть через отверстия ленту и положить туда игрушки, показать ребенку и дать задание вытащить игрушки из корзины. Поначалу ему будет трудно это сделать, так как его крохотные ручки будут путаться в ленте, но потом для него это будет не преграда.


Дуршлаг и дети - занятие надолго

Таким образом, вы развиваете не только моторику, но и умственное мышление своего малыша.

Развивающие игры с одеждой, водой и красками

Игры с одеждой так же займут вашего малыша минут на 10-15. Просто посадите его на кровать или коврик и дайте ему гору его одежды. Ваш ребенок будет перебирать и класть одежду из стороны в сторону, разглядывать свои носочки, колготки или майки, порой даже умудрится, одень на себя что-нибудь, возможно тем самым, вы будете учить своего кроху порядку.

Если ваш ребенок испачкался, не стоит расстраиваться и бежать его переодевать. Стоит просто занять его еще одной игрой, к примеру с водой. Налейте в чашку немного теплой воды, насыпьте туда макарон или фасоли и дайте ребенку поиграть с водичкой. Поначалу он будет вытаскивать содержимое чашки, а в конце просто будет мочить свои ручки в воде. Конечно, ребенок большую часть воды разольет на себя, ну а что терять, одежда то все равно грязная.


Водные игры на столике

Совет для родителей: Воду стоит наливать теплую, кипяченую, потому что малыш захочет попробовать ее. Не стоит наливать много воды, так как убирать за ребенком все равно вам. Ребенку в 10 месяцев хватит вполне 1/3 чашки.


Огонь и вода - увлекательная игра

Также игра с красками подойдет для грязной одежды. Возьмите простую клеенку, чтобы не испачкать ковер, постелите на пол, посадите ребенка, и его ручками, обмазав в краске, начните рисовать на бумаге. После того как вы покажете ребенку как правильно рисовать, малыш захочет самостоятельно изобразить картинку на бумаге. Стоит правильно выбирать краски, достаточно будет купить пару ярких пальчиковых красок, чтобы ваш малыш не потерялся в выборе. Однако лучше не оставлять его одного и следить за ребенком во время этих игр. Таким образом, показав малышу, что надо делать, он будет увлечен рисованием.


Игра с песком очень увлекательная

Игры для развития моторики

Многие родители покупают для малышей пирамидки, яркие конструкторы, мягкие игрушки, но не все играют с ними, а просто раскидывают по всей комнате, и это очень хорошо, ведь у ребенка развивается крупная моторика. Крупная моторика - это разнообразные движения частей тела, таких как рук и ног, например: прыжки, бег, наклоны, ходьба и т.д.


Игры на развитие крупной моторики

Чтобы вам было легче с уборкой, а ребенку интереснее, стоит просто поставить яркие коробки или ведерки и показать ребенку, что кидать игрушки нужно в коробочку.

Совет для родителей: Чтобы ваш малыш играл с игрушками, не стоит давать ему сразу целую гору, ребенок из-за этого теряется и не знает, что ему выбрать.


Деревянный конструктор для маленьких

Стоит дать парочку игрушек, и вы увидите, что одна игрушка его заинтересует больше и на долгое время. Так же хорошее занятие и развитие для ребенка это книжки. В возрасте 10 месяцев ребенок уже самостоятельно умеет переворачивать страницы. Лучше всего если вы будете не просто читать, а рассказывать своими словами, то, что изображено в книге, либо читать вместе с игрушками по ролям, и таким образом вы возможно понемногу сможете учить своего ребенка буквам.


Самодельная картина из подручных средств

Совет для родителей: Покупайте яркие, толстые, картонные книжки с закругленными концами, чтобы ваш ребенок не смог порезаться, а так же такие где мало текста.

Игры с частями тела

Еще одно занятие для малыша это части тела. Сядьте вместе с ребенком у зеркала и показывайте ему, где у него носик, где у него ротик, где глазки. Прежде чем учить малыша, лучше всего показать сначала на себе, а потом его ручкой показывать на нем.

Существуют интересные стихотворные игры. Читая стихотворение, просто изображайте все на его теле. Возьмите ручку малыша в свою руку, массируйте его руку и пальчики, читая стихотворение, например:

  • Сорока-сорока кашку варила, деток кормила.
  • Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала.
  • Он в лес не ходил, дров не рубил,
  • воду не носил, печку не топил, - нет тебе кашки!

Игра с пальчиками - Сорока-ворона

Эту игру вы можете проводить каждый день.

Игры из подручных средств

Очень здорово, если у вас осталась коробка из под конфет. Достаньте из нее пластиковую подложку и переверните. Покажите ребеночку, как шуршит эта интересная штучка и понаблюдайте, что ваш ребенок будет с ней делать. Скорее всего, первым, что он захочет сделать это попробовать на вкус, затем пощупать, побить ладошкой, или потыкать пальчиком в гнездышки от конфет. Наблюдать за вашим чадом будет очень весело и порой даже очень смешно. Большинству детей такое занятие доставляет неимоверное удовольствие, а так же пользы для мелкой моторики.


Интересные замки - игра от папы

Следующая игра очень полезна для легких.

Все, что нужно для этой игры, это вата или листок бумаги. Для начала берем бумажные салфетки и вместе с малышом рвем их на мелкие кусочки. Когда вокруг все порвано, показываем ребенку что будет, если на них подуть. Дуйте до тех пор, пока малыш не начнет повторять за вами. Еще одна игра очень полезна тем, что она развивает вестибулярный аппарат малыша.

Если у вас есть дома много старых ненужных книг, воспользуйтесь ими с пользой.

Фактурные материалы для игр

Разложите на полу тропинку из книг и предложите ребенку пройти по ним. Если малыш боится, завлеките его какой-нибудь игрушкой. Если же ваш малыш не умеет ходить, не стоит расстраиваться, возьмите его за ручки и походите вместе с ним, постепенно отдаляясь все дальше от малыша. Так вы его еще и научите ходить.


Стеклянные шарики разной формы и емкость для сбора

У всех мам есть фен, так вот именно он может стать новым увлечением вашего 10 месячного ребенка. Все что нужно это включить фен в вертикальном положении, напором воздуха вверх и положить на него маленький мячик. Малыша это очень удивит и займет на 10-20 минут.

Игры с мячиками и машинками

Игра с мячиком тоже очень полезное занятие, для мышц тела. Возьмите не один, а несколько ярких мячиков. Покажите, что если мячик подтолкнуть, он укатится. Ваш малыш увидит направление, в которой катится игрушка. Это задаст ему стимул для передвижения по данному маршруту. Мячики можно прятать в разные места, развивая тем самым в ребенке навыки поиска. Для начала покажите малышу игрушку, а потом спрячьте ее, к примеру, под подушку, и понаблюдайте, как он активно будет ее искать, когда найдет, не забудьте его похвалить.


Банка и мячики - 20 минут веселого занятия

Вместо мячика, можно использовать машинки, в таком возрасте машинки нравятся как мальчикам, так и . Для малыша в 10 месяцев это будет очень увлекательная игра. Для начала покажите крохе, как катать машинку вперед-назад, произнося при этом звук машинки, а потом дайте попробовать покатать машинку ребенку. Не пытайтесь играть одной машинкой, лучше всего будет взять пару машинок, чтобы малыш мог самостоятельно повторять ваши движения. Вы можете показать ребенку, что машина предназначена не только чтобы её катать, но и перевозить какие-нибудь предметы, к примеру, его любимую игрушку.


Развивающие игрушки для детей до года

Все эти игры отлично подойдут почти всем 10-ти месячным детям, но все равно всегда стоит следить за ребенком, а также вы всегда сможете поиграть и увлечь ребенка с помощью представленных в этой статье игр в любое время.

В заключении, хотелось бы добавить, не бойтесь позволять своему ребенку самостоятельно развиваться и учить его новым навыкам. Все, что от вас требуется, это максимальное внимание вашему малышу. 10 месяцев это самое интересное время для родителей и чтоб провести его с пользой играйте вместе со своим чадом, ведь вернуться в детство это очень весело.

Видео: Игрушки в 10 месяцев

Похожие материалы

Когда малышу исполняется 10 месяцев – это бесспорно большой повод для радости родителей ребенка. Малыш с каждым днем становится все сообразительней, он активно познает окружающий его мир и уже показывает домочадцам свой характер. Но у большинства родителей по мере взросления их крохи появляются все новые и новые вопросы. Один из главных вопросов: нормально ли развивается кроха, не отстает ли ребенок в физическом и психическом развитии? Для того чтобы это понять, важно знать какими умениями должен обладать ребенок в возрасте 10 месяцев.

Физическое развитие в 10 месяцев

По сравнению с предыдущими месяцами жизни грудного крохи, прибавка в весе у ребенка уже не так заметна. Связано это с тем, что детишки в возрасте 10 месяцев ведут себя уже довольно активно: они много ползают, ходят вдоль стен, а некоторые даже могут ходить самостоятельно. Теперь ребенок в течение каждого месяца будет набирать в весе не более 500 гр. В среднем же за 10-й месяц жизни грудничок должен прибавить в весе от 350 до 500 гр. Прибавка в росте составляет, как правило, от 1 до 2 см. Таким образом, 10-месячный ребенок должен весить от 8 до 10 кг. При этом рост у малыша может составлять от 70 до 75 см.

В возрасте 10 месяцев у ребенка, как правило, уже есть 4 зубика – 4 центральных резца (2 нижних и 2 верхних). Следует учитывать, что все детишки развиваются индивидуально. Немалую роль играют наследственные факторы.

Несмотря на индивидуальность развития, каждый 10-месячный малыш должен обладать определенными умениями:

  • Хорошо ползать. Причем ползанье не ограничивается одной комнатой – с каждым днем малыш все увереннее покоряет новое пространство.
  • Самостоятельно подниматься на ножки и приседать.
  • Стоять на ножках без опоры, передвигаться, держась за руку взрослого или за стены и мебель.
  • Самостоятельно взять интересующий его предмет любой рукой, уверенно держать различные предметы в обеих руках. В возрасте 10 месяцев уже можно заметить, какая рука у грудничка является доминирующей – левая или правая. Если окажется, что малыш – левша, не нужно пытаться переучить ребенка, это может привести к отрицательным последствиям.
  • Повторять движения взрослых. Кроха может «хозяйничать» в кухонных и плательных шкафах: самостоятельно открывать дверцы и выдвигать ящики, выкидывать одежду и другие легкие предметы. Если ребенку такого возраста показать, как перекатывать по полу мячик, он легко повторит показанные действия.
  • Находить применение предметам. Детишки очень наблюдательны и находчивы: здоровый 10-месячный малыш способен при помощи одного предмета достать другой интересующий его предмет. Мальчики на своих игрушечных машинках катают (перевозят) мелкие предметы.

Учитывая, что ребенок обладает вышеперечисленными навыками, родители должны быть все время начеку и заботиться о том, чтобы кроха был в безопасности. Ребенок может доползти хоть куда, поэтому нельзя оставлять грудничка без присмотра.

10-месячного ребенка нужно начинать учить слезать с кровати и с дивана. Для этого нужно многократно показывать крохе, как правильно это сделать: поворачивать малыша к краю дивана попкой и аккуратно спускать ножки. Ребенок очень скоро поймет, что можно слезать, только почувствовав опору под ногами.

Что касается психологического развития крохи, то в 10 месяцев ребенок обладает следующими навыками:

  • Понимает многое из того, что ему говорят взрослые. 10-месячный кроха понимает, когда ему что-то запрещают, и начинает капризничать, чтобы добиться желаемого. В то же время малыш доволен, когда его хвалят. Ребенок также понимает, когда его просят отдать предмет, который он держит в руке, и если раньше его кулачок разжать было практически невозможно, то теперь грудничок сам легко его разжимает.
  • Просится на руки к родителям, протягивая ручки вверх. Ребенок осознанно обнимает маму, тактильные ощущения для него очень важны.
  • Понимает и радуется, когда с ним играют. Ребенок улыбается и смеется, когда родители шутят или щекочут его.
  • Может повторять за родителями некоторые простые слова.
  • Проявляет интерес к своим сверстникам, изучает их – внимательно всматривается в лицо, трогает за руки.
  • Проявляет интерес к животным. Дети очень любят животных, им интересно любое животное или любая птица: собаки, кошки, вороны, голуби. Не нужно препятствовать этому, но важно, чтобы общение ребенка с животными проходило под контролем.
  • Понимает, для чего нужны некоторые предметы. К примеру, ребенок может прикладывать к уху мобильный телефон, тянуть ложку в рот.
  • Показывает свое недовольство. Когда малыш чем-то недоволен, он начинает капризничать, разбрасывать игрушки, причем делает это осознанно.
  • Запоминает, в какое место он положил тот или иной предмет. Ребенок уже хорошо знает, где находятся его игрушки, и может сам достать интересующую его игрушку.

Как понять, что 10-месячный малыш не отстает в развитии?

Любой 10-месячный кроха должен уметь выполнять следующие действия:

  • Самостоятельно садиться и вставать, держась за опору.
  • Доползать до интересующей игрушки.
  • Понимать, когда у него чего-то просят или когда ему что-то дают.
  • Привлекать внимание родителей при помощи лепета, плача и жестов.
  • Повторять за мамой хотя бы несколько слов.

Если ребенок не обладает даже половиной из вышеперечисленных навыков, то это может стать серьезным поводом для обращения к педиатру. Кроме того, ребенок должен быть в меру эмоциональным – монотонное бормотание крохи также может стать поводом для беспокойства родителей.

В рацион 10-месячного грудничка уже включены многие продукты с общего стола: супы, овощные пюре, молочные каши, различные запеканки, печенье, компоты, морсы, соки. При этом нужно продолжать кормить ребенка грудью (смесью – если на искусственном вскармливании) ночью, утром после пробуждения и перед ночным сном. Общее количество кормлений должно составлять не менее 5 раз в день, включая грудное молоко. Наилучший вариант – 2 кормления грудью (утром и вечером) и 3 кормления пищей с общего стола (днем с интервалом в 4 часа).

Всю еду для ребенка нужно варить либо готовить на пару, жареную пищу 10-месячному крохе давать нельзя. Важно чтобы малыш получал полноценное питание, еда должна содержать все необходимые для развития ребенка витамины, белки, жиры и минералы. Учитывая, что у ребенка уже есть зубки, нужно давать ему твердые кусочки пищи, которые должны быть среднего размера, чтобы грудничку было удобно держать их в руке.

Режим дня — сон и бодрствование

Режим дня 10-месячного крохи остается практически таким же, как и месяц назад. Ребенок спит ночью от 8 до 10 часов, при этом днем ему требуется два периода для сна – по 1,5-2 часа. Кормить малыша нужно не менее 5 раз в день. Особое внимание следует уделить прогулкам на свежем воздухе и развивающим играм. Для того чтобы не допускать переутомления грудничка и лишних капризов нужно постараться не нарушать установленный распорядок дня, тем более что результат таких сбоев отрицательно сказывается на самочувствии и поведении ребенка.

От родителей напрямую зависит то, насколько полноценно будет развиваться их ребенок. Для того чтобы кроха нормально развивался родители должны со всей ответственностью отнестись к уходу за ребенком и к его воспитанию. Родители должны:

  • По-прежнему носить малыша на руках. Даже если малыш уверенно ходит, это не значит, что его нужно перестать носить на руках. Кроха по-прежнему нуждается в родительских объятиях. Таким «обнимашкам» нужно уделять хотя бы 1,5 часа в день: брать малыша на руки, ходить с ним на руках по комнате, разговаривать, петь песенки, смотреть в глаза, целовать и говорить ласковые слова.
  • Уделять много времени разговорам с крохой. В разговоре с малышом лучше употреблять короткие предложения с простыми словами. Можно показывать ребенку предметы и части тела, называя их, при этом речь должна быть внятной и спокойной.
  • Играть с ребенком. Игры должны быть не только развивающими (складывание пирамидок, собирание кубиков, рисование, лепка), но и шуточными. Хорошо, когда малыш много смеется. Для того чтобы игрушки не надоедали ребенку, их нужно периодически менять.
  • Обеспечить безопасность для малыша во всей квартире. Важно чтобы все опасные предметы (посуда, вазы, розетки) были изолированы от малыша, ведь ребенок ползком свободно перемещается по комнатам и способен достать многие интересующие его предметы. Не стоит забывать и о регулярной влажной уборке всех комнат.
  • Читать малышу короткие сказки. Лучше остановить свой выбор на самых простых русских народных сказках.

Важно не допускать переутомления ребенка, поэтому время занятий должно составлять от 15 до 20 минут.

Возраст 10 месяцев – наиболее подходящий возраст для начала общения грудного крохи с другими детишками. При этом родители должны понимать, что ребенок еще очень мал для игр в большой компании детей. Ведь ребенок быстро устает, а большое скопление людей может даже напугать малыша. Наилучший вариант – периодически приглашать в гости подругу или знакомую с ребенком. В домашней обстановке, привычной для ребенка, ему будет легче познакомиться с другим малышом. Дети хорошо обучаются в процессе игры и перенимают друг у друга увиденные навыки и умения. Если нет знакомых, у которых есть маленькие детки, то можно совершать прогулки на дворовые игровые площадки для самых маленьких детишек. Общаться с другими детьми ребенку нужно обязательно, ведь так он не только быстрее освоит все необходимые для нормального развития навыки, но и обзаведется друзьями!

Развитие ребенка в 10 месяцев (видео)