Виды детской деятельности по направлениям. Развивающая предметно-пространственная среда в доу по фгос

Развитие ребёнка в дошкольном возрасте – один из основных моментов формирования личности.

В этот период закладываются основные качества личности.

Особенности развития дошкольников по возрастам

В дошкольном возрасте ребёнок сталкивается со стремительным расширением границ своего мира и отношений людей. У него появляются социальные обязанности, он осваивает новые виды деятельности.

У малыша пробуждается стремление к самостоятельности и участию во взрослой жизни. В результате этого ребёнка начинает занимать игра, в которой он копирует действия взрослых. Также им обретается определённая самостоятельность, но постоянно мягко контролируемая родителями.

Младший

Период длится с 3 до 4 лет. На этот возраст приходится первый личностный кризис, при которым малыш начинает отстаивать понятие «Я сам».

Отмечается три основных вида деятельности:

  • игра;
  • рисование;
  • конструирование.

Обратите внимание! У ребёнка наблюдается достаточная согласованность мотивов и желаний. Поведение начинает становиться несколько соответствующим определённым правилам и выбранным образцам.

Средний

Период с 4 до 5 лет. Возрастает потребность в не только в кругу семьи, но и со сверстниками для выстраивания социальных связей и механизмов. На этом фоне повышаются познавательные навыки и формируется основное проявление характера.

Ребёнок отстаивает свою самостоятельность, переставая строго соблюдать правила, устанавливаемые взрослыми. Основным средством для общения и построения социальных связей становится речь. Творческие способности ребёнка активизируются и становятся более выраженными.

Старший


Период с 5 до 7 лет, в который, кроме окончательного формирования основных черт характера, появляется и умение скрывать их при необходимости, хотя и не совершенное.

Словарный запас ребёнка резко расширяется, а становится образным.

Важно! Детям требуется поддержка родных, к которым они сильно привязаны, и слова которых воспринимают как чистую истину. От этого родителям при общении с малышом следует правильно подбирать слова.

Ребёнок уже точно разделяет первичные и вторичные потребности и выбирает то, что для него является наиболее ценным. Активно формируется интерес к коллективной работе и получению новых знаний.

Что должен знать дошкольник и ведущие виды деятельности

Основными видами деятельности детей дошкольного возраста являются:

  • игровая;
  • познавательная;
  • социальная.

К концу дошкольного периода ребёнок должен иметь определённые знания. Дети уже легко ориентируются в пространстве, легко адаптируются в окружении чужих людей, могут определить время как по стрелкам, так и на табло с цифрами, отличают предметы по размерам и глубине.

Также дошкольник должен знать свой точный адрес с ближайшими остановками общественного транспорта и правила поведения на улице, если он останется один. Перед школой малыши уже могут самостоятельно делать выводы из того, что услышали или увидели.

Диагностика развития


Диагностика развития ребёнка дошкольного возраста включает в себя определение его и социального развития, а также степень сформированности личности.

Для этого применяются тестовые игровые методы и художественный тест, при котором оценивается рисунок, сделанный малышом.

Разговорные тесты требуются для определения способности малыша полноценно и связно описывать предметы, явления или чувства.

Тестирование на определение развития дошкольника требуется в первую очередь перед школой.

Дошкольный период развития детей наиболее активный по объёму получаемых навыков и знаний, количеству новых видов деятельности и потребностей. До 7 лет закладывается фундамент личности.

Александра Веселова
Виды детской деятельности

Виды детской деятельности

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия : миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Поэтому главной задачей дошкольного образования является создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

ФГОС выделяет 5 образовательных областей, которые реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

На первом месте стоит - игровая деятельность , так как она обусловлена самой природой человека. Главной особенностью игровой деятельности является возможность развития и совершенствования человека, а также создание условий для общения и взаимодействия с людьми различного возраста и интересов. Игра объединяет и сверстников, и людей разных поколений.

Игровой вид детской деятельности , организуется при проведении режимных моментов, совместной , самостоятельной деятельности детей .

Познавательно-исследовательская организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача – формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ, и способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи.

Двигательная деятельность организуется при проведении физических занятий, при проведении режимных моментов, в совместной деятельности взрослого и ребенка .

Самообслуживание и элементы бытового труда. Данный вид деятельности включает в себя : самообслуживание, бытовой труд в помещении, бытовой труд на улице.

Изобразительная деятельность направлена на формирование эстетической стороны окружающей действительности. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию.

Музыкальная деятельность направлена на развитие способности эмоционально воспринимать музыку. Направления работы : слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевально-игровое творчество, игра на музыкальных инструментах.

Восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг. Реализуется через : чтение книг, обсуждения прочитанного, разучивание стихов, ситуативный разговор. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами.

В процессе своей деятельности ребенок сталкивается с трудностями, когда у него возникает затруднение, он обращается к взрослым, его окружающим. Схема развития любого вида деятельности такова :

1. Самостоятельная деятельность ребенка

2. Затруднение

3. Совместная деятельность со взрослыми и со сверстниками

4. Совместная деятельность со сверстниками

5. Самодеятельность

Важным показателем развития ребенка- является уровень овладения им различными видами детской деятельности . Помогают ребенку на этом этапе воспитатели дошкольного образования, которые в свою очередь должны уметь организовывать ведущие виды детской деятельности , а также организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников .

Публикации по теме:

Продуктивные виды деятельности дошкольников в контексте ФГОС до (детское конструирование) Дошкольное детство – важный, напряженный и ответственный период в развитии, как для самого ребенка, так и для взрослых, сопровождающих его.

Консультация для воспитателей «Виды и формы деятельности детей на прогулке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области.

Консультация «Продуктивные виды деятельности» Ребенок третьего года жизни отличается большой активностью и стремлением к самостоятельности. Поэтому отсутствие условий для проявления.

Организация детской познавательной деятельности в условиях летнего периода. Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают.

Особенности организации образовательной деятельности с включением различных видов детской деятельности и культурных практик Особенности организации образовательной деятельности с включением различных видов детской деятельности и культурных практик в соответствии.

«Я чувствую себя в праве сказать: Да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, Которые вы добывали.

Поддержка детской инициативы в рамках проектной деятельности Современная система дошкольного образования развивается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию. МДОУ «Детский.

Наталья Владимировна Григорьева
Характеристика видов деятельности детей дошкольного возраста

Деятельность ребенка разнообразна и насыщена. В любой деятельности дети развиваются , проходят процесс социализации, обучаются и постигают новые знания и умения. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность . А. С. Макаренко писал : «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет такое же значение, какое у взрослого имеет деятельность , работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре ».

Игра это не произвольная выдумка ребенка, а отражение жизни. Основной источник детских игр – знакомство с жизнью и трудом взрослых. Игра детей раннего возраста – манипулирование с предметами и игрушками, направленное на овладение их свойствами. В дошкольном возрасте возникает ролевая игра, в которой дети берут на себя определенную роль.

Младшие и старшие дошкольники играют по – разному . Старшие играют коллективно, заранее распределяют роли между собой.

У младших этого нет. Они играют только рядом. Их не интересует результат игрового действия, они увлекаются самим процессом игры. У детей 6-7 лет игра более содержательная, так как они больше знают о той стороне жизни, которую изображают в игре.

Старшие ребята более придирчиво следят, чтобы в игре выполнялись правила.

Также есть дидактические игры, настольно – печатные, где дошкольники получают новые знания об окружающей действительности, получают сенсорное развитие, развитие моторики.

Двигательная деятельность . Развивается в подвижных играх, физических упражнениях, физ. минутках. У детей развиваются физические качества, воспитываются чувства взаимопомощи, дружбы, справедливости. Обогащается запас движений, укрепляется здоровье ребенка, происходит приобщение к здоровому образу жизни.

Изобразительная (продуктивная) деятельность . Эта деятельность приобщает малышей к миру прекрасного, развивает эстетические чувства, мелкую моторику, сенсорику ребенка. Малыш не только учится пользоваться кистью, красками, но и заряжается положительной энергией, так как изобразительная деятельность благотворно влияет на психо – эмоциональное состояние.

При обучении детей технике рисования , важное значение имеет словесная инструкция. В раннем, младшем дошкольном возрасте весь процесс сопровождается словесными инструкциями и показом. В старшем возрасте дети уже выполняют действия по одному словесному указанию.

Трудовая деятельность также присутствует в жизни детей . Конечно, детей не заставляют работать до выступления пота, их постепенно приобщают к труду. В процессе трудовой деятельности ребенок овладеет трудовыми навыками. Дети дошкольного возраста могут выполнять некоторые виды этой деятельности :

Труд в природе (посадка, полив растений, уборка участка) ;

Самообслуживание (уход за своими вещами, поддерживать чистоту в комнате и т. д) ;

Дежурство (сервировка стола – старшие дошкольники , подготавливать рабочее место);

Ручной труд (подклейка книг, помощь в строительстве кормушек) .

Коммуникативная деятельность . На протяжении любого возраста детям необходимо общение. На раннем этапе особенно важно общение со взрослым, который является для ребенка проводником в большой мир. В раннем возрасте важно сопровождать поведение малышей речевыми обращениями к ним, короткими беседами, комментированием происходящего. В течение дня педагоги должны находить время для индивидуального общения с ребенком. В данном возрасте сохраняется прямая зависимость речевого развития от двигательного и познавательно – сенсорного. Развитие движений является базой для познания окружающего мира, а познавательное развитие – средством для развития речи. Детям трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы, однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умением связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания 3 –х летних детей состоят из 2 – 3 фраз. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и её дальнейшее развитие является основой для формирования монологической речи.

В среднем возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объём которого достигает 2,5 тыс. слов. Высказывания становятся более развернуты и последовательны, хотя структура речи еще несовершенна. В средней группе начинают обучать составлению небольших рассказов по картинкам.

В старшем возрасте также необходимо общение со сверстниками. Связная речь этого возраста достигает довольно высокого уровня. На вопросы отвечают точными, краткими или развернутыми ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. Дети могут последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную тему. В процессе общения ребенок развивает свои коммуникативные навыки, развивает речь, учится взаимодействовать с окружающими людьми.

Познавательно – исследовательская деятельность . Это различные игры с водой, природным материалом, измерительными приборами. Сейчас почти в каждой группе есть центр экспериментирования, в котором дети изучают различные измерительные приборы, делают опыты, на основе которых пытаются сделать выводы.

Публикации по теме:

Характеристика агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Агрессия– мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам.

Консультация для педагогов «Создание условий для различных видов деятельности детей раннего возраста» В современном обществе все чаще отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. И одной из мер,.

Консультация «Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития» Развитие в дошкольном возрасте является, как известно, продолжением развития, которое мы наблюдаем в раннем возрасте. Несмотря на то, что.

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей 3–4 лет с помощью различных видов деятельности Бусы Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие.

Общая характеристика деятельности детей с нарушением интеллекта Изучение опыта зарубежных стран дает основания утверждать, что проблема интеллектуальных нарушений у детей дошкольного и младшего школьного.

марина исаева

Цель : сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении .

Задачи :

Организация развивающей среды , способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов ;

Создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников ;

Комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;

Содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной ППРС;

Приобщение дошкольников к активной предметно -преобразовательной деятельности в интерьере.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Моя группа тоже не стала исключением из правил стандартов ФГОС .

Добро пожаловать в среднюю группу «Ежата» !

В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.

При организации предметно- развивающей пространства группы я учитывала многие принципы построения развивающей среды :

экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно -пространственным окружением; возможность самовыражения детей.


Содержательность и насыщенность пространства соответствует и меняться в зависимости от возрастных особенностей и потребностей детей , а так же периода обучения, образовательной программы и лексической темы или темы проекта. Например, с введением в образовательный процесс новой лексической темы меняется и содержание развивающего пространства : в уголок творчества подбираются доступные для детей схемы лепки и изготовления поделок, в книжный уголок – соответствующая литература, в уголок познания – дидактические и настольные игры и т. д. ППРС имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию . Среда не только развивающая , но и развивающаяся .

Трансформируемость – я стараюсь обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформируемость в моей группе выражается в таких предметах как скакалки , гантели, верёвки, которые могут быть разделителями пространства.


В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха, уголок уединения и релаксации. Здесь ребёнок может отдохнуть. Пространство уголков уединения также трансформируется детьми в какую- либо сюжетно ролевую игру.



Полифункциональность - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.

В группе присутствуют полифункциональные предметы : жёлтый мячик может превратиться в яблоко, красный мячик – в помидор и т. д.


В группе есть коробка с предметами-заместителями , для детей – ящик замечательных вещей.


В уголке природы присутствует природный материал, который полифункционален, дети могут использовать его как дополнительный материал при лепке, для развития мелкой моторики , ну а так же как любой предмет-заместитель .


Вариативность – обеспечивать в группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов .

Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Оформлены макеты (домашние и дикие животные, аквариум)


Цель : обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры



Строительный уголок хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы .


Ребята всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.


При создании ППРС необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим , так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

В группе есть игры , которые интересны в первую очередь, мальчикам. Это «Уголок безопасного дорожного движения» . Он оснащн необходимыми ролевыми атрибутами и материалами для закрепления правил дорожного движения.


В кукольном уголке любят играть наши девочки, ведь они будущие хозяйки и мамы, им надо многому научиться : приготовить обед, перепеленать, сшить обновку.


Со второй половины года атрибуты для игр не выставляются, а хранятся в специальных контейнерах. На каждом контейнере наклеена картинка - маркировка. Дети самостоятельно подбирают атрибуты.


Рядом с царством кукол – театр Сказок и уголок ряжения, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления.


Играя в театр, дети объединяются интересной идеей и демонстрируют неожиданные грани своего характера.

Уголку творчества выделено отдельное самое светлое место в группе .


Здесь в свободное время ребята рисуют, лепят, вырезают и мастерят. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом.

Здесь же организовано место для небольшой выставки детских работ. Поддержав инициативу и стремление детей мы создали альбом, который так и назвали «Времена года глазами детей» . Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Рядом с уголком творчества размещен книжный уголок, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации.


Все книги и иллюстрации обновляются по мере прохождения материала. Один раз в 3 месяца проводится тематическая выставка произведений какого либо автора, вывешивается его портрет, детей знакомят с его творчеством.

Спортивный уголок необходимо обеспечить игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности.


Родители внесли огромный вклад в оснащение уголка- изготовили большое количество нестандартного оборудования. Ребята нашей группы с большим интересом занимаются с ним

Неизменной популярностью пользуется «Уголок экспериментирования» или исследовательский уголок.


Для детского экспериментирования подобраны разные материалы и оборудование – вс это вызывает общий интерес. Дает детям прекрасную возможность для познавательных игр, для использования органов чувств. Дети творят, мыслят и общаются. Предметное наполнение в данном уголке, не стеклянное, безопасное для детей.

Патриотический уголок способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, посёлка.


В уголке присутствуют куклы в национальных костюмах, в свою очередь они тоже мобильны и могут переходить в уголок природы, знакомить детишек предметами одежды , связанные с сезонными изменениями в природе.


Уголок дидактических игр периодически обогащается новыми играми, пособиями, красочным материалом.


Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений здесь же создан уголок сенсомоторного развития , предназначенный также для развития мелкой моторики , тактильных ощущений. Здесь представлены игры с цветными прищепками, всевозможные шнуровки, «тактильная гусеница» , шумовые бочонки, тактильные дощечки и др.

Одним из условий, необходимого для инклюзивного образования является то, что в группе я разместила пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, я разместила непосредственно на шкафчике ребенка .

Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами.


Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека , в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря, а так же различные музыкальные сказки.

Мы стараемся использовать современные нформационно-технические технологии в учебно-воспитательном процессе. Дети с удовольствием работают на таких занятиях, активно включаются в выполнение заданий, так как технические средства позволяют включать в процесс воспитания и звук, и действие, и мультипликацию, что повышает интерес и внимание детей.

В группе обеспечен свободный доступ воспитанникам (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм,игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды

детской активности; материал на уровне глаз детей и вытянутой руки.

И конечно, нельзя не сказать о безопасности предметно-пространственной среды . Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя, голосов птиц и др.)

В группе ежедневно по утверждённому графику функционирует бактерицидный облучатель. Вся мебель в группе изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов, мебель закреплена, игрушки не сломанные.

Все игрушки и игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа .

Главой задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда , в которой проходит воспитательный процесс.