Семейные ценности.

Институт семьи в настоящее время становится очень важным для развития личности. Многие люди, добиваясь успеха в собственных начинаниях, отмечают необходимость присутствия искренней заботы и поддержки со стороны своего ближайшего окружения. Семейные ценности передаются из поколения в поколение и могут не меняться с течением времени. То есть, то, что было актуальным для бабушки, будет важным и для ее внучки, когда она начнет строить собственную семью. Семейные ценности позволяют старшему поколению передавать младшим определенные традиции, устои, нормы поведения. Формирование семейных ценностей в каждом конкретном случае происходит сугубо индивидуально. Большую роль здесь играет то обстоятельство, как в различных ситуациях поступали наши предки. Молодежь учится, опираясь на их опыт. Если бы каждому человеку приходилось искать пути решения элементарных задач, много раз ошибаться, то вряд ли люди смогли бы стать успешными.

К ним относятся семейные ценности, которые можно назвать общепринятыми. Традиционные семейные ценности выступают в роли своеобразного трамплина, откуда потом человек выходит во взрослую жизнь. Они с одной стороны ограничивают личность в том, чтобы следовать собственным убеждениям, с другой создают защитный буфер, предотвращают появление некоторых непредсказуемых ситуаций, в которых личность не знает, как поступить. Формирование традиционных семейных ценностей происходит посредством личного примера. Дети ориентируются на опыт своих родителей и берут с них пример. Обычно, как было заведено в родительской семье, так потом потомки невольно воспроизводят этот опыт в своих семьях. Какие же традиционные семейные ценности можно отметить?

Помощь и поддержка

Это основополагающие компоненты, без которых установление нормальных, хороших отношений между людьми вообще сделалось бы невозможным. Каждый человек время от времени нуждается в том, чтобы близкие люди проявили к нему участие, пожалели, посоветовали правильный выход из ситуации. Помощь и поддержка – это неотъемлемые составляющие человеческого общения. Без них невозможно себе представить полноценной семьи. Когда нет доверия, невозможно нормально общаться, иметь межличностные контакты. Традиционные семейные ценности целиком и полностью базируются на поддержке. Понимание при этом играет главную роль. Чем больше душевного тепла имеется между людьми, тем проще им становится понимать друг друга.

Уважение и терпение

Другой традиционной семейной ценностью является чувство уважения. В семье без этого важного критерия невозможно строить нормальные отношения. Уважение помогает справиться с различными ситуациями, когда близкий человек оказывается не прав или ведет себя неподобающим образом. Терпение к тем или иным индивидуальным особенностям любимого родственника способствует формированию устойчивых семейных связей. Личность формируется в семье, во многом эта заслуга непосредственно отца и матери. Уважение и терпение обязательно должны присутствовать в хорошей семье, где все любят и чтут интересы друг друга. Формирование традиционных семейных ценностей, как правило, происходит постепенно, незаметно для ребенка, который воспитывается рядом с взрослыми.

Следование традициям

В каждой семье, так или иначе, имеются свои определенные традиции. Люди обычно их и не замечают, они существуют как будто сами собой и с течением времени становятся чем-то совершенно естественным. Обычно, как заведено в семье, так потом дети, начав жить отдельно, воспроизводят тот же самый, полученный в детстве опыт. Подобный феномен не раз был отмечен опытными психологами и социологами. В каждой семье привычки существенно различаются. Например, одни люди с готовностью встречают рождество и новый год, дарят подарки к каждому празднику, другие ограничиваются лишь теплыми поздравлениями. Семейную ценность в традиционном понимании создают именно привычки, которые в нас закладывает семья. Эти привычки потом переходят с выросшими детьми во взрослую жизнь и сопровождают их до старости.

Преодоление трудностей

В список традиционных семейных ценностей обычно входит совместное преодоление трудностей. Каждому из нас время от времени нужна поддержка, помощь и понимание. Не будь рядом дружной, крепкой и любящей семьи пришлось бы очень трудно. Человек так устроен, что не может идти по жизни в одиночку, сразу теряется смысл. Ради одного себя невозможно ставить великие цели и идти к их достижениям. Когда есть, ради кого жить, люди начинают стремиться к большим достижениям, чем, если бы заботились только о себе. Совместное преодоление трудностей помогает работать над собственным характером, укреплять семейные связи, следовать принятым привычкам. Традиционные семейные ценности помогают раскрывать сердце навстречу чувствам, формирование которых невозможно вне семьи.

Привязанность

Безусловно, значимой семейной ценностью является привязанность. Формирование чувства привязанности происходит только в семье. Когда между людьми устанавливается тесная духовная связь, это очень поддерживает в любых начинаниях. Тогда и преодоление трудностей происходит более легко. Привязанность порождает необходимость заботиться друг о друге, поддерживать в неудачах. На самом деле, кто как не семья еще сможет дать человеку такую опору и поддержку? Пожалуй, никто. Ведь на самом деле мы нужны только близким людям и родственникам. Больше никто не станет беспокоиться о совершенно постороннем человеке, не начнет проявлять к нему особенное внимание. Привязанность к семье — это то, что поддерживает любого человека в трудную минуту. Осознание того, что рядом есть близкие люди, наполняет нас силами, особенным смыслом и дополнительной энергией.

Формирование семейных ценностей

Это важный вопрос, который требует отдельного рассмотрения. В каждой семье все складывается индивидуальным образом. И все же есть некоторые общие закономерности. Как происходит формирование семейных ценностей?

Пример старших

Так уж заведено в семьях, что старшее поколение обычно заботится о младшем. Родители чувствуют полную ответственность за воспитание и благополучие своих детей и нередко им помогают даже в том случае, когда они уже давно стали взрослыми. Пример старших формирует у детей конкретное представление о мире, о том, как в нем все устроено. Ребенок, который растет в семье, будет запоминать такую модель поведения и почти всегда в будущем неосознанно стараться ее воспроизводить. Пример старших показывает, как вообще нужно относиться к жизни, на что обращать особенное внимание.

Забота о детях

Каждый любящий родитель чувствует обязательство давать своему чаду все самое лучшее. Эта потребность заложена генетически, на подсознательном уровне. Забота о детях позволяет родителям ощущать себя значимыми и действительно взрослыми. Ответственность, которая ложится на плечи отца и матери, не может быть сравнима ни с чем другим. Только реализовав такую потребность, человек может почувствовать себя подлинно счастливым и самодостаточным. Искренняя забота формирует у ребенка чувство безопасности, он знает, что мама и папа во что бы то ни стало постараются ему помочь, сделают его жизнь счастливой. Такое мироощущение делает ребенка счастливым, позволяет ему научиться принимать любовь и заботу. Если этот момент в семье по каким-то причинам упускается, в дальнейшем такому человеку придется трудно по жизни, он будет испытывать сложности в построении отношений.

Финансовое обеспечение

Финансовое благополучие семьи способствует выстраиванию правильных жизненных позиций. Чем более состоятельными являются родители, тем сильнее они прививают ценность денежного эквивалента у своих детей. Финансовое обеспечение – это тоже ценность семьи. Благодаря наличию необходимых средств, семья имеет возможность совершать путешествия, делать необходимые покупки. О материальной стороне жизни, как правило, беспокоятся взрослые члены семьи. Дети же часто воспринимают присутствие тех или иных вещей как должное. Однако не все так просто. Чтобы воспитать у младшего поколения уважение к деятельности родителей, необходимо не просто удовлетворять все их потребности, но и воспитывать на собственном примере.

Организация досуга

Семейной ценностью, безусловно, является организация досуга. Вечером, когда вся семья собирается рядом, многие люди предпочитают проводить время вместе. От того, насколько грамотно будет построен этот процесс, зависит комфортное самоощущение всех членов семьи. Например, нужно учитывать мнение старших родственников в выборе фильмов, следить за тем, чтобы кому-то не мешал работающий телевизор. В некоторых семьях заведена замечательная традиция читать всем вместе увлекательные книжки. Дети в таком случае приучаются к чтению естественным образом, их впоследствии не нужно заставлять изучать литературу.

Таким образом, роль семейных ценностей для человека очень велика. Закладывание определенных устоев и традиций происходит в семье, откуда каждый человек, подобно реке, и берет свое начало.

Дарина Катаева

Семья дает человеку истинное состояние спокойствия и умиротворения. Она делает нас сплоченными и устойчивы к трудностям. Формирование личности ребенка начинается в семье, поэтому обстановка, которая царит в его доме в детстве, оказывает сильное влияние на его будущую жизнь. Но что такое ? Какие существуют традиции в некоторых семьях? И как определить свои семейные ценности?

Что такое семейные ценности?

Семейные ценности и традиции – это фундамент, который определяет наше отношение к жизни. Даже за пределами дома человек будет поступать согласно установленным в его сердце ценностями. В реальности они могут быть не только положительными, так как далеко не в каждой семье царит достойная атмосфера. Поэтому важно каждому родителю создать обстановку любви и добра для воспитания социально активной и зрелой личности.

Хотя семья и семейные ценности – это два разных понятия, они не могут существовать друг без друга. Без фундамента и основы единства в браке влюбленные люди не смогут достичь, поэтому семья без установленных принципов просто не может существовать. Они позволяют сохранить духовное единство и целостность. Даже серьезные проблемы не разрушают крепких и теплых взаимоотношений.

5 традиционных семейных ценностей

Для точного понимания, что такое семейные ценности, необходимо рассмотреть некоторые из них более обстоятельно. К главным относится:

Это качество – основное в семейных отношениях. Его проявление отражается и на развитии других качеств. Существует много , и в семье находят яркое проявление родственная любовь и агапе. Они позволяют проявлять это качество, несмотря на что! Дети чувствуют проявление любви по отношению к ним, и недостаток может сильно отражаться на их будущей жизни и становлении в обществе. Между супругами должно царить единство, и важно, чтобы ребенок это видел и понимал свое место в семье.

Порядочность.

В вашей семейной конституции должное место должны занимать честность и доверие. Ни в коем случае не обсуждайте в негативном свете других людей при ребенке. Он отлично все запоминает, перенимает и даже повторяет. Поэтому поведение малыша – это зеркальное отражение поступков и слов родителей. Не стремитесь построить собственное счастье на чужом несчастье. Знайте границы дозволенного и не переступайте их.

Главенство.

У каждого члена семьи своя роль, поэтому важно ее знать и соблюдать. – это мужчина. Вы, как мудрая женщина, принимайте его положение даже в тех случаях, когда позиция супруга вам не совсем понятна. Это . Видя , ребенок будет понимать серьезность подобных поступков. У женщины тоже есть своя роль, не менее почетная. Она является хранительницей домашнего очага, следит за уютом в доме и воспитывает ребенка. Хотя дети занимают важное место в жизни родителей, нужно дать им понять, что они не являются королями в семье.

Счастье и удовлетворение от жизни напрямую зависит от состояния здоровья. Уделите достаточное внимание режиму сна, отдыху, питанию и занятиям спортом. Благодаря правильному распорядку вы будете испытывать радость, станете более энергичным и избавитесь от .

Уважение.

Взаимное уважение – это основа брака и семьи. Проявляя это качество к престарелым родителям, вы заметите кардинальные перемены в поведении ребенка. Он с легкостью впитает такое же отношение и к вам. Важно, чтобы проявление уважения было не от случая к случаю, а постоянным.

Как определить свои семейные ценности?

Чтобы контролировать процесс установки положительных семейных ценностей и воспитания на них детей, делайте регулярную самопроверку. Она поможет здравым взглядом посмотреть на отношения в браке, вы увидите основные проблемы и слабые места.

Проанализируйте поведение каждого члена семьи.

Оценивать поведение следует и любимого человека, и ребенка. Родители устанавливаются фундамент, поэтому им стоит быть внимательным по отношению к себе. Оценивайте не только отношения между собой, но и в принципе в обществе. То, что дети рассказывают или делают в садике, это показатель всей семьи и наличия у нее определенных ценностей.

Интересуйтесь личным мнением.

Учите детей высказывать мнение по любому поводу, однако обращать пристальное внимание следует на то, каким образом они это делают. Если в манере разговора видна категоричность, это не является хорошим показателем. Видно, что и родители высказывают необоснованные точки зрения, не принимая ничего во внимание и не учитывая взгляды других.

Обратите внимание, как каждый член семьи относится к окружающим.

Оценивая отношение супруга к родителям, можно с полной уверенностью судить о том, как он будет относиться к своей жене. По дружбе детей видно, какие семейные ценности были привиты им с детства. Оценивайте каждый поступок членов своей семьи, чтобы затем видеть, в чем вам стоит улучшиться.

Если в детстве закладывается фундамент семейных ценностей, в дальнейшей жизни они находят яркое отражение во время обучения и . Подумайте, что стоило бы изменить.

Предпринимайте меры по изменению порядков в семье.

Проведя личностную самопроверку и оценив истинное поведение детей и любимого человека, вы получите яркое представление о том, что следовало бы изменить, а на что стоит обратить свое внимание. Если ребенок обманывает родителей, подделывает подписи в дневнике, значит в семье не хватает честности и открытости.

Семейные традиции

В каждой семье есть ценности и традиции, просто мы можем не сосредотачиваться на их наличии и даже не задумываться над их существованием. Если вы, как родители, видите, что есть , постарайтесь найти причину и сделайте решение приятным для каждого.

Отличный вариант – это установка семейных традиций, которые представляют собой принятые в семье нормы, порядки и обычаи. Некоторые даже передаются из поколения в поколение. Они формируют в сердце детей и взрослых ощущение стабильности и гармонии, ведь независимо ни от каких других обстоятельств запланированное мероприятие состоится. Благодаря традициям у детей остаются яркие воспоминания о детстве и прошлом.

В каждой семье родители устанавливают разные традиции. Влияют на их формирование прошлое самих родителей и порядки, которые были в их детстве. Некоторые ориентируются на замеченные проблемы и думают об их исправлении.

Семейные традиции: примеры

Кушать ежедневно всей семьей. Кажется, что это элементарная традиция, но, на самом деле, она оказывает сильное влияние на каждого члена семьи. Во время регулярного ужина возникает обмен мыслями, мы рассказываем друг другу о прошедшем дне, можем понимать состояние сердца и жизнь детей и любимого человека. Если вы введете в свою семью такую традицию, вы будете сплоченными, едиными и небезразличными друг к другу. Для начала можно ввести хотя бы раз в день встречаться во время приема пищи.
Раз в неделю или в месяц посещать своих пожилых родителей и устраивать совместный ужин. Необязательно, чтобы был какой-то повод для организации такого мероприятия. Видя ваше глубокое уважение к родителям, дети будут заряжаться подобным настроем и проявлять должное уважение и к вам.
Просмотр семейного альбома. Думаете, печатные фотографии бесследно ушли в прошлое? На самом деле, это не так. Только вспомните, сколько приятных воспоминаний осталось в вашем сердце с детства, когда вы вместе просматривали фотографии родителей, наблюдали за их прошлым и вместе радовались пережитым мгновениям. Не лишайте своих детей такой же радости и удовлетворения, которое вы испытывали в детстве.

Играйте! Знаменитая увлекательная игра «Лото» стала неотъемлемой частью традиций многих семей. Несмотря на длительное время существования, она не теряет своей популярности и актуальности. Если вас не привлекает «Лото», организуйте проведение другой, более современной игры, такой как «Alias» или «Пойми меня». Настольные игры располагают к открытому общению и веселому времяпрепровождению.
Поделки. Мастерить что-то своими руками – полезное и увлекательное занятие. Это даже может стать . Приобщайте детей к подобным занятиям, с помощью даже элементарных поделок у детей разовьется положительное отношение к труду и работе. Готовую поделку подарите своим знакомым или друзьям. Это дополнительный фактор в установке таких семейных ценностей: любовь, доброта, дружелюбие, щедрость.

Помните, формирование семейных ценностей происходит даже в игре. Дети и не заподозрят, что вашей целью является их воспитание, они просто будут проводить с вами время и наслаждаться счастливым и беззаботным временем!

Как изменились семейные ценности?

Средства массовой информации навязывают нам взгляды и вещи, которые в действительности могут негативно отразиться на нашей жизни. До сих пор рекламодатели пользуются системой 12-го кадра, о чем мы, просматривая телепередачи и современные фильмы, и не задумываемся.

Меняются и нормы в обществе. Если раньше брак и семья стояли на первом месте в жизни всех людей, то сейчас девочкам с детства прививают любовь к карьере, власти и высокому положению в обществе. Особенно заметными стали изменения, которые начали происходить с 1990 года. Это было началом сексуальной и феминисткой революции. Молодежь думает о свободе и и браке. Внебрачные сожительства считаются нормой, а однополые браки даже официально допустимые.

28 марта 2014

Современный мир — мир одиночек.Люди не стараются создать семью, не хотят накладывать на себя обязательств. дети, в лучшем случае, получают только одного родителя, в худшем — получают родителей, которые их не любят, не уважают, бьют, унижают. Семья — это труд. А люди не хотят напрягаться, работать над собой и отношениями, чтобы создать крепкую семью.

Девушки часто живут стереотипами, что нужно выйти замуж, сделать карьеру и родить детей. Стереотипы им диктует общество, телевидение и журналы. Они не задают вопрос себе зачем это нужно? Об этом говорят мамы, в школе говорят о том, что должно быть. И, когда приходит время, многие не задумываются, а просто следую стереотипам. Потому что так просто, потому что так удобно. Думать не нужно и так удобно.

Почему-то считается, что если девушка в 30 лет не выходит замуж, не рожает детей, значит с ней что-то не так и жизнь не удалась. Но ведь не все должны жить так, как живет большинство. Кому-то комфортно живется наедине со своими планами, мыслями, и не все девушки готовы и хотят стать мамой. Быть мамой это счастье. Однако, не стоит женщину принуждать к этому. Если нет внутреннего позыва, если нет собственного желания, пусть она живет так, как считает нужным. И никакие деньги не заставят ее полюбить свое дитя, если этого света нет в душе. Может тогда будет больше любящих мам, тех, кто готовы жизнь отдать за ребенка. А пока пишут, что женщину в третий раз лишают родительских прав, потому что она не ухаживает за малышом.

Когда читаешь подобную новость, сжимается сердце. Каждый раз как думаешь, что где-то есть малыш, который не получает искреннюю любовь мамы, появляются слезы в душе. Дети приходят в этот мир и видят ее. Мама для них — это целый мир. Мама для них — это все. И можно представить, что вместо любви, дите получает удары, гнев и ненависть. Детей выбрасывают в мусорный бак, оставляют на холоде, продают и покупают. И чего хотим от подрастающего поколения? Любви? Ласки? Они же не знают и не будут знать что это такое, если сами не получат в детстве. Будущее поколений в наших руках.

Говорят, что душа ребенка сознательно выбирает родителей себе. Ангел показывает ей ее будущее. Неужели дети рождаются чтобы жить в муках? А ведь есть девушки, которые страстно желают стать мамой, но не могут сами родить. Говорят, что аборт — это убийство. Это так. В конце концов, нужно быть в ответе за все наши действия. И прежде чем дать жизнь маленькому человечку нужно подумать, а сможешь ли сделать его счастливым? А ребенку нужна любовь и забота и мамы, и папы.

Мать-одиночка или папа-одиночка это явление нашего времени. Что случилось? В век информатизации населения люди перестают общаться и понимать друг друга. Встретился-переспал-зачал-женился-развелся. Так живут большинство. Так удобно. Не нужно брать на себя ответственность, если можно ее избежать. Платишь деньги и как бы не при чем. Ребенок сам вырастет … вырастет и не вспомнит ни про тебя, ни про твои деньги. Ведь ему нужна только любовь.

Пышные свадьбы, хвастовство – так выходят замуж многие девушки. А теперь только у некоторых полные семьи. Многие уже развелись и пополнили ряды матерей-одиночек. «Я рожу для себя» или «Я сама воспитаю ребенка» — так утешают себя многие девушки. Утешают, потому что «он козел», но на самом деле лгут себе. Мама никогда не даст ребенку того, что дает отец. По природе должно быть и мужское, и женское начало. Случаи, когда мама одна воспитывает отличного ребенка скорее исключение. Как правило ребенок повторяет ее действия. Ведь все идет из семьи: традиции, модель семьи и модель поведения. Наши дети копируют нас. Английская поговорка говорит: «не воспитывай ребенка, а воспитывай себя». Это мудрость. Мальчик без папы не станет достойным мужем, девочка без мамы не получит опыт хозяйки. Только папы могут баловать своих принцесс и гордиться сыном. Только мамы могут быть строгими и ласковыми. Если родители не могут достичь соглашения и поговорить, то дети в этом не виноваты.

А люди перестали общаться и понимать друг друга. И даже не стараются. Одноразовые люди, одноразовые отношения. Только в сказке женятся по любви и умирают в один день вместе. В жизни семья строится на уважении и взаимопонимании. Семья это труд. Труд над собой и труд по сохранению семейных ценностей. Все не идеальны, но хуже если люди не будут стараться что-то изменить. Народу не нравится общество, государство, а мы хотим жить лучше. Начните со своей семьи. Сделайте ее лучше. Любите детей своих и они ответят вам взаимностью.

Как вы понимаете ? В вашем доме семейные ценности – это определенные правила и идеалы, по которым вы живете, стараясь не нарушать их. Перечень семейных ценностей может быть бесконечен и для каждой семьи ценности уникальны, однако постараемся выделить из них 10 основных.

Четко определенные помогают укрепить основу для создания сильной и дружной семьи. Когда отношения длятся достаточно долго, то нередко в них появляются слабые места, особенно, когда жизнь не идет по плану. Сильные и последовательные семейные ценности играют важную роль в и уверенности для каждого члена семьи. Вот 10 основных семейных ценностей .

1. Принадлежность. Для меня очень важно, чтобы каждый член семьи чувствовал, что его любят, что он принадлежит кому-то, и что он значим. Создание сплоченной семьи означает, что вы проводите каждую свободную минуту вместе, устраиваете семейные мероприятия, но имейте в виду, что все люди разные. Создание прочных — это прекрасно, но каждый человек должен иметь свободу для той деятельности, которая, по его мнению, приносит ему удовольствие. Люди становятся более смелыми и склонны к риску, если они знают, что у них есть то безопасное место, куда можно вернуться, когда что-то не получилось. Собирайтесь всей семьёй не только по особым случаям, но и просто проводите время вместе, это помогает усилить чувство принадлежности.

2. Гибкость. Не смотря на уже сформированные в семье порядки и устои, не забывайте иногда проявлять гибкость в своих решениях. Нежелание проявить немного лояльности может принести множество . Чем больше гибкости вы проявите в принятии решений, тем счастливее будет ваша семья. Представьте себе, если один из членов семьи всегда будет считать, что только он один прав — это не принесет много счастья семье.

3. Уважение. Его немного сложнее определить. Уважать друг друга — значит принимать во внимание чувства, мысли, потребности и предпочтения других при принятии решений. Это также означает, что нужно признавать и и участие семьи в целом. Единственный способ заработать и сохранить уважение людей — показать, что вы сами уважаете их. Уважение, как очень важная семейная ценность, будет проявляться как дома, так и в школе, на работе и в других общественных местах.

4. Честность. Это основа продолжения любых отношений. Мать-дочь, муж-жена, сестра- брат. Без честности не получится создать и поддерживать отношения. Поощряйте честность, проявляя понимание и уважение, когда кто-то говорит вам о своих неправильных поступках. Если мы не будем этого делать и рассердимся, когда нам кто-то сознается в своём плохом поступке, то в следующий раз он просто это скроет, чтобы избежать неуважения.

5. Прощение. , которые обидели вас , очень важный выбор. Да, – это выбор. Это не какое-то чувство, что случайно гложет вас, когда вы ощущаете, что другой человек очень «пострадал». Это может быть трудно, так как многие из нас склонны приравнивать прощение к фразе *всё в порядке*. Это не то же самое. не способствует взаимному уважению между близкими родственниками. Имейте в виду, что все делают ошибки, все мы иногда говорим то, что не следовало бы говорить, так как никто из нас не совершенен. Старайтесь достойно разрешать проблемные ситуации, достигайте понимания и двигайтесь дальше. Жизнь слишком коротка.

6. Щедрость. Отдавать, не думая, «а что я получу взамен » является важным качеством для тех, кто хочет стать ответственным, полезным членом общества. Благодаря щедрости нам удаётся сочувствовать и сопереживать, так как мы пытаемся понять то, что люди хотят или в чем нуждаются. Быть щедрым — не значит просто дать денег тем, кто в них нуждается. Это также и ваше время, любовь, внимание и даже иногда ваше имущество

7. Любопытство. Дети по своей природе очень любопытны. Если бы вы , даже пару минут, то вы четко просмотрели бы это качество. У некоторых это любопытство ослабевает. Я думаю, важно поощрять и подталкивать наших детей, и даже самих себя, быть любопытным к вещам. Как разжечь наше любопытство? Задавайте множество вопросов. Читайте о том, о чем вы очень мало знаете и не бойтесь сказать, что вы чего-то не знаете. Критическое мышление является важным навыком, которому можно научиться и развивать путем изучения собственного любопытства.

8. Общение. Общение — как искусство, так и наука. , скорее всего, приведет к несчастьям и недоразумениям. Небольшие проблемы перерастают в более крупные, и когда они, в конце концов, закипают и всплывают на поверхность, то вряд ли тогда их можно решить спокойно. Общение — нечто гораздо большее, чем просто общение разума. Кроме устной речи, общение распространяется также на тон, громкость, выражение лица, глаза, жесты. Я считаю, что это самая важная ценность для семьи. Когда люди чувствуют, что они могут открыто говорить о чем угодно — надежды, мечты, страхи, успехи или неудачи – не боясь осуждения, это обнадеживает и укрепляет связь между людьми .

9. Ответственность. Мы все хотели бы, чтобы нас считали ответственным людьми. Некоторые из нас являются таковыми, а некоторые – не совсем. с опытом. Будучи ребенком, вам, возможно, показывали, как убирать свои игрушки после того, как вы поиграли, как убирать свою комнату, как и когда кормить собаку. Это чувство ответственности увеличивается в зрелом возрасте. Взрослого человека, который имеет внутреннее чувство ответственности, не нужно силой заставлять приходить на работу вовремя, отвечать на телефонные звонки или выполнить работу в срок. Проявляйте ответственность в семье, чтобы привить это качество каждому из членов семьи.

10. Традиции. Это, безусловно, самое веселое для меня. Я думаю, что традиции, это то, что делает семью уникальной, объединяет людей и создает чувство принадлежности у всех. Традиции не обязательно должны быть дорогостоящими, сложными или требующие много работы. Это может быть что-то простое, например, *ленивая суббота*, когда вы просто попиваете кофе, общаетесь все вместе, или семейный праздничный ужин, когда вся семья собирается за одним столом. Если вы в настоящее время не имеете традиций в вашей семье , создайте их! Все традиции происходили от какого-то конкретного человека. Почему бы не позволить вашим семейным традициям начаться с вас? Проявите творческий подход и получайте удовольствие.

Идеальная семья немыслима без любви. Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то что подвигает человека к безрассудно- героическим поступкам. "Я люблю, и значит, я живу…" (В.Высоцкий)

Не раз философы и социологи ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже ее исчезновение в будущем. Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи уменьшились, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака, матерей-одиночек. Но брак по-прежнему имеет высокий престиж, люди не хотят жить в одиночестве. Важной остается воспитательная функция семьи, однако большая роль отводится государству и обществу: дети воспитываются в яслях, детских садах, школе, немалое воздействие оказывают и средства массовой информации. Важной является и рекреационная функция семьи, т.е. взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха и досуга. В современном мире с его высоким социальным темпом семья превращается в отдушину, где человек восстанавливает свои психические и физические силы. Не меняется одна из основных функций семьи репродуктивная, т.е. функция продолжения рода. Таким образом, ничто и никто не может заменить функций семьи.

В нашей стране уделяется большое внимание семье. “Семья находится под защитой государства”. Современныебрачно-семейные отношения требуют того, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и психолого-педагогической культуры брака. Важно помочь подрастающему поколению в успешном развитии личностных качеств, умения разбираться в собственных качествах и качествах других людей. Вот поэтому подготовке подрастающего поколения к семейной жизни надо уделять самое пристальное внимание. Такая подготовка содержит следующие аспекты: общесоциальный, этический, правовой, психологический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический.

Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение. И цель нашего общества – счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение. Следовательно, государство должно ещё больше внимания уделять заботе о семье: повышение реальных доходов, социальных пособий и льгот, жилищная обеспеченность и т.д.

Итак, семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи.

Если супруги любят друг друга, чувствуют глубокую симпатию, но не могут найти общий язык, они испытывают большие затруднения. Любовь сближает; но семья - минимум два разных человека со своими отношениями к различным сторонам жизни. В семье неизбежны столкновения мнений, представлений, интересов, потребностей. Полное согласие не всегда возможно даже при желании. Кому-то из супругов при такой ориентации пришлось бы отказываться от своих стремлений, интересов и т.д. Чем лучше отношения между супругами, тем легче им воспитывать детей. Родительское воспитание - прежде всего большая работа по построению постоянного и прочного психологического контакта с ребенком в любом возрасте.

Семья - продукт общественной системы, она меняется с изменением этой системы. Но не смотря на это острой общественной проблемой являются разводы.

Развод - это эмоциональное сильнейшее и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно. Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в изменении рождаемости, и в воспитании детей.

Развод оценивается, как благо лишь в том случае, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов. Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается - воспитание детей.

1.Ценности семьи

Являясь ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои. В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место занимают именно ценности идейные.

Семья – важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического становления личности.

Активная общественная направленность деятельности отца и матери находят отражение в образе жизни семьи. У таких родителей вырастают идейно убеждённые дети.

Огромную роль в передаче идейного опыта старших поколений младшим играют традиции (начало и окончание учебного года детей; дни совершеннолетия; получения паспорта и т.д.)

К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.

2.Нравственные основы семьи

Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости от этих условий.

Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Но и другие принципы напрямую касаются семьи – так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип “один за всех, все за одного “ – разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.

Так, понятие “семейный долг” шире, чем “супружеский долг”: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

3.Статусные диспозиции в семье.

Предлагаются следующие составляющие элементы данного критерия: авторитет, власть, демократизм отношений, контроль, доверие и т.п. Как видно из приведенного перечня элементов, составляющих этот критерий, анализу подлежит не только ценностная направленность семьи на уровне отношений «родители-дети», но и весь спектр внутрисемейных субординаций. Имеются в виду отношения между поколениями также на уровне старших родителей (дедушек, бабушек). Сюда же включается определение стиля межсупружеских коммуникаций и корпоративности связей между детьми в семье.

Степень и качество проявления статусных диспозиций в семье измеряется с помощью следующих показателей:

1) отношение детей к проявлениям родительской власти;

3) доверительность отношений «родители-дети» – по взаимных оценкам;

4) качество родительского контроля по отношению к детям (требовательность, категоричность, последовательность);

5) сплоченность и иерархия отношений между детьми в семье;

6) распределение домашних обязанностей;

8) интенсивность и качество коммуникационных связей с представителями третьего поколения (старшими родителями): общение и поддержка.

4.Система правил поведения в семье.

С точки зрения влияния на процесс воспитания, этот ценностный критерий выполняет в семье функцию, близкую к родительскому контролю, однако в ряде случаев его действие выходит за рамки отношений «воспитатель-воспитуемый» и распространяется на всех членов семейной группы. Таким образом, правила поведения, принимаемые всеми без исключения представителями семьи, определяют нравственную идеологию данной конкретной семьи с несовершеннолетними детьми. Воспитательная роль этого критерия в наибольшей степени проявляется в процессе формирования в детях нравственных ценностей и правил жизни, поскольку одобряемые семьей поступки и действия ребенка напрямую связаны с усвоением им нравственных норм общества.

Эффективность усвоения ребенком воспитательных усилий родителей по передаче системы правил поведения в семье измеряется посредством следующих показателей:

1) обязательность соблюдения в семье установленного порядка. Эмпирическими индикаторами в этом случае могут выступать: обязательность возвращения членов семьи домой не позже определенного времени, извещение в случае непредвиденной задержки; непреложное выполнение членами семьи своих домашних обязанностей и т.п. Качественный уровень данного показателя замеряется методом оценочной шкалы: «высокая обязательность - скорее высокая - когда как - скорее низкая - очень низкая»;

2) толерантность к проявлениям отклоняющегося поведения как внутри семьи, так и вне ее. Индикатором может служить уровень нетерпимости в семье к проявлениям алкоголизма, наркомании, хулиганства, насилия, национализма, терроризма и т.п. Для измерения уровня толерантности используется аналогичная оценочная шкала;

3) последовательность воспитательных действий со стороны родителей. Эмпирические индикаторы данной воспитательной идеологии семьи следующие: соответствие слова и дела в действиях родителей; отсутствие в семье двойной морали; адекватная реакция родителей на поведение детей и т.п. Оценочная шкала включает следующие позиции: «высокая последовательность – чаще последовательны – когда как – изредка проявляют последовательность – как правило, не соблюдают последовательность»;

4) предъявление требований детям с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Эмпирические индикаторы данного показателя основываются на учете факторов физического и психического здоровья детей, уровня их социальной и правовой подготовленности и т.п. Шкала оценок предусматривает следующие качественные характеристики: «всегда учитывают – чаще учитывают – когда как, по обстоятельствам – чаще не учитывают – обычно не учитывают».

Рассматриваемый критерий позволяет составить через систему показателей представление о самооценках и самоидентификации ребенка как члена семьи, а также о позиции родителей в вопросе формирования самостоятельности его суждений и действий в мировоззренческой сфере. Известно, что индивид может обособиться, только ощущая себя в обществе других подобных ему индивидов. Представляется чрезвычайно важным наличие у ребенка свободного выбора между возможностью общения с другими людьми и обособления для самоанализа и совершенствования, развития своих личностных качеств. Индекс индивидуализма ребенка дает представление о воспитательной ответственности родителей, сознательно формирующих такие качества личности ребенка, которые позволяют ему достигнуть чувства внутренней свободы и раскрепощенности в процессе взросления и социализации. В работе с данным критерием используется ряд сложных показателей, которые в дальнейшем могут быть представлены в дробном виде на уровне простых индикаторов:

1) соотношение принципов общения и обособления в практике воспитания родителями индивидуальности как качества ребенка;

2) допускаемая родителями степень независимости ребенка в семье:

материальная (собственный заработок ребенка через труд);

физическая (обретение навыков самообслуживания, личная забота о своем здоровье);

психологическая (уважение к личности ребенка, умеренная критика);

интеллектуальная (уважение к мнению ребенка, создание условий для развития познавательных установок).

3) личностная ответственность ребенка, отношение к правам и обязанностям;

4) личностная автономия ребенка:

пространственная (наличие свей комнаты, спального места и т.п.);

эмоциональная (возможность уединения, чувство «социального одиночества»);

материальная (личный заработок как карманные деньги или как часть бюджета семьи);

5) самоидентификация ребенка: ориентация на индивидуальность или социальную систему («я» - как часть семейной группы);

6) самостоятельность ребенка в принятии решений, независимость от референтной группы (в том числе семейной);

7) оценка ребенком своих достижений как личных успехов или как коллективных усилий семьи.

Термин «маскулинность» используется при анализе воспитательных методов семьи в ситуации дифференцированного подхода к детям противоположного пола. Этим же термином определяются действия членов семьи по оказанию взаимной поддержки, защиты и помощи, т.е. определяется уровень корпоративности семейной группы.

В то же время, индекс маскулинности позволяет выявить частоту использования супругами силовых методов решения внутрисемейных проблем. Как известно, эффективность семейного воспитания предполагает прежде всего наглядный пример собственного поведения родителей в тех или иных жизненных обстоятельствах. Практика показывает, что примеры насильственного поведения, заимствованные детьми из родительской семьи, становятся естественным продолжением традиции супружеского и родительского насилия в следующем поколении.

Из сказанного выше следует, что показатели, используемые для определения индекса маскулинности, должны давать возможность оценки супругов-родителей в качестве субъектов как позитивных (поддержка), так и негативных (насилие) действий в семье. Предлагается следующий набор показателей:

– гендерный подход к воспитанию детей; дифференцированные воспитательные меры матери и отца к детям разного пола;

– допустимость жестокого обращения с детьми (применение различных форм насильственных действий);

– интенсивность оказываемой детям поддержки со стороны родителей (родитель как защитник, семья как «убежище»);

– проявление эмпатии и ее адресаты в семье и вне ее;

– допустимость межсупружеского насилия.

Другой методологический подход к проблеме классификации ценностной системы семьи был апробирован в рамках мониторинга, проводимого группой исследователей под руководством автора. Предлагаемая ниже классификация основана на характеристиках семьи, отражающих ее жизнедеятельность. Исследователи руководствовались гипотезой о более высокой эффективности воспитательного воздействия в семьях, отличающихся стабильностью внутрисемейных отношений. С другой стороны, стабильность семьи обусловлена наличием в ней устойчивой системы ценностей, создающей ситуацию социального равновесия и успешного сопротивления негативным внешним факторам. Воспитательные ценности семьи по существу являются отражением ее ценностных ориентаций. Известно, что воспитательные меры реализуются родителями не столько путем дидактического воздействия на ребенка, сколько через демонстрацию личного поведения, направленность интересов и потребностей, а также через создание определенного психологического климата в семье. Опираясь на такую основу, определяем воспитательную стратегию семьи через ее ценностную систему. Исходя из этой теоретической посылки, в классификацию семейных ценностей были включены следующие основные элементы:

1) ценности супружества;

2) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье;

3) ценности родительства, воспитания детей;

4) ценности родственных связей;

5) ценности, связанные с саморазвитием;

6) ценности внесемейных коммуникаций;

7) ценности профессиональной занятости.

Конечной целью исследования было определение механизмов преемственности ценностной системы в рамках семьи: от родителей – детям. При этом выявлялась удовлетворенность подростков наличием и характером проявления каждой ценности в его семье. Удовлетворенность конкретной ценностью отождествлялась с готовностью подростка принять ее как элемент идеологической концепции собственной будущей семьи.

В результате анализа полученных эмпирических данных был выстроен следующий динамический ряд, характеризующий готовность детей принять те или иные ценности родительской семьи для их реализации в собственной семье (табл. 1).

Таблица 1

Преемственность семейных ценностей в динамике лет


Ценности семьи

Готовы принять,

подростки (%)


Не готовы принять,

подростки (%)



1995 г.

1997 г.

1999 г.

1995 г.

1997 г.

1999 г.


Супружеские отношения

16

13

22

38

26

35

Демократизация отношений в семье

34

42

35

30

23

33

Родительство, воспитание детей

51

44

44

16

21

24

Родственные связи

67

73

69

7

3

11

Саморазвитие

11

21

18

43

30

46

Внесемейные коммуникации

46

62

46

16

7

20

Профессиональная занятость родителей

72

64

50

15

7

20

Анализируя данные табл. 1, можно утверждать, что в наибольшей мере подростки готовы заимствовать из родительской системы ценностей модель родственных связей, прежде всего, в отношениях с собственными старшими родителями (готовы принять в среднем по годам мониторинга 70% подростков, не готовы – 7%). Достаточно высок также рейтинг такой семейной ценности, как профессиональные интересы, отношение к работе (готовы следовать такой родительской модели поведения в среднем 62%, отвергают ее 14% подростков). Следующая семейная ценность, принимаемая детьми в качестве образца поведения – внесемейное общение, и прежде всего – отношения с друзьями (принимают 51% подростков, отвергают – 14%). Несколько меньше половины подростков (46%) одобряют систему воспитания, принятую в родительской семье (в сравнении с 20% не одобряющих методов воспитания своих родителей). Достаточно сопоставимо число подростков, одобряющих стиль отношений в семье (демократический) и отвергающих существующие в семье отношения (соответственно 37% и 29%). Не пользуются поддержкой детей эмоциональные взаимоотношения между родителями: положительно оценивают их лишь 17% подростков при 33% негативных оценок. Наконец, совсем не одобряют подростки формы проведения родителями своего свободного времени, отсутствие возможностей для саморазвития в этой сфере. Готовы заимствовать родительский пример лишь 16% детей при 40% не желающих.

Подводя итог проведенному анализу значимости семейных ценностей в структуре воспитательных ресурсов родителей, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, ценностная система семьи обладает мощным потенциалом воспитательного воздействия на молодое поколение в плане его личностного развития.

Во-вторых, в условиях глобальных изменений российского общества и возникшей на этом фоне неопределенности целей в деятельности ряда социальных институтов, наличие в семье устойчивой системы ценностей может служить противовесом негативных воздействий и гарантией адекватного воспитания молодого поколения. Этот тезис представляется весомым аргументом при разработке государственной политики поддержки семьи как института воспитания детей.

В-третьих, трансформация российского общества привела к нивелированию многих социальных ценностей старого ряда (эпохи социализма), но еще не сформирована отчетливая система ценностей новой эпохи. В этом состоит главная трудность осуществления воспитательного процесса в условиях меняющегося общества: нет устойчивых ориентиров будущего развития, не определена перспективная стратегия социальных приоритетов. Определение социальных ориентиров развития российского общества, представленное населению страны в концептуальной форме, могло бы в значительной степени облегчить проблемы семьи и других социальных институтов при выборе и разработке принципов воспитательного воздействия на детей в новых условиях функционирования.

В условиях меняющегося общества традиционные ценности семьи зачастую становятся тормозом при усвоении новых жизненных реалий. В такой ситуации процесс трансформации семейных ценностей, их приспособление к новым условиям жизни часто происходит при активном участии младшего поколения в семье. Такой социальный феномен имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается нетипичная ситуация признания родителями высокой компетентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума. Таким образом, в переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче семейных ценностей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базовых ценностей происходит трансформация ценностной системы родителей.

Российские реформы последних двух десятилетий коренным образом изменили идеологию приоритетов ценностей общества. Постулируемая при социализме первичность интересов общества над личностью сменилась на противоположную: отныне интересы личности рассматриваются как первичные, преобладающие над коллективными, групповыми. Изменились и другие нравственные ориентиры общества: вошли в постоянный обиход с положительным знаком до того мало известные термины из чужой жизни: «предприимчивость», «личная инициатива», «лидерство», «конкурентоспособность» и т.п. Приобрели сугубо негативное значение в прошлом положительные характеристики ценностного ряда: «скромность», «альтруизм», «коллективизм» и т.п. Такие радикальные нравственные оценки, характерные для общества переходного этапа, со временем, несомненно, приобретут менее категоричную форму, уравновешивая друг друга. Однако тенденции сегодняшнего дня свидетельствуют о нивелировке традиционных российских ценностей под давлением привнесенных извне ценностей других сообществ. В свете сказанного, сегодня необходима инициатива официальных органов власти для определения места традиционных ценностей старого ряда в новой ценностной структуре общества с целью сохранения национальной индивидуальности России.