Пальчиковая гимнастика для детей. Первые уроки творчества — пальчиковое рисование

Намеренно испачкаться в краске – это очень весело, неожиданно и интересно для любого ребёнка. А превратить это пачкание в художественное занятие – тем более. Когда ребёнок ещё мал, ему бывает ещё трудно справиться с карандашом или кистью. Рисовать пальчиком для него легче и естественнее. И это не только игра, но и подготовительный этап перехода к традиционному рисованию, на котором малыш учится чувствовать границы листа, смешивать и изучать цвета, тренирует своё образное мышление.

Множество интересных мастер-классов, конспектов занятий и НОД с применением пальчиковой живописи собрано для Вас в этом тематическом разделе.

Пальчиковое рисование – ступенька к настоящей живописи.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 501 .
Все разделы | Пальчиковая живопись. Рисуем пальцами

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Снежинки-пушинки за окном» (пальчиковая живопись) Программное содержание : Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета пальчиками . Предварительная работа : Наблюдение за снегопадом, рассматривание снежинок, пойманных на варежках, вырезанные из бумаги; чтение стихотворений, игры, составление из бумажных полосок...

Пальчиковое рисование – это не только интересно и весело, но и очень полезно. С его помощью развивается мелкая моторика, а также дети делает успехи в освоении цветовых гамм. Так, в ясельной группе «Капелька» города Вязьма, воспитанники начинают знакомиться с такой техникой...

Пальчиковая живопись. Рисуем пальцами - Конспект занятия «Зимующие птицы» по пальчиковому рисование во второй младшей группе

Публикация «Конспект занятия «Зимующие птицы» по пальчиковому рисование во второй...» Рябинка для птичек Организационный момент. Дети сидят на стульчиках и рассматривают картину с изображением зимующих птичек на кормушке. Ход ОД - Ребятки, сегодня к нам на кормушку прилетели птички.А какие сейчас мы отгадаем: Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Цель: познакомить детей с нетрадиционным способом рисования (пальчиками. Образовательные задачи: формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, закреплять знания о цветах, побуждать детей давать ответы на вопросы воспитателя. Развивающие задачи: закреплять навыки...

Консультация для родителей «Как научить ребенка рисовать пальчиковым рисованием» Консультация для родителей «Как научить вашего ребенка рисовать или возможности пальчикового рисования» Воспитатель Е. Н. Романова Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав...

Конспект занятия по рисованию в технике печати ладошкой и пальчиками в старшей группе «Осьминожки» Конспект занятия по нетрадиционному рисованию (печать ладошкой и печать пальчиками) в старшей группе Тема «Осьминожки» Цель: Формировать умение владеть нетрадиционными техниками рисования. Задачи: Обучающие: 1.Учить комбинированию двух нетрадиционных техник (печать ладошкой и...

Пальчиковая живопись. Рисуем пальцами - Стенгазета по профилактике гриппа в старшей группе в нетрадиционной технике рисования пальцами


«Стенгазета по профилактике гриппа» в старшей группе. Цель: Соблюдение мер профилактики против гриппа. Цель: Сформировать у детей представление о здоровом образе жизни. Сформировать представление о здоровье, как одной из основных ценностей жизни; Дать понятие о микробах, о...

Конспект занятия по изодеятельности в технике отпечатка ладошкой и рисования пальчиками «Подводное путешествие» [Конспект организации непосредственно образовательной деятельности детей в разновозрастной группе

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее ра

В. М. Бехтерев.

Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаем, что занимаемся таким образом с ребенком пальчиковой гимнастикой.

Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики. Наряду с такими технологиями,как Су-джок терапия и пескотерапия пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика:

  • Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
  • Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры - самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.
  • Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.
  • Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
  • Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнения из пальчиковой гимнастики - это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом он сможет усилить контроль за своими движениями.
  • В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.
  • С помощью пальчиковых игр можно развить фантазию и воображение ребёнка. Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
  • После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.

Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

С десятимесячного возраста можно начинать активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Нужно вовлекать в движение все пальчики.

Самыми первыми пальчиковыми играми для малыша могут стать следующие упражнения:

Сорока.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:
- Сорока-белобока
- Кашку варила,
- Детишек кормила.
Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала.

или, как вариант:

Этому не дала:
- Ты воды не носил,
- Дров не рубил,
- Каши не варил -
- Тебе ничего нет!
При этом большой палец не загибается.

ЗамОк!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их .
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Ягодки
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
- И в лукошко собираю.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
- Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
- Я попробую немножко.
- Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
- Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

- Рыбки плавали, ныряли
- В чистой тепленькой воде.
- То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
- Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
- То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Для детей постарше можно применять следующие упражнения:

ЩЕЛЧОК

Один щелчок,

Другой щелчок

– Я так смогла,

И ты так смог!

Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх.


ЛАПКИ

Стоит на задних лапках кот,

И в гости мышек он зовет.

Показывает лапки,

А лапки – цап-царапки!


Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (несколько раз). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь, деточки. Попробуйте-ка сами Пошевелить усами!


Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Пошевелить «усами».


КОМАРИК

Комарик летит,

Комарик пищит,

Не нравится нам

Его аппетит!


Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить». Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это «лапки».


ЩЕНОК

Крутит хвостиком щенок

– Увидал в саду цветок.


Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.


ВЕРТОЛЕТ


Вверх взлетает вертолет,

Будь внимательным, пилот!

Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Вертолет лети, лети,

Лопасти быстрей крути.


Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается «хвост вертолета»).

Ножки

Вот бегут босые ножки

Прямо к речке по дорожке


Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу.

При изучении развивающих занятий для детей от 5 месяцев , среди игр мне встретилось рисование . Сначала я удивилась, неужели в таком малом возрасте ребенку уже можно рисовать , и получится ли у него ?! Но ближе к 6-ти месяцам ребенка, я так загорелась этой идеей, что решила провести урок творчества с моим малышом и посмотреть, понравиться ли ему такое раннее рисование. А рисование это необычное – пальчиковое.

«Лучше один раз увидеть…». Давайте посмотрим видео о том, как рисуют дети пальчиковыми красками от 3 до 6 месяцев.

Мои страхи первого рисования были развеяны: краски безопасные, и очень легко делаются из того, что всегда имеется в арсенале на кухне; минимум предметов для творчества; сын довольный и увлеченный, под присмотром у мамы; мама счастлива отдыхом и занятием с ребенком – все замечательно. Но на практике возникли небольшие трудности…

Давайте рассмотрим все по порядку.

Что необходимо для пальчикового рисования:

удобное место для рисования;

— краски;

— бумага или поверхность для рисования;

— кисточки (не обязательно);

— влажные и сухие салфетки;

— фотоаппарат;

— хорошее настроение.

1. Техника пальчикового рисования


Наши первые шедевры:)

Существуют различные техники рисования пальчиковыми красками . На этом сейчас детально не будем останавливаться. Для первых попыток, и пока ребенок совсем маленький, как мне кажется, будет достаточно импровизации в рисовании детскими ручками .

Перед вами (ребенком сидит на коленях или размещается на полу на животике) лежит бумага или поверхность для рисования, рядом находится блюдечка или баночки с красками. Если ребенок еще сам хорошо не сидит, то поддерживайте обязательно его под ручками . Для первых уроков рисования с ребенком в 6 месяцев будет достаточно 1-2 цветов. Макайте ручки и пальчики ребенка в краску и рисуйте: попытайтесь поставить отпечатки ладошек и пальчиков малыша; пусть кроха сам повозит и постучит ручкой по бумаге; нарисуйте ребенку несложные геометрические фигуры и линии кисточкой и т.д.

2. Удобное место для рисования

Почему это важно? Первый раз мы рисовали на полу, застеленным пеленкой, а сверху листы белой бумаги.


Так было у нас:)

Сыну на полу в положении лежа на животике и, когда мама, в основном, манипулирует ручкой, не очень понравилось. Он еще уверенно не сидел, но активно делал попытки. Поэтому ему понравилось в положении сидя на полу или у меня на коленках, а также пытался рисовать стоя на ножках. В 2-х последних случаях, нужно было наклоняться вперед или набок и мне и сыну — это не очень удобно, а мне еще и придерживать сына — быстро устают руки.

Выводы:

Если вы больше любите играться на животике, то тогда спокойно размещайтесь на полу. Можно ребенку под ручки подложить валик из полотенца, так ему будет удобней и легче.

— если вы уже пытаетесь садиться или садитесь, любите стоять, то вам, возможно, больше подойдет рисование за столом (детским или взрослым). Мы с сыном также пробовали рисовать на высокой коробке, но снова-таки, это неудобно, так как некуда девать ножки.

В любом случае, не с первого раза, но вы обязательно найдете, удобное для вас с малышом, положение для рисования ручками .


Вот что у нас получилось.

3. Пальчиковые краски

Я использовала следующий рецепт приготовления пальчиковых красок : 3­ст.л. соли, 1­ст.л. подсолнечного масла, 3 ст.л. воды, пищевые красители, мука.

Смешиваем миксером или ложкой перечисленные ингредиенты, подсыпая муку до консистенции густой сметаны, разливаем по баночкам и в каждую постепенно добавляем красители и, помешивая, доводим краски до нужного нам цвета. Хранить самодельные пальчиковые краски лучше в холодильнике.

Еще один рецепт: половина стакана кукурузного или картофельного крахмала, 50 грамм сахарного песка, 1/2 чайной ложки мелкой поваренной соли, 400 мл. холодной воды.

Все тщательно перемешайте, поместите в кастрюлю и доведите до кипения. Уменьшив огонь, варите смесь около 20 минут, постоянно помешивая, чтобы не образовались комочки. После этого пусть смесь остынет, но периодически продолжайте помешивать её. После того, как смесь остынет примерно до температуры тела, разлейте краску по баночкам и добавьте в каждую жидкий пищевой краситель нужного цвета.

Важно! Следите за тем, чтобы ребенок не ел краски. Не смотря на то, что они домашние, но все равно содержат пищевые красители, большое количество соли и сахара, а это ребенку не очень полезно. Но если ваш кроха сунет пальчик в ротик, испачканный в краске, то это не должно принести никакого вреда для его здоровья. Наши пальчики во рту побывали:)

Нам очень понравилось играться не только красками, но и баночками с ними.

4. Бумага или поверхность для рисования

Бумага, как мне кажется, лучше белая и плотная, но все зависит от вашей фантазии в рисовании. Можете попробовать и цветную, черновики, газеты, обои и т.д.

Поверхность для рисования: плитка в ванной, крышки от коробок, альбом с детскими фотографиями, дневник малыша т.д.

5. Кисточки

Ребенок кисточками рисовать, скорей всего, не будет. Кисточки больше для мамы — нарисуйте ребенку пару кривых линий, смешные гримасы, простые геометрические фигуры и т.д. Ребенку будет интересно наблюдать за движением кисти в ваших руках и рисунком. Моего сына кисточки привлекали. Он сам брал их в ручку, бросал и ловил, когда они пытались от него укатиться. Пытался засунуть в ротик. В общем, я их не зря взяла:)

6. Влажные и сухие салфетки.

Я использовала и те и те. Чистыми мы все равно не были, но мелкие погрешности мы вытирали: когда краска куда-то не туда текла или что-то падало.

7. Фотоаппарат

С маленьким ребенком такая вещь всегда должна быть под рукой. Все самые интересные фотографии – это неожиданные и непостановочные моменты. В случае пальчикового рисования будет, что фотографировать. Поверьте:) Поэтому заранее подготовьте камеру.

8 . Хорошее настроение

Хорошее настроение должно быть и у вас и у ребенка. Не расстраивайтесь, если все сложилось не так, как вы хотели или игра длилась 5 минут. Каждый ребенок индивидуальный, ему и вовсе может не понравится рисовать. Тогда отложите это до следующего раза. Наслаждайтесь временем вместе с малышом. Поиграйте баночками или бумагой, с кисточками и игрушками, которые пришли рисовать вместе с вашим малышом. У нас так и было. Рисования в том смысле, в котором мы его, взрослые, знаем, не было. Это была игра с предметами, которые присутствовали во время развивающего занятия с малышом. Но и конечно же, поразмазывали краску по бумаге, ощутили ее в ручках и на теле и пошли купаться:)

Рисовать лучше в той одежде, которую вам не жалко. Она потом отстирается, но придется после развивающего занятия с малышом переодеться. Если ребенок будет голенький, то придется его купать полностью. Мой сын, в первый раз, был одет до пояса, поэтому пальчиковое рисование плавно переместилось в ванную. Кстати, там мы тоже весело провели время. Поэтому, возможно, для Вас будет удобней, играться перед вечерним купанием.

Я теперь понимаю, почему детки любят играться едой и размазывать ее по столу. Для нас взрослых — это бардак, а для них – творчество. Поэтому можно играться еще и с едой, с детским пюре, например. Но не в месте кормления и когда ребенок не голодный.

Какой был первый опыт рисования у вас? В каком возрасте? Если есть дополнения, пишите в комментариях под статьей.

Удачных развивающих занятий с вашим 6-ти месячным ребенком! Улыбок, хорошего настроения и замечательных воспоминаний.

(Visited 4 407 time, 2 visit today)

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Опубликовано в ,
Помечено ,

Презентация к уроку























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их распознанию на основе существенных свойств, изображению и вычислению их периметра, познакомить с термином "геометрия";
  • развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление;
  • обогащать кругозор учащихся, прививать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.

Оборудование: мультимедиа, экран, компьютер, конверты с фигурами, карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дети, улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится.

Покажите смайлики. С каким настроением вы пришли на урок?

Итак, сегодня мы отправляемся в страну, где живут необычные жители. Вы узнаете, как они называются и их отличительные признаки. В дороге вам нужно быть внимательными, точно и быстро считать и выполнять все задания дружно!

2. Устный счёт.

У. Давайте узнаем название страны. Для этого вы должны найти значение выражения и под ним записать букву, которая появляется на экране.

Разность чисел 12 и 3 уменьшить на 5 /появляется буква е /

К сумме чисел 7 и 8 прибавьте 3 /м /

Найдите периметр прямоугольника со сторонами 5 и 2 см /г /

Уменьшаемое 34. вычитаемое - 12. Найдите разность /е /

Какое число больше 17 на 6? /о /

Одна открытка стоит 5 рублей. Сколько стоят 3 такие открытки? /я /

На сколько число 43 больше 20? /т /

Найдите периметр квадрата со стороной 4 см /р /

Увеличьте число 54 на 6 единиц. Сколько получится? /и /

На экране появились буквы е, м, г, е, о, я, т, р, и.

Ребята, на экране появились буквы. Попробуйте составить слово. Что получилось? /Геометрия/

Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой.

3. Работа по теме урока.

1) Постановка учебной задачи.

У. Итак, страна, в которой живут необычные жители, называется геометрия. А как будут называться геометрические фигуры, которые живут в стране геометрия?

Д. Они будут называться геометрическими.

Слайд 4

У. Посмотрите на экран, как называется эта фигура? (Треугольник) Назовите следующую фигуру (четырехугольник или прямоугольник). А как называется третья фигура? (Четырехугольник)

Как вы думаете, какая фигура здесь лишняя? (Треугольник). Почему? Что общего у оставшихся фигур?

Д. 4-е угла, 4-е стороны, четырехугольники.

Исчезает зелёная фигура.

У. Почему исчезла зелёная фигура?

Д. У нее не все прямые углы.

У. Что можно сказать про синюю фигуру?

Д. Это прямоугольник, четырехугольник, у него все углы прямые.

Слайд 5 /Фигуры на экране из учебника №1 стр.50/

У. Посмотрите на экран. Сколько прямых углов у 4-х угольников?

Д. Четыре.

У. Предлагаю вам самостоятельно выполнить следующее задание (у каждого ребёнка карточка с фигурами, аналогичными на экране). /Рисунок 1 /

Слайд 6 /Из учебника №2 с.50 /

У. Обведите замкнутой линией все прямоугольники на рисунке. А теперь обведите квадраты. (Проверка работы на экране). Что интересного вы заметили?

Д. Квадрат является прямоугольником.

2) Открытие детьми нового знания.

А сейчас подумайте, что лишнее?

Слайды 7-8. /Лишние фигуры исчезают/

Д. а) Здесь лишнее слово "длина", т.к. это величина, а остальные - геометрические фигуры.

У. Слово "длина" очень часто встречается в математике. Обратите внимание еще раз, как пишется это слово - с одним "н".

б)

Д. Лишний треугольник, т.к. нет прямых углов.

У. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. /Варианты детей/

Слайд 9. Тема урока: "Прямоугольник. Квадрат".

У. Какая фигура называется прямоугольником? А что же такое квадрат? /Ответы детей./ П роверим по учебнику правильность нашего вывода на стр. 50.

Слайды 10-12. Упражнение для глаз.

3) Задание на внимание.

У. Предлагаю вам выполнить интересное задание. Найдите в учебнике № 3.

Слайды 13-14. Прочитайте, что нужно сделать. Подумайте. Сколько прямоугольников нашли? Квадратов?

4) Знакомство с правилом. /Cтр.51/

Геометрические фигуры весьма разнообразны. Назовите, какие ещё геометрические фигуры вы знаете. /Квадрат, луч, прямая, отрезок, треугольник, круг, овал и др./

Слайд 15. Посмотрите на экран.

Перед вами - одно из семи чудес света - Пирамида Хеопса. Это крупнейшая из египетских пирамид, сохранившееся до наших дней. В основании пирамиды - квадрат. О ней вы узнаете много интересного на уроках истории.

5) Нахождение периметра прямоугольника. Слайд 16.

Выполнение № 4 стр.51.

У. Измерим стороны прямоугольника. Что замечаете?

Д. Противоположные стороны равны.

У. Обратимся к правилу на с.51 в учебнике. Назовите в нашем прямоугольнике длину, ширину.

Вспомним, что такое периметр? Запишем стороны прямоугольника и вычислим его периметр. /Проверка выполнения задания/

6) Физминутка.

4. Закрепление материала.

1) Слайды 17-18. При решении следующего задания нам пригодятся знания, полученные на предыдущих уроках. № 5а)

У. Что обозначает число 6? Что сказано про длину? Какой вопрос задачи? Запишем кратко задачу:

Ш. - ? на 2 см меньше.

1) 6-2=4 (см) - ширина.

2) 6+6+4+4=20 (см) -периметр.

Ответ: 20 см.

2) Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

У. У каждого из вас на парте лежат конверты с фигурами. /Слайд 19 / Надо соединить фигуры так, чтобы получились прямоугольники. Вы сейчас поработаете дружно в парах. Кто справится, тот тихо встанет возле своей парты. /Рисунок 2 /

Молодцы! /Проверка работы на экране/

5. Домашнее задание.

У. Обратимся к № 9. Прочитаем по схемам выражения /2 ученика/.

Это и будет задание на дом. /Слайд 20 /. И № 5 б) - задача на нахождение периметра прямоугольника.

6. Итог /промежуточный/ урока.

У. В какой же стране мы сегодня побывали? Понравилось вам наше путешествие? Давайте проверим, как мы усвоили новый материал. А для этого выполним тест. Слайды 21-22.

У. Кто доволен своей работой? Покажите "своё настроение" (дети показывают смайлики).

Подготовка к ИЗО (под музыку дети готовятся к рисованию).

У. 1. Оргмомент.

Давайте сначала вспомним, что одним из азов изобразительного искусства является процесс овладения различной техникой рисования. Карандашом можно выполнять тональные рисунки, создавать эффектные наброски. Уголь, пастель позволяют работать быстро, широко, разнообразно. В масленой живописи и акварели используются различные мазки. Вся перечисленная выше техника рисования традиционна. Но есть и нетрадиционные материалы и инструменты рисования: это мыльные пузыри, соль, манка, нитки, руки, пальцы и даже наждачная бумага. Сегодня мы поработаем с нетрадиционной техникой, которая называется пальчиковая живопись.

2. Работа по теме урока.

Ребята, а в какой стране мы сегодня побывали на уроке математики?

/Звучит музыка, у детей закрыты глазки /

Представьте себе, что вы подошли к воротам страны "Геометрия". Как вы думаете, а как выглядит эта страна, и кто живёт в ней, как выглядят жители и чем они занимаются? /Рассказы детей /. Ребята, а кто нас встретит у ворот? кто звонко песенку поёт? /Петушок/

Петя, Петя, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через темный лесок,
Через мост за реку.
Прокричи:
Ку-ка-ре-ку!

Сейчас мы попробуем нарисовать этого петушка. Но не обычным способом, а приемом, который называется “печать от руки”. Обмакните всю ладонь или ее часть в краску, а можно покрасить ладонь краской и не одной, а несколькими цветами, а теперь оставим на бумаге отпечаток, к отпечатку ладони добавим отпечатки пальцев в разных комбинациях. Можно подрисовать детали кистью, вот наш петушок ожил и громко закукарекал.

/Пальцевая живопись – это увлекательное занятие. Воображение работает со страшной силой, а уж как выходит избыток энергии/

3. Самостоятельная работа детей.

4. Индивидуальная помощь учителя.

5. Подведение итогов урока.

Чему научились на этом уроке?

Что вызвало затруднения в ходе выполнения работы?

Что понравилось?

С каким настроением вы уходите с урока?

6. Выставка лучших рисунков.

Пальчиковые упражнения – это специальные игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей детей. В процессе регулярных тренировок у малышей не только формируются основные навыки, но и налаживается более тесный эмоциональный контакт со своими родителями.

Польза упражнений

По мнению специалистов, пальчиковая гимнастика положительно влияет на , мышления и . Известному педагогу и писателю В. А Сухомлинскому принадлежит фраза:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

Исследования российского физиолога В.М Бехтерева, подтверждают, что упражнения, направленные на тренировку рук, оказывают сильное воздействие на функции ВНД и способствуют развитию умственных способностей.

Преимущества пальчиковых игр:

  • Активизация речевых зон коры головного мозга.
  • Формирование ритмичной и четкой речи без дефектов.
  • Развитие способности к концентрации и распределению внимания.
  • Улучшение памяти.
  • Овладение навыками рисования и письма.
  • Развитие творческой фантазии и воображения.
  • Повышение подвижности и гибкости пальцев и кистей рук.

Правила проведения занятий

  1. Оптимальный возраст для проведения упражнений – от 1 до 3 лет, именно в этот период детьми хорошо усваиваются основные речевые навыки.
  2. Руки родителя, проводящего гимнастику, не должны быть холодными.
  3. Перед проведением упражнений ребенку нужно сделать разминку для рук, чтобы они стали более послушными.
  4. В процессе занятий необходимо следить за тем, чтобы у малыша были задействованы все пальцы.
  5. Упражнения должны сопровождаться щекотанием и поглаживанием ладоней ребенка.
  6. Все потешки и считалочки нужно читать с выражением.
  7. Замену игр следует проводить постепенно, если в них появились новые персонажи, ребенку необходимо сначала о них рассказать.
  8. Не стоит принуждать малыша выполнять задания, иначе в будущем они будут вызывать у него только негативные эмоции.
  9. Для достижения желаемого результата занятия с дошкольником нужно проводить регулярно.

Виды упражнений

Все упражнения можно разделить на несколько категорий:

  1. Гимнастика для кистей рук учит детей расслаблять и напрягать мышцы; переключаться с одного действия на другое, а также развивает у них способность к подражанию.
  2. Статические упражнения закрепляют приобретенные ранее навыки и требуют более точного их выполнения.
  3. Динамические игры позволяют научить дошкольников разгибать и сгибать пальчики, а также точно координировать свои движения.

В качестве массажеров могут выступать предметы, имеющие различные размеры, формы и текстуры. Это могут быть карандаши, игрушки из пластмассы и резины, мячи, камни или продукты, например, крупы.

  • Игры с предметами

В возрасте от 1,5 года до 3 лет детей можно научить следующим действиям:

  1. Перекатывать по ровной поверхности какие-либо круглые предметы.
  2. Сортировать крупы.
  3. Играть с пирамидкой, кубиками и мозаикой.
  4. Оценивать фактуру различных тканей.
  5. Рисовать пальчиками.
  • Потешки

Для занятий с детьми можно использовать разнообразные потешки и считалочки: «Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая».

  • Составление фигурок

Для того чтобы развить у малыша воображение, его можно научить составлять различные фигуры из пальчиков. Например, взрослый начинает читать стишок, изображает предмет, который упоминается в тексте, а ребенок повторяет за ним все действия.

Каждая новая форма будет ассоциироваться у малыша с определенными образами, и стимулировать у него творческую фантазию.

  • Игры на развитие моторики
  1. Руки нужно соединить в замок , а затем начать крутить большие пальчики вокруг друг друга в ускоренном темпе, ладони, при этом, задевать нельзя.
  2. Это упражнение нужно выполнять вдвоем . Игроки соединяют правые руки, после чего каждый из соперников, пытается своим большим пальцем прижать сверху палец другого.
  • Упражнения для улучшения внимания и памяти
  1. Бабочка . Пальцы следует сжать в кулак, а затем по очереди их выпрямлять, начиная с мизинца. Указательный и большой палец, остаются в согнутом положении и объединяются в кольцо, а выпрямленными пальцами нужно делать быстрые движения.
  2. Осьминожки . Правая и левая рука передвигаются по морскому дну, медленно перемещая пальцы-щупальца. Как только два осьминога увидят друг друга, они замирают, после начинают путешествовать вдвоем.

Популярные книги и пособия

Сейчас выпускается множество различной литературы с описаниями упражнений, которые дети могут выполнять с родителями в домашних условиях. Например, хорошие практические рекомендации дает автор Светлана Шанина в своей книге «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка».

Много увлекательных заданий для дошкольников также предлагается в пособии «Пальчиковые шаги» от автора Е.Ю. Тимофеевой.

Большой популярностью пользуется методика Железновой, которая признана одной из лучших в педагогике. Автор предлагает обучение в игровой форме.

Дети играют в театр, в этом случае каждый пальчик изображает какого-либо персонажа: червяка, улитку, козу, паучка. Обучающая программа также включает в себя песни стишки, музыкальные сказки, массаж и другие эффективные методы, позволяющие активизировать интеллектуальные способности ребенка.

Пальчиковая гимнастика не только позволяет развить мышление и речь малыша, но и предоставляет прекрасную возможность установить с ним более близкий контакт

Когда родители сажают ребенка на колени, ласково разговаривают с ним и в игровой форме проводят различные упражнения, он получает массу впечатлений, столь важных для его умственного и эмоционального развития.