Рисование нетрадиционным методом в старшей группе. Использование нетрадиционных техник рисования

Проблема:
Кто придумал рисовать углем? Что можно нарисовать угольным карандашом?
Игровая мотивация: Путешествие на машине времени
Цель: Эксперимент: выполнение рисунка углем и определение его изобразительно-выразительных возможностей.
Задачи:
  • Учить создавать предметное или сюжетное изображение в стиле «наскальной живописи» первобытных людей.
  • Закрепить умение детей рисовать углем разными способами: концом угля и боковой стороной; учить регулировать силу нажима.
  • Расширять кругозор детей, развивать фантазию.

Материалы:
Листы бумаги белые и тонированные в пастельные тона формата А4, уголь. У педагога - фото наскальных рисунков первобытных людей, ноутбук для демонстрации фото.
1. Организационная часть.
Педагог: На прошлом занятии мы с вами узнали, что такое уголь и зачем он нужен. Но скажите, что ещё можно нарисовать угольным карандашом? (Предположения детей) Для ответа на этот вопрос мы отправимся в путешествие на… Машине Времени! Вы согласны? Тогда в путь. Давайте сядем поудобней, закроем глаза, произнесём волшебные слова, которые вы знаете. (Дети предлагают варианты)
Педагог открывает ноутбук, рассказывает и показывает фото.

Познавательный рассказ.
Давным-давно это было. На нашей зелёной планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса - мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок. (Показ картины с изображением первобытного человека.) У человека не было ни острых зубов, ни когтей, да что там говорить - у него не было ни телефонов, ни телевизоров. Даже не было дома, посуды. И одежды! Посмотрите, во что был одет древний человек? (Дети: в шкуру.) Почему человек одевался так? (Дети размышляют) Да, тогда не было ни фабрик, ни заводов, и человеку приходилось всё делать своими руками. А кто догадается, зачем ему шкура? А вам для чего ваша одежда? (Дети: защита от холода.) Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались. Может быть, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? (Наводящие вопросы воспитателя. Ответы детей.) Конечно, ему нужна была вода, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка. Что же он ел? (Дети: ягоды, траву, мясо).
Игровая ситуация.
Молодцы! Сейчас мы с вами превратимся в первобытных людей и отправимся на лесную поляну собирать ягоды. По команде - начинаем собирать ягоды, кто соберёт больше - станет самым ловким собирателем ягод. Приносите свою «добычу», кладите в миску.
Развивающая беседа.
А где мог жить первобытный человек? (Дети: в пещере) Но вот человек поел. Прилёг в пещере на мягкую шкуру, поспал. А что делать потом? Музыку не послушаешь, телевизор не посмотришь, книжку не прочтёшь. Что делать? (Размышления детей)
- Человек стал… рисовать! На чём? На стене пещеры. А чем? Карандашей нет, и красок. А вот уголёк от сгоревшего костра оставляет хороший чёрный след! (Показ фото с изображением наскальных рисунков). Чего и кого тут только нет! А вы что увидели? Дети перечисляют: деревья, люди, животные.
Ну что ж, у машины времени заканчивается топливо, пора возвращаться!
Ребята, давайте мы о нашем путешествии расскажем так, как сделал бы это первобытный человек - нарисуем, что видели. Вы согласны?
2. Практическая часть.
Тогда за работу! (Дети подходят к столам). Бумагу мы сделаем «старой» - сомнём её. Вот так (показывает) развернём и разгладим. Теперь бумага стала похожа на стены пещеры. А вот и уголь - как в древние времена. Нарисуйте им все, что видели, по желанию.

3. Самостоятельная работа детей.
Дети рисуют. Педагог руководит деятельностью детей, используя советы, указания, похвалу.

4. Заключительная часть.
Итог:
Выставка детских работ. Педагог: Что нового вы узнали в путешествии на машине времени? Ребята, можно ли, глядя на ваши рисунки, догадаться, куда мы путешествовали? А вам понравилось путешествие? Рисунки мы оформим как альбом «Путешествие на машине времени».

Научить рисовать детей в старшей группе детского сада вам помогут нетрадиционные техники рисования

Научить рисовать детей в старшей группе детского сада вам помогут нетрадиционные техники рисования

Техники нетрадиционного рисования, используемые в старшей группе детского сада, являются одним из способов научить детей рисовать, познакомиться с живописью, проявить себя и свои способности. Разнообразие способов передать свой внутренний мир и свое видение окружающей среды, привычных для ребенка предметов и объектов позволяет ему полностью раскрыться, не боясь сделать что-то не так, а также получить новые навыки и знания. Перед воспитателями детского сада стоит сложная задача - познакомить детей с многообразием внешнего мира и научить их самостоятельно передавать свои чувства и эмоции посредством красок и бумаги. Одним из наиболее действенных способов является использование нетрадиционных техник рисования. Этому методу в дошкольных учреждениях уделяется очень много времени и внимания. Он применим для всех возрастных категорий. Разница состоит только в сложности техник. Таким образом, в младших группах деткам предлагают рисовать самыми простыми способами, в старшей же группе ребята переходят к более сложным вариантам, требующим больше навыков и умения. Преимущества нетрадиционного рисования в старших группах Не у всех детей есть уникальные способности к рисованию и поэтому, чтобы научить ребенка передавать свои чувства, ощущения и восприятие всего окружающего посредствам красок, карандашей и бумаги, часто обычного набора для творчества недостаточно. В таких случаях на выручку приходят именно нетрадиционные техники рисования. Альтернативные способы имеют ряд важных преимуществ:

  • ребенок раскрепощается в процессе работы, избавляется от страха, что у него что-то не получится, обретает уверенность в себе и своих действиях;
  • учится исправлять допущенные ошибки, преображать рисунок, дополняя его деталями;
  • получает радость, положительные эмоции и хорошее настроение, которое не покидает его на протяжении всего процесса работы над созданием своего рисунка;
  • работоспособность не теряется на протяжении всего занятия, поэтому дети воспитывают в себе усидчивость и терпение, которые обязательно пригодятся им в дальнейшей жизни;
  • ребенок учится нестандартно мыслить, фантазировать, работать с красками и подручными средствами.

Нетрадиционный подход к обучению является одним из важных этапов подготовки детей старших групп к школе. Развивается моторика пальчиков, индивидуальность, улучшается интеллектуальное развитие, корректируется психическое состояние. Все эти качества обязательно пригодятся деткам в процессе их взросления и становления как личности. Какие нетрадиционные техники можно использовать для детей в старших группах В этом возрасте детки уже знакомы с многими простыми техниками, поэтому пришло время немного усложнить задачу и закрепить уже полученные ранее навыки. Ребятам предлагаются многие способы изображения предметов и объектов, среди которых:

  • рисование руками - при помощи только пальчиков и ладошек;
  • кляксография;
  • разбрызгивание;
  • рисование поролоном, губкой, воском и акварельными красками;
  • точечное рисование;
  • различные отпечатки, а также многие другие, не менее занимательные варианты.

Рассмотрим несколько наиболее основных и интересных техник нетрадиционного рисования, используемых в старших группах дошкольных учреждений. Рисование руками Здесь подразумевается рисование при помощи пальчиков, ладошки, кулака. Пальцы дети используют вместо кисточки, проводя различные линии или рисуя фигуры. Окрашенная краской ладошка, на пальцы можно нанести разные цвета, позволяет оставить интересные отпечатки на бумаге. В дальнейшем им дети придают определенную форму, например, дорисовывают голову или ноги, глазки, ушки, плавники и т. д. Таким способом можно нарисовать как самый простой цветок или дерево, так и различных животных, птиц или рыб. Чтобы изображение получилось красивым и ярким, детям нужно выполнять руками различные движения, такие как примакивание, прихлопывание, размазывание и так далее.
Рисование при помощи печаток Очень интересным вариантом для проявления своего творческого потенциала является рисование при помощи печаток, которые изготовить можно с чего угодно: овощей, пробок, донышек бутылок или интересных баночек, катушки из-под швейных ниток и так далее. В изготовлении печатей детям помогают взрослые, показывая как правильно это сделать. Для работы потребуются подушечки для печати, пропитанные разными цветами гуаши и бумага. Печать придавливается к подушечке, а затем оставляется ее отпечаток на подготовленном листе бумаги. Воспользовавшись этим способом, ребенок может создать замечательный рисунок, любое изображение, достаточно необычное и интересное.
Кляксография Методика кляксография очень важна для активации развития воображения детей данной возрастной группы, способности сделать из ничего что-то. Суть рисования заключается в том, что ребенок ставит кляксу при помощи кисти, пластиковой ложки и т. д. на одну половину листа (можно поставить сразу несколько небольших клякс разных цветов). После этого бумага сворачивается вдвое и снова разворачивается. Получается необычный рисунок. В дальнейшем, дети, фантазируя, придают ему узнаваемый вид при помощи, например, фломастеров или карандашей, дорисовывая детали. Разбрызгивание Разбрызгивание - это очень простой и, в то же время, увлекательный способ, требующий внимательности. Чтобы нарисовать что-то таким методом, воспитатели заранее делают разные трафареты, которые малыши раскладывают на бумаге в том порядке, что предусмотрен тематикой создаваемой картинки. На трафаретах изображается все что угодно, от цветов и деревьев, до птиц или животных, как домашних, так и диких. Дальше потребуется набрать краску на щетину самой обычной зубной щетки (старую щетку можно найти в каждом доме). Берется линейка и проводится по щетине (к себе). Брызги краски обязательно должны полностью заполнить все свободное пространство листа. Рисунок оставляется пока не подсохнет на нем краска. Затем трафареты нужно убрать. В принципе картинка уже считается готовой, но, по желанию, дети смогут дорисовать на ней еще какие-то элементы, тем самым усовершенствовав свой рисунок.
Коллаж Коллаж - это применение сразу нескольких техник нетрадиционного рисования в одном рисунке, например, солнышко рисуется пальчиками, деревья методом оттиска, зайчик - тычком жесткой кисточки, озеро - в технике пластилинографии и так далее. Процесс очень интересный и занимательный, позволяющий ребенку не только фантазировать, но и закреплять полученные ранее знания и навыки. Каждый способ рисования хорош по-своему. Он дает возможность практически всем детям развить свои творческие способности.

Comments

Related posts:

Научиться ребенку рисовать помогут основные нетрадиционные техники рисования в детском саду Научить детей рисовать нетрадиционным способом поможет мастер класс рисунков в технике граттаж

Нетрадиционное рисование способствует развитию познавательного интереса детей, их творческих способностей, воображения, образного мышления. Детей очень легко увлечь творческим процессом создания необычных шедевров, каждый раз уникальных и неповторимых. Личность ребёнка эстетически обогащается, он начинает видеть прекрасное в окружающем мире, замечать детали, творчески мыслить, созидать. Материл статьи поможет и педагогам, и родителям использовать разные необычные техники для старшей группы с целью развития гармоничной и духовно богатой личности ребёнка.

Сегодня мы живём в мире с огромными возможностями для развития наших детей. Педагогика и психология находятся на том этапе научного развития, когда они могут предложить педагогам и родителям программы, тренинги, практические советы и рекомендации по вопросам комплексного всестороннего развития ребёнка. С ранних лет ребёнок шаг за шагом проходит разные сенситивные периоды развития, когда его интеллектуальный и творческий потенциал становится восприимчив ко всему новому, познавательная активность достигает своего апогея. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы каждый такой период в жизни ребёнка был максимально насыщен различными видами деятельности, раскрывающими его таланты, природные наклонности, скрытые возможности.

Дети дошкольного возраста открыты для новых видов деятельности, особенно когда они проходят в игровой форме. Познание мира в дошкольном возрасте происходит эмпирическим, то есть опытным путём. Дети приобретают знания, умения и навыки, из которых складывается их жизненный опыт.

Существует философская концепция нативизма, восходящая к Декарту и Платону, согласно которой дети рождаются с природными способностями, существующими в виде неких форм, которые необходимо наполнить содержимым.

В современном стремительно развивающемся мире, целью педагогов и родителей становится разработка воспитательной стратегии, которая бы включала богатую содержательную составляющую, позволяющую детям опытным путём познания раскрывать свои внутренние способности и таланты.

Нетрадиционное рисование: возможности и перспективы

Занятия рисованием - это прекрасная платформа для развития личности творческой и одухотворённой. Искусство положительно влияет на духовный мир ребёнка, воспитывает эстетическое восприятие мира, художественный вкус, фантазию, формируя творческую личность, способную принимать смелые решения и нестандартно мыслить. Традиционный подход в рисовании часто не даёт столь широкого простора для самовыражения ребёнка, загоняя его в рамки алгоритмов и стереотипов. Овладевая стандартными приёмами рисования и не двигаясь дальше, в богатый мир изобразительных возможностей, ребёнок не может выйти за пределы однообразных сюжетов, форм, превращая свои рисунки в однотипные, лишённые эмоций и индивидуальности работы.

Нетрадиционные методы рисования предоставляют сегодня колоссальные возможности для развития детей как на групповых и индивидуальных занятиях в детском саду, в кружках по рисованию, а также дома с родителями. Сейчас проводятся различные обучающие мастер-классы, где и педагоги, и родители могут научиться интересным изобразительным приёмам. Достоинством нетрадиционных техник является их универсальность, так как использовать их можно для обучения детей с самого раннего возраста, усложняя процесс обучения поэтапно по мере взросления ребёнка и освоения им всевозможных приёмов рисования. Такое рисование вызывает целую бурю положительных детских эмоций, раскрывает возможности использования знакомых предметов, пробуждает фантазию, воображение и желание заниматься творчеством. Возможности этой методики позволяют увлечь даже тех детей, которые не проявляют способности к рисованию, и при традиционном подходе не показывают должных результатов и умений.

В педагогической практике существует большое количество нетрадиционных техник рисования, которые будут варьироваться в зависимости от возраста детей. В старшем дошкольном возрасте дети могут осваивать сложные приёмы. В старшей группе добавляются такие техники, как граттаж, пейзажная монотипия, рисование пейзажа песком, кляксография трубочкой, батик. Усложняются сюжеты и композиции. Вводится декоративная роспись: городецкая, дымковская в нетрадиционных техниках, пейзажные мотивы становятся сложнее, в плане появляется тема космоса, сказочные сюжеты. Воспитатель может комбинировать и усложнять техники для знакомых сюжетов: например, «Одуванчики в траве» можно выполнить с помощью тычка жёсткой кистью и манки в старшей группе, в то время как в средней дети рисовали одуванчики восковыми мелками и тычкованием.

Рассмотрим подробно несколько нетрадиционных техник рисования с детьми 5–6 лет.

Техники рисования с описанием методики рисования и используемых материалов, фотопримеры

Рисование ладошками

Технику рисования ладошками можно начинать использовать с детьми младшего возраста. В старшей группе воспитатель может усложнять тематические композиции и приёмы дорисовки изображения.

Материалы для рисования: гуашь, широкая кисть или плоская тарелка, тонкая кисть, бумага, банки с водой, салфетки.

Методика рисования.

  1. Краска наносится на ладонь ребёнка с помощью широкой кисти или наливается в широкую плоскую ёмкость, в которую ребёнок обмакивает ладонь.
  2. Ребята делают отпечатки ладоней на бумаге, а потом дорисовывают недостающие детали композиционного образа кисточкой или пальчиками.

Данная техника предоставляет возможности создания как индивидуальной, так и коллективной композиции. Темы также разнообразны: «Букет в вазе», «Подводный мир» или «Аквариум», «Пейзаж из летних или осенних деревьев»; «Хоровод дружбы» (коллективное рисование).

Фотопримеры детских творений

Тюльпаны для мамы Четыре ладошки и бабочка готова Птичка, гуляющая на цветочной поляне

Отпечатками листьев

Техника отпечатки листьев позволяет получить интересное фактурное изображение с помощью натуральных листьев деревьев, кустарников и красок.

Материалы для рисования: листья деревьев и кустарников, гуашь, кисти, простые карандаши, бумажные салфетки, банки с водой.

Методика рисования.

  1. Дети создают своеобразный эскиз из листьев согласно теме занятия или придуманному сюжету. Можно сделать наброски простым карандашом и фон будущего рисунка.
  2. Дети покрывают гуашью обратную сторону листа, где хорошо видны прожилки. Необходимо напомнить детям, что с кисточки нужно убрать излишки воды.
  3. Ребята аккуратно кладут листок прокрашенной стороной вниз на бумагу. Сверху накрывают бумажной салфеткой и слегка придавливают. Снимают салфетку и листок с рисунка, на котором осталось изображение листочка. Процедуру повторяют с другими листьями.
  4. По окончании прорисовывают недостающие детали.

Техника применима как для создания индивидуальных, так и коллективных композиций на разные темы: «Осенний лес», «Букет из листьев», «Ёжик собирает дары леса».

Фотопримеры детских произведений

Собираем листья и рисуем лес Осенний пейзаж настоящими листьями Природные материалы в рисовании Рисуем букет с листочками

Рисование тычком

Материалы для рисования: гуашь, сухая жёсткая кисточка, простые карандаши.

Методика рисования.

  1. Сначала дети прорисовывают контур предмета простым карандашом или обводят по заранее подготовленному воспитателем шаблону.
  2. Потом опускают кисточку в краску и, держа вертикально, ударяют по листу бумаги. Начиная рисовать, дети должны делать тычки по контуру слева направо, стараясь не оставлять промежутки между тычками. После того как контур предмета готов, они начинают произвольно закрашивать пространство внутри контура.
  3. Если необходимо прорисовать детали образа или дополнить композицию некоторыми сюжетными элементами, дети делают это с помощью другой кисточки и краски.

Метод тычка позволяет передать фактурность образа (пушистый снег или шубка у белки, колючая ёлка или ёж).

Фотопримеры детских работ

Рисуем тычком пушистую белку Пушистый медвежонок ждёт маму Грустный котёнок хочет спать Передаём настроение природы

Кляксография

Материалы для рисования: жёсткие и мягкие большие кисти, банки с водой, акварель, пластмассовые трубочки.

Методика рисования.

Создать рисунок с помощью метода кляксографии можно двумя способами: капельным методом и методом растекания.

Капельный метод.

  1. Ребёнок пропитывает широкую кисть краской и начинает разбрызгивать акварель над листом бумаги.
  2. Если нужно небольшое пятно, то можно слегка постукивать по деревянной ручке кисточки. Если для задуманного образа нужно большое пятно, то пропитанную краской кисть нужно встряхивать над тем местом, где должно быть пятно. С помощью капельного метода можно создавать красивые пейзажи.

Метод растекания.

  1. Ребёнок хорошо пропитывает кисточку (необязательно жёсткую) краской и, встряхнув, делает большое пятно.
  2. При помощи пластмассовой трубочки для питья ребёнок раздувает краску в разные стороны, чтобы получилась большая клякса. Основа для творчества готова.
  3. Дети рассматривают кляксы и думают, что им напоминают очертания клякс. Чтобы образ получился законченным, прорисовываются недостающие детали. Метод растекания можно комбинировать с капельным методом, если это необходимо для реализации сюжетной идеи.

В кляксографии существует два направления, которые перекликаются с двумя вышеупомянутыми методами.

  • Ребёнок заранее продумывает образ, который он хочет создать на бумаге. Для этого уместнее подойдёт первый метод.
  • Ребёнок создаёт бесформенную кляксу, думает, какой предмет из окружающего мира она ему напоминает, и дополняет её деталями, чтобы этот образ воссоздать.

Фотопримеры детских работ

Красивые рыбки из клякс Цветная рыба из кляксы Подрисовали кляксе глазки Клякса превратилась в волшебное дерево

Рисование свечой и акварелью

Материалы для рисования: белая свеча, акварель, широкая кисть, банки с водой, бумага, простые карандаши.

Методика рисования.

  1. Дети рисуют набросок простым карандашом, так как белую свечу не видно на белом листе бумаги.
  2. Обводят контур свечой
  3. Широкой кистью закрашивают лист бумаги. В зависимости от темы можно закрасить весь лист одним или разными цветами.
  4. Как по волшебству появляются невидимые раньше белые узоры.

Этапы выполнения работы

Рисуем контур белой свечой Закрашиваем зелёным цветом травку Закрашиваем солнышко и небо Закрашиваем домик Волшебный рисунок готов

Фотопримеры детских работ

Рисуем свечой снежинку Леса бежит по лесу Рисуем пейзаж свечой и акварелью Ветка ёлки за окном Белые мишки в снегу

Техника эбру

Рисование в технике эбру - одна из самых невероятных и фантастических техник, применяемых в изобразительном искусстве. Универсальность этой техники в том, что и дети всех возрастов, и взрослые могут создавать поразительные шедевры на воде. Особенно эта техника может увлечь и привить любовь к рисованию детей, у которых возникают трудности в передаче образов традиционными методами рисования.

Материалы для рисования: специальная вода (раствор из воды и крахмала) и краски, лоток, веерная кисть, палитра, палочки, бумага, салфетки.

Методика рисования.

  1. В специальный лоток наливается заранее подготовленная жидкость для рисования эбру.
  2. В палитре дети готовят краски разных цветов.
  3. Дети берут веерную кисть, обмакивают её в краску и разбрызгивают над водой, создавая фон для будущего рисунка. Фон можно сделать, используя несколько цветов. Можно набирать краску палочкой и касаться ей поверхности воды.
  4. Острым концом палочки дети плавно водят по воде, соединяя цвета. Не стоит думать о результате, можно просто отпустить себя и свою фантазию в удивительный мир творчества и наслаждаться процессом превращения точек и линий в завораживающий своей загадочностью узор.
  5. Дети (с помощью воспитателя) берут лист бумаги и шершавой стороной опускают на воду на несколько секунд. Потом берут лист за края и плавно вытаскивают его, убирая лишнюю влагу о бортик лотка.
  6. Примерно через час шедевр готов!

Эбру - это своего рода арт-терапия, позволяющая ребёнку выражать свои эмоции и чувства через рисование, когда каждый раз получается неповторимый рисунок, уникальный и индивидуальный.

Для детей с психическими проблемами, испытывающих трудности в общении, эбру - это находка, исцеляющая психику, гармонизирующая личность ребёнка через возможность самовыражения и познания окружающего мира.

Фотопримеры детских работ

Эбру развивает воображение Сказочные пейзажи в стиле эбру Создаем удивительные картины с техникой эбру

Имитация батика

Батик - искусство росписи ткани, известное ещё с древних времён.

Материалы для рисования: натянутая на подрамник ткань (лён, шёлк, хлопок), резервирующий состав, стеклянная трубочка для нанесения резерва, краски для росписи тканей, кисти, банки с водой, палитра, заготовка рисунка на бумаге.

Методика рисования.

  1. Воспитатель предварительно рисует эскизы.
  2. Дети переводят эскиз: кладут его на изнаночную сторону ткани, а с лицевой стороны, слегка прикасаясь трубочкой с резервом, обводят эскиз по линиям. Главное - объяснить детям, что вести линию нужно, не отрываясь, чтобы не было пробелов, и краска не растеклась по ткани.
  3. Рисунок с обведённым контуром должен высохнуть. Это займёт приблизительно три часа.
  4. Работа с красками. На этом этапе можно напомнить детям о правилах смешивания красок и получения составных оттенков из трёх основных цветов палитры. Для этого воспитатель показывает таблицу смешивания цветов, напоминая также, что если добавить белый к любому оттенку, то можно получить пастельный тон разной насыщенности.
  5. Дети закрашивают сначала светлые детали рисунка, потом переходят к более тёмным элементам. Воспитатель напоминает детям, что если нужно сделать плавный переход от одного цвета к другому, то нужно наносить жидко разбавленную краску.

Таблица смешивания цветов

Жёлтый, синий, красный
Как нам смешивать краски Смешиваем краски правильно

Фотопримеры детских работ

Яркая бабочка в стиле батик Рисуем цветы в технике батик Рисуем сказочных героев в стиле батик

Рисование на мятой бумаге

Материалы для рисования: бумага, кисти, краски, палитра, банки с водой, салфетки.

Методика рисования.

  1. Подготовка листа для работы. Дети смачивают салфетку водой и протирают альбомный лист. Можно предварительно создать фон для будущего рисунка. Для этого на влажный лист кисточкой или салфеткой нанести несколько цветных пятен.
  2. Не дожидаясь пока, он высохнет, дети начинают аккуратно его комкать и мять.
  3. Пока лист бумаги ещё влажный, плавными движениями расправляют его, слегка разглаживая. Поверхность бумаги получилась неровная, или даже немного шершавая.
  4. Дети рисуют красками заранее придуманную композицию, согласно предложенной педагогом темы.

Фотопримеры детских работ

Мята бумага творит чудеса Творим на мятой бумаге Фактурные цветы на мятой бумаге Рыбки на мятой бумаге

Изобразительное творчество на мокрой бумаге

Материалы для рисования: бумага, акварель, большие круглые кисти, тонкие кисти, банки с водой, губка, салфетки.

Методика рисования.

  1. Воспитатель помогает детям намочить листы бумаги с помощью губки. Можно предварительно сделать эскиз рисунка простым карандашом.
  2. Дети сначала заполняют фон рисунка с помощью большой кисточки, смешивая краски и подбирая прозрачные оттенки. Воспитатель напоминает детям, что нужно слегка прикасаться кистью к бумаге и смотреть как растекается краска по поверхности листа.
  3. Дети рисуют основные элементы лёгкими мазками или касанием.
  4. Тонкой кистью прорисовывают отдельные детали декора. Для нанесения тонких линий необходимо подождать, когда работа немного просохнет, чтобы избежать сильного растекания контура.
  5. Оставить рисунок на рабочей поверхности для полного высыхания.

Фотопримеры детских работ

Мокрая бумага творит чудеса Нежное изображение на мокрой бумаге Природа на мокрой бумаге

Метод с использованием поролона

Материалы для рисования: трафареты, поролоновые губки, гуашь в плоских тарелках, кисти.

Методика рисования.

  1. Воспитатель готовит трафареты с изображением предметов согласно теме занятия.
  2. Дети прикладывают трафарет на лист бумаги, основываясь на задуманной композиции.
  3. Дети обмакивают губку в краску и постукивающими движениями закрашивают пространство внутри трафарета, потом аккуратно убирают трафарет.
  4. Кистью прорисовывают недостающие детали изображения.

Фотопримеры детских работ

Губка творит чудеса Ну что? Поиграем Придумываем и рисуем

Рисование штрихом

Материалы для рисования: простые и цветные карандаши, фломастеры, бумага.

Методика рисования.

  1. Воспитатель знакомит детей с графикой, с понятием штриха и показывает различные виды штриховки.
  2. Дети рисуют предметы согласно предложенной педагогом темы, отрабатывая размер, наклон и ритм штриховки. Учатся передавать не только цвет, но и форму, материал, характер.

Фотопримеры детских работ

Колючие штрихи Штрихи творят чудеса Пушистые штрихи

Рисование песком

Материалы для рисования: белые или цветные листы бумаги, простые карандаши, клей ПВА, обычный песок/цветной песок.

Методика рисования.

  1. На листе бумаги дети рисуют рисунок, можно с помощью шаблонов.
  2. Поэтапно обводят контур получившегося рисунка клеем.
  3. Посыпают песком. Те части изображения, которые должны быть темнее, посыпают большим количеством песка. Остатки песка аккуратно стряхивают.
  4. В работе можно использовать цветной песок, тогда картины получатся яркими, интересными и с необычной фактурой.

Фотопримеры детских работ

Цветной песок передает фактуру Яркая как из мультика Цветной песок делает мир ярче Мчимся на полном ходу Пушистый и яркий из цветного песка Пальмы на берегу моря

Новое применение зубной пасты

Материалы для рисования: цветной картон, зубная паста, гуашь, кисти, банки с водой, салфетки.

Методика рисования.

Описание методики обучения рисованию зубной пастой непосредственно связано с темой занятия. В зависимости от предполагаемого изображения будет зависеть способ нанесения зубной пасты на картон, процесс её размазывания и способ - пальцем или жёсткой кистью, а также дальнейшая прорисовка деталей.

  1. На лист цветного картона дети выдавливают зубную пасту.
  2. Пальцем или жёсткой кисточкой дети размазывают пасту, создавая изображение.
  3. Прорисовывают детали для создания законченного образа. Можно применять другие техники нетрадиционного рисования: пальцами, ватными палочками, граттаж, сочетать с пластилином.

Фотопримеры детских работ

Рисуем облака и волны зубной пастой Рисуем снег зубной пастой Рисуем снежные узоры зубной пастой

Рисование мыльными пузырями

Техника рисования мыльными пузырями - это погружение в сказку, удивительный мир, который доставит много радости и позитивных эмоций детям.

Материалы для рисования: бумага, акварель, соломинки для коктейля, жидкое мыло, вода, пластиковые стаканчики.

Методика рисования.

  1. Воспитатель готовит раствор из воды, жидкого мыла и акварельных красок.
  2. Дети берут соломинки, опускают их в цветную воду и дуют до образования большого количества пузырей.
  3. Убирают палочку и прикладывают лист бумаги к пене из мыльных пузырей. Желательно взять растворы разных цветов, чтобы картинка получилась яркой, и было больше простора для фантазии.
  4. Рассматривают получившийся хаотичный узор из отпечатков пузырей.
  5. Придумывают сюжетную композицию и прорисовывают детали для завершения образа.

Фотопримеры детских работ

Мыльная фантазия превратилась в петушка Пузыри оказались похожи на цветы Детское воображение не знает границ Подводное царство из мыльных пузырей

Манка - не просто полезная крупа

Материалы для рисования: затонированные листы бумаги/цветной картон, клей ПВА, манка, простые карандаши, гуашь, кисточки.

Методика рисования.

Техника рисования манкой очень сходна с техникой рисования песком. Преимуществом манки является то, что это экологически чистый и совершенно безопасный продукт, который можно использовать на занятиях с детьми самого раннего возраста.

  1. Дети простым карандашом делают набросок рисунка. В зависимости от темы и идеи конечного результата, воспитатель может заранее сделать эскиз будущего шедевра.
  2. Дети наносят клей на контур, отдельные элементы рисунка и посыпают манкой.
  3. Когда рисунок просохнет, аккуратно стряхивают лишнюю манку.
  4. Если это необходимо, дорисовывают отдельные детали картины.

В работе можно использовать цветную манку. Для этого в белую манную крупу нужно раскрошить в пыль грифель цветных карандашей или восковые мелки. Изображения получаются фактурные, яркие и привлекательные.

Фотопримеры детских работ

Цветные шары на радость детям Работа с цветной манкой приносит радость Белая манка похожа на снег

Техника граттаж

Граттаж - это техника процарапывания рисунка острым предметом.

Материалы для рисования: основа-заготовка для граттажа, ручка.

Методика рисования.

  1. Воспитатель заранее готовит основу для граттажа. Для этого лист бумаги закрашивается разноцветными восковыми мелками или белой свечой, выбор зависит от тематики будущего рисунка. Потом лист покрывается чёрной тушью, в которую добавляется немного жидкого мыла. После высыхания основа готова к работе.
  2. Дети начинают процарапывать рисунок не пишущей шариковой ручкой. Техника граттаж связана с техникой рисования штрихом. Дети могут создавать рисунки, используя различные виды штриховки.

Тематика работ в технике граттаж весьма разнообразна: «Натюрморт», «Ваза с цветами», «Подводный мир», «Космос» и многие другие.

Фотопримеры детских работ

Цветной граттаж Штрихи и граттаж Загадочный космос в стиле граттаж Штриховка в стиле граттаж

Пуантилизм

Пуантилизм - техника рисования точками.

Материалы для рисования: бумага, простые карандаши, ватные палочки и гуашь или фломастеры.

Методика рисования.

  1. На листе бумаги дети рисуют простым карандашом эскиз будущей композиции.
  2. Точечная техника позволяет рисовать фломастерами или гуашью и ватными палочками. Дети ставят точки сначала по контуру нарисованных предметов, потом заполняют точками пространство внутри.
  3. По такой же схеме дети работают с гуашью и ватными палочками. После работы с определённым цветом аккуратно откладывают палочку в сторону и для другого цвета берут чистую палочку.

Техника пуантилизма развивает усидчивость и мелкую моторику рук, а также любовь к искусству, так как «точечные» изображения отличаются от традиционных рисунков, раскрывая возможности для творчества.

Фотопримеры детских работ

Рисуем деревья точками Рисуем подводные растения точками Красивая рыбка в точечку Космический пуантилизм

Тематика занятий по нетрадиционному рисованию: основные моменты

На занятиях по нетрадиционному рисованию воспитатель может использовать ткани вместо альбомных листов бумаги и провести занятие на тему «Расписные ткани» (роспись по замыслу). Расписывая ткани, педагог предлагает сочетать традиционные приёмы рисования гуашью с техникой нанесения узора с помощью штампов и многое другое.

Угольные пейзажи

Расширяя представление детей о графике, педагог может познакомить детей с техникой рисования угольными карандашами, рассказать об их возможности передавать настроение, несмотря на то, что рисует художник только чёрным цветов, варьируя лишь его насыщенность. Кроме того, воспитатель знакомит с двумя способами работы углём: рисование кончиком для нанесения тонких линий, и плашмя для затушевывания больших поверхностей или фона. Интересными получаются пейзажи в угольной технике, позволяющей передавать настроение природы, погоду.

Рисование птиц восковыми мелками

Рисование восковыми мелками можно сочетать с работой акварелью. При работе над темой «Перелётные птицы» воспитатель учит детей изображать птиц, использовать разные виды штриховки, держа карандаш под разным углом. Потом в композицию можно добавить акварельные детали, а то, что нарисовали мелками, будет чудесным образом переливаться и выделяться на фоне акварельных мотивов.

Рисование слона ладошкой

На занятии по теме «Рисование слона ладошкой» воспитатель уточняет знания о пропорциях, строении, характерных особенностях животного, а также развивает умение дорисовывать детали изображения до получения нужного образа. Для того чтобы получился слон, дети закрашивают краской ладонь, большой палец и остальные пальцы до первой фаланги, прикладывают к листу бумаги, отводя большой палец в сторону. Недостающие детали композиции дорисовывают кисточкой.

Фотопримеры детских работ

Этапы рисования слона ладошкой Слон в Африке Передаём настроение природы Передаем безмятежность природы Рисуем весёлые узоры на ткани

Практические советы по составлению конспекта занятия по рисованию в старшей группе

Обязательным условием является мотивирующее начало занятия, как и в случае работы в традиционной технике рисования. Воспитатель должен помнить и об игровых моментах, о проведении физкультминутки. Если планируется использование сложной техники или непосредственного участия педагога, то лучше проводить такое занятие в небольших подгруппах или организовывать ИЗО кружки.

При составлении конспекта занятия необходимо обратить внимание на последовательность и виды работ, которые планируется задействовать и правильно распределить время на каждый учебный этап:

  1. Предварительная работа (2–3 минуты)
  2. Основная часть (15–17 минут)
  3. Физкультминутка (1–2 минуты)
  4. Заключительная часть (подведение итогов) (2–3 минуты)

Приведём пример конспекта занятия по рисованию в старшей группе.

О.Н. Мищук. Занятие по нетрадиционному рисованию на тему «Зимний лес»

Авторский конспект занятия по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования манкой

Организационная образовательная деятельность
Вид деятельности Тема/Материалы Задачи/Программное содержание
Рисование
Материалы.
Голубой картон, манная крупа, клей ПВА, гуашь, кисточки, банки с водой
Познакомить детей с новой техникой изображения зимней тематики (манной крупой).
Развивать творческое мышление, фантазию, мелкую моторику рук.
Воспитывать интерес к творчеству, художественный вкус.
Этап занятия Содержание НОД
Предварительная работа Рассмотреть картинки с изображением зимнего пейзажа. Понаблюдать за снегом, обсудить его свойства. Рассказать о возможностях использования манной крупы в рисовании.
Основная часть Беседа с детьми
Воспитатель говорит, что сегодня к ним на занятие пришла необычная гостья, потому что она пришла прямо из сказки. Читает отрывок из сказки «Снежная королева», предлагая детям отгадать, какая это сказка и кто пришёл к ним в гости.
– Конечно, это маленькая, но очень храбрая Герда, которая отправилась на поиски Кая.
Задаёт вопросы по сказке.
Показывает иллюстрации.
– А вот тот самый ледяной дворец, в котором живёт Снежная королева и Кай. У него ледяное сердце, он живёт в царстве холода. Герда уже очень долго ищет Кая, и, кажется, очень устала и немного заблудилась.
– Ребята, вы хотите, чтобы Герда нашла Кая и растопила его сердце? (Ответы детей).
– Давайте поможем ей и нарисуем зимний лес, дорогу, которая приведёт её в царство Снежной королевы. Вы можете также нарисовать лесных зверей (зайчат), которые смогут помочь ей добраться до ледяного замка, или избушку, в которой Герда сможет отдохнуть перед долгой дорогой.

Читает стихотворение о Снежной королеве.

У Снежной королевы
одежды так белы,
Бриллиантами в караты
усыпаны они.
Из шубы Королевы –
снежинки, словно пух,
Летят и кружат в танце –
захватывает дух.
Сама сидит и правит
конями, что в санях,
И кони белой тройки
копытом бьют в снегах.
У Снежной королевы
дыханье - сущий хлад,
Морозит без разбора –
нет дела стар иль млад.
Нет дела Королеве
вообще ни до кого,
Совсем не бьётся сердце
холодное её.

Воспитатель рассказывает детям, что рисовать они сегодня будут необычными материалами - манкой и клеем, так как у них в гостях сегодня девочка из сказки, то и лес у них должен получиться сказочный.
Предлагает потрогать манку, посмотреть, что она похожа на снег, такая же пушистая и белая.
Педагог говорит, что с помощью манной крупы и клея можно создавать интересные рисунки. Просит проявить фантазию и аккуратность в работе.

Объяснение схемы рисования.

Физкультминутка Зимняя гимнастика
Снова к нам пришла зима, Дети разводят в стороны руки,
Стали белыми дома, складывают руки домиком над головой,
Снег на улице идёт, показывают, как падает снег,
Дворник улицу метёт, показывают,
Мы катаемся на санках, приседают, руки вперёд,
Во дворах снеговики, катают снежный ком,
Быстро бегаем на лыжах, показывают лыжников,
И играем мы в снежки. лепят и бросают снежки.
Заключительная часть (подведение итогов) – Какие красивые у вас получились рисунки. Настоящая зимняя сказка: пушистый снег, деревья и ёлочки в снегу, белые зайчата, домики. В чьём домике отдохнёт Герда? Кто из лесных зверей покажет ей дорогу к замку Снежной королевы?
– Ребята, вы большие молодцы! Теперь Герда точно найдёт своего Кая, растопит его ледяное сердце, они снова будут вместе играть, кататься на санках, и, может быть, даже придут вместе к вам гости.
Выставка детских работ. В центе рисунок дворца Снежной королевы. Из сказки «Снежная королева» Из сказки «Снежная королева» Из сказки «Снежная королева» ИЗ сказки «Снежная корлева» Из сказки «Снежная королева» Солнечный зимний день в лесу Иней блестит на солнце Зимние сумерки уводят в лес Зимнее умиротворение в деревушке Зимняя дорога в горы Поможем Герде найти Кая Герда отдыхает перед дорогой Снегопад в зимнем лесу Кто поможет Герде найти друга Домик для Герды Лес оживает и помогает

Владея основными изобразительными навыками, пытливый и любознательный ум ребёнка ищет других форм познания, безграничное воображение нуждается в правильном обрамлении. Традиционное рисование даёт фундамент, который может послужить основой для дальнейшего развития ребёнка. Нетрадиционные техники предоставляют огромное количество возможностей для проведения интересных занятий по рисованию, мастер-классов для педагогов и родителей, организации ИЗО студий и кружков. Придумывайте и воплощайте самые необычные художественные идеи в жизнь. Творите вместе с детьми и для детей.

Ознакомление ребенка с многообразием окружающего его мира - одна из главных задач, стоящих перед педагогом, работающим с детьми дошкольного возраста. Большие возможности для достижения этой цели заключает в себе нетрадиционное рисование. В детском саду этому направлению сегодня уделяется особенное внимание. Поговорим о нем в статье.

Нетрадиционные способы рисования. Их преимущества

Привычный традиционный набор художественных средств в какой-то мере ограничивает фантазию ребенка. Иногда он оказывается недостаточным, чтобы выразить все чувства и передать образы, возникающие в душе и сознании малыша. имеют ряд преимуществ, о которых педагогам и родителям необходимо знать, чтобы использовать метод в полной мере.

  • Нетрадиционные техники раскрепощают ребенка, он не боится сделать что-то не так. Напротив, оригинальность решения поставленной задачи поощряется воспитателем, ведущим занятие.
  • Положительные эмоции являются неотъемлемой частью занятий, где используется нетрадиционное рисование. В старшей группе детского сада, как и в группах, где занимаются дети младшего возраста, создание благоприятной атмосферы, положительного эмоционального настроя очень важно для общего развития детей.
  • Альтернативные техники рисования не утомляют ребятишек. Высокая степень работоспособности сохраняется на протяжении всего занятия. Это помогает развитию усидчивости, сосредоточенности, умения доводить начатое дело до конца.

Чему способствуют занятия

Применяемое воспитателями, родителями, педагогами нетрадиционное детского сада может стать одним из компонентов подготовки ребенка к обучению в школе.

Объясняется это тем, что во время таких занятий у детей проявляется индивидуальность. Педагог, организуя работу, использует раскрытые возможности ребят при дальнейшем развитии их способностей. Правильно организованные занятия способствуют интеллектуальному развитию детей, коррекции психических процессов дошкольников. Дети получают возможность почувствовать уверенность в своих силах, что особенно важно для будущего школьников. Развитие мелкой моторики рук особенно активно идет на занятиях, где используется нетрадиционное рисование.

В старшей группе можно использовать такие техники, как ладошкой, воском и акварелью, поролоном. Большой популярностью у детей и педагогов пользуется рисование в технике кляксографии, отпечатков, точечное рисование, разбрызгивание и многие другие способы. Педагогу при выборе методики необходимо учитывать возраст детей, их подготовленность к качественному выполнению работы.

Рисование рукой

Нетрадиционное рисование в старшей группе детского сада не обходится без использования такого метода. Прежде всего, для этого используются пальчики детей. Нужно предложить ребенку опустить палец в гуашь и порисовать им, как кисточкой. Каждый отдельный пальчик руки можно использовать для разных красок.


Попросите ребенка окрасить кисточкой ладонь. После этого необходимо оставить рукой оттиск на бумаге и придать полученному изображению узнаваемые формы. Отпечаток может превратиться в рыбку, бабочку, букет, птицу, фигуру животного или какое-нибудь сказочное существо. Для выполнения подобного задания детям приходится использовать разнообразные движения рук: прихлопывание, размазывание, примакивание и другие.

Разновидности печаток

Нетрадиционное рисование в детском саду имеет постоянное развитие. Педагоги постоянно находят новые материалы, с помощью которых можно наносить изображение на бумагу. Получил распространение такой метод, как печатание. Суть заключается в том, что при нанесении рисунка на бумагу вместо кисточки используется какой-нибудь необычный, непривычный для этого материал.

В качестве печаток можно взять кусочки поролона или губки, картофель, смятую бумагу, листья растений, ватные палочки, пенопласт, смятые салфетки, вату или любой другой материал, способный оставлять на бумаге необычный оттиск.

Такая техника рисования очень хорошо подходит для изображения животных, так как благодаря оттиску можно показать, как пушисто или колюче тело зверька. Можно показать прозрачность предмета, изящество, наиболее точно передать материал его изготовления.

Кляксография

Для развития воображения ребенка, его творческой фантазии трудно переоценить метод кляксографии - это полезное и Нетрадиционное рисование предполагает использование листа бумаги, сложенного пополам. На одну из его сторон с помощью трубочки, пластиковой ложки или еще чего-то гуашью наносится клякса или несколько клякс. Затем лист складывается пополам, прижимается ладонью и снова раскрывается. В результате такого действия появляется фантастический рисунок. Вот его-то и нужно превратить в узнаваемый образ. На завершающем этапе работы ребенок может воспользоваться кистью, карандашами, фломастерами, мелками и другими средствами рисования.

Разбрызгивание

Детям можно предложить еще одно увлекательное занятие. в своем арсенале имеют такой метод, как разбрызгивание. Для работы потребуются трафареты, которые в нужном порядке раскладываются на бумаге. На трафаретах могут быть изображены деревья, цветы, фигуры животных, игрушки и другие предметы.

После того как трафареты разложены, на лист бумаги разбрызгивается краска. Она набирается на щетину зубной щетки, по которой затем проводят линейкой по направлению к себе. Крапинки, получающиеся от разбрызгивания краски, должны равномерно заполнять весь лист. После того как краска подсохнет, трафареты можно снять и кистью дорисовать необходимые детали.

Коллаж

Обобщающей работой, которая покажет, как дети научились применять нетрадиционные техники рисования, может стать коллаж. Выполняя работу такого вида, ребенок использует все приемы и методы, которым он обучился. Это наиболее трудный вид деятельности, так как здесь необходимо не только вспомнить технику рисования, но и подобрать наиболее сочетающиеся между собой приемы.

Описание методов, где используется нетрадиционное рисование, конспекты занятий с детьми разных возрастов можно в достаточном количестве найти в специальной литературе, посвященной развитию детского творчества. Занимайтесь с детьми рисованием, и тогда они скорее постигнут красоту окружающего мира!

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

Рисование пальчиками
- рисование ладошками
- печать из ниток
- печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

Отпечатки-картинки
- печать пластилином
- масляная пастель + акварель
- отпечатки листьев
- рисунки из ладошки
- рисование ватными палочками
- волшебные ниточки
- монотипия.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

Рисование мыльными пузырями
- рисование мятой бумагой
- рисование солью
- кляксография
- пластилинография
- граттаж
- фроттаж.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

РИСОВАНИЕ ЗАБАВНЫМИ ОТПЕЧАТКАМИ

1. Штампики из пластилина

Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.

Материалы: 1.Пластилин 2.Карандаш 3.Краска 4.Губка 5.Кисть 6.Бумага 7.Баночка для воды

2. Штампики из ниток

Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.

Материалы: 1.Нить шерстяная 2.Основа 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды

3. Картинки-отпечатки
Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.

Материалы: 1.Пенопластовая форма 2.Карандаш 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды

4. Отпечатки «листики»
Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

Материалы: 1.Листик 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком
Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

Материалы: 1.Овощ/фрукт 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ РУКАМИ

1. Рисуем ладошками

Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками - это веселая игра для маленьких художников.

Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Кисть 4.Баночка для воды

2. Рисуем пальчиками

Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Карандаш/Фломастер 4.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

Материалы: 1.Стакан с водой 2.Краска 3.Мыльный раствор 4.Трубочка 5.Бумага

РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ

Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

Материалы: 1.Соль 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ

Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.
Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

Материалы: 1.Салфетка/Бумажка 2.Краска 3.Кисть 4.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МАСЛЯНОЙ ПАСТЕЛЬЮ И АКВАРЕЛЬЮ

Техника рисования "волшебных" картинок с помощью белой масляной пастели. На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и красочка начинают украшать белый лист, то….дети почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться волшебные картинки.

Материалы: 1.Пастель масляная белая 2.Акварель 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

МОНОТИПИЯ

Техника монотипия от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск, касание, образ.
Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.
Существует два вида монотипии.

1. Монотипия на стекле

На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Материалы: 1.Гладкая поверхность 2.Гуашь 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

2. Монотипия предметная

Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Материалы: 1.Краска 2.Кисть 3.Бумага 4.Баночка для воды

КЛЯКСОГРАФИЯ

Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

Материалы: 1.Акварель 2.Трубочка 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

НИТКОГРАФИЯ

Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.

Материалы: 1.Нить 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.
Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

Материалы: 1.Ватные палочки 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды

ГРАТТАЖ «ЦАП-ЦАРАП»

Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).
Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.

Материалы: 1.Картон 2.Пастель масляная 3.Гуашь 4.Зубочистка/Спица 5.Кисть 6.Баночка для воды

ФРОТТАЖ

Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание).
Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру.

Материалы: 1.Плоский рельефный предмет 2.Карандаш 3.Бумага

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ

Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

Материалы: 1.Пластилин 2.Основа 3.Бусины/Бисер 4.Стеки

Педагог по изобразительной деятельности

детского сада на Остоженке