Объект, предмет и функции дошкольной педагогики. Дошкольная педагогика как наука: предмет, объект, методы исследования, основные понятия

Дошкольная педагогика – наука, изучающая закономерности воспитания, развития, обучения и образования ребенка от рождения до поступления в школу.

Предметом являются вопросы воспитания и развития детей дошк.

Возраста.

Функции дошкольной педагогики:

1.Описательно – прикладная. Заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса.

2.Прогностическая. Подразумевает научный прогноз путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДУ.

3.Творчески – преобразовательная. Предполагает учет научного исследования, прогнозирования при создании проектно – конструктивных технологий.

Основные понятия дошкольной педагогики.

Воспитание - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.

Обучение - двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений, развития познавательной активности детей.

Формирование - процесс развития личности под влиянием внешних воздействий: воспитания, обучения, социальной среды в целом.

Педагогика как самостоятельная отрасль теоретического знания стала оформляться в XVII в. К этому времени назрела острая потребность в науке, призванной улучшить существовавшую педагогическую практику, расширить границы и возможности воспитания и образования.

Становление и развитие дошкольной педагогики.Возникновение дошкольной педагогики связано с именем чешского педагога и философа 17в. Я.А.Коменского (1592-1670 г.г.), который создал первую систему дошкольного воспитания. Он указал на необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; разработал возрастную периодизацию, включающую четыре возрастных периода: детство, отрочество, юность, возмужалость. Он предложил программу знаний, подготавливающую ребенка к систематическому обучению в школе, которая содержала начатки знаний из всех областей наук.

Знания и навыки располагались по принципу последовательного перехода от простого к сложному, от легкого к трудному.

С научных трудов Я. А. Коменского начинается бурный период развития классической педагогической теории. Блестящая плеяда последующих педагогов-классиков (Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.) значительно продвинула разработку теоретических проблем воспитания и обучения.

Достойный вклад в создание классической педагогики сделали наши соотечественники Белинский, Герцен, Чернышевский, Толстой. Мировую славу русской педагогики принёс К.Д.Ушинский. Ушинский считал, что «педагогика – это искусство». Он создал психолого-педагогическую концепцию развития личности и на её основе теорию воспитания и обучения. Видел цель обучения дошкольников в умственном развитии и развитии речи. Его работы «Детский мир», «Родное слово» не утратили значение в настоящее время.

XIX в., отмеченный выдающимися достижениями, прежде всего в области естествознания, физики, математики, был благоприятен и для развития педагогической науки. В этот период она интенсивно развивается в качестве самостоятельной научной дисциплины, поднимаясь от описания фактов и явлений до постижения закономерностей процесса воспитания и обучения. Внутри педагогики наблюдается дифференциация знаний, выделяются и обосабливаются ее отдельные части, такие, как, например, дошкольная педагогика.

XX в. с его бурными социально-политическими изменениями во многих странах поставил перед педагогикой проблему воспитания человека в новом обществе. Ее исследовали С.Т. Шацкий, П.П. Блонский. Теоретические работы Н.К.Крупской (1869-1939) охватывают широкий круг педагогических проблем, в том числе имеющих непосредственное отношение к воспитанию детей дошкольного возраста. Ядро учения А.С.Макаренко (1888-1939)- теория воспитательного коллектива. Макаренко разработал также важнейшие вопросы семейного воспитания. Гуманный характер воспитания и обучения, бережное отношение к личности - таков лейтмотив педагогического учения В.А.Сухомлинского (1918-1970).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции. Становление и развитие дошкольной педагогики.:

  1. 1. Становление и развитие дошкольной педагогики как науки.
  2. 2. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат, связь педагогики с другими науками.
  3. 3.Отрасли современной педагогики, связь дошкольной педагогики с другими науками
  4. Педагогика в системе наук о человеке. Объект, предмет, функции педагогики. Гуманистическая направленность современной педагогики.

ВВЕДЕНИЕ

Профессионально-педагогическая подготовка специалистов дошкольного образования предполагает овладение системными знаниями в области психологии и педагогики дошкольного детства.

Современная дошкольная педагогика изучает процесс развития, воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления.

В основе воспитания и развития детей лежит деятельностный и личностный подход, предполагающий гуманизацию образовательного процесса ДОУ. Воспитание понимается как процесс создания условий, содействующих развитию детей дошкольного возраста, становлению базисных черт личности дошкольника.

Учебный материал построен по принципу обзорно-монографического метода изложения, помогает формировать у студентов профессионально-ориентированный подход к практической деятельности преподавателя педагогического колледжа, вуза.

ЛЕКЦИЯ I. Дошкольная педагогика как наука

Дошкольная педагогика относится к числу молодых в системе педагогических наук. Её возникновение связано с именем Я.А. Коменского (17 пек). Как наука дошкольная педагогика имеет свой предмет, задачи, функции, источники, методы, категории. Современная дошкольная педагогика изучает процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления. Исследователей также интересует как влияет система воспитания и обучения на развитие личности дошкольника.

Предмет дошкольной педагогики - вопросы развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика данного предмета заключается в изучении периода дошкольного детства (с 3 лет до 7 лет).

Задачи дошкольной педагогики определяются её теоретической и прикладной ролью, социально-педагогической значимостью данной пауки:

1. Способствовать воспитанию и обучению детей в соответствии с требованиями современного общества.

2. Изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДОУ как основной формы воспитания и обучения детей.

3. Разрабатывать новые концепции и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Функции дошкольной педагогики :

1. Описательно-прикладная, которая заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса.

2. Прогностичная, заключается в научном прогнозе путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДОУ.

3. Творчески-преобразовательная, предполагающая учет научного прогнозирования, научных исследований, создание проектно-конструктивных технологии.

Для решения задач и реализации функций дошкольной педагогики используются методы научного исследования. Метод - это путь, способ достижения целей и задач.

Методы исследования позволяют добывать научно-педагогическим производить сознательный и целеустремленный поиск для совершенствования образовательного процесса. Исследовательские методы помогают изучить и обобщить педагогические находки практики, вести самостоятельные научные исследования. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, изучение педагогической документации, детских работ, эксперимент.

Исходя из широкого спектра методов можно назвать их уровни:

1. эмперический (сбор научных данных, описание явлений, фактов);

2. теоретический (обобщение, систематизация материала);

3. Метотеоретический (изучение самих теорий и разработка путей их построения и модернизации).

Этапы научного педагогического исследования :

1. определение проблемы, цели, гипотезы, задач;

2. проверка гипотезы (эксперимент);

3. осмысление полученных данных, обработка результатов;

4. оформление результатов исследования;

5. внедрение результатов в практику.

Более подробно методы исследования изучаются в курсе «Методология и методы научного психолого-педагогического исследования».

Современная дошкольная педагогика «впитала» в себя многие сведения о воспитании и обучении детей. Её источниками является народная педагогика, религиозная педагогика, зарубежная и отечественная история педагогики, педагогическая практика, научные экспериментальные исследования, данные смежных наук (психология, анатомия и физиология ребенка дошкольного возраста, гигиена и др.).

Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования, наличие разнообразного спектра философских направлений: аксиологический подход, системный, деятельностно-творческий, личностный, культурологический, синергетический и т.д.

Теоретико-методологические подходы дошкольной педагогики определяют взгляд, позицию, стиль педагога, его отношение к личности ребенка, философское понимание роли взрослого в воспитании и обучении детей.

Методологические подходы позволяют произвести переакцентировку содержания в основных категориях дошкольной педагогики.

Воспитание как социальное явление заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле - это специально созданные условия, содействующие развитию ребенка.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений, происходящих под влиянием различных факторов, в том числе и воспитания. В характеристике ребенка-дошкольника можно говорить о возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту, причем важен не столько биологический, сколько психологический паспорт ребенка), индивидуальном (своеобразие, особенности развития), личностном (становление, развитие личностных качеств, их особенности).

Формирование - это специальное организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом совокупности факторов.

Обучение - это специально организованный процесс взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на передачу информации, её переработку и создание новой. Важным при этом является воспитание положительного отношения к процессу познания, формирование специальных умений и навыков работы с информацией, развитие социально-нравственных привычек поведения.

Ребенок-дошкольник живет в социуме, его окружает культура общества, отношений, прав и свобод. Вместе с тем, дошкольник создает свою субкультуру.

В работах П.Г. Кока, В. Кудрявцева и др. субкультура рассматривается как специальный набор признаков, ценностей, по которым представители данного возраста осознают, утверждают себя в качестве «мы», отличного от других возрастных сообществ.

Субкультура детства как категория стала характеризовать особую систему бытующих у детей представлений о мире, ценностях, отношениях. Детская субкультура проявляется в вопросах, словотворчестве, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора. Субкультура детства - это способ освоения ребенком путей «вхождения» в мир взрослых, культуру социума.

Данные принципы характеризуют стиль воспитания как определенный взгляд на ребенка обществом (как мир взрослых воспринимает мир детей). Предпочтение отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания. Мир взрослых (MB) воспринимает мир детей (МД) как реальный самоценный период жизни детей; этот период требует для перемен и изменений определенного времени. Оптимальная модель взаимодействия MB и МД предполагает учет принципов равенства двух миров, диалога, а не монолога, свободы и прав ребенка на ошибку, признание ребенка таким какой он есть. Личностно-ориентированная педагогика исходит из желаний, запросов, интересов, возможностей, своеобразия каждого ребенка, предпочитает видеть и доходить до каждой личности. Смысл педагогической позиции заключается в поддержке. Суть педагогической поддержки заключается в том, что взрослый поддерживает, помогает лишь тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности ребенка. Педагогическая поддержка не может заменить воспитания, так как сам из себя ребенок не может вырастить культуру, создаваемую векам и.

Профессиональная деятельность специалиста дошкольного образования направлена на реализацию всех функций (материнской, развивающей, диагностической и коррекционной, коммуникативной, конструкторско-организаторской, координирующей, профессионального совершенствования) – по классификации Е.А. Панько.

Педагогическая поддержка, согласно работам О.С. Газман, учитывает не только обязанности, но этапы деятельности педагога. Ребенок в условиях поддержки и заботы воспринимает образцы культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми. Профессиограммы педагога ДОУ, преподавателя педагогического колледжа приобретают общие черты, определенные личностно-ориентированной педагогикой. Характерными чертами должны стать сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему свободы выбора, принятия решения, творчества, сотворчества воспитателя и детей. Эти черты придают технологии деятельности педагога универсальность. Переход к личностно-ориентированному взаимодействию зависит от общей и педагогической культуры, личностных качеств, запросов, желаний педагога.

Профессиональную подготовку кадры для ДОУ получают в педагогических колледжах, институтах, университетах. Классификаторы специальностей и специализаций предполагают их интегрированность и взаимосвязь. В учебных заведениях специализация имеет определенную направленность и связана с конкретными обязанностями специалистов (воспитатель логопедической группы, инструктор по физическому воспитанию в ДОУ. руководитель ритмики, руководитель студии изобразительной деятельности, воспитатель с правом преподавания иностранного языка и т.п.).

По окончанию учебного заведения (среднего или высшего) присваивается педагогическая квалификация, которая характеризует уровень и вид профессионально-педагогической образованности специалиста.

Педагогическая деятельность предполагает постоянное повышение квалификации, реализацию функции профессионального самосовершенствования.

Вопросы для самопроверки:

1. Чем обуславливается специфика предмета, задач, функций дошкольной педагогики?

2. Чем обуславливается спектр теоретико-методологических основ дошкольной педагогики?

3. В чем заключается феномен педагогической поддержки?

4. Что объединяет профессиограмма воспитателя и преподавателя пед. колледжа?


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Дошкольная педагогика - многозначный термин. Под ним понимается:

Особая специфическая область общественной жизни, которая во многом отражает идеологию развития общества, при этом специфика дошколь­ной педагогики определяется в первую очередь своеобразием возраста детей (дошкольным) и отношением общества к детям данного возраста;

Наука о воспитании, обучении и образовании детей от рождения до поступления в школу;

Отрасль возрастной педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарные формы обучения детей в возрасте, пред­шествующем поступлению в школу.

Родоначальником дошкольной педагогики как важной отрасли педагоги­ческой науки является Я. А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие по­ложения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.

Как и любая другая наука, дошкольная педагогика имеет свой пред­мет изучения и категориальный аппарат. Предмет - это то, на что на­правлена мысль, что составляет ее содержание. Предметом дошкольной педагогики как науки является изучение закономерностей воспитания и обучения детей как явления общественной жизни от рождения до посту­пления в школу.

Современная дошкольная педагогика изучает: процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности. Дошкольная педагогика выполняет и прикладную функцию - занимается разработкой новых, более совершен­ных программ и методов воспитания и обучения. Будучи наукой социаль­ной, дошкольная педагогика теснейшим образом связана с требованиями современного общества в области образования подрастающего поколения. Несомненна прогностическая роль дошкольной педагогики, посколь­ку она изучает тенденции и перспективы развития системы образования, организации воспитания. На основе научного прогноза создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изуча­ются теоретические основы и технологии воспитания детей в условиях семьи и дошкольного учреждения, исследуются особенности образова­тельного процесса в дошкольных учреждениях разных видов, в том числе и альтернативных.

Основными задачами дошкольной педагогики выступают:

Разработка и содержание личностно-ориентированного образования и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях и в се­мье;

Обоснование видов творческой деятельности детей и возможностей ее организации таким образом, чтобы при поступлении в школу они не теряли того творческого потенциала, который приобрели в детском саду;

Обоснование закономерностей воспитания, обучения и развития ре­бенка дошкольного возраста;

На основе изученных закономерностей - разработка педагогических технологий, методов и приемов педагогического воздействия на детей.

Дошкольная педагогика как наука тесно связана с другими науками о человеке: философией, психологией, анатомией и физиологией, отрасля­ми медицинских наук и другими науками.

Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межотраслевой научный подход к ним.

Формирование - процесс становления личности ребенка в результате объективного влияния наследственности, среды, воспитания и собствен­ной активности личности.

Под развитием понимается процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием факторов внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых. Развитие - это процесс движения, изме­нения, переход от старого к новому качественному состоянию.

Воспитание - (в социальном смысле) понимается как социальное яв­ление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастаю­щего поколения к жизни. Воспитание (в широком педагогическом значе­нии) - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых. Воспитание (в узком педа­гогическом значении) - специальная воспитательная деятельность, имею­щая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Обучение детей дошкольного возраста - это специально организованный процесс взаимодействия воспитателя и детей, направленный на развитие познавательных способностей, передача им в доступной форме знаний, уме­ний, навыков, действий, предусмотренных программой воспитания и обуче­ния, а также развитие любознательности и познавательной активности.

Образование как процесс - освоение в учреждениях дошкольного, об­щего, профессионального и дополнительного образования, а также в ре­зультате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта позна­вательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отно­шений; как результат - достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образова­тельных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Детство - этап в развитии человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием выс­ших психических функций.

Объект, предмет, понятие дошкольной педагогики

Замечание 1

Дошкольная педагогика представляет собой одну из отраслей общей педагогики. В самостоятельную науку дошкольная педагогика была выделена только в $19$ веке.

Дошкольная педагогика занимается изучением закономерностей воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Объектом в дошкольной педагогике является ребенок в возрастной группе от момента рождения до поступления его в школу. Данный возраст характеризуется значительными и существенными изменениями, имеющими определяющее значение для последующей жизнедеятельности человека.

Дошкольная педагогика как научная дисциплина носит прикладной и теоретический характер. Теоретическая составляющая заключается в специальных исследованиях теории воспитания и обучения дошкольников. Практическая составляющая включает в себя обобщение закономерностей, формирование выводов и их апробацию на практике.

Педагогика дошкольного возраста обладает своим понятийным аппаратом, которым она оперирует. Сюда относятся факты, обучение, игра воспитание и другие понятия.

Предметом данной отрасли педагогики являются:

  • средства,
  • содержание,
  • методы.

Задачи дошкольной педагогики

Задачи дошкольной педагогики могут носить теоретический и прикладной характер. Задачи теоретического характера заключаются в изучении специфики восприятия детьми различных методов воздействия, Они решаются учеными, исследователями посредством анализа и обобщений единичных новаторских воплощений идей педагогов.

Прикладные задачи заключаются в следующем:

  • разработка содержания и методов воспитания, обучения;
  • изучение мирового передового опыта в педагогике;
  • планирование и экономика образования;
  • изучение содержания, а также методов подготовки профессиональных кадров.

Прикладные задачи решаются работниками образования.

Методология в дошкольной педагогике

Дошкольная педагогика является общественной дисциплиной и имеет свою специфическую методологию:

  • развитие ребенка и формирование его как личности происходит под влиянием окружающей среды и целенаправленного воздействия окружающих;
  • развитие ребенка социально детерминировано;
  • важную роль в развитии ребенка играет наследственность;
  • дошкольная педагогика носит общественный, исторический, классовый характер;
  • воспитание и обучение детей должно происходить в процессе деятельности.

Принципы дошкольной педагогики

Принципы педагогики дошкольного возраста тесно связаны с ее методологической основой:

  • воспитание должно проходить в процессе разнообразной деятельности, в частности трудовой и игровой;
  • содержание воспитания и обучения должны быть связаны с социальной действительностью;
  • различные стороны воспитания должны находиться в единстве и взаимосвязи;
  • общественное и семейное воспитания, при ведущей роли последнего, должно проходить в единстве;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Дошкольная педагогика как наука

Практически до начала 17 в. педагогика существовала как система философских знаний. Как самостоятельную науку педагогику вычленил английский философ Френсис Бекон. он и ввёл собственно термин «педагогика»

Дошкольная педагогика – наука о закономерностях воспитания и обучения детей с рождения до поступления в школу .

Объект дошкольной педагогики – воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс. Предмет – закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка.

Основные понятия дошкольной педагогики:

Воспитание – самое основное понятие педагогики. В социальном смысле понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. В педагогическом смысле – это специально организованный и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Воспитание явление историческое и носит классовый характер.

Обучение – специально организованный процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на овладение определённой сумой знаний, умений, навыков, действий, привычек, поведения.

Развитие – происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психической и биологической природе. Это процесс движения, изменения. Переход от старого к новому.

Формирование – это изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних; природных и социальных.

Пед. процесс – это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.

Пед. взаимодействие – преднамеренный контакт педагога и воспитанника следствием которого является взаимное изменение в их поведении, деятельности, отношениях.

Дош. пед. как и другие науки имеет много много источников: народная педагогика, данные смежных наук, передовой пед. опыт.

Задачи дошкольной педагогики.

1. Разработ. содержан., метод., форм, организации воспит.-образов. процесса в д.с. с учётом достижений в области смежных наук.

2. Изучение, обобщение, описание. передового пед. опыта

3. Разработка методов, форм, содержания. сотрудничества д.с. и семьи в воспитании детей.

4. Определение путей, форм, взаимодейств., приемственности д.с. и школы.

Дош. пед. как наука имеет 2 основные функции:

1. Теоретическую (реализуется на трёх уровнях: описательный – главн. задача изучен. передов. опыта; Диагностический; Погностический.

2. Технологическая функция. имеет 3 уровня:

Проективный (связан с разработкой соответ. методических материалов)

Преобразовательный (направлен на внедрен. пед. достижен. в практику)

Рефлексивный (предпологает оценку влияния результатов научн. исслед. на пед. практику).