Мастер-класс по аппликации в старшей группе «Дымковский петушок.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №101 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

Невского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (продуктивная деятельность - аппликация)

Тема: «Знакомство с дымковской игрушкой»

(с детьми средней группы) с использованием игровых технологий.

Подготовила воспитатель:

Пешкова Алла Юрьевна

Санкт - Петербург

2016

Виды детской деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, художественная.

Цель: Продолжать знакомство с традиционным русским художественным промыслом « Дымковская игрушка».

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки;

Продолжать знакомить с этапами создания узоров данной росписи.

Развивающие:

Развивать творческую фантазию;

Развивать мелкую моторику рук, живописные навыки и умения.

Активизация словаря: Дымковские игрушки, барышня, петушок, индюк, лошадка, колечко, кружок, красный, синий, желтый, глиняный.

Совершенствовать навыки работы кистью, клейстером, тряпочкой.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству уважительное отношение к труду народных мастеров.

Материал: Дымковские игрушки: птички, петушки, лошадки, барышни, индюки. Карусель (шест с ленточками и игрушками). Трафареты игрушек и элементы узора дымковской росписи, клейстер, кисточки, салфетки.

Предварительная работа:

Рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;

Рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;

Презентация « Дымковская игрушка»;

Ход занятия:

1 часть. Организационный момент.

Звучит русская народная музыка, перед ребятами появляется восптатель в костюме куклы-дымковской барышни.

Здравствуйте, ребята!

Я девица - краса,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Как лебедушка плыву,

Песню тихую пою.

Я приехала к вам из села Дымково. Там живут замечательные мастера, они делают из глины забавные глиняные игрушки: птичек, петушков, лошадок, барышень, индюков.

2 часть. Рассматривание игрушек.

Воспитатель-дымковская барышня: Я привезла вам в подарок самые красивые! Посмотрите.

(Про каждую игрушку воспитатель читает стихотворение.)

Громко цокают копытца

Цок, цок, цок, цок!

В гости к детям лошадь мчится

Цок, цок, цок, цок!Это лошадка.

Что за чудо, по полянке
Ходит важно веер яркий!
Красоты той властелин,
Горд хвостом своим павлин ! А.Ганиев

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность

«Украшение платья дымковского медвежонка»

Соловьева Марина Анатольевна

воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек»

Г.о.Химки, мкр. Сходня

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Модуль: изобразительная деятельность

Раздел: аппликация

Продолжительность: 20 мин.

Место проведения: музыкальный зал.

Группа: средняя.

ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

ТЕМА: «Украшение платья дымковского медвежонка».

ЦЕЛЬ: формировать у детей эстетические познания о народном декоративно – прикладном искусстве; умение создавать узоры по собственному замыслу, используя знакомые элементы дымковской росписи.

ЗАДАЧИ:

Обучающая:

Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

Продолжать знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, цветом, элементами росписи.

Учить детей видеть её красоту, узнавать знакомые образы, выделять, вырезать и наклеивать некоторые элементы дымковской росписи (кружочки).

Учить составлять узор из знакомых элементов.

Развивающая:

Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.

Развивать творческую активность, воображение.

Развивать эстетическое восприятие, любознательность, целеустрем-ленность, способствовать возникновению первых ценностных ориентаций, эмоциональной отзывчивости.

Совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательная:

Воспитывать желание рассматривать народные игрушки.

Воспитывать интерес к аппликации, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Воспитывать чувство сострадания и желание оказать помощь.

Воспитывать бережное отношение к изделиям своего и народного творчества.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕДИАОБЪЕКТЫ:

- оборудование для просмотра презентаций;

Презентация «Весна! Пробуждение природы»;

Презентация «Сказка «День рождения Мишутки»;

Звуковое сопровождение презентаций: П.И. Чайковский «Песня жаворонка» из альбома «Времена года. Март»;

Образцы росписи дымковских игрушек;

Доска для оформления выставки «Новые платья для Аришки».

ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

Бумажные заготовки для аппликации (силуэт медвежонка в белом платье) – формат ½ листа А4;

Вырезанные из бумаги, кружочки разных размеров и цветов, кисти, салфетки, клеенки, клей, ватные палочки, краски.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Социально-коммуникативное развитие: беседы о дымковском промысле, труде дымковских мастеров; игры с дымковскими игрушками.

Познавательное развитие:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности: обследование дымковских игрушек; знакомство с элементами и основными цветами дымковской росписи; дидактические игры «Парные картинки», «Дымковское домино»; игры с дымковскими игрушками;

Ознакомление с предметным окружением: о дымковских игрушках, их происхождении, изготовлении, празднике «Свистунья»;

Ознакомление с социальным миром: беседа с детьми о самых красивых местах родного города (парке, реке) весной;

Ознакомление с миром природы: беседа о сезонных изменениях в природе;

Речевое развитие :

Развитие речи: беседы об дымковских игрушках, по картинкам.

Приобщение к художественной литературе: чтение стихотворений, рассказов, сказок о весне, рассматривание иллюстраций о весенних изменениях в природе; чтение стихотворений о дымковских игрушках, рассматривание картинок с изображением дымковских игрушек.

Физическое развитие:

Физическая культура: физкультминутка с элементами зрительной гимнастики «Весна».

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: гимнастика для глаз «Сел медведь на бревнышко», смена видов деятельности.

Художественно-эстетическое развитие:

- приобщение к искусству: знакомство народным декоративно-прикладным искусством; рассматривание картин с изображением родной природы весной (И. Левитан «Март», А. Саврасов «Весна», «Грачи прилетели»);

- изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация дымковских игрушек.

Музыкальная деятельность: слушание произведения П.И. Чайковского «Песня жаворонка» из альбома «Времена года. Март»; звуков природы, птиц, музыкальных инструментов.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

Образовательная деятельность проводится в соответствии с СанПиНом.

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дети входят в зал под красивую мелодию с звуками природы и становятся полукругом.

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.

Разминка-приветствие «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Сегодня у нас необычное занятие. Садитесь на коврик и давайте побеседуем.

Воспитатель: С кажите, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? (Весна). А какой месяц? (Март).

Воспитатель: Правильно. А какие изменения происходят ранней весной в природе? (Дети отвечают ).

Воспитатель. Правильно. Природа пробуждается. Ярко светит солнышко, небо стало ясное, голубое, тает снег, бегут ручьи, на дорогах большие лужи, возвращаются перелетные птицы, просыпаются звери.

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

В. Мирясова

Посмотрите на экран.

Презентация «Весна! Пробуждение природы».

Воспитатель: Чтобы ваши глазки отдохнули, сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз: «Сел медведь на бревнышко»

Сел медведь на брёвнышко, (Сидя на полу, поднимают голову вверх и водят глазами вправо-влево в ритме стихотворения).

Стал глядеть на солнышко.

Не гляди на свет, медведь!

Глазки могут заболеть! (Прикрывают глаза ладонями).

Воспитатель показывает на экране композиции дымковских игрушек на тему «Ярмарка»: Давным-давно каждую весну устраивали веселый праздник, а назывался он «Свистунья». К этому празднику дымковские умельцы изготавливали много-много игрушек. Какие игрушки вы знаете? (Барыня, конь, собачка, уточка, свистульки и т. д.)

Эти игрушки приносили на ярмарку, да продавали. Детишки свистели в свистульки. Этим свистом зазывали Весну-Красну, чтобы прогнала она холодную зиму. А у меня тоже есть дымковские игрушки, посмотрите, какие они все красивые, яркие, разноцветные (Показ игрушек) .

Воспитатель: Какие цвета любят использовать в работе дымковские мастера? (красный, оранжевый, синий, желтый, зеленый, черный).

Воспитатель: Правильно, эти насыщенные, яркие цвета празднично выглядят на белом фоне.

Красный – это Весна-красна.

Желтый – это цвет солнышка.

Голубой, синий - это цвет неба.

Зеленый – это цвет травы.

Оранжевый – это цвет золота.

Черный – это цвет земли-матушки.

Все эти цвета, взятые у природы, есть в дымковских узорах. Какие основные элементы дымковской росписи вы знаете? (колечки, кружочки, точки, прямые и волнистые линии).

Воспитатель: Что-то засиделись вы на месте. Давайте подвигаемся.

Физкультминутка с элементами зрительной гимнастики «Весна».

Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.
Потягивание
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!
Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным
разведением рук вверх, в стороны
Справа - первые цветочки появились на лужочке.
Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Мы кораблик смастерили,
Соединить ладони перед грудью
В ручеёк пустить решили.
Удаление сложенных ладоней вперёд от себя
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!
Машем ладонями, прощаясь с корабликом
Вот как весело играть и в весенний день гулять!
Легкие подпрыгивания на месте

Воспитатель: Сегодня я приготовила для вас новую сказку. Садитесь поудобнее, я вам ее покажу. В этой сказке вы увидите знакомые вам элементы дымковской росписи.

Презентация «Сказка «День рождения Мишутки»:

Слайд 1: Весеннее солнышко пробралось в самую заснеженную чащу. Пригревает сильно-сильно. Проснулся в берлоге медвежонок Мишутка. За зиму сильно проголодался. Мама напекла ему пирогов с малиной.

В прошлом году Мишутка только родился и был совсем крохотным. А к этой весне он подрос и окреп.

Слайд 2: Решила мама устроить ему праздник – позвать на его день рождения всех медвежат, которые живут в их лесу. Написала приглашения и отдала почтальону-сороке.

Слайд 3: Принесла сорока приглашение и медвежонку Аришке. Надела Аришка свое самое красивое платье и побежала к Мишутке в гости.

Слайд 4: Очень хотелось Аришке первой поздравить Мишутку. Очень она торопилась, бежала что есть сил, под ноги не смотрела. А кругом лужи. Все платье Аришка запачкала грязью. Остановилась и стала громко плакать.

Услышала ее рев тетушка-енотиха, взяла только что испеченных лепешек с медом, хотела Аришку успокоить. Да, какой там. Плачет Аришка. Как же в таком грязном платье в гости идти!

Слайды 5: Успокоила тетушка-енотиха Аришку: «Не беда, я твое платье вмиг постираю и высушу на солнышке. Стала она платье стирать. Да так старалась, что все узоры с платья отстирала.

Слайд 6: Заплакала Аришка еще громче.

Воспитатель: Ребята мы ведь с вами мастера-умельцы. Давайте поможем Аришке попасть на праздник, украсим ее платье дымковскими узорами (Да) . Давайте немного разомнемся.

Физкультминутка «Мишка».
Мишка вылез из берлоги, (
Покачивание из стороны в сторону )
Огляделся на пороге. (
Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (
Вращения головой .)
Наклонился взад-вперёд, (
Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт. (
Ходьба на месте)
Садитесь за столы.

Воспитатель: Садитесь за столы. У каждого из вас есть медвежонок в белом платье, есть поднос, на котором лежат разноцветные кружочки. Посмотрите, все они разного размера. Большие и чуть меньше.

Посмотрите, как было украшено платье у Аришки (Показывает) . Нужно сначала приклеить большой кружочек, а внутри кружочек поменьше. Сейчас берите кисточки и приступайте к работе. Делайте все аккуратно, не забывайте тряпочкой примакивать кружочки. А самые маленькие кружочки мы нарисуем ватной палочкой, располагайте их между большими.

Дети выполняют аппликацию.

Итог занятия.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какими стали платья: нарядные, яркие, разноцветные. Вы все очень постарались!

Давайте, сейчас встанем, выйдем из-за столов и отнесем своих медвежат на доску. Вот какие красивые платья у нас получились.

На этом занятие окончено.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Светлана Овчинникова

Цель : Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой .

Задачи : Вызвать эмоциональный отклик; учить чувствовать гармонию, выразительность образов; обращать внимание на основные цвета и элементы узоров, украшающие игрушки , вызвать желание украшать игрушку аппликативным способом ; продолжать формировать интерес к аппликации .

Оборудование и материалы : Дымковские игрушки , посылка, письмо,иллюстрации по теме, ноутбук, презентация «Дымковская игрушка » , магнитофон, аудиозапись; шаблоны игрушек (лошадки,заготовки узоров, клей, салфетки.

Ход НОД:

Воспитатель. Дети, я хочу пригласить вас сегодня на прогулку, но сначала давайте поздороваемся друг с другом. (Звучит музыка. Музыкальная игра «Здравствуйте ладошки» Ляйля Хисматуллина

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп. (хлопают в ладоши) .

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ. (топают ножками) .

Здравствуйте, щечки плюх, плюх

пухленькие щечки плюх, плюх.

Здравствуйте, губки.

Здравствуйте, зубки.

Здравствуй, мой носик! Пик, пик, пик, (гладят кончик носа) .

Здравствуйте, малышки! Всем привет! (протягивают руки вперед) .

Здравствуйте всем!

(Воспитатель обращает внимание на посылку) .

Ребята, посмотрите нам пришла посылка, а что же в ей - давайте посмотрим.

Дети находят дымковские игрушки .

Воспитатель : Ребята,а вы знаете как они называются?

Дети : Дымковские игрушки .

Воспитатель : Да, эти игрушки называются дымковскими . Их делают мастера из Дымковской слободы . Ой, а здесь письмо. Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте ребята! Приглашаем вас в село Дымково на экскурсию и просим вашей помощи. На ярмарку нужно расписать много игрушек , а мы - мастера не успеваем в срок. Помогите, пожалуйста!

Воспитатель : Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами ? Помочь мастерам? Тогда мы отправимся с вами в страну мастеров в село Дымково .

Дети : ДА

Воспитатель : А поедем мы с веселыми путешественниками. Звучит музыка «Веселые путешественники» Едут с движениями.

Дым идет из труб столбом,

Словно в дымке все кругом ,

Голубые дали….

В село Дымково мы с вами попали ! (Слайд1) (Слайд2)

В Дымково любили

песни, пляски.

В селе рождались

чудо- сказки

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые ,

А волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава ,

Заслужив на это право.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Звучит музыка.

Выходит Барыня.

Барыня : Здравствуйте ребята. Вы попали в село Дымково . В нашем селе делают дымковские игрушки , мастера лепят игрушки из глины и расписывают их дымковской росписью . Посмотрите на экран : вот они наши дивные игрушки . (Слайд3)

Чем украшены игрушки ? (дымковским узором : кружочками, точками, полосками. (Слайд4)

Воспитатель. Все игрушки красивые , нарядные, яркие, веселые.

Барыня. Ребята, у меня есть еще игрушки . но мы с мастерами не успели их расписать, они еще белые, а завтра уже ярмарка. Как нам быть?

Воспитатель : Не переживай, Барыня, мы с ребятами тебе поможем! Ребята, как мы можем нашей Барыне помочь?

Дети : Мы можем украсить игрушки – лошадки дымковским узором . Каким узором украшен конь? (кружочками, точками, полосками) .

Какими красками украшен конь? (синей, красной, черной) .

Воспитатель : А другими красками можно украсить коня (да, можно) .

Воспитатель : Да, дымковские мастера использовали яркие краски : синие, желтые, красные, зеленые.

Воспитатель. Посмотрите, как я украшу своего коня. (Показ наклеивания)

Вот и украсила я своего коня. Посмотрите, какой он красивый.

Воспитатель. Предлагаю отдохнуть и превратиться в красивых лошадок :

(физ. минутка)

Цок, цок, цок,

Я -лошадка серый бок,

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост и грива.

Воспитатель : А сейчас приступаем к работе.

Тогда рассаживайтесь за столы и давайте попробуем украсить фигурки красивым дымковским узором . Мы превратимся в настоящих мастеров.

(Воспитатель напоминает правила работы при выполнении аппликации , дети самостоятельно составляют и наклеивают узоры на готовые фигурки лошадок педагог оказывает помощь детям, испытывающим затруднения.)

Воспитатель. Какие замечательные, красивые лошадки у нас получились. Яркие, нарядные, красивые.

Барыня : Какие молодцы! Спасибо за помощь! На ярмарку будет очень много игрушек .

Воспитатель. В каком селе мы побывали?

Как называются игрушки с которыми мы познакомились? Из чего их делают? Легко ли быть мастером, придумать узор, выполнить работу аккуратно? (Дети высказывают свое мнение)

А теперь ребятки, нам пора возвращаться в детский сад! Под музыку «Веселые путешественники «дети возвращаются в группу .


Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми средней группы № 1 (Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие)

Дымковская игрушка – народная игрушка

Воспитатель: Черкасская Т.Я.

Цель:

Воспитание интереса к истории своей страны путём знакомства с историей народной игрушки .

Задачи:

  1. Развивать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства , фольклору России.
  2. Закрепить знания детей о дымковской игрушке.
  3. Развивать познавательную деятельность: формировать умение делать выводы на основе личных наблюдений и рассуждений
  4. Развивать грамматическую речь детей путём образования прилагательных.
  5. Закрепить навыки рисования кисточкой, познакомить с нетрадиционными техниками рисования: созданием колечек с помощью трубочек.
  6. Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

Оборудование и материалы:

Народные игрушки из разных материалов, дымковские игрушки, экран для просмотра изображений игрушек, звуковые файлы «Наигрыш на глиняной свистульке», «Пони», «Всадники» (муз. С.Никитина, ст. Ю.Мориц), глиняные дымковские игрушки, гуашь, кисточки, трубочки для коктейля, салфетки.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с бытом русского народа (чтение литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок)
  2. Беседа о дымковской игрушке с показом слайдов и изделий дымковских мастеров
  3. Лепка из глины дымковских лошадок, раскрашивание их в белый цвет.

Образовательная деятельность проводится с малой подгруппой на фоне играющих детей

Организационный момент.

Звучит наигрыш на глиняной свистульке. Он привлекает внимание детей, дети подходят к воспитателю.

Познавательная деятельность

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, что это за музыкальный инструмент звучит? (ответы детей)

Воспитатель показывает детям глиняную свистульку.

Воспитатель : Это не только музыкальный инструмент, но и детская игрушка.

Вы любите свои игрушки? Из чего делают современные игрушки? Где их делают?

А раньше, в старые времена, не было фабрик по изготовлению игрушек, не было игрушек из пластмассы, из плюша. Из чего же раньше делали игрушки? Давайте подойдём, посмотрим, из чего сделаны эти народные игрушки.

Дети рассматривают игрушки из соломы, пеньки (льна), лозы, дерева, глины

Развитие речи

Воспитатель: Вы рассмотрели, из чего сделаны эти игрушки. Сможете сказать мне, какие они? Игрушка, сделанная из льна – льняная. Из дерева? Из соломы? Из глины? А эту игрушку сплели – она какая? (плетёная)

Познавательная деятельность

Как вы думаете, почему в деревнях создавали игрушки именно из этих материалов? (дети делают вывод об их доступности).

Правильно! Причём в разных местах жили свои народные умельцы, поэтому в каждой деревне создавались свои игрушки. Давайте сядем на ковёр и посмотрим, в каких городах и сёлах жили народные умельцы и какие игрушки они создавали.

Демонстрация слайдов + развитие речи:

Эти игрушки сделаны в селе Филимоново. Как называется такая игрушка? (Филимоновская)

Эти игрушки сделаны в Каргопольском уезде. Значит они какие?

Эти игрушки сделаны в городе Городец. Значит они какие?

А эти игрушки были сделаны в слободе Дымково. Как они называются?

Кого изображают дымковские игрушки? (птичек, лошадок, козликов, барынь, кавалеров)

Даже стихи про них есть:

Физкультминутка:

Наши руки крендельком,

щёки, будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Дымковские барышни

Всех на свете краше,

А гусары баловни –

кавалеры наши.

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные.

Мы повсюду славимся.

Мы и вам понравимся!

Художественно-эстетическая деятельность.

Воспитатель: Что изменилось на выставке игрушек?

(Появились дымковские игрушки.)

Обратите внимание, какие узоры придумали мастера, чтобы украсить их. (Колечки, круги, точки, волнистые линии). А краски каких цветов они брали?

У нас с вами есть дымковские игрушки, которые вы слепили сами! Нам осталось их лишь украсить узорами. Чем мы будем рисовать точки и кружочки? (кисточкой). Кисточки возьмём толстые или тонкие?

А вот колечки рисовать кисточкой сложно. И для рисования колечек мы возьмём вот такие трубочки. Посмотрите в них, как в подзорную трубу – внутри у них дырочка. И если сделать отпечаток, то получится колечко.

А теперь давайте приготовим всё для рисования. Подумайте, что вам для этого понадобится.

Дети подготавливают рабочие места и под руководством воспитателя украшают дымковских лошадок.

Во время работы звучат песни о лошадках (муз. С.Никитина, ст. Ю.Мориц).

Каждый ребёнок, завершая работу, наводит порядок на своём рабочем месте.

В конце работы дети любуются готовыми игрушками, воспитатель раздаёт им раскраски с изображениями дымковских игрушек.


Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, изобразительная деятельность, Старшая группа

Должность: воспитатель соответствие занимаемой должности
Место работы: МДОУ «Центр развития ребёнка — Детский сад № 4»
Месторасположение: Ивановская область город шуя

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Дымковская игрушка»

Цель : Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:

Образовательные: Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом. Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать дымковскими узорами.
Познакомить с историей Дымковской игрушки.

Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.
Материалы и оборудование к занятию:

краски – гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки, фартуки, силуэты дымковских игрушек, изображение мастера Тихона, магнитная доска, ширма, игрушки, цветные магниты (красный, зеленый, синий), презентация «Дымковские игрушки», мультимедийная приставка, экран, компьютер, ковер. Фонограмма русской народной музыки.

Ход занятия:

Воспитатель: — Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами).

Воспитатель:- А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!

Слайд с изображением села Дымково.

А попали мы в село Дымково!

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Воспитатель: — В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Идет демонстрация слайдов “Барышня”, “Индюк”, “Олень”, “Конь” и др.



Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

От барыни и водоноски.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

Уточка-Марфуточка бережком идет,

Уточек-марфуточек купаться ведет”.

(Т.А. Маврина)

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

Воспитатель: — Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшим мастером является дедушка Тихон. Мне сказали, что дедушка Тихон этой зимой долго болел. Давайте зайдем к нему в гости, проведаем мастера.

Открывается ширма, на ватмане изображение старичка-мастера с одной игрушкой в руках.

— Скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а дедушка Тихон из-за болезни смог расписать только одну игрушку. Он опечален по этому поводу. Мастеру очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство.

— Ребята, давайте поможем дедушке Тихону. Я предлагаю вам стать его учениками, подмастерьями.

— Кто такие подмастерья?

— Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

— Как называли молодых помощников мастера? (ответ детей: совместный, индивидуальные).

— Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что нам необходимо. Нам нужны фигурки для росписи, кисти, краски.

— Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей . (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).

— Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).

— У дедушки Тихона есть заготовки игрушек. Каждый из вас может выбрать фигурку по своему усмотрению.

— Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т.д.). Изображение на экране поможет вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.

Слайд с элементами дымковской росписи.


— Садитесь удобнее, начинаем работу.

Самостоятельная работа детей за столами.

Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка.

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

По окончании работы дети закрепляют свои изделия на столе перед дедушкой Тихоном.

— Дедушка Тихон очень доволен, и благодарен вам, ребята, ему понравились все ваши работы. Я предлагаю вам полюбоваться вашими игрушками.

— Какая из них вам нравится больше всего? Почему?

— Какую игрушку вы купили на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

— А я бы, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение!

— Теперь мастеру Тихону есть, что показать на весенней ярмарке народных мастеров. А заодно он и вас прославит.

Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки.

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены.

Любит их и стар и млад,

Каждый тем игрушкам рад!

— Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные магниты: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; зеленый – вам все равно; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Прикрепите магнитик, соответствующий вашему настроению, ниже ваших работ.

Дети отражают свое настроение при помощи магнитов.

— Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в изостудию. Приглашаю вас снова на чудесный ковер, закройте глаза (звучит музыка ). Ширма закрывает мастерскую дедушки Тихона.

Вот мы снова в детском саду. Наше путешествие закончилось, пора попрощаться. До свидания, ребята.