Как держит головку ребенок в 2 месяца. Ребенок плохо держит головку

Малыш рождается с очень небольшим запасом движений, поэтому за первый год жизни ему предстоит многому научиться. Одно из первых умений младенца, которым он овладевает в первые месяцы жизни – умение удерживать голову. Каждой маме или бабушке хочется узнать: «Когда ребенок начинает держать голову? Правильно ли развивается малыш? Не отстает ли? Как научить ребенка держать голову?». На эти вопросы я и хочу ответить в этой статье.

Когда ребенок начинает держать голову: календарь умений, игры и упражнения для физического развития малыша

Умение ребенка держать голову начинает формироваться сначала в горизонтальной плоскости. Это означает, что младенец на первом этапе учится:

1) поворачивать голову в сторону звука колокольчика или голоса мамы, когда лежит на спине (обратите внимание, что ребенок поворачивает голову и в правую, и в левую сторону в зависимости от того, где находится источник звука!),

2)удерживать голову, лежа на животе.

Когда ребенок начинает держать голову в горизонтальном положении? Ответ на этот вопрос дан в календаре развития ребенка «Я расту» в начале статьи.

Как научить ребенка держать голову?

Упражнение 1.Горизонтальное положение. Примерно с 3-недельного возраста нужно несколько раз в день класть малыша на животик. Это можно делать до кормления или через 30-40 минут после кормления, но не сразу же после кормления! Чтобы ребенку было удобнее, можно приподнять и согнуть его ручки и подложить их под его грудку. Если ребенок и не попытался приподнять голову, то можно ему помочь – нужно подложить ладонь своей руки под грудку малыша. В это время надо гладить младенца, разговаривать с ним, стараться вызвать зрительное сосредоточение на своем лице. Просто так «без дела» и «без новых впечатлений» лежать на животе малышу не нравится. А вот если он слышит мамин голос сверху, то ребенок обычно приподнимает головку, смотрит на маму и улыбается. Этого и надо добиваться!При первых же признаках утомления малыша его переворачивают на спинку. Категорически нельзя оставлять ребенка, лежащего на животе, без присмотра!

При выполнении этого упражнения надо запастись терпением, ведь время удерживания головки начинается буквально с 1-2-5 секунд и постепенно увеличивается по мере развития и тренировки мышц.

Сейчас существуют даже специальные приспособления, помогающие развитию умения лежать на животике и держать голову – подушки, валики, наклонные опоры. Они предназначены для детишек с нарушениями и подбираются индивидуально врачом по лечебной физкультуре. Если Вам порекомендовали такое приспособление, то заниматься с малышом лучше так: сначала проводить упражнение без приспособления, а затем повторить его уже с приспособлением.

Как проверить умение ребенка держать голову?

Ребенок находится в положении лежа на животике. Мама становится прямо напротив него на расстоянии примерно 50-70 см. При этом мама: или а) гремит погремушкой – яркой, привлекательной, новой (вместо погремушки можно использовать бубен, шаркунок, любую другую звучащую игрушку), или б) разговаривает ласково с младенцем, читает ему или .

Если Вы видите, что ребенок высоко поднял голову, опираясь на предплечья, и рассматривает игрушку в таком положении 2-2,5 минут, то это означает, что умение держать голову у него уже хорошо сформировалось. Это происходит обычно к 3 месяцам жизни ребенка. Минимальное время удержания головы в такой позе – 1 минута. Это норма развития малыша.

Обычно к концу третьего месяца жизни малыш уже с удовольствием лежит на животе несколько минут, при этом он опирается на предплечья и выгибает спинку. В подобной позе ребенок видит много предметов впереди себя, что вызывает его интерес. Можно специально впереди младенца ставить дугу с игрушками, чтобы ему нравилось лежать на животике.

Положение лежа на животе очень полезно для развития ребенка, так как оно способствует формированию правильного изгиба позвоночника, улучшению кровообращения головного мозга.

Умение малыша лежать на животе – основа для формирования ползания к 6-7 месяцам жизни.

Если часто выкладывать малыша на живот, то к 5-6 месяцам ребенок:

  • Умеет лежать на животе, высоко приподняв голову и грудь, опираясь при этом на ладони выпрямленных рук,
  • Умеет в положении на животе свободно поворачиваться в разные стороны и следить за окружающими предметами, игрушками,
  • Делает это с радостью и удовольствием!

Следующий шаг – воспитать умение удерживать голову в вертикальном положении на руках у мамы. Умение считается сформированным, когда малыш удерживает голову вертикально 1-1,5 минуты, находясь на руках у взрослого. Это происходит также примерно в возрасте 3 месяцев. Для развития этого умения нам понадобится второе упражнение.

Упражнение 2.Вертикальное положение. Время от времени нужно брать малыша к себе на руки и держать его в вертикальном положении. При этом нужно поддерживать ребенка одной рукой под грудь, а другой под ягодицы. Во время упражнения нужно петь малышу песенку, разговаривать с ним, читать стишок, чтобы он сосредоточил взгляд на мамином лице. Это упражнение очень полезно для ребенка, т.к. оно учит удерживать головку и сосредотачивать свой взгляд на лице говорящего взрослого в вертикальном положении тела.Трехмесячный младенец умеет не только удерживать головку, но и сосредотачивается на лице мамы, которая с ним в это время разговаривает. Находясь на руках у мамы, он рассматривает предметы вокруг, поворачивая голову из стороны в сторону.

Третий шаг. Когда освоены первые два шага, нужно начать развивать упор ног (но при этом ставить малыша на ноги нельзя!).

Упражнение 3. Пританцовывание. Ребенка нужно придерживать под мышки и «поставить» на стол или другую твердую поверхность и сразу же приподнять над ней. Получается «пританцовывание».

К 3 месяцам малыш уже может упираться на всю ступню 45 секунд – минуту времени, выпрямляя ножки в коленях при прикосновении к опоре.

К 5-6 месяцам он может стоять в этом упражнении при поддержке под мышки. При этом его ножки выпрямлены и разогнуты в коленях и тазобедренных суставах.

Вот малыш и научился держать голову! Когда ребенок начинает держать голову, он переходит на новый этап развития и учится новым умениям:

  • поворачиваться со спинки на бок (4 месяца),
  • поворачиваться со спинки на живот (5 месяцев),
  • поворачиваться с живота на спинку (6 месяцев),
  • ползать(7 месяцев).

Очень важно, чтобы он овладевал этими умениями, уже научившись хорошо держать голову и свободно брать игрушки из разных положений. Иначе малыш, повернувшись со спины на живот, будет быстро уставать. Иногда в этом случае младенцы, перевернувшись, быстро опускают голову и сосут пальцы.

В заключение статьи я хочу предложить Вам небольшую картотеку развивающих игр с малышом, направленных на формирование у него умения держать головку. Эти игры разработаны Ю.А. Разенковой – кандидатом педагогических наук, сотрудником Института коррекционной педагогики РАО. Эти игры и множество других полезных игр с малышами до года Вы найдете в ее книге «Игры с детьми младенческого возраста». Проводя с малышом развивающие игры и упражнения, мы закладываем основу для гармоничного своевременного развития ребенка, и не только на ближайшие месяцы его жизни!

Как известно, человек учится всю жизнь. Когда мы вырастаем, то мало задумываемся о стереотипных движениях как сделать шаг, поднять руку, кивнуть. А ведь и этому приходится учиться! Процесс обучения запускается с первой минуты пребывания в этом мире. И постепенно, день за днем, беспомощная кроха становится сильнее, приобретает необходимые для жизни навыки. Каждый из них появляется в свое время, когда организм готов к выполнению тех или иных движений. Одно из таких умений не вешать нос и смотреть на мир с гордо поднятой головой! Конечно, это все метафоры, а речь идет о развитии шейных мышц. Итак, когда новорожденный начинает держать головку самостоятельно?

Здравствуйте уважаемые читатели блога, я продолжаю делиться с вами знаниями о маленьких детках. Сегодня мы поговорим о малютках от 0 до 4 месяцев.

А вот теперь пора!

Опорно-двигательный аппарат у новорожденных развит очень слабо. Это связано со многими факторами, но, в первую очередь, с необходимостью проталкиваться по узким родовым путям. Не будь тело младенца мягким и податливым, он попросту не смог бы родиться.

Так, головка плода в утробе, в начале родовой деятельности матери, приходит в положении максимального сгибания, то есть подбородок плотно прижат к груди. В процессе родов человечек должен преодолеть несколько физиологических препятствий, для этого он совершает определенные движения. К ним относятся повороты тела и разгибание головки. Подзатылочной ямкой голова упирается в лонное сочленение, чтобы пройти родовые пути. Будь мышцы сильными изначально, будь рефлекс удерживания головки врожденным, преодоление этих этапов стало бы проблематичным (читайте невозможным).

Кости у ребенка очень мягкие. По большому счету, они даже не до конца завершают свое превращение из хрящей. Кроме того, нервная система младенца также находится на «подготовительном» этапе развития. Ни спинной, ни головной мозги еще не совершенны, рефлекторные дуги не сформированы. А уж об осознанных движениях и говорить не приходится.

Все эти факторы позволяют сформулировать причины, почему маленький не держит голову самостоятельно:

  • «Хлипкость» позвоночника;
  • слабость мышц шеи;
  • отсутствие необходимых рефлексов.

Но ведь умение очень важное. Именно поэтому оно появляется одним из первых. Уже к 14-17 дням своей жизни малышу хватает сил повернуть голову набок в положении лежа на животе. Здесь работает инстинкт самосохранения, чтобы не задохнуться. Постепенно новорожденный учится удерживать голову на весу все дольше. К полутора месяцам она не опустится в течение полуминуты (положение аналогичное на животе), а к двум в течение пары минут. Однако, если Вы подняли малыша за две руки из горизонтального положения на себя, его верхняя часть еще запрокинется назад. А вот к трем месяцам уже нет, хотя мышцы еще недостаточно окрепли.

К возрасту 16 недель кроха уже может вовсю вертеть и крутить головой, изучая окружающий мир. Он даже пытается приподнимать верхнюю часть тела над кроватью, лежа на спине. С этого момента головку ребенка можно специально не поддерживать, лишь немного страхуя ее.

Доверяй, но проверяй

Когда новорожденный начинает держать головку самостоятельно, родители обычно это замечают, в каком возрасте это бы ни произошло. Однако как окончательно убедиться в том, что кроха держит ее сам, и можно все время не придерживать?

По нескольким признакам:

  • Малютка спокойно приподнимается на предплечьях;
  • голова не качается вверх-вниз (знаете, как у автомобильных собачек) норовя опуститься;
  • при подъеме его за вытянутые руки не запрокидывается назад;
  • лежа на спине, новорожденный пытается приподнять голову, и у него получается пару секунд оставить ее приподнятой.

Что-то пошло не так…

Какие же проблемы могут возникнуть с удерживанием маленького «котелочка»? Все просто: рано, поздно или неправильно. Обо всем понемногу.

Раннее удержание

Торопыжки, как известно, пытаются овладеть навыками раньше срока, но ничего хорошего в том, что ребенок рано поднимает свой мыслительный аппарат, нет. Однако не стоит сразу паниковать. Кроме симптома раннего подъема головы, у патологических состояний есть и другие признаки.

Причины, которые могут вызвать преждевременное удерживание:

  1. Гипертонус. При рождении у крохи физиологический гипертонус мышц-сгибателей, он проходит к 3-4 месяцам. Но чтобы поднять головку, нужно напрячь мышцы-разгибатели. Если они постоянно работают, то уверенно держаться крохотуля сможет чуть ли не сразу после рождения. Однако в этом случае будут затруднены пассивные движения (тяжело согнуть или разогнуть ножку).
  2. Повышенное внутричерепное давление. Вызванная родовой травмой, заболеванием или опухолью, эта патология приводит к перенапряжению шейных мышц (фактически тому же гипертонусу). Среди других признаков аномально большой диаметр черепа, выбухание родничка, расхождение костей. Косвенными признаками могут быть беспокойство, нарушения сна, недобор веса.

Но, к счастью, бывает, что и здоровые малыши опережают норму. Поэтому, если новорожденный начинает держать головку самостоятельно очень рано, необходимо проконсультироваться с педиатром. Доктор проведет обследование и, исключив патологические причины этой спешки, даст рекомендации по уходу за малышом.

Неправильное удержание

Иногда малыш начинает вовремя удерживать головушку, но заметно, что она все время склоняется в одну сторону. Кроме того, новорожденный поворачивается только направо или налево, причем как на руках у мамы, так и в кровати. Такое поведение ребенка может свидетельствовать о развитии кривошеи. Это ортопедическое заболевание, характеризующееся неправильным развитием кивательных мышц. С одной стороны она слабее, чем с другой, что ведет к неправильному положению головы.

Лечится это заболевание путем массажа, несложных «обманок» типа перемещения кроватки от одной стенки комнаты к другой, но начинать нужно вовремя. Иначе потребуется операция.

Позднее удержание

Любая мама с невероятным жаром готова доказывать, что ее малютка единственный и неповторимый. Никто не имеет права указывать ему, когда и что надо уметь! Но не стоит торопиться с эмоциями. Конечно, любой человек индивидуален, и все процессы развития происходят в своем темпе. Однако мы все одного вида, а это значит, что значительно отличаться показатели не должны. Поэтому «фора» для малыша две-три недели. Если и за это время не наступает момент, когда новорожденный начинает держать головку самостоятельно, пора обратиться к врачу.

В чем же может быть причина?

  • Недоношенность и недобор в весе;
  • травма, полученная крохой в процессе родов;
  • недостаточный мышечный тонус;
  • неврологические заболевания;
  • отсутствие должных «тренировок», родители не выкладывали на живот.

Как помочь крошке?

Что делать, если малышу тяжело самостоятельно справляться со своим организмом? Как научить ребенка держать головку?

  1. Уже с первых недель жизни переворачивайте дитя на живот, не помогая ему повернуть голову. Конечно, оставлять его одного в таком положении не стоит, но позвольте ребенку самостоятельно войти в боковое положение.
  2. Выкладывайте чадо на твердую поверхность. На кровать нет смысла, это не тренирует мышцы.
  3. Привлекайте внимание яркими игрушками, поглаживайте по спине, ласково разговаривайте пусть он как можно дольше не переворачивается.
  4. Примерно с месяца помогайте ему вставать на предплечья, поддерживая руки с боков. Какое-то время малютка сможет остаться в таком положении. Когда его головушка опустится на поверхность, и он начнет плакать (так лежать неудобно), не торопитесь перекладывать. Пусть сам вытянет ручки вперед.
  5. Проконсультируйтесь со специалистом, он может посоветовать определенные приемы массажа.
  6. Можно проводить гимнастику: подхватив одной рукой под грудь, а другой под бедра, качать его вверх и вниз. Вариацией этого упражнения является так называемая “лодочка” попеременно поднимать то верхнюю, то нижнюю часть туловища, опуская другую.

Видео

Заключение

Таким образом, дорогие родители, не стоит беспокоиться, если ровно в назначенный срок малыш не научился уверенно держать “нос по ветру”. Однако значительное отставание, как и опережение, может свидетельствовать о наличии патологии. Стоит сказать, что время, когда новорожденный начинает держать головку самостоятельно, подкрадывается незаметно. Во сколько недель или месяцев умение ни пришло бы – это неожиданность для близких, ведь кроха становится старше и «увереннее в себе». А я прощаюсь с вами до следующих, надеюсь полезных и интересных статей. Чтобы не пропустить их, подписывайтесь!

Новорождённый кажется таким хрупким, шейные позвонки и мышцы слабые. Любое неосторожное движение может обернуться серьёзными последствиями. Не случайно в первые месяцы жизни важно поддерживать голову, не допускать излишней нагрузки на шейный отдел позвоночника.

Мамы и папы часто спрашивают педиатра: «Когда малыш должен самостоятельно держать головку?» Вопрос далеко не праздный: если кроха на определённом этапе развития плохо держит головку, важно вовремя обратить внимание на этот недостаток, посетить педиатра. Современные методы терапии предупредят осложнения. Информация будет полезна всем молодым родителям.

Когда малыш должен держать голову самостоятельно

Ответ прост: только тогда, когда мышцы шеи достаточно окрепнут. Не забывайте, что голова у новорождённого кажется большой на фоне остальных участков, тельце недостаточно пропорциональное. Удержать такой «груз» слабым позвонкам и мышцам в первые недели жизни не под силу.

Новорождённый, которому исполнилось 2–3 недели, в положении «лёжа на животике» пытается поднять, удержать голову, но попытки пока безуспешны. До полутора месяцев с этой задачей ему не справиться.

Некоторые мамы радуются, что месячный малыш самостоятельно держит головку. Не стоит хвастаться перед подругами и знакомыми «достижениями» новорожденного, нужно как можно скорее обратиться к педиатру и детскому неврологу. Причиной отклонения от нормы часто становится высокие показатели внутричерепного давления, что очень опасно для развития нервной и сердечно-сосудистой системы.

Особенности:

  • большинство деток начинают вертикально держать головку, примерно, в 3 месяца. Одни младенцы справляются с этой задачей чуть раньше, другие – к четырём месяцам;
  • к пяти-шести месяцам малыш уверенно держит головку, поворачивает её из любого положения, когда слышит звук или желает увидеть свою игрушку;
  • ещё один навык – к полугоду грудничок спокойно наклоняет голову влево – вправо, заинтересованно рассматривает окружающий мир, яркие игрушки, поворачивает головку вслед за родителями.

Важно! Первые 3–4 месяца обязательно поддерживайте головку, когда носите кроху на руках в любом положении. Следите, чтобы голова не отклонялась назад. Резкие движения могут повредить слабые шейные позвонки, нарушить состояние мышечной ткани.

Факторы, влияющие на состояние мышц шеи:

  • наличие родовых травм. Некоторые повреждения, полученные в процессе родов, замедляют физическое развитие новорождённого;
  • положение, которое принимает ребёнок, которого носят на руках или во время сна;
  • качество питания матери (при грудном вскармливании). Недостаток витаминов, кальция сказывается на формировании костно-мышечной системы.

Как проверить уровень развития мышц шеи

Важно в раннем возрасте определить, правильно ли развивается кроха. Один из тестов – умение держать голову.

Для обследования новорождённого не нужно идти в больницу: каждый родитель справится самостоятельно.

Что делать:

  • дождитесь, пока крохе исполнится месяц;
  • положите малыша на животик, возьмите погремушку, погремите выше головы;
  • при достаточном уровне развития нервной системы младенец слегка поднимет голову, попытается взглянуть на игрушку;
  • если есть отклонения в нервной регуляции, кроха не сможет поднять головку. Задача родителей – посетить детского невролога, выяснить причину проблемы.

Упражнения для укрепления шейных мышц

Нередко после обследования врач говорит, что с нервной системой порядок, родовых травм не было, нужно лишь обратить внимание на физическое развитие крохи. Возможно, родители мало занимались с новорождённым, не выкладывали на животик. Педиатры рекомендуют несложный комплекс, который нужно выполнять ежедневно.

Как научить ребенка держать голову? Упражнения и полезные советы для укрепления мышц шеи:

  • главное: к трёхнедельному возрасту чаще выкладывать младенца на живот. В период бодрствования, между кормлениями, обязательно проделывайте эту манипуляцию. Кроха повинуется врождённому рефлексу, слегка приподнимает плечики, старается повернуть головку на бок. Регулярное напряжение мышц укрепляет их;
  • массаж для новорождённого – простой, эффективный способ, придающий мышцам силу. Посмотрите картинки и видео, как проводить процедуру в столь раннем возрасте. Мягко, растирающими движениями поглаживайте тельце, аккуратно двигаясь к области сердца;
  • проверяйте, как спит малыш. Каждые 6–7 дней меняйте положение крохи в кроватке. Кладите ребёнка головкой в разные стороны. Так вы предупредите излишний тонус шейных мышц с одной, «любимой» стороны;
  • ещё один полезный совет: контролируйте, чтобы кроха не засыпал в одной позе;
  • педиатры рекомендуют родителям с раннего возраста приучать грудничка к плаванию. Как только зажила пупочная ранка, начинайте занятия. Специальный надувной круг удерживает головку малыша над водой, при плавании развиваются двигательные навыки. Обеспечьте в ванной комфортные условия, и кроха с удовольствием будет плавать;
  • следите за питанием мамы. Грудное молоко должно быть калорийным, питательным, иначе новорождённому будет недоставать полезных веществ. Недостаточный набор веса отрицательно сказывается на состоянии крохи. Постепенно приучайте новорождённого к режиму дня: так детки лучше набирают вес, крепче спят, растут более спокойными;
  • крохе исполнилось 7–8 недель? Выполняйте с ним полезное упражнение: носите малыша в горизонтальном положении (держите тельце животиком вниз). Одна рука обязательно придерживает нежную шейку, чтобы получалась прямая линия, вторая рука лежит под животиком;
  • ещё одно упражнение начните по достижении двух месяцев. Придерживая затылок, поднимите младенца вертикально. Носите кроху в таком положении несколько минут. Упражнение повторяйте 3–4 раза на день;
  • после полугода, когда ребёнок хорошо держит головку, крутит ей в разные стороны, предложите интересную, полезную игру. Возьмите любимую игрушку, вначале положите слева от крохи, затем – справа. Задача: заставить поворачивать голову, пытаясь разглядеть предмет. Игрушка должна быть яркой, «звучащей» (хороший вариант – погремушка);
  • купите фитбол. Совместные занятия с малышом укрепляют мышцы, обеспечивают эмоциональный контакт мамы и крохи. Проконсультируйтесь с педиатром, подберите упражнения, соответствующие возрасту.

Что делать, если ребёнок не держит голову на животе

В 5–6 месяцев малыш такое положение вещей говорит о проблемах с крохотным организмом. Часто виноваты родители, не выполняющие рекомендации педиатров. Иногда доктор выявляет врождённую/приобретённую патологию или недостаток полезных веществ при неправильном рационе.

Обратите внимание на основные причины проблемы:

  • слабый тонус шейных мышц, кривошея;
  • травма при родах;
  • ребёнок недоношенный;
  • родители редко выкладывают малыша на животик;
  • недостаток питательных веществ, недоедание;
  • неврологическая патология.

Признаки развития кривошеи

Иногда мамочки замечают, что грудничок чаще поворачивает головку в одну сторону, смотрит на игрушку слева или справа. Некоторые детки постоянно кладут головку только на одну сторону, сопротивляются, капризничают при попытках изменить положение.

Почему так происходит? Как действовать? При выявлении подобных признаков, педиатры рекомендуют, как можно раньше обратиться за консультацией к детскому неврологу. После осмотра врач подскажет, что делать.

Возможно, у малыша кривошея. Нередко проблема вызвана нарушением мышечного тонуса. У крохи одна часть шеи более напряжена, чем другая. Ребёнок просто не может повернуть головку в «неудобную» сторону. Иногда проблема заходит настолько далеко, что у малыша нарушается симметрия мышц лица.

Как купать ребенка в первый раз? У нас есть ответ!

О том, как и чем лечить насморк у грудничка написано странице.

Основные причины:

  • врождённые патологии;
  • родовая травма;
  • сон только на одной стороне;
  • постоянное прикладывание к одной груди;
  • развитие неврологического заболевания в первые недели жизни на фоне других патологий, например, при кефалогематоме.

Как исправить положение:

  • обратитесь к педиатру и детскому неврологу. После осмотра врачи направят к опытному массажисту. Чем раньше начата работа с шейными мышцами, тем быстрее появится результат. Иногда процедуры занимают две-три недели, некоторым деткам приходится принимать сеансы дольше;
  • эффективные физиопроцедуры: парафинотерапия, электрофорез;
  • исключить кривошею поможет УЗИ шейного отдела. При выявлении патологии детский невролог назначит лечение;
  • полезен сон с ортопедической подушкой, ограничивающей поворот головки в определённую сторону;
  • если специальную подушку сложно найти, сделайте валик из пелёнки, положите вокруг головки, чтобы кроха смотрел перед собой. Для комфорта положите внутрь вату: так приспособление получится мягче, удобнее для грудничка;
  • повесьте над кроваткой яркую игрушку, обязательно, по центру. Так малыш не будет смотреть только влево или вправо;
  • каждую неделю укладывайте ребёнка спать по-новому. Простой приём: смена места головы и ног предупредит кривошею;
  • врачи обращают внимание на два момента: с какой стороны вы подходите к малышу, и откуда падает свет. Если положение одинаковое, высока вероятность, что с одной стороны мышцы будут более напряжёнными, в другой – расслабленными;
  • раннее плавание – отличный способ снять повышенный тонус мышц шеи. Подберите упражнения совместно с педиатром. Доктор подскажет комплекс для коррекции напряжения мышц с одной стороны.

Настройтесь на положительный результат, не паникуйте. Выполняйте с ребёнком комплекс упражнений, соблюдайте рекомендации по уходу, питанию, развитию двигательной активности. Врачи настоятельно советуют корректировать тонус шейных мышц на раннем этапе развития, пока костно-мышечная система активно формируется. Чем позже вы обратитесь к специалисту, тем дольше придётся лечить кривошею или гипертонус шейных мышц.

Теперь вы знаете, во сколько малыш должен уверенно держать головку. При отставании от нормы обязательно покажите кроху педиатру, детскому неврологу. Выполняйте комплекс несложных упражнений для активного укрепления шейных мышц, занимайтесь с грудничком плаванием и на фитболе. Простые приёмы сохранят здоровье, направят физическое и эмоциональное развитие младенца по верному пути.

Видео о том, как помочь ребенку научиться держать голову:

В этой статье мы расскажем о том, когда ребенок начинает держать голову самостоятельно и стоит ли волноваться, если в три месяца малыш не держит голову.

У новорожденных детей мышечная система развита слабо. Самыми развитыми мышцами в этот период являются:

  1. мышцы языка и губ, обеспечивающие сосание;
  2. мышцы диафрагмы, отвечающие за дыхание;
  3. мышцы спины и шеи.

Пока ребенок не научится держать голову крепко и уверенно, нужно быть предельно осторожным, чтобы не повредить шею при выполнении разных манипуляций. Во время водных процедур, одевании, кормлении и перемещении в пространстве, обязательно нужно поддерживать затылочную часть головы. В позвоночном столбе проходят кровеносные сосуды, через которые мозг получает питание. Излишнее сгибание и разгибание шеи, может нанести вред сосудам, а значит и мозгу.

Беречь шею нужно до трех-четырех месячного возраста, после чего мышцы окрепнут, и малыш без труда сможет удерживать голову сам.

Во сколько месяцев ребенок начинает держать голову?

Стандартные сроки:

  • Первые три недели. Первые двадцать дней голова ребенка словно висит на туловище. Это очень ответственный период, когда нужно проявлять предельную осторожность, в обращении с новорожденным, чтобы не повредить шейные позвонки.
  • С трех до шести недель. С третьей недели, новорожденный ребенок начинает понемногу осваивать движения своего тела. Во время укладывания малыша на животик, он будет делать попытку поднять голову. Многим мамам кажется, что ребенок может задохнуться в таком положении, но следуя инстинкту самосохранения, малыш кладет голову на бок. Для развития мышечного тонуса шеи, полезно носить ребенка на руках, в положении на животике, укладывая его на свою руку. Укладывать новорожденного на животик следует с того момента, когда окончательно заживет пупочная ранка
  • Шестая неделя. Ближе ко второму месяцу, находясь на животике, малышу удается поднимать голову всего на несколько секунд, после чего он устает и опускает ее. И чем старше становится ребенок, тем дольше ему удается удерживать голову. Чтобы малышу не скучно было лежать на животике, разложите перед ним яркие игрушки, перекладывая их в разные стороны, чтобы он делал попытки их разглядеть. Напомним, что ребенка, лежачего на животе, оставлять без присмотра нельзя!
  • Третий месяц. Достигнув трех месяцев, лежа на спине, схватившись за пальцы мамы, ребенок подтягивается и удерживает голову на одной линии со спиной. Но, несмотря на это, нужно продолжать подстраховывать голову. При выполнении подтягиваний, проговаривайте стишки, которые параллельно будут развивать у ребенка чувство ритма и слух.
  • Четвертый месяц. На четвертом месяце, благодаря окончательно окрепшим мышцам шеи, малыш не только самостоятельно удерживает голову, но и поворачивает ее во все стороны. В этом возрасте, уложив ребенка на живот, родители с радостью обнаружат, что ребенок уверенно поднимает голову вверх, а вместе с ним и часть туловища.

Перечисленные сроки дают общее представление о развитии ребенка. Они могут слегка меняться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша. Не стоит паниковать, если ровно в три месяца, ребенок держит голову не уверенно.

Как научить ребенка держать голову. 8 простых упражнений

Родителям новорожденного очень важно помогать своему малышу выполнять столь сложные действия. Только благодаря им ребенок сможет делать уверенные движения:

  1. После того, как пупочная ранка зажила, можно выполнять следующее упражнение. Перед кормлением положить младенца на пеленальный стол на животик. Малыш начинает интуитивно наклонять головку вбок, чтобы ознакомится с обстановкой. Чтобы разжечь любопытство ребенка, разместите недалеко от него яркие и блестящие предметы: малыш с удовольствием будет рассматривать их. Естественно, для этой цели крохе придется прикладывать усилия и приподнимать головку. Такое упражнение в ближайшее время даст хорошие результаты.
  2. Чтобы укрепить и помочь мускулатуре правильно сформироваться, важно ежедневно выполнять массаж всего тела. Вся процедура основана на методических движениях, выполняемых легкими движениями и поглаживаниями. Чем чаще и правильнее будет выполнен массаж, тем быстрее младенец сможет поднять головку. Первые сеансы массажа лучше доверить специалисту, а после вы сможете и сами проводить процедуру.
  3. Когда ребенок лежит на животике его следует потихоньку раскачивать в разные направления. Такой метод помогает укрепить мускулатуру и развить координацию. Когда малыш фокусируется в одном положении, у него происходит напряжение мышц, поднимая головку, задерживает ее в одном положении. Эффективность данного упражнения вы сможете увидеть достаточно быстро.
  4. Укладывая ребеночка спать, желательно переворачивать его то вправо, то влево. Если всегда укладывать в одном и том же положении, то развивается привычка держать голову только в одном положении. В дневное время очень важно менять место и направлять голову в разные стороны, чтобы малышу легче было рассматривать окружающую обстановку.
  5. Фитбол позволяет укрепить мышцы и развить координацию. Малыш, лежа на животике, на мяче, когда взрослый придерживает его за подмышки, поворачивает голову в разные стороны, стараясь придержать ее ненадолго. Это отлично укрепляет мышцы ребенка и стимулирует его физическое развитие.
  6. Когда ребенок был у мамы в животике, он постоянно контактировал с водой, эта атмосфера для него привычна. Упражнения в ванной – прекрасный способ укрепить мышцы и веселое время провождение. Для этого желательно приобрести специальный круг на шею и выложить малыша на животик, придерживая его. В воде он будет свободно двигать ножками и ручками, что непременно понравится вашему ребеночку. Кроме того, техника плавания с кругом даст толчок, и ребенок со временем будет уже автоматически держать головку без применения тех или иных приспособлений.
  7. В ванну положить специальный матрас для гимнастических упражнений. Выложить ребенка на спинку. Приподнимать поочередно ручки и ножки, поворачивать малыша в разные стороны. Это положительно влияет на укрепление мышц.
  8. Положить ребенка на спину, аккуратно приподнимать его за руки и плечи. Сам того не замечая, ребенок начинает держать голову. Манипуляции должны быть спокойными, плавными.

Не торопитесь: ребенок начинает держать голову в тот период, когда его организм готов к подобным напряжениям. Естественно, многое зависит от самочувствия и состояния здоровья, потому наблюдайте за крохой. Кроме того, сильные нагрузки могут только навредить, создавая серьезные проблемы с позвоночником или шеей.

Структура скелета младенца хрупкая, поэтому все движения выполняются без резких движений и в спокойной обстановке.

Помните, что только регулярные занятия позволят достичь желаемого результата в короткий период. Занимайтесь с малышом ежедневно, чтобы эффективность упражнений не заставила себя ждать.

Когда ребенок начинает держать голову раньше трехмесячного возраста

Многие родители с гордостью сообщают, что их ребенок способен держать голову уже на третьей или шестой неделе. Но, к сожалению, такое явление свидетельствует о гипертонусе мышц тела. Иначе это называется перенапряжением мышц.

У новорожденного постоянно напряжены ручки, ножки и подбородок, которые он крепко прижимает к туловищу. Такой ребенок все время находится в беспокойном состоянии, в результате чего спит урывками, и постоянно просыпается. При гипертонусе требуется пройти курс лечебного массажа, который должен назначить невропатолог, после осмотра малыша. Обычно такое явление проходит самостоятельно к трем месяцам, но если сроки затянутся, нужно ребенка обязательно показать врачу.

Если вовремя не обратить внимание на гипертонус мышц у новорожденного, то в будущем ребенок будет ходить на цыпочках, во время плача у него будут дрожать руки и ноги, и в целом, малыш будет крайне раздражительным и беспокойным.

Ребенок плохо держит голову в три месяца

Если ребенок начинает держать голову позже трехмесячного возраста или держит головку под наклоном, то это должно вызвать беспокойство у родителей. Причины могут быть скрыты в следующем:

  • неврологические проблемы, связанные с трудными родами;
  • недоразвитость мышц, из-за того, что ребенка мало выкладывали на живот;
  • недобор в весе, отставание в развитии;
  • искривление мышц шеи – парез.

Родители должны помогать развиваться ребенку, так как он рождается абсолютно не адаптированным к внешнему миру. Благодаря взрослым, ребенок развивается физически и познает окружающий мир.

Хорошо укрепляет мышцы шеи – плавание на животе. С этой целью нужно приобрести специальный круг. С его помощью, малыш будет держать голову над водой, развивая двигательные навыки, а вместе с тем и мышцы спины. Пока ребенок маленький, для плавания ему достаточно обычной ванны.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.