Конспект нод "золотая осень". Конспект комплексной НОД " Осень" (подготовительная группа)

Аннотация к НОД по познавательно – продуктивной деятельности в средней группе на тему «Осень золотая» с использованием нетрадиционной техники рисования по сырой марле

Принцип непрерывности (конспект был составлен на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей);

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);

Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);

Принцип психологической комфортности.

Цель и задачи: развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, способность видеть и чувствовать состояние осенней природы; развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи; вызвать у детей желание нарисовать золотую осень; воспитывать любовь к красоте родного края.

Для достижения цели были использованы следующие методы и приёмы:

Наглядный метод (репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»);

Практический метод (рисование);

Приём эмоциональной заинтересованности (вызвать желание нарисовать рисунки на память об осени);

Игровой приём (игра- физминутка);

Использование проблемной ситуации.

В конспекте интегрируются следующие образовательные области:

Коммуникация (беседа, ответы на вопросы) ;

Здоровье (физминутка);

Познание (рассказы детей и воспитателя);

Художественное творчество (использование репродукции и рисование);

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа»

Конспект

проведения НОД по познавательно – продуктивной деятельности в средней группе на тему «Осень золотая»

с использованием нетрадиционной техники рисования по сырой марле

Подготовила:

воспитатель

Заграничная Ирина Александровна

Цели и задачи :

    развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, способность видеть и чувствовать состояние осенней природы;

    развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи;

    вызвать у детей желание нарисовать золотую осень;

    воспитывать любовь к красоте родного края.

Предварительная работа :

    наблюдения на прогулке за проявлениями осенних признаков в природе;

    разучивание стихотворения об осени с использованием мнемотаблицы;

    рисование деревьев и кустов.

Материалы и оборудование:

    репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»;

    аудиозапись «Четыре времени года» и музыкальный центр;

    материалы для рисования: альбомные листы, марля, клеёнки по размеру листа, таз с водой, краски, кисти, вода.

Описание техники рисования по сырому слою через марлю:

лист бумаги смачивают в тазике с водой и укладывают его на клеёнку. Марлю смачивают водой, отжимают и раскладывают на поверхность листа, разглаживают руками. Затем сначала рисуют фон кистью больших размеров, а затем жёсткой кистью поменьше рисуют деревья, кусты и т.д. готовый рисунок оставляют на время подсохнуть и затем осторожно снимают марлю, после чего можно прорисовать некоторые детали тонкой кистью.

Ход занятия.

Дети заходят в музыкальный зал, украшенный осенними листьями. Тихо звучит музыка «Звуки природы».

Воспитатель. Дети, сейчас очень красивое время года. Знаете ли, вы как оно называется?

Дети . Осень.

Воспитатель: Правильно, осень. Мы с вами вчера были на прогулке, помните? Что вы там видели?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, мы видели, как играет ветерок с листочками и они красиво и тихо шурша, опадали на землю. Мы видели голубое небо и яркое солнышко. Очень красиво сейчас на участке. Мы с вами долго любовались нарядной природой, нам было так светло и радостно, правда? Закройте глаза и послушайте, как об этом времени года сказал поэт.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца... И.Бунин

Воспитатель. (Музыка отключается.) Как красиво рассказал об осени поэт. А сейчас мы рассмотрим картину об осени, которую написал художник И.И. Левитан. (Воспитатель открывает картину, даёт детям возможность полюбоваться ею.) Какая удивительная картина! Художник назвал её «Золотая осень». А как вы думаете, почему? Какие цвета он использовал?

Дети. Жёлтые, оранжевые.

Воспитатель. А какие это цвета, холодные или тёплые?

Дети: Тёплые, весёлые.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел художник?

Дети. Берёзки, луга, речку.

Воспитатель. Скажите, как выглядят берёзки?

Дети. Стволы тонкие, белые, а листочки жёлтые.

Воспитатель. Ребята, посмотрите какого цвета травка. Она не совсем зелёная, а зелено-коричневая. К концу лета она от солнышка подсохла. А какого цвета речка?

Дети. Голубая.

Воспитатель. Посмотрите внимательно и скажите, каких красок больше тёплых или холодных? Дети. Тёплых.

Воспитатель. Правильно ребятки! Вот поэтому природа на картине кажется такой радостной, нарядной, тёплой, светлой. Давайте с вами превратимся в осенние листочки.

Физминутка.

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
(присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
(легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели.
(присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(присесть)

Воспитатель: Ребята, осень скоро закончится, а так хочется, чтобы что-то напоминало нам это замечательное и красивое время года. Как вы думаете, что мы с вами можем сделать, чтобы в другое время года вспоминать о золотой осени?

Дети: предлагают выход из проблемной ситуации.

Воспитатель: А сейчас попробуйте как художники, нарисовать золотую осень. Вспомните, какую природу мы видели на прогулке, какими были деревья, кусты, небо. Возьмите краски и приступайте к работе. (Включается спокойная фоновая музыка. Дети рассаживаются за столы, на которых приготовлены материалы для рисования по сырому слою через марлю). Из детских готовых работ оформляется выставка.

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Дарит осень чудеса" для детей средней группы (4 - 5 лет).

Автор: Акинина Жанна Анатольевна, воспитатель МБДОУ №22 "Улыбка", город Старый Оскол, Белгородская область.
Описание материала: данный конспект рассчитан на детей 4 - 5 лет (средняя группа). Может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром. Развивает у детей любознательность, наблюдательность, эстетическое восприятие природных явлений.

Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона.

Задачи:
1. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных деревьев, ловкость.
2. Учить понимать содержание поэтических текстов, упражнять в образовании разных форм глаголов, совершенствование грамматического строя речь (образование множественного числа существительных), активизация обогащения словарного запаса по теме осень.
3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.
4. Вызвать интерес к собственной руке, познакомить с возможностью создания образов на основе одинаковых элементов.

Словарная работа : осень, пожелтели, покраснели, позолотились, воет, гудит, стонет, льёт, идёт, моросит.

Предварительная работа: рассматривание на прогулке листьев деревьев, наблюдение за осенним небом, деревьями, за явлениями неживой природы.

Оборудование : сюжетные картины с изображением времён года, магнитофон, кассета с записью «Осенние песни» П.И.Чайковского, листья деревьев из цветной бумаги, коробка - посылка, раскладной зонтик, предметные картинки с изображением фруктов и овощей, мяч, лист картона размером А3, гуашевые краски, мольберт, салфетки на каждого ребёнка.

Друзья, сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие. В чудесную страну, страну загадочную, полную тайн.
«Но в эту страну не идут поезда,
И самолёт не летает туда,
Как же страну эту назвать?
Страну, до которой рукою подать!»

А здесь простой секрет. Попасть туда можно только если сказать волшебные слова (воспитатель включает запись «Осенней песни» П.И.Чайковского). Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три! Дверь нам в сказку отвори!». Откройте глаза, кажется мы на месте (дети рассматривают панно с изображением осеннего времени года, любуются яркими красками. Воспитатель читает стихотворение о рыжей осени).

«Летний сад»
Летний сад порыжел немножко.
Хоть возьми да и перекрась!
Это осень - рыжая кошка -
Тёмной ночью в него пробралась.
Где ступала на мягких лапках,
Там и след оставляла свой:
Крона дуба - в жёлтых заплатках
Клён горит огневою листвой.
На газоне - смотрите сами -
Не трава, а рыжая шерсть!
Это кошка лазать устала
И решила в траве присесть.
Г. Новицкая

Скажите ребята, о чём это стихотворение? (об осени).
С кем поэт сравнивает осень? (с рыжей кошкой).
А вам хочется, что бы наступила осень? (да).
Грустно расставаться с летом, но осень будет радовать нас своими чудесами. Осень словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы.
Дети, как вы думаете, какого цвета осень? (жёлтая, красная, оранжевая).
А можно сказать, что осень разноцветная? (да).
Отгадайте осеннюю загадку: «Падают с ветки золотые монетки?» (это листья).
Посмотрите какое чудо этот осенний букет из листьев (воспитатель раздаёт листья детям). Листья осины красные. Значит, что они сделали? (покраснели). На что похожи листья осины? (на монетки). Листья клёна жёлтые. Значит, они что сделали? (пожелтели). Как вы думаете, на что похожи листья клёна? (на ладошку). А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на пёрышко? (рябина). Листья рябины золотые. Значит, они позолотились. Давайте вместе скажем это слово (проговаривают хором).
Какой ветер дует осенью? (холодный, пронизывающий, злой). А что делает ветер? (воет, гудит, стонет, ревёт). И вдруг подул осенний ветерок. Листочки разлетелись. Сколько листьев! Да у нас здесь целое дерево, как на участке детского сада.

Подвижная игра: «Листья»
Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо - влево)
Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках).

Соберём прекрасный букет в вазу. Пусть он радует нас своей красотой (дети садятся на ковёр). Воспитатель читает стихотворение.

«Что случилось»
Ах, что было,
Что случилось!
Дверь тихонько отворилась
И тихонько затворилось.
Мы судили, мы рядили
Да и думать бросили:
Кто же нам через порог
Кинул жёлтенький листок -
Письмецо от осени?
О.Дриз

Воспитатель показывает коробку, открывает её и сообщает, что в нашу группу пришла посылка от осени. Ребята, вы знаете приметы осени? (да). Поиграем в игру «Осенние приметы». Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да». Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет». Вы готовы? (да). Дайте правильный ответ:
Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто - часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).
Молодцы! Вы знаете приметы осени. Загадаю вам загадку, слушайте внимательно. Загадка:
«Появилась в небе клякса
Если клякса заревёт,
Разбежится весь народ» (туча).
Осенью часто идут дожди. А что делает дождь? (моросит, идёт, шумит, льёт). Посмотрите, стало пасмурно, кажется дождик начинается (воспитатель раскрывает зонтик).
Подвижная игра: «Дождик»
Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе)
Капля два, (прыжок на носочках, руки на поясе)
Очень медленно сперва (четыре прыжка на носочках, руки на поясе)
А потом, потом, потом (восемь прыжков на носочках, руки на поясе)
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны)
От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом).

Дожди прошёл. Выглянуло солнышко. Присаживайтесь на лесную полянку (ковёр). «Нынче, друг, не зевай, собирай урожай». Дидактическая игра «Один - много». Давайте поиграем в мяч. Я бросаю мяч и называю один овощ или фрукт, а вы ловите мяч, бросаете мне его и называете много овощей или фруктов (огурец - огурцы, помидор - помидоры, яблоко - яблоки).
Рисование «Цветные ладошки» (осенние листья). Сегодня мы нарисуем листочки, но рисовать мы красками и карандашами не будем. Ребята, а вы знаете, можно рисовать руками. Есть выражение «наши руки не для скуки». Мы сегодня будем раскрашивать свои ладошки гуашевыми разноцветными красками и ставить отпечатки на листах бумаги. Воспитатель опускает ладошки в тарелочки с разведённой гуашевой краской, прикладывает свою ладонь с расставленными пальцами к листу бумаги, размещённому на мольберте. На что похожа моя ладошка? (на листья клёна). Воспитатель предлагает детям перенести «ручки» на большой лист белой бумаги. Вот какой у нас получился листопад, листья жёлтые, красные, зелёные летят.

Молодцы!

Список литературы:
1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. - 240с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2008. - 208 с., 16 л. вкл., переиздание дораб. и. доп.
3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 656с.

Непосредственно-образовательная деятельность в младшей группе
Направление «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Художественное творчество. Аппликация»
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА. Тема: «Осень наступила»

Программное содержание:
Расширение, активизация словарного запаса по теме.
Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, слухового внимания, чувства ритма.
Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»);
Закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением, точно интонировать мелодию, закреплять навыки эмоционального, выразительного исполнения;

Закреплять умение детей самостоятельно двигаться и менять движения с изменением музыки; свободно ориентироваться в пространстве, отмечать в музыке темп и ритмический рисунок.
Развитие у детей внимания, памяти, мышления, также развитие творческих способностей. Развивать у детей чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира. Развивать мелкую моторику..
Учить создавать оригинальную композицию приемом расположения предметов (листьев, туч, птиц) на листе бумаги.
Формировать эстетический вкус, самостоятельность, творческое воображение.
Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.

Интегрируемые образовательные области:
— Коммуникация
— Чтение художественной литературы
— Познание
— Музыка
— Художественное творчество

Предварительная работа: разучивание песен, игр со словом; чистоговорок, рассматривание картин по осенней тематике; слушание и чтение стихов об осени.
Материал: взрослый костюм Осени, осенние листочки для танца, мольберт, аудиозапись «Осень», «Шум дождя, ветра», произведения П. И. Чайковского «Октябрь» (цикл «Времена года»); сюжетные картины с изображением признаков осени (птицы улетают на юг, дождевые тучи, листопад); трафарет окна, вырезанного из картона, у которого открываются створки; столы с приготовленными заготовками для аппликации (листики, птицы, тучки); платок, корзина с угощением.
Ход НОД:

Воспитатель:
Доброе утро, дети! Какое время года наступило? (дети отвечают)
— Правильно – осень!
Воспитатель читает стихотворение про осень:
Бродит в роще листопад
По кустам и кленам
Вот и заглянул к нам в сад
Золотистым звоном.
Желтый двор, желтый дом. Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна, значит, осень – не весна.
— А какая осень в этом стихотворении? (дети отвечают)
— Правильно! А еще осень называют «Золотой». А знаете почему?
Потому что листья желтые как золото!

Ветер по лесу летал, ветер листики срывал.
Мы ладошки подставляем и листочки все поймаем.
Танец с листочками: Воспитатель раздает детям листья и танцует вместе с детьми танец, показывая движения. (муз. и сл. Е. В. Скрипкиной, ж-л «Колокольчик» №34, 2005, с. 19)
А давайте мы с вами отправимся в осенний лес! И непросто так, а на волшебном поезде! (дети садятся на стульчики, едут)
«РАЗМИНКА» (муз. и сл. Е. Д. Макшанцевой, «Детские забавы», с.4)
Воспитатель. Вот мы и приехали. Как красиво осенью!
Входит Осень с корзиной

Осень.
Здравствуйте, мои друзья! Знайте, Осень – это я.
Сколько вижу я детей, сколько вижу я гостей.
Все кругом я нарядила, темный лес озолотила.
И вас всех, мои друзья, приглашаю в гости я!
Воспитатель. Спасибо, Осень, за приглашение. Мы так спешили к тебе в гости, песенки да игры учили.
ПЕСНЯ «ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА»
(муз. и сл. Е. В. Скрипкиной, ж-л «Колокольчик» №34, 2005, с. 7)
Воспитатель.
-Так много деревьев в лесу. (включить звукозапись дующего ветра).
Физминутка « Ветер дует нам в лицо …»:
Осень наступает, ветер дует, листики срывает.
Вот как дует сильный ветер: У-У-У, вот так слабый ветер: у-у-у.
Подуйте, как сильный ветер; как слабый ветер.
А теперь покажем, как качается деревце от ветра:
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише, деревце все выше, выше.

Воспитатель:
Упражнение «Окошко»:
Ветер – озорник раскрыл окошечки (показывает трафарет окна, вырезанного из картона, у которого открываются створки).
Откроем наши ротики широко, как окошки (на счет «раз»); (на счет «два»), закроем ротики (окошко закрыто). Ветер улетел, окошечки закрылись.
А как деревья шуршат, шелестят? (ш-ш-ш, с-с-с, ш-ш-ш).
Су-су-су — красиво осенью в лесу. (Произносят тихо, громче, громко).
Осень: Молодцы! Вам нравится в осеннем лесу?(дети отвечают)
Что мы видим вокруг? (много желтых листьев)
— А что на небе? (серые тучи)
— А куда птички подевались?(улетели в теплые края)
— А теперь, ребята, я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую. Творите, создавайте! (дети садятся за столы)
Работа по теме (на каждый признак осени выставляется картинка).
Воспитатель: Ребята, а давайте сделаем для Осени подарок.
«Осень наступила» (коллективная работа – аппликация).
После подробного объяснения техники намазывания клея дети по подгруппам наклеивают на затонированные листы заготовки (листики, тучки, птички). (Дети выполняют аппликацию под аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Октябрь» (цикл «Времена года»)
По окончании все работы проводится дидактическая игра «Лети ко мне».
— «А ну-ка, листики, летят ко мне!» (дети берут свои работы и подбегают к осени. Осень раскладывает их на мольберте)
— «А ну-ка, птички летите ко мне!»
— «Тучки, тучки, все ко мне!»
Все работы объединяются в одну композицию: снизу изображения листьев, в середине – улетающие птицы, сверху — небо с тучами)
Осень: Посмотрите, что у нас получилось! Спасибо, ребята, порадовали меня!
У меня в корзине волшебный платок.
Платок разноцветный, расписной, необычный, непростой!
Раз! Два! Три! Кто же спрятался внутри?
Не зевайте, не зевайте! Поскорее отвечайте!
Воспитатель. Все ребятки тут! Кто же спрятался?
Осень.
Мы платочек поднимаем, что под ним, сейчас узнаем!
Что же это? Гостинцы мои!
(Осень передает корзину воспитателю.)
Осень.
Очень весело мне было! Всех ребят я полюбила.
Но прощаться нам пора. Что поделать, ждут дела!
До свиданья, детвора! (Осень уходит.)

Воспитатель:
Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
До свидания, Осень! (прохлопать)

Воспитатель.
А нам пора домой, угощаться вкусными гостинцами Осени.
Наш поезд ждет детишек, к отправлению он готов.
(Дети «уезжают на поезде»).

Итог занятия.
— Куда мы с вами ездили, ребята?
— Кого увидели в лесу?
— — Какие стали листики?
-Куда птицы улетели?
-Что произошло с небом?
-Что мы с вами изобразили?
— Молодцы!

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 26th Декабрь, 2015
Вы находитесь: