Игры-шумелки: весёлые и шумные развивающие занятия для малышей. Сказки-шумелки - это интересно

Сказки-шумелки как инновационная форма музыкально-ритмических игр.

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.

Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Сказка с шумовым оформлением является весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.

В нашем детском саду мы работаем с такими сказками на отдельных развивающих занятиях «Здравствуй сказка!». Занятия проводятся раз в неделю для детей младшей и средней группы детского сада.

Такие Занятия предполагают решение целого ряда актуальных задач художественно-эстетического развития:

    формирование представлений о средствах музыкальной выразительности;

    пробуждение интереса к творческому музицированию;

    развитие музыкальных способностей (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха);

    развитие коллективных навыков игры;

    формирование художественного вкуса.

Алгоритм работы со сказкой:

    Знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильма.

    Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.

    Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.

    Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.

    Озвучивание сказки.

Для таких сказок предполагается использование шумовых инструментов и различных звуков

Что же такое шумовые инструменты?

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д.,

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука:

    барабаны

  • треугольник

    кастаньеты и т. д.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.

пластиковые банки с рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, целлофан.

Важно знать методику рассказывания сказки-шумелки

Сказка должна быть выучена так, чтобы можно было рассказывать почти наизусть.

Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста

Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму.

Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы в тексте.

Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.

Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным.

А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшую сказку

Называется она «Заяц-трусишка»

Сначала я расскажу вам эту сказку а потом будем её озвучивать.

Инструменты: пакет, барабан, коробочка, платочек, ксилофон.

Жил-был заяц трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трех шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ) (быстро)

Бежал, бежал, присел на пенек отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ по КОРОБОЧКЕ)

Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльям как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ ТКАНЬ) и говорим звук УХ УХ

Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ)

А на берегу лягушки сидели. И громко квакали. КВА КВА
Увидели они зайца – и скок в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛИФОНУ)

Тут заяц остановился и говорит:
А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ) (медленно)

Воспитатель может использовать такую сказку в качестве динамических пауз.

Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки.

СКАЗКИ - ШУМЕЛКИ

Технология Е. и С. Железновых

ЛИСА и РЫБА

Вёз дед на санях мешок рыбы.

Лошадка бежит, копытами стучит, колокольчиком звенит.(ксилофон и колокольчик)

Видит дед - лиса лежит. Обрадовался: "Вот будет моей старухе воротник на шубу!"

Бросил дед лису в сани, (барабан), а сам пошел впереди. (мешочки)

Лошадка бежит, копытами стучит, колокольчиком звенит. (ксилофон и колокольчик)

А лисичка стала выкидывать все по рыбке, да по рыбке. (глиссандо на ксилофоне)

Выбросила всю рыбку, а сама убежала. (барабан)

ТАНЕЦ ДЛЯ МЫШКИ

Жила была в большом доме маленькая мышка. Сидела она на кухне за холодильником. Сидела, сидела и заскучала. «Там в комнате светло» - сказала мышка (три высоких звука на металлофоне).

Там много места и можно бегать и танцевать (глиссандо на ксилофоне) . Она вылезла из-за холодильника и побежала к большому таракану (палочки). Усатый таракан сидел под большим пакетом (расческа). Мышка спросила у таракана:

-«Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать».

-« Мне некогда, я ищу себе еду» - сказа таракан и уполз (расческа) . Побежала мышка дальше (палочки) .Бежит мышка, бежит, а навстречу ей муха (ж-ж-ж-ж).

-«Ты можешь сыграть или спеть?» - говорит мышка.

-«Я устала и буду отдыхать» - прожужжала муха и села на стол (ж-ж-ж). И побежала мышка дальше (палочки) . Бежит она, бежит, а с потолка на паутинке спускается паучок (щепки струны) .Мышка говорит ему:

-«Ты можешь сыграть или спеть, а я буду танцевать?»

Ничего не сказал паучок и убежал(струны) . Побежала мышка к себе домой и вдруг услышал музыку (часы). Мышка подошла к большим часам, они заиграли чуть громче(часы играют).

«Какая красивая музыка» - сказала мышка и стала танцевать (игра на фортепьяно) .

ТРУСЛИВЫЙ ЗАЯЦ


Жил-был в лесу заяц - трусишка. Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит(бумага) . Испугался заяц и бежать (трещетка) . Бежал-бежал и присел на пенек отдохнуть, а дятел на сосне как застучит (стук) . Бросился заяц бежать (трещетка) . Бежал-бежал, забежал в самую чащу, а там сова. Крыльями как захлопает(хлопки) .Побежал заяц из леса к речке(трещетка) . На берегу речки лягушки сидели (расческа) .Увидели они зайца и прыг в воду (глиссандо на металлофоне) .Заяц обрадовался и говорит:"А звери меня, зайца, боятся!" - сказал так и смело поскакал обратно в лес(барабан) .

ПЫХ

Жили-были дед да бабка.И была у них внучка Машенька. Дед мастерил, молотком стучал (стук) и пилой пилил (расческа). Бабка пол подметала (щетка) и пыль вытирала (вытирает) . А Машенька ничего не делала, только бегала и прыгала (ксилофон) .Вот как-то Машенька и говорит: "Дедушка, принеси мне ягод, пожалуйста!"

Дедушка и пошел в огород. Сначала по полу (барабан) , потом по камушкам (ксилофон) , потом по травке (мешочки) . Подошел дед к грядке, вокруг тихо, только пчелки жужжат (ж-ж-ж-ж) и комарики пищат (писк) . И только хотел дед ягодку сорвать, вдруг кто-то на него как фыркнет (трем ладошку о ладошку). Дед испугался и домой побежал (мешочек - ксилофон - барабан) . Прибежал домой и говорит:

-«Я ягод не принес. Там в огороде какой-то страшный Пых сидит!»

Тогда Машенька бабушке говорит: «Бабушка, принеси мне ягод, пожалуйста!»

Бабушка и пошла в огород. (барабан - ксилофон - мешочки) .Остановилась у грядки - вокруг тихо, только пчелки жужжат (ж-ж-ж) и комарики пищат(з-з-з) . И только хотела бабушка ягодку сорвать,вдруг кто-то на неё как зафыркает (ладошки) .Бабушка испугалась и домой побежала (мешочки - ксилофон - барабан). Прибежала и говорит:

-« Я ягод не принесла. Там в огороде какой-то страшный Пых сидит!"

Тогда Машенька говорит: «Раз вы такие бояки - я сама пойду».

Пошла Машенька в огород.(по полу -барабан,по камушкам - ксилофон,по травке - мешочки). Остановилась у грядки. Только хотела ягодки сорвать, вдруг на неё кто-то как зафыркает (ладошки) .А Маша не испугалась. Смотрит, а в траве ёжик маленький. Потрогала Маша его колючки одним пальчиком (струны) , положила на землю платочек, взяла палочку и скатила его на платочек (глиссандо на ксилофоне). Принесла ёжика в платочке домой и молоко напоила. А ночью ёж не спал и по комнате бегал (барабан).

ЗИМА В ЛЕСУ

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирали еду на зиму (коробочка). А белочки прыгали по веткам, собирали орешки (скорлупа) .И вот с неба стали падать снежинки (треугольник). Снег укрыл землю пушистым белым одеялом и на снегу стали видны следы маленьких лапок.Белочки стали устраивать себе дупла на деревьях, мыши попрятались в норках и сделали себе пастельку из травы (мешочки) .У всех было много еды. Белки грызли орешки (ксилофон - глиссандо) , мыши грызли зернышки (расческа). В лесу шумел холодный зимний ветер (фонограмма) . Но белочкам было тепло в гнездах (щелчок языком) , и мышкам было хорошо в своих маленьких норках (пи-пи-пи) .

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Однажды в курятнике, в гнезде за ящиком кто-то тихо пискнул (пи-пи-пи). Курица - мама подбежала к гнезду и стала слушать. В самом большом яйце кто-то снова пискнул, чуть-чуть громче (пи-пи-пи). Курица осторожно постучала по яйцу (стук) .Яйцо раскололось и из него вылез маленький цыпленок (пи-пи-пи) .«С днем рождения,малыш!» - сказала мама-курица. - Пойдем, я покажу тебе где можно покушать».

И она пошла из курятника во двор. Вот так (ксилофон,длинные звуки) .А цыпленок побежал за ней. Вот так. (ксилофон,короткие звуки). Курица привела цыпленка к кормушке с кашей. Они начали клевать кашу. Вот так (ксилофон) мама - курица сказала: «Стой здесь! Я сейчас приду!» - и куда-то ушла. Цыпленок стоял-стоял и вдруг услышал тихий звон(треугольник). «Как красиво звонят! - сказал цыпленок.- Это потому что у меня день рождения? Надо об этом всем рассказать!» И он подошел к большой важной утке. (ксилофон,короткие звуки). «Слышите как красиво звонят? - спросил цыпленок. - Это потому что у меня день рождения» . Утка ничего ему не ответила. Тогда цыпленок подошел к толстой свинье. Которая что-то ела из корыта (имитация голоса) .«Слышите, как красиво звонят? Это потому что у меня день рождения!» Но свинья ничего не сказала. Тогда цыплёнок подошел к черной кошке.«Слышите, как красиво звонят? Кошка сказала: «Мяу! Мяу!» И тихонько пошла к цыпленку. Но тут прибежала мама-курица и закричала: «Ну-ка быстро домой!» и они пошли в курятник (ксилофон) .А в курятнике бегало много маленьких цыплят. (ксилофон,короткие звуки) «Слышите как красиво звонят? - спросили цыпленок(треугольник) .«Это потому, что у нас день рождения» - ответили цыплята и захлопали крыльями. Вот так.(ладоши)

ПРИШЛА ВЕСНА


Пришла весна(фонограмма) .Девочку Катюшу разбудили яркие солнечные лучи(металлофон) .«Ура! - обрадовалась Катя. -Можно идти гулять!» (ксилофон). Катя вышла во двор и залезла на горку (восходящее глиссандо на металлофоне). Она скатилась с горки (нисходящее глиссандо) и упала (барабан). Катя увидела дождевого червяка. Червяк выползал из земли (расческа) .Катя встала на ноги, отряхнула юбочку (щетка) .Катя увидела большую бабочку и побежала за ней (ксилофон) .Бабочка села на желтые цветы, похожие на маленькие солнышки (трезвучие на металлофоне). «Мама очень любит цветочки, - сказала Катюша и собрала целый букет. (трезвучие на металлофоне). Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу (фонограмма) .


Однажды на кухне поспорила посуда чей голос лучше?« У меня просто волшебный голос!» - сказал большой хрустальный стакан и зазвенел (колокольчик) .«У нас тоже очень приятные голоса!» - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, другая поменьше, но их поставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем собрать песенку!» - сказали две чашечки и зазвенели.(треугольник). «Мы тоже умеем играть, - сказали две деревянные ложки и сыграли что-то веселое (игра на ложках) .«Лучше послушайте меня-сказала баночка с крупой. - У меня тихий, но интересный голос. И она загремела. (гремит). «Разве это музыка? - закричал большая картонная коробка. - Вот как надо играть! « И она застучала. (палочки) .«Голос громкий, но не очень приятный, - сказала большая сковородка. - Послушайте теперь меня!», - и она зазвонила, как колокол.(большой колокольчик) .Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала: «Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!» И она включила магнитофон. Все стали играть под музыку, а мама запела. И это был самый лучший голос!

ТРИ ПОРОСЁНКА

Жили-были три маленьких поросенка, три брата. (имитация Наф-Наф, Нуф-Нуф,Ниф- Ниф) .Целыми днями они бегали (ксилофон) , прыгали по лужам (глиссандо на металлофоне) и выкапывали из земли вкусные корешки (расческа) . Но наступила осень, и стал часто идти дождь. (треугольник) .Поросята мокли и мерзли.Старший брат стал себе строить домик из тяжелых камней (барабан) . Средний братик построил себе домик из дощечек (восходящий ксилофон) . А младший поросёнок построил себе домик из соломы быстрее всех(мешочки) .А потом пошёл снег,и стало совсем холодно. Поросята грелись в своих домиках, а из леса слышался вой волка.(у-у-у) .Волку захотелось есть и он побежал за младшим поросёнком(барабан) .Вот подбежал к соломенному домику и зарычал (рёв) , в дверь застучал (стук) .Волк подул (дует) , и соломенный домик разлетелся.Поросёнок бросился бежать (барабан) , а волк за ним (барабан ниже) . Поросёнок прибежал в дом среднего брата и захлопнул дверь.(удар в барабан) .Волк подбежал к дому и зарычал.(р-р-р-р) . В дверь застучал (стук) , и подул (дует) .Деревянный домик развалился (глиссандо вниз на металлофоне) .Поросята бросились бежать. А волк за ними (большой барабан) . Прибежали в дом старшего брата, и захлопнули дверь. (удар). Волк (те же действия). Но дом не развалился. Волк подул ещё сильней. Но дом даже не покачнулся. Волк полез на крышу. Поросята услышали шаги (бубен). Они сняли крышку с большого котла. А в котле варился(подуть в трубочку в бутылке с водой) .Волк залез в трубу на крыше и скатился вниз (нисходящее глиссандо) в котел с горячим супом.Волк выпрыгнул из котла (палочки) , выскочил из дома (глиссандо на ксилофоне) , побежал в лес (барабан) .И поросята его больше никогда не видели.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 79

Детский сад «Садко»

Мастер-класс для педагогов:

"Сказки - шумелки"

Музыкальный руководитель

г. Сургут.

Цель: Развивать у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.

Развивающие задачи:

Ø Способствовать развитию метроритмического чувства, мелкой моторики рук.

Ø Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах.

Ø Способствовать развитию у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.

Образовательные задачи:

Ø Знакомить с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них.

Ø Формировать представления о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты.

Ø Способствовать пробуждению интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности.

Воспитательные задачи:

Ø Воспитывать любовь к музыкальному искусству посредством игры на музыкальных инструментах.

Ø Воспитывать в детях чувство понимания прекрасного через музыкальное искусство.

Формы работы с шумовыми инструментами

§ Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.

§ Сказки-шумелки.

Музыкальный руководитель :

Сегодня мы познакомимся с шумовыми музыкальными инструментами и способах игры на них, так как они наиболее доступны и могут быть изготовлены своими руками из бросового материала.

Так что же такое шум?
Шум - беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит. Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?

Ответы педагогов.

М. Р.: К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.

Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы .

Преимущества игры на шумовых инструментах :

1. совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой);

2. совершенствуется навык коллективного исполнительства, чувство ансамбля;

3. развивается способность различать звучание инструментов по тембрам.

Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.

Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.

У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите, пожалуйста, себе по одному. Внимательно рассмотрите и попробуйте описать из чего он сделан и как его использовать.

«Звучащие ключи».
Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы П и подвесить ключи. Ударным инструментом может служить гвоздь, ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды.

«Звонарики»
Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к крышке.

«Звонкие кольца»
Металлические кольца разного диаметра подвешенные на стойку.

«Чудо-кастаньеты»
Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутренние стороны картона наклеить металлические крышки от пивных бутылок. Звук извлекается путем сжатия чудо-кастаньеты в ладони ребенка.

Трещотка «Гармошка»
Деревянные или пластмассовые детали от пирамидки собранные на резинку. С двух сторон резинка завязана петлей. Растягиваем, как будто играем на гармошке. Для детей старше 4 лет.
Цель : Развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.

«Шейкер».
Жестяные баночки из-под кофе, напитков с мелкими сыпучими предметами.

«Шуршунчик» .
Футляр яйцо от "Киндер-сюрприза" с мелкими сыпучими предметами.

«Шуршик».
Пластиковые баночки от напитков обрезаны, сделаны продольные надрезы полосками по длине, шириной 0,5см, взята часть с горлышком.
Цель: Развитие метроритмического чувства, мелкой моторики рук. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах.
Для чего используется : Воспроизведение метрической пульсации и ритмического рисунка. Совершенствовать умение различать звучание детских музыкальных инструментов.

При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

§ Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.

§ Импровизация звуковых картин на заданную тему.

§ Звуковая иллюстрация стихов.

§ Сказки-шумелки.

Давайте немного поиграем.

Игра «Звуковой бутерброд».

Выбираем музыкальные инструменты «трех семей» по звучанию - например: деревянные, шумовые и металлические. Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса. Цель игры: научиться поочередно "включать и выключать звук", то есть:

Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструменты
Затем мажу маслом - звучат одновременно деревянные и металлические инструм.

А теперь кладу колбасу - шумовые инструменты
Я съела хлеб и масло - замолкают деревянные и металлические
Осталась колбаса - только шумовые

Съела и колбасу - шумовые замолкают .

«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже как угодно.

Игра с раздаточным материалом : «Определи по ритму».

Каждый ребёнок загадывает свой образ: весенняя капель, завывание ветра, гром, самолёт, машина, поезд и т. д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Педагоги отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чья загадка будет разгадана.

Когда дети познакомятся с инструментами можно применить следующие формы работы: запишите звучание 5-7 известных ребёнку шумовых инструментов - это могут маракасы, треугольник, бубен, трещотка, колокольчик. Каждый предмет или инструмент должен звучать не менее 30 секунд, паузы между звуками разных предметов - 10 секунд.

Позже предлагайте выбор из нескольких инструментов.

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать воспитатели без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз детям дается возможность что-либо изобразить шумом.

И все же, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

Первое время лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть. Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.

Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры. Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.
Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшое произведение. Но сначала мы сделаем презентацию инструментов: из чего он сделан, для чего нужен и как на нем играть.

«Мышиная история»

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму .
ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки .
МЕТАЛЛОФОН (или треугольник)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок .
ТРЕУГОЛЬНИК

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки
,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ,

Грызли зёрнышки
РУБЕЛЬ (или расчёска)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки .
ШУРШИМ МАРАКАСАМИ

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками .
ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег
МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)

Шумел ветер,
ДУДИМ В БУТЫЛКУ

И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках
.
КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)

«Трусливый заяц».
Инструменты для озвучивания : кастаньеты на ручке, пакет, деревянные ложки, рубель, металлофон

Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (1)
Испугался заяц и бежать. (2)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть.

А дятел на сосне как застучит! (3)
Бросился заяц бежать. (4)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (5)
Побежал заяц из леса к речке. (6)
А на берегу речки лягушки сидели. (7)
Увидели они зайца и прыг в воду. (8)
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес. (9)

Способы исполнения :

1 - шуршим пакетом
2, 4, 6 - быстро встряхиваем кастаньеты ("заяц бежит")
3 - стучим ложками
5 - шлёпаем руками по ногам
7 - проводим палочкой по рубелю
8 - проводим палочкой по металлофону
9 - медленно ударяем кастаньетами по ладони ("смелый заяц") или используем барабан

На этой веселой ноте мы заканчиваем занятие. Спасибо за внимание!

Вопросы для рефлексии:

1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
2. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?

ЗИМА В ЛЕСУ ЖЕЛЕЗНОВЫ

СКАЗКА-ШУМЕЛКА "ЗИМА В ЛЕСУ"

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирали еду на зиму

(бегать пальцами по барабану)

А белочки прыгали по веткам, собирая шишки

(кастаньеты)

И вот с неба стали падать снежинки

(удары палочкой по металлофону)

Снег укрыл землю пушистым белым одеялом и на снегу были видны следы маленьких лапок

(удары по треугольнику)

Белочки устраивали себе гнезда на деревьях, мыши попрятались в свои норки и делали себе гнездышки из травы

(шуршать бумагой)

У всех было много еды: белки грызли орешки

(удары деревянными ложками)

Сказка-шумелка
«Шел однажды медведь по лесу (барабан). Захотелось ему медку поесть. Вдруг видит он улей, а пчелы в нем так и жужжат (расчёска). Знал медведь, что связываться с пчелами опасно. Но уж больно ему медку хотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и залез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали жалить (расчёска). Завыл медведь, застонал.

–Вот уж я вас!

Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!

Вскарабкался он на дерево. Сел на самый толстый (барабан) сук (тёрка) и начал его пилить.

Летела мимо птичка-синичка (дудочка).

Не пили, медведь, веточку! Гнездышко моё разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском.

Без тебя обойдусь!- прорычал медведь в ответ. А сам дальше пилит. (терка).

Скакала по веткам белочка: (шумовой колокольчик).

Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!

Скачи своей дорогой, - буркнул медведь. А сам дальше пилит (терка).

Пробегал мимо олень: (трещётки).

Не пили, медведь, сук! Нас без свежей травы оставишь и сам упадёшь!

Не слушает медведь никого, знай себе пилит (тёрка).

Выбрались из нор маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит.

Тут мимо ворона пролетала и каркнула: (голос).

Ой, упал медведь!

Сук (смять стаканчик пластиковый) обломился и рухнул.

(барабан) Упал медведь с дерева. Все бока отшиб. Заплакал, застонал. (голос).

Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.

Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться. И впредь наказали:

Никогда не пили сук, на котором сидишь!»

Сказка - шумелка «Трусливый заяц»

Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!

Шуршим пакетом

Испугался заяц и бежать.

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит!

Стучим ложками

Бросился заяц бежать.

Быстро встряхиваем кастаньеты

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает!

Шлёпаем руками по ногам

Побежал заяц из леса к речке.

Быстро встряхиваем кастаньеты

А на берегу речки лягушки сидели.

Проводим палочкой по рубелю

Увидели они зайца и прыг в воду.

Проводим палочкой по металлофону

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес.

Медленно ударяем кастаньетами по ладони ("смелый заяц") или используем барабан

ТРЕУГОЛЬНИК или БОКАЛ

ДВЕ ЧАШКИ ИЛИ МЕТАЛЛОФОН

« Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки и сыграли что-то весёлое.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

«Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «У меня тихий, но интересный голос». И она загремела:

БАНОЧКА С КРУПОЙ ИЛИ МАРАКАСЫ

«Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала.

КОРОБКА ИЛИ БАРАБАН

СКОВОРОДКА ИЛИ ТАРЕЛКА

Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала:
«Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!»
И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела.
И это был самый лучший голос!

«Теремок»

Стоит в поле теремок.

Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает - Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

КОЛОКОЛЬЧИК

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает

УДАРЫ ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ

Я, мышка-норушка! А ты кто?

КОЛОКОЛЬЧИК

А я лягушка-квакушка

Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

КОЛОКОЛЬЧИК

Бежит мимо зайчик-побегайчик остановился и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

ТРЕУГОЛЬНИК

Я, мышка-норушка

КОЛОКОЛЬЧИК

А я лягушка-квакушка

А ты кто?

А я зайчик-побегайчик.

ТРЕУГОЛЬНИК

Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

ТРЕУГОЛЬНИК

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: - Терем-теремок! Кто в тереме живет?

ШУРШАЛОЧКА

Я, мышка-норушка

КОЛОКОЛЬЧИК

А я лягушка-квакушка

А я зайчик - побегайчик - А ты кто?

ТРЕУГОЛЬНИК

А я лисичка-сестричка- иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

ШУРШАЛОЧКА

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

ШУМЕЛОЧКА

Я, мышка-норушка

КОЛОКОЛЬЧИК

А я лягушка-квакушка

А я зайчик - побегайчик

ТРЕУГОЛЬНИК

А я лисичка-сестричка

А ты кто?

ШУРШАЛОЧКА

А я волчок-серый бочок.

ШУМЕЛОЧКА

Иди к нам жить!Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

МЕТАЛЛОФОН

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

УДАРЫ ПО БАРАБАНУ

Я, мышка-норушка.

КОЛОКОЛЬЧИК

А я лягушка-квакушка

А я зайчик - побегайчик

ТРЕУГОЛЬНИК

А я лисичка-сестричка

ШУРШАЛОЧКА

А я волчок-серый бочок.- А ты кто?

ШУМЕЛОЧКА

А я медведь косолапый

БАРАБАН

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:- А я лучше у вас на крыше буду жить.

МЯТЬ БУМАГУ

Влез медведь на крышу и только уселся - трах! - развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился

Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы.

КОЛОКОЛЬЧИК, ЛОЖКИ,ТРЕУГОЛЬНИК,ШУРШАЛОЧКА,ШУМЕЛОЧКА

Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить.

Лучше прежнего построили!!

РАСЧЁСКОЙ ПО КРАЮ СТОЛА

МЕТАЛЛОФОН

«Репка»

Жил-был дед с бабкой да внучка

И были у них собака Жучка, кошка Муська и мышка-норушка.

ПОГРЕМУШКА, ТРЕУГОЛЬНИК, КОЛОКОЛЬЧИК

Посадил как-то дед репку, и выросла репка большая-пребольшая - рук не хватит обхватить!

МЕТАЛЛОФОН

Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

МЯТЬ БУМАГУ

Позвал дед на помощь бабку.

ШУМЕЛОЧКА,

Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

УДАР ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ

Позвала бабка внучку

ШУРШАЛОЧКА

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

3 раза УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ

Кликнула внучка Жучку.

ПОГРЕМУШКА

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

4 раза УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ

Кликнула Жучка кошку.

ТРЕУГОЛЬНИК

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут

5 раз УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ

Кликнула Муська мышку.

КОЛОКОЛЬЧИК

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут - вытащили репку.

6 раз УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ, МЕТАЛЛОФОН

Картотека

СКАЗКИ - ШУМЕЛКИ

Использованиеметодики Е. и С Железновых на музыкальныхзанятиях,

на праздничных выступлениях

На основе материалов можно устраивать мини- музыкальные спектакли для детей младшего дошкольного возраста, что учит слушать других, уступать,сопереживать и взаимодействовать.

Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах, в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
С помощью занимательных сказок – шумелок, дети познакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить оттенки звучания: громкость,продолжительность, тембр, ритм.Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка. Переживают эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании.
ВЫБОР ТЕКСТА
1.Выбирая текст, учитывайте насколько он подходят детям по сложности и объёму.
2. Определите, какую педагогическую ценность имеет выбранный текст цели и задачи очередного занятия.
3. Определите заранее смысловые акценты и паузы.
ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ
1. Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста. Сделайте соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
2. Решите и, при необходимости, укажите в тексте, как именно следует играть в каждом случае: приём звукоизвлечения, громкость, продолжительность.
3. Решите, на каком инструменте будет играть ребёнок: первое время лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Сказочки или истории должны быть выучены взрослым почти наизусть. Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах. Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой. Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов,подберите для игры подходящие звучащие предметы. Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей дошкольников, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно,выдерживайте паузы. Во время рассказа чаще глядите детям в глаза. Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ. Побуждайте детей к игре на инструментах.Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или сигналом. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка. Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но, в то же время, быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу,идеи детей. Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, ас 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов. Возможно также музицирование детей без помощи взрослых.

Музыкальное сопровождение к сказкам – шумелкам

Е. и С. Железновых

1. МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)
Мыши попрятались в свои норки, где у них было много еды.
Они грызли орешки,
(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)
Грызли зёрнышки

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ) А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер. (ДУЕМ В БУТЫЛКУ) Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках. (УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ)

2. ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах! (ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ) Испугался заяц и бежать. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ - быстро ) Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит! (СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ О ПАЛОЧКУ) Бросился заяц бежать. Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает. (НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ) Побежал заяц из леса к речке (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ - быстро) А на берегу, лягушки сидели. Увидели они зайца - и скок в воду. (ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ) Тут заяц остановился и говорит: - А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся! Сказал так, и смело поскакал обратно в лес. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ - медленно)

3. ЛИСА И РЫБА
Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит,бубенчиком звенит. (БУБЕНЦЫ) Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» - Бросил он лису в сани (БАРАБАН) а сам пошёл впереди (ШЛЕПКИ ПО КОЛЕНЯМ) Лошадка бежит, колокольчиком звенит (БУБЕНЦЫ) А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке (КСИЛОФОН ГЛИССАНДО) Выбросила всю рыбку и сама убежала

4. ЗИМА В ЛЕСУ Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму. (ТРЕЩОТКА) Белочки прыгали по веткам, собирая орешки. (ЛОЖКИ) И вот с неба стали падать снежинки. (МЕТАЛЛОФОН) Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. И на снегу были видны следы маленьких лапок. (ТРЕУГОЛЬНИК) Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях. Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы. (ШУРШАТЬ БУМАГОЙ) У всех было много еды. Белки грызли орешки, (КСИЛОФОН) Мышки грызли зёрнышки (РУБЕЛЬ) В лесу шумел холодный зимний ветер. (ДУТЬ) Но белочкам было тепло в гнёздах, (ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ) И мышкам было хорошо в своих маленьких норках. (ПИЩАТЬ)

5. ГЛУПАЯ ЛИСИЧКА
Бежала лисичка по лесу. Бежит – а на веточке колокольчик висит и звенит.
(КОЛОКОЛЬЧИК)
Голосок у тебя хороший, а сам ты плохой - сказала лисичка.
Не возьму тебя!
И побежала лисичка дальше.
(ЗВЕНЕТЬ КОЛОКОЛЬЧИКОМ)
Бежит лисичка, бежит, а на земле бутылочка лежит и гудит.
(ДУТЬ В БУТЫЛОЧКУ)
- Напугать меня хочет! – сказала лисичка.
А я её сейчас утоплю!
Схватила лисичка бутылку и прибежала к речке (БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ) Стала лисичка бутылку топить, а она булькает и тянет лисичку в воду. (« БУЛЬ- БУЛЬ- БУЛЬ- БУЛЬ- БУЛЬ») Еле выбралась лисичка из речки на берег и дальше побежала. (КОЛОКОЛЬЧИКИ) Бежит лисичка, бежит и вдруг видит – а на дороге капкан. - Какую – то железку потеряли! – сказала лисичка. Посижу - ка я на ней, отдохну. Только лисичка присела, а капкан вдруг…цап её за хвост! (ТАРЕЛКА) Уж лисичка его царапала – царапала, (СКРЕСТИ ПО БАРАБАНУ) стучала – стучала. (СТУЧАТЬ ПО БАРАБАНУ) Еле вырвалась! И скорей домой побежала. (БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ)