Принципы и методы семейного воспитания. Понятие и принципы семейного воспитания

В педагогике изучаются разные способы воспитания детей, разбираются влияющие на становление личности факторы. Одним из самых важных из них признана семья. Невозможно ничем заменить семейную атмосферу, а семейные отношения накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь. Рассмотрим подробнее задачи семейного воспитания, чтобы воспитать из своего ребенка Человека с большой буквы.

Задачи и цели семейного воспитания сводятся к главной цели – вырастить полноценную в моральном плане личность. Особые условия воспитательного процесса необходимы для детей-инвалидов, у которых есть отклонения со слухом и речью.

Семейное воспитание – это очень сложная система. На эту систему влияет биологическое здоровье детей, наследственность, материальная обеспеченность родителей, проживание на отдельной жилплощади и т. д. Все это очень гармонично переплетается вместе, чтобы при каждом отдельном случае проявиться по-разному.

Задачи семейного воспитания

  • Создаются максимально приемлемые условия для развития малыша. От родителей требуется обеспечить не только благополучие в материальном плане, но и обратить внимание на микроклимат дома. Грош цена высокому достатку, если родители учат детей переступать через моральные ценности общества. Яркий пример – семьи некоторых «новых русских» в 90-х годах прошлого века. Их дети воспитаны в атмосфере вседозволенности и уверенности, что все можно купить за деньги.
  • Социальная и психологическая защита. Здесь работает принцип «один за всех и все за одного». Родители должны не столько вступаться за свое чадо при любом нужном и ненужном случае, сколько обеспечить уверенность, что такая защита обязательно будет при необходимости. Это окрыляет и придает особую уверенность, она чувствуется в каждом слове, шаге и действии.
  • Передача опыта создания и сохранения семьи. Родители огромное внимание уделяют образованию ребенка, учат его найти свое место в жизни и получить престижную работу с высоким окладом. Но в процессе такой погони за материальным благополучием нередко забывают о необходимости научить взаимоотношениям с противоположным полом. Дети часто не знают, как правильно построить семью , а ведь семья ставится наравне с работой, если даже не выше нее.
  • Обучение полезным навыкам, направленным на помощь близким и самообслуживание. Девочки учатся от мамы и бабушки вкусно готовить, умение работать с инструментом, выполнять мелкий ремонт по дому. Этому редко учат на школьных уроках, друзья и знакомые также практически бесполезны. Иногда детей обучают семейному ремеслу, чтобы обеспечить на всю жизнь стабильным заработком.
  • Воспитание чувства достоинства и собственного «Я». Чадо учат базовым моральным принципам, принятым в обществе. Малыш учится воспринимать общество и себя внутри этого общества. Малышу нужно с малых лет рассказывать, как вести себя с обидчиками, защищать свою честь и честь своей семьи.

■ гуманность и милосердие к растущему человеку;

■ вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

■ открытость и доверительность отношений с детьми;

■ оптимистичность взаимоотношений в семье;

■ последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

■ В оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания:

3) не морализировать, не говорить слишком много,

4) не требовать немедленного повиновения, не потакать и др.

Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути . Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Известно, что родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж.Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

___________________________

МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности их родителей и неотделимы от них. Сколько родителей - столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей - мягкое внушение, у других - угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод - поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание - поэтому методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых; другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и обычно находят для этого соответствующие методы.


Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях, по совету педагогов, создаются и используются воспитывающие ситуации.

Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий:

Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения складываются с одноклассниками и педагогами, со взрослыми и с более младшими по возрасту, что более всего ценят в людях и т. д. Простые, казалось бы, сведения, но 41% родителей не знают, какие книги читают их дети, 48% - какие фильмы смотрят, 67% - какая музыка им нравится; больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. Только 10% учащихся ответили, что в их семьях знают, где они бывают, с кем встречаются, кто их друзья. По данным социологических исследований (1997 г.), 86% юных правонарушителей, оказавшихся за решеткой, ответили, что родители не контролировали их поздних возвращений домой.

Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.

Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, и это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности - нет и повода, и возможности для общения.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Давно замечено, что в семьях образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия - вовсе не роскошь, а практическая необходимость.

Стили семейного воспитания .

Существуют два противоположных стиля семейного воспитания - авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей (чаще отца). Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными, дисциплинированными, но эти качества складываются у них без осознанного отношения к требованиям взрослого. В большей мере - это слепое послушание, нередко основанное на опасении быть наказанным (наказания, даже физические, в таких семьях не редкость). В результате такой методики у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество.

При демократическом стиле родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья сложная) характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. Предъявляя определенные требования, взрослые, обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его личность. Вместе с тем дети хорошо знают слова «можно», «надо», «нельзя». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект, он соответствует социальным задачам сегодняшнего дня.

К типам неправильного воспитания относят :

- Безнадзорность, бесконтрольность - встречается тогда, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге ребенок предоставлен сам себе и проводит время в поиске увеселений, попадает под влияние плохих компаний.

- Гиперопека - жизнь ребенка находится под бдительным надзором, он все время слышит строгие приказания, на него налагаются многочисленные запреты. В результате ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского насилия: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома.

Другая разновидность гиперопеки - воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм.

- Воспитание по типу «золушки» , т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше.

При «жестком воспитании » за малейшую провинность ребенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе.

- Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности : с раннего возраста ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.

Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является физическое наказание. Оно вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации к окружающим, приспособлении к коллективу, почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе. Чаще всего физическому наказанию подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. К физическим наказаниям чаще прибегают в семьях с низким статусом отца или матери, со старыми «ременными» традициями, плохим материальным положением.

Итак, для того, чтобы процесс воспитания в семье был эффективным, он должен основываться на любви и взаимопонимании ребенка и родителей (родителя). Одной из главных задач семейного воспитания является обеспечение счастливого детства: удовлетворение комплекса физических и духовных потребностей, создание атмосферы любви, уважения, условий для свободного творческого развития ребенка.

Л О Ж Н Ы Е А В Т О Р И Т Е Т Ы

Авторитет подавления . Это самый страшный вид авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за палку или за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, – то это и есть авторитет подавления.

Авторитет расстояния . Есть такие отцы, да и матери, которые серьёзно убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства.

Авторитет чванства . Это особый вид авторитета расстояния, но, пожалуй, более вредный. У каждого человека есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они – самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают и своим детям. Дома они даже больше пыжатся и надуваются, чем на работе, они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям.

Авторитет педантизма . В этом случае родители больше обращают внимания на детей. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их – это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом.

Авторитет любви . Это у нас самый распространённый вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили, родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Мимо внимания родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. Ребёнок всё должен делать из любви к родителям.

Авторитет доброты . Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа или мама выступают перед ребёнком в образе доброго ангела.

Авторитет дружбы . Довольно часто ещё и дети не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями. В общем, это, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но всё же родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети всё же остаются воспитанниками.

Авторитет подкупа – самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями. Разумеется, в семье тоже возможно некоторое поощрение, нечто похожее на премирование; но ни в каком случае нельзя детей премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям. Можно премировать за хорошую учёбу, за выполнение действительно какой-нибудь трудной работы.

Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты:

1) скорее правы родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей: когда те еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние, временные, не основанные на реальных способностях увлечения детей во вред учебе, основным занятиям. Вполне естественно, что родители бывают крайне обеспокоены всем, что может нанести детям жестокий физический или моральный вред. Исходя из своих взглядов, жизненного опыта, они стараются объяснить возможные последствия такого поведения. Но нередко наталкиваются на непонимание, неверие, сопротивление воспитательным влияниям.

2) Скорее правы дети. Разумеется, и в этом случае родители, как правило, занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из искреннего желания добра детям. Что же - вопреки этому - влечет за собой обоюдные огорчения? Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые не имеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг к другу и к детям. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на нарушение, на тягу родителей к сомнительным развлечениям, водке. Это вызывает резкие протесты детей. Острые ситуации вызываются также педагогической бестактностью родителей, которая усугубляется отсутствием общей культуры.

3) по причинам обоюдной неправоты. Накопившиеся обиды раннего детства и младшего подросткового возраста переходят из стадии "глухой обороны" сначала в эпизодические "контрнаступления", а затем, если родители не понимают суть происходящего, не изменяют тактики своего отношения к детям, в наступление по всему "фронту отношений": это "холодная война" повседневных нервозных стычек.

Полное взаимное отчуждение и враждебность. Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся причин этой трагедии.

1) Педагогическая несостоятельность родителей.

2) Жестокие, варварские методы "воспитания", в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми путями спасаются от них.

3) Сотворение в семье кумира - обычно единственного ребенка – эгоцентричного и бессовестно-равнодушного.

Наталья Тимофеева
Консультация для родителей «Принципы современного семейного воспитания»

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования , складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников . Семейное воспитание – сложная система . На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей , материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы : создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я» .

Принципы воспитания практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности .

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания :

дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;

родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания ;

личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;

оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие : целенаправленности, научности, гуманизма, уважения к личности ребенка, планомерности, последовательности, непрерывности, комплексности и систематичности, согласованности в воспитании .

Рассмотрим их более подробно.

Принцип целенаправленности . Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности , и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ . Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.

Принцип научности . В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса . Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания .

Принцип уважения к личности ребенка – принятие ребенка родителями как данность , таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению : в этом «повинны» родители , поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша.

Принцип гуманности – регламентация отношения взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, – его право на текущий час и сегодняшний день. К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку – «стань таким, как я хочу» . И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива.

Принцип планомерности , последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка . К сожалению, родители , особенно молодые, отличаются нетерпением, зачастую не понимая, что для формирования того или иного качества, свойства ребенка необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него, они желают видеть «продукт» своей деятельности «здесь и сейчас» . Не всегда в семье понимают, что ребенка воспитывают не только и не столько слова, но вся среда родного дома, его атмосфера, о чем мы говорили выше. Так, ребенку говорят об аккуратности, предъявляют требования к порядку в его одежде, в игрушках, но одновременно он изо дня в день видит, как папа небрежно хранит свои бритвенные принадлежности , что мама не вещает в шкаф платье, а бросает его на спинку стула. Таким образом действует так называемая «двойная» мораль в воспитании ребенка : от него требуют то, что для других членов семьи оказывается необязательным.

Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания . При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т. д. Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т. е. становится фактором воспитания . Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Принцип согласованности в воспитании . Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами : членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т. д.) . Ни один из воспитателей маленького ребенка , будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга – необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности , средств и методов ее осуществления. В противном случае получится, как в известной басне И. А. Крылова «Лебедь, рак да щука» . Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.

Введение

1. Понятие и принципы семейного воспитания

2. Цель и методы семейного воспитания

3. Влияние типологии семей на воспитание детей: типы семейного воспитания

Заключение

Библиография

Введение


Проблема воспитания и роли в нем родителей в педагогике уделяется большое место. Ведь именно в семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как человека и гражданина. Родитель, который успешно выполняет функцию воспитателя, оказывает огромную помощь обществу.

Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности.

Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Проблемой воспитания ребенка в семье и отечественной педагогической науке занимались такие крупные ученые как К.Д.Ушинский, Т.Ф.Каптерев, С.Т.Шацкий, П.Ф. Лек, Е.А.Аркин.

Цель данной работы- рассмотреть понятие, методы и формы семейного воспитания.

Методы и формы семейного

1. Понятие и принципы семейного воспитания

Начальной структурной единицей общества, закладывающее основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей - еще не семья, она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи (Л.Д. Столяренко).

Семья - это социально - педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувство, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья - это такое образование, которое "охватывает" человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание - сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально - экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это ограничено переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по разному.

Каковы задачи семьи? Столяренко пишет, что они состоят в том, чтобы:

создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

обеспечить социально - экономическую и психологическую защиту ребенка;

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

научит детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного "Я".

Семейное воспитание имеет свои принципы. Выделим наиболее общие из них:

Гуманность и милосердие к растущему человеку;

вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

открытость и доверительность отношений с детьми;

оптимистичность взаимоотношений в семьи;

последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

воспитание семья ребенок

2. Цель и методы семейного воспитания

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж.Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д.

Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Г. Крайг пишет, что уже через несколько минут после рождения ребенок, мать и отец (если он присутствует при родах) включаются в процесс бондинга, или образования эмоциональной связи. Издав первый крик и наполнив легкие воздухом, новорожденный успокаивается у материнской груди. После короткого отдыха малыш может пытаться сфокусировать взгляд на лице матери, причем создается впечатление, что он делает паузы и прислушивается. Это вызывает восторг родителей, которые начинают разговаривать с ним. Они внимательно изучают все части тела малыша, разглядывают пальцы рук и ног и забавные крохотные уши. Качая и гладя новорожденного, они устанавливают с ним тесный физический контакт. Многие новорожденные почти сразу находят грудь матери и начинают сосать, периодически останавливаясь, чтобы сориентироваться. Дети, могут более получаса общаться со своими родителями, когда те прижимают их к себе, смотрят им в глаза и разговаривают с ними. Создается впечатление, будто малыши хотят ответить.

Сейчас по крайней мере в 8 независимых лабораториях, находящихся в 5 странах, твердо установлено, что дети на ранних стадиях младенчества способны к ограниченной имитации поведения своих родителей. Они двигают головой, открывают и закрывают рот, даже высовывают язык в ответ на мимику родителей.

Некоторые психологи считают, что такие ранние контакты родителей с ребенком имеют важное психологическое значение для упрочения уз, соединяющих детей и родителей

Ранние дополнительные контакты с ребенком могут оказаться особенно полезны для несовершеннолетних матерей.

Ребенок буквально впитывает в себя семейный распорядок, вживается в него, принимает его как должное. Значит, до минимума сведены причины для капризов, упрямства, пререканий с родителями, т.е. для негативных проявлений, которые невротизируют ребенка, а следовательно, и взрослых.

Уклад родного дома запечатлевается в сознании ребенка, влияет на тот стиль жизни, к которому он будет стремиться и много лет спустя, создавая свою семью.

Мир каждой семьи неповторим и индивидуален - говорит Крайг. Но все хорошие семьи похожи бесценным ощущением защищенности, психологической безопасности и нравственной неуязвимости, которым одаривает человека счастливый отчий дом.

Самой природой отцу и матери отведены роли естественных воспитателей своих детей. Согласно законодательству, отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но несколько по-иному распределяют роли отца и матери.

Т.А. Куликова считает, что для развития интеллекта ребенка предпочтительно, чтобы в его окружении были оба типа мышления - и мужской, и женский. Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. Если же ребенка воспитывает одна мать, о развитие интеллекта иногда идет "по женскому типу", т.е. у ребенка формируются лучше языковые способности, но чаще формируются нелады с математикой.

Очень важным аспектом становления личности ребенка является овладение полоролевым поведением. Естественно, что родители, являясь представителями разных полов, играют главную роль в этом процессе. Ребенок видит пример родителей, наблюдает за их взаимоотношениями, сотрудничеством, строит свое поведение, подражая им, сообразуясь со своим полом.

Б.Спок также считает, что отец и мать должны и оказывают влияние на становление полоролевого поведения. В своей книге "Ребенок и уход за ним" Спок говорит о том, что родители своим поведением, высказываниями и поощрением того или иного поведения у детей разного пола подталкивают их к осознанию того, что ребенок является представителем определенного пола.

Спок акцентирует внимание на том, что отцу и матери нужно вести себя по разному с мальчиками и с девочками. Отец, воспитывая своего сына, привлекает его к мужским занятиям и поощряет развитие у него таких качеств, как решительность, мужественность. А в дочери, мягкость, нежность, терпимость. Мать же обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, приветствуя любую позитивную активность. Отношения между мамами и их сыновьями, папами и их дочерьми оказывает большое влияние на формирование характеров детей, на отношение их к жизни. Личность каждого ребенка формируется в результате повседневных контактов в семейной жизни.

Многие матери и отцы не задумываются о своем отношении к дочери или к сыну, так как любят их одинаково. Родителям нельзя устанавливать какие-то особенные отношения с ребенком определенного пола. Такая родительская позиция обычно мешает развитию ребенка, неблагоприятно отражаясь на формировании его личности.

Таким образом, можно говорить о том, что отец и мать играют большую роль в развитии и воспитании детей, они берегут их жизнь, любят их, и тем самым являются источником для их становления.

Т.А.Куликова в своей книге "Семейная педагогика и домашнее воспитание" называет родителей естественными воспитателями своих детей.

В воспитании детей мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его, отец осуществляет "общее руководство", обеспечивает семью материально, охраняет от врагов. Для многих такое распределение ролей представляется идеалом семейных отношений, в основе которых лежат природные качества мужчины и женщины -чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ребенку, физическая сила и энергия отца. Возникает вопрос: насколько такое распределение функций в действительности соответствует природе мужского и женского начала в семье? Действительно ли женщина отличается особой чувствительностью к эмоциональному состоянию ребенка, к его переживаниям?

Отец и мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Отцовское воспитание очень отличается от материнского. С точки зрения Маргрет Мид роль отца в семье очень велика. Она писала о том, что нормальная семья является та, где ответственность за нее, как целое, несет отец. Так же и при воспитании детей отец несет большую ответственность. "Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, - писал в своих работах А.С.Макаренко,- или поучаете его, или наказываете. Вы воспитываете его в каждый момент своей жизни, даже тогда, когда вас нет дома".

Отец привносит в воспитание дух мужской твердости, требовательности, принципиальности, строгости и четкой организованности. Отцовское внимание, отцовская забота, все умеющие мужские руки создают гармонию в воспитании.

Лишь отец способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Савченко И.А. утверждает, что современные отцы значительно больше вникают в воспитание детей, больше проводят с ними время. И даже берут по отношению к детям часть традиционных материнских обязанностей.

Другие же психологи (А.Г. Асмолов) утверждают, что российские мужчины в 2 раза чаще высказывают неудовлетворение своим положением с детьми. И в 4 раза чаще утверждают, что участие отца в уходе за ребенком порождает много проблем.

Проблема родительского воспитания наиболее острая для российского общества, наше государство декларировало равноправие обоих родителей по отношению к ребенку (кодекс о законов о браке и семье).

Долгое время считалось, что материнские чувства необычайно сильны от рождения, инстинктивны и лишь пробуждаются при появлении ребенка. Это утверждение о врожденности материнских чувств было поставлено под сомнение результатами многолетних экспериментов над человекообразными обезьянами, проведенных под руководством американского зоопсихолога Г.Ф.Харлоу. Суть эксперимента в следующем. Новорожденных детенышей отделили от матерей. Малыши стали плохо развиваться. Им внесли "искусственных матерей" - проволочные каркасы, обтянутые шкурой, и поведение детенышей изменилось к лучшему. Они лазали по "мамам", играли рядом с ними, резвились, прижимались к ним в случае опасности. На первый взгляд для них не было разницы между родной и "искусственной" мамой. Но, когда они выросли и дали потомство, стало ясно, что замена не была полноценной: у обезьян, выросших в отрыве от взрослых особей, начисто отсутствовало материнское поведение! Они были так же равнодушны к своим детям, как их "искусственные мамы". Они отталкивали малышей, били их так, когда те плакали, что некоторые погибли, а других спасли сотрудники лаборатории. На основе экспериментальных данных был сделан вывод о том, что у высших млекопитающих (а человек относится к ним) материнское поведение приобретается в результате собственного опыта раннего детства.

И, тем не менее, у матери к ребенку несравненно более "естественная" дорога, чем у отца.

3. Влияние типологии семей на воспитание детей: типы семейного воспитания

Если говорить о родительской позиции, о стиле поведения, то можно сказать о типах матери и отца.

Типологию матерей выделяет А.Я.Варга:

"Спокойная уравновешенная мама" - настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы. Вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благополучия и добра.

"Тревожная мама" - вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу благополучию ребенка. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу которая лишает покоя всех ее членов.

"Тоскливая мама" - вечно всем недовольна. Она напряжена мыслями в себе, своем будущем. Ее беспокойство и мнительность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью.

"Уверенная и властная мама" - твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит не на йоту. Она подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, инициативе.

А.И. Баркан предлагает типологию современных пап.

"Папа - мама" - это по матерински заботливый папа, он берет на себя функции мамы: и искупает, и накормит и книжку почитает. Но не всегда ему удается это сделать с должным терпением. Пресс настроения папы давит на ребенка, когда все хорошо папа заботлив, добр, отзывчив, а если что -то не ладится, бывает не сдержанным, вспыльчивым даже злым.

"Мама- папа" - главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду Как мать и как отец он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку все разрешается, все прощается, и он иногда удобно "устраивается" на папиной голове, превращается в маленького деспота.

"Карабас - барабас". Папа пугало, злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь "ежовые рукавицы" В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья. Наказание за содеянное как профилактика - излюбленный метод такого папы.

"Крепкий орешек" - непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы облегчить участь ребенка, когда он не прав.

"Попрыгунья" - стрекоза. Папа, живущий, но не чувствующий себя отцом. Семья для него тяжелая ноша, ребенок обуза, предмет забот жены, что хотела, то и получила! При первой возможности этот тип превращается в приходящего папу.

"Добрый молодец", "Рубаха-парень" - папа на первый взгляд и как брат, и как друг. С ним интересно, легко и весело. Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье, что не нравится маме. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.

"Ни рыба, ни мясо", "под каблуком" - это не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, даже если она ни права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь.

Таким образом, можно сделать вывод, что любовь родителей к своему ребенку является основой приобретения последним социально способности - любить собственных родителей.

Отечественный ученый А.В.Петровский выделяет тактики семейного воспитания.

"Сотрудничество". Демократичные родители ценят в поведении детей и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей.

"Диктат". Авторитарные родители требуют от детей беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай - равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

"Гипоопека". Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

"Невмешательство" - предполагается, что могут существовать два мира, взрослые и дети и ни тем ни другим не следует переходить намеченную черту.

Таким образом, любому отцу и любой матери следует знать, что нет жестко установленных правил в воспитании детей, есть только общие принципы, воплощение которых зависит от каждого конкретного ребенка, и от каждого конкретного родителя. Задача родителей состоит в том, чтобы так организовать процесс воспитания, чтобы достичь желаемых результатов, залогом этого может быть внутренняя гармония каждого из родителей.

Важным фактором влияющим на формирование личности ребенка является атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями. Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых является для ребенка необходимым своеобразным жизненно - важным витамином, который дает ему ощущение защищенности обеспечение эмоционального равновесия его самооценки.

Заключение

Итак, семья играет огромную роль в процессе воспитания. Ведь именно в семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как человека и гражданина.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Именно поэтому, так важно чтобы ребенок, положительно воспринимал семью. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Родители должны понимать, что они обязаны:

Принимать активное участие в жизни семьи;

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка.

Библиография

1.Азаров. Ю.П. Искусство воспитывать. М., "Просвещение", 1985.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пет., 2000.

Дружинин В.Н. Психология семьи. Москва, издательство КСП 1996 год.

История педагогики и образование/Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2001.

Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999.

Лански Вики. Настольная книга для родителей:1500 бесценных советов на первые пять лет жизни вашего ребенка/Лански В.-М.:Эксмо-Маркет, 2000.-288с.

Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-начало ХХ века):Учеб. пос.-М.:Форум, ИНФРА-М,1998.-584с

Лесгафт П.Ф. " Семейное воспитание ребенка и его значение". Москва, "Просвещение",1991.

Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., Педагогическое общество России. 2002.

Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника: Пос.для вузов, учителей нач.классов и родителей.-2-е изд.-М.:Академия, 1997.-288с.

Семейное воспитание. Краткий словарь. Сост.: И.В. Гребенников,Л.В. Ковинько, Смирнов С. Д. Курс "Гуманистические традиции образования",., 1996.

Семейное воспитание: Хрестоматия:Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав./Сост. П.А.Лебедев.-М.:Академия,2001.-408с.-(Высшее образование).

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов -на Дону. 1999.

Умом и сердцем. Мысли о воспитании, изд.-5 -тое, Москва, Издательство политической литературы, 1988 год, сост.Молохов Н.И.

Фомичева Ольга Святославовна. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке.-М.: Гелиос АРВ,2000.-192с.:ил.

Фридман Лев Моисеевич. Психология воспитания: Книга для всех, кто любит детей.-М.:Сфера,1999.-208с.

Харламов И. Ф. Педагогика М., 1999.

Семейная жизнь, понимаемая в ее полном смысле, есть та школа, в которой настоящим образом научишься жизни.

В. Жуковский (1783-1852), русский поэт

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Характеристики семьи. Принципы семейного воспитания. Задачи и функции семьи. Типы семейного воспитания. Конфликты в семейной жизни

Среди факторов воспитания огромное значение имеет семья. Ее особая роль в системе воспитательных институтов обусловлена тем, что она среди них первой берется за это трудное дело и продолжает его в течение всей жизни человека.

Что же такое семья?

Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Вследствие сложности и многогранности этого объединения существует много различных подходов к изучению семьи, а также ее определений, встречающихся в научной литературе. В настоящее время можно выделить три самых общих подхода к изучению семьи - можно рассматривать ее как социальный институт, как малую группу и как систему взаимоотношений.

Семья - это группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровнородственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Семья - один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества. Она дает представление о жизненных целях и ценностях, о поведении в быту, о нравственности, гуманизме и т.д. В семье человек получает практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, усваивает нормы поведения в различных ситуациях повседневного общения. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы жизненного тренинга личности. С одной стороны, социальный опыт приобретается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с членами своей семьи, с другой стороны, он накапливается за счет наблюдения со стороны ребенка за особенностями взаимоотношений остальных членов семьи между собой.

Типология семьи определяется различными подходами к определению основания для классификации, например:

  • - по количеству детей (бездетная, однодетная, малодетная, многодетная семья);
  • - по составу (семья неполная, простая, сложная);
  • - но семейному стажу (молодожены, молодая семья, семья среднего супружества, пожилая супружеская семья) и др.

Каждую из типов семей характеризуют наблюдаемые в семье социально-психологические явления и процессы, особенности эмоциональных контактов членов семьи, индивидуально-психологические потребности ее членов и т.д.

Какая из названных семей лучше подходит для решения задач воспитания? В любой из них имеются свои достоинства и недостатки.

Так, в простой семье молодое поколение привыкает к большей самостоятельности и ответственности, в ней меньше конфликтов между отцами и детьми. Однако здесь быстрее теряются связи, нарушаются семейные традиции, у старшего поколения исчезает возможность общения со своими внуками, снижается участие в их воспитании.

Сложная семья , объединяющая несколько поколений, обеспечивает возможность для разностороннего общения и взаимовлияния, облегчает быт. Вместе с тем в вопросах воспитания разные поколения могут расходиться во взглядах, что вызывает бурные столкновения, создает драматические ситуации, от которых страдают прежде всего дети.

Особое положение занимают неполные семьи . Причины данного социального явления различны, но чаще всего - это разводы, которые не могут оставить детей равнодушными и от которых они глубоко страдают. К неполным семьям нельзя относиться предвзято, а к детям, воспитывающимся в них, как к потенциально неблагополучным. В ряде случаев такая семья перестает быть неблагополучной именно в результате развода, поскольку из нее удаляются источники постоянного негативного воздействия на детей, связанные с алкоголизмом, наркоманией или психической неуравновешенностью одного из родителей.

Конечно, в неполной семье условия воспитания усложняются из-за снижения материального уровня, перегрузки родителя, с которым остались дети, психологической перенапряженное™. Однако появляются и компенсирующие факторы: дети проникаются уважением и сочувствием к родителю, становятся ему более близкими эмоционально, стремятся помочь в домашних делах, приучаются сдерживать непомерные запросы. Это создает в семье благоприятную нравственную атмосферу, помогает преодолевать трудности.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

  • - создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • - обеспечить социально-экономическую и психологическую его защиту;
  • - передать ему опыт создания и сохранения семьи;
  • - научить детей полезным прикладным навыкам и умениям;
  • - воспитать в них чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: социология, экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны функционирования или развития семейной группы.

Сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связанные с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называются функциями. Многие исследователи единодушны в том, что последние отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила некоторые функции, присущие ей в прошлом, например, производственную, образовательную и др.

Среди множества функций, рассматриваемых разными авторами, назовем несколько так называемых традиционных функций семьи:

  • - хозяйственно-экономическая;
  • - репродуктивная;
  • - воспитательно-образовательная;
  • - рекреативная - организация досуга, отдыха, забота о здоровье членов семьи.

Следует, однако, учесть, что существует множество факторов, препятствующих реализации функций семьи, например:

резкое социологическое расслоение семей по уровню материального благополучия;

  • - ухудшение материального положения большей части семей, что выразилось в резком сокращении рождаемости, а что самое тревожное - отказ от детей;
  • - неразработанность законодательной базы по защите интересов матери и ребенка и их практическая беззащитность.

Тяжелое положение семьи в современной России усугубляется отрицательным воздействием «общих бед», характерных для всей цивилизации:

  • - рост доли малодетных и бездетных семей;
  • - нестабильность семьи в результате разводов;
  • - растет число неполных семей;
  • - все чаще молодые люди отказываются от создания семьи, живут в так называемом «гражданском браке».

Тем не менее и сегодня, несмотря на ряд кризисных явлений, семья продолжает выполнять свои функции. Весьма высокой остается и ее воспитательная роль.

Воспитание подрастающего поколения не только личное дело родителей - в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание - это очень важная, существенная часть общественного воспитания. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой, поскольку семья - это основная среда обитания и жизнедеятельности детей, которая во многом сохраняется и в подростковый период. В процессе семейного общения младшим передаются жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.

Система семейного воспитания всегда сугубо индивидуальна, складывается в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На ее формирование влияет множество факторов, например, такие, как наследственность, физическое и психическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку и т.д. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Содержание семейного воспитания охватывает физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное направления. По мере сил родители и близкие дают детям знания о природе, обществе, профессиях, формируют опыт творческой деятельности. Особое место занимает нравственное воспитание, в первую очередь доброжелательности, доброты, внимания и милосердия к старшим, младшим и слабым, честности, открытости, трудолюбия.

Семейное воспитание имеет свои принципы. Приведем наиболее общие из них:

  • - гуманность и милосердие к растущему человеку;
  • - вовлечение детей как равноправных участников в жизнедеятельность семьи;
  • - открытость и доверительность отношений с детьми;
  • - последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • - оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме того, существует ряд частных, но значимых для семейного воспитания правил: не применять физических наказаний, не читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном

Выдающийся представитель русской педагогики конца XIX- начала XX в. П. Ф. Лесгафт определил условия, при которых каждый ребенок может стать «идеально нормальной личностью». В своей книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» он предупреждал, что слепая неразумная материнская любовь, «забивая ребенка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом.

Семейному воспитанию присущи свои методы : личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Выбор того или иного метода происходит сугубо индивидуально с учетом конкретной ситуации, в которой происходит воспитательное воздействие.

Каждая семья обладает целым комплексом психологических особенностей. Но общей для всех семей является, как правило, ярко выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений. Именно высокая степень эмоциональной близости - это особое качество настоящей, крепкой семьи.

Семейные отношения - это система взаимных требований и ожиданий, которые ориентированы во всех направлениях - и от старших к младшим членам семьи, и от младших к старшим.

Существуют разные подходы к классификации стилей взаимоотношений родителей и детей.

Рассмотрим два противоположных стиля семейного воспитания - авторитарный и демократический.

При авторитарном стиле взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными, дисциплинированными, но эти качества складываются у них без осознанного отношения к требованиям взрослого. В большей мере - это слепое послушание, нередко основанное на опасении быть наказанным (наказания, даже физические, в таких семьях не редкость). В результате у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество.

При демократическом стиле родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья сложная) характеризуются любовью и уважением, вниманием и заботой друг о друге. Предъявляя определенные требования, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его личность. Вместе с тем дети хорошо знают слова «можно», «надо», «нельзя». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект, он соответствует социальным задачам сегодняшнего дня.

Выделяют несколько типов неправильного воспитания.

Безнадзорность , бесконтрольность встречается тогда, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге ребенок предоставлен самому себе и проводит время в поиске увеселений, попадает под влияние плохих компаний.

При гиперопеке жизнь ребенка находится под бдительным надзором, он постоянно слышит строгие приказания, на него налагаются многочисленные запреты. В результате ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, свои интересы. Постепенно в связи с тем, что другим «все дозволено», у него нарастает обида. У подростков она нередко выливается в бунт против родительского насилия: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома.

Разновидность гиперопеки - воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются. В результате, повзрослев, такой человек не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм.

Воспитание по типу «золушки» протекает в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. «Нет ничего хуже притворства доброты, - писал Л. Н. Толстой, - притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше.

При «жестком воспитании» за малейшую провинность детей сурово наказывают, и они растут в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что страх - самый обильный источник пороков (жестокости, озлобленности, приспособленчества, угодничества).

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности состоит в следующем: с раннего возраста ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.

Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является физическое наказание. Оно вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном счете ведут к изменению поведения. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации к окружающим, приспособлении к коллективу. Почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе. Чаще всего физическому наказанию подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. К физическим наказаниям чаще прибегают в семьях с низким статусом отца или матери, со старыми «ременными» традициями, плохим материальным положением. Педагоги-ученые выделили это явление в особый феномен и назвали его СООСД (синдром опасного обращения с детьми). В законодательствах многих стран есть пункты об ответственности лиц, знавших, но не сообщивших о СООСД.

Особое воспитательное значение в семье имеет авторитет взрослых. Некоторые родители склонны думать, что авторитет дается от природы. Это не так, но он может быть организован в каждой семье, важно, чтобы он строился па требовательности и доброте, открытости и соучастии во всех делах, доверии и ответственности, внимании к детям и их жизни.

К сожалению, встречаются родители, которые строят авторитет на ложных основаниях:

  • - авторитет подавления - родители по любому поводу раздражаются, на каждый вопрос ребенка отвечают грубостью, любую его вину сопровождают наказанием. Такой метод приучает детей держаться подальше от родителей, воспитывает в них жестокость, вызывает детскую ложь и человеческую трусость;
  • - авторитет расстояния - родители убеждены, что ребенка следует держать на расстоянии, поменьше с ним разговаривать, выступая перед ним в качестве начальства (у них своя жизнь, свои интересы, о которых дети не должны знать). Такой авторитет не приносит никакой воспитательной пользы;
  • - авторитет чванства строится на представлении родителей о собственной значимости, что они и демонстрируют на каждом шагу, в том числе и своим детям. Бесконечное бахвальство своими достоинствами и высокомерное отношение к другим людям формируют у ребенка аналогичный стиль поведения;
  • - авторитет педантизма - родители уверены в том, что дети должны выслушивать каждое их слово с трепетом, и настаивают на своем, даже если неправы. В результате жизнь ребенка проходит мимо них;
  • - авторитет резонерства - родители буквально «заедают» ребенка бесконечными поучениями, будучи уверены в их педагогической мудрости. Атмосфера в такой семье безрадостная, эмоциональная жизнь детей протекает сама собой, без участия взрослых;
  • - авторитет любви - самый распространенный вид ложного авторитета. Нежные слова, ласки, признания сыплются на детей в избыточном количестве. Родители ревниво следят за выражением детских глаз и буквально требуют любви и нежности. В случае непослушания у ребенка спрашивают: «Значит ты нс любишь маму (папу)?» Ребенок же с малых лет начинает извлекать из этого выгоду и постепенно приучается к интригам;
  • - авторитет доброты - родители пытаются добиться детского послушания с помощью своей уступчивости и мягкости. Им кажется, что дети будут любить их именно за эти качества. Они все разрешают детям, им ничего не жаль. Очень скоро в такой семье ребенок начинает командовать, добиваясь капризами исполнения любых своих желаний;
  • - авторитет дружбы - дружба между родителями и детьми служит великим воспитательным средством, если не достигает пределов, с которых начинается обратный процесс. В этом случае дети начинают потешаться над родителями, упрекать в том, что они все делают не так, как надо;
  • - авторитет подкупа - послушание просто покупается подарками или обещаниями, что развращает детей, делает их лицемерными и меркантильными. Ребенок рассказывает о своих делах только в выгодном для себя свете, чтобы получить плату за хорошие поступки. Все негативное он утаивает, становясь неискренним и расчетливым.

В здоровых семьях родители и дети связаны друг с другом естественными повседневными контактами. С точки зрения педагогики контакт означает эмоциональные, деловые связи родителей и детей, тесное общение между ними, в результате чего возникают душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувство материнства и отцовства, проявляемые в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.

Вместе с тем в семьях нередко возникают конфликты - ситуации неразрешенного (неразрешаемого) противоречия, при которых родители и дети испытывают острый психологический дискомфорт.

Конфликты могут иметь разную природу:

  • - ситуация, когда правы родители;
  • - ситуация, когда правы дети;
  • - ситуация обоюдной неправоты.

Ситуации , когда правы родители , связаны обычно с возрастными особенностями детей, когда те еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливое огорчение родителей вызывают односторонние временные увлечения ребенка во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях - аморальные поступки. Исходя из своих взглядов, жизненного опыта, родители стараются объяснить возможные последствия подобного поведения, но нередко наталкиваются на непонимание, неверие, сопротивление воспитательным влияниям.

Сын-старшеклассник приносит видеокассеты с западными фильмами и смотрит их по ночам. Фильмы эти с жестокостями, откровенным сексом. Как убедить его не заниматься этим?

После школы, до службы в армии сын решил жениться. У сына и его невесты нет никаких самостоятельных материальных средств. Зачем им сейчас создавать семью?

Дочь увлекается модными дорогими вещами и не хочет понять, что у нас нет средств на их приобретение. Как быть?

Важно, чтобы родители всегда стремились разобраться в мотивах поведении детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи неправы, могут быть (и обычно бывают) искренне убеждены в том, что правы именно они, а родители не хотят или нс способны понять их. При всей правоте родителям полезно знать, что существуют психологические барьеры общения, которые чреваты конфликтами: недостаточное знание общающимися друг друга, неприемлемые навыки общения, различие характеров, отрицательные эмоции.

Ситуация , когда правы дети. Разумеется, и в этом случае родители, как правило, занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из искреннего желания добра детям. Причинами конфликтов могут быть личные недостатки родителей. Особенно болезненно реагируют дети на их тягу к сомнительным развлечениям, водке. Острые ситуации возникают из-за педагогической бестактности родителей, отсутствия общей культуры, их эмоциональной глухоты: дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний, непонятных взрослым. Данные конфликты чреваты особыми последствиями - многолетней детской обидой, вносящей разлад в отношения ребенка и родителей.

Ситуация обоюдной неправоты. Накопившиеся обиды раннего детства и младшего подросткового возраста переходят из стадии «глухой обороны» сначала в эпизодические «контрнаступления», а затем, если родители не понимают сути происходящего, не меняют своей тактики, в наступление по всему «фронту» отношений. Военная терминология тут уместна: это «холодная война», состоящая из повседневных нервозных стычек.

Из письма в редакцию газеты: «Уважаемая редакция! Хочу спросить у вас совета. Мне шестнадцать лет. У родителей я одна. Но они нс могут одеть меня, а ведь в наше время хочется выглядеть не хуже других. Из-за денег в семье постоянно раздоры. Родители заботятся только о себе. Если отцу нужна рубашка, он обязательно ее купит. Мать делает то же самое. А мне еще ни разу не купили вещь без того, чтобы не попрекнуть. Посоветуйте, как воздействовать на родителей, чтобы они не были такими жадными. Я тоже человек, и они должны понимать, что у меня тоже есть потребности».

Из примера видно, что обе стороны утратили способность слушать и понимать друг друга, устали от длительных и бесполезных дебатов и взаимных упреков.

Достаточно редко, но возникают и такие ситуации, когда в семье царят полное взаимное отчуждение и враждебность.

Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся причин этой трагедии:

  • 1. Педагогическая несостоятельность родителей. Воспитание детей принадлежит к одной из самых трудных сфер человеческой деятельности. Большинство родителей приступают к этому архисложному делу, не имея о нем никаких педагогических представлений. Но поскольку родители сами воспитывались в семье, детском саду, школе, у них возникают иллюзии осведомленности. Об этом парадоксе К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически». И если родители не занимаются вдумчивым психолого-педагогическим самообразованием, в конце жизни их может ожидать одинокая старость.
  • 2. Жестокие , варварские методы воспитания , в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и избегать их.

В одной из центральных газет были опубликованы результаты анкетирования школьников с третьего по десятый класс в пятнадцати городах России (семь тысяч ответов). Оказалось, что 60% родителей используют физические наказания: в 86% случаев - порку; в 9% - стояние в углу на коленях, на горохе, кирпичах; в 5% - удары по лицу и голове.

Поскольку семья как малая группа проходит определенные фазы развития, внутрисемейные отношения сообразно этому строятся по-разному. Следует поддерживать у ребенка уверенность в том, что его любят, о нем заботятся независимо от конфликтов его с родителями. Это создает необходимый для развития личности психологический контакт , который достигается не материальными затратами, а искренней заинтересованностью во всем, что происходит в жизни и душе ребенка.

При построении психологического контакта с детьми психологи рекомендуют родителям следующее:

  • - принять ребенка таким, каков он есть, признать его право быть непохожим на других, помнить об его индивидуальности;
  • - по мере взросления ребенка признать его право на возрастающую самостоятельность, на приобретение своего собственного опыта;
  • - дать ребенку возможность почувствовать неизбежность негативных последствий его поступков, логически разъяснять причину таких последствий;
  • - признать право взрослеющего ребенка на проявление симпатии и установление эмоциональных контактов вне семьи;
  • - не впадать в состояние «слепой любви» к ребенку, дать возможность развиваться его самостоятельности;
  • - остерегаться проявлений «родительского эгоизма» - желания «сделать» из своего ребенка лучший вариант самих себя;
  • - проявлять постоянство по отношению к ребенку;
  • - стараться культивировать в семье диалог, совместное рассмотрение ситуаций, проблем, целей;
  • - чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;
  • - расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
  • - на личном примере создавать у ребенка правильное представление о системе жизненных приоритетов, о модели системы внутрисемейных отношений.

Особое значение имеют взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе. Значимым моментом в жизни ребенка является поступление в школу. Меняется ритм жизни, окружающая среда. Именно в этот период решается задача, быть или не быть творческой личности. Поэтому вопрос о взаимосвязи семьи и школы - один из самых важных в жизни общества.

В процессе общения не только педагоги могут указывать родителям на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители педагогам - на аналогичные проблемы в работе школы. При этом необходимо, чтобы взаимная критика была обоснованной и конструктивной. Не общие слова и обидные эпитеты, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе. Только в таком случае цель школы и цель семьи - воспитать человека и гражданина, полезного обществу, - может быть достигнута.