Создание библиотеки в детском саду. Проект по взаимодействию детского сада с детской библиотекой

Библиотека - медиатека в детском саду
Сейчас в детских садах создаются библиотеки-медиотеки. Наш детский сад из города Стерлитамака создал свою небольшую библиотечку-медиотеку,разработали положение,содержание работы на год.
Одной из важных составляющих методического кабинета дошкольного учреждения является правильно организованная библиотека. В современном ДОУ она служит центром формирования навыков детского и семейного чтения: приобщает дошкольников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, развивает информационную культуру личности, участвует в адаптации детей к условиям жизни в обществе.
Основу книжного фонда в методическом кабинете нашего ДОУ составляет обычно специализированная литература по вопросам развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ежегодно он пополняется новыми экземплярами в соответствии с изменяющимися педагогическими тенденциями и разнообразием современного книжного рынка.Но поскольку книга перестала быть единственным источником информации,то в арсенале современного ДОУ появляются видео - и аудиоматериалы, энциклопедии и т.д. Открытию нового структурного подразделения библиотеки – медиотеки в МБДОУ №29 г.Стерлитамака способствовала появление методической, развивающей литературы и пособий на электронных носителях, подключение к сети Интернет,организация локальных сетей между отдельными службами ДОУ, а также изменившиеся интересы и потребности пользователей (педагогов и родителей), желающих получать информацию с помощью средств информационных технологий Библиотека – медиатека представляет собой информационный центр, который накапливает,каталогизирует и систематизирует материалы на всех видах носителей,а также обеспечивает воспитателям, родителям и детям максимально возможный доступ к педагогической информации.
Основными задачами деятельности структурного подразделения являются обеспечение доступа к информационным образовательным ресурсам педагогическим работникам, воспитанникам ДОУ,их родителям,а также помощь участникам педагогического процесса в овладении информационными компетенциями,социализации воспитанников, развитии их творческого потенциала.Библиотека – медиатека формируют навыки независимого библиотечного пользователя: поиск,отбор, критическая оценка информации, внедрение новых информационных технологий.
Первым этапом в организации деятельности была разработка положения о библиотеке - медиатеке (приложение1) и определение ее миссию.

Миссия библиотеки - медиатеки заключается:
В повышении компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания дошкольников;
Обеспечение доступа педагога и пользователя-родителя к объективной и всесторонней информации о воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста;
Формирование информационной культуры личности педагога;
Консультативной помощи в поиске и выборе источников информации (использование ее в самообразовании, индивидуальной и групповой работе с детьми);
Активизации внимания родителей к проблеме приобщения детей к чтению,книге;
Пропаганде ценности детства.

Особое значение в организации деятельности библиотеки - медиотеки имеет планирование с учетом знаменательных дат, праздников и традиционных массовых мероприятиях детского сада. В начале года составляется годовой план работы с указанием направлений и содержания деятельности, срока выполнения и ответственных исполнителей (приложение 2),а в конце учебного года - отчет о проделанной работе.
На сегодняшний день в нашей библиотеке – медиотеке ДОУ ежемесячно оформляются информационные буклеты и стендовые материалы для просветительской работы с родителями, презентационный материал к городским окружным открытым мероприятиям, выставкам, создаются электронные альбомы групп «жизнь группы в детском саду в20_/20_учебном году».

Использование ресурсов библиотеки - медиатеки.

Помимо обеспечения информационными ресурсами участников образовательного процесса библиотека – медиатека выполняет педагогическую функцию – ее ресурсы используются при организации массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и читательской культуры воспитанников. Актуальной проблемой является приобщение дошкольников к книге,ведь статус чтения и отношение к нему сильно изменилось. Многие родители сами практически не читают и зачастую не осознают, что чтение – это ключ к современному информационному пространству. Поэтому одна из важнейших задач - повышение компетентности родителей в сфере детской культуры, общение с ребенком на основе книги и системной работы с текстом.
В специальном разделе для родителей представлено психолого-педагогическая литература, рекомендательная библиография и другая полезная информация.
Групповая работа с детьми по приобщению их к книге организуется по средствам «громкого чтения». Сочетание живого голоса, книги и общения создает ауру тепла и общности, которая способствует возникновению положительных эмоций. В ДОУ проводятся тематические мероприятия, например, книжные выставки, литературные викторины досуги, КВНы.
Особый интерес вызывает медиалекторий для детей «Хочу все знать!». Помимо традиционных форм проводится виртуальные путешествия, интерактивные игры и викторины,разработанные на основе презентаций. Например, виртуальное путешествие по родному городу Стерлитамаку, приуроченное ко Дню города; интерактивная игра «Подарок для самого слабого», веселые приключения в стране «Мультфильмия» ко дню анимации, и т.д.
Подводя итоги, можно отметить, что структурное подразделение «Библиотека -медиотека» является информационно-образовательным центром ДОУ, т.к. имеет достаточные ресурсы по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, хорошее техническое оборудование и обеспечивает разнообразие форм досуговой деятельности воспитанников.

Частный детский сад: с чего начать, как преуспеть Зицер Наталья

Библиотека в детском саду

Библиотека в детском саду

В наши дни ребенок осваивает пульт от телевизора раньше, чем начинает ходить. Малыш уверенно орудует мышкой от компьютера задолго до того, как научится читать.

Несмотря на то что в наше время в жизни человека огромную роль играют компьютеры, телевизоры и другие электронные средства передачи информации, книга все же не перестает быть важной частью нашего мира. Развитие и образование не может происходить без знакомства с литературным материалом. Поэтому в детском саду обязательно должна быть библиотека, хотя бы маленькая. Речь не идет об отдельном помещении со стеллажами и картотекой, достаточно одного стеллажа, в котором живут книжки. Также как игрушки и игры, книги должны находиться в доступном месте, так, чтобы каждый мог подойти, взять книжку с полки, открыть ее и прочитать или посмотреть картинки.

В книжных магазинах огромный выбор детской литературы, просто глаза разбегаются. Что же выбрать для детского сада? Лучше начать с детской классики: Чуковский, Маршак, Носов, Успенский… Стоит выбирать яркие, современные издания. Важно обратить внимание на качество печати и бумагу. Книги в твердой обложке, отпечатанные на плотной бумаге, проживут дольше. Слишком толстые сборники типа «Лучшие сказки» или «Самые любимые сказки» трудно держать в руках из-за их солидного веса.

Не стоит сразу покупать полный набор детской литературы – лучше это делать постепенно в течение года, тогда появление в библиотеке новой книги станет приятным событием в жизни детского сада. Можно попросить каждого из родителей принести в садик по несколько детских книг, наверняка они сделают это с удовольствием.

Из книги Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Веракса Николай Евгеньевич

Организация проектной деятельности в детском саду Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш,

Из книги Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет автора Петрова Вера Ивановна

Из книги Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет автора Варенцова Наталья Сергеевна

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Закон «Об образовании» Российской Федерации.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.Давыдов В. В., Петровский В.А. и др.

Из книги Ребенок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов автора Коллектив авторов

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Закон «Об образовании» Российской Федерации.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.Давыдов В. В., Петровский В.А. и др.

Из книги Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет автора Губанова Наталья Федоровна

Наталья Федоровна Губанова Игровая деятельность в детском

Из книги Частный детский сад: с чего начать, как преуспеть автора Зицер Наталья

Глава 13. Как устроен день в детском саду На примере того, как устроен день, легче всего понять, что происходит в детском саду: во сколько начинается завтрак, в какое время проходят занятия, сколько времени отводится на прогулку и дневной сон.Один из первых вопросов,

Из книги Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет автора Куцакова Людмила Викторовна

Детские дни рождения в детском саду Для многих людей день рождения – самый любимый праздник. Стоит заранее подумать о том, как будут проходить дни рождения в вашем детском саду. Можно назначить определенный день недели, в который отмечаются дни рождения, и сообщить об

Из книги Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Степаненкова Эмма Яковлевна

Праздники в детском саду В течение учебного года есть несколько прекрасных поводов для того, чтобы устроить праздник в детском саду, например Новый год или Восьмое марта. На праздник можно пригласить родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестер. Как правило,

Из книги Полезная книга для мамы и папы автора Скачкова Ксения

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Закон «Об образовании» Российской Федерации.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.Давыдов В. В., Петровский В.А. и др.

Из книги Как вести себя в детском саду автора Шалаева Галина Петровна

Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка Определение и специфика подвижной игры Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с

Из книги Как отучить ребенка плеваться едой автора Васильева Александра

Первые дни в детском саду Если вы правильно и своевременно начали готовить свое дитятко к детскому саду, то огромных проблем быть не должно.1. Примерно за недельку до того момента, как вы поведете карапуза «на его работу», можете начинать разговоры о райском уголке, где

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Как вести себя в детском саду Я сейчас вам расскажу, Как вести себя в саду, Как с ребятами дружить, Как без грусти день

Из книги автора

В детском саду не плачь о маме Мама серого Котёнка В детский садик привела. Но пушистого ребёнка Успокоить не могла. Стал мяукать он, цепляться Лапкой за её подол, Не хотел в саду остаться, В группу он никак не шёл. Нет, не стоит так, ребята, Громко плакать

Из книги автора

Не привередничай и ешь всё, что дают в детском саду За столом Кроты сидят, Нос воротят, не едят: – Эту кашу не хотим! Чёрный хлеб мы не едим! Дайте лучше чаю нам, Бедным маленьким Кротам! Я напомню об одном: Не кривляйтесь за столом, Не капризничайте

Из книги автора

Ребенок не ест в детском саду Хотя с местами в детских садах до сих пор есть проблемы, все же большинство детей проводят несколько лет перед школой в одном из этих заведений. И вот ваш домашний мальчик или девочка собираются в сад. Один из главных вопросов, тревожащих любую

Из книги автора

Как в детском саду следует относиться к непослушанию Прежде всего не считать такое поведение патологией. Конечно, непослушные дети мешают работе группы. Но проблема эта рабочая, то есть технически-педагогическая. При 25 детях в группе воспитателю необходимо заботиться о

ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА В ДОУ

Серебренникова Л.Н.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 10 «Чебурашка»

города Краснокаменска Забайкальского края.

Литература – наиболее доступный в воспитательно-образовательном отношении вид искусства. Ее доступность обусловлена родным языком. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы литературного языка.

Детская художественная литература, призвана развивать у читателя чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства. Художественная литература служит средством умственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи.

Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. Аксиома в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать ребенка всего того, что принес прогресс. Как не имеем права не замечать и отрицать все то, что электронный мир таит в себе. Как помочь малышу полюбить книгу, чтобы он стал ее пленником на всю жизнь? Совсем не случайно 2003-2012 гг. ООН объявила Десятилетием грамотности. Вот почему вопросы формирования интереса к художественной литературе требуют повышенного внимания. Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

В качестве нестандартного метода приобщения дошкольников к литературе в некоторых детских садах создаются детские библиотеки. В научно – методических и практических журналах появляются первые публикации такого опыта. Данный метод заинтересовал и коллектив нашего детского сада № 10. В результате около трех лет назад в детском саду открылась детская библиотека - новое и еще не совсем привычное направление нашей деятельности.

Этому событию предшествовала работа с детьми и их родителями. Так, для того чтобы изучить, как организовано домашнее чтение в семьях, было проведено анкетирование, в котором приняли участие 75 человек (родители воспитанников от младшей до подготовительной группы). Главная задача опроса состояла в том, чтобы выяснить заинтересованность родителей проблемой приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению. В результате анкетирования выяснилось:

Родители не так часто покупают детям книги (основной «подарок» - это игрушки, сладости);

Совместное чтение детской литературы происходит довольно редко (сложный ритм жизни, нехватка времени);

Подписываются на периодическую печать для малышей практически единицы.

Также из общения с родителями выяснилось, что они крайне редко бывают с детьми в городской библиотеке.

Учитывая данные, полученные в результате анкетирования, было принято решение об открытии библиотеки в стенах дошкольного учреждения. Для создания библиотеки было выделено помещение и оборудование: стеллажи, полка для оформления выставок и столы. Но основной задачей было создание полноценного книжного фонда. К этой работе были привлечены семьи воспитанников. Была проведена акция «Книжкин дом». В ее ходе родители приносили как вновь купленные книги современных писателей, но и книги, которые пользовались популярностью в семье. Книжный фонд активно пополнялся сотрудниками детского сада. Литература приобреталась и за счет бюджетных средств. В результате получился фонд, включающий в себя около 1000 книг. В библиотеке книги были систематизированы по разделам.

Об истории страны, армии;

О детях, взрослых и их взаимоотношениях;

О природе, временах года;

Познавательная литература.

Для того чтобы детям было удобнее найти книгу по нужной теме, каждый раздел обозначен художественным символом (деревом, солдатом, сказочным персонажем…). Вся эта атрибутика создана специально для детей как модель настоящей библиотеки, с тем, чтобы воспитать у дошкольников потребность в ее посещении, дать первоначальные навыки пользования информационными ресурсами. Кроме книг в библиотеке есть дополнительные экспозиции: «Чудо- книга», «Из истории книги». Экспозиция «Чудо- книга» - это книги, изготовленные из разного материала, разными способами, книги с сюрпризом. Экспозиция «Из истории книги» - это книги из бересты, глины, папируса. И дополнительно в библиотеке находится периодическая литература, журналы «Филя», «Карапуз», «Вини-Пух».

В начале учебного года воспитатели проводят вводную экскурсию, в ходе которой дети знакомятся со всеми достопримечательностями Книжного царства. Воспитатель рассказывает о правилах поведения в библиотеке, о том, из каких отделов она состоит. Проведение экскурсий способствует формированию у детей умение пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению объема библиотечно – библиографических сведений («библиотека», «стеллаж»).

Посещения библиотеки детьми организуются воспитателем группы по мере необходимости и планово. Во время режимных моментов воспитатель может прийти с подгруппой детей в библиотеку, рассмотреть книги, обсудить, чтобы они хотели прочитать и выбрать книгу. Если книга представляет собой сборник сказок или рассказов, воспитатель учит детей работать с оглавлением. Эта книга записывается воспитателем в формуляр, и воспитатель расписывается за взятую книгу. Это немаловажная деталь: так как дети чувствуют ответственность за книгу, взятую ими в пользование. После посещения библиотеки педагог вместе с детьми в группе вспоминают, что им помогло найти книгу, на что они обращали внимание в ходе поиска, как нужно обращаться с библиотечной книгой и т.д. В группе эти книги помещаются в книжном уголке, используются воспитателем для чтения и самостоятельного рассматривания детьми. При восприятии литературного произведения дети, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. После прочтения книги в таком же порядке возвращаются в библиотеку.

Плановые посещения библиотеки детьми организуются заранее. Как правило, они приурочены к замечательной дате, связанной с именем детского писателя, либо определенной теме (книги о природе, любимые сказки, писатели родного края и т.д.).

Самостоятельное индивидуальное посещение библиотеки ребенком затруднительно, поэтому «функцию» читального зала берет на себя книжный уголок в группе, в котором дети в любое время могут взять книгу для просмотра или чтения.

Наш опыт показывает, что лучшими читателями становятся те, кто рано познакомился с книгой. Поэтому привлечение будущих читателей в библиотеку нужно как для расширения их компетентности, так и для увеличения возможностей влияния на становление их читательских интересов в будущем.

Надеемся, что положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.


Проект

по взаимодействию детского сада с детской библиотекой.

Актуальность:

Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества. Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка стало взаимодействие с библиотекой.

Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Совместно с сотрудниками библиотеки обсуждали цели и задачи предстоящей работы. Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников.

Цель проекта:

Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с детской библиотекой
Задачи:

Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.

2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».

3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.

Вид проекта: (образовательный и социально- просветительский)

Участники проекта: педагоги ДОУ, родители, воспитанники, сотрудники детской библиотеки

Формы осуществления преемственности:

    экскурсии в библиотеку;

    знакомство и взаимодействие с библиотекой;

    посещение мини-музея библиотеки;

    выставки рисунков и поделок;

    участие в театрализованной деятельности

    совместные праздники;

Этапы проекта

Подготовительный этап

Цель: определение целей и форм взаимодействия с детской библиотекой

    анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

    установление контактов с организацией

    определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия

Практический этап

Цель: реализация сотрудничества с детской библиотекой

    Составление договоров о творческом сотрудничестве между детским садом и детской библиотекой.

Составление плана совместных мероприятий на учебный год

Мероприятия

ответственный

сентябрь

«Дом книги» (экскурсии в библиотеку, знакомство с профессией библиотекаря)

Библиотекарь,

воспитатели

Праздник осени. «Осенний листопад».

Рисуем осень под музыку.

Библиотекарь,

воспитатели

«В гости к дедушке Корнею» (викторина по произведениям К.И.Чуковского)

Библиотекарь,

воспитатели

«День рождения Деда Мороза»

Библиотекарь,

воспитатели

«Как- то в тихий вечерок девушки гадали…»

Библиотекарь,

воспитатели

К дню Защитника Отечества:

Библиотекарь,

воспитатели

«Нет на свете никого мамочки милее»

Библиотекарь,

воспитатели

«Книжкина больничка» -ремонт книг.

Библиотекарь,

воспитатели

«Праздник со слезами на глазах» (выставка рисунков детей, посвященных Дню Победы.)

«Вспомним правила дорожного движения» (викторина)

Библиотекарь,

воспитатели

«Сказка- ложь, да в ней намёк…»

Заключительный этап

Цель: подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

    проведение анализа проделанной работы;

    определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с детской библиотекой.

Алла Юрьевна Котова

Уважаемые коллеги, спасибо, что нашли минутку и заглянули ко мне в гости! Хочу рассказать и показать вам детскую библиотеку в нашем детском саду . Идея ее созданиядавно "вынашивалась" воспитателями ДОУ. И вот к приемке сада к летнему оздоровительному сезону наша библиотека "распахнула" двери.

Детский сад наш большой-10 групп, поэтому и место нашлось очень подходящее, это фойе между группами. Родители,приводя и забирая ребенка проходят через библиотеку , а это повод,чтобы остановиться и взять интересную книгу для своего малыша. А вечером "окунуться" в увлекательное, совместное чтение.

Итак, приглашаю и вас в нашу библиотеку ! На стенах нарисовали героев из сказок.



На полках разместили книги по темам,понятным и доступным детям.














Для учета посетителей и пользования книгами,завели "Книгу учета", где родители самостоятельно записываются.





Родители с удовольствием посещают нашу библиотеку , часть книг была приобретена ДОУ, также в ее пополнении оказали помощь и родители воспитанников, за что мы им очень признательны. Так, благодаря однажды задуманному,наша мечта осуществилась!

"Золотая полка-это та, которая заводиться исключительно для любимых книг. В мечтах мне рисуются именно полки- никак не шкаф, а именно одна полка, один, если можно так выразиться, этаж шкафа!" Юрий Олеша.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Музейная педагогика в детском саду: новые подходы к организации мини-музея в детском саду Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как.

Фронтальное занятие в подготовительной группе «Библиотека» Цели: 1. Активизировать предметный и глагольный словарь по теме. 2. Упражнять в подборе прилагательных к существительному «книга». 3. Упражнять.

Мини библиотека: Роль книги в нашей жизни: Цель: - Воспитание любви и бережного отношения к книге. - Развитие свободной творческой личности.

Конспект НОД «Библиотека города Московский» Цель: познакомить детей с местной библиотекой, историей ее возникновения. Задачи: формировать представление детей о библиотеке; приобщение.

Как привить детям любовь к чтению? Только полюбив книгу, ребёнок проявит желание учиться читать. Наша задача обратить внимание детей к.