Особенности работы с детьми на занятиях.

Представленный конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе позволяет реализовать несколько образовательных и воспитательных целей, а именно:

  1. Научить составлять простое словесное описание знакомых игрушек.
  2. Развивать повествовательную речь, умение использовать предлоги.
  3. Добавить в активный словарь описательные прилагательные.
  4. Развивать познавательные процессы, мелкую моторику.
  5. Совершенствовать коммуникативные навыки.

Методические приемы

В ходе занятия используются следующие методические приемы:

  • Последовательное формирование алгоритма описания предметов
  • Организованные коллективные речевые игры
  • Игрушки, раздаточные карточки
  • Сюрпризный момент

Материал

  • Петрушка
  • игрушечные звери (заяц, белка, медведь, бобер)
  • карточки для игры с предлогами (с изображениями животных в лесу)
  • корзинка
  • разрезные картинки (парные, с отличиями) «Игрушки»

Ход занятия

Вводная часть

Звучит запись веселой плясовой мелодии.
Педагог надевает игрушку-бибабо Петрушку на руку, затем читает стихотворение:

На гармошке кто играет,
Всех ребяток собирает?

Петрушка:

На гармошке я играю,
Всех ребяток собираю.

Дети рассаживаются по местам, здороваются с Петрушкой.

Игра: «Познакомимся!»

Воспитатель предлагает детям не просто поприветствовать Петрушку, а сыграть с ним в веселую игру: Петрушка что-то расскажет о себе, а ребенок, к которому он обращается, – о себе.

Педагог говорит: «Петрушка хочет познакомиться: узнать не только ваше имя, но что-то еще. Тот, чье имя он назовет, сможет поговорить с нашим веселым гостем, ответить на его вопросы.» Затем воспитатель разыгрывает пример диалога (с Петрушкой и еще одной куклой).

Петрушка: «Привет, Оля! Меня зовут Петрушка, у меня светлые волосы. А у тебя?»

Кукла Оля: «Привет, Петрушка! Меня зовут Оля, у меня волосы темные».

Петрушка может задавать вопросы про («На мне красная рубашка, а на тебе?»), любимое блюдо («Я люблю макароны с сыром, а ты?») или сказку «»Моя любимая книжка - про трех поросят, а твоя?», домашнего питомца («У меня дома живет хомячок, а у тебя?») .

Вопросы лучше подготовить заранее, в данный конспект занятия включены только несколько примеров. Педагог должен составить вопросы, учитывая интересы, склонности своих воспитанников, так они охотнее, полнее будут отвечать на них.

Артикуляционная гимнастика

Педагог просит детей показать Петрушке , которая помогает красиво говорить. Все выполняют упражнения, выученные ранее. Можно использовать любой комплекс, рекомендованный ФГОС для данного возраста. Если вы проводите открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе, то стоит использовать карточки-подсказки с рисунком-символом для каждого упражнения.



Дыхательная гимнастика

Воспитатель: “А теперь Петрушка хочет поиграть с воздушным шариком. Надуем для него большой красивый шар”.

Дети набирают много воздуха, а потом медленно выдыхают его, с разными свистящими и шипящими звуками (С, З, ).

Все занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада должны обязательно включать оба этих вида гимнастики.

Игра «Подскажи мне!»

Педагог достает красный воздушный шар и красный мяч. Она показывает детям один из предметов, затем называет любое его свойство (цвет, размер, вес, материал), говоря: «Шарик - легкий, а мяч – ……?». Дети должны подобрать нужное слово (тяжелый). Тот, кто первым правильно назвал подходящее прилагательное, ловит брошенный ему мяч, а затем возвращает его взрослому. Потом воспитатель кидает мячик тому ребенку, который отвечает на следующий вопрос: «Шарик - большой, а мяч – ….?».

Игра «Подержи и передай»

Воспитатель берет в руки шар, называет одно из его свойств, которые только что были перечислены. Затем передает шарик ближайшему к ней ребенку, предлагая сказать про шарик что-то еще, ответить на вопрос «Какой он?». Шарик дети передают по кругу, перечисляя его характеристики. Затем игра повторяется с мячом. Именно в динамичных играх развитие речи в детском саду проходит наиболее успешно.

Физминутка “Как же мы играли!”

Как же - как же мы играли?
Шарик вместе надували, (изображаем надувание шарика)
На скакалке поскакали, (прыжки на месте)
Дом из кубиков собрали, (приседаем - поднимаемся)
Покружились как юла, (кружимся на месте)
А теперь и ночь пришла! (все зажмуриваются)

Игра «Кто же спрятался в лесу?»

Перед педагогом на столе стоят игрушечные звери. Среди них может оказаться и лесная птичка, хорошо знакомая детям. Один ребенок выходит к столу, встает к игрушкам спиной. Взрослый показывает одну фигурку и просит детей по очереди сказать:

Какой у нее хвостик?
Какие у зверюшки ушки?
Где она живет?
Что любит есть?

Дети отвечают на вопросы по очереди. Ребенок у стола слышит описание игрушки, пытается ее угадать. Если он справился, то зверь «убегает в лес», если нет - остается на столе.

Если занятие по развитию речи проводится во 2 младшей группе, то важно подобрать пары животных одного цвета (лиса-белка, медведь-бобер, заяц-волк). Дети должны иметь возможность ориентироваться не только на цвет игрушки, отгадывая персонажа.

Игра «Кто где спрятался?»

Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображены звери в лесу. Педагог просит каждого ребенка назвать то место, где спрятался его зверь, используя специальные слова-помощники: в, под, над, между, за, перед, у, около, рядом.

Игра «Игрушечный магазин»

Педагог говорит детям: «А теперь мы с вами отправляемся в игрушечный магазин. Поедем на паровозике: все встают в круг, друг за другом. Педагог читает стихотворение, дети повторяют звукоподражания:

Едет-едет паровоз: оз-оз, оз-оз.
Все вагончики бегут: ут-ут, ут-ут.
Проезжаем ручеек: ек-ек, ек-ек.
Пробежал бурундучок: чок-чок, чок-чок.
Пролета вдруг сова: вааааа, вааааа.
Вот уже и наш вокзал: ал-ал, ал-ал.

Все снова рассаживаются по своим местам, игра продолжается. Педагог говорит, что все приехали в игрушечный магазин, где нужно выбрать подарки для Петрушки. Она говорит: «Давайте найдем здесь игрушки и понарошку положим их в эту корзинку». Корзину передают по кругу, дети перечисляют названия игрушек. Далее воспитатель предлагает отправить в корзинку апельсин или огурец, молоток или сапоги, подводя детей к необходимости отделить «игрушки» от «не игрушек».

Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий Гербова Валентина Викторовна

Валентина Викторовна Гербова Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий

Из книги Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет автора Варенцова Наталья Сергеевна

Планы занятий для младшей группы Занятие 1Программное содержание. Знакомство детей со звуками окружающего мира, их вычленение и узнавание. Развитие произвольных движений рук.Материал. Ширма, стеклянные (чашки, стаканы, банки), металлические (молоток и кастрюля, или

Из книги Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. Планы занятий автора

Валентина Викторовна Гербова Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. КомаровойГербова Валентина

Из книги Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Особенности работы по развитию речи в младшей разновозрастной группе Анализ существующей методической литературы, наблюдения за поведением и самочувствием детей разного возраста, пробные занятия, на которых выявлялись варианты объединения детей разного возраста (2–4

Из книги Частный детский сад: с чего начать, как преуспеть автора Зицер Наталья

Планы занятий

Из книги Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий автора Комарова Тамара Семеновна

Планы занятий

Из книги Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Художественное оформление детского сада Недавно нам довелось побывать в одном муниципальном детском саду, и этот получасовой апрельский визит произвел на нас удручающее впечатление. В садике в это время был «тихий час», поэтому везде царила мертвая тишина. У входа меня

Из книги Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада Конспекты

Из книги Конфликтология автора Овсянникова Елена Александровна

Валентина Викторовна Гербова Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы

Из книги 111 баек для педагогов автора Защиринская Оксана Владимировна

Планы занятий

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Валентина Гербова Занятия по развитию речи в средней группе детского сада Планы занятий Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. ГербовойГербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических

Из книги автора

Планы занятий

Из книги автора

Приложение Примеры занятий, способствующих диалогическому развитию речи Диалогическую форму общения дети осваивают в процессе взаимодействия с более опытными носителями родного языка – взрослыми людьми. Формирование диалогической речи – важнейшая программная

Из книги автора

1. Планы семинарских занятий и лабораторно-практические занятия Семинарское занятие 1 Тема: «История развития конфликтологии. Этапы становления» План1. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии

Из книги автора

Из детского сада № 69. Байка «Воспитательница группы придурков» Маленький Максимка вечером сидел под столом на кухне и играл с машинкой. Мама готовила ужин и вербально помогала сынишке:– Да, машинка едет. Би-би. Ж-ж-ж…Вдруг во время предметной игровой деятельности

Из книги автора

№ 74. Байка «Солдатик из детского сада» В детском саду сегодня была лепка. Все дети сидели за столиками и раскатывали пластилин на дощечках.– Взяли кусочек синего пластилина! – командовала воспитательница.– Положили пластилин, взяли пластмассовые ножички, –

Из книги автора

Выбор детского сада Воспитатели детского сада заслуживают уважения, которое мы оказываем учителям. Они больше, чем бэби-ситтеры с косичками и жвачками. Это люди, заменяющие ребенку родителей. Прочитайте, каким должен быть настоящий детский сад, и ищите такой, вместо

Подготовила и провела: воспитатель Шумаева Е.И.


ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

учить детей правильно употреблять в речи названия качеств предметов /величины, цвета/, отвечать на вопросы воспитателя, составлять рассказ, упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных, в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, закрепить правильное произношение звука «Г», ориентироваться в значении глаголов, развивать внимание, воспитывать любовь к игрушкам, бережливость и дружелюбие.

ПОСОБИЯ:

пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки разного цвета и размера, мишки (разного размера), зайчики (разного размера), игрушка Гном, сундучок, колпачки для каждого ребенка.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

рассказ воспитателя о сказочных гномах, игра с Гномом, подвижная игра «Веселые гномики», вопросы детям, дидактическая игра «Какой игрушки не стало?»

ХОД ЗАНЯТИЯ


Дети, вы любите сказки? Вот в одном сказочном лесу живет веселый Гном- это маленький волшебный человечек, такой же, как вы. Этот Гном- путешественник, он любит ходить к ребятам в гости, играть с ними и веселиться.

(Воспитатель вносит игрушку Гнома)


Сейчас Гном расскажет о своих путешествиях, а вы должны постараться отгадать, где, в каких комнатах детского сада он побывал и когда (зимой, летом, утром или вечером) это было.


Зашел Гном в комнату, где ребята зевают, потягиваются, расстилают,
заправляют, отдыхают, спят (в спальню)

Маршируют, подлезают, приседают, спрыгивают, строятся, бегают...,
Пляшут, поют, кружатся, кланяются..
Был Гном в детском саду, когда:
Приходят, здороваются, раздеваются, заходят в группу (утром).
Одеваются, прощаются, уходят..,
Загорают, ходят босиком..,
Ездят на лыжах, лепят снежную бабу, катаются на санках, мерзнут..


Гном хвалит детей за точные ответы.

Он обращает внимание на волшебный сундучок, который заранее спрятан в группе: он любит делать сюрпризы.


-Что у тебя в сундучке? Ребята, Гном говорит, что у него в сундучке -игрушки. Вам интересно узнать?


Дети вместе с воспитателем рассматривают игрушки, называют их, отвечают на вопросы.


-Что это? (матрешка). Правильно. Какая она красивая. Тебе она нравится? Посмотрим, что у матрешки внутри? Еще матрешка. Поставь их рядом.


Катя, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Да, это пирамидка, Покажи, где у пирамидки красный кружок. А этот кружок какого цвета? Поставь пирамидку. Аня, посмотри, нет ли в сундучке еще пирамидки?

(Ребенок достает пирамидку и ставит рядом с предыдущей)

Аня, какая она? (маленькая) А -эта?(большая).

А что еще принес Гном? А это-ленточки. Какого цвета ленточки?

Ленточки разные: длинная и короткая. Посмотрите, сколько игрушек принес Гном: тут и матрешки, и пирамидки, и ленточки, и зайчата, и мишки.

Марина Казакова
Перспективное планирование «Развитие речи» по В. В. Гербовой во второй младшей группе в соответствии с ФГОС ДОУ.

Развитие речи по Гербовой .

Тема. Занятие.

Литература. Программное содержание. Совместная деятельность в процессе НОД. Работа с родителями.

1. Мой детский сад

Сентябрь. «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка»

Гербова , 26 Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игры) ; помочь малышам поверить в то, что каждый из них – замечательный ребенок, и взрослые их любят. Словесная игра «Расскажи о себе» с помощью воспитателя.

Чтение воспитателем стихотворения С. Черного «Приставалка» .

Ответы детей на вопросы воспитателя.

2. Игрушки. «Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Гербова , 29 Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обраб. М. Боголюбской) . Чтение сказки воспитателем.

Беседа по сказке.

Заучивание песенки лисы.

Инсценировка сказки при помощи воспитателя.

3. Мое село. (рег. комп) «Звуковая культура речи : звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись» »

Гербова , 30. Упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах) . Активизировать в речи детей обобщающие слова. Рассказывание сказки воспитателем о Весёлом язычке.

Речевое упражнение (РУ) : «Язычок в домике» ; «Песенка маленькой Аленушки» ; «Плачь Аленушки» .

МПИ «В лес по грибы» .

ДИ «Не ошибись» . Выучить дома русскую народную песенку «Ладушки» (с четким проговариванием звука а, у) .

4. «Дары родного края (рег. Комп) «Звуковая культура речи : звук у» .

Г., 32. Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях) ; отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию) . РУ «Язычок в домике» ; «Паровоз гудит» ; «Позовем утят» .

Прослушивание чувашской песенки «Разговоры» .

ДИ «Кто что делает?»

Проговаривание звукоподражательных слов детьми. Прочитать дома с детьми стихотворение В. Берестова «Бычок» .

1. Грибы Октябрь. «Дидактическая игра «Чья вещь?» . Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога) .

Гербова , 34. Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами . Рассматривание предметов лежащих на столах.

ДИ «Чья вещь?»

Рассматривание сюжетной картины.

Беседа по картине «Опишите котенка» при помощи воспитателя.

2. Золотая осень! «Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик» . Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила» ».

Г, 38. Помочь запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» . При восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору. Рассматривание природы осенью (на прогулке)

Заучивание стих-ия Плещеева «Осень наступила» .

ДИ «Чей листик» .

Слушание стих-ия А. Блока «Зайчик»

Беседа по стихотворению.

3. Перелетные птицы. «Звуковая культура речи : звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» ».

Г, 37. Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука о. РУ «Заболело ушко» ; «Радость и боль» .

Инсценировка сказки «Колобок»

Рассматривание иллюстраций художников к сказке «Колобок»

4. Я человек. Чтение русской народной сказки «Колобок» . Дидактическое упражнение «Играем в слова» ».

Г., 37 Повторить с детьми сказку «Колобок» . Упражнять детей в образовании слов по аналогии. Беседа «Кто такой Колобок?»

Прослушивание отрывка из сказки.

Игра «Колобок»

ДИ «Играем в слова»

Рассматривание рисунков к сказке «Колобок» .

1. Труд взрослых. Профессии. Ноябрь. «Чтение стихотворения об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается» ».

Г., 40. Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух . Упражнять в образовании слов по аналогии. Беседа.

Слушание стихотворения К. Бальмонта «Осень» .

ДИ «Дары осени»

Дид. упражнение «Что из чего получается?» .

2. Я – хороший, ты – хороший. Как вести себя. Учимся дружить. «Звуковая культура речи : звук и» .

Г., 41. Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах) . Рассматривание кубика с картинками.

РУ «Крутись, вертись»

«Песенка жеребенка» ; «Колокольчики звенят» .

Прослушивание отрывка из сказки К. Чуковского «Краденное солнце» .

ПИ «Воробышки и кот» .

3. Домашние животные и птицы. «Рассматривание сюжетных картин» .

Г, 42. Учить рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т. Рассматривание картины С. Веретенникова «Коза с козлятами» .

Беседа по картине.

Прослушивание рассказа.

Игра «Доскажи предложение» .

Инсценировка «Кто, кто в теромочке живет?»

4. Моя семья. + День матери. «Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились» .

Г., 61. Помочь детям запомнить стихотворение В. Берестова «Петушки распетушились» , Учить выразительно читать его. Рассказывание детьми знакомых стихотворений.

Чтение воспитателем стих-ия В. Бесрестова «Петушки распетушились» .

Заучивание стих-ия детьми.

Инсценировка.

5. Дикие животные. «Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке» ».

Г, 45. Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С. Маршака. Игровая ситуация «Экскурсия по зоопарку» .

Прослушивание стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке» .

1. Растем здоровыми, крепкими, жизнерадостными. Декабрь. «Чтение сказки «Снегурушка и лиса» ».

Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обр. М. Булатова, с образом лисы (отличным от других сказок) . Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки. Беседа «Лиса в русских народных сказках» .

Чтение сказки «Снегурушка и лиса» .

Беседа «Какая лиса в сказке» .

Проговаривание звукосочетания ау.

2. Зима. Дидактическая игра «Эхо» , «Чудесный мешочек» ».

Г., 50. Упражнять детей в произношении слов со звуком э (игра «Эхо» , в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек» . Пересказывание сказки детьми при помощи воспитателя «Снегурушка и лиса» .

РУ «Плачь Снегурушки» .

Беседа «Что такое Эхо?»

ДИ «Эхо» .

ДИ «Чудесный мешочек»

Разучивание потешки.

3. Мир вокруг нас. «Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет» , стихотворения А. Босева «Трое» ».

Г., 51. Познакомить детей с рассказом Л. Воронковой «Снег идет» , оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А. Босева «Трое» . Беседа «Почему вы радовались снегу?»

Чтение воспитателем стихотворения А. Босева «Трое» .

Беседа по стих-ию.

4. Новый год! «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» ».

Г., 53. Познакомить детей с русской народной сказкой «Гуси-лебеди» (обр. М. Булатова, вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку. Рассматривание иллюстраций к сказке.

Чтение сказки «Гуси-лебеди» .

ПИ «Гуси-гуси» .

Игра «Назови ласково» .

Игра «Закончи предложение» .

2. Зимние забавы. Январь. «Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» , картины «Зимой на прогулке» ».

Г. ,54. Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах. Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения. Беседа «Какой рисунок к сказке «Гуси-лебеди» вам понравился больше всего?»

Рассматривание картины «Зимой на прогулке» .

Беседа по картине.

РУ «Плач Мишутки» .

3. Русское народное творчество. Игра-инсценировка «У матрешки – новоселье» .

Гербова , 52. Способствовать формированию диалогической речи ; учить правильно называть строительные детали и их цвета. Рассказ воспитателя.

Проблемная ситуация «Поможем матрешке построить домик» .

Строительная игра «Домик для Матрешки» совместно с воспитателем.

Проговаривание хода работы.

Музыкальная игра «Потанцуем с Матрешкой» .

4. Неделя мордовской сказки (рег. Комп) «Звуковая культура речи : звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» ».

Г., 57. Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков п, пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь. РУ «Песенка мышат» ;

Игра «Заводные цыплята» .

Чтение стихотворения про мышат.

Заучивание стихотворения.

ДИ «Ярмарка» .

1. Зимующие птицы Мордовии. Февраль. «Звуковая культура речи : звуки б, бь» .

Г., 60. Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах) . ДИ «Кубик» .

Речевая игра «Барабаны»

«Колыбельная для белочки» .

Рассматривание рисунков.

Заучивание стихотворения Г. Виеру «Ежик и барабан» .

2. Посуда «Звуковая культура речи : звуки м, мь. Дидактическое упражненение «Вставь словечко» ».

Г, 56. Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи ; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи . Продолжать учить образовывать слова по аналогии. Рассматривание куклы.

Игра «Заводные куклы» .

Рассматривание сюжетной картинки, беседа по ним.

Рассказ воспитателя «Мурка» .

«Кошка» .

Обыгрывание детьми стих-ия.

ДУ «Вставь словечко» .

3. Наши папы. Защитники Отечества. «Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» .

Г., 62. Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления ). Чтение стих-ия В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо» .

Составление ответов при помощи воспитателя.

4. Мебель. «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» ».

Г, 59. Познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и заяц» (обр. В. Даля, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец) . Обсуждение сказки «Кот, петух и лиса» .

Чтение сказки «Лиса и заяц» .

1. 8 марта. О любимых мамах. Март. «Чтение стихотворения И. Косякова «Все она» . Дидактическое упражнение ».

Г, 64. Познакомить детей со стихотворением И. Косякова «Все она» . Совершенствовать диалогическую речь детей. Беседа «8 марта» .

Чтение стихотворения о маме.

ДИ «Назови ласково»

ДУ «Очень мамочку люблю, потому что…»

Составление коротких рассказов детьми «Почему я люблю свою маму?»

Заучивание поздравления для мамы и бабушки.

2. Мы – помощники. Что мы умеем? «Звуковая культура речи : звуки т, п, к» .

Г., 65. Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи ; учить отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п, к; упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью. РУ «Песенка язычка» (звук т)

Речевая игра «Ножки»

Рассматривание игрушек.

СРИ «Угостим Тяпу и Топа компотом» .

3. «Мордовское декоративно-прикладное искусство. «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» ».

Г., 67. Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой) . Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки. Беседа «Какая твоя любимая сказка?»

Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» .

Обсуждение.

ДИ «Кто жил в деревушке?» (по сказке) .

Рассматривание иллюстраций.

4. Одежда. «Рассматривание картины «Дети играют в кубики» .Дидактическое упражнение на

звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось» )».

Г., 68. Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей . Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризировать местоположение предметов) . Рассматривание сюжетной картины.

Беседа по картине.

ДИ «Кто во что одет?»

Составление простого рассказа детьми при помощи воспитателя.

ДУ на звукопроизношение.

ДИ «Что изменилось» .

1. Весна – красна. Апрель. «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» . Дидактическое упражнение «Когда это бывает?» ».

Г., 70. Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна» . Учить называть признаки времен года. Беседа.

Чтение стихотворения А. Н. Плещеева «Весна» .

Беседа по стихотворению.

ДИ «Когда это бывает?»

2. День космонавтики. «Звуковая культура речи : звук ф» .

Г, 71. Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком. ДИ «Волшебный кубик» .

Игра «Заводные ежики» .

Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка» .

ДУ на звукопроизношение.

Рассматривание картины.

Чтение сказки «Три ежа»

Заучивание песенки ежей.

3. Зеленые друзья (растения) «Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка-рябушечка» . Рассматривание сюжетных картин».

Г., 73. Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка-рябушечка» . Продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено. Беседа «Какие бывают курочки?» .

Слушание песенки про «Курочку-рябушечку» .

Ответы детей на вопросы поставленные в песенке.

Драматизация песенки.

Рассматривание картины «Птичий двор» .

Беседа по картине.

ПИ «Курочка хохлатка» .

4. В гостях у сказки. «Звуковая культура речи : звук с» .

Г, 75. Отрабатывать четкое произношение звука с. Упражнять детей в умении вести диалог. РУ «Песенка Язычка» (звук с) .

ДИ «Как журчит вода?»

Рассматривание картинки с изображением ласточки.

Чтение стихотворения «Ласточка» Л. Яхнина.

Беседа по стихотворению.

СРИ «Магазин» .

1. Транспорт. Май. «Чтение русской народной сказки Литературная викторина».

Г., 76. Познакомить детей с русской народной сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца» (обр. Булатова) . Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях. Чтение сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца» .

Беседа по сказке.

Ответы детей.

ДУ на звукопроизношение.

Литературная викторина.

2. На улицах города (ПДД) «Звуковая культура речи : звук з» .

Г., 77. Упражнять детей в четком произношении звука з. РУ «Комарик» (Звук з)

Рассматривание иллюстраций к сказке «Краденное солнце» .

Беседа по сказке.

ДУ на звукопроизношение.

Чтение стихотворения А. Прокофьева «На зеленой на лужайке»

Заучивание отрывка.

3. Насекомые. «Повторение стихотворений . Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья» ».

Г., 78. Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года; запомнить новое стихотворение. Литературная викторина «Стихотворения» .

Чтение и заучивание детьми стих-ия «Весенняя гостья» .

4. Пожарная безопасность. «Звуковая культура речи : звук ц» .

Г., 79. Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи . РУ «Песенка Язычка» (звук ц) .

Рассказывание сказки.

ДУ на звукопроизношение.

Танец-игра «Потанцуем с Белочкой» (на звукопроизношение) .

5. Цветы. Мониторинг.

«Как проверить успешность обучения детей родному языку»

Г., 85. Литературная викторина. Г., 86.

Валентина Викторовна Гербова

Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей четвертого года жизни

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно .

Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей.

К трем годам появляется способность к речевому анализу . Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками. Дети могут различать сходно звучащие слова (Сашулька – сосулька). Однако о речевом совершенстве слуха говорить еще рано (связную речь воспринимать на слух сложнее, чем отдельные слова).

В этом возрасте дети начинают улавливать на слух и воспроизводить некоторые интонации (радостные, назидательные, вопросительные).

Хотя четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков , наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых).

Правильное произношение звуков у ребенка легко нарушается при утомлении, болезни, общении с плохо говорящими маленькими детьми.

Дефекты произношения затрудняют усвоение грамматического строя речи, препятствуют общению ребенка со сверстниками, поскольку его высказывания малопонятны окружающим.

У детей 3–4 лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный (реже – замедленный), поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи входят упражнения на совершенствование дыхания, силы, высоты голоса.

Проблема формирования словаря также много аспектна. Известно, что на третьем году жизни дети легко узнают отдельные предметы (овощи, мебель, посуда и т. д.), но не всегда правильно их называют. К трем годам малыши воспринимают предметы, пытаясь охарактеризовать их признаки, качества, действия с ними.

Понимание некоторых вопросов взрослого, касающихся знакомых предметов, может вызвать у детей затруднения, в частности, когда предмет выступает в качестве объекта действия. Дети, рассматривая картинку, безошибочно отвечают на вопрос «Кто (что) это?» (девочка, кукла, штанишки, иголка, нитка), но на вопрос «Кому девочка шьет штанишки?» некоторые из них отвечают «Мишке шьет» (совсем недавно воспитатель зашивал штанишки медвежонку).

В словаре детей четвертого года жизни фиксируются значительные количественные колебания, которые объясняются индивидуальными особенностями развития малышей.

К сожалению, до сих пор исследователи опираются на данные Е. Аркина о составе словарного запаса у детей четвертого года жизни, опубликованные в 1968 году. (Возможно, что у современного ребенка иные количественные характеристики.) Итак, по Е. Аркину в словаре ребенка: существительные и местоимения составляют 50,2 %, глаголы – 27,7 %, наречия – 5 %, прилагательные – 11,8 % .

Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что помогает им общаться. Кроме того, необходимо помогать детям усваивать слова, обозначающие части и детали предметов, их качества. Следует вводить в словарь некоторые родовые понятия, иначе группировку предметов малыши осуществляют, ориентируясь на случайные, а не на существенные признаки.

В этом возрасте наблюдается интенсивное освоение детьми предлогов, союзов, вопросительных слов (основы для совершенствования синтаксиса).

Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и т. д.).

Дети различают слова, ориентируясь на приставку, суффикс (пришел – ушел – зашел, чашка – чашечка). Малыши осваивают согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными, правильные формы родительного и винительного падежей множественного числа имен существительных (сапог, варежек, лисят), притяжательных прилагательных (заячий, лисий); начинают пользоваться прилагательными и наречиями в сравнительной степени.

Известно, что освоение грамматического строя речи особенно быстро происходит во второй половине третьего года жизни. (По данным исследователей до трех с половиной лет, а по некоторым показателям и до четырех лет, речь существенно не меняется.)

На четвертом году жизни постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения .

В этом возрасте дети задают вопросы, не связанные с их непосредственным опытом. («Это кролик. А как его фамилия?» «Ночью солнце превращается в луну?» «Ты какая моя родственница?» (Обращается к воспитателю.))

Во второй половине года возрастает количество вопросов, нацеленных на выяснение причинно-следственных отношений.

Особенности работы с детьми на занятиях

С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.