Методика пропаганды здорового образа жизни в образовательных учреждениях. Организация периода адаптации детей в детском саду

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3 стр.

    ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ………………..7 стр.

ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ………………………………..……….16 стр.

    1. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………29 стр.

  1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ………………………30 стр.

    1. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ………………………………………………..…….…….34стр.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...…38 стр.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..41 стр.

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье детей – богатство нации; этот тезис не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию.

Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образование детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам материнства и детства.

Формирование здорового поколения – одна из главных задач. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.

В «Концепции модернизации российского образования» (распоряжение правительства РФ от 29.12.01 № 1756-р) подчеркивается, что для «создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется провести оптимизацию учебной и физической нагрузки и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья детей, в том числе за счет:

Повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

Организации мониторинга состояния здоровья детей».

Количество детей – дошкольников с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5-6 % (данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН). «На сегодняшний день 50 % детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, основными среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Каждый третий ребенок имеет сниженную остроту зрения. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми».

Возможности человеческого организма огромны. Реализовать их - вот главная задача. Наиболее доступным средством улучшения здоровья является физическая культура, увеличение двигательной активности.

Ребенок, по мнению академика Н.М. Амосова, «сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильное питание и гиподинамией. Два последних обстоятельства, ведут к акселерации – ускоренному развитию организма ребенка, и в первую очередь – увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своем развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения».

Очень часто хронические заболевания верхних дыхательных путей являются результатом нарушения нормального носового дыхания. Отсутствие или нарушение носового дыхания довольно быстро вызывает расстройство во всем организме. В настоящее время установлено, что носоглотка является важной рефлексогенной зоной. Нормальный носоглоточный рефлекс играет большую роль в физиологии дыхания. Носовое дыхание повышает артериализацию крови и, наоборот, дыхание ртом резко снижает ее (И. М. Потапов, И. И. Щербатов и др.).

Хорошо известны и другие преимущества носового дыхания: проходя через носовые ходы, воздух нагревается, насыщается водяными парами и доходит в легкие увлажненным: освобождается в носовых путях от частичек пыли и т. д. Длительное нарушение носового дыхания дети переносят плохо: у них развивается малокровие, расстраиваются функции сердечно-сосудистой системы, нарушается слух, память, развиваются серьезные вегетативные расстройства.

У детей в связи с повышенной реактивностью организма любое заболевание органов дыхания быстро приводит к общим расстройствам организма, нарушениям функций всех систем и органов. Поэтому, применяя дыхательные упражнения, следует всегда учитывать, что их действие будет эффективно в том случае, если их будут применять на фоне упражнений с общим воздействием. Постепенная тренировка организма, построенная с учетом физиологических возможностей больного ребенка,- наиболее правильный путь использования физических упражнений с лечебной целью.

Следует иметь в виду, что лучшими дыхательными упражнениями являются ходьба и бег (конечно, соответствующим образом дозированные), при помощи которых достигают разносторонней тренировки органов дыхания.

Надо выявить эффективные формы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в режиме детского сада. Она будет таковой при рациональном режиме двигательной деятельности дошкольников, если:

Существенно улучшить состояние здоровья детей;

Стимулировать психическое и физическое развитие детей;

Совершенствовать функциональные и двигательные возможности детей.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

1. Изучить особенности развития организма детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать экспериментальную физкультурно-оздоровительную работу в детском саду.

3. Выявить эффективные формы организации двигательной деятельности.

1.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Три года - это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства. Объем черепной коробки трехлетнего ребенка составляет уже 80% от объема черепа взрослого. Особенности опорно-двигательного аппарата. Физиологические изгибы позвоночника ребенка четвертого года жизни неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. Суставы пальцев могут деформироваться (например, если малыш часто лепит из слишком жесткого пластилина). Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, постоянно опушенная голова) могут стать привычными, нарушается осанка. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на функции кровообращения и дыхания.

В период 3-4 лет диаметр мышц увеличивается в 2-2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. Детям, особенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую. Но постепенно в процессе изобразительной деятельности, в строительных и дидактических играх совершенствуются движения кисти и пальцев. Поднимание рук вверх, в стороны, наклоны, покачивания и повороты туловища одновременно способствуют овладению своим телом.

Дыхательные пути у детей отличаются от таковых у взрослых. Просветы воздухоносных путей (гортань, трахея, бронхи, носовые ходы) у ребенка значительно уже. Слизистая оболочка, их выстилающая, нежна и ранима. Это создает предрасположенность к воспалительным заболеваниям органов дыхания. Ребенок трех-четырех лет еще не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки. Очень полезны для малышей упражнения, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями. Сердечно-сосудистая система по сравнению с органами дыхания лучше приспособлена к потребностям растущего организма. Однако сердце ребенка работает хорошо лишь при условии посильных нагрузок.

У ребенка 3-3,5 лет взаимодействие сигнальных систем еще несовершенно. Уровень межанализаторных связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут воспринимать словесные коррективы воспитателя. Более эффективным будет оказать ребенку непосредственную помощь: повернуть его корпус, руки, задавая правильную амплитуду движений, и т.д. На этом этапе важно гармонично сочетать непосредственные и словесные воздействия на детей.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. Учитывая специфику возраста, задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата. Способствовать развитию всех групп мышц, особо – мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; способствовать совершенствованию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, правильному функционированию внутренних органов. Основными задачами по физическому воспитанию дошкольников являются: охрана и укрепление здоровья детей, формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств, создание условий для двигательной активности детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Решить эти задачи возможно только в совокупности использования всех средств физического воспитания: соблюдение режима; правильное питание; закаливание; физкультурные занятия; спортивные и подвижные игры.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Для проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми в нашем саду созданы следующие условия:

В группах имеются физкультурные уголки, где находится необходимый материал для физического развития ребёнка;

Оборудованный физкультурный зал;

Имеется спортивная площадка с «полосой препятствий», гимнастическими стенками.

В утреннюю гимнастику и физкультурные занятия включаются корригирующие упражнения для профилактики сколиоза, нарушения осанки, плоскостопия. На занятиях и между занятиями организовываются двигательно-оздоровительные моменты: упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, задания на развитие мимики и артикуляции и т.п.

В нашем детском саду проводится большая оздоровительная и профилактическая работа:

Профилактика заболеваний ОРВИ и гриппа,

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой,

Закаливание,

Полоскание горла чесночным раствором;

Оздоровительный бег.

Воспитатели проводят мероприятия в период заболеваемости гриппом и ОРЗ:

Организация воздушного режима помещения,

Соблюдение режима прогулок в любое время года,

Употребление лука и чеснока,

Полоскание полости рта чесночным раствором.

Приготовление чесночного раствора:

1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.

Чеснок размять, залить охлаждённой кипяченой водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течение 2-х часов после приготовления.

Применять как лекарственное средство (известно со времён Гиппократа), которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ. Полоскать горло, кому необходимо можно капать в нос. В утреннюю гимнастику и физкультурные занятия включались корригирующие упражнения для профилактики сколиоза, нарушения осанки, плоскостопия. Детская заболеваемость никого не может оставить равнодушным. Меня также волновал этот вопрос до тех пор, пока мне в руки не попала книга «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» под редакцией М.Н.Щетинина. И с 2008 года я начала работу по данной методике с детьми старшей группы. Занимаясь в течение года каждый день, мы заметили, что дети практически не болеют.

В 2009 году мне предложили вести кружок по воспитанию у детей здорового образа жизни детей 2-ой младшей группы. Составила план работы кружка, основываясь на пособие В.Т.Кудрявцева «Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми», взяла упражнения из программы «Старт» Яковлевой. Адаптировала упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей 3-4 лет. В течение года мы вели наблюдения за детьми, занимающимися в этом кружке, и отметили, что во время вспышек ОРВИ и гриппа наши дети посещают детский сад почти в полном составе. В 2010 году мы продолжили данную работу с другими детьми 2х младших групп. Эффект оказался тот же. При заболеваниях верхних дыхательных путей у детей мы стараемся восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, укрепляет мышцы грудной клетки, диафрагмы; верхних конечностей, развивает ритмичное дыхание с углубленным, но спокойным выдохом; улучшает местное кровообращение, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения и расслабляет гладкую мускулатуру бронхов.

Коррекционная работа, которую мы проводим, оказывает на организм детей многостороннее влияние: улучшение общей тренированности, работы сердца, лёгких, суставов, связок, улучшения питания мышц. Корригирующую гимнастику мы направляем на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата.

Занятие оздоровительного кружка состоит из 3х частей:

    Вводная

ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стоп.

    Основная

упражнения для укрепления мышечного корсета;

Дыхательные упражнения по Стрельниковой.

3. Заключительная

массаж стоп ног палочками;

Занятие длится 15-20 минут. Дети не устают, покидают физкультурный зал в бодром настроении.

Работу кружка показываем родителям. Они с удовольствием посещают наши мероприятия. С ними мы проводим мастер-классы по дыхательной гимнастике, раздаём отпечатанные комплексы упражнений по профилактике сколиоза. Только совместная работа дошкольного учреждения, семьи и школы призвана решать самую главную проблему – оздоровление ребёнка.

Моя работа по воспитанию здорового образа жизни строится исходя из знаний физиологических особенностей детей данного возраста. Содержание работы кружка направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

накопление и обогащение двигательного опыта детей;

формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.

Мы формируем у детей умение сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.

Способствуем формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.

ЗАДАЧИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КРУЖКА «ВЕСЁЛЫЕ МАЛЫШИ»:

Задачи программы ориентированы на комплексное решение проблем сохранения и укрепления здоровья детей, включают в себя:

    Совершенствовать физическое развитие детей, повышать сопротивляемость защитных свойств организма, улучшать физическую и умственную работоспособность.

    Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.

    Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателей общечеловеческой культуры.

    Развивать основные физические качества и умение рационально использовать их в различных условиях.

    Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений.

    Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.

    Помогать педагогам и родителям в организации с детьми дошкольного возраста оздоровительной работы, направленной на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков у них здорового образа жизни.

    Создавать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие

Ожидаемые результаты :

1. Снижение заболеваемости воспитанников.

2. Совершенствование резервов социальной адаптации.

3. Сформированная мотивация на здоровый образ жизни.

4. Заинтересованность родителей как участников здоровьесберегающего образовательного процесса.

5. Эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, медицинского персонала.

6. Эффективное использование предметно-развивающей здоровьесберегающей среды групп.

7. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка.

Основная идея - здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду направлена на решение этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

Привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

Формирование элементарных представлений об окружающей среде;

Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;

Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

Формирование представлений о том, что полезно, и что вредно для организма;

Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения;

Обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;

Проведение систематической работы по ОБЖ, выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях

    1. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КРУЖКА «ВЕСЁЛЫЕ МАЛЫШИ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

месяц

Содержание работы

Цели и задачи проводимой работы

Октябрь

I .Вводное занятие.

Показ комплекса упражнений детям.

1. «Корзиночка» - исходное положение (и.п.) – лёжа на животе; прогнуться в пояснице, руки прямые (ладони на полу). Ноги должны коснуться головы. 6-8 сек., 3-4 раза.

2. «Колечко» - и.п. то же. Руками обхватываем щиколотки ног и поднимаем их. 6-8 сек., 3-4 раза.

3. «Лодочка» - и.п. то же. Поднять прямые руки и ноги, имитация движений при плавании. 8-10 сек., 3-4 раза.

4. «Бабочка» - и.п. сидя на полу, ноги согнуты в коленях, стопы касаются друг друга. Руками обхватить стопы. Движения коленями вверх-вниз (бабочка машет крылышками).

II , III , IV занятия: пробное выполнение детьми упражнений по показу педагога.

Дыхательная гимнастика «Погончики», «Насос», «Качели» (по Стрельниковой).

Наглядно продемонстрировать детям упражнения.

Укреплять мышцы с целью профилактики сколиоза.

Воспитывать в детях желание заботиться о своём здоровье.

Ноябрь

Вводная часть.

    «В гости к утиному семейству» - ходьба по кругу с заданием: на носках, на пятках, на внешней стороне части стопы (1,5-2 мин.)

    «Мелкий дождик» - лёгкий бег на носочках со сменой темпа движения (1-2 мин.)

Основная часть.

ОРУ

    «Корзиночка» - исходное положение (и.п.) – лёжа на животе; прогнуться в пояснице, руки прямые (ладони на полу). Ноги должны коснуться головы. 6-8 сек., 3-4 раза.

    «Колечко» - и.п. то же. Руками обхватываем щиколотки ног и поднимаем их. 6-8 сек., 3-4 раза.

    «Лодочка» - и.п. то же. Поднять прямые руки и ноги, имитация движений при плавании. 8-10 сек., 3-4 раза.

    «Бабочка» - и.п. сидя на полу, ноги согнуты в коленях, стопы касаются друг друга. Руками обхватить стопы. Движения коленями вверх-вниз (бабочка машет крылышками).

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой «Погончики», «Насос», «Качели».

Заключительная часть

Бег 1 мин.

Укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения развития плоскостопия.

Упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе. Следить за осанкой.

Вдох носом выполнять громко.

Декабрь

Вводная часть.

Ходьба по кругу.

«Котята идут мимо спящего пса» - ходьба на носках, руки подняты вверх.

«Кабанчики» - ходьба на пятках, руки на поясе.

Основная часть.

ОРУ

    «Корзиночка» 3-4 раза.

    «Колечко» 3-4 раза.

    «Лодочка» 3-4 раза.

Заключительная часть

Бег на выносливость 1-1,5 мин.

Полоскание горла чесночным раствором.

Укрепление мышц голеностопного сустава, формирование правильной осанки, развитие силовой выносливости.

Воспитывать стремление достигать положительный результат. Укреплять дыхательную систему и повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Январь

Вводная часть

Ходьба по кругу с заданием:

    «Лебёдушки» - ходьба на носках, руки опущены вниз, кисти параллельно полу (20 сек.)

    «Ястреб» - ходьба с высоким подниманием колен (15 сек.)

    «Кабанчики» - ходьба на пятках (10 сек).

Лёгкий бег по кругу (1 мин.).

Основная часть.

ОРУ

    «Корзиночка» 4-5 раз

    «Колечко» 4-5 раз

    «Лодочка» 4-5 раз

    «Велосипед» - и.п. лёжа на спине, руки под головой. Круговые движения ногами (имитация езды на велосипеде). 3-4 раза по 20 движений.

Дыхательные упражнения «Погончики», «Насос», «Качели».

Заключительная часть

Полоскание горла чесночным раствором.

Упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе, формировать правильную осанку.

Следить за техникой исполнения упражнений.

Локти не отрывать от пола.

Вдох производить громче выдоха.

Февраль

Вводная часть.

«Жираф» - ходьба на носках, руки подняты вверх (15 сек.)

«Медведь» - ходьба на внешней части стопы (10 сек.)

«Лиса» - ходьба на пятках, руки согнуты перед грудью (10 сек.)

Основная часть.

ОРУ

1. «Корзиночка» 4-5 раз

2. «Колечко» 4-5 раз

3. «Лодочка» 4-5 раз

Дыхательные упражнения «Погончики», «Насос», «Качели».

Заключительная часть.

Полоскание горла чесночным раствором.

Бег на выносливость до 2х минут.

Способствовать укреплению сводов стопы и увеличению подвижности в суставах стоп, улучшению координации движений.

Следить за техникой выполнения упражнений.

Следить за дыханием детей.

Март

Вводная часть.

    «Кабанчики» - ходьба на пятках.

    «Идёт медведь» - ходьба на наружной стороне стопы.

Основная часть.

ОРУ

1. «Корзиночка» 5-6 раз

2. «Колечко» 5-6 раз

3. «Лодочка» 5-6 раз

4. «Велосипед» - и.п. лёжа на спине, руки под головой. Круговые движения ногами (имитация езды на велосипеде). 3-4 раза по 20 движений.

Дыхательные упражнения «Погончики», «Насос», «Качели».

Заключительная часть

Способствовать повышению тонуса мышц стопы и голени.

Формировать правильную постановку стоп при ходьбе.

Учить понимать пользу выполняемых упражнений.

Апрель

Вводная часть.

1. «Высокая трава» - ходьба на носках, руки вверх.

Основная часть.

ОРУ

1. «Корзиночка» 5-6 раз

2. «Колечко» 5-6 раз

3. «Лодочка» 5-6 раз

4. «Велосипед» - и.п. лёжа на спине, руки под головой. Круговые движения ногами (имитация езды на велосипеде). 3-4 раза по 20 движений.

Дыхательные упражнения «Погончики», «Насос», «Качели».

Заключительная часть

Полоскание горла чесночным раствором. Массаж стоп ног.

Пропаганда здорового образа жизни

Май

Вводная часть.

1. «Высокая трава» - ходьба на носках, руки вверх.

2. «Кабанчики» - ходьба на пятках.

3. «Идёт медведь» - ходьба на наружной стороне стопы.

Основная часть.

ОРУ

1. «Корзиночка» 5-6 раз

2. «Колечко» 5-6 раз

3. «Лодочка» 5-6 раз

4. «Велосипед» - и.п. лёжа на спине, руки под головой. Круговые движения ногами (имитация езды на велосипеде). 3-4 раза по 20 движений.

Дыхательные упражнения «Погончики», «Насос», «Качели», «Кошечки».

Заключительная часть

«Слоники» - ходьба с опорой на стопы и ладони.

Полоскание горла чесночным раствором. Массаж стоп ног.

Развивать у детей желание заниматься физкультурой и вести здоровый образ жизни.


Упражнение «Корзиночка» Упражнение «Колечко»

Дыхательная гимнастика: упражнение

«Погончики»

Упражнение «Кошечка» Дыхательная гимнастика: упражнение

«Погончики»



Дыхательное упражнение «Насос» Полоскание горла чесночным раствором

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Двигательная активность ребенка в детском саду» Рунова М.А.

2. «Движение + движение» Шишкин В.А.,

3. «Занимательная физкультура для дошкольников» Утробина К.К.,

4. «От рождения до школы» (общеобразовательная программа дошкольного образования) Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева,

5. «Программа «Старт» (методические рекомендации) Яковлева Л.В., Юдина Р.А.

6. «Развивающая педагогика оздоровления» (программно-методическое пособие) Кудрявцев В.Т.,

7. «СА-ФИ-ДАНСЕ» (танцевально- игровая гимнастика для детей) Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.,

8. «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» под редакцией М.Н.Щетинина.

2.АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Доказано, что первые семь лет жизни ребенка характеризуются усиленным развитием всех органов и систем.

У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора. Условные рефлексы в этом возрасте формируются быстро, но фиксируются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко реагируют, потому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер, и дети быстро утомляются. Кроме того, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения, преобладают над процессом торможения. Для образования определенных двигательных навыков и закрепления их как условных рефлексов, то есть образования двигательного стереотипа, требуется определенная повторность и последовательность применения раздражителей.

Создавая условия для свободной двигательной деятельности детей при проведении оздоровительных занятий, мы тем самым способствуем более правильному и своевременному развитию центральной нервной системы, следовательно, психическому развитию ребенка. На протяжении 5-7 годов жизни условные связи закрепляются и в процессе обучения совершенствуются. При увеличении мышечной нагрузки двигательных качеств и повышения уровня физической подготовленности происходит более интенсивно.

По данным Т.П. Юрко и В.Г. Фролова у детей к 5 – 7 годам происходит удвоение роста и массы тела по сравнению с первоначальным, округленность грудной клетки увеличивается на 12 – 15 см. Это связано с физиологическим развитием и физической подготовленностью. Костная система у детей богаче белковой тканью, чем у взрослых. Поэтому кости ребенка мягкие, гибкие, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются направлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов. Мышечная система ребенка развита еще недостаточно, но по мере развития движения ребенка увеличивается масса и способность мышечной ткани сокращаться, что определяется постепенно возрастающей физической нагрузкой на оздоровительных занятиях.

Из мышц во внутреннюю среду поступает значительное количество продуктов обмена, в то же время сама мышечная ткань поглощает массу других веществ. Все это происходит при активной двигательной деятельности: при ее снижении количество продуктов обмена поступающих из мышцы в кровь, лимфу и др. ткани организма уменьшается, в результате чего создаются условия для нарушения гомеостаза и развития патологических процессов.

Если двигательные нагрузки отсутствуют или незначительны, то и объем информации, получающий из рецепторов мышц, уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводит к нарушениям его регулирующей функции.

Деятельность скелетной мускулатуры имеет жизненно важное значение для растущего организма. Именно двигательная активность обеспечивает рост и развитие за счет вещества и энергии, полученной из среды.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти – шести годам еще не завершено. Каждая из этих костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фаза развития различна.

Окостенение опорных костей носовой перегородки начинается с 3 – 4 лет, но к 7 годам еще не закончено. Это необходимо учитывать при проведении физкультурных занятий, так как даже самые легкие ушибы в области носа и уха могут привести к травмам.

Наибольшая вероятность травм возникает при выполнении упражнений связанных с уменьшение площади опоры:

Ходьбы по скамейке, рейке;

При лазанье, когда дети легко теряют равновесие;

В упражнениях с мячом – у ребенка достаточно силы, чтобы добросить его до партнера, но несовершенная координация может исказить направление полета, и тогда мяч попадет не в руки, а в лицо; поэтому детям необходимо давать точные указания, напоминать, что мяч нужно бросать в руки.

Позвоночный столб ребенка 6 лет чувствителен к деформации. Системная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, связок. При изменении массы тела, а так же при необходимых условиях осанка ребенка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков образоваться грыжа.

У детей данного возраста наблюдается и не совершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у детей плоскостопия, причиной которого могут стать обувь большего, чем нужно, размера, изменения массы тела, перенесенные заболевания.

В развитии мышц выделяют несколько этапов. Один из них это возраст 6 лет. К 6 годам у ребенка хорошо развиты туловище и конечности, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания в ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.

У детей шестилетнего возраста появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно по сравнению с предыдущим возрастом ускоряет формирование двигательных навыков и качественно улучшает.

У детей 5 – 7 лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычки, формируются достаточно быстро, но перестройка не затруднена, что свидетельствует о недостаточной подготовленности нервных процессов.

    1. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ

К пяти годам размеры сердца у ребенка (по сравнению с периодом новорожденного) увеличиваются в 4 раза. Интенсивность формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного возраста.

В первые годы жизни пульс ребенка неустойчив и не всегда ритмичен. Сердечная его частота к шести годам составляет 92 – 95 ударов в минуту. К семи – восьми годам работа сердца становится более ритмичной.

Размеры и строение дыхательных путей дошкольника отличается от таковых у взрослых. Они значительно уже, поэтому нарушение температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеванию органов дыхания.

Важна и правильная организация дыхательной активности дошкольников. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания увеличивается примерно на 20%.

Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка и здорового образа жизни.

Оздоровительный бег является наиболее простым и доступным (в техническом отношении) видом циклических упражнений, а потому и самым массовым. Оздоровительный бег и спортивная ходьба имеет полезные свойства, которые трудно воспроизвести какими-либо другими видами физической нагрузки. В первую очередь, это благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему, особенно на уровне мельчайших сосудов - артериол, венул, капилляров. Недостаток движений у современного человека приводит к запустеванию и атрофии большого числа капилляров и нарушению кровоснабжения тканей. Правильно дозированный бег и спортивная ходьба открывает спавшие, нефункционирующие капилляры, а также способствует прорастанию новых капилляров в обедненные участки и в участки, поврежденные болезнью, что особенно важно.

Для достижения эффекта капилляризации необходимо довольно точное поддержание определенной интенсивности работы сердца, как по частоте сокращений, так и по силе сердечного выброса, в течение определенного промежутка времени. Если интенсивность работы сердца при этом несколько ниже, то эффект капилляризации будет мал, а если выше, то может наступить перетренировка и ухудшение состояния. Основное преимущество бега трусцой перед другими видами физической нагрузки в том, что он позволяет без особого труда поддерживать довольно ровную по интенсивности работу сердца. Кроме того, он естественен для человека и доступен всем.

Во время бега нагрузка на сердце уменьшается благодаря работе "мышечного насоса" - ритмичное и последовательное сокращение мышц голени и бедра помогает выталкивать кровь из вен нижних конечностей вверх к сердцу. Бег усиливает обмен веществ, способствует утилизации ("сжиганию") старых, неработающих структур организма и замене их новыми, чем омолаживает организм. Доказано, что бег усиливает иммунитет, предупреждает развитие атеросклероза и опухолевых заболеваний. При правильно дозированном беге происходит гармоничная многоуровневая естественная стимуляция защитных систем организма. В большей степени стимуляция оказывается через мышечную, сердечно-сосудистую, дыхательную системы. Стимулирующим действием обладают углекислый газ и молочная кислота, содержание которых во время бега увеличивается. Выделяемые при беге гормоны удовольствия - энкефалины, эндорфины - благотворно влияют на нервную систему и способствуют восстановлению ее адекватной восприимчивости. Стимулирующим действием обладает и встряска, воспроизводимая при беге.

При начале беговых тренировок следует помнить и соблюдать следующие правила:

Перед тренировкой тщательно проверьте исправность своей обуви;

Бегать следует не реже 3-х раз в неделю:

Не следует увеличивать скорость бега;

Следует следить за частотой пульса (ЧСС)

Разминка необходима для того, чтобы разогреть мышцы, сделать суставы более подвижными. Всю дистанцию воспитатель бежит вместе с детьми. Она следит за каждым ребенком в отдельности, в случае необходимости, предлагает сойти с дистанции и отдохнуть. Воспитатель во время бега находится то спереди, то сзади, то сбоку детей, подбадривая их. Заканчивается бег еще большим замедлением и переходом на ходьбу с выполнением упражнений на дыхание, затем на расслабление. Длительность отдыха зависит от того, как быстро пульс детей приходит в норму (от 1 до нескольких минут). Здесь также необходима консультация врача - педиатра.

Одежда детей должна быть удобной, не стесняющей движений, обувь спортивная или без каблуков.

На первом занятии достаточно 2 минут бега. Затем следует, добавляя каждую неделю по 1 мин. (в зависимости от самочувствия), довести время бега до 10 мин. После окончания бега обязательно следует пройти 2 - 3 мин. быстрым шагом и желательно проделать несколько гимнастических упражнений.

Благодаря утреннему оздоровительному бегу дети группы №10 всегда были бодры, энергичны. Заболеваемости в данной группе практически не было. Дети всегда с удовольствием выполняли все задания. Иногда вместо оздоровительного бега мы использовали соревнования-эстафеты. Дети получали положительный заряд бодрости на весь день.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования. Нормативно-правовые документы так же отражают актуальность проблемы здоровья детей.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 % от общего количества детей, поступающих в школу.

Физкультурно-оздоровительная система способствует росту функциональных возможностей организма ребенка, привитие любви к активной двигательной деятельности. А это значит, заложить базис здорового образа жизни будущего человека.

Овладевая необходимым программным материалом по развитию движений и получая доступные знания о здоровом образе жизни, дети приобретают возможность самостоятельно заниматься физической культурой не только в детском саду, но и дома.




Определены наиболее оптимальные формы взаимодействия семьи и детского сада:

1. Проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций.

2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

3. Дни открытых дверей.

4. Показ занятий для родителей

5. Совместные занятия для детей и родителей.

6. Круглые столы с привлечением специалистов д/сада (учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, медицинской сестры, врача, музыкального руководителя).

ПЕРСПЕКТИВА

1. Продолжить проведение совместных мероприятий: «Спартакиады», праздников.

2.Посещение родителями занятий валеологической направленности, с целью педагогической пропаганды здорового образа жизни

Результаты позволяют сделать заключение об эффективности работы. Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Берштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности.– М., 1966.

2. Берштейн Н.А. Психика формируется в движении. – М., 1974.

3. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: Мозайка-Синтез, 2005 – 112 с.

4. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. – М., 1981.

5. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М., 1988.

6. Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, лазать, метать. – М., 1985.

7. Гребенова И.И., Ананьева Н.А. Ваш ребенок. – М., 1990.

8. Доннер, Кэрол Тайны анатомии. – М., 1991.

9. Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. – М., 1995.

10. Доскин А.А., Голубева Л.Г. Растем здоровым. – М., 2005

11. Зайцев Р.К., Кобанов В.В. Педагогика здоровья. – СПб., 1994.

12. Зайцев Г.К., Зайцева А.Г. Твое здоровье. Укрепление здоровья. – СПб., 2000.

13.Зелинская Д. Школа здоровья. – М., 1995.

14. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В., Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1986.

15. Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении. – М., 2002.

16. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2001.

17. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). – М., 2000.

18. Лебедева Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников. – М., 2000.

19. Мартынов М.П. Здоровье ребенка в наших руках. – М., 1991.

20. Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду в начальной школе. – М., АРКТИ, 2004 – 264 с.

21. Михайлов В.В. Физкультура для всей семьи. – М., 1988.

22. Мийайлов В.В. Как вырастить здорового ребенка. – М., 1986.

23. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М., 1975 – 239 с.

24. Немов Р.С. Психология. – М., 1998.

25. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для ДОУ. – М.: Мозайка-Синтез, 1999 – 80 с.

26. Осокина Т.И. Физические упражнения для дошкольников. – М., 1971.

27. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет. – М., 1988.

28. Пономарев С.А. Растите малышей здоровыми. – СПб., 1997.

29. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. – СПб.: Речь, 2001 – 166 с.

30. Прокофьева Е.А. Румяные щеки. – М., 1993.

31. Психология детей дошкольного возраста. Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. – М., 1964.

32. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозайка-Синтез, 2002 – 256 с.

33. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Издат.дом «Воспитание дошкольника», 2005 – 96 с.

34. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. – М., 1983.

35. Хухулаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1971.

36. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику. – М.: Просвещение, 2002 – 79с.

  • Экологическое воспитание как организация интегрированной деятельности
  • Научно-практическая краеведческая конференция «Моя малая Родина»
  • Реализация ФГОС в образовательном учреждении: теория и практика
  • Информационно-образовательная среда как средство и условие повышения качества образования при реализации ФГОС
  • Профессиональный стандарт педагога. Формирование новой педагогической культуры.
  • Использование мультимедийной техники и информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе на различных школьных мероприятиях.
  • Методика проектирования и достижения образовательных результатов на современном уроке
  • Для того, чтобы разместить доклад необходимо:

    • - или на сайте
    • - Перейти на страницу публикации доклада
    • - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования сертификата.
    • - Если сертификат не нужен, то в поле «Данные онлайн оплаты» введите фразу – «Без сертификата»
    • - Если сертификат необходим, то оплатите организационный взнос (250 р).
    • - Прикрепите файл с докладом к заявке.
    • - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать сертификат об участии во Всероссийской педагогической научно-практической конференции в личном кабинете.

    Условия публикации докладов участников конференций:

    1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующем разделе выбранной темы:

    • Актуальные вопросы современного дошкольного, начального и общего среднего образования
    • Развитие детей дошкольного возраста
    • Педагогическая инициатива
    • Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
    • Роль современных педагогических технологий в повышении качества образования
    • Панорама педагогических технологий - 2017
    • Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
    • Современный урок: эффективная организация образовательного процесса

    2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.

    Посмотреть свидетельство:

    Пропаганда здорового образа жизни в семье и ДОУ

    Дата публикации: 18.04.16

    Пропаганда здорового образа жизни в семье и ДОУ

    По нашему убеждению «тройственный союз» педагогов ДОУ, воспитанников и их родителей может быть плодотворным и эффективным на пути формирования гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка. Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников детского учреждения. Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду, одна из важнейших задач педагогического коллектива.

    Для этого необходимо:

    совершенствовать воспитательно-образовательную работу на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду»;

    внедрять новые формы и методы работы с семьёй;

    устанавливать единые требования к процессу физического воспитания ребёнка в семье и детском саду;

    усиливать связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребёнка в семье, прежде всего путём различным поручений, заданий, которые дети должны выполнять дома вместе с родителями.

    Использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников. Изучать положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей. Строить свою работу на основе взаимопомощи педагогов и родителей.

    Так в каких же формах лучше всего осуществлять физическое воспитание ребёнка дома? Формы эти в основном игровые, давно известны и достаточно популярны. Народные игры потому и называют народными, что в них отразилась фантазия, изобретательность, наконец – мудрость народа, а сюжетные игры – по мотивам русских народных сказок, дети любят в них играть больше всего, особенно в младшем возрасте.

    А.С.Макаренко писал: «Как ребёнок играет, так и будет работать. Сама детская жизнь должна быть игрой».

    Выдающийся русский учёный П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как одно из важнейших средств физического воспитания, подчёркивал, что во время игры ребёнок учится преодолевать препятствия, которые встречаются в жизни.

    В педагогической литературе игры делятся на подвижные и спортивные. В выборе игр родители должны учитывать возраст и особенности физического развития ребёнка, выбирать те игры, которые наиболее эффективны, способствуют физическому и нравственному развитию детей, укрепляют их здоровье.

    Совместные занятия с детьми физкультурой – это проявление общих взглядов, доверия и взаимопонимания, создание благоприятного климата в семье. Семья и детский сад – естественные союзники, и объединить их усилия, значит, во многом решить проблемы воспитания подрастающего поколения.

    Организация периода адаптации детей в детском саду

    Укороченное время пребывания в детском саду.

    Сохранение привычного способа питания на период адаптации. Не кормить ребёнка насильно.

    Гимнастика, массаж – занятия по возрасту. Щадящее закаливание, тёплые гидропроцедуры.

    Воспитательные воздействия – занятия по возрасту и развитию при отсутствии негативной реакции ребёнка.

    Профилактические прививки – не раньше окончания срока адаптации.

    Анализы – по календарю. Желательно никаких травматических процедур до конца адаптации.

    Дома – обеспечить ребёнку в период адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время на свежем воздухе) с учётом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение с ребёнком особенно ласковым. Когда адаптация к детскому саду произойдёт, родители узнают это по изменившемуся поведению ребёнка. Его легко можно рассмешить, ребёнок редко выходит из себя, капризничает не чаще 1 – 2 раз в неделю, и то, когда на это бывают какие – либо причины. Малыш ложится спать, у него нет ночных кошмаров или других страхов. Ребёнка можно оставить на некоторое время одного, не опасаясь, что он расплачется, как будто родители оставили его одного навсегда. У него появляются друзья, с которыми он охотно играет, значит, всё в порядке, малыш привык к детскому саду, и у него началась новая и интересная жизнь.

    Пропаганда здорового образа жизни

    В семье:

    1. Организация физкультурного досуга детей с родителями:

    дни здоровья;

    физкультурно-спортивные праздники (изготовление стандартного оборудования родителями для занятий и самостоятельной активности ребёнка);

    физкультурные развлечения;

    2. Семинары, лекции, беседы для родителей:

    «Режим для часто болеющих детей».

    «Закаливание ребёнка дома».

    «Питание ребёнка дома и в детском саду».

    «Профилактика глистных заболеваний».

    «Вредные привычки у родителей и их влияние на детей».

    3. Анкетный тест-опрос родителей:

    «Путь к здоровью, силе и бодрости».

    «О здоровье всерьёз».

    «В хорошей ли вы форме?».

    От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.

    Здоровый образ жизни направлен на профилактику различных заболеваний человека, а также на предотвращение причин, которыми вызвано это заболевание. Поэтому пропаганда здорового образа жизни - именно она, является важным этапом в процессе формирования тех или иных привычек у вашего чада, и также следите за тем, чтобы ребёнку нравился такой стиль, чтобы он с удовольствием делился им.

    Для чего нужна пропаганда здорового образа жизни

    По оценкам, которые провели учёные, здоровье человека идёт от наличия вредных привычек, и доля этой зависимости составляет 50%. На 20% организм и его состояние зависят от всего. Пропаганда здорового образа жизни среди детей занимает важную роль, поскольку именно благодаря ей, ребёнок может легче поддаваться воспитанию.+

    Это мотивация человека, чтобы он стремился к чему-то. И поскольку пропаганда здорового образа жизни — предпосылка развития самых различных сторон деятельности человека, то он активно пропагандируется в дошкольных детских учреждениях, а также в школах. В связи с тем, что жизнь общества усложняется, и появляются всё более серьёзные нагрузки, организм терпит изменения, поэтому необходимо воспитывать индивидуума сразу же, чтобы у него не возникло желание иметь вредные привычки. Пропаганда здорового образа жизни среди детей является важной на всех этапах воспитания.+

    +

    Благодаря ЗОЖ, можно с лёгкостью предотвратить самые негативные сдвиги в состоянии здоровья. Приучение же имеет множество элементов, рассмотрим основные из них:+

    • окружающая среда;
    • питание и его уровень;
    • привычки;
    • занятия спортом;
    • гигиена.

    Так, все эти элементы являются важными при формировании личности, и кроме того, важную роль играет ЗОЖ.+

    Разумеется, чтобы ребёнок рос в хорошей среде и не имел вредных привычек, то в первую очередь его нужно научить этому в семье, посредством пропаганда здорового образа жизни дома. Поскольку он учится здоровому образу не в школе, а на практике жизни, поэтому глупо было бы говорить ребёнку о вреде продуктов быстрого приготовления, в то время как родители кроме них ничего не едят.+

    +

    Поэтому если вы хотите, чтобы ребёнок рос здоровым и жил прекрасно, то с момента его зачатия необходимо избавиться от всех вредных привычек и начать нормально питаться. Да, именно, не с момента рождения, а с момента зачатия, поскольку большинство привычек в привязанности к той или иной еде ребёнок отнимает у мамы. Пропаганда здорового образа жизни станет самым важным этапом в этом непростом процессе.+

    Прежде чем отправить ребёнка в школу, где он послушает о здоровой жизни, необходимо рассказать ему о занятиях спортом и правильном питании, а также применять это в повседневной жизни. На сегодняшний день молодые родители взяли в моду заниматься зарядкой со своими детьми, а также плаванием, и это правильный подход, поскольку дети должны приучаться именно к такой жизни с рождения. Пропаганда здорового образа жизни играет важную роль не только для родителей, но и для образовательных учреждений.+

    Очень важно чтобы дети ели как можно меньше различных недоброкачественных продуктов, которые являются вкусными и вызывают привычку. Приучите ребёнка к еженедельной влажной уборке, поскольку он самостоятельно должен следить за гигиеной. Отдайте его в какую-нибудь спортивную секцию, когда он подрастёт, чтобы привить любовь к спорту. Пропаганда здорового образа жизни среди детей проводится в первую очередь, его родителями.+

    И самое главное - следует помнить, что все привычки ребёнок перенимает не от учителей в школе, а от своих родителей, поскольку он растёт в их окружении.+

    Когда нужно пропагандировать ЗОЖ ребёнку

    Очень важно следить за тем, чтобы была пропаганда здорового образа жизни в детском саду. Поэтому в семье она должна начинается ещё до того, как ребёнок пойдёт в сад. Привычки ребёнка начинают формироваться с тех пор, как он находится в утробе матери, поэтому и подобным воспитанием рекомендуется заниматься с момента зачатия, когда плод ещё мал.+

    Пропаганда здорового образа жизни дома начинается с этого этапа. В это время будущая мама должна отказаться от вредных привычек даже в самых малых их количествах, а также начать правильно питаться, употребляя как можно больше овощей и фруктов.+

    Ни для кого не секрет, что беременной женщине сложно воздержаться от пирожков и селёдки, а затем запить всё это апельсиновым соком, но необходимо приложить максимум усилий на то, чтобы употреблять ту пищу, которая нужна ребёнку.+

    Начинается пропаганда здорового образа жизни дома, и это то, что должны знать все родители. С таким подходом вы сможете не только родить здорового малыша, но и сохранить фигуру в безопасности. Пропаганда здорового образа жизни в детском саду лишь закладывает основы рационального поведения, всё остальное является прямой обязанностью родителей.

    Постепенно, по мере вырастания вашего чада, необходимо погружать его в основы, которые содержит пропаганда здорового образа жизни. С самого детства приучайте его к правильному питанию, только не заставляя, а объясняя, почему именно он должен есть кашу, когда его друзья постоянно кушают чипсы. Действительно, если ребёнок попадает в окружение сверстников, то перенимает их особенности поведения. Поэтому каждые родители должны просто сесть и рассказать ребёнку, зачем ему нужно это кушать, чтоб каждая трапеза не превращалась в скандал.

    По мере вырастания ребёнка научите его помогать вам при уборе, расскажите, зачем именно нужно делать влажную уборку как можно чаще. Так, вы не только сможете привить ему привычки ЗОЖ, но и воспитаете настоящего помощника или помощницу. В этом и будет заключаться пропаганда здорового образа жизни.+

    Что касается занятий спортом, то к ним нужно приступать с самого детства, а именно - заняться плаванием, сделать зарядку с ребёнком, опять же - объяснив ему, зачем всё это. Помните, если ребёнок не будет знать о пользе того, чему его учат, он забудет это сразу же, как только окажется в школе или как только вырастет. Пропаганда здорового образа жизни дома начинается с многочисленных этапов воспитания.+

    О вреде вредных привычек обычно рассказывают в средней школе, но не будет лишним, если вы проведёте работу со своим ребёнком персонально и расскажете о пагубных привычках и их последствиях, это является одним из важных шагов, которые содержит пропаганда здорового образа жизни.+

    +

    Как правильно проводить пропаганду ЗОЖ

    Пропаганда ЗОЖ ребёнку проводится в первую очередь родителями, поскольку именно они окружают его изо дня в день. В целом пропаганда здорового образа жизни является направлением, в которое входит целый ряд мероприятий. Эти мероприятия служат для повышения уровня воспитания ребёнка и для улучшения качества медицинской культуры в стране. В школах и в дошкольных учреждениях пропаганда здорового образа жизни проводится медицинскими работниками, и в данном случае их задача:+

    • пропаганда законов республики касательно здравоохранения;
    • пропаганда базовых знаний медицины и гигиены;
    • пропаганда к ЗОЖ;
    • закрепление теоретических знаний на практике.

    +

    Пропаганда здорового образа жизни дома проводится с использованием советов родителей. Сама тематика пропаганды ЗОЖ напрямую зависит от возраста целевой аудитории и от особенностей. Сам процесс происходит при использовании радио, телевидения, других элементов СМИ. К работе привлекается медицинский состав, и определяется количество часов в неделю, в течение которых должна проводиться Пропаганда к ЗОЖ.+

    Для того чтобы работа по совершенствования знаний о здоровье была проделана наиболее эффективно, создаются специальные факультеты здоровья, на которых можно получить не только теоретические, но и практические знания.+

    Что касается пропаганды ЗОЖ в школах, то она является обязательной и должна проводиться на регулярной основе. Пропаганда здорового образа жизни в детском саду подходит под те же самые ограничения и проводится на регулярной основе.+

    Пропаганда ЗОЖ - копируем родителей

    Неудивительно, что в своём поведении дети во многом копируют своих родителей. Поскольку они всегда их окружают и заботятся, и как бы ни воспитывали детей в садике или в школе, они всё равно будут забирать и повторять привычки своей семьи. Пропаганда здорового образа жизни играет самую важную роль, поскольку она не только прививает полезные привычки, но и позволяет заниматься воспитательным процессом.+

    Заключение

    Очень важно для родителей по мере взросления ребёнка следить за изменениями, которые с ним происходят, и оградить детей от влияния нехороших компаний. Если сами не справляетесь, то необходимо обратиться за помощью к психологу.

    Пропаганда здорового образа жизни - одно из стратегических направлений гигиенического обучения и воспитания.

    Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний). В здоровый образ жизни включают разные составляющие, но большинство из них считаются базовыми:

    • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
    • окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
    • отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
    • питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
    • движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учетом возрастных и физиологических особенностей;
    • формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;
    • гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
    • закаливание.

    Стартом здорового образа жизни является ежедневная гигиена, закаливающие процедуры, режим, физическая активность, в общем, все то, что в большинстве своем родители так или иначе стремятся реализовать в своей семье. Проблема начинается тогда, когда мама с папой не дают маленькому человеку достойного примера.

    В процессе социализации малыша, ребенок сталкивается с общегосударственными нормами, которые нацелены на формирование у учащихся здорового образа жизни. В обязательном порядке каждый встречается с необходимостью физических упражнений, посещением специальных занятий, учится тому, что гигиена есть норма в обществе и прочее.

    Первый и главный пример для ребенка - родители

    Первым и главным примером все равно являются родители. Невероятно сложно и несправедливо заставлять ребенка делать что-то, что ему не хочется, однако практически не приходится прикладывать усилия, если все происходит естественно.

    Любой родитель знает, насколько легко малыш может запомнить и использовать что-то «плохое», например некультурные слова. Этот принцип актуален и здесь. Просто каждый день сами не забывайте сделать зарядку, почистить зубы и прочее, а еще периодически предлагайте своему чаду присоединится.

    Почему необходимо донести до учащихся важность ЗОЖ

    Стартует формирование здорового образа жизни в семье и продолжается уже в учебных заведениях. Не все дети посещают детский сад в силу тех или иных причин, однако уже в школу подавляющее большинство просто обязано ходить. Здесь-то на формирование ценностей ребенка начинает влиять еще и коллектив вместе с учителями.

    С достаточно раннего возраста стоит активно использовать принципы охраны здоровья, чтобы они стали привычками. Позже эти знания и умения будут одним из необходимых элементов общей культуры человека. Для общества формирование таких привычек крайне важно, поскольку позволяет формировать позитивное отношение к ЗОЖ у подавляющего большинства людей.

    Если ребенок не научится отличать здоровое от нездорового, то в будущем это грозит серьезными проблемами с качеством жизни и даже с ее продолжительностью. Разве кто-то будет спорить, что систематическая невнимательность к потребностям организма в правильном питании, физических нагрузках, отдыхе сказывается на всех сферах жизни? Формирование здорового образа жизни у учащихся должно быть организованной, целенаправленной системой, только тогда возможно получить действительно результат, который будет приносить пользу.

    Пропаганда ЗОЖ: методы и средства

    Формирование здорового образа жизни включает в себя разнообразные методы и средства, например отдельные дисциплины, также это могут быть кружковые занятия, дискуссии, лекции, викторины. Кроме этого используется печатная пропаганда: брошюры, статьи, лозунги, листовки, книги и прочее.

    Однако ограничиваться только этим по-своему тоже ошибочно. Здесь необходима система, которая объединит:
    1) повышение работоспособности за счет улучшения условий труда;
    2) наличие физических нагрузок, минимизация пассивного отдыха, неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя), аутотренинги, ежедневное рациональное питание, соблюдение гигиены, создание благоприятных условий в собственной семье;
    3) адекватные межличностные отношения;
    4) развитие культуры общения и поведения, сохранение окружающей среды;
    5) сознательное отношение к здоровью, наличие общих медицинских знаний, умений в отношении первой помощи и прочее.

    Как видно не ограничивается формирование здорового образа жизни средствами физической культуры. Это комплексное понятие и необходимо в популярной форме донести до ребенка, что хорошо себя чувствовать, радоваться общению с окружающими, получать удовольствие от нахождения на природе возможно без алкоголя, сигареты. Ведь существует столько всего интересного, увлекательного, но наслаждаться всем этим можно лишь, если у тебя крепкое здоровье, адекватные взгляды на жизнь.

    Начинается пропаганда здорового образа жизни в детском саду, однако родители должны понимать, что их поведение является примером для малышей. Уже позже в школе фокус постепенно будет смещаться на мнения и отношения коллектива. Крайне важно начинать формировать ЗОЖ как можно раньше, чтобы в будущем человек был здоровым, крепким и счастливым.

    Пропаганда здорового образа жизни – это необходимое условие приобщения дошкольников к физической культуре. Полноценное физическое развитие детей – это прежде всего правильное и своевременное формирование двигательных умений и навыков, развитие интереса к различным доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно-волевых черт личности.

    Для успешного решения этой задачи необходимо комплексное использование средств физического воспитания, природных факторов, гигиенических мероприятий, физических упражнений, а так же здоровый образ жизни в семье.

    В работу с семьей, я включала – целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и в домашних условиях.

    В начале учебного года проводила индивидуальные разъяснительные беседы, давала рекомендации, старалась нацелить родителей на то, чтобы одежда и обувь детей. Находилась в опрятном состоянии.

    Родителям напоминала о вреде употребления утром на завтрак колбасных изделий, конфет перед завтраком, жвачек. Сейчас время активных курильщиков. В группе встречаются не только одиночные курильщики-папы, но и семейные пары, которые. Ничего не подозревая, наносят огромный вред здоровью своим детям.

    Для родителей оформила рекомендации по закаливанию, по оптимальному воздушному и тепловому режиму, по соблюдению правил и норм совместного проживания. Постоянно знакомила родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы группы, с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития, с лечебнопрофилактическими мероприятиями – цветомассажем.

    В своей работе использовала следующее:

    Информацию для родителей в папках – передвижках. Статьи « О вреде курения и алкоголизма», «Мама, папа и я – физкультурная (спортивная) семья».

    Составление эпикриза вместе с мед. Работниками и знакомство с ним родителей.

    Анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.

    Следует отметить, что проанализировав данные анкет, пришла к выводу, что хотя все наши родители имеют высшее среднее образование, уровень знаний в области формирования здорового образа жизни у большинства их них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Многие родители не понимают самой сущности понятия «здоровье» и рассматривают его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая то, что понятие «здоровья» состоит из трех частей – физическое, психическое и социальное.

    Очень часто при разговоре с родителями слышишь, что он не хочет идти на физкультуру. В таком случае я предлагаю книгу для родителей издательства «Физкультура и спорт» Яны Бердыховой « Мама, папа, занимайтесь со мной»; где затронуты вопросы:

    Когда начинать заниматься.

    Когда и сколько заниматься.

    Как заинтересовать ребенка занятием физкультурой.

    Чем и как заниматься.

    Как обеспечить безопасность занятий.

    Как подготовить место и инвентарь для занятий.

    Как одеться для занятий.

    Мои наблюдения показали, что в тех семьях, где каждый член семьи придерживается здорового образа жизни, там и дети физически здоровы и с большим удовольствием посещают физические занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рубрика "Здоровье" "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни" (О двигательной активности дошкольников)

    Движение является одним из источников радости ребёнка, поэтому они оказывают большое влияние на его психическое развитие. Возрастной период от 5 до 7 лет характеризуется дальнейшим развитием разных фо...

    Консультация «Роль личного примера педагога в мотивации дошкольников к физической культуре и здоровому образу жизни»

    Актуальность выбранной темы: состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. Консультация для педагогов в ГБОУ детский сад №1989, провела Мамелина Ю.В....

    Методичесая разработка круглого стола «Семейная пропаганда здорового образа жизни - как главное условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

    С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста.Как известно, р...