Актуальные проблемы воспитания в поликультурном обществе. Поликультурное воспитание в условиях современного образования

1

Бессарабова И.С.

В статье актуализируется роль поликультурного образования для современного общества, которое характеризуется обострением этнических конфликтов, нетерпимостью к культурным различиям. На примере России и США автор показывает, что поликультурное образование становится магистральным направлением жизнедеятельности любого многоэтнического и многокультурного общества.

Проблема совершенствования образования принадлежит к числу тех педагогических проблем, которые с течением времени не теряют своей актуальности. Современная ситуация в России характеризуется ростом локальных этнических конфликтов. Задачи сохранения безопасности в российском обществе требуют постоянной работы по изучению природы конфликтов между представителями различных этнических групп, их влияния на социальную и экономическую жизнь общества, а также поиска путей их преодоления. Все это ставит серьезные задачи перед образованием, которое не может не реагировать на происходящие события в обществе. Опыт зарубежных стран, в частности США, показывает, что учебные заведения являются главными структурами, где проводится целенаправленная объединяющая и миротворческая политика. Следовательно, образование может помочь обществу воспитать молодежь в духе гуманного отношения к представителям иных культур и найти эффективные способы снижения межнациональной вражды, которые могут быть применимы в социальной среде.

Проблемы терпимости в разных сферах личной и общественной жизни, так же как и ее антипода - экстремизма, являются особенно актуальными в ситуации современной России, которая отмечена ожесточением нравов среди некоторых групп населения, распространением агрессивных побуждений и действий, питаемых как объективными социально-экономическими трудностями, так и политикой определенных группировок, заинтересованных в разжигании противоправных настроений. Такая ситуация не оставила равнодушными отечественных ученых, которыми осуществлен ряд исследований, опубликованы монографии и научные статьи по проблемам толерантности .

Как свидетельствуют результаты социологических исследований, толерантность и склонность к экстремизму среди россиян могут проявляться в самых разных областях и касаться различных аспектов взаимоотношений людей. Так, в целом, в современной России особенно остры противоречия между богатыми и бедными. Второе место после социально-экономических оснований возможных экстремистских выступлений россиян занимают причины, связанные с межнациональными отношениями .

Данная картина прямо противоположна ситуации в США, где главной причиной противоречий между гражданами страны по-прежнему остается цвет кожи. Даже те цветные американцы, которым удается добиться успеха, ощущают себя не такими, как все. Сегодня афроамериканцы занимают руководящие посты в более чем 300 городах США. Но несмотря на это, они продолжают испытывать чувство отчуждения от белого большинства, поясняя, что им приходится жить в двух мирах, в одном из которых о них судят по способностям, а в другом - главным критерием остается расовая принадлежность. Приведем конкретный пример. Афроамериканцы супруги Грейсоны проживают в престижном районе Нью-Йорка в роскошном многоквартирном доме более восьми лет. Глава семьи занимает пост заместителя мэра Нью-Йорка по вопросам финансов, а его жена является вице-президентом Национального медицинского фонда. По словам обоих супругов, им не раз приходилось испытывать пренебрежительное отношение со стороны белых жильцов своего дома, которые, будучи не знакомы с ними, отказывались впустить их в лифт, принимая за посторонних. В настоящее время в США существуют, так называемые «позолоченные гетто», районы, где проживают состоятельные афроамериканцы (Чэтем в Чикаго, Норт-Портал-Эстейтс в Вашингтоне), так как они по-прежнему встречают препятствия при покупке домов в районах, населенных белыми американцами .

Ситуации, подобные описанным выше, очень точно характеризуются словами Глории Лэдсон-Биллингс из книги «За пределами Большого Дома» (так автор называет мир белых американцев): «Афроамериканцы получили право войти в этот дом, но так и не стали его частью» .

Россия, как и США, является мультинациональной, мультирелигиозной и мультикультурной страной, население которой насчитывает около 150 млн. человек. В России проживают более 100 национальностей и этнических групп. Кроме русских, представляющих собой титульный этнос (81%), многочисленными нациями в стране являются татары, евреи, чуваши, башкиры, удмурты, марийцы и др. В России проживают и малочисленные народы, главным образом, на Севере (ненцы, эвенки, алеуты, негидальцы, ороки, тофалары и др.). Исторически сложившееся национальное и культурное многообразие в нашей стране сказалось на системе основных ценностей отечественного образования, в частности, его обязательности и доступности для всех граждан. В то же время образовательная политика советского периода не отражала реальных проблем в отношении различных этнических групп.

Обратимся вкратце к некоторым историческим этапам развития образования в нашей стране, которые явились предпосылками поликультурного образования в России.

В середине 50-х гг. ХХв. с приходом к власти Н.С.Хрущева многим депортированным народам (калмыкам, чеченцам, балкарцам, российским немцам и др.) было разрешено вернуться на родину. Согласно политике Н.С.Хрущева, все люди, проживавшие на территории СССР, должны были стать русскоязычными. При этом родные языки рассматривались в качестве помехи для совершенного овладения русским языком. Данная идея нашла отражение в Программе КПСС (1961г.), провозглашавшей в качестве главной задачи партии создание «общенародного государства». При этом подразумевалось, что в процессе построения бесклассового общества будет происходить стирание национальных различий, не исключая языковых. Данную политику продолжил Л.И.Брежнев, в период правления которого в жизнь претворялась идея формирования «советского человека». Русификация, т.е. обязательное изучение русского языка во всех учебных заведениях страны, считалась необходимым условием рождения гражданина нового типа. Во всех школах страны основное внимание и финансовые средства были направлены на изучение русского языка. В связи с экономическими потребностями СССР, правительственные структуры проводили политику ускоренного перевода образования национальных меньшинств на русский язык обучения, который приобрел статус языка межнационального общения. Следовательно, языки национальных меньшинств, проживавших в стране, остались без внимания, что явилось причиной потери многими этническими группами своих родных языков и культур .

Данная политика партии и правительства СССР, направленная на ассимиляцию и русифицирование наций, на создание новой исторической общности «советский народ», аналогична политике «плавильного котла», проводимой в США, с целью «переплавить» все национальные, культурные и этнические различия прибывавших в страну иммигрантов, а также коренных американцев (индейцев), обязывая каждого изучать английский язык и англоевропейскую культуру среднего класса.

Вследствие глубоких политических, демографических и социальных перемен в российском и американском обществе, и в мире, которые произошли во второй половине ХХв., ассимиляционистская политика не оправдала себя. На смену ей пришло осознание важности этнического разнообразия как непременного условия культурного богатства и стабильности страны. Терпимость и многообразие стали ориентирами для ХХI века.

В этой связи мировая педагогическая мысль начала разработку соответствующей образовательной стратегии. Задача подготовки молодежи к жизни в полиэтническом и поликультурном обществе была названа одной из главных в документах ООН, ЮНЕСКО и Совета Европы.

В докладе международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчеркивалось, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой, - привить ему уважение к другим культурам .

Следовательно, поликультурное образование становится сегодня главной силой, способствующей выживанию и развитию людей не только в России, но и в мире в условиях глобальных антропогенных проблем, этнических конфликтов.

Российские и американские исследователи не дают универсального определения поликультурного образования. Полагаем, что различные подходы к его определению объясняются наличием большого количества трактовок понятия «культура», являющегося ключевым в поликультурном образовании.

Мы систематизировали многочисленные определения поликультурного образования, представленные американскими авторами, по следующим признакам: поликультурное образование - идея, концепция, философия; реформаторское движение; идея и движение за реформирование; область научного исследования .

В целом, отечественные ученые понимают поликультурное образование, как процесс овладения учащимися знаниями о различных культурах своей страны и мира, понимания общего и особенного в родной культуре и мировой с целью духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования умений и навыков для осуществления взаимодействия в условиях поликультурности как российского, так и мирового сообщества.

Учитывая взгляды отечественных и американских авторов, наше понимание поликультурного образования сводится к следующему: поликультурное образование - это особый образ мышления, основанный на идеях свободы, справедливости, равенства; образовательная реформа, нацеленная на преобразование традиционных образовательных систем таким образом, чтобы они соответствовали интересам, образовательным потребностям и возможностям учащихся независимо от расовой, этнической, языковой, социальной, гендерной, религиозной, культурной принадлежности; междисциплинарный процесс, пронизывающий содержание всех дисциплин учебной программы, а не отдельные курсы, методы и стратегии обучения, взаимоотношения между всеми участниками учебно-воспитательной среды; процесс приобщения учащихся к богатству мировой культуры через последовательное усвоения знаний о родной и общенациональной культурах, вооружения учащихся умением критически анализировать любую информацию во избежание ложных выводов, а также формирования толерантного отношения к культурным различиям - качеств, необходимых для жизни в поликультурном мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бессарабова И.С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США: Монография.-Волгоград: Перемена, 2008.364с.

2. Гаганова О.К. Поликультурное образование в системе общего школьного образования США: Дис.... канд. пед. наук. Институт теории образования и педагогики РАО. М., 2003.

3. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование-актуальная проблема современной школы//Педагогика.-1999.-№4.-С.3.

4. Толерантность /Общ. ред. М.П. Мчедлова. М.: Республика, 2004. 416с.

5. Хайруллин Р.З. Состояние и перспективы развития национальных систем образования в России//http:tatar-history.narod.ru /federal.htm.

6. Ladson-Billings G. Beyond the Big House. New York: Teachers College Press, 2005. 212p.

Библиографическая ссылка

Бессарабова И.С. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И США: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1115 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Вопросы демократизации воспитания и общества должны решаться с учетом того, что подавляющее число государств не является гомогенным ни в этническом, ни в культурном отношении. Практически все крупнейшие страны относятся к поликультурным и полиэтническим сообществам. В них проживают национальные меньшинства, вследствие массовой иммиграции формируются новые малые этнические группы. Необходимость толерантного сосуществования больших и малых этнических и национальных общин порождает потребность поликультурного воспитания и образования в качестве важного социального и педагогического принципа.

Поликультурное воспитание исходит из того, что образование и воспитание в полиэтнических сообществах не может быть иным, как при учете национальных (этнических) различий, и должно включать множество типов, моделей и ценностных педагогических ориентации, адекватных мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения.

В поликультурном сообществе процессы воспитания происходят при межэтническом и межкультурном взаимодействии больших и малых этносов. Эти процессы не исключают наряду с развитием общенациональной культуры обогащение посредством воспитания и образования как доминирующей, так и малых культур. Подобные тенденции предполагают сопряжение через воспитание культурных и этнических ценностей всех участников межэтнического и межкультурного диалога, создание общего интеркультурного пространства, в пределах которого каждый человек обретает социальный и этнический статус, определяет принадлежность к тем или иным языкам и субкультурам.

XX столетие прошло под знаком нарастания кризиса идеи и практики культурно-образовательной дискриминации и ассимиляции малых этнических групп. Современная цивилизация должна строить взаимоотношения больших и малых этносов в пределах одного сообщества на принципах интеграции, терпимости. Отнюдь не везде и не всегда соблюдаются культурно-образовательные права всех этнических групп. Поликультурное воспитание - важная гарантия сохранения гуманных ценностей человеческой цивилизации.

Поликультурное воспитание - демократический педагогический ответ многокультурных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией, решение которой является существенным условием демократизации воспитания и обучения, общественной жизни в целом.

Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизационных типов и культур. Будучи фактором эффективной демократизации воспитания и образования, поликультурное воспитание многонационального населения приобщает к собственным языкам, культурам, к мировой культуре через понимание особенностей отдельных наций, истории человеческой цивилизации, на основе диалога макро- и субкультур, обладающих особыми достоинствами и ценностями.

Фактор нарастающей значимости поликультурного воспитания, изменения педагогики в целом - глобализационные, интеграционные мировые процессы. Важнейшим их проявлением, глубинной причиной становления поликультурного воспитания оказалось происходящее в последние пятьдесят лет новое "великое переселение народов". Мощные потоки мигрантов в развитые страны Запада, Австралию, Россию заметно видоизменяют этнический состав государств. Зачастую подверженные "комплексу маргинала", рожденного ослаблением культурной связи с исторической родиной, иммигранты не желают быть изгоями на новой родине, стремясь войти в ее культуру. Поликультурное воспитание оказалось педагогическим ответом на присутствие иммигрантов.

В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения ценностей этнических культур в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики и школьной политики.

Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом. Нарастает потребность в овладении основами межкультурного общения у определенных страт и профессий, в частности у преподавателей, бизнесменов, работников сферы обслуживания.

Основные проблемы и тенденции развития.

Мировая педагогическая мысль разрабатывает общую стратегию поликультурного воспитания. В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997 г. было провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой - привить ему уважение к другим культурам. В документе подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей.

Образование и воспитание стремятся ответить на вызовы общества, где происходит обогащение и развитие культурного многообразия больших и малых этносов. педагогический полиэтнический воспитание

Представители этнических меньшинств сталкиваются со множеством образовательно-воспитательных проблем, придя в школу. Они располагают иными знаниями и ценностями (язык, религия, культурные традиции), и это мешает им реализовать себя в пределах педагогических требований, построенных на культурно-образовательной традиции большинства. Пренебрежение культурной традицией детей из национальных меньшинств часто отрицательно сказывается на их учебной мотивации. Невнимание в школе к культуре меньшинства возникает часто из-за отсутствия педагогических ресурсов (учебные материалы, учебное время), знаний поликультурной педагогики, поддержки со стороны школьной администрации.

Изменения воспитания и образования в духе поликультурности в современном мире уже происходят. На Западе этот процесс особенно заметен в последние пятьдесят лет. Если в начале XX в. ответом на возраставшую плюрализацию общества была политика откровенной ассимиляции национальных меньшинств, то в 1940--1950-е гг. движение за совместное обучение представителей различных рас выдвинуло на первый план задачу воспитания терпимости и взаимопонимания. В 1960--1970-е гг. в образовании обозначились новые тенденции, признававшие ценность культурного многообразия; разрабатываются специальные программы поликультурного образования, обучения иммигрантов, этнических и расовых меньшинств.

На смену эпизодическим педагогическим проектам с информацией о малых этносах и их культуре приходили концептуальные программы образования, направленные против расизма и иных национальных предрассудков. В них делаются попытки учитывать мировосприятие инокультур, предлагается учебный материал по истории, культуре, литературе доминирующей культуры. Во многих странах мира установки поликультурализма входят в программы педагогического образования.

Страны, где в той или иной степени предусмотрена политика поликультурного воспитания, можно разделить на несколько групп:

  • - с исторически давними и глубокими национальными и культурными различиями (Россия, Испания);
  • - сделавшиеся поликультурными вследствие своего прошлого как колониальных метрополий (Великобритания, Франция, Голландия);
  • - ставшие поликультурными в результате массовой добровольной иммиграции (США, Канада, Австралия).

Основными направлениями, в русле которых развивается поликультурное воспитание в ведущих странах мира, являются: педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств; билингвальное обучение; многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами против этноцентризма. Все эти направления отражаются в особых учебных программах и специальном обучении детей из меньшинств, а также обращении воспитания ко всем детям многоэтнического школьного класса.

Педагогическая поддержка детей - представителей меньшинств осуществляется в нескольких видах педагогической работы:

  • - лингвистическая поддержка: обучение на языке большинства и преподавание языка малой группы;
  • - социокоммуникативная поддержка: знакомство (особенно детей иммигрантов) с нормами поведения, принятыми в стране пребывания;
  • - специфическое преподавание учебных предметов; так, преподавание языка меньшинства содействует успеваемости говорящих на нем детей, что позволяет смягчать трудности при изучении социальных наук, истории, естествознания, поскольку дети из меньшинств часто не владеют соответствующей терминологией на доминирующем языке;
  • - работа с родителями; родители-иммигранты включаются в процесс улучшения академических результатов своих детей и унесут главную ответственность за приобщение детей к окружающей среде.

Билингвальное обучение (обучение на родном для меньшинства и доминирующем языках) рассматривается как важный инструмент академических успехов детей этнических меньшинств. Существует ряд программ, основанных на концепции двуязычного обучения. Одна из них, например, предусматривает переходное использование родного языка меньшинств как способа обучения (особенно в первый год) до поддержки билингвального обучения в более старших классах. Благодаря двуязычию налаживается коммуникация этнических групп, приобретаются дополнительные лингвистические знания как одна из гарантий социальной мобильности. Билингвальное обучение - важный путь формирования личности - носителя общенациональной культуры в полиэтническом государстве.

Масштабы поликультурного воспитания в ведущих странах мира существенно различаются. Ему уделяется значительное внимание на официальном уровне в Австралии, Испании, Канаде. Активизировались усилия по поликультурному воспитанию и образованию в России и США. Власти Англии, Германии, Франции фактически проходят мимо проблем поликультурной педагогики. В условиях неприятия идей поликультурализма на государственном уровне его задачи в воспитании и образовании берут на себя сами этнические меньшинства.

В некоторых странах поликультурное воспитание позволило смягчить проблему дискриминации темнокожих меньшинств (США и Канада). Однако проблема продолжает быть весьма острой. В подтверждение этого сошлемся на результаты опроса, проведенного в начале 2000-х гг. среди карибов, проживающих в Англии, США и Канаде. Респондентам предлагалось ответить, насколько реализованы их намерения продвинуться в профессиональной сфере, улучшить материальное положение, получить достойное образование. В Англии недовольство высказали 33% опрошенных, в США - 14%, Канаде - 20%.

Важными причинами подобных различий являются неодинаковые условия образования и адаптации темнокожих меньшинств к доминирующей культуре. Так, в США и Канаде они обычно погружены в свои этнические сообщества и отчуждение здесь большая редкость. Их вхождение в доминирующую культуру в Канаде проходит заметно быстрее, чем в Англии, поскольку эта страна - более открытое общество. В США и Канаде сняты явные барьеры на пути получения образования для чернокожего населения, чего нельзя сказать о Великобритании.

Проблемы поликультурализма решаются как в пределах школьной системы, так и в рамках непрерывного воспитания и образования. Поликультурное воспитание коснулось, прежде всего, учащихся общеобразовательных ступеней. Вместе с тем растет понимание необходимости его масштабного осуществления на уровне высшего образования. Одним из условий поликультурности в высшем образовании является учет расового и этнического многообразия и различий состава студентов. Выдвигаются цель преодоления барьеров, мешающих нормальному общению и развитию студентов из разных этнических и культурных групп, и установления между ними гуманных отношений как важного условия прогресса человечества.

Идеология этноцентризма, национализма и расизма представляет значительную опасность для поликультурного воспитания. Подобная идеология, отмечал на педагогическом симпозиуме в Токио (2003) экс-президент Всемирного совета по сравнительной педагогике немецкий ученый Ф. Миттер, прежде всего, ущемляет права на воспитание и образование этнических меньшинств.

Понятие "поликультурализм" получило в педагогике США и Канады широкое распространение с начала 1960-х гг. и превратилось в расхожее клише в педагогической литературе. Понятие применяется, прежде всего, к традиционной социально-педагогической проблеме решения расовых и этнических конфликтов.

В США понятие "поликультурализм" поначалу использовалось, прежде всего в контексте расового сепаратизма и этноцентризма и имело негативное значение. В этом состояло существенное отличие от его трактовок педагогами Канады. Однако использование понятия "поликультурализм" лишь в отрицательном смысле длилось недолго. В 1990 г. Дайяна Равич, бывший заместитель министра образования США, выступила со статьей, где различает два понятия: "плюралистический поликультурализм" и "сепаратистский плюрализм", отнеся первое к позитивным социопедагогическим явлениям.

Поликультурное воспитание трактуется в американской педагогике, по крайней мере, как идея, реформа школы, учебно-воспитательный процесс.

При постановке в американской педагогике идеи поликультурности центральным встал вопрос, почему учащиеся из этнических меньшинств демонстрировали наихудшие знания. Особенно часто ответ сводился к утверждению, что эти школьники находятся вне норм и основ белой культуры, которая является базой образования. Возникло два подхода к решению подобной ситуации: либо школьники из этнических меньшинств должны эффективнее приобщаться к белой культуре, либо ценности меньшинств должны стать для них сутью образования.

Ученые Станфордского университета предложили золотую середину при взгляде на эти два подхода, обосновав в 1987 г. свои проекты о реформе содержания образования. В новые программы наряду с ценностями традиционной западной цивилизации предлагалось включать ценности неевропейских культур.

В свою очередь идеологи этнических меньшинств поставили вопрос о включении ценностей своих субкультур и их субординации с евро-американской культурой при воспитании подрастающего поколения. Они, однако, больше думали об этнических различиях, нежели о национальной идентичности. Например, афроамериканцы видят важнейшей частью образования изучение специфического опыта черных американцев. Гавайцы настаивают на школьном обучении по учебникам на гавайском языке. Испаноязычные требуют ввести билингвальное обучение.

Поликультурное воспитание рассматривается как объективная необходимость. Дж. Бэнкс и К. Кортес выделяют 4 группы педагогических результатов, которые обеспечивает поликультурализм: равные возможности обучения, осведомленность о культурах среди учащихся и педагогов, поликультурность в программах обучения, вхождение на равных представителей меньшинств в глобальное общество.

Дж. Бэнкс выделяет несколько ступеней (моделей) возможного движения образования в США к реализации идеи поликультурности: A - воспитание и обучение исключительно на европейских ценностях; B - преимущественно еврокультурный компонент воспитания и обучения дополнен ценностями малых меньшинств; C - при воспитании и обучении устанавливается баланс ценностей культур различных этнических групп.

Некоторые педагоги (Дж. Фаркаш, Дж. Бэнкс) подчеркивают опасность того, что поликультурное воспитание с его акцентом на учет полиэтнического, полирасового общества усилит и сохранит дистанцию между этническими группами, поощрит разобщение. Они считают, что правильно реализованное поликультурное воспитание должно объединять, а не разъединять.

Подходы к проблеме поликультурности претерпели в американской педагогике качественную эволюцию. Поначалу предлагалось стремиться к полной ассимиляции учащихся - представителей различных языков и этнических групп. Подобный подход носил следы идей сегрегации. Его представители, например, "высокомерно считали, будто чернокожие не имеют культурных ценностей, которые следует сохранить, или что чернокожие сами хотят забыть свою расовую принадлежность". Критикуя идею и практику ассимиляции, Дж. Бэнкс пишет, что "мифическая англо-американская культура требовала от этнических меньшинств пройти процесс самоотчуждения" и что культурная ассимиляции иммигрантов и цветного населения отнюдь не явилась гарантией полноценного включения в жизнь общества.

Поликультурное воспитание находится в центре внимания педагогов Западной Европы. Тема поликультурного воспитания остается одной из центральных на конференциях Европейского общества сравнительной педагогики (ЕОСП) начиная с 1988 г. Многие педагоги с тревогой отмечают рост националистических настроений в сфере воспитания, особенно среди этнических меньшинств. Они видят проявление подобного этноцентризма в неприязни коренных меньшинств, как к доминирующим этническим группам, так и к новым субкультурам мигрантов. Его истоки усматриваются в последствиях образовательной ассимиляции и "культурного геноцида" этнических меньшинств.

Западноевропейские педагоги видят в поликультурном воспитании выход из кризиса в межэтнических отношениях. Поликультурное воспитание имеет несколько перспективных направлений:

  • - адресуется ко всем школьникам, включая выходцев из этнического меньшинства и этнического большинства;
  • - направлено на изменение содержания и методов образования, в результате чего поликультурность становится основополагающим педагогическим принципом;
  • - отражает подвижную культурную среду, включая мигрантскую и доминирующую;
  • - сосредоточено на взаимопонимании и культурном обмене, преодолении барьеров культурного отчуждения;
  • - предусматривает обучение социальным наукам, истории и естествознанию, позволяющее подчеркнуть общечеловеческий характер научных знаний.

Часть западноевропейских педагогов продолжает, однако, стоять на позициях монокультурности и предпочитает не замечать обострения проблемы поликультурного воспитания. Показателен в связи с этим обмен мнениями на XX конференции ЕОСП (июль 2008 г.). Когда ученый из Венгрии Г. Ленард, говоря об актуальности проблемы обучения этнических меньшинств, сослался, в частности, на пример Франции, француз Ф. Оривель резко ответил, что у них нет меньшинств и нет проблемы. Разумеется, Оривель лукавил, проблема, конечно, есть - и не только во Франции.

Поликультурное воспитание в Западной Европе имеет немало сходного с общеевропейским воспитанием. Это вызвано несколькими обстоятельствами: во-первых, значительная часть иммигрантов прибывает из других европейских стран (включая Турцию); во-вторых, поликультурное и общеевропейское воспитание адресовано одним и тем же субъектам; в-третьих, используются сходные дидактические материалы (игры, исторические сведения, песни разных народов Европы); в-четвертых, делается упор на воспитании взаимопонимания европейцев.

В правящих кругах Западной Европы признается злободневность поликультурного воспитания. Так, Роман Герцог (ФРГ) в своем выступлении в 2006 г. первоочередной задачей школы определил налаживание дружеских отношений "людей из разных этнических групп", подготовку к жизни в неоднородной культуре Германии. Подчеркивает необходимость культурной открытости национальным меньшинствам и другой германский президент - Иоханн Pay.

Фактически, несмотря на рекомендации Европарламента, и Совета Европы, декларации видных политиков, официальные круги ведущих стран Западной Европы не уделяют поликультурному воспитанию внимания, которого оно заслуживает. Поворот к поликультурному воспитанию происходит крайне медленно, однако признаки его очевидны.

Характерна в связи с этим динамика позиций Национальной ассоциации полирасового воспитания в Великобритании. Ее лидеры прошли путь от благосклонного намерения помочь меньшинствам ассимилироваться и погрузиться в доминирующую культуру до педагогической программы поддержки многообразия культур в британском обществе. Эта программа, разработанная в конце 90-х гг. ХХ в., предусматривает: 1) введение информации о национальных меньшинствах в учебные пособия; 2) создание пособий и учебных программ для учащихся из этнических и расовых меньшинств; 3) учет в учебных программах предложений по воспитанию осознания этнической принадлежности; 4) специальные занятия по ознакомлению с культурами меньшинств.

Идеи поликультурного воспитания не получают сколько-нибудь масштабного выхода в практику. Педагогические проекты, которые имеют в виду эти идеи, отодвигаются на задний план. Фактически отсутствуют систематические педагогические усилия, направленные на сохранение культуры малых этносов, особенно общин иммигрантов. Перспективы поликультурного воспитания рассматриваются достаточно сдержанно. Власти предпочитают ограничиваться декларациями, за которыми следуют малозначимые практические меры. К подобным декларативным документам относится, к примеру, доклад департамента образования Великобритании "Образование для всех" (1985), где провозглашена политика плюрализма, направленная на сохранение оригинальных культур национальных меньшинств и осознание принадлежности к этим культурам.

Текущая страница: 5 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Шрифт:

100% +

Духовность консервативна не потому, что она не умеет приспособиться к текущему моменту, а потому что в духовности сублимирован исторический опыт человечности. «Если духовно развитый человек бескорыстно, искренне любит родителей, Отечество, почитает святыни, то такой консерватизм, выработанный духовной традицией предков все же вернее даже с прагматической точки зрения, чем недальновидный скепсис юных индивидуалистов, презирающих «предков» (родителей), готовых примерить к своей расхристанной душе любую религиозность, погибающих в конечном счете в наркотиках и сектах» (А.А. Корольков).

Примат чувственно-созерцательного начала, религиозно-философским символом которого выступает понятие сердцем, составляет суть русской души и накладывает неизгладимый отпечаток на русский народ. Русский народ – по мысли И.А. Ильина – это народ сердца, воспринимающий и понимающий мир, прежде всего, через призму чувственности и созерцательности. Русские носят в себе живое и впечатлительное сердце: симпатии и антипатии, «да» и «нет», радость и печаль, эйфория и депрессия, оптимизм и пессимизм занимают в их жизни почти всегда первое место. Чувственно-созерцательное строение души русского народа оставило глубокий неизгладимый след в русской культуре. Русская культура построена на чувстве и сердце, на созерцании, на свободе совести и свободе молитвы. Яркой иллюстрацией подобной направленности души и культуры русского народа выступает иконопись и церковная живопись. Сердце и чувство господствуют над холодным и умозрительным рассудком. Родство подходов к рассмотрению явлений, чувственная основа выступают чертой единения духовных основ русских и русской культуры. Божественное открывается миру через слово, музыку, краски, в поведении, в его укладе жизни, в его отношении к близким, к Отечеству. Православие составляет ядро культурного самосознания русского народа, это духовная традиция нашей страны.

А.С. Арсеньев доказывает, что идеалы и ценности православия в России были «почвой» для развития отечественной эстетики и политического и духовного развития страны. Эту связь и зависимость можно проследить на уровне ценностей национальной культуры и образования. Целенаправленное воздействие произведений и явлений русской культуры на личность в рамках университета способствует ее целостному формированию, в единстве чувственного и рационального, эстетического и общекультурного.

Иерархия духовных основ цивилизации раскрыта в десяти заповедях, данных Богом пророку Моисею. Одной из основных добродетелей выступает связь поколений, зависимость земного благоденствия устанавливается от того, насколько он чтит предков: чти отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, да благолетен ты будешь на земле. Память поколений – такая же важная задача, как и освоение нового. Сегодня актуальны слова С.Н. Булгакова, что: «Родина есть священная тайна каждого человека, как и его рождение. Теми же таинственными и неисследимыми связями, которыми соединяется он через лоно матери со своими предками и прикрепляется ко всему человеческому древу, он связан через родину и с материю-землею, и со всем Божьим творением». Воспитание любви к родному ландшафту, развитие способностей созерцать красоту родной земли, овладение поэтической формой родного языка, позволяющего на эту красоту отозваться, «воспеть песнь Родине» – это тот компонент воспитания личности, который практически никогда не утрачивался в нашей педагогической традиции, хотя в советское время самостоятельно не рассматривался (М.В. Захарченко, 1999). В традиции русской национальной культуры проникновение в красоту родной земли, способность отозваться на нее словом, песней, расценивается как начало пробуждения духовной силы человека, как акт высокого значения. Духовность выступает основной чертой, показателем и мировоззренческим смысловым ориентиром. Таким образом, анализируемые личностные качества русских (противоречивость; трудолюбие с опорой на смекалку, изобретательность, чуткость к красоте; стремление к языковой точности, выразительности с богатством оттенков; творческая направленность и пассионарность; душевность, духовность в единстве веры; «любовь сердцем» как выражение примата чувственносозерцательного начала выступают содержанием мировоззренческой стадии этнокультурного развития личности и средством формирования основ ее ментальности.

Именно посредством традиционной национальной культуры поддерживаются основы менталитета в процессе образования, как категории духовной (Г.Д. Гачев, Б.С. Гершунский, П.С. Гуревич, И.Г. Дубов, Ю.Н. Караулов, Д.С. Лихачев, М.К. Мамардашвили). Менталитет характеризует те глубинные, «корневые», духовнонравственные, культурные ценности и мировоззренческие основания индивидуального и общественного поведения, несопоставимые с рукотворными материалами и политическими акциями. Они выступают созидательными силами поведения человека и общества в историческом измерении. Складываясь исторически, индивидуальный и общественный менталитет является производным от культуры народа, его религии, уклада жизни, философских идей и образования и представляет собой совокупность символов, формирующихся в рамках каждой данной историко-культурной эпохи и этноса. Эта совокупность символов закрепляется в сознании людей в процессе общения с себе подобными, то есть путем повторения. Эти символы (понятия, образы, идеи) служат в повседневной жизни объяснением, способом выражения знаний о мире и человеке в нем.

Менталитет, как специфическая характеристика людей раскрывается через: систему взглядов и оценок, норм умонастроений, основывающуюся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях; язык; доминирующие в данной группе мотивы; иерархию ценностей, которые проявляются в убеждениях, идеалах и интересах. Все это позволяет выявить социальные установки, обеспечивающие готовность действовать определенным образом. Менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении людей, представителей данной культуры, выражаясь, прежде всего, в стереотипах поведения и принятия решения, означающие на деле выбор одной из поведенческих альтернатив; господстве каких-либо чувств и т.п.

Связь менталитета и образования двойственна. С одной стороны, характер образовательной деятельности в социуме зависит от ментальных приоритетов, с другой – сами эти приоритеты зависят от образовательных потенций общества, его стремления к воспроизводству культурных традиций.

Менталитет социума, как явление духовное, находит свое материальное выражение в культуре. Основу ментальности, ее ядро составляет самоидентификация – осознание личностью своей тождественности с социальной группой, нацией, этносом, одним из инструментов социализации этой личности, посредством которого приобретаются или усваиваются ценности культуры определенного общества. Пласты культуры многообразны и чрезвычайно важно выделить те сферы, которые выступают источниками менталитета и указать возможности его формирования. Культура – целостная среда, «это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения – народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства» (Д.С. Лихачев,1994).

История, религия, философия, наука, искусство и образование, при всей своей нерядоположенности, составляют идейную основу культуры. Именно эти сферы позволяют сфокусировать внимание на двух направлениях изучения менталитета. Одно – изучение сущего, а другое – изучение должного. «История, религия, философия, наука (и в значительной мере – их естественный симбиоз, синтез) создают своеобразное познавательное поле для изучения сущего, тех глубинных оснований и мировоззренческих идей, которые предопределяют содержание соответствующей ментальности. Что касается искусства и, в еще большей мере, образования, то эти сферы отличаются достаточно четко выраженной нормативностью и позволяют судить о том, почему и как формировалась … ментальность социума, каким путем, с помощью каких технологий содержательные основы ментальности переходят в соответствующие параметры мировоззрения и ожидаемого поведения людей» (Б.С. Гершунский, 1998, 134).

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое национальный характер? Напишите эссе по наиболее значимым признакам и чертам национального характера русских (или другого народа по выбору студентов).

2. Что такое этнос? Определите соотношение понятий: народ, народность, нация, этнос.

3. Что такое идентичность и идентификация? Определите основные признаки статуса идентичности личности.

4. Выделите основные признаки менталитета.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. – М., 1994.

2. Гершунский Б.С. Философия образование для ХХ1 века. – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.

3. Ильин И.А. Путь к очевидности. – М.: Русская книга, 1994. Собр. соч. В 10 т., – Т.3. – 592 с.

4. Концепция национальной образовательной политики РФ // Российское образование. Информационно-образовательный журнал. – 2007. – № 1. – С. 49 – 59.

5. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1967.

6. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. – 1994, – № 8.

7. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже 21 века. – М., 1997. – 141 с.

8. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

9. Русские (Этносоциологические очерки)/ Под ред. Ю.В. Арутюнян. – М.: Наука, 1992. – 464 с.

10. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. – М., 1991.

11. Сухарев А.В. Некоторые аспекты этнофункционального подхода к проблеме образования в России / Психологический журнал, – 2005, Т.26, – № 2, – С. 91 – 101.

12. Трофимов В.К. Душа русского народа: Природно-историческая обусловленность и сущностные силы. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. – 159 с.

Тема 4: Образование в поликультурном обществе

План:

1. Факторы усиления значимости проблемы образования в поликультурном обществе.

2. Феноменология понимания образования в полиэтничном обществе

3. Генезис становления и практической реализации поликультурного образования

4. Принципы поликультурного образования

5. Концепции поликультурного образования

6. Проблемы образования в поликультурном обществе

1 . Проблемы образования и воспитания ребенка в полиэтнической среде актуальны сегодня во всем мире. В первую очередь это связано с ростом значимости этнической идентичности в условиях интернационализации социально-экономических и политических аспектов жизни. Все более частое обращение как групп этнических меньшинств, так и групп большинства к «корням» своей этнической культуры не могло не сказаться на переосмыслении задач ведущих институтов социализации ребенка – семьи и школы.

Не менее важным фактором развития различных моделей образования в полиэтнической среде является обострение межэтнической напряженности , характерное сегодня для самых различных регионов Запада и Востока, Севера и Юга и закономерно вызвавшее к жизни попытки ее если не преодоления, то хотя бы профилактики на уровне образовательных институтов.

И, наконец, процессы миграции: не случайно исторически именно страны с крайне высоким сальдо миграции – США, Канада, ФРГ – оказались у истоков становления тех или иных образовательных программ данного направления.

Отечественная система образования в последнее десятилетие столкнулась с проблемой интенсивно расширяющейся миграции населения. Этот процесс был инициирован распадом СССР и возникновением сложных социально-экономических проблем на территориях бывших советских республик, повлекших за собой миграции русского населения на постоянное место жительства в Россию, миграции других народов в Россию на постоянное и временное место жительства.

Прогнозы, сделанные учеными-демографами показывают, что Россия в плане демографических изменений в ближайшие 15 – 20 лет может пойти по двум путям развития – экстраполяционному и стабилизационному. Выбор экстраполяционого варианта приведет к сокращению численности граждан страны примерно на 20 млн. человек (к 2025 году в этом случае численность населения сократится со 145 млн. человек до 125 млн.). Если государство изберет политику активного привлечения мигрантов с целью компенсации убыли населения, тем самым, реализуя стабилизационный вариант, то будет необходим въезд в страну на постоянное место жительства до 1 млн. человек в год. В этом случае во второй половине XXI века мигранты и их потомки могут превысить половину населения России. Ученыедемографы активно обращают внимание политиков, руководителей государства, общественности на проблему разработки миграционной политики, т.к. именно продуктивно реализуемая миграционная стратегия приведет к пополнению трудовых резервов и выводу России из экономического кризиса. Перспективная миграционная политика России – это, прежде всего, иммиграционная политика, т.е. въезд переселенцев в Россию из других стран (Ж.А. Зайончковская).

Прогнозы развития страны в контексте расширяю-щихся миграционных процессов, актуализируют проблемы поиска научно-обоснованных путей интеграции мигрантов в новые социокультурные условия средствами образования, что проявляется в необходимости разработки современных моделей обучения детеймигрантов, учитывающих различные культурные особенности школьников и уровни их готовности к обучению, а также в разработке подходов к обновлению педагогического образования в контексте развития идей поликультуности. Возникает объективная потребность в разработке современных подходов, моделей, сценариев подготовки отечественных педагогов к профессиональной деятельности в условиях высокой степени неопределенности – в ситуации возникновения непрогнозируемых проблем, связанных с развитием миграционных процессов.

На этапе активного поиска путей развития системы педагогического образования, возникает стремление к тщательному изучению и разумному заимствованию накопленного передового опыта, доказавшего свою эффективность в конкретной стране. Обращение к изучению международного опыта подготовки педагогов к решению новых проблем дает возможность не только расширить представления о мировом педагогическом процессе, проследить основные тенденции развития образовательных систем, но и провести его объективный анализ с целью эффективной реализации полученных результатов в условиях российской системы педагогического образования.

Одной из сложных проблем современного российского образования становится подготовка учителя, способного эффективно работать с детьми-мигрантами.

Поскольку рассматриваемая проблема для России является чрезвычайно молодой, то целесообразно обращение к опыту тех стран, в которых миграционные процессы развиваются давно и системы подготовки педагогов адаптированы к решению данных проблем.

В современном обществе значительное влияние на социальную сферу и, как следствие на систему образования, оказывают миграционные процессы, усиливающиеся с каждым годом. Анализ литературы по проблемам развития поликультурного образования позволил утверждать, что в поликультурном обществе на систему школьного образования и, как следствие на систему педагогического образования оказывают влияние две группы факторов – факторы прямого и косвенного влияния.

Факторы, обусловливающие системные изменения педагогического образования в условиях развития миграционных процессов:

А) Факторы прямого влияния:

a. глобализация , усиливающая миграционные процессы в обществе в целом и образовании в частности; оказывающая влияние на развитие системы образования, становление и развитие концепций поликультурного общества.

b. образовательная политика развитых государств, отражающая идеи поликультурного образования, определяющая необходимость удовлетворения культурно-языковых и образовательных запросов населения средствами образования.

c. полиэтнический состав современных государств и социально-демографическое состояние титульных этносов, оказывающие влияние на развитие концепций культуры в поликультурном обществе.

Б) Факторы косвенного влияния:

развитие концепций культуры , оказывающих влияние на понимание смысла образования в обществе, проявляющихся в выборе стратегии построения общего образования в поликультурном обществе с языково-, культурно– и духовно-различным полиэтническим составом учащихся и определяющих общие задачи школы в поликультурном государстве

развитие педагогической науки в области исследования проблем интеграции мигрантов в социокультурную среду страны проживания средствами образования, не ограничиваемое специальной методикой преподавания тех или иных предметов или этнопедагогикой, а создающее методологическую основу для решения целостного комплекса образовательных и интегративных этноязыковых и этнокультурных педагогических проблем.

Развитие общества в начале XXI века характеризуется усиливающимся влиянием миграционных процессов на развитие систем образования, становление и развитие концепций поликультурного образования. Миграция населения сыграла огромную многостороннюю роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования. Это обусловлено тем, что миграция, являющаяся следствием глобальных изменений, сама стимулирует дальнейшие изменения, как в обществах, принимающих мигрантов, так и в обществах, служащих источником миграций.

Миграция населения (от лат. migratio– переселение) – перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время. Термин «миграция населения» синонимичен термину «механическое движение населения».

Вероятно в силу многоплановости понятия ни в зарубежной, ни в отечественной литературе нет однозначного определения миграции. В экономической, экономико-географической литературе существует широкое и узкое толкование понятия миграции населения. В широком смысле под миграцией понимают совокупность всех перемещений людей в пространстве, включая и маятниковую миграцию – ежедневные поездки из одного населенного пункта в другой на работу или учебу и обратно, посещение торговых предприятий, учреждений культурно-бытовой сферы, рекреационных зон, командировки и т.д. В узком смысле слова миграция – перемещение людей, связанное со сменой постоянного места жительства. Однако, следует отметить, что все формы (виды) перемещений людей, не связанные с переменой постоянного места жительства, не являются миграцией.

Наряду с понятием «миграция» используются термины «эмиграция» и «иммиграция», отличающиеся по смыслу друг от друга. Эмиграция (от лат. emigro – выселяюсь, переселяюсь), переселение (добровольное или вынужденное, самотечное или организованное) в другую страну на постоянное или временное (на длительный срок) проживание, в большинстве случаев с изменением гражданства. Внешняя миграция населения (международная) связана с пересечением государственной границы, ее подразделяют на межконтинентальную и внутриконтинентальную. Иммиграция (от лат. immigro – вселяюсь), въезд (вселение) в страну на постоянное или временное (как правило, длительное) проживание граждан другой страны, большей частью с получением нового гражданства. К внутренней миграции населения относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономгеографическими районами, населенными пунктами и т.д. Внутрипоселенные перемещения (например, перемена места жительства в пределах одного и того же города) не рассматриваются как миграция населения.

В настоящее время миграция достигла исторически уникального уровня, формируя особую модель глобализации, включающую в себя относительно свободное перемещение людей, денег и товаров. Среди причин миграции традиционно доминируют демографические и экономические причины.

Воронежская область стала одним из регионов массового притяжения мигрантов из разных республик бывшего Советского Союза. Воронежская область занимает 4 место в Центральном Федеральном округе по проектируемым темпам прироста населения за счет мигрантов (после Москвы, Московской и Белгородской областей) и 7 место по России в целом (после Москвы, Московской и Белгородской областей, Краснодарского края, Ленинградской области и Санкт-Петербурга). Сегодня в области самая многочисленная группа мигрантов представлена выходцами из Украины – 32, 8 %, на втором месте – представители Грузии – 12,9 % и Азербайджана – 12,8 %, далее следуют мигранты из Белоруссии – 8% и Армении – 6,8 %. Следует отметить, что среди прибывших мигрантов из Армении, Азербайджана и Грузии большая часть – представители титульной нации, т.е. носители иной культуры, языка, быта. Таким образом, развитие миграционных процессов на территории Воронежской области, привело к изменению ее структуры из мононациональной в полиэтническую.

Иммиграция в таких масштабах неизбежно порождает массу проблем, главная из которых – расселение приехавших и обеспечение их рабочими местами, и, конечно же, образование молодого поколения. В исследовании показано, что интеграция мигрантов в условия нового социума происходит в рамках одной из трех моделей (А.В. Дмитриев):

изоляционистская, или национальная , модель по отношению к мигрантам предполагает приоритет граждан титульного населения, а иммигранты должны пользоваться ограниченными социальными правами, т.е. опираться на права граждан по происхождению. При такой ситуации все мигранты постоянно остаются аутсайдерами.

республиканская модель более демократичная по отношению к различным этническим общностям, конфессиям. Натурализация происходит по принципу права по месту рождения.

мультикультурная модель предполагает двойное гражданство. Причем натурализация осуществляется быстро и просто, нет необходимости культурной ассимиляции.

В последние годы предпринимаются попытки разработать единую общеевропейскую модель интеграции иммигрантов. В частности, по отношению к населению стран – членов ЕС принимается мультикультурная модель.

Анализируя трудности, с которыми сталкиваются мигранты при смене места жительства, можно выделить следующие группы проблем: правовые; лингвистические; социальные; культурологические; педагогические, религиозные.

Наиболее типичные трудности детей связаны с отличием программ обучения от привычных им, с языковым барьером, длительным перерывом в учебной деятельности, потерей личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам, необходимостью установления новых ролевых отношений и др. В результате наблюдается общее состояние тревожности и психологического недоверия детей к действиям школьной администрации, наличие негативных стереотипов, трудности адаптации к новому окружению и изменившимся требованиям к процессу образования и воспитания. Негативная позиция родителей-переселенцев стимулирует неуважительное отношение детей к учителям , атмосферу вседозволенности и безнаказанности. Уровень общей образовательной подготовки детей переселенцев невысок , поэтому они сразу же оказываются в группе отстающих нарушителей дисциплины со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чрезвычайно серьезной оказывается проблема неприятия, изоляции школьников – мигрантов. Ребенок – мигрант, живущий под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся ежедневно на культуру большинства, находится в сложной кризисной ситуации: независимо от того, решила ли (и имеет ли возможность) его семья окончательно поселиться в этой стране, является ли он вторым и даже третьим поколением иностранцев, для здорового развития его личности необходимо достижение им позитивной этноидентичности и на этом фоне становление этнотолерантности. Здесь огромную роль играет педагогическая поддержка ребенка при выборе этноидентичности в форме занятий родным языком и религией, включения в содержание образования в детском саду и школе культурных архетипов (сказок, песен, игр). Все это способствует развитию языка общения между детьми доминирующей культуры и культуры меньшинства, ускоряет интеграцию ребенка в новую культуру, в то же время, предотвращая опасность деэтнизации и маргинализации. Еще одна педагогическая проблема – это проблема адаптации к социокультурным условиям нового региона детей разных возрастов . Если у младших школьников эта проблема связана, преимущественно, с незнанием языка, непониманием и неумением общаться на языке, то в подростковом и юношеском возрасте адаптация осложняется специфическими возрастными проблемами. В силу возрастных, социальных и психологических особенностей, критичности данного возрастного периода подростки – мигранты в наиболее полной мере подвержены эмоциональному переживанию ситуации социальной нестабильности и испытывают психологический кризис. Одним из проявлений этого кризиса является дезадаптация, дезориентация в построении Я – концепции, мировоззрении, вхождении во взрослую жизнь. Подростки-мигранты – это особая социальная и возрастная категория населения, которая нуждается в специальных условиях адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности.

Необходимость решения этих и других педагогических проблем детей-мигрантов, оказание им профессиональной помощи в адаптации к новым условиям жизни средствами образования требует иной подготовки педагога к этой деятельности, обращения к продуктивному зарубежному опыту. Поэтому далее в исследовании представлена методология сравнительного исследования.

Россия сегодня совмещает все вышеперечисленные факторы. После длительного периода «пролетарского интернационализма» маятник общественного сознания закономерно качнулся в противоположную сторону – возрождение патриотической идеи отмечается и отечественными и зарубежными авторами. Результаты многих исследований показали, что в бывшем Советском Союзе одними из самых притягательных ценностей для людей разных поколений являются национальная культура и солидарность со своей этнической общностью.

Ситуация дополняется объективной полиэтничностью Российской Федерации с ее 89 субъектами, которые объединяют более ста двадцати различных этносов. Сама жизнь в поликультурном обществе даже в благоприятных ее проявлениях приводит к межгрупповой напряженности в широком смысле слова. Напряженность может выражаться не только в форме конфликтных действий , но и в скрытой, тлеющей форме, когда общение с представителями других культур воспринимается как источник конфликтов.

Тогда этническим конфликтом можно рассматривать и ситуацию в школе, где учащиеся разных национальностей редко вступают в межэтнические контакты, не имеют друзей среди инокультурных соучеников и проявляют безразличное или агрессивное отношение к ним, а этнический фактор становится чрезмерно выпуклым и приобретает особое значение как признак идентичности индивидов. Данные социологического опроса, проведенного Центром социологии образования РАО, свидетельствуют о высокой степени распространенности конфликтов на национальной почве среди российских подростков. Так, в той или иной степени в подобных конфликтах в течение года принимает участие почти каждый четвертый из опрошенных московских подростков. А склонны к проявлению открытых форм интолерантного поведения в области межэтнических отношений около 10 % школьников (данные 2003).

Наконец, ситуация политической и экономической нестабильности, обострение межэтнической напряженности, вооруженные конфликты на постсоветском пространстве усиливают миграционные потоки1
Согласно демографическим данным 90-х гг. XX века, Россия занимает третье место в мире среди стран, принимающих миграционные потоки

Что ставит для системы среднего образования особую задачу – обучения и воспитания детей мигрантов.

Представляется, что даже столь кратко перечисленные обстоятельства задают необходимость разработки новых образовательных подходов с учетом полиэтничности социальной среды, в которой сегодня социализируется детское население России.

Интересны подходы решения проблемы полиэтничности в Западной Европе. Поликультурное воспитание находится в центре внимания педагогов Западной Европы. Тема поликультурного воспитания остается одной из центральных на конференциях Европейского общества сравнительной педагогики (ЕОСП) начиная с 1988 г. Многие педагоги с тревогой отмечают рост националистических настроений в сфере воспитания, особенно среди этнических меньшинств. Они видят проявление подобного этноцентризма в неприязни коренных меньшинств как к доминирующим этническим группам, так и к новым субкультурам мигрантов. Его истоки усматриваются в последствиях образовательной ассимиляции и «культурного геноцида» этнических меньшинств.

Западноевропейские педагоги видят в поликультурном воспитании выход из кризиса в межэтнических отношениях. Поликультурное воспитание имеет несколько перспективных направлений:

Адресуется ко всем школьникам, включая выходцев из этнического меньшинства и этнического большинства;

Направлено на изменение содержания и методов образования, в результате чего поликультурность становится основополагающим педагогическим принципом;

Отражает подвижную культурную среду, включая мигрантскую и доминирующую;

Сосредоточено на взаимопонимании и культурном обмене, преодолении барьеров культурного отчуждения;

Предусматривает обучение социальным наукам, истории и естествознанию, позволяющее подчеркнуть общечеловеческий характер научных знаний.

Часть западноевропейских педагогов продолжает, однако, стоять на позициях монокультурности и предпочитает не замечать обострения проблемы поликультурного воспитания. Показателен в связи с этим обмен мнениями на XVIII конференции ЕОСП (июль 1998 г.). Когда ученый из Венгрии Г. Ленард, говоря об актуальности проблемы обучения этнических меньшинств, сослался, в частности, на пример Франции, француз Ф. Оривель резко ответил, что у них нет меньшинств и нет проблемы. Разумеется, Оривель лукавил, проблема, конечно, есть – и не только во Франции.

Поликультурное воспитание является официальным курсом Европейского cоюза. Международные организации Западной Европы приняли пакет документов, инициирующих поликультурное воспитание.


Решения Совета Европы, касающиеся поликультурного воспитания (Тарроу Н. )


Поликультурное воспитание в Западной Европе имеет немало сходного с общеевропейским воспитанием. Это вызвано несколькими обстоятельствами: вопервых, значительная часть иммигрантов прибывает из других европейских стран (включая Турцию); вовторых, поликультурное и общеевропейское воспитание адресовано одним и тем же субъектам; в-третьих, используются сходные дидактические материалы (игры, исторические сведения, песни разных народов Европы); в-четвертых, делается упор на воспитании взаимопонимания европейцев.

Одной из приоритетных проблем образования, стоящих перед мировой цивилизацией, является поликультурное образование. Соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в условиях глобализации современного мира обрело особую актуальность: с одной стороны, необходимо сохранить своеобразие этнокультур, а с другой, предусмотреть их взаимовлияние на процессы глобализации, интеграции и интернационализации. Особую значимость образования в поликультурном обществе отмечает Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин .

Поликультурность социального пространства, в котором развивается жизнедеятельность человека, является одним из системообразующих начал современных цивилизаций. Решение этой проблемы актуально в процессе модернизации российского образования, духовно-нравственного развития и воспитания гражданин, при подготовке подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в обновленном мире. В современной России также существенно изменились требования к результатам обучения и воспитания.

Для трансформирующейся современной России культуротворческая как аксиологическая функция образования играет ведущую роль. Наша страна была и остается многонациональным государством, поликультурное пространство образования которой является объективной реальностью . Синтез ценностей разных народов, этносов, культур, цивилизаций, религий в настоящее время осуществляется в основном с помощью современных средств массовых коммуникаций, массовой культуры, продуктов массового производства и масс-медиа.

Вследствие этого, культурное самоопределение индивида в таком обществе представляет собой процесс создания и реализации системы собственных представлений о культурном пространстве, о своем месте в нем. Решение проблемы поликультурного образования требует актуализации, основной целью является сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в обществе.

За рубежом поликультурный подход в образовании предполагает культурное воспитание всех, включая представителей большинства, в духе взаимности, принятия и признания культурных различий. Такой подход «выходит за рамки единого решения школьных проблем, поскольку оно представляет собой педагогику человеческих отношений, нацеленную на развитие личности, когда каждый принимается таким, каков он есть, всеми остальными членами общества» .

Достижению обозначенной цели и решению задач поликультурного образования будет способствовать разработка и реализация соответствующей концепции. В качестве такого концептуального подхода в настоящее время выступает концепция глобального образования, которую можно определить как одно из направлений развития современной педагогической теории и практики, основывающееся на необходимости подготовки человека к жизни в условиях быстро меняющегося и взаимосвязанного мира, нарастающих глобальных проблем и кризисов .

В основе данной концепции лежит философия глобальных проблем, задача которой состоит, прежде всего, в том, чтобы выработать средство для преодоления существующих конфликтов и противостояния всем формам экстремизма. Не менее важной задачей является выявление во всех имеющихся социальных, политических, национальных и религиозных доктринах общего и взаимосогласующегося ядра, что позволило бы определить универсально приемлемые и взаимосвязанные цели, ценности, моральные принципы для всего мирового сообщества. Концепция поликультурного образования и является одной из основных частей глобального образования.

Актуальность и перспективы поликультурного образования раскрывают необходимость целенаправленного введения в образовательный процесс соответствующих дисциплин и разрешения на их содержании одной из глобальных проблем современного обновленного общества. Подготовку обучающихся к пониманию других культур, к признанию окружающего разнообразия обеспечивает система поликультурного образования, включающая обновленные цели, задачи, содержание, управление, организацию, систематизацию и отслеживание результатов. Поликультурное образование, как система, представляет собой общее направление по достижению желаемого результата посредством межпредметной интеграции предметов, гуманитаризации образования . В рамках гуманитарных дисциплин преподаватели обращаются к морально-нравственному и гражданскому аспекту, воспитанию «гражданина мира», толерантного и гуманного человека широких взглядов.

Одним из элементов такой системы образования в Кузбасской государственной педагогической академии является содержание дисциплины «Поликультурное образование», которое реализуется Л.Ф.Михальцовой, кандидатом педагогических наук., доцентом кафедры педагогики, заведующей Российско-американской научно- исследовательской лабораторией «Цивилизация. Культура, образование» для нас – студентов, отвечает современным требованиям и разработано с учетом спроса рынка образовательных услуг на основе Федерального государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по направлению подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования, квалификация (степень) «бакалавр».

Обозначенное направление подготовки имеет выраженные профессиональные, гуманистические и аксиологические аспекты и заключается в подготовке бакалавров для дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования и культурно-просветительских организаций, деятельность которых не противоречит закону. Цель дисциплины: формирование у студентов общекультурных, общепрофессиональных компетенций и толерантного сознания в процессе освоения теоретических основ поликультурного образования, изучение проблем образования и воспитания детей в полиэтническом обществе на основе концепции поликультурного образования .

Задачи дисциплины:

– расширять знания студентов об этнической и культурной грамотности;

– формировать у студентов этнокультурную компетентность, осмысление сущности поликультурного образования и его ценностных характеристик;

– содействовать осознанию взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, их социальной значимости как основы педагогической и культурной деятельности;

– способствовать профессиональному становлению педагога и формированию профессиональной компетентности;

– способствовать осмыслению студентами сложности развития интегративных процессов поликультурного образования;

– формировать положительное отношение к поликультурному образованию.

Дисциплина «Поликультурное образование» является составной частью обучающего модуля 1 «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности», направленного на формирование предметной компетентности будущих бакалавров. «Поликультурное образование» включает следующее содержание: Поликультурное образование как область педагогической науки. Поликультурное образование как культурное многообразие человечества в условиях глобализации образования. Поликультурное образование: отечественные и зарубежные концепции и программы. Проект концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. Человек и культура, взаимообусловленность понятий поликультурного образования. Субкультура как средство самовыражения личности. Воспитательный потенциал поликультурного образования в современной российской школе. Смысл человеческого бытия и ценности поликультурного образования. Поликультурное образование как всеобщая форма развития личности и общества.

Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы – 72 часа, лекций – 18 часов, семинарских занятий – 18 часов, самостоятельная работа – 33 часа, формой итогового контроля знаний студентов является зачет. Реализуется содержание курса «Поликультурное образование» на лекционно-семинарских занятиях при интеграции теоретических и практических навыков студентов. Интерактивные формы проведения лекций: проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция-презентация, бинарная лекция, лекция с запланированными ошибками, лекция-презентация, лекция-рассуждение, лекция-дискуссия, лекция-телемост, лекция-конференция.

Реализация в педагогическом вузе содержания дисциплины «Поликультурное образование» позволяет готовить компетентных бакалавров, которые будут успешно решать в теории и на практике проблему обучения детей разных национальностей.

Таким образом, изучение современной проблемы поликультурного образования будет способствовать осознанию уникальности чужой истории и культуры, формированию устойчивого интереса к национальным культурам, раскроет перед обучающимися возможность ценностного восприятия происходящего, нахождения новых вариантов решения современных проблем, что, безусловно, обогатит их духовно и нравственно. Поликультурное образование позволит не только воспитать высоконравственного и толерантного человека, вызвать интерес к национальной культуре других народов, но и подготовить его к решению общечеловеческих задач в поликультурном мире.

Список литературы

1. Михальцова Л.Ф. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования: монография. – Казань: Центр инновационных технологий, 2011. – 360 с.

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751) // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. – 2000. –№ 11.

3. Образование в поликультурном обществе. В.В.Путин, 12.07.2009г. [Электронный ресурс]. http://diplomforum.ru/f87/t27441.html (дата обращения 11.11.2013).

4. Проблема поликультурного образования в американской педагогике (анализ концепции Д. Бенкса) // Педагогика. 1993. № 1. С. 104-109.

5. Сластенин В.А. Аксиологические основы педагогики. // Педагогика. – 2004. – № 3. –С.161- 171.

УДК 372.881. Пилипенко

студент ЮРИУ РАНХиГС Науч.рук.: к.пед.н, проф. Митусова О.А.

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ВОСПИТАНИЯ

Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы поликультурного образования и воспитания. Перечислены предпосылки возникновения таких проблем. Дана характеристика преподавателю, осуществляющему такую образовательную деятельность.

Ключевые слова: поликультурное образование, поликультурное воспитание, поликультурность, поликультурализм.

Непредсказуемые изменения, происходящие в социально-экономической системе страны, усложнение ситуации в межэтнических отношениях, нарастающий объем информации формируют необходимость становления личности, способной жить в условиях поликультурного пространства, личности творческой и толерантной, ответственной, готовой принимать конструктивные действия в сложных жизненных условиях. Основным социальным институтом, осуществляющим адаптацию человека к изменениям в обществе, является система образования.

В современной политической, экономической, социальной и образовательной ситуации в России всё большую важность приобретает проблема поликультурного образования.

Поликультурное образование - это то образование, которое человек

получает в полиэтническом обществе, где живут и сотрудничают люди,

говорящие на нескольких языках.

Поликультурное образование выступает в роли «ответной реакции» на такие процессы, как:

Процессы глобализации и интеграции образования;

Усиление влияния религиозных течений, имеющих негативное воздействие, на молодых людей;

Интенсивное взаимодействие между российскими и зарубежными организациями;

Рост экстремизма, агрессии;

Необходимость формирования толерантного сознания и т.д. Нередки случаи, когда современная молодёжь демонстрирует

невежество в знании особенностей национальных культур мира, их обычаев, традиций и истории. В этом есть и доля ответственности образования, ведь такое качество, как поликультурность, не закладывается на генетическом уровне, а воспитывается.

Следует отметить, что поликультурное образование имеет неразрывную связь с поликультурным воспитанием, которое, в свою очередь, предполагает учет культурных и воспитательных интересов наций, а также культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания, что способствует становлению мира и сохранению культурной идентичности различных народов.

О.А. Митусова отмечает, что для России, как для многонациональной страны, характерно наличие «внутреннего поликультурного пространства» и

108 Митусова О.А. Языковое образование в условиях межкультурных коммуникаций/Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 3. С. 121-124.

«внешнего поликультурного пространства», которые влияют на образовательные процессы.

Значительную роль в области поликультурного образования и воспитания играет преподаватель. По мнению Э.И. Соловцовой, специалист в данной области должен обладать следующими качествами и навыками:

Развитым критическим и рефлексивным мышлением;

Принятием поликультурности мира;

Уважением и чувством толерантности по отношению к иной культуре.

Основной задачей поликультурного образования является развитие способности и готовности к межкультурной коммуникации, под которой понимается «общение на иностранном языке с учетом культуры страны, где говорят на этом языке»109, однако не во всех вузах обеспечивается такая подготовка. Одной из причин является недостаточное нормативно-правовое обеспечение. Существует не так мало нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательный процесс, но пока ни в одном из них принцип поликультурализма, в качестве приоритетного направления развития, не вынесен, однако некоторые положения соответствуют целям и задачам поликультурного образования. Следует отметить, что и о поликультурной подготовке педагогов - ни в одном нормативно-правовом акте не упоминается.

На данном этапе развития общества большую роль также играет применение инновационных технологий в поликультурном обучении. Но сложность использования таких технологий заключается в «отсутствии

109 Митусова О.А. Архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства: формальное, неформальное, информальное образование студентов // Ученые записки СКАГС. 2011. №3. С. 171-176.

единой методологии и практики комплексной текущей оценки качества и эффективности образовательного процесса»110.

В неязыковых вузах, зачастую, источником поликультурного образования является только дисциплина «Иностранный язык», которая по сравнению с другими дисциплинами «позволяет с большей эффективностью задавать студентам установки толерантности и этической идентичности»111.

Проблемой также является тот факт, что принцип поликультурализма характерен, на данном этапе развития образования, лишь для отдельных курсов, а не всех дисциплин.

Опираясь на исследования в области поликультурного образования, С.М. Мамлеевой были выдвинуты условия, обеспечивающие эффективность поликультурного образования. К ним относятся:

Создание устойчивой нравственно-психологической готовности обучающихся к выбору целей и приоритетов, которые способствуют формированию ценностных ориентаций;

Междисциплинарная интеграция;

Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе.

Обобщая проблему поликультурности с учетом предложенной выше информации, поликультурное образование и воспитание можно определить как инновационный процесс, который направлен на качественное изменение образовательной системы и который ориентирует будущих специалистов на мобильность и самостоятельность, а главное - конкурентоспособность, в условиях поликультурного и полилингвального современного мира. Кроме

110 Пронина Е.В. Необходимые условия реализации инновационных технологий образования в Российских ВУЗах // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. 2016. Ч.2

111 Митусова О.А., Мартиросьян Ю.В. Формирование установок толерантности и национальной идентичности у бакалавров-управленцев // Ученые записки СКАГС. 2013. №1. С. 146-152.

того, поликультурное образование способствует обогащению больших и малых этносов без ущемления последних.

УДК 378.147.34 Фастащенко Т.А.

студентка ЮРИУ РАНХ и ГС Науч.рук.: д. фил.н., проф. Котова Н.С.

МОБИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация: В статье обсуждаются принципы, регулирующие личностно-ориентированное обучение, обсуждается рост внимания к информационно-коммуникационным инструментам и мобильным ресурсам. Беспроводные технологии представляются как естественный и доступный способ продвижения личностно-ориентированного обучения в сочетании с процессом взаимодействия преподавателя и студента.

Ключевые слова: мобильное образование информационно-коммуникационные технологии, образовательный процесс, личностно-ориентированное образование.

Потенциал цифровых устройств и сетей, обеспечивающих

беспроводное электронное обучения и мобильное обучение (м-обучение)

сочетают в себе «индивидуальное (или личное) обучение» , доступ к которому можно получить в любое время и в любом месте обучения. Этому

способствует «конвергенция Интернета» , беспроводных сетей, беспроводных электронных устройств и «методов электронного обучения».

112 Котов С.В., Котова Н.С. Становление инклюзивного образования в России // European Social Sciences Journal. 2015, № 6. С.263-267.

113 Котова Н.С., Котов Г.С. Высшее образование через дистанционные технологии (зарубежный опыт). // В сборнике: Теория и методика современного учебно-воспитательного процесса сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Редакторы: Н.А. Краснова, Т.Н. Плесканюк. Нижний Новгород, 2016. С. 51-54.