Экологический праздник "Русская берёзка" для старшей группы детского сада. Праздник русской березки сценарий

Сценарий экологического театрализованного праздника «Наша Земля в наших руках!»

Автор : Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино Курская область
Описание: мероприятие посвящено экологической проблеме и предназначено для детей начальных классов и среднего звена. Материал праздника можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.
Цели:
1. Пропаганда экологических знаний и воспитание экологической культуры.
2. Расширение индивидуального опыта взаимодействия школьников с окружающей средой.
3. Ориентация школьников на выполнение экологических правил поведения в окружающей среде - как нормы жизни.
4. Осознание детьми необходимости соотнесения своих действий с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды.
5. Повышение готовности детей к участию в экологически ориентированной деятельности.
Задачи:
1.Учить детей видеть и слышать, пытливо вглядываться в мир, наблюдать этот мир.
2.Обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные на уроках экологии, биологии и в географическом кружке «Жить, чтобы жить».
3.Способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях.
4.Развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников.
5.Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.
Предварительная работа:
1.Активное участие в различных конкурсах по экологии, в праздниках-конференциях по охране природы, в экологическом воспитании населения.
2.Весенние и осенние работы по благоустройству п.Золотухино, очищение его от мусора, валежника.
3.Активная помощь по восстановлению парка возле обелиска Неизвестному солдату: высаживать там цветы, кустарники, следить за порядком.
4.Проводить целенаправленную работу по озеленению территории школы.
5.Продолжать сотрудничество с детской библиотекой района: постоянное чтение детских произведений, проведение театрализованных праздников в рамках внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Любительский театр «АРЛЕКИН»
Образовательные ресурсы: презентация к празднику, групповые и индивидуальные задания-проекты.

Великие о природе:

«Любовь к природе впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства». И. Соколов-Микитов
«Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не переедет». И.С. Тургенев
«Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном. Эта красота не всем раскрывается, а только тем, кто умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы». В.А. Сухомлинский
«Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем». Е.Л. Прасолова
Учитель под тихую классическую музыку читает стихотворение С. Михалева «Стон Земли».
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет
Я так устала… Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею
Своим добром сметает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идет моя руда!
А что мне стоит только штат Невада,-
Его подземных взрывов череда!
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И сотрясая твердь землетрясеньем
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли.
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти! /Пауза!/
Учитель:

Земля… какая она?

(демонстрация слайдов)
Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья.


Она носит на себе океаны, облака и их тени. Принимает все дожди, снега и туманы.


Раскрывается жерлами дымных вулканов.


Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам – быстроногих зверей.

ДА! Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и
зеленый лес-великан, и речка за околицей, и муравейник в парке нуждаются
в нашем внимании, в нашей защите.

Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде.
1 ученик:
На планете Земля не спокойно!
Да и было ль спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны,
Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на примете
Став над пропастью, в бездну глядим.
Как Земли неразумные дети,
Рубим сук, на котором сидим.
2 ученик:
Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы собирая,
Что Землю нужно тоже охранять.
Она, как мы, такая же - живая!
3 ученик:
Земля наша плачет, тревогу бьет.
Ее загрязняет и губит народ.
Реки, озера, леса и луга
Не страдали так никогда.
4 ученик:
И воздух стал грязен, и лес оскудел,
И океана таков же удел.
Лес от пожаров все чаще страдает,
И живность в лесу от того погибает.
5 ученик:
Сегодня задача у мира одна,
Она по всему видно, очень важна,
Чтоб воздух стал чище и лучше рос лес.
Здесь проявить мы должны интерес.


Выступления детей: итоги проектной деятельности во внеурочное время.
1ученик: Готовясь к празднику, мы провели исследовательскую работу на тему: «Земля… какая она?» и узнали, что наша планета сильно загрязнена. Мы ещё не осознаём этой опасности и живём на этой планете, но смогут ли жить на ней будущие поколения?
2 ученик: Посмотрите вокруг, практически в каждой семье есть машина или другая техника. Это хорошо, но с каждым днём кислорода на Земле становится всё меньше и меньше, а выхлопных газов, химических фабрик, металлургических заводов, транспорта всё больше и больше.


3 ученик: Учёные подсчитали, что ежегодно во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. В результате деятельности человека во многих реках Европы уже нельзя купаться, да и наши реки мелеют с каждым днем.


4 ученик: Усиленно идёт вырубка лесов. Так, за последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование. А сколько по вине людей возникает пожаров?!


5 ученик: Для многих животных лес - родной дом, а лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом и обречены на гибель.


1 ученик: Человек опасен для животных не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого.
2. Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля - наш общий дом
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
3. Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим.
Выходит другая группа детей.
1 ученик: Наша группа работала над другой темой:
«Проблема утилизации отходов. Что я могу сделать с мусором!» .


2 ученик: Вопрос «Куда же деть мусор?» становится всё актуальней, и мы попробуем сегодня ответить на него. Я убеждён, что если каждое утро из своего окна вы будете видеть красивое дерево, красивую улицу, дом или пейзаж, вы будете чувствовать себя лучше и проживёте дольше. Если же вы будете из своего окна видеть мусорную яму, грязный двор, унылые серые здания, чахлые погибающие деревца – это и будут ваши отрицательные эмоции.
3 ученик: Чистота начинается с нас самих, с нашего отношения к окружающей среде, с того места, где мы живём, работаем, учимся. Нравится ли нам здесь? Уютно ли мы себя чувствуем?
4 ученик: Хорошо известно, как много беспокойства в нашу жизнь вносит шум: он влияет на здоровье человека, его работоспособность и настроение. Вы когда-нибудь прислушивались, как много шума в коридорах нашей школы?
5 ученик: Замечено, что шумы природного происхождения (шум морского прибоя, дождя, шелест листвы, журчание ручья) благоприятно влияют на организм, успокаивают, расслабляют. А вот производственный или транспортный шум утомляет, давит, мешает человеку сосредоточиться. Предлагаем вам убедиться в этом.
Прослушивание записи шума морского прибоя (можно заменить грамзапись пением птиц)
1 ученик: Однако громкая музыка крайне отрицательно влияет на человека. Так, у 20% юношей и девушек, которые увлекались рок-музыкой, слух оказался сниженным так же, как и у 85-летних стариков.
Выводы:
1.Таким образом, мы узнали, что очень много мусора скапливается в населённых пунктах, поэтому появилась проблема утилизации отходов.
2. Изучив научную литературу, мы выяснили, что для переработки мусора строятся мусороперерабатывающие заводы, создаются новые экологически безопасные полигоны.
3.Каждый из нас способен изготовить из ненужного пластика различные поделки и нужные в быту предметы.
4.Все вместе мы считаем, что каждый человек должен задуматься о том, какой вред наносит природе мусор и какой вклад может внести он в решение проблемы борьбы с мусором.
Демонстрация поделок из бросового материала: результаты урочной и внеурочной деятельности.
Учитель: А сейчас участники любительского театра «Арлекин» покажут вам инсценировку сказки «Колобок». Сказка эта непростая, а экологическая.
1-ый скоморох.
Собирайтесь, добры люди!
Представление здесь будет!
2-ой скоморох.
Здравствуйте, гости дорогие,
Да и вы, хозяева родные!
1-ый скоморох.
Здоровья вам да удачи,
Терпенья и радости в придачу!
А сказочку послушать не желаете?
А где послушать там и посмотреть.
А сказка наша не простая.
Хоть всем знакомая такая.
2-ой скоморох.
Отгадайте-ка загадку:
Покатился без оглядки
Через поле и лесок
Наш румяный … (Колобок)
1-ый скоморох.
Сказка – ложь, да в ней – намёк,
Посмотри и сам поймёшь.
Скоморохи убегают. Появляется дед.
Дед.
Видишь, дымок с трубы идёт?
То старуха колобок.
Мне сегодня испечёт.
По сюжетам поскребла,
По амбарам помела –
Аккурат на колобок
Там мучицы-то нашла.
А то всё с утра и пела:
«Дед, нема её, нема…»
Ну а запах-то какой!
Появляется старуха.
Старуха
Всё. Готово. Испекла.
Остудить теперь нужда.
Дед
А хорош-то, а пригож!
Так и съел бы!
Старуха
Нет, не трожь!
Дед
Да не трону, не боись.
А бедовый, а румяный…
Вот безрукий, непутёвый!
Стой! Куда ты? Погоди!
Старуха
Ну держи его, держи!
Дед .
Ой, лови его, лови!
Бесполезно, не догоним!
Силы мать уже не те…
Старуха
Что, допрыгался, чертяга?!
Говорила ведь, не трожь!
Дед
Что же делать? Можь вернётся?
Погуляет и придёт.
Старуха
Нет, старик, он не вернётся…
Посмотри, как он хорош!
Дед
Ладно, бабка, не горюй!
Да не плачь ты, ради бога.
О-хо-хо… Пойдём домой.
Выбегают на сцену скоморохи.
1-ый скоморох
Плачет бабка, плачет дед,
Колобка и следа нет.
2-ой скоморох .
Покатился по дорожке,
Не догонят резвы ножки.
1 скоморох .
Покатился без оглядки –
Засверкали только пятки –
Через поле и лесок
Наш румяный колобок.
2 скоморох
Не скоро сказка сказывается, а скоро главное случается.
Заяц (Его лапы и голова забинтованы).
Ох-ох-ох… Не дай бог…
Что за запах аппетитный?
Колобок? Так поедим!
Стой! Ни с места!
Ох-ох-ох… (Стонет.)
Колобок
Ты чего это, косой?
И побитый, и хромой…

Заяц
Попрошу не обзываться!
А косой ты знаешь кто?
Колобок
Уж не я ли?
Заяц
Нет, не ты!
Есть, кругляш, у нас такие,
Кто вчера здесь отдыхал,
А потом бутылками пустыми
По кустам, прицелившись, стрелял.
А я как раз под кустиком лежал –
Ну, культурно отдыхал.
Колобок
Вот беда! А что потом?
Заяц
Что? Ты даже не поверишь!
Мусор, грязь, осколки, банки,
Целлофан, бумага, склянки,
Это ж надо же подумать!
Это разве были люди?!
Ведь поранятся зверята,
Несмышлёные ребята.
Ты катись-ка дальше, друг,
Всех предупреди вокруг.
2-ой скоморох
Покатился без оглядки
Наш румяный колобок,
А навстречу ему – Волк.
Колобок .
Здравствуй, серый! Аль не рад?
Еле ты волочишь ноги.
Довели тебя тревоги?
Волк
Это верно, Колобок,
Круглый и румяный бок.
Был я резвым и весёлым,
Никогда не был голодным.
Добывал я пищу сам,
Быстро бегал по лесам.
А потом связался с ним.
Колобок
С кем?
Волк
Да барана я стащил…
А барашек тот гулял
По лугам да по полям.
А траву на тех полях
Поливают с самолёта,
Гербициды, пестициды
Обрабатывают что-то.
В общем, химия одна!
Колобок
Ну а дальше то чего?
Волк
Всё тебе «чего, чего?»!
Съел барашка я того,
Обглодал всего – и вот…
Живот пучит, лапы крючит,
Зубы сводит, череп рвёт.
Всё – лечится надо мне.
На поляне дальше есть
Травка, что мне надо съесть
Лекарственная!
Колобок
Ты лечись, Волк, поскорее!
Впредь же будешь ты умнее.
На поляне аккуратней:
Там бутылки, банки, склянки.
Себе лапы не порежь!
Волк
Вот спасибо, круглый бок.
Ну, катись и будь здоров!
Колобок. И тебе здоровья тоже!
Что твориться – то! О боже!
2-ой скоморох .
Покатился колобок.
Волку он уже помог –
Помогать не стыдно ведь.
Глянь, сюда идёт… Медведь.
Колобок
Здравствуй, Миша-генерал!
Тоже, что ли захворал?
Медведь
Здравствуй, здравствуй, Колобок,
Круглый и румяный бок!
Я, друг мой, не заболел.
Я в своём родном лесу
Чуть живьём, брат, не сгорел.
Колобок
Как же, Миша, так случилось?
Правило-то надо знать,
Что в лесу нельзя медведям
Ведь со спичками играть.
Медведь .
Да не я! Я что же, глупый,
Чтобы со спичками шалить?
Шел грибник, окурок бросил –
Ума нет, чтоб потушить!
Вспыхнул лес, трещал валежник –
Еле ноги я унёс.
А хотел берлогу строить…
Да, с бедою не поспорить.
Птичек жалко, жалко белок, а ежата…
Вот беда!
Колобок
Ой-ой-ой! Вот уж беда!
Чем помочь такому горю?
А в соседнем-то околке
Под большой ветвистой ёлкой
Места разве не найдёшь?
Медведь
Ты о чем, румяный бок?
Нет околка: изрубили!
Ёлок тоже нет: спилили!
Что за люди, не пойму?
Сеют лишь одну беду.
Ну, счастливо, Колобок!
Не скучай и будь здоров!
Колобок
Ох-ох-ох! Да, что тут скажешь?
1-ый скоморох.
Ты чего?
2-ой скоморох.
Животных жалко?
1-ий скоморох.
Нам нельзя, брат, унывать!
Будем сказку продолжать.
1-ый скоморох.
Покатился Колобок.
Дует в спину ветерок.
Что ж, катись, коль не сидится.
Глянь, сюда бежит… Лисица.
Колобок .
Ба! Лисица! Вот так диво!
Ты куда это спешишь?
На меня и не глядишь!
Не узнала что ль меня?
Колобок я – глянь сюда!
И по коробу скребён,
По амбару я метён,
На сметане я замешен,
На окошке остужён.
И от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл.
Во плутовка! Во даёт!
Колобка не узнаёт!
Лиса
Колобков уже не ем:
На диете я теперь.
Я тебя давно бы съела,
Да боюсь полнеть не в меру.
Ты в сельмаге не бывал,
Курочки там не видал?
В лесу птиц совсем не стало,
А я чуть-чуть оголодала.
Колобок
Сам в сельмаге не бывал,
А от бабки-то слыхал
Разговор её с соседкой,
Что лежат, мол, год как в лавке
«Ножки Буша» на прилавке.
Лиса
Издеваться?! Как так можно?
Есть их даже не возможно!
Нет ни запаха, ни вкуса –
Не губи ты мою душу!
С каждым днём в лесу всё хуже,
Потравили даже лужи.
Страшно воду пить в реке –
Жизни нет зверью нигде!
Колобок
Нет, не зря я совершил прогулку эту!
Лиса без птиц, и земли без воды.
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды!
Выходят все участники спектакля.
Заяц
Как это страшно – вымиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошённая природа
Уже не в силах сделать ничего!
Волк
И поползёт проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды,
И птицы вымрут, и падут растенья,
И зверь не обойдёт своей беды.
Медведь
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует, защиты,
Она спасенья просит у людей!


(Колобок прощается со всеми и катится дальше)
Появляется Фея,напевая песню «Наш край»(Д.Кабалевский)
1.То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой!
2.От морей до гор высоких,
Посреди родных широт
Все бегут, бегут дороги
И зовут они вперед.
3.Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд –
Край родной, навек любимый,
Весь цветет, как вешний сад.
4.Детство наше золотое
Все светлее с каждым днем!
Под счастливою звездою
Мы живем в краю родном!
Фея: Сказочно красив лес в любое время года! Он всегда был и будет другом человека. Он очищает воздух, даёт людям пищу, жилище и тепло! Лесные жители дарят людям радость и красоту! Помните об этом, ребята, не забывайте никогда.
Появляется Колобок.


Фея: Ой, кто это пожаловал в мой лес?
Колобок:
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешон,
На окошке стужён,
Я от бабушки ушёл,
А куда же я пришёл?
Фея: А пришёл ты, Колобок, в лес. Добро пожаловать! Куда ты катишься?
Колобок: . А куда глаза глядят. Хочу на мир посмотреть. А ты кто такая?
Фея: Я – Фея лесная.
Колобок: А я думал, что феи бывают только в сказках. Ты что здесь живёшь?
Фея: Да, я живу здесь в лесу. Это моё царство. А ты был когда-нибудь в лесу?
Колобок: Нет, я ещё нигде не был и ничего не знаю, меня совсем недавно испекли.
Фея (обращаясь к детям): Ребята, объясните Колобку, что такое лес.


Дети читают стихи:
В лесу В. Орлов
1.Словно сказочной книги страница
Лес открылся, листвою звеня.
Понимаю и зверя, и птицу,
И они понимают меня.
Может быть, на тропинках звериных,
В непроглядной лесной глубине
Вдруг избушка на ножках куриных
Неожиданно встретится мне.
Может, в этом краю, ненароком,
Избегая проезжих дорог,
Заблестит подрумяненным боком
Средь высокой травы Колобок.
И нельзя мне в лесу заблудиться,
Хоть брожу от людей вдалеке,
Потому что и звери, и птицы
На родном говорят языке.

2.Белая берёза, милая сестра,
Ты расти, не бойся злого топора.
Белая берёза, русская земля,
И печаль, и радость, и любовь моя!


3. Черёмуха душистая
С весною расцвела.
И ветки золотистые,
Что кудри завила.


4. Возле речки в тумане
Чуть звенят тополя.
Может ими и манит человека земля?
Иль рябины кустами,
Что в лесочках цвётёт?
Иль плясуньей калиной,
Что серёжкой трясёт?


Фея: Но деревья – это ещё не весь лес. Здесь растет много трав, цветов, грибов. В лесу есть ещё много других жителей: птиц, зверей, насекомых. Без них, и лес не лес. Пойдём, Колобок, я тебя с ними познакомлю! Посмотри-ка, сколько в лесу жителей! Какие красивые цветы! А ведь многие цветы полезны для здоровья.
Дети:
1.Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Кто поранил пятки, подходи, ребятки!
Подорожник выручит,
Подорожник вылечит.
2. Мы их рвём не на потеху,
Отнесём мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Фея: Какие ещё лекарственные травы вы знаете, ребята?
Группа детей, работавших над проектом: «Лекарственные травы» рассказывают присутствующим о проделанной работе и делают выводы.


Колобок: Как много интересного я узнал о травах и цветах. Спасибо вам, ребята!

Колобок садится на «лужок», его окружают цветы, девочка- ромашка поет песенку «Самая счастливая» (сл. С.Чичкова, муз. В.Шаинского)
Выглянуло солнышко,
Блещет на лугу.
Я навстречу солнышку
По траве бегу.
И ромашки белые
Рву я налету.
Я веночек сделаю –
Солнышко вплету.
Затем девочки-цветочки танцуют Танец цветов.


Фея: Пройдем дальше, Колобок, посмотрим, кто нас еще встретит.
Появляются белочки


Белочка
Пышный хвостик у меня
Елки, сосны мне друзья.
Щелкаю орешки мелко,
А зовусь я просто – белка! -Здравствуй, Колобок! Угощайся орешками, у нас их много.
Из-за деревьев выглядывают Медведь, Лисенок, Зайчик .
Медведь:
Где живу я? В самой чаще,
Самой-самой настоящей
Там гуляю, там и сплю,
Там детей своих ращу.
Люблю груши, люблю мед,
Угощу всех, кто придет (угощает Колобка медом)
Появляется мальчик-хулиган с рогаткой, стреляет по зверятам.
Фея: (возмущенно) Что здесь происходит?
Белочка: Мальчик нас обидел.
Лисёнок: Этот нехороший мальчишка совсем не умеет вести себя в лесу! Он ветки на деревьях ломает.
Заяц: А птичка мне пожаловалась, что он разорил её гнездо!
Фея: Ах, вот оно что, за то, что ты от скуки совершил столько плохих поступков, я лишаю тебя дара речи.
Мальчик: Нет, не надо, я и ы и (мычит, что-то машет руками)
Фея: Запомните, ребята, нельзя обижать беззащитных животных!
Дети исполняют песню “ Не дразните собак”(Е. Птичкин, М Пляцковский)
1.Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.
2.Если очень шуметь около берлоги,
То придется потом уносить вам ноги.
И пчела просто так тоже не пристанет.
Ведь и жалить, и рычать зря никто не станет.
3.Ни к чему обижать бабочку на ветке,
Веселее в лесу от ее расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами,
И поверьте, что жуки вас не тронут сами.
4.Если вам по душе красота земная,
Берегите ее, устали не зная.
Непременно тогда станем мы друзьями,
А про кошек и собак пойте вместе с нами
Мальчик (плачет)
Зверята: Расколдуйте его, Фея, мы верим, что он больше не будет проказничать в лесу.
Фея: Ну, хорошо, только пусть он сначала мне лесные правила расскажет:


Фея: Дети, а кто дополнит ответы мальчика? (Ответы детей)
Не оставляй в лесу мусор.
Не пугай птиц и животных громкими голосами.
Соблюдай правила разведения костров.
Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.
Нельзя ловить насекомых.
На прогулку в лес можно ходить только со взрослыми.

Фея: Молодец, мальчик, вот ты уже и знаешь лесные правила.
Смотрите, ребята, кто-то еще прячется за деревьями?


1.С виду я похож на зонтик
Только меньше во 100 крат.
Коль гроза на горизонте,
Я бываю очень рад.
Если дождик и тепло,
Я считаю – повезло. (ГРИБ-боровик)
2.А мы с друзьями на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держим зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (Опята)
Грибы: Кто это нас тут узнал?
Колобок: . Ах, какие красивые грибы! Полезайте-ка ко мне в корзину!
Фея: Подожди, Колобок, не торопись, грибы не все можно собирать. А только те, которые съедобные. А остальные лучше не трогать. Пусть себе растут, они тоже могут кому-нибудь понадобится. Ребята, подскажите-ка Колобку, какие грибы можно собирать.


Проводится дидактическая игра «Съедобные-несъедобные»
(Разложить грибы по 2-м корзинкам)


Колобок: Ну, теперь я знаю, какие грибы можно собирать.
Фея: А как нужно собирать ты знаешь?
Колобок: Откуда, ведь я недавно из печи, про это мне неизвестно.
Грибы: Собирайте нас, варите, жарьте, маринуйте. Но не выдёргивайте нас с корнем, не разрушайте нашу грибницу. А не послушаетесь, скоро грибы совсем расти не будут.
Колобок: . Я грибную науку хорошо усвоил. А вы, ребята?
Дети повторяют, как нужно правильно собирать грибы.
Колобок: . Кого я только сегодня в лесу не встретил, с кем только не познакомился! Здорово! Как я счастлив!


Все лесные жители читают стихи
Ромашка
1.Когда-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Белочки
2.Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте,
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню.
3.Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса.
Медведь
4.Мы хотим, чтоб солнце грело
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.
Грибы
5.Взгляни на глобус – шар земной,
Ведь он вздыхает, как живой,
И шепчут нам материки:
Ты береги нас, береги!
6.В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Колобок
7.Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Мальчик
8.Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом!
Фея
9.Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Всё это называется природа-
Давайте же всегда её беречь!

ИТОГ ПРАЗДНИКА:

Учитель: Ежегодно на нашей планете отмечается два особых календарных праздника: День Земли (22 апреля) и День Окружающей среды (5 июня) . Это не очередные «красные даты», которые обычно сопровождают торжественными речами, беззаботным весельем и радостью. Эти дни – напоминание о проблемах охраны природы.
В июне 1980 г. в нашей стране были приняты законы об охране природы, животных, воздуха. Ученые – экологи, биологи, охотоведы всего мира забили тревогу: природа в опасности! Прошло уже 35 лет, а проблема охраны природы остается. Мы тоже сегодня говорим - природа в опасности!
«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя М. Пришвина. Как вы понимаете смысл этих слов?
Если каждый человек будет охранять свою Родину, то в целом мы сохраним свою планету по имени Земля.

Не надо зверье убивать понапрасну,
Пусть птицы поют, станет мир наш прекрасней!
Сама ведь природа не может спастись,
Так нужно, чтоб люди за это взялись!
Природу беречь – это дело святое.
Лишь вместе мы светлое завтра построим.
А если как прежде природе вредить,
То кто же тогда на Земле будет жить?!
Исчезнут растенья, грибы и бактерии,
Животные, птицы и прочее зверье
Исчезнем и мы, так опомнитесь, люди!
Цените природу, БЕРЕГИТЕ ЕЕ!


Заканчивается праздник такими словами:
1.Давайте, люди.
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом.

2. Как парус с морем
Трава с дождями Фольклорный праздник для начальных классов. Сценарий

Средняя группа

(экологический праздник)

Цель: Продолжить приобщение детей к духовным ценностям природной

культуры. Создать радостное настроение. Воспитывать бережное, заботливое отношение к деревьям, желание любоваться ими и охранять их.

Оборудование зала: макет березки (коллективная работа детей по изодеятельности, листочки березки выполнены ладошками детей, солнце, птицы и цветы на центральной стене.

Действующие лица: Ведущий, «Берёза», Баба Яга, Василиса Прекрасная –

взрослые.

Ход праздника:

Муз. руководитель:

Вот и лето наступило, солнце греет целый день,

Веселиться, петь, резвиться, думаю нам всем не лень!

Солнышко лучистое, доброе, проснись,

В хороводе праздничном с нами покружись!

Хоровод «Солнышко» Е. Железновой

Муз. руководитель:

Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку

На окошко заманил?

Ведущая: Ребята, от кого пришло письмо,

Вам хочется узнать?

Тогда надо постараться

Загадку отгадать:

Лето красное встречает – и сережки надевает.

Накинута на спинку зеленая косынка.

А платьице – в полоску, ты узнаешь… (березку)

Ведущая: Приглашаю вас ребята

Я на летний луг гулять!

Будем вместе веселиться,

Петь, играть и танцевать.

Летняя разминка: Вот идем мы в летний лес полный сказок и чудес.

(раз-два, раз-два)

Мы шагаем по тропинке, не помнем мы не травинки.

(вдох-выдох, вдох-выдох)

Тут березки на пути – надо к ним нам подойти.

А какие березки бывают? (большие и маленькие) (вдох, руки вверх – выдох, руки вниз)

Вдруг поднялся сильный ветер. Он – сильнее всех на свете.

А высокие деревья – на ветру качаются – ветру подчиняются.

Зашуршали листики. Листики зеленые, к веткам прикрепленные.

Ведущий: Посмотрите-ка, ребята, какая красивая березовая роща, а вот и наша берёзонька.

Ребята, а вы знаете пословицы, поговорки о березе? Расскажите.

Если с березы и дуба листья не опали полностью – жди суровой зимы.

Когда береза станет распускаться – сей овес.

Осенью листья с берез начнут желтеть с верхушки – весна ранняя. Снизу – поздняя.

Бела береза, да черен деготь.

Ведущая: Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о родной русской природе, о красавице березке.

Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Мила она русскому человеку. Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту и за пользу, которую она приносит.

Песня «Берёзонька» Н. Соловьёвой

1 реб. - День рождения, день рождения у красавицы лесной!

Мы подарим ей веселье, ленты в косы заплетем!

И красивые сережки будут ей как раз к лицу!

Как березке без сережек? Не бывает так в лесу!

2 реб. – Берёзонька, красавица, мы к тебе пришли,

Ленточки цветные в подарок принесли.

3 реб. – Станем мы берёзку украшать,

Веточки в косички заплетать,

Ленточки шелковые – в косоньки зелёные.

(дети украшают березку ленточками, звучит «волшебная» музыка и березка оживает)

Березка: Это я, березка, в новом сарафане!

Хочется мне, дети, веселиться с вами.

Нравлюсь ли вам в платье белом, серебристом,

С веточками кудрявыми - зелеными косицами?

Березонька – беляночка, красавица лесов,

К воде пошла, умылася, обсохла под лучом,

Над речкой наклонилася, березовым плечом.

С березкой рядом рощица, семья ее подруг,

И так узнать ей хочется, что нового вокруг?

Березонька – подруженька немного отдохни

И хоровод, Березонька, ты с нами поводи

Хоровод «Ай, да, берёза» муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агаджановой

Ведущая: Грохот, шум, тарарам,

Это кто стучится к нам? (вбегает Баба Яга с метлой)

Ведущая: Это Баба-Яга, костяная нога.

Что тебе надо от детского сада?

Баба – Яга: Я летела на метле, очутилась на земле.

Долго к вам я собиралась (достает зеркало, смотрится в него)

Так старалась, наряжалась (убирает зеркало)

Баба – Яга: Вы меня к себе не звали, вы меня совсем не ждали.

Вас за это накажу, всех вас праздника лишу.

Я березку обломаю, веточек насобираю,

Чтобы новая метла в небеса меня несла.

Ведущая: Веточки ломать не надо, лучше уходи из сада.

Мы березку защитим и в обиду не дадим.

Входит Василиса Премудрая

Василиса: Мимо шла я по делам, да услышала шум, гам.

Если надо вам помочь, сделать это я не прочь.

Ведущая: Василиса, дорогая, нам не справиться с Ягой.

Бегает она, хлопочет, заломать березку хочет.

Василиса: Не ругайся, старая, ты уймись, Яга,

Ведь на праздник к детям привела тебя судьба.

Баба-Яга: А меня вы не боитесь? Ну, тогда скорей сюда.

Крепче за верёвочку беритесь, начинается игра.

Игра «Перетягивание каната»

Василиса: После игр, бабуленька, сядь и отдохни,

И пляску с платочками нашу посмотри.

Пляска с платочками - Ю. Селиверстова. Сл. - О. В. Долгалёва, на мел. укр. песни «Зiмонька»

4 реб. - Берёзка-лебедь белая, рядком с тобой стоим,

Тебе, моя, несмелая, стихи мы говорим.

5 реб. - Лопочет белая березка, что ей для разудалых кос,

Сейчас желательна расческа, и пудра, чтоб присыпать нос.

И поясок подпоясаться, на длинный белый сарафан.

И зеркальце полюбоваться, на свой изящный легкий стан.

Василиса: Звонкие, резные

Ложки расписные.

От зари до зари

Веселятся ложкари.

Видеокараоке «Лесной оркестр»

Баба-Яга: Ну, ребята, удружили, вы меня развеселили.

Не могу я устоять, так и хочется плясать.

Пляска Бабы-Яги и Василисы (русская народная мелодия)

Василиса: Славно мы повеселились, поиграли, порезвились,

А теперь пришла пора расставаться, детвора.

Баба-Яга и Василиса прощаются и уходят.

Березка: Вы много знаете песен и стихов о моих подружках березках.

Береза – самое красивое дерево России. Шумит оно листвой,

украшает лес, нашу жизнь, но иногда и грустит, как - будто на кого-то жалуется.

Ведущая: Да, бывает, что в лес приходят недобрые люди. Ломают деревья,

обижают птиц, разоряют муравейники. Такие люди наносят вред лесу. Расскажите, как же должны вести себя друзья природы?

6 реб. - Белая берёза – милая сестра,

Ты расти, не бойся звона топора.

Белая берёза, птицы по ветвям!

Я тебя в обиду никому не дам.

7 реб. - Будем березку любить, охранять,

Будем мы взрослым во всем помогать.

Реки, поля и леса сбережем,

Помним о том, что природа – наш дом.

8 реб. - Белая берёза, мой поклон тебе:

Ты в судьбе России и в моей судьбе…

Белая берёза, русская земля:

И печаль, и радость, и любовь моя.

Березка: Каждый куст берегите, ребята, где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата, березняк иль малинник густой.


Курочкина Ирина Александровна

Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида

Разработка сценария экологического праздника

«Давайте беречь нашу землю»

Составила: , воспитатель - методист

г. Хабаровск, 2011 г.

Экологический праздник

Цели и задачи : подведение итогов экологического месячника; воспитание у обучающихся экологической культуры: экологического сознания и мышления, нравственных качеств личности на основе регионального компонента; закрепление правил поведения при общении с природой, как норм поведения людей любого возраста; развитие разговорной речи, творческих способностей.

Оборудование: зал украшен рисунками детей на темы природы. Висят плакаты и рисунки на экологическую тему. На сцене – название праздника: «Экологический праздник». В зале на столах - выставка работ детей из бросового материала. Компьютер, проектор для демонстрации слайдов.

Ход.

Пока дети рассаживаются в зале, идёт показ слайдов о природе Хабаровского края в разное время года, животном мире края. Звучит спокойная музыка.

Ведущая:

Здравствуйте, ребята! Заканчивается наш месячник по экологии. Вы за это время узнали много нового об окружающем мире, природе нашего Хабаровского края, побывали на экскурсиях, в музеях, цирке, поработали на субботнике, помогли природе, навели красоту и чистоту вокруг себя. А сегодня у нас экологический праздник. Начинается он с шоу «Экологическая Фея». Приятного просмотра.

Ведущая (после просмотра, пока модели стоят на сцене): Ребята, вам понравились наши модели? А их наряды понравились? А ведь эти наряды изготовлены из материалов, которые люди выбрасывают в отходы. Оказывается, из отходов можно изготовить чудесные вещи!

В конце праздника мы выберем самую интересную модель, нашу Экологическую фею.

(Вед. Приглашает моделей сесть. Модели спускаются в зал и рассаживаются в первом ряду)

Ведущая: Сегодня мы будем часто произносить слово «экология». А что это за наука, кто может сказать? (ответы детей)

На экране высвечивается определение слова «Экология».

«Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой»

Ведущая: А что такое природа?

(Дети отвечают, что это растения, животные, лес, реки, поля горы, и т. д., и человек )

Ведущая: Человек, люди тоже часть природы, а экология - это наука, которая подсказывает людям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя, как лучше поступить, чтобы сохранить природу. Ведь человек своей безграмотной хозяйственной деятельностью наносит природе ущерб. Ухудшает и своё здоровье.

Сегодня у нас в гостях сама госпожа «Экология». Встречайте!

(выходит «Экология» с перевязанной полотенцем головой, с большим градусником, в общем, «больная», с ней небольшая группа животных (4 ребёнка))

Ведущая: Что случилось? Что с тобой, дорогая Экология?

Экология: Беда, беда! Большая беда со мной приключилась! С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он ни выдумывал, чтобы улучшить свою жизнь! Например, придумал пластиковую посуду, пакеты, банки, бутылки.

Люди бросают их везде: и в воду, и на землю. А это так вредно для меня! Человеку всё лучше и лучше, а мне всё хуже и хуже!
(Говорят дети в костюмах животных)
1-й ребёнок: А ещё, человек придумал страшные яды, которые убивают животных, насекомых и растения.

2-й ребёнок: Человек придумал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами.

3-й ребёнок: Человек вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора.

4-й ребёнок: И теперь из-за деятельности человека всему живому на земле грозит страшная беда! Всё живое может погибнуть!

Ведущая: (Предлагает «Экологии» отдохнуть на стуле )

Ребята, вы согласны, что наша Экология в опасности? А что же тогда останется на Земле, если человек не изменит своего поведения?

Выходит Мусорный Монстр:
Я - мусорный монстр, царь мусорья!

Из помойки вышел я,

Вижу: всюду хлам и грязь,

Я люблю за это вас!

В благодарность же за это

Жить всегда я буду на планете.

А теперь я здесь хожу,

На друзей своих гляжу.

И сказать хочу вам, дети:

Да здравствует мусор на всем белом свете!»

Привет, друзья мусора и грязи! Есть такие?

· Ну-ка поднимите руки, кто бросает бумажки где попало?

· Кто не любит порядок наводить в своём шкафу?

· Кто ходит в грязной обуви по интернату? Сейчас проверю.

· Кто плохо дежурит в спальне, интернате?

· Кто не любит руки мыть перед едой? У кого грязные руки, покажите-ка!

(Дети отвечают на его каверзные вопросы отрицательно)

Ведущая: Ты видишь, мало у тебя здесь друзей! Дети, неужели вам хочется, чтобы таких монстров становилось всё больше? Можно с ними справиться? (ответы детей)

Правильно! Надо просто любить порядок и чистоту, не бросать мусор, где попало, а в специально отведённые места. Мусор и отходы можно превратить, например, в полезные вещи. Посмотрите, какие игрушки сделали наши дети из ненужных, выброшенных вещей. На заводе в Хабаровске мусор перерабатывают и изготавливают нужные вещи. (Показ на слайдах, что делают из отходов: плёнку, кашпо для цветов, тазы, ячейки для яиц и другое). Уходи-ка, чудище, не мешай нашему празднику. (Монстр уходит, но обещает вернуться).

Звучит фонограмма леса. Снова идёт показ красот природы в городе (кратко)

Ведущая: В нашем Хабаровском крае очень красивая природа. Мы всегда любуемся ею. Летом мы любим отдыхать на берегу реки Амур. Дышать свежим воздухом, гуляя в лесу, собирая грибы да ягоды. Зимой любим кататься на лыжах, выезжая за город.

Экология: Ребята! А как надо вести себя в лесу, за городом? Мусорить можно? Костры зажигать и не тушить можно? Ломать ветки, топтать жуков, пауков можно?

Ответы детей - хоровые.

Экология: Сейчас поиграем в игру «Если я приду в лесок». Проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Я буду говорить, а вы отвечать. Если говорю про хорошее, кричите - "да", если про плохое, то кричите - "нет"!

(Во время игры снова появляется Мусорный монстр, который мешает детям, сбивает их при ответах на вопросы «Экологии» )

Если я приду в лесок
Я сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок
Выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

Экология: Молодцы, почти все правильно ответили. Ведь если каждый будет выполнять правила с детства, то и став взрослым, он также будет беречь природу. И ещё запомните, в лесу нельзя шуметь, чтобы не помешать спокойной жизни жителей леса, сохранить их жизнь.

Ведущая: Сейчас перед вами выступят ребята, которые покажут сценки.

1. Сценка: «Встреча с Водяным». (6 «а»класс)

Грустный Водяной сидит среди замусоренного водоёма , среди бутылок, пакетов, палок

Водяной:

Я одинокий Водяной,

Никто не водится со мной.

Друзья мои - лягушки болеют, как старушки.

На дне моей квартиры-бутылки, тряпки, вилки.

Кругом лежат жестянки,

Коробки, склянки, банки,

Как загрязнили озёра и реки!

Бессовестные человеки!

(Примерный сюжет сценки. Пантомима.

Водяной ложится отдохнуть на мусоре, но тут появляются туристы.

Туристы – несколько человек, пришли на берег водоёма. Они с пакетами, у них в руках магнитофон, музыка гремит, они шумят, пьют воду из бутылок, играют ими в футбол, бросают в озеро пустую посуду. Бутылка попадает в Водяного. Водяной в гневе просыпается. Одна из девочек хочет умыться, наклоняется к воде. Водяной хватает её за руку, тащит к себе «на дно». Показывает ей, сколько мусора от людей в озере. Делает внушение : «Что же вы, люди, делаете?!» Девочка ужасается. Вернувшись на берег, «рассказывает» друзьям об увиденном. Они советуются, встав в круг, затем берут пакеты и собирают мусор, извиняются перед Водяным. Расходятся, «рисуют» что-то. В руках у них появляются экологические знаки о правилах поведения в природе. (Нарисованы заранее учениками 7 «а» класса).

(Ведущая делает вывод по сказке, спрашивает мнение детей из зала.)

2. Сценка «Репка» , (4 «а» класс)

Рассказчик. Посадил дед репку. А когда ее сажают?

Дети отвечают: «Весной!»

Дед. Сколько времени прошло, а она не растет?! Бабка, иди помоги!

Бабка. Да, мала наша репка. Надо полить водой. Принесу водички из речки.

Приносит воду красного цвета.

Дед. Почему такая вода красная? Где ты ее взяла?

Бабка. В нашей речке. Внучка иди сюда. Смотри, какая водичка красивая!

Внучка. Бабушка, где ты взяла эту воду?

Бабка. В нашей речке.

Внучка. Что ты, бабушка! Нельзя такой водой поливать. Репка сразу погибнет! Завод сливает в речку яд. Я принесу воду из родника.

Приносит чистой воды и поливает репку. Дед, Бабка и Внучка садятся вокруг репки и ждут.

Дед, Бабка, Внучка (вздыхают). Не растет!

Внучка. Жучка! Кошка! Идите, помогайте!

Жучка. Надо землю взрыхлить.

Жучка и кошка рыхлят землю лапами и выбрасывает консервную банку, полиэтиленовый пакет, разный мусор

Кошка. Наверно, туристы отдыхали около нашего огорода. Сами отдохнули, а вокруг намусорили.

Кошка. Ух, устала!

Жучка и Кошка садятся рядом с Дедом и Внучкой.

Все. Расти репка большая-пребольшая! Теперь и вода чистая, и земля рыхлая.

Репка начинает расти.

Мышка. А что меня не зовете? Репка выросла?

Все (хором). Да!

Дедка за репку,

Бабка за Дедку,

Внучка за Бабку,

Кошка за Жучку,

Мышка за Кошку,

Тянут-потянут - Вытянули репку.

Рассказчик делает вывод, спрашивает мнение детей

Ведущая. Каждое живое существо на земле любит свою привычную среду обитания и хочет, чтобы там было безопасно, чисто. В какой среде живут некоторые животные, узнаем, отгадав загадки.

Игра «Три стихии»

(Ведущая обозначает три стихии: Вода, Земля, Воздух , загадывает загадки. Отгадав, дети должны назвать, какая стихия важна для этого животного

Загадки про насекомых, птиц, животных

1. Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка. Летает в воздухе)

2. Летом бродит без дороги

Возле сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос? (Медведь. Живёт на земле в лесу, берлога в земле.)

3. В реках Африки живет

Злой, зеленый пароход.

Кто б навстречу ни поплыл,

всех проглотит... (Крокодил. Живёт в воде и на земле)).

4. Скачет квакушка,

Не рот, а ловушка,

Попадают в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка. Живёт в воде и на земле.)

5. Чик-чирик,

К зернышкам - прыг,

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей. Летает в воздухе. Клюёт зёрнышки на земле)

6. Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. Кто это? (Рыбка. Живёт в воде)

7. Он из веточек и хвои

Настоящий дом построит.

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель? (Муравей. Живёт в земле)

8. Крыльями стрекочет с вечера до ночи. (Стрекоза. Живёт у воды, летает в воздухе)

Ведущая: Каждому человеку также мил свой родной дом, край, где он живёт, где его семья. Как называется край, где мы с вами живём? Ребята, нам надо беречь всё, что нас окружает. Ведь охранять природу – значит любить Родину. Хабаровского края. Послушайте стихотворение о Хабаровском крае

Люблю мой край.

Как странно это слышать,

Ведь каждый человек свой любит край!

Но небо здесь синее,

солнце выше!

И в цвет сирени здесь окрашен май.

Дождем и сеном пахнет лето,

Зовет прохладою река...

А осень золотом одета,

Плывут по небу облака.

Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит,

Приходит Новый год в дома

Тайга шумит.

Люблю мой край!

Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти.

Ведущая благодарит детей и взрослых за участие в празднике и объявляет о награждениях: (награждение классных коллективов и детей за рисунки, красивые костюмы из бросового материала, поделки, настенные газеты, постановку сценок)

(На сцену выходят участники праздника, идёт демонстрация слайдов о плохих и хороших проявлениях деятельности человека по отношению к природе)

Ведущая: Чтобы процветал наш Хабаровский край , давайте скажем наше ДА:

· миру и спокойствию (слайд: дети с родителями гуляют в парке, лесу)

· любви и уважению к природе (слайд: посадка деревьев)

· чистому городу, чистому Амуру (слайд: город Хабаровск, берег реки Амур)

· тишине (слайд: лес, птицы, животные)

· осторожности и мудрости во всех делах человека (слайд: изучение природы)

Скажем наше НЕТ:

· любым войнам (слайд: взрывы)

· пожарам в лесу (слайд о пожаре в лесу)

· грубому обращению с природой (слайд: развороченная земля, браконьерство , слив стоков)

· всему тому, что грозит Земле, угрожает людям, каждому человеку.

Ведущая объявляет об окончании праздника.

Светлана Козлова
Сценарий экологического праздника. «Люблю березку русскую»

Познавательное развлечение «Люблю березку русскую »

Цель. Обобщить представления детей о значении природы в жизни людей; о деревьях, животных, о среде их обитания; об изменениях, происходящих в природе в течение года. Вызвать эмоциональный отклик на произведения народного творчества разных жанров. Прививать любовь к Родине, родной природе.

Дети в русских костюмах под музыку водят в зал.

1 ребенок. Нет лучше и милей Росси.

И лучше наших песен нет!

Тебе поем, что всех красивей.

Тебе несем мы свой привет

2 ребенок. Тебе, Россия, мы танцуем,

Ведем свой вечный хоровод,

Тебя от всей души мы любим

И прославляем наш народ.

Ведущий. Не случайно мы начали наш праздник «Люблю березку русскую… » с этих слов. Березка – символ России , символ молодости, прекрасного, поэтического.

Где бы ни росла русская березка , везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она красавица русского леса и ветерок шелестит ее ветвями, благодатный дождик поливает ее, живительное солнце греет ее. Какое сердце не отзовется радостью, глядя на нашу березку ! Это же сама Россия наша, гордыми и светлыми очами смотрит в мир!

Песня о Родине

Ведущий. Удивительная судьба у русской березки . На миру она – радость, в любви – помощница, в грусти – верная подруга. Прекрасные слова сказаны поэтами о березе . Поэт С. Есенин называл Россию страной «березового ситца » , а березку – нежной юной , чистой девушкой.

Ребенок. Улыбнулись сонные березки ,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки.

И горят серебряные росы.

Танец «Русский перепляс »

Ведущая. Береза – единственное дерево с белой корой. Это делает ее особенно красивой трогательной, нежной. Прекрасна береза в любое время года , осенью – в золотом убранстве, зимой – сверкающая в ажурном инее, летом – длиннокосая, кудрявая, весной – ослепительно-белая на фоне изумрудной травы.

Ребенок. Мы всех приглашаем в гости к березке .

На перекрестке русских дорог и песен .

Звучит негромкая музыка, ребенок читает стихотворение об осени.

Ведущая. Осенью листочки начинают желтеть, сначала наверху, а потом внизу. Порывистый ветер налетает, гнет дерево, треплет его ветви и срывает листья. Они словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

Игра «Собери листья»

Ведущая. Любят березку птицы , любят грибы» лисички, сыроежки и конечно подберезовики . Березовый лес не бывает пустым. Здесь каждому найдется место. Здесь всегда кипит жизнь.

Какие ягоды вы знаете, которые растут в нашем лесу? Посмотрите, какие ягоды брусники поспели.

Девочки в шапочках ягод исполняют песню «Брусника» .

Ведущая. Хочу напомнить вам, ребята, что в лесу нельзя рвать цветы и ломать ветки деревьев. Лес – это дом, в котором живут птицы, звери и их детеныши. Зачем портить чужой дом! Если вы нашли в лесу куст орешника, то не обрывайте все орехи, оставьте угощение белочкам, дятлам и бурундукам, которые в это время года готовят запасы на зиму.

Стихотворение «Осенние заботы»

Звучит негромкая музыка, ребенок рассказывает стихотворение и зиме.

Меняется декорация осенней березы на зимнюю .

Песня «Первый снег»

Ведущая. Немало стихов, песен и загадок сложено про деревья. Есть такая загадка : «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья : от тьмы – свет, разбитому – связь. Больному здоровье и людям некопаный колодец». У народной загадки отгадка очень простая. Дерево это, конечно, береза . В старину темными зимними вечерами при свете березовой лучины женщины занимались рукоделием : пряли, ткали. Вышивали. Печь топили звонкими березовыми дровами : и жара и света много. Разбитые вещи связывали гибкой и прочной берестой . Из березовых почек и бересты готовили лекарства , а березовыми веничками парились в бане- хворь выгоняли. Некопаный колодец – это сладкий и целебный березовый сок . А скучно станет, достанет крестьянин деревянные ложки, да сыграет и споет веселую русскую песню .

Оркестр на народных инструментах.

Ведущая. А что же в лесу зимой делается. Тихо. Березы стоят в белоснежных нарядах. Почему в лесу так тихо? Где звери и птицы? Никого не видно и неслышно.

Ответы детей. Птицы улетели в теплые края, медведь, еж впали в спячку.

Игра «Кто был под березой »

Под березой лежат , клочок рыжей шерсти, перо, обглоданная ветка, «следы» волка, мыши. Дети по предметам отгадывают животное.

Подвижная игра «Ай, дили-дили мы кого-то видели…»

Звучит музыка, меняется декорация.

Ведущая. Едва повеет теплом, как березы окутывается легким прозрачным изумрудно-зеленым облаком. Это свернутые почки начинают разворачиваться в пахучие глянцевые березовые листики . Светло и празднично весной в березовой роще . Березки принарядились в белые атласные сарафаны. На белой бересте четко выделяются черточки, через которые береза дышит .

Береза - щедрое доброе дерево! Весной звери и птицы с удовольствием пьют березовый сок . Любят сладкие березовые слезы медведь , глухарь, муравьи и бабочки. Многие люди собирают березовый сок . Он очень полезен, богат витаминами. После сокосбора ранку на стволе необходимо замазать, чтобы дерево не болело, не погибло. Не зря в русской пословице говорится : «Береза плачет кровавыми слезами»

Ребенок. Роща юная, белоствольная на заре росой умоется.

Звоны слышатся колокольные - Воскресение светлое, Троица

Ведущая. На Руси всегда любили белоствольную березку-красавицу . Считали символом девичьей нежности и красоты. На троицу ветками берез украшали дома и храмы, пели песни, водили хороводы, украшали березку лентами .

Ребенок. Разбежались по лужайке беззаботной, легкой стайкой,

Словно девочки-подростки белоствольные березки .

За руки взялись и вот - закружился хоровод.

Девичий хоровод с платками.

Ведущая. Отзвенят Троицкие хороводы – тут и весне конец, а лету- начало. После Троицы можно траву косить, ломать ветки на веники, ждать урожай, а в свободное время - отдыхать и играть.

Ведущая. А вы слышите в лесу какой-то шум.

Драматизация экологической сказки «Обмен квартир» .

Участвуют родители, дети, воспитатели.

Малоподвижные игры «Липкие пеньки» , «Ежики»

Ребенок. Ты можешь удивиться, узнав, - Земля наш дом!

Живут все звери, птицы, и мы с тобой живем.

Ребенок. Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела ,

И под елкой жил смешной красивый еж,

Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,

Чтобы лил веселый дождь!

Песня «Если все вокруг подружатся»

Журавлева Ольга Васильевна

МОУ «Ржевская средняя общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»

Клубный час :

« Березы, русские березы»

Провела: Журавлева

Ольга Васильевна

учитель биологии

Ржевка

Клубный час для учащихся средних классов :

« Березы, русские березы» .

Цели: организовать деятельность учащихся по изучению биологических особенностей березы, ее значения в жизни человека;

способствовать развитию умения видеть красоту родной природы, читать стихи;

содействовать экологическому, духовно-нравственному воспитанию школьников.

Оборудование: картины русской природы, музыка, березовые ветви.

(В зале темно, сцена залита белым светом, звучит мелодия « С чего начинается Родина?»).

Ход занятия.

Ведущий 1. С чего начинается Родина?

Наверное, с белых берез,

С их царства сквозного, молочного

И со светлых ребяческих грез.

Ведущий 2. Береза – любимое дерево русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой. Ей посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. (Через компьютер ребятам показывают картины русской природы).

Звучит песня Е. А. Баснера «Березовый сок».

Ведущий 1Без березы не мыслю России –

Так светла по- славянски она,

Что, может быть, в столетия иные

От березы вся Русь рождена.

Ведущий 2. Есть легенда в Сибири с незапамятных лет,

Есть легенда о русской березоньке вечной,

Будто шла вечно за русскими вслед

Иль спеша вперед, как гонец и разведчик.

Там где кедры темнели и саранки цвели

Среди дебрей, шумящих возле рек безымянных

Появилась береза из дремучей земли,

К суеверному ужасу старых шаманов.

Среди кедров угрюмых, между темных ветвей,

Появилась береза, будто солнечный лучик,

И в тайге становилось и теплей, и светлей,

И шептали шаманы: значит, близится люча;

Но глядел с любопытством охотник- бурят –

На неё, что несла столько ласки и света:

« Может русский не враг, а товарищ и брат,

Если, добрый такой же, как и дерево это».

Ведущий 1. Ты до того, березонька, красива!

И в полдень жаркий, и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы.

Ведущий 2. В ней есть прозрачность и безбрежность,

И эта праведная грешность,

И чистота – из грешной тьмы, -

Которая всегда основа

Всего людского и лесного,

Всего, что жизнь, Россия, мы.

Ведущий 1. В лесах нашей страны насчитывается 2900 видов деревьев и кустарников. Незнающему человеку легко перепутать одно дерево с другим, но березу узнает каждый. Во всем мире не сыщешь дерева с такой ослепительно белой корой. Окраска её зависит от наличия вещества – битулина. А вообще березы бывают не только белыми, есть виды с желтоватой, коричневой, черной корой. Всего на свете более 60 видов берез. В нашей местности чаще всего встречаются береза бородавчатая и береза пушистая.

Ведущий 2. Цветет береза в середине мая, одновременно с распусканием листьев. Цветущая береза со своими желтыми бархатными сережками необычайно нарядна. Зимой березовые почки и березовая «лапша» - основная пища для глухарей и тетеревов. Некоторые птицы специально надламывают тонкие ветки, чтобы полакомиться сладким березовым соком. А дятел добывает березовый сок прямо из ствола.

Ведущий 1. В старину считали, что березовый сок имеет целебные свойства – им отпаивали больных и промывали раны. Березовый сок имеет приятный вкус и освежающе действует на организм. Надо только помнить, что сок можно заготавливать только из тех деревьев, что предназначены для рубки. Ведущий 2. На стволах берез нередко можно встретить бесформенные темно- коричневые наросты, похожие на вспученную толстую кору. Это знаменитая чага. Настой чаги – тонизирующее и обезболивающее средство.

Ведущий 1. На березах иногда встречаются особые наросты – капы. Древесина капов имеет повышенную твердость и красивый рисунок на спиле. Из них крестьяне выделывали домашнюю утварь.

Ведущий 2. «Плащ березы» - БЕРЕСТУ использовали для изготовления корзин, посуды. В древнем Новгороде расписной берестой украшали стены жилища. Новгородцам береста заменяла писчую бумагу. Писали на бересте специальными костяными писалами.

При сухой перегонке из бересты получают этиловый спирт, смол, уксусную кислоту, деготь – вязкую пахучую жидкость черного цвета. В старину дегтем чистили сапоги, чтобы не трескалась кожа, смазывали колеса, петли дверей. К тому же деготь и врачевал, в народной медицине его использовали при разных кожных заболеваниях. В современной медицине он входит в состав мази Вишневского.

Ведущий 1. В березе полезно всё. Из древесины делают поделки, мебель, лыжи. Из листьев можно изготовить желтый и зеленый красители. В петровские времена такими красителями окрашивали солдатские мундиры. Настой листьев применяли при лечении некоторых болезней, в нем парили ноги, чтобы снять усталость. Ароматные и смолистые почки, обладающие целительной силой, используются в народной и официальной медицине, в парфюмерной промышленности.

Ведущий 2. Березовый веник в бане любую болезнь из тела изгонит: кости расправит, всё тело поправит. Березовые веники заготавливают в начале или середине июня, когда березовый лист в соку, пахуч и обладает лечебными свойствами. Нельзя заготавливать веники в сырую погоду- лист потемнеет и быстро опадет. Вязать веники нужно крепкие, но не толстые, «по руке». Хранить надо подвешеными в прохладном месте. Заготовкой веников можно заниматься только после Троицы!

Ведущий 1. Троица – это праздник, который мы отмечаем на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресенья. Праздник этот посвящен удивительному и очень важному событию, произошедшему две тысячи лет назад – сошествию Святого Духа на апостолов. Троица – триипостасное Божество, единый бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Бог Отец положил начало Церкви в Ветхом Завете, Сын Логос создал её, воплотившись на земле, Дух действует в ней. Поэтому праздник рождения Церкви именуется днем Святой Троицы. Безусловно, Святой Дух не бездействовал и ветхозаветные времена. Он звучал в устах великих пророков, Дух Божий водил рукой Моисея, Соломона, других авторов библейских книг, признанных Церковью боговдохновенными. Он был и во всякой душе чистой; без него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела. Но явление силы Его в апостолах было самым важным для всего рода человеческого. Дух Святой пришел, чтобы завершить то, что было начато Спасителем. Он сделал апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру.

Праздник Святой Троицы был установлен самими апостолами. Этот день считается днем рождения Церкви Христа, созданной не человеческими усилиями, а Божественной благодатью.

Ведущий 2. На Троицу принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой. В Церкви в этот день много цветов, зелени, у алтаря обычно стоят маленькие березки. Парни. Девушки, дети с утра идут в лес за березками, плетут из березовых веток венки, делают веники. Березы ставят у окошек, у крылечка или врывают в землю. Ветками березы украшают ворота, окна, наличники. Дети качаются на березах, катаются на ветках, в которые впрягаются их сверстники и таскают по улицам как лошади.

(хоровод «Во поле береза стояла»)

Ведущий 2. Какой русский человек не любит красавицу березу? Утомлённому она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень. Невольно вспоминаются строки Фета: « И вечно радужные грёзы тебя несут под сень берёзы, к ручьям земли твоей родной».

(На сцену выходят школьники, одетые в военную форму).

Солдат 1. Тихо стоят берёзы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии В.О. войны.

Солдат 2.В России издавна существует обычай: над могилой погибшего солдата сажать берёзку, чтобы его жизнь продолжалась в земном цветущем дереве.

Стоят три берёзки у Великого огня в любом уголке России, потому что каждый четвёртый россиянин погиб в годы В. О. войны.

(Звучит песня « Я трогаю русские косы»)

Ученик 1. Берёза ласкает надгробные плиты.

В дыхании ветерка

Спите герои.

Спокойно спите.

И пусть над вами лавину событий

Бесшумно проносят века

Оттуда, где плещется Волга

Оттуда, где катится Дон,

Ушли эти волны.

Спать им долго-

Укроет их, берёза, своим пологом.

Да будет тихим их сон.

Ученик 2. Под сенью высоких берёз

Покоится моя Россия.

Не та, что поднялась до звезд,

А та, что в половодье рос

Купала ноженьки во сне,

Что шла поляною лесной

Своей размашистой косой,

Что леденела всей стеной,

Обильной выступившей солью.

Носила на своих руках,

Мозолей кандалы носила-

Да славится во всех веках

Моя сермяжная Россия

Ведущий 2. Русь, Россия испокон веков была крестьянской страной, где сочетались труд и нужда, горе и радость. Березка - великое крестьянское дерево. Она напоминает ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь, холщовую рубашку…

Кряжистые стволы берез напоминают трудовые мозолистые крестьянские руки, которые делают любую тяжелую работу.

А молодые тоненькие прямые березки похожи на стройных русских девушек.

Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. Ведь оно живое!

Ученик 3. В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору берез-

И капли сока, точно слезы,

Текли прозрачною струей.

Пастух кору надрезал у березки,

Склоняясь, тянет сладковатый сок.

За каплей капля капает в песок

Березы кровь прозрачная, как слезы

И вот она, от муки холодея,

Увянет к будущей весне

Иссохнет ствол, и ветви онемеют,

И помертвеют корни в глубине.

Ведущий 2. Где бы не росла березка, всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Ученик 4. Опять о них, кудрявых и белёсых.

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются берёзы

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеся

«Россия» - шепчут мне берёзки,

«Россия» - шепчут колоски,

«Россия» - ключ журчит в ложбине,

И я им тихо вторю «Русь»

Мне не трудны твои нагрузки:

Я в поле рос, я чубом рус,

И я люблю тебя по- русски,

Моя берёзовая Русь!

(Звучит мелодия « Берёзы». На экране крупным планом берёзы).