Тема воспитания в одном из произведений русской литературы XVIII–XIX веков (По комедии Д. И

Проблема воспитания в русской литературе XVIII века (на примере комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

Передовые люди в XVIII веке считали, что целью литературы является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувствами, эмоциями и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, идеал, к которому должен был стремиться каждый, живущий в этом мире. Русские деятели просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил Фонвизин, «...имеют... долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества».

Комедия «Недоросль» Д.И.Фонвизина - шедевр русской драматургии XVIII века

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в своей комедии -- проблема воспитания, подготовки новых поколений просвещенных передовых людей. Крепостничество привело русское дворянство к упадку. Для Фонвизина тема воспитания - основная в его литературном творчестве. О воспитании дворянских детей писал Фонвизин в комедии «Выбор гувернера», в статьях для журнала «Друг честных людей или Стародум», о недостатках своего собственного воспитания скорбел в «Чистосердечном признании в делах моих и помышлениях»; о воспитании должна была идти речь в неоконченной комедии «Добрый наставник». И «Недоросль» - прежде всего комедия о воспитании. В первом ее наброске, написанном за много лет до того, как был закончен общеизвестный текст комедии, это в особенности видно. Воспитание для Фонвизина - не только тема общих нравоучительных рассуждений, а злободневная животрепещущая политическая тема. Дворянское воспитание делает человека дворянином. Невоспитанный дворянин не достоин пользоваться чужим трудом. Русские дворянские мыслители XVIII в. усвоили теорию Локка, который учил, что сознание каждого человека от рождения - лист белой бумаги, на котором воспитание и воздействие среды вписывают характер, содержание этого человека. Тем более они придавали значение воспитанию в социальной практике русского дворянства. Уже Сумароков считал, что именно «учение». Образование, воспитание добродетели и разума отличают дворянина от его подданного - крестьянина. Херасков, ученик Сумарокова и отчасти учитель Фонвизина. Также много писал о воспитании. Он требовал, чтобы дворянских детей не давали пестовать нянькам. Мамкам, дядькам из крепостных слуг. Воспитание для Фонвизина - это основа и оправдание дворянских привилегий.

Главные действующие лица комедии

Семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. Это одна группа дворян. Другая -- Стародум, его племянница Софья и Правдин. Все помещики, конечно, жили за счет крестьян и были, следовательно, эксплуататорами. Со слугами и наемными людьми госпожа Простакова обращается грубо, пренебрежительно, оскорбительно. Её сын Митрофан - лодырь, обжора и озорник. Госпожа Простаковa -- жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала "ценою подешевле, да и тем мешает. «Она советует сыну: «...друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!» «Насчёт деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!» В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашу, которая тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: унижает Софью, собственного мужа, лишив его воли и своего мнения. Простакова - помещица, безграмотная, жестокая и необузданная. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия.

Митрофан -- единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. «Похожий на мать».... Сын Простаковой -- невежа, бездельник, любимец матери. Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам -- отставной сержант Цыфиркин. Грамматике -- семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться -- смешны. К Митрофану пришли учителя, а он ворчит: «Пострел их побери!» Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает «гарнизонной крысой», а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен «приниматься за людей», то есть пороть слуг. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься», предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофан становится невежественным и жестоким деспотом.

Проблема воспитания заключается, во-первых , в получении образования. Госпожа Простакова понимает, что «ныне век другой» и нанимает «учителей» обучать Митрофана наукам. Автор откровенно смеется над таким «обучением». Результаты «обучения» грамоте Митрофан наглядно продемонстрировал, назвав одну дверь «прилагательной», а другую - «покамест существительной». Он даже не знает, что есть такие науки как география и история. Домашнее воспитание не дало ему никаких, даже самых простых понятий о долге, чести, правилах поведения в обществе. Такой молодой человек не может быть полезен обществу.

Самая важная проблема воспитания , по мнению Стародума и Правдина, заключается в воспитании в человеке высоких нравственных качеств. В комедии уделяется много внимания разъяснению их взглядов на эту проблему. Вот некоторые характерные высказывания:

«Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума». «Одно почтение должно быть лестно человеку - душевное; а душевного почтения достоин тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам». «Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтобы спрятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».

Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности и самодовольства. Такое воспитание сразу лишает его цели и смысла жизни. И учителя не смогут помочь (это дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться. Вся его жизнь заранее ограничена скотным двором, где люди воспринимаются как свиньи, а свиньи -- как часть некого культа, которому поклоняются хозяева. Но не только в дворянских имениях процветает безнравственность. Рассказывая о жизни при дворе, Стародум отмечает, что там «по большой дороге почти никто не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее». Дворяне не знают, что такое долг и полезные добрые дела. Они не оставляют двора потому, что «двор им полезен». Придворные забыли, что такое душа, честь, благонравие.

Нарисовав картину существующего положения, автор показывает позитивные изменения . По распоряжению правительства Правдин берет под опеку имение Простаковой, запрещает ей притеснять своих крепостных. Митрофан отправляется служить. Есть надежда, что прогрессивные взгляды Стародума найдут поддержку в обществе. В некотором отношении сынок пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери. Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья -- богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына. Митрофан -- недоросль, прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение «недоросля».

Проблема воспитания в художественной литературе.

Проблема воспитания рассматривалась писателями по-разному, но всех очень волновала в контексте своего времени. Произведения художественной литературы бережно сохраняют для нас основы народного, духовного, нравственного и эстетического образования.

Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделяется огромное внимание. Прожив славную жизнь,Владимир Мономах пишет поучение для своих сыновей, в котором перечисляет примеры из собственной жизни. Он проповедует идею деятельной жизни, в которой главное – благо родины. Наставляет сыновей в том,что необходимо оказывать уважение старшим, не преклоняться перед знатностью и богатством.

В комедии ДИ Фонвизина «Недоросль » , написанной в 1782г выходит на сцену представители дворянства,развращенного помещичьей властью, и показывает, каким испорченным вырастает молодое поколение в этой среде.Тема воспитания всегда занимала Фонвизина. Он ратовал за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями и опекунами крестьянского населения страны. А воспитанием молодых дворян никто серьезно не занимался.Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела но благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности,самодовольства.Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него (Митрофана) цель и смысл жизни. И учителя не смогут ему помочь (это дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний,кроме как поесть,побегать на голубятне да жениться. Вся его жизнь заранее ограничена скотным двором, где люди воспринимаются как свиньи, а свиньи – как часть некоего культа,которому поклоняются хозяева.

АС Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин » показал, в то время (19в) в России было неважно,каково качество образования,в моде было все иностранное, люди же из «высшего общества «чуждались национальной культуры»(«нам без немцев нет спасенья», «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»)Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни,привычки трудиться формируют «лишнего человека»,»эгоиста поневоле.».Воспитание,полученное Онегиным,было самое губительное. Он рос без матери; отец легкомысленный петербургский барин-чиновник, видимо, не обращал на него никакого внимания, поручив его наемным «убогим» гувернерам.Они почти ничему не учили мальчика,никак не воспитывали его и только слегка побранивали за шалости. НЕ мудрено, что из Онегина вышел настоящий эгоист. Хорошие задатки его души благодаря воспитанию и жизненной обстановке оставались под пудом,не получали развития. Но герой на протяжении романа дважды старается его расширить и пополнить.Из 1 главы мы узнаем, что он много читал. Второй раз он снова принимается за чтение в последней главе романа.Здесь Пушкин перечисляет и некоторые из книг, прочитанных Онегиным. Мы узнаем,что это книги не только художественные и полухудожественные,но и философские,исторические,медицинские. Встретившись с Ленским, получившим образование в лучшем тогдашнем университете в Германии, Онегин мог с ним спорить по серьезным политическим,историческим и философским вопросам как равный с равным.Такие как Онегин чувствовали себя неуютно в тогдашней общественной обстановке,тосковали,хандрили, поэтому стояли значительно выше общего уровня тогдашней дворянской молодежи. Неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется «милый идеал» Пушкина – Татьяна Ларина,в воспитании и образовании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры. Именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу,а потому в нем,вероятно заложена идея возрождения.

Роман ИА Гончарова «Обломов» был напечатан в 1847г,а полностью опубликован в 1859 .Появление его совпало со временем острейшего кризиса крепостничества. Образ апатичного,неспособного к деятельности помещика,выросшего и воспитанного в патриархальной обстановке барской усадьбы,где господа жили безмятежно благодаря труду крепостных крестьян, был актуален для современников.В лице Ильи Ильича Обломова показано,как среда и воспитание уродуют прекрасную натуру человека, порождая лень, апатию, безволие. «Ум и воля давно парализованы, и, кажется, безвозвратно…». Ответ дан в главе «Сон Обломова».В ней рассказывается о семье Обломова, об их поместье,обычаях и воспитании: «…забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке…». Труд воспринимался как наказание, посланное за грехи.У Обломова не было необходимости трудиться, т к все делали крепостные крестьяне, слуги. Годы учения тоже не воспитали в Обломове дисциплины ума. Родители всячески спасали любимое дитя от мук учения.

Параллельно с Обломовым прослеживается судьба его школьного товарища Андрея Штольца,сына управляющего имением. Отец Штольца с немецкой педантичностью и последовательностью приучал его к труду,умственному и физическому,к ответственности за выполненный урок или поручение.И Обломов, и Штольц окончили Московский университет, оба направились в Петербург на службу. Но через год Илья Ильич вышел в отставку:служба тяготила его, требовала внимания,усидчивости. Деятельный Штольц заставляет « беспокоиться» русского барина Обломова, навязывает ему свои идеи.Штольц хочет пробудить его от спячки, но усилия оказались тщетны.Воспитание сыграло свою отрицательную роль.

В автобиографической трилогии ЛН Толстого «Детство», «Отрочество» , «Юность»автор показывает, как Николенька Иртеньев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки. Написав первую часть трилогии « Детство» о становлении человеческой жизни,об особенностях взросления маленького мальчика из дворянской семьи,наряду с различными темами раскрыл в повести и проблему воспитания Она рассматривается в совокупности с основными темами произведения:темой детства,формирования личности.Главный герой повести _ автобиографический образ, Маленький мальчик Николенька Иртеньев,сын дворянина, получает типичное для того времени домашнее образование и воспитание. Воспитательные функции в доме даны не только родителям, но и учителям, специально нанятым для получения детьми начального образования: Мими, Карлу Ивановичу.Весь облик матушки, говорящий о ее подлинной доброте и любви к людям, свидетельствуют о теплой атмосфере взаимопонимания, царящей в доме.Эта атмосфера создана заботливой хозяйкой,которая одинакова со всеми ласкова и приветлива. Особую прелесть женскому лицу матушки придает улыбка,которая согревает всех в доме теплотой.»Когда матушка улыбалась,как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше,и кругом все как будто веселело.» Отец,типичный представитель дворянства 19 века,в воспитании детей был по необходимости строг,уравновешен,заботился об их образовании. Обладая гордостью,оригинальностью,светскостью,он стремился то же воспитывать и в своих сыновьях. Другие люди,С которыми жили и общались дети,также способствовали формированию личностей ребят. Требовательность,умение выделить самое главное в человеческих отношениях отличали Карла Ивановича,домашнего учителя. Именно поэтому в памяти Николеньки Иртеньева сохранился эпизод,связанный с одним из уроков чистописания,когда после разговора с отцом мальчиков Карл Иванович продиктовал фразу о том,что самый тяжкий из пороков - неблагодарность. Своим отношением к людям,бескорыстной любовью и самопожертвованием воспитывала детей ключница Наталья Савишна. Она излучала добро,теплоту.

Таким образом, поставленная в повести Л.Н.Толстого «Детство»проблема воспитания решалась писателем по-разному: через характеристику героев,их поступки,анализ взаимоотошений между людьми в доме,где росли дети,через описание каких-либо бытовых ситуаций.

М. Булгаков «Собачье сердце»

Революция с ее направленностью на воспитание человека коммунистической формации и Гражданская война как решающая фаза революционного обновления страны, у Булгакова,имевшего медицинское образование и достаточную практику лечащего врача, могли предстать в образе глобальной хирургической операции по искусственному преобразованию человечества,плоды которой он волен принимать, или не принимать.Так проблема воспитания нового человека встает в повести « Собачье сердце».Шарикова воспитывают Преображенский и Швондер. В процессе воспитания возникает конфликт высокообразованного интеллигента профессора Преображенского с представителем новой жизни Швондером Абсурдность убогих взглядов новой власти ярко сформулирована в монологе Преображенского,который подытоживает основные принципы социалистического образа жизни: «В спальне принимать пищу… в смотровой читать, в приемной одеваться…» Швондер норовит немедленно превратить Шарикова с его еще собачьими привычками и повадками в сознательного строителя социализма. Лозунгами его напичкивает, Энгельса дает почитать. И это все вчерашнему Шарику. И воспитание Швондера оказалось намного результативнее, чем наивное желание профессора и его ассистента как-то облагородить созданное ими чудовище.Мы понимаем,что симпатии Булгакова на стороне Преображенского, но веры в то, что темные инстинкты в жизни людей можно изжить то ли с помощью науки, то ли с помощью всеобщего усилия коллектива, - веры этой у писателя нет.

ВП Астафьев «Конь с розовой гривой». В трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда.

ВГ Распутин «Уроки французского ».Формирование личности в трудные военные годы. Роль учительницы, ее душевной щедрости в жизни мальчика.Жажда знаний,нравственная стойкость,чувство собственного достоинства.

Фазиль Искандер « 13 подвиг Геракла» .Влияние учителя на формирование детского характера.

Одной из самых важных проблем воспитательного процесса является задача нравственного становления каждой личности. К этому стремилось общество на протяжении всей своей многовековой истории. Для достижения поставленной цели многие столетия вырабатывалась особая форма регуляции в поведении людей. И в доказательство этому могут быть приведены весомые аргументы. Проблема воспитанности всегда решалась при помощи морали, общечеловеческих ценностей и норм, принятых в обществе. Все эти факторы и в настоящее время являются определяющими в процессе деятельности человека и его взаимодействии с другими людьми.

Значение термина «воспитанность»

В педагогической практике это понятие трактуется неоднозначно. Если рассматривать процесс формирования нравственной личности, то воспитанностью можно считать достижение определенного уровня социального, интеллектуального и духовного развития человека. Однако данный термин может быть рассмотрен и в более узком смысле. Уровень воспитанности в таком случае определяется как соответствие поступков и поведения человека существующим в обществе нравственным принципам и нормам. При этом судить об индивиде можно по его культуре общения и поведению. Другими словами, по внешним формам взаимодействия с другими людьми.

Истинный уровень воспитанности можно определить лишь при полном осознании специфики морали как фактора нормативной регуляции поведения человека. И это задача педагогической науки.

Основные черты воспитанного человека

Из чего складывается нравственная личность? Какие черты ей присущи? Это:

  1. Вежливость . Она способна усмирить раздражение и ненависть, предупредить ссору, заставить сдержаться и стать источником любви и уважения.
  2. Тактичность . Это своеобразная моральная интуиция каждого воспитанного человека, которая всегда подсказывает ему верный подход в той или иной ситуации и позволяет выработать деликатную линию поведения во время его общения с окружающими.
  3. Пунктуальность . Ее присутствие свидетельствует о наличии хороших манер.
  4. Скромность . Имея ее, человек никогда не будет стремиться показать себя умнее, лучше и способнее других. Однако не стоит путать скромность с застенчивостью и робостью, которые не позволяют людям твердо отстаивать свои принципы.
  5. Услужливость . Это добродетель, но только до того момента, пока она не станет навязчивой. Воспитанный человек оказывает услуги только в том случае, когда его об этом попросят.
  6. Хорошие манеры.
  7. Самообладание . Оно присутствует в том случае, когда воля человека стоит выше его инстинктов и культурно обусловленных навыков поведения.
  8. Коммуникабельность, сочетающаяся с доброжелательностью и заботливостью. Это качество позволяет легко войти в общение с другими людьми.
  9. Эффективность культуры мышления, чувств и личностных навыков. Эти черты воспитанности присутствуют у творческих людей, которые применяют их не только в работе, но и в оказании помощи окружающим.
  10. Наличие стандартного образования и владение общекультурными навыками.

Эффективность работы педагогов

Воспитание личности является процессом очень трудным и весьма противоречивым. В связи с этим учесть его результаты довольно сложно. Начинается этот процесс с самого раннего возраста. Затем он продолжается при поступлении в школу. С определенного момента человек начинает заниматься самовоспитанием.

Разумеется, педагогам необходимо знать, достиг ли процесс формирования личности (или отдельный его этап) нужной цели. Для того чтобы определить уровень воспитанности детей, необходимо провести сопоставление запроектированного с полученными результатами. Без этого становится невозможным управление дальнейшим процессом формирования личности.

Установить степень соответствия желаемых и полученных результатов позволит диагностика нравственной воспитанности. Она представляет собой определенную оценочную процедуру. Ее выполнение позволит выявить истинный уровень воспитанности. Разница же между конечным и начальным результатом является важным критерием педагогического процесса.

Для получения необходимых данных проводят тест на воспитанность. Однако это не теоретическое задание. По практическому поведению детей в тех или иных ситуациях и выполнению ими определенных действий определяется уровень воспитанности учащихся. Методика диагностики предполагает и изучение представлений детей об определенных правилах и нормах поведения. Часто на практике педагог задает детям прямые вопросы. Среди них:

Что такое честность?

Зачем человеку быть добрым?

Почему нельзя ябедничать? и т.д.

В качестве доказательств собственной правоты воспитанник должен привести весомые аргументы. Проблема воспитанности, если таковая имеется, станет тут же очевидна.

Для диагностики эффективности педагогической работы нередко применяют написание сочинений на определенную тему. Каждое из них - это своеобразная анкета. Уровень воспитанности определяется при раскрытии того или иного вопроса, что ярко характеризует внутренний мир ребенка. В перечне тем может быть описание собственного видения такой проблемы, как «Вежливость и я», «Каково мое понимание дисциплины» и т. д. При написании таких сочинений учащиеся также должны привести свои аргументы. Проблема воспитанности ребенка может быть выявлена и другими эффективными способами диагностики поведения. Для этого педагог должен искусственно создать ситуацию, при которой выявятся

Определить уровень формирования личности выпускников помогает сочинение. Проблема воспитанности (ЕГЭ часто предлагает абитуриентам подобные темы), раскрывается молодыми людьми на основе литературных произведений и реалий современной жизни.

Анализ проведенного исследования

Показатели воспитанности, полученные в результате оценочной процедуры, разносятся по шестибалльной шкале. В ней есть три положительные и столько же отрицательных оценок. Первые из них отражают, какова воспитанность личности, а вторые указывают на уровень ее невоспитанности. О чем свидетельствуют положительные оценки? Итак:

  • +3 говорит об устойчивой готовности к совершению морального поступка;
  • +2 свидетельствует о стремлении к положительному действию в той или иной ситуации;
  • +1 подтверждает понимание у ребенка необходимости совершения хороших поступков.

Если на шкале значения опустятся ниже нуля, то это будет говорить:

  • -1 - о готовности к отрицательным проявлениям;
  • -2 - о стремлении к отрицательным действиям;
  • -3 - об антиобщественном поведении.

Ноль на шкале станет свидетельством нейтральной позиции.

Важность диагностирования воспитанности

В основе эффективности педагогической работы лежит понимание нравственной направленности ребенка, а не отдельных его качеств. При рассмотрении последних важно сопоставить их связи с мотивацией поведения. Это весьма важный момент. Ведь в тех или иных случаях даже гуманные поступки совершаются далеко не с лучшими намерениями.

Главной задачей диагностирования воспитанности является установление социальных и моральных качеств учащихся. При этом определяются рискованные и критические аспекты педагогического процесса. Использование данных проведенной диагностики позволяет выработать программу а анализ полученных результатов определит то количество времени и усилий, которые должны быть потрачены учителем для достижения учащимся нужного уровня определенных нравственных качеств.

Чувство собственного достоинства и самоуважение

Формирование личности является процессом сложным и многогранным. Одной из его основных задач является воспитание в маленьком человечке чувства уважения к себе. Это важно для каждого человека. Чувству уважения к себе необходимо научить ребенка уже с самого раннего возраста. Оно должно быть вложено в сознание ребенка уже в первые годы его жизни, на самом раннем этапе формирования личности. Значительная роль в этом процессе принадлежит родителям, родственникам и тем социальным группам, в которых находится человек.

Чувство собственного достоинства и самоуважения - это особые нравственно-ценностные категории. Их можно назвать нематериальными благами, не связанными с деятельностью человека.

Чувство собственного достоинства и самоуважения - это необходимое и нормальное Его можно также назвать положительным души, которое имеется у воспитанного индивида. При этом следует осознавать тот факт, что все эти чувства противоположны чувству собственной значимости.

Достоинство и самоуважение - это нравственный стержень любого человека. Имея его, не страшно попасть в глупую ситуацию и казаться смешным для окружающих. Человек с развитым чувством собственного достоинства всегда способен извиниться за свои ошибки. При этом он не будет испытывать ущербность собственной персоны.

Самоуважение и чувство собственного достоинства необходимо сохранять на протяжении всей своей жизни. Это несложно. Нужно только оставаться нравственной личностью, поступая с людьми по совести и в соответствии с моралью, принятой в обществе.

Реалии сегодняшней жизни

Современный период нашего государства характеризуется новым социально-историческим поворотом в жизнедеятельности людей. Все общество буквально поглощено проблемами нестабильности экономики и сложностями политических отношений, а также освоением еще новых для нас рыночных отношений. Это все больше и больше колеблет нравственные и социальные устои.

Постепенно нарастает регресс гуманности, люди становятся более нетерпимыми и ожесточенными. Возникает вакуум духовности и происходит дезинтеграция внутреннего кризис современной России - это проблема воспитанности человека.

Наиболее уязвимые сферы

Кризису межчеловеческих отношений наиболее подвержены патриотизм и духовность, культура и нравственное здоровье. Какие в доказательство этому могут быть приведены аргументы? Проблема воспитанности, особенно в молодежной среде, выражается в потере жизненных ориентиров. Это нередко используется оппозиционерами и экстремистами при достижении ими деструктивных целей.

Ценности, являющиеся для нас традиционными, на сегодняшний день уже почти полностью отошли на второй план. Новых же мы пока не имеем. Именно поэтому люди не способны четко разграничить зло и добро, достоинство, совесть и честь. Все эти понятия значительно искажены.

Проблемы педагогики

Сложившаяся на сегодняшний день система образования не способна чутко отреагировать на происходящие в обществе перемены и удовлетворить все грани потребностей духовной сферы человека. Ее рамки не позволяют в полной мере решить вопросы правовой и информационной культуры, экологического и санитарного просвещения и т. д.

Школьная система образования не имеет четких понятий о формировании личности. Термин «воспитание» постепенно переводится в идею «адаптации к социуму». Отстает и качество образования, влияющее на уровень развития личности. Еще не так давно Россию признавали одним из самых читающих государств в мире. Сегодня же данные социологических опросов утверждают, что мы интересуемся различными публицистическими и литературными изданиями меньше, чем люди в странах Европы.

Серьезную озабоченность государственных деятелей, ветеранов и педагогов вызывает незнание учащимися истории Великой Отечественной войны. И виной этому выступает система образования. Она отводит всего пять часов на изучение огромной вехи в истории нашего государства.

Пути выхода из кризиса

Нравственность не дается человеку при рождении. Формирование личности является сложным воспитательным процессом. Именно поэтому человека необходимо обучать моральным ценностям, являющимся традиционными для общества. Кроме того, огромную роль призвана сыграть консолидация и солидарность здравомыслящего и прогрессивного населения, а также интеллектуальных ресурсов общества.

Все это в совокупности позволит преодолеть ту негативную тенденцию с воспитанностью, которая имеется на сегодняшний день в России. Других путей выхода из духовно-нравственного кризиса нет.

Проблемы воспитанности в литературных произведениях

Проблема во многом состоит в недостатке тех исторических основ и моральных принципов, которые были основой жизни России в уже ушедшие времена. Именно поэтому выпускникам школ нередко предлагается к рассмотрению проблема воспитанности. Аргументы из литературы по этой теме приводятся ими в сочинениях ЕГЭ.

Отсутствие духовности - это также проблема воспитанности. Аргументы из литературы, которые можно привести в доказательство этому, присутствуют в романе «Мы» Е. Замятина. В своем произведении автор повествует о «нумерах», живущих в идеальном математическом государстве. Жизненный ритм этих главных героев отточен до совершенства, однако души у них нет. В связи с этим «нумерам» не интересна красота мира и у них нет желания стремления к высокому.

Примером духовной личности является герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» - Алешка. Этого молодого человека посадили в тюрьму, пытаясь лишить веры. Но это не сломило Алешку. Он каждый день читал Евангелие и пытался довести свою правду до других заключенных.

По мотивам произведений классиков также нередко пишут выпускники сочинение. Проблема воспитанности ЕГЭ поднимается довольно часто. Так, о нравственных качествах человека нередко пишет в своих произведениях Л. Н. Толстой. Рассматривается эта тема и в романе «Война и мир». Одна из его героинь - Анна Михайловна Друбецкая. Для этой женщины основной жизненной целью является устройство собственного материального благополучия. Ради этого Друбецкая идет на все. Она применяет грубую силу, занимается унизительным попрошайничеством и т. д.

Тирская Карина

Проблема воспитания волнует человечество не одно тысячелетие, ее пытались разрешить лучшие умы античности, Средневековья, Возрождения. В последние столетия эта проблема привлекает особое внимание философов, психологов, литераторов, общественных деятелей. И в третьем тысячелетии она остается актуальной.

Исследователь приходит к выводу, что передовые люди XVIII века считали, что целью литературы является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, идеал, к которому должен был стремиться каждый, живущий в этом мире. Но разные писатели освещали эту проблему по-разному, поскольку имели свои литературные предпочтения, а также – индивидуальный взгляд на закономерности, принципы построения и результат воспитательного процесса,

Скачать:

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

муниципальное автономное образовательное учреждение

Лицей №36

Исследовательская работа по литературе

«Тема воспитания в зарубежной литературе XVIII века»

Выполнил: ученица 8б класса

Тирская Карина Юрьевна

Руководитель: Власова Елена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы

г. Нижний Новгород

2015

Введение………………………………………………………….. 2

ГЛАВА 1 18 век – эпоха Просвещения………………………… 4

  1. Что такое эпоха Просвещения? ……………………4
  2. Эпоха Просвещения в литературе…………………5

ГЛАВА 2 Тема воспитания в произведении Жан-Жака Руссо «Эмиль или о воспитании» ………………………………………7

  1. О Жан-Жаке Руссо ………………………………….7
  2. Выбор жанра ………………………………………..7
  3. Почему трактат называется «Эмиль?» …………….8
  4. Программа воспитания Руссо……………………....8

ГЛАВА 3 Филип Честерфилд «Письма к сыну»…………………

  1. О Филипе Честерфилде……………………………….
  2. Эпистолярный жанр…………………………………..
  3. Воспитание джентльмена…………………..

ГЛАВА 4 Тема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Выводы …………………………………………………………

Введение

Свою работу я хочу начать с ответа на вопрос: чем меня привлекла эта тема? Меня всегда интересовало, как жили люди раньше? Какие у них были взаимоотношения, как происходил процесс воспитания, чего ждали от подрастающего поколения.

Проблема воспитания волнует человечество не одно тысячелетие, ее пытались разрешить лучшие умы античности, Средневековья, Возрождения. В последние столетия эта проблема привлекает особое внимание философов, психологов, литераторов, общественных деятелей. И в третьем тысячелетии она остается актуальной.

После изучения комедии Дениса Ивановича Фонвизина я решила узнать, а что думали о воспитании зарубежные авторы в XVIII веке. Отличалось ли представление русского человека о воспитанности от…

Из дополнительных источников, которые я использовала для подготовки к урокам, я узнала, что передовые люди XVIII века считали: целью литературы является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конечно же, конфликт между чувствами, эмоциями и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, идеал, к которому должен был стремиться каждый, живущий в этом мире.

Разные писатели освещали эту проблему по-разному, поскольку имели свои литературные предпочтения, а также – индивидуальный взгляд на закономерности, принципы построения и результат воспитательного процесса,

Цели работы:

  1. Проанализировать особенности раскрытия темы воспитания в эпоху просвещения писателями Франции (на примере трактата Жан Жака Руссо) и Англии (Честерфилд «Письма к сыну»).
  2. Выяснить, в чем сущность воспитания, по мнению Руссо и Честерфилда.
  3. Выявить сходства и различия в их подходах к данной теме.

Для достижения поставленных целей я ставлю следующие задачи: сопоставить мнения Руссо и Честерфилда по вопросам воспитания в зарубежной литературе; сравнить их с произведением русской литературы (на примере комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина)

В соответствии с поставленными целями и задачами работа состоит из введения, трех глав и выводов.

ГЛАВА 1

18 век – эпоха Просвещения

Что такое эпоха Просвещения?

Эпо́ха Просвеще́ния ключевая эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум».

В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.

Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий, в которых теперь могли принимать участие даже те, кто раньше был лишен возможности учиться - женщины.

Латынь перестала быть научным языком. На её место приходит французский язык. Обычная же литература, ненаучная, писалась на национальных языках. Основным стремлением эпохи было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок и т. п.).

Характерной просветительной идеей является отрицание всякого божественного откровения 1 , в особенности это коснулось христианства, которое считается первоисточником ошибок и суеверий. Вследствие чего выбор пал на деизм 2 , как естественную религию, отождествлённую с моралью.

Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта - господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера. Под влиянием идей просвещения были предприняты реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм).

Эпоха просвещения в литературе

Новые идеи, развивавшиеся в произведениях мыслителей XVIII в. - философов, историков, естествоиспытателей, экономистов, - жадно вбирались эпохой, получали дальнейшую жизнь в литературе. Значение литературы - «орудия просвещения» - по сравнению с другими эпохами необычайно выросло. Интерес к повседневной жизни третьего сословия не укладывался в жёсткие рамки стиля.

Именно тогда стал обсуждаться вопрос: а не заключает ли в себе культурное общество больше опасностей, чем нецивилизованное?

Литература впервые поставила вопрос о цене прогресса.

Вся группа представлений и мечтаний о лучшем естественном строе получила художественное выражение в знаменитом романе Даниеля Дефо (1660-1731) «Робинзон Крузо». Общая направленность его политической и литературной деятельности даёт все основания называть Дефо просветителем. Популярность книги о Робинзоне надолго пережила круг идей, породивших её. Это не что иное, как история изолированной личности, предоставленной воспитательной и исправительной работе природы, возвращение к естественному состоянию.

Главным художественным языком Просвещения был классицизм, унаследованный от XVII века. Этот стиль отвечал рационалистической природе просветительского мышления и его высоким нравственным принципам. Они прославили силу человеческого разума. Все, что не отвечало принципу разумности, что не содействовало благосостоянию народа, осуждалось.

Крупные писательские имена: Дефо, Лессинг, Стерн, Руссо, Бомарше, Шиллер, Сумароков, Фонвизин, Крылов, Державин и др.

Сентиментализм - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление в XVIII и в начале XIX века. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Условием формирования идеальной личности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Наиболее выдающиеся представители сентиментализма - Джеймс Томсон, Филип Честерфилд (Англия), Жан-Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия). Таким образом в литературе 18 века существовало два течения: классицизм и сентиментализм. Идеал писателей-классицистов – гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо отечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться с общественными пороками, со всеми проявлениями «злонравия и тирании». Такому человеку необходимо подчинить свои чувства долгу. Сентименталисты все подчиняли чувствам, всевозможным оттенкам настроений. Язык их произведений становится подчеркнуто эмоциональным.

ГЛАВА 2

Тема воспитания в произведении Жан-Жака Руссо «Эмиль или о воспитании

О Жан-Жаке Руссо

Родился Жан-Жак 28 июня 1712 года в Женеве. Из-за материального недостатка женился, но не был счастлив в браке. Получив премию Дижонской академии 3 в 1749 году, начал плодотворно работать, сочинять музыку, переписывать ноты. Изменил свое поведение, отдалившись от общества, поселился отдельно от жены. Затем Руссо были написаны произведения: «Новая Элоиза» (опубликована в 1761 году), «Эмиль или о воспитании» (1862), «Общественный договор» (1762).

За философию «Эмиля» был осужден Парижским парламентом, но сбежал в Швейцарию. Оттуда же снова переехал по причине осуждения своих произведений. После возвращения в Женеву отношения Руссо и Вольтера обострились из-за нового произведения Руссо «Письмо о зрелищах». В биографии Жан-Жака Руссо снова наступил период бегств: на этот раз он укрылся в Англии. Позже вернувшись во Францию, находился в тяжелом психическом состоянии. Скончался Руссо 2 июля 1778 года.

Выбор жанра

Тракта́т - одна из литературных форм, соответствующих научному сочинению, содержащему обсуждение какого-либо вопроса в форме рассуждения, ставящего своей целью изложить принципиальный подход к предмету. К этому жанру обращались Вольтер ("Трактат о веротерпимости"(1763)), Монтескьё (трактат «О духе законов» (1748)), Лессинг (трактат «В защиту трогательной комедии» (1751)) и другие.

Почему трактат называется «Эмиль»?

Почему Руссо назвал книгу «Эмиль»? Эмиль – это вымышленный герой, приёмный сын Руссо. Эмиль служит примером идеального ребёнка, и на его примере рассматривают идеальные способы воспитания.

Трактат называется «Эмиль, или трактат о воспитании», так как автор приводит на примере воспитания Эмиля, как должен был воспитываться ребёнок восемнадцатого века. Хотя сам автор имел 5 детей, которые все были отданы в воспитательный дом. Руссо оправдывался тем, что не имел средств их вскормить, что они не давали бы ему спокойно заниматься. И что он предпочитает сделать из них крестьян, нежели искателей приключений, каким был он сам.

Программа воспитания Руссо

В «Эмиле» Руссо обрисовывает целую программу, названную им «негативным воспитанием», которая, он убеждён, покончит с поклонением ложным богам. Наставник (ясно, что это идеальный портрет самого Руссо) воспитывает Эмиля в уединении, дабы ему не привились пагубные понятия, и обучает по методу, обеспечивающему развитие заложенных в нем способностей.

В своем трактате Руссо декларирует следующие принципы воспитания.

Так, он считает, что на ребёнка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребёнка. Задача воспитателя - обобщить действие этих факторов. Наилучшим воспитанием Жан-Жак полагал прежде всего самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть приобретён к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания человек, как свободная личность, может стать полноправным членом общества. Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный оптимизмом процесс, когда ребёнок живёт в радости, самостоятельно осязая, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.

Контакт с природой должен был физически укрепить ребенка, научить пользоваться органами чувств, обеспечить свободное развитие. Следуя детской природе, необходимо отказаться от ограничений, установленных волей воспитателя, отучить от слепого повиновения, следовать непреложным природным законам. Тогда отпадает необходимость искусственных наказаний – они заменяются естественными последствиями неверных поступков. Слабого еще и беспомощного ребенка должен опекать наставник. Естественное воспитание должно явиться живительным процессом, в котором учитываются склонности и потребности ребенка, но не упускается из виду необходимость подготовки к общественным обязанностям. Внутренней мотивацией этого процесса становиться стремление ребенка к самосовершенствованию.

В задачи воспитания Жан-Жак Руссо включил развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Он полагал, что материальной предпосылкой мышления служат чувства, которые нуждаются в постоянном совершенствовании с раннего детства. Он отводил особое место физическому воспитанию как одному из средств гармонизации отношений человека с природой и социальным окружением, преодоления пагубных наклонностей, формирования нравственной чистоты, совершенствования всего организма. Методика и рекомендации по физическому воспитанию были рассчитаны на условия жизни ребёнка в среде, близкой природе и ручному труду. Если в интеллектуальном, нравственном воспитании Жан-Жак Руссо предлагал не спешить, то при физическом воспитании он готов был подвергнуть воспитанника даже известному риску. Руссо ставил перед естественным воспитанием и задачи гражданского формирования человека. Им предложена целая программа соответствующих педагогических мероприятий. Ручной труд провозглашался важнейшим средством воспитания. Писатель был убежден, что свою независимость человек может обеспечить своим собственным трудом. Вот почему труд занимает такое важное место и оказывается целью воспитания в педагогической системе Руссо.

Он разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Она оказалась подлинно революционной для своего времени. Идеи Руссо об уважении к ребенку, воспитании в труде получили дальнейшее развитие в современной педагогике.

В своём трактате Руссо напрямую побуждает читателя делать, или не делать определённых действий:

«Эмиль» не касается политики, однако эта книга незаменима для понимания политической теории Руссо: Эмиль – человек, призванный существовать в правильно устроенном обществе, описанном Руссо в Общественном договоре. Ни прославления индивидуализма, ни возвеличения коллективизма в этом трактате нет. Основная его мысль заключается в том, что личность должна обладать самостоятельностью, устанавливая законы, соответствующие ее устремлениям.

ГЛАВА 3

Филип Честерфилд «Письма к сыну»

О Филипе Честерфилде

Честерфилд Филип Дормер Стенхоп - английский государственный деятель и литератор, родился в Лондоне 22 сентября 1694. В 1726 унаследовал графский титул. Своей репутацией литератора Честерфилд обязан посмертно напечатанным письмам, адресованным его незаконному сыну Филипу Стенхопу (с 1737 по 1768), а затем – крестнику и наследнику Честерфилда, также названному Филипом Стенхопом (с 1761 по 1770).Честерфилд скончался 24 марта 1773 года .

«Письма к сыну» писались с 1739 по 1768 год почти ежедневно и были адресованы его незаконнорожденному сыну Филипу Стенхопу, который родился в 1732 году и воспитывался матерью вдали от отца, с которым он виделся очень редко. Однако отец взял на себя материальные заботы о воспитании сына, сам подыскал ему лучших учителей. Всего до нас дошло свыше 420 писем, начиная от самых ранних, обращенных к восьмилетнему мальчику, и кончая написанными за несколько дней до смерти тридцатишестилетнего дипломата.

« Письма к сыну» не задумывались Честерфилдом как полноценное художественное произведение. Но стали восприниматься таковым вскоре после того, как увидели свет. Вдова сына, Юджиния Стэнхоп, видимо, первой поняла историческую ценность писем. Несмотря на многочисленные трудности, она опубликовала эти письма в 1774 году

Эпистолярный жанр

Жанр этого произведения определяется как эпистолярный . Эпистолярный жанр - литературный жанр, в котором используется форма « писем » или « посланий » (эпистол). Жанр стал очень популярным в литературе XVIII века , особенно в творчестве писателей- сентименталистов . Популярности жанра способствовал успех романов Сэмюэла Ричардсона Памела, или Вознагражденная добродетель »), Шарля Луи де Монтескьё Персидские письма »), Шодерло де Лакло Опасные связи ») и другие.

Родительские письма к сыну − один из весьма распространенных жанров в мировой педагогической литературе. И в Византии, и в Западной Европе, и в Древней Руси этим жанром часто пользовались для изложения моральных правил, так как видели в нем одно из средств придать этим правилам внушительность и своего рода непререкаемость отцовского наставления. Образцом для многих ранних подобных произведений служили наставления сыну в так называемых «Притчах Соломоновых», «Поучения отца к сыну», «Поучение Владимира Мономаха».

Воспитание джентльмена

Можно сказать, что сам Честерфилд был последователен в осуществлении своей педагогической задачи. Он действительно построил модель воспитания идеального джентльмена. Как и большинство аристократических семей, Честерфилд готовил сына к двум поприщам − парламент и дипломатия. Но он ставил перед ним более важную задачу, которая так или иначе звучит в каждом письме, − воспитание «настоящего джентльмена, светского человека, придворного» Он писал: «Человек должен поставить перед собой цель, но надо также знать, какими средствами она достигается, и уметь эти средства должным образом применять, иначе все усилия окажутся тщетными и несостоятельными. В том и другом случае знания − это начало и источник, но это еще ни коим образом не все. Знания эти должны быть украшены, у них должен быть блеск, или их скорее всего примут не за золото, а за свинец. Я уже столько писал тебе о хорошем воспитании, обходительности, обходительных манерах и т. п.»*.

Честерфилд очень четко определил основные задачи, которые должны решаться в процессе воспитания будущего джентльмена, наставляя сына: «Во-первых, надо исполнять свой долг перед богом и людьми, − без этого все, что бы ты ни делал, теряет свое значение; во-вторых, приобрести большие знания, без чего к тебе будут относиться с большим презрением, даже если ты будешь очень порядочным человеком; и, наконец, быть отлично воспитанным, без чего при всей своей порядочности и учености ты будешь человеком не только неприятным, но просто невыносимым».*

Начиная свою переписку, Честерфилд, безусловно, вспоминал собственные отроческие годы и, по-видимому, старался избежать недостатков тогдашней воспитательной системы, испытанных им на себе самом. Но традиция была слишком сильна, и Честерфилд невольно делал те же ошибки. Постепенно письма становятся искреннее, интимнее, касаются более личных вещей, вкусов или поведения; иногда они достигают настоящей лирической вдохновенности и озабоченности, в особенности с тех пор, как привычное обращение писем первых лет "Милый мой мальчик" сменяется другим: "Дорогой друг":

  • «Милый мой мальчик, спасибо тебе за то, что ты беспокоишься о моем здоровье…»
  • «Мой дорогой мальчик. Первое, на что я употребил свою свободу, была поездка сюда…»
  • «Милый друг. Стены твоего скромного дома теперь уже, должно быть, окончательно достроены…»
  • «Дорогой друг. Так как это письмо последнее или предпоследнее перед нашей встречей, оно должно немного подготовить тебя…»*

Советы и наставления, которые Честерфилд с этих пор давал юноше, становились все более серьёзными, настойчивыми и пространными; они касались порой как будто мелочей, частностей, не стоивших обсуждения, словно писались отцом только для того, чтобы создать иллюзию действительной и оживлённой беседы с сыном, находившимся за морем, в Германии или Франции. Временами, однако, эта беседа была посвящена несколько вольным и опасным, хотя и столь же непринуждённо изложенным советам, как следует юноше держаться в обществе, и из писем данного рода могло даже создаться впечатление, что отец учил сына вещам, которые противоречат не только педагогическим нормам, но и элементарной этике.

В письмах нет ничего, что противостояло бы просветительскому мировоззрению - идеалам добра, справедливости и добродетели; напротив, они всегда стоят на первом плане и везде получают искреннюю защиту и красноречивое прославление.

Несмотря на огромное количество писем сын Честерфилда оказался невосприимчивым к самым заветным из его наставлений: он вёл свою собственную жизнь, создавая её не по отцовским советам, а по собственным побуждениям и пристрастиям, таясь и ни разу не признавшись в том, что очень далёк от всего, о чем мечтал для него отец. Они вели совершенно раздельное существование; их интересы не совпадали; словно отец писал в пустое пространство, создав себе искусственный воображаемый образ сына, мало похожий на действительного адресата писем.

ГЛАВА 4

Тема воспитания в творчестве Фонвизина

Комедия – это драматический жанр литературы, в центре которого стоит комическое смешное событие. Комедия противостоит трагедии в том плане, что трагедия – это высокий жанр литературы, а комедия, наоборот, приниженный, упрощённый жанр. Комедия, как и трагедия, возникла из древних обрядовых действ, в который участники обряда разыгрывали определенные ситуации, вступая в диалог друг с другом. Жанр комедии нередко использовали Грибоедов («Горе от ума» (1824)), Гоголь («Ревизор» (1836)), Сумароков («Опекун» (1768)) и другие.

Знаменитая пьеса Дениса Ивановича Фонвизина стала вершиной драматургии XVIII века. В "Недоросле" представлены такие актуальные проблемы того времени, как жестокость крепостного права и нравы придворного общества. Но, пожалуй, самыми главными проблемами становятся воспитание и образование будущего поколения. В этом, безусловно, современность звучания произведения. Мысль о воспитании просвещенного дворянина во времена Фонвизина не была новой. О необходимости просвещения в России говорили Петр I, Ломоносов, Екатерина и другие великие люди восемнадцатого столетия.

Система воспитания и образования, принятая в русских дворянских семьях в XVIII-XIX веках, была во многом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и сердца, губящей судьбы. В молодых людях развивались такие качества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реализовать свои собственные мечты и одновременно – высокомерие, чувство превосходства по отношению к окружающим. Эти качества во многом способствовали жизненной несостоятельности людей, фатальной неизбежности несчастливой судьбы.

Фонвизин понимает, что одного просвещения мало. «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, - говорит Стародум. – Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме. Вопрос о воспитании молодёжи Д. И.Фонвизин ставит широко. Воспитание дворянина для него - это воспитание, в первую очередь, гражданина. Драматург считает, что проблема воспитания имеет важное государственное значение, ибо только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла.

Выводы

1 . Жан-Жак Руссо обращается к популярному в его время жанру трактата, т.к. считает именно этот жанр необходимой формой для выражения своих взглядов на воспитание. Автор прямо, свободно излагает свои мысли. Манера изложения характеризуется назидательностью и категоричностью.

Честерфилд говорит о воспитании в эпистолярном жанре. Это более интимная, более лиричная форма выражения. Обращаясь к читателю (первоначально к своему сыну), в мягкой форме, он не поучает, а дает советы, повествует о себе, объясняет, как следует поступить в той или иной жизненной ситуации.

2. С точки зрения Руссо, воспитанный человек – это прежде всего человек независимый в своих взглядах, который в первую очередь задумывается о себе, а потом уже о других. Это человек, для которого четко определены цели в жизни, принципы, правила поведения. Несмотря на мнение окружающих, он волен поступать именно так, как считает нужным. Но все же, это человек, уважающий мнение старших, свою семью, почитающий ее традиции. Воспитание должно приносить радость, наказания неприемлемы. В отличие от своих современников, в частности, Честерфилда и Фонвизина, Руссо считает физическое воспитание одним из главных аспектов воспитательной системы, а труд провозглашает важнейшим средством воспитания.

По мнению Честерфилда, воспитанный человек, прежде всего джентльмен: интеллигентный, образованный, умеющий вести себя в обществе. Честерфилд убежден, что, прежде всего в ребенке нужно видеть друга, а не воспитанника.

3. В комедии «Недоросль» основные взгляды на правильное воспитание выражает Стародум. Его устами говорит сам Фонвизин: воспитание дворянина - это воспитание, в первую очередь, гражданина.

Различие между зарубежной литературой и русской заключается еще и в том, что за рубежом авторы могли не скрывать своих эмоций и выражать свои взгляды открыто, не прикрываясь сарказмом и сатирой, как это делает Фонвизин в своей комедии «Недоросль».

Несмотря на существенные различия в освещении темы воспитания за рубежом и в России, следует отметить и некоторые общие черты. А именно:

во все времена и во всех странах было важным воспитать в человеке уважительное отношение к старшим, верность нравственным принципам, а главное - воспитание человека должно было способствовать его развитию, и, как следствие, развитию общества.

- философское направление, признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и вмешательство Бога в жизнь людей.
  • Дижонская академия - Академия наук, художеств и литературы в городе Дижоне (Франция), которая присудила премию Жан Жаку Руссо за его знаменитое сочинение «Чему способствовал прогресс науки и искусства - падению или очищению нравов».
  • Здравствуйте! Проверьте пожалуйста, учла все замечания.

    Текст Алексея Дорохова

    (1)В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным. (2)При встрече со знакомыми умел вежливо поздороваться. (3)В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволяя себе перебивать его рассказ, как бы длинен он ни был. (4)В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и тем более не употреблял грубых слов. (5)Не было случая, чтобы я, нечаянно кого-нибудь толкнув, не извинился или прошёл в дверь первым, не уступив дорогу спутнику. (6)Словом, воспитание моё казалось мне безупречным.
    (7)Но только казалось. (8)И выяснилось это совершенно неожиданно. (9)Как-то, во время студенческой практики, мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. (10)И вот однажды вечером я нечаянно подслушал разговор, запомнившийся мне навсегда.
    (11)Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой. (12)Речь шла обо мне.
    -(13)Парень-то он ничего,- говорила стряпуха,- грамотный, да уж больно серый! (14)Воспитания нет никакого.
    - (15)А что? - заинтересовался староста.
    - (16)Да всё делает не по-людски. (17)Умываться начнёт - весь пол зальёт, потом подтирай за ним. (18)К столу сядет - нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. (19)Уж на что нетрудное дело - ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20)Хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. (21)И где только он доселе жил?..
    (22)Я слушал и чувствовал, что краснею. (23)«Ну и ну! (24)Так, значит, я «серый»?»
    (25)Сперва я, конечно, обиделся. (26)Но потом, поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права.
    (27)Правда, по утрам я не забывал с ней поздороваться, вежливо сторонился, когда она несла к столу кипящий самовар или тяжёлый горшок со щами, а вставая из-за стола, благодарил за обед. (28)Но это её не удивляло. (29)Для неё всё это было привычно и естественно. (З0)Но вот те пробелы в моём воспитании, о которых шла речь, были очень заметны. (31)И примириться с ними она не могла.
    (32)Впрочем, с моей стороны большой вины здесь не было. (33)С детства я жил в квартире с водопроводом, ел из отдельной тарелки. (34)Мне не приходилось умываться над ведром из ковшика, не случалось есть из общего артельного котла. (35)Поэтому я и не знал особых правил поведения, которые были обязательны для людей, живших в других условиях. (36)А выполнять их было не менее важно, чем те, городские, которым я привык подчиняться.
    (37) Этот случай заставил меня впервые задуматься над тем, что же такое хорошо воспитанный человек. (38)Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться?
    (39)Впоследствии я убеждался не раз, что правила эти существуют я любом обществе, в каждом коллективе. (40)Кое в чём они различаются. (41)Это зависит от условий, в которых живут люди.
    (42)Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними. (43)Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой в семье, в школе, на отдыхе.
    (По А. Дорохову*)

    СОЧИНЕНИЕ.
    Люди живут в обществе и, чтобы не доставлять неудобства другим, нужно вести себя подобающе, уважать мнение собеседника, быть вежливым в разговоре.
    Каждый должен уметь правильно поступать в любой ситуации, соблюдать правила поведения. То, как ведет себя человек, показывает, насколько он воспитанный. Но что же, на самом деле, воспитанность?
    В тексте Алексея Дорохова поднимается этот вопрос. Главный герой всегда считал себя отлично воспитанным. Но, оказалось, что это не совсем так. Когда он попал в другое общество, то не смог выполнять определенные правила, закрепленные здесь. Его посчитали тут "серым". Герой понял, что в каждом окружении необходимо вести себя как полагается по местным законам.
    Писатель считает, что воспитанность-это, прежде всего, уважение окружающим, внимание к ним. В различных компаниях важно подчиняться установленному порядку, который требует соблюдения особых правил этикета.
    Я согласна с мнением автора, потому что правила поведения зависят от условий, в которых находится человек. Но везде каноны одни: нужно быть понимающим, честным и считаться с другими людьми.
    Многие писатели описывают эту проблему. Например, в романе-эпопее "Война и мир" Льва Николаевича Толстого герой Николай Ростов вырос в обеспеченной семье, в благоденствии и достатке. Но, попав на войну, Николай смог приспособиться к изменившемуся порядку жизни. Теперь он вместе с другими солдатами жил в землянке, ел скудную пищу. Герой с достоинством прошел это испытание и тем самым показал свою воспитанность и умение привыкать к новым условиям.
    Диаметрально противоположный характер имеет герой комедии Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль". Митрофанушка не умеет правильно вести себя в обществе, он совершенно невоспитанный. Это приводит к тому, что герой не может приспособится к жизни в окружении других людей. В обществе его не принимают, потому что Митрофан не соблюдает элементарные правила этикета.
    Таким образом, человек является воспитанным, если он вежлив, уважает мнение окружающих и считается с установленным порядком общества, в котором находится.