Темы бесед с детьми старшей группы. «Народная культура и традиции»

Татьяна Золоцевская
Картотека бесед с детьми старшего дошкольного возраста

№ 1. Беседа с детьми на тему: «Какой мультфильм ты смотрел в выходные дни?»

Цель – воспитывать стремление выражать свое отношение к поступкам других людей. Формировать самооценку своих поступков.

Вопросы к беседе:

Как называется мультфильм, который ты смотрел в выходной день? Где происходит действие мультфильма?

Назови его действующих лиц, персонажей, героев.

Кто из персонажей тебе нравится больше всех, почему?

А какой из персонажей не понравился? Почему?

Какие качества главного героя тебе хотелось бы иметь в своем характере, а от каких ты бы отказался и почему?

В чем главная мысль этого мультфильма?

№ 2. Беседа с детьми на тему: «Огонь – наш друг или враг?»

Цель – приучать детей к осторожному обращению с огнем, с электроприборами, с огнем на природе.

Вопросы к беседе:

Чем помогал огонь древним людям?

А теперь поговорим о добрых делах огня в наши дни: расскажи, где сегодня работает огонь и как он помогает людям?

Почему огонь может быть опасен для людей? Когда это происходит?

В каких случаях неосторожное обращение с огнем приводит к пожарам?

Какие меры предосторожности должны принять туристы при разведении костра в лесу?

Какие меры предосторожности нужно предпринять дома в новогодние праздники при использовании свечей, фейерверков, бенгальских огней, петард?

Какие меры предосторожности нужно предпринять при пользовании электробытовыми приборами?

Как вызвать пожарную команду в случае запаха дыма или вида огня, пламени?

№ 3. Беседа с детьми на тему: «Природа просит защиты».

Цель – приобщать детей к миру природы, к пониманию ее ценности в жизни каждого человека.

Вопросы к беседе:

Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

А без воздуха?

Солнечное тепло, растения, животные, вода, воздух – это все природа!

А могут ли люди прожить без природы?

А раз не могут, то, как же они должны относиться к ней?

Всегда ли хорошо и бережно относятся люди к природе?

А у кого природа может попросить помощи?

Какие обитатели просят помощи у человека?

Каким должен быть человек, чтобы защищать природу?

Как можно помочь птицам (растениям, рыбам, животным, речке и тд.).

№ 4. Беседа с детьми на тему: «Мой домашний питомец».

Цель – воспитывать гуманные чувства к своим домашним любимцам.

Вопросы к беседе:

У кого из вас есть домашние животные?

Расскажите, какие они, за что вы их любите?

Как зовут ваших маленьких друзей?

Во что вы с ними играете? Куда ходите на прогулку?

Как ухаживаете за своими домашними питомцами?

№ 5. Беседа с детьми на тему: «Знаешь ли ты правила дорожного движения

Цель – закрепить знания детей о правилах дорожного движения, объяснить значение некоторых знаков.

Вопросы к беседе:

Для чего людям нужны правила дорожного движения?

Если бы не было правил, лучше или хуже жилось бы людям?

Что означают сигналы светофора? В каком месте можно переходить улицу?

Какой переход называют самым безопасным? Почему?

Какие правила поведения на проезжей части вы знаете?

Какие дорожные знаки вам известны? Что они обозначают?

№ 6. Беседа с детьми на тему: «Прогулка по лесу».

Цель – закрепить знания детей о лесном царстве, растениях, которые характерны для леса. Воспитывать бережное отношение к природе.

Вопросы к беседе:

Были ли вы когда- нибудь в лесу (в роще? Расскажите, что вы увидели и узнали нового и интересного во время этой прогулки?

Какой был лес – хвойный, лиственный или смешанный? Каких деревьев было больше – хвойных или лиственных?

Какие хвойные деревья вы видели в лесу? А какие лиственные? По каким признакам вы их различали?

Какие грибы вы нашли во время прогулки? Как вы их собирали? Что с ними делали, когда вернулись домой?

Что еще вам запомнилось во время этой прогулки?

№ 7. Беседа с детьми на тему: «Прогулка по саду и огороду».

Цель – закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», отличительные особенности овощей и фруктов.

Вопросы к беседе:

Что мы называем овощами? Какие овощи вы знаете?

Что мы называем фруктами? Какие фрукты вам известны?

Чем отличаются овощи и фрукты? Что у них общего?

Назовите свой любимый фрукт. Где он растет – на веточке дерева или на кустике?

А какой из овощей вам нравится больше всего? Как выращивают этот овощ?

Какие вы знаете сказки, где героями являются овощи и фрукты?

При проведении беседы можно использовать дидактическую игру «Угадай овощ (фрукт) по ответам и вопросам».

№ 8. Беседа с детьми на тему: «Хлеб – всему голова».

Цель - закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле. Закрепить названия профессий людей, растящих хлеб.

Вопросы к беседе:

Как вы понимаете фразу «Хлеб – всему голова»? Почему так говорят?

Какой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол?

Люди каких профессий выращивают хлеб?

Люди каких профессий занимаются изготовлением хлеба и различных изделий из муки?

А какие еще изделия можно сделать из муки?

Какие пословицы и поговорки вы знаете о хлебе?

Как люди должны относиться к хлебу?

№ 9. Беседа с детьми на тему: «Как себя вести»

Цель – закреплять знания детей о положительных действиях, качествах и поступках людей.

Вопросы к беседе:

Какие поступки вы считаете плохими, недостойными уважения? (Брать чужое, обманывать, обижать кого-либо, драться, кричать и тд.).

Вы когда-нибудь поступали плохо? Расскажите об этом.

Какие поступки, на ваш взгляд, считаются хорошими? Значит быть какими?

Какие добрые слова можно сказать, если вы поссорились или обидели кого-то?

Какие добрые и вежливые слова мы должны употреблять в своей речи?

Объясните, почему так говорят: «Каков ум, таковы и речи»?

№ 10. Беседа с детьми на тему: «Что растет в огороде?»

Цель – развивать умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и другие качества.

Вопросы к беседе:

Где выращивают овощи? Что нужно для того, чтобы их вырастить?

Какие овощи растут под землей, а какие над землей? Как собирают овощи?

На какие геометрические фигуры похожи овощи (воспитатель перечисляет, дети называют фигуру).

Для чего нужны овощи? Что можно из них приготовить?

Как готовят овощи? (Их моют, режут, жарят, варят, тушат, запекают, солят, маринуют, замораживают).

елена чупра
Тематические беседы для старшей группы

БЕСЕДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

1.«Внешний вид - это важно»

Цели: воспитывать самостоятельность и опрятность, заботливое отношение к собственному здоровью, личным вещам, предметам обихода. Обогащать знания детей о важности овладения необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Учить детей употреблять в речи, разные типы предложений.

Ход беседы.

Воспитатель: ребята, что по вашему мнению, значит, - вырасти хорошим человеком? (высказывания детей: быть добрым, честным, смелым, отзывчивым).

Правильно, ребята. Все это очень важно. Но все же первое впечатление о человеке мы получаем, когда его видим- его одежду, обувь, лицо, прическу. И даже самый лучший, самый добрый человек произведёт на нас нехорошее впечатление, если он будет выглядеть неаккуратным, неопрятным, грязным. Как вы думаете, если бы я или вы не заботились о своей внешности, захотелось бы другим людям играть, дружить или общаться с нами. (Дети дают отрицательный ответ)

Верно. Кто может объяснить причину такого отношения к неопрятному человеку? (Дети высказывают своё мнение)

Иногда кому-то из вас случалось оказаться в не очень хорошей ситуации: например, вы играли в песочнице, бегали по лужам, играли увлечённо в футбол…Приходите домой - волосы растрёпаны, одежда грязная, руки в песке, ботинки в грязи… А у вас дома гости. Смотрят они на вас и думают. Догадываетесь о чём? (Какой неопрятный малыш, как грязнуля).

А какие чувства вы испытывали бы окажись в такой ситуации? (Стало бы стыдно, неловко)

Кому еще будет неловко за вас? (Маме и папе)

Возможно, ли как-то исправить такую ситуацию? Ч то следует сделать для этого? (Надо как можно скорее привести себя в порядок: умыться, переодеться, причесаться.)

Правильно, молодцы! Ведь тот, кто красиво и чисто одет, у кого чистые руки и лицо, сразу производит на нас хорошее впечатление. Иногда бывает, что видишь на другом человеке красивую одежду, красивую стрижку- и вам тоже хочется приобрести такую же вещь или сделать подобную прическу.

Какие вещи праздничные или оригинальные, вы считаете своими любимыми? Как вы к ним относитесь?

(Ответы детей).

2.«Осенние приключения паучка»

Цели: обогащать знания детей об изменениях в жизни насекомых осенью. Формировать эмоциональную потребность в общении с природой. Учить давать ответы полными предложениями, поддерживать беседу. Продолжать учить детей правилам природопользования, объяснит, что любое существо имеет право на жизнь.

Оборудование: картинки с изображением насекомых (или муляжи)

Ход беседы .

Воспитатель: помните, ребята, сколько насекомых ползало, прыгало и летало вокруг совсем недавно? Давайте вспомним каких насекомых можно было увидеть во дворе нашего детского сада, в лесу? Что они делали? (Ответы детей)

А сейчас мы слышим звуки насекомых вокруг? (Дети дают отрицательный ответ). Где же все насекомые, куда они подевались? (Стало холодно и они попрятались). Действительно насекомые прячутся от холода.

Но есть такие букашки которые, очень похожи на насекомых, некоторые даже считают их насекомыми, но это не так. Они стремятся этой порой, пока ещё не наступили сильные холода, отправиться в путешествие. Кто догадался о ком я говорю? (Предположения детей)

Что за чудная картина-

Между веток - паутина!

Кто же был умелый ткач?

Может белка, может грач?

Может быть колючий ёжик?

Сколько надо было ножек,

Чтоб сплести из паутины

Расчудесную картину?

У "ткача" есть много "рук",

И зовут его.. (Паук)

Верно, это паук. На чём он путешествует? (На паутинке)

Опишите как выглядит паучок - путешественник и его паутина. (Паучок: маленький, серый, у него круглое туловище, длинные тоненькие лапки. Паутина: серебристая, тоненькая, лёгкая, липкая).

Сейчас на улице последние ясные осенние деньки, их ещё называют «Бабьим летом». Именно в эти дни паучки выбираются для путешествия на паутинке. Так они делают пока стоят ёщё теплые осенние деньки, а потом, как и насекомые, находят себе убежище под корой дерева, под листвой или где-то в щели, да и засыпают там до самой весны…

Как называется пора последних теплых дней осени?

Что делают пауки в эту пору?

3. «Наша - группа»

Цели: помочь детям лучше узнать детский сад, полюбить его; воспитывать желание считаться с интересами друг друга. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих.

Ход беседы.

Воспитатель: ребята, мы с вами встречаемся каждый день кроме выходных. Мы уже с вами как большая дружная семья.

Каждый новый день мы с вами проводим по- разному. Какие у вас любимые занятия в детском саду? (Дети перечисляют: играть, узнавать новое, дружить, придумывать игры, отмечать праздники)

Воспитатель обсуждает с детьми, что в детском саду дети учатся ещё одному важному делу - играть вместе и дружить. Спрашивает можно ли мешать другим, обязательно ли принимать в игру того, кто хочет играть вместе с другими и т. д.

Выделяют примерные правила поведения в детском саду:

1. Если кто-то занимается делом или играет, ему не надо мешать и нарушать игру.

2. Если хочешь играть с другими попросись в игру; того кто просится играть с другими нужно принять в игру.

3. Если хочешь взять чужую вещь или игрушку, нужно спросить разрешения.

4. Нельзя обижать: говорить плохие слова, дергать за волосы, за одежду, смеяться над другими. (правила поведения обсуждаются затем с детьми в течении недели)

Воспитатель: я вам сейчас расскажу небольшую историю, а вы отгадайте о ком она.

«Утром через меня проходят дети, чтобы войти в группу. Они здороваются с воспитателем. Сегодня Саша ни с кем не поздоровался, и я очень расстроилась, так, что даже заскрипела. Мне уже много лет, я здесь с самого начала, детского сада. Меня много раз красили, несколько раз сменили ручку. На праздники меня украшают, особенно я люблю Новый год. Я не люблю, когда мною хлопают, когда открывают и закрывают ногами. Я бы очень хотела, чтобы на мне всегда висело какое-нибудь украшение, что бы все понимали, что здесь именно ваша группа».

Кто же это? (Дверь)

Воспитатель: ребята, давайте порадуем нашу входную дверь и повесим на неё нашу эмблему. Чтобы все кто захочет прийти к нам в гости, знали, что именно за этой дверью группа «Звоночки». А чтобы ни дверь, ни кто из нас не расстраивался, будем каждое утро здороваться, а при расставании прощаться.

4. «Наш повар»

Цели: обогащать знания детей о знакомых профессиях. Учить различать особенности профессии повара. Совершенствовать слуховое восприятие и внимание. Пополнять активный словарь словами - действиями. Формировать умение поддерживать беседу. Развивать связную речь.

Оборудование : картинки с изображением сотрудников д\с.

Ход беседы.

Воспитатель: ребята, вы знаете, что в нашем детском саду, работают люди разных профессий. Давайте вспомним, какие вам известны? (Дети перечисляют: воспитатель, помощник воспитателя, дворник, повар, заведующий). Верно, но сегодня мы поговорим лишь об одной профессии. А кого я имею ввиду вы узнаете, внимательно послушав мои описания.

Воспитатель : «В помещении, в котором он работает нельзя устраивать игры, бегать и баловаться, необходимо быть очень внимательным и осторожным. Ведь здесь совершаются очень важные дела. Он работает в помещении, где много бытовых приборов: холодильник, плита, мясорубка».

Ну, что вы догадались о ком идёт речь? (Повар)

Воспитатель: конечно, это повар.

Во что одет повар на своём рабочем месте?

Чем занимается повар?

Что должен уметь хорошо делать человек, который имеет профессию повара?

Д/И «Что делает повар?»

(Дети внимательно слушают воспитателя, который называет разные словосочетания. Если по мнению детей, сказанная фраза отвечает профессиональной деятельности, они хлопают в ладоши, если нет стучат по коленке).

Словесный материал: варит борщ, режет морковь, печет пироги, красит полы, жарит картофель, водит автомобиль, чистит яйца. Пробует еду, вяжет носки, шинкует капусту, моет сковородку, носит колпак, танцует, играет на пианино, тушит овощи, варит макароны, доит корову, включает духовку, ремонтирует телевизор, насыпает кашу…

Воспитатель:

Какие электроприборы незаменимые помощники повара?

Как вы думаете, были ли электрические или газовые плиты, микроволновые печи и духовки у тех поваров, которые занимались своим поварским делом в давние времена? На чём готовили пищу? (Если дети колеблются, воспитатель подсказывает: на костре, а позже в печи, которую топили дровами).

Кто догадается. какая заветная мечта каждого повара в детского сада? (Чтобы дети хорошо питались и были здоровыми)

5.«Кофты и кафтаны»

Цели: знакомить детей с тем из чего, из каких тканей шьют одежду. Расширить представления детей о разнообразии одежды и её назначении в жизни человека. Вовлекать детей в непринуждённую беседу.

Оборудование: образцы разных тканей, вата, картинки с изображением национальной одежды русского народа.

Ход беседы.

Вместе с детьми воспитатель рассматривает образцы разных тканей, выясняет, что ткани состоят из нитей. Предлагает детям выдернуть несколько ниточек из кусочка льняной или хлопчатобумажной ткани, рассмотреть что получилось, как ниточки переплетены между собой.

Воспитатель рассказывает детям, что некоторые нити делают из хлопка. Показывает картинки с изображением этого растения, обращает внимание на то, что хлопок похож на вату. Воспитатель показывает детям, как можно скрутить ниточку из кусочка ваты, затем предлагает детям самим попробовать. Рассказывает детям, что в нашей стране есть город Иваново, в котором делали знаменитые ткани, рассматривает с детьми образцы этих тканей.

Спрашивает у детей из чего ещё можно сделать нити. (Из шерсти животных). Такая ткань называется шерстяная. (Показ образцов)

Воспитатель рассказывает детям и показывает на картинках, как одевались люди в прошлом, какая одежда была у наших предков, какие сарафаны носили раньше, что такое кафтан. Рассказывает детям, что кофты которые мы носим сейчас- родственница кафтана. Длинные до колена кафтаны, которые раньше носили мужчины, сейчас никто уже не носит. А кофтой в старину называли короткий кафтан, который могли носить только девочки и женщины.

Из чего можно изготовить нити для изготовления ткани? (Шерсть животных, хлопок)

Как называется ткань из шерсти?

Что в давние времена называли «кафтан», «кофта».

Воспитатель: в наше время также существует особенная одежда которая нужна людям разных профессий - белая одежда поварам, врачам, оранжевая одежда тем, кто работает на дорогах, непромокаемая одежда- рыбакам, пятнистая одежда зелёно- бурого, серо-черно-белого цвета - военным.

Обсуждают, почему именно такой цвет одежды необходим людям конкретного вида профессии и почему.

Этикет для старших дошкольников

Программные задачи:
1. Уточнить представление детей о понятии «культура поведения»
2. Формировать знания детей о правилах и нормах поведения в разных социальных ситуациях
3. Развивать навыки вежливого общения
4. Воспитывать потребность в доброжелательном общении с окружающими.

Материал: Мультимедийное оборудование, картинки по теме

Ход беседы:

Воспитатель: Доброе утро, ребята, сегодня мы поговорим с вами о культуре поведения. Культура поведения – это правила поведения людей, которые всем необходимо соблюдать: и взрослым, и детям. Подумайте, где нужно соблюдать правила поведения?
Дети: в автобусе, в гостях, за столом, на улице, в детском саду
Воспитатель: Совершенно верно! Правила поведения необходимо соблюдать всем и везде. Какие правила поведения должны соблюдать в автобусе? Давайте рассмотрим картинку.

Воспитатель: Скажите, что можно делать, а чего делать нельзя?
Дети: Нельзя не кричать, баловаться. Нужно уступать место старшим
Воспитатель: Правильно. Теперь давайте посмотрим на следующую картинку о правилах поведения за столом


Воспитатель: Что здесь делают ребята правильно, а что – нет?
Дети: За столом нужно кушать аккуратно, не разбрасывать еду, не лезть за едой через весь стол, не разговаривать с полным ртом и т.д.
Воспитатель: Вы совершенно правы! А какие правила существуют при посещении театра, цирка или кино?


Дети: Не шуметь, не говорить по телефону. Нужно хлопать в ладоши по окончании спектакля
Воспитатель: Ребята, когда вы приходите в гости, какие правила поведения нужно соблюдать?


Дети: Нельзя баловаться, ломать игрушки. Нужно всегда говорить спасибо за угощение
Воспитатель: Правильно, такие же правила поведения мы должны соблюдать не только в гостях, но и дома. Я уверена, что вашим родителям будет очень приятно, если вы будете культурными


Воспитатель: В детском саду тоже должны соблюдаться правила культуры поведения.

Например. Когда вы приходите в детский сад, обязательно нужно поздороваться со взрослыми и детьми. Какие еще правила поведения есть в детском саду?
Дети: нельзя брать чужие игрушки, нельзя драться, ломать игрушки, если кого-то обидел, нужно попросить прощения. Дети должны слушаться взрослых
Воспитатель: Правильно. Когда вы поели, нужно говорить «спасибо!». Вежливость – это тоже культура поведения, поэтому мы должны знать вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете?
Дети: спасибо, пожалуйста, будьте так добры, извините, приятно познакомиться и т.д.
Воспитатель: Правильно. Запомните, соблюдать культуру поведения в общественных местах очень важно. Если вы будете культурными, воспитанными и вежливыми, то и к вам отношение других будет таким же. Посмотрите на картинку, и запомните эти правила. (Воспитатель показывает картинку и зачитывает правила поведения в общественных местах)


Воспитатель: А теперь посмотрите на другую картинку. Что вы видите? Правильно ли поступают дети?
Ситуации поведения

(Воспитатель предлагает детям картинки, дети рассуждают и объясняют поступки)








Воспитатель: Молодцы, ребята, мне бы очень хотелось, чтобы все мы были воспитанными и культурными, чего я вам и желаю.

Олеся Кошелева
Картотека бесед в старшей группе

Картотека бесед

в старшей группе .

Карточка-1

«Дорожная азбука»

Цель : продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения : проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов. Убедить детей в необходимости соблюдать их-

не играть на проезжей части, кататься на велосипеде во дворе или на детской площадке. Продолжать закреплять знания детей о назначении светофора; учить различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные, предназначенные для пешеходов.

Формировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Карточка-2

«Полосатая зебра»

Цель : расширять у детей знания правил дорожного движения (улицу можно переходить в специальных местах – наземных и подземных переходах, напомнить о значении знака «Пешеходный переход» . Дать представление о дорожном знаке «Движение пешеходов запрещено» . Формировать устойчивые навыки осознанного, безопасного поведения на улицах и дорогах города. Учить детей применять свои знания на практике. Развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Карточка-3

«Планета Земля в опасности"

Цель : способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди). Способствовать обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля. Формировать представление детей, что планета Земля сейчас в опасности. Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.

Карточка-4

«Москва – столица нашего Отечества»

Цель : дать детям представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что это главный город нашей Родины, столица. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам, традициям и обычаям своего народа. Воспитывать любовь к Москве и России в целом, расширять кругозор, передавать знания об истории, достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой народ, патриотические чувства. Воспитывать интерес к истории города и страны, любовь к своей Родине, вызывать в детях чувство восхищения красотой родной природы, талантом русского народа.

Карточка-5

«День знаний»

Цель : уточнить и систематизировать знания детей о празднике -День Знаний, 1 сентября. Объяснить детям, что этот праздник –начало учебного года ни только в школах, но и в детском саду. Расширять представление детей о профессии учителя, воспитателя, об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, ВУЗ) . Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Развивать эстетические чувства, вызвать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе , на участке. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада.

Карточка-6

«День матери»

Цель : закреплять знание детей об общественном празднике «День матерей» . Учить доброму, внимательному отношению к матери. Формировать теплые чувства к самому дорогому человеку к маме. Воспитывать чувство доброты, уважения, отзывчивости, любви. Учить детей поддерживать беседу , выражать положительные эмоции.

Карточка-7

«Новый год»

Цель : расширять представления детей о новогоднем празднике и традициях празднования Нового года в нашей стране. Продолжать знакомить с историей происхождения сказочных персонажей Деда Мороза и Снегурочки. Рассказать о традициях встречи Нового года; воспитывать любовь к истории России, национальную гордость; воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Развивать умение поддерживать беседу .

Карточка-8

«Крещение»

Цель : объяснить детям смысл Крещения, рассказать, как христианство пришло на Русь. Формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины, формировать представление о значимости крещения, принятия православия, развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, умение выражать свои чувства.

Карточка-9

«Масленица»

Цель : продолжать знакомить детей с праздником – Масленицей. Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.

Карточка-10

"Наша Армия".

Цель : дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить детей с военной техникой. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию. Воспитывать желание быть похожими на сильных Российских воинов.

Карточка-11

Цель : привлечь внимание детей к празднику «8 Марта» и развивать у них интерес к традиции его празднования. Воспитывать уважительное, нежное и благородное отношение к мамам, бабушкам. Бережное и чуткое отношение ко всему женскому полу, потребности радовать близких людей добрыми делами. Углубить знания детей о роли мамы и бабушки в их жизни; способствовать созданию у детей положительных эмоциональных переживаний и радостного настроения от праздника. Развивать умение поддерживать беседу . Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Карточка-12

«Первый космонавт»

Цель : продолжать знакомить детей с подвигом Ю. А. Гагарина, его значением для человечества. Обогатить представления детей о космосе, космонавтах, космическом оборудовании, использовании космоса в интересах людей. Развивать познавательный интерес к космосу как объекту окружающего мира. Инициировать активность детей, желание узнавать новое о космосе. Воспитывать чувство гордости за свою страну. Развивать умение поддерживать беседу . Совершенствовать диалогическую форму речи.

Карточка-13

Беседа с детьми средней группы «Наши кошки» .

Цель : познакомить детей с повадками и особенностями кошки; воспитывать интерес и любовь к этому домашнему животному.

Ход беседы.

Воспитатель : Ребята, у вас есть дома кошка? Как её зовут? Какого она окраса?

Ответы детей.

Воспитатель : А вы знаете, что давным-давно кошка не жила у человека. Она была дикой, жила в лесу. Человеку понравилось это маленькое, пушистое животное и он приручил его. Кошка стала ловить мышей в амбарах с зерном.

С кошкой на Руси было связано много поговорок, пословиц, примет. И сейчас есть такой обычай – первой в новый дом хозяин пускал кошку, чтобы в нём было уютно, хорошо. Когда кошка умывается, говорят, что она зовёт гостей. Если кошка свернулась клубком- на мороз, у печки- к ненастью, а если лежит вверх брюшком- к теплу.

Кошка очень привязана к человеку. Дома во дворе старается быть рядом . На воле это опытный, самостоятельный хищник- самоуверенный и осторожный. Преданную и послушную собаку выводят на прогулку, своевольная кошка «гуляет сама по себе» . Вы не замечали, что когда вы возвращаетесь домой после долгой поездки,- кошка бежит к вам, весело мяукает, мурлычет, трётся о ноги. Она скучала и теперь рада, что вы приехали.

У кошки есть свои особенности. Так как она ночной охотник- она хорошо видит в темноте. А если темнота очень чёрная, то кошка чувствует предметы усами. У кошки подвижные ушки. Она сидит, дремлет, но если где-то послышится звук, ушко поворачивается в эту сторону. Кошка слышит очень тихие звуки, поэтому она на большом расстоянии подслушивает «разговоры» мышей и отыскивает их норку.

Своё настроение кошка выражает хвостом : если хвост беспокойно двигается- животное недовольно; хвост распушен- она злится и скоро пустит в ход когти. Когда она спокойна, у неё миролюбивое настроение- хвост завёрнут вокруг её тела.

За кошкой необходимо ухаживать. Вы ухаживаете за своей кошкой? Как? Чем питаются кошки? Что она ест кроме того, что вы ей даёте? Вы любите своих кошек и котов? Не обижаете их? Тогда давайте поиграем в игру «Кошка и котята» .

Карточка- 14 .

Беседа о помощи старшим .

ЦЕЛЬ :

Три сестры.

Утром мать собрать на работу.

Девочки,- сказала она дочкам,- приберите комнату.

Я вчера прибирала,- ответила старшая . Она расчесывала перед зеркалом волосы.

Я потом уберу, - сказала средняя.

Младшая ничего не сказала, убрала комнату, а потом сварила обед. Вечером пришла мать и пришла три яблока.

Мама яблоки принесла! – закричали сестры и бросились ей на встречу.

Постой-ка, сказала мать старшей дочке ,- ты вчера уже съела. А ты, - сказала она средней, потом съешь

Мама позвала младшую дочку :

Иди - ка сюда, милая. Ты сегодня работала за троих.

Все три яблока тебе.

Что ответила старшая дочка ?

Как поступила младшая сестра?

Что принесла мать и что сказала старшим дочерям ?

Как мать ласково назвала младшую дочь? И что она ей сказала?

Правильно ли поступила мать и за что были наказаны старшие дочки ?

Подходят ли к этому рассказу такие пословицы?

Что посеешь, то пожнешь.

Смотри дерево в плодах, а человека в делах. (К поступкам старших девочек подходит такая поговорка)

Если хочешь есть калачи, не лежи на печи.

Ты пришел с прогулки. У тебя мокрые варежки. Что ты сделаешь? Кого попросишь о помощи? Как попросишь? У тебя заболел зуб, кому ты об этом скажешь (дома, в группе ) .

Дежурные не положили тебе ложку, как ты поступишь? Ты хочешь, что б тебе добавили второго блюда. Кого и как ты об этом попросишь?

Ты не хочешь есть рыбу, как ты об этом должен сказать воспитателю?

№4 Беседа : Что значит быть добрым и заботливым.

ЦЕЛЬ :

Способствовать формированию у детей представлений о дружбе, щедрости;

Развивать способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;

Формировать умение жить дружно.

Ушки – неслушки.

Пришел папа с работы, просит дочку :

Дай мне, пожалуйста, тапочки, Анюта?

А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки- непослушки!

Анюта, - зовет из кухни мама, - отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол, дочка!

Куда я свои очки закинула? - говорит бабушка Анюте, - Не поищешь, Анюточка!

А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки - непослушки!

Отложил дедушка газету, вздохнул.

Ведь, вот досада, я собирался спросить, что тебе на праздник подарить- большую куклу или заводную машинку? Или книжку?

Куклу, куклу! – обрадовалась Анюта- И чтобы глаза закрывались! И в самом нарядном платье!

Дедушка приставил к уху ладонь.

Что--- говорит не слышу. не разберу…

Я говорю кук-лу!- что было силы закричала Анюта. И чтобы глаза…

Но дедушка только руками развел.

Не слышу, - говорит - ничегошеньки!

Уши словно ватой заложило. Должно быть на ветру продуло. Вот ведь беда какая! Вздохнул и снова начал читать газету.

Так и осталась Анюта к празднику одна без подарка.

А ушки у нее теперь послушки!

Послушайте стихотворение про заботливую, хорошую, добрую девочку.

Лечу куклу.

В белом халате

Я у кровати.

Мне не до сна :

Кукла больна.

Кашель у Лиины.

В горлышке хрип.

Может, Ангина?

Может, быть, грипп?

Чаем с малиной куклу пою.

Вылечу Лиину

Куклу мою.

П. Образцов.

Как вы понимаете быть добрым и заботливым?

Карточка 15

Беседа «День светофора»

Цель : обучающая познакомить со значением светофора и его сигналами;

закрепить название красного, желтого, зеленого цветов, учить рисовать предметы круглой формы; развивающая – развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, интерес к ПДД; воспитывающая воспитывать культуру поведения детей на дорогах.

Беседа с детьми о светофоре.

Знакомим детей со светофором. Рассказать, как выглядит светофор; объяснить для чего он нужен.

Вопросы для беседы :

Для чего нужен светофор?

На какой свет светофора нужно переходить улицу?

На какой свет светофора дорогу переходить нельзя?

Что означает жёлтый свет светофора?

Игра «Зажги огоньки светофора»

Дети должны в окошечки на макетах светофора вставить в нужном порядке огоньки нужного цвета, выбрав их из предложенных.

Рассматривание картины : «Улица города»

Кто нарисован на картине ?

Где едут машины?

Где идут люди?

Как называют людей, которые управляют машинами?

Как должны вести себя и пешеходы, и водители? Почему?

Карточка -16

Беседа «Устройство проезжей части»

Цель : закрепить знания детей о транспорте.

Перед вами улица большого города. Посреди улицы проходит – дорога. По обе стороны дороги находятся специальные дорожки для пешеходов.

Как называются дорожки для пешеходов? (тротуары)

Тротуар – это «дорога для пешеходов» .

Как называют людей, которые идут по тротуару? (пешеходы)

(Дети ставят на макет пешеходов)

И вот по тротуарам пошли люди.

Вдоль улицы стоят многоэтажные дома, магазины, автобусные остановки, газетные киоски и т. д. Перед домами растут деревья, разбиты газоны и цветочные клумбы.

А теперь внимательно посмотрите на улицу, чего ещё не хватает на ней? (Не хватает транспорта) .

Какие виды транспорта вы знаете? (Грузовой, пассажирский, легковой, машины специального назначения)

Какие машины относятся к грузовому транспорту? Пассажирскому? Легковому?

Назовите машины специального назначения. (Скорая помощь, пожарная машина, милиция) .

Чем оснащены машины специального назначения? (визуальной и звуковой сиреной) .

На какой сигнал светофора они могут ехать? (на любой) .

№ 7 Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» в старшей группе детского сада .

Цель : Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

Беседа о витаминах :

Вчера Кукла–мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины очень полезные.

А вы, ребята, пробовали витамины? Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах. А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.

В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца) .

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды) .

Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек) .

(Для лучшего запоминания использовать художественное слово) .

1. Никогда не унываю 2. Очень важно спозаранку,

И улыбка на лице, Есть за завтраком овсянку.

Потому что принимаю Черный хлеб полезен нам

Витамины А, Б, С. И не только по утрам.

3. От простуды и ангины

Помогают апельсины, 4. Помни истину простую

И неплохо есть лимон. Лучше видит только тот,

Хоть и очень кислый он. Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьёт.

Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите : «Правильно, правильно, совершенно верно!» . А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить

Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет :

Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.

Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья» , давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами , дети выбирают нужные, вешают их на дерево).

Почему на дереве выросла морковь?

Чем полезно молоко?

Какой витамин в свекле?

Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?

Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда!