Ребенку год: традиции и празднование. Развитие ребенка в год: советы родителям

Когда малышу исполнился годик, родители подводят первые итоги: «Чему научился ребенок за этот год? Не отстает ли он по знаниям и умениям от других детей?» Мамы очень переживают, если соседский малыш умеет то, чему не научился их кроха. Они сравнивают достижения своего ребенка со средними общепринятыми показателями. На самом деле не стоит переживать, если что-то у вашего малыша не соответствует возрастным нормам. Это всего лишь средние данные. В чем-то ваш ребенок их опережает, а в чем-то отстает, но обязательно всему научится.

Основные навыки годовалого ребенка

Двигательные навыки

  • Малыш умеет твердо и уверенно стоять, ему не требуется поддержка.
  • Самостоятельно ползает по ровной поверхности и по лестнице.
  • Ему нравится ходить по ступенькам вверх и вниз.
  • С легкостью влезает на кровать, кресло или диван и слезает с них, перешагивает небольшие препятствия.
  • Самостоятельно встает на ноги из любого положения, может наклониться, присесть на корточки, лечь.

Познавательные навыки

  • Увлекается процессом игры. В качестве игрушек очень нравятся различные коробочки и баночки с крышками, которые можно открывать и закрывать, насыпать туда различные мелкие предметы.
  • Большой интерес вызывает собирание пирамидки и постройка сооружений из кубиков, а также игра с различными бытовыми предметами (кастрюля, ложки, кружка, обувь, одежда).
  • Неподдельный восторг выражает во время игры с машинками или любыми игрушками на колесах, в процессе игры с мячами или воздушным шариком.
  • Подражает взрослым во всем: кормит игрушку и разговаривает с ней, одевает куклу, может вытирать пыль и даже пытается мести веником. Как взрослые, пытается сам причесываться, красить губы (как мама), дует на горячий чай или суп.
  • Открывает все дверцы и выдвигает все ящики, достает все из серванта или комода, дергает за все ручки и нажимает на кнопки.
  • Играет с детками в песочнице или на детской площадке, дублирует их действия, общается.

  • Активно проявляет эмоции и чувства к близким и родным людям: может крепко обнять и поцеловать. То же самое может повторить с мягкими игрушками или домашними животными.
  • С интересом, а иногда с опаской и даже испугом реагирует на незнакомых людей и новые игрушки. На приход постороннего человека может отреагировать криком или плачем.
  • На расстоянии узнает родные лица и искренне им радуется.
  • Подолгу рассматривает фотографии с изображением родителей, бабушек, дедушек и других людей, которых он знает. Может сопровождать просмотр своими комментариями, показывает пальчиком на лица.
  • Строит гримасы: кривляется, показывает язык, корчит рожицы. Может повторять за взрослыми, как они кашляют и чихают, дразнится.
  • Негативно реагирует на повышенный тон разговора взрослых, на запреты и нравоучения. Свое несогласие выражает .
  • Любит смотреть книжки с яркими картинками, может показывать по просьбе родителей знакомые предметы.
  • Активные положительные эмоции проявляются под музыку: начинает вертеться, прыгать, пытается танцевать и петь.
  • Понимает предназначение бытовых предметов и пытается ними пользоваться. Например, пылесосить, разговаривать по телефону, включать пультом телевизор, стучать молотком.
  • Откажется кушать не понравившуюся ему пищу. Заставить трудно, почти невозможно, будет активно, иногда с криком, возражать и протестовать.
  • Часто очень переживает из-за отсутствия мамы или папы, очень скучает и ждет, прислушивается к звукам (например, стук входной двери).

Речевые навыки

  • Словарный запас годовалого ребенка включает до десяти – пятнадцати слов (например, мама, папа, дай, нет, иди, так). Пытается своими словами объяснить свои желания и потребности.
  • Должен понимать просьбы и уметь показать голосом или движениями то, о чем просят. Например, «Как лает собачка?», «Как позвать кошечку?», «Как тетя танцует?» и т.п.
  • Умеет найти нужную игрушку или предмет, который попросили подать. Показывает пальчиком на предмет, когда спросишь «Где он?» (мишка, машинка, телефон, мячик).
  • Понимает слова – нет, нельзя, дай, встань, сядь, ложись, положи, закрой, пока и другие.
  • Пытается повторять звуки, слова, словосочетания и передавать услышанную интонацию. Дублирует все услышанное по телевизору или на улице во время прогулки. Откликается на свое имя.
  • Активно включается в процесс игры, которую сопровождает необходимыми движениями. Может показать «Ладушки», играет в прятки, катает машину и произносит соответствующее «жужжание мотора».

Бытовые навыки

  • Может самостоятельно пить из чашки, сам держит бутылочку, пытается держать ложку и без помощи взрослых кушать (чаще это делают руками).
  • Умеет откусывать и пережевывать твердую пищу (овощи, фрукты, сухарики, печенье).
  • Сам моет под краном руки, умывается и вытирается полотенцем, пытается чистить зубы.
  • Пытаются сами одеваться, хотя не очень получается. Например, надеть штанишки и кофточку очень трудно, а вот головной убор или обувь у некоторых выходит надеть. Весь процесс сопровождается настойчивым пыхтением или недовольным криком.
  • Некоторые дети просятся на горшок. Другие, если не используется подгузник, сообщают мимикой и жестами о мокрых колготках.

Все эти данные – среднестатистические и не нужно на них равняться. Развитие каждого малыша зависит от многих элементов – условия жизни, генетика, социум. Только для любящих родителей — их ребенок самый лучший.

Содержание:

К одному году ребенок становится еще более активным и самостоятельным. Практически всю энергию он затрачивает на движение. Умение ходить и быстро ползать позволяют малышу целыми днями заниматься дальнейшими исследованиями комнат и предметов, находящихся в них. Этот возраст считается переломным, ведь ребенок отмечает свой первый настоящий день рождения.

Развитие ребенка в 1 год

За сравнительно короткий период произошло превращение беспомощного младенца, завернутого в пеленки, во вполне самостоятельного человечка. В течение года, особенно за последние месяцы, он значительно продвинулся в своем физическом и психологическом развитии.

К своему первому юбилею малыш уже уверенно встает на ноги и вполне нормально ходит без посторонней помощи. Он предпринимает попытки потанцевать под музыкальное сопровождение, а также немного побегать при помощи взрослых. Во время кормления дети уже сами едят с ложки и пьют из кружки. И, хотя это у них еще не совсем получается, они настойчиво совершенствуют свои навыки.

Происходит пополнение словарного запаса. Ребенок может отчетливо произнести более десяти слов. С небольшими ошибками он называет по именам всех членов семьи. Ему известны названия всех вещей, находящихся в доме, каждую из них он может показать. Ребенок удачно копирует взрослых, старается подражать им во всем. Он совершенно точно знает, где свои, а где чужие. Следует помнить, что способности каждого малыша проявляются индивидуально, у кого-то раньше, а у кого-то позже.

Очень часто происходит изменение поведения, причем не в самую лучшую сторону. Приобретенные навыки и умения, особенно возможность самостоятельно ходить, подталкивают малыша к новым исследованиям и открытиям. Малыш способен залезть в ранее недоступные места и достать оттуда все, что угодно. Очень часто дети берут цветные карандаши и разрисовывают стены.

Совершенно бесполезно ругаться или кричать на ребенка. Все его беспорядочные действия нужно взять под строгий контроль и аккуратно перевести его энергию в совершенно другое русло. Для занятий лучше всего выделить отдельное пространство, которое не жалко испортить. Это может быть участок обоев, закрытый бумагой для рисования или шкаф, в котором можно играть.

Рост и вес ребенка в 1 год

Развитие детей проходит строго индивидуально. По достижении одного года основные показатели могут отличаться в сторону увеличения или уменьшения. Границы веса мальчиков в один год находятся в пределах 8,9-11,6 кг. Девочки весят от 8,5 до 10,8 кг. К возрасту одного года рост мальчиков составляет от 72,3 до 79,7 кг, у девочек этот показатель будет 71,4-78,0 кг. Проблемы с развитием могут возникнуть из-за серьезных нарушений здоровья. Если же параметры веса и роста находятся в указанных пределах, то у родителей не должно быть повода для беспокойства.

Питание ребенка в 1 год

Несмотря на то, что ребенок уже давно питается разнообразными продуктами, рацион питания все равно необходимо тщательно прорабатывать. Рост и развитие полностью зависят от правильного и сбалансированного питания. После года задача кормления становится более сложной, поскольку пища для ребенка должна быть не только здоровой и полезной, но и вкусной. Если какой-то продукт малышу не нравится, то совершенно бесполезно пытаться накормить его насильно. Поэтому нередко приходится думать о равноценной замене, чтобы отсутствие полезных веществ не смогло нарушить рацион питания.

Приготовленные блюда по-прежнему должны быть без специй и острых приправ. Исключение составляет сахар, суточная норма для годовалого ребенка будет составлять примерно 30 граммов.

До настоящего времени сохраняется пятиразовое кормление. В перерывах, в случае необходимости, можно дать кусочек фрукта, печенье или сухарик. Общее количество потребляемой пищи в течение дня должно составлять от 1000 до 1200 миллилитров. Количество выпиваемой жидкости будет около 200 мл. Поить малыша можно водой, соками или чаем.

Рацион питания сохраняется прежним и становится более разнообразным. Важной составляющей считаются молочные и кисломолочные продукты, содержащие большое количество легко усваиваемых жиров. Ребенка можно кормить творогом, кефиром и сыром, нельзя давать сливки и сметану из-за повышенной жирности этих продуктов.

Продолжается использование различных каш. Для их приготовления лучше всего подходит рис и гречка, а также овсяная, манная, пшеничная и перловая крупа. Не стоит увлекаться горохом, фасолью и другими бобовыми. В них в большом количестве содержится грубая клетчатка, которая очень плохо усваивается детским организмом.

Ежедневно в рацион следует включать мясные или рыбные продукты. Ребенок должен съедать мяса от 70 до 100 граммов в сутки, рыбы – 30 граммов.

После одного года ребенка можно кормить не только яичным желтком, но и белком. Яйца добавляются и в другие блюда, например, в омлет или запеканку. Ни в коем случае нельзя давать сырые яйца. В качестве основного источника микроэлементов, витаминов и других полезных веществ остаются овощи и фрукты. Они должны ежедневно включаться в меню.

Сон ребенка в 1 год

На состояние годовалого ребенка качество сна оказывает существенное влияние. О какой-либо определенной продолжительности сна нельзя говорить однозначно, все будет зависеть от самого малыша, от его характера и от того, как он ранее был приучен спать. Поэтому нежелательно укладывать спать или, наоборот, будить в принудительном порядке, поскольку из-за подобных действий психика ребенка может быть серьезно травмирована.

Суточная потребность сна такая же, как и в . Она составляет от 13 до 14 часов. Из них на ночной сон приходится примерно 11 часов, а все остальное время ребенок отдыхает днем. В возрасте одного года дневной сон по-прежнему разделяется на две приблизительно равные части. Таким образом, обеспечивается наиболее полноценный отдых.

Режим ребенка в 1 год

Растущий и развивающийся организм годовалого ребенка требует определенных биологических ритмов, которые могут быть сформированы только за счет точного соблюдения распорядка дня. Все необходимые мероприятия, заложенные в одни и те же часы, способствуют лучшей ориентации малыша и четкому выполнению всех намеченных процедур.

Кроме того, малыш постепенно привыкает к дисциплине, поэтому его дальнейшая или в школе пройдет совершенно безболезненно. Сами родители, ориентируясь на распорядок, смогут нормально спланировать свое время в течение дня. К этому времени малыш уже в какой-то степени привык к определенному режиму и в возрасте одного года остается только закрепить полученные навыки.

Игры для детей 1 года

Годовалый возраст считается не только сложным, но и очень интересным этапом жизни малыша. Малыш продолжает изучение окружающего мира, получает большое количество новой информации.

Игры могут быть условно разделены на определенные виды и категории. Все они способствуют обучению, воспитанию и дальнейшему приобретению знаний. Поэтому все занятия должны быть разносторонними, обеспечивающими качественное развитие ребенка. Для развития мышления кубики, мячики, различные яркие картинки, игрушки и другие предметы. Одновременно малыш должен физически развиваться. Для этого существует большое количество подвижных игр.

Много внимания следует уделять дальнейшему . Следует заботиться о пополнении словарного запаса, постоянно разговаривать с ребенком, объяснять ему вслух названия новых предметов и каких-либо понятий. Лучше всего преподносить информацию в стихотворной форме, способствующей лучшему запоминанию. Самыми верными помощниками остаются книги, особенно с детскими стихами, короткими рассказами и сказками.

Игры и занятия желательно проводить в одно и то же время. Ребенок должен быть здоров, сыт и пребывать в хорошем настроении. Занятия проводятся в течение короткого времени, чтобы не утомить малыша и не перегрузить его избыточной информацией. Ребенка нужно чаще хвалить, это значительно усилит интерес к проводимым занятиям.

Гимнастика для ребенка 1 год

В возрасте одного года распорядок дня предусматривает обязательную утреннюю гимнастику. В это время все дети уже нормально ходят самостоятельно или с помощью родителей. Они могут выполнять наклоны и приседания. В процессе ходьбы можно совершать и другие дополнительные движения. Для дополнительной физической нагрузки используются различные предметы, например, детская коляска, которую ребенок катит впереди себя. Утренняя гимнастика хорошо развивает мышцы и способствует развитию двигательных навыков. Все упражнения можно проводить в игровой форме.

Время чтения: 6 минут

В этом возрасте дети, как правило, уже обладают базовыми способностями, столь необходимыми для дальнейшего познания окружающего мира. По этой причине, чтобы своевременно обнаружить отставание в развитии своего малыша, родителям крайне важно знать, что должен уметь ребенок в 1 год, какими навыками он обязан обладать к этому моменту. Узнайте подробнее об этом периоде взросления крохи.

Развитие ребенка в 1 год

Любящие родители с большим трепетом относятся к первым проявлениям осознанного восприятия жизни у малышей. При этом некоторые мамы и папы в стремлении дать своему крохе все самое лучшее иногда перегибают палку, что выражается в обычной ситуации в требовании от ребенка освоения не характерных для его возраста навыков. Помните, что каждый малыш по-своему уникален и нельзя превращать малютку в «объект» самоутверждения. При всем этом нужно понимать, что существует некий усредненный набор навыков, которым карапуз к 12 месяцам должен обладать.

Относиться к такого рода показателям развития стоит спокойно и без фанатизма. Зачастую то, что умеет ребенок в 1 год, всецело зависит от родителей. Исключение составляют только какие-либо ярко выраженные симптомы отставания малютки в развитии. Помимо этих моментов, стоит уделять внимание нормам веса и роста ребенка. Так, годовалый малыш должен утроить свой исходный вес и вырасти на 25 см. Важно сказать, что указанные значения не могут применяться в отношении недоношенных или имеющих проблемы с лишней массой тела детей.

Физическое

К годику детки, как правило, уже умеют стоять, держась за предметы мебели или взрослого, сидеть, активно ползать. Некоторые особо шустрые малыши умеют даже ходить . По большей части детки передвигаются по дому вдоль опоры или с поддержкой за одну или две ручки. При этом не стоит недооценивать карапуза и думать, что он не сможет забраться на подоконник или стащить со стола острые предметы. К этому времени детки уже в достаточной степени умные и при необходимости могут подставить стул.

Отвечая, что должен уметь ребенок в 1 год, специалисты отмечают, что темпы развития физических способностей полностью зависят от степени самостоятельности крохи. По этой причине крайне важно, чтобы малыш выполнял основную «работу» сам, но с родительской подстраховкой. К слову сказать, если ваш карапуз хочет научиться ходить, то дайте ему возможность сделать первые шаги самостоятельно, не забывая при этом о подстраховке.

Психическое

Годовалые детки независимо от индивидуальных темпов развития активно изучают окружающий мир. Малышам, как правило, очень интересно брать предметы с недоступных мест, осваивать навыки построения простейшего конструктора. Последнее занятие весьма полезно для карапуза, так как позволяет развивать мелкую моторику. Касательно того, что должен уметь годовалый ребенок с точки зрения психологического развития, стоит сказать, что кроха к этому времени уже обладает следующими основными навыками:

  • умеет собирать пирамидку из нескольких колечек;
  • играет с посудой и при этом делает вид, что ест ложкой, пьет из кружки;
  • может построить башенку из двух кубиков;
  • проявляет интерес к незнакомым предметам;
  • кормит кукол, причесывает их и укладывает спать;
  • умеет брать мелкие предметы двумя пальцами;
  • подражает взрослым;
  • танцует под музыку;
  • пытается самостоятельно открывать и закрывать дверцы шкафов;
  • собирает игрушки.

Навыки ребенка в 1 год

Большинство малышей к 12 месяцам умеет самостоятельно ходить. Тем не менее некоторые годовалые дети все еще нуждаются в маминой помощи во время передвижения по дому или детской площадке. Кроме того, к этому времени карапуз должен уметь сидеть на корточках и свободно подниматься из этого положения . Маленький человечек с каждым днем становится все более самостоятельным, поэтому родителям нужно уделять ему как можно больше внимания. На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется то или иное отношение к окружающему миру.

Обязательные умения и навыки

Перечисляя, что должен уметь ребенок в годик, педиатры нередко называют, на первый взгляд, абсолютно лишние и неуместные способности. Тем не менее эти умения являются показателем успешности дальнейшего становления крохи как личности. При ситуации, когда карапуз не умеет делать что-либо из указанных специалистами умений, это должно стать для родителей поводом к корректировке воспитания малыша. Что касается обязательных навыков, то годовалый карапуз должен уметь:

  • выполнять просьбы взрослых;
  • уверенно держать в руках нетяжелые предметы;
  • проявлять эмоции без истерики и плача;
  • узнавать знакомых людей;
  • адекватно эмоционально реагировать на разные ситуации;
  • показывать на картинках объекты, о которых идет речь;
  • посредством совместной игры контактировать со сверстниками;
  • говорить хотя бы пару-тройку слов;
  • подражать взрослым, имитируя их жесты, мимику.

Как должен ходить ребенок в год

К этому моменту малыш активно познает окружающий мир. При этом основным навыком, над которым «работает» карапуз, становится ходьба. Большая часть малышей к этому моменту умеет передвигаться вдоль опоры или с помощью взрослых. Некоторые дети начинают рано ходить, пропуская при этом стадию ползания. При всем этом стоит обратить внимание на то, как ребенок ходит. При ситуации, когда малыш во время передвижения делает упор на носочки или слишком широко расставляет ножки, необходимо обратиться за консультацией к детскому ортопеду .

Навыки самообслуживания

Годовалый карапуз всей своей сущностью стремится к самостоятельности. Кроха к этому моменту учится кушать самостоятельно, что ни в коем случае не исключает участие мамы в процессе. Некоторые детки даже пытаются самостоятельно одеваться. Не стоит пренебрегать этим душевным порывом малютки. Выдайте ребенку одежду и дайте возможность вволю потренироваться, наблюдая за этим действом со стороны. Помимо всего прочего, годовалые детки должны уметь:

  • самостоятельно пить из чашки-непроливайки или кружки;
  • откусывать и жевать твердую пищу;
  • самостоятельно кушать;
  • садиться на горшок (по сути, кроха должен проситься на горшок и понимать, для чего он нужен);
  • мыть руки.

Развитие речи у ребенка в 1 год

К 12 месяцам карапуз должен понимать обращенную к нему речь и выполнять простые просьбы взрослых. Годовалые детки очень чутко реагируют на интонацию, поэтому крайне важно не переусердствовать, воспитывая кроху. Малыш должен получать по большей части позитивные эмоции от общения с мамой. Не стоит беспокоиться, если карапуз не знает чего-то из перечня того, что должен говорить ребенок в 1 год. В этой ситуации гораздо важнее, чтобы кроха понимал речь взрослых и правильно воспринимал ее эмоциональную сторону.

Сколько слов должен говорить ребенок в год

Развитие речевых навыков у детей происходит совершенно по-разному. Одни малыши в годик уже умеют разговаривать, тогда как другие карапузы только учатся произносить слова. Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно вести с ним оживленную беседу . При этом очень важно комментировать все происходящее вокруг. Словарный запас годовалого ребенка включает всего 2-10 слов, куда в том числе входят звукоподражания. При ситуации, когда ваш кроха не умеет произносить простейшие слова и не понимает взрослую речь, его необходимо показать детскому психологу.

Какие слова ребенок должен говорить в год

К году малыш имеет ограниченный словарный запас, поэтому некоторые детки пытаются освоить звукоподражание. Надо сказать, что многим это с успехом удается. В арсенале карапузов к годику присутствуют, как правило, двузначные слова: мама, папа, баба, деда. Большая часть деток способна исключительно на лепет и только им понятные звуки. Отвечая, что должен уметь годовалый карапуз, педиатры, переходя к речевому развитию, как правило, называют слова типа: би-би, дай, та-та, му-му, ля-ля, дя-дя, ам-ам.

Поведение ребенка в 1 год

В этом возрасте малыши еще не могут контролировать свои эмоции, выражая их нередко плачем, криком и прочими неприглядными действиями. Такого рода протесты стоит воспринимать как вполне нормальное явление для этого этапа развития крохи. Правильного поведения можно добиться исключительно лаской и поощрением. Кроме того, в годик дети начинают осознавать свою оторванность от родителей. Они могут плакать, потому что мама ушла и оставила их в одиночестве. Малыш должен помнить, что мама хоть и отлучилась, но находится неподалеку и готова в любую минуту прийти ему на помощь.

Видео

Организм ребенка растет, совершенствуются его функции, увеличивается познавательная и двигательная активность малыша, возрастает потребность в энергии. Все эти причины влияют на рацион ребенка, который уже существенно отличается от питания детей первого года жизни.

Что происходит с организмом ребенка от года до полутора лет?

В этом возрасте у детей продолжает развиваться жевательный аппарат, появляется достаточное количество зубов – к 1,5 годам у малышей должно быть уже 12 зубов. Также нарастает активность пищеварительного сока и ферментов, но их функции все еще не достигают полной зрелости. Увеличивается объем желудка – от 200 до 300мл. Опорожнение желудка происходит в среднем через 4 часа, что позволяет принимать пищу 4-5 раз в день.

Суточный объем пищи (без учета выпиваемой жидкости) для малышей от года до полутора лет равен 1200-1250 мл. Этот объем (в том числе и по калорийности) распределяется по кормлениям примерно в следующем соотношении: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15%, ужин – 25%. Объем разового приема пищи может составлять 250 мл с учетом 5 разового кормления, и 300 мл при 4-х разовом кормлении.

Как кормить ребенка от года?

Для детей 1-1,5-летнего возраста предпочтительными являются блюда кашицеобразной консистенции. Если у ребенка к этому возрасту прорезались жевательные зубы (молочные моляры), ему можно предлагать цельные куски пищи размером не более 2-3 см. У ребенка развивается вкусовое восприятие, начинают формироваться отношение к пище, первые пристрастия и привычки. У малыша начинает вырабатывается условный пищевой рефлекс на время приема пищи, что обеспечивает достаточную, ритмичную секрецию пищеварительных соков и хорошее усвоение пищи. Именно поэтому важно соблюдать режим питания, расширять пищевой рацион введением новых продуктов и блюд.

Увеличивается познавательная и двигательная активность ребенка, а вместе с ней увеличиваются энергозатраты организма. Физиологическая потребность в энергии в возрастной группе от 1 года до 1,5 лет составляет в среднем 102 ккал на 1кг массы тела. При средней массе тела 11 кг она составляет 1100 ккал в сутки.

Главные требования к рациону питания ребенка после года - разнообразие и сбалансированность по основным пищевым веществам (белкам, жирам, углеводам, минеральным веществам, витаминам). Необходимы комбинации блюд из овощей, творога, сыра, молока, мяса животных и птиц, яиц, крупяных и мучных изделий.

Основа пищевого рациона малыша от 1 до 1,5 лет - это продукты с большим содержанием животного белка: молоко, молочные и кисломолочные продукты, мясо, птица, яйца. Блюда из этих продуктов, а также из овощей, фруктов и круп, ребенок должен получать ежедневно.

Молочные продукты для детей от года

В питании малыша в возрасте старше 1 года большая роль принадлежит молоку, молочным и кисломолочным продуктам . В их состав входят легкоусваиваемые белки, жиры, витамины, минеральные вещества. Кисломолочные продукты содержат молочнокислые бактерии, которые регулируют работу желудочно-кишечного тракта, положительно влияют на микрофлору кишечника, улучшают пищеварение, повышают иммунитет ребенка. Молоко, кефир, йогурт должны ежедневно включаться в рацион питания здорового ребенка, а сливки, творог, сметана и сыр могут использоваться через один-два дня.

Для детей с нормальной массой тела не приемлемы продукты с пониженным процентом жирности, в рационе питания используется молоко 3,2% жирности, кефир 2,5-3,2%, йогурты 3,2%, сметана до 10%, творожки, как молочные, так и сливочные - 10%жирности. Общее количество молока и кисломолочных продуктов должно составлять 550-600 мл в сутки с учетом приготовления различных блюд. Из них 200 мл кефира, предназначенного для детского питания, ребенок может получать ежедневно. Малышам с непереносимостью белков коровьего молока лучше всего отложить знакомство с цельным молоком на более поздний срок (до 2-2,5 лет), а вместо этого продолжать использовать смеси для второго полугодия жизни (они производятся из сухого цельного молока без добавления молочной сыворотки).

Годовалые малыши могут получать только специализированный детский молочный (не сливочный) йогурт с умеренным содержанием жиров и углеводов в объеме до 100 мл в день. Творог, как источник белка и кальция, необходим детям в пределах 50 г в день. Сметану или сливки 5-10 г можно использовать для заправки первых блюд, твердые сорта сыра до 5 г в измельченном виде используются в питании малыша второго года жизни через 1-2 дня.

Можно ли детям яйца?

Однозначно да, если нет медицинских противопоказаний, таких как пищевая непереносимость, дискинезия (нарушения сокращений) желчевыводящих путей). Яйца дают малышу сваренными вкрутую или добавляют в различные блюда, в суточном объеме 1/2 куриного яйца или 1 перепелиное. До полутора лет рекомендуется использовать только сваренный вкрутую желток, примешивая его к овощному пюре.

Какое мясо можно ребенку?

С возрастом в рационе питания постепенно увеличивается количество мяса. Мясные консервы, мясное суфле, фрикадельки, фарш из нежирных сортов говядины, телятины, свинины, конины, кролика, курицы, индейки в количестве 100 г можно давать ребенку ежедневно, желательно в первой половине дня, учитывая их длительный период усвоения. Расширение рациона происходит за счет введения субпродуктов – печени, языка и детских сосисок (на упаковках указывается, что они предназначены для детей раннего возраста). Колбасные изделия - не включаются в список «разрешенных» продуктов.

Рыбный день: какую рыбу выбрать для детского меню?

При хорошей переносимости и отсутствии аллергических реакций в рацион ребенка вводятся маложирные морские и речные сорта рыбы (минтай, хек, треска, пикша) в виде рыбных, рыбно-овощных консервовдля детского питания, рыбных суфле по 30-40 г на прием, 1-2 раза в неделю.

Кашу маслом не испортишь

Растительное масло в суточной норме 6 г желательно использовать в сыром виде, добавляя в овощные пюре и салаты. Жиры животного происхождения ребенок получает со сметаной и сливочным маслом (суточная норма до 17 г). Кстати, в питании детей старше года по-прежнему рекомендуется широко использовать безглютеновые каши (гречка, рис, кукуруза), постепенно вводя овсянку. Кашу рекомендуется давать один раз в день в объеме 150 мл. До 1,5 лет не стоит предлагать ребенку богатые углеводами макаронные изделия.

В набор продуктов для детей 1-1,5 лет должен входить хлеб различных сортов из ржаной муки (10 г/сутки) и пшеничной грубого помола (40 г/сутки)Печенье и галеты можно давать 1-2 штуки на прием пищи.

Составляем фруктово-овощное меню для детей

Овощи важны, как источник углеводов, витаминов, минеральных солей, пищевых волокон, и должны широко использоваться в питании детей от 1 до 1,5 лет в виде овощных пюре. Суточный объем овощных блюд из капусты, кабачков, моркови, тыквы с добавлением лука и зелени равен 200 г. А блюд из картофеля – не больше 150 г, т.к. он богат крахмалом, который замедляет обмен веществ. Детям раннего возраста, а также детям с функциональными нарушениями желудочно-кишечного тракта не стоит предлагать чеснок, редьку, редис и репу.

При отсутствии медицинских противопоказаний (например, пищевая аллергия) дети должны получать 100-200 г в сутки свежих фруктов и 10-20 г ягод . Им также полезны различные фруктовые, ягодные (желательно без сахара) и овощные соки, отвар шиповника (до 100-150 мл) в день после еды. Не рекомендуется в питании детей раннего возраста использовать кисели, так как они излишне обогащают пищу углеводами, а питательная ценность их низка.

Компот не заменит воду

Не стоит забывать о том, что ребенок должен получать достаточное количество жидкости. Норм объемов дополнительной жидкости не существует, поить малыша нужно по требованию (во время кормления, в перерывах между кормлениями). Лучше всего предлагать ребенку кипяченую воду, детскую питьевую воду, некрепкие чаи или детские чаи. Сладкие напитки – компоты, морсы, соки не компенсируют недостаток жидкости, а сахар, входящий в их состав снижает аппетит, увеличивает нагрузку на поджелудочную железу ребенка . Следите за тем, чтобы жидкость была доступна вашему малышу в перерывах между кормлениями.

Приготовление еды для детей должно быть правильным

И несколько слов об обработке пищи: для ребенка до 1,5 лет. Каши, супы готовятся в протертом виде, овощи и фрукты в виде пюре, мясо и рыба в виде мягкого фарша (пропущенные 1 раз через мясорубку) или в виде суфле, паровых котлет, тефтелей. Все блюда готовятся путем варки, тушения, приготовления на пару, без добавления специй (перца, чеснока и пр.). Кормите малыша из ложечки, а пить давайте из чашки.

Суточный объем пищи – 1200-1250 мл. Калорийность суточного рациона – 1200 ккал.

Завтрак : Каша или овощное блюдо (150 г); мясное или рыбное блюдо, или омлет (50 г); Молоко (100 мл)

Обед : Суп (50 г); мясное или рыбное блюдо (50 г); гарнир (70 г); фруктовый сок (100 мл)

Полдник : Кефир или молоко (150 мл); печенье (15 г); фрукты (100 г)

Ужин: Овощное блюдо или каша, или творожная запеканка (150 г); молоко или кефир (150 мл)

Примерное меню на 1 день:

Завтрак : Молочная каша с фруктами; Хлеб

Обед: Суп-пюре овощной; овощное пюре из цветной капусты с мясом; галеты; Фруктовый сок.

Полдник : Йогурт или биокефир; печенье детское.

Ужин: Творожок или молоко; фруктовое или овощное пюре.

На ночь : Кефир.

Цельное молоко – молоко, при переработке которого не был изменен качественно и/или количественно ни один из его компонентов – белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли и пр.

Безглютеновые каши – каши, не содержащие глютен - растительный белок некоторых злаковых: ржи, ячменя, овса, пшеницы (из которой делают манную крупу), способный вызывать у детей раннего возраста поражение клеток тонкой кишки - целиакию и аллергические реакции, поскольку у малышей существует дефицит фермента пептидазы, расщепляющей глютен.

Достигнув годовалого возраста и научившись передвигаться самостоятельно, ребенок переходит к новому этапу открытий и опытов. Каковы особенности его развития в этот период?

На первом месте для годовалого малыша – знакомство с большим миром, который он познает всеми доступными способами. Он бесконечно экспериментирует, изучает, наблюдает и с каждым днем становится более ловким. Для него важны новые звуки и новые зрительные образы.

Нет такого периода в жизни, когда развитие шло бы такими гигантскими скачками. Ребенок этого возраста осваивает столько новых действий, что взрослому человеку было бы просто не под силу.

Каковы же его главные достижения к этому возрасту?

Психофизическое развитие ребенка в 1 год

К первому году жизни обычно ребенок вполне способен:

  • уверенно вставать на ноги;
  • самостоятельно ходить;
  • бегать при поддержке взрослых;
  • пить из чашки, перекладывать ложку из одной руки в другую;
  • повторять за взрослыми простые действия;
  • понимать требования взрослых;
  • идентифицировать предмет и его образ на картинках;
  • произносить простые слова;
  • называть близких людей по имени;
  • проситься на горшок.

Годовалые дети отличаются невероятной подвижностью. Больше всего им нравится совершать всевозможные действия с предметами, ставить «осязательные» эксперименты – дотрагиваться до еды, стучать ложкой по миске, стакану, стульчику, изучать свои возможности звукопроизношения, подражать разговору и пению.

У малыша начинает проявляться ощущение высоты и опасности. Изучая свойства предметов, малыш постепенно привыкает использовать предметы по назначению.

Возрастные нормы


Речь

  • У каждого ребенка свой темп формирования речи. Большинство детей начинают произносить первые различимые слова от 9,5 месяцев до 1, 4-1, 5 года.
  • Если малыш в годик почти не разговаривает, это еще не значит, что он отстает в речевом развитии. Для этого возраста характерно более быстрое пополнение пассивного словаря, нежели активного. Ребенок знает и понимает во много раз больше слов, но использует 3-5 удобных для него звукосочетаний, которые относят к «детскому лепету».

  • Уже через несколько месяцев его активный словарь увеличится до 20 слов, а в районе двух лет – до 50. Пока словесно ребенок выделяет близких: «маму», «папу», «дядю», ему нравятся звукоподражательные слова, вроде «ав-ав», «му-у» и др. При этом ребенку легче произносить только ударный слог длинного слова (например, «ки» вместо «киска».
  • Если ребенок спокойный, мало говорит, но его психическое и физическое развитие соответствует норме, волноваться не стоит. Обратите внимание на то, достаточно ли ребенок общается с родителями. Недостаток общения со значимыми взрослыми (а это на данном этапе его главный круг общения) могут привести к замедленному развитию речи.
  • Следует знать, что отделы в коре головного мозга, которые ответственны за развитие ручной и артикуляционной моторики связаны ввиду их близкого расположения. Потому хорошее развитие моторики детских ручек обуславливает и более скорое освоение речи. Ребенку полезно дотрагиваться до предметов, о которых идет речь, совершать мелкие действий руками.

Режим дня и сон годовалого ребенка

  1. Режим дня годовалого ребенка включает сон дважды в день по 1-1,5 часа при ночной продолжительности сна не менее 10 часов.
  2. Днем кормление чередуется с прогулками на свежем воздухе, играми и сном. Постепенно ребенок начнет переходить на единоразовый сон днем. При этом расписание сна постепенно начнет смещаться, однако нужно постараться укладывать малыша в одно и то же время. При скользящем графике сна дети с трудом засыпают как днем, так и ночью, спят беспокойно и часто просыпаются.
  3. Гигиенические процедуры – важная часть всего распорядка дня. Утром лицо и попку ребенка моют водой, совершают обязательное мытье рук после прогулки и перед едой и купание перед сном.

Питание

Развитие желудочно-кишечного тракта у годовалого малыша происходит еще не в полной мере. Нормальный интервал между завтраком, обедом, полдником и ужином — 3-4 часа. Это достаточно удобный и полноценный режим питания. Перед сном можно предложить ребенку легкую пищу, например, печенье и кефир. Как правило, в ночные часы прием пищи не требуется.

Дети, получающие грудное молоко, могут продолжать принимать прикорм от груди, однако меню годовалого ребенка уже достаточно разнообразно:

  1. Он хорошо знаком с разными видами каш, овощными, фруктовыми пюре, мясом в протертом виде и рыбой.
  2. Основной объем рациона (примерно 800 грамм) должны составлять молочные продукты: молоко, творожок, кефир, каши на молоке.
  3. Малышу необходимо давать как мясные, так и растительные продукты: запеканки, овощные протертые супчики, свежие фрукты и овощи (лучше в тертом виде), суфле из мяса кролика, курицы, нежирной говядины, заменяя их пару раз в неделю рыбными блюдами.
  4. Для лучшего усвоения крупы перед варкой лучше измельчать в кофемолке.
  5. Постепенно в рацион добавляют белый хлеб, начиная с одного пшеничного ломтика, более легкого для детского кишечника.
  6. Соки дают понемногу, чтобы не вызвать аллергии. Готовят кисели, компоты.
  7. Если ребенок просить есть в перерывах между кормлениями, можно дать ему печенюшку, компот, кисель или немного кефира.

Игры и игрушки


Игра для подрастающего ребенка – лучший и активный способ познания мира.

Что могут годовалые дети:

  • нанизывать кольцо на кеглю или на стержень пирамидки;
  • толкать, тащить на веревочке предметы, кидать их;
  • качать и убаюкивать куклу и игрушки, кормить их (начало освоения ролевых игр).

Различать цвета и формы ребенок сможет к 2-3 годам, однако и годовалый малыш запоминает их и использует их свойства для различения предметов.


Удержать внимание малыша на одном занятии удается не более 15 минут.

Кроме игрушек есть много полезных занятий:

  • Работа с мягким пластилином или специальной массой для лепки (отщипывать кусочки массы, делать лепешки и шарики, размазывать их по бумаге).
  • Рисование акварелью и гуашью, пальчиковые краски (еще лучше карандашами или ручками на рулоне обоев).

  • Чтение в сочетании с рассматриванием картинок («Что это?», «Найди…»).
  • Игра с матрешками (знакомство с «маленькими» и «большими» предметами, развитие мышц кисти).
  • Пазлы . Для малыша в год сложить пазл даже из двух деталей – задача невыполнимая. Именно потому большинство игр советуют после 3-х лет. Однако постепенно ребенок понимает, что от него требуется, игра развивает его моторику, помогает сформировать представление о целом и частях.
  • Подвижные игры (чередовать со спокойными занятиями). Догонялки, перегонки, прятки (прятаться самим или прятать игрушку), игры с мячом.
  • Танцы .

Самое важное замечание: ребенок развивается в игре не сам по себе, а только во взаимодействии со взрослым. Он повторяет его действия, учится общению. Озвучивая свои действия и действия малыша, взрослый создает у него связь между действием и его словесным обозначением.

Кризис первого года жизни


Так называемый кризис в жизни ребенка означает переход его на новую ступеньку развития. Для взрослых этот период может показаться крайне сложным, поскольку он часто вызывают «сбой» в поведении самого послушного ребенка.

Например, ребенок только научился ходить, казалось бы, стал взрослее, многое понимает, но некоторое время он будет капризничать сверх обычного, а сон его ухудшается.

Связано это с тем, что ребенок не успел перейти к другой форме поведения. Малыш до года, не умея выразить словами свои потребности, добивался внимания взрослых плачем, истериками. Теперь ребенок подрос, а новые способы привлечения внимания еще не освоил.

Родители, в свою очередь, также не успевают приспособиться к новым потребностям ребенка. Истерики годовалых детей сами не проходят, ввиду слишком сильного мышечного тонуса. Ребенка важно покачать, успокоить, поддержать.

Признаками кризиса являются:

  • непослушание, упрямство, «трудновоспитуемость», желание привлекать внимание своим поведением;
  • отказ от выполнения обычных процедур агрессивная реакция на замечания (или обида, недовольство);
  • не свойственная капризность;
  • противоречивое настроение и поведение;
  • демонстрация самостоятельности.

Важно понимать, что отклонения в поведении — естественные проявления этапа взросления и при лояльном отношении к малышу это никак не повлияет на характер ребенка в будущем.

Видео: Консультация для родителей