Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия в старшей группе "Зима

Конспект интегрированного занятия в соответствии с требованиями ФГОС в старшей группе на тему «Ох, ты зимушка-зима»

Мандрыкина Ирина Николаевна, воспитатель.
Цель: Повторение и обобщение полученных умений и навыков, уточнение полученных знаний детей в образовательных областях.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
2. Активизировать словарный запас детей.
3. Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе.
Развивающие:
1. Развивать память, мышление, внимание, чувство прекрасного через зимний пейзаж и способность передать это в своей работе.
2. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
3. Развивать умение детей общаться со взрослыми и сверстниками.
4. Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
5. Развивать отзывчивость, любознательность, познавательную мотивацию.
Воспитательные:
1. Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
2. Закреплять умение детей взаимодействовать друг с другом в непродолжительной игре.
3. Закреплять умение соблюдать правила в игре, строиться в круг, находить своё место при построении, двигаться сообща, не толкаться.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие.
Методические приемы: Игровой показ, сравнение, вопросы, обобщение.
Обеспечение занятия:
Для воспитателя: снеговик, картина « Волшебница Зима» картины с зимним пейзажем для оформления группы, снежинки из бумаги для оформления группы, имитация сугробов.
Для детей: оборудование для рисования: кисти, краски, листы для акварели, салфетки, подставки, непроливайки, восковые мелки.

Ход совместной деятельности

Мотивационно - побудительный этап:
Упражнение «Подари улыбку другу»:
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх)
Здравствуй, матушка - земля! (руки опущены)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)
Воспитатель: У нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.
Организационно - поисковый этап:
Воспитатель: Сегодня нас ожидает много интересного, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность. Отгадайте, пожалуйста, загадку:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, -
Значит, к нам пришла... (зима)
- Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?
- Какое сейчас время года?
Назовите зимние месяцы. Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная)Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река) Что можно сказать про снег? (снег пушистый, легкий, мягкий. Снег укрыл всю землю. Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)
- Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.
Давайте мы с вами немножко поиграем.

Игра «Зимние слова»
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.
(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, клубника, загорать, снегопад, лыжи).

Игра «Доскажи словечко» (родственные слова)
- Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.
Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «Снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые (снежинки)
На поселке, на лужок все снижается (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее (снегопад)
Все бегут в перегонки, все хотят играть в… (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка (снегурка)
На снегу - то, посмотри? - с красной грудкой (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)
- Какие слова вы добавляли?
- На какое слово они все похожи?
Кто знает, что нужно делать зимой на улице, чтобы не замерзнуть? Правильно, двигаться! И сейчас я предлагаю вам встать и подвигаться.

Физминутка « Лепим снеговика» с музыкой
- Ребята, скажите, что вы любите еще делать во время прогулки? (дети называют)
- Сегодня мы с вами поговорим об одном из зимних развлечений. Послушайте внимательно загадку:
Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза - угольки,
Руки - сучки,
Холодный, большой.
Кто я такой? (Снеговик) (показать картинку с изображением снеговика).
- А как вы думаете, интересно лепить снеговиков?

Презентация «Снеговик: история возникновения символа зимы и нового года»
Воспитатель: Мы будем свами продолжать осваивать смешанную технику в рисовании- восковой мелок и акварель. Конечно, ваши снеговики будут и похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего?
Дети: Из шаров.
Воспитатель: Сколько нужно снежных шаров для снеговика?
Дети: Три.
Воспитатель: Какого размера эти шары и как расположены?
Дети: Снеговик состоит из трёх шаров, поставленных друг на друга; внизу находится самый большой, посередине - средний по величине, сверху - самый маленький - это голова; руки можно сделать из овалов.
Воспитатель: Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику?
Дети: Красивые шапочки и шарфики.
А сначала мы с вами проведем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая игра "Зима"
Мы ладошки выставляем, (Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх)
Ловить снежинки начинаем! (Дети выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки».
Раз, поймали, два, поймали!
Не устали? Не устали! (дети «ловят» снежинки)
Раз, поймали, два, поймали!
И конечно, не устали!
А снежинок много-много! (дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз)
И растут везде сугробы. (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»)
Снег в ладошки наберём (дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега)
И лепить снежки начнём! (начинают «лепить» снежки)
Лепим, лепим, лепим ком (дети продолжают «лепить» снежки)
И бросаем вверх потом! (мнимый снежок подбрасывается вверх)
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе! (все возвращаются к работе)
Воспитатель: Восковым белым мелком обводим контур снеговика, закрашиваем туловище, красным шапочку и морковку, коричневым ручки и можно нарисовать метелку. Голубой краской тонируем лист бумаги.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята расскажите вам понравилось наше занятие?
- Что понравилось на нашем занятии?
- Что вызвало трудности?
- Чему научились?
- Что узнали нового?
Спасибо вам за занятие.

Презентация на тему: Снеговик. История возникновения символа зимы и Нового года

Татьяна Сизова
Конспект интегрированного занятия «Зимушка-зима» старшая группа

Цель: Закрепить знания детей о зиме, формировать целостный образ русской зимы, продолжать совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихов.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать у детей обобщенное представление о зиме как времени года, расширять и активизировать словарь по теме «Зима»,обогащать словарь образными выражениями.

Развивающие:

Упражнять в подборе прилагательных к существительному, учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей. Закреплять умение правильно строить предложения, при ответе на вопросы, уметь рассказывать о зиме и ее явлениях в стихах, пословицах, загадках. Знакомить с народными приметами. Развитие длительного плавного выдоха, творческого воображения.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы, интерес к занятиям по развитию речи,чуткость, восприимчивость к красоте русской природы, формирование навыков сотрудничества.

Словарная работа:

вьюга, метель, снегопад, искрящийся, северный, морозный, студеная, холодная, пушистая, серебристая.

Демонстрационный материал:

иллюстрации о зиме, снежный комочек-игрушка, конверт с письмом, узелок, снежинки на ниточке, колпачки от фломастеров, рельефные пуговки.

Оборудование:

магнитофон, презентация «Морозные узоры»,музыка Чайковского

Предварительная работа:

наблюдение на прогулке за формой и структурой снежинок с помощью лупы, рассматривание иллюстраций, беседы о зиме, зимних месяцах, рисование на тему «Зима», чтение стихов, сказок, загадок, заучивание пословиц и поговорок и зиме, подбор материала к занятию-иллюстрации, замешивание соленого теста, картонные листы в виде окна.

Ход НОД:

Дети встают в круг.

Воспитатель: Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Дети: Доброе утро, Татьяна Викторовна.

Воспитатель: А как еще можно поздороваться? (пожать руки, привет, обняться, сказать «здравствуйте»)

Дети здороваются с гостями (остаёмся в кругу)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по нашим знаниям о зиме, хотите?

Дети: Да

Воспитатель: Скажите, в какое время года бывают глубокие снежные сугробы?

Дети: Зимой бывают большие сугробы

Воспитатель: Сейчас какое время года?

Дети: Зима

Воспитатель: Сейчас начало или конец зимы?

Дети: Сейчас середина зимы

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что январь-середина зимы

Сюрпризный момент .

Стук в дверь

Воспитатель : Ой, посмотрите, нам что-то принесли.

Ребята, посмотрим,что это за письмо необычное с сюрпризом: что там интересно?

(развязывает узелок, а там волшебный комочек)посмотрите, это волшебный комочек.

Кто же нам его прислал? Чтобы узнать, нужно загадку отгадать:

«Дел у меня немало

Я белым покрывалом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, леса,дома

А зовут меня…. (зима)»

Дети: Зима

Воспитатель: Неужели это письмо с сюрпризом прислала зима?

Давайте прочитаем письмо.

«Дорогие ребята,

Я- волшебница Зима

Много снега намела.

С вами я в снежки играю,

И на санках вас катаю,

Бабу снежную леплю

Долго я у вас гощу.

В гости к вам придет мой друг

Снежный комочек,а зовут его Снежок

Мой комочек берегите

Все задания выполняйте, в игры весело играйте.

Буду ждать его я здесь, на севере, с новостями от вас всех.

Помогите, ребята, волшебному комочку вернуться на север.

Волшебница Зима.

Воспитатель: Ребята, поможем Снежку вернуться на север.

Дети: Да, поможем

Воспитатель: Для этого нужно выполнить задания, которые ждут нас впереди. Давайте Снежок посадим вот сюда и выполним первое задание (воспитатель достаёт снежинку с цифрой один, читает задание)

Нужно рассказать о зиме, какая бывает зима?

Дети: Холодная, студеная, морозная, ледяная, хрустальная, снежная

Воспитатель: Еще нам Дима расскажет.

Вот повеял ветерок, холодом пахнуло,

Это зимушка-зима рукавом махнула.

Полетели с высоты белые пушинки,

На деревья, на кусты сыплются снежинки!

Анюта расскажет:

Зимушка-зима, в мешке, ты стужу принесла,

На землю холод натрясла.

У реки гостила - всю реку льдом покрыла

У избы побывала - все окна разрисовала

День укоротила, а ночь удлинила.

И Вика Кербникова:

Зимушка-зима, ты дорожки снегом замела

И сугробы нагребла

По полям, по лесам ходила,

Белой шубой всех накрыла.

Воспитатель: Молодцы, ребята, многое вы знаете о зиме. И Снежку очень понравилось (достаёт следующую снежинку)

Но вот второе задание - загадки:

Сколько зимних месяцев?

Дети: Три месяца

Воспитатель: А что бы их назвать, нужно быстро загадки отгадать. Кто сумеет загадать?

«Назовите – ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга,

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет

Наступает Новый год!»

Воспитатель: О каком месяце шла речь?

Дети: О месяце декабре

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Декабрь заканчивается и наступает Новый год, в декабре дни- короткие, ночи- длинные.

Воспитатель: А сейчас послушаем загадку о другом месяце.

«Щиплет уши, щиплет нос

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду, упадет

Не вода, а уже лед.

Даже птице не летится

От мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?»

Воспитатель: О каком месяце говорилось в этой загадке?

Дети: О месяце январе

Воспитатель: Какой по счету зимний месяц январь?

Дети: Январь-второй зимний месяц

Воспитатель: Что значит: «Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз»

Дети: Значит на улице холодно, морозно, нужно одеваться тепло.

Воспитатель: И последняя загадка

«Снег мешками валит с неба

С целый дом сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревья налетели

По ногам мороз силен.

Днем капели слышен звон,

День прибавился заметно

Ну, так что за месяц это?

Дети: Это месяц февраль

Воспитатель: Объясните, что значит «снег мешками валит с неба»?

Дети: Это падает много снега, снегопад

Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?

Дети: В феврале бывают вьюги да метели

Воспитатель: Молодцы. И это задание мы выполнили. Наш волшебный комочек доволен. (садятся за столы (снежинка с заданием)

А теперь давайте вспомним пословицы и народные приметы о зиме.

Снежок будет очень рад и будет хлопать вам в ладоши.

Кто начнет?

Дети индивидуально называют :

Зима не лето, в шубу одета.

Зима снежная - лето дождливое.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь новому году начало,зиме середина.

В феврале два друга – метель да вьюга.

Если на небе много звёзд – к морозу.

Кошка пол скребёт – к метели.

Береги нос в большой мороз.

Птицы садятся на верхушки деревьев – к морозу.

Воспитатель: Молодцы, много назвали пословиц и народных примет. А я знаю вот такую пословицу «В зимний холод всякий молод». Как вы это понимаете?

Дети: Зимой надо тепло одеваться, больше двигаться, если будешь стоять- озябнешь.

Воспитатель: А теперь пришло время немного поиграть. Вы любите играть в снежки. Давайте покажем Снежку, как мы играем. (под музыку)

Игра в снежки.

(Воспитатель достаёт снежинку)

Нам нужно выполнить следующее упражнение, которое называется «Какой? Какая? Какое?». Я сейчас вам буду показывать картинки, а вы подбирайте как можно больше прилагательных.

Зима какая? (холодная, снежная, морозная)

Снег какой? (белый, пушистый, холодный, мягкий, блестящий, искристый, хрустящий)

День какой? (морозный, снежный, короткий, ветряный)

Ночь какая? (длинная, лунная, звездная, морозная)

Лед какой? (холодный, прозрачный, хрупкий, звонкий, скользкий)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Снежок доволен вашими ответами.

Вам нравится зима? Поднимите руку кому нравится зима, кому не нравится?

А теперь поиграем в игру «Хорошо- плохо». Проводится игра со снежком.

Воспитатель: А за своим здоровьем зимой мы должны следить? А как?

Дети: Надо тепло одеваться, не есть снег, не брать в рот сосульки, не сидеть на снегу, долго не гулять.

Воспитатель: Хорошо, давайте представим, что на улице сильный мороз и дует холодный ветер. Как нужно дышать в морозную погоду через нос или рот, почему?

Дети : Через нос, чтобы не простудить горло холодным воздухом.

Воспитатель: Давайте покажем как.

Дети дышат через нос 3-4 раза.

Воспитатель: На столах лежат снежинки, подружки нашего волшебного комочка. А теперь покажем, как ветер сдувает снежинки (под музыку дети дуют на снежинку, держа ее в руке на нитке). Молодцы. У нас получилась метель. Посмотрите, ребята, и волшебному снежку стало прохладнее, ему нравится. Зима- замечательное время года. Зимой происходят разные чудеса. Вот волшебный Снежок у нас в гостях- это чудо. Вот ещё здесь есть волшебная снежинка, посмотрите -загадка:

"Рисовать на окнах мастер,

Но не требует фломастер.

Щиплет нам зимою нос

Бодрый утренний (Мороз)

Дети: Мороз

(дети просматривают презентацию «Морозные узоры»)

Воспитатель: Как появляются на стеклах такие красивые узоры?

Дети: Мороз рисует узор прозрачным водяным паром, который есть в комнате и в воздухе. Теплый водяной пар через щели в окнах выходит на улицу, так холодно, капельки воды на холоде превращаются в кристаллы, соединяются друг с другом, оседают на стеклах и появляются узоры.

Воспитатель: Ребята, наш волшебный комочек загрустил, видимо ему очень жарко, надо его охладить. Я предлагаю создать снежные узоры с помощью теста, это поможет и нашему гостю, охладит его.

Перед началом работы проводится пальчиковая гимнастика.

«Мы во двор пошли гулять.»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

Покажите правую руку, левую. Соедините ладошки вместе и потрите друг о друга.

У детей на столах заготовки- окно. С помощью теста дети лепят узоры, колпачком от фломастера можно сделать рельеф. Дети выполняют задание под музыку Чайковского «Зима».

По окончании предлагаю взять свои работы и положить рядом с волшебным комочком.

Воспитатель: Какая получилась красота. Волшебному комочку стало прохладно и он снова веселый и ему пора возвращаться на север.

Ребята, а давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Что вам понравилось больше всего? Вам было весело?Что было интересного?

Снежок: Молодцы ребята, и в игры вы умеете играть, и стихи рассказывать, и о зиме вы многое знаете. Мне пора отправляться в путь – дорогу.

Занятие закончено.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы

Тема «Зима»

Цель занятия :

Развивать умение воспринимать характерные особенности зимы посредством интеграции областей: познание, коммуникация, безопасность,

здоровье, музыка, физическая культура, художественное творчество.

Задачи :

Расширить представления детей о характерных признаках зимы.

Активизировать словарь по теме «Зима».

Вызвать у детей интерес к экспериментированию, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.

Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий.

Развивать творческое воображение, художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние зимней природы, выражая свои впечатления в детском творчестве.

Материалы и оборудование :

Стаканчики с водой и снегом по количеству детей, блюдо со льдом, салфетки, ложки, баночки с гуашью, формочки, верёвочки- петельки, интерактивная доска, сумка-холодильник(для хранения снега и льда) , аудиозаписи: песни” Три белых коня”, игры “Поиграем в снежки ",мелодии на тему зимы по выбору воспитателя.

Ход занятия:

Звучит песня “Три белых коня” (музыка У. Крылатова, слова А. Дербенёва). Входит девочка-негретёнок. (Дети сидят на стульчиках).

Лу: Ой, как холодно. Куда я попала?

Воспитатель: Ты находишься у ребят в детском саду. А тебя как зовут девочка?

Лу: Меня зовут Лу. Я живу в Африке, и у нас очень жарко. Я загадала желание очутиться там, где холодно. Закрыла глаза и вот я здесь. Привезла меня к вам тройка странных коней.

Воспитатель: Лу, ты оказалась в Сибири. И кони эти непростые, и имена у них необыкновенные. Ребята, о каких лошадях поётся в песне, какие у них имена? (Декабрь, январь, февраль. Это зимние месяцы.)

Воспитатель: Правильно. Это зимние месяцы. Как называется первый зимний месяц? Второй зимний месяц? Третий зимний месяц? (Ответы детей).

Воспитатель: Лу, как ты думаешь, без чего не бывает зимы?

Отгадай загадку:

Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось -
С неба на землю свалилось.

Лу: Не знаю. Ребята помогите мне. (Ответ детей). А что такое снег?

Дети: Снег- это замёрзшие кристаллики льда.

(Воспитатель вносит ёмкость со снегом. Приглашает детей пройти к столам. Каждый ребёнок берёт стакан со снегом.

Лу: Интересно, что будет со снегом, если его взять в руки?

Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Ребята возьмите ложкой немного снега и положите его к себе на ладошку и будем наблюдать.

(Пока снег тает, воспитатель беседует с детьми).

Лу: Ребята, расскажите мне, какой снег?

Воспитатель: Какой снег на ощупь? (Холодный, мягкий.) Какой по весу? (Лёгкий.) В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). А почему в сильный мороз снег скрипит под ногами? (Потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.) В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).

Воспитатель: Ребята, пока вы рассказывали нашей гостье о снеге, что же с ним произошло?

Дети: Снег растаял и превратился в воду.

Лу: Почему это произошло?

Дети: Снег тает от тепла, а ладошка тёплая.

Воспитатель: Ребята, после игры со снегом необходимо всегда мыть руки. Вы знаете, почему? (Снег грязный.) Мы с вами будем протирать руки салфетками. Ребята, а ваша ладошка осталась такой же тёплой, как и прежде? (Она стала холодной.)

Воспитатель: Вот почему нельзя долго держать рук в снегу без варежек, чтобы не было переохлаждения и вы не заболели. А есть можно снег?

Воспитатель: Давайте погреем наши руки. Мы с вами сейчас поиграем. Проводится музыкальная игра “Поиграем в снежки“. (Игра проводится на ковре)

(Лу стоит задумавшись)

Воспитатель: Лу, о чём ты думаешь?

Лу: Мой друг загадывал мне тоже загадку и я её не отгадала. А теперь думаю, что отгадка связана с зимой?

Воспитатель: Загадай ребятам загадку, они тебе помогут.

(Лу загадывает загадку).

Загадка

Зимнее стекло
Весною потекло. (Лёд).

Лу: Я никогда не видела льда.

(Воспитатель вносит лёд, снег. Приглашает детей к столам. Часть детей стоит справа, часть - слева от стола).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете из чего образуется лёд? (Из замёрзшей воды). А чем лёд отличается от снега? (Лёд твёрдый, а снег рассыпчатый). Ребята, мы ещё узнаем одно отличие. Возьмите картинку и подложите те, кто стоит справа от меня под стакан со снегом, кто стоит слева - под лёд. У кого видно картинку? Какой вывод можно сделать? Лёд какой? (Лёд прозрачный, так как видно картинку, а снег- нет).

Лу: А интересно, что быстрее тает – снег или лёд?

Воспитатель: А мы сейчас проверим. Ребята, опустите в стаканчике с водой кусочки льда и ложку снега. Ребята, что мы видим? (Лёд и снег плавает в воде.) А у тебя Максим плавает? А у Полины? Лу, а ты можешь сказать, почему лёд и снег плавают и не тонут?

(Лу затрудняется).

Воспитатель: Ребята, помогайте. (Лёд легче воды.)

Лу: Ребята, а как выиграете зимой? (Катаемся на санкам, лыжах, коньках. Строим снежные крепости, лепим снеговиков).

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой. Проходите на ковёр.

Проводится разминка под музыкальное сопровождение.

За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны.)

Стали белыми дома. (Складывают руки над головой в виде крыши.)

Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки.)

Дворник улицы метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)

Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)

Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)

И играем мы в снежки. (Имитируют метание.)

Лу: Ребята, а с помощи каких звуков можно воспроизвести завывание ветра? (Гласных звуков).

Воспитатель: Верно. Ты послушай лучше. Катя поёт первый звук, Федя второй и далее по-цепочке. (а- о- у- ы- и-э-а –о).

Воспитатель: Но не только ветер можно услышать зимой. Мы сейчас с вами поиграем. Как только вы услышите звук, который мы можем услышать зимой- хлопаем в ладоши. Если мы зимой его не слышим, стоим тихо.

(Проводится игра на интерактивной доске.)

Лу: Как у вас зимой весело и интересно!

Воспитатель: Но вот птицам не до веселья. Зима много принесла им хлопот. Многим пришлось улететь в тёплые края. (Беседа по интерактивной доске.) Ребята давайте выберем птиц, которые улетели в тёплые края. Как мы их называем? (Перелётные). Почему они улетели? (Нет корма; насекомые попрятались под кору деревьев, в землю; нет семян; речки замёрзли). Ребята, а какие птицы остались на зиму у нас? Как мы их называем? (Зимующие).

Ребята, посчитайте сколько здесь зимующих птиц? Сколько перелётных? На сколько перелётных больше, чем зимующих?

Лу: Так вот почему люди развешивают кормушки. Они помогают птицам пережить холодную зиму. А чем можно покормить птиц? (Семечки, пшено, синички любят сало, хлебные крошки.)

Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся к столам и посмотрим, что произошло со снегом и льдом. Что вы видите в своих стаканчиках? Что быстрее растаяло: снег или лёд? (Снег и лёд растаяли, снег быстрее растаял, а несколько льдинок ещё плавают на поверхности воды.) Ребята, а как вы думаете вода в стаканчиках после того как мы опустили лёд, осталась прежней температуры? (Дети предлагают ответы.)

Воспитатель: Давайте проверим. Опустим указательный пальчик сначала в стаканчик безо льда, а теперь в стакан где был лёд. Что вы почувствовали? (Где был лёд, вода холоднее.) Какой можно сделать вывод? (Лёд охлаждает воду.) А ведь это свойство- охлаждать жидкость люди используют в быту. Можно кусочками льда охлаждать сок, чай, кофе.

Лу: А можно я сейчас расскажу о зиме?

Проводится игра “Бывает- не бывает. “

1. Наступила зима. Кругом бело. Под деревьями появились подснежники.

2. Зимой в лесу тихо. Лишь изредка слышно, как стучит клювом по дереву дятел. Он ищет под корой червяков.

3. Зимой птицам холодно и голодно. Дети им помогают. Они насыпают в кормушки крошки хлеба, семечки и наливают сок.

4. Пройдёт зима, уйдут морозы и метели. И наступит лето.

5. Зимой дети катаются на лыжах, а летом- на велосипедах. (По ходу игры дети исправляют ошибки.)

Воспитатель: Лу, не расстраивайся. Мы с ребятами хотели для тебя сделать подарки - цветные льдинки. Ребята, вода в ваших стаканчиках имеет цвет? (Нет.) А что произойдёт, если мы капнем в стаканчик краску? (Она окрасится в цвет краски.) Возьмите краску ложечкой и размешайте в воде. Какого цвета стала вода?

А сейчас мы будем переливать цветную воду из стаканчиков в формочки. Переливаем аккуратно, не разбрызгивая. Опустите в формочку часть петли. Всё готово. Теперь нам осталось во время прогулки вынести формочки на улицу и оставить на некоторое время и мороз сделает своё дело. Что случится с водой? (Она замёрзнет.) Нам только останется вынуть эти льдинки из формочек и можно будет украсить ими деревья и ёлки.

Лу: Спасибо ребята. Мне очень понравилось у вас. Я очень многое узнала о зиме, это прекрасное время года.

Воспитатель: Ребята, а вам что больше всего понравилось?

Тема занятия : «Зимние чудеса»

Скороговорка дня : «Превратился творог во румяный пирог».

Цели занятия: осуществлять актуализацию знаний о математических действиях; формировать умение обозначать символами различные действия.

Оборудование и материалы: рисунки по теме «Зимние чудеса», карточки с изображениями различных животных, бумага, карандаши и готовые рисунки для задания «Нарисуй отгадку».

Предварительная работа

Во время прогулки обсудим, почему нам тепло в зимней одежде. Ведь, если оставить шубу, шапку или теплую куртку на морозе, они очень быстро станут холодными! Оказывается, все дело в том, что согреваем мы себя сами, а зимние вещи не дают добраться до нашего тела холодному воздуху. Чтобы убедиться в этом, на занятии покажем детям опыт.

Опыт «Греет ли шуба?» Возьмем две крупные льдинки. Одну положим на тарелку и оставим на столе, а другую плотно накроем шубой или шапкой (так, чтобы вещь не касалась льдинки). Детям нужно сформулировать предположения: какая льдинка растает быстрее, пояснить, почему они так думают. Расскажем детям о том, что опыты проводят именно для того, чтобы проверить правильность предположений.

Через полчаса посмотрим, что изменилось. Увидим, что льдинка, лежавшая свободно на тарелке, растаяла полностью, а льдинка под шубой — лишь частично. Выходит, шуба не греет, а лишь не дает рассеиваться теплу тела и не допускает к нему холодный воздух! А в нашем опыте шуба не пускала к льдинке теплый воздух комнаты, который мог ее растопить.

Часть I. Чудеса в загадках

Цели: развитие воображения; формирование умения составлять краткий рассказ о знакомых явлениях, разгадывать загадки, описывающие изменения, происходящие со временем.

Составление рассказа по рисунку «Зимние чудеса». Мы уже видели различные зимние чудеса: зеленая трава под снегом, жизнь водоемов подо льдом, превращения воды, удивительные свойства снега. Предложим детям рассказать о них, опираясь на подготовленную педагогом подборку рисунков.

Работа с загадками «Зимние превращения». Предложим детям разгадать загадки и пояснить, о каких превращениях, изменениях, происходящих в природе зимой, идет в них речь.

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины.

Разукрасил все витрины? (Зима.)

Летом бежит,

А зимой стоит. (Река.)

Весной черно,

Летом зелено,

Осенью стрижено,

Зимой бело. (Поле.)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета. (Заяц.)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка.)

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик, сугроб.)

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

Его в меха одели. (Дерево.)

Игра-разминка «Видели, видели!» Выбирается водящий. Он достает из шляпы карточки с изображениями различных животных и задает вопрос: «Зимой гуляли?» Дети отвечают: «Да». Водящий: «А медведя (журавля, снегиря, лягушку) видели?» Если игроки отвечают: «Нет» — водящий спрашивает: «А где же он?» Детям нужно использовать соответствующее движение, чтобы ответить. Например, замахать крыльями (журавль улетел) или положить сложенные вместе ладони под щеку (медведь впал в спячку, барсук спит).

Если игроки говорят: «Видели», водящий спрашивает: «А каков он?» Отвечать нужно пантомимой или в форме коллективного рассказа. В последнем случае дети, дополняя ответы друг друга, составляют описание. Если игроки допустили ошибку и сказали, что видели животное, которое зимой не встретишь в наших краях, водящий должен их исправить. Если этого не происходит, выбирается новый водящий.

Часть II. Присмотрись, прислушайся!

Цели: развитие зрительного восприятия, образного мышления; формирование умения разгадывать загадки, содержащие метафоры, логическим и графическим способами.

Дети уже не раз убеждались, что чудеса всегда где-то рядом. Порой достаточно присмотреться — и увидишь в знакомом дереве, укутанном в зимний наряд, животное или в непростой загадке разглядишь знакомый предмет!

Работа по рисунку «Угадай и дорисуй» . Детям предлагается рассмотреть рисунки и определить, каких животных они увидели? Им нужно дополнить и раскрасить рисунок так, чтобы все увидели, в кого превратились деревья в зимнем лесу (см. рис.). Дети работают самостоятельно.

Дидактическая игра «Нарисуй отгадку» . Наиболее красивыми в своем жанре, но наиболее сложными для детского восприятия являются загадки, содержащие метафоры. Сложности связаны с неумением старших дошкольников отличать прямое описание от описания с использованием метафор. Одним из убедительных признаков метафоры может являться связанное с нею противоречие в тексте загадки, доступное для детского понимания. Поэтому первый шаг в разгадывании — поиск противоречия, второй этап — выяснение того, кто или что скрывается за данной метафорой. Выяснить это можно при помощи логического или графического способа разгадывания загадки.

С другом изумились мы:

Яблоки созрели

В буйный холод — средь зимы —

На... колючей ели.

Мы сорвать их захотели —

Мигом фрукты улетели. (Снегири.)

Эта загадка — удачный пример для тренировки в поиске противоречий. Внимательно слушая и выделяя в загадке то, чего на самом деле не бывает, дети найдут множество противоречий: яблоки созрели посреди зимы, яблоки выросли на ели, яблоки улетели, когда их попробовали сорвать. Теперь остается понять, кто и почему назван автором загадки яблоком. Кто похож на яблоко, умеет летать и может встретиться в зимнем лесу? Если детям сложно представить себе отгадку, нарисуем на ели яблоки с красными боками.

Рогалик, рогалик,

Золотые рожки!

Тучке сел на плечи,

С тучки свесил ножки. (Месяц)

Была рожком —

Стала кружком. (Луна)

Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделька только —

От него осталась долька. (Луна.)

Рисуем отгадку: для первой загадки нарисуем рогалик на облаке и раскрасим его «золотым» цветом. Для второй загадки покажем превращение: рожок — кружок, а для третьей — обратное изменение: шар — долька.

Белая морковка зимой растет. (Сосулька.)

Нарисуем белую морковку, вспомним, где мы видели такие.

Красный пряник в небе есть,

Никому его не съесть. (Солнце.)

Красный пряник, нарисованный в небе, поможет детям легко найти ответ.

Загляните под окошко —

Там растянута гармошка.

Но гармошка не играет —

Нам квартиру согревает. (Батарея.)

Посмотрим, что находится под окнами в группе, похожее гармошку.

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежка.)

Эта загадка сложнее. Можно предложить детям готовый рисунок-подсказку.

Итог занятия. Обсудим, где и как мы искали зимние чудеса.

Последующая работа

Логичным продолжением разговора о зимних чудесах и превращениях будет уже знакомая детям работа «Превращение ненужного в полезное». Выполним поделки из фантиков от конфет, обрезков цветной бумаги, баночек от йогурта и т.д. Эта работа поможет детям по-новому взглянуть на привычные вещи, повысить их творческий потенциал. Готовой работе необходимо дать название.