Характеристика стилей семейного воспитания. Свободные семейные отношения

В соответствии с распределением власти, семьи делятся на демократические и авторитарные. Общение в таких семьях также происходит по-разному. Особое внимание уделяется авторитарным семьям.

Так, психологи школы психоанализа, утверждают, что на развитие личности, ее становления, сексуальную жизнь и взаимоотношения с другими людьми, довольно сильно влияет то, в какой семье человек воспитывался.

Так, "выходцы" из демократических семей легко адаптируются к внешнему миру, реже болеют неврозами и имеют меньше проблем с сексуальной жизнью чем "выходцы" из авторитарных семей. В демократической семье могут обсуждаться любые вопросы, каждый из членов семьи воспринимается другими как личность с собственной точкой зрения и своим мировоззрением.

В авторитарной семье, как правило, существует культ отца (реже культ матери). Глава семьи пользуется большим авторитетом, именно его мнение является важнейшим и он способен влиять на выбор других. Общение происходит только в тех рамках, которые установил главный член семьи.

На формирование различных типов семей, и, как следствие, разных типов общения влияет множество факторов, в частности материальная состоятельность каждого из членов семьи, традиции, религия, культура, интеллектуальное развитие и т.п.. Главными же критериями должны стать любовь к своим родным и умение нести ответственность за других.

Семейные роли и лидерство. Контроль и власть в семейных отношениях.

Первичная ролевая адаптация обязательно включает согласование представлений о характере и распределении семейных обязанностей. По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские.
Традиционные роли предполагают со стороны жены:
- рождение и воспитание детей,
- создание и поддержание дома,
- обслуживание семьи,
- преданное подчинение собственных интересов интересам мужа,
- приспособленность к зависимости,
- терпимость к ограничению сферы деятельности.
Со стороны мужа:
- преданность матери своих детей,
- экономическая безопасность и защита семьи,
- поддержание семейной власти и контроля,
- принятие основных решений,
- эмоциональная благодарность жене за принятие приспособленности к зависимости,
- обеспечение алиментов при разводе.
Товарищеские роли требуют от жены:
- сохранения внешней привлекательности,
- обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения мужа,
- поддержания полезных для мужа социальных контактов,
- живого и интересного духовного общения с мужем и гостями,
- обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.
От мужа:
- восхищения женой,
- рыцарского отношение к ней,
- ответной романтической любви и нежности,
- обеспечения средств для нарядов, развлечений, социальных контактов,
- проведения досуга с женой.
Роли партнеров требуют и от мужа, и от жены:
- экономического вклада в семью в соответствии с заработком,
- общей ответственности за детей,
- участия в домашней работе,
- распределение правовой ответственности.
Но, помимо общего, от жены еще требуется:
- готовность отказа от рыцарства супруга (так как супруги равны),
- равной ответственности за поддержание статуса семьи, в случае развода и отсутствия детей – отказ от материальной помощи.
А от мужа:
- принятие равного статуса жены и согласия с ее равным участием в принятии любых решений (цит. по: Ковалев С.В., 1988, с. 137).

Лидерство в семейных отношениях
Мужчина - глава семьи. Такое утверждение во многих современных браках потеряло актуальность к сожалению или к счастью. Сегодняшние женщины в большинстве случаев работают, становятся финансово не зависимыми от мужей, при этом продолжают вести хозяйство и воспитывать детей. Взяв на себя все эти функции, некоторые женщины претендуют на лидерство в семье, желая принимать решения единолично.
Конечно, мужчину такое положение, как правило, не устраивает и он старается отвоевать свой статус "кормильца семьи". Насколько борьба будет яростной и открытой за главенство в семье зависит от характеров супругов, их культуры общения и статуса в семье.
Идеальным браком можно считать равное положение супругов с высокой культурой общения. Быть лидером это не значит морально подавлять партнера и самоутверждаться за его счет, это значит брать на себя ответственность за членов семьи, принимать решения и идти на компромиссы. При возникновении спорных вопросов супруги вполне могут договориться и согласиться благодаря этике и способности к анализу ситуации. Уступки в равной степени - это показатель лидерских черт, присущих сильным личностям, способных принять свою неправоту в некоторых вопросах. Поэтому когда в семье все разногласия решаются посредством обсуждения и на уступки идет каждый из супругов в равной степени, можно сказать что партнеры находятся в равных условиях и не существует явного лидера в семье.
Другая модель взаимоотношений очень распространена в современных браках, когда женщина старается захватить место лидера в семье, причем делает это открыто и напролом. Зарабатывая наравне с мужем или больше, воспитывая детей и ведя домашний быт, женщина начинает подавлять партнера захватывая его область семейных обязанностей. В свою очередь сильный мужчина противостоит натиску, откуда возникают конфликтные ситуации, порой неразрешимые. В таких ситуациях, если супруги не обладают высокой культурой общения и для женщины лидерство становится одержимостью - конфликты неизбежны. Мужу придется доказывать свою значимость не на словах и стараться достичь равного статуса с супругой. Если же мужчина принимает такую ситуацию, сдает позиции и готов жить с лидером женщиной, то такие браки, как правило, долговечны и имеют место быть.
Семья, где каждый из супругов считает себя лидером и при этом не способны договориться между собой, это открытое поле боя и бесконечное перетягивание одеяла на себя. Предметом спора может быть любая тема и при несовпадении мнений развивается скандал. В такой семье не обязательно женщина превосходит мужа в финансовом плане, мощным мотивом борьбы за ведущую позицию может стать ребенок. В подавляющем большинстве союзов все вопросы связанные с воспитанием детей решает женщина, и поскольку ребенок является смыслом брака, как продолжение рода, жена берет на себя ведущую роль, исполняя самую важную миссию. Постепенно ссора входит в привычку и если ни одна сторона не сдает позиции, то семейная жизнь будет как на вулкане.
Существует понятие официальный лидер и формальный. Проблемой многих семей является внутреннее Я каждого из супругов, которое не дает пойти на компромисс. Официальный лидер, как правило, мужчина, так уж сложилось исторически, но не всегда он является истинным ведущим партнером в семье. Искусство лидерства заключается в умении дать официальному лидеру иллюзию превосходства, в то время как неформальный лидер остается в тени, но на самом деле имеет силу и авторитет. Такую роль неформального лидера исполняют в основном женщины, которые дают мужчине ощущение ведущего в семье, который на самом деле является ведомым. Такой манерой поведения обладают люди, имеющие острый ум и адекватное внутреннее Я, которые позволяют управлять процессом оставаясь на позиции второго. Это сродни ситуации в рабочем коллективе, когда заместитель директора фактически управляет предприятием, но официальным лидером, несомненно, остается директор. Модель семьи с таким положением супругов очень удачная и в большинстве своем не конфликтная, но не всегда люди умеют так искусно управлять партнером.
Какой бы статус в семье не имели партнеры, какие бы не появлялись причины ссор, важно уметь слушать и слышать и работать над отношениями для достижения общей цели - счастливого брака. В гармоничной семье каждый из супругов доволен своим положением, а значит и совместная жизнь в радость.

Факторы « риска» в браке.

В настоящее время во многих странах нестабильность брака стала существенной социальной проблемой.

В макроскопическом плане причины этого явления известны. Это научно-техническая революция и связанная с ней эмансипация женщин, экономическая самостоятельность практически всех взрослых людей, интенсивная миграция населения. Хорошо известно, что в настоящее время исчезла большая часть прежних экономических, религиозных и других факторов, обеспечивающих устойчивость брака и семьи. Кроме указанных условий каждый развод имеет собственные основания, главные и сопутствующие причины и мотивы.

Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть удовлетворены в данном супружеском союзе. Психологические исследования мотивов разводов дают основание говорить об их довольно устойчивой иерархии. Согласно исследовательским данным С.В. Чуйко, в условиях большого города мотивы разводов можно расположить в следующем порядке

1) пьянство и алкоголизм или наркомания одного из супругов;

2) несходство характеров и отсутствие взаимопонимания;

3) измена или подозрение в измене;

4) частые ссоры;

5) появление другой семьи;

6) утрата чувства любви;

7) физическая несовместимость;

8) ревность;

9) вмешательство в семейные отношения родителей или других родственников;

10) болезнь одного из супругов;

11) фиктивное заключение брака;

12) безответственное отношение супругов к семье и семейным обязанностям;

13) вынужденная разлука супругов;

14) отсутствие детей или нежелание одного из супругов их иметь.

Часто используемые мотивы дают супругам возможность уйти от объяснения причин (несоответствие характеров, плохие жилищные условия). В то время как мотивы расторжения брака обычно лежат на поверхности и поэтому легко «озвучиваются» брачными партнерами, их причины чаще всего скрыты в глубинах сознания каждого из них, и даже самому себе они не всегда способны признаться в том, что избранник перестает удовлетворять их в психологическом плане.

Демократическая семья основана на распределении ролей в соответствии с личностными качествами и способностями супругов на равном участии каждого из них в принятии решений, добровольном распределении обязанностей в воспитании детей. Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм её поведения одних её членов по отношению к другим.

О важности семьи в жизни человека можно судить по тому месту, которое отвели ей 40000 респондентов из 32 стран Европы в 2000 году.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. На первых этапах его развития отношения между женщиной и мужчиной регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями. Вместе с брачным правом рождалась и половая мораль, исходящая из принципа подчиненности женщины. Действовал «двойной стандарт»: один для мужчин, другой для женщин.

В браке и супружеских отношениях находят проявления как естественная, так и социальная природа человека; как материальная, так и духовная сферы жизни. Поэтому сущность и специфику брака нельзя сводить лишь к наличию половой связи.

Брак – исторически меняющаяся форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливая их супружеские и родительские права и обязанности.

Внутрисемейные отношения могут быть персональными (отношения матери и сына, сестры и брата) и групповыми (между родителями и детьми, супружескими парами в неразделённых семьях и их детьми).

Семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл.

Фазы цикла:

· Образование семьи

· Начало деторождения (рождение первого ребенка).

· Окончание деторождения (рождение последнего ребенка)

· Пустое гнездо (вступление в брак и выделения из семьи последнего ребенка).

· Прекращение существования семьи (смерть одного из супругов).

2 ВОПРОС:

Социологией приняты следующие общие принципы выделения типов семейной организации и семьи. В зависимости от формы брака выделяются типы организации: моногамия (1х1) и полигамия (1х много). Структура родственных связей определяет типы семей. Наиболее распространена простая (нуклеарная) семья , состоящая из супружеской четы и внебрачных детей. Если дети состоят в браке, то образуется расширенная (сложная) семья.

Для нуклеарных семей обязательным условием является наличие обоих супругов, образующих наличие ядра семьи. При одном супруге и детях семья является неполной.



Современные тенденции в развитии семей:

Брак становится равноправным при добровольном союзе женщины и мужчины. Общественная ценность семьи всё более определяется её ролью не в наследовании собственности, а в становлении и развитии личности.

Специфические обстоятельства функционирования семей:

· Место жительства

· Социально-классовая и национальная принадлежность

· Уровень образования

· Материальная

· Традиции, ценностные ориентации

Средняя величина семей колебалась от 3,1 до 6,6 человек соответственно.

Свыше 10млн. семей были неполные, около 80% простые. Доля смешанных семей в России составила в городе 18,1%, в сельской местности 9,2%. Важный статистический показатель – суммарная рождаемость (число детей на 1 женщину). Сейчас 1,7 в городе, 2,3 на селе. Рождаемость более высока у женщин без образования – 3433 ребенка на 1000 женщин. С начальным образованием – 2718. Со среднем – 1167. С высшем – 1279.

Исследование мотивов вступления в брак показали что для вступающих в него – любовь является главным фактором выбора супруга. Наиболее уязвима семья первые 4 года своего существования. 40% разводов происходят на браках, просуществовавших менее 4 лет. По мере роста разводов вероятность их компенсации повторными браками становится всё меньше. Особенно низок такой показатель для женщин с детьми. Лишь около 15% из них вновь выходит замуж.

По данным социологов ГДР Гельмуда Рихтера и Хорста Халли женщина в мужчине ценит:



1. Интеллигентность

2. Воспитанность

3. Доброта

4. Чувство юмора

5. Забота о семье и детях.

Мужчина ценит в женщине:

1. Искренность

2. Ласковость

3. Интеллигентность

4. Забота о семье и детях

5. Способность поддержать морально

6. Укрепить в муже веру в себя

7. Чувство юмора

3 ВОПРОС:

Анализ материалов переписи населения и демографической статистики показывает, что в России семейная структура характеризуется тремя основными процессами: нуклеаризацией семей, снижением рождаемости, ростом разводов и увеличением количества неполных семей. Постепенно сглаживаются половые диспропорции. Доля мужчин возросла с 44,6% (1959) до 47,1% (2010). Увеличивается доля населения старше трудоспособного возраста с 11,8% (1959) до 33,2% (2010). Сокращается доля лиц, моложе трудоспособного возраста: 29,8% (1959) до 18,1% (2010).

В 1993 году в России родилось наименьшее за всё послевоенное время количество детей: 1,4 млн.

Растет число внебрачных детей: в 1990 году было 13,5%, а в 2010 – 19,7%

По продолжительности жизни 65 лет Россия на 118 месте. Мужчины – 59, женщины – 72.

Сегодня на 100тыс. женщин России старше 18 лет 384 бесплодных. 63% юношей остаются годными в армию. С каждых 100 пар – 13-15 бесплодных.

Какое место будет занимать семья в жизни человека в будущем? Не вдаваясь в детали можно сделать такой вывод: люди, полагающие, что человек 21 века может быть воспитан вне семьи и счастлив без семьи, глубоко заблуждаются. Это погрешило бы против истины и деморализовало воспитательное воздействие свыше … млн. семей. Но многое в жизни семьи должно измениться. Хозяйственно-бытовая страна должна постепенно сужаться, воспитательная – расширяться. Действие правовых норм в семейных отношениях должны откатить на 22ой план их должны заменять отношения нравственные. Сфера прекрасного очень широка в семейной жизни.

Прочная семья – один из важнейших устоев общества. Основная ячейка подтверждения коллективизма, роста активности личности и совершенствования быта.

Семья – не только ячейка общества, но еще и маленькое государство. В нем существует своя законодательная власть и свой государственный строй. Граждане в семье-государстве имеют энное количество прав и обязанностей, а правительственные органы, когда необходимо, задействуют определенные рычаги воздействия, дабы направить развитие всего общественного организма в единое русло. Один из самых неоднозначных типов семьи – авторитарный. Он привлекает своей стабильностью, однако в отдаленной перспективе может стать источником фатальных противоречий.

Вся власть в одних руках

Законодательная власть в авторитарной семье принадлежит или жене, или мужу единолично (угадайте с трех раз, какой вариант встречается в подавляющем большинстве случаев). Вопрос «Кто в доме хозяин?» здесь кажется нелепым – все и так знают, кто. Глава семьи единолично решает, кого за ужином похвалить, а кому назначить 20 часов принудительных общественных работ. В случае спорных вопросов опять же он (реже – она) принимает решение, как сманеврировать, чтобы соблюсти интересы семьи.

Преимущества этого типа. Авторитарная семья работает, как хорошо слаженный механизм: каждое колесико знает, в какую сторону ему вертеться. Дети здесь всегда убирают за собой игрушки и каждый вечер наводят порядок в школьных принадлежностях. Жена всегда уверена, что за широкую спину авторитарного мужа можно спрятаться, как за каменную стену. Мужчина требует от домочадцев подчинения, предъявляет ко всем высокие требования – но он так же требовательно относится к себе. И если женщина не может просто так, спонтанно, отправиться в пятницу вечером на девичник, то и ей не приходится ломать голову над вопросом «А где это мой благоверный? Опять с друзьями пиво пьет?». Авторитарный муж силен, предсказуем и надежен. Авторитарная семья – это нерушимая крепость. В определенном смысле жить по правилам авторитарной семьи легко, потому что в ней все понятно. Если только вас не раздражает роль винтика.

Недостатки этого типа. А недостаток, собственно, один – отсутствие свободы. В авторитарной семье женщине даже не приходится ломать голову над нарядом перед выходом в свет: сильная половина любезно подскажет, какое платье, туфли и лак для ногтей подойдут случаю. При всей фундаментальности и кажущейся непоколебимости такой семьи, она достаточно уязвима. Чтобы это понять, достаточно вспомнить, какие события обычно происходят в стране, когда авторитарный режим оказывается поверженным.

Часто в роли бунтаря, подрывающего основы авторитарной семьи, становится один из детей подросткового возраста. Начав с робких попыток отстоять свое мнение, ребенок может перейти к гораздо более действенным акциям протеста вплоть до ссоры с родителями и побега из дома.

Справиться с единоличной властью лидера можно двумя способами.

Тихий саботаж . Вы киваете головой, когда глава семьи раздает указания, а сами делаете по-своему. При этом приходится играть в партизана и, уходя в пятницу вечером на девичник, сочинять что-то вроде «Моя лучшая подруга смертельно больна, я хочу ее поддержать». Способ утомителен, поскольку заметать следы 24 часа в сутки – удел секретных агентов, а не мирных хранительниц домашнего очага.

Открытый бунт . В семейной политике, к счастью, можно обойтись без баррикад и вооруженных столкновений. Но повоевать за свое место под солнцем придется. Сдерживая дрожь в коленках под взглядом мудрого властителя, научитесь отстаивать свое мнение. Думайте о своих интересах. Помните о своем праве на свободу мыслей и поступков. Не поддавайтесь на провокации вроде «Я же о тебе забочусь, доверься мне. И не спорь!».

Все перечисленное справедливо, если вас тяготит присутствие рядом человека, который всегда знает лучше всех, что для семьи хорошо, а что плохо. Вариант, когда женщина привыкла к сильному плечу и всепоглощающей воле мужчины, имеет не меньше прав на существование, чем семья либерального типа, где все позволено. Вопрос в том, чтобы установленный в семье порядок соответствовал вашему внутреннему настрою и давал чувство защищенности и психологического комфорта.

Тема «» горячо обсуждаема в педагогической литературе. Но мы, родители, не всегда задумываемся о том, как надо и какое влияние наши действия оказывают на развитие ребенка. Давайте поразмышляем. Ведь многие негативные последствия можно предотвратить, зная основные характеристики стилей родительского поведения.

Выделяют 4 основных типа семейного воспитания :

  • Попустительский стиль (синонимы в других источниках: индифферентный, безразличный, гопоопека, равнодушие);
  • Либеральный (невмешательство, в некоторых источниках либеральный стиль приравнивается к попустительскому);
  • Авторитарный (автократический, диктат, доминирование);
  • Авторитетный (демократический, гармоничный стиль, сотрудничество).

Стили воспитания применяются родителями неосознанно, но их не может не быть. Отсутствие воспитания – тоже стиль.

Представим характеристику каждого стиля в виде таблицы, где в первой графе будут описаны действия родителей, во второй – поведение детей в результате применения стиля .

Попустительский стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Родители (Р.) неосознанно демонстрируют холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям. Р. не устанавливают для детей никаких ограничений, их интересуют исключительно собственные проблемы. Р. убеждены, что если их ребенок одет, обут и накормлен, то их родительский долг выполнен. Главный метод воспитания – кнут и пряник, причем сразу после наказания может следовать поощрение – «лишь бы не орал». Р. часто демонстрируют двуличное отношение к окружающим. На людях Р. проявляют к своему ребенку безграничную любовь и доверие, подчеркивая его достоинства и оправдывая шалости. Развивают ребенка только потому, что хотят извлечь из этого максимальную выгоду. Такие Р. любят повторять: Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком. Ключевые слова попустительского стиля: Делай, как хочешь! (Д.) предоставлены сами себе. В одиночку они вынуждены разбираться со своими маленькими проблемами. Недоласканные в детстве, они чувствуют себя одинокими. Д. полагаются только на себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн. Часто Д. двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество, лесть, подхалимаж, любят врать, ябедничать и хвастаться. Такие дети не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм. Процесс обучения для Д. неважен, важен конечный результат – отметка, которую порой они стремятся выплакать, отстоять, оспорить. Д. ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват. Самоуверенность в старшем возрасте граничит с хамством. Поведение Д. безразличных Р. проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации.

Либеральный стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
В отличие от попустительского стиля, либеральные родители (Р.) намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему полную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна маленькому человечку в большом мире, отсутствуют. Р. ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта. Р. не ставят целей воспитания и развития, пуская все на самотек. Уровень контроля низкий, но отношения теплые. Р. всецело доверяют ребенку, легко общаются с ним и прощают шалости. Выбор либерального стиля может быть обусловлен слабостью темперамента Р., их природной неспособностью требовать, руководить, организовывать. Они или не умеют, или не хотят воспитывать ребенка и к тому же снимают с себя ответственность за результат. Ключевая фраза: Делай то, что считаешь нужным. Д. либеральных родителей тоже предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать все в одиночку. У Д. вероятно развитие эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. По плечу ли Д. такая свобода? Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. Существует опасность вовлечения Д. в асоциальные группы, поскольку Р. неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе Д., либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае Д. родителей-либералов все же становятся сильными, творческими, активными людьми.
Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Родители авторитарного стиля демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения. Р. имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок и достигают цели любыми способами. Р. категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются. Р. диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон. Р. любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком», «Яйцо курицу не учит!». В то же время Р. стремятся дать своему ребенку все самое лучшее: одежду, еду, образование. Все, кроме любви, понимания и ласки. Ключевые слова авторитарного стиля: Делай, как я хочу! Д. испытывают дефицит родительской ласки и поддержки. Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах. У Д. часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до него дела. Формируется личность со слабым Я, неспособная на контакт с окружающим миром. Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность. Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в себе, другие отчаянно борются, выпуская колючки. Отсутствие близости с родителями вызывает враждебность, подозрительность и к окружающим. Часто Д. авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода. Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь ребенку – первоочередная задача авторитарных родителей.

Демократический стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Теплые отношения, высокий контроль – оптимальные условия воспитания, по мнению психологов. Родители-демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Они координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов. Р. признают право на свободу Д., но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у Д. правильное социальное поведение. Р. всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность. Р. и Д. сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается за взрослым. Демократический стиль можно назвать «золотой серединой». Ключевые слова: Я хочу тебе помочь, Я слушаю тебя, Я тебя понимаю. Демократический стиль формирует гармоничный тип личности, что является, как мы помним, главной целью современного воспитания. Д. растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение. Д. часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в свое будущее. Такие Д. доставят минимум хлопот, а став взрослыми, будут опорой для семьи.

Вероятно, после ознакомления с характеристиками стилей , у вас возник вопрос: «Как же так? В нашей семье не применяется ни один из этих стилей!» или «В нашей семье все стили имеют место быть!» или «В нашей семье индивидуальный стиль воспитания!». И вы будете правы. Стили семейного воспитания не всегда применяются родителями в чистом виде. Например, в некоторых семьях сотрудничество порой может граничить с безразличием, диктат с невмешательством, в зависимости от ситуации.

Беспорядочное чередование стилей , непоследовательные действия родителей говорят о хаотическом воспитании. И наоборот, родители могут перестараться с заботой, и тогда сотрудничество перерастает в гиперопеку. В некоторых источниках можно встретить описание рассудительного и состязательного стилей, но их, опять же, можно рассматривать как варианты основных 4 стилей .

Так как же нужно воспитывать детей? Применение одного только демократического стиля не всегда бывает эффективным, хотя в плане развития личности он, безусловно, лучший.

Выбор стиля семейного воспитания прежде зависит от личности детей и родителей, от семейных традиций и нравственных устоев. Огромный отпечаток накладывают условия воспитания самих родителей. Сколько родителей – столько и мнений. А что Вы об этом думаете?

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Попадая на детскую площадку, всегда оказываешься словно на каком-то удивительном представлении, где все актеры — дети — совершенно профессионально отыгрывают собственные роли. И роли эти такие разные...

Кто-то носится как заведенный от качелей до качелей; кто-то звонко хохочет и приглашает других детей с собой поиграть; кто- то раздражается на всякое внимание, обращенное к нему; а кто-то скандалит, жадничает и дерется...

Многих родителей заботит один и тот же вопрос: почему дети одного возраста и выросшие примерно в одних условиях такие разные? Казалось бы, живи и радуйся: все крутится вокруг этих маленьких и трогательных созданий! Понятно, что характер и темперамент никто не отменял, однако есть еще кое-что не менее важное: речь идет об уникальном семейном климате, в котором растет каждый малыш.

На нашем сайте вы найдете много статей с советами и рекомендациями по воспитанию детей . Но обсуждая вопросы воспитания очень важно уделить должное внимание роли семьи. Мы не живем поодиночке, большинство из нас объединены в семьи, как в единый организм, обладающий собственным уникальным характером и системой жизненных ориентиров. Недаром говорят «Родительский дом - начало начал» .

Ребенок рождается в семье, и она с первых минут жизни начинает оказывать на него мощное созидательное влияние. Семья всю жизнь формирует каждого из нас: первый опыт общения, любимые блюда, литературные и музыкальные предпочтения, отношение к дружбе, моральные нормы — все это закладывается в семье и продолжает жить в нас отголосками даже тогда, когда мы давно живем самостоятельной, собственной жизнью. Поэтому рассматривать воспитание как созидательный процесс и говорить о развитии малыша мы попросту не имеем права, не упомянув о самом важном условии любого развития — о семейном климате.

Приведенная ниже классификация моделей семейных взаимоотношений не является строго научной, в ней отражены лишь самые распространенные типы семейных отношений. Более того, я сознательно сделала упор на возможное «отягощающее» воздействие разных типов семей с целью показать истоки главных педагогических ошибок.

Приведенные ниже модели семьи получены путем оптимального совмещения наиболее распространенных типов семейных отношений.

Авторитарная семья

Это довольно распространенная модель отношений внутри семьи. По крайней мере, для российского общества. В семье есть лидер, он же — непререкаемый авторитет, а все остальные — его подчиненные. Почему-то принято считать, что авторитетом в такой семье является исключительно папа. Смею заверить, подобное убеждение далеко от истины, и по среднестатистическим данным, с небольшим перевесом в авторитарных семьях главенствует женщина.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, давайте вспомним ставшую крылатой фразу героини Ф. Раневской из кинофильма «Подкидыш»: «Муля! Не нервируй меня!» Так или почти так выглядят все авторитарные семьи. «Главарь» беспрекословно подчиняет себе всех домашних. Восседая на вершине семейного Олимпа, он не скупится на ценные указания, щедро критикует и не терпит посторонних инициатив и вмешательства в собственные планы.

На жизнь ребенка, как вы понимаете, «главарь» оказывает самое непосредственное влияние, собственно, как и на жизнь остальных членов семьи. И не так уж важно, кто — мама или папа — являются лидерами. Важна сама стратегическая ситуация, в которой ребенок растет, и ее главные черты: незамедлительное подчинение «главарю» и отрицание инициативы «подчиненных».

Думаю, что для большинства родителей уже очевиден путь развития ребенка в такой семье: в ситуации тотального подавления и повышенного контроля сложно вырасти независимой и сильной личностью. А значит, безынициативный, застенчивый и нерешительный подросток, вышедший из авторитарной семьи, будет воплощать в себе ошибки родительского воспитания.

Но не будем торопиться и рассмотрим еще несколько моделей семьи. Это поможет нам лучше понять природу всевозможных педагогических упущений, совершаемых родителями.

Свободные семейные отношения

В противовес авторитарной модели семьи существует модель, где отношения между членами семьи или слабо регулируются, или строятся на сознательном упрощении отношений, снятии всевозможных условностей и большом доверии. Неполные семьи, в которых есть «родитель выходного дня», тоже могут быть отнесены к этому типу, но только в том случае, если в них будут присутствовать те формы отношений, о которых мы говорили выше.