Конспект НОД по изодеятельности в старшей группе «Морозные узоры. Конспект нод по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

2 младшая группа

Программные задачи:
-продолжать формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику «оттиск сжатой бумаги».
— закрепить имения правильно сжимать бумагу, набирать краску и оставлять оттиск.
— закрепить умения располагать изображение на определённом месте.
— развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев.
— учить, правильно называть цвет.
— продолжать учить слушать и слышать музыкальное сопровождение.
— уточнить и обобщить представления детей характерных признаках весны;
— учить координировать речь с движениями.
— развивать эстетическое восприятие, чувство формы, цвета; любознательность, творчество и мышление.
— воспитывать гуманное отношение к природе.

Словарная работа: оттиск, оранжевый, жатая бумага.

Предварительная работа: беседа о диких животных, рассматривание иллюстраций с изображением животных, чтение художественной литературы о животных, прослушивание музыки знакомство с оранжевой краской.

Материалы и оборудование:
игрушка белки, музыкальное сопровождение. Лист бумаги с изображением белки на каждого ребёнка. Гуашь оранжевого цвета. Салфетки на каждого ребёнка, бумага на каждого ребёнка. Мольберт. Корзинка. Угощение (шоколадные грибочки).

Ход.
1. Орг. момент.
Дети входят в группу здороваются.
Воспитатель: Ребята, а какое у вас сегодня настроение? (весеннее, радостное …)
Давайте все улыбнёмся и поделимся хорошим настроением друг с другом и с нашими гостями.

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2. Чтение стихотворения и беседа о весне:
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (о весне).
Воспитатель: Правильно, о весне. Вы рады весне? Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, радостное).
Давайте расскажем, что бывает весной. (Показ картинок)
Весной… ярко светит солнце;
Весной появляются сосульки;
Весной тает снег;
Весной появляются лужи;
Весной бегут ручьи;
Весной набухают почки;
Весной появляются первые зеленые листочки;
Весной прилетают птицы;
Весной просыпаются насекомые;
Весной у зверей появляются детеныши;
Весной появляются первые цветы: подснежники, мать–и мачеха;
Весной появляется зелёная травка;
Весной идет дождь.
Молодцы ребята, ой а это что такое, как вы думаете?
(воспитатель находит корзинку с грибочками и орешками) -ответы детей.

Это не простая корзинка, а мне кажется, я догадываюсь чья она.
-Кто по ёлкам гордо скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет
Сушит ягоды, грибы?

Дети: Белочка
Воспитатель: Конечно это белочка…Может что-то произошло, почему её корзинка здесь оказалась?
Нам необходимо отправиться в весенний лес, где оживает вся природа и происходят чудеса.

3 Игра. «Путешествие в весенний лес»

Ну что, вы готовы к путешествию?

В лес весенний, в путешествие
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключения
Нам, ребята, не найти.
В круг скорее становитесь,
Крепко за руки держитесь.
Круг волшебный закружись,
В лесу весеннем окажись.
Что-то тут совсем не весело. Все белым-бело.

Ой, посмотрите, здесь для нас письмо. От Весны. (Вскрывает письмо)
«Здравствуйте, ребята! У нас в весеннем лесу случилась беда. На волшебную поляну налетела злая Вьюга, занесла ее снегом, заморозила весёлых белочек. Намела глубокие снежные сугробы, что даже солнечным лучам ни как не пробиться. Помочь победить злую вьюгу могут только доброе сердце и умелые руки»
Ребята, мы как раз вовремя, здесь нужна наша помощь. Поможем Весне, растопить снег на волшебной поляне.
Что же может нам помочь растопить снег?
Давайте на помощь позовем солнышко.
(Дети читают закличку)
Солнышко, выгляни!
Красное, высвети!
На холодную водицу,
На шелковую травицу,
На аленький цветочек,
На кругленький лужочек!
-А вот и белочка и ё друзья.
-Но, что с ними? Какие они стали? Чем мы сможем помочь? Ребята, а как мы разморозим друзей белочки?

Какая у белочки шубка?
Дети: Пушистая, оранжевого цвета (рыжая).
Воспитатель: Что у белочки на ушках?
-А каким цветом мы будем раскрашивать белочек?
Дети: Оранжевым.

Воспитатель: Но у нас нет кисточек, что делать? (ответы детей)
— Мы с вами будем раскрашивать наших белочек, необычным способом, не кисточками, жатой бумагой оставляя оттиск. Для этого у меня есть листочек бумаги, я его сжимаю и катаю между ладошек. И у меня получилась жатая бумага. Какая у меня получилась бумага?
Дети: Жатая бумага.

Воспитатель: Я беру жатую бумагу в правую руку и макаю её в краску, левой рукой я придерживаю листок с изображением белочки и раскрашиваю её оранжевой краской, оставляя оттиск. Что я оставляю?
Дети: Оттиск.

Воспитатель: Вот как у нас получилось раскрасить белочку, жатой бумагой оставляя оттиск.
(вызов 2 детей на показ закрепить)…
-Ребята, я вас приглашаю в кружок и предлагаю приготовить нам комочек жатой бумаги для рисования.

Пальчиковая гимнастика.
Лист бумаги мы сжимаем
И ладошки разминаем
Мы, стараемся, катаем
Дружно в шарик превращаем
Не дадим ему скучать
Будем им мы рисовать.(звучит пение птиц)

Воспитатель: Всё сжали, молодцы, а теперь, предлагаю вам пройти за столы и помочь белочкам. (по окончании работы руки вытереть влажной салфеткой).
-Ребята, какие вы молодцы как рада белочка! Мы спасли её друзей от злой вьюги. Как нам это удалось?
Белочка хочет угостить вас вкусными сладкими грибочками…
Ребята, пришло время возвращаться в группу.

В круг скорее становитесь,
Крепко за руки держитесь.
Круг волшебный закружись,
В нашей группе очутись.

— что интересного с нами произошло, что нового мы узнали?
Название: Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования (жатой бумагой) на тему: «Путешествие в весенний лес»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, изобразительная деятельность, 2 мл. группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 88 «Светлячок»
Месторасположение: г. Пенза

«Золотая хохлома»

Программное содержание:

Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;

Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;

Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

Учить приемам рисования кистью декоративных элементов

растительного узора хохломской росписи;

Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;Формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов.

Оборудование: изделия (репродукции изделий) Хохломы, Гжели, Дымки; листы тонированной бумаги жёлтого и черного цветов (силуэты посуды), акварель (гуашь) красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки.

Ход занятия:

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы? Как они называются? (дымковские и гжельские изделия)

Разделите их по группам. Рассмотрите внимательно, найдите похожие.

Покажите, какие изделия можно объединить в отдельную группу. Рассмотрим незнакомые нам изделия (Хохломские). Что общего у них, что их объединяет? (эти изделия сделаны из дерева, одинаковые узоры: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки). Что отличает от изделий других групп? (хохломские изделия сделаны из дерева, а остальныеиз глины и фарфора.Хохломские - на черном и желтом фонах узорами украшены, а дымковские и гжельскиена белом фоне)Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!

Нарисованы на них травы, листья, цветы, листья, сказочныежар-птицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера.

Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».


А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливыйорнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

Кто скажет мне, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки).

Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем учиться рисовать такие узоры.

Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)

Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды - тоже концом кисти или приемом тычка). Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки –линиями (дугообразными). И получится гирлянда.

Я вижу вы устали. Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем

Физкультминутка.

(следуя словам выполняем движения)

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,Три - в ладоши, три хлопка,Головою три кивка.

На четыре - руки шире,Пять - руками помахать,Шесть - на место тихо сесть.

Молодцы! Присаживайтесь!

Ребята, посмотрите. У меня здесь есть посуда: миски, ложки, вазы. У этой посуды золотой - желтый фон, черный фон.

Сейчас вы станете мастерами –художниками Хохломы и украсите изделия узорами.

Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).

Работа детей.

А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломскаяпосуда?

Выберите и покажите самую красивую ложку. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта ложка лучше других.

Теперь покажите самую красивую миску, вазу?

Ребята, посмотрите, теперь наша выставка пополнилась хохломскими изделиями.

А теперь послушайте стихотворение о Хохломе:

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входит в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

« Белая береза- символ России».

Программное содержание: Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянского культа России- берёзе. Познакомить детей с обычаями и обрядами, ритуалами,связанными с березой. Приобщать детей к Русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.Материал: Берёзка, аудиозаписи, светец и лучина, спички, емкость с водой, веник березовый, туески, береста, березовый сок, разноцветные ленточки и бусы.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ «Что там видно за окошком»

Возраст детей: 5-6 лет

Вид занятия: тематическое, коллективное.

Цель: создание условий для изображения весеннего пейзажа в нетрадиционной технике.

Задачи:

Обучающие:

формировать умение передавать трехмерное пространство на плоскости листа;

Учить детей создавать оригинальное изображение, используя нетрадиционные приёмы рисования;

Закрепить умение передавать в рисунке строение дерева – соотношение частей по величине и их расположение относительно друг друга.

Развивающие:

Продолжать развивать навыки общения в совместной деятельности, умение обсуждать и договариваться о сюжете и композиции.

Развивать у детей воображение и творчество.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, умение распределять между собой работу.

Раздаточные материалы: гуашь, кисточки для рисования и клея, клеёнки, баночки с водой, пластилин, дощечки, тряпочки, цветная бумага, ножницы, губка, ластик, фломастеры.

Наглядные пособия:

Картины с изображением времён года (лето, осень, зима)

Игровой материал: письмо от художника.

Предварительная работа : развивающая игра «Времена года», рассматривание репродукций известных художников пейзажистов, загадывание загадок о временах года, разучивание стихотворений.

Методы и приёмы: Метод постановки проблемных вопросов, метод создания проблемной ситуации,

игровой метод, сюрпризный момент, метод повторения, нетрадиционные приёмы рисования.

I. Организационный момент.

В: Ребята, посмотрите, кто-то разбросал на нашем ковре разные листочки. Мальчики соберут в корзину кленовые, а девочки берёзовые листочки.

Спасибо, помогли наше Наталье Николаевне навести порядок.

II. Основной.

Воспитатель: Дети сегодня мы с вами поговорим о временах года.

Сколько всего времён года?

Назовите все времена года.

Дети: лето, осень, зима, весна.

Воспитатель: А можно увидеть сразу все времена года?

Ответы детей: нет

Воспитатель: А где можно увидеть все четыре времени года?

Дети: в сказке, мультике, книге, картине.

Воспитатель: У нас сегодня в группе появились волшебные окошки. Давайте заглянем в них.

В какое время года мы с вами попали?

Дети: Мы попали в лето.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Светит солнце, зелёные листочки на деревьях, трава, цветочки цветут.

Воспитатель: А, кто, знает стихотворение о лете? (Ребёнок читает стихотворение о лете)

ЛЕТНЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Что ты мне подаришь, лето?
- Много солнечного света!
В небе pадyгy-дyгy!
И ромашки на лyгy!
- Что ещё подаришь мне?
- Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кyкyшкy,
Чтобы, выйдя на опyшкy,
Ты погpомче кpикнyл ей:
«Погадай мне поскорей!»
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!

(В. Орлов)

Воспитатель: Ребятки, а хорошо летом или плохо?

Дети: Хорошо

Воспитатель: Почему хорошо?

Предполагаемые ответы детей: Тепло, можно долго играть на улице и т.д

Воспитатель: Почему плохо?

Предполагаемые ответы детей: Жарко, много комаров и т.д

Воспитатель: А теперь, подойдите ко мне и послушайте загадку, которую знает Наташа.

Ребёнок: Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» – спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень).

Воспитатель: Молодцы, быстро отгадали, поэтому открывается второе окошко.

Какое время года? Почему вы так решили?

Предполагаемые ответы детей: Дождь идёт, листья опадают и меняют цвет, птицы улетают на юг.

Воспитатель: А хорошо осенью или плохо?

Дети: и хорошо и плохо.

Воспитатель: Почему хорошо?

Дети: Красиво, листики красивые, можно сними играть

Воспитатель: Почему плохо?

Дети: Часто идут дожди, сыро, холодно.

Воспитатель: Посмотрим в следующее окошко. Куда мы с вами попали?

Дети: Мы попали в зиму.

Воспитатель: Как вы узнали, что это зима?

Дети: Снег, голые деревья, иней, снегири на ветках дерева.

Воспитатель: Ребята, сколько ещё неоткрытых окошек осталось?

Дети: одно

Воспитатель: А как вы думаете, какое время года мы с вами увидим там?

Дети: Весну

Открываем окошечко, а там пустой лист, только прорисован фон.

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, а картины то и нет. Что же нам делать?

Предполагаемы ответы детей: найти, нарисовать самим.

Воспитатель: Посмотрите, здесь какое-то письмо. Это вам ребята! Я его сейчас прочитаю, слушайте внимательно!

« Дорогие мои маленькие друзья! Пишет вам художник. Я очень торопился на выставку картин и не успел для вас нарисовать весеннюю картину. Но я знаю, что вы очень талантливые, умеете хорошо рисовать, лепить, вырезать. Помогите мне, пожалуйста, нарисовать картину о весне. Ваш художник!»

Воспитатель: Дети поможем художнику?

Дети: Конечно, да

Воспитатель: Давайте подумаем, что мы можем изобразить на этой картине.

Дети: Яркое солнце, почки и маленькие листочки, появились первые цветы, прилетели птицы, проснулись насекомые и звери.

Воспитатель: Давайте вспомним, как мы с вами рисуем деревья? С чего начнём?

Дети: нарисуем сначала ствол

Воспитатель: правильно, а как можно изобразить листочки, крону? При помощи чего?

Дети: При помощи кисточки, ластика, пальчика.

Воспитатель: А теперь подумайте и решите. Кто что будет делать? (Дети обсуждают и распределяют между собой этапы выполнения работы).

1. деревья нарисуем кисточкой.

2.Листва - пальчиком, ластиком, печатками

3. Крона – примакиваем губкой

4 – одуванчики – смятой газетой (примакивание)

5 – бабочки – налеп из пластилина.

6 – птицы – ватными палочками

7 – ежиха с ежатами – аппликация

8 – речка, озеро – обрывная аппликация.

III. Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Какая красивая картина у вас получается. Настоящая весенняя.

Вы хорошо поработали. Оставьте свою картину пусть она подсохнет. А мы проведем маленькую разминку. Выходите на середину коврика.

IV. Проведение физкультминутки и игры.

V. Подведение итогов.

Воспитатель: как вы думаете, понравится картина художнику?

Воспитатель: Что больше всего ему понравится?

Предполагаемые ответы детей: бабочки, красивые деревья, небо и речка и т.д.

Воспитатель: Теперь мы повесим нашу весеннюю картину в наше окошечко.

Воспитатель: Мне очень понравилось как вы дружно работали, какая картина у вас получилась, просто загляденье.

Молодцы, постарались, и вот вам сюрприз от художника. Он вам дарит альбом и фломастеры, чтобы вы ещё нарисовали много разных картин. (Дарит фломастеры и альбом)

Изобразительная деятельность включающая рисование, лепку и аппликацию имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. Для полноценного проведения рисования, лепки и аппликации педагогу необходимо знать методику проведения НОД и владеть техническими приемами и навыками.

Как правило, НОД по изобразительной деятельности проводится фронтально. Для успешного ее проведения большое значение имеет и хорошая заблоговременная подготовка к ней. Подготовка к НОД складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа, обьяснения воспитателя и подготовленности самого воспитателя.

Процесс НОД делится на три части:

1)Вступительная часть.

2)Руководство процессом выполнения работы детьми.

3)Заключительная часть-просмотр и анализ детских работ.

Структура первой части примерно такова:

1)Сообщение содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.

2)Анализ изображаемого (натуры, образца) ,напоминание о виденном ранее, чтение художественной литературы, беседа с детьми. Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач.

3)Конкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей пояснениях и приемах выполнения.

Перед тем, как приступить к работе, дети должны хорошо усвоить, с чего им следует начинать. В процессе выполнения детьми самой работы, воспитатель должен руководить занятием в целом, а так же уделять внимание отдельным детям. Иногда бывает полезно вскоре после начала НОД показать всем детям удачно начатую работу и подчеркнуть, что в ней хорошо выполнено.

После того, как налажена работа группы в целом, можно на время перейти к индивидуальному руководству. Однако спешить с помощью не стоит, надо дать возможность ребенку самому справиться с возникшими трудностями. Если он действительно не справляется, то следует ему помочь, в основном в форме наводящих вопросов, советом и лишь в редких случаях показом изображения, и то, только на отдельном листе, а не на рисунке ребенка. Если намечается какое-либо общее затруднение или ошибка, то надо предложить всем детям приостановить работу и прослушать дополнительное разьяснение.

Заключительная часть занятия - это просмотр и оценка детских работ детьми и воспитателем. Анализ детских работ проводится тотчас же после окончания занятия или допускается после прогулки. В младших группах анализ ограничивается общей одобрительной оценкой работ и должен идти от лица игрового персонажа.

Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями. Рассмотрим приемы обучения рисованию в разных возрастных группах детского сада.
Первая младшая группа . Прежде всего сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему.
В дошкольном возрасте подражание выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей также последовательно усложняются. Рекомендуется постепенное вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую им работу - проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т. п.
На обучение детей младшего дошкольного возраста положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций делает предмет изображения более близким, живым, интересным. В рисовании красками результатом деятельности для маленького ребенка является яркое пятно. Цвет - сильный эмоциональный раздражитель. В этом случае педагог должен помочь ребенку понять, что цвет в рисунке существует для воссоздания образа. Надо добиваться того, чтобы дети, работая с красками, стремились улучшить сходство с предметами..
Задачи обучения во второй младшей группе связаны главным образом с развитием умений изображать различные формы, развитием технических навыков в пользовании карандашом и красками и умением изображать различные предметы.
Восприятие окружающей жизни - основа методики обучения. Поэтому все образы, с которыми связываются линии, круги, точки, должны быть ранее восприняты, и не только зрительно, а в активной деятельности: «По дорожкам бегали», «Клубочки» Например, при рисовании прямых горизонтальных линий-дорожек дети вместе с воспитателем показывают в воздухе всей рукой направление линии: «Вот какая длинная дорожка!» После этого на бумаге дети показывают, какая дорожка, и, наконец, рисуют ее карандашом или красками. В таком последовательном многократном повторении одного движения есть система: постепенный переход от более развитых крупных движений всей рукой к движению только кистью (пальцем по бумаге) и к еще более ограниченному движению карандашом, при котором пальцы связаны определенным положением. Производя эти движения, дети могут сопровождать действия словами, например: «Дождик: кап-кап», «Вот какая длинная ленточка» и т. п. Разговоры детей во время работы нельзя запрещать, они активизируют мысль детей, будят их воображение. Рекомендуется включать в процесс рисования и другие средства воздействия, например музыку (звучание капель дождя). В процессе занятия малыши все время активны, в их сознании должен жить образ, который они воплощают в рисунке.
Эта активность вначале основана на подражании воспитателю. Он напоминает детям о предмете изображения, показывает новые движения, которыми необходимо овладеть детям. Сначала он производит движения рукой в воздухе, затем это движение повторяет вместе с детьми. Если кому-нибудь из ребят движение не удается, воспитатель помогает руке ребенка принять нужное положение и сделать соответствующее движение. Точно так же необходим вначале показ всех приемов рисования. Воспитатель показывает, как правильно держать карандаш или кисть, как набирать на кисть краску и вести ею по бумаге. Самостоятельно действовать дети смогут тогда, когда все основные приемы будут им знакомы.Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя. Но учебный рисунок даже для самых маленьких детей должен быть изобразительно грамотным, не упрощенным до схемы, соответствующим реальному предмету.
Например, при показе, как рисовать елку, воспитатель должен исходить из требований программы для данного возраста - передать основные признаки: вертикальный ствол, идущие в стороны ветви, зеленый цвет. Но эти признаки характеризуют и все другие деревья. Чтобы сохранить образ елки, воспитатель будет рисовать ствол линией, расширяющейся книзу, ветви (вверху - короче, внизу - длиннее) слегка наклонными, не фиксируя на этом внимания малышей. Важно, чтобы зрительный образ от рисунка не расходился с образом реального предмета, тогда в памяти детей сохранится правильное изображение.
Показ приемов рисования важен до тех пор, пока дети не приобретут навыки в изображении простейших форм. И только тогда педагог может начать обучение дошкольников рисованию на наглядных пособиях без применения показа.
Например, когда дети научились рисовать прямые линии и прямоугольные формы, педагог может предложить им нарисовать лопатки, не показывая приемы рисования. Воспитатель в начале занятия рассматривает с детьми лопатку, обводит рукой ее контуры, все время поясняя свои действия. Рисунок после такого рассматривания ребята выполняют самостоятельно. Кому трудно, воспитатель предлагает самим обвести рукой лопатку, чтобы почувствовать ее форму.
В некоторых случаях, когда нельзя показать детям предмет (ввиду его больших размеров или по другим причинам), для оживления их представлений можно использовать картинку или хорошо выполненный воспитателем рисунок.
Изображение предмета должно быть в крупном плане, с ярко выраженной формой, по возможности изолированно от других предметов, чтобы не отвлекать внимания от главного.
Так же как и на предмете, воспитатель обращает внимание детей на форму, обводя ее пальцем, и на цвет предмета. В процессе занятия картинку следует убирать, так как она в этой группе не может служить образцом.
Во второй младшей группе используется в качестве специального приема художественное слово. Возможности его применения здесь ограниченны. Главным образом художественный образ используется с целью привлечения интересов и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя.
Воспитатель может начать занятие с загадки или чтения небольшого поэтического отрывка загадки и образы стихотворения должны быть просты и понятны детям.
Проводимый в конце занятий просмотр детских работ и несложный анализ способствует воспитанию активности у дошкольников. Для этого воспитатель выбирает рисунок, обращая внимание ребят на положительные стороны в нем, задает вопросы, одобряет проявленную в работе инициативу - внесение чего-то нового в рисунок. При этом он должен так увлечь ребят разбором рисунков, чтобы они не отвлекались и сосредоточили внимание на главном. При анализе содержания дети вместе с воспитателем должны учитывать и качество, аккуратность выполненного задания. Рисунки неудачные показывать и анализировать не следует, так как качественное выполнение в этом возрасте зависит часто не от желания ребенка, а от его общего развития и в особенности от развития движений.
Детям, имеющим более слабые умения в рисовании, следует уделять больше внимания в процессе занятия, поощрять их желание порисовать, когда им захочется.
Индивидуальный подход в этом возрасте особенно необходим, так как именно здесь начинают формироваться склонности и способности детей. Выявить их и развить - одна из основных воспитательных целей.
Перед воспитателем средней группы стоит задача - научить детей правильно изображать предмет, передавая его основные признаки, структуру, цвет.
В средней группе большее место начинает занимать использование натуры. Натурой может служить хорошо знакомый детям предмет несложной формы, с ясно выделяющимися частями, например гриб (2 части), кукла-неваляшка (4 части).
При рассматривании предмета воспитатель привлекает внимание детей к форме и расположению частей, их размерам, цвету, различным деталям, чтобы облегчить детям правильность передачи строения. В средней группе, как и в младшей группе, воспитатель при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением.
В процессе занятия воспитатель напоминает детям о натуре, предлагает посмотреть на нее и нарисовать. В этом возрасте дети еще не могут передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натура должна быть установлена так, чтобы они видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части. Натура используется и по окончании работы для сравнения с ней рисунков, хотя анализ в этой группе не может быть очень детальным и соответствует лишь программным требованиям.
Учитывая особенности четырехлетних детей, следует в различные приемы обучения включать игровые моменты. Например, кукла-неваляшка просит нарисовать ее портрет, при анализе работ она смотрит и оценивает рисунки.
В средней группе для лучшего воспроизведения образа могут быть использованы картинка или рисунок воспитателя. Требования к их использованию остаются теми же, что и в младшей группе. Детей четырех лет еще нельзя знакомить с каким-либо приемом рисования на основе картины. Она здесь служит лишь средством оживления детских представлений о том или ином предмете. По содержанию используемые в средней группе картины, конечно, разнообразнее, чем в младшей группе, поскольку богаче сама тематика рисунков: кроме изображения отдельных предметов, здесь есть и несложные сюжетные сцены, соответствующие, заданиям сюжетного рисования.
Показ приемов рисования в средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях, где дается новый программный материал: последовательность изображения частей предметапонятие о ритме, узоре и т. д.
Например, тема рисования - снеговик. Воспитатель впервые предлагает детям передать правильные пропорциональные соотношения и последовательность изображения. Он показывает детям приемы рисования всех трех шаров, начиная с большого нижнего и параллельно задает ребятам вопросы: какой шар теперь рисовать? Где?
Мелкие детали (глаза, рот, нос, шапку) рисовать не надо, чтобы не затягивать объяснение и оставить возможность ребятам проявить инициативу и закончить рисунок.
При всех последующих занятиях с подобным же программным материалом, но на другие темы (неваляшка, матрешка, кукла) показ не нужен, его можно заменить рассматриванием предмета, картинки.
В декоративном же рисовании он особенно необходим, так как дети впервые знакомятся с композицией узора. Понятие о том, что означает ритм в узоре и как его создавать в рисунке, ребенок может получить, только наглядно увидев, как ритмично движется рука воспитателя, нанося мазки на полоску бумаги. Затем ребенок в точности повторяет то, что делал воспитатель. В декоративном рисовании может быть использован образец рисунка, выполненный воспитателем, на основе которого он вначале знакомит детей с принципом построения узора, с теми элементами, которые в него входят, показывает, как надо работать. Когда же занятие является повторным, дети могут после рассматривания образца рисовать самостоятельно, так как не обязательно уже точное повторение его.
Если ребенок проявляет инициативу и создает что-то свое, воспитателю следует одобрить его работу, при анализе обратить внимание всех детей на то, что каждый из них смог бы тоже придумать что-нибудь интересное.
Использование художественного слова в средней группе занимает большее место, чем в предыдущих группах.
Художественный словесный образ можно использовать в связи с темой рисования для того, чтобы пробудить интерес, оживить в памяти детей образы, ранее воспринятые в жизни.
Например, начиная занятие с чтения стихотворения:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят,-
воспитатель старается воспроизвести в памяти детей виденный ими листопад.
В средней группе анализ рисунков в конце занятия может быть построен по-разному.
Дети четырех лет не смогут дать детальный, обоснованный разбор рисунков, но они уже в состоянии самостоятельно выбрать рисунок, который им нравится, сказать, похож он или нет на изображаемый предмет или образец, аккуратно ли выполнен рисунок. Обосновать, почему красиво, похоже или нет, поможет воспитатель.
Дети средней группы могут заметить достоинства и недостатки в работах своих сверстников, но свою собственную работу оценить бывает еще трудно, так как сам процесс рисования доставляет им большую радость и чаще они бывают довольны результатом своего труда. Самокритичный подход к работе вырабатывается позднее, в 6-7 лет.

В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Для детей старшей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию. Например, в начале занятия рисованием в группу приносят письмо от Деда Мороза, в котором он просит нарисовать зверятам пригласительные билеты на елку.
В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе. Вначале натура проста - фрукты, овощи, но если в средней группе при рисовании яблока обращалось внимание на его основные признаки - круглую форму и цвет, то в старшей группе детей учат видеть и передавать характерные особенности именно того яблока, которое лежит перед ними,- форма круглая, удлиненная или сплющенная и т. д. Для того чтобы оттенить эти особенности, в качестве натуры можно предложить два яблока разной формы.
Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру - комнатные растения с крупными листьями и несложным строением: фикус. После рассматривания натуры воспитатель обьясняет детям последовательность изображения частей. Чтобы выяснить, поняли ли ребята обьяснение, воспитатель спрашивает кого-нибудь из них, с чего они начнут рисовать, и в начале занятия прежде всего подходит к тем, кто начал работать неправильно.
Натура используется и в конце занятия для сравнения результатов работы с предметом. Для воспитателя критерием оценки будут служить поставленные программные задачи, а для детей - конкретное сходство с натурой.
Использование картин на занятиях рисованием в старшей группе не только помогает воспитателю в уточнении представлений детей о том или ином предмете, но и знакомит их с некоторыми изобразительными приемами. Например, девочка играет в мяч - у нее нарисованы руки, поднятые вверх.
Иногда картину можно использовать в процессе рисования, когда ребенок забыл форму какой-либо части, детали предмета; после рассматривания воспитатель убирает ее во избежание копирования детьми. Картина, как и заменяющий ее рисунок воспитателя, не может служить образцом для детского рисунка и применяться для срисовывания. Образец, изготовленный воспитателем, используется в старшей группе главным образом в декоративном рисовании.
В зависимости от целей рисования методика использования образца может быть различной. Для точного повторения он дается в тех случаях, когда дети знакомятся с каким-либо новым композиционным приемом или элементом узора. Например, они учатся путем «примакивания» создавать цветок, симметрично располагая лепестки вокруг центра.
Но чаще в старшей группе образец используется только для объяснения поставленной задачи. Узор дети выполняют уже самостоятельно, используя по своему желанию все его элементы, цвет и т. д., не нарушая поставленной задачи.
Чтобы новое задание было уяснено детьми и они поняли, что рисунки могут быть разными, хорошо дать 2-3 образца и сравнить их между собой, выявив, что в них общее и в чем разница.
С целью поощрения детской инициативы при анализе рисунков в конце занятия воспитатель обращает внимание на те из них, где есть элементы творчества. Дети быстро почувствуют одобрительное отношение воспитателя к их творчеству и будут стремиться работать самостоятельно. Полный показ всего рисунка в старшей группе применяют реже, чем в средней группе. Всегда следует какую-то часть работы оставить для самостоятельного решения детьми.
Показ может быть полным, когда надо объяснить последовательность изображения частей. Например, объясняя детям, как нарисовать грузовую машину, воспитатель начинает рисунок с кабины, которая является центром построения рисунка, затем рисует все основные части машины, детям остается самостоятельно изобразить лишь мелкие детали.
Употребляется и частичный показ. Например, при рисовании двух- или трехэтажного дома, где дети учатся, как изображать многоэтажные дома, располагая рядами окна, воспитатель не рисует весь дом. На заранее нарисованном прямоугольнике он показывает, как легкой линией отделить один этаж от другого и над этой линией рисовать ряд окон. Все окна тоже не следует рисовать, так же как не рисуются крыша, переплеты окон и другие детали. Детям предлагается вспомнить, какие дома они видели, и рисовать так, как им хочется. Можно использовать поэтапный показ выполнения изображения. Этот прием используется в основном в предметном рисовании, в изображении зданий, животных и т. д. Поэтапный показ помогает детям понять последовательность в рисовании или лепке того или иного предмета, а самостоятельный повтор помогает развивать художественно-творческие навыки, фантазию, воображение.
Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы.
Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить и сам образ, и ситуацию, в которой происходит действие. Например, для героини сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» обязательны внешние признаки: шапочка красного цвета, корзинка с угощением для бабушки, все остальное при рисовании придумывает сам ребенок - позу девочки, ее лицо, прическу, одежду, обувь. Дошкольники старшей группы с помощью наводящих вопросов воспитателя при анализе работ уже могут подметить и положительные стороны в рисунке, и ошибки путем сравнения с натурой, образом или с имеющимися в сознании представлениями. Это говорит о возросшем интеллекте детей и способности к самостоятельному мышлению.
Они могут обосновать свой ответ, используя приобретенные знания о красивом сочетании цветов, расположении предметов, технике рисунка.
Неудачную работу не следует обсуждать коллективно, ее надо проанализировать индивидуально с ее автором. У детей пяти лет повышается критическое отношение к результатам деятельности, поэтому здесь возможно подводить их к анализу своей работы на основе сравнения ее с натурой или образцом.К способным детям, быстро усваивающим приемы и хорошо выполняющим задания, надо предъявлять большие требования по качеству и содержанию работы, выразительности рисунка. Постоянное захваливание детей так же вредно для их творческого развития, как и постоянное порицание, так как и то и другое мешает им стремиться к лучшим результатам. Здесь педагог должен соблюдать такт и чувство меры.
Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе. В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные ее особенности. Они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе.
Применение образца в подготовительной группе еще более ограниченное, чем в старшей группе. В декоративном рисовании используются предметы народного декоративного искусства, на которых дети знакомятся с композицией, использованием цвета, различными элементами росписи. Образец дается в тех случаях, когда надо выделить какой-либо элемент узора из общей композиции для показа особенностей его исполнения. Например, воспитателю надо научить детей рисовать завиток - непременный элемент хохломской росписи. Он рисует на полоске узор, состоящий из одних завитков, и предлагает ребятам скопировать его. Они по образцу воспитателя упражняются, вырабатывая ритм движения, создающий завиток. Так же могут быть выделены и другие элементы, требующие специальных упражнений для свободного овладения ими.
Показ приемов рисования в подготовительной группе проводится реже, чем в других группах, так как дети этого возраста многое могут усвоить на основе только словесного объяснения.
Если в этом есть необходимость, то воспитатель частично объясняет и показывает те или иные приемы рисования. При обучении новым техническим приемам показ необходим во всех группах. В подготовительной группе воспитатель учит детей работать красками и карандашами, например размывать краски на большой поверхности, накладывать мазки или штрихи по форме предмета и т. д.; пользоваться новыми материалами - сангиной, пастелью.
Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя, т. е. сам процесс работы над ним. Когда воспитатель рисует что-либо с натуры - пейзаж, дом или отдельные предметы, дети наблюдают за процессом работы, а воспитатель привлекает их к обсуждению: что теперь надо рисовать? Где? Какого цвета?. В подготовительной группе больше возможностей в использовании художественных словесных образов.
Воспитатель должен подбирать такие сказки, стихотворения для детей, где тот или иной образ представлен наиболее ярко. Дети в этом возрасте уже приобрели некоторый жизненный опыт и овладели определенными навыками в изобразительном искусстве. Именно поэтому словесный образ (без наглядного пособия) у них уже вызывает работу мысли и воображения.
Детям может быть дано задание коллективно выполнить работу, проиллюстрировать то или иное произведение, нарисовать те или иные эпизоды из мультфильмов. Например, выбрав тему из какого-либо произведения, каждый рисует по одному эпизоду.
Такая коллективная работа требует большой согласованности действий. При анализе рисунков дети подготовительной группы уже в состоянии дать оценку качеству выполненной работы. Вначале воспитатель помогает вопросами, правильно или нет выполнен рисунок. В дальнейшем дети самостоятельно обосновывают положительную и отрицательную оценки.
У дошкольников подготовительной группы появляется самокритичность.Воспитатель должен поощрять в работах ребят выдумку, фантазию, способность мыслить самостоятельно, т. е. то, без чего невозможно сознательное, творческое отношение ко всякой работе и, в частности, к обучению в школе.

Светлана Мясникова

Методы и приемы : художественное слово, вопросы, наглядность, опора на личный опыт детей.

1. Цели занятия :

Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Совершенствовать умения и навыки детей нашей группы в свободном экспериментировании с изобразительным материалом.

Развивать воображение и творчество.

2. Материалы для занятия :

Фотографии морозных узоров на стеклах

Готовый образец планируемой картины, выполненной педагогом

Тонированный альбомный лист

Набор акриловых красок

Кисть тонкая №2,№4,№5

Стаканчик с водой

3. Предварительная работа : детям совместно с родителями было дано задание : понаблюдать за морозными узорами на окнах в зимнее время, которые не так - то просто было найти, ведь во многих домах вставлены пластиковые окна. Ребята с этой задачей справились на ура, даже посмотрели картинки в интернете!

Наблюдения на прогулке за зимними явлениями в природе (льдом на дорожке, морозными узорами на стекле ) .

4. Здоровьесберегающие технологии : физминутка, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, психогимнастика.

Ход занятия.

Воспитатель : Все мы знаем ребята, что когда наступает зима, приходят холода. По свету гуляет Мороз . Прохаживается он по лесам и полям, городам и селам. Приходит и в наши дома. Постучится в окошко, а мы в это время спим и ничего не слышим. Оставит нам Мороз письмецо распрекрасное. Проснемся мы утром, посмотрим в окошко. Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах ! Это Мороз написал , нарисовал : веточки – травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, перышки сказочных птиц, завитушки и крючочки студеные…

Психогимнастика : «Снежинка» .

К небу потянулись

снежинку взяли,

К сердцу прижали

И друг другу отдали.

(Дети выполняют действия по тексту)

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне .

Это – клён, а это – ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!

(Мороз )

Что рисует мороз белой краской ? А где он рисует?

(Морозные узоры , на окнах) .

А вы видели настоящие морозные узоры ? (Да, нет)

Воспитатель : узор появляется на самом деле от холодного, морозного воздуха . Капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много - много, они как бы нарастают друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки .

Давайте посмотрим, что же они представляют.

Что же можно увидеть на этом стеклянном рисунке?

(Перечисляем : сказочный зимний лес, заснеженные ветви деревьев, линии)

Какого цвета морозные узоры (белые, голубые)

Морозные узоры только на первый взгляд кажутся белыми, они переливаются всеми цветами радуги.

Но всё же преобладают холодные цвета : синий, голубой, фиолетовый, сиреневый.

Ребята, а вы знаете, как появляются узоры на морозном окне ?

А теперь закройте глазки, и постарайтесь представить себе ту картину, которую словесно рисует нам автор М. Гумилевская в рассказе «Снежные узоры на окнах » .

За ночь сильно похолодало. Настало морозное утро . На стеклах появились узоры . Лучи солнечного света играли на стекле разноцветными огоньками.

Вот длинная ветвь пальмы. Вот распустился чудесный цветок. Красив снежный узор и в блеске утреннего солнца, и в синеве зимнего вечера.

Откуда появились снежные узоры ? Их рисует Мороз Иванович . Чем он их рисует? Прозрачным паром, который всегда есть в воздухе.

На холодном стекле окна оседают теплые пары воды. Они застывают. К ним прилипают другие капельки. Постепенно вырастает на стекле сад изо льда. Сверкает сад на зимнем солнце.

Открываем глазки. Понравилось?

Дети : Да.

Воспитатель : Ребята, к сожалению, мы можем любоваться этими снежными кружевами только зимой. Но чтобы частичка зимы была с нами всегда, мы создадим снежные кружева на бумаге.

Основная часть :

Воспитатель : Сейчас мы с вами превратимся в волшебников. Волшебником быть не так уж и сложно, главное верить, что вы можете творить чудеса. Вот посмотрите…

А я научу вас рисовать такие узоры . Хотите?

Дети : Да.

Воспитатель : Но сначала предлагаю вам немного размяться.

Физминутка

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте)

Там снеговика лепили («лепим» руками комочки)

А потом с горы катились (Волнообразные движения руками)

Веселились и резвились (прыжки на месте)

Холодно гулять зимой (киваем головой)

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)

Практическая часть :

Воспитатель : Ну вот, немного отдохнули, а теперь начнем разукрашивать наши листы. Это очень просто, только нужно внимательно слушать и смотреть.

Воспитатель показывает, как нужно держать кисть, чтобы нарисовать тонкие линии и предлагает на выбор детям различные узоры ,элементы росписи из точек, линий и веточек.

Воспитатель : Если вам все понятно, можете начинать работать.

Воспитатель смотрит как дети работают, помогает если у них не получается (индивидуальная работа) .

Итог занятия : выставка и анализ детских работ.

Воспитатель : Давайте посмотрим, что у нас получилось. Какие красивые картины! (отмечаем в каждой работе наиболее удачный элемент) . Вы сегодня молодцы! Понравилось вам занятие (Ответы детей) .

Вы попробовали сотворить волшебство, и у вас получилось - нарисовали много не похожих друг на друга морозных узоров . Вы настоящие волшебники!










Образцы,выполненные педагогом :