Часто дышит ребенок когда спит. Первый месяц жизни новорожденного

Новорождённый часто дышит – это обусловлено анатомией и физиологией младенца. Частота дыхания здорового ребёнка намного больше, чем у взрослых, и это нормально. Но существует ряд признаков, которые могут указывать, что в определённых случаях является признаком заболевания.

Особенности дыхания грудничков

В первые дни организм новорождённого приспосабливается к новым условиям жизни, в т.ч. к самостоятельному дыханию. Весь организм младенца ещё несовершенен, он далёк от физиологической и анатомической зрелости. Особенностями дыхательной системы новорождённого являются:

  • очень короткие по сравнению со взрослыми носовые проходы и носоглотка;
  • узкий просвет воздушных путей;
  • неразвитая слабая дыхательная мускулатура;
  • недостаточный объём грудной клетки.

Взрослые для обеспечения организма достаточным количеством кислорода делают более редкие и глубокие вдохи, а младенец в силу недостаточно сформировавшейся дыхательной системы глубоко вдыхать не может, поэтому новорожденный ребёнок часто дышит, чтобы вдохнуть необходимое для нормальной жизнедеятельности количество кислорода.

Если взрослый человек делает максимум 20 дыхательных движений в минуту, то грудничок до месячного возраста должен делать до 60-ти таких движений за это же время, чтобы обеспечить хорошую вентиляцию лёгких.

Для дыхания новорождённого, кроме частоты, характерны:

  • отрывистость;
  • одышливость;
  • неритмичность;
  • поверхностность;
  • напряжённость.

Новорождённый может испытывать затруднения с носовым дыханием при малейшей простуде: организм моментально включает защитный механизм, и назальная слизистая отекает. Из-за гиперемии и так узкий просвет носовых проходов сужается ещё больше. Эти изменения могут стать причиной затруднений при грудном вскармливании, потому что ребёнку приходится выпускать грудь, чтобы дышать ртом.

Усиленную секрецию назальной слизи могут вызвать и обычные пылевые частички, цветочная пыльца и другие мелкие инородные частицы, вдыхаемые с воздухом. При этом защитной реакцией является чихание. Чтобы грудной ребёнок не испытывал затруднений, нужно регулярно прочищать его носик ватным жгутиком или другими деликатными способами.

Темп

Новорождённый в первые дни жизни дышит очень неравномерно, у него приходится один глубокий (относительно) вдох на два-три частых. Такой темп продержится у младенца до 3-4 месяцев. По мере роста будет постепенно выравниваться темп, и к годику малыш уже дышит плавно, ритмично, ровно и без перебоев. Чуть запаздывать становление ритмичного дыхания может у детей, родившихся недоношенными или с маленьким весом.

Во время сна новорождённые могут задерживать вдох. Это состояние следует отличать от синдрома апноэ (временной остановки дыхания). Задержка может длиться до 10 секунд, после чего всё восстанавливается. Если дыхательные движения отсутствуют более 10 секунд и грудная клетка остаётся во впавшем состоянии, новорождённого нужно разбудить и поднять, после чего уложить набок и переворачивать каждый час.

При частом повторении такого состояния необходимо обратиться к врачу. Чаще всего апноэ происходит у недоношенных и слабых младенцев.

Полностью органы, принимающие участие в дыхательном процессе, у детей формируются к 6-7 годам.

Частота

Частота подсчитывается по количеству дыхательных движений (вдох и выдох), производимых новорождённым в состоянии покоя. Считать вдохи и выдохи проще всего по движению грудки и животика. В период бодрствования грудничок дышит чаще: отмечается, что новорожденный часто дышит как собачка в те моменты, когда испытывает положительные эмоции (игра, ласка, новые впечатления, ощущения и т.д.).

Частота дыхательных движений (ЧДД) - величина, необходимая для определения типа, глубины и ритма. Подсчитывая эту величину, детский врач может анализировать работу дыхательных органов, грудной клетки и брюшной стенки, а также сердечно-сосудистой системы. Для родителей данные, приведенные в таблице (это норма для соответствующих возрастов), нужно сопоставлять со своими подсчётами: отклонения от указанных величин могут свидетельствовать о развитии заболеваний или патологических процессов.

Дыхание значительно учащается в тех случаях, когда новорождённому очень жарко (натопленная комната, слишком тепло укутан) или помещение, где он спит, плохо проветрено. При перегреве малыш может дышать часто как собачка, открыв рот, что может свидетельствовать также о пересушенности воздуха в комнате.

Тип дыхания

Существует три типа дыхания:

  • грудное;
  • брюшное;
  • смешанное.

При грудном типе воздух попадает в лёгких за счёт расширения грудной клетки, при брюшном же её объём увеличивается за счёт движения диафрагмы. В обоих случаях есть риск развития застойных явлений в верхних (брюшной тип) или нижних (грудной) частях лёгких вследствие недостаточной лёгочной вентиляции.

Оптимально для ребёнка смешанное дыхание, когда в дыхательных движениях участвуют и брюшная стенка, и грудная клетка. При этом все доли лёгкого равномерно наполняются и хорошо вентилируются.

Норма

Учащённое дыхание новорождённых называется тахипноэ. Нормальным считается плавное и чистое дыхание. Чистота подразумевает отсутствие:

  • хрипа;
  • сипения;
  • натужных свистящих звуков при носовом дыхании.

В норме новорожденный дышит носом, рот при этом закрыт, хотя в самые первые дни носовое дыхание может чередоваться с ротовым. Если позже ребёнок начинает дышать ртом, это значит, что носовые проходы перекрыты либо за счёт сужения просвета из-за набухания слизистой оболочки, либо вследствие попадания инородного тела в нос.

Настораживающими признаками являются стоны, раздувание крыльев носа, изменение цвета лица, тяжёлое и громкое дыхание. Но звуки, периодически сопровождающие сон ребёнка (бульканье, похрапывание, похрюкивание и т.п.), не должны пугать родителей: это нормальное явление, вызванное несовершенным пока ещё строением дыхательных путей. К полутора годам дети, как правило, перерастают это. Если же после полутора лет ребёнок продолжает издавать звуки по ночам, это признак отклонений или заболеваний дыхательной или сердечно-сосудистой системы.

Причины и последствия

Малыш часто дышит во сне и во время бодрствования, такая функциональная особенность его организма обусловлена несовершенством систем и органов. Это нормальное явление, и норме соответствует определённое количество (частота) дыхательных движений в минуту для каждого возраста. По мере того как ребёнок растёт, будет увеличиваться объём лёгких, и для достаточной вентиляции этого органа будет достаточно уже меньшего количества дыхательных движений.

Если новорождённый дышит учащённо и тяжело, дыхание сопровождается странными звуками и движениями (он может дёргаться, запрокидывать головку, принимать неестественные положения), это указывает на развитие заболевания. В этом случае нужно неотлагательно обращаться за медицинской помощью.

Заболевания, провоцирующие учащенное дыхание

Если ребёнок дышит слишком часто, и наряду с этим наблюдаются другие тревожные признаки, это указывает на то, что малыш заболел.

Учащённое дыхание может быть вызвано:

  • простудными заболеваниями;
  • ринитом, в т.ч. аллергическим;
  • бронхитом;
  • бронхиальной астмой;
  • пневмонией;
  • туберкулёзом.

Неровное дыхание сопровождает истерические и стрессовые состояния (сильный испуг, непривычная обстановка, чужие люди и т.д.). При заболеваниях сердечно-сосудистой системы также нарушается частота дыхания.

Симптомы

При острых респираторных заболеваниях к учащённому дыханию присоединяются сиплость, насморк, температура поднимается до субфебрильной, новорождённый слабый, вялый. Позже появляется кашель, голос становится хриплым. Невылеченная простуда может перейти в бронхит или воспаление лёгких.

  1. Предвестником приступа бронхиальной астмы является учащение дыхание во сне.
  2. Ринит, который появляется без других симптомов простуды, может быть аллергической реакцией, в тяжёлых случаях с присоединением астматического компонента. Малыш при этом начинает часто и странно вздыхать, ему не хватает кислорода.
  3. Главным признаком бронхита является кашель, при хронизации заболевания – упорный (до 2 месяцев), с обильной мокротой после пробуждения. Ребёнок дышит громко и тяжело.
  4. Пневмония опасна для новорождённых тем, что симптомы её неярко выражены: температура повышается незначительно, ребёнок покашливает, дышит неровно, дыхание затруднённое.
  5. При туберкулёзе новорождённый ослаблен, температура может не повышаться или повыситься незначительно. Шумное дыхание сопровождается постоянным покашливанием.
  6. Для сердечно-сосудистых заболеваний характерно частое дыхание во время сна, новорождённый страдает одышкой. В тяжёлых случаях развивается так называемый сердечный кашель, губы, ногти, крылья носа становятся синюшными.

Если у ребёнка приступ истерики или стрессовая реакция, дыхание становится частым, неровным, может замирать, сопровождаться странными звуками.

Как научить ребенка правильно дышать – методы

Учить ребёнка правильно дышать можно только тогда, когда он немного подрастёт и будет не бессознательно подражать, а осмысленно повторять чьи-либо действия. С новорождённым малышом можно делать укрепляющую гимнастику, которая способствует развитию мышечной системы и стимулирует вентиляцию лёгких.


Упражнение для улучшения дыхания мама может делать самостоятельно, а может и с чьей-либо помощью. Новорождённого нужно уложить на спину, разводить его ручки в стороны, затем сводить к груди. Чередовать эти движения со сгибанием и разгибанием ножек, прижимая колени к животу. Это упражнение эффективнее, если его делать в четыре руки: ручки разводятся, в это время колени подводятся к животу, после чего ноги опускаются, а руки в это время сводятся к груди.

Когда чадо чуть подрастёт, можно заниматься с ним дыхательной йогой. Даже годовалые малыши могут лечь на животик, упершись на согнутые руки, по команде взрослого приподняться на локтях, глубоко вдохнуть, а потом резко выдохнуть, когда мама или папа сосчитают до трёх. Упражнение, стимулирующее вентиляцию лёгких: предложить ребёнку представить, что он нюхает цветочек, а после глубокого вдоха сильно выдохнуть.

Чтобы упражнения были интереснее, можно вырезать из цветной бумаги бабочек, разложить их на столе и пусть ребёнок дует, чтобы бабочка улетела как можно дальше.

Мнение педиатров

Новорождённый ребёнок должен дышать часто, а взрослые должны создавать все условия для того, чтобы дыхание было здоровым.

На частоту дыхания новорождённого влияет не только анатомическое и физиологическое несовершенство его функциональных систем. Повлиять на дыхательную активность могут и другие факторы:

  • перегрев грудничка;
  • недостаточное содержание кислорода в помещении;
  • сухость воздуха;
  • тесная неудобная одежда;
  • некомфортная постель.

Комфортными для новорождённого считаются температурные условия 18-22°С, влажность около 50%. Комната должна быть хорошо проветренной, не должны присутствовать посторонние резкие запахи (духи, табак и т.п.). Одёжка маленького должна быть мягкой и просторной, сделанной из натуральных материалов. Постель не должна быть слишком мягкой, а правильный сон – на боку.

Если у новорождённого начались дыхательные проблемы, он дышит слишком часто и тяжело, или развились длительные задержки дыхания, необходимо обратиться к педиатру.

Частое дыхание новорождённых – это нормальное с точки зрения физиологии явление, вызванное несовершенством дыхательных путей. По мере роста частота дыхания уменьшается, вдохи становятся более глубокими. Отклонения (учащённость, тяжёлое и громкое дыхание) могут быть симптомами заболеваний, при их появлении обязательно обращение к врачу.

Инструкция

Плод внутри матери непрерывно совершает дыхательные движения, начиная со второго триместра беременности. При этом его голосовая щель плотно закрыта, чтобы избежать попадания околоплодных вод в недоразвитые нераскрывшиеся легкие. Имитация дыхательных движений в этот период является не более чем тренировкой грудных мышц к работе по обеспечению ребенка кислородом сразу после рождения.

Использовать свои легкие до родов не способен, так как раскрываются они только в момент его первого крика. У детей, родившихся раньше срока, могут наблюдаться серьезные проблемы с дыханием, так как специальное вещество – сурфактант, обеспечивающее и поверхностное натяжение легочной ткани, начинает вырабатываться плодом только на 34 недели беременности. Существуют специальные препараты, ускоряющие синтезирование этого вещества, а также искусственный сурфактант, но он лишь помогает выжить недоношенным детям, не влияя на внутриутробное дыхание.

Раз легкие не участвуют во внутриутробном дыхании ребенка, значит дышит он совершенно по-другому. Уже на первых неделях беременности развивается совершенно уникальный орган – плацента, который способен обеспечить плод всем необходимым для жизни, в том числе и кислородом. Именно через плаценту кислород поступает из кровеносной системы матери в кровь ее ребенка. Фактически, беременная женщина дышит за двоих, это ее легкие насыщают воздухом оба организма.

Плацента устроена таким образом, что поддерживает малышу комфортное существование даже в том случае, когда потребление кислорода матерью по какой-либо причине ограниченно. Именно поэтому женщин наблюдается повышенная склонность к обморокам из-за недостаточного поступления кислорода в мозг. В душных или накуренных помещениях кислорода в воздухе гораздо меньше, а объем дыхания остается прежним, и, чтобы обеспечить ребенка, плацента забирает кислород в ущерб матери.

Источники:

  • как дышит ребенок в утробе матери

Задолго до появления на свет малыша родителей интересует, что чувствует кроха, что он слышит, на кого из родителей будет похож, какого он роста и сколько весит. Такой интерес обусловлен не только любовью родителей, но и беспокойством о здоровье крохи, правильно ли он развивается. Чтоб узнать вес малыша в утробе матери, можно обратиться к статистическим данным либо к специалисту в местной поликлинике, а можно рассчитать ориентировочные значения самостоятельно несложным способом.

Вам понадобится

  • - сантиметровая лента;
  • - лист бумаги и ручка;
  • - калькулятор.

Инструкция

Узнайте у врача, под наблюдение которого находитесь, высоту дна матки. Эта величина расстоянием от верхнего края лонного сочленения до дна матки (верхней ее части). Зафиксируйте эту величину, для расчетов назовите ее Вм.

Проведите необходимые измерения. Измерьте сантиметровой лентой окружность на уровне талии. Зафиксируйте полученный , обозначьте полученную величину как Ож. Измерьте окружность запястья на нерабочей руке. Если полученная величина менее 16 см, то коэффициент А будет равен 12, если более 16 см – коэффициент А значение 11.

Для точности искомого результата произведите по трем формулам, и вычислите среднее арифметическое значение. Первое значение для расчета: умножьте величину Вм на значение Ож, полученный результат зафиксируйте как величину Р1. Рассчитайте значение по второй формуле: сумму Вм и Ож разделите на 4 и умножьте на 100, полученное значение запишите как Р2. Для вычисление способом (значение Р3) вычтите из величины Вм значение коэффициента А, полученное число умножьте на 155.

Обратите внимание

Расчет данным способом дает достоверный результат только на поздних сроках беременности, ближе к 37 неделе, то есть когда количество околоплодных вод становится меньше.

Полезный совет

Если срок вашей беременности составляет не менее 11 недель, узнать примерный вес ребенка можно, обратившись к специалисту в поликлинике. На основании результатов УЗИ врач определит размеры плода (бипариетальный размер головы, длину бедра и диаметр грудной клетки), и, зная срок беременности, сможет с учетом количества недель рассчитать все плода по методу Хэдлока.

Всю беременность вы готовитесь к естественным родам, читаете литературу, изучаете позы для расслабления, тренируете правильное дыхание, как вдруг на сроке около 30 недель на очередном осмотре врач сообщает вам, что ваш малыш не торопится занять правильное положение в матке.

Инструкция

Не стоит пугаться записи «тазовое предлежание» в обменной карте, у вас есть примерно 10 недель в запасе, тем более что иногда малыши переворачиваются буквально за день-два до рождения. Чем же вы можете помочь своему ребенку?

Прежде всего, нужно помнить, что ребенок чаще всего сам стремится занять правильное положение в матке, нужно лишь дать ему чуть больше места для маневра. Существует ряд упражнений, которые освобождают малышу необходимое пространство.

Отличный эффект даже на поздних сроках дает йога для беременных, особенно перевернутые асаны. Но этим способом могут воспользоваться только те женщины, которые занимались йогой и до беременности и продолжали во время нее. Без подготовки выполнять такие асаны не только нежелательно, но и весьма опасно для здоровья.

Индийский мост – упражнение, подходящее для женщин без специальной подготовки. Для его выполнения нужно лежа на полу согнуть ноги в коленях так, чтобы плечи, бедра и колени образовали прямую линию. Выполнять упражнение нужно регулярно, по 15 минут в день. Если сложно держать бедра на весу, нужно подложить под таз несколько подушек. Многие дети переворачиваются уже с первого раза благодаря индийскому мосту.

Коленно- поза. Ее советуют многие акушеры-гинекологи в случае тазового предлежания. При этом плечи обязательно должны находиться ниже таза. Выполнять упражнение следует 10-15 минут, утром и вечером.

Если все вышеописанные методы не помогли малышу занять правильное положение, акушер может предложить осуществить наружный акушерский поворот. Во время данной процедуры врач пытается руками по животу пациентки развернуть ребенка. При этом обязательно должен осуществляться постоянный контроль за сердцебиением ребенка, во время процедуры и после нее. Если что-то пойдет не так, акушерский поворот может привести к экстренному кесареву сечению, поэтому проводится он только после 36 недели, когда малыш уже готов увидеть свет. Однако стоит знать о том, что по данным немецких врачей, половина тех, кого удалось повернуть таким способом, перед родами переворачиваются обратно.

Если вам ни один из вышеперечисленных способов, возможно у малыша есть свои оставаться в таком положении, например, короткая пуповина или узкий таз у мамы. В этом случае акушеры советуют соглашаться сечение. Тем не менее, даже при тазовом предлежании остается возможность родить ребенка естественным путем под наблюдением опытного акушера.

Ребенок в утробе развивается примерно за 40 недель. На ранних сроках человеческий эмбрион имеет много сходств с эмбрионами животных. В своем дальнейшем развитии он переживает маленькую эволюцию.

1-10 недели

Первая неделя: зародыш интенсивно делится и спускается в матку, имплантируется в ее стенку, соединяясь с кровеносными сосудами органа. На 2 неделе начинают образовываться пуповина, плацента и нервная трубка. На 3 - начинают закладываться органы дыхания, пищеварения, выделения, кровеносная и нервная система. К концу 3 недели можно заметить пульсировать сердце. На 4 неделе появляется хорда – будущий позвоночник, нервная трубка сформирована. Выделяются конечности, постепенно формируется мышечная ткань.

На 5 неделе формирование органов продолжается. На лице есть верхняя губа, полости носа. На 6 - продолжает развиваться головной мозг, видны неприкрытые веками глаза. Верхние конечности вытягиваются. Сердце уже поделено на камеры, есть первичные почки, желудочно-кишечный тракт постепенно разбивается на отделы. На 7 - сформирована пуповина, а между зародышем и плацентой установлено кровообращение. На верхних конечностях - соединенные пальцы, глаза защищены веками. Начинают формироваться нос и ушные раковины.

На 8 - продолжается усовершенствование систем органов. Тело зародыша быстро растет. На 9 неделе развивается костно-мышечная система, образуются суставы и хрящевая ткань. В крови только эритроциты, совершенствуется мозг, развивается эндокринная система. На пропадает хвост, формируются ягодицы. Плод отвечает на раздражители движениями, заканчивается образование диафрагмы.

11-20 недели

На 11 неделе совершенствуется орган зрения. На 12 - развиваются половые органы, вытягивается кишечник, мозг приближается по строению к мозгу . В крови появляются лейкоциты, плод имитирует дыхательные движения. На 13 неделе тело становится более пропорциональным. На 14 - уже видно лицо, появляется пушок на теле. Выделительная система сформирована, совершенствуются эндокринная и половая, уже можно определить пол малыша.

На 15 неделе растут и укрепляются сосуды, сформированы пальцы. На 16 - все органы и системы завершают формирование. Кожа ребенка очень тонкая, есть брови и ресницы, ногти, развиты лицевые мышцы. На 17 неделе плод реагирует на звук. На 18 - формируется режим сна и бодрствования, в основном плод спит. На 19 - туловище обгоняет в росте голову, плод часто шевелится, совершенствуется состав крови. На 20 неделе появляется рефлекс моргания, движения плода уже более скоординированные.

21-30 недели

На 21 неделе увеличивается слой подкожного жира, плод меньше спит. На 22 неделе его тело становится пропорциональным, уже полностью сформирован позвоночник. На 23 - вырабатывается кожный пигмент, кожа покрыта смазкой. Плод активно заглатывает околоплодные воды. На 24 неделе хорошо развиты слух и зрение, устанавливается эмоциональная связь с матерью. На 25 - кожа упругая, меньше складок, больше подкожного жира. Развивается костный мозг, формируются легкие. На 26 неделе появляется обоняние, у девочек заканчивают формироваться половые органы.

На 27 неделе начинает свою работу обмен веществ. На 28 неделе преждевременно рожденный плод считается жизнеспособным. Пушок остается на спине и плечах, темнеют волосы. Более активно функционирует одно из . На 29 неделе ребенок начинает испытывать дефицит свободного места, продолжается совершенствование органов. На 30 - он занимает определенное положение, продолжают развиваться легкие и кора головного мозга.

31-40 недели

На плод снова много спит, увеличивается объем его головного мозга. На 32 - кожа светлеет, исчезают складки. На продолжает увеличиваться слой жировой клетчатки, головной мозг завершает формирование. На 34 неделе интенсивно растут волосы, укрепляются кости.

На ребенок интенсивно прибавляет в весе. На 36 - все его органы и системы полностью готовы к внеутробному существованию. На 37 - кожа утолщается, жировой клетчатки все больше. Хрящевая ткань более упругая. На 38 неделе ребенок уже готов к рождению. На 39 - начинается опускание плода, ухудшаются обменные процессы в плаценте. Прирост массы тела – по 30 г в день. На 40 неделе происходят роды.

Видео по теме

Весть о беременности вызывает у каждой женщины различные эмоции, но постепенно, привыкая к своему новому положению, будущая мама должна задуматься о том, каким же будет её малыш. Подумайте о том, как повлияет ваш образ жизни, питание, привычки на развитие будущего ребенка . А, кроме того, как можно развивать кроху еще в утробе .

Инструкция

Если вы на протяжении срока спокойны, вас окружает любовь, доброта окружающих, испытываете положительные эмоции, нервная система будущего малыша будет развиваться без патологий. Именно поэтому врачи так настойчиво советуют избегать нервного напряжения, стрессовых ситуаций.

Одним из условий нормального психического развития является отказ будущей мамы от вредных привычек и поддержание качественного питания. Если вы ведете правильный образ жизни, малыш родится здоровым, у него будут сохранны задатки для дальнейшего развития: слух, зрение, осязание и др.

Немаловажная роль во время внутриутробного развития отводится папе. Ребенок чувствует отношение отца к маме, он чувствует заботу, силу. Находите несколько минут в день, чтобы пообщаться с будущим малышом. Кроха будет уверен, что он любим, желаем вами.

Благоприятно на развитие ожидаемого малыша оказывает чтение книг, особенно классики, поэзии. Не забывайте, что кроха всё слышит и в будущем плоды вашего труда не заставят себя ждать. Слушайте спокойную музыку. Положительное влияние оказывают классические мелодии, звуки природы. Если вы слишком впечатлительный человек (а чувствительность, как правило, повышена), лучше воздержаться от фильмов и передач, которые могут повлиять на ваше психическое состояние. Получайте новые эмоции от посещении музеев, выставок.

Полезными для развития малыша будут прогулки будущей мамы на свежем воздухе. Гуляйте в парках, подальше от пыли, шума. Все, чем вы дышите, оказывает воздействие на формирующийся организм. Если вы создадите благоприятные условия себе во , малыш будет здоров, а , развитие его будет проходить в соответствии с нормой.

Источники:

  • как развивается ребенок у беременной в 2019

После всех уже пройденных переживаний, связанных с вынашиванием ребенка, наступает самый волнительный, но такой долгожданный момент - роды. Апогей пройденного пути, момент истины, который ознаменует появление на свет нового человека.

Инструкция

Все 9 месяцев малыш в утробе матери беззаботен и счастлив. Нет необходимости что-то для собственного выживания: питание и кислород поступают регулярно, а в всегда тепло и влажно. Основная задача, диктуемая инстинктом - тренироваться. Ребенок учится дышать, вдыхая часть околоплодных вод, начинает двигать ручками и ножками. Свет, который видит ребенок такой тусклый, а звуки, проходящие через толщу околоплодных вод, такие гулкие, но он в них уже различает голоса мамы, папы, других родственников, получает первые представления об окружающем мире.

Но постепенно комфорт улетучивается: кислорода и питательных веществ становится все меньше, а матка - слишком тесной, поэтому маленький человек, сам об этом не подозревая, инициирует свое рождение. Как только его легкие полностью созрели, он выделяет вещества, стимулирующие у мамы выработку простагландинов, и посылает электромагнитный импульс, который вызывает выработку гормона окситоцина. Начинается процесс сокращений матки.

Для ребенка это достаточно болезненный этап. Давление на тело ребенка составляет порядка пятидесяти килограмм, а это в несколько десятков раз больше его собственного веса. Здесь наличие околоплодных вод смягчает неприятные ощущения, гораздо сложнее приходится детям, если воды уже отошли.

Природой задумана своего рода анестезия для малыша: в то время, когда головка вставляется в таз, происходит отток крови от мозга, а это значительно снижает чувствительность тканей. Медикаментозное же обезболивание на этом этапе облегчает процесс родов для матери, однако не позволяет активно участвовать в собственном рождении, что сегодня врачами принято считать вредным для его дальнейшего психоэмоционального развития.

За период малыш буквально собирается в комок: его ручки и подбородок плотно прижаты к груди, ножки подтянуты к туловищу, закрывая , которая все еще остается важным источником снабжения кислородом. Он медленно продвигается по родовым путям, начинаются потуги. Для матери в этот момент важно врачей, правильно дышать . Это позволит избавить ребенка и ускорить момент появления его на свет.

Сразу после рождения запускается процесс дыхания. В легкие из которых во время прохождения малыша по узким родовым путям были выдавлены остатки околоплодных вод буквально врывается воздух, ребенок издает свой первый крик. Пуповина еще какое-то время , соединяя организмы матери и ребенка, но очень скоро этот процесс затихает и врачи перерезают ее. С этого момента начинается самостоятельная жизнь.

Видео по теме

Источники:

  • 9 месяцев в 2019

Вот и прошли девять месяцев ожидания, бессонницы, беготни по врачам. Пришло время рожать. Рождение ребенка - процесс волнительный и удивительный. И немного страшный для тех, у кого все происходит в первый раз. Но не стоит бояться! Рожать детей в условиях нынешней медицины надежно и безопасно.

Рожают ребенка несколькими способами:

Традиционные способы рождения ребенка

Наиболее удобным, по мнению врачей, считается рождение ребенка в роддоме в позиции лежа на спине.

Дискомфорт в пояснице и тянущие ощущения внизу живота на последних неделях беременности могут символизировать о начале схваток.

Схватки - это приступообразные сокращения матки. Одна схватка в среднем длится 40 секунд, а перерывы между схватками сперва достигают 15-20 минут, а то и больше.

Вызывать скорую помощь или ехать в вы можете, когда перерыв между схватками составит 8-10 минут.

При себе должны быть следующие документы: паспорт, страховой полис, медицинская карта беременной. Обязательно заранее соберите сумку, куда положите: ночную сорочку, туалетные принадлежности, полотенце, тапочки, посуду, теплую кофту на случай сквозняков, пеленки, несколько вещей для новорожденного и косметичку (чтобы сделать красивый макияж в день выписки, ведь вас будут фотографировать или даже снимать на камеру). Если что-то забыли, не отчаивайтесь! Попросите родственников довезти все необходимое.

В приемном покое роддома по месту регистрации вас осмотрит акушер - гинеколог, чтобы определить произошло ли раскрытие матки и на сколько сантиметров.

Далее вам сделают клизму во избежание неприятных ситуаций во и направят в палату для рожениц. Там вы будете ждать, когда схватки достигнут интервала 5 минут. Схватки все чувствуют по-разному. Для кого-то они могут быть невероятно болезненными, поэтому необходимо попросить медсестру сделать обезболивающий укол. Также утихомирить боль от схваток поможет муж заботливым массажем в области поясницы.

Непосредственно перед родами отходят околоплодные воды. В некоторых случаях пробку для отхождения околоплодных вод прокалывают, это абсолютно безболезненная процедура. Обычно околоплодные воды бесцветны и не имеют запаха. Зеленоватый цвет и неприятный запах околоплодных вод могут диагностировать кислородное голодание плода и различные нарушения в его развитии.

Как только околоплодные , вас буквально под руки сопроводят в родильный зал. Медлить нельзя, так как околоплодные воды являлись своего рода защитной оболочкой, и без них ребенок подвержен различным внутриутробным инфекциям и травмам.

Рожают все тоже по-разному. Средняя продолжительность первых родов может достигать от 10 до 15 часов с момента первой схватки.
Заботливые врачи расскажут вам, как правильно дышать в перерывах между схватками.

После того, как схватки достигли необходимого промежуточного временного интервала, начинаются потуги. Потуги - это мышечные сокращения брюшного пресса. По ощущениям потуги похожи на нестерпимый позыв опорожнить кишечник. Потуги в среднем длятся 10-15 секунд и вместе со схватками помогают вытолкнуть ребенка естественным путем. Во время потуг диафрагма также сокращается и слегка давит на плод, подталкивая его к выходу.

При длительном отсутствии потуг или слабых женщине могут ввести препараты, стимулирующие родовую деятельность.

Во время схваток происходит раскрытие зева шейки матки. При раскрытии диаметром 10 сантиметров края шейки матки истончаются и готовы пропустить головку и туловище плода. Это раскрытие считается полным.

Ребенок рождается головой или ножками вперед в зависимости от позы, в которой он находился в утробе матери. Это называется головное или тазовое предлежание плода. Тазовое предлежание встречается нечасто, только у 3% женщин из ста. Наиболее распространено головное предлежание плода.

Как только зев шейки матки раскрылся на 10 сантиметров, потуги становятся интенсивнее, появляется головка и плечики ребенка. Врачи аккуратно принимают новорожденного и перерезают пуповину - своеобразную веревку, соединяющую мать и плод на протяжении 9 месяцев беременности. Пуповина не содержит нервных окончаний, поэтому ее перерезание не причиняет боли.

В утробе матери ребенок не дышит, а получает кислород . Чтобы ребенок задышал и , врачи держат его головой вниз несколько секунд и слегка шлепают по попе. Затем кричащего ребенка могут положить на плечо матери, чтобы он уловил ее родной запах и успокоился. Некоторые врачи даже практикуют прикладывание ребенка к груди сразу после его рождения. После этого ребенку прикрепляют бирку с Ф.И.О матери, датой и временем рождения на ручку или ножку и уносят на взвешивание и осмотр необходимыми специалистами. Получить своего малыша вы сможете после всех необходимых осмотров и процедур. В зависимости от роддома содержание ребенка предусматривает либо совместное проживание с матерью в палате в отдельной кроватке, либо в отдельном боксе (приносят ребенка только на кормление).

А вам предстоит еще "родить" послед - своеобразный мешочек, в котором ребенок находился всю беременность. Послед выходит в среднем через 5-30 минут после рождения ребенка. В завершение родов вас обмоют и зашьют небольшие разрывы тканей шейки матки, если таковые имелись. Разрывы обычно могут быть при недостаточном раскрытии зева шейки матки.

После вас направят в палату для тех, кто уже родил. Независимо от течения родов, после рождения ребенка, у женщины обычно появляются кровянистые выделения - лохии. Они похожи на обильную менструацию и проходят в течение нескольких недель. Неприятный запах и темный цвет выделений, а также повышение температуры тела могут сигнализировать о наличии воспаления и различных послеродовых патологий и требуют незамедлительного вызова медперсонала.

Не забывайте отдыхать в перерывах между схватками, не думайте ни о чем плохом, и естественные роды пройдут без проблем.

В случаях, когда естественные роды невозможны по медицинским показаниям, вам будет применено кесарево сечение. Это небольшой разрез внизу живота, выполняемый под общим или местным наркозом. Разрез может быть продольным и поперечным. Постоянно растущий профессионализм врачей позволяет сделать шов от кесарева сечения аккуратным, чтобы вы не испытывали комплексов по этому поводу.

Нетрадиционные способы рождения ребенка

К распространенным нетрадиционным методам рождения ребенка относят рождения в воде. В России ни один роддом пока не оснащен специальными бассейнами и ваннами для таких родов, поэтому женщины, решившие рожать в воде, рожают дома. О намерении рожать дома в воде обязательно уведомите своего гинеколога.

Родившие в воде женщины утверждают, что этот способ намного комфортнее как для самой женщины, так и для новорожденного (из водной среды маминого живота ребенок попадает опять же в водную среду и не испытывает стресса при рождении). Вода помогает уменьшить болевые ощущения . Однако не всегда можно успеть доехать до роддома и получить квалифицированную медицинскую помощь, если во время водных родов что-то пойдет не так. К тому же, за присутствие акушерки на ваших родах дома необходимо будет заплатить.

Решив рожать в воде, женщины сначала дожидаются на 5-7 см. Заранее наполняют водой комфортной температуры небольшой бассейн или ванну. Погружаться в воду нужно так, как вы считаете удобным. Некоторые садятся в воду по пояс, кто-то предпочитает погрузиться до уровня плеча. Есть женщины, рожавшие в воде стоя на четвереньках.

В остальном роды в воде ничем не отличаются от классических родов- необходимо также тужиться и правильно дышать, не забывая отдыхать в перерывах между схватками.

Симптомы заболевания и диагностика

Ателектаз возникает в результате нарушения вентиляции альвеол в результате сдавление легкого или нарушения проходимости сегментарных бронхов. В зависимости от возникновения различают врожденные и приобретенные заболевания. Врожденный ателектаз возникает в результате проникновения в легкие жидкости во время его развития в утробе матери. Приобретенный ателектаз возникает у людей, имеющих хронические заболевания бронхов. Заболевание характеризуется тем, что легкие закупориваются слизистой пробкой, а потому воздух постепенно перестает поступать в организм.

Главные симптомы болезни – отдышка и сильная боль в груди. Также врачи выделяют пульс, снижение артериального давления и появление цианоза – синюшной окраски кожи и слизистой оболочки, вызванной потемнением капиллярной крови. Больному с каждым днем становится все труднее дышать. При медленном течении ателектаз может протекать бессимптомно, однако затем может стать причиной пневмонии и абсцесса легкого. Дыхательная функция пораженного участка со временем утрачивается, а бронхи заполняются густой слизью. Если больной начинает , проявляя любые из вышеперечисленных симптомов, необходимо в срочном порядке вызвать скорую помощь для доставки пациента из дома в больницу для проведения необходимых мероприятий.

При появлении симптомов сдавливания в груди необходимо сразу же обратиться к врачу.

Лечение заболевания

Лечение ателектаза направлено на восстановление проходимости бронхов и дыхательной функции легких. В зависимости от причин заболевания проводятся соответствующие медицинские процедуры. Так, если ателектаз появился из-за злокачественного или доброкачественного опухолевого образования, прибегают к лечению хирургическим методом. Также оперативное вмешательство производится, если заболевание возникло из-за образования рубцового или кист. Если же болезнь возникла в результате попадания в инородного тела, проводится в процессе бронхоскопии.

В процессе лечения применяется перкуторный массаж, который вызывает кашель и тем самым способствует отхождению мокроты, а также предотвращает закупорку бронхов.

Если заболевание еще не перешло в тяжелую стадию, при лечении применяется процедура откашливания через установку катетера, введенного в легкое через рот или нос. Иногда делают процедуру дренирования, если заболевание возникло из-за сдавливания легкого в результате нанесенной травмы и последующего или пневмоторакса. В процессе операции откачивается лишний воздух, в результате чего легкое расправляется. Также при лечении заболевания назначаются антибиотики.

Недавно наткнулась на заметку, что врачи-пульмонологи считают, что большинство современных детей не умеют дышать . Вернее, они не умеют дышать правильно . А ведь правильно дышать для детей крайне важно для их общего развития, укрепления иммунитета и полноценного функционирования всех органов и систем организма.
Большинство детей дышат слишком часто и неглубоко, время от времени непроизвольно задерживая вдох или выдох, что «сбивает» легкие с ритма и ухудшает их вентиляцию. Такое дыхание называется поверхностным, и дыша таким образом, малыш не дает своей дыхательной системе возможности хорошо «проветриться». Получается, что свежий воздух не поступает во все отделы легких, обновляя лишь наружную их часть. В итоге большая часть легких практически никогда не обновляется и не избавляется от остатков «подержанной» атмосферы, которая является просто идеальной средой для вирусов простуды, гриппа и всяким аллергенам.

Как оказалось, медики уже давно разработали специальные компьютерные программы, созданные для контроля за детским дыханием. Программы носят название БОС – биологическая обратная связь с организмом. К сожалению, такими системами оборудованы лишь крупные пульмонологические центры. Смысл оборудования заключается в следующем. Ребенок садится перед экраном монитора, на котором он видит луг с цветами или сценку из мультика про Винни Пуха. Перед ребенком ставится задача – заставить бабочку сесть на цветочек или «уговорить» Винни Пуха принести к своему дому как можно больше меда. Выполнить задание удастся лишь в том случае, если малыш дышит правильно – медленно, глубоко, ритмично и к тому же еще соотносит дыхательный цикл с деятельностью сердца. Дети с удовольствием включаются в задание. Результаты подобной игры действительно впечатляют. У почти 70% детей-астматиков уже нет необходимости использовать специальные ингаляторы и все их показатели возвращаются к норме.

Но мы можем и сами без всяких аппаратов провести диагностику дыхания своего ребенка.

Правильно ли дышит ваш ребенок?

Определить, правильно ли дышит ваш малыш несложно. Устройте его поудобнее, можно за просмотром мультика или рассматриванием картинок в книжке. Важное условие – ребенок должен быть здоров.

1. Смотрите на часы с секундной стрелкой и считайте, сколько вдохов ребенок сделает за одну минуту.

Норма для детей разного возраста отличается. Для новорожденных крошек – это 50 вдохов в минуту, для деток до года – 25-40 вдохов, 1-3 лет – 25-30 вдохов, а для 4-6 летних детей – 25 вдохов в минуту в спокойном расслабленном состоянии. Если результат вашего ребенка в пределах нормы – это прекрасно. Так обычно дышат закаленные, крепкие и тренированные детки, которых с раннего возраста приобщают к длительным прогулкам и активным занятиям. Физиотерапевты такое дыхание считают эффективным и экономным. Когда ребенок дышит полной грудью , его легкие расправляются, вентилируются и становятся практически недоступными и неуязвимыми для респираторных инфекций, вирусов и аллергии.

Если малыш 1-3 лет совершает 30-35 вдохов минуту, а 4-6 лет – 25-30 вдохов – то это довольно-таки неплохой результат. Так дышит большинство деток, и вы попали точно в золотую середину. Конечно, простуды у таких детей не редкость, но шансов их избежать будет больше, если научить ребенка правильному, физиологично эффективному дыханию.

Стоит задуматься и проявить беспокойство, если ребенок 1-3 лет совершает больше 35, а 4-6 лет больше 30 вдохов в минуту. Такое дыхание считается поверхностным и частым. В этом случае в легкие попадает совсем мало свежего воздуха, основная его часть «зависает» в трахее и бронхах, которые не принимают участия в газообмене. Для того, чтобы легкие хорошо вентилировались такого дыхания явно недостаточно. Неудивительно, что ребенок часто более разнообразными ОРЗ и ОРВИ. К тому, у детей, которые дышит так часто и неглубоко, возникает риск развития бронхиальной астмы или астматического бронхита, что не может не настораживать родителей. Нужно обязательно выяснить причину, которая не позволяет ребенку дышать полной грудью. Это может быть сидячий образ жизни, недостаток активных прогулок, спорта, закаливающих процедур, привычка сутулиться, нарушение осанки, избыточный вес или повышенное газообразование в кишечнике. Источник проблемы нужно обязательно прояснить и устранить, тогда и малыш будет болеть реже.

2. Наблюдая за дыханием ребенка и считая его вдохи, обратите внимание на особенности дыхания у ребенка, на ритм дыхания , то есть на соотношение вдоха и выдоха, на паузы между ними.

Ритм дыхания. Здоровые активные дети обычно дышать по схеме: удлиненный вдох – пауза –короткий выдох. Так уж устроен наш организм, что вдох является возбуждающим активность фактором, а выдох играет успокаивающую и расслабляющую роль

Успокаивающий дыхательный ритм. Чувствуете, что ваш ребенок разволновался, перенервничал и вот-вот расплачется? Предложите ему успокаивающую дыхательную «таблетку» по схеме: энергичный короткий вдох – длинный растянутый выдох – пауза. Такой ритм дыхания воздействует на нервную систему, расслабляет мышцы, избавляет от стресса и напряжения.

Вздохи. Ребенок начал часто вздыхать? Значит, детский организм мягко напоминает, что пора отдохнуть, полежать и сделать паузу в занятии.

Неправильный дыхательный ритм. Характеризуется нечетким, рваным темпом, с неодинаковыми вдохами и выдохами или периодической их задержкой. Если дыхание ребенка к тому же поверхностное и частое, то риск подхватить простудное заболевание или вирус повышается неоднократно. К тому же очаги воспаления могут возникать не только в легких, но и в миндалинах, пазухах носа и даже внутренних органах. Объясняется это тем, что неправильное дыхание не только не обновляет «атмосферу» легочного пространства, но и приводит к нарушениям движения диафрагмы, которые отвечают за нормальную работу сердца и кровообращение в брюшной полости. Получается, что иного выхода, как научить ребенка правильно дышать, нет!

Тип дыхания вашего ребенка

Наблюдая за дыханием ребенка, присмотритесь, какой у него тип дыхания:

Брюшной тип – ребенок дышит, надувая и втягивая живот.

Грудной тип – ребенок дышит, приподнимая и опуская грудную клетку.

Смешанный тип – ребенок совмещает первый и второй типы дыхания.

Брюшное дыхание оптимально для малышей, именно так и должны дышать маленькие детки . Поэтому следите за тем, что одежда не давила им на животик, избавьтесь от тесных трусиков, джинс и колготок с тугой резинкой, не затягивайте ремень на поясе. Если одежда оставляет розовое полосы на коже, значит, она слишком тугая. То же относится и к пижаме. Помните, как поступали наши предки? Укладывали и мальчишек, и девчонок спать в просторных длинных ночных рубашках.

Никогда не требуйте у вашего ребенка втянуть живот , в этом случае мышцы живота прекращают участвовать в процессе дыхания, и работа легких ухудшается.

Упражнение для тренировки брюшного дыхания

Детская йога предлагает множество дыхательных упражнений, которые можно успешно применять на занятиях с детьми, что мы сейчас и сделаем.
Уложите ребенка на коврик. Пусть подложит ладошки под голову и немного согнет ноги в коленях. Попросите его, совершая вдох, надувать животик наподобие воздушного шарика. А на выдохе представьте, что шарик резко сдулся, и попросите ребенка как следует напрячь мышцы живота и втянуть его внутрь из всех сил. Пусть малыш задержит дыхание после выдоха и начнет новый вдох только тогда, когда почувствует в этом необходимость. Повторите 5-10 раз.
Упражнение тренирует не только дыхательную систему, но и укрепляет мышцы брюшного пресса и оказывает мягкое массажное действие на внутренние органы, стимулируя и улучшая их работу.

Грудное дыхание , как правило, используемый в основном женщинами тип дыхания. Однако, дети и мужчины тоже использую такой тип дыхания, когда находятся в сидячем положении. Грудное дыхание также нужно развивать и выполнять правильно, чтобы дыхательный процесс происходил эффективно и функционально.

Упражнение для грудного дыхания

Опять возьмем упражнение из . Пусть ребенок примет позу льва или сфинкса. Но название «лев» хотя и не соответствует строго этой позе, ребенку будет понятнее. Ребенок ложится на живот, выпрямляет ножки и опирается на ладони и предплечья согнутых рук. Грудная клетка приподнимается над поверхностью. Теперь нужно сделать глубокий полный вдох и набрать полную грудь воздуха, чтобы грудная клетка еще больше приподнялась и раскрылась. Пусть ребенок задержит дыхание на несколько секунд (посчитайте до трех), а потом быстро и энергично выдохнет, расслабляя мышцы и опускаясь. Тут тоже нужно сделать небольшую паузу и повторить упражнения сначала еще несколько раз.

Смешанное дыхание , когда в процессе дыхания участвуют и мышцы пресса и грудная клетка, считается самым здоровым. Когда вы освоите с ребенком брюшное и грудное дыхание , нужно будет соединить приобретенные навыки. Но об этом в следующей статье:

Многие задаются вопросом, чем дышит ребенок в утробе матери? Особенно часто об этом думают женщины, забеременевшие впервые. Это связано со страхом неизвестного и любопытством.

Поэтому, чтобы разобраться в вопросах беременности и развития малыша, они консультируются с врачами и читают полезные статьи.

Ни для кого не секрет, что полноценный вздох малыш делает сразу после появления на свет, но как происходит процесс дыхания до рождения?

Может, но только не привычным для всех способом. Все дело в том, что легкие полноценно созревают только к 7 месяцу развития, а первый самостоятельный вздох происходит после рождения. В связи с этим дыхание происходит через плаценту и пуповину.

С первых дней зачатия все необходимые компоненты, в том числе и кислород, поступают к зародышу через желточный мешочек, который питает и защищает будущий плод.

Однако его ресурсы сильно ограничены, поэтому через 10 недель он начинает покрываться ворсинками.

Они позволяют закрепиться эмбриону на стенке матки. К этому же времени в матке формируется новый орган – плацента.

Именно она будет отвечать за жизнедеятельность в дальнейшем. Соединяясь с плацентой, эмбрион получает все питательные и необходимые вещества через нее.

Таким образом, процесс дыхания плода представляет собой газообмен в живом организме. При этом из клеток выводится углекислый газ и замещается кислородом. Это позволяет полноценно функционировать всем формирующимся и развивающимся системам.

В связи с этим понятие о том, что будущая мать дышит за себя и за плод, является не совсем правильным. Процесс дыхания – это не простые вдохи и выдохи, а именно процесс газообмена. Поэтому будущий ребенок в утробе дышит, но непривычным способом.

Советы для полноценного и правильного дыхания плода.

  1. Необходимо проводить больше времени на свежем воздухе.
  2. Бросить курить или избегать общества курящих людей.
  3. Следует ввести в рацион кислородные коктейли.
  4. Примерно с 20-й недели необходимо следить за временем активности ребенка.

Если активность или периоды бодрствования сократятся, следует обратиться к врачу. Это является первым признаком кислородного голодания. Врач назначит необходимые препараты и процедуры для нормализации газообмена.

Для полноценного развития необходимо посещать врача, сдавать назначенные анализы и проходить все процедуры. Они позволят выявить гипоксию на ранней стадии и убрать ее без вреда для растущего организма.

Пуповина

Пуповина является своеобразным транспортным каналом, который передает малышу все необходимые питательные вещества и кислород.

Также в обратную сторону она отводит все продукты жизнедеятельности.

Плацента и пуповина работают как одно целое, благодаря этому плод снабжен всеми необходимыми ему веществами.

При неправильном (нездоровом) образе жизни будущей матери плацента с пуповиной начинают преждевременно стариться.

В таком случае они начинают функционировать неполноценно, и к плоду в меньшем объеме начинают поступать питательные вещества.

Что может спровоцировать преждевременное старение плаценты:

Для предотвращения столь неприятного и пагубного для плода явления следует избегать курящих людей, отказаться лично от такой привычки, больше гулять на свежем воздухе, стараться не нервничать и не испытывать стрессовых состояний. Также следует правильно, полноценно питаться и принимать необходимые витаминные комплексы. Как правило, их назначает гинеколог с учетом потребностей организма женщины, вынашивающей малыша. Еще необходимо во время приемов любых медикаментозных средств пить их только с разрешения врача и строго соблюдать инструкцию по применению.

Пуповина является полноценным связующим звеном между матерью и ребенком. Через нее осуществляется обмен кислородом и питательными элементами, а еще она отводит углекислый газ и прочие продукты метаболического распада при развитии плода.

Плацента

Плацента для маленького человека является всем миром, ведь она не только позволяет ему дышать, но и обеспечивает его питательными веществами. Еще она выполняет функции вывода углекислого газа и прочих продуктов жизнедеятельности.

Если рассматривать процесс дыхания через плаценту, то это выглядит так. В плаценте и пуповине находится большое количество сосудов, вен и 2 артерии. Именно по ним подводится кровь, обогащенная кислородом, а через вены происходит отток углекислого газа.

Чтобы к крохе поступало достаточное количество кислорода, женщине следует больше гулять на свежем воздухе . Лучше всего для таких прогулок подходят парки.

Также следует избегать мест, где воздух особенно загрязнен вредными веществами. Ведь они, попадая в организм беременной женщины, проникают и к ребенку. Это может ухудшить его здоровье.

В случае нехватки кислорода у крохи может развиться гипоксия хронического вида. Это очень серьезное состояние, при котором наблюдается кислородное голодание. При таком длительном состоянии у плода может нарушиться формирование важных органов, и некоторые системы могут начать работать неправильно. Однако растущий ребенок в утробе способен накапливать необходимое количество столь важного компонента не только для дыхания на протяжении пары минут.

Строение плаценты

Другими словами, он запасает его впрок. Но, тем не менее, это не значит, что можно допустить развитие такого состояния. Основной опасностью является то, что при сбоях в работе некоторых систем малыш как бы переходит в энергосберегающий режим. При этом замедляется формирование и рост всех органов, а в таком случае они не способны выживать.

Плацента – особенный орган. Она может компенсировать нехватку полезных и необходимых компонентов даже тогда, когда в организме матери наблюдается их недостаток. Это происходит за счет накопительной функции.

Примерно к 35-й неделе начинает вырабатываться вещество, которое имеет название сурфактант. Оно позволяет раскрыться при рождении легким и сделать первый самостоятельный вздох.

Как происходит дыхание ребенка?

Как известно, дыхание плода в утробе матери происходит путем газообмена. У него нет привычных вдохов и выдохов.

Дыхание происходит по следующей схеме:

  • беременная женщина вдыхает воздух;
  • через легкие кислород попадает в кровь и разносится по организму;
  • дойдя до плаценты, он задерживается в ней;
  • через пуповину кислород с полезными веществами поступает к плоду;
  • клетки плода насыщаются кислородом и перерабатывают его в углекислый газ;
  • он через пуповину отходит к плаценте и выводится из нее;
  • женщина выдыхает возвращенный углекислый газ.

Это повторяется на протяжении всего периода вынашивания плода.

Созревшие у крохи легкие на 37-й неделе начинают разрабатываться. Плод начинает как бы дышать, втягивая в них околоплодную жидкость и выпуская ее через небольшой промежуток времени. Так органы дыхания стараются приспособиться к самостоятельному насыщению маленького тела воздухом.

Из-за таких тренировок беременным женщинам кажется, будто ребенок в утробе икает.

Именно таким образом плод дышит в утробе. Этот процесс сильно отличается от привычного вдоха и выдоха. Чтобы правильно и своевременно подготовить легкие крохи для самостоятельной работы после рождения, беременной женщине следует больше двигаться, дышать свежим воздухом, избегать душных и непроветренных помещений.

Такие несложные правила позволят правильно и своевременно насыщать формирующийся и растущий организм кислородом в необходимом количестве, а также помогут раскрыться и правильно работать легким после рождения.

Во время осмотра новорожденного ребенка необходимо дать оценку его дыханию. Она включает в себя такие показатели, как равномерность дыхательных движений и их частоту, ритм и глубину, а также тип дыхания, процесс выдоха и вдоха и звуки, сопутствующие дыханию.

Лучше всего частоту дыхания, так же, как и его ритм, определять с помощью раструба фонендоскопа, поднесенного к носу ребенка.

Для оценки характера расстройств дыхания у новорожденного необходимо знать его нормативы (частота, ритм, глубина, соотношение вдоха и выдоха, задержка дыхания и т. д.).

Дыхание здорового новорожденного варьирует как по частоте, так и по глубине. Средняя частота дыхания в 1 минуту во время сна у него колеблется от 30 до 50 (во время бодрствования - 50-70). Ритм дыхания в течение суток не бывает регулярным. Во время сна в связи с пониженной возбудимостью дыхательного центра характер дыхания у новорожденного весьма похож на Чейн-Стоксовское. Оно характеризуется постепенным уменьшением глубины дыхательных экскурсий и наступлением дыхательной паузы (апноэ), длительность которой может колебаться от 1 до 6 секунд (у недоношенного ребенка от 5 до 12 секунд). В последующем дыхание компенсаторно учащается и постепенно восстанавливается до нормы. Подобный феномен в неонатальном периоде объясняется незрелостью дыхательного центра, регулирующего дыхание, и не рассматривается как патология.

Ребенок может периодически производить глубокий вдох, за которым следует маленькая пауза. Считается, что такие вдохи выполняют антиателектатическую функцию. Кроме того, анатомо-физиологические особенности носа у новорожденного (узость носовых ходов, недоразвитие его полостей, отсутствие нижнего носового хода и хорошее кровоснабжение) в сочетании с невозможностью дыхания через рот (язык оттесняет надгортанник кзади) создают большое сопротивление вдыхаемому и выдыхаемому через нос воздуху. Это способствует возникновению при дыхании ребенка своеобразного "храпа", раздуванию и напряжению крыльев носа. У некоторых родителей данный феномен вызывает беспокойство. В этих случаях участковый педиатр должен объяснить матери механизм возникновения данных симптомов и успокоить ее тем, что они носят проходящий характер.

Учащение частоты дыхания более чем на 10% от среднестатистического расценивается как одышка , которая носит название тахипноэ или полипноэ . Тахипкоэ характеризуется частыми дыхательными движениями, быстро и регулярно следующими друг за другом. Она может быть постоянной (даже в покое) или появляется во время крика или кормления.

При осмотре легко определить, есть тахипноэ или нет. Однако чтобы избежать ошибок, необходимо определять не только частоту дыхания, но и частоту пульса (частоту сердечной деятельности) с последующим их сопоставлением. На одно дыхание приходится 3-4 систолы. Каждое значительное учащение дыхания, которое соотносится с соответствующей тахикардией, дает основание подозревать заболевание дыхательной системы.

В норме учащение дыхания отмечается при:

  • высокой температуре окружающей среды;
  • возбуждении и плаче;
  • двигательном беспокойстве;
  • перерегреве ребенка;
  • повышении температуры тела.

Тахипноэ часто сопровождается и участием в дыхании вспомогательной мускулатуры, является проявлением ряда патологических состояний. К ним в первую очередь относятся:

  • заболевания системы органов дыхания (легочная одышка);
  • заболевания сердечно-сосудистой системы (сердечная одышка). Данный вид одышки у новорожденного нередко является ранним и постоянным признаком сердечно-сосудистой недостаточности. Она бывает настолько выраженной, что воспринимается как симптом, характерный для заболевания легких. Это относится к тем заболеваниям сердца, с которыми в практической жизни может встретиться участковый педиатр.

Реже тахипноэ встречается при:

  • нарушениях деятельности центральной нервной системы функционального и органического характера (нервная или центрогенная одышка);
  • остро возникших гемолитических анемиях (гематогенная одышка).

Особые виды одышки отмечаются при заболеваниях сердца:

  • врожденном фиброэластозе;
  • идиопатической гипертрофии сердца;
  • болезни Фалло.

Особенностью одышки при данных заболеваниях являются одышечно-цианотические приступы , возникновение которых связанно с обеднением малого круга кровообращения.

Одышка у новорожденного по своему характеру может быть :

  • инспираторная;
  • смешанная и преимущественно экспираторная.

Инспираторная одышка характеризуется затрудненным звучным вдохом и возникает при наличии препятствий в верхних дыхательных путях или при их сужении. Она встречается при:

  • аспирации инородного тела;
  • рините;
  • остром ларингите (ложном крупе);
  • синдроме Пьера Робена;
  • врожденном стридоре (при подозрении на врожденный стридор необходимо исключить в первую очередь тимомегалию или врожденный порок сердца);
  • гиперплазии вилочковой железы и др.

При одышке этого типа форсированный вдох совершается при энергичном сокращении грудино-ключично-сосковой мышцы и других вспомогательных дыхательных мышцах.

Смешанная и преимущественно экспираторная одышка. В неонатальном периоде в чистом виде экспираторная одышка не встречается. Чаще всего речь идет об одышке смешанного характера с большим или меньшим преобладанием экспираторной. При ней затруднены обе фазы дыхательных движений (вдох и выдох) с большим или меньшим преобладанием одной из них. Типична для уменьшения дыхательной поверхности легких. Встречается при:

  • пневмонии;
  • плеврите;
  • пневмотораксе;
  • бронхообструктивном синдроме;
  • диафрагмальной грыже;
  • метеоризме и т.д.

Даже легкое раздувание крыльев носа и щек указывает на появление дыхательных нарушений. Поэтому диагностическое значение этих симптомов велико.

По степени своей выраженности одышка может быть легкой и тяжелой. Легкая одышка характеризуется тем, что нарушение дыхания появляется только при беспокойстве, плаче или при кормлении ребенка (физическое напряжение). В то же время в покое она отсутствует. При тяжелой одышке нарушение дыхания отмечается уже в покое и резко усиливается при малейшем физическом напряжении. Участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры и втягивание яремной ямки во время дыхания являются признаками тяжелой одышки.

Быстро развивающаяся и очень сильная одышка, при которой ребенок буквально задыхается и близок к асфиксии, называется удушьем . Удушье может развиться при:

  • остром ларингите (ложный круп);
  • остром отеке легких;
  • пневмотораксе;
  • бронхообструктивном синдроме.

Одышка, сопровождающаяся стонущим (хрюкающим, стенотическим), аритмичным и поверхностным дыханием с втяжением уступчивых мест грудной клетки и участием в дыхании вспомогательной мускулатуры, цианозом носогубного треугольника и акроцианозом, указывает на то, что у ребенка развилась дыхательная недостаточность .

Дыхательная недостаточность у новорожденного представляет собой такое состояние организма, при котором либо не обеспечивается поддержание нормального газового состава крови, либо последнее достигается за счет ненормальной работы аппарата «внешнего дыхания, приводящей к снижению функциональных возможностей организма.

Различают четыре степени дыхательной недостаточности у новорожденного:

Дыхательная недостаточность I степени характеризуется тем, что в покое либо ее признаков нет, либо клинические проявления ее выражены незначительно и появляются при крике (беспокойстве) в виде умеренной одышки, периорального цианоза и тахикардии.

При дыхательной недостаточности II степени в покое отмечаются: умеренная одышка (число дыханий увеличивается 25% по сравнению с нормой), тахикардия, бледность кожи и периоральный цианоз.

Дыхательная недостаточность III степени характеризуется тем, что в покое дыхание не только учащено (более чем на 50%), но оно и поверхностное. Наблюдается цианоз кожи с землистым оттенком и липкий пот.

Дыхательная недостаточность IV степени - гипоксимическая кома. Потеря сознания. Дыхание аритмичное, периодическое, поверхностное. Наблюдается общий цианоз (акроцианоз), набухание шейных вен.

Уменьшение числа дыханий менее 30 в 1 минуту называется брадипноэ . В норме брадипноэ представляет собой физиологическое дыхание во время сна, когда дыхание становится замедленным и глубоким.

В патологических условиях брадипноэ рассматривается как тяжелое нарушение механизмов регуляции дыхания. Оно может наблюдаться самостоятельно при заболеваниях центральной нервной системы и вегетативных расстройствах, а также сочетаться с заболеваниями, сопровождающимися одышкой.

Патологические нарушения нормального дыхательного ритма (типа Чейн-Стокса, Биота) выражаются в разнообразных типах остановок дыхания. Чаще всего встречаются при:

  • заболеваниях центральной нервной системы - энцефалите, менингите, судорогах, водянке головного мозга, абсцессах, кровоизлияниях в мозг, внутричерепной или спинальной травме;
  • заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

В отличие от дыхания типа Чейн-Стокса, при котором нормальный тип дыхания восстанавливается постепенно, Биотовский тип дыхания сопровождается одномоментным восстановлением нормального ритма дыхания.

Дыхание Куссмауля характеризуется глубоким, регулярным, но редким дыханием, за счет чего организм пытается вывести через легкие избыток углекислоты (дыхание при ацидозе). Подобный тип дыхания у новорожденных встречается при:

  • синдроме удушья;
  • первичном инфекционном токсикозе.

У новорожденных может наблюдаться так называемое "дыхание загнанного зверя ", выражающееся учащением, а главное, углублением дыхательных движений без пауз. Оно может наблюдаться у новорожденного ребенка при:

  • эксикозе III степени;
  • менингите.

При патологических состояниях нарушения нормального дыхательного ритма встречаются чаще всего при:

  • заболеваниях центральной нервной системы - энцефалите, менингите, гидроцефалии, опухоли и абсцессе мозга;
  • внутричерепных кровоизлияниях.

В этих случаях дыхание приобретает часто Чейн-Стоксовский характер и реже бывает - Биотовского типа.

Приступы апноэ могут встречаться:

  • у недоношенных;
  • у детей с кровоизлияниями в ЦНС;
  • при врожденной диафрагмальной грыже;
  • при эзофаготрахеальном свище (приступы сопровождаются кашлем и цианозом при каждой попытке кормления или при приеме жидкости);
  • при тяжелых формах обструктивного ринита, когда секрет совсем закладывает нос.

Когда у ребенка приступы апноэ протекают на фоне коматозного состояния при отсутствии каких-либо еще объективных данных, нужно в первую очередь подумать о лекарственном отравлении.

Разнообразные дыхательные нарушения в сочетании с желтухой, неврологической симптоматикой, анорексией, диарейным синдромом, рвотой, гепатоспленомегалией могут встречаться при манифестации ряда наследственных болезней обмена веществ.

Любые нарушения дыхания у новорожденного ребенка являются основанием для подозрения серьезного заболевания, дифференциальная диагностика которого возможна только в условиях стационара.