Занятия в подготовительной группе тема транспорт. «веселое путешествие»

Разработала учитель-логопед

первой квалификационной категории

МБДОУ Детский сад «Санаторный» г. Абакан, республики Хакасия

Шишлянникова Наталья Валерьевна

Цель: формирование интереса к логопедическим занятиям через использование игрового метода и метода моделирования.

Задачи:

I. Образовательные задачи:

1. Закрепить знания детей о транспорте.

2. Уточнить понятия: транспорт, виды транспорта: воздушный, водный, наземный.

3. Учить согласовывать числительные с существительными.

4. Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения.

II. Развивающие задачи:

1. Активизировать и обогащать словарный запас по теме.

2. Развивать словесно-логическое мышление, внимание, воображение.

3. Развивать у детей смекалку, сообразительность.

III. Воспитательные задачи:

1.Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах.

2.Воспитывать интерес к познавательным знаниям.

Предварительная работа:

На музыкальных занятиях (прослушивание и разучивание детских песен из мультфильмов о транспорте, музыкальные игры «Летим-Плывем-Едем»);

На занятиях воспитателя (чтение художественных произведений о транспорте, выполнение на занятиях физкультминуток и игровых зарядок по теме);

Методы:

Наглядные (картинка с изображением поезда, предметные картинки, опорная схема с обозначением видов транспорта: водный ~, воздушный, наземный =);

Словесные (беседа, вопросы, загадки,);

Практические (массаж языка «Поезд», подвижные игры «Едем-Летим-Плывем-Гудим», «Светофор», упражнение «Собери из частей»).

Оборудование: столы стулья по количеству детей, картинка с изображением поезда, картинки с разными видами транспорта, опорная схема с обозначением видов транспорта, опорных схем «глаза», «человек разрезной конструктор из картона «Собери машину из частей», для игры «Светофор» 1 красный, 1 желтый, 1 зеленый круг, набор крупных цифр от 1-10.

Ход занятия

I. Орг. Момент.

Вводная беседа.

Ребята, вы любите путешествовать?

Кто такие путешественники?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а на чем, вы угадаете, если разгадаете мою загадку.

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит (поезд).

Демонстрация картинки поезда с вагончиками.

II. Основная часть.

Поезд готов к отправлению?

А вы готовы к путешествию? Давайте подготовим наш язычок к путешествию. Массаж языка «Поезд»

Едем мы по рельсам

(провести верхними зубами от спинки к кончику 3-5 раз),

Едем мы по шпалам,

(Покусать верхними зубами язык от спинки к кончику),

Едет поезд скорый,

Мчится запоздало.

(Провести верхней губой от спинки к кончику языка 3-5 раз).

Первая станция "Загадай-ка".

Загадки о транспорте.

Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Носит обувь из резины,

А питается бензином. (автобус)

Едет он, усатый,

Полный и пузатый,

Люди в нем сидят,

Смотрят и стоят. (троллейбус)

Шуршат четыре шины

В дороге у … (машины).

Как назвать все слова-отгадки одним словом? (транспорт)

Наш поезд отправляется в путь и следующая станция «Называй-ка»

Мы с вами говорили, что транспорт бывает, какой? (воздушный, водный, наземный, специального назначения). Показ опорной схемы с обозначением видов транспорта.

У вас в руках картинки, назовите, что на ней нарисовано и прикрепите к подходящей схеме.

Дети называют транспорт и соотносят со схемой.

Мы продолжаем путешествие и прямо на нашем пути станция «Собирай-ка».

Посмотрите у вас в конвертах разные части транспорта, вырезанные из картона. Ваша задача, прикладывая разные элементы, собрать и назвать, что у вас получилось и из каких частей. (Например, это машина, у неё есть кабина, колеса, фары).

Наш поезд приближается к станции «Отдыхай-ка».

Ребята выходите из поезда поиграть на полянке. Если на картинке воздушный транспорт изобразите, как летим, водный - плывем, наземный - едем, специального назначения - сигналим: «у-у-у». Примерный набор картинок: машина, самолёт, пожарная машина, корабль, ракета, электричка, скорая помощь, троллейбус, поезд.

Физминутка «Светофор».

Ребята, сейчас на светофоре будут зажигаться огоньки, давайте поиграем и повторим правила дорожного движения. Красный цвет - стоим, желтый - готовимся (хлопаем), зеленый - идем (шаг на месте).

Рисунок 1

Например, одна лодка, нет лодки, две лодки, пять лодок, маленькая лодочка.

Веселое путешествие продолжается, на пути станция «Подбирай-ка».

Посмотрите на картинки и подберите, что к чему подходит.

Машина аэропорт

Корабль гараж

Самолёт вокзал

Автобус порт

Будьте внимательны, поезд приближается к станции «Исключай-ка».

Д\и «Четвертый лишний» (по картинкам).

Автобус, грузовик, самолет, машина.

Лодка, пароход, ледоход, корабль.

Ракета, самолет, воздушный шар, вертолет.

Наше путешествие продолжается, мы на станции «Шутил-ка».

Здесь жители все перепутали, исправьте ошибки.

1)Транспорт воздушный мы полюбили,

2)Птиц всех быстрее автомобили.

3)На работу всех с утра нас развозят доктора.

4)К морю Черному мы в мае полетели на трамвае.

Итог.

Наше путешествие подошло к концу. Конечная остановка город Абакан, детский сад «Санаторный».

Конспект

непосредственно образовательной деятельности с детьми

в специальной (коррекционной) группе

в образовательной области

«Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».

Тема:

«Наземный и подземный транспорт».

МБДОУ №9 «Звёздочка»

Воспитатель специальной (коррекционной) группы

Левчикова Т.И.

Ногинск 2012 год

Интеграция образовательных областей: «познание», «формирование целостной картины мира, расширение кругозора» , «коммуникация», «художественное творчество», «социализация».

Обучающие задачи:

  1. Закреплять знания детей о наземном транспорте, подземном транспорте;
  2. Закреплять части транспорта;
  3. Закреплять предложно-падежное управление.

Развивающие задачи:

  1. Развивать произвольное внимание, наглядно-образное и логическое мышление, общение.
  2. Развивать артикуляционную,тонкую и общую маторику, координацию речи с движением.
  3. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  2. Воспитывать интерес к обучению и игре.

Используемые технологии.

  1. Здоровьесберегающие :снятие мышечного и нервного напряжения (физ. минутка),дыхательная гимнастика,пальчиковая гимнастика.
  2. Игровые : сюрпризный момент,игра «Чудесная корзинка», игра с мячом «Назови профессию»,игра «Автобус»,игра «Собери картинку»,игра «Что лишнее?»
  3. Личностно-ориентированные : коммуникативная игра, игровой метод с элементами проблемности.

Предварительная работа : рассматривание иллюстрации на тему «Транспорт», проведение д/и «Почини машину», чтение художественной литературы (Н.Носов «Автомобиль», В.Берестов «Про машину»), строительная игра «Наша улица».

Материал : предметные картинки по теме, мяч, наборы разрезных картинок, макет автобуса.

Организация деятельности.

Коммуникативная игра:

«Собрались все дети в круг

Я – твой друг, и ты- мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся»

К таким хорошим и пригожим в гости пришел Буратино. Он узнал, что вы любите играть, отгадывать загадки. Он принес вам «волшебную» корзинку. Но сначала расскажите Буратино как называется город, в котором мы живем (ответы детей),назовите улицы нашего города (ответы детей).Ребята, давайте посмотрим, что лежит в корзине? Это картинки, по которым надо рассказать Буратино, на чём можно добраться до детского сада («До д/с я доеду на машине»).

Картинки выставляются на доску.

Как можно назвать эти картинки одним словом? (транспорт)

Для чего нужен транспорт? (перевозить людей и грузы)

Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? (пассажирский)

Назовите виды пассажирского транспорта. (автобус, трамвай, легковые машины, поезд, электричка, велосипед, мотоцикл, троллейбус)

Как называется транспорт, который перевозит грузы? (грузовой)

Какие грузы перевозит грузовой транспорт? (камни, песок, доски)

Назовите виды грузового транспорта. (самосвал, грузовые машины, поезд)

Эти картинки разделены на 2 группы: пассажирский и грузовой транспорт, а как можно их назвать одним словом? (наземный транспорт, он движется по земле).

По какому признаку эти картинки можно разделить на 2 другие группы? (железнодорожный, который движется по рельсам, и тот, который движется по шоссе)

Какой еще вид железнодорожного транспорта вы знаете? (электропоезд,метро).

Метро- это какой вид транспорта? (подземный)

Почему подземный? (перевозит людей под землей)

Дыхательная гимнастика: «Паровоз»

Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух-чух», изменяя скорость движения,громкость и частоту произношения (пов. 5-6 р.)

Ребята, сейчас мы расскажем Буратино, почему так называют машины.

Игра: «Почему так называют?»

Молоковоз- (возит молоко)

Водовоз- (возит воду)

Бетономешалка- (бетон мешает)

Бензовоз-(возит бензин)

Грузовик- (груз возит)

Физкультминутка: «Мы шоферы»

(дети встают в круг)

«Едем, едем на машине

(имитируют движения рулем)

Нажимаем на педаль

(ногу сгибают,вытягивают)

Газ включаем,выключаем

(поворачивают воображаемый рычаг)

Смотрим пристально мы вдаль

(приставляют ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли

(руки сгибают в локтях перед собой,ладони раскрывают,наклоняют руки влево и вправо)

Вправо,влево,чистота!

Волосы ерошит ветер

(над головой шевелят пальцами)

Мы-шоферы хоть куда!»

(поднимают вверх большие пальцы рук)

Игра: «Назови части транспорта»

Машина- колеса,сиденье,руль,кузов,матор,кабина,фары.

Поезд- колеса,сиденья,вагоны,двери.

Велосипед- сиденье,колеса,руль,педали,фары,богажник.

Дидактическая игра: «Собери картинку»

Составление целого предмета из его частей.

Дети собирают разрезные картинки, называют вид транспорта.

Игра с мячом: «Назови профессию»

  1. Кто управляет автобусом? (водитель)
  2. Кто управляет трамваем? (вагоновожатый)
  3. Кто управляет поездом? (машинист)
  4. Кто управляет грузовой машиной? (шофер)
  5. Кто продает билеты в автобусе? (кондуктор)
  6. Кто проверяет билеты в электричке? (контролер)

Ребята, Буратино спросил у меня, любите ли вы отгадывать загадки?

Загадки.

Поезд едет под землей,он катает нас с тобой (метро).

В поле лестница лежит,дом по лестнице бежит (поезд)

Держусь я только на ходу,а если встану,упаду (велосипед)

Дом по улице идет,на работу всех везет (автобус)

Буратино хочет проверить, умеете ли вы внимательно слушать. Я буду называть слова, а вы должны угадать,какое слово лишнее.

Игра: «Что лишнее?»

Поезд,трамвай,кукла,автомобиль.

Виноград,велосипед,машина,автобус.

Мотоцикл,шоколадка,автомобиль,поезд.

Молодцы,ребята! Вы очень внимательные!

А сейчас, мы покажем Буратино,как мы умеем играть пальчиками.

Пальчиковая гимнастика: «Поезд»

(Дети сидят на стульчиках,выпячивают ладони перед собой,выпрямляют,раздвигают пальчики,затем прижимают ладони друг к другу.Большие пальчики соединяют,а остальные соединяют «лучиками»)

Это наш веселый поезд

Много в нем вагонов дружных

Всем на свете очень нужно

(быстро соединяют пальцы в замок и разъединяют)

Раз- вагончик

(загнуть один пальчик вниз)

Два – вагончик

(загнуть второй пальчик вниз)

Три,четыре,пять,шесть

(загнуть по одному четыре пальчика)

Есть места,где можно сесть

(загнуть мизинчики)

Проходите по порядку

(разгибать пальчики по одному)

И поехали ребятки

(потрясли всеми пальчиками)

(Е.Евдокимова)

Я вас приглашаю вместе с Буратино прокатится на автобусе.

Итог:

Игра: «Автобус»

Водитель занимает место в кабине. Кондуктор (воспитатель) предлагает пассажирам войти в автобус,дает билеты,выясняя, кто куда едет. (Я еду в магазин) Воспитатель спрашивает у детей: «Почему автобус едет медленно? (он везет людей)», «Что вы видите из окна автобуса?» Кондуктор объявляет конечную остановку. Дети выходят из автобуса. «Ребята на чем мы ездили? О каком транспорте мы сегодня говорили? Какое задание было самым трудным? Буратино мне сказал,что ему очень понравилось с вами играть,он узнал от вас много интересного,но ему пора домой. Для вас он оставил в подарок раскраски»

Литература:

  1. КРО « Ознакомление с окружающим миром» (И.А. Морозова, М.А. Пушкарева)
  2. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической

группе для детей 5-6 лет. (Л.М. Граб)

  1. « Транспорт,какой он?» (К.П. Нефедова)
  2. Коррекционная работа воспитателей в подготовительной группе (В.В. Коноваленко)
  3. Программа дошкольного образования « От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева)

наталья абросименко
«Транспорт. Виды транспорта». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Транспорт . Виды транспорта .

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для дошкольников .

1. Познакомить с видами транспорта

2. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь

3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира

Оборудование : иллюстрации разных видов транспорта

Ход занятия.

1. Организационный момент

В. Сегодня на занятии мы будем говорить о транспорте . Нам предстоит путешествие в мир транспорта .

Ребята, как вы думаете для чего люди придумали транспорт ? Д. -Для того, чтобы передвигаться, перевозить грузы.

В. Человек с помощью транспорта может передвигаться по земле, под землей, в воздухе, под водой, по воде.

2. Беседа.

В. Как называется транспорт , который передвигается по земле?

Д. Наземный.

В. По воздуху?

Д. Воздушный.

В. По воде?

Д. Водный.

В. Нужно выйти к доске и обозначить оранжевыми кружками наземный вид транспорта , водный- зелеными кружками, а воздушный- красными.

В. - Ребята, как вы думаете всегда ли существовали все эти виды транспорта ?

В. - Как же люди в древние времена передвигались?

Д. - Пешком, на лошадях, верблюдах, собаках, оленях, слонах.

В. - Человек изобрел телегу, затем велосипед, а в 20 веке- автомобиль.

Воспитатель показывает иллюстрации автомобилей.

А где сейчас можно увидеть эти машины.

Д. - В музее.

В. - А сейчас вот какие машины! (показ иллюстраций)

Ребята, какие вы знаете машины?

Для чего же человек изобрел машину?

Д. - Для перевозки пассажиров.

В. - А как называются эти машины?

Еще человек изобрел спортивные машины. (показ иллюстраций)

Трамвай. Автобус. Троллейбус.

Ребята, для чего нужны эти машины?

Д. - Чтобы перевозить пассажиров.

В. - Все вы знаете такие машины как : КАМАЗ, ЗИЛ, КРАЗ.

Для чего они нужны?

Д. - Для перевозки грузов.

В. - А кто же управляет этими машинами?

Д. - Водитель, шофер.

В. - Ребята, каким должен быть водитель?

Д. - Внимательным, смелым, знающим ПДД.

В. - А теперь отгадайте загадку

Бежит конь вороной много

Тянет за собой. (поезд)

Ребята, всегда ли были поезда?

В. - Сначала появились паровозы, которые работали на угле. Затем тепловозы- на жидком топливе. Электровозы- на электрическом токе.

Ребята, для чего они нужны?

Д. - Для перевозки пассажиров и грузов.

В. - К какому виду транспорта мы относим паровозы , тепловозы, электровозы?

Д. - К наземному.

В. - Еще с древних времен человек жил у воды и мечтал научиться плавать. Первый вид водного транспорта , который придумал человек был плот, а позже лодка на надутых шкурах животных. Затем появились парусники, но ими тоже было неудобно пользоваться. И тогда появились пароходы и теплоходы.

Ребята в наше время на каких кораблях мы отправляемся в плавание?

Д. - На ракете, теплоходе, барже, сухогрузе, ледоходе.

В. - Какой вид транспорта самый быстрый ?

Д. - Воздушный.

В. - Самолет появился позднее. Сначала появился воздушный жар, а потом только самолет. А еще есть вертолеты, которые похожи на стрекозу. Они бывают военные, пассажирские, грузовые.

Ребята, о чем мы говорили на занятии ?

Какой транспорт бывает ?

Все сегодня молодцы, очень хорошо работали.

Ирина Дубышкина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наземный транспорт» в подготовительной группе

Непосредственно - образовательная деятельность

по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

на тему «Наземный транспорт».

Составитель: воспитатель Дубышкина Ирина Анатольевна.

Образовательная область: «Познание».

Цель: Расширять представление о видах наземного транспорта.

Программное содержание:

закреплять знания о видах городского транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, такси, маршрутное такси, метро);

виды городского транспорта, автомобильного и железнодорожного транспорта;

правила поведения т в транспорте;

учить безопасному поведению на улицах и дорогах;

познакомить со значением транспорта в жизни человека;

обогащать лексику словами, обозначающими профессии людей, связанных с транспортом: водитель, машинист, вагоновожатый, мотоциклист, велосипедист;

воспитывать уважение к профессии людей, создающих транспортные средства.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»:

Формировать понятия: наземный, грузовой, пассажирский, специальный транспорт;

Показать детям значимость использования транспорта для облегчения жизни человека;

Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.

Закрепить знания о правилах безопасного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

«Речевое развитие»:

Активизировать словарь детей словами – названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами;

Совершенствовать речь как средство общения;

Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи;

Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику.

Ход непосредственно - образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Вы проснулись? Да проснулись.

Вы друг другу улыбнулись? Улыбнулись.

Я рада, что у вас хорошее настроение.

Воспитатель до занятия размещает на доске картинки наземного транспорта.

Ребята, предлагаю вам отгадать загадки. Послушайте их внимательно.

Загадки:

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука,

Два блестящих огонька.

Не собака – а с цепью.

Не лошадь – а с седлом.

(Велосипед)

Спешит машина красная,

Не выключая фар,

На службу на опасную,

Спешит тушить пожар!

(Пожарная машина)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд)

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус)

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.

Быстрее всех машин несется,

Ребята, как же он зовется?

(Мотоцикл)

Ребята, как можно назвать этот транспорт. (Наземный транспорт).

Рассказ воспитателя. Слайд №3-10.

Транспорт – совокупность средств передвижения (поезд, автомобили, автобусы, метро и другие, а также отдельный вид средств.

Существует железнодорожный, пассажирский, городской транспорт.

Виды транспорта: наземный (железнодорожный, городской, подземный, воздушный, водный. Сегодня мы остановимся на наземном транспорте:

городской: легковая машина, автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мотороллер;

железнодорожный: поезд (вагон, паровоз, тепловоз, электричка, метро.

грузовые машины (грузовик, самосвал, фургон, цистерна,

специальные машины (скорая помощь, пожарная, милицейская, аварийная, такси).

грузовой наземный транспорт перевозит грузы.

Ты наверное любишь гулять с мамой в парке. У автобусов, трамваев, троллейбусов и такси тоже есть парки, где они стоят ночью. Парк для автобусов и других машин называется – автопарк. Трамваи стоят в трамвайном депо, а поезда в железнодорожном. Такси отдыхают в таксопарке, а троллейбусы в троллейбусном парке. Место, от которого отправляются в дорогу поезда называется железнодорожный вокзал, а автобусы отъезжают от автовокзала.

ВИДЫ ТРАНСПОРТА: грузовой и пассажирский. Груз – товары, вещи, которые перевозят куда – нибудь. Пассажир – тот, кто едет или собирается ехать на чем - нибудь.

ЧАСТИ ТРАНСПОРТА: фара, кузов, кабина, мотор, колесо, дверцы, шины, багажник, руль, сидение, педали, тормоз.

УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ И ЕГО ОБСЛУЖИВАНИЕ: машинист, водитель, вагоновожатый, шофер, мотоциклист, велосипедист, пассажир.

ФИЗМИНУТКА.

Дети двигаются по всей группе, громко повторяя слова:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Я стучу, стучу, стучу,

Я качу, качу, качу,

Опоздать я не хочу.

Воспитатель дает команду «остановка», дети останавливаются.

Игра повторяется 2-3 раза.

Вопросы к беседе:

1. Какой транспорт называется наземным?

2. Движется по железной дороге?

3. Передвигается по земле?

4. Перечисли наземный транспорт (железнодорожный, городской?

5. Какие виды машин ты знаешь? (грузовая, легковая, специальная)

6. Какие виды поездов ты знаешь? (пассажирский, товарный).

7. Покажи и назови части машин? (колесо, кабина, кузов, фары, руль, дверцы).

8. Кто управляет машиной, поездом, мотоциклом, велосипедом? (машинист, велосипедист, водитель, мотоциклист).

9. Каким должен быть водитель, машинист и т. д.? (внимательным, вежливым, обходительным, аккуратным, строгим, исполнительным).

10. Нравиться ли тебе ездить в транспорте? В каком больше всего?

11. На каком транспорте ты добираешься в детский сад?

Игра «Четвертый лишний». Слайд №11-13

Выбрать лишний транспорт и объяснить свой ответ.

Игра «Угадай транспорт». Слайд № 14-33.

Картинка закрыта 6 прямоугольниками. Ребята отгадывают транспорт по частям, которые открываются постепенно.

В заключении воспитатель спрашивает, что нового дети узнали сегодня на занятии, о чем им было интересно поговорить.

Слайды презентации

Наземный транспорт.

Транспорт который ездит по земле называется наземным. К нему относятся:

Наземный транспорт делится на пассажирский, грузовой и специальный. Пассажирский транспорт перевозит людей – пассажиров. К нему относятся: автобус, троллейбус, такси и трамвай.

Грузовой наземный транспорт перевозит грузы. К нему относятся такие машины как самосвал, грузовик, муковоз, цементовоз и др.

К наземному транспорту специального назначения относятся: скорая помощь, полицейская машина, пожарная, автовышка, снегоуборочная машина, трубоукладчик, различные строительные и военные машины.

Ты наверное любишь гулять с мамой в парке. У автобусов, трамваев, троллейбусов и такси тоже есть парки, где они стоят ночью. Парк для автобусов и других машнн называется – автопарк.

Трамваи стоят в трамвайном депо, а поезда в железнодорожном.

Такси отдыхают в таксопарке, а троллейбусы в троллейбусном парке.

Место, от которого отправляются в дорогу поезда называется железнодорожный вокзал, а автобусы отъезжают от автовокзала.

Ни одни вид транспорта без человека не приходит в движение. Автобусы и другие машины водит – водитель, трамваи – вагоновожатый, поездом управляет машинист, мотоциклом – мотоциклист, велосипедом – велосипедист. Все машины очень помогают людям.

Слайд 11 - 13

Игра «Четвертый лишний»

Слайд 14- 33

Игра «Угадай транспорт»

Интернет-ресурсы

Цель. Закрепить знания детей о разных видах транспортных средств.

Задачи:

Коррекционно-образовательные. Закрепить знания детей о видах транспорта и транспортных средствах. Формировать навык словообразования (словообразование существительных путем сложения основ). Образование сравнительной степени прилагательных. Усвоение глаголов с разными приставками. Развитие связной устной речи.

Коррекционно–развивающие. Корригировать зрительное и слуховое восприятие, память. Закрепить умение воспроизводить материал, используя пиктограммы. Развивать пространственную ориентацию и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные. Воспитывать уважение и интерес к труду взрослых.

Оборудование. Предметные картинки с изображением разного вида транспорта, пиктограммы, плакат, карточки для графической работы, сигнальные карточки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по городу. Давайте встанем в круг и вспомним виды транспорта (наземный, водный, воздушный, подземный, железнодорожный) и транспортные средства (автобус, такси, троллейбус, мотоцикл, маршрутное такси, лодка, катер, теплоход, самолет, вертолет, поезд, электричка, трамвай, метро и т.д.). Я вам буду кидать мяч, а вы сначала назовете виды транспорта, а потом транспортные средства.

Упражнение “Вспомним виды транспорта” (в кругу, мяч, садимся вместе).

II. Основная часть.

Ребята, но перед тем как отправиться в путешествие, давайте определимся, на каком транспортном средстве мы поедем по город, чтобы нам было удобно и мы смогли поехать все вместе.

Автобус - Маршрутное такси - Такси

(на доске картинки)

Молодцы! А теперь давайте сравним, что мощнее: такси или автобус?

Игра “Ответь на вопрос”.

Такси мощное, а автобус... (мощнее).

Такси большое, а автобус... (больше).

Такси тяжелое, а автобус... (тяжелее).

Такси длинное, а автобус...(длиннее).

Такси просторное, а автобус... (просторнее).

Молодцы! Значит, мы поедем на чем? (На автобусе).

Хорошо! А теперь давайте, определим, как же будет выглядеть наш автобус? Сейчас к доске выйдет Саша Ф. и составит рассказ про автобус.

Составление рассказа про автобус с использованием пиктограмм.

Молодец! А вечером, с воспитателем, вы составите рассказ про самолет. Ребята, а теперь внимательно посмотрите на план, и давайте определимся, по какому маршруту мы отправимся в путешествие. Я вам буду начинать предложение, а вы – продолжать, а потом повторять целиком.

3. Игра “Подбери слово” (плакат).

Автобус заехал в гараж, а потом... (выехал).

Автобус подъехал к детскому саду, а потом...(отъехал).

Автобус въехал на гору, а потом... (съехал).

Автобус приехал в лес, а потом... (уехал).

Автобус отъехал от леса, а потом... (приехал в детский сад).

Ребята, а теперь давайте изобразим, как мы поедем по нашему маршруту на автобусе. Сейчас возьмут карточки только те ребята, у кого они лежат в левом верхнем углу, а потом те, у кого они лежат в правом верхнем углу.

4. Работа на карточках.

III. Физкульт минутка “Готовим автобус в дорогу” (в кругу).

Вот стоит автобус тут
Мы его готовим в путь.
Рукава мы завернем
И работать все начнем.
Стекла, фары протираем,
Дружно шины накачаем.
А теперь в салон идем
И мотор мы заведем.
Крутим руль туда-сюда
В лес поехали, друзья.

IV. Закрепление.

Хорошо! А теперь садитесь в автобус, давайте внимательно посмотрим в окно и расскажем, что там происходит. Я вам буду показывать карточки со словами, а вы будете их читать и составлять предложения.

1. Игра “Составь предложение из слов” (на стульях, карточки).

Что ты видишь? Я вижу самолет, лес. (Самолет летит над лесом.)

Что ты видишь? Я вижу вертолет, дом. (Вертолет летит над домом.)

Что ты видишь? Я вижу ракету, землю. (Ракета летит над землей.)

Что ты видишь? Я вижу вертолет, поле. (Вертолет летит над полем.)

Что ты видишь? Я вижу аэроплан, деревню. (Аэроплан летит над деревней.)

Что ты видишь? Я вижу самолет, облака. (Самолет летит над облаками.)

V. Заключение.

Ребята, вот и наша остановка. Давайте выйдем из автобуса и посмотрим, что же происходит вокруг. Я вам буду называть две маленькие частички, а вы будете угадывать слово целиком и показывать на карточках количество слогов.

Игра “Объясни слово” (в кругу, предметные картинки, сигнальные карточки).

Сам летает - самолет (3 слога);

Вертится и летает - вертолет (3 слога);

Везде ходит - вездеход (3 слога);

Возит бензин - бензовоз (3 слога);

Возит цемент - цементовоз (4 слога);

Ходит по Луне - луноход (3 слога);

Возит мусор - мусоровоз (4 слога).

Молодцы, ребята! А наше путешествие подошло к концу. На занятии мы с вами повторили виды транспорта, выбрали и подготовили наиболее удобное для путешествия транспортное средство, совершили увлекательнейшую поездку по улицам города и... вернулись назад.