Ребенку 10 месяцев развитие питание игры занятия. Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте

Дорогие родители! Пришло время поговорить о том, что должен уметь ребенок в 10 месяцев. Через два месяца малышу исполнится годик, он начнёт ходить, и официально перестанет считаться грудничком. А что он сейчас уже умеет делать, вы узнаете, прочитав мою статью.

Физиология малыша

Ребёнок повзрослел, стал очень активным, уже тратит намного больше энергии. И как результат, малая прибавка в весе. За последний месяц малыш может набрать всего 300 грамм, а вырасти лишь на сантиметр. В среднем десятимесячный ребёнок весит от 8 до 10,5 кг, имеет рост от 71 до 75 см.

Мой сын весил 10 кг 400 грамм, а рост у него был – 76,5 см.

Каковы же изменения в физиологическом развитии уже можно наблюдать у ребёнка:

  1. Слушает, о чем говорят родители, пытается повторить услышанные слова.
  2. Смеётся, когда с ним сюсюкаются и шутят.
  3. Радуется, когда с ним начинают играть.
  4. Любит играть пирамидкой из разноцветных колец.
  5. Часто играет с мелкими объектами. Это развивает мелкую моторику ребёнка, но в тоже время есть риск, что малыш что-то положит себе в ротик, так что не оставляйте его без присмотра.
  6. Любит кидать разные предметы и смотреть, как они падают.
  7. Умеет самостоятельно сидеть, с лёгкостью ползает, пытается ходить, держась за маму или кроватку.
  8. Уже в состоянии жевать, но только измельчённую пищу.
  9. Проявляет интерес к другим малышам.
  10. Пытается сделать первые шаги.
  11. Самостоятельно держит чашку и ложку.
  12. Умеет забираться и спускаться с кровати.
  13. Одной рукой одновременно может держать два предмета.
  14. Ему очень важно услышать похвалу от взрослых, особенно от мамы.
  15. Проявляет страх перед чужими и паникует, когда остаётся в незнакомом месте.
  16. Выполняет маленькие просьбы родителей.

Двигательная активность карапуза

В десять месяцев малыш уже обладает следующими навыками:

  1. Берёт маленькие предметы большим пальчиком и указательным, складывает пирамидки, нажимает маленькие кнопочки.
  2. Выбрасывает вещи из шкафов, кроватки.
  3. Самостоятельно сидит. Может присесть, как с положения стоя, так и лёжа.
  4. Уверено ползает . Не расстраивайтесь, если ваш малыш этого не делает. Сын моей подруги вообще не ползал, а в 11 месяцев сразу встал и пошёл.
  5. Может залезть и слезть с невысокой кровати.
  6. Может вставать или даже потихоньку шагать, держась при этом за мамину юбку или какой-то предмет мебели.
  7. Возможно, ваш малыш уже может перемещаться, держась за опору лишь одной ручкой, особенно если вторая занята игрушкой.

Развитие психологических навыков

  1. Малыш внимательно вас слушает и осознаёт, о чём вы говорите.
  2. Пытается повторять услышанные звуки.
  3. Может показывать на предметы, о которых говорят или которые хочет, чтоб ему подали.
  4. Смеётся, если слышит весёлую историю.
  5. Ребёнок во всём пытается быть похожим на родителей.

Мы покупали сыночку игрушечный телефон, посудку. Он был счастлив, что тоже может вести себя, как взрослый.

  1. Кроха уже регулярно машет вам на прощание.
  2. Радуется, когда его хвалят и обижается, когда ругают или не дают что-то делать.
  3. Разбрасывает игрушки и другие вещи по всей комнате.
  4. Интересуется своим телом и сравнивает себя с другими детками. Малыш может захотеть потрогать носик, ушко соседского ребёнка.
  5. Уже хорошо работает долговременная память. Малыш помнит, куда вы что-то положили и с лёгкостью найдёт это и через день.

Эмоциональные и социальные способности

В этом развитии у малыша тоже происходят перемены. Вот, что можно уже наблюдать:

  1. Ребёнок научился передавать свои чувства с помощью лепета, а не слёз и криков.
  2. Начал понимать слова запретов. И может назло маме делать плохие поступки, малыша даже веселит, что его ругают. Хотя некоторые детки всё же обижаются и расстраиваются.
  3. Произносит смешные звуки и сам же смеётся над ними.
  4. Расстраивается аж до слёз, если у него начнут забирать любимую игрушку или будут заставлять делать то, что он не хочет.
  5. Уже умеет проситься в туалетик (на горшок).
  6. Любит, когда ему дают право выбора.

Мой сынок, например, очень любил, когда я ему разрешала выбирать книжку, которую мы будем читать.

  1. Любит играть, как сам с собой, так и с другими малышами.

Правильно развиваемся

Давайте поможем нашим деткам в их развитии:

  1. Полезным будет поносить ребёнка на руках, не долго, не больше часа за день. Малыш должен чувствовать прикосновение вашего тела, вашу любовь, заботу.
  2. Не стоит сюсюкаться с ребёнком. Разговаривайте с ним по-взрослому, как с равным. Это поможет избежать в дальнейшем дефектов речи у крохи.
  3. Позаботьтесь о чувстве юмора карапуза.
  4. Создавайте для ребёнка большое пространство для перемещений, а главное безопасное.
  5. Указывайте на части тела вашего ребёнка и говорите, как они называются, а потом спрашивайте у крохи: «а где твой носик?»
  6. Не ругайте малыша за то, что он разбрасывает вещи. Найдите цель, куда можно будет всё скидывать. Покажите, как это делать своему карапузу.
  7. Развивайте творческие способности ребёнка. В этом возрасте уже можно потихоньку учить кроху рисовать или лепить из пластилина .
  8. Давайте ребёнку не больше трёх игрушек за раз, меняйте их каждый день.
  9. Обязательно читайте сказки и стишки, особенно перед сном.
  10. Делайте массаж ребёнку каждый день. Не стоит забывать и о гимнастике.

Особенности девочек и мальчиков

В десятимесячном возрасте уже можно найти различия в поведении и развитии детей разного пола.

Что должен уметь мальчик в 10 месяцев?

  1. Достаёт вещи со шкафов, полок и всё раскидывает.
  2. С лёгкостью взбирается на стулья, и даже на стол.
  3. Начинает говорить позже, чем девочки. Ему неинтересно копировать то, что говорят взрослые.
  4. Очень подвижный и любит пакостить.
  5. Нужно потратить много сил, чтоб сына заставить что-то сделать.
  6. Хочет всё делать сам, без помощи мамы.

Что должна уметь девочка в 10 месяцев?

  1. Имеет сильную привязанность к маме.
  2. Любит держаться за ручку. Ей больше нравится, чтоб кто-то с ней играл.
  3. Любит спокойные занятия: собирать кубики, пирамидки, листать книги.
  4. Девочкам нравится повторять то, что они слышат. Именно поэтому они раньше начинают разговаривать, чем мальчики.

10 месяц жизни ребенка - это интересный период как в жизни малыша, так и в жизни его родителей, наполненный неповторимой романтикой познания окружающего мира.

В этом возрасте в развитии ребенка по всем ведущим линиям – сенсорной, социальной, речевой, моторной – наблюдаются качественные изменения. По-прежнему ведущей остается предметная деятельность (ознакомительная игра), в которой намечается новое:

ребенок начинает интересоваться не только самим предметом, но, в большей мере, тем, что с ним можно делать;
в действиях младенца появляется тенденция к созиданию.

В возрасте 10 месяцев внимание ребенка привлекает игра взрослого с кубиками, пирамидками, шариками, кольцами. И чем чаще крохе показывают различные вариации с давно знакомыми ребенку предметами, тем больше он получает сенсорной информации об их свойствах: шарик катится, а кубик стоит, конус можно поставить на основание, но нельзя удержать на вершине и т.д.

Если раньше, находясь на руках родителя, малыш смотрел на его лицо, то теперь, обретя некоторую автономность, сидя на ковре или стоя у опоры, ребенок наблюдает , прежде всего, за руками взрослого: как тот действует с теми или иными игрушками.

Постепенно ребенок отходит от беспорядочного манипулирования. Все чаще и чаще вы видите такую картину: вот он поставил кубик на кубик, шарики прикатил к дырочке, колечко положил рядом с другим и т.п.

Строим пирамидки

Если раньше малыш только разрушал то, что складывала для него мама, то на 10-м месяце кроха улавливает созидательный смысл ее действий и начинает повторять их так, чтобы и у него что-то получилось. Такая созидательная направленность, начавшаяся в конце 9-го и на 10-м месяце жизни, будет становиться все более выраженной.

Это необходимо для развития мышления и речи , ведь перед ребенком появляется продукт его усилий, который имеет название – башенка, пирамидка, лесенка, дорожка и т.п.

Игра с предметами

Другой важный аспект – понимание речи. Ребенок начинает понимать фразу из двух слов: название предмета и действия с ним. Например: «Дай ручку!», «Помаши ручкой. Пока!», «Покажи, где собачка?», «Пей молочко», «Ешь кашку», «Собери шарики» и т.п.

Для овладения пониманием речи ребенку необходимо образование связи между предметом и словом, обозначающим его. Вот почему предметная деятельность приобретает особое значение для речевого развития ребенка , являясь по содержанию ориентировочно-исследовательской, а по форме – ознакомительной игрой. В процессе этой игры ребенок усваивает названия предметов и действий с ними.

При игре с игрушками также появляются новации – показы сюжетов развернутых действий: куколка нарядилась и спела песенку; петушок походил, поклевал зернышки, прокукарекал; собачка танцевала на задних лапках, потом легла и т.п. Все эти показы эмоциональны и сопровождаются краткими речевыми пассажами: «Ляля топ-топ! Ля-ля-ля!», «Собачка ав-ав!» и др.

Вы замечаете, что ребенок с интересом наблюдает за действиями домашних: бабушка шьет, дедушка стучит молотком, сестренка поет – все что-то делают. Их действия взрослый обозначает словом, и малыш внимательно вглядывается в происходящее. У 10-месячного ребенка интенсивно формируется понимание, но и в развитии активной речи происходят значительные позитивные изменения.


К 10–11 месяцам жизни у ребенка наблюдается более сформированная способность к речевому подражанию. Теперь кроха вслед за взрослым сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (уточка), «ку-ка» (петушок) и т.п.

Однако далеко не все звуки речи одинаково хорошо удаются крохе. И вы замечаете, что во время переклички малыш легко произносит те звуки, которые еще раньше появились в лепете: «м», «б», «в», «п» (губно-губные). Их звучание связано со смыканием и размыканием губ на выдохе, что на первых порах возникает спонтанно.

Ребенок издает звуки , близкие к правильно артикулируемым – по-другому он пока не может. Но важно, что в этот момент включается физиологический фактор: малыш слышит себя, подражает сам себе. В процессе этих повторений происходит коррекция произношения. Следовательно, отрабатываются алгоритмы тех фонем, которые ребенок слышит и неоднократно повторяет. Их артикуляция удается малышу быстрее.

Как правило, к 9 месяцам ребенок уже правильно произносит губно-губные «м», «п», «б», «в», а к 10–11 месяцам – губно-зубные «т», «д»; сонорные «н», «л». И вы слышите примерно такие речевые рулады: «ба-ба-ба», «а-ля-ля», «нэ-нэ», «дя-дя-дя», «та-та», «та-ка», «ав-ава» и т.п.

Но еще не скоро появятся в детской речи звуки «р», «ш», «ч», «з», «ц», «щ», потому что они требуют более сложного произношения. Как отмечают специалисты, для большинства трудных фонем должна образоваться своя система обратных связей на более высоком уровне развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Становится понятным, почему 1 год жизни ребенка называют подготовительным этапом речевого развития: нужно время, чтобы даже легкие речевые звуки (фонемы) малыш начал артикулировать. Ведь фонемы – единицы речи, из которых формируются слова!

Общее развитие ребенка

Задачи общего развития малыша, которые стоят перед родителями, направлены на правильную организацию его жизни:

  • обеспечьте ребенку достаточную двигательную активность: возможность перемещаться в пространстве (ползание) и вставать на ножки у опоры (у кресла, у дивана и др.), двигаться приставным шагом вдоль опоры;
  • обогащайте предметные игры малыша введением разнообразных действий с одним и тем же пособием («шароброс», пирамидка, матрешка, кубики и т.п.);
  • развивайте у вашего чада устойчивость и целенаправленность действий с предметами;
  • уделяйте особое внимание созидательным действиям ребенка, в результате которых появляется «продукт» – башенка, каталка из колечек, деревянная матрешка и др.;
  • обогащайте игровое общение малыша не только с мамой, но и с близкими, разыгрывая ситуации с использованием предметов домашнего обихода, игрушками и др.;
  • продолжайте совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • поддерживайте в малютке интерес к другим детям, учите ребенка играть рядом с другими малышами.

Развитие речи ребенка

Задачи развития речи ребенка следует выделить особо:

  • наполняйте жизнь ребенка яркими впечатлениями при знакомстве с окружающим миром – природой и социумом (теплое солнышко, зеленая травка, воркующие голуби, поливальная машина, праздничные флаги, клумба осенних цветов и т.п.);
  • называйте все предметы, явления, события, попадающие в поле зрения малыша;
  • говорите эмоционально, но не многословно, не торопясь; стройте предложения из двух слов – подлежащее, сказуемое (предмет и действие с ним). Употребляйте простые обороты речи, понятные ребенку;
  • продолжайте развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослыми и детьми;
  • расширяйте понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого (его пассивный словарь);
  • в процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формируйте активный словарь малыша (т.е. самостоятельное употребление им слов);
  • побуждайте ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете малыша;
  • поощряйте кроху к произношению первых лепетных слов: «ма-ма», «ба-ба», «пa-пa» и т.п.

Малышу интересны не только электронные игрушки с меняющимися модулями света, цвета, звука, но и самые простые хозяйственные предметы: бидончик, в который малыш набирает шарики; дуршлаг, в котором много дырочек и др. Эти предметы отличаются от игрушек, но не менее интересны для малютки, потому что действия с ними доступны и зрительно (визуально) просты.


Развивающая игра «Кто что делает?»

Задачи игры

  1. Продолжать обогащать социальный опыт ребенка, организуя познавательные и речевые контакты со взрослыми из его ближайшего окружения (отец, бабушка, сестра и др.), повышать интерес к ним.
  2. По договоренности с домашними разыграть ситуации действий с предметами домашнего обихода.
  3. Практиковать понимание фраз из 2 слов: название предмета и действия с ним («Что делаешь?» – «Варю кашку», «Чиню машинку» и др.).

Материал для игры

Предметы домашнего обихода (ситечко, корзиночка, деревянные ложки, расписанные под хохлому, дуршлаг, бидончик и др.), пирамидка, предметные картинки (3–4 шт.): кукла, машинка, мишка, зайчик, петушок и др.

Мама вместе с ребенком идет к бабушке на кухню. Бабушка ласково встречает малыша, называет по имени. Мама, держа ребенка на руках, глядя на бабушку, медленно и выразительно спрашивает: «Что ты делаешь?» Бабушка отвечает: «Я варю кашку. Кашку для Сашеньки (имя ребенка)».

Бабушка показывает бидончик, дуршлаг, корзиночку. Дарит ребенку корзиночку, в которую он будет собирать шарики. Мама предлагает малышу помахать бабушке ручкой: «До свидания! Пока! (разученное действие) Мы идем к дедушке!»

Дедушка ласково встречает ребенка. Ему задается тот же вопрос: «Что ты делаешь, дедушка?» Дедушка отвечает, что собирает пирамидку для Сашеньки. Мама опускает малыша на ножки около стула, на котором разложены колечки. Мама и ребенок наблюдают за действиями дедушки. Малыш расстается с дедушкой, мама предлагает помахать ручкой: «До свидания! Пока!» (разученное действие) и, взяв каталку, они идут посмотреть, что делает сестренка (тетя, брат). Вся сцeнкa повторяется. Сестра рассматривает картинки и показывает их малышу, называет изображения. В конце игры-занятия мама и малыш играют на ковре. Собирают шарики в корзиночку, возят каталочку, подбирают игрушки к картинкам (кукла, мишка, петушок). Мама озвучивает действия ребенка: «Сашенька складывает шарики», «Сашенька катает каталочку», «Сашенька смотрит на картинки» и т.д.

Речевое общение с домашними следует повторять с разными аксессуарами, находя новые игровые поводы.

Развивающая игра «Собачка»

Задачи игры

  1. Использовать прогулку с малышом для ознакомления с животными, живущими рядом с человеком, в частности, с собакой. Обратить внимание ребенка на внешние признаки, повадки, голосовые реакции. Ввести звукоподражание («ав-ав»).
  2. Продемонстрировать эмоционально-доброе отношение к животному, но не допускать приближения ребенка к нему (наблюдение проводить с расстояния 3–4 м, младенец находится на руках взрослого).

Взрослый обращает внимание ребенка на собачку: «Соба-а-ачка! Ав-ав!» и, держа ребенка на руках, следует за животным, обходит вокруг, давая возможность обозревать собачку с разных сторон: «Вот какая соба-а-ачка, ав-ав!» Далее мама описывает животное: «У собачки хвост, лапы, ушки. Как собачка лает?» – Отвечает: «Ав-ав! Ав-ав!» Обращается к ребенку: «Скажи: ав-ав! ав-ав!»

В заключение читает стихотворение Н. Комиссаровой «Собачка»:

К нам пришла собачка,
Добрая собачка,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
Ав-ав! Ав-ав!

Пальчиковая игра «Но-но! Нельзя»

Задачи игры

  1. Разучить с ребенком условное «запрещающее» движение пальцем руки (погрозить), соединив его с пониманием фразы: «Но-но! Нельзя!»
  2. Ввести это запрещающее движение в игровой показ с сюжетными игрушками. Использовать фольклор для маленьких.

Материал для игры

Сюжетные игрушки среднего размера (30–40 см): собачка, зайка, киска, поросенок Хрюша.

Мама удобно устраивает малыша на стульчике за детским столиком. Садится напротив ребенка. Под столиком располагает игрушки. Вначале мама старается привлечь внимание ребенка: называет по имени, ласково гладит его ручки, улыбается.

Затем читает:

К нам пришла Жучка,
Хвостик закорючкой,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
(Л. Н. Павлова)

С этими словами взрослый выводит на столик собачку. Собачка крутится, бегает по поверхности столика и начинает лаять на взрослого, потом на ребенка (звукоподражание «ав-ав!» выполняет взрослый).

Мама строго говорит: «Но-но!» (грозит указательным пальцем собачке). «Не лай! Нельзя!» Затем подходит к ребенку и выполняет это действие его пальчиком (пассивное движение).

Несколько раз повторяет фразу: «Но-но! Нельзя!», сопровождая ее запрещающим жестом ручкой малыша.
Затем то же игровое действие выполняет с киской, запрещая собачке лаять на кошечку. При этом взрослый ручкой ребенка повторяет запрещение со словами: «Но-но! Нельзя!»:

Ты, собачка, не лай!
Нашу киску не пугай!
(по мотивам русского фольклора)

Затем приходит зайка. Сценка повторяется. Мама старается перевести в активное движение уже понятый ребенком запрещающий жест с междометием «Ho-но!» Взрослый дополняет «Нельзя!»

Ты собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Нельзя! Не лай!
Зайку, зайку не пугай!

Ты, собачка, не лай!
Хрюшу (Тепу, Мышку, Лиску и др.) не пугай!

В конце игры-занятия все зверушки собираются перед ребенком, мама пересаживает их в тележку и вывозит на ковер.

Развивающая игра «Кукла танцует»

Задачи игры

  1. Продолжать практику речевой переклички на основе разученных слогов «ла», «ля». Связать лепетное слово «ляля» с демонстрацией куклы: ляля (кукла) танцует («ля-ля-ля!»).
  2. В ходе занятия постараться, чтобы малыш понял смысл фразы «кукла танцует» («Ляля ля-ля-ля!»).

Мама сажает ребенка напротив себя так, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Затем произносит: «Ля-ля-ля». Замолкает. Дает возможность ребенку откликнуться, повторяет звукосочетание еще раз. Если малыш откликнулся, мама подхватывает: «Ля-ля-ля!» Если ребенок молчит, она повторяет еще и еще этот речевой пассаж. Как правило, малыш откликается, вступает в перекличку, повторяя за мамой: «Ля-ля-ля!» Она показывает куколку, которая начинает танцевать: «Ляля (кукла) ля-ля-ля!» (танцует). Эту сценку мама эмоционально обыгрывает, несколько раз повторяет, что «Ляля танцует».

Развивающая игра «Озорные колечки»

Задачи игры

Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действиях с предметами: простейшее соотношение части с целым. Понимать фразу из двух слов: «Сними колечко!», «Дай колечко!»

Материал для игры

Кольца одного размера и цвета (4–5 шт.), нанизанные до конца стержня.

Взрослый располагает перед ребенком стержень горизонтально, держа за один кончик. Наклоняет стержень к ребенку.

Малыш сидит за столом или на ковре. Ему предлагается снять колечко. Первое снимает взрослый, показывая, как выполнить это действие, и объясняет: «Колечко! Сняли колечко!» Затем ребенок начинает снимать одно колечко за другим, а взрослый облегчает ему эту задачу, наклоняя стержень к его рукам.

Когда малыш снимет все колечки, мама эмоционально говорит: «Нет колечек!» (разводит руки). Ребенок может повторить этот жест и даже произнести: «Не-е-ту!»

В вашей жизни произошло очередное знаменательное событие – малышу исполнилось 10 месяцев! К этому времени многие дети умеют сидеть, быстро ползают, делают первые неуверенные шаги и безостановочно болтают на «детском» языке.

Но не стоит волноваться, если кроха пока не овладел этими навыками. Каждый десятимесячный малыш – уникальная личность с собственным характером и темпераментом. Потребности и интересы вашего ребенка могут значительно отличаться от потребностей и интересов других малышей: когда одни дети усиленно осваивают новые пространства, другие предпочитают сидеть в кроватке, сосредоточенно изучая книжные страницы или собирая конструктор.

Не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не интересно: если нет врожденных патологий или родовых травм, скоро он догонит в развитии своих более подвижных сверстников.

Физическое развитие

Тело десятимесячного ребенка развивается гораздо медленнее, чем раньше: за месяц он набирает всего 300–450 г веса и 1–1,5 см роста. Теперь его вес составляет 8,5–10 кг, а рост – 71–74 см.

Навыки и умения

Десятимесячный малыш хорошо контролирует собственное тело: его движения становятся все более точными и скоординированными. Вот почему новые умения и навыки осваиваются очень быстро, и к концу 10 месяца ребенок радует родителей множеством новых достижений:

  • может сесть из положения лежа или стоя и сидеть продолжительное время, спину при этом держит ровно, не заваливается в сторону;
  • держась за поручни или решетку манежа, уверенно ходит по кругу, пританцовывает, приседает, подпрыгивает;
  • без помощи или опоры поднимается на ножки, делает несколько неуверенных шагов по направлению к заинтересовавшему его объекту (обычно в роли такого объекта выступает любимая игрушка или мама);
  • быстро ползает в разные стороны на четвереньках (а многие малыши, чтобы передвигаться быстрее, отрывают от пола колени и локти, опираясь только на ладони и пальцы ног);
  • координирует движения обеих рук: может взять предмет двумя ладонями, переложить его из одной руки в другую (если дать ему по игрушке в каждую руку, он начнет соединять их, ставить одну на другую);
  • умеет спускаться и подниматься: на четвереньках легко преодолевает небольшую лестницу, свободно взбирается на диван, подтягиваясь на руках, а затем спускается ножками вниз.

Основной способ развития новых умений – подражание. Малыш с удовольствием копирует все движения родителей: вот почему нередко можно увидеть младенца, который сосредоточенно нажимает кнопки пульта или телефона, рассматривает газету, кормит плюшевого зайца с ложечки или укачивает тряпичную куклу. Чем больше интересных действий вы покажете ребенку, тем обширнее будет «репертуар» его игр.

Способы развития физических навыков

  1. Поскольку многие действия ребенка носят подражательный характер, показывайте ему максимальное количество примеров: вместе играйте в мячик, машинки или куклы, укладывайте спать игрушечных зверьков, кормите и мойте их. И не удивляйтесь, если малыш, успешно освоив кормление куклы, не сможет повторить то же действие с игрушечным зайкой: ребенок пока не умеет переносить полученные знания на другие предметы.
  2. Водите ребенка гулять. Поскольку теперь он может передвигаться самостоятельно, от коляски можно отказаться. Пусть малыш поползает по дорожкам и газонам, посидит в песочнице, понаблюдает за играми сверстников и примет в них участие.
  3. Продолжайте занятия с мелкими предметами. Дайте ребенку пару коробочек и горсть разноцветных бусин: пусть он складывает их в коробочку, пересыпает из одной емкости в другую, сортирует по цвету и размеру или выкладывает из них фигурки.
  4. Купите малышу детский совочек, лопатку или грабельки, ведерко и формочки. Отведите его в песочницу и покажите, как насыпать песок в ведро с помощью совка или как делать куличики с помощью формочек. При этом желательно, чтобы ребенок действовал обеими руками: это не только улучшит координацию действий, но и будет способствовать развитию интеллекта малыша.
  5. Научите карапуза танцевать. Покажите ему несколько простых движений: пусть он топнет ножкой, хлопнет в ладоши, наклонится, кивнет головой. Сначала выполняйте эти упражнения перед зеркалом, самостоятельно двигая ручки и ножки ребенка. Когда он поймет, что от него требуется, сможет выполнять движения без вашей помощи. Такое упражнение поможет улучшить координацию.
  6. Малыш любит разбрасывать игрушки? Превратите это в игру! Поставьте перед ним коробку: пусть он пытается забросить в нее разные предметы. Перемещая коробку то вправо, то влево, вы научите ребенка одинаково хорошо пользоваться обеими руками.

Психическое развитие

Навыки и умения

Карапуз становится все более общительным и открытым, с удовольствием проводит время со сверстниками и взрослыми людьми. К 10 месяцу достижения ребенка таковы:

  • подражает действиям взрослых, пытается копировать их жесты, движения, речь;
  • демонстрирует хорошее чувство юмора: услышав шутку, обращенную к нему, принимается хохотать, а иногда специально издает забавные звуки, чтобы посмешить окружающих;
  • обзаводится любимым занятием: одни дети с увлечением строят «замки» из кубиков, другие – рисуют, третьи – пританцовывают под музыку, а четвертые проводят время за коллективными играми;
  • показывает привязанность к определенным вещам: у него уже есть собственное мнение о том, какой игрушкой сейчас играть или какую майку надеть на прогулку;
  • демонстрирует талант исследователя: открывает баночки и пакетики, чтобы познакомиться с содержимым, ломает игрушки, чтобы узнать их устройство;
  • проявляет интерес к мелким вещицам (деталям конструктора, небольшим кубикам, горошинкам), от больших игрушек отказывается;
  • осознает расположение предметов в пространстве, может оценить расстояние до какого-либо объекта (если выясняется, что игрушка находится слишком далеко, чтобы достать ее руками, малыш попробует дотянуться до нее другим предметом).

У десятимесячного ребенка возникает острая потребность в одобрении со стороны взрослых. Многие действия он совершает, только чтобы услышать ласковые слова «молодец», «умница». Желание заслужить похвалу – нормальное для ребенка явление, которое свидетельствует о том, что малыш признает авторитет родителей.

Способы развития психики

  1. Интересной игрушкой для десятимесячного малыша станет телефон. Дайте ребенку трубку: пусть он услышит папин или бабушкин голос. После «разговора» он долго будет изучать телефон, чтобы понять, почему голос есть, а человека, которому голос принадлежит, нет. Эти занятия помогут малышу освоить некоторые особенности причинно-следственных связей.
  2. Наверняка у вашего ребенка неожиданно появилось желание все ломать и разбирать на кусочки. Не препятствуйте ему! Малыш начинает понимать, что каждый предмет состоит из отдельных деталей, и ему интересно узнать его устройство и принцип действия. Такие занятия совершенствуют конкретно-образное мышление и закладывают основы логического и абстрактного мышления.
  3. Самое время приступить к развитию творческих способностей. Купите крохе краски, мелки или пластилин и займитесь с ним рисованием! Пусть он водит кисточкой по листу ватмана или увлечено приклеивает кусочки разноцветного пластилина к картону. Занятия творчеством совершенствуют мелкую моторику и способствуют развитию мышления.

Речевое развитие

Умения и навыки

Ребенок с удовольствием болтает, поэтому приходит в восторг, когда окружающие вступают с ним в диалог. Однако понять его словечки способны далеко не все: с «детским» языком ребенка, как правило, знакомы лишь близкие родственники.

Карапуз демонстрирует новые речевые умения:

  • напевает песенки, при этом хорошо попадает в мелодию, но слова пока не произносит;
  • внимательно слушает речь взрослых и пытается подражать их разговору;
  • произносит новые слова, среди которых «дай-дай», «на» и еще около 6–8 слов;
  • много разговаривает на собственном «детском» языке и очень огорчается, когда окружающие его не понимают;
  • осваивает разнообразные приемы интонирования речи: меняет громкость и тембр голоса, темп речи.

Не огорчайтесь, когда ребенок коверкает и искажает слова: артикуляционный аппарат малыша еще недостаточно развит, чтобы правильно произносить сложные звукосочетания. Рано или поздно вы начнете понимать, что пытается сказать вам ваш кроха. А нормальную речь он освоит только к 1,5–2,5 годам.

Способы развития речи

  1. Возьмите карапуза на руки или посадите к себе на колени, поцелуйте или погладьте его, поулыбайтесь. После этого начните петь песенки. Малыши хорошо чувствуют мелодию и даже запоминают отдельные слова, поэтому у родителей, которые ежедневно в течение часа поют песни своему крохе, дети начинают говорить гораздо раньше сверстников.
  2. Любое совместное занятие сопровождайте разговорами. Если ребенок хочет поболтать, поддерживайте диалог; если кроха молчит – просто комментируйте все, что происходит в данный момент. Говорите медленно, негромким голосом, четко проговаривая слова; используйте короткие предложения, состоящие преимущественно из существительных и глаголов (изредка вводите в свою речь прилагательные, обозначающие цвет, размер, форму предметов).
  3. Расскажите ребенку о строении его тела. Посадите малыша перед зеркалом и, называя часть тела, дотрагивайтесь до нее. Потом попросите ребенка показывать называемые части тела самостоятельно.

Социальные навыки

Десятимесячный малыш живо интересуется окружающими людьми. Он по-прежнему осторожен с незнакомцами, однако любопытство побеждает страх, и ребенок пытается завязать общение. Гораздо менее настороженно он относится к сверстникам: проявляет интерес к совместным прогулкам и играм, с любопытством разглядывает других малышей.

Ребенка в этом возрасте уже можно оставлять с няней. Он не нуждается в ежеминутном общении с матерью, поэтому без страха примет нового человека.

У большинства детей режим сна и бодрствования не изменяется: они по-прежнему спят по 10 часов ночью и дважды по 1,5–2 часа в дневное время. Некоторые малыши отказываются от одного дневного сна.

Обратите внимание на качество детского сна. Если малыш спит спокойно и просыпается бодрым и отдохнувшим, волноваться не о чем. Но если сон ребенка прерывист, а пробуждение сопровождается капризами и плохим настроением, нужно обратиться к невропатологу. Именно в этот период обнаруживаются скрытые нервные расстройства.

Кормление

Десятимесячный ребенок уже может употреблять «взрослую» пищу: супы, фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, соки и печенье. Поэтому многие родители прекращают готовить для младенца отдельную еду и прививают ему пищевые привычки, характерные для всей семьи.

Однако нужно помнить, что существуют продукты, которые еще долго время будут под запретом: колбасы, сосиски, острые приправы, газированные напитки, какао, кофе, жареные блюда, фаст-фуд. Пища должна быть сбалансированной, богатой витаминами и минералами.

В 10 месяцев ребенка уже можно отучать от груди, поэтому общий объем материнского молока в этот период должен составлять всего 400 мл в день (можно распределить этот объем на 2–3 кормления, одно из которых должно приходиться на утро). Иногда вечернюю порцию грудного молока можно заменять кефиром.

Десятимесячный малыш осваивает множество новых умений. И важнейшим механизмом его развития в этот период становится подражание. Поэтому чем больше времени родители проводят со своим крохой, показывая ему примеры новых действий, тем более гармонично и многосторонне развивается карапуз.

Мне уже не пригодится эта информация, а вам думаю будет интересна, у кого детки этого возраста

Развивающие игры для детей до 1 года (10-12 месяцев)

10 месяцев

Практические советы

Десятимесячный-ребенок нуждается в разнообразии. Даже если дома у него много разных интересных занятий и игрушек, ребенку все-таки необходимо некоторое время проводить вне дома. Поездка в машине, посещение магазина, поход в гости к родственнику или к товарищу по играм необычайно важны не
только для мамы, но и для ребенка.
К этому возрасту детские игры становятся все более осмысленными и«организованными», поэтому хорошо, если мама и папа могут специально отвести
какое-то время для игр с малышом. Очень важно, чтобы отец занимался смалышом, так как у пап и мам обычно разная манера игры. Папы больше шумят и способствуют физическому развитию ребенка, а мамы особое внимание уделяют интеллектуальному воспитанию. Для ребенка важны и те и другие игры.

Время игр

Новые открытия Разговор через трубку
Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос.
Вас удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом подурачьтесь,
произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или ма-ма-ма! Дайте трубку
малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки.
Детские кубики
Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо
подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой
бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли
ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.
Коробочка с дырочками
Детям нравится засовывать пальчики в маленькие отверстия, и вы молсете
сделать «игрушку», которая будет по душе вашему малышу. Возьмите маленькую
коробочку с тонкими стенками и проделайте с двух сторон две дырки шириной с
палец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом - мехом,
мешковиной, бархатом или наждачной бумагой. Покажите ребенку, как сунуть пальчик в дырочку. (А вы можете сунуть свой палец в другую дырку.) Поговорите с малышом о том, что чувствует его пальчик, трогая стенки коробочки, там мягко и приятно или стенка шершавая и жесткая и т. д.
С такой коробочкой можно поиграть даже в машине.
Поищи и найди
Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет
искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать
его умение слушать.
Время для музыки
Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В
качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по
коробке.
Катание машинки
Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы
они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать
машинку, что она долго будет катиться сама.
Хлопанье по столу
Если у вас в гостях сверстник вашего малыша, усадите их обоих за стол и
пусть они поиграют, стуча и хлопая по столу.
Поиграйте в телефон
Возьмите игрушечный телефон и «поговорите» с ребенком, а потом дайте
поговорить ему. Играя в «телефон», малыш начнет получать удовольствие от
разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и
поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок может
захотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен.
Разорвем на кусочки
Некоторые дети в десять месяцев уже стремятся что-нибудь разорвать.
Старые журналы, папиросная бумага, оберточная бумага или фольга дают малышу
возможность поэкспериментировать с ними. Только не забывайте, что ребенку
может захотеться попробовать, какова эта бумага на вкус.
Детские опыты в получении мелких бумажек требуют пристального
наблюдения. Если вы видите, что малышу интереснее запихнуть бумажку в рот,
чем разорвать ее, лучше отложите эти занятия на более поздний срок.
Развитие координации Палочки и камешки
Во время прогулки можно найти массу разных предметов для занятий с
детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья.
Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности
ребенка, но и стимулировать развитие осязания.
Стаскивание бумажной полоски со стола
Нарежьте на полоски кусок липкой бумаги и прикрепите эти полоски одним
концом к столу. Начните стаскивать одну полосочку - ребенок быстро поймет,
что делать. Для него это будет таким же веселым занятием, как и сдирать
наклейки с баночек и бутылок.
«Делай, как я»
В этом возрасте ребенок с удовольствием подражает. Поиграйте с ним в
«делай, как я» - пусть он повторяет движение вашей руки и простые жесты.
Постучите по столу, зажмите и разожмите кулак или наденьте на голову шляпу,
все время объясняя малышу, что вы делаете.
Равновесие на надувном круге
Положите перед ребенком детский надувной круг, дайте ему несколько
маленьких кубиков и покажите, как поставить их в ряд на поверхность круга.
Чувствуя неустойчивость этой поверхности, ребенок острее поймет, что такое
равновесие. Это занятие будет способствовать улучшению координации его
движений. Надувной круг пригодится и для ванной комнаты - ребенок может
кидать предметы в центр круга, эта игра обычно так нравится детям, что может
длиться очень долго.
До игру гики нужно дотянуться
Если ваш ребенок уже подтягивается, стараясь встать на ножки, ему можно
дать задание. Положите любимые игрушки малыша на низенький столик, так чтобы
ему нужно было дотянуться до них. Доставая предметы, он тренирует
пространственную ориентацию.
Игрушка со стержнем
Возьмите картонную трубочку от рулона туалетной бумаги. Проделайте
большую круглую дырку в пластмассовой крышке от кофейной банки и покажите
ребенку, как надеть на трубочку пластмассовый «браслет».
Трижды герой
Если в каждой руке вашего ребенка оказалось по игрушке, попробуйте дать
ему третью игрушку и понаблюдайте, сообразит ли он, как удержать все три.
Новые решения Какие предметы можно сложить один в другой
Проводя эксперименты с различными предметами, малыш мало-помалу
начинает понимать, что такое величина. Наглядным примером могут служить
стаканчики разных размеров. Возьмите два стаканчика и покажите ребенку, как
они вкладываются друг в друга; затем постепенно добавляйте по одному.
Две и одна
Возьмите две квадратные коробочки и одну круглую и обклейте их липкой
бумагой одинакового цвета. В круглую коробку положите обломки крекера, так
чтобы ребенок видел, как вы делаете это. Все коробочки поставьте вместе и
понаблюдайте, найдет ли малыш круглую коробочку с крекерами.
Бельевые прищепки в бутылке
Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка помогут ребенку
потренироваться в умении наполнять и опустошать ее. Сначала ему потребуется
ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, ему можно дать пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе - они добавят ему веселья.
Спрятанная фотография
Когда папы нет дома, можно поиграть «в прятки» с его фотографией.
Спрячьте фотографию, пусть малыш вместе с вами поищет ее. «Где же папа?
Может быть, под обеденным столиком? Или в коробке для игрушек?» Когда
ребенок найдет фотографию, радостно поприветствуйте находку: «Папа нашелся!» Вскоре малыш станет радоваться вместе с вами.
Где игрушка
Положите маленькую игрушку в бумажный пакет или в коробочку. Пусть
ребенок постарается достать игрушку, этот опыт поможет ему лучше понять, что
такое внутри и что такое снаружи.
Бигуди
Дайте ребенку бигуди двух разных размеров, понаблюдайте, захочется ли
ему сунуть меньшую в большую.
Игрушка на шнурке
Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любит
играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к
ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за
тесемочку.
Где сестра?
Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (скажем, его брата и
сестру). Накройте обе фотографии полотенцем или тряпочкой и попросите малыша
найти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как много
понимает ваш ребенок.

Повседневные дела

Время кормления Все в кучу
Из пустых коробок из-под крупы и банок из-под сока, контейнеров для
яиц, баночек из-под масла и т. п. могут получиться великолепные замки и
мосты для вашего малыша. Эти неустойчивые сооружения наглядно
продемонстрируют ребенку, что такое сила тяжести и законы равновесия.
Склад стройматериалов
Эти кухонно-строительные материалы тоже нуждаются в жизненном
пространстве. Выделите малышу какой-нибудь ящик, чтобы там могли храниться
все коробочки и баночки для детских предобеденных игр. Пусть малыш сам
складывает их в ящик, это доставит ему огромное удовольствие, почти такое
же, как от сооружения замков.
Сидение для малыша
Для ребенка можно купить специальное высокое сидение, которое даст ему
возможность приятно проводить время за общим столом, особенно если вы вместе
с малышом отправляетесь в ресторан. Довольный ребенок будет сидеть рядом с
вами, но в этом случае вы, конечно, не сможете гарантировать сохранность
скатерти. Так же нет уверенности, что часть еды не окажется под столом. (Эту
проблему может решить расстеленная на полу полиэтиленовая скатерть.)
Ресторанчик «Необходимый запас»
Если вы взяли ребенка с собой в ресторан, то можно позабавить малыша,
прихватив с собой «закуску».
Положите в бумажный мешочек кусочки крекеров, крошки сыра или холодные
комочки несладкой каши. Даже если сама еда совсем не интересует малыша, ему
понравится залезать рукой в бумажный мешочек.
Время купания Мыльные пузыри
Мыльные пузыри - это хорошая забава, и ваш ребенок будет с
удовольствием пускать мыльные пузыри через соломинку, сидя в своей ванночке
с чистой водой. Сначала вы сами выдуйте через соломинку пузыри, а потом
дайте соломинку малышу, чтобы он сделал то же самое, подражая вам.
Команды
В десять месяцев малыш готов выполнять простые команды. «Вымой
животик!», «Вымой ножки!» - и ма-
лыш будет с удовольствием следовать всем вашим указаниям и гордиться
своей понятливостью.
Дождик, дождик
В детской ванночке вполне можно устроить дождь. Небольшая пластмассовая
коробка легко превращается в «тучку», нужно только проделать в ней маленькие
дырочки. Пусть малыш сам нальет в коробочку воды, а вы поднимите ее повыше:
«Смотри, какой сильный дождь!»
Сюрпризы
Заверните в «купальную» тряпочку пластмассовую или резиновую игрушку и
дайте ее ребенку. Это будет маленькая тайна, которую он может раскрыть, сидя
в своей ванночке. Покажите ему, как это сделать. Скоро ему захочется
устроить подобный сюрприз и для вас.
Время отдыха Свет и тени
Задерните занавески, потушите свет и зажгите электрический фонарик.
Медленно двигайтесь по комнате с фонариком в руке. Сначала малыш будет
стараться следить за передвижением света, а потом уснет.
Пластинка «Спокойной ночи»
Перед тем как уложить ребенка, поставьте какую-нибудь подходящую
пластинку. Когда малыш закроет глазки, сделайте звук потише.

11 месяцев

Практические советы

Поездка в автомобиле
Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу,
как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь
малыша во время путешествия.
Возьмите ребенка в магазин за покупками
Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно
такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он
видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов.
Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете
постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.
Новые друзья
Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить
новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому
человеку, если тот подарит ему игрушку.
Поход в ресторан
Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К
сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают
взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и
посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и
едой для малыша.

Игры с другими детьми
Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть
старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за
их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут
себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое
время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже
обменяются игрушками.

Время игр

Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите
его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается,
он поймет, о чем вы говорите.
Дочки-матери
Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать
ей волосы.
Юмор
Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он
начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное.
Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки.
Видите, как смеется ваш малыш?
За окном
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка
к окну и расскажите ему о том, что там видно.
Новые открытия Чувство ритма
Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по
перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.
Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок
будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
Наденьте куклу на руку
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего
ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии
от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите
его дагь вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе
игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.
Заводная игрушка
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему
машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может
регулировать ее движение.
Развитие координации «Гимнастическое бревно»
Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску),
размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш
находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен
добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.
Клейкая бумага
Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по
краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге.
Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их.
Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша.
Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.
Помогите малышу спуститься с лестницы
Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как
нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку
безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что
лестница будет постоянно закрыта.)
Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий
стульчик, передвигать его по комнате.
Пусть малыш, покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую
коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится
поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска
стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)
Босиком по полу
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему
понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит
босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.
Принятие решений Печенье в коробочке
Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в
пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите
малышу как ее снять и достать печенье.
Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и
пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик,
стараясь поддерживать ритм.
Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок
развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
Холодные предметы
Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте
несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том,
какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их
в холодильник.
Сшейте для ребенка сумку
Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи.
Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.
Как обуть туфли
Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.
Домашние животные
Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать
сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.
Сидящие игрушки
Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите
игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее
положение.

Повседневные дела

Время кормления Сыпучие продукты
Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой
чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием
воды.
Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их
пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на
стол, малыш с удовольствием их попробует.
Рисунок из муки
Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные
рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите
по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые
линии.
Крекеры
Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или
пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает
чувство ответственности.
Самообслуживание
Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам
отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему
захочется попробовать.
Чашка и ложка
Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость.
Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В
эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего
интереса положите в воду кусочки льда.
Время купания Утиный суп
Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные
сосуды, малыш знакомится с по-
нятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в
ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и
поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить
координацию движений рук и глазомер.
Чистая ванночка
Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по
стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.
Зачерпни и вылови
Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать
ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию
координации движений.
Зубная щетка
Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.
Переодевание Игра с наклейками
Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу,
позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием
прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его
переодеть.
Одежда для мишки
Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее
нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время
переодевания.
Клейкая лента
Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания,
попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.
Время отдыха Картинки, которые умеют пищать
Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока
вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно
купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние
новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей
самодельной книге.)
Одежка на молнии
Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как
молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть
ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.
Игра с перчатками
Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество
проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку
перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.
Песня в автомобиле
Петь хорошо знакомые песни
-- отличное занятие во время поездки на
машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему
какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.

12 месяцев

Практические советы Помогите исследователю

Годовалый малыш - это активный экспериментатор, которому необходимы условия для проведения его исследований. Постарайтесь сделать так, чтобы
окружающая обстановка располагала его к этим занятиям. Поставьте в комнате
коробки с интересными вещами. Спрячьте за стулом игрушки или привяжите к ним
ленточки, чтобы малыш мог дергать за них.
Интересуйтесь открытиями ребенка

Когда ребенок обнаружит что-нибудь любопытное -тень на стене, шуршащий
кусочек фольги, гладкий теплый камешек, расскажите ему об этих предметах.
Чем больше вы проявляете интереса к находкам малыша, тем энергичнее он
продолжает свои поиски.

Время игр

Новые открытия Прогулка под радугой
Повесьте в дверном проеме полоску из разноцветного картона длиной два
метра и снизу закрепите ее концы. У вас получится радужный свод. Благодаря
«радуге» ребенок узнает о расположении вещей в пространстве. Он попытается
проползти под ней, пройти туда и обратно и прокатить игрушки на колесиках. Малыш узнает, какого роста и размера его собственное тельце.
Сито для песка
С ситом очень интересно играть в песок. Ребенок без труда удерживает
сито в руках. Поднимая его на разную высоту, малыш с любопытством наблюдает,
как сквозь дырочки сыплется песок.
Сделайте картонную горку
Согните кусок картона так, чтобы получилась небольшая горка. Покажите
малышу, как поставить наверху машинку и затем дать ей съехать вниз.
«Новая» игрушка
Свяжите веревочкой несколько старых погремушек, мелких игрушек и
коробочек. У вас получится забавная игрушка, которую можно дергать за
веревочку. Вскоре малыш принесет новые предметы, чтобы вы и их привязали.
Поиски
Поиграйте с малышом в прятки. Вы должны спрятать игрушку, а он будет ее
искать. Чем чаще вы повторяете названия игрушек, тем быстрее малыш осваивает
речь.
Старшие друзья
Если у вашего малыша нет ни братьев, ни сестер, пригласите в гости
детей дошкольного возраста. Малыш будет повторять их действия, и вы
удивитесь, как много нового он узнает.
Игра с кубиками
Большие картонные кубики без одной стороны станут прекрасным подарком
ко дню рождения. Их можно использовать по-разному - строить, складывать в
них мелкие предметы, вставлять друг в друга.
Каракули
Высокий стульчик со столиком - отличное место для рисования. Поскольку
вашему ребенку интереснее повертеть в руках карандаш или цветной мелок, а не
создавать произведение искусства, дайте ему для рисования использованную
бумагу или газету.
Дочки-матери
Дайте малышу легкую коляску или тележку для продуктов и отправьте его
на прогулку с куклой. Малыш будет разговаривать с ней, и это поможет ему
развивать речевые навыки.

Развитие координации Работа с граблями
Смастерите для ребенка «грабли», прикрепив к палочке расческу.
Разложите на столе игрушки, посадите малыша за стол и покажите, как собирать
«граблями» игрушки, которые не достать рукой. Помните, что в
эту игру ребенок может играть-только сидя. Не позволяйте ему
расхаживать с палкой по дому.
Игра теней
В солнечный день возьмите малыша на прогулку и покажите ему, как
двигаются тени. Встаньте на его тень, а он пусть встанет на вашу.
Брось горошину
Дайте ребенку сухой горох и большую миску или ведерко. Покажите, как
нужно высыпать горох в миску.
Игра в мяч
Пустите большой надувной мяч катиться по наклонной плоскости или слегка
ударьте им о стену, и пусть малыш поймает его. Это занятие помогает ребенку
лучше координировать движения.
Высокая ступенька
Если ваш ребенок уже умеет ходить, сложите перед ним кубики в ряд и
предложите перешагнуть через них. Это поможет малышу научиться сохранять
равновесие.
Узкий тоннель
Расставьте ноги так, чтобы малыш мог пройти между ними. Это поможет ему
больше узнать о своем поло-женин в пространстве.
Привяжите веревочку
Если малыш научился ходить, наденьте на игрушечного зверька «поводок» и
отправьте ребенка на «прогулку».
Игрушка, на которой можно сидеть
Если малыш уже уверенно ходит, ему можно купить игрушку, на которой
можно сидеть. Она должна быть устойчивой и достаточно низкой, чтобы ребенок
мог сам на нее забираться.
Игра с прищепками
Покажите ребенку, как прицепить старые бельевые прищепки по краям банки
из-под кофе. Эта игра отлично помогает развить координацию движений.
Мамин помощник
Дайте ребенку губку, чтобы он помог вам вытереть свой стол и стул.
Маленький стульчик
Детям, которые научились ходить, нравится сидеть на маленьком стульчике
или скамеечке. Постарайтесь найти в доме маленький детский шезлонг или
стульчик с подушечкой. Он должен быть достаточно широким, чтобы малыш мог
взобраться на него, а затем повернуться. Детям иногда трудно сразу удобно
сесть на стульчик.
Выскакивающая игрушка
Теперь, когда у ребенка достаточно развита координация движений, ему
нравится ударять по предметам, реагирующим на его действия. Существует много
игрушек с фигурками внутри, которые выскакивают наружу, если по ним
сильно стукнуть.

Игры с ребенком 10 месяцев

Ребенку в 10 месяцев нужно много свободного пространства дома, чтобы он учился ползать, крутиться, передвигаться, не сталкиваясь с предметами. Игры детей становятся все более активными. С ребенком становится все интереснее!

Пространство для игры ребенка 10 месяцев

Даже если ребенок просто лежит на спине или на животе, он уже тренирует мышцы. Поэтому лучшее, что вы можете сделать для стимулирования игры, это не сажать малыша, обкладывая подушками и игрушками, а предоставить ему время для свободных движений на полу. Там он может вертеться, переворачиваться со спины на живот и обратно, приподниматься на животе и дрыгать ногами на спине. Положите на пол несколько игрушек. Пусть ребенок подползет к ним, перевернется, чтобы достать любимую погремушку.

Некоторые дети садятся из положения лежа на спине и на боку, другие из позиции на четвереньках. Когда ребенок начинает ползать, его мышцы крепнут, сесть и удержаться в этом положении ему проще. Сначала он опирается на руку, а потом может сидеть прямо без поддержки.

Развивающие игры для ребенка 10 месяцев

Игра 1. Крутимся на животе


Ребенок лежит на полу. Положите сбоку от него игрушку. Крохе придется повернуться, чтобы достать ее. Малыш будет опираться на вытянутые руки и постепенно научится вращаться вокруг своей оси. Эту игру можно усложнить – потрясите погремушкой возле ножек ребенка, он будет слышать звук, но не увидит ее и попытается повернуться. Вместо погремушки можно взять колокольчик или любой другой предмет, издающий приятный звук. Подкладывайте игрушки с разных сторон от ребенка.

Игра 2. Маленький альпинист


Ложитесь на пол, малыша положите сверху животом к себе. Рядом положите игрушку, покажите ее ребенку и предложите ее достать. Придерживайте ребенка за спину. Так вы убережете его от падения.

Игра 3. Извлекаем звук

Дайте ребенку в ручки две твердые игрушки. Он постучит ими. Скажите: «Ты стучишь и слышишь громкий звук». А если вы дадите малышу вместо одной игрушки платочек, то звука не будет. Прокомментируйте: «О, теперь звука нет! А в прошлый раз все было по-другому».

Проговаривать все действия – ваши и малыша – очень важно. Ребенок сначала формирует пассивный словарный запас. Он соотносит ваши слова с действиями и затем будет воспроизводить их сам.

Активное физическое развитие ребенка 10 месяцев продолжает влиять на его сон. Ребенку часто требуется больше времени на расслабление и засыпание , особенно после очень возбуждающей активной игры. Отдавайте предпочтение спокойной игре незадолго до сна.

Игра 4. Играем в ку-ку

Накройте свое лицо платком или закройте руками. Пусть малыш стягивает с вас платок, а вы в это время улыбайтесь и радостно встречайте его. У игры в «ку-ку» множество вариантов. Пока достаточно просто закрывать лицо, чтобы ребенок не пугался. Ведь любые непонятные действия могут расстраивать детей, особенно если они теряют маму из виду.

Игра 5. Мамина шкатулка

В 10 месяцев у ребенка начинается новый кризисный этап – он изучает последовательности . Малыш начинает понимать, что для достижения какого-то результата ему нужно выполнить ряд последовательных действий.

Не пропустите новую статью про сон малыша

Для возраста 10 месяцев существует множество развивающих игр, которые закрепляют это понимание. Например, простая пирамидка и вкладыши типа матрешки. Можно играть с ребенком в одевание игрушек, заворачивать и разворачивать маленькие предметы или читать потешки про приготовление супа. Для развития речи важно проговаривать с детьми все ежедневные действия.

Мы собрали овощей
И для супа, и для щей.
Очень много, очень много,
Развести руки в стороны
Много разных овощей
Поднять руки вверх и опустить в стороны, описывая круг

Морковка и репка
В земле уселась крепко.
Погрозить пальчиком (или сжать ладошки в кулачки)
Огурец и помидор
Ведут друг с другом разговор
Покачать головой в стороны

А картошка и лучок
Прилегли на свой бочок
Положить ладошки под щеку
Все равно для вкусных щей
Мы набрали овощей
Похлопать в ладоши

Ребенка 10 месяцев могут заинтересовать шнурочки, ленточки, мамины бусы. Для этой игры возьмите коробочку и положите в нее все эти сокровища, только свои украшения замените безопасными слингобусами. Ребенок будет с большим удовольствием вытягивать из коробки разноцветные побрякушки, перебирать их в ручках и класть обратно.

Предлагайте ребенку для игры разные на ощупь предметы. Например, чистую щетку для одежды, резиновую подставку для мыла с выпуклой поверхностью, кусочек бархатной ткани. Не предлагайте крохе много предметов за один раз, но постоянно обновляйте их, чтобы малыш знакомился с новыми материалами. Соприкосновение со множеством точек-рецепторов на ладошках развивает тактильную память.

Центр Детского сна и развития «BabySleep»

Уважаемые родители! В связи с большой загруженностью сотрудников Центра BabySleep, задать вопрос в комментариях к статьям вы можете в рабочие дни (необходима регистрация на сайте). В выходные и праздничные дни возможность комментирования ограничена. Надеемся на ваше понимание.