Конспект занятия по развитию речи " транспорт". Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе

« Транспорт »

Подготовила логопед: Кривогузова О.П.

Задачи :

Коррекционно - образовательные :

    Закрепление словаря и знаний детей по теме “Транспорт”.

    Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный), а также о названиях некоторых профессий в данной сфере, закрепить знания детей о деталях транспорта.

    Продолжать учить:

Правильно употреблять сравнительную степень прилагательных,

Образовывать прилагательные от существительных,

– употреблять глагол «ехать» с разными приставками,

Составлять деформированные слова,

Точному употреблению предлогов,

Составлять описательный рассказ

Коррекционно - развивающие :

    Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, фонематических процессов (слоговой структуры и слогового анализа)

    Логического мышления.

    Развитие конструктивного праксиса.

    Развитие темпо-ритмических компонентов.

    Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, направленной воздушной струи.

Коррекционно - воспитательные :

    Формирование навыков сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.

    Формировать умение детей работать самостоятельно, договариваясь для достижения результата.

Ход занятия:

    Орг момент

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся»

    Основная часть

Я сегодня получила письмо. Вы хотите узнать от кого оно?

Письмо

Здравствуйте ребята ! Пишут вам Винтик и Шпунтик гениальные изобретатели из Цветочного города . У нас случилась беда , мы конструировали новый транспорт для путешествий , но налетел сильный ветер и все наши чертежи перепутал . Мы просим вас помочь нам в создании нашего транспорта .

Дети, вы готовы помочь Винтику и Шпунтику? Отлично, тогда вы все зачислены в команду конструкторов – изобретателей.

Скажите, а зачем нужен транспорт?

На чем удобно путешествовать?

А как вы думаете, удобно ли отправляться в далекое путешествие на троллейбусе или трамвае?

На какие 3 вида можно разделить весь транспорт?

Посмотрите на экран, что вы видите? Это части, какого транспорта?

Игра « Из чего какой

Если колесо сделано из резины, оно какое?

Дверца из металла (какая?) - …

Руля из пластмассы (какой?) - …

Сидение из кожи (какое?) - …

Окно из стекла (какое?) - …

Молодцы, а теперь давайте вспомним историю про машинку, которая, как и жители Цветочного города, очень любила путешествовать.

Будьте внимательны, смотрите на экран.

Сказка « Путешествие маленькой машинки

Скажите, кто управляет автомобилем? А сейчас выходите в круг, мы будем водителями.

Физминутка

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Скорость мы переключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли.

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шоферы – хоть куда!

Дети, что вы сейчас слышите? Это звук чего?

Самолет передвигается по..

Значит это какой транспорт? Какой еще воздушный транспорт вы знаете? Кто управляет самолетом? А ракетой?

Давайте сравним самолет и ракету.

Игра с мячом «Закончи предложения»

Самолет летит высоко, а ракета …(выше)
Самолет летит далеко, а ракета…(дальше)
Самолет летит быстро, а ракета …(быстрее)
Самолет мощный, а ракета…(мощнее)
Самолет большой, а ракета …(больше)
Самолет тяжелый, а ракета …(тяжелее).
Самолет просторный, а ракета …(просторнее)
Самолет длинный, а ракета …(длиннее)
Самолет быстроходный, а ракета …(быстроходнее)

Дыхательная гимнастика

Каждый возьмите самолет, мы сейчас будем отправлять их в полет.

Посмотрите на доску, случилась неприятность – слова рассыпались на части. Подумайте, как соединить эти части, чтобы получились слова.

Прочитайте слова, сколько слогов в каждом слове?

Как вы думаете, можно ли путешествовать на корабле?

Да ребята, это очень увлекательно и интересно, можно побывать в разных странах, городах, увидеть много нового.

Так давайте же для Винтика и Шпунтика сконструируем корабль, на котором они отправятся в путешествие со своими друзьями.

    Самостоятельная работа (конструирование)

Я приглашаю вас в мастерскую. Садитесь поудобнее, перед вами лежат части корабля. Я предлагаю мальчикам взять на себя самую ответственную работу – собирать детали, а девочки будут вам помогать и делать корабль красивым.

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Дети, а как вы думаете, чего не хватает нашему кораблю? Верно, у каждого корабля есть свое название.

Составление названия корабля

Д – какой первый звук в слове дом?

Р – какой последний звук в слове шар?

У – назовите звук, который располагается в середине слова жук.

Ж – с какого звука начинается слова жираф?

Б – назовите первый звук в слове буква

А - назовите звук, который располагается в середине слова мак.

Прочитайте слово, которое у нас получилось.

А что такое дружба?

    Итог занятия

Молодцы мне очень понравилось, как вы сегодня работали, какими мастерами вы были. Мы работали дружно, слаженно и были командой.

Награждение медалями.

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе

«Транспорт»

Подготовила воспитатель: Кривогузова Н.И.

Задачи:

О бразовательные:

    Закрепление словаря и знаний детей по теме “Транспорт”.

    Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный), а также о названиях некоторых профессий в данной сфере, закрепить знания детей о деталях транспорта.

    Продолжать учить:

Правильно употреблять сравнительную степень прилагательных,

Образовывать прилагательные от существительных,

– употреблять глагол «ехать» с разными приставками,

Составлять деформированные слова,

Точному употреблению предлогов,

Составлять описательный рассказ

Развивающие:

    Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, фонематических процессов (слоговой структуры и слогового анализа)

    Логического мышления.

    Развитие конструктивного праксиса.

    Развитие темпо-ритмических компонентов.

    Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, направленной воздушной струи.

Во спитательные:

    Формирование навыков сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.

    Формировать умение детей работать самостоятельно, договариваясь для достижения результата.

Ход занятия:

    Орг момент

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся»

    Основная часть

Я сегодня получила письмо. Вы хотите узнать от кого оно?

Письмо

Здравствуйте ребята! Пишут вам Винтик и Шпунтик – гениальные изобретатели из Цветочного города. У нас случилась беда, мы конструировали новый транспорт для путешествий, но налетел сильный ветер и все наши чертежи перепутал. Мы просим вас помочь нам в создании нашего транспорта.

Дети, вы готовы помочь Винтику и Шпунтику? Отлично, тогда вы все зачислены в команду конструкторов – изобретателей.

Скажите, а зачем нужен транспорт?

На чем удобно путешествовать?

А как вы думаете, удобно ли отправляться в далекое путешествие на троллейбусе или трамвае?

На какие 3 вида можно разделить весь транспорт?

Посмотрите на экран, что вы видите? Это части, какого транспорта?

Игра «Из чего – какой?»

Если колесо сделано из резины, оно какое?

Дверца из металла (какая?) - …

Руля из пластмассы (какой?) - …

Сидение из кожи (какое?) - …

Окно из стекла (какое?) - …

Молодцы, а теперь давайте вспомним историю про машинку, которая, как и жители Цветочного города, очень любила путешествовать.

Будьте внимательны, смотрите на экран.

Сказка «Путешествие маленькой машинки!»

Скажите, кто управляет автомобилем? А сейчас выходите в круг, мы будем водителями.

Физминутка

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Скорость мы переключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли.

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шоферы – хоть куда!

Дети, что вы сейчас слышите? Это звук чего?

Самолет передвигается по..

Значит это какой транспорт? Какой еще воздушный транспорт вы знаете? Кто управляет самолетом? А ракетой?

Давайте сравним самолет и ракету.

Игра с мячом «Закончи предложения»

Самолет летит высоко, а ракета …(выше)
Самолет летит далеко, а ракета…(дальше)
Самолет летит быстро, а ракета …(быстрее)
Самолет мощный, а ракета…(мощнее)
Самолет большой, а ракета …(больше)
Самолет тяжелый, а ракета …(тяжелее).
Самолет просторный, а ракета …(просторнее)
Самолет длинный, а ракета …(длиннее)
Самолет быстроходный, а ракета …(быстроходнее)

Дыхательная гимнастика

Каждый возьмите самолет, мы сейчас будем отправлять их в полет.

Посмотрите на доску, случилась неприятность – слова рассыпались на части. Подумайте, как соединить эти части, чтобы получились слова.

Прочитайте слова, сколько слогов в каждом слове?

Как вы думаете, можно ли путешествовать на корабле?

Да ребята, это очень увлекательно и интересно, можно побывать в разных странах, городах, увидеть много нового.

Так давайте же для Винтика и Шпунтика сконструируем корабль, на котором они отправятся в путешествие со своими друзьями.

    Самостоятельная работа (конструирование)

Я приглашаю вас в мастерскую. Садитесь поудобнее, перед вами лежат части корабля. Я предлагаю мальчикам взять на себя самую ответственную работу – собирать детали, а девочки будут вам помогать и делать корабль красивым.

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Дети, а как вы думаете, чего не хватает нашему кораблю? Верно, у каждого корабля есть свое название.

Составление названия корабля

Д – какой первый звук в слове дом?

Р – какой последний звук в слове шар?

У – назовите звук, который располагается в середине слова жук.

Ж – с какого звука начинается слова жираф?

Б – назовите первый звук в слове буква

А - назовите звук, который располагается в середине слова мак.

Прочитайте слово, которое у нас получилось.

А что такое дружба?

    Итог занятия

Молодцы мне очень понравилось, как вы сегодня работали, какими мастерами вы были. Мы работали дружно, слаженно и были командой.

Награждение медалями.

Программные задачи:

  1. Образовательные:

Расширять представления детей о разных видах транспорта;

Продолжать знакомить с профессиями (шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).

2. Речевые:

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими взаимоотношения людей и их отношения к труду (смелый летчик, зоркий машинист, внимательный шофер и т.д);

Упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый - сильный, трусливый - смелый, глупый - умный и т.д);

Закреплять правильное и отчетливое произнесение звука «р» , учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Развивать артикуляционный аппарат;

Формировать умение составлять небольшой рассказ творческого характера на тему: «Чудесная машина».

3. Развивающие:

Развивать внимание, мышление, коммуникативные качества, воображение.

4. Формирование навыков учебной деятельности:

Продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности;

5. Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал:

Демонстрационный: ноутбук, мяч, демонстрационная доска, иллюстрации по теме: «Транспорт», карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Ход занятия

1.Вводная часть.

Воспитатель:

О человеке, какой профессии эта загадка?

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

(космонавт)

Воспитатель:

Я вам расскажу о профессии космонавта, а вы меня исправьте, если я что - то перепутаю в своем рассказе.

Словесная игра: «Скажи наоборот»

- Космонавт летает в космос на маленькой ракете. (большой)

Он исследует космос, где мало звезд и планет. (много)

Космонавт должен быть слабым (сильным), трусливым (смелым), глупым (умным), ленивым (трудолюбивым) и рассеянным (внимательным).

Молодцы ребята, вы исправили все ошибки в моем рассказе.

2.Основная часть.

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю сегодня вам стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие. Перед полетом в космос все космонавты проходят специальную подготовку. Такую подготовку пройдем и мы с вами.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Упражнение «Улыбка»

Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель:

Вот вы и готовы отправиться в космическое путешествие. Садитесь за столы, занимайте места в нашей ракете.

Сядьте ровно, спинки выпрямите, чтобы при взлёте легче было преодолеть земное притяжение. Перед полетом необходимо проверить исправность двигателя нашей ракеты. Давайте их вместе заведем (закрепление произношения звука «Р - Р - Р»)

Дети произносят звук громко, тихо, поочередно мальчики и девочки, индивидуально.

Воспитатель:

Двигатели к полету готовы. Включим приборы управления. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите в слове звук «Р»

Ракета, роза, машина, мороз, забор, руль, солнце, корова, топор, картина.

(дети отбирают нужные слова и определяют место звука «Р» в слове).

Воспитатель:

Все системы включены, осталось ввести пароль в наш бортовой компьютер. Давайте вместе скажем: «РА - РА - РА - в космос нам лететь пора!» (индивидуальные и хоровые ответы).

Полетели! (воспитатель включает на компьютере слайд с изображением космоса). Вижу впереди незнакомую планету. (слайд с изображением планеты). Давайте с помощью бортовых видео приборов посмотрим, кто обитает на этой планете.

Воспитатель переключает слайды с изображением видов транспорта, уточняет что это, вывешивает картинки на доску.

А кто у нас на планете Земля управляет транспортом?

Словесная игра: «Кто управляет?»

Кто управляет автомобилем, автобусом? (шофер, водитель) Каким должен быть шофер? Значит, какой шофер управляет автомобилем, автобусом? (внимательный, дисциплинированный)

Кто управляет самолетом? (пилот) Какой пилот управляет самолетом? (смелый, зоркий, храбрый)

Кто управляет кораблем? (капитан) Какой должен быть капитан? (умелый, зоркий, внимательный)

Кто управляет ракетой? (космонавт) Какой должен быть космонавт?(умелый, храбрый, сильный)

Кто управляет поездом? (машинист) Какой должен быть машинист? (внимательный, дисциплинированный, зоркий)

Кто управляет мотоциклом? (мотоциклист) Какой должен быть мотоциклист? (внимательный, храбрый)

Воспитатель:

А сейчас давайте попробуем установить контакт с жителями планеты. Выходите, вставайте в круг.

Словесная игра: «Комплимент»

Ребята, как вы думаете, какие приятные слова можно сказать при встрече друг с другом? (комплимент). Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Комплимент». Обращаясь по имени друг к другу, произнесите комплимент. (дети выполняют задание)

Словесная игра: «Назови ласково».

А теперь давайте всех жителей планеты назовем ласково. Кому я брошу мяч, тот называет.

машина - машинка,

грузовик - грузовичок,

самолет - самолетик,

вертолет - вертолетик,

ракета - ракетка,

велосипед - велосипедик,

корабль - кораблик,

лодка - лодочка,

автобус - автобусик.

Воспитатель:

Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием. Я слышу сигнал в отсеке связи нашей ракеты. (дети садятся за столы).

Так и есть, нам пришло послание. Ничего не могу понять. Какие - то слова. Давайте вместе расшифруем послание и составим предложение из слов.

  1. Машина, ехать, дорога.
  2. Самолет, небо, летит, высоко.
  3. Большой, волны, корабль, плывет.
  4. Шоссе, автомобиль, мчится.
  5. Магазин, около, мотоцикл, остановился.
  6. Едет, тропинка, велосипедист.

Воспитатель:

Вот мы и подружились с обитателями планеты. Давайте для наших новых друзей сделаем подарок - придумаем новую машину. Какой она будет? Давайте выложим ее модель.

Педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Воспитатель:

Сначала определим, из какого материала будет сделана эта машина (ребенок выбирает игровую карточку из серии: «Материал»).

Какая будет наша машина?

А теперь надо определить, как она будет двигаться? (ребенок выбирает карточку из игровой серии «Способ передвижения») Как передвигается наша машина?

Грачёва Е.А., учитель-логопед.

Коррекционно-образовательные:

  1. Закрепление словаря и знаний детей по теме “Транспорт”.
  2. Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный, подземный, железнодорожный), а также о названиях некоторых профессий в данной сфере, закрепить знания детей о деталях транспорта.
  3. Знакомство детей с новыми словами (аэродром, космонавт, звездолёт; причал, порт,; вокзал; стеклопластик).

4. Продолжать учить:

Правильно употреблять сравнительную степень прилагательных,

Образовывать прилагательные от существительных,

– образовывать глаголы аффиксальным способом,

Составлять деформированные предложения,

Точному употреблению предлогов

  1. Продолжать обучать детей составлять описательный рассказ по алгоритму (схеме).

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, фонематических процессов (слоговой структуры и слогового анализа)
  2. Логического мышления.
  3. Развитие конструктивного праксиса.
  4. Развитие темпо-ритмических компонентов.
  5. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, направленной воздушной струи.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитание интереса к профессиям на транспорте, уважительного к ним отношения.
  2. Формирование навыков сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.

Предварительная работа: проведениепредварительных упражнений по развитию речи и окружающему миру по теме “Транспорт”, разучивание стихотворений по теме, рассматривание книг и иллюстраций по теме, отгадывание загадок, обыгрывание сюжетно-ролевых, настольно-печатных игр по данной теме, упражнения в конструктивном праксисе.

Оборудование: зеркала настольные, картинки с различными видами транспорта, ниткидля обозначения взлётных полос, бумажные самолётики, мягкие модули и карточки со схемами для изготовления моделей самолёта и ракеты, кусок материи изображающий море (реку), модели-оригами яхт, кораблей, пароходов, лодок, скакалки для изображения рельсов, цифры с креплениями для вагонов, небольшие игрушечные машины, трасса для игры “Ехали-ехали”,гаражи, большой игрушечный грузовик, алгоритм-схема описательного рассказа, диск с музыкальными отрывками.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Логопед: Что мы сегодня будем делать?

Дети: Как всегда мы будем стараться,

Внимательно слушать,

Отвечать не бояться.

Психологический настрой.

Если вы будете думать,

Прежде чем ответить,

Тогда вам всё будет будет понятно, дети.

Артикуляционная гимнастика.

Сопряжённое повторение детей с логопедом:

Чтобы говорить чётко и красиво

Чисто и неторопливо,

Нам нужно постараться,

В упражнениях для язычка и губ потренироваться.

Давайте представим, что наш рот – это гараж, губы – ворота гаража, зубы – замок гаража, а язык – это машина.

Покажем, как крепко на замок закрыт гараж (оскал зубов),

Замок на пульте управления открывается и закрывается (зубы в оскале смыкаются и размыкаются).

Открыли гараж и замок, видим в зеркало, там стоит наша машина.

Прежде чем её мы выедем из гаража, нам нужно, что сделать?

Правильно - завести мотор. Заводим – д-д-д-д-д.

Машина выехала из гаража, остановилась (упражнение “Лопаточка”).

Мотор работает – д-д-д-д – ррррррррр.

И поехала по улицам: сначала повернула налево, потом повернула направо и т.д. (язык передвигается из одного уголка губ в другой, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна).

На горку … (въехала), вниз … (съехала) и опять … (по3 раза выполняются движения языком вверх к губам, вниз к подбородку, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна).

Приехала машина на автозаправочную станцию. Для чего? Чтобы заправиться бензином.

Открываем топливный бак у машины (упражнение “Трубочка”), наливаем туда бензин (втягивание воздуха по свёрнутому желобком языку).

Машина заправлена, можно ехать.

2. Сообщение темы.

Наши язычки были в роли машин, и, наверное, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на занятии?

Да, о транспорте.

Мы будем продолжать учиться разделять его на разные виды, узнаем новые слова, связанные с транспортом, составлять предложения и рассказы о транспорте.

3. Закрепление пройденного материала (воздушный, наземный, подземный, водный, железнодорожный, пассажирский, грузовой, легковой)

Вывешиваются картинки, игра “Найди лишнюю картинку”, объяснить почему.

Лодка, велосипед, теплоход

Трамвай, троллейбус, грузовик

Маршрутное такси, легковая машина, поезд в метро

Самолёт, вертолёт, пароход

Поезд, электричка, лодка

Такси, автобус, поезд

3. Изложение нового материала.

Какую главную работу выполняет транспорт? (Перевозит грузы и пассажиров, а специальный транспорт помогает людям разных профессий). Сегодня нас ждёт путешествие, мы будем передвигаться на воображаемом транспорте.

На доске картинки - самолёт, пароход, поезд, легковая машина

К какому виду транспорта относится самолёт? (К воздушному виду транспорта. Какая профессия нужна для управления самолётом? (Лётчик). Значит, в кого мы сейчас превратимся? (В лётчиков).

Садимся в наши воображаемые самолёты. Заводим моторы (Рррррррр). Расправили крылья, полетели. (Уууууууууу).

Посмотрите как много самолётов? Куда мы прилетели? (На аэродром).

Интересно, на какой именно аэродром мы прибыли? Вы знаете? И я не знаю, вот вижу записку, прочитаем её и, наверное, узнаем, куда мы попали.

Читаю деформированное предложение (Прибыли, московский, на, аэродром, вы)

Выработка силы и направленности воздушной струи.

Выбирайте себе бумажный самолётик. Будем силой воздушной струи отправлять их в полёт, каждый по своей дорожке, т.к. на аэродроме должен быть строгий порядок каждый самолёт взлетает только по своей взлётной полосе. Посмотрим, чей самолётик улетит дальше.

Ребята, вы, наверное, знаете, что существует такая профессия – космонавт. На чём отправляются в космос космонавты? (На ракетах). Правильно. А чтобы добраться до далёких планет и звёзд нужен звездолёт . Как вы думаете, почему он так называется?

Место где стоят ракеты и звездолёты, где их готовят к полёту называется … . Кто знает как? (Космодром).

Конструктивный пракис. Составление объёмной фигуры (мягкие модули) по образцу на карточке.

Сейчас мы разделимся на две команды. Одна команда будет лётчиками и будет строить по образцу самолёт, а другая будет космонавтами и будет строить … (Ракету). Приступаем.

Игра “Закончи предложение)

Будем сравнивать самолёт и ракету.

Самолёт летит высоко, а ракета … (выше).

Самолёт летит быстро, а ракета …

Самолёт летит мощный, а ракета …

Самолёт летит большой, а ракета …

Самолёт летит тяжёлый, а ракета …

Самолёт летит просторный, а ракета …

Самолёт летит длинный, а ракета …

Самолёт летит далеко, а ракета …

Посмотрим на доску. Назовите следующий вид транспорта. (Пароход). К какому виду транспорта он относится? (К водному). Кто плавает, работает на корабле? (Моряки). Кто самый главный на корабле? (Капитан).

У корабля есть основные части - нос, корма, борта. Давайте все вместе изобразим корабль, я буду капитаном.

Если я скажу лево руля, что нужно делать? (Повернуть налево). - Если я скажу право руля, что нужно делать? (Повернуть направо). Если скажу - полный вперёд, что нужно делать? (Плыть вперёд). Пароход отправляется. Подаём сигнал, гудим (Ууууууу).

На полу кусок голубой материи, изображающий реку, “причал” с двумя лодочками, далее “порт” с бумажными яхтами, пароходами, лодками.

Мы с вами оказались у реки.

– Что мы видим? (Лодки, яхты, пароходы). Место, где причаливает водный транспорт в небольшом количестве называется причал , а если этих судов много и они больших размеров, то это место будет называться порт.

Вам хочется узнать в какой именно мы порт прибыли? Давайте узнаем, прочитав записку.

Логопед читает деформированное предложение (Прибыли, города, в, Сочи, порт, вы)

Дети составляют предложение, проговаривают его по очереди.

Упражнение “Из чего сделана, какая?”

Обратим внимание на лодочку.

Из чего она изготовлена? (Из бумаги). Значит, она какая? (Бумажная).

Если лодку сделают из резины, она будет …

Если лодку сделают из металла, она будет …

Если лодку сделают из пластика, она будет …

Чтобы лодка из пластика была ещё прочнее, к пластику добавляют стекло и получается материал стеклопластик , и лодка получится … (стеклопластиковая).

На магнитной доске - поезд

Назовите следующий вид транспорта, на котором мы продолжим путешествие. (Поезд). К какому виду транспорта он относится? (Железнодорожному).

Почему он так называется?

Кто им управляет? (Машинист). Первый вагон в электропоезде, называется локомотивом, в нём есть мотор, который работает при помощи электричества, поэтому весь поезд и локомотив и вагоны, которые он тянет за собой, называются электропоездом. Я буду машинистом и локомотивом, а вы вагонами.

Я буду давать вам номера вагонов. У нас нумерация с головы поезда.

Ты встанешь между локомотивом и вторым вагоном, каким вагоном ты будешь? (Первым).

Ты будешь вторым вагоном. Где твоё место? (За первым вагоном). Как ещё можно сказать? Я стою между первым и третьим вагоном.

Ты третий вагон. Где ты должен быть?

Ты будешь четвёртым вагоном. Где твоё место? (За третьим вагоном). Как ещё можно сказать? Я стою последним вагоном.

Поезд по чему движется? (По рельсам), будьте внимательны, с рельсов сходить нельзя, а то будет авария. Поехали. (Чух-чух-чух).

Посмотрите как много людей (кукол), они, наверное, ждут поезд. Как вы думаете, место, где пассажиры ждут поезда, встречают своих приехавших родственников и знакомых, как называется? (Вокзал)

Хотите узнать на вокзал, какого города мы прибыли? Давайте узнаем, прочитав записку.

Читаю деформированное предложение (Прибыли, города, на, Челябинска, вокзал, вы) “Погрузи в вагон слово с нужным количеством слогов”

Куклы ждали именно наш поезд, они хотят, чтобы мы доставили груз на следующую станцию. Посмотрите на картинки в их руках. Что мы повезём на нашем поезде, назовите одним словом (Танк, такси, автобус, велосипед – это транспорт).

Приступим к погрузке. В первый вагон загрузим транспортное средство, в котором один слог, во второй слово с двумя слогами, в третий с тремя, в четвёртый с четырьмя.

Дети делят слова на слоги вместе, распределяя карточки между собой.

На магнитной доске - легковая машина

Назовите следующий вид транспорта, на котором мы закончим наше путешествие. (Машина). К какому виду транспорта он относится? (Машина легковая, она относится к наземному транспорту).

Кто водит пассажирский и грузовой транспорт? (Водитель). Как можно ещё его назвать? (Шофёр).

Игра “Ехали-ехали”. Образование глаголов от глагола ехать приставочным (аффиксальным) способом.

Берём каждый по машине. Теперь мы кто? (Водители).

Ехали мы, ехали, до горки … (доехали),

Ехали мы, ехали, до ямы …. (доехали),

Ехали мы, ехали, до речки … (доехали),

Ехали, мы ехали, до дома … (доехали),

Во двор … (заехали), вот и … (приехали).

Место, где ставят машины, называется ….(Гараж). Ставьте свои машины в гаражи.

Хотите узнать, где находятся гаражи? Давайте узнаем, прочитав записку.

Логопед читает деформированное предложение (Находятся, улице, на, гаражи, Космонавтов)

Давайте посмотрим, что находится в самом большом гараже.

Какая машина здесь стоит? (Грузовик). Смотрите, здесь лежит схема рассказа о машине, будем составлять о ней рассказ. Обратите внимание на то, что машина эта, игрушечная.

Составление описательного рассказа по плану:

Как называется транспортное средство?

Из каких частей состоит?

Чем приводится в движение?

Где движется этот транспорт?

Для чего используется, что перевозит?

Кто управляет этим видом транспорта?

Теперь составим рассказ, о настоящей грузовой машине.

11.Рефлексия.

Послушайте отрывки из песенок.

Сначала дослушайте до конца, потом ответьте, о каком транспорте идёт речь. К какому виду относится данное транспортное средство?

Что вам понравилось делать? Какая игра вам больше всего понравилась?

Спасибо вам, ребята!

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе компенсирующей направленности. Тема «Транспорт». «Угадай мою игрушку»

Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Транспорт». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности знакомятся и закрепляют знания о транспорте, учатся описательному рассказу по плану (мнемотаблице).
Цель: обучение описательному рассказу по теме транспорт.
Задачи:
1. Образовательные:
Продолжать расширять знания детей о транспорте – его виде и назначении.
2. Развивающие:
Развивать умение детей быть внимательными, активными в ходе различных игр;
Развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения – наземный, воздушный, водный.
3. Воспитательные:
Воспитывать умение слушать ответы сверстников до конца, не перебивая говорящего;
Воспитывать интерес и уважение к профессиям, связанным с транспортом.
4. Речевые:
Связная речь: продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом, составляя грамматически правильные предложения.
Словарь:
предметный – грузовик, автомобиль, транспорт, подъёмный кран, экскаватор, катер;
качественный – наземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой;
глагольный – гудеть, сигналить, грузить.
Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова – глаголы от производных имён существительных (гудок – гудеть, сигнал – сигналить и т.д.).
Звуковая культура речи: воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: звуковысотный слух; слуховое внимание; восприятие темпа и ритма речи.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – появление грузовичка с подарком, проведение пальчиковой игры, проведение игры «Как гудят машины»
Наглядные: рассматривание игрушечного транспорта, рассматривание дидактических картинок.
Словесные: дидактические игры «Как гудят машины», «Сосчитай», «Назови водителя».
Материалы: грузовик – игрушка, коробка, перевязанная красивой лентой, модели транспорта, дидактические картинки с изображением транспорта, детали деревянного конструктора.
Индивидуальная работа: поощрять использование в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, элементарных способов словообразования.

Ход занятия

В группе раздаётся сигнальный гудок машины.
Воспитатель : мальчики и девочки, слышите? К нам едет грузовик! Видимо, что-то он нам везёт.
Младший воспитатель незаметно провозит машинку-грузовичок в дверь. В кузове грузовика – коробочка, которая перевязана красивой лентой.
Воспитатель: вот это да! Ребята, нам кто-то подарки передал! Давайте посмотрим – от кого они?
Ответ детей (да, давайте посмотрим!).
Воспитатель : тогда присаживайтесь на свои места, посмотрим – что же там.
Воспитатель открывает коробку, сверху в коробке лежит записка: «Здравствуйте, ребята! Это я – ваш давний знакомый Медвежонок. Мне так понравилось с вами играть, петь песенку про улыбку и танцевать, что я решил вам послать подарки от меня и моего друга Крошки Енота. Желаем вам оставаться всегда такими же честными, добрыми, отзывчивыми и дружелюбными!».
Воспитатель : мальчики и девочки, как же здорово, что Медвежонок помнит о нас! Хотите посмотреть – что внутри этой коробочки?
Ответы детей (да, конечно хотим).
Воспитатель: только я вам предлагаю не просто так заглянуть и забрать содержимое коробки, а немного поиграть. Согласны?
Ответы детей (да, согласны).
Воспитатель: а поступим мы так. Вы по очереди будете подходить, брать понравившийся вам предмет и рассказывать про него по плану, а остальные дети будут отгадывать, что же такое досталось вашему другу. Отгадаете – предмет ваш, а не отгадаете – он остается в коробочке и от правится обратно к Медвежонку.
3-4 ребёнка подходят к воспитателю по очереди, показывают на тот предмет, про который хотят рассказать и описывают его по плану:
1. Какого он цвета?
2. Что у него есть (кабина, колёса, руль, лопасти, парус и т.д.)?
3. Какой вид транспорта?
4. Для чего нужен?

Воспитатель : молодцы, ребята, узнали весь транспорт. Теперь я хочу с вами поиграть в игру, которая называется «Сосчитай».
Проводится игра «Сосчитай» по дидактическим картинкам с угаданным транспортом. (Один трактор, два трактора, три трактора, пять тракторов; один подъёмный кран, два подъёмных крана, пять подъёмных кранов и т.д.).
Далее ещё 3-4 ребёнка подходят к коробочке, выбирают понравившийся транспорт, описывают его по плану, остальные дети угадывают.
Воспитатель: какие вы догадливые! Ну а теперь я вам предлагаю поиграть в другую игру, которая называется «».
Проводится игра «Назови водителя» по дидактическим картинкам с угаданным транспортом. (Дети называют профессии водителей угаданного транспорта).
Воспитатель: и с этой задачей справились. Ну давайте тогда немного отдохнём. Предлагаю вам пальчиковую игру «Садись-ка, пальчик в вертолёт».

Физминутка
(дети подходят к воспитателю)
Садись-ка, пальчик в вертолёт
Садись-ка пальчик в вертолёт,
С тобой отправимся в полёт.
Сядем с этим мы в такси,
Он рад домой нас отвезти.
С тобой поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
С этим пальчиком в ракете
Полетим к другой планете.
Ну а с этим малышком
В зоопарк пойдём пешком.
(Пальчики загибаются поочерёдно – с каждым названием транспорта)
Воспитатель: наши пальчики немного попутешествовали, а теперь я дальше предлагаю вам поиграть, угадать – что же ещё в нашей коробочке.
Приглашаются ещё 3-4 ребёнка, которые описывают по плану свой транспорт.
Воспитатель: отлично! И опять вы справились. А я вам предлагаю изобразить тот транспорт, который попался ребятам.
Проводится игра «Как гудят машины» . Дети сначала называют – как гудит или сигналит тот или иной транспорт, затем изображают его звуками (Грузовик сигналит – «Би-би-би»; поезд стучит по рельсам «Чух-чух-чух», самолёт гудит «У-У-У» и т.д.).
Воспитатель : вот так транспорт – слышно на весь мир! Молодцы! Ну и в коробочке нашей осталось совсем немного игрушек. Давайте узнаем – что там припасено ещё.
Оставшиеся дети выбирают транспорт из коробочки, описывают по плану, остальные – угадывают.
Воспитатель: все игрушки мы рассмотрели, они остаются у нас, потому что вы всё угадали. Молодцы! А теперь давайте вспомним – какой же вид транспорта существует? И для чего он нужен человеку?
Ответы детей.
Воспитатель: верно! Предлагаю вам построить из конструктора тот транспорт, который вам понравился.