Хозяйство семьи конспект занятия в старшей группе. Конспект занятия «Я и моя семья» в старшей группе

Тема: «Моя семья»

Программное содержание:

  • Дать детям представление о жизни и быте русских людей- славяне, их душевных качествах- доброте, отзывчивости, почтение к людям, сострадания к ним. Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам.

  • Формировать представление о мире семьи, как о людях живущих вместе (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра). Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

  • Воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Оборудование: Семейные фото, детские рисунки семьи, выставка семейных альбомов.

Методические приемы:сюрпризный момент, проблемная ситуация, включение мотивации, ассоциативная пантомима, демонстрация семейных альбомов, художественное слово, рисование в заданном ключе «семья для утенка», проблемные вопросы, поощрение, приближение объекта к детям, использование плана рассказа, обобщающий рассказ.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ребята! Посмотрите сколько сегодня много собралось гостей, они хотят посмотреть и послушать, что дети знают, как занимаются, умеют составлять рассказы о своей семье.

Предлагаю поздороваться с гостями, чтобы не отвлекаться.

А теперь все внимание на меня. Взялись крепко за руки и посмотрели друг на друга в глаза, а теперь улыбнулись, подарили свою красивую улыбку друг другу.

(Дети садятся на скамейку).

Ребята, я вам сегодня приготовила интересный рассказ, вы хотите его послушать?

Давно- давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. А были одни только поля да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так назывались теперешние русский, украинский, белорусский народы. Славяне были трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу и делать из нее себе одежду. Славяне были дружелюбными и гостеприимными. Они хорошо, ласково обращались со своими друзьями, бедными стариками. Каждая семья-папа, мама, дети- жила в своей избе (так тогда назывались дома) отдельно от других семей. Это была большая, дружная семья, со своими обычаями и традициями. Вот так ребята раньше жили наши предки славяне.

У кого из вас есть папа, мама, брат, сестра? (Ответы детей).

Это ваша семья. Вы тоже дружно живете в своей семье.

Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им? (Обобщаю ответы детей).

А сейчас ребята мы с вами с прошлых лет перенесемся в настоящее время, и я вас приглашаю на нашу фотовыставку « Моя семья», которую приготовили сами дети.

(Читаю стихотворение, звучит музыка).

Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале, мы отражаемся в нем.

Пускай не всегда мы красивы, зато эти фото правдивы.

Хранится альбом в нашем доме, и снимки хранятся в альбоме.

Их много и старых и новых – у нас у семейства большого!

Ребята мы уже с вами рисовали свою семью? Кто хочет о ней рассказать? (Дети по желанию берут свои рисунки рассказывают о своей семье. Обобщаю ответы детей, задаю вопросы).

Кто изображен на фото?

Узнали ли своего товарища по группе?

Где папа, мама, дедушка, бабушка? Как зовут?

Какое настроение? Что они делают? (Дети отвечают полным предложением).

Ребята? А вы обратили внимание, что все дети говорили о своей семье- улыбались.

Кто догадался почему? (так как очень любит семью).

Когда родители рядом, всегда в семье хорошее настроение, радость, счастье, приятно вспомнить тот день, когда все вместе фотографировались. Не даром гласит народная мудрость: «Вся семья вместе и душа на месте». Да ребята, хорошо, что у вас есть семья вы самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, понимают друг друга, весело живут все вместе. Семья бывает большая и маленькая. Главное в семье всегда была любовь, дружба, уважение и понимание друг друга. Ведь семью почитали с древних времен.

Народ сложил много пословиц про семью:


  • «Вся семья вместе и душа на месте».

  • «При солнышко тепло, при матушке добро».

  • «Нет лучше дружка, чем родная матушка».

  • «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют».
- Устали. А теперь можно и немного отдохнуть. А игра называются « Маленькие помощники». Вы любите помогать дома? Сейчас и проверим.

Обратите внимание, какой у нас беспорядок в избе? ( кругом лежат предметы: швабра, тряпка, совок, веник, шарф, шапка, варежки, молоток, гвозди, клещи, отвертка).


  1. «Маме помыть пол, подмести полы, вытереть пыль» (помощники должны принести ей ведро, тряпку, швабру, совок, веник).

  2. «Папа решил починить стул?» (помощники должны принести следующие инструменты: молоток, гвозди, отвертку, клещи).

  3. «Маленький брат собирается на прогулку?» (помощники несут: шарф, шапку, платок, рукавицы).
- Молодцы ребята вы настоящие помощники своим родителям. (Усаживаю детей на место).

Ребята понравилось вам наше занятии? Почему? (Слушаю ответы детей, задаю наводящие вопросы про славян, кто эти люди?)

Я довольна сегодня вами. Молодцы. Мне очень понравились ваши рассказы о семье.

Звучит музыка. Читаю стихотворение.

Итак, мы сегодня для вас открываем семейный альбом:

Мы в этом альбоме гостей принимаем, цветы поливаем, и в игры играем.

Мы дом убираем, друзей вспоминаем, и песни поем! ( звучит песня про семью).

Дети, мы с вами одна большая, дружная семья, у нас есть много фотографий в альбоме, и сегодня мы пополним наш альбом еще одной семьей - это фото на память с нашими гостями.

И в конце занятия сюрприз: «Заморочка из бочки» (достаю из бочки цифру 7 и букву Я). Какое слово получилось? Конечно же СЕМЬЯ. Молодцы! На этом наше занятие закончено. Спасибо. До свидание!

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Моя семья»

Цель: показать значение семьи в жизни человека.

Задачи: закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;

развивать диалогическую речь;

воспитывать у детей чувство гордости и любви, уважение

заботы о членах семьи;

развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

Подготовительная работа:

  • составление и оформление генеалогического древа своей семьи;
  • составление семейного альбома;
  • конкурс рисунков «Моя семья».

Ход занятия

Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

Организационный момент:

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне повеселиться.

  1. - Послушайте, пожалуйста, потешку и подумайте, как можно назвать одним словом людей, которые едут из-за леса, из-за гор? (Семья.)

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам - на лошадке,

Жена - на коровке,

Дети - на телятках,

Внуки - на козлятках.

В этой семье живут три поколения. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальными словами: жена, муж, дети, внуки. Определите, кем в этой потешке приходятся друг другу люди. Что вы можете сказать об этой семье? Почему вы решили, что семья большая, дружная, трудолюбивая?

Дедушка Егор и его жена - старшие члены семьи. Они воспитали своих детей, а теперь помогают детям растить своих внуков. Их все в семье почитают. Знаете, что означает это слово? (Уважают, советуются, проявляют почтение, внимание). Все члены семьи очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и вместе ведут хозяйство, помогают друг другу в трудную минуту и в обычных делах.

  1. Сегодня мы с вами поговорим о семье. Как вы понимаете слово «семья»? (Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, брат, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.) Ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья сёстры, если у человека много родственников - значит у него большая семья!

А кто хочет рассказать о своей семье (задаю вопросы)

С кем ты живёшь?

Кто у вас в семье старший (младший?

Для мамы с папой ты кто?

А у тебя есть сестрёнка или братик?

А для бабушки с дедушкой ты кто?

У кого есть братья (сёстры?

Они старше или младше вас?

Чем занимаются твои мама и папа?

Как ты помогаешь взрослым?

С кем из членов семьи ты любишь играть?

Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье. Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки - это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.

3.- Вам нравится ваша семья? А сейчас давайте поиграем в игру «Какая ваша семья» (дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова.)

(Названные комплименты располагаются в виде лучиков, прикрепляемых к желтому кругу из бумаги.)

счастливая

трудолюбивая

хозяйственная

спортивная

культурная

жизнерадостная

гостеприимная

здоровая

Как вы думаете, что разрушает семью?

(Слово прикрепляется в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко.)

Ссоры, обиды

Конфликты

Непонимание

Невнимание

непослушание

неправильные поступки

  1. Игра «Радость или огорчение? »

В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.

У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный?

Сейчас я вам раздам кружочки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.

  • Вы съели на завтрак всю кашу
  • Вы подрались с другом
  • Разбросали по комнате все игрушки
  • Помогли маме вымыть посуду
  • Нагрубили бабушке
  • Нарисовали и подарили папе красивый рисунок
  • Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
  • Порвали новую книжку
  • Хорошо вели себя в детском саду

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

  1. Игра «Кто ты мне? »

Все члены семьи связаны друг с другом как-будто невидимыми ниточками - родственными отношениями. Сейчас мы проверим, знаете ли вы кто в семье кому и кем приводится. (Вставайте в кружок. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы бросаете мяч мне назад и отвечаете на вопрос.)

  • Я тебе мама, значит ты мне (сын, дочь) .
  • Я тебе бабушка - ты мне (внук, внучка) .
  • Я тебе сестра - ты мне (брат, сестра) .
  • Я тебе тётя - ты мне (племянник, племянница) .
  • Я тебе жена - ты мне (муж) .

Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.

  1. Беседа по фотографиям.

Воспитатель берет в руки альбом с фотографиями и читает стихотворение:

Есть в доме любом семейный альбом,

Как в зеркале мы отражаемся в нём.

Пускай не всегда мы красивы,

Зато эти фото - правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

Семейные снимки хранятся в альбоме.

У каждого из вас есть семейный альбом. И обычно на первой страничке помещают фотографии самых главных членов семьи. Как вы думаете кого? (Бабушки и дедушки.) Затем фотографии мам, пап, детей.

В каждой семье есть фотографии, на которых запечатлены моменты вашей жизни. У кого то они хранятся вот в таких (показывает) альбомах, у кого-то в компьютере… давайте заглянем в ваш семейный альбом. Расскажите о своей семье. Народная мудрость гласит: «Не нужен клад, когда в семье лад». Как вы понимаете её? В какой семье клад? А в какой лад? Что такое «лад»? (Умение ладить с собой и с людьми - это самое ценное качество в человеке.)

(Выступление ребенка, рассказ о своей семье и показ фотографий из альбома.)

  1. А сейчас давайте послушаем и отгадаем загадки о самых близких и дорогих нам людях.

Отгадывание загадок

Излучает она свет,

От улыбки - ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная … (мамочка)

Всё хозяйство: лебеда

Да хохлатка Рябушка,

Но яичницей всегда

Нас накормит … (бабушка)

Надарила безделушек-

Семь матрёшек и бобрёнка…

Но дороже всех игрушек

Для меня моя … (сестрёнка)

Угадай-ка, кто же это?

Пейджер, трубка, галстук, шляпа.

Жду, друзья от вас ответа.

Молодцы! Конечно … (папа)

Мочит в тёплом молоке

Он кусочек хлебушка,

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый …. (дедушка)

Должен вам признаться я:

Есть приятель у меня,

Но надежней во сто крат

Мой защитник, старший … (брат)

В этом слове семь букв «Я».

Отгадай-ка, друг! (семья)

  1. Физкультминутка

Кто живет у нас в квартире?

1 2 3 4 (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире (шагаем на месте)

1 2 3 4 5 (прыжки на месте)

Папа! Мама! Брат! Сестра (хлопки в ладоши)

Деда! Бабушка! И я! (наклоны влево и вправо)

Наша дружная семья!

Семья - это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится.

  1. Рассматривание плакатов «Родословное дерево»

Вместе с родителями вы составляли своё родословное дерево.

Какая часть у дерева считается главной? (Корень.)

А в семье кто главный? (Тот, кто старше.) Это наши бабушки и дедушки, согласитесь, они всегда помогают нам принять правильное решение, помогают нам советом. (Несколько вступлений детей по генеалогическому древу.)

  1. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье.

Свой дом - самое лучшее место.

Кто живет ладно, у того все складно.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

В хорошей семье, хорошие дети растут.

Родители трудолюбивы - дети не ленивы!

  1. Пальчиковая гимнастика

Моя семья

Этот пальчик - дедушка.

Этот пальчик - бабушка.

Этот пальчик - папочка.

Этот пальчик - мамочка.

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья.

  1. Выполнение аппликации на тему «Семья». Каждый в своих индивидуальных домиках вклеивает в окошечки членов своей семьи и создается общая картина.
  2. Итог занятия

Дети: Семья - это счастье, любовь и удача.

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота.

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно! Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно,

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья,

Какая хорошая ваша семья!

Восп. : дети, возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира

«Моя семья»

(средняя группа)

Цель: Способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста представления о семье и нравственных нормах.

Задачи:

О.О. «Социализация»:

Расширять представления детей о составе семьи, о родственных связях.

Учить детей быть внимательными к близким людям, заботиться о них, формировать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.

Приобщать к общепринятым нормам и правилам поведения.

О.О. «Познание»:

Развивать у детей память, логическое мышление и творческое воображение.

Формировать в детях нравственные категории добра и зла.

Развивать умение детей четко и полно отвечать на вопросы.

О.О. «Коммуникация»:

Развивать навыки устной речи

Обогащать словарный запас детей

Развивать инициативность в общении с окружающими, умение вступать в контакт, договариваться, слушать и слышать партнёра.

О.О. «Здоровье»:

Формировать культурно-гигиенические навыки.

Формировать у дошкольников элементарные навыки здорового образа жизни.

Предварительная работа: беседа детей с родителями дома о своей семье, рассматривание семейных фотографий, чтение стихов и рассказов о семье.

Ход занятия

Дети заходят в группу за воспитателем.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Молодцы! А теперь станем в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: А теперь сели на свои стульчики. Сейчас я вам расскажу сказку. А начинается она так: - Жил-был на свете мальчик Ваня. Он жил один-одинешенек, никого у него не было.

Ребята, а такое бывает, что у человека совсем никого не было?

Дети: Нет. У всех есть мамы и папы, бабушки и дедушки.

Воспитатель: Значит, у человека должна быть….

Дети: семья.

Воспитатель: Семья - это родные люди, которые любят друг друга, живут вместе, помогают друг другу. Давайте перечислим, из кого состоит семья

Дети: Дедушка, бабушка, папа, мама, брат (сестра), я.

Воспитатель: Ребята, а как члены семьи относятся друг другу?

Дети: Любят друг друга, уважают, помогают.

Воспитатель: Правильно, в семье все любят друг друга. И называют друг друга ласково. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково». Я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково.

Дочь - доченька, дочурка

Сын - сынок, сыночек

Папа - папочка, папенька, папуля

Мама - мамочка, мамуля.

Дед - дедушка, дедуля

Бабушка - Бабуля, бабулечка.

Сестра - сестренка, сестричка

Брат - братишка, братик

Внук - внучок, внучек

Внучка -внученька

Воспитатель: Молодцы, ребята!!! Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных. Все должны любить и уважать своих родных - мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек. И никогда нельзя их …….

Дети:(огорчать)

Игра «Солнышко и тучка»

Воспитатель: Посмотрите, у вас в корзиночках лежат тучка и солнышко. Я буду предлагать ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает радость у родных, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку.

Вы помогли мама вымыть посуду?

На прогулке испачкали куртку?

Убрали за собой игрушки?

Подрался с другом?

Заботишься о бабушке, она заболела?

Разбил мамину любимую вазу?

Поздравил дедушку с днем рождения?

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь немного отдохнем.

(дети выходят на ковер в рассыпную, лицом к воспитателю)

Физминутка

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

Воспитатель: Молодцы! Как хорошо отдохнули. Ну, а теперь предлагаю поиграть в другую игру. Для этого нужно сесть на свои места. Готовы?

Дидактическая игра «Собери цепочку»

Воспитатель: Возьмите фотографии своих родных и разложите по возрасту (сначала самый младший, затем тот, кто старше и т.д.).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Что вы там заметили.

Дети: Что у мальчика Вани есть семья.

Воспитатель: Ребята, а в каждой семье есть взрослые и маленькие. Посмотрите внимательно на картинки и ответьте на вопросы:

Игра « Кто старше, кто моложе»

Кто старше бабушка или мама?

Кто младше ребенок или папа?

Кто старше мама или ребенок?

Кто младше дедушка или папа?

Мама моложе, а бабушка - (старше)

Дедушка старше, а ребенок - (моложе)

Воспитатель: Молодцы! Справились. Ребята, как люди должны жить в семье (дружно, должны заботиться друг о друге, понимать друг друга, помогать)

Верно. А вы знаете, что у каждого в семье есть свои обязанности. Ваши бабушки и дедушки, ваши родители всегда, что-то делают по дому. Я буду называть обязанности, а вы будете поднимать фотографию того, кто это делает дома.

Ходит на работу; шьет; ходит в магазин за покупками; учит уроки; готовит пищу; ухаживает за цветами; вытирает пыль; моет посуду; убирает в доме; гладит; играет; стирает; читает сказку на ночь; мастерит.

Воспитатель: Молодцы, справились!

Ребята у всех есть семья. А у каждой семьи есть свой дом, где они живут счастливо. Давайте и мы сделаем домики, чтобы у нас получился небольшой городок, в котором будут жить много семей, они будут ходить друг к другу в гости.

(аппликация)

Воспитатель: Отлично! У вас получились красивые дома.

Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?

Что такое семья?

Как люди должны жить в семье?

Как вы должны относиться к своим родным?

Цель: Дать детям понятие «семья», из кого она состоит, формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Задачи: Обогащать духовный мир детей. Воспитывать культуру общения. С помощью музыкального, поэтического, театрального и изобразительного искусства воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи. Развивать общительность и коммуникабельность. Содействовать развитию у детей памяти, логического мышления и творческого воображения с помощью игровой ситуации, театральных игр, кроссвордов, ребуса. Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях, связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения. Учить пользоваться прямой и косвенной речью. Обогащать словарный запас детей, уточняя понятия «кроссворд», «ребус».

Материал: Семейные фотографии детей, учебная картина «Моя семья», масляная пастель, бумага формата А4, музыкальный центр, аудиоматериал.

Предварительная работа: Беседы воспитателя с детьми на темы «Моя семья», «Семейные будни и семейные праздники», «Забота о ближних». Знакомство с народными традициями, семейным укладом жизни, пословицами и поговорками о семье. Разучивание стихотворений Е. Гомоновой «Моя семья», Я. Акима «Моя родня». Рассматривание семейных фотографий и рассказы о своей семье. Инсценирование стихов и шуток-малюток на тему «Моя семья».

Ход занятия :

Воспитатель: - предлагаю начать наше занятие с игры, но игры необычной: знаете ли вы, что такое кроссворд? (ответы детей). Предлагаю вам разгадать кроссворд, имеющий прямое отношение к теме нашего занятия. Вам надо правильно назвать слова по горизонтали.

Вопросы кроссворда:

  1. Самые родные для ребенка люди (мама и папа).
  2. Самый младший член семьи (ребенок).
  3. Кто из вашей семьи ходит в детский сад (я).
  4. Все нарядные с утра: я, братишки и … (сестра).
  5. Самые старшие члены семьи (дедушка и бабушка)
  6. Слово с буквой «о», означающее «жилище», «кров».
  7. Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году, и у каждого он свой (день рождения).

Дети вместе с педагогом разгадывают кроссворд, называют словосочетание по вертикали: «моя семья».

Воспитатель: - А что такое «ребус»? Вы знаете? (ответы детей). попробуйте догадаться по этой картинке, какое слово здесь зашифровано (показывает карточку, на который изображена цифра 7 и рядом буква «я»). Дети называют слово: «семья».

Воспитатель: - Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? (ответы детей). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательно к своим родным: ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз - такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестер, но сходство проявляется не только во внешности. Вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

Говорят, что в старину

Так оно и было

Много братьев и сестер

Весело дружило.

Вместе пили молоко,

Вместе ели сушки

Настоящий детский сад

В каждой был избушке.

(Ю. Энтин)

Воспитатель: - В народе говорят: семьей и горох молотят. А вы знаете пословицы и поговорки о семье? (дети вспоминают, а потом по очереди их произносят).

Пословицы и поговорки о семье:

  1. Согласие да лад - в семье клад.
  2. Согласную семью горе не берет.
  3. Когда нет семьи, так и дома нет.
  4. При солнышке тепло - при матери добро.
  5. Не будет добра, коли в семье вражда.
  6. Семья без детей - что цветок без запаха.

Воспитатель: - Недаром в народе говорят: не нужен и клад, коли в семье лад. О счастливой семье у нас есть стихотворение:

Что такое семья?

Мама, папа и я,

И сестренка моя -

Вот и вся у нас семья…

Ну а как же бабушки,

Ну а как же дедушки?

Что такое семья?

Мама, папа и я,

баба Зоя, баба Зина,

дедушки: Егор, Василий,

и сестренка моя -

Вот и вся у нас семья.

Ну а как же дяди?

Ну а как же тети?

Что такое семья?

Мама, папа и я,

баба Зоя, баба Зина,

дедушки: Егор, Василий,

тетя Аня, тетя Таня,

дядя Вова, дядя Ваня,

и сестренка моя -

Вот и вся у нас семья.

А братишек и сестренок

Всех двоюродных назвать

Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка.

А вот этот пальчик - я.

Вместе - дружная семья!

Пальцы сжаты в кулак.

Разгибаем пальцы:

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка.

Вот деточка моя.

Вот и вся семья!

Пальцы раскрыты веером.

Воспитатель приглашает детей к картине «Моя семья». Не называя картины, предлагает детям внимательно ее рассмотреть, и задает им вопросы, связанные с сюжетом картины.

  1. Кого вы видите на картине?
  2. Чем занимается каждый?
  3. Как называются одним словом все родственники?
  4. Как вы догадались, что семья собралась в комнате?
  5. Как вы догадались, что все собрались в комнате вечером?
  6. Как бы вы сами назвали эту картину?

Воспитатель приглашает детей к «волшебному экрану», на котором закреплены фотографии семей детей.

Воспитатель: - Я приглашаю вас к волшебному экрану, который поможет вам, ребята, рассказать о своей семье.

Три-четыре ребенка рассказывают о своей семье.

Воспитатель: - А вы ходите с родителями в театр? Какие театры вы посещали? Какие спектакли или концерты видели (дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями). Давайте и мы устроим у себя театр и разыграем небольшие спектакли.

Педагог приглашает детей подготовиться для показа сценок.

Сценка 1. «Находчивая мама».

Простясь до завтра с детским садом,

Шагает дочка с мамой рядом.

Но вот заныла по пути: -

Устала я шагать-идти!

Зачем шагать? - сказала мать,-

Попробуй зайцем поскакать!

Вот так! Еще давай-ка!

Отлично! Ай да зайка!

Теперь попробуй, покажи-ка

Как семенит к норе ежиха…

Теперь - как бегает щенок.

Ух, как! Стремглав, не чуя ног!

Как за птенцом крадется кошка?

Не слышно, вкрадчиво, сторожко…

А как ступает слон большой?

Трясутся стены дома!

А как бельчонок?

Но, постой! Вот мы уже и дома!

(С. Погореловский)

Сценка 2. «Какой же я».

Действующие лица: папа, мама, сын.

Говорят мне папа с мамой…

Ты у нас такой упрямый!

Все умылись и поели,

Только ты лежишь в постели.

Сколько можно повторять,

Что пора тебе вставать!

Я умылся чисто с мылом -

Мама сразу похвалила:

Вот теперь, сынок Алеша,

Ты послушный и хороший!

Я всегда у них такой:

То хороший, то плохой!

(Д. Шеянов)

Сценка 3. «Бабушка и внучка»

Действующие лица: ведущий, внучка, бабушка.

Ведущий: - У Кати два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один, и нос один.

Внучка: - Скажи, бабушка, почему у меня всего по два, а язык один, и нос один?

Бабушка: - А потому, милая внучка, чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила, и меньше болтала, и нос свой куда не надо не совала!

Внучка: - Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному!

Бабушка: - Ясно?

Внучка: - Яяяяяясно!

(По Е. Пермяку)

Педагог: - Как хорошо, когда вся семья вместе! А бывает это обычно по выходным дням.

Ребенок читает стихотворение:

Очень, очень счастливая,

В сборе вся моя семья:

И папа со мной, и мама со мной,

Какой замечательный выходной!

Сегодня никто никуда не спешит,

Никто на работу с утра не бежит.

Мы просто все вместе по парку идем,

Играем, смеемся, и даже поем!

(Е. Гомонова)

Итоговые слова воспитателя:

Ребята, вы - самые счастливые на свете! Потому что у вас есть семья. Семьи бывают большие и маленькие. В семье все друг друга любят и уважают. Давайте с вами дорисуем начатые на прошлом занятии рисунки о своей семье. Мы уже нарисовали маму и папу, а теперь можно дорисовать бабушек, дедушек, братьев, сестер, у кого есть, а также любимых питомцев, которые живут с нами (дети приступают к рисованию).

Затем воспитатель готовит выставку из детских работ.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Моя семья»

Цель:

Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Задачи:

    Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.

    Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.

    Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.

    Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Предварительная работа:

    Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.

    Рассматривание семейных фотографий.

    Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

    Закрепление знаний пословиц о семье.

    Чтение стихов и рассказов о семье.

Материал:

Семейные фотографии, карточки солнышка и тучки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? С каким настроением вы проснулись? Какие ласковые, добрые слова вы услышали утром от мамы, папы? А какие слова вы сказали в ответ?

2. Основная часть

Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, что есть на земле - о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья. Но сначала я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?»

Дети : Имя.

Воспитател ь: Чем отличаются люди из разных семей?

Дети : Фамилией.

Воспитатель : Ребята, кто сможет представиться? (Ответы 2 – 3 детей .)

Дети: Меня зовут…, моя фамилия….

Воспитатель : Благодарю вас.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

Дети : Семья.

Воспитатель : Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?

(Ответы детей.)

Воспитатель : Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Ребята, внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким.

Мама с папой - моя родня,

Нет роднее родни у меня,

И сестренка родня и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем им подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню – волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфетка – Тишке.

А ещё есть друг у меня,

Друг Серега мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра.

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Воспитатель : Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите их. (Ответы детей.)

Воспитатель : Друг Сережа, он член семьи?
Дети : Нет, он не член семьи и не родственник.

Воспитатель : Кем он приходится герою стихотворения?

Дети : Он приходится другом.

Воспитатель : Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.

Воспитатель : Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?

Дети : Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.

Воспитател ь: Все ли семьи одинаковые или разные?

Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья - большая или маленькая - главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.

Воспитатель : Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них.

Воспитатель: Ну а теперь давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»

/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/

Кто приехал? /большими пальцами/

Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/

Мама, мама, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /указательными пальцами/

Папа, папа, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /средними пальцами/

Братец, братец, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /безымянными пальцами/

Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /мизинцами

Вместе мы одна большая, дружная семья/ большими пальцами/

Да, да, да. /всеми пальцами/

Воспитатель : А сейчас, ребята, внимательно послушайте стихотворение и отгадайте, о ком говорится в нем…

1. “Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.

Низко небо серое над крышами висит.

А в доме чистота, уют.

У нас своя погода тут.

Улыбнётся … ясно и тепло.

Вот уже и солнышко в комнате взошло.”

Про кого это, вы, конечно же, догадались, это – мама.

Скажите самые хорошие слова про маму, какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная,

ласковая, внимательная…)

2. Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть? Правильно, папа.

Кем вы приходитесь папе?

Дети: Сыном, дочкой.

Скажите самые хорошие слова о папе. Какой у вас папа? (Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый…)

3. Ароматное варенье, Пироги на угощенье, Вкусные оладушки, у любимой…

Правильно: бабушки.

А какими ласковыми словами вас называет бабушка?

4. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед,

Мой родной, любимый... (дед)

А кем вы приходитесь своему дедушке?

Дети: Внуком, внучкой.

5. Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка

Моя младшая… (сестрёнка)

Кем вы приходитесь сестре?

Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята, вы меня радуете своими знаниями.

Воспитатель : - Ребята, а как мы выражаем любовь своим близким? (Ответы детей).

Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) - на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка).

Д/и «Радость и печаль»

Воспитатель: Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует - солнышко.

Нарисовали красивую картину;

Подрались с другом;

Съели манную кашу;

Убрали игрушки на место;

Порвали книгу;

На прогулке замарали куртку;

Разбили чашку;

Уступили место в автобусе бабушке;

Помогли маме с уборкой;

Отыскали потерянные бабушкой очки;

Разбили чашку;

Помогли маме с уборкой…

Воспитатель: Сегодня у нас открыта выставка фотографий, на которых многие из вас сняты вместе с родителями. Я думаю, всем нам интересно будет послушать рассказы о ваших семьях.

(Рассказывают 2 – 3 ребенка: кто изображен на рисунке; мою маму зовут…, папу зовут…, Ф.И. бабушек и дедушек, которые на рисунках; где находитесь, чем занимаетесь, любите ли свою семью? и т. д.)

Воспитатель : Ребята, а когда вы смотрите на свои фотографии, рассказываете о своих семьях, какие чувства вы испытываете?

Дети : Радость, хорошее настроение, любовь.

Воспитатель: Почему?

Дети : Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня.

Воспитатель: Верно, ребята, дом, семья – это то, место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо. Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним:

«Не нужен клад, коли в семье лад».

«Семьей дорожить – счастливым быть».

«Вся семья вместе и душа на месте».

«При солнышке тепло, при матери добро».

«В хорошей семье хорошие дети растут».

«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»

«В семье и каша гуще».

«В своем доме и стены помогают».

3. Итог занятия

Воспитатель: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.

Спасибо вам, что сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.

Дети: Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно,

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель:

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть его дороже?

На этой сказочной земле.